Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При характеристике системы управления развитием методической службы уточнено толкование ряда определений, используемых в работе. Изучение систем управления позволяет сделать вывод, что ведущую роль в структуре управления играют определенные функции, сформированные в интересах педагога и коллектива. Их права и обязанности реализуются посредством информационно-аналитической, мотивационно-целевой… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теория и практика управления развитием методической службы профессионального образовательного учреждения
    • 1. 1. Методическая служба профессионального образовательного учреждения: сущность и специфика
    • 1. 2. Система и функции управления развитием методической службы
    • 1. 3. Состояние и проблемы управления развитием методической службы в региональном профессиональном колледже
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Педагогическая модель развития методической службы регионального профессионального колледжа
    • 2. 1. Моделирование системы управления развитием методической службы
    • 2. 2. Педагогические условия функционирования экспериментальной системы управления развитием методической службы
    • 2. 3. Результаты функционирования экспериментальной модели управления развитием методической службы
  • Выводы

Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение приобретает проблема совершенствования подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования. Качество подготовки специалистов среднего звена, их востребованность на рынке труда можно обеспечить за счет внедрения в учебный процесс интенсивных педагогических технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения профессионализма и мастерства педагогов. Для решения этих задач необходимым становится создание эффективной методической службы профессионального образовательного учреждения. Современная методическая служба должна обеспечить условия для перехода, а затем и функционирования учреждений профессионального образования в соответствии с парадигмой развивающего обучения. Обновление содержания образования, введение государственных образовательных стандартов, разработка и использование новых педагогических технологий, альтернативные программы и учебники, новые актуальные проблемы педагогики, психологии и дидактики ставят преподавателей и мастеров производственного обучения в исключительно сложное положение. Методической службе необходимо через гибкую методическую модель предоставить педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального развития, обеспечить ему личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь. Изменение содержания работы приводит к поиску новых форм его реализации.

Вследствие этого актуальным становится проведение комплекса научно-педагогических исследований с целью определения путей и способов создания эффективной системы управления развитием методической службы. Проблема совершенствования управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа исследуется с позиций двух взаимосвязанных сторон: через создание оптимальной модели и через совершенствование направлений методической работы. Без глубокой проработки поставленных задач сложно подойти к реализации разработки путей создания эффективной методической службы.

Среди факторов, которые обусловливают выбор темы актуально значимого исследования, выделяются следующие: востребованность теоретической разработки проблемы моделирования системы управления развитием методической службы;

— наличие социального заказа на исследование данной темыправительство Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предлагает сосредоточить усилия ученых на решении проблем, связанных с принципиальным обновлением системы научно-методического обеспечения образования;

— необходимость повышения качества организации образовательного процесса профессиональных образовательных учреждений преподавателями и мастерами производственного обучения (в настоящее время педагогические работники нуждаются не столько в оказании методической помощи, сколько в создании условий для саморазвивающейся педагогической и методической деятельности) — наличие противоречий между содержанием современного профессионального образования и требованиями, предъявляемыми производством, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности специалистав связи с этим возрастает роль методической службы в выработке образовательной стратегии профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных его условий.

Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблемы создания эффективной методической службы и управления ею привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогики, в частности, управление методической службой общеобразовательных школ. Технологии управления опирались на мощный пласт теоретических достижений традиционной теории внутришкольного управления, основы которого заложены в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Бондаря, Г. Г. Габдуллина, Ю. В. Васильева, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, В. Ю, Кричевского,.

A.М.Моисеева, А. А. Орлова, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, А. Г. Соколова, Н. С. Сунцова, В. И. Хавроничева, П. В. Худоминского, О. Ф. Федоровой, Т. И. Шамовой и других.

В работах Т. П. Афанасьевой, К. Я. Вазиной, В. Н. Гурова, И. В. Жуковского, Л. П. Ильенко, С. В. Кульневича, В. С. Лазарева,.

B.М.Лизинского, Н. В. Немовой, Ю. Н. Петрова, В. С. Пикельной, В. П. Сергеевой, С. В. Степанова, П. И. Третьякова, В. А. Якунина достаточно глубоко и системно представлены практически все аспекты управления методической службой общеобразовательной школы. Значительно меньше исследованы в педагогической науке вопросы управления методической службой профессиональных образовательных учреждений. Система управления методической службой профессионального образовательного учреждения (в том числе, колледжа) должна учитывать специфические особенности, характеризующиеся множеством факторов: специальным многоуровневым содержанием образования, непрерывным процессом интегрированной подготовки рабочих и специалистов разного профиля, специфическими целями, функциями, методами и формами деятельности субъектовналичием сложной производственной материально-технической базы. Поэтому теорию управления методической службой школы нельзя в полной мере использовать для управления методической службой профессионального образовательного учреждения. Особенности управления методической работой профессиональных учебных заведений рассмотрены В. А. Андреевой, М. К. Бочаровым, В. Н. Максимовой, Е. Г. Мартыновым, В. И. Мигалем, В. А. Подвойским, П. И. Самойленко, Л. Г. Семушиной, В. П. Симоновым, И. П. Смирновым, П. И. Третьяковым, В. Д. Федоровым, Р. Х. Шакуровым и другими.

Существенной предпосылкой исследования стали труды по общим вопросам профессионального образования А. П. Беляевой, А. А. Вербицкого,.

A.П.Владиславлева, В. А. Гороховой, Г. П. Зинченко, Ф. Г. Филиппова.

В работах И. А. Зимней, Ю. А. Лобейко, Н. Д. Никандрова,.

B.К.Шаповалова, И. А. Шаповаловой, Е. Н. Шиянова определены гуманистические и культурологические подходы к решению педагогических проблем, используемые при организации методической работы.

Отечественной наукой исследованы аспекты научно-методической деятельности современного педагогического коллектива, создания инновационной методической службы, ее структуры и содержания методической работы в профессиональном образовательном учреждении. Теоретические разработки по этим вопросам содержатся в работах П. Ф. Анисимова, О. С. Анисимова, Т. П. Афанасьевой, Г. С. Белова, Л. И. Белоусовой, А. Т. Глазунова, В. Н. Ефимова, В. Д. Зотовой, Э. Д. Идиатуллиной, В. Н. Максимовой, Р. Л. Новик, Т. И. Олифиренко, Н. А. Подхомутникова, Т. Н. Роденковой, Т. А. Сергеевой, Н.ГЛрошенко.

Разработкой методического обеспечения деятельности профессиональных учебных заведений в новых социально-педагогических условиях занимались А. П. Беляева, И. П. Жданова, С. И. Железнякова, И. С. Михнева, А. М. Саранов, Е. Е. Снегирева, А. М. Шеховцов, Н. А. Шмелева.

Актуальные вопросы организационно-методического обеспечения регионального профессионального учебного заведения были рассмотрены Л. И. Белоусовой, А. П. Беляевой, В. И. Грибановым, Л. Д. Демиденко, В. И. Мигалем, И. П. Смирновым, П. С. Хейфецем.

Проблемы организации работы методического работника профессионального учебного заведения затронуты в работах Л. И. Белоусовой, А. К. Богомазовой, О. Г. Бутузовой, Э. З. Идиатуллиной, В. А. Ермоленко, В. З. Левченко, Н. Н. Михайловой, А. М. Новикова, Т. И. Олифиренко, Н. М. Уваровой.

Многие научные исследования посвящены отдельным направлениям деятельности методической службы. В работах Ю. И. Баринова, В. П. Беспалько, О. Г. Бутузовой, Н. Л. Гунявиной, В. А. Ермоленко, Т. В. Жаровой, А. Н. Лейбович, Т. Ю. Ломакиной, Т. Т. Новиковой, Л. Г. Семушиной, Л. Н. Сумароковой, Ю. Ф. Третьяковой, Л. Д. Федотовой рассматривается деятельность современной методической службы профессионального образовательного учреждения по формированию содержания обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, по разработке учебно-программной документации. Методики профессионального обучения нашли отражение в публикациях М. Ф. Аронова, Т. Ю. Ломакиной, В. М. Монахова, В. А. Полякова, В. А. Скакуна, Ю. АЛкубаанализ, обоснование и рекомендации по применению отдельных методов обучения, в том числе, инновационных, содержатся в работах П. А. Алехнович, А. А. Вербицкого, С. И. Заславской, И. И. Петровой, Г. А. Рудик. Специфике организации и проведения современного урока, применению инновационных технологий обучения посвящены научные труды и статьи К. Ангеловского, М. Ф. Аронова, В. П. Беспалько, А. А. Гин, В. А. Ермоленко, Л. С. Ждановой, И. И. Ильясова, Ю. А. Конаржевского, Ю. В. Носко, А. К. Орешкиной, Ю. К. Черновой,.

A.Ф.Щепотина.

В диссертационных исследованиях Т. В. Гончаренко, Н. И. Морозовой, Е. Е. Снегиревой, А. М. Степановой рассмотрены аспекты научно-методического обеспечения профессиональных учебных заведений в системе многоуровневой подготовки. Ряд ученых: В. П. Беспалько, И. К. Григорьева,.

B.К.Маригодов, Т. И. Олифиренко, Б. В. Пальчевский, А. А. Слободянюк, Ю. Г. Татур и другие исследовали научно-методические комплексы средств обучения.

Вопросами работы с передовым педагогическим опытом занимались СЛ. Батышев, Ю. И. Виноградов, С. И. Максименко, Т. В. Максимченко, Т. И. Олифиренко, Т. А. Сергеева, М. Н. Скаткинвопросами развития творчества преподавателей — И. П. Андриади, Н. А. Колесников, В. Л. Худяков. Методические рекомендации по повышению квалификации педагогов разработали В. Л. Макарова, Б. С. Патралов, М. Б. Сибирская. В диссертационном исследовании Н. Е. Отвагиной всесторонне рассмотрена проблема методического обеспечения развития педагогических работников профессиональных образовательных учреждений.

Изучению зарубежного опыта организации методической работы посвящены публикации А. Т. Глазунова, М. В. Кларина, Н. М. Лизуновой, А. М. Новикова, Г. А. Федотовой и других.

Психологической литературой представлены широкие возможности для проведения эффективной методической работы. Это труды С. К. Бондыревой, А. Г. Ковалева, А. А. Леонтьева, А. К. Марковой, В. П. Озерова,.

A.В.Петровского, Я. А. Пономарева, Д. И. Фельдштейна, Л. М. Фридмана и других.

Исторический аспект, учитывающий опыт, традиции, преемственность процесса совершенствования методической работы отражен в трудах П. Барта, Ш. И. Ганелина, Е. Я. Голанта, Н. И. Кравцова, П. А. Лебедева,.

B.В.Малашевича, И. П. Позняка, К. Д. Ушинского, М. Ф. Шабаевой.

При формировании доминантных понятий предмета исследования использовалась литература следующих авторов: О. Г. Бутузовой, В. Н. Гурова, Е. Г. Мартынова, Т. И. Олифиренко, Т. А. Сергеевой, В. А. Сластенина,.

C.В.Степанова, П. И. Третьякова, Н. М. Уваровой, и других.

В настоящем исследовании предпринята попытка развить научные идеи управления развитием методической службы колледжа при поддержке плодотворной научно-педагогической работы ученых и практиков Ставропольского края О. А. Ахвердовой, Н. И. Бутенко, В. И. Горовой, Л. И. Губаревой, В. А. Казначеева, А. Е. Шабалдаса, В. А. Шаповалова, В. К. Шаповалова, И. А. Шаповаловой и других.

Актуальность и теоретическая неразработанность рассматриваемых проблем, а также настоящая потребность практики в разработке, обобщении накопленного учеными, методистами и педагогами опыта обусловили выбор темы исследования «Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: какова педагогическая модель управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа?

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытной проверке педагогической модели управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа.

В качестве объекта исследования рассматривается процесс управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа.

Предметом исследования является содержание и технология реализации педагогической модели совершенствования методической I службы регионального профессионального колледжа.

Гипотеза исследования. Эффективность технологий управления развитием методической службы обеспечивается педагогическими условиями, адекватными современным целям профессионального образования, а именно:

— созданием и реализацией модели управления развитием методической службы;

— формированием оптимальной структуры методической службы;

— реализацией современных достижений педагогической науки в теоретической и практической подготовке методических работников и педагогов колледжа;

— целенаправленной работой по развитию у педагогических и методических работников мотивации к овладению новыми профессиональными знаниями и умениями.

В данных условиях создаются оптимальные возможности для функционирования методической службы в режиме развития.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

— уточнить сущность и специфику понятия «методическая служба», установить особенности методической службы в контексте педагогического знания;

— определить характеристику сущности и содержания системы и функций управления развитием методической службы на основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы;

— выявить и сформулировать проблемы управления развитием методической службы колледжа;

— смоделировать и научно обосновать систему управления развитием методической службы колледжаопытно-экспериментальным путем установить эффективность управленческой деятельности по развитию методической службы.

Методологическую основу исследования составили гуманистические и демократические ценности отечественной социально-педагогической мыслиреалистический и всесторонний подход к анализ} управленческой деятельностипринципы научной объективности и системностирассмотрение общественных явлений в динамике с учетом всей совокупности педагогических фактов и факторовотказ от монополии на педагогическую истину.

Теоретической основой диссертации послужили исследования ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют: общетеоретические положения о единстве теории и практики, фундаментальные работы по общетеоретическим вопросам профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, А. М. Новиков, Г. В. Мухамедзянова, А. Н. Лейбович, И. П. Смирнов и другие);

— философские положения о видах деятельности, теории познания, формировании личности, становлении профессионала (А.П.Беляева, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман и другие);

— методология и методы исследования профессионального образования, управления подготовкой и повышением квалификации специалистов (Ю.К.Бабанский, В. Н. Гуров, В. И. Загвязинский, В.В.КраевскийМ.И.Махмутов, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовский и другие);

— теории системного и личностно-деятельного подходов к изучению педагогических явлений (Л.И.Белоусова, А. П. Беляева, А. Т. Глазунов,.

B.И.Горовая, М. И. Махмутов, О. Ф. Федорова, В. Д. Шадриков и другие);

— теория оптимального управления образовательными системами (Ю.А.Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Симонов, Т. И. Шамова и другие);

— исследования по методической работе (С.Я.Батышев, М. А. Данилов, Б. С. Есипов, Н. И. Кравцов, И. Я. Лернер, В. А. Скакун, М. Н. Скаткин,.

C.А.Шапоринский и другие).

В исследовании применялись следующие методы:

— теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной, педагогической и методической литературы по теме исследованияизучение и обобщение опыта методической работы различных учебных заведений;

— эмпирические: педагогическое наблюдениеопросы (анкеты, беседы, тестирование) — оценивание (самооценка, экспертная оценка) — анализ результатов педагогической деятельностиконстатирующий и формирующий эксперименты;

— статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: уточнена сущность и специфика понятий «методическая служба», «управление развитием методической службы" — выявлены и решены научно-практические проблемы управления развитием методической службы образовательного учреждения нового типаколледжаапробирована педагогическая модель эффективной методической службы колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблем управления методической службой профессионального образовательного учреждения, для создания структуры и определения содержания ее деятельности. Внедрение в практику полученных результатов позволяет повысить эффективность методической службы, что положительно отразится на результативности методической работы и, в конечном счете, на качестве образовательного процесса в колледже. Материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику методической работы в колледже и могут успешно применяться в других профессиональных образовательных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие методической службы характеризуется устойчивой динамикой изменения ее структуры и содержания деятельности, адекватно отражающей потребности педагогического коллектива и образовательного учреждения в целом.

2. Реализация педагогической модели управления методической службой обеспечивает оптимальное функционирование и развитие методической службы колледжа для достижения желаемых результатов ее деятельности с помощью необходимых средств и технологий управления.

3. В процессе совершенствования методических знаний и умений педагогов как составной части их непрерывного педагогического образования формируется их профессиональная компетентность, от которой в наибольшей степени зависит эффективность образовательного процесса колледжа.

Организация и база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 1999 года по 2005 год. На этапе констатирующего эксперимента (1999;2000 годы) изучалась теории и практика деятельности методической службы, управления методической службой профессиональных образовательных учрежденийвыявлялись проблемы развития методической службыанализировались исторические аспекты данной проблемыобосновывалась актуальность темы исследованияанализировались нормативные и правовые акты в области деятельности методической службыопределялась рабочая гипотеза.

Формирующий эксперимент проводился с 2001 года по 2004 год. На этом этапе осуществлялась теоретическая разработка и опытная реализация программно-методической документации развития методической службы колледжа.

На завершающем этапе исследования — контрольном (2004;2005 годы) продолжалась экспериментальная реализация диссертационного исследования, проводилась коррекция, была доказана справедливость гипотезы, обобщались этапы опытной работы, формировались выводы, свидетельствующие о решении задач и достижении цели исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе Пятигорского государственного регионального колледжа «Интеграл», в исследовании приняли участие педагогические и методические работники колледжей Ставропольского края городов Пятигорск, Лермонтов, Георгиевск, Минеральные Воды. Всего исследованием было охвачено 160 педагогов и работников методических служб.

Достоверность исследования обеспечивается: четкостью методологических позицийглубоким теоретическим анализом проблемыразносторонностью экспериментальной части исследованиядостаточной длительностью и возможностью повторения педагогического экспериментаприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамиспользованием математико-статистического аппарата.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в форме обсуждения основных положений и выводов на научно-практических конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования на основе инновационных технологий» (Пятигорск, 2001, Пятигорский государственный региональный колледж «Интеграл»), «Теоретические и методические исследования в области педагогики, психологии и гуманитарных наук» (Невинномысск, 2002, Невинномысский региональный государственный институт непрерывного профессионального образования), на научно-практических семинарах «Управление качеством профессионального образования» (Ставрополь, 2003, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования), «Информационное обеспечение учебного процесса — гарант качества образования» (Лермонтов, 2004, Региональный многопрофильный колледж), на научной конференции «Региональная наука — Отечеству» (Невинномысск, 2003, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт), на кафедре педагогики Невинномысского регионального государственного института непрерывного профессионального образования, на научно-методических семинарах Ассоциации учреждений профессионального образования Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, 2003; Лермонтов, 2004), на заседаниях методических объединений и педагогического совета Пятигорского государственного регионального колледжа «Интеграл» (Пятигорск, 2001; 2004). Результаты диссертационного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях для методических работников, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 243.

182 ВЫВОДЫ.

1. При проектировании системы управления развитием методической службы особое внимание должно быть уделено вопросу моделирования структуры управления на основе следующих принципов:

— структурная модернизация управления основана на целях объектных преобразованийпроектирование управляющих и управляемых подсистем осуществляется с учетом рассмотрения образования как процесса управления;

— перестройка системы управления начинается со структурно-функциональных нововведений;

— основные звенья структуры и их непрерывные связи определяются через распределение прав и полномочий персонала, разделение общего процесса управления на подсистемы, функции и стадии управления;

— в систему управления входит экспертный процесс самоаудирования- 0.

— реализация функций управления на всех субъектных уровнях должна обеспечиваться делегированием полномочий, которое позволяет проявить творческое мышление и инициативу в выборе управленческих решений.

2. Структура управления развитие методической службы включает блоки: 1) блок управления разработкой и определением оптимального содержания деятельности методической службы- 2) блок управления подбором и расстановкой кадров- 3) блок управления экономическим развитием- 4) блок управления разработкой и реализацией новых педагогических технологий обучения, воспитания, развития- 5) блок управления установлением взаимовыгодных отношений с заинтересованными субъектами социально-экономической среды.

3. Как один из основных процессов в управлении планирование должно на всех уровнях отвечать ряду принципиальных требований: единство целевой установки и деятельностных условийединство долгосрочного и краткосрочного планированияобеспечение комплексного характера планирования, стабильности и гибкости. Система составления планов, обеспечивающая упорядочение планирования деятельности методической службы, включала индивидуальные планы методической работы педагогов, календарные планы подразделений методической службы, годовой план, перспективный план развития методической службы в виде комплексно-целевой программы. Формирование комплексно-целевой программы осуществлялось на основе «Концепции развития методической службы».

4. Организация работы методической службы в режиме развития должна включать инновационные преобразования во всех ее подразделениях и включать направления: педагогическое — обучение методических и педагогических работниковтехнологическое — работа с педагогическим опытомисследовательское — научно-методическая, экспериментальная работаэкспертное — проведение экспертизы педагогической деятельностиуправленческое — управление методической работой.

5. Используемая в ходе диссертационного исследования модель контроля деятельности методической службы (цель контроля, принципы, объекты, субъекты, предметы, процессы контроля) позволила обеспечить комплексный контроль качества методической работы. Для оценки состояния управленческой деятельности была разработана программа экспертизы. Экспертиза внутреннего управления развитием методической службы позволила провести системный анализ, способствовала оказанию действенной помощи руководителям.

6. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента полностью подтверждает выдвинутую ранее гипотезу о том, что управление развитием методической службы является условием ее эффективной и адекватной новым целям профессионального образования деятельности. В частности, отмечен достаточно высокий уровень результативности методической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования дают основания утверждать, что вследствие происходящих преобразований в системе профессионального образования важнейшей проблемой современной педагогики становится развитие методической службы профессионального образовательного учреждения — структуры, нацеленной на оказание квалифицированной помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности, на обеспечение инновационных процессов.

Средством повышения эффективности методической службы является наличие системы управления процессом ее развития.

В ходе построения модели методической службы был сделан вывод, что деятельность методической службы будет эффективной и адекватной новым целям профессионального образования при соблюдении определенных условий, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

На основании анализа методической работы в историческом аспекте проблем профессионального образования сделано заключение о том, что многие вопросы совершенствования методической работы привлекали внимание ученых в предшествующее время. При проведении диссертационного исследования использовались уже имеющиеся достижения педагогической науки в создании эффективной методической службы, ее инновационных преобразованиях. Однако к моменту начала данного исследования не были обнаружены диссертации, монографии по проблеме управления развитием методической службы профессионального колледжа. Эта проблема нуждалась в научной разработке. В связи с этим и был проведен настоящий эксперимент.

При характеристике системы управления развитием методической службы уточнено толкование ряда определений, используемых в работе. Изучение систем управления позволяет сделать вывод, что ведущую роль в структуре управления играют определенные функции, сформированные в интересах педагога и коллектива. Их права и обязанности реализуются посредством информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной деятельности. Построить систему управления методической службы — это значит: определить состав функций, выбрать методы и средства их реализации, определить состав органов, которые будут их реализовывать, определить логическую структуру управленческих действий, распределить полномочия и ответственность за реализацию управленческих решений, определить ответственность за реализацию управленческих действий и контроль.

Анализ состояния и проблем методической службы с учетом исторического опыта методической работы в отечественной образовательной системе дает возможность констатировать, что вопросы совершенствования методической работы были актуальны во все периоды развития российского образования, оставаясь тесно связанными с конкретной ситуацией. Использование исторического опыта развития методической работы способствовало квалифицированной организации процесса управления развитием методической службы профессионального колледжа, созданию оптимальных условий для обеспечения ее эффективной деятельности. Передовой опыт в организации методической работы позволил глубже изучить данную проблему. Это свидетельствует о неразрывной связи и преемственности процесса развития методической работы профессиональных учебных заведений дореволюционной России, советской школы, профессиональных училищ, современных колледжей. Изучение процесса становления методической службы в контексте исторического развития нашей страны открывает возможности совершенствования и прогнозирования тенденции его развития в настоящее время.

На основе проведенного анализа была определена программа решения существующих проблем:

— найдены пути и подходы к решению проблемы управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа;

— созданы оптимальные условия для осуществления процесса развития методической службы профессионального регионального колледжа;

— создана система управления развитием методической службы профессионального регионального колледжаразработана концепция развития методической службы профессионального регионального колледжа;

— разработана комплексно-целевая программа «Технология управления инновационными процессами в методической службе колледжа»;

— создана и апробирована инновационная модель методической службы профессионального регионального колледжареализовано повышение квалификации методических и педагогических работников колледжа;

— разработана и апробирована система контроля деятельности методической службы профессионального регионального колледжаподведены итоги экспериментальной работы по развитию методической службы профессионального регионального колледжаполученные результаты позволяют говорить о действительно эффективном характере данного процесса.

Диссертационное исследование «Проектирование технологий управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа» может служить основой для комбинирования самых разнообразных вариантов методической службы с учетом условий конкретного образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: Академия, 1999. -173 с.
  2. О.С. Методические средства анализа деятельности: методы и средства методической деятельности при создании и совершенствовании программ производственной практики. М., 1996. — 38 с.
  3. С.Н., Васильева Л. М., Никифорова И. М. Нормативное обеспечение профессионального регионального колледжа: Учебно-методическое пособие для колледжей / Под ред. Н. И. Бутенко. Ставрополь, СКИПКРО, 2004. -40 с.
  4. С.Н. Методическая служба регионального профессионального колледжа: Нормативные локальные акты: Учебно-методическое пособие для колледжей / Под ред. И. А. Шаповаловой. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. -- 52 с.
  5. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся. М.: Сов. педагогика, 1981, № 3, с.11−18.
  6. Т.П., Елисеев И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. М., 1996. — 58 с.
  7. О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие: / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. МО РФ- СГУ. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. — 528 с.
  8. Ю.И., Третьякова Ю. Ф. Составление примерной планирующей документации инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений. Методические рекомендации. М.: Изд-во ИРПО, 1995. — 29 с.
  9. П. История социально-педагогической идеи. Киев, 1923. — 87с.
  10. С.Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. М.: Профессиональное образование, 1998 — 126 с.
  11. С.Я. Подготовка инженеров-педагогов проблема комплексная // Профессиональное образование. — 1976. — № 3. — С.14.
  12. Л.И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000. — 166 с.
  13. Л.И., Идиатуллина Э. З. Что должен уметь методист // Профессиональное образование. 2003. — № 1. — С. 21.
  14. А.В. Воспитание гражданина в демократической России: Пособие для самостоятельной работы / МО РФ- СГУ. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 — 25 с.
  15. А.П. Перспектива развития профессиональной школы. М.: Педагогика, 1992.-28 с.
  16. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−37.
  17. М.К. Наука управления: Новый подход. М.: Знание, 1990.
  18. О.Г., Левченко В. З., Богомазова А. К. Работа методиста по развитию организационных форм профессионального обучения (методические рекомендации). М., 1995. — 73 с.
  19. О.Г., Уварова Н. М. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения (методические рекомендации). М., 1995. — 16 с.
  20. Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. -М.: Московский Лицей. 1994. — № 9. — С. 43.
  21. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. М.: Московский Лицей. — 2001. — № 5. — С. 12−14.
  22. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  23. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990. — 144 с.
  24. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. -М.: Профтехиздат, 1956. 153 с.
  25. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования России. 2000. — № 12. — С. 29−33.
  26. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы) / Под ред. Бутузовой О. Г. М.: Изд-во ИРПО, 1997. -98 с.
  27. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Казань, 1985. — 107 с.
  28. Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. — М.: Учпедгиз, 1940. -275 с.
  29. Т.В., Самойленко П. И. Формы сотрудничества средних профессиональных учебных заведений и промышленности // Специалист. -2002. № 6. — С. 29−36.
  30. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
  31. Т.В. Система методического обеспечения непрерывного многоуровневого профессионального образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 22 с.
  32. В.И. Высшее педагогическое образование. Проблемы и перспективы. Ставрополь, 1995. — 160 с.
  33. Госпрофобр СССР. Сборник материалов по организации учебно-методической работы в учебных заведениях профессионально-технического образования. М., 1969.
  34. Госпрофобр СССР. Сборник учебно-методических документов для профессионально-технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием. М.: Высшая школа, 1971.
  35. Госпрофобр СССР. Центральный учебно-методический кабинет профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1971.
  36. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: ИПО МО РФ, 1993.
  37. И.К., Олифиренко Т. И. и др. Как разработать недостающие средства обучения для комплексного методического обеспечения предметов и профессий (методические рекомендации). М., 1997. — 100 с.
  38. Л.И. Экология человека: Практикум для вузов. / Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. М.: Владос, 2003. — 112 с.
  39. В.Н. Инновационная деятельность в образовательном учреждении: опыт и проблемы. Ставрополь, 2000. — 86 с.
  40. В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие по дистанционному обучению. 4.1. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. — 120 с.
  41. В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие. 4.2. -Ставрополь: ФГУПИПФ «Ставрополье», 2003.- 192 с.
  42. В. Толковый словарь: В 4-х т. М., 1956. Т.4.
  43. Де Калюве А., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: Модели и изменения. Калуга, 1993. -138 с.
  44. Л.Д., Жукова Е. Л. Мониторинговые исследования -функция электронного методического кабинета. // Профессиональное образование. 2003. — № 9. — С. 25−26.
  45. Л.Д. Формирование региональной методической службы среднего профессионального образования // Профессиональное образование. — 2001.-№ 11.-С. 20−21.
  46. Документы в образовании. // Информационный бюллетень. № 19. —1999.
  47. В.Н., Новикова Т. Г. Создание механизма проведения экспертизы образовательных систем // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: АПК и ПРО, 2001. — С. 262−266.
  48. И.П. Учебно-методические комплексы // Специалист. 2002. — № 5.-С. 23−24.
  49. С.И. Ориентация и установки учителей на инновационную деятельность: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. 19 с.
  50. И.В. Методическая служба и профессионализм учителя. / Информационный бюллетень «Документы в образовании» № 19. 1999. — С. 36.
  51. И.В. Методическая служба: структура и технология управления. // Директор школы. 2001. — № 1. — С. 97−117.
  52. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. — М., 1992.-61 с.
  53. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании». Учительская газета. — 1996.-№ 5.-С. 1−10.
  55. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 87 с.
  56. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  57. С.И. Андрогогика: становление и пути развития. // Педагогика. — 1995.-№ 2.
  58. В.Д. Система научно-методической деятельности педагогического коллектива в профессиональном лицее: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 26 с.
  59. Е.В. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин // Профессионал. — 2002. № 1. — С. 14−19.
  60. Из предложения министра народного просвещения попечителям учебных округов 19 июня 1871 года // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и профгимназиям Московского учебного округа за 1871−1895 годы. М., 1985.-С. 103.
  61. Т.А. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 236 с.
  62. Т.Ю. Проблемные группы ИПР // Профессиональное образование. 1999. — № 11. — С. 20−21.
  63. Инновационные процессы в образовании. Сборник научных трудов. / Тюменский государственный университет. / Под ред. В. Н. Загвязинского. — Тюмень, 1990.-58 с.
  64. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании: из опыта профессионального многопрофильного лицея-центра № 53 (г. Лермонтов). / Л. С. Ушакова, А. Т. Булгаков, А. П. Докукин. Ставрополь: ИРО, 1999. — 64 с.
  65. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  66. О.С. Система методической работы с педколлективом. / Профессиональное образование. 2001. — № 11.- С. 11−12.
  67. Н.А., Власенко А. Н., Акатова Р. В. Педагогическое творчество преподавателей и обученность студентов колледжа в условиях рынка. Пятигорск, 1997. — 57 с.
  68. Е.С., Чернявская А. Г. Практическая педагогика. Учебно-методическое пособие. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998.-85 с.
  69. Ю.А. Анализ урока. М., 2000. — С. 298.
  70. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М., 1999.-С. 77−164.
  71. Ю.А. Педагогический анализ УВП и управление школой. М., 1997, ч. 1.
  72. В. Д., Сазонова Л. И. Научно-методическая работа преподавателей. // Специалист. 1998. — № 12. — С. 13−14.
  73. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики. / Новые исследования в педагогических науках. — 1971.-№ 9.-С. 5−68.
  74. Н.И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1977. — 342 с.
  75. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — С. 222, 382.
  76. В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность. / Народное образование. 2001. — № 6. — С. 30−37.
  77. Н.Н. Научно-исследовательская работа в колледже. / Специалист. 2003. — № 1. — С. 14.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 63 с.
  79. С.В., Гончарова В. И., Мигаль В. А. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы: Практическое пособие. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. — 224 с.
  80. Культура конкурентоспособного специалиста. / Под ред. Шаповаловой И. А. Ставрополь: СКИПКРО, 2003. — 148 с.
  81. B.C., Афанасьева Т. П. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЭИ, 1995. — 72 с.
  82. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  83. К.Н. Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993.
  84. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
  85. В.М., Макарова Е. В. Школа управленческого мастерства. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 173 с.
  86. В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
  87. .Т. Педагогика. Курс лекций. Изд-е 2-е. — М., 1996. — 464с.
  88. Локальный акт № 20. Должностная инструкция методисту учреждения среднего, начального профессионального образования: Рекомендации. М., 1994.-6 с.
  89. Т.Ю. Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения. -М.: Профессиональное образование, 1998. 85 с.
  90. С.А., Олифиренко Т. И. Система работы с передовым педагогическим опытом в профессиональном учебном заведении (методические рекомендации). М., 1994. — 35 с.
  91. В.Н., Белов Г. С. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: методический аспект. Учебное пособие. Ленинград, 1990. — 96 с.
  92. А.Т. Формирование методического мастерства у инженера-педагога. Магнитогорск, 1988. — 132 с.
  93. В. Профессиональный рост учителя и методическая служба. / Народное образование. 2000. — № 9. — С. 95−106.
  94. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  95. Мастерская открытий опыт альтернативного образования. — Рига, 1995.-34 с.
  96. В.К., Слободянюк А. А. Совершенствование учебно-методических комплексов преподавателей. // Специалист. — 1994. № 5−6. — С. 24−26.
  97. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001.
  98. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд-во «Дело», 1988.-799 с.
  99. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта. М., 1995. — 134 с.
  100. Методическая служба профессионального образования. Положение о методической работе в профессиональном учебном заведении. М.: Научно-методический центр профессионального образования, 1993. — 35 с.
  101. Методические рекомендации к работе по обобщению педагогического опыта. Чебоксары, 1998. — 28 с.
  102. Методические рекомендации по планированию комплексного методического обеспечения предметов и профессий. М., 1982. -30 с.
  103. Методология разработки и применения разноуровневых образовательных программ и формирование региональною методического пространства (материалы заседания Северо-Кавказского УМО НПО 5−7 декабря 2001 года, г. Краснодар. Ростов-н/Д., 2002. — 32 с.
  104. В.И., Смирнов И. П. Формирование региональной модели профессионального образования. М., 1998. -150 с.
  105. К. Новые конкуренты. / Как добиться успеха. М., 1991. — С. 460−480.
  106. Г. М. Личность руководителя и условия успешного управления. / Народное образование. 2002. — № 1. — С. 105−110.
  107. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. — 160 с.
  108. В.М. и др. Методы оптимизации. / В. М. Монахов, Э. С. Беляева, Н. Я. Краснер. / Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
  109. Н.И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  110. Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999.1. С. 12.
  111. Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 41−47.
  112. Л.М. О системе методической работы. // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 11−12. — С. 11−12.
  113. A.M. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования (методические рекомендации). — М., 1995.-40 с.
  114. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. 129 с.
  115. Новые исследования в профессиональном образовании. Сборник научных статей. / Под ред. А. Т. Глазунова. Москва — Ноябрьск, 1998. — 215с.
  116. Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности (Письмо Министерства образования РФ) // Вестник образования. 1999. -№ 12.-С. 5587.
  117. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный Закон Российской Федерации от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. // Вестник образования. 2000. — № 12. — С. 3−70.
  118. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов под ред. Анисимова П. Ф. М.: НПЦ «Профессионал», 1998. — 176 с.
  119. В.П. Практическая психология: Сборник программ. / Озеров В.П.- О. В. Соловьева, М.М. Мишина- М-во образования РФ- МГУ. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-152 с.
  120. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. / Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. // Специалист. 2002. — № 1. — С. 3.
  121. Т.И. и др. Модель методической службы профессионального образования (методические рекомендации). М., 1997. — 48 с.
  122. Т.И., Михайлова Н. Н. и др. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. Методические рекомендации. М., 1995. — 60 с.
  123. Т.И. Организация и проведение педагогических чтений в учреждениях начального профессионального образования (методические рекомендации). М., 1995. — 37 с.
  124. Т.И. Планирование работы учебно-методической организации профессионального образования в новых социально-педагогических условиях (методические рекомендации). М., 1995. — 20 с.
  125. Т.И., Новик P.JI. Организация и содержание методической работы в профессиональных учебных заведениях (методические рекомендации). М., 1993. — 70 с.
  126. О повышении роли методической работы в системе профессионально-технического образования. Приказ Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию № 67 от 7 мая 1987 г. М., 1987. — 27 с.
  127. О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Сборник нормативных документов. Ставрополь: СКИПКРО. — 2001. — 34 с.
  128. Организация методической работы в профтехучилище: Методические рекомендации. / Сост. Сибирская М. П. СПб.: ВИ ПК ПТО, 1994. — 34 с.
  129. В.И. Средства обучения. // Специалист. 2002. — № 3. — С. 2326.
  130. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения. Методические рекомендации. М., 1995. — 14 с.
  131. Н.Е. Методическое обеспечение непрерывного развития педагогических кадров в профессиональном учебном заведении инновационного типа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 26 с.
  132. Оформление педагогического кабинета образовательного учреждения начального профессионального образования. / Сост. Олифиренко Т. И. — М., 1997.-140 с.
  133. Очерки истории педагогической мысли народов СССР. 18 в. первая половина 19 в. / Отв. М. Ф. Шабаева. — М., 1973. — 111 с.
  134. В.П. Системное управление качеством образования в школе. / Под ред. А. И. Субетто. Изд. 3-е. СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
  135. Педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 39 с.
  136. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Лещенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 74 с.
  137. Педагогическая энциклопедия, 2-е изд. М., 1962−1964. — 413 с.
  138. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. — 739 с.
  139. Педагогическая энциклопедия. М., 1968. — 368 с.
  140. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. СПб., 1995.
  141. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -95 с.
  142. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994. — 142 с.
  143. Педагогический словарь. В 2-х томах. Т. 1. — М.: Изд-во академии пед. наук, 1960. — 774 с.
  144. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 528 с.
  145. B.C. Теоретические основы управления (школоведческий аспект): Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.
  146. Планирование работы учебно-методической организации профессионального образования в новых социально-педагогических условиях: Методические рекомендации. / Сост. Т. И. Олифиренко. М., 1995. — 20 с.
  147. Н.А. О роли научно-методического совета в совершенствовании образовательной системы колледжа. // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 7. — С. 39−40.
  148. И.П., Малашевич В. В. Организация и методика обучения в профтехучилищах. Минск: Вышэйшая школа, 1975. — 384 с.
  149. И.П., Малашевич В. В. Организация и методика обучения в профтехучилищах.-Минск: Вышэйшая школа, 1983.
  150. Полное собрание нормативно-правовых актов Российского государства по науке и просвещению (1649−1917 г. г.). В 3-х вып.: Хронологический указатель (Сост.: В. А. Шаповалов, А. Н. Якушев. -Ставрополь: СГПУ. 1994. — Вып. 1 (1649−1825 г. г.). — 149 с.
  151. Положение о методической работе в профессионально-техническом учебном заведении. М., 1982. — 15 с.
  152. Положение о методической работе в средних профессионально-технических училищах. М., 1976. — 24 с.
  153. Положение о методической работе в среднем профессионально-техническом училище. М., 1987. -22 с.
  154. Положение о научно-методической организации начального профессионального образования. Примерные должностные обязанности методиста научно-методической организации начального профессионального образования. М.: ИРПО, 1998. — 14 с.
  155. Положение о педагогическом совете профессионально-технического учебного заведения. М., 1982. — 15 с.
  156. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности. — М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  157. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Просвещение, 1976. — 187 с.
  158. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1969 г. «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования». // Правда. 1969. — 17 апр.
  159. М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991. — 180 с.
  160. JI.H. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования). // Завуч. 2001. — № 6. — С. 93−96.
  161. Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях. // Вестник образования. 1999. — № 12. — С. 7587.
  162. Программа приоритетного развития начального профессионального образования на 2002−2006 годы. // Профессионал. 2002. — № 2. — С. 9−14.
  163. Профессионализм методиста, или Один в пяти липах: Методическое пособие. / Под ред. Т. А. Сергеевой. М.: ИРПО- ПрофОбрИздат, 2002. — 224 с.
  164. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 1997.-334 с.
  165. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 134 с.
  166. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М., 1995. — 96 с.
  167. Психолого-педагогический словарь. / Автор-составитель В. А. Мижериков. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. — 272 с.
  168. Т.Н. Организация деятельности методических центров в новых условиях хозяйствования. М., 1992. -29 с.
  169. Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя. // Народное образование. №№ 1,2,5.
  170. Самостоятельная методическая работа мастеров и преподавателей учебных заведений профессионально-технического образования. Методические рекомендации Госпрофобразования СССР. М.: Высшая школа, 1969. — 29 с.
  171. A.M. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2000. 24 с.
  172. Сборник материалов по учебно-методической работе в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1980. -296 с.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  174. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. / М.: Мастерство, 2001.-272 с.
  175. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2001. — 160 с.
  176. Т.А., Уварова Н. М. Как создать методическую службу нового типа (методические рекомендации для методиста-технолога педагогического труда). М., 1995. — 64 с.
  177. Т.А., Уварова Н. М., Максимченко Т. В. Как создать эффективную методическую службу. Методические рекомендации. М.: Интеллект-Центр, 2003. — 80 с.
  178. М.П. Инновационные технологии повышения квалификации специалистов профессионального образования. М.: Профессиональное образование, 1998. — 138 с.
  179. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении подсистемами. М., 1999. — С.55.
  180. Систематизированный сборник основных документов законодательной и нормативной базы профессионального образования. / Сост. Ю. Я. Якуба, А. В. Елистратов. М., 2002.
  181. М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. М., 1977. — 23 с.
  182. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. -150 с.
  183. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей. / Отв. ред. Ю. Я. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 102 с.
  184. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 165 с.
  185. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1985. — С. 307.
  186. Словарь иностранных слов. М., 1989. — С. 337.
  187. Е.Е. Методическое обеспечение развития инновационных процессов в профессионально-техническом лицее: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  188. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.-С. 1077.
  189. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.-С. 1059.
  190. Г. М. Образование и здоровье: Комплексная программа Ставропольского государственного университета. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.-48 с.
  191. В.Е. Учебно-методическое и организационное обеспечение контроля качества подготовки специалистов. // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 7. — С. 19.
  192. Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных правовых документов. / Сост. П. Ф. Анисимов и др. М.: Научно-методический центр среднего профессионального образования. — М., 1999. — 176 с.
  193. С.В. Информационный и методический сервис в управлении современными образовательными учреждениями. // Современные проблемы профессиональной и деловой культуры. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — С. 78−81.
  194. A.M. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в системе многоуровневой подготовки специалистов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 22 с.
  195. С. Реформа образования в Японии. // Педагогика. — 1992. -№ 4.-24 с.
  196. Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. -145 с.
  197. В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. -М., 2002.-48 с.
  198. В.Г. Инновационное развитие методической службы. // Профессиональное образование. 2003. — № 1. — С. 23.
  199. А.Е. Организация методической службы. // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 8. — С.38.
  200. Технология оформления педагогического опыта. / Уварова Н. М., Сергеева Т. А., Максимченко Т. В. М.: Интеллект-Центр, 2003. — 112 с.
  201. П.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента. / Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001.-368 с.
  202. П.И. Основное содержание управленческой деятельности руководителя школы. // Мир образования. 1996. — № 1. — С. 54−57.
  203. П.И. Управление школой по результатам. М., 1998. — С.75.
  204. Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. // Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. — 32 с.
  205. М.В. Социология управления. -М., 1998. С. 75−76.
  206. Управление качеством образования. / Под ред.М. М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
  207. У правление образовательными системами: Учебное пособие. / Под ред.В. С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д.: Издательский» центр «Март», 2003. — 464 с.
  208. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995- гл. 3.
  209. Управление современной школой. / Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.-гл. 2−3.
  210. Управление школой: теоретические основы и методы. / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997. — С. 34−84.
  211. КД. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1974. — 231 с.
  212. В.Д., Аргунова Т. Г. Планирование и организация методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. М.: НПЦ «Профессионал — Ф», 2003. — 40 с.
  213. В.Д., Семушина Л. Г., Подвойский В. А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.:НПЦ «Профессионал — Ф», 2004. — 200 с.
  214. О.Ф. Опыт внутришкольного руководства. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. — 148 с.
  215. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  216. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная психологическая академия, 1994. — 192 с.
  217. Философский словарь. М., 1994. — 162 с.
  218. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 332 с.
  219. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  220. В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления. М.: Новая школа, 1992. — 196 с.
  221. В.И. Управленческое решение: поиск и реализация. // Директор школы. Экспресс-опыт. 1999. — Вып.1.
  222. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. — 520 с.
  223. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. / Под ред. А. П. Беляевой. СПБ.: ВИ ПК ПТО, 1994. — 231 с.
  224. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981). -М.: Педагогика, 1986. 85 с.
  225. А. Ключевые компетенции. // Народное образование. -2003. -№№ 2, 5.
  226. О.С. Методическое обеспечение учебного процесса. // Специалист. 1994. — № 5−6. — с. 5−6.
  227. В.В. Сборник учебно-методических документов для профессионально-технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих.-М.: Высшая школа, 1971.-С. 141.
  228. Н.Н. Творческое саморазвитие учителя: стимулы и барьеры. // Директор школы. 2000. — № 8. — С. 7−10.
  229. Р.Х. О создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе педагогов. Минск: Вышэйшая школа, 1980.-97 с.
  230. Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов в руководстве педколлективом: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Д., 1978. -44 с.
  231. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1991.-125 с.
  232. В.А. Высшее образование: Современные модели перспективы развития: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. — Ставрополь: СГУ, 1996. 68 с.
  233. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. Ставрополь: СГУ, 1996. -68 с.
  234. В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. / Шаповалов В.К.- Московское представительство ООН по вопросам образования, науки и культуры. М.: Б.И., 2002.-227 с.
  235. И.А. Основы культуры речи: Программа и практикум / ИЛ. Шаповалова, Ефанова Л. П. и др. Ставрополь: СГУ, 1998. — 84 с.
  236. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Москва — Ставрополь, 1991. — 42 с.
  237. А.Ф., Шеховцов A.M. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. М.: НПЦ «Профессионал — Ф», 2002. — 50 с.
  238. Н.Е. Аттестация инженерно-педагогических работников как стимул профессионального роста. // Профессиональное образование. — 1997. -№ 3. С. 11−12.
  239. Н.Г., Коломенская, А Л. Колледж как инновационный вид образовательных учреждений среднего профессионального образования. Инновации в российском образовании. // Среднее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999. — С. 64−68.
Заполнить форму текущей работой