Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика эколого-экономического прогнозирования для систем обращения с отходами в крупных городах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчеты по разработанной методике показали, что эколого-экономическая эффективность строительства мусороперерабатывающих предприятий в 2−3 раза большей перерабатывающей мощности, позволяют: сократить потребности в новом землеотводе на 25%-32%- уменьшить потребности в дорожно-транспортной сети на 15%-18%- снизить потребности в инженерном обеспечении объектов на 8%-11%- повысить рентабельность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методы оценки воздействия систем обращения с отходами на окружающую среду
    • 1. 1. Методики выделения укрупненных показателей (агрегирования) для систем обращения с отходами
    • 1. 2. Методики оценки монетарного типа
      • 1. 2. 1. Укрупненная эколого-экономическая оценка величины предотвращенного ущерба от деятельности предприятий, работающих в области обращения с отходами
      • 1. 2. 2. Оценка ущерба от загрязнения подземных вод
    • 1. 3. Методики расчета индикаторов
      • 1. 3. 1. Методики расчета интегрального, агрегированного индикатора, отражающего устойчивость развития территориальной системы обращения с отходами
      • 1. 3. 2. Методики построения системы индикаторов, отражающих отдельные аспекты эколого-экономической устойчивости развития территориальных систем обращения с отходами
  • Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт в области обращения с отходами производства и потребления
    • 2. 1. Зарубежный опыт в области обращения с отходами производства и потребления
    • 2. 2. Отечественный опыт в области обращения с отходами производства и потребления
      • 2. 2. 1. Система обращения с твердыми бытовыми отходами г. Москвы
      • 2. 2. 2. Система обращения с отходами городских производственных комплексов
  • Глава 3. Сценарии эколого-экономического развития производственных мощностей системы санитарной очистки города

3.1. Определение первичных эколого-экономических индикаторов для системы санитарной очистки территории от отходов производства и потребления и выбор критерия оценки экологического состояния мегаполиса.-.

3.2. Структурные индикаторы в системе управления потоками отходов.

3.3. Сценарии развития системы обращения с отходами производства и потребления г. Москвы и оценка их эффективности.

3.4. Оценка эффективности сценариев развития системы санитарной очистки г. Москвы.

3.5. Исходные базы данных для разработки сценария развития систем санитарной очистки г. Москвы от отходов производства и потребления.

Глава 4. Методика расчета влияния системы обращения с отходами на окружающую среду и здоровье населения.

4.1 Принцип территориального зонирования системы обращения с отходами.

4.2. Требования к промышленной зоне для размещения объектов системы обращения с отходами г. Москвы.

4.3. Управление развитием коммунально-промышленной зоны.

4.4. Многофакторная схема расчета влияния системы обращения с отходами на окружающую среду и здоровье населения.

4.5. Результаты расчетов.

Выводы.

Методика эколого-экономического прогнозирования для систем обращения с отходами в крупных городах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из актуальнейших проблем в области охраны окружающей среды, связана с переработкой и обезвреживанием отходов производства и потребления. Она одинаково актуальна для всех субъектов РФ и для всех отраслей экономики страны.

К 2007 г. на территории России в специализированных хранилищах, накопителях, складах, могильниках, а также на полигонах, свалках и иных объектах, принадлежащих отдельным предприятиям, накоплено свыше 45 млрд. т. отходов, из них около 2,3 млрд. т. токсичных.

При этом статистические данные свидетельствует о постоянном росте их образования в РФ, абсолютно большая часть которых, примерно 93 — 95%, имеет промышленное происхождение. Так, в 2006 году, по данным Ростехнадзора, на территории нашей страны образовалось 3 519,4 млн. т отходов производства и потребления. Следует отметить, что количество образовавшихся отходов увеличилось на 884, 5 млн. т. по сравнению с 2004 г., возросло и число отчитывающихся предприятий (с 26,5 тыс. в 2004 г. до 33,6 тыс. в 2006 г.).

В табл. 1.1 приведены данные об объемах образования, использования, обезвреживания отходов производства и потребления в Российской Федерации за 2002, 2005 и 2007 гг. Здесь и далее во введении используется статистическая информация из Государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2005, 2006 и 2007 гг.».

Таблица 1.1.

Сведения об образовании, использовании и обезвреживании отходов производства и потребления в Российской Федерации в 2002 — 2007 гг. млн. т.

Сведения об отходах Годы.

2002 2005 2007.

Отходы всех классов опасности для окружающей среды.

Образовалось за отчетный год 2034,9 2634,9 3519,4.

Использовано и обезврежено %% количества образовавшихся отходов 59,7 43,3 39,7.

Отходы I класса опасности для окружающей среды.

Образовалось за отчетный год 0,4 0,3 0,1.

Использовано и обезврежено %% количества образовавшихся отходов. 21,4 15,1 80,7.

Отходы IIкласса опасности для окруэюающей средъи.

Образовалось" за отчетныйгод • 1,4 1,6, 1,0.

Использовано и обезврежено %% количества образовавшихся" отходов. 89,1 82,7 80,2.

Отходы III класса, опасности для окружающей среды;

Образовалось за отчетный год. 18−1 7,8 11,1.

Использовано и обезврежено %%. количества образовавшихся^ отходов? 13,2. 75,1 ' 69,3.

Отходы IV класса опасности для окружающей среды.

Образовалось за отчетный год 187,9 133,5 127.8.

Использовано и* обезврежено %% количества образовавшихся отходов 114,5 (с учетом ранее накопленных отходов) • 51,5 68,4.

Отходы V класса опасности для окружающей среды ,.

Образовалось за отчетный год 1827,0. 2491,7 3379,4.

Использовано и обезврежено %% количества образовавшихся * отходов 54,5 42,7 38,5.

Масса отходов, размещенная на конец- 2007 года на территориях, принадлежащих предприятиямсоставила 2 732,5 млн. т.

Распределение объема, образовавшихсяв 2007 г. отходов по классам опасностипредставлено на рис. 1.

96% Отходы I -1|| класса опасности для ОС п Отходы V класса опасности для ОС.? Отходы IV. класса опасности для ОС.

Рис. 1. Распределение объема образовавшихся отходов по классам опасности для ОС Средний показатель использования и обезвреживания отходов в последние годы постепенно снижается: в 2002 г. — 59,7%, 2005 г.

43,3%, 2007 г. — 39,7% общего количества образовавшихся за год отходов.

Сравнительное распределение объемов образования отходов в 2002.

2006 гг. по федеральным округам приведено в табл. 1.2.

Данные Росстата о количестве бытового мусора и жидких отходов, вывезенного с территорий городских поселений субъектов РФ в 2006 г., приведены в таблице 1.3.

Как следует из статистических данных по всем федеральным округам отмечается рост образования отходов. Кроме того, с каждым годом обостряется проблема утилизации, образующихся отходов в Российской.

Федерации. Так, например, в 2007 году на мусороперерабатывающие заводы вывезено менее 9% от общего количества образовавшихся за год бытовых отходов.

Таблица 1.2.

Объемы образования отходов по федеральным округам Российской Федерации.

Федеральный округ Образовалось отходов, млн. т Доля в общем объеме образования отходов в РФ, %%.

2002 2005 2007 2002 2005 2007.

Центральный 135,9 171,7 216,2 6,7 6,5 6,1.

Северо-Западный 271,5 246,0 332,1 13,3 9,3 9,4.

Южный 9,0 14,0 14,7 0,4 0,5 0,4.

Приволжский 82,7 103,0 154,9 4,1 3,9 4,4.

Уральский 237,2 182,8 234,8 11,7 7,0 6,7.

Сибирский 1186,1 1635,3 2209,4 58,3 62,0 62,8.

Дальневосточный 112,6 280,9 357,3 5,5 10,7 10,2.

Таблица 1.3.

Вывезено спецтранспортом бытового мусора и жидких отходов с территории городских поселений по субъектам Российской Федерации в 2007 г., тыс. м3.

Федеральный округ, субъект Российской Федерации Вывезено за год Вывезено твердых бытовых отходов на предприятия промышленной переработки (мусороперерабатывающие бытового мусора жидких отходов заводы).

Российская Федерация 199 917,0 43 472,0 22 500,1.

Центральный федеральный округ 64 437,8 4177,1 11 902,6.

Северо-Западный федеральный округ 19 961,1 2243,5 7629,9.

Южный федеральный округ 25 557,9 1772,8' 854,3.

Приволжский федеральный округ 37 189,4 4152,2 1308,6.

Уральский федеральный округ 17 633,8 11 241,9 115,9.

Дальневосточный федеральный округ 10 291,0 10 800,1 590,2.

Таким образом, в наши дни особую актуальность приобретают прогнозы ущерба, наносимого окружающей среде системой обращения^ с отходами в целом и предприятиями, работающими в области обезвреживания и переработки отходов производства и потребления в частности.

Для столицы решение «проблемы отходов» требует комплексного подхода и прогнозирования результатов управленческих решений* в области^ обращения с отходами производства и потребления. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле отходы антропогенной деятельности — это также выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух, сбросы ЗВ в водные объекты, физическое, биологическое и иное воздействие оказываемое человеком на биосферу. Таким образом, для обеспечение устойчивости развития мегаполиса в целом необходимы также новые подходы к решению проблем в области охраны атмосферного воздуха, рационального использования водных объектов, озеленения и охраны почв, сохранения' особо охраняемых природных территорий и поддержания здоровья населения.

Решение проблем в этих областях необходимо принимать, основываясь на комплексном подходе к оценке и использованию социально-экономического потенциала города, формированию механизма принятия решений органами власти, обеспечивающего повышение уровня жизни населения, улучшение состояния окружающей среды и сохранению культурно-исторического' наследия. Особое внимание в экологоэкономическом анализе ситуации в. городе должно быть уделено оценке состояния природного комплекса, влиянию антропогенных загрязнений на здоровье населения, динамике основных социально-экономических показателей.

В современных условиях развитиесистем обращения с отходами городов является важной стратегической составляющей' муниципального управления, наряду с административно-правовым регулированием^ и бюджетной (финансовойи инвестиционной) политикой. На практике это требует как краткосрочного, так и долгосрочного прогноза развития-территориальной инфраструктуры города.

Основной результат прогнозирования комплексного' социально-экономического развития мегаполиса и городской системы обращения с отходами производства и потребления — выработка рекомендаций органам управления, необходимых для принятия решений. При этом важно, чтобы действия городских властей были основаны на системном анализе всех факторов, влияющих на развитие ситуации в сфере управления отходами.

Основатель общей теории систем, Людвиг фон Берталанфи, определил систему как совокупность взаимосвязанных объектов[63] а в работах основоположников системного анализа советского периода: Д. М. Гвишиани. В. М. Глушкова, М. С. Згуровского, Г. М. Доброва, показано, что научно-технологическое прогнозирование не есть предвидение, его роль — анализ, будущего системы. 64,65,66,67] В диссертации была смоделирована система обращения с отходами производства и потребления-на примере Московского региона. Она выступила как объект прогнозирования научно-технологического развития на базе статической модели. Это в свою очередь позволило сформулировать характеристики, и параметры модели и выявить их отношения. Как правило, в теории систем, для прогнозирования на базе такой модели рассматривают три характерных варианта: характеристики и параметры измеримы и по ним имеются статистические данные. В этом случае для их прогнозирования можно использовать статистические методы типа экстраполяции, вычисления математического ожидания, корреляции и т. п.;

— между характеристиками и параметрами установлены функциональные и временные отношения. В этом случае для их прогнозирования можно использовать расчет математических функций;

— характеристики, параметры и отношения между ними не установлены и носят неопределенный характер. В этом случае возможно использование экспертных оценок.

На практике, моделям систем жизнеобеспечения любого города, присущи черты каждого из вариантов, поэтому в работе были использованы: методы теории массового обслуживания, с преобладанием экспертных оценок значимости факторов;

— детерминированные модели для постановки и решения вариационных задачалгоритмы, использующие статистические данные.

В результате был разработан комплекс моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями разных уровней. Городская система обращения с отходами производства и потребления, как объект технологического моделирования характеризуется:

— слабостью теоретических знаний, отсутствием теории развития;

— качественным характером знаний о системе;

— большой долей экспертных знаний при описании, структуризации объекта моделирования;

— слабоструктурированными задачами управления системой;

— высоким уровнем неопределенности исходной информации. При этом различают внутреннюю и внешнюю неопределенность. Под внутренней неопределенностью понимают совокупность факторов, которые не контролируются лицом, принимающим решение полностью, в тоже время это лицо может оказывать на них влияние (например, внутренняя социально-экономическая обстановка, факторы риска и др.). Внешняя неопределенность зависит от характера взаимодействия с внешней средой, то есть это те факторы, которые находятся под слабым контролем лица принимающего решение (экологическая, демографическая, внешнеполитическая ситуация и т. п.)$.

По мнению авторов обобщенная модель системы обращения с отходами производства и потребления Московского региона, построенная в данной работе, позволяет описывать динамику развития системы с учетом воздействия различных факторов, таких как:

— изменение ситуации в жилом фонде;

— планирование деятельностижилищно-коммунального хозяйства;

— бюджетный процесс и предпринимательская активность в городе;

— деятельность строительных организаций;

— финансовые отношения;

— демографические и миграционные процессы.

Изменяя значения регуляторов системы, находящихся в компетенции! местных органов власти, можно воспроизвести поведение действующей городской системы обращения* с отходами на компьютерной модели1 и сравнить варианты управленческих решений, учитывая их краткосрочные и долгосрочные последствия. Комплексный характер исследования позволяет учесть как цели отдельных подсистем, составляющих основу экологической безопасности города, так и найти согласованное, компромиссное решение по вопросам выбора технологий переработки и обезвреживания отходов и размещения предприятий системы на территориях города.

Таким образом, назрела необходимость разработать комплекс экономико-математических моделей долгосрочного прогнозирования устойчивого экологического развития в частности для системы обращения с отходами производства и потребления мегаполиса на основе системы эколого-экономических индикаторов.

Поэтому в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

1. Проанализированы методы оценки воздействия систем обращения с отходами на окружающую среду с целью построения на их основе пронгозных моделей развития систем обращения с отходами.

2. Проведена оценка эффективности развития системы санитарной чистки города от отходов производства и потребления, для различных сценариев развития городского хозяйства Москвы.

3. Предложен и обоснован принцип территориального зонирования системы обращения с отходами.

4. Разработана и реализована в виде программного компьютерного модуля многофакторная методика расчета влияния системы обращения с отходами на окружающую среду и здоровье населения.

выводы.

1. Проанализированы методы оценки воздействия систем обращения с отходами на окружающую среду и показано, что для построения на их основе прогнозных моделей развития" систем обращения' с отходами наилучшие результаты дает методика построения системы индикаторов, 1 отражающих отдельные аспекты эколого-экономической устойчивости-развития" территориальных систем обращения с отходами гармонизированная с международными «зелеными стандартами».

2. В* рамках реализуемой в Москве концепции территориального зонирования города, обоснована необходимость создания, специализированных коммунально-промышленных зон для размещения предприятий системы обращения с отходами.

3. Разработана и апробирована, при разработке предложений" по ограничению негативного воздействия промышленно-научного-комплекса на экологию города и перспективному развитию вторичного использования ресурсов в промышленном производстве Москвы на период до 2025 года,' многофакторная методика расчета влияния системы обращения с отходами на окружающую среду и здоровье населения.

4. Расчеты по разработанной методике показали, что эколого-экономическая эффективность строительства мусороперерабатывающих предприятий в 2−3 раза большей перерабатывающей мощности, позволяют: сократить потребности в новом землеотводе на 25%-32%- уменьшить потребности в дорожно-транспортной сети на 15%-18%- снизить потребности в инженерном обеспечении объектов на 8%-11%- повысить рентабельность генерации всех видов энергии на МСЗ за счет роста генерирующих мощностейувеличить рентабельность сортировочных и рециклинговых предприятий за счет увеличения объемов переработкиповысить рентабельность транспортных предприятий за счет увеличения автопарка и расширения сферы оказания транспортных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. 166 с.
  2. Sullivan, М.М., — Costic W. Han. Modifying automotive life-cycle assessment"// Automotive Engineering International. July 1998.
  3. A.M. Разработка критерия оценки и. методики организации системы обеспечения экологической безопасности? на эксплуатационных предприятиях гражданской: авиации. Дисс.. канд. техн. наук. М.: МГТУ ГА, 2005. -185 с.
  4. С.В. Основы экономики природопользования. М.: Изд. ПРИОР, 1999. -304 с.5: «Временная методика: определения предотвращенного экологического ущерба», утверждена Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 09.03.99.
  5. Порядок определения ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден комитетом- РФ по земельным ресурсам и землеустройству 10.11.93 и Министерством^ охране окружающей среды и природных ресурсов РФ 18.11.93.
  6. Методика определения • размеров ущерба от деградации почв и земель утверждена Минприроды России 11.07.94−8i Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, (утверждена Приказом Государственного комитета РФ по ООС от 11.02.98 № 81).
  7. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного ОПС в результате экологических правонарушений, утверждены Государственным комитетом РФ по ООС 06.09.99.
  8. Методика оценки и исчисления размера ущерба. от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждена Госкомэкологией 28.04.00.
  9. Устойчивое развитие: ресурсы-России: Под общей редакцией академика РАН Н. П. Лаверова. М.: Издательский центр РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004.-212 с. .
  10. Indicators for consumption clusters www.un.org/esa/sustdev/cpp1224.htm
  11. Индикаторы устойчивого- развития России. Экологотэкономические аспекты. М.: ЦПРП, 2001. — 220 с.
  12. С.Н., Гирусов Э. В., Перелет P.A., Крецу Н. С. Экономика устойчивого развития: Учеб. пособие. М.: СТУПЕНИ, 2004. — 304 с.
  13. Living planet report 2004: WWF, 2004. 44 pp.17. 2005 Environmental Sustainability Index, Yale Center for Environmental Law and Policy, 2005 www.vale.edu/esi
  14. C.H., Ходжаев А.Ш: Экономика природопользования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. — XXVI, 501 с.
  15. IASA&FAO. Global Agro-Ecological Zones (GAEZ) 2000 CD-ROM. Rome, International Institute for Applied Systems Anaisis (IIASA) and Food and Agriculture Organization (FAO), 2000.
  16. Living planet report 2004. WWF, 2004. 44 pp.
  17. A.A., Смирнова E.B. Индикаторы экологичности потребления // Народонаселение, 2007. № 4. С. 56−71.
  18. В.А., Козлов A.B., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобилям полном жизненном цикле. НАМИ, 2001s, 248.
  19. Bengt S. EPS-systemet En* oversiktlig presentation Centrum for produktrelaterad miljoanalys: CPM-rapport 1997:2. — 1997.
  20. Goedkoop M.J. The Eco-indicator 95, Final report (in English) — NOH report 9523- PRe consultants. Amersfoort, Netherlands. — Juli, 1995.
  21. The Eco-indicator 97 explained. Working document Mark Goedkoop, PRe Consultants. Amersfoort, The Netherlands, 1997.
  22. Матягина A.M.' Разработка критерия оценки и методики организации системы* обеспечения экологической безопасности на эксплуатационных предприятиях гражданской авиации. Дисс.. канд. техн. наук. М.: МГТУ ГА, 2005.-185 с.
  23. Lindfors L.G., Christiansen К., Hoffman L., Virtanen Y., Juntilla V., Leskinen A., Hanssen O-J., Ronning A., Ekvall T. and Finnveden G. Nordic Guidelines on Life-Cycle Assessment: Report Nord 1995:20. Copenhagen, 1994.
  24. Wenzel H., Hauschild M. and Alting L. Environmental Assessment of Products. Vol. 1. London: Chapman and Hall, 1997.
  25. Muller-Wenk, Ruedi. Damage categories and Damagefunctions as Core Elements of Life-Cycle Impact Assessment- I WOE Discussionsbeitrag. — 36 Draft version 29.10.1996/Universitat St. Gallen, 1996.
  26. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева, А. П. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001.
  27. О.Д., Кузнецов O.JL, Рахманина Ю. А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. Под редакцией академика РАМН Н. Ф. Измерова. Ш: РАЕН, 2005. — 248 с. 33. Источник: UNEP, GEO-2000
  28. A.M., Рукина И. М., Федоров О- JE Региональная экономическая стратегия обращения с отходами. Mi: МГУИЭ, 2005. — 167 с.
  29. СанПиН 2.1.7.728−99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений"1
  30. A.M., Смирнов А. Н., Сомичев Н. И. Анализ исходных технико-экономических данных для создания системы обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений Москвы. / Чистый город, 2005, № 4, с.30−34
  31. A.M. Промышленность рециклинга отходов. / Рециклинг отходов, 2006, № 1 (1), с. 11 -14
  32. A.M. Энергетическая утилизация отходов. М.: Руда и металлы, 2006. — 150 с
  33. Федеральный закон № 128 ФЗ- от 04.11.04 „О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата“.
  34. A.M. МГУП „Промотходы“ на новом этапе развития. / Чистый город, 2008, № 1(41), с.26−32
  35. ГОСТ 27 002–83 „Надежность в технике. Технологические системы. Методы оценки надежности по параметрам качества изготовляемой продукции“
  36. A.A., Гельфгат А. Г. Проектирование многокритериальных систем управления! промышленными объектами. М.: Энергоатомиздат.1993.
  37. В.В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь. 1969 г.
  38. Дж. Экономическая теория. М.: Инфра-М. 2004
  39. Трапезников В. П: Управление и» научно-технический прогресс.-М.: Наука, 1983, — 233 с.
  40. Макаров И. Мц Евтихиев Н. Н., Дмитриева Н. Д. и др. Основы автоматизации управления производством. -М.: Высшая школа, 1983.-504 с.
  41. Градостроительный кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 29.12.04'№ 190-ФЗ.
  42. г. Москвы от 26.05.04 № 35 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы»
  43. Постановление Правительства г. Москвы от 05.12.06 № 943-ПП «О Городской целевой программе „Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007−2009 годы“.
  44. Постановление Правительства г. Москвы от 24.10.06 № 836−1111 „О территориях промышленных зон города Москвы“.
  45. Постановление Правительства г. Москвы от 19.12.06 № 1013-ПП* „О дополнительных мерах по реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004−2008 годы“.
  46. Постановление Правительства г. Москвы от 22.04.08 № 313-ПП „О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве“.
  47. A.M., Осадчий С. Ю., Матягина A.M. Методика расчета влияния системы обращения с отходами на окружающую среду. Журнал „Экология и промышленность России“, июль 2009 г., стр.4−5
  48. A.M., Матягина A.M., Киселев A.B., Осадчий С. Ю., Цыбин A.B. Эколого-экономические методы анализа систем обращения с отходами.// Москва, „Академия“, 2009. 418с.
  49. A.M., Осадчий С. Ю., Матягина A.M. Комплексная методика оценки влияния системы обращения с отходами на окружающую среду. Журнал „Экология и промышленность России“, № 10 (октябрь), 2009 г., стр.24−26.
  50. JI. фон. Общая теория систем. // Москва, „Мир“, 1960. 328с.
  51. М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. // Москва, „Мир“, 1978. 311с.
  52. Добров Г. М. Прогнозирование науки и техники. //Москва, Наука, 1969. — 208 с.
  53. В.М. О прогнозировании на основе экспертных оценок // Москва, „Кибернетика“, 1969, № 2, С.2−4.
  54. М.З., Панкратова Н. Д. Системный анализ (проблемы, методология, приложения). // Киев, „Наукова Думка“, 2005. — 743 с.
  55. С.Ю., Гонопольский A.M., Цокол A.B. Проект системы межрегиональных комплексов по обращению с твердыми бытовыми в РФ. Материалы германо-российской научно-практической конференции
  56. ЕВРОРОСС: партнерство, опыт, инновации. Опыт больших и малых городов в области обращения с отходами производства и потребления», Берлин, 29 ноября 2010 г., стр. 16−17.
  57. С.Ю. Обращение с отходами в России: настоящее и будущее. Журнал «Экология производства», № 6 (апрель), 2011 г., стр. 18−22.
Заполнить форму текущей работой