Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь факторов, влияющих на процесс адаптации подростков-репатриантов в новом социально-культурном пространстве: На примере подростков-репатриантов из стран СНГ в Израиле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Переход социального мира в XXI столетие ознаменовался растущим стремлением народов к самоопределению. Обращение к своим историко-культурным истокам, традициям, верованиям, осознание людьми ценности и уникальности психологического содержания самобытности национального уклада жизни, выразилось в усиливающемся противоречии между стремлением государств к дифференциации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В НОВОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 1. 1. Особенности адаптации иммигрантов в новом социально-культурном пространстве
    • 1. 2. Психологические особенности феномена подростковой адаптации
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕНДЕНЦИИ АДАПТАЦИИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (РЕПАТРИАНТОВ) В НОВОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 2. 1. Особенности и характер адаптации репатриантов в Израиле
    • 2. 2. Психологические и социально-культурные особенности адаптации подростков-репатриантов
  • ГЛАВА III. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-РЕПАТРИАНТОВ
    • 3. 1. Этапы исследования
    • 3. 2. Характеристика испытуемых и их социального окружения
    • 3. 3. Методы и методики исследования. Методы обработки результатов
  • ГЛАВА IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-РЕПАТРИАНТОВ
    • 4. 1. Результаты апробации авторской анкеты с целью выявления отношения подростков-репатриантов к новому социально-культурному пространству
    • 4. 2. Анализ уровня социальной приемлемости подростковрепатриантов
    • 4. 3. Сравнительная характеристика эмоционального отношения подростков-репатриантов к различным сферам жизнедеятельности
    • 4. 4. Анализ результатов выбора подростками-репатриантами стратегии адаптации
    • 4. 5. Анализ результатов исследования личностных особенностей ty подростков-репатриантов
    • 4. 6. Анализ взаимосвязи факторов, обусловливающих процесс адаптации подростков-репатриантов
  • ВЫВОДЫ

Взаимосвязь факторов, влияющих на процесс адаптации подростков-репатриантов в новом социально-культурном пространстве: На примере подростков-репатриантов из стран СНГ в Израиле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход социального мира в XXI столетие ознаменовался растущим стремлением народов к самоопределению. Обращение к своим историко-культурным истокам, традициям, верованиям, осознание людьми ценности и уникальности психологического содержания самобытности национального уклада жизни, выразилось в усиливающемся противоречии между стремлением государств к дифференциации и вставшей перед Социумом задачей поиска путей и способов интеграции общественного производства и воспроизводства. В условиях пересмотра ценности отношений межнационального взаимодействия дифференциация и интеграция общностей, усиление миграции и иммиграции людей разного возраста затрагивают психологические, социальные, экономические и другие стороны жизни. Новые по содержанию процессы адаптации, ресоциализации сказываются на безопасности стран — исхода и принимающих иммигрантов — и потому изучаются в коррекционном, прогностическом, психолого-педагогическом и других аспектах.

Изменение социальной ситуации развития субъекта-Социума с новой силой показало актуальность фундаментальной психолого-педагогической проблемы воспитания человека. Среди направлений, в которых ведется ее решение, в наши дни особую значимость приобретает изучение социализации и адаптации подрастающих людей в новой социально-культурной среде, условий становления их готовности к ответственной организации жизни. Именно в области вопроса о психологических особенностях освоения детьми и более взрослыми людьми новой социально-культурной среды (ее этнопсихологического и ментального, государственно-правового и культурно-специфичного содержания), особую актуальность приобретает психолого-педагогическое изучение этноспецифичного межкультурного взаимодействия поколений. Решение этого аспекта проблемы связано с поиском путей и способов организации психолого-педагогического сопровождения адаптации поколенческих страт в этнои национально-специфичной социально-культурной среде. Между тем именно в данной — этно-педагогически сориентированной — постановке проблемы адаптации открывается явное противоречие: усиливающиеся иммиграционные процессы и связанная с ними ресоциализация требуют адекватного определения способов социального управления, но вопрос о психологических условиях, механизмах, детерминантах освоения иммигрантами (репатриантами) новой социально-культурной среды, в том числе, на разных этапах адаптации и взросления, во многих аспектах остается мало исследованным.

Проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации репатриантов является особенно острой для государства Израиль, так как только за последние 15 лет им абсорбировано более 1 млн. человек (около 400.000 из них — репатрианты нееврейской национальностикаждый пятый из СНГ). Среди репатриантов из СНГ четко выделяются возрастные подростковая и юношеская страты. Каждый четвертый из этой группы детей воспитывается в неполных семьях, столько же бросают школу. Около 43% подростков-репатриантов, оставивших школу, употребляют наркотики, каждый пятый из всех подростков в Израилеправонарушитель-репатриант. Министерством просвещения, другими социальными институтами Израиля проблема адаптации подростков-репатриантов оценивается как наиболее острая. В то же время анализ подходов и решений показывает, что социальными институтами адаптации Израиля разрабатываются локальные программы ресоциализации репатриантов, не создана комплексная программа исследований психолого-социального своеобразия личности подростка-репатрианта, не выявлены детерминанты выбора стратегии адаптации, не разработаны f технологии психолого-педагогического сопровождения разных групп подростков на пути освоения позиции гражданина. Процесс вхождения подростков-репатриантов в новое социально-культурное пространство, выбор личностью, оказавшейся в ситуации «двойного» перехода в новую систему отношений (в силу взросления и одновременно изменения места жительства, гражданства), той или иной стратегии на разных этапах адаптации пока еще не нашли должного отражения в психолого-педагогической науке. Все это определило выбор проблемы и темы исследования, результаты которого важны и для российской социальной и психолого-педагогической практики, столкнувшейся после распада СССР с новым кругом явлений, связанных с усиливающимися миграционными потоками.

Цель исследования: Изучить и раскрыть психолого-социальные особенности адаптации личности подростка в новом социально-культурном пространстве.

Объект исследования: процесс адаптации подростков-репатриантов в новом социальнокультурном пространстве.

Предмет исследования: типологические варианты стратегии адаптации подростка как личности, осваивающей нормативное содержание социально-культурной среды и позицию гражданина новой страны.

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что процесс адаптации подростков-репатриантов обусловлен условиями взросления в новой по содержанию социально-культурной среде. Психологически «удвоенная» детерминация взросления личности прежним опытом и новой системой отношений обостряет чувствительность подростков-репатриантов к жизненной ситуации, индивидуальное приятие которой реализуется в стратегии адаптации.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме адаптации личности в социально-культурном пространстве, ее конкретно-научные решения.

2. Выявить особенности адаптации и аккультурации подростков-репатриантов из СНГ в социально-культурной среде государства Израиль.

3. Определить психолого-педагогические условия, влияющие на адаптацию подростков-репатриантов с различным опытом освоения социально-культурного содержания и требований новой среды.

4. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения подростков-репатриантов в новом социально-культурном пространстве с учетом выявленных социально-психологических факторов и типологических вариантов адаптации.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения об общественно-исторической обусловленности психических функций человека (JI.C. Выготский), единстве сознания и деятельности и системности познания человека (Б.Г. Ананьев, А. И. Анцыферова, А. Н Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), о поуровневом становлении личности (Д.И. Фельдштейн). Необходимую интенцию оказали теоретические принципы и положения междисциплинарных работ психологов, этнологов, культурологов, социологов.

Ю.А. Александровский, С. К. Бондырева, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, И. Г. Дубов, В. Н. Мясищев, B.C. Мухина, К. Оберг, B.M. Розин, Д. Рисмен, А. Фернхэм, В. А. Ядов, M. Lazarus). Учтены теоретические разработки проблем активности личности, мотивации, ценностей К.А. Абульхановой-Славской, Г. В. Акоповым, Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым,.

A.К. Марковой, А. Н. Леонтьевым, К. Роджерсом, С. Л. Рубинштейном,.

B.В. Рубцовым, В. А. Сониным, Б. А. Сосновским, Д. Н. Узнадзе, психологии подросткового возраста м особенностей перехода личности к новым этапам развития (А.А. Бодалев, М. Р. Гинзбург, К. Н. Поливанова, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие) — положения о сущности психологической адаптации личности.

Ф.Б. Березин, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. А. Реан, J.W.Berry, Г. Селье, T. Horowitz).

Методы исследования включали в себя теоретический анализ и синтез, методы сбора эмпирической информации (анкеты, беседы, интервью, наблюдение, изучение документации). Специфика проблемы, объекта и предмета исследования обусловили необходимость адаптации используемых методик, разработки их языкового варианта (на иврите), проверки его надежности и валидности.

Для решения задач применялись разработанные автором стандартные интервью и беседа, анкета, тест культурно-ценностных f# ориентаций Л. Г. Почебут (вариант шкалы социальной дистанции), методика Р.Кеттелла. Для изучения типа адаптации подростков-репатриантов, их отношения к новой жизненной ситуации, сверстникам, взрослым использовались полупроективная методика незаконченных предложений (авторская разработка), методика А. Басса — А. Дарки, тест адаптации личности к новой социокультурной среде Л. В. Янковского.

Достоверность и обоснованность результатовобеспечены исходными теоретическими позициями, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием апробированных в отечественной и зарубежной психологии, надёжных и валидных методов и психодиагностических методик, математико-статистических методов анализа экспериментальных данных с помощью автоматизированного программного пакета Statistica 6.0.

Базой исследования были выбраны 5 общеобразовательных школ, 3 ПТУ и три общественных молодёжных организации Южного округа Израиля. Исследование проводилось с участием 288 подростков-репатриантов из стран СНГ, семьи которых имеют разное время пребывания в новой для них стране.

Положения, выносимые на защиту:

JL Адаптация подростков-репатриантов в новом социальнокультурном пространстве определяется объективными и субъективными социально-психологическими факторами — прежде всего, закономерностями и конкретной ситуацией взросления, национально-этнической и тендерной принадлежностью личности, характером ее ориентации на ценности страны исхода, периодом пребывания семьи в новой стране и ее составом, образованием родителей, их профессиональным и социально-экономическим статусом.

2. Система отношений подростков-репатриантов к складывающейся жизненной ситуации, окружающим людям (сверстникам и взрослым, коренным жителям и репатриантам) на разных этапах адаптации и взросления подчиняется различной по структуре внешней (этнонациональной, межкультурной, межличностной) и внутренней (личностной) детерминации. Эти различия обусловлены тем, как подросток преобразует этнокультурное соответствие личности на этапах освоения им и его семьей новой социально-культурной среды, ее эмоционального приятия.

3. Инварианты открытой и закрытой по типу адаптации подростков (конвенциальный, протестно-агрессивный) существенно зависят от «личностного» фактора ресоциализации, оценки актуальных межличностных отношений. Их коррекция требует согласованности действий всех социальных институтов принимающей страны, в том числе, по организации психолого-педагогического сопровождения иммигрантов и репатриантов. Теоретическая значимость и научная новизна исследования.

Впервые в психолого-педагогическом изучении проблемы адаптации показано значение ее углубленного исследования как процесса, включенного в онтогенетическое развитие исторически своеобразной личности.

В аспекте проблемы личностного становления подростков показано влияние возраста, национально-этнического, тендерного, личностного факторов на разных этапах освоения подростками-репатриантами этнонационального уклада жизни, межкультурных отношений, нормативных требований новой страны (общесоциальных, этнонациональных, государственно-правовых, межличностных).

Характер процесса адаптации и его результат в значительной степени определяются осознанием репатриантами-подростками жизненной ситуации и планируемого будущего как зависимых от выбора родителями страны проживания. В экспериментальном изучении восприятия # подростками новой среды, идентификации «Я» (социального, этнического, реального) установлено их влияние на формирующиеся устойчивые ценностно-этнические ориентации личности, ее позицию.

В исследовании трёх релевантных групп репатриантов-подростков выделена сегрегативная социо-культурная группа подростков, с позицией обособления, протестно-агрессивным отношением к новой социально-культурной среде. Выявлены инварианты открытой и закрытой по типу стратегий адаптации — конвенциальный, конфликтный, протестно-агрессивный. Обоснована необходимость их учета в организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития детей подросткового возраста в новой социально-культурной ситуации.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование организации социально-правового и психолого-педагогического процесса адаптации подростков-репатриантов.

С учётом особенностей взросления личности в новой системе отношений взаимодействия, наиболее значимых факторов адаптации и аккультурации репатриантов разработаны рекомендации по созданию условий, снижающих число подростков с протестным поведением и агрессией, направляемой на окружающих — коренных жителей и самих перемещенных лиц.

В подготовке психологов и педагогов, социальных работников, по роду деятельности организующих различные виды и формы занятий с подростками-репатриантами, учтены психологические, педагогические, этносоциальные, личностные и тендерные аспекты адаптации личности к новой социально-культурной среде.

Экспериментальные данные и положения работы имеют прикладное значение для целого ряда областей научного знания, в которых ведется анализ социально-психологических условий, механизмов, последствий усиления иммиграционного потока.

Результаты исследования использованы государственными институтами Израиля при составлении комплексной программы адаптации подростков-репатриантов и их родителей, образующих группу риска. Данные и положения работы актуальны для оптимизации деятельности социальных институтов адаптации не только государства Израиль, но и России и других стран.

Апробация работы: Материалы диссертации докладывались на международных и российских научно-практических конференциях (Смоленск, 2002, 2003 гг.), на семинарах по проблеме адаптации подростков-репатриантов (Россия, Израиль, 2002, 2003 гг.), на заседании правительственной комиссии по вопросу проблемы асоциального поведения подростков-репатриантов (июнь 2003 г., январь, февраль 2004 г., февраль 2005 г., Израиль, Иерусалим), на Всеизраильской конференции общественных организаций репатриантов в защиту подростков и Общества по борьбе с наркотиками «Проблемы адаптации и употребление наркотиков» (2004 г.), на семинарах и курсах повышения квалификации педагогов-консультантов при Министерстве просвещения государства Израиль (2003, 2004, 2005 гг.), руководителей общественных организаций Израиля (2004 г.), а также в течение двухгодичной экспериментальной работы на базе школ города Ашдода.

Структура и объём диссертации: Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, содержащего 403 источника, из которых 150 на иностранных языках и приложений. В приложениях представлены методики, а также результаты статистических исследований. Работа иллюстрирована 14 рисунками и 17 таблицами. Общий объём диссертации составляет 210 страниц без приложений.

выводы.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. При незначительной вариативности (в зависимости от национальности, страны исхода) трехлетний период пребывания семьи в новой стране сказывается в том, что адаптация подростка в своем содержании в большей мере определяется переживанием нестыкованности представлений о национальной и этнической роли с реальными требованиями к знанию языка, традиций, норм поведения, с имеющейся на этом периоде возможностью выбирать и действовать. В первые годы репатриации для подростков характерно намеренное следование нормам поведения новой страны при ориентации на прежний опыт.

2. Период до шести лет пребывания связан с более глубокими у подростков (1) оцениванием этнонационального и правового своеобразия принимающей страны, (2) рефлексивной проработкой взрослеющей личностью культурных ценностей страны исхода. Для этой группы подростков характерна усиливающаяся дифференциация понимания другого (как своего, как иного, как чужого). В зависимости от этого подростками выбирается либо открытый, либо закрытый тип адаптации.

3. Для подростков из семей с шестилетним (и более) периодом проживания в новой среде, межкультурная адаптация психологически связана с изменением понимания жизненной ситуации — среда перестает восприниматься как инокультурная, но при этом в установках подросток или более ориентирован на полный круг требований новой социально-культурной среды, или же стремится сохранить привязанность к ранее приобретенному им (исходному) опыту. Выбор этих полярных позиций репатриантом-подростком не влияет на оценку жизненных ситуаций как психологически конфликтных. Защита от конфликта независимо от типа адаптации определяет выбор конвенциального или же протестно-агрессивного способа организации отношений с окружающими инварианта адаптации).

4. Важными условиями образования сегрегативной социо-культурной группы подростков являются дефицит понимания, родителями и окружающими репатриантов, невозможность установить близкие эмоционально значимые контакты со сверстниками и коренными жителями, фрустрация, вызванная стремлением к полному контролю за жизненной ситуацией и невозможностью этого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтвердили предположения и выдвинутую гипотезу о том, что процесс адаптации подростков-репатриантов в новом социуме является сложным, длительным, многосторонним, многоуровневым и динамичным процессом.

Успешность прохождения этого процесса подростками-репатриантами заключается в снижении агрессивности и социальной экспансивности, формировании устойчивой «Я» концепции, • повышении уровня толерантного сознания, формировании внутреннего локуса контроля и выборе конструктивной стратегии адаптации.

В Израиле до сих пор не существует комплексной программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, ресоциализации и аккультурации подростков-репатриантов. Результаты нашего исследования позволили разработать, обосновать и апробировать комплекс мер по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации подростков-репатриантов.

Анализ результатов проведенного нами исследования свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения ряда проблем, таких как:

• Разработка технологии коррекции адаптации подростков-репатриантов, не идентифицирующих себя с израильским обществом и его культурными ценностями;

• Психолого-педагогическое сопровождение детей, родившихся в Израиле, но проходящих в русско-язычной социально-культурной среде процесс первичной социализации.

Мы считаем целесообразным и необходимым включить в комплексную программу психолого-педагогического сопровождения подростков-репатриантов в новом социально-культурном пространстве следующие аспекты:

1. Психолого-педагогическую диагностику, с целью составления карты личностных особенностей и адаптационных механизмов подростковрепатриантов.

2. Подготовку и переподготовку педагогических кадров в соответствии с интеграционными процессами в контексте поликультурного общества, детерминирующего необходимость межкультурной толерантности, включающие развитие комплекса аналитических и стратегических способностей, расширяющих спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями других культур и состоящий из: 1. направленного самоанализа и критической саморефлексии, 2. готовности к признанию различий между людьми, 3. способности к межкультурному пониманию и толерантному диалогу.

3. Создание единого адаптационного пространства, включающее в себя важнейшие социальные институты адаптации, такие как семья, школа, формальные и неформальные подростковые объединения, русскоязычные общины и другие социальные институты и службы.

4. Организацию целенаправленного руководства интеграционными процессами адаптации подростков-репатриантов, в которых главным действующим лицом является педагогический коллектив.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что большинство из важнейших социальных институтов адаптации (семья, друзья, неформальные объединения) выполняют функцию сохранения культурных ценностей страны исхода, а школа является единственным институтом ресоциализации подростка-репатрианта в новом социально-культурном и педагогическом пространстве. Одной из главных задач школы является, в первую очередь, воспитание толерантности членов поликультурного общества, поэтому она может стать связующим звеном и коордиционным центром адаптации, взяв на себя ответственность за интеграцию подростков-репатриантов в новом социально-культурном пространстве.

Принимая во внимание, что государство Израиль, являясь национальным еврейским государством, представляет собой поликультурное общество, в котором проживают представители различных этнических групп, следует отметить особую важность построения толерантных отношений и симметрии взаимного уважения. Они должны быть основаны на том, что у каждого гражданина есть право развивать свою индивидуальность, источники которой, в том числе, находятся в культурных традициях страны исхода. Понимание и легитимация культурных различий, как интернациональных ресурсов, которые следует развивать, является важным методом обогащения культуры всей страны, улучшения взаимоотношений между этносами и толерантного диалога между представителями различных культур.

Рассматривая толерантность как структурообразующий компонент в организации общества, следует отметить, что в системе образования проблема формирования толерантного сознания должна решаться при акцентировании внимания не только на гуманистической стороне, но и на научном объяснении функциональной роли толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения всех отношений, особенно в поликультурном пространстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М- Наука, 1981. С. 19−44.
  3. Авдуевская (Белинская) и др. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М., 1995. С. 118 132
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: 1993.- 121 с.
  5. М.К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. М., 1988. № 6. С.71−77.
  6. Г. В. Социальная психология образования.- М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во Флинта, 2000.- 296 с.
  7. Ю. А. Пограничные психические расстройства.- М.: 1993. 358 с.
  8. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация // Пограничные нервно психические расстройства. М., Наука, 1976. 272 с.
  9. .Г. Избранные психологически труды. Под ред. А. А. Бодалева и др., В 2 т. М.: Педагогика, 1980
  10. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. № 6. С. 21−33.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.380 с.
  12. Г. М. Психология социального познания. Учеб. пособие.- М.: Аспект-пресс, 2000.- 288 с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 416с.
  14. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. С. 71.
  15. Т.В., Валстром К., Звая П. и др. Идеи и технологиипедагогической поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. О. С. Газмана. М.: Инноватор, 1996. С. 57.
  16. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1982. С. 3−18.
  17. Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс. 1999.- 517 с.
  18. Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка.- М.: 2002.-121 с.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль. 1976.- 158 с.
  20. А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Сб. Психология личности. СПб., 2000. С. 222 230.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.152 с.
  22. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 105 с.
  23. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  24. P.JI. Тревожность как фактор трансформации личности подростка // Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000.- 168 с.
  25. С.А., и др. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. С. 356−364.
  26. A.M. Психологическая культура межличностных отношений. Челябинск: ЧИПКРО, 1996. — 150 с.
  27. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности //Мир психологии, 1999. № 3. С. 140−147.
  28. Е.П., и др. Представление подростков о своём будущем в ситуации социального кризиса // Социально-психологические проблемы социальной идентичности. М., 2000
  29. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка./ Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко.- М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т: Воронеж: НПО МОД ЭК, 2000.- 203 с.
  30. Д.Н. Идентичность личности в современном обществе. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 1999.
  31. С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномкны этнического самосознания эрзян и мокшан, Дис.. канд. псих. наук. Самара., 1999. 185 с.
  32. Бен- Хаим П. «Русский подросток" — социальный портрет в интерьере // Новости недели. 2000. 2 марта.
  33. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.- 269 с.
  34. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Под ред. В .Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 421 с.
  35. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. СПб.: Алетейя, 1999. Т II.- Объективное изучение личности. -284 с.
  36. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1961. — 705 с.
  37. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  38. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  39. А.А., Столин В. В. и др. Семья в психологической консультации. -СПб.: Речь, 1989.
  40. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002.- 440с.
  41. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978.-С. 168−179.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  43. С.К. Миграция (сущность и явление)/ С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2004. — 296 с.
  44. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО МОДЕК, 2003. — 352 с.
  45. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 1999. — 336 с. 4649.50,51,52,53.54,55.
Заполнить форму текущей работой