Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психосоциальные факторы развития профессионализма сотрудников кредитно-финансовых учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, для подготовки высокопрофессиональных специалистов в области экономики и финансов, в процессе получения молодыми людьми высшего образования, совершенно недостаточным является не только приобретение знаний, ограниченных узко понимаемым предметным полем будущей профессиональной деятельности, но и локальных социально-психологических (например, коммуникативных) навыков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление профессионализма индивида с точки зрения психосоциального подхода к проблеме развития
    • 1. 1. Проблема профессионализма в современной психологии развития
    • 1. 2. Психосоциальная концепция Э. Эриксона и феномен эго-идентичности в контексте исследования проблемы профессионализма
    • 1. 3. Профессиональная идентичность как феноменологическое 50 проявление эго-идентичности в социальной жизни индивида
  • Глава 2. Исследование взаимосвязи структуры эго-идентичности и ключевых составляющих профессионализма сотрудников клиентских подразделений кредитно-финансовых организаций
    • 2. 1. Программа исследования
    • 2. 2. Сравнительное исследование структуры эго-идентичности 70 у представителей профессионально успешных и неуспешных групп
    • 2. 3. Сравнительное исследование мотивационных профилей и уровня 76 интеллектуального потенциала представителей групп успеха и неуспеха
    • 2. 4. Сравнительное исследование уровня выраженности «больших» 86 факторов темперамента и характера у представителей групп успеха и неуспеха
    • 2. 5. Исследование взаимосвязи между результатами разрешения 94 базисных кризисов психосоциального развития и профессионально значимыми личностными характеристиками индивида
    • 2. 6. Исследование стадий вхождения в профессиональные группы 106 членства профессионально успешных и неуспешных индивидов
  • Заключение 120 Использованная
  • литература

Психосоциальные факторы развития профессионализма сотрудников кредитно-финансовых учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач реформирования российского высшего образования является максимальное, приближение его к требованиям реальной жизни, обусловленным актуальными потребностями социально-экономического развития. В этой связи, совершенно закономерным представляется повышенный интерес отечественных исследователей к проблеме становления профессионализма и профессиональной социализации молодых специалистов. Причем, в условиях инновационной экономики, характеризующейся, в частности, постоянной сменой приоритетов как в плане востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, так и в плане требований к профессиональным и личностным качествам индивида в рамках одной и той же специальности, встает вопрос о необходимости систематического профессионального совершенствования и самосовершенствования индивида, а также профессиональной ре-социализации. В первую очередь это относится к тем сферам деятельности, применительно к которым наблюдается повышенная конкуренция на рынке труда, обусловленная как объективными требованиями к уровню профессионализма, так и сформировавшемся в общественном сознании восприятием определенных профессий как высокопрестижных. Вполне очевидно, что одной их таких сфер профессиональной деятельности является, на сегодняшний день, кредитно-финансовая.

Не случайно, как считает А. А. Деркач, сегодня первостепенную значимость приобретают исследования закономерностей и характеристик профессионализма различных видов профессиональной деятельности. Однако, на сегодняшний день, такого рода исследования, применительно именно к кредитно-финансовой сфере, отсутствуют.

Заметим, что хотя большинство работ отечественных исследователей профессионализма построены в логике психолого-акмеологического подхода, данная проблематика отчетливо локализуется в исследовательском поле социальной психологии, хотя бы уже потому, что становление и реализация профессионализма неизбежно происходит в условиях социального взаимодействия. Более того, как показано в работах, в частности Е. А. Климова, становление и развитие профессионализма на всех этапах напрямую обусловлено социальной ситуацией развития.

Собственно говоря, на современном уровне развития психолого-акмеологического знания стало уже общепризнанным, что профессионализм представляет собой многоплановое явление, включающее социально-психологическое измерение.

В этой связи, представляется не только обоснованным, но и необходимым при исследовании профессионализма, в том числе и в конкретных прикладных сферах деятельности, использование системных подходов, позволяющих в полной мере учитывать тенденции и закономерности социального и индивидуального развития в их взаимосвязи.

Одним из таких подходов является психосоциальная концепция Э. Эриксона, который в своих работах прямо указывал на наличие взаимосвязи индивидуального и социального развития. Не случайно на современном этапе развития отечественной психологической науки данный подход широко используется для решения целого ряда практикоориентированных задач, в том числе связанных с профессионализмом и профессионализацией.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:

— необходимостью решения ряда прикладных задач, связанных с формированием и развитием профессионализма, профессиональной социализацией и ресоциализацией, обусловленных объективными потребностями социально-экономического развития в современном российском обществе;

— логикой развития процесса научного познания в современной психологии, в частности тенденцией к интеграции социально-психологического и психолого-акмеологического ракурсов рассмотрения проблематики профессионализма и профессионализацииотсутствием практикоориентированных исследований закономерностей становления и содержательных характеристик профессионализма в кредитно-финансовой сфере деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

В теоретико-методологическом плане проблема профессионализма рассматривается в работах целого ряда крупных российских психологов, таких как: К. А. Абульханова В.Г. Асеев, А. А. Бодалев, Е. М. Борисова, А. А. Деркач, А. И. Донцов, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Очнев, И. Н. Семенов, Л. Я. Ясюков и др. В этой связи также нельзя не упомянуть разработанные отечественными учеными социально-психологические концепции, не связанные напрямую с проблемой профессионализма, но без использования которых, а также разработанного на их базе методического инструментария, полноценное исследование ряда существенных аспектов данной проблематики попросту невозможно. Сюда следует отнести, в первую очередь, концепцию персонализации В. А. Петровского и разработанную на ее базе А. В. Петровским схему поэтапного вхождения индивида в контактное сообщество.

Многие из упомянутых выше ученых внесли существенный вклад в углубленную разработку отдельных научно-исследовательских и прикладных аспектов рассматриваемой проблематики. Так, вопросы профессионального самоопределения и основные этапы становления профессионала детально рассматриваются в трудах Е. А. Климова, повышения профессионализма управленческих кадров и государственных служащих — в работах А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, военных кадров — Л. Г. Лаптева, достижения вершин профессионального мастерства выдающихся результатов в профессиональной деятельности — в работах А. А. Бодалева и т. д.

Из зарубежных исследователей следует отметить, прежде всего, Э. Фромма, Э. Эриксона, исследовавших структуру взаимоотношений индивида и социума в системе общественного производства, а также особенности индивидуального развития, напрямую связанные с профессиональной деятельностью и профессиональной самореализацией. Отдельным аспектам профессионализма, прежде всего, в управленческой деятельности посвящены исследования Л. Джуэлл, С. Каплан, М. Кэ де Ври, Э. Шейна, Р. Фостера и др.

Можно констатировать, что в общетеоретическом плане проблематика профессионализма в целом и отдельные ее существенные аспекты получили достаточно полное освещение в имеющихся исследованиях. Однако, изучение специфики становления и развитие профессионализма в конкретных профессиональных сферах сконцентрировано, главным образом, на управленческой деятельности. Причем это является не только российской, но и общемировой тенденцией.

Исследования идентичности в самых разных аспектах в современной психологической науке весьма многочисленны и многообразны. В самом общем виде данная проблематика, обозначенная еще в трудах У. Джеймса и 3. Фрейда, получила развитие в работах К. Юнга, Э. Фромма и других крупнейших психологов XX в. В наиболее полном, концептуально завершенном виде проблема идентичности именно как психологической категории получила освещение в трудах Э. Эриксона. В настоящее время она продолжает изучаться с самых разных теоретико-методологических позиций: неофрейдизма — Дж. Домино, Д. Коте, Ч. Левин, Дж. Марсиа и др., символического интеракционизма — Э. Гофман, Ю. Хамбере, Р. Фогельсон, когнитивного подхода — Г. Брейкуэлл, Дж. Тернер, X. Тэджфел.

Не менее разнообразны и работы отечественных исследователей, внесших существенный вклад в разработку как тоеоретико-методологических, так и прикладных аспектов данной проблематики. В логике Я-концепции проблема идентичности рассматривается К. А. Абульхановой, Е. П. Белинской, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер и др., полоролевые и этноспецифические аспекты — в работах К. А. Абульхановой, И. С. Кона, Н. В. Лукьяненко, Е. Ю. Терешенковой и др., процесс формирования идентичности — у Н. В. Антоновой, О. В. Беляевой, И. В. Ивановой, В. А. Ильина, Ю. Г. Овчинниковой, М. В. Поповой и др. Исследованиям социальной идентичности посвящены работы Е. П. Белинсткой, О. И. Карпухина, Н. М. Лебедевой, В. В. Муратова, В. Н. Павленко, В. А. Хащенко и др., профессиональной идентичности — И. Ю. Вроцкой, И. Н. Галасюк, Л. Б. Шнейдер и др., развитию и операционализации психосоциальной концепции Э. Эриксона — В. А. Ильина, А. В. Толстых, Д. В. Сипягина и др. Следует также добавить, что проблема идентичности, в том числе и в ее социально-психологическом аспекте, рассматривается в-целом ряде социологических, культурологических, философских исследований.

В целом можно констатировать, что проблема идентичности в самых разных ее аспектах получила достаточно детальное освещение в имеющихся работах. Вместе с тем, сам факт крайнего как содержательного, так и теоретико-методологического многообразия исследований по данной проблематике, является отчетливым показателем того, что в ее рамках остаются, как минимум, дискуссионные аспекты. К одним из них, на наш взгляд, относится вопрос о характере взаимосвязи эго-идентичности с социально-психологическими и личностными составляющими профессионализма.

Цель исследования: выявление функциональной роли эго-идентичности в становлении и развитии профессионализма в кредитно-финансовой сфере деятельности.

Объект исследования: профессионализм сотрудников кредитно-финансовых организаций.

Предмет исследования: взаимосвязь структуры эго-идентичности и ключевых составляющих профессионализма сотрудников клиентских подразделений кредитно-финансовых организаций.

Основная гипотеза исследования: Структура эго-идентичности является системообразующим фактором, обусловливающим развитие важнейших составляющих, как собственно профессионализма, так и профессиональной идентичности индивида. Частные гипотезы исследования:

1. У профессионально успешных индивидов, независимо от возраста и опыта работы структура эго-идентичности имеет сходный характер и> качественно отличается от структуры эго-идентичности профессионально неуспешных индивидов.

2. Структура трудовой мотивации в каждой категории испытуемых носит своеобычный характер. В частности, имеют место значимые различия по ряду мотивирующих факторов как между группами успеха и неуспеха, так и внутри этих групп.

3. Личностные факторы из так называемой «большой пятерки», являются наимение значимыми с точки зрения профессиональной успешности индивида.

4. Имеет место значимая взаимосвязь между результатами разрешения базисных кризисов психосоциального развития и такими, t профессиональнозначимыми личностными характеристиками как индивидуальная структура трудовой мотивации и интеллектуальный потенциал, а также рядом факторов «большой пятерки».

5. Профессионально успешные индивиды последовательно проходят стадии вхождения в профессиональные группы членства и, в конечном итоге, достигают стадии интеграции, в то время как неуспешные, в большинстве своем, «застревают» на стадиях адаптации, либо индивидуализации.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы по даннойпроблематике уточнить, соотношение понятий «профессионализм» и «профессиональная1 идентичность» и их взаимосвязь с понятием «эго-идентичность» в логике психосоциальногоподхода к проблеме развития, а также выявить наиболее значимые социально-психологические составляющие профессионализма.

2. Выявить качественные особенности структуры эго-идентичности у представителей групп успеха и неуспеха.

3. Изучить структуру профессионально значимых социально-психологических и личностных характеристик у представителей данных групп.

4. Проверить наличие взаимосвязи между базисными стадиями психосоциального развития и профессионально значимыми характеристиками.

5. Провести сравнительный анализ структур эго-идентичности и профессионально значимых характеристик у представителей > групп успеха и неуспеха.

6. На основе анализа полученных эмпирических данных выявить ключевые факторы, опосредующие становление и развитие профессионализма в кредитно-финансовой сфере деятельности.

7. Сформулировать научно-практические рекомендации по непосредственному использованию результатов полученных в ходе исследования и дальнейшей разработке данной проблематики.

Теоретико-методологическая основа исследования построена на общеметодологических принципах детерминизма, развития и гуманизма, разработанных и обоснованных в трудах К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, А. А. Деркача, Б. Ф. Ломова, С. JI. Рубинштейна и других исследователей по общей методологии междисциплинарного спектра и проблемным методам в науке. Она включает в себя комплексный, системный, субъектный подходы, предложенные указанными авторами в сочетании с психосоциальным подходом, разработанным Э. Эриксоном и получившим дальнейшее развитие в трудах его последователей, а также концепцией персонализации В. А. Петровского, и стратометрической’концепцией А. В. Петровского.

Методы исследования. Исходя из методологических предпосылок и задач исследования, для его реализации были выбраны следующие методы и методики: системный анализ, экспертная оценка, включенное и внешнее наблюдение, дифференциал психосоциального развития (В.А. Ильин, Д.В. Сипягин), тест структуры трудовой мотивации — СТМ (А.И. Зеличенко, Е. А. Куприянов, А.Г.Шмелев), методика B5s, адаптированная Е. И. Рыхлевской и А. Г. Шмелевым, тест интеллектуального потенциала — ТИПС (А.Г. Шмелев), социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли (М.Ю. Кондратьев).

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена адекватностью методологического и теоретического конструктов проблематике исследованиякачественным анализом литературы по теме исследованияширотой эмпирической базы и выбором методов, адекватных задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхсодержательно обоснованным и корректным применением методов математической статистикисоотнесением полученных результатов с результатами других исследований.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. На основе анализа литературы по проблематике исследования показано, что понятия «профессионализм» и «профессиональная идентичность» в рассматриваемом контексте являются рядоположенными, а описываемая ими психологическая реальность, в важнейших аспектах, представляет собой феноменологическое проявление эго-идентичности на социальном и интрапсихическом уровнях.

2. Установлено, что в группах профессионального успеха имеет место отчетливо выраженная тенденция к устойчивопозитивному разрешению базисных конфликтов психосоциального развития, в то время как для значительной части представителей групп неуспеха характерна неразрешенность, либо негативное разрешение этих конфликтов. При этом наиболее критичными в данном отношении являются вторая (базисный конфликт — автономия против стыда и сомнения) и третья (базисный конфликт — инициатива против вины) стадии психосоциального развития. 3. Выявлены особенности структуры профессионально значимых личностных характеристик у представителей групп успеха и неуспеха, которые заключаются в следующем: у профессионально успешных индивидов структура трудовой мотивации носит достаточно сбалансированный характер и в целом соответствует тестовым нормам, полученным в ходе валидизации опросника СТМ;

— интеллектуальный потенциал большинства представителей групп успеха выше среднестатистической нормы по тесту ТИПС;

— представителям групп успеха присущи такие личностные качества, как: общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации, склонность к сотрудничеству и кооперации, планомерность, целенаправленность, умение следовать алгоритмам и заданным стандартам деятельности, эмоциональная стабильность, высокая стрессоустойчивость;

— структура трудовой мотивации в группах неуспеха является существенно менее гомогенной по сравнению с группами успеха. Вместе с тем, для нее характерно преобладание внешней мотивации, низкая значимость таких мотивирующих факторов как интерес к процессу, творчество, помощь людям и высокая значимость традицийинтеллектуальный потенциал в группах неуспеха ниже среднестатистической нормы по тесту ТИПС;

— у представителей групп неуспеха преобладают такие личностные качества как тенденция полагаться на свое мнение, установка на конкуренцию, непоследовательность, импульсивность, тревожность.

4. Выявлено наличие прямой взаимосвязи между структурой эго-идентичности, структурой трудовой мотивации и интеллектуальным потенциалом индивида.

5. Установлено, что профессионально успешные индивиды последовательно проходят стадии вхождения в профессиональные группы членства и достаточно быстро достигают интеграции в контактном сообществе, в то время как профессионально неуспешные — остаются на стадиях адаптации, либо индивидуализации. При этом динамика и конечный результат данного процесса опосредуются особенностями структуры эго-идентичности.

6. На основе анализа данных, полученных в результате эмпирического исследования, показано, что именно эго-идентичность, интегрирующая результаты разрешения базисных кризисов психосоциального развития, является наиболее универсальным, системообразующим фактором, обусловливающим развитие важнейших социально-психологических составляющих профессионализма и профессиональной идентичности.

7. Доказательно обоснована целесообразность использования психосоциального подхода при разработке программ подготовки и профессиональной социализации молодых специалистов, профессионального отбора и развития человеческих ресурсов организации в кредитно-финансовой сфере деятельности.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ высшего профессионального и постдипломного образования, в разработке и реализации программ социализации и ресоциализации в профессиональной сфере, в деятельности психологов-практиков, специализирующихся в образовании, профконсультировании, рекрутменте, бизнес-консалтинге, а также для дальнейших исследований в области социальной психологии, психологии развития и акмеологии, педагогической психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Результаты исследования составили основу тренингов «Преподавательское мастерство» для преподавателей региональных учебных центров ОАО «УРАЛСИБ» (Уфа, 2006 г.) и «Методы разработки внутрикорпоративных программ обучения» для методологов и преподавателей Корпоративного университета ОАО «УРАЛСИБ» (Москва, 2007 г.).

2. Результаты исследования использовались при разработке методики подбора персонала в АНО «НИИ МК НТ», которая успешно применяется при подборе персонала с начала 2007 г.

3. Результаты исследования легли в основу разработки «Центра оценки и развития» персонала НИИ «МК МАДИ ГТУ».

Положения, выносимые на защиту.

1. Особенности структуры трудовой мотивации индивида, его способность достигать социального признания в процессе и по результатам трудовой деятельности (профессиональная успешность), а1 также способность к интеграции в профессиональном контактном сообществе, правомерно рассматривать как феноменологические проявления эго-идентичности в профессиональном контексте.

2. Структура эго-идентичности у профессионально успешных индивидов, независимо от возраста и опыта работы, имеет схожий характер. При этом она значимо отличается от структуры эго-идентичности профессионально неуспешных индивидов. Для профессионально успешных индивидов, как уже зарекомендовавших себя в качестве профессионалов высокого уровня, так и находящихся в стадии становления профессионализма, характерно выражено позитивное разрешение базисных кризисов психосоциального развития, в то время как профессионально неуспешным индивидам присуща психосоциальная спутанность, прежде всего в отношении разрешенности базисного конфликта: инициатива против чувства вины.

3. Структура профессионально значимых личностных характеристик для каждой категории испытуемых носит своеобычный характер. При этом наиболее универсальной тенденцией является высокий уровень интеллектуального потенциала в группах успеха и низкий — в группах неуспеха, а наибольший «разброс» наблюдается в отношении факторов «большой пятерки».

4. Имеет место прямая взаимосвязь между базисными стадиями психосоциального развития, структурой трудовой мотивации и интеллектуальным потенциалом индивида.

5. Профессионально успешные индивиды последовательно проходят стадии вхождения в профессиональные группы членства и достаточнобыстро достигают интеграции в контактном сообществе, в то время как профессионально неуспешные остаются на стадиях адаптации, либо индивидуализации. При этом динамика и конечный результат данного процесса опосредуются особенностями структуры эго-идентичности.

6. Эго-идентичность, интегрирующая результаты разрешения базисных кризисов психосоциального развития, является наиболее универсальным, системообразующим личностным фактором, обусловливающим развитие таких важнейших социально-психологических составляющих профессионализма и профессиональной идентичности, как структура трудовой мотивации, профессиональная успешность, интеграция в профессиональном сообществе.

7. Использование психосоциального подхода к проблеме развития при разработке программ высшего профессионального и постдипломного образования, профессионального отбора и развития человеческих ресурсов организации позволит существенно повысить качество подготовки молодых специалистов и эффективность организационной кадровой политики в кредитно-финансовой сфере деятельности.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 153 наименования (из них 32 на иностранном языке), приложения.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть сформулированы в следующих положениях.

Проведенное диссертационное исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Профессионализм в его современном понимании, отвечающем реалиям организационной практики, представляет собой сложное, многоплановое явление, отчетливо локализуемое в исследовательском поле, как минимум, двух отраслевых направлений современной психологической науки: социальной психологии и психологии развития и акмеологии.

Наиболее универсальными переменными, позволяющими судить о динамике и уровне развития профессионализма индивида, являются структура трудовой мотивации и профессиональная успешность. При этом в содержательном плане они являются диалектичными, включающими как собственно личностное, так и социально-психологическое измерения.

При разработке методов оценки структуры трудовой мотивации и профессиональной успешности в контексте решения как научно-исследовательских, так и сугубо прикладных задач, необходимо обращение к концептуальным схемам, рассматривающим личностные и соцально-психологические аспекты развития в диалектическом единстве.

Психосоциальная концепция Э. Эриксона в ее современном состоянии полностью отвечает задаче изучения проблемы профессионализма в диалектическом единстве личностных и социально-психологических-составляющих как в теоретико-методологическом так и в инструментальном планах. Это обусловлено, в частности, тем, что особенности психосоциального развития на базисных стадиях эпигенетического цикла, а в конечном счете, структура эго-идентичности личности, напрямую связаны с целым рядом социально-психологических иличностных параметров-профессионализма, в том числе с такими важнейшими и универсальными (относящимися как к профессионализму деятельности, так и профессионализму личности) факторами как мотивация профессиональной деятельности и профессиональная успешность.

Профессиональную идентичность, как в социально-психологических, так и в личностных аспектах, правомерно рассматривать в качестве феноменологического проявления эго-идентичности в контексте профессиональной деятельности.

Одним из наиболее репрезентативных объективных показателей социально-психологической составляющей профессиональной идентичности, а также профессионализма личности, является процесс интеграции индивида в профессиональных группах членства. В качестве адекватного диагностико-исследовательского методического инструмента для изучения данного процесса, в том числе и при решении1 сугубо прикладных задач, может служить техника «репертуарных решеток» Дж. Келли, модифицированная М. Ю. Кондратьевым на базе разработанной А. В. Петровским теоретической схемы вхождения развивающейся личности в референтную для нее группу членства.

Структура эго-идентичности разных категорий испытуемых внутри групп профессионального успеха и неуспеха является схожей. При этом представителям группы успеха свойственно более выраженное позитивное разрешение всех четырех базисных конфликтов психосоциального развития. Наибольшие количественные и качественные различия между профессионально успешными и неуспешными индивидами имеют место применительно ко второй и третьей стадиям психосоциального развития.

Структура трудовой мотивации в каждой из четырех обследованных категорий испытуемых носит своеобычный характер. В наибольшей степени различаются мотивационные профили студентов, успешно прошедших отбор и принятых на стажировку в качестве клиентских менеджеров, и операционистов. При этом, применительно как к штатным сотрудникам со стажем работы в компании, так и к молодым специалистам, только начинающим свою карьеру и находящимся^ в стадии становления профессионализма, для групп успеха характерна меньшая зависимость трудовой мотивации от внешних факторов, по сравнению с группами неуспеха. Имеет место определенная схожесть мотивационных профилей кредитных менеджеров и операционистов, что обусловлено влиянием корпоративной культуры компании на индивидуальные мотивационные установки сотрудников.

Имеет место значимая корреляционная связь каждой из четырех базисных стадий психосоциального развития именно с теми мотивирующими-факторами, содержание которых полностью совпадает с описанными Э. Эриксоном и его последователями феноменологическими проявлениями результатов разрешения соответствующих психосоциальных кризисов в социальной жизни индивида, в том числе, в трудовой деятельности. При этом в рамках выявленных взаимосвязей между стадиями психосоциального развития и факторами трудовой мотивации, именно компоненты эго-идентичности являются опосредующими.

Наиболее стабильными, а, следовательно, и наиболее значимыми с практической точки зрения, в структуре трудовой мотивации индивида являются такие мотивирующие факторы, как: интегральный показатель направленности трудовой мотивации, интерес к процессу, творчество, общение и сохранение здоровья.

Уровень интеллектуального потенциала различных категорий испытуемых внутри группы успеха практически совпадает, при этом он существенно* выше, чем в группе неуспеха. Внутри группы неуспеха имеют, место значимые различия по данному признаку между различными категориями испытуемых: в группе студентов, не прошедших отбор в компанию средний уровень интегрального показателя интеллектуального потенциала выше, чем в группе операционистов.

Имеют место значимые корреляционные связи между стадиями психосоциального развития и интегральным показателем уровня, интеллектуального потенциала. При этом данные взаимосвязи носят отчетливо выраженный характер взаимообусловливания, поскольку формирование интеллекта и его развитие представляет собой сложный' многоплановый процесс, во многом пересекающийся с процессом психосоциального развития как содержательно, так и хронологически.

Степень выраженности личностных факторов «большой пятерки» -темперамента и характера существенно различается у разных категорий испытуемых, как внутри группы успеха, так и внутри группы неуспеха. При этом имеет место крайне высокая вариативность распределений результатов испытуемых по всем факторам в каждой из четырех категорий испытуемых. В совокупности это означает, что личностные факторы, входящие в «большую пятерку», напрямую не связаны с профессиональной успешностью индивида.

Имеет место определенное опосредующее влияние таких факторов «большой пятерки», как: «согласие — независимость», «самоконтроль — импульсивность» и «эмоциональная стабильность — тревожность» на процесс психосоциального развития в детстве. При этом в содержательном плане, выявленная картина такого рода опосредования полностью соответствует теоретическим представлениям психосоциального подхода к проблеме развития.

В среде молодых специалистов, начинающих профессиональную карьеру в кредитно-финансовой сфере, имеет место отчетливо выраженная динамика индивидуального вхождения в профессиональные группы членства. При этом наиболее успешные индивиды достаточно быстро достигают стадии интеграции, в то время как наименее успешные, задерживаются на стадии адаптации.

Большинство профессионально успешных индивидов со стажем работы интегрированы в группе профессионального членства, в то время как профессионально неуспешные индивиды со стажем работы находятся на стадиях адаптации или индивидуализации. При этом в обоих случаях, индивиды, исчерпавшие возможности персонализации и профессиональной самореализации в данных контактных сообществах, начинают целенаправленно дифференцировать себя от группы членства, т. е. «откатываются» на стадию индивидуализации.

Структура эго-идентичности индивида является одним из ключевых личностных факторов, опосредующих успешность процесса вхождения в профессиональную группу членства.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд научно-практических рекомендаций.

В современных условиях, для подготовки высокопрофессиональных специалистов в области экономики и финансов, в процессе получения молодыми людьми высшего образования, совершенно недостаточным является не только приобретение знаний, ограниченных узко понимаемым предметным полем будущей профессиональной деятельности, но и локальных социально-психологических (например, коммуникативных) навыков, непосредственно связанных с ее содержанием. Для полноценного решения задачи формирования в условиях ВУЗа не абстрактного «молодого специалиста», а, пусть начинающего, но профессионала, конкурентоспособного на рынке труда, не только целесообразно, но и необходимо отслеживать динамику психосоциального развития и разрабатывать обучающие, а при необходимости и коррекционные программы, реально способствующие достижению молодыми людьми — к концу периода обучения — позитивной идентичности.

В целях повышения эффективности кадровой политики в кредитно-финансовых учреждениях, в диагностико-методический пакет, используемый специалистами кадровых служб и HR-подразделений как на этапе отбора претендентов на вакантную должность, так и при планировании и реализации мероприятий по развитию человеческих ресурсов компании, целесообразно включать методы и методики, позволяющие оценить особенности психосоциального развития и структуры эго-идентичности того или иного рекрута или сотрудника, в частности, дифференциал психосоциального развития. Более того, вцелом ряде случаев, диагностики структуры эго-идентичности оказывается вполне достаточно для принятия вполне обоснованных решений, что существенно снижает ресурсозатратность такого-рода мероприятий.

Разработка и реализация программ адаптации новых сотрудниковкоучинга, внутрикорпоративного обучения и т. п. должна строиться с учетом f.

125 как выявленных особенностей психосоциального развития отдельных сотрудников, так и общих тенденции, имеющих место в тех или иных подразделениях и профессиональных группах.

Включение в диагностико-методические пакеты, используемые кадровыми службами методик, направленных на углубленное исследование структуры личности (наряду с использованным в нашем диссертационном исследовании тестом B5s, в некоторых компаниях до сих пор используется опросник 16PF и даже MMPI) представляется необоснованным, поскольку, при всей сложности как диагностической процедуры, так и интерпретации полученных данных, в практическом плане они часто оказываются малосодержательными, именно по причине избыточности информации не имеющей прямого отношения к делу, а на этапе принятия решения, по той же самой причине, все сводится, как правило, к очередному «изданию» «теории черт».

При подготовке специалистов в сферах психологии управления и организационной психологии как в рамках высшего, так и постдипломного образования, а также программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимо уделять серьезное внимание углубленному изучению психосоциальной концепции Э. Эриксона и методам ее использования для решения прикладных задач.

В рамках дальнейших исследований по данной проблематике предполагается разработка и апробация в компании, послужившей эмпирической базой настоящего диссертационного исследования, программы социально-психологической адаптации молодых сотрудников, построенной' на принципах психосоциального подхода.

Основные публикации по теме диссертационного исследования:

1. Ерасова Н. Ю. Перспективы использования психосоциального подхода в целях повышения эффективности последипломного обучения молодых специалистов// Молодые ученые — московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.:МГППУ, 2007. С. 13.

2. Ерасова Н. Ю. Становление профессиональной идентичности индивида в контексте психосоциального подхода к проблеме развития //Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 111.

3. Ерасова Н. Ю. Перспективы использования психосоциального подхода в целях повышения эффективности программ внутрикорпоративного обучения./ЛЗопросы гуманитарных наук. 2007. № 6 (33). С. 186.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // «Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления М.: ИП РАН, 1996.
  2. К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/ТПсихологический журнал, 1994, № 4.
  3. Н.В., Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии// Вопросы психологии, 1996, № 1.
  4. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях, переосмысливание, преобразование и психологическая защита//Вестник МГУ, Психология, 199, № 1.
  5. Г. Т. Социально-психологические факторы профессиональной социализации менеджера, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., 2001.
  6. Г. Т., Дубовская Е. М. Профессиональная социализация менеджеров//Мир психологии, 2004, № 4.
  7. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии, 1999, № 3.
  8. Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений, диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук М., 2006.
  9. Е.П. Человек в изменяющемся мире — социально-психологическая перспектива М. „Прометей“, 2005.
  10. О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М. 2001.
  11. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО „Модэк“, 1996.
  12. Л.Ф. Психодиагностика личности Киев: Наукова думка, 1988.
  13. Л.Ф., Морозов С. М., Словарь-справочник по психологической диагностике Киев: Наукова думка, 1989.
  14. М. Избранные произведения М.: Политиздат, 1990.
  15. Л.С. Психология развития Спб.: Питер, 2002.
  16. И.Н. Особенности профессиональной идентичности руководителя на разных этапах профессионального и возрастного развития М.: 2007.
  17. В., Колобов А. Управленческая команда и мотивация работников/ЛТеловек и труд, 1993, № 1.
  18. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии, 1994, № 3.
  19. Е.А., Васильева О. С. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека//Вопросы психологии, 2001, № 2.
  20. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований М.: 2000.
  21. А.А. Профессионализм управленческих кадров как фактор оптимизации государственного управления: проблемы становления и развития//Безопасность Евразии № 3(13) 2003.
  22. У. Психология М.: Педагогика, 1991.
  23. Л. Организационная психология СПб.: Питер, 2000.
  24. Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум, диссертация на соискание ученой» степени доктора психологических наук М. 2002.
  25. А.Л. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал, 1993-, № 6.
  26. А. Л. Поздняков В.П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России // Психологический журнал, 1993, № 6.
  27. В. Г. Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии -М.: 1992.
  28. М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук-М. 2001.
  29. Н.В. Личностные предпосылки субъективности младших подростков, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., 2002.
  30. И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук М.: 2002.
  31. В.А. Тенденции психосоциального развития в российском обществе Уфа, Вагант, 2007.
  32. В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических проблем современного общества//Вопросы психологии, 2007, № 2.
  33. В.А. Проблема становления профессионализма молодых специалистов//Акмеология, 2006, № 4.
  34. В.А., Сипягин Д. В. Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы//Психологическая наука и образование, 2007, № 2.
  35. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг М.: Класс, 2002.
  36. С.Б. Психолого-акмеологические основы развития духовных потребностей, диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук Тамбовский гос. Университет, 2002.
  37. Г., Сэдок Дж. Клиническая психиатрия М.: Медицина, 1998.
  38. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов Спб.: Речь, 2002.
  39. А. Большая энциклопедия психологических тестов М.: Эксмо, 2006.
  40. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения//Социологические исследования, 2000, № 3.
  41. Е.А. Психология профессионала — М: Институт практической психологии Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  42. Е.А. Психология профессионального самоопределения — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  43. С. Теории личности: познание человека Спб.: Питер, 2003.
  44. С. Семь навыков высокоэффективных людей М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  45. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии 1997, № 3.
  46. М.Ю., Кочеткова Т. Н. Практикоориентированная психология: преодолевая барьер между фундаментальной наукой и практикой//Вопросы психологии, 1997, № 6.
  47. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений Спб.: Питер, 2005.
  48. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика-М.: ПЕР СЭ, 2007.
  49. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости М.: ПЕР СЭ, 2006.
  50. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Методический вариант определения стадии вхождения личности в профессиональное сообщество//Акмеология, 2006, № 4.
  51. Ю.М. Отношения межличностной значимости в системе «студент студент» и «преподаватель — студент» в современном российском ВУЗе, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М.: 2006.
  52. Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в ситуации неопредленности//Вестник МГУ, Психология, 1979, № 3.
  53. У. Секреты формирования личности Спб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002.
  54. М.Ю. Социально-психологические факторы управленческой идентичности руководителя, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук — М., 2003.
  55. М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., 2002.
  56. Кун Т. Структура научных революций М.: Аст, 2001.
  57. Кэ де Ври М. Мистика лидерства- М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.
  58. Курс МВА по менеджменту М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  59. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла//Психологический журнал, 1999, т.20, № 3.
  60. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего//Вопросы психологии, 2001, № 1.
  61. С.А. Организационная культура: Концептуальные модели и методы диагностики/УВестник МГУ, 1997,№ 4.
  62. С.А. Проблемы организационной приверженности и идентификации с точки зрения социальной психологии//Мир психологии, 2004, № 2.
  63. Д. Социальная психология СПб.: Питер, 2000.
  64. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика М: Класс, 2001.
  65. О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М. 2001.
  66. А.К. Психология профессионализма М. РАГС, 1996.
  67. С. Эксперимент в социальной психологии Спб.: Питер, 2000.
  68. И.А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., 2002.
  69. Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе М.: Академический проект, 2001.
  70. С. Социальная психология СПб.: Питер, 2007.
  71. В.В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований//Мир психологии 2004, № 2.
  72. B.C. Феноменология развития и бытия личности М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж НПО «МОДЭК», 1999.
  73. Д.В. Проблемы личности и ее развития в отечественной психологии, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М. 2001.
  74. Э. Организационное консультирование — СПб.: «Издательство Пирожкова», 2002.
  75. Дж., Дэвис К. Организационное поведение СПб.: Питер, 2000.
  76. Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности//Мир психологии, 2004, № 2.
  77. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии, 1999, № 1.
  78. В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000, № 1.
  79. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе //Психологический журнал, 1998, № 1.
  80. А.В. Трехфакторная модель значимого другого/УВопросы психологии, 1991, № 1.
  81. В.А. Психология неадаптивной активности М.: ТОО «Горбунок», 1992.
  82. А.Н. Развитие исследовательской инициативы в детском возрасте, диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук М. 2001.
  83. М.В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Нижний Новгород, 2005.
  84. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики М.: МГУ, 1989.
  85. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории под ред. А. В. Брушлинского М.: Институт психологии РАН, 1997.
  86. Психология. Словарь под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского -М.: Политиздат, 1990.
  87. Развитие организации и HR-менеджмент — М.: Класс, 2004.
  88. Ричи LLL, Мартин П. Управление мотивацией М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  89. О.В. Влияние идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М. 2002.90.' Рубинштейн C.JI. Философия и психология // Вопросы философии, 1957, № 1.
  90. В.В. Основы социально-генетической психологии М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
  91. Е.В. Методы математической обработки в психологии -Спб.: Речь, 2001.
  92. Д.В. Влияние психосоциальной идентичности на статусно-ролевую позицию индивида в группе, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., 2007.
  93. А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., 2004.
  94. Г. З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М. 2002.
  95. А. О предмете диалектики // На переломе М.: Политиздат, 1990.
  96. Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа//Иностранная психология, 1994, т. 2, № 2(4).
  97. А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности -Спб.: Алетейя, 2000.
  98. Н.Н., Прихожан A.M. Подросток в учебнике и в жизни М.: Знание, 1990.
  99. Философский словарь М.: Политиздат, 1991.
  100. Р., Каплан С. Созидательное разрушение М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  101. Фрейд 3. Введение в психоанализ М.: Наука 1989.
  102. Франц M.-JI. Процесс индивидуализации // Человек и его символы М.: Серебряные нити, 1998.
  103. Э. Анатомия человеческой деструктивности М.: Республика, 1994.
  104. Э. Душа человека М.: Республика, 1992.
  105. Э. Революция надежды Спб.: Ювента, 1999.
  106. Э., Кризис психоанализа Спб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.
  107. В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования//Психологический журнал, 2004, т. 25, № 5.
  108. JI. Зиглер Д. Теории личности СПб.: 2004.
  109. Э. Детство и общество Спб.: Речь, 2000.
  110. Э. Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 1996.
  111. Д. Невротические стили М.-Спб.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
  112. Э. Организационная культура и лидерство СПб.: Питер, 2001.
  113. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления, диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук, М., 2000.
  114. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг М.: МПСИ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
  115. Юнг К. Аналитическая психология Спб.: МЦНК и ТОО «Кентавр», Институт Личности, ИЧП «Палантир», 1994.
  116. Юнг К. Психологические типы Спб.: Азбука, 2001.
  117. Юнг К. Человек и его символы М.: Серебряные нити, 1998.
  118. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке М.: Ренессанс, 1992.
  119. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности//Мир России, 1995, т. 4, № 3−4.
  120. Arlow J., Brenner С. Psychoanalytic concepts and the structural theory N.Y.: International Universities Press, 1964.
  121. Berkowitz M. Peer conflict and psychological growth San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
  122. Bernstein D. Female identity conflict in clinical practice Northvale, NJ: Jason Aronson, 1993.
  123. Bosma H. Identity development in adolescence: Coping with commitments. Proefschu. Groningen: Rijksuniv. te Groningen, 1985.
  124. Brekwell G. Coping with threatened identities L. — N.Y.: Mithuen, 1986.
  125. Blanck G., Blanck R., Beyond ego psychology: Developmental object relations theory N.Y.: Columbia University Press, 1986.
  126. Coleman J.C. Relationships in adolescence L.: Rouiedge & Kegan Paul, 1974.
  127. Domino G., Affonso D. A Personality Measure of Erikson, s Life Stages: The Inventory of Psychosocial Blance//Journal of Personality Assesmtnt, 1990, 54(3&4).
  128. Erikson E. Young Man Luther N.Y.: W.W. Norton & Co., 1958.
  129. Erikson E. Insight and responsibility N.Y.: W.W. Norton & Co., 1964.
  130. Erikson E. In search of common ground N.Y.: W.W. Norton, 1973.
  131. Erikson E. Life history and historical moment N.Y.: W.W. Norton, 1973.
  132. Erikson E. Toys and reasons: Stages in the ritualization of experience N.Y.: W.W. Norton, 1977.
  133. Erikson E. Adalthood N.Y.: W.W. Norton, 1978.
  134. Erikson E. Identity and life cycle: A reissue N.Y.: W.W. Norton, 1979.
  135. Erikson E. The life cycle completed N.Y.: W.W. Norton, 1982.
  136. Erikson E. Psychoanalysis and Ongoing History: Problems of Identity, Hatred and noniolence. //The American Journal of Psychiatry. 122. 1965.
  137. Evans R. Dialogue with Erik Erikson N.Y.: Harper and Row, 1967.
  138. Freud S. The Future of one Illusion. In Standard edition (Vol.22). London: Hogarth, 1961.
  139. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity -Engleewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.
  140. Hartmann H. Ego Psychology and the problem of adaptation N.Y.: International Universities Press, 1958. iL
  141. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational behavior, 4 ed//Englewood Cliffs, N-J, 1982.
  142. Jacobi J. The Way of individuation San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1967.
  143. Jenkins R. Social identity L.: Routledge 1996.
  144. Johnson P. Intellectuals N. Y: Harper & Row, 1988.
  145. Katz D., Kahn R., The Social Psychology of Organizations — N.G. John Wiley, 1967.
  146. Matteson D. Adolescence today. Sex roles and search for identity -Homewood: Dorsey Press, 1975.
  147. Marcia J. E. Development and Validation of ego-identity status.// Journal of Personality and Social Psychology. 3.
  148. Mead G. Mind, self and the Society Chicago: The University of Chicago Press. 1946.
  149. Stein M. Identity and anxiety: Survival of the person in mass society -Glencoe: The Free Press, 1960.
  150. Tajfel H. Social identity and intergroup relations Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
  151. Wetcher K., Barker A., McCaughtry F. Save the males Washington: The PI A Press, 1991.
Заполнить форму текущей работой