Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация и стимулирование инновационной деятельности предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление инновационной деятельностью реализуется в форме инновационного менеджмента, который охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий
    • 1. 1. Организация инновационного процесса как объект инновационного менеджмента
    • 1. 2. Роль и место адаптивного управления в стратегии инновационного развития предприятий
    • 1. 3. Особенности организации инновационных процессов предприятий малого и среднего бизнеса
  • ГЛАВА 2. Анализ современного состояния и перспектив развития инновационной деятельности предприятий
    • 2. 1. Зарубежный опыт развития инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса
    • 2. 2. Система организации и стимулирования инновационной деятельности российских предприятий
    • 2. 3. Формы и методы повышения инновационной активности на предприятиях малого и среднего бизнеса
  • ГЛАВА 3. Экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности предприятий
    • 3. 1. Формирование и развитие сетевой экономики как основной фактор организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий
    • 3. 2. Роль сетевых стратегий в стимулировании инновационной деятельности региональных рынков
    • 3. 3. Организация виртуального предприятия для формирования системы стимулирования инновационной деятельности

Организация и стимулирование инновационной деятельности предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией. Смена поколений продукции происходит с явным ускорением.

Конкурентные преимущества в существенной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся как к народному хозяйству в целом, так и к отдельным субъектам бизнеса или их группам. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства. Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних или малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наибольшие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого достаточно ограничены. Этим определяется и характер инновационной деятельности в малом бизнесе, её процессная или продуктовая направленность.

Оценивая роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике, следует установить необходимость и возможность его инновационного развития. Инновационные процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса в современных условиях. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.

Вместе с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными являются вопросы о характере инноваций по содержанию и масштабам применительно к субъектам малого и среднего бизнеса, о роли информационной составляющей в развитии предприятий, возможности и целесообразности объединения усилий субъектов в интересах локальных и масштабных задач, о методическом инструментарии организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий.

Степень разработанности проблемы. Вопросам инновационной деятельности в разное время посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Фундаментальными являются труды Кондратьева Н. Д, Уотермана Р, Хучека М, Шумпетера И. Важную роль в формировании современной концепции в исследуемой области играют разработки С. Ю. Глазьева, П. Завлина, В. Кабалина, В. Д. Камаева, JL В., Кириной, JL Я. Косалса, С. А. Кузнецовой, Е. Г. Ясина.

Однако, поставленные вопросы в настоящее время недостаточно раскрыты в зарубежных исследованиях и практически не отражены в разработках отечественных исследователей. Большинство публикаций носят прикладной характер с отраслевой ориентацией. Этим определяется и подтверждается актуальность исследования, обладающего необходимой новизной. Недостаточная изученность, и степень разработанности с одной стороны и научно-практическая значимость с другой, обусловили выбор темы настоящего исследования, его цель, задачи и круг рассматриваемых в нем вопросов.

Цель настоящей работы состоит в исследовании механизмов организации и стимулирования инновационной деятельности и разработке методических подходов к выбору стратегии управления инкрементальным и радикальным инновационным развитием предприятий.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующего ряда задач:

— исследование основных фаз инновационного процесса на предприятии и учёт их особенностей при формировании системы стимулирования инновационной деятельности;

— изучение форм и методов организации и стимулирования инновационной деятельности российских и зарубежных предприятий;

— изучение способов инкрементального и радикального инновационного развития и возможностей их стимулирования;

— анализ и оценка кооперационных и информационных связей в стимулировании инновационной деятельности предприятий при сетевой организации их производства;

— построение модели организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий, принимающих в условиях сетевой экономики форму виртуальных предприятий.

Предметом исследования выступают социальные, психологические, экономические и правовые условия организации и стимулирования инновационного развития предприятий на ранних стадиях разработки стратегии управления этими процессами.

Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились общие философские воззрения на развитие природы и общества, закономерности развития экономических отношений, современные понятия об эффективности предпринимательской деятельности. Использован ряд методов исследования: научная абстракция, системный анализ, сравнение, систематизация данных, статистическая обработка данных. В работе использованы научные труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам инновационной деятельности, нормативноправовые документы, данные официальной и исследовательской статистики, опубликованные в сборниках Госкомстата России и материалах ряда отечественных и зарубежных консалтинговых фирм.

Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании теоретических основ и методических подходов к формированию системы организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий, обеспечивающих выбор рациональной стратегии их развития.

Наиболее существенные результаты работы, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— установлено, что решающее значение в организации и стимулировании инновационной деятельности предприятий приобретает ранняя фаза инновационного процесса, которая характеризуется как период конъюнктурного цикла, когда доминантой экономического развития становится информация и организация маркетинговых процессов, а ядро базисного инновационного развития составляют средства коммуникативного взаимодействия;

— определены различия в стимулировании инновационной активности на ранних фазах инкрементального и радикального инновационного развития, позволившие определить комплекс мероприятий по совершенствованию организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

— выявлены экономические механизмы стимулирования инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающие их участие в региональной кооперации (кооперационная стратегия инновационного менеджмента), и глобальной сетевой экономике (информационная стратегия инновационного менеджмента);

— определены конкретные пути и методы повышения инновационной активности предприятий с учетом зарубежного опыта и специфики развития российской экономики. Основное внимание при этом уделено совершенствованию налоговой системы, финансово-кредитных отношений, инвестиционной политики, реализации финансово-сберегающей системы производственно-технологического обеспечения малого инновационного предпринимательства на основе комплексной оценки производственного и научного потенциала предприятий;

— предложен алгоритм формирования системы стимулирования инновационной деятельности предприятий в условиях сетевой организации их производств, использование которого направлено на ускоренное внедрение новых видов продукции, техники и технологии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения диссертации дополняют и развивают представление об организации инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства, об организации и развитии форм и методов стимулирования инновационной активности. Основные теоретические понятия могут быть использованы в дальнейших исследованиях путей повышения уровня инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможностях использования ее положений и выводов в инновационной деятельности предпринимателя по вопросам использования преимуществ сетевой экономики, в организации трансфера технологий, региональной кооперации малых и средних предприятий.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий и проведении практических занятий в высших учебных заведениях экономического направления, на курсах повышения квалификации работников хозяйствующих субъектов по разделам курсов «Основы рыночной экономики», «Микроэкономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы отражены в опубликованных научных трудах автора общим объёмом 2,46 пл., использованы в учебных лекциях и семинарах, проведенных в Современной Гуманитарной академии и в Государственной академии профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Зависимость успеха предприятия от инноваций уже давно осознана как теоретиками, так и практиками. В центре внимания при этом находится целенаправленный и рациональный менеджмент отдельных фаз инновационного процесса. Степень глубины исследования этих фаз весьма различна. В то время как фаза собственно продуктовых разработок исследована довольно тщательно, ранняя фаза инновационного процесса, так называемый «неясный фронт», изучена недостаточно. Такое положение дел ни в коем случае не отражает того огромного значения, которое имеет эта фаза, ибо именно здесь решается, какие проекты разработок будут осуществляться предприятием, а это непосредственно влияет на эффективность инноваций в целом. Кроме того, ранние фазы инновационного процесса, особенно в случае радикальных инноваций, т. е. оригинальных и с рыночной, и с технологической точек зрения, рассматриваются многими авторами как не поддающиеся организации, что ставит под вопрос возможность целенаправленного стимулирования инновационной деятельности, а тем самым и планирования долгосрочного развития предприятия.

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. Именно они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Однако в практике предпринимательства, инновации могут оказать решающее влияние на. стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия. Это свидетельствует об определяющем значении стимулирования инновационной деятельности на самой ранней стадии организации инновационного процесса.

Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

• выбор рынка или рыночного сегмента;

• утверждение применяемой технологии;

• выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

• решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

• установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

К ранней фазе инновационной деятельности относится так же и фаза поиска идей и их оценки. В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений.

Управление инновационной деятельностью реализуется в форме инновационного менеджмента, который охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей работников. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами переходом к радикальным инновациям или использованию кооперационной стратегии.

В первом случае предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты.

Такой подход ориентирован уже на радикальную инновацию и связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

В рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.

В работе выполнен анализ использования в начальной фазе стимулирования как инкрементальных, так и радикальных инноваций методов интуитивного поиска, применяемые при решении проблемы: метода мозгового штурма и синектики.

Общая направленность используемых методов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Эти методы позволяют корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводят фирмы к радикальным идеям новых продуктов, открывают новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняют само понятие продукта.

Можно выделить два подхода к организации инновационной деятельности в процессе создания нового продукта. Часть компаний пытаются придать этому процессу некую упорядоченность, встраивают инновации в стратегию развития. Однако, еще на многих предприятиях этот процесс носит хаотичный и субъективный характер.

Под рынком для большинства российских производителей до сих пор подразумевается сугубо российский рынок. Но вполне возможно, что через десять лет уже не будет российского рынка, а будет единый глобальный рынок. Думать об этом необходимо уже сейчас, и возможно некоторым предприятиям целесообразнее развиваться не в направлении диверсификации, а в направлении концентрации на определенном относительно узком сегменте рынка и организации кооперативных связей.

Однако, некоторые предприятия предпочитают развивать «не родственные» для них бизнесы. Соответственно этому выстраивается и весь инновационный процесс. По нашему мнению для основной же части российских предприятий несвязанная диверсификация означает распыление и без того мизерных средств и ресурсов.

В плане разработки инновационных идей наши компании в целом идут в русле мировых тенденций:

• снижается доля научно-исследовательских институтов;

• усиливается влияние в науке учебных заведений;

• российские предприятия стали больше покупать лицензий;

• многим удалось кардинально сократить сроки разработок.

Важным рычагом инновационного развития является стимулирование радикальных инноваций путем организации технологического трансфера. В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработкамиисследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя из своих целеустаиовок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

• окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

• конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

• проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

На этом этапе инновационной деятельности рекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

• обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;

• трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;

• совместные исследования с другими предприятиями;

• приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;

• кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех возможностей технологического трансфера.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий в переходные периоды обеспечивает кооперативная стратегия. Кооперирование создает экономическую среду, способствующую инновационному развитию малого предпринимательства.

Кооперирование и предпринимательство — две стороны рыночного хозяйства, активно взаимодействующие друг с другом, побуждая к изменению и развитию. Эти взаимодействия, на наш взгляд, и составляют важнейший момент развития инновационного потенциала регионов России, поскольку позволяют увидеть и оценить более широкий и более конкретный круг условий осуществления реформ, чем общие условия рыночной экономики. Обобщая зарубежный и отечественный опыт исследования можно сделать вывод о том, что развитие кооперативных связей, является важной предпосылкой в развитии малого предпринимательства. Рыночная экономика как система производственных отношений — это саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Эффективное стимулирование инновационного развития малого предпринимательства может происходить при создании определенных условий его функционирования. К ним следует отнести: во-первых, формирование инфраструктуры передачи технологий и системы информационного обменаво-вторых, организация центров по оценке технологий: в-третьих, создание центров регионального развития и распространения новых технологийв-четвертых, реализация финансово-сберегающей системы производственно-технологического обеспечения малого инновационного предпринимательства на основе потенциала действующих предприятий.

Информационные сети во всё большей степени становятся основой производственных отношений между предприятием и его клиентами, сотрудниками и деловыми партнерами. Инновационный менеджмент в рамках таких сетей требует новых управленческих решений с упором на развитие кооперативных стратегий.

В качестве средства развития кооперативной стратегии в малом и среднем бизнесе предлагается модель виртуального предприятия, действующего в сетевой экономической среде. Виртуальное предприятие — это новая форма экономических организаций. Оно представляет собой группу экономических субъектов, объединяющих свои силы для предоставления определенной услуги или продукта, которые традиционно предоставлялись одним предприятием. Такая возможность, в конечном итоге, серьезно влияет на стратегии развития как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне отдельных предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. «Факторный индексный анализ», М. «Статистика», 1971.
  2. Н. Инновационный менеджмент. Учеб. пос. РУДН. 2002.
  3. Анализ внешней среды развития предпринимательства. Аналитические материалы Ресурсного Центра малого предпринимательства. //http://docs.rcsme.ru/rus/RC/SME-Environment/.
  4. В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Дело. 2003.
  5. В., США: приоритеты Hi 11. Научно-техническая политика и стратегия. М., Наука, 1988.
  6. Е., Пойсик М. «Мировая практика формирования научно-технической политики», Кишинев, 1990.
  7. А.В. Практический маркетинг и паблик рилейшенз для малого бизнеса. Али М. 2004 г.
  8. Вайбер Рольф «Эмпирические законы сетевой экономики» N 3,4.
  9. Л.Б. Региональные процессы в контексте федерализации России. М., 2000
  10. . Л.Б. Пространство России в условиях рыночной трансформации «Politekonom», № 6. ЦЕНТР И РЕГИОНЫ 30 5 2002.
  11. Л. Б. Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России издательство: АРКТИ 2002 ISBN 5−89 415 240−2.
  12. А. Малое предпринимательство и прямые инвестиции в России // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, 2000.
  13. Л., Водачкова О. «Стратегия управления инновации на предприятии», М."Экономика", 1989.
  14. В. Рисковый спектр коммерческих организаций. Экономика. 2002.
  15. С.Ю. «Теория долгосрочного технико-экономического развития», М. «Влад-Дар», 1993.
  16. Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в первом полугодии 2000 года. // Промышленность России, № 9, сентябрь 2000.
  17. И. 2003. Инновационное развитие и конкурентоспособность.
  18. В.В. «В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала», М. МП «Сувенир», 1993.
  19. Р., Вардомский Л. Б. Десятилетие эволюции и перспективы структурирования постсоветского экономического пространства журнал «Российский экономический журнал» N8 2002 г.
  20. И., Цыганов С. Создание новых технологий, или Прыжок через пропасть// Вестник РАН, № 4, 2000.
  21. Доклад Правительству РФ «Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды». Минпромнауки РФ, 2000 г. Информационные материалы к докладу.
  22. Европейское обозрение МСП, № 6.
  23. B.C. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах. — М: Издательство «Финпрес», 2001.
  24. П. Инновационное предпринимательство: организация, статистика, проблемы // Инновации, 1996, № 3.
  25. Дж., Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления», М."Дело", 1993.
  26. Н.Д. «Спрос: анализ и управление», М. «Финансы и статистика», 1997.
  27. Инновации в России. Статистический сборник. М., ЦИСН, 2001.
  28. Кабалина В.(ред.). Инновации в постсоветской промышленности. Часть I. Сыктывкар, 2000.
  29. Р. Организация, ориентированная на стратегию. 2004.
  30. В. Малые предприятия 2004.
  31. Л.В.- Кузнецова С.А. «Стратегия инновационной деятельности предприятия» Сб. научных трудов. «Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка». Под ред. д.э.н. Титова В. В. и Марковой В. Д., Новосибирск, 1995.
  32. Компьютеры по карману//Коммерсант Деньги. — 2001. — № 4.
  33. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., Эдиториал УРСС, 1998.
  34. Л .Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России, 2000, № 3.
  35. Л.Я., Кузнецов М. И., Рывкина Р. В., Симагин Ю. А. Оборонные предприятия России: 1995−2000г.г. Социально-экономические итоги реформ на микро-уровне. М., ИСЭП народонаселения РАН, 2000.
  36. Л. Технологические инновации в пост-советской России: социально-экономические факторы и результаты. Неопубликованная статья.
  37. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., Эдиториал УРСС, 1998.
  38. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России, 2000, № 3.
  39. Л.Я., Кузнецов М. И., Рывкина Р. В., Симагин Ю. А. Оборонные предприятия России: 1995−2000гг. Социально-экономические итоги реформ на микро-уровне. М., ИСЭП народонаселения РАН, 2000.
  40. П.А. и др. «Менеджмент», М. «Финансы и статистика», 1993.
  41. В.Ф., Ягудин С. Ю. «Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности», М., ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1991.
  42. А.А. «Искусство быть новатором», М. «Знание», 1990.
  43. Лисин Бронислав «Стратегический ресурс инноваций». М., 2000.
  44. И. «Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений», «Вопросы экономики», 1992.
  45. Д.С., Глазьев С. Ю., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М., Наука, 1992.
  46. И. Реструктуризация предприятий и компаний. Уч. пос. Экономика. 2001.
  47. И.И. Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов. 2003.
  48. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. Чейз Р. Производственный и операционный менеджмент. 2003.
  49. В.Л. Справочник экономического инструментария, 2003.54. «Менеджмент организации».Под ред. д.э.н., проф. Румянцевой З. П., д.э.н., проф. Соломатина Н. А., М. ИКФА-М, 1995.
  50. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». Пер. с англ. М."Дело", 1992.56. «Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования», М. «Информэлектро», 1990.
  51. Е.З., Шапошник С. Б. Компьютерные телекоммуникации в российской науке // Вестник РАН, 1998, том 68, № 3.
  52. Н.К., Анискин Ю. П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление», т. 1 и 2, М. «Внешторгиздат», 1993.
  53. Ю.П. «Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений», Н. Новгород, 1995.
  54. Наука России в цифрах 1999. Статистический сборник. Москва, ЦИСН, 1999.
  55. Наука России в цифрах — 2000. Статистический сборник. М., ЦИСН, 2000.62. «Новая технология и организационные структуры». Под ред. Пиннигса, А.Бьютандяма. Пер. с англ., М. «Экономика», 1990.
  56. И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. 2003.
  57. Огарёв. Николаева И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. 2003.
  58. JI. Инновационный менеджмент. Учеб. пос. Инфра-М. 2003.
  59. Омельченко Е. В. Российское предпринимательство. Проблемы роста 2002.
  60. Первушин В, А Проблема управления инновационным проектом http://www.bizoffice.ru
  61. Правило Меткальфа, см. http://hvperarchive.lcs.mit.edu/telecom-archives/archives/george.gilder.essays/metcalfs.law.and.legacy
  62. А.И. «Нововведения: стимулы и препятстия (социальные проблемы инноватики)», М. «Политиздат», 1989.
  63. В.Ф. Анализ деятельности предпрития (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. ГРИФ МО РФ., 2003.
  64. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М., ИЭПП, научные труды № 19, 2000.75. «Российское обозрение малых и средних предприятий», 2001. Москва 2002.
  65. Российская экономика в 1999 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 21. М., ИЭПП, 2000.
  66. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2002.
  67. Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия. Методологические аспекты., 2003.
  68. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. Краткий курс., 2003.
  69. Г., Чаусова JI. Законодательство в научно-технической сфере: состояние и проблемы. М., ЦИСН, 2000.
  70. . «Инновация как средство экономического развития». Пер. с венг. М. «Прогресс», 1990.
  71. A.M. «Эффективность малого бизнеса», М. «Экономика», 1990.
  72. С., Анисимова Л., Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. М., Евразия, 1998.
  73. О. Россия в мировом научно-техническом пространстве // Россия XXI век. Материалы Всероссийской научной конференции. М., Издание Совета Федерации, 2000.85. «Системы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах». ФФПМП, 2001.
  74. Д.Ф., «Об экономических закономерностях функционирования финансово-промышленных групп», «Финансы», Москва, 19.08.2003, № 008.
  75. Статистическая справка. Анализ роли и места малых и средних предприятий России Москва, 2003/
  76. С.А. «Функционально-стоимостной анализ», Калинин, 1982г.
  77. . «Управление научно-техническими нововведениями», М. «Экономика», 1989.
  78. Технологические инновации в России. Статистический сборник. М., ЦИСН, 2003.
  79. Технологические инновации в России. Статистический сборник. М., ЦИСН, 2004.
  80. А. Управление инновационным развитием предприятия. 2003.
  81. Э. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия. 2002.
  82. Р. «Фактор обновления». Пер. с англ. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, М. «Дело», ЛТД, 1995.
  83. Р. Инновационный менеджмент. 4-е изд. Питер. 2003.
  84. Р. Стратегический менеджмент. Питер. 2002.
  85. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отчет о деятельности за 1999 год. М., 2000.
  86. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отчет о деятельности за 2000 год. М., 2001.
  87. А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, 2000.
  88. А. Управление инновациями. 2003.
  89. М. «Инновации на предприятиях и их внедрение», М. «Луч», 1992.
  90. С. Спросовые ориентиры и инвестиционные предпочтения российских предприятий. // Индикатор, № 12, декабрь 1999.
  91. А. (ред.) Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М., ИС РАН, 2000.
  92. Е.В., Шаталов С. С. Совершенствование налогообложение малого бизнеса в России. ИЭПП, 1999.
  93. С.Ю. «Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР/Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. М. «Российский Дом знаний», 1991.
  94. К. Введение в инновационное предпринимательство. 2004.
  95. С.К., Hamel G., (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review, vol. 68, no. 3, pp. 79—91.
  96. Shuman 1998 http://mondragon.mcc.es/ingles/webs.html
  97. Science and Engineering Indicators, NSB, 2003.
  98. Science and Engineering Indicators, NSB, 2000.
  99. SMERUS9803 «Поддержка развития малого предпринимательства» Москва, 2000
  100. Thuronyi V.(Ed.) Tax Law Design and Drafting. IMF, 2002.
  101. Yohanes E. Riyanto, Armin Schweinbacher, «On the Strategic Use of Corporate Venture Financing for Securing Demand», June 17, 2002.
Заполнить форму текущей работой