Управление развитием организации в системе подготовки кадров на основе применения дистанционного обучения
В начале XXI века на первое место в жизни мирового сообщества выдвинулись проблемы сохранения природной среды обитания, проблемы выживания. Усиление могущества человека сопровождается, как это ни парадоксально, возрастанием его уязвимости. Выход из тяжелого кризисного состояния, в котором оказалось человечество, лежит на пути развития качеств человека, его интеллекта. Обеспечить этот процесс… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-экономические предпосылки функционирования организации в системе воспроизводства кадрового потенциала Российской Федерации
- 1. 1. Современное состояние системы высшего образования
- Российской Федерации
- 1. 2. Востребованность заочного обучения как элемента системы высшего образования
- 1. 3. Социально-экономические проблемы подготовки инженерных кадров по заочной форме обучения
- Глава 2. Применение дистанционного обучения в системе подготовки и переподготовки кадров
- 2. 1. Дистанционное обучение как резерв повышения эффективности заочной формы образования
- 2. 2. Приоритет заочных вузов в развитии дистанционного обучения в системе высшего образования
- 2. 3. Социально-экономические показатели развития дистанционного обучения
- Глава 3. Организационные и экономические аспекты повышения качества управления развитием дистанционного обучения
- 3. 1. Методические подходы к оценке эффективности обучения
- 3. 2. Социально-экономическая оценка развития дистанционного обучения
- 3. 3. Метод обеспечения активного участия работников вуза в управляемом развитии дистанционного обучения проведением деловой игры
Управление развитием организации в системе подготовки кадров на основе применения дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характер преобразований в обществе придает особое значение процессу переосмысления сущности современного образования. В условиях обновления экономической и производственной сферы страны, появилась потребность, более всестороннего использования новых информационных технологий, что резко повышает требования к информатизации высшего образования. Для своевременной ассимиляции новых достижений необходима достаточная динамичность вузов, такая организация в них учебного процесса, которая способствовала бы непрерывному расширению их возможностей, самостоятельности, своевременной модернизации на основе внедрения опыта передовых вузов.
Актуальность темы
диссертационного исследования обусловлена объективной необходимостью подготовки востребованных кадров по месту проживания, без отрыва их от производства. Сложившаяся экономическая ситуация не позволяет решить проблему воспроизводства кадров на местах простым увеличением количества учебных заведений. Необходимо использовать развивающуюся форму обучения дистанционную.
Прошедшее десятилетие интенсивного развития информационных технологий и соответственно дистанционного обучения показало, что до сих пор не решен широкий круг проблем управления этим процессом. Использование традиционных методов управления, применяемых к дистанционному обучению, привело к недооценке данной формы обучения и как следствие, к замедлению темпов развития. Совершенствование управления развитием дистанционного обучения на основе анализа социально-экономической ситуации на местах обеспечит повышение эффективности деятельности существующих вузов.
Таким образом, совершенствование управления развитием дистанционного обучения в системе воспроизводства кадрового потенциала в современных условиях, является актуальной проблемой.
Степень разработанности темы. Проблемы образования в нашей стране долгое время, до 60-х годов, являлись предметом изучения, главным образом, лишь педагогической науки. Тогда вопросы экономики обучения решались вне самой системы. В 60 — 70-е годы проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. Большой вклад в развитие этого направления внесли А. Б. Дайновский, Г. А. Егизарян, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, С. Л. Костанян, Н. П. Литвинова, Д. И. Чупрунов и др.
Переход к рыночной экономике и информационное развитие стимулировали рост интереса отечественных исследователей к внутренним проблемам подготовки кадров. Они получили освещение в публикациях Л. И. Ванчухиной, Б. С. Гершунского, С. А. Дятлова, Э. Н. Замуруева, И. В. Ильинского, Н. Ф. Талызиной и др.
Аспекты функционирования хозяйственного механизма учреждений образования, пути перестройки их деятельности и управления ими освещены в трудах Г. В. Балашова, С. А. Белякова, В. А. Гневко, Л. П. Куракова, А. П. Панкрухина, В. А. Садовничего и др.
Применение информационных технологий в обучении, управлении и планировании образования за рубежом имеет долгую историю. Информационное обеспечение образовательного бизнеса опирается на различные образовательные информационные и маркетинговые системы, развитую телекоммуникационную инфраструктуру. Огромное количество зарубежных исследований основываются на более чем 30-летнем опыте функционирования различных компьютерных систем. Опыт подготовки кадров за рубежом, возможности России в использовании некоторых западных технологий в сфере образования анализируется в работах И. В. Василевской, А. И. Галаган, В. И. Марцинкевича и др.
Несмотря на достаточно большое количество публикаций, сложившийся в последние годы стихийный российский рынок образования с элементами дистанционного обучения на удаленных от вузовских центров территориях, при отсутствии координирующего начала находится в первоначальном состоянии и не является официально признанной формой обучения. Одна из причин подобного противоречия состоит в отсутствии методики управления развитием дистанционного обучения на основе социально-экономической оценки внешней среды.
Целью диссертационной работы является уточнение методических основ и разработка концепции управления развитием организации в системе дистанционного обучения на основе социально-экономической оценки востребованности данного процесса.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
— определение роли высшего образования, различных форм обучения как объектов системы воспроизводства кадрового потенциала;
— выявление проблем объектов системы воспроизводства кадрового потенциала, разрешаемые управляемым развитием дистанционного обучения;
— разработка модели и методов оценки управляемого развития дистанционного обучения, направленного на повышение эффективности системы воспроизводства кадрового потенциала;
— выработка рекомендаций по управляемому развитию дистанционного обучения.
Объект исследования — организация как элемент системы подготовки кадров.
Предмет исследования — управленческие и связанные с ними экономические аспекты, возникающие в процессе развития дистанционного обучения в системе подготовки кадров.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, педагогов, специалистов в области информационных технологий по исследуемой проблеме, основные положения современной теории управления экономическими системами, законы и постановления Правительства РФ по вопросам организации обучения, а также справочные и нормативные материалы.
Исследование проводилось с использованием методов экономико-статистического и логического анализа на основе принципов системного подхода. Информационную базу исследования составили данные Госкомстата России, материалы министерства образования РФ, материалы исследований процесса обучения.
В результате исследования получены следующие новые научные результаты:
1) обобщены тенденции развития различных форм обучения в системе высшего образования на основании анализа динамики процесса востребованности и возможности повышения эффективности обучения посредством развивающихся информационных технологий;
2) определен перечень проблем организации заочного образования, как наиболее значимого в системе воспроизводства кадрового потенциала в регионах на основе учета сложившейся демографической ситуации, и сделан прогноз их разрешения управляемым внедрением дистанционного обучения;
3) обоснован приоритет организации заочного образования в системе воспроизводства кадрового потенциала на управляемое развитие дистанционного обучения, как имеющих технологии, традиции и действующую инфраструктуру филиалов;
4) предложен комплексный подход определения социально-экономической оценки востебованности дистанционного обучения, основанный на рассмотрении системы воспроизводства кадрового потенциала в целом, с учетом интересов всех элементов ее составляющих;
5) представлен алгоритм и разработан сценарий проведения деловой игры с целью повышения информативности и заинтересованности профессорско-преподавательского состава и местной администрации в преобразованиях, предусматриваемых программой развития дистанционного обучения, что рассматривается как фактор повышения эффективности развития дистанционного обучения;
6) разработаны модель и процедура социально-экономической оценки эффекта развития дистанционного обучения, внедрение которой обеспечивает обоснование работы филиалов вузов в системе воспроизводства кадрового потенциала перед местным управление, на подведомственной территории которого осуществляется образовательная деятельность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обеспечивается решение важных прикладных задач в сфере управления подготовкой кадров на местах. Использование ее результатов будет способствовать обоснованному развитию не только дистанционного обучения, но и филиалов вузов на основе социально-экономической оценки востребованности образовательных услуг.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на: юбилейной научно-технической конференции СЗПИ посвященной проблемам экономического развития и управления в отраслях народного хозяйства, СЗПИ, — СПб: 2000 г.- научной международной конференции системного анализа и прогнозирования.
СЗТУ, — СПб: 2001 г.- отчетах по научно-методической работе, посвященных дистанционному обучению в заочном вузе, СЗТУ, -СПб: 1998;2001 ггзаседаниях кафедры «Экономика предприятий и менеджмента», СЗТУ в 1999;2001 гг.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 17 работах. Общий объем публикаций составил 4,15 п.л.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения, списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В начале XXI века на первое место в жизни мирового сообщества выдвинулись проблемы сохранения природной среды обитания, проблемы выживания. Усиление могущества человека сопровождается, как это ни парадоксально, возрастанием его уязвимости. Выход из тяжелого кризисного состояния, в котором оказалось человечество, лежит на пути развития качеств человека, его интеллекта. Обеспечить этот процесс может образование, в первую очередь высшее. Оно способно и должно решить проблему гармонично развитого, широко и духовно образованного, творческого человека. Образование в наше время превращается в один из центральных социальных институтов общества35. Но и оно находится в кризисном состоянии. И прежде всего из-за повсеместного снижения в последние два десятилетия государственной поддержки. Это еще один парадокс нашего времени.
Преодоление негативных последствий, вызванных недостаточным бюджетным финансированием, является в наше время одной из основных функций управления деятельностью высшего учебного заведения, которая связана с организацией учебного процесса, научных исследований, социально-бытовым обеспечением студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников. Одной из основных, но не единственной.
Вывод системы высшего образования как социального института духовного воспроизводства человека и общественного интеллекта на мировой уровень требует, конечно, не только больших материальных затрат. Не менее важно понять и объяснить вузовской общественности, как в короткие сроки встроить образование в новую, стремительно.
35 Гершунский Б. С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. — 428 с. складывающуюся систему экономических, социально-политических отношений, не нанося ему при этом заметного урона, не растеряв квалифицированные кадры преподавателей и ученых. Для руководителей, понимающих громадную роль высшего образования для настоящего и будущего России, не менее важно достаточно быстро и критически освоить опыт функционирования учебных заведений в условиях рынка в таких странах как США, Германия, Франция, Великобритания. Где также прилагается немало усилий для преодоления кризиса образования, заключающегося в отставании его качества от требований общественно-политической практики и уровня развития мировой цивилизации.
Изучение опыта национальных образовательных систем, несомненно, имеет важное значение для России, где развивается рыночный механизм и реформируется высшая школа, в целях повышения эффективности ее функционирования с учетом становления рынка товаров, услуг, рабочей силы. При решении этой задачи необходимо также опираться на самобытную российскую культуру, ее традиции и богатый опыт, накопленный многовековой историей. Известный западный исследователь систем высшего образования, профессор Ги Нив писал: «Конечно, существует соблазн использовать известные западные пути и готовые, легко доступные методы. Использование модели западных университетов, которые функционируют при рыночной экономике, дает блестящие результаты при реформировании системы высшего образования. Однако, думается, Восток должен проявить некоторый скептицизм по отношению к этим моделям"36.
Повышение качества обучения, совершенствование управления системой образования, выработка единых подходов к оценке уровня обучения и результатов подготовки специалистов в высшей школе, обеспечение равенства доступа различных слоев и групп населения к.
36 Нив Г. Европа перемен: проблемы исследования высшего образования. // Высшее образование в Европе. — Бухарест, 1991. № 3. С.12−14. получению высшего образования, понимание новых задач и новой философии образования, интеграция и информатизация обучения — вот неполный перечень проблем, связанных с развитием системы воспроизводства кадрового потенциала России. Решение вышеуказанных проблем не может быть успешно осуществлено без опоры на опыт каждого конкретного отечественного вуза. Преодоление финансового кризиса, в свою очередь, также требует не только соответствующих решений Правительства и органов государственного управления, но и совместных усилий всех вузов, творческого осмысливания их теоретических разработок. Переход к рыночным отношениям открывает новые возможности перед высшей школой с точки зрения усиления мотивации ее деятельности и повышения компетентности как самой системы, так и специалистов, которые будут ею подготовлены. Именно с этих позиций изложенные в настоящем диссертационном исследовании выводы представляют определенный интерес для системы воспроизводства кадрового потенциала страны с элементами дистанционного обучения:
1. Сложившаяся в настоящее время ситуации в стране выявила потребность в людях с новым мышлением, новым видением перспектив, новыми идеями и подготовленным потенциалом для их реализации. Регионам требуются специалисты высокой квалификации, способные изменять решать вопросы на местах в необходимом для нужд организации и общества направлении. Высшее образование, во всех его формах, включая дистанционное обучение, является важнейшим звеном системы воспроизводства кадрового потенциала.
2. Заочная форма обучения является значимым элементом в системе воспроизводства кадрового потенциала. Значительная емкость рынка услуг, ориентация на подготовку востребованных специалистов и развитие новых информационных технологий обусловила необходимость дальнейшего развития данной формы обучения. Моделирование и расчеты, проведенные в диссертации, убедительно свидетельствуют о том, что внедрение дистанционного обучения является экономически оправданным и служит базой дальнейшего развития филиалов заочного обучения.
3. Практическая необходимость и экономическая целесообразность дистанционного обучения основываются на опыте и знаниях преподавателей в области специфики работы со студентами по заочной форме обучения, отработанных учебных планах и практических методиках обучения, комплексах учебно-методической литературы, ориентированных на самостоятельную работу студентов и действующей инфраструктуре филиалов.
4. Задача управления развитием дистанционного обучения состоит в учете баланса интересов государственных и местных органов власти и образовательных учреждений в целях всестороннего воспроизводства кадрового потенциала. Объективными целями являются адекватность подготовки вузами специалистов потребностям рынка труда, повышение качества подготовки, доступность и комфортность обучения. Субъективными — снижение затрат вузов по организации обучения, расширение рынка услуг.
5. Важнейшим механизмом решения задачи управления развитием дистанционного обучения является вопрос о состоянии объекта управления. В работе предложен комплексный подход к определению социально-экономической оценки состояния, согласно которому определение показателей не устанавливается жестко для всех случаев, а выполняется в зависимости от конкретных условий и приоритета целей. Показатели предлагается группировать по субъективным интересам элементов системы.
6. В целях совершенствования оценки развития дистанционного обучения в системе воспроизводства кадрового потенциала проведен анализ существующих методических механизмов управления. Учитывая повышение требований к оперативности и адекватности управления развитием дистанционного обучения, можно утверждать, что механизм экономической оценки следует рассматривать в комплексе с социальной составляющей. Использование этой составляющей оправдано также и с позиций децентрализации управления, часто происходящей в процессе развития.
7. Разработаны модель эволюционного развития дистанционного обучения, метод социально-экономической оценки управляемого развития дистанционного обучения в системе воспроизводства кадрового потенциала и мероприятия направленные на повышение эффективности этого процесса. Автор считает, что комплексно эти предложения на практике могут стать инструментом обоснования работы филиалов вузов перед местными органами власти.
Список литературы
- Алешин Н., БреславЛ., Гинзбург А. Как определить стоимость специалиста. //Вестник высшей школы. 1990. -№ 2.-С.6−11.
- Анисимов В.П. Проблемы совершенствования высшего заочного образования. М.: РосЗИТЛП, 1999. — 156 с.
- Асатуров А.К. Экономическая природа образовательной услуги и формы ее реализации в рыночных отношениях. -СПб.: СПбУЭФ, 1996. -16 с.
- Афанасьев З.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. -М.: Экономика, 1987. 111 с.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб: СПбУЭФ, 1996. — 130 с.
- Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал. // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. — С.109−119.
- Беланже Поль Образование взрослых в промышленно развитых странах. // Перспективы, 1992. — № 4. — С.20−23.
- Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. -СПб.: СПбУЭФ, 1996.-25 с.
- Болотов В.А. Экономика и финансы ВУЗа в вопросах и ответах. -СПб, Б.И., 1998.-72 с.
- Бордовский Г. А., Извочиков В. А., Слуцкий A.M., ТумалеваЕ.А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. СПб.: Образование, 1995. — 239 с.
- Бордовский Г. А. Дистанционное образование: проблемы и перспективы. СПб.: Образование, 1996. — 84 с.
- Ванчухина Jl.И. Ресурсное обеспечение функционирования высшей школы. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 80 с.
- Варнавский А.Н. Связь теории с практикой и форма ее осуществления на учебно-консультационных пунктах и филиалах института. М.: ВЗПИ, 1966. — 43 с.
- Волков В.И., Трайнев В. А. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования.-М.: МПГУ, 1996.- 175 с.
- ВУЗ и рынок: Сборник: Кн.1: Коммерческая деятельность в системе высшей школы России / Отв. ред. А. Н. Тихонов. -М.: Пресс-сервис, 1992.-471 с.
- ВУЗ и рынок: Сборник. Кн.4, ч.1: Проблемы информатизации высшего образования России. /Отв. ред. А. Н. Тихонов. -М.: Пресс-сервис, 1994. 213 с.
- Высшее образование в Российской Федерации. -М.: НИИВО, 2000. 156 с.
- Галаган А.И., Соколова И. Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М. НИИВШ, 1981. — 48 с.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика организационных структур систем образования в России и некоторых зарубежных странах. //Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — С. 198−200.
- Гидрович С.Р., Осипов М. А. Сравнительный анализ организации подготовки специалистов за рубежом. СПб: СПбУЭФ, 1994. — 16 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. -М.: Флинта, 1998. 428 с.
- Гинецинский В.И. Педагогическая система и задачи определения критериев эффективности ее функционирования. //Проблемы активности студентов. Ростов н/Д: НИИВО, 1973. -С.48−81.
- Глухов В.В., Федоров М. П. Экономическое управление в ВУЗе. СПб.: СПбГТУ, 1997. — 131 с.
- Государственная научно-техническая программа «Развитие образования в России». М.: НИИВО, 1993. — 40 с.
- Государственная статистическая отчетность СЗПИ 1995−2000. Форма 3-НК. СПб.: СЗПИ, 2001. — 71 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М.: Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию, 1995. 23 с.
- Григорьев С.Г., Бешенков С. А. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург.: УрГПУ, 1995. — 143 с.
- Громыко Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. //Народное образование. 1993. -№ 1, 2.
- Губарев В.В., Иванов J1.H. Технические средства и системы информации. М. ВЗПИ, 1990. — 319 с.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1995. 135 с.
- Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. Планирование: кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
- Данрэ Ж. Организация исследований по экономике образования // Магистр. 1996. — № 4. — С.18−25.
- Доклады юбилейной научно-технической конференции. Информационное и организационное обеспечение дистанционного обучения. СПб: СЗПИ, 2000. — 96 с.
- Долженко О.В., Шатуновский В. А. Современные методы и технология обучения в техническом ВУЗе. -М.: Высшая школа, 1990. -190 с.
- Долматова С.А. Развивающиеся страны: образование и занятость. -М.: Наука, 1993. 192 с.
- Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании. Ростов н/Д: РГПИ, 1995. — 112 с.
- Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экономики. СПб.: СПбУЭФ, 1995.- 11 с.
- Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: СПбУЭФ, 1995.-160 с.
- Егорова Н.Ю. Цены на образовательные услуги: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 1994. — 15 с.
- Еремина Е.И. Особенности управления профессиональным учебным заведением. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — 57 с.
- Жамин В.А., Костанян С. А. Экономика и образование. -М.: Знание, 1970. 70 с.
- Жамин В.А. Экономика образования. М.: Просвещение, 1969. -335 с.
- Жамин В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
- Жильцов Е.Н. Повышение эффективности затрат на высшее образование. // Вопросы развития высшей школы в Восточной Сибири. Иркутск: ИЛИ, 1979. — С.81−88.
- Жильцов Е.Н. Тенденции развития высшего образования в современном мире. М.: МГУ, 1992. — 185 с.
- Замуруев Э.Н., Румянцева Н. Г. Использование информационных ресурсов высших учебных заведений. М.: НИИВО, 1996. — 64 с.
- Замуруев Э.Н., Румянцева Н. Г. Экономические аспекты информационной деятельности в высшей школе. М.: НИИВО, 1993. -40 с.
- Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб: Образование. 1991. — 120 с.
- Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. -СПб.: СПбУЭФ, 1996. 163 с.
- Ильюшенкова А.Н. Методы планирования и прогнозирования численности специалистов за рубежом. М.: НИИВШ, 1987. — 48 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса обучения. -М.: МГУ, 1986. -198 с.
- Информационная среда ВУЗа. -Иваново: ИГ АСА, 1999. -203 с.
- Информационное обеспечение автоматизированной системы дистанционного обучения служащих и подразделений органов местного управления. / Под ред. ГневкоВ.А., Ивановского JI.В. СПб: ИУиЭ, 1998. -426 с.
- Кадыков М.Ю. Проблемы и методы определения народнохозяйственной эффективности и затрат на высшее образование. -М.: НИИВШ, 1987.-40 с.
- Карлов Н.В. Оценка затрат на высшее образование. // Вестник высшей школы. 1996. — № 1. — С.15−16.
- Козлова Н.И. Организационно-экономические основы адаптации учебного заведения профессиональной школы к региональному рынку труда. СПб.: СПбУЭФ, 1995. — 97 с.
- Колесников JI.Ф. и др. Эффективность образования -М.: Педагогика, 1991. 270 с.
- Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». / Отв. ред. В. И. Шкатулла. М.: Юристь, 1998. — 556 с.
- Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Общ. ред.: В. М. Сырых. М.: Филинъ, 1998. — 355 с.
- Конин A.JI. Унификация информационного обеспечения деятельности ВУЗов. -М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 13 с.
- Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: Б.И., 1993. — 72 с.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М.: НИИВО, 1995. — 24 с.
- Костанян C.JI. Предмет и метод экономики образования. -М.: МГПИ, 1976.-238 с.
- Крокинская O.K. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. М.: НИИВО, 1993. — 48 с.
- Кто поможет ВУЗам разбогатеть. // Невское время. Лев Карлин. 7 июля 2000.
- Кугаенко А.А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. -М.: Прометей, 1990.- 136 с.
- Кураков Л.П., Ефремов Л. Г., Лебедев Е. К., Сидоркина И. Г. Информационные ресурсы в высшей школе. -Чебоксары: ЧГУ, 1998.-280 с.
- Кураков Л.П. Организационный и экономический механизм управления университетом. Чебоксары: ЧГУ, 1994. — 36 с.
- Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: УГУ, 1995. — 255 с.
- Лазарев В.Н. Вопросы организации дистанционного обучения в педагогическом ВУЗе. // Социально-гуманитарные знания. 1997. — № 3.- С.73−78.
- ЛаргинаН. Определение народнохозяйственной эффективности высшего образования. // Экономические науки, 1985. — № 9. — С.49−55.
- Литвинова Н.П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг. СПб.: РГПУ, 1993. — 123 с.
- Макарова И. Новые ВУЗы находят общий язык со старыми. // Известия. 26 января 1999.
- Мартин Дж. Планирование информационных систем. -М.: Финансы и статистика, 1984. 196 с.
- Марцинкевич В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967. — 200 с.
- Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 239 с.
- Медников В.В., Бухвалов А. В., Славнова А. О. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом. -СПб.: СПбУЭФ, 1992.- 151 с.
- Мелюхин И.С. К конкурентности и эффективности через информационные технологии. // Информатика и вычислительная техника.- 1994. № 4. — С.43−47.
- Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М.: НИИВО, 1997. — 332 с.
- Нив Г. Европа перемен: проблемы исследования высшего образования. //Высшее образование в Европе. Бухарест: — 1991. -№ 3.- С.12−14.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1996. — 169 с.
- Общая экономическая теория. / Под. ред. В. И. Видякина. -М.: ПРОМО, 1995. 608 с.
- Онушкин В.Г., Литке Ф. Н. Развитие образования взрослых в России, Северо-Западном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1990- 1995 гг. -СПб.: Статистика, 1996. 173 с.
- Орловский Г. В., Кинг Д. Бизнес в глобальных компьютерных сетях. СПб.: Политехника, 1996. — 88 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 239 с.
- Пасхин Е.Н., Митин А. И. Автоматизированная система обучения «Экстерн». -М.: МГУ, 1985. 144 с.
- Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании. /Под общ. ред. В. А. Извозчикова. -СПб.: Образование, 1997. 210 с.
- Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается: утв. 22 ноября 1997 г. // Российская газета. 4 декабря 1997.
- Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 149 с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: Владос, 1998. — 192 с.
- Положение о Российском фонде компьютерных учебных программ (РОСКОМП). М.: РОСЦИО, 1993. — 24 с.
- Попова Е.Н. Пути повышения эффективности затрат на развитие материально-технической базы ВУЗов. М.: НИИВО, 1993. — 36 с.
- Поппель Г., Голистайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли. М.: Экономика, 1990. — 238 с.
- Поппель М.Б. Сравнительная эффективность форм обучения в ВУЗах. -М.: НИИВШ, 1976. 124 с.
- Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» от 28 апреля 1994. № 407.
- Поступить в ВУЗ, чтобы стать. безработным? // Невское время. Мария Насонкина. 22 июня 2000.
- Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования. СПб.: ИТМО, 1994. — 134 с.
- Приказ Министерства образования РФ «Об организации передачи информации по сети «Информ-образование» от 25 апреля 1994 г. -№ 113.
- Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» от 16 марта 1999 г.-№ 643.
- Приказ Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ «Об утверждении Положения и состава Совета по информатизации образования» от 10 ноября 1992 г. -№ 678.
- Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. / Под ред. Н. А. Селезневой. -М.: МГУ, 1993. -202 с.
- Проблемы совершенствования высшего заочного образования. М.: РосЗИТЛП, 1999. — 20 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования. / Под ред. И. Я. Лернера. М.: ИТПИМИО, 1994. — 132 с.
- Пряникова В.Г., РавкинЗ.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая шк., 1995. — 95 с.
- Развитие образования в России. Федеральная программа. -М.: НИИВО, 1993.-88 с.
- Развитие образования и науки на пороге 21 века. -СПб.: СПбГУЭФ, 1997. 127 с.
- Регионы России: Стат. сб.: В 2 т. М.: Госкомстат России. 1999. -861 с.
- Рекомендации по применению средств вычислительной техники для учебных заведений МО РФ (Руководящие материалы). -М.: ИНИНФО, 1993.-25 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. -М.: Госкомстат России, 1999. 621 с.
- Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. М.: МГУ, 1999. — 568 с.
- Садовничий В.А. Информационная технология в университетском образовании. М.: МГУ, 1991. — 209 с.
- Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов. // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.20−26.
- Салливан А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002. — 706 с.
- Саенко Г. В. Заочно-дистанционное обучение эффективная форма получения высшего профессионального образования. — М.: НИИВО, 1998.-24 с.
- Сатунина А.Е. Международная информационная сеть по высшему образованию Трейс. М.: НИИВО, 1993. — 52 с.
- Сборник законодательных, правительственных и ведомственных нормативных актов РСФСР: В 3 кн. Кн.1: Общие положения. Управление и организация работы ВУЗов. / Сост. Б. А. Амосов. М.: Гос. ком. РСФСР по делам науки и высш. школы, 1991. — 192 с.
- СЗПИ 70 лет. // Известия. 22 августа 2000. — № 156.
- Система образования во Франции и организация ее администрации. М.: ФОТС, 1993. — 139 с.
- Смирнова Н.К. Экономические основы выбора образовательных услуг: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб.: СПбУЭФ, 1997. — 18 с.
- Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. М.: НИИВШ, 1988. — 124 с.
- Социальные проблемы образования: Сб. науч. тр. Отв. ред. Л. Я. Рубина. Свердловск: СГПИ, 1991. — 121 с.
- Спасский С.А. Некоторые проблемы развития дистанционного образования. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6. — С. 17−29.
- Столаров Л.М. Обучение с помощью машин. Пер. с англ. -М.: Знание, 1965. 373 с.
- Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. -471 с.
- Талызина Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1984.-344 с.
- Татюр Ю.Г. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М.: ИЦПКПС, 1994. — 118 с.
- Тенденции развития и роль сферы образования: экономические и социальные аспекты. М.: МГУ, 1994. — 228 с.
- Тихомиров П. Особенности развития дистанционного обучения в России. // Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С.29−30.
- TypoyJI. Инвестиции в человеческий капитал. -СПб.: СПбГУПМ, 1997. 72 с.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов н/Д: Мираж, 1997. — 212 с.
- Филиппова Л.Д. Высшая школа США. -М.: Наука, 1981. -328 с.
- Хорева Л.В., Сущинская М. Д. Организация системы высшего образования в зарубежных странах. СПб.: СПбГУЭФ, 1998. — 103 с.
- ХубиевГ. Компьютерные сети в системе оценки качества подготовки специалистов. //Высшее образование в России. 1995. -№ 3.- С.9−18.
- Царева А.В. Институциональная эффективность образования: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 22 с.
- Цейкович К.Н. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М.: ИЦПКПС, 1994. — 118 с.
- Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования.- Кострома: КГПУ, 1996. 204 с.
- Чупрунов Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988. — 175 с.
- Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. — 75 с.
- Шленов Ю.В. Финансирование и организация инновационной деятельности высшей школы как фактор ее стабильности. СПб: СПбУЭФ, 1995. — 14 с.
- Щетинин В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: РПА, 1998. — 306 с.
- Экономика народного образования. / Под ред. C.JI. Костаняна.- М.: Просвещение, 1986. 335 с.
- Экономический эффект народного образования и капиталовложений в него. М.: МГПИ, 1976. — 46 с.
- Эпштейн М.Я. Информационное обеспечение развития образования. // На путях к новой школе. 1995. — № 2. — С. 17−20.
- Юдин В.А. Заочное обучение в системе высшего образования СССР. // Современная ВШ. 1982. — № 1. — С.105−115.
- Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий. -М.: Радио и связь, 1996. -215 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. JI.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1991.-115 с.
- Якушева К.В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений.- М.: Новая шк., 1995. 64 с.
- Adult Education for Social Change Research on the Swedish Allocation Policy. Stockholm Institute of Education, 1980. 221 p.
- Carr S. Is anyone making money on distance education? //The chronicle of higher education. 2001. February 16. V. XLVII. № 23. P. A41−43.
- Caldwell M. Distance learning effective. 2001. February 16. V. XLVII. № 23. P. A48−53.
- Handbook of Adult and Continung Education. Ed. Shavan B. Merriam Phyllis M. Cunningham San Francisco. London, 1989. 63 p.
- Higher education policy in Finland. Helsinki: Min. of Education, 1994.- 161 p.
- ReboreR.W. Personnel administration in education: A management approach. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1982. — 161 p.
- Structures of the Education and Initial Training Systems in the European Union. 2d. Ed. Brussels-Luxembourg, 1995. 110 p.1. СМЕТА (типовая)
- Расходов целевых взносов по организации учебного процесса на филиале
- СЗТУ по месту жительства студентов
- Ковдор. 2001 / 2002 учебный год, 1 семестр (город)1. Раздел 1
- Контингент студентов на начало учебного года (семестра) 1.1. Количество студентов, обучающихся на бюджетной основе.
- Факультет Специальн. Курс Кол-во Примечание1 ЭМиАТ 2401 6 331. Ятого: 3 3 SctI
- Количество студентов, обучающихся на внебюджетной основе.
- Факультет Специальн. Курс Кол-во Примечание1 ЭМиАТ 2401 1 302 ЭМиАТ 2401 3 323 ЭМиАТ 2401 4 224 ЭМиАТ 2401 5 131. Итого: 97 Sct2
- Итого: 130 Sct = SctI + + Sct2