Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителя в педвузе к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция подготовки будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников должна быть основана на системном анализе результатов исследований, посвященных формированию и развитию пространственных представлений в процессе обучения математике. В диссертации уточнены понятия «пространственные представления», «формирование пространственных представлений при обучении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников в процессе обучения их математике
    • 1. Научно-теоретический анализ понятия пространственных представлений
    • 2. Структура деятельности формирования пространственных представлений в процессе обучения математике
    • 3. Условия формирования пространственных представлений в процессе обучения математике
    • 4. Особенности формирования пространственных представлений младших школьников
    • 5. Направления совершенствования подготовки студентов педагогических факультетов к формированию пространственных представлений младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. Методические аспекты реализации концепции подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников
    • 1. Подготовка студентов педагогических факультетов к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе изучения курса методики преподавания математики в начальной школе
    • 2. Подготовка студентов педагогических факультетов к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе изучения математических курсов
    • 3. Упражнения как средство развития пространственных представлений студентов педагогических факультетов в процессе изучения математики
    • 4. Организация и основные результаты педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Подготовка учителя в педвузе к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с демократизацией общества, тенденцией к гуманизации математического образования в школе и вузе, ориентацией процесса обучения на формирование активной творческой личности, перед педагогической наукой и практикой стоит задача совершенствования общеобразовательной и профессиональной школы. Определенный объем математических знаний, владение характерными для математики методами и знакомство с ее специфическим языком в современных условиях являются необходимыми элементами общей культуры. Все это требует решения таких актуальных проблем, как развитие мышления личности, совершенствование практических умений и навыков и т. п. В их ряду важное место занимает и проблема формирования и развития пространственных представлений обучаемых.

Необходимость достаточно высокого уровня развития пространственных представлений школьников для успешного усвоения общеобразовательных предметов, а также дальнейшего профессионального образования в условиях современного производства доказана исследованиями многих ученых — психологов, методистов (Г.Д. Глейзер, И.Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская и др.). Хорошо развитые пространственные представления являются необходимой предпосылкой успеха в научно-технической, изобразительно-художественной и других видах деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством. Кроме того, развитые пространственные представления необходимы учащимся для усвоения учебного материала систематического курса геометрии и для решения различного рода теоретических и практических задач.

Вместе с тем проблема формирования пространственных представлений учащихся — одна из сложных проблем методики обучения математики. Несмотря на столь большую роль, которую играют пространственные представления, сформированность их у выпускников школ находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют данные исследований, отчеты предметных комиссий о результатах вступительных экзаменов по математике, которые регулярно публикуются в журнале «Математика в школе», а также проведенный нами анализ письменных работ вступительных экзаменов по математике на физико-математический и педагогический факультеты Арзамасского государственного педагогического института. В тоже время, нельзя не отметить большое количество психологических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития пространственных представлений обучаемых.

Вопросы, связанные с восприятием пространства, формированием и развитием пространственных представлений исследовались в работах многих психологов (Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, М. А. Данилов, И. Я. Каплунович, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ф. Н. Шемякин, И. С. Якиманская и др.). Они исследовали механизмы восприятия пространства детьми и взрослыми, динамику формирования зрительного образа, роль деятельности в процессе формирования представлений, взаимоотношение слова и его наглядно-чувственной основы и т. д. В психологии накоплены богатые данные о пространственных представлениях и закономерностях их формирования и развития, которые позволяют разработать более совершенную методику формирования и развития пространственных представлений в процессе обучения математике.

Многочисленные научно-методические исследования затрагивают различные аспекты данной проблемы: роль средств наглядности (моделей, разверток и чертежей) в формировании пространственных представлений обучаемых (П.Я. Дорф, В. Г. Коровина, А. Н. Поляков, А. А. Постнов и др.), возможности использования межпредметных связей для решения поставленной проблемы (Н.С. Антонов, А. Н. Загорский, В. Н. Максимова, Л. А. Минасян и др.), индивидуальные различия в развитии пространственных представлений обучаемых при усвоении геометрических знаний (P.M. Дружинин и др.), разработка системы упражнений на развитие пространственных представлений (Л.А. Минасян, С. В. Петров и др.), взаимосвязь развития пространственных представлений с развитием логического мышления и речи обучаемых (Е.М. Кондрушенко и др.), определение роли теоретических знаний в процессе формирования пространственных представлений (Т.А. • Воронько), разработка методических приемов и средств формирования пространственных представлений, диагностика пространственных представлений обучаемых и определение причин недостаточного их развития (Г.Д. Глейзер, Н. С. Подходова, И. С. Якиманская и др.) — Кроме того, существует ряд специальных исследований, посвященных формированию пространственных представлений младших школьников и учащихся 5−6 классов при обучении их математике (С.Б. Верченко, Е. В. Знаменская, И.А. Кочет-кова, Н. Д. Мацько, М. В. Пидручная, Н. С. Подходова и др.).

Исследователями выделен целый комплекс причин низкого уровня развития пространственных представлений учащихся, среди которых важное место занимает недостаточное использование пропедевтического курса геометрии для формирования пространственных представлений младших школьников, хотя известно, что младший школьный возраст является тем благоприятным периодом, когда данный процесс проходит наиболее успешно.

Проведенный анализ показал, что большинство научно-методических исследований посвящено формированию пространственных представлений учащихся в процессе изучения курса математики начальной или средней школы. Однако их результаты не распространяются на подготовку будущего учителя к руководству процессом формирования пространственных представлений школьников, а ее совершенствование не рассматривается как одно из важных и перспективных направлений, раскрытие которого будет способствовать успешному решению проблемы. Дело в том, что руководство формированием пространственных представлений школьников предъявляет высокие требования как к теоретической, так и к методической подготовке студентов. Отсутствие такой подготовки в педвузе является одной из важных причин недостаточного развития пространственных представлений учащихся.

Множество методических и психологических исследований, разнообразие методических рекомендаций по формированию пространственных представлений (порой противоречивых) осложняют использование учителями всего накопленного опыта в реальном учебно-воспитательном процессе. Необходима систематизация различных рекрмендаций и построение целостной программы формирования пространственных представлений у школьников, в частности, у учащихся начальных классов.

Некоторые аспекты проблемы подготовки студентов к формированию пространственных представлений младших школьников затрагиваются исследователями контексте совершенствования математической и методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов (А.К. Артемов, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, Н. Б. Истомина, Ю.М. Коля-гин, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. С. Пчелко, A.M. Пышкало, Л. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.). Анализ этих работ показал, что специальных исследований по разработке концепции подготовки студентов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников проведено не было. В учебном процессе педвуза при изучении таких дисциплин, как математика и методика обучения математике в начальных классах, данной проблеме также не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствуют проведенный нами анализ программ и учебных пособий по названным предметам и данные констатирующего эксперимента.

Таким образом, возникает противоречие между возможностью формирования пространственных представлений у младших школьников в процессе обучения их математике и отсутствием в педвузе специальной подготовки будущего учителя к руководству данным процессом. Необходимость устранения этого противоречия обусловила актуальность проблемы исследования, которая заключается в выявлении и обосновании путей совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов к формированию пространственных представлений школьников в процессе обучения их математике.

Цель исследования состоит в разработке концепции подготовки будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников при обучении их математике и направлений реализации данной концепции в практике обучения студентов.

Объектом исследования является процесс обучения математике и методике ее преподавания на педагогическом факультете педвуза, а предметом исследования — содержание, методы, формы и средства подготовки будущего учителя начальных классов к формированию пространственных представлений школьников.

Гипотеза настоящего исследования состоит в следующем: если разработать концепцию подготовки будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников, основанную на результатах исследования проблемы формирования пространственных представлений обучаемых, в том числе учащихся начальных классов, и внедрить ее, то это позволит улучшить качество подготовки выпускников факультета начальных классов к формированию пространственных представлений у младших школьников.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы не) обходимо было решить следующие задачи:

— изучить состояние проблемы подготовки студентов педагогических факультетов к формированию пространственных представлений младших школьников в научно-методической литературе и в практике обучения;

— выполнить анализ решения проблемы формирования и развития пространственных представлений обучаемых в психолого-педагогической и научно-методической литературе с целью уточнения понятия пространственных представлений, формируемых при обучении математикеобобщения и систематизации результатов исследования различных аспектов формирования пространственных представлений в процессе обучения математикевыявления особенностей формирования пространственных представлений у младших школьников;

— выделить и охарактеризовать основные направления совершенствования подготовки студентов педагогических факультетов к формированию пространственных представлений младших школьников и разработать условия их реализации;

— выявить возможности вузоёских курсов математики и методики обучения математике для ориентации их на развитие пространственных представлений студентов и вооружение методикой формирования пространственных представлений у младших школьниковтеоретически обосновать и разработать специальный курс по методике обучекия математике, содержание и методика которого направлены на систематизацию, углубление и расширение знаний и умений студентов по проблеме формирования пространственных представлений младших школьников в процессе обучения их математикеразработать типологию упражнений, ориентированных на развитие пространственных представлений студентов в процессе изучения вузовских математических курсов;

— экспериментально проверить эффективность разработанной концепции.

Методологическую основу исследования составили работы по проблеме диалектического единства теории и практикитеория познания, образования и воспитаниятеория развития личностидеятельностный подходсистемный анализконцепция профессионально-педагогической направленности обучения математикеисследования по проблеме упражнений в обучении математике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

— изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

— анализ программ и учебников по математике для начальных классов;

— анализ программ и учебных пособий по математике и методике ее преподавания для педагогического факультета педвуза;

— анализ различных учебников геометрии и сборников задач для школы и вуза;

— беседы с преподавателями, учителями начальных классов и студентами;

— изучение и обобщение опыта работы преподавателей вузов;

— констатирующий и обучающий эксперимент со студентами 1, 4, и 5-го курсов педагогического факультета АГПИ и учителями начальных классов школ города Арзамаса и Арзамасского района;

— статистическая обработка и анализ результатов проведенного эксперимента. Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, изучалось состояние исследуемой проблемы в школьной и вузовской практике, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе проводился поисковый эксперимент, в ходе которого были выделены, охарактеризованы и разработаны направления реализации наi званной подготовки студентов в педвузе.

На третьем этапе проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности и корректировки предлагаемого содержания подготовки, изучались его результаты, формулировались выводы, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна выполненного исследования состоит в решении проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников в процессе обучения их математике на основе единства содержания, форм, методов и средств подготовки студентов в педвузе с учетом возможностей учащихся начальных классов в формировании у них пространственных представлений и условий реализации этих возможностей в процессе обучения математике.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:

— в разработке концепции подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников;

— в уточнении понятий «пространственные представления», «формирование пространственных представлений в процессе обучения математике»;

— в выделении действий, составляющих содержание и структуру деятельности формирования пространственных представлений при обучении математике и характеризующих их сформированность у обучаемых;

— в определении общих условий формирования пространственных представлений и приемов их реализации в процессе обучения математике;

— в выявлении и разработке направлений осуществления названной подготовки, позволяющих использовать результаты теоретического исследования в практической деятельности преподавателя.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в диссертации теоретические положения и методическое обеспечение концепции подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников могут быть использованы преподавателями педвузов в их практической деятельности с целью повышения качества и эффективности обучения студентов, учителями начальных классов в процессе преподавания математики, а также при разработке программ, сборников задач, учебных и методических пособий для студентов педагогического факультета и учителей начальных классов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются опорой на теоретические положения в области теории и методики обучения математике, психологии, педагогики высшей школы, учетом современных достижений в практике методики обучения математике, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его задачам, итогами проведенного эксперимента.

Апробация результатов исследования в виде докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры естественно-математических дисциплин педагогического факультета Арзамасского пединститута (1996;2000), на аспирантском семинаре кафедры теории и методики обучения математике и физике Арзамасского пединститута (2000), на Всероссийских научных конференциях (Саранск, апрель 1998; Саранск, октябрь 1998; Тула, 2000), на региональных научных конференциях (Арзамас, 1998), на научно-методических конференциях Арзамасского пединститута (1996;2000).

Результаты исследования нашли свое применение в учебном процессе педагогического факультета Арзамасского пединститута, они используются на занятиях по математике и методике ее преподавания, на занятиях «Практикума по математике», спецкурса по методике обучения математике «Формирование пространственных представлений младших школьников», в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Совершенствование методической работы по формированию пространственных представлений младших школьников при обучении их математике обуславливается специальной подготовкой учителя начальных классов в педвузе, учитывающей результаты исследований проблемы формирования и развития пространственных представлений учащихся, психологические и методические особенности формирования пространственных представлений у младших школьников, и основанной на единстве содержания, методов, форм и средств подготовки студентов педагогического факультета в процессе изучения математики и методики ее преподавания.

2. Подготовку будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников целесообразно вести в системе «курс методики обучения математике — педпрактика — спецкурс», в которой важное место занимает специальный курс, систематизирующий, расширяющий и углубляющий знания и умения студентов в области формирования пространственных представлений младших школьников, полученные ими в процессе изучения методики преподавания математики в начальных классах и в ходе педагогической практики.

3. Ориентация вузовских курсов математики и методики обучения математике в начальных классах на развитие пространственных представлений студентов осуществляется посредством специальных упражнений, соотнесенных с действиями, адекватными содержанию и структуре деятельности формирования пространственных представлений в процессе изучения математики.

На защиту также выносятся: структура и содержание программы спецкурса по методике обучения математике «Формирование пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике» и типология упражнений, ориентированных на развитие пространственных представлений студентов.

Структура диссертации! Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты проведенного теоретического исследования были положены в основу построения концепции подготовки будущих учителей к формированию пространственных представлений младших школьников.

1. Практика подготовки студентов педагогического факультета к преподаванию начального курса математики показала необходимость расширения, углубления и систематизации их знаний и умений в аспекте подготовки к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников через введение спецкурса по методике обучения математике «Формирование пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике». Реализация в учебной практике педагогического факультета разработанного спецкурса способствует формированию у студентов знаний и умений, которые могут быть использованы в их дальнейшей профессиональной деятельности по формированию пространственных представлений младших школьников, а также совершенствованию общей методической подготовки будущих учителей.

2. Необходимость развития пространственных представлений студентов обусловила разработку типологии упражнений, ориентированных на формирование и развитие пространственных представлений обучаемых. Реализация этого направления концепции подготовки студентов к формированию пространственных представлений младших школьников осуществляется через решение предлагаемых типов задач в процессе изучения вузовских математических курсов: на практических занятиях, факультативе, занятиях «Практикума по математике». Практика обучения показала, что выполнение общих методических условий и использование некоторых специальных методических приемов формирования и развития пространственных представлений в процессе решения данных задач не только успешно способствует развитию пространственных представлений студентов, но и создает предпосылки для овладения будущими учителями общеметодическими умениями по их применению в дальнейшей работе в школе.

3. Анализ результатов педагогического эксперимента дает основание считать, что:

— выдвинутая гипотеза о подготовке студентов к формированию пространственных представлений младших школьников получила подтверждениеэффективность подготовки студентов к формированию пространственных представлений младших школьников, разработанной с учетом общих психологических закономерностей и методических условий данного процесса, выше традиционной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению актуальной проблемы теории и методики обучения математике — выявлению и реализации модели подготовки студентов педагогического факультета к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике. В диссертации обоснована целесообразность введения в учебный процесс педвуза системы, работающей на повышение эффективности подготовки будущего учителя к руководству формированием и развитием пространственных представлений младших школьников.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие результаты и выводы:

1. Анализ научно-методической литературы, посвященной вопросам совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, показал, что несмотря на актуальность проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников, она не разработана теоретически. В практике обучения студентов математике и методике обучения математике в начальных классах данной проблеме также не уделяется должного внимания.

2. Концепция подготовки будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников должна быть основана на системном анализе результатов исследований, посвященных формированию и развитию пространственных представлений в процессе обучения математике. В диссертации уточнены понятия «пространственные представления», «формирование пространственных представлений при обучении математике" — выделены действия, составляющие содержание и структуру деятельности формирования пространственных представлений при обучении математике и характеризующие их сформированность у обучаемых: умение анализировать и синтезировать образы геометрических объектов, сопоставлять различные изображения, вычленять форму, определять величину и взаимное расположение образов геометрических объектов, осуществлять глазомерную оценку величин, воспроизводить образы геометрических объектов с помощью модели, рисунка, чертежа или словесно, мысленно изменять положение, структуру образов геометрических объектов, конструировать новые образы геометрических конфигураций. Эти действия послужили основным критерием при разработке типологии упражнений, ориентированных на формирование пространственных представлений обучаемых, а также при конструировании и отборе диагностических заданий.

3. Систематизация результатов научно-методических исследований позволила выявить методические условия формирования пространственных представлений обучаемых: использование различных видов учебной деятельности, в первую очередь деятельности по решению специально подобранных упражнений, ориентированных на развитие пространственных представлений обучаемыхвзаимосвязь формирования пространственных представлений с развитием логического мышления и речи обучаемыхопора на теоретические знания в процессе формирования пространственных представленийиспользование рациональной системы средств наглядностисовместное изучение элементов плоскости и пространстваиспользование межпредметных связейучет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых в процессе формирования пространственных представлений, а также некоторые специальные методические приемы их реализации при обучении математике. Как показала практика преподавания, учет и использование этих условий и приемов успешно способствует работе по развитию пространственных представлений студентов в процессе изучения вузовского курса математики.

4. В результате анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выявлены основные психологические предпосылки, присущие детям младшего школьного возраста и лежащие в основе формирования у них пространственных представлений: а) способность к произвольной смене точки отсчета при оперировании пространственными образами и соотношениямиб) готовность к овладению проективными представлениями и к усвоению понятия проекциив) готовность к овладению представлениями о пространственных формах и способах их изображения на плоскостиг) способность к выполнению элементарных геометрических преобразований в пределах плоскости и в пространствеопределены основные направления (формирование представлений о форме, о взаимном расположении геометрических фигур и их элементов, о геометрических величинах) и методические особенности формирования пространственных представлений у младших школьников.

5. Для подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений школьников целесообразно введение в практику обучения студентов педагогических факультетов специального курса по методике обучения математике в начальных классах «Формирование пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике», при изучении которого студенты имеют возможность расширить и углубить профессиональные знания и умения в области формирования пространственных представлений младших школьников. В диссертации разработана структура и содержание спецкурса, даны методические рекомендации, связанные с организацией работы студентов по предлагаемой программе, почасовое планирование занятий спецкурса.

6. Одним из важных направлений совершенствования названной подготовки является развитие пространственных представлений будущих учителей в процессе изучения вузовских математических курсов. Ориентация вузовских курсов математики и методики обучения математике в начальных классах на развитие пространственных представлений студентов осуществляется посредством специальных упражнений, соотнесенных с действиями, адекватными содержанию и структуре деятельности формирования пространственных представлений в процессе изучения математики. В диссертации разработана типология таких упражненийдля каждого из выделенных типов подобраны задания, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям студентов педагогического факультетапредложены некоторые методические их приемы использования в процессе обученияопределено место математической подготовки в реальном учебно-воспитательном процессе педвуза.

7, Экспериментальная проверка разработанной концепции подготовки будущего учителя к формированию пространственных представлений младших школьников показала ее эффективность. Проведенный педагогический эксперимент доказал, что целенаправленное внедрение в практику обучения разработанных направлений ведет к повышению качества общей математической и методической подготовки будущих учителей начальных классов, способствует расширению, углублению и систематизации геометрических знаний студентов и формированию и развитию действий, характеризующих развитые пространственные представления, готовит их к методически правильному руководству формированием пространственных представлений у младших школьников в процессе обучения математике, что, в свою очередь, обеспечит необходимый профессиональный уровень будущего учителя начальных классов.

Сделанные выводы дают основание полагать, что справедливость гипотезы исследования экспериментально подтверждена, все поставленные задачи исследования решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Основы дидактики высшей школы. Курс лекций. Уфа, 1973, ч.1. -240 с.
  2. К. Система геометрической подготовки учителя начальных классов на педагогическом факультете: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. 178 с.
  3. С.П. Методические основы подготовки учителя математики в педвузе к работе в условиях сельской малокомплектной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1995. 38 с.
  4. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974, вып.2.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.:Изд. АПН РСФСР, 1960 г. -488 с.
  6. Р. Визуальное мышление/ Хрестоматия по общей психологии. М: Изд-во МГУ, 1981.
  7. А.К. Методологические основы методики формирования математических умений школьников: Дисс.. док. пед. наук. Пенза, 1984. 350 с.
  8. А.К. Состав и методика формирования геометрических умений школьников. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1969. 366 с.
  9. А.К. Об эвристических приемах при обучении геометрии// Математика в школе. 1973. № 6. С. 25−27.
  10. А.К. Проблема структурирования учебного материала по математике / Совершенствование математического образования в школе и в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Мордовский ун-т. Саранск, 1988, с. 23−28.
  11. А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Учеб. Пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара- «Самарский университет», 1995. — 118 с.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 383 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы- Учебно-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  14. С.Е. Подготовка будущего учителя к руководству развитием математического мышления младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. -242 с.
  15. М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1984. 335 с.
  16. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. 16 с.
  17. М.И., Резник Н А. Развитие визуального мышления на уроках математики// Математика в школе. 1991. № 1. С. 4−7.
  18. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика. Сущность, функции, перспективы// Педагогика. 1993. № 2. С. 10−16.
  19. П.П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935. 128 с.
  20. Д.Н., Менчинская Д. Н. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  21. А.В. Психология мышления и кибернетики. М.: Мысль, 1976. -192 с.
  22. Л. Развитие пространственного мышления школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1969. 135 с.
  23. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 162 с.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
  25. С.Б. Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1983. 215 с.
  26. Н.Я., Пышкало, A.M. Рождественская, В. Б. Лаврова Л.П. Математика. М.: Просвещение. 1977. 351 с.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской. М.: Просвещение. 1989. 244 с.
  28. С.И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики: 2 кл.: Пособие для учителя четырехлетней нач. шк. М, — Просвещение, 1995. 48 с.
  29. Т.А. Дидактическая роль теоретических знаний в развитии пространственных представлений учащихся при изучении стереометрии: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. -203 с.
  30. Вуз и школа (обзор статей)// Вестник высшей школы. 1969. № 8.
  31. Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 290 с.
  32. И.Г. Особенности методики формирования и развития пространственных представлений учащихся в старших классах вечерней школы в процессе обучения геометрии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1972. 28 с.
  33. О.И. Развитие пространственных представлений у детей/ Проблема восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ананьева Б. Г., Ломова Б. Ф. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. С. 86.
  34. П.Л. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий/ Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  35. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия// Вопросы психологии. 1957. № 1. С.28−44.
  36. Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1984. -333 с.
  37. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при изучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. 104 с.
  38. Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1996: 240 с.
  39. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  40. Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия, М: Прогресс, 1970.
  41. Р. Разумный глаз. Пер. с англ. А. И. Когана. М.: Мир, 1972.
  42. Я.И. Система элементарных задач по стереометрии// Математика в школе. 1980. № 3. С. 31−33.
  43. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики, М,: Просвещение, 1990. 224 с.
  44. Гуманизация математического образования в школе и в вузе: Межвузовский сб. научных трудов. Саранск: МГПИ, 1997. 104 с.
  45. Гурова J1. J1. Психологическое обоснование использования моделей при решении стереометрических задач/ Формирование и развитие пространственных представлений учащихся. Под ред. Четверухина Н. Ф. М.: Просвещение., 1976. С.84−98.
  46. В.А., Литвиненко В. И., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Геометрия. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  47. В.А., Усманов О. Х. Преемственность в изучении преобразований плоскости и пространства/ Преподавание геометрии в 9−10 классах. Сост. З. А. Скопец, Р. А. Хабиб. М.: Просвещение, 1980, с. 65−96.
  48. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1988. -386 с.
  49. В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии. Омск, 1992. 96 с.
  50. В.А. Об аналогии в планиметрии и стереометрии // Математика в школе. 1995. № 6. С. 34−38.
  51. Т.Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1995. 178с.
  52. Детская психология/ Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т.1 М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1964, с. 671−678.
  53. Дидактика высшей школы. Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. -319 с.
  54. Н.П., Шарыгин И. Ф. О необходимости курса наглядной геометрии в младших классах// Математика в школе. 1990. № 6. С. 27−29.
  55. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. № 6. С. 2−5.
  56. П.Я. Роль наглядных пособий в развитии пространственного воображения: Дисс.. канд. пед. наук. IVI, 1958. 230 с.
  57. О.Б. Формирование приемов учебной деятельности учащихся при обучении математике // Математика в школе. 1989. № 1. С. 31−37.
  58. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  59. Л.Н. Изучение наглядной геометрии в курсе математики 5−6 классов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. 160 с.
  60. Жовнир J1.M. Фузионизм в системе преподавания геометрии в средней школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1970. 20 с.4
  61. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 288 с.
  62. А.Н. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся в курсе математики восьмилетней школы на основе межпредметных связей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1986. 16 с.
  63. Задачник-практикум по математике. Под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, 1977. 205 с.
  64. .М. Формирование геометрических представлений и развитие пространственного воображения учащихся: Автореф дисс.. канд. пед. наук. Киев., 1971. 18 с.
  65. Зайкин М. И, Способ структурирования учебного материала по математике / Совершенствование содержания математического образования в школе и в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Мордовский ун-т. Саранск, 1988, с.29−34,
  66. Зак A 3. Как определить уровень развития мышления школьников. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  67. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Про-ещение, 1994. 320 с.
  68. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  69. Занков J1.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. 148 с.
  70. А.В. Особенности и развитие процесса воображения/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред Н. Н, Ильясова, В. Я, Леудиса М., 1981. -293 с.
  71. С.И. Учебный процесс в современной высшей школе. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1975.-316 с.
  72. В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 1. С. 46−51.
  73. В.П. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2. С.56−73.
  74. Е.В. Формирование пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала. Дисс.. канд. пед. наук, М., 1995. -201 с.
  75. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений. В кн. Результаты новых исследований в педагогике. М., 1977. С. 14−28.
  76. Н.П. Задачи и упражнения в курсе стереометрии как средство развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1951. 164 с.
  77. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. по-соб. Для. студ, сред. пед. уч-х заведений. М.: «Линка-ПРЕСС», 1998. 228 с.
  78. Кабанова-Меллер Е. Н. Анализ развития пространственного мышления// Советская психотехника. 1934. Т.7. № 3 С.222−241.
  79. Кабанова-Меллер Е.Н. О развитии логического мышления у школьников// Советская педагогика. 1956. № 4. С.28−38.i
  80. И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. № 5. С.151−157.
  81. И.Я. Формирование структуры пространственного мышления учащихся при решении математических задач: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1978. 174 с.
  82. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. М.Н. Скат-кина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  83. А.П. Элементарная геометрия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1980.-287 с.
  84. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М.: Просвещение, 1975. 462 с.
  85. Ю.М., Тарасова О. В. Наглядная геометрия в начальных классах// Начальная школа. 1996. № 9. С.70−72.
  86. Е.М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Атореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. 16 с.
  87. В.Г. Развитие конструктивных умений и навыков учащихся 9−10 классов, как составная часть политехнического обучения // Математика в школе. 1987. № 1. С.18−21.
  88. В.Г. Развитие конструктивных умений и навыков учащихся 9−10 классов средней школы в процессе решения задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988 18 с.
  89. И.А. Развитие пространственного мышления школьников при изучении геометрического материала в курсе математики начальных классов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. 202 с.
  90. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. М.: Просвещение, 1992. 320 с.
  91. В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Методические разработки для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 117 с.
  92. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1992. 37 с.
  93. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. -432 с.
  94. Н.В., Гинединский В. И. Актуальные проблемы профессионально педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. № 3. С. 63−66.
  95. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский госуниверситет, 1976. 57 с.
  96. Н.Н., Стойлова Л. П. Задачник-практикум по математике. М.: Просвещение., 1985. 183 с.
  97. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989. -360 с.
  98. Н.С. Индивидуальные различия в способностях/ Психологическая наука в СССР. Т. 2. М.: АПН РСФСР', 1960, с. 74−80.
  99. Леонтьев, А Н, Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  100. Лернер И, Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1980. -96с.
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  102. Н.П. К вопросу о развитии пространственного мышления/ Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 65.
  103. В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений. Кн для учителя. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
  104. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения/ Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд АПН РСФСР, 1961. С. 185 191.
  105. .Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению. М.: Известия АПН РСФСР, 1956. Вып.86, с. 207−221.
  106. Луканкин Г, Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1989. -59 с.
  107. Э.В. Домашняя контрольная работа по математике как средство развития пространственного мышления студентов педагогических факультетов/
  108. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе: Материалы Всероссийской научной конференции, Саранск: Изд-во МГПИ, 1998, с. 204−205.i
  109. Э.В. О подготовке студентов педагогических факультетов к развитию у младших школьников пространственного мышления/ Перспектива: Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых АГПИ. Арзамас: АГ-ПИ, 1999, с. 203−206,
  110. Э.В. Совершенствование математической подготовки студентов педагогических факультетов: Материалы конференции молодых ученых АГПИ. Арзамас: АГПИ, 2000, с. 53−55.
  111. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  112. Г. Г. Развитие пространственных представлений учащихся восьмилетней школы при решении задач по геометрии// Математика в школе. 1964. № 3. С. 36−44.
  113. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  114. Н.Д. Формирование пространственных представлений у учащихся 1−5 классов в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1975. 158 с.
  115. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  116. Методика преподавания математики в начальных классах: Вопросы частной методики: Учебное пособие для студ.-заочн. 2−4 курсов факультетов подготовки уч. нач. кл. Истомина Н. Б. и др. М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  117. Методика преподавания математики в средней школе. Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. -416 с.
  118. Методика начального обучения математике. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». Под ред. Л. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1972. 319 с.
  119. Методы педагогических исследований. Под ред. А. Н. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
  120. Л.А. Развитие пространственного воображения учащихся 9−10 классов средней школы в процессе обучения геометрии: Дисс.. канд. пед. наук. Ереван, 1983. 164 с.
  121. В.М. Методические проблемы повышения качества обучения математике в современной школе/ Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989, с, 8−17.
  122. Н.И. Из опыта обучения геометрии в старших классах (10 класс). М.: Просвещение, 1981. 79 е.
  123. А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей// Советская педагогика. 1985. № 12. С. 5257.
  124. М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1−3 классах. М.: Просвещение, 1978. 336 с.
  125. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982.-288 с.
  126. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. 512 с.
  127. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
  128. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. 302 с.
  129. Г. Н. Задачи на построение в курсе планиметрии как средство развития пространственного мышления и конструктивных умений школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1990. 227 с.
  130. Г. Н., Культина Л. Ф., Пыжьялова А. Н. О развитии пространственного мышления студентов// Математика в школе. 1995. № 4. С.32−37.
  131. Г. Н. Некоторые приемы развития пространственного мышления студентов педвуза// Математика в школе. 1993. № 5. С. 53−55.
  132. Общая психология. Под ред. акад. АПН СССР А. В. Петровского. М., 1986. -463с.
  133. Обязательный минимум содержания начального общего образования. Образовательная область: Математика// Начальная школа 1998. № 8. С. 5−7.
  134. В.А. Научные принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1985. 42 с.
  135. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебник для курсов повышения квалификации. Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. 303 с.
  136. Пар дала А. О системе задач для формирования пространственных представлений// Математика в школе. 1993. № 5. С. 14−17.
  137. Пар дала А. Тест как средство исследования пространственного воображения// Математика в школе. 1995. № 3. С. 75−80.
  138. А. Формирование пространственного воображения учащихся при обучении математике в средней школе: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1993. 327с.
  139. Педагогика высшей школы. Воронеж, 1974. 320 с.
  140. Педагогика- Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Ю. К. Бабанский, В, А. Сластенин и др.: Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  141. Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. 383 с.
  142. Педагогический словарь. В 2-х т. Глав, ред.: И. А. Каиров. Т. 1−2. М., Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 766 с.
  143. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. 208 с.
  144. С.В. Система упражнений на развитие пространственных представлений и пространственного воображения при изучении начал стереометрии в восьмилетней школе и в 9 классе: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1974. 186 с. i
  145. . Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 33−51.
  146. М.В. Изучение пространственных отношений в курсе математики начальных классов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. 188 с.
  147. В.И. К вопросу о развитии пространственных представлений учащихся // Математика в школе. 1984. № 6. С. 36−41.
  148. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. Сост Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989. 240 с.
  149. Г. И. Систему математической подготовки учителя начальных классов в пединститутах: Атореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981 .-16 с.
  150. Н.С. Формирование пространственных представлений младших школьников при изучении геометрического материала: Дисс.. канд. пед. наук. Спб., 1992. -234 с.
  151. А.Н. Методика моделирования в курсе стереометрии средней школы //Математика в школе. 1958. № 1. С. 30−36.
  152. А.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся восьмилетней школы с применением средств наглядности: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1964. 307 с.
  153. М.В. О педагогических основах обучения математике. М.: Учпедгиз, 1963. 200с.
  154. М.В. Преподавание высшей математики в пединституте. М.: Просвещение, 1975. 208 с.
  155. Преподавание геометрии в 9−10 классах. Сб. статей. Сост. Скопец З. А., Хабиб Р. А. М.: Просвещение, 1980. 269 с.
  156. Программы педагогических институтов. Математика. Сборник № 16 М.: Просвещение, 1986, с. 65−74.i
  157. Программы педагогических институтов. Методика преподавания математики. Сборник № 18. М.: Просвещение, 198, с. 19−27.
  158. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Учпедгиз, 1964. -334 с.
  159. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1973. -208 с.
  160. Н.А. Использование и развитие визуального мышления на уроке математики: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1990. -234 с.
  161. Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Автореф. дисс.. докт, пед. наук. М., 1997. 32 с.
  162. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. Московского ун-та, 1959. 575 с.
  163. С.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3−15.
  164. Н. Развитие пространственных представлений учащихся в процессе преподавания планиметрии в восьмилетней школе: Дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1968.-237 с.
  165. Л.О. Геометрические модели и методы как средство развития школьников при обучении математике в 5−6 классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.-21с.
  166. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. 95 с.
  167. Г. И. Метод обучения как категория методики преподавания// Педагогика. 1998. № 1. С. 28−34.
  168. Г. И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. Саранск, Тип. «Кр. Окт.», 1999. -208 с.
  169. Г. И. О профессиональной подготовке учителя математики// Математика в школе. 1990. № 4. с. 11−13.
  170. Г. И. О совершенствовании подготовки учителя математики на заочных отделениях пединститутов/ Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: Сб. трудов. М.: МГЗПИ, 1985, с. 159−164.
  171. Г. И. Решаем задачи на геометрические преобразования. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.- 192 с.
  172. Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе: Дисс.. докт. пед. наук. Саранск, 1985. 303 с.
  173. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. -240 с.
  174. Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики. Саранск: МГПИ, 1997. 160 с.
  175. А.Д. Построение и применение изображений в курсе стереометрии в средней школе- Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965. 16 с.
  176. В.А. Совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов в процессе преподавания математики в пединститутах: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. 179 с.
  177. В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовке учителя/ Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1979, с. 3−11.
  178. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: «Магистр», 1997. 227 с.
  179. Л.П., Виленкин Н. Я., Лаврова Н. Н. Математика. Часть1. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
  180. Л.П. Математика. М., 1997. -463 с.
  181. Л.П., Пышкало Н. Я. Основы начального курса математики. М.: Просвещение, 1988. 320 с.
  182. А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для физ.-мат. факультетов пед. ин-тов. М.: Высш. шк., 1988. 127 с.
  183. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  184. О.В. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в вузе. Автореф. дисс.. к^нд. пед. наук. Орел, 1997. 18 с.
  185. .М. и др. К вопросу о практическом мышлении/ Ученые записки МГУ, 1945, вып. 90, с. 149−214.
  186. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение^ 1990. 95 с.
  187. З.Р. Формирование пространственных представлений учащихся посредством пропедевтики стереометрических знаний в процессе обучения планиметрии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
  188. А.И. Формирование пространственных представлений при изучении преобразований/ Формирование и развитие пространственных представлений учащихся. Под ред. Н. Ф. Четверухина. М.: Просвещение, 1964. Вып1, с. 42−58.
  189. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1973.
  190. Формирование учебной Деятельности студентов. Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
  191. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  192. И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. 188 с.
  193. А.Я. Самостоятельная работа учащихся по решению и составлению задач как средство повышения качества знаний по математике (на материале геометрии): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
  194. Н.Ф. Вопросы формирования и развития пространственных представлений и пространственного воображения. М.: Известия АПН РСФСР. Вып.21. 452 с.
  195. И.В. Подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников понятий, числа и действий над числами: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.- 191 с.
  196. М.И. Очерки психологии школьника. Гл. 1. М.: Учпедгиз., 1955 г. -370с.
  197. И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. М.: Просвещение, 1995.- 152 с.
  198. Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений// Вопросы психологии. 1968. № 4, С. 18−28.
  199. Н.Н. О развитии глазомера и пространственного воображения учащихся в 6 классе // Математика в школе. 1960. № 5. С. 35−38.
  200. Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов // Советская педагогика. 1975. № 2. С. 95−101.
  201. П.М. Обучение математике в начальных классах: Книга для учителя. М.: Столетие, 1995. 264 с.
  202. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание., 1985. 80 с.
  203. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  204. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. 239 с.
  205. Arnheim R. Visual thinking.'London, 1970.
  206. Brycki В. Paradygmat geometru wykreslnej grafika komputerowa a wyobraznia prestrzenna // Dydaktyka Szkoly Wyzszej. 1982. № 2.
  207. Foucault M. Visuelle et 1 actuite anditive chez les ecoliers. «L annee psychologue». Paris. 1925.
  208. Posner M. I. Characteristics of visual and kinesthetic memory codes. J. Exp. Psychology. 1967. № 75.
  209. Turnau S., Legutco M., Legutco H. Matematyka do klasy i liceum ogolnoksztal-cacego. WSIP, Warszawa. 1991.
Заполнить форму текущей работой