Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование когнитивного моделирования при подготовке будущих учителей информатики к решению педагогических задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый учитель в ходе осуществления своей деятельности постоянно оказывается вовлеченным в бесконечную цепь непрерывно меняющихся педагогических ситуаций, от степени успешности разрешения которых в существенной мере зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Готовность педагога к постановке и решению педагогических задач в условиях разнообразных ситуаций учебно-воспитательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки использования когнитивного моделирования при подготовке студентов педагогических вузов к решению педагогических задач
    • 1. 1. Педагогическая задача в структуре профессиональной деятельности учителя
    • 1. 2. Анализ существующих подходов в подготовке будущих учителей к решению педагогических задач
    • 1. 3. Сущность метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций и возможности его использования для решения педагогических задач
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Пути и средства подготовки будущих учителей информатики к решению педагогических задач
    • 2. 1. Критерии и показатели оценки уровня подготовки студентов к решению педагогических задач
    • 2. 2. Формы и методы подготовки будущих учителей информатики к решению педагогических задач
    • 2. 3. Педагогический мониторинг подготовки будущих учителей информатики к решению педагогических задач
  • Выводы по второй главе

Использование когнитивного моделирования при подготовке будущих учителей информатики к решению педагогических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях гуманизации школьного образования мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в образовании смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития природного потенциала каждого ребенка. Характер учебно-воспитательного процесса изменяется в сторону ориентации на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.

Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академическое знание предмета — со способностью строить конструктивные отношения с учащимися, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. Высокие требования предъявляются к общей культуре, специальным знаниям и личностным качествам педагога.

Каждый учитель в ходе осуществления своей деятельности постоянно оказывается вовлеченным в бесконечную цепь непрерывно меняющихся педагогических ситуаций, от степени успешности разрешения которых в существенной мере зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Готовность педагога к постановке и решению педагогических задач в условиях разнообразных ситуаций учебно-воспитательного процесса, отличающихся многомерностью, сложностью и динамичностью происходящего, — один из критериев его профессионального мастерства. Однако сегодня многие учителя, даже имеющие хорошую предметную подготовку и большой опыт работы, испытывают серьезные затруднения в поиске оптимальных путей выхода из сложных, зачастую конфликтных педагогических ситуаций, теряют самообладание, принимают педагогически неоправданные решения, которые наносят вред ученикам, их психике, формированию личности школьников. Поэтому подготовка будущих учителей к решению педагогических задач в сложных ситуациях учебно-воспитательного процесса всегда была и остается одной из насущных задач высшего педагогического образования.

Осмысление педагогической деятельности как непрерывного процесса решения учителем педагогических задач проведено в исследованиях И. Ю. Алексашиной, Н. И. Ветровой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, Г. С. Сухобской и др.

В психолого-педагогической литературе широко представлен опыт работы передовых учителей по решению педагогических задач в сложных педагогических ситуациях как примера успешной педагогической деятельности (А.Е.Кондратенков, С. В. Кондратьева, В. И. Лещинский, И. А. Невский, А. А. Окунев, В. Д. Семенов и др.). Приводимые этими авторами образцы успешного решения педагогических задач служат основой примерных рекомендаций к построению взаимоотношений учителя и учащихся, выработке определенного стиля поведения педагога.

Вопросам подготовки учителей к разрешению конфликтов, возникающих в процессе осуществления педагогической деятельности, посвящены работы А.Х.-М.Батчаевой, Г. М. Болтуновой, Д. В. Гореловой, В. И. Журавлева, М. О. Новодворской, М. М. Рыбаковой, С. О. Савостьяновой и др.

Проблемы психолого-педагогической подготовки будущих учителей и школьных психологов к решению педагогических задач рассматриваются в работах Е. С. Белько, Н. В. Бордовской, Н. В. Демидовой, Н. В. Кузьминой, Ю. И. Кулюткина, Т. Е. Маскаевой, Э. Ш. Натанзона, С. И. Николаенко, А. А. Полонникова, А. А. Реана, Л. Ф. Спирина, М. А. Степинского, Н. А. Стусь, Г. С. Сухобской, М. Л. Фрумкина, Л. В. Шелестовой и др. Возможности использования учебных педагогических задач в системе профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации учителей исследовались также в работах И. Ю. Алексашиной, Н. И. Ветровой, И. В. Галановой, Ю. А. Ивановой, Т. П. Ильевич, Е. А. Крюковой, Е. Г. Самещенко, Е. И. Туревской и др.

Е.С.Белько, Л. В. Кондрашовой, Л. Ф. Спириным, М. А. Степинским, М. Л. Фрумкиным, А. С. Чернышевым, Л. Л. Шевченко и другими исследователями разработаны специальные обобщенные схемы анализа педагогических ситуаций, использование которых позволяет алгоритмизировать процесс обучения студентов решению педагогических задач в типичных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

К.В.Ащеуловой, Е. А. Бодиной, И. А. Вишняковым, Л. П. Вовк, Б. З. Вульфовым, С. М. Годником, Т. А. Грузновой, Л. Л. Додон, Л. В. Кондрашовой, Л. И. Краевой, Т. М. Куриленко, И. А. Мавриной, Н. Д. Мартынец, О. П. Морозовой, В. Л. Омельяненко, С. В. Омельяненко, М. М. Поташником, А. С. Чернышевым, Л. Л. Шевченко, М. И. Шмельковой и другими авторами на основе реальных ситуаций из школьной жизни и ситуаций, описанных в художественной литературе, составлены различные сборники педагогических задач, активно применяемые преподавателями психолого-педагогических дисциплин педвузов на семинарских и практических занятиях для анализа и проектирования профессиональной деятельности.

Вопросы методики использования активных методов обучения (деловые и ролевые игры, инсценировки фрагментов урока с включением в них педагогических ситуаций различных видов, коммуникативные тренинги) в процессе подготовки студентов педагогических вузов к решению педагогических задач раскрыты в работах Э. И. Бурнашевой, Н. И. Ветровой, М. М. Кашапова, К. М. Левитана, Л. О. Свириной, С. Ю. Теминой, И. А. Шакирова и других.

В настоящее время в вузах применяются широкий спектр средств психолого-педагогической и методической подготовки студентов к решению педагогических задач: ознакомление с опытом работы передовых учителей по разрешению сложных педагогических ситуаций, анализ типичных ситуаций по различным схемам, педагогическое проектирование, педагогические игры, дискуссии, диспуты, тренинги.

В то же время анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки будущего учителя в вузе и приводимая в ней оценка реального состояния его подготовки свидетельствуют о том, что многие учителя испытывают серьезные затруднения в постановке и решении педагогических задач в непредвиденных ситуациях учебно-воспитательного процесса. И. Ю. Алексашина, Н. И. Ветрова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, И. Г. Фомичева и другие исследователи указывают, что теоретические знания по педагогике и психологии, усвоенные студентами в вузе, зачастую не носят практико-ориентированного характера.

Соотнесение задач подготовки педагогических кадров и оценки реального уровня их решения позволило выявить противоречия между требованиями к профессиональной деятельности учителя, направленной на выработку эффективных решений педагогических задач в сложных ситуациях учебно-воспитательного процесса, и недостаточной разработанностью практико-ориентированных средств подготовки выпускников педвузов к их решению.

Разрешению выделенных противоречий может способствовать исследование проблемы: как придать профессиональной подготовке студентов к решению педагогических задач практико-ориентированный, инструментальный характер.

Целью данного исследования является разработка метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций как средства повышения эффективности подготовки будущих учителей к решению педагогических задач.

Объект исследования: подготовка студентов педвузов к постановке и решению педагогических задач в условиях сложных ситуаций учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования: процесс обучения студентов постановке и решению педагогических задач с использованием метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволяет сформулировать гипотезу настоящего исследования: подготовка будущих учителей информатики к решению педагогических задач приобретет качественно новый уровень, если:

— в курс «Теория и методика обучения информатике» включить специальные разделы, посвященные моделированию педагогических ситуаций и решению педагогических задач, связанных с обучением информатике;

— обучение студентов решению педагогических задач будет осуществляться как целенаправленный и вариативно организованный процесс включения будущих учителей в разнообразную педагогическую деятельность, направленный на формирование умения формулировать педагогические задачи и находить варианты их оптимального решения.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

1) выявить дидактические функции педагогических задач в курсе «Теория и методика обучения информатике» как средства межпредметного взаимодействия дисциплин профессиональной подготовки^ направленного на формирование связей между методическими и психолого-педагогическими знаниями и умениями будущего педагога;

2) раскрыть сущность метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций и выявить возможности его использования при решении педагогических задач;

3) выявить и описать пути использования метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций для обучения будущего учителя информатики решению педагогических задач;

4) разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение для обучения студентов в курсе «Теория и методика обучения информатике» содержательному и процессуальному аспектам использования метода когнитивного моделирования в решении педагогических задач;

5) экспериментально проверить методику обучения студентов решению педагогических задач методом когнитивного моделирования и оценить ее эффективность.

Методологические основы исследования: материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и общая теория развития, фундаментальными идеями которых являются положения о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительностио необходимости их рассмотрения с разных сторон, во взаимосвязях и взаимозависимостях. Нами использованы системный, синергетиче-ский, кибернетический и деятельностный подходы, а также метод эмпирического исследования в применении к исследованию педагогической действительности.

Теоретические основы исследования: концепции профессиональной подготовки и формирования личности учителя (И.Ю.Алексашина, Н. В. Кузьмина, С. М. Редлих, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, Л.Ф.Спирин), концепции профессиональной подготовки будущих учителей информатики (А.А.Веряев, С. С. Кареев, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер), психологические теории профессионального мышления (М.М.Кашапов, Ю. И. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Г. С. Сухобская, М.А.Холодная), теория учебных задач (Г.А.Балл, Л. М. Фридман, А.Ф.Эсаулов), исследования А. М. Сохора, посвященные вопросам дидактического анализа логической структуры учебного материала.

Методы исследования: теоретический анализ педагогических, психологических, философских исследований для выявления степени разработанности освещаемой в диссертации проблемыметод наблюдения, метод анкетирования, метод экспертных оценок, методы статистической обработки данных, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Кузбасской государственной педагогической академии с 1998 года. В исследовании приняли участие студенты физико-математического факультета (общей численностью 411 человек), преподаватели кафедр Информатики и вычислительной техники и Методики преподавания информатики КузГПА, а также учителя информатики общеобразовательных школ, лицеев и гимназий г. Новокузнецка.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) был проведен анализ теоретических и практических исследований по проблеме, проведено предварительное изучение состояния готовности студентов к решению педагогических задач в условиях сложных ситуаций учебно-воспитательного процесса, разработаны теоретические основы использования метода когнитивного моделирования в педагогике, собран дидактический материал, выполнен литературный обзор.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) проводился эксперимент в учебном процессе. Были выявлены условия формирования умений студентов анализировать и прогнозировать развитие педагогических ситуаций, осуществлять постановку и решение педагогических задач в процессе когнитивного моделирования.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) проводился анализ полученных результатов эксперимента. На этом этапе были разработаны практические рекомендации по применению метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций для совершенствования профессиональной подготовки студентов педвузов.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема обучения студентов решению педагогических задач решена на основе использования метода когнитивного моделирования в условиях подготовки будущего педагога к предметно-методической профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении дидактических функций педагогических задач в обучении студентов теории и методике преподавания информатике и разработке метода когнитивного моделирования как нового метода решения педагогических задач.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что разработанные и описанные в диссертации пути использования метода когнитивного моделирования при обучении студентов решению педагогических задач в курсе «Теория и методика обучения информатике» могут непосредственно применяться в практике профессиональной подготовки будущих педагогов.

Положения, выносимые на защиту: 1. Информатизация сферы образования, внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствуют усилению междисциплинарной роли информатики в высшем профессиональном образовании. В практике подготовки будущих учителей информатики междисциплинарная роль информатики раскрывается в курсе «Теория и методика обучения информатике» при изучении раздела «Когнитивное моделирование педагогических ситуаций и решение педагогических задач» через межпредметные связи с дисциплинами психолого-педагогического блока. Раздел строится на основе анализа специфических для преподавания информатики педагогических ситуаций. Электронная база таких ситуаций накапливается и доступна для студентов, преподавателей и учителей.

2. Подготовка будущих учителей информатики к решению педагогических задач в сложных ситуациях учебно-воспитательного процесса при изучении дисциплины «Теория и методика обучения информатике» способствует актуализации их довузовского педагогического опыта в области методики преподавания информатики, повышению профессиональной мотивации, формированию системы ценностей, связанных с избранной профессией, развитию творческой активности и способности к рефлексии педагогической деятельности, приобретению междисциплинарного опыта практического решения педагогических задач.

3. Метод «Когнитивное моделирование педагогических ситуаций» при решении педагогических задач является эффективным педагогическим инструментарием, позволяющим технологизировать трудно формализуемую педагогическую деятельность. Использование данного метода способствует формированию и развитию у будущих учителей информатики важных общепрофессиональных умений: а) проводить структурно-логический анализ текущего состояния педагогической ситуации в процессе преподавания информатики и формулировать педагогические задачиб) осуществлять прогнозирование развития педагогических ситуаций, специфичных для уроков информатикив) разрабатывать различные педагогически целесообразные варианты решения педагогических задач в условиях конкретных ситуаций, связанных с преподаванием информатикиг) моделировать и создавать учебные педагогические ситуации, направленные на решение поставленных педагогических задач в процессе обучения информатике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамсочетанием качественного и количественного анализаиспользованием методов математической статистики для обработки данных, репрезентативностью объемов выбороквоспроизводимостью результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей» (г.Новокузнецк, 1998), «Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры и критерии оценки» (г.Новокузнецк, 2002), региональной научно-практической конференции «Современная организация учебного процесса в высшей школе» (г.Владивосток, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г.Челябинск, 2002), IV Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г.Челябинск, 2003), I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва — Челябинск, 2003), а также на совместных семинарах и заседаниях кафедр Информатики и вычислительной техники, Методики преподавания информатики КузГПА и специалистов из Сибирского института образовательных технологий Российской академии образования.

Раздел «Когнитивное моделирование педагогических ситуаций и решение педагогических задач» включен в курс «Теория и методика обучения информатике», апробирован и внедрен на физико-математическом факультете Кузбасской государственной педагогической академии.

Выводы по второй главе.

С помощью проведенного педагогического эксперимента нами была доказана эффективность использования метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций для подготовки студентов педвузов к решению педагогических задач. Курс когнитивного моделирования обеспечивает качественное изучение технологии анализа и прогнозирования развития педагогических ситуаций в курсе «Теория и методика обучения информатике», что в свою очередь повышает эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов.

Курс когнитивного моделирования положительно влияет на процесс психолого-педагогической подготовки студентов к деятельности в условиях непредвиденных педагогических ситуаций, отличающихся сложностью, многомерностью и динамичностью происходящих явлений. Студенты физико-математического факультета, применяя метод когнитивного моделирования, достигают более высоких результатов в учебной деятельности при изучении дисциплины «Теория и методика обучения информатике», более успешно проходят педагогическую практику. Выпускники, овладевшие методом когнитивного моделирования, намного быстрее и успешнее адаптируются к профессионально-педагогической деятельности. Все это позволяет нам сделать вывод о положительном исходе проведенного педагогического эксперимента и анализе его результатов.

Заключение

.

Гуманизация сферы образования, ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы, усложнение взаимоотношений педагогов с учащимися и их родителями оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителей.

Настоящая работа является результатом исследований, проведенных в целях изучения процесса подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности.

В результате данного исследования были разработаны теоретические основы подготовки будущих учителей информатики к учебно-воспитательной деятельности в условиях сложных, постоянно изменяющихся проблемных педагогических ситуаций, носящих зачастую острый, конфликтный характер.

В связи с недостаточной готовностью выпускников педагогических вузов к практической деятельности тщательному анализу и изучению подвергся процесс психолого-педагогической подготовки будущего учителя информатики к решению педагогических задач в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса, что в результате научно-исследовательской деятельности автора привело к внесению изменений в курс «Теория и методика обучения информатике» в виде курса когнитивного моделирования.

Когнитивное моделирование педагогических ситуаций использовалось в процессе обучения как метод, обеспечивающий подготовку студентов к анализу и прогнозированию развития проблемных ситуаций, постановке и решению педагогических задач в условиях конкретных ситуаций учебно-воспитательного процесса.

Настоящая работа позволила положительно решить задачи, поставленные в начале педагогического исследования, а именно:

1) Уточнена сущность понятия «педагогической задачи», описаны особенности педагогической деятельности учителя информатики, связанные с I постановкой и решением педагогических задач.

2) Выявлены дидактические функции педагогических задач в обучении студентов методике преподавания информатики: информационно-ознакомительная (информирующая), стимулирующая, развивающая, ин-тегративная (синтезирующая).

3) Раскрыта сущность метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций и выявлены возможности его использования при постановке и решении педагогических задач всех уровней (оперативных, тактических, стратегических).

4) Выявлены и описаны пути использования метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций для обучения будущего учителя информатики решению педагогических задач.

5) Разработано и апробировано в учебном процессе методическое обеспечение для обучения студентов в курсе «Теория и методика обучения информатике» содержательному и процессуальному аспектам использования метода когнитивного моделирования в решении педагогических задач.

6) Экспериментально проверена методика обучения студентов постановке и решению педагогических задач с использованием метода когнитивного моделирования педагогических ситуаций и доказана ее высокая дидактическая эффективность.

Сформулированная в начале исследования гипотеза была успешно доказана, что подтверждается статистическими выкладками и диаграммами.

В результате применения предложенного метода когнитивного моделирования выпускник педагогического вуза получает возможность свободно ориентироваться в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса, имеет необходимые навыки анализа и прогнозирования развития сложных, зачастую конфликтных педагогических ситуаций, умеет осуществлять постановку и решение педагогических задач на разных уровнях управления педагогической системой (оперативном, тактическом, стратегическом), использует современные когнитивные технологии для принятия решений в условиях неопределенности ситуации. Таким образом, автором диссертационного исследования доказаны положения, выносимые на защиту.

Разработанный нами метод когнитивного моделирования педагогических ситуаций может применяться в учебном процессе на всех факультетах педагогических вузов для обучения студентов эффективным методам решения педагогических задач. Материалы данного диссертационного исследования могут быть также использованы в системе постдипломного образования и повышения квалификации педагогических работников для обучения учителей новейшим технологиям организации и управления педагогическим процессом. Большой интерес представляет также обучение школьных психологов методу когнитивного моделирования для повышения эффективности диагностики и разрешения конфликтных ситуаций широкого спектра.

В ходе работы над диссертационным исследованием нами была разработана база данных, содержащая типичные ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности на уроках информатики. База постоянно пополняется, доступна преподавателям кафедры методики преподавания информатики КузГПА, студентам, изучающим курс «Теория и методика обучения информатике», учителям школ, посещающим научный семинар кафедры.

Направлением дальнейших исследований может стать совершенствование метода когнитивного моделирования для осуществления возможности не только качественной, но и количественной оценки педагогических явлений, процессов (разработка способов учета силы связей между факторами когнитивной карты, переход от знаковых к взвешенным ориентированным графам).

Кроме того, с нашей точки зрения, перспективными направлениями дальнейших исследований являются:

1. Разработка интерактивного сайта по педагогике для обсуждения наиболее актуальных проблем, возникающих в области обучения и воспитания детей, основная цель которого — организация квалифицированной помощи учителям, ученикам и их родителям в профилактике и разрешении конфликтов. Сайт может быть также использован и для пополнения Базы Данных педагогических ситуаций.

2. Создание электронного учебника для обучения студентов педагогических вузов когнитивному методу решения педагогических задач в условиях проблемных ситуаций, содержащий информационный, операционный и контролирующий блоки, с возможностью самостоятельного выбора студентом темпа изучения материала, реализации своевременной обратной связи.

3. Разработка адаптивной Экспертной Системы в области педагогического взаимодействия, объединяющей возможности компьютера со знаниями и опытом экспертов (ученых, методистов, учителей-практиков) в такой форме, что Система может предложить разумные советы, осуществить разумное решение поставленной педагогической задачи, оценить эффективность и целесообразность действий учителя в конкретной педагогической ситуации, поясняя ход своих рассуждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Использование теоретических знаний при решении педагогических задач как основа самообразования будущего учителя / И. Ю. Алексашина // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1986. — С.58 — 63.
  2. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач / И. Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2000. — 223 с.
  3. Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000.-№ 2. — С. 11−16.
  4. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. Монография / М. М. Анцибор. М.: Прометей, 1989. — 240 с.
  5. АнцуповАЛ. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000.-551 с.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  8. Батчаева А.Х.-М. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993.- 18 с.
  9. Р. Качество управленческих решений / Р. Белоусов // Проблемы теории и практики управления. — 1986. — № 3. — С. 35 — 40.
  10. БелькоЕ.С. Формирование у будущих учителей математики способности к многовариантному решению профессионально-педагогических задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  11. К. Теория графов и ее применения / К.Берж. Пер. с франц. М.: Изд. иностр. литер, 1962. — 319 с.
  12. . Структура процесса воспитания / Б.Битинас. Каунас, 1984.-79 с.
  13. БодинаЕ.А. Педагогические ситуации /Е.А.Бодина, К. В. Ащеулова. — М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
  14. Г. Н. О навыках программирования на алгоритмических языках / Г. Н. Бойченко, М. С. Можаров // Единое образовательное пространство и профессиональное самоопределение учащихся, региональный компонент. Новокузнецк, Изд-во НГПИ, 1999. — С. 69 — 74.
  15. Г. М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд.пед. наук. — М., 1991. 16 с.
  16. Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  17. И.А. Подготовка учителя к принятию решений в непредвиденных ситуациях урока / И. А. Бронзова // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1986. — С.52 — 58.
  18. БурлачукЛ.Ф. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  19. Э.И. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к решению сложных педагогических ситуаций. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.- 195 с.
  20. М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М.Вартофский. М.: Прогресс, 1988. — 506 с.
  21. В.А. Теория подобия и моделирования / В. А. Веников. М.: Высшая школа, 1976. — 476 с.
  22. М. Продуктивное мышление / М.Вертгеймер. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  23. А.А. Педагогика информатики / А. А. Веряев. — Барнаул, Изд-во БГПУ, 1998. 477 с.
  24. Н.И. Педагогическая задача как средство диагностики профессионально значимых качеств личности педагога / Н. И. Ветрова // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. —
  25. М.: изд. АПН СССР, 1986. С. 28 — 33.
  26. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учеб. пособие / Д. В. Вилькеев. Казань, 1992. — 108 с.
  27. .З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию / Б. З. Вульфов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 192 с.
  28. И.В. Психологические особенности решения учебно-профессиональных задач студентами-олигофренопедагогами: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. — Казань, 2000. — 16 с.
  29. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  30. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  31. .А. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский. М.: МГУ, 1965. — 248 с.
  32. .А. Моделирование и когнитивные репрезентации / Б. А. Глинский, О. Е. Баксанский. — М.: Альтекс, 2000. 148 с.
  33. Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  34. Д.В. Формирование у будущих учителей профессионально-педагогической готовности к диагностике и разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб, 1998.-16 с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика. Квалификация учитель информатики. — М., 2000. — 22 с.
  36. М.И. Измерение и оценка результатов обучения / М. И. Грабарь. М.: ИОСО РАО, 2000. — 93 с.
  37. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  38. Т.А. Педагогические задачи, педагогические ситуации и задания / Т. А. Грузнова, Л. И. Краева, Н. Д. Мартынец. — Сыктывкар, СГУ, 1997.-90 с.
  39. И.В. Педагогические основы адаптации будущих учителей к «информационным технологиям в образовании. Дис.. канд. пед. наук.
  40. Новокузнецк, 2000. — 144 с.
  41. И.В. практические рекомендации по курсу МПИ для студентов физико-математического факультета / И. В. Гулидова, В.П.Густяхина- Под ред. М. М. Можарова. — Новокузнецк: РИО НГПИ, 2002. 82 с.
  42. . Введение в науку управления / Б.Гурней. Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1969. 432 с.
  43. Н. Почему ученик перестает реагировать на слова учителя / Н. Гуткина // Народное образование. 2001. -№ 4. — С. 178- 180.
  44. Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — Калуга, 2000. — 18 с.
  45. JI.JI. Задания по педагогике / Л. Л. Додон.- М.: Просвещение, 1968.-223 с.
  46. ДоулингК. О педагогических агентах в виртуальных классах /
  47. К.Доулинг // Информатика и образование, 2001. — № 5. — С. 30 — 36.
  48. М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.i Минск: «Хэлтон», 1998. — 399 с.
  49. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  50. В.К. Анализ как метод формирования педагогических умений у студентов университета / В. К. Елманова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL: ЛГУ, 1974. — Вып. 2.-С. 191−195.
  51. С.М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 с.
  52. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  53. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник /В.И.Журавлев. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.184 с.
  54. Г. Т. Познание как процесс моделирования действительности / Г. Т. Иванов // Философские науки, 1975. № 4. — С. 144 — 151.
  55. И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  56. Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1990. — 19 с.
  57. В.А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26 — 31.
  58. Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполагания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2001. — 22 с.
  59. Интеллектуализированные компьютерные технологии поддержки принятия решений: Электронный ресурс. http://www.ipu.rssi.ru.
  60. М.П. Об одной когнитивной модели и ее роли в процессе обучения / М. П. Карпенко // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 86−89.
  61. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации: Автореф. дис. кандпсихол. наук. Ленинград, 1989. — 16 с.
  62. М.М. Психология педагогического мышления: Монография / М. М. Кашапов. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
  63. М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации / М. М. Кашапов. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1997. — 100 с.
  64. Г. Процесс казуальной атрибуции / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. — С. 127 137.
  65. Дж. Кибернетическое моделирование. Некоторые приложения / Дж. Кемени, Дж.Снелл. М.: Советское радио, 1972. — 192 с.
  66. Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  67. Когнитивная наука и интеллектуальная технология / Под ред.
  68. A.И.Ракитова. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-228 с.
  69. Когнитивные исследования за рубежом (Идеи и методы искусственного интеллекта в изучении политического мышления) / Под ред.
  70. B.М.Сергеева. М.: Ин-т США и Канады АН СССР, 1990. — 150 с.
  71. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: Учебное пособие / Под ред. М. А. Холодной. Киев: УМКВО, 1990.-75 с.
  72. А.Е. Труд и талант учителя. Встречи, факты, мысли: Кн. для учителя / А. Е. Кондратенков. М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
  73. С.В. Учитель ученик / С. В. Кондратьева. — М.: Педагогика, 1984.-80 с.
  74. Кондрашова J1.B. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. В. Кондрашова. — М.: Просвещение, 1987. -144 с.
  75. Е.К. Управление процессами в слабоформализованных средах при стабилизации графовых моделей среды / Е. К. Корноушенко, В. И. Максимов // Труды Института проблем управления РАН, 1999. том 2. — С.82 — 94.
  76. A.M. Компьютерное обучение: система и среда / А. М. Коротков // Информатика и образование, 2000. № 2. — С.35−38.
  77. А.Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. М.: Политиздат, 1969. — 224 с.
  78. А.И. Педагогическое исследование: Учебное пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей / А. И. Кочетов. — Рязань: Изд-во РГПИ, 1975. 179 с.
  79. Э. Введение в инженерное дело / Э.Крик. М.: Энергия, 1970.
  80. О. Отвергаемые дети: чем им поможет учитель? / О. Крушельницкая, А. Третьякова // Народное образование. 2001. -№ 4. — С.132 — 137.
  81. Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. — 20 с.
  82. А.А. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах / А. А. Кузнецов, С. С. Кареев // Информатика и образование, 1997. № 6.
  83. М.Е. Личностные ситуации в профессионально-личностной подготовке учителя / М. Е. Кузнецов // Подготовка учителей в условиях непрерывного образования. Москва: Институт общего и среднего образования РАО, 1999.-С. 12−23.
  84. М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография / М. Е. Кузнецов. -Новокузнецк, Изд-во НГПИ, 2000. 342 с.
  85. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
  86. Н.В. Психология производству и воспитанию1. Н. В. Кузьмина. Л., 1977.
  87. Ю. Н. Педагогическая задача / Ю. Н. Кулюткин // Творческая направленность деятельности педагога. — Л., 1978. — С. 11−18.
  88. Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971. — 111 с.
  89. Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. -Самара, 1993.-С. 10−17.
  90. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии, 1986. № 2. — С. 21−30.
  91. Т.М. Задачи и упражнения по педагогике / Т. М. Куриленко. Минск: Вышейшая школа, 1970. — 200 с.
  92. М.П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Академия, 2001.-624 с.
  93. О.И. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений / О. И. Ларичев, Е. М. Мошкович. М.: Наука. Физмат-лит, 1996.-208 с.
  94. К.М. Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. — М.: Наука, 1994.- 192 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е издание. — М.: Политиздат, 1977.
  96. В.И. и др. Всегда ли прав учитель? / В. И. Лещинский. — М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  97. . Обучение всего класса / Б.Ливер. Пер. с англ. М.: Новая школа, 1995.-48 с.
  98. А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций / А. А. Лиханов. 3-е изд. — М.: Педагогика, 1990. — 480 с.
  99. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций / Д. Магнуссон // Психологический журнал, 1983.- № 2.
  100. В.И. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач / В. И. Максимов, Е. К. Корноушенко // Труды Института проблем управления РАН, 1999. том 2. — С. 95 — 109.
  101. В.И. Знание — основа анализа /В.И.Максимов, Е. К. Корноушенко // Банковские технологии. 1997. — № 4.
  102. В.И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений /В.И.Максимов, Е. К. Корноушенко, С. В. Качаев // Информационное общество, 1999. вып. 2. — С. 50 — 54.
  103. В.И. Управление сферами банковской деятельности /В.И.Максимов, С. В. Качаев, Е. К. Корноушенко // Банковские технологии. 1999.-№ 5 — 6.
  104. Н.М. Моделирование и синтез знаний / Н. М. Мамедов. Баку: Элм, 1979.-98 с.
  105. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
  106. Т.Е. Формирование у будущего учителя аналитического подхода к решению дидактических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2000. — 30 с.
  107. М. Фреймы для представления знаний / М.Минский. Пер. с англ. М.: Энергия, 1979. — 152 с.
  108. Г. С. Психологические проблемы управленческой деятельности современного руководителя / Г. С. Михайлов // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 90 — 105.
  109. ИЗ. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Учебно-метод. материалы. М.: ЦИУУ, 1990. — 44 с.
  110. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  111. М.С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности / М. С. Можаров // Педагог: Наука, технология, практика. -1999. № 2. — С.54 — 57.
  112. Н.Н. Математика в социальных науках / Н. Н. Моисеев // Математические методы в социологическом исследовании. — М., 1981. — С. 166.
  113. К.Е. Математическое моделирование в научном познании / К. Е. Морозов М.: Мысль, 1969. — 212 с.
  114. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / ¦ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990.104 с.
  115. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 218 с.
  116. Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике / Т. С. Назарова, В. С. Шаповаленко // Педагогика. — 2001. № 5. — С.23 — 29.
  117. У. Что такое когнитивная психология? / У. Найссер // История зарубежной психологии (30-е 60-е гг. XX в.): Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1986. — С. 116 — 129.
  118. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / У.Найссер. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — 232 с.
  119. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: Кн. для учителя / Э. Ш. Натанзон. М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  120. И.А. Трудный успех (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы / И. А. Невский. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  121. С.И. Психологические условия формирования у будущих учителей стратегий решения педагогических задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. // НИИ психологии УССР. Sumy, 1990. — 17 с.
  122. М.О. Обучение слушателей ФППК ОНО разрешению конфликтов в школе. Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 206 с.
  123. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления. Творческий подход к решению проблем и его основные стратегии / Дж. О'Коннор, Я. Мак-Дермотт. Киев: София, 2001. — 304 с.
  124. А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся: Кн. для учителя. Из опыта работы / А. А. Окунев. — М.: Просвещение, 1988. 128 с.
  125. В. Школьные конфликты: как их предупредить и разрешить / В. Ольшанский, Н. Волжская // Народное образование. — 2000. — № 8. С. 110 -122.
  126. B.JI. Задания и педагогические ситуации /
  127. B.Л.Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. М.: Просвещение, 1993.-272 с.
  128. Оре О. Графы и их применение / О.Оре. Пер. с англ. М.: Мир, 1965. -174 с.
  129. Оре О. Теория графов / О.Оре. 2-е изд. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980.-336 с.
  130. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972. — 312 с.
  131. С. Обработка знаний: Пер. с япон. / С.Осуга. М.: Мир, 1989. -293 с.
  132. Т.С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя / Т. С. Панина. Кемерово: Кемер. Обл. ИУУ, 1996. — 130 с.
  133. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  134. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /
  135. C.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Под ред С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр. М.: Академия, 2000. — 512 с.
  136. Педагогические ситуации в воспитании школьников / Под ред. С. М. Годника. Учеб. пособие. Воронеж, 1985. — 144 с.
  137. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова, 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988.-472 с.
  138. Ю.А. Некоторые дидактические механизмы школьного курса программирования / Ю. А. Первин // Математика в школе. 1982. —
  139. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Ю. М. Плотинский. — М.: Логос, 1998. — 280 с.
  140. А.А. Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогических ситуаций: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1994. — 21 с.
  141. М.М. Педагогические ситуации / М. М. Поташник, Б. З. Вульфов. -М.: Педагогика, 1983. 144 с.
  142. Примерная программа дисциплины «Теория и методика обучения информатике» для специальности 30 100 Информатика / Сост. С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, В. П. Шари, М. П. Лапчик, Л. Г. Лучко, М. И. Рагулина, Л. В .Смолина. М., 2001. — 11 с.
  143. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Автор-составитель В.А.Мижери-ков- Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.
  144. С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов / С. М. Редлих. — Москва Новокузнецк, 1999. — 106 с.
  145. Решение педагогических ситуаций: Учеб. задания для слушателей / Сост. М. И. Шмелькова. — М.: ЦИУУ, 1989. 15 с.
  146. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Ф. С. Робертс. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. — 496 с.
  147. Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта. Дис. канд. пед наук. — М., 1992. 186 с.
  148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., ил. Т 1 — А-М- 1993.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 е., 1. ИЛ. Т2-М-Я- 1999.
  150. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. — М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  151. СаадаМ.И. Когнитивные карты в деятельности оператора: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1993. — 16 с.
  152. С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической «поддержке подростков в конфликтных ситуациях: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Калуга, 1996. — 19 с.
  153. Е.Г. Творческая инициатива учителя в ситуациях решения педагогических задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1990. -18 с.
  154. Сборник педагогических ситуаций для психолого-педагогического собеседования на факультете психологии и педагогики (вступительные экзамены 1997 года) /Сост. И. А. Вишняков, И. А. Маврина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 53 с.
  155. Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемныхIпедагогических ситуаций. Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1997. —146 с.
  156. Н. Л. Педагогические ситуации в процессе формирования1 коллективных отношений подростков / Н. Л. Селиванова // Советскаяпедагогика. 1981.-№ 7.-С. 53−56.
  157. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт ис- следования / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  158. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования /t
  159. Ю.В.Сенько.-М.: Академия, 2000. 240 с. | 165. Сергеев В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях
  160. В.М.Сергеев // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. — С. 3 — 20.
  161. В.М. Когнитивные модели в исследовании мышления: структура и онтология знания / В. М. Сергеев // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. — С. 179 — 195.
  162. В.А. Дидактика / В. А. Ситаров. Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 368 с.
  163. А.В. Гносеологический образ и научное мышление / А. В. Славин. Смоленск, 1971. — 99 с.
  164. А.В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. -М.: Политиздат, 1971. —271 с.
  165. А.В. Роль мысленного (воображаемого) эксперимента в возникновении нового знания / А. В. Славин // Очерки истории и теории развития науки. М.: Наука, 1969. — С. 196 — 220.
  166. В.А. О профессиональной адаптации молодого учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1976. — № 3. — С. 96 — 107.
  167. В.А. Учитель как творец педагогического процесса /В.А.Сластенин // Педагогика / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. -С. 16- 90.
  168. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1977.-28 с.
  169. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей / Под ред. Н. Н. Лобановой и др. — Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1988.-96 с.
  170. Р.Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. — Пер. с англ. М.: Тривола, 1996 — 600 с.
  171. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  172. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. Под ред. В. А. Сластенина. — Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1974.- 131 с.
  173. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Л. Ф. Спирин.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-174 с.
  174. Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е. Н. Степанов // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 14−19.
  175. С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению различных педагогических ситуаций: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 177 с.
  176. O.K. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М.: Педагогика, 1969.
  177. Ю.А. Управленческое решение /Ю.А.Тихомиров. — М.: Наука, 1972.-288 с.
  178. Э. Когнитивные карты у крыс и у человека / Э. Толмен // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 364 с. — С. 124 — 143.
  179. А. Высшее образование: системный подход /А.Торокин // Высшее образование в России, 1999. № 4. — С. 42 — 48.
  180. Е.И. Развитие оперативного мышления будущего учителя в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач: Дис.. канд. психол. наук. Тула, 2001. — 171 с.
  181. УилсонР. Введение в теорию графов / Р.Уилсон. Пер. с англ. М.: Мир, 1977.-207 с.
  182. О. Педагогическая диагностика профессионального становления будущего учителя в управлении качеством образования / О.Фадеева. Электронный ресурс. http://www.prof.msu.ru/omsk/73.htm
  183. И.Г. Теоретико-методологические основания структуризации педагогического знания. Дис. докт. пед. наук. — Тюмень, 1999. — 311 с.
  184. JT.M. Моделирование в учебной деятельности / Л. М. Фридман // Формирование учебной деятельности школьников. — М.: Педагогика, 1982. С. 73 — 85.
  185. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  186. Л.М. Теоретические основы методики обучения математике /Л.М.Фридман. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта.- 1998.-223 с.
  187. Л.Ф. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  188. К.Я. Психолого-педагогические аспекты применения граф-схем при решении геометрических задач / КЛ. Хабибуллин // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 65 — 70.
  189. Ф. Теория графов / Ф.Харари. Пер. с англ. М.: Мир, 1973. -300 с.
  190. Д. Причинный анализ в статистических исследованиях / Д.Хейс. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1981. — 255 с.
  191. М.А. О психологическом назначении школьного учебника / М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. — М.: Ин-т психологии РАН», 1997.-С. 151−163.
  192. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А. С. Чернышев. — М.: Педагогическое общество России, 2001.- 186 с.
  193. И.А. Исследование студентами педагогических ситуаций как средство формирования их профессионально-субъектной позиции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калуга, 2000. — 23 с.
  194. JI.JI. Мир детства: педагогика взаимодействия. Педагогические ситуации и задачи для учителей и родителей с технологией решения / Л. Л. Шевченко. М.: Соборъ, 1998. — 278 с.
  195. Л.В. Подготовка будущего инженера-педагога к решению педагогических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1993.-21 с.
  196. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.-Л.: Наука, 1966.-301 с.
  197. А.Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972.-216 с.
  198. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения / Е. В. Яковлев // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 32 — 26.
  199. Axelrod R.M. Psycho-Algebra: A Mathematical Theory of Cognition and Choice with an Application to the British Eastern Commitee in 1918. Peace Research Society. Papers XVIII, The London Conference, 1971, pp. 113−131.
  200. EdenC. Cognitive mapping // Eur. J. of Operational Res. 1988. Vol. 36. № 1. P 1 13.
  201. Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. 2 ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1991.
  202. Forgas J. Social episodes and social structures in an academic setting: The social environment of an intact group // J. Exp. Soc. Psychol. 1978. V. 14
  203. Grassel H. Probleme und Ergebnisse der Lehrerforschung // Studienmaterial zum Studium der Padagogischen Psichologie / Univ. Rostock., 1976. S. 18−49.
  204. Hunt M. The Universe within: A new science explores the human mind. -Brighton: Harvester Press, 1982. 415 p.
  205. Maruyama M. The Second Cybernetics: Deviation-Amplifing Mutual Causal Processes//Amer. Scientist. 1963. Vol. 51. P. 164 179.
  206. PervinA. Personality: Theory, assessment and research. New York etc., 1970.
  207. Simon H., Newell A. Heuristic problem solving: the next advance in operations research // Operations Research. 1958. — V. 6.
Заполнить форму текущей работой