Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дуалистический антропологизм: Эволюция понимания мужского и женского начал в истории европейской философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Пер. с нем. -Л.: «Эго», 1991; Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: Наука, 1992; Дадун Р. Фрейд — М.:Изд-во АО «Х.Г.С.», 1994; Осборн Ричард. Знакомьтесь: ФрейдПер. с англ. — Киев:" София", 1997; Фромм Э. Миссия З. Фрейда: Анализ его личности и влиянияПер. с нем. — М.: Весь мир, 1996; Богатова O.A. «метафизика пола» и «этика любви» В. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дуалистический антропологизм как историко-философская проблема
    • 1. Философский пробел в современных тендерных исследованиях
    • 2. К исходной дефиниции дуалистического антропологизма
  • Глава 2. Эволюция спиритуализированного монистического антропологизма: от философии как мужской беседы к бесполому разуму
    • 1. «Биографический фактор» в истории философии: несущественное или ключ к пониманию учения мыслителя?
    • 2. У истоков формирования духа научного сообщества: пир мудрецов, община посвященных, диалог с Богом
  • Глава 3. Дуалистический антропологизм JL Фейербаха
    • 1. Вниз по лестнице, ведущей вверх: от теологии до чувственной любви к женщине
    • 2. Роль «женского Ты» в антропологической методологии JI. Фейербаха
  • Глава 4. " Мужское" и «женское» в жизни философа: специфика методологии анализа концепций дуалистического антропологизма

Дуалистический антропологизм: Эволюция понимания мужского и женского начал в истории европейской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования В сегодняшней России, где произошел отказ от официальной и единственной государственной философии, ведутся интенсивные поиски основ для нового мировоззрения. В них участвуют представители самых различных слоев общества, в особенности — тех, которые ранее считали себя социально обделенными. Бурно развиваются тендерные исследования: женщины пытаются осознать изменение своего положения в современном мире, отстоять равноправие в различных областях, в том числе — в сфере интеллектуальной жизни. Именно от представительниц феминизма исходит инициатива осмысления природы «женского», а, соответственно, и «мужского» начал в современном обществе и культуре. При этом они, как видно, испытывают определенное инстинктивное недоверие к истории философии — как к истории мужской философии, создававшейся мужчинами и для мужчин, и с большим или меньшим успехом пытаются самостоятельно осмыслить природу мужского и женского в мышлении и в общественной жизни.

Между тем история философской мысли дает достаточно богатый материал для осмысления проблемы, который до сих пор по ряду причин оставался невостребованным. Необходимо только найти методологический ключ к его пониманию, разработать понятия историко-философской науки, которые позволили бы выбрать верный подход к проблеме, поставленной с такой остротой в тендерных исследованиях — к проблеме соотношения мужского и женского начал в мышлении и культуре, в философии и в реальной жизни людей, которая отразилась в философских учениях.

Представляется, что к пониманию этой проблемы следует подходить, анализируя общее понимание «человеческой природы», которое предлагали, в первую очередь, представители антропологических философских концепций. Не будет ошибкой сказать, что философия после И. Канта является в Европе преимущественно антропологической. Больше того: не только у представителей антропологизма, но и у представителей онтологизма и гносеологизма можно при достаточно внимательном анализе произведений реконструировать их представление о человеке, неизбежно присутствующее в любой философской концепции в явном или неявном виде.

Антропологизм мы понимаем как стремление к созданию философии, которая объясняла бы человеческую картину мира, человеческое познание, культуру и общественную жизнь, исходя из некоторого фундаментального представления о человеке. Но антропологизм может быть различным. Один из его вариантов, более распространенный, характеризуется стремлением рассуждать о «человеке вообще», не придавая никакого значения полу этого человека, но на самом деле неявно предполагая, что этот «человек вообще» — мужского пола. Такой антропологизм мы именуем в данной работе монистическим. Второй вариант антропологизма отличается пониманием глубокого различия между мужчиной и женщиной не только в том, что касается анатомии и физиологии или сложившегося на протяжении веков традиционного распределения ролей в обществе, но и в самой «сущности» человека. Уже и сходная «модель» человека в таком антропологизме, который мы будем именовать дуалистическим, предполагает учет различия и противоречивого взаимодействия мужского и женского начал. Наиболее яркую формулу такого дуалистического антропологизма дал Л. Фейербах, который заявил, что подлинный человек — это единство мужа и жены. Следовательно, необходимо изучить, почему до Л. Фейербаха такой дуалистический антропологизм не получает сколько-нибудь заметного развития, почему он не пользуется особым успехом у философов-современников Фейербаха, как он развивается Л. Фейербахом и его последователями, чески, но зависит главным образом от укорененных в общественном сознании социально обусловленных представлений о «мужском» и «женском». Иными словами то, что представляется общественному сознанию в данный момент природой человека, природой мужского и природой женского, на самом деле таковой не является, а представляет собой идеологически замаскированное социальное, историчное представление. Доказать ложность сегодняшних «самоочевидных» представлений о «естестве», «природе» мужского и женского можно лишь тогда, когда будет показана их историческая изменчивость. Иначе, надо доказать на историко-философском материале, что сегодняшнее противопоставление «пола» и «тендера» — лишь частный случай решения проблемы биологического и социального в современной философии, а этот последний — всего лишь частный случай в историко-философской традиции. Тендерные исследования неизбежно должны были привести к историко-философским исследованиям, обрести в них надежное основание, дополнительные аргументы, но, в то же время, и критику, которая не позволит вновь изобретать велосипед и демонстрировать историко-философскую наивность.

Степень разработанности проблемы.

Проблема мужского и женского начал в истории философии Х1Х-ХХ вв. исследовалась многими авторами, однако в большинстве случаев, не как основная проблема, а как одна из привходящих при анализе других.

Во-первых, в историко-философских работах, посвященных анализу философских учений антропологического направления, в частности, концепций Л. Фейербаха, Ф. Ницше, В. Розанова, 3. Фрейда, К. Г. Юнга исследователи и комментаторы неизбежно останавливались на том, как эти философы решают проблему соотношения мужского и женского начал и выражали свое собственное отношение к такому решению, исследуя при этом, каким образом мужское и женское проявлялось в жизни философа и отражалось в его учении. Это, в частности, можно сказать О работах Ф. Виттельса, Д. Галеви, Р. Дадуна, Р. Осборна, Э. Фромма, O.A. Богатовой, Б. Быховского, М. М. Григорьяна, Л. Де-борина, К. А. Свасьяна, В. Д. Фатеева, Г. П. Федотова, C.JI. Франка1. Во-вторых, в тендерных исследованиях, где уделяется главное внимание выяснению специфики женского начала в жизни и культуре, неизбежно приходиться сопоставлять его с мужским, делая философские выводы. В работах Г. А. Брандт, O.A. Ворониной, Т. П. Григорьевой, A.B. Кирилиной, Т. А. Клименковой, Л. Н. Савинковой, А.Е. Чучина-Русова2 рассматривается сегодняшнее состояние проблемы. Кроме работ преимущественно публицистического, политологического и культурологического плана можно выделить и такие, в которых рассматриваются особенности мужского и женского мышления, в том числе философского (Т.В. Барчунова, Н. В. Возилкин, Ю. М. Мешанин, С. Н. Некрасов, О. В. Рябов, Н.Д. Ши-мин)3. В последние годы появляются работы, претендующие на обобщенное философское видение проблемы, которые условно можно назвать «женское начало в философии» (В.В. Ванчугов, A.A. Ильин, В. М. Розин, Н.С. Юдина)4.

1 Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Пер. с нем. -Л.: «Эго», 1991; Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: Наука, 1992; Дадун Р. Фрейд — М.:Изд-во АО «Х.Г.С.», 1994; Осборн Ричард. Знакомьтесь: ФрейдПер. с англ. — Киев:" София", 1997; Фромм Э. Миссия З. Фрейда: Анализ его личности и влиянияПер. с нем. — М.: Весь мир, 1996; Богатова O.A. «метафизика пола» и «этика любви» В. В. Розанова в контексте русской нравственной философии. Саранск, 1995. Деп. в ИНИОН 19.07.95, № 50 623- Быховский Б. Людвиг Фейербах. М: — Мысль, 1967; Григорьян М. М. Людвиг Фейербах // Людвиг Фейербах. Избранные философские произведения. М., 1955; Деборин Л. Л. Фейербах. Личность и мировоззрение. М., 1923; Федотов Г. П. В. Розанов.Опавшие листья //Полн. собр. ст.: В 6 т. Париж, 1967. Т.1- Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ф.Ницше.Сочинения в двух томах. — М: Мысль, 1990; Фатеев В. А. В. В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991; Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Соч. М., 1990.

2 Брандт Г. А. Природа женщины как проблема: (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. № 2- Воронина O.A. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство кино., 1991, № 6- Воронина O.A., Клименкова Т. А. Тендер и культура // Женщины и социальная политики. М., 1992; Григорьева Т. П. Женская ипостась мира: (Китай, Япония, Россия) // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993; Кирилина A.B. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста // Женщина в российском обществе. 1998. № 2- Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996; Она же. Философско-мировоззренческие аспекты представлений о «мужественности» и «женственности» // Философия и мировоззрение: Критический анализ буржуазных концепций. М., 1988; Савинкова Л. Н. Женщина в современном мире и идеологическая борьба: Научно-аналитический обзор. М., 1981; Чучин-Русов А. Е. Тендерные аспекты-культуры // Общественные науки и современность. 1996., № 6.

3 Барчунова Т. В., Мешанин Ю. М. К вопросу об идеале рациональности и так называемом женском стиле мышления в науке // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991; Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997; Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994; Шимин Н. Д. Целостность как феномен бытия человека: Аксиоматика единства мужского и женского начала в человеке. Н. Новгород, 1995; Некрасов С. Н. Возилкин Н.В. Жизненные сценарии и сексуальность. Свердловск, 1991.

4 Ванчугов В. В. Женщины в философии // Из истории философии в России конца XIX — нач. XX вв. М., 1996. Ильин И. А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч.: в 10 т. М., 1993.

В свою очередь, в. западной феминистической литературе уже вполне сложился жанр работ, посвященных критике культуры, который строится, по сути, на философско-антропологической основе, предполагающей разведение мужского и женского начал. Сказанное относится в первую очередь к произведениям С. де Бовуар, а так же работам К. Миллет, Б. Фридан, Н. Холланд1. Вместе с тем, нужно отметить, что философские идеи в работах такого плана перемежаются с беллетристикой, в них не оформились строго философские понятия и методология.

Антропологизм как направление в философии, его теоретические, методологические особенности описывались в работах Б. Т. Григорьяна, К. Н. Любутина, J1.H. Митрохина, Т.И. Ойзермана2. Однако, в них рассматривается монистический антропологизм, а дуалистический антропологизм оставлен без внимания.

Цель диссертации: исследовать основные черты дуалистического антропологизма как направления в философии, создающего исходную картину «сущности человека» на основе диалектического противопоставления мужского и женского начал и разработать методологию его историко-философского исследования.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие основные задачи: а. определить историко-философское понятие «дуалистический антропологизм» — б. рассмотреть диалектику становления представлений о мужском и женском в истории философии и, тем самым, выявить предысторию возникновения дуалистического антропологизма;

— Т.6 кн. 3- Розин В. М, Шапинская Р. Природа любви. М., 1993; Рябов О. В. Русская философия женственности (Х!-ХХ века)., Иваново, 1999; Юлина Н. С. Проблема женщин: философские аспекты (феминистическая мысль в США) // Вопросы философии. 1988 № 5. С. де Бовуар. Второй пол. — М: Прогресс., 1997; Фридан Б. Загадка женственности. М., 1993; Миллет К. Теория сексуальной политики. // Вопросы философии. 1994., № 9- N. Holland. Is womens philosophy possible? Rowman & Littiefield Publishers, Inc., Davidson College, 1990.

2Григорьян Б. Т. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии. // Буржуазная философская антропология XX века. М., Наука, 1986; Любутин К. Н. Критика современной философской антропологии — М: Знание, 1970; Митрохин JI.H. Сциентизм и антропологизм в современной буржуазной философии. // Буржуазная философия XX века. — М., 1974; Ойзерман Т. И. Главные философские направления. Теоретич. анализ историко-философского процесса — М: Мысль, 1971. 9 I в. подробно рассмотреть существенные черты дуалистического антропологизма на примере учения родоначальника направления — Л. Фейербахаг. проследить влияние учения Л. Фейербаха на концепции других последующих представителей дуалистического антропологизма, в частности, — Ф. Ницше, В. В. Розанова, выявив, тем самым, тенденции в развитии направленияд. обосновать методологию «понимающего» историко-философского анализа дуалистического антропологизма, тесно связывающую содержание учения с биографическим особенностями жизни философа, с его представлениями о «мужском» и «женском», возникающими на основании опыта жизни в родительской семье и опыта общения с женщинами на протяжении последующей жизни.

Заключение

.

Общие контуры дуалистического антропологизма как направления в философии поззволяют развить и детализировать представление о нем вплоть до современности. Как уже было сказано выше, учения JT. Фейербаха и Ф. Ницше готовят философскую базу для возникновения фрейдизма и неофрейдизма. В учениях 3. Фрейда и его последователей дуалистический антропологизм достигает своей вершины, хотя сами они упорно открещиваются от такого философского родства, пытаясь выставить психоанализ строго эмпирической наукой как основанной исключительно на научных фактах.

Тем не менее учение 3. Фрейда об эдиповом комплексе, учение К. Г. Юнга об ани-мусе и аниме как мужском и женском в психике каждого человека открывают дальнейшие перспективы исследования дуалистического антропологизма как направления в философии, определяя круг интересных проблем. Однако мы вынуждены были оставить рассмотрение развития дуалистического антропологизма в Европе после Ф. Ницше за рамками нашего исследования.

Тем не менее всего сказанного об учениях таких представителей дуалистического анропологизма как J1. Фейербах, Ф. Ницше, В. В. Розанов вполне достаточно для гого, чтобы сделать уже сейчас определенные выводы, характеризующие специфику данного направления в философии. Если проводить аналогию с геометрией, то этих трех «точек» вполне достаточно, чтобы через них провести определенную «прямую», то есть направление в философии.

1. Дуалистический антропологизм как направление в философии возникает в Новое Время и обретает свое относительно завершенное и целостное проявление в учении Л.

Фейербаха, который определяет подлинного человека как нерасторжимое единство мужа и жены.

Таким образом, можно говорить о своеобразном «отрицании отрицания» в истори-ко-флософском процессе: наивный, откровенно-антропоморфный дуалистический антропологизм мифов «снимается» монистическим антропологизмом платоновского и христианского идеализма, который мистифицирует и спиритуализирует взаимоотношения мужского и женского.

После этого происходит второе отрицание — антропологический монизм преодолевается философским дуалистическим антропологизмом, который являет собой как бы возвращение на более высоком отрефлектированном и понятийно обоснованном уровне к антропологическому дуализму мифа.

2. Общие черты, позволяющие говорить о дуалистическом антропологизме как направлении в философии, прослеживаются в учених всех без исключения его представителей.

Это ориентация на «философию жизни», которая отрицает философию как чистую теорию, искуственно отделенную от «биологии» и «физиологии» .

Это, далее, признание нерасторжимой связи философии с жизнью общества, а философского учения любого мыслителя — с его индивидуальной биографией. Все представители дуалистического антропологизма прекрасно сознают, что индивидуальные особенности жизненного пути мыслителя отражаются в его философском учении. Правда, это зачастую четко видят у других и не столь четко у себя самих.

Следующая общая черта представителей дуалистического антропологизма — требование «понимающего» подхода ко всем проявлениям культуры и философским учениям в частности, включая собственные, отсюда — обязательно — написание ими работ биографического плана, представляющих собой попытку «понимающего», в духе В. Дильтея, постижения собственной философии.

К числу общих черт, определяющих специфику дуалистического антропологизма, относится стремление вывести все достижения человечества в области познания, социальной сферы и культуры из определенного исходного представления о «природе» (сущности, модели и т. п.) человека, причем существенное значение в определении этого исходного анропологического представления имеет противоречивое единство мужского и женского начал.

3. При всем единстве дуалистический антропологизм как и любое другое направление в философии, характеризуется наличием внутренних различий между составляющими его течениями, школами и учениями. Эти различия проистекают из различного понимания соотношения мужского и женского, кроме того, с течением времени изменяется сам подход к созданию исходной модели человека: во времена Л. Фейербаха она строится в значительной степени с использованием спекулятивных средств, умозрительных философских рассуждений, а в дальнейшем, с упрочением позиций позитивизма представители дуалистического антропологизма все больше пытаются апеллировать к данным точных наук о человеке.

Таким образом, можно сделать вывод, что при сохранении общего содержания дуалистического антропологизма исторически изменяются формы и стиль его проявления в учениях отдельных философов.

4. Как и в любом' направлении в философии, в дуалистическом антропологизме наблюдается документально доказываемое влияние основоположников на последователей, и явственно просматривается «филиация идей». Учение любого из представителей дуалистического антропологизма представляет собой диалог с предшественниками, спор с ними, касающийся деталей при согласии в основополагающих тезисах. При этом все представители дуалистического антропологизма демонстрируют общие черты в полемике со своими оппонентами. Все они критикуют религиозные спекулятивные философские представления, «сводя их к земной основе», то есть к философски осмысленному взаимодополнению мужского и женского начал.

5. Наличие противоречия мужского и женского в человеческой жизни и культуре в неявной форме признается и представителями антропологического монизма, которые тоже не могут в полной мере отрицать существенного значения противоречивого единства мужского и женского начал. Однако, признавая существование этого противоречия, монистический антропологизм тут же пытается преодолеть его. Это приводит к развитию представлений о своеобразной лестнице, по которой должно происходить восхождение от низменно дуалистического к высотам «бесполого», спиритуализированного общения с единомышленниками — философами, а затем — с Богом.

6. Дуалистический антропологизм в историко-философском процессе начинается с фейербахианства, затем через Вагнера и его единомышленников оказывает влияние на Ф. Ницше. В свою очередь ницшеанство влияет на В. В. Розанова, 3. Фрейда и его последователей. Вся эта линия, однако, не признается представителями академической, университе-ской науки и продолжает выступать в противоречивость ей, преимущественно как учение жизненной мудрости, как философское наставление в выборе жизненной стратегии и как способ врачевания, тесно смыкаясь с понимающей психологией и даже с психотерапией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь./Августин Аврелий. Исповедь: АбелярП. История моих бедствий.: Пер. с латин. М.: Республика, 1992. — 335 с. -(Человек в исповедальном жанре).
  2. Адлер Альфред. Воспитание детей. Взаимодействие полов./ Пер. с англ. A.A. Валеева и P.A. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions?, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. -448 с.
  3. Антропологическая проблематика в западной философии. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 78 с.
  4. АсмусВ. Платон М., Мысль, 1975. — 220 с.
  5. П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1982, — 167 с.
  6. А. Вейнингер о поле и характере // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991 — С. 67−78.
  7. И. История проституции. /Пер. с нем. Спб.: Фирма «РИД», Изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1994. — 544 с.
  8. С. Де. Второй пол. М., Прогресс, 1997. — 687 с.
  9. O.A. «Метафизика пола» и «этика любви» В.В. Розанова в контексте русской нравственной философии. Саранск, 1995.. Деп. в ИНИОН 19Ю7.95, № 50 623
  10. Ю.Брандт. Г. А. Природа женщины как проблема: (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность, 1998, № 2 С. 167−180.
  11. П.Брюнинг. В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние. (Перевод A.B. Перцева). // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек. «Одиссея», 1997. — С.209−410.
  12. Р. Ю. Любутин К.Н. Классическая философская антропология: И. Кант и Л. Фейербах: От трансцендентальной антропологии И. Канта к туизму Л.Фейербаха. Екатеринбург- Нижневартовск: Изд-во Урал, ун-та- Изд-во Нижневартовск, пед. ин-та, 1995. — 240 с.
  13. Буржуазная философская антропология XX века. М., Наука, 1986. — 296 с.
  14. . Людвиг Фейербах. М., Мысль, 1967. — 240 с.
  15. .Э. Кьеркегор. М., Мысль, 1972. — 238 с.
  16. В.В. Женщины в философии: (Из истории философии в России конца XIX нач. XX века). — М&bdquo- 1996, РИЦ «ПИЛИГРИМ» — 304 с.
  17. Е. Женщина в Древнем мире. М., 1990 — 334 с.
  18. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа/Пер. с нем. Л.: «Эго», 1991, — 198 с.
  19. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротки. Пер. с нем. -М.: Форум Х1х-ХХ-ХХ1, 1991. 192 с.
  20. Вер Герхард. Карл Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) /Пер. с нем. Б.М.: Урал LTD, 1998. -212 с.
  21. O.A., Клименкова Т. А. Тендер и культура// Женщины и социальная политика. М., 1992. — С. 43−46.
  22. O.A. Женское предназначение: миф, идеология, практика// Искусство кино -. 1991. № 6 — С. 14−17.
  23. O.A. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа// Феминизм: Восток.Запад.Россия. М., 1993. — С. 205−225.
  24. Д. Жизнь Фридриха Ницше: Пер. с франц./ Авт. вступит, статьи A. J1. Симанов. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма., 1992. -216 с.
  25. Г. Д. Национальный Эрос в культуре// Общественные науки и современность, 1996.- № 6.- С. 134−140.
  26. Г. Д. Русский Эрос, М., 1994. — 175 с.
  27. Т.М. Ведьмы в космосе// Искусство кино.- 1991, — № 6. С. 24−25.
  28. Горичева Т.М."Радуйся, слез Евиных избавлецие’У/Женщина и Россия. Frankfurt am Main, 1980. С. 35−38.
  29. Т.П. Дао и Логос: (Встреча культур). М., 1992. — 422 с.
  30. Т.П. Женская ипостась мира: (Китай, Япония, Россия)// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993 — С. 107−135.
  31. .Т. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии. // Буржуазная философская антропология XX века. М., Наука, 1986. — С.5- 22.
  32. .Т. Философия о сущности человека М:Политиздат, 1973. — 319 с.
  33. .Т. Философская антропология. Философско-биологическая антропология (А.Гелен).// Буржуазная философская антропология XX века. -М., Наука, 1986.-С.188−195.
  34. М.М. Людвиг Фейербах.// Людвиг Фейербах. Избранные философские произведения. М., 1955. — С.5−52.
  35. Гримшоу Дж, Идея «женской этики’У/Феминизм: Восток. Запад. Россия, — М., 1993.- С. 8−29.
  36. Р. Фрейд. М., Изд-во АО «Х.Г.С.», 1994. — 512 с.
  37. Л. Л. Фейербах. Личность и мировоззрение. М., 1923. — 239 с.
  38. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ 2-у изд. -Ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев- Перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. — М: Мысль, 1986. — 571 с.
  39. Женщины в жизни великих людей. «Так вот кого любил я.» М., Эллис Лак, 1996, — 368 с. 40.3ападная философия: Итоги тысячелетия -Екатеринбург:Деловая книга, Бишкек. «Одиссея» -1997. 654 с. 41.3еньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.
  40. Л.Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней: Критико-биографические очерки. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992. -240 с.
  41. Идейно-политическая борьба и некоторые перспективы женского движения. -М., 1981, — 254 с.
  42. И.А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч.: в Ют. -М., 1993.45 .Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // И. Кант. Сочинения в 6- ти томах. Т.6.- М. Мысль, 1996. С. 349−587.
  43. .М. Достоверное и недостоверное, вероятное и невероятное в биографии ученых.// Человек наук. М., Наука, 1974. — С. 58−67.
  44. Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.- 234 с.
  45. Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов// Вопросы философии. 1988. — № 5. — С. 148−157.
  46. Т.А. Философско-мировоззренческие аспекты представлений о «мужественности» и «женственности»// Философия и мировоззрение: Критический анализ буржуазных концепций. М., 1988. — С. 67−69.
  47. И.Н. Женский вопрос в России в 50−60-х годах XIX в.// Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М., 1981.- С. 78−85.
  48. О.В., Шабурова О. В. Женщина и власть: новые проекции социальности./Феминология, методология исследования и методика преподавания. Иваново, 1996. — С. 17−19.
  49. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. — 214 с.
  50. Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М., 1997. -с. 43−46.
  51. H.A. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии У11-У вв. до н.э.// Женщина в античном мире.- М: Наука -1995. С. 63−74.
  52. В.М. Фрейд, психоанализ и сбвременная западная философия. М., Политиздат, 1990. — 395 с.
  53. В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. М., 1958−1965, — Т. 39, — С. 139.
  54. A.B. Мораль с марксистской точки зрения. Харьков, 1925,312 с.
  55. К. Н. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта -Екатеринбург: Изд-во Урал, унив-та, 1993. 416 с.
  56. К.Н. Критика современной философской антропологии -М:3нание, 1970. 48 с.
  57. К.Н. Фейербах: философская антропология, Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988 — 125 с.
  58. Марру А.-И. История воспитания в античности./Пер. с фр. А. И. Любжина, М. А. Сокольской, A.B. Пахомовой. М., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина., 1998.-425 с.
  59. B.C. Биографя как методологическая проблема // Человек науки. М., Наука. 1974.-С. 7−18
  60. К. Теория сексуальной политики// Вопросы философии. 1994. — № 9.- С. 147−172.
  61. Д.А., Перцев A.B. Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение. Свердловск, 1990. — 240 с.
  62. Л.Н. Сциентизм и антропологизм в современной буржуазной философии// Буржуазная философия XX века. М., Политиздат, 1974. С. 2529.
  63. И.С. Западно-европейская философия XIX века, — М., Высшая школа, 1976. 584 с.
  64. И.С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов XX в. М., Мысль, 1983. — 80 с.
  65. С.А. Социобиология биосоциология человека?// Буржуазная философская антропология XX века. — М., Наука., 1986. — С. 176−187
  66. Ф. ЕССЕ HOMO. Как становятся сами собою. // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т.2., С. 693 -769.
  67. Ф. К генеалогии морали. //Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т.2., С. 407−524.
  68. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. // Сочинения в 2 т. М., Мысль, 1990. — Т.1. — С. 231−490.
  69. Т. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай// Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 174−186.
  70. Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. -М:Профиздат, 1991.- 112 с.
  71. A.B. О специфике и границах позитивистского подхода в современной «философской антропологии»/ Историко-философские исследования. -Свердловск, 1983. С. 102−115.
  72. A.B. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 196 с.
  73. Платон.Пир. Собр.соч. в 4 т: Т.2 -М.: Мысль, 1993 С. 81−134.
  74. JI.B. Женская эмансипация и теология пола в России XIX в.// Феминизм.: Восток. Запад. Россия. М., 1993. — С. 157−175.
  75. Пушкарева H. J1. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница- (Х-нач. XIX в.). М., 1997. -315 с.
  76. О. Знакомьтесь: Фрейд/Пер. с анг. Киев: «София», 1997. — 176 с.
  77. В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990. — 304 с.
  78. В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки/ Сост., вступ. ст. A.B. Гулыги. М.: Современник, 1992. — 543 с.
  79. В.В. Религия и культура. Сборник статей./ Том 1. Религия и культура. М.: Правда., 1990. — С. 17−326.
  80. В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах/ Под общ. ред. А. Н. Николюхина. М.: Республика, 1994. — С. 476.
  81. В.В. Уединенное./ Том 2. Уединенное. М.: Правда, 1990. — С.195−276
  82. В.М., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993. — 174 с.
  83. М. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко. М&bdquo- 1994.-№ 5. — С. 196−206.
  84. О.В. Родина-Мать: История идеи// Женщина в российском обществе.-1998.-№ 3, — С. 29−37.
  85. О.В. «Умом Россию не понять»: Тендерный аспект «русской загадки"// Женщина в российском обществе. 1998. № 1. — С. 45−52.
  86. Л.Н. Женщина в современном мире и идеологическая борьба: Научно-аналитический обзор. М., 1981. 153 с.
  87. К.А. «Предисловие»/ О. Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. -М.: Мысль 1998. — С. 3−19.
  88. К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. / Ницше Ф., Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — С. 5−46.
  89. Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  90. М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 66−76.
  91. Н. А. Лекции по русской истории XIX века. -«Слово" — Саратов -1994.-217 с.
  92. В.А. В.В.Розанов. Жизнь.Творчество. Личность Ленинград, 1991 -238с.
  93. Философская антропология: Ист.-фил. анализ: Коллективная монография. Отв. ред. Р. А. Бурханов, К. Н. Любутин. Екатеринбург, — 244 с.
  94. Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии./ Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, лит-ра., 1955. -Т.1., С.275−441.
  95. Л. К критике философии Гегеля./ Избранные философские проиведения. В 2 тт., М. Лолит, лит-ра., 1955. Т.1., С.53−96.
  96. Л. Критические замечания к «Основным положениям философии»./ Избранные философские произведения В 2 тт., М.: Полит, литра., 1955. Т.1., С.269−274.
  97. Л. Лекции о сущности религии./Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, лит-ра., 1955. Т. 2., С.490−810 .
  98. Л. О «Начале философии». / Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, лит-ра., 1955. Т.1., С.97−106.
  99. Л. О «Сущности христианства в связи с «Единственным и его достоянием»./Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, литра., 1.955. Т.2., С.406−420.
  100. Л. Сущность христианства./ Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, лит-ра., 1955. Т.2., С.7−405.
  101. Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии./ Избранные философские произведения. В 2 тт., М.: Полит, лит-ра., 1955. Т. 1., С.239−267.
  102. Л. Эвдемонизм. / Избранные философские произведения. В 2 тт. М.: Полит, лит-ра., 1955. Т.1., С. 578−641.
  103. Ю9.Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему"// Соч. М., 1990. — С. 664.
  104. Ю.Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989. — 83 с.
  105. Ш. Фрейд 3. Психоанализ и детский неврозы. Спб.: Алетейя, 1997. — 297 с.
  106. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., Просвещение, 1990. — 447 с.
  107. . Б. Загадка женственности. М., 1994. 270 с.
  108. Э. Миссия З.Фрейда: Анализ его личности и влияния/ Пер. с нем. -М.:Весьмир, 1996. 144 с.
  109. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с фр. М., Касталь., 1996. — 448 с.164
  110. Фуко Мишель. История сексуальности-ill: Забота о себе/Пер. с фр. Т. П. Титовой и О. И. Хомы под общ. ред. А. Б. Мокроусова. Киев: Дух и литере- Грунт- Рефл-бук., 1998. — 288 с. (Astrum Sapientiale).
  111. Фуко Мишель. «Ницше, Фрейд, Маркс»., Кентавр, М., 1994. № 2. — 48−56 с.
  112. К. Из записной книжки// Воспоминания о В. И. Ленине: В 5 т., М., 1969,-Т.5-С. 48−56.
  113. A.C. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1996. — 232 с.
  114. Л. Киргегардъ и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., Прогресс-Гнозис., 1992. — 316 с.
  115. Н.Д. Целостность как феномен бытия человека: Аксиоматика единства мужского и женского начал в человеке. Н.Новгород., 1995. 165 с.
  116. A.M. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М.: Гнозис- Прогресс-Коплекс, 1994. 376 с.
  117. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 320 с. — (История психологической мысли в памятниках).
  118. М.Г. Биография ученого как науковедческая проблема./Человек науки. М., Наука. 1974. С.19−57.
  119. К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. — 114 с.
  120. К. Философская автобиография. (Пер. Перцева A.B.)// Западная философия: Итоги тысячелетия Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей.-1997-С.19−152.
  121. Friedrich Nietzsche. Werke. Bd. IV 6 Aufl., Frankfurt/M-B erlin-Wien, Ullstein, 1979. S. 877 f.
  122. Sloterdijk P. Kritik der zynischen Vernunft. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag, 1983. Bd.2. S.
  123. O.Holland N/ Is womens philosophy possible? Rowman & Littiefield Publishers, 1. c/, Davidson College, 1990. 78 p.
Заполнить форму текущей работой