Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю: На примере изучения математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование различных дидактических технологий, комплексно воздействующих на развитие качеств, свойств и умений студентовкогнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты, составляющих основу их готовности к самоконтролю, позволяет сформировать мотивационную основу побуждения студентов к проявлению дидактического самоконтроляоткрытость, дифференциация, развивающий характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИДАКТИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ
    • 1. Дидактический самоконтроль как проблема психолого-педагогического знания
    • 2. Сущность самоконтроля и его реализация в педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов педагогического университета (на примере физико-математического факультета)
    • 3. Готовность студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю как педагогическая проблема
    • 4. Педагогические условия и особенности формирования умений дидактического самоконтроля студентов в процессе обучения
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДИДАКТИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ
    • 1. Диагностика готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю
    • 2. Личностно-ориентированный и развивающий характер обучения как факторы формирования готовности студентов к проявлению дидактического самоконтроля
    • 3. Опытно-экспериментальное обоснование формирования у студентов физико-математического факультета умений дидактического самоконтроля

Формирование готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю: На примере изучения математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Информационно-содержательное обновление общества и его образовательных институтов создает предпосылки для изменения социальной, профессиональной и личностной самореализации учащейся молодежи.

Смена парадигмы общекультурного, личностного и профессионального самовыражения личности и стремление государства и общества к становлению нового образа профессионального действия специалиста актуализируют необходимость осмысления данной проблемы в новых условиях осмысления сущности и способов проявления личностью опыта самоконтроля (J1. В. Байбородова, JL К. Гребенкина, В. JI. Луканкин, А. С. Мещеряков, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина, М. И. Рожков, JI. Ф. Спирин).

Существует неоднозначная взаимосвязь общества и образования. С одной стороны, общество с помощью определенной системы ценностей, пытается сохранить преемственность культуры поколений. С другой стороны, образование обладает достаточной мерой автономности и воздействует на сложившиеся общественные отношения. Обозначенная взаимосвязь проявляет основную проблему соотнесения развития общества и отдельно взятой личности — проблему управления.

Качественные основы управления анализируются в работах П. П. Блонского, А. А. Орлова, Б. Саймона. Они отмечают, что при любом способе управления существует противоречие между потребностью общества в определенном типе личности и потребностями отдельно взятого человека в реализации опыта самокоррекции. Оно особенно актуально в педагогической деятельности.

Противоречивость формирования необходимого в педагогической деятельности образа самовыражения специалиста и его модели, которая усваивается студентами в процессе обучения, нацеливает на поиск эффективных путей, средств, форм, методов и технологий формирования готовности будущего педагога к проявлению дидактического самоконтроля. Новое содержание педагогического образования требует качественного преобразования деятельности современного вуза, что затронуло сегодня лишь экспериментальные учебно-воспитательные комплексы и выявило следующие противоречия между: нормативной базой деятельности современной высшей педагогической школы и возможностью побуждения студентов в процессе обучения к самоконтролюзначимостью готовности будущих педагогов к самоконтролю в их профессиональном развитии и потребностью проявления студентами самоконтроля в педагогическом процессе вузаготовностью преподавателей к личностно-ориентированной и гуманистической организации педагогического процесса и необходимостью совокупности педагогических действий, побуждающих студентов к дидактическому самоконтролю.

Таким образом, высокая социальная и профессиональная значимость, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, потребность педагогической практики в формировании готовности специалиста к проявлению опыта самоконтроля определили выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю (на примере изучения математики)».

Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих формированию у студентов педагогического университета готовности к дидактическому самоконтролю в процессе изучения математики.

Объект исследования: процесс изучения математики студентами педагогического университета.

Предмет исследования: формирование готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю в процессе изучения математики.

Гипотеза исследования: формирование готовности студентов педагогического университета к проявлению дидактического самоконтроля в процессе изучения математики будет эффективно, если:

— формирование специалиста в педагогическом ВУЗе основано на развитии профессиональной готовности студентов, в которой основным компонентом является проявление самоконтроля;

— процесс обучения студентов в педагогическом вузе обеспечивает возможность проявления ими готовности к дидактическому самоконтролю;

— взаимодействие педагога и студентов педагогического университета при изучении математики обеспечивает формирование готовности студентов к проявлению дидактического самоконтроля;

— взаимоотношения участников педагогического процесса характеризуются открытостью, дифференциацией, развивающим характером и опираются на целостную диагностику уровня развития, обучения, воспитанности студентов;

— в процессе обучения студентов математике преподаватель учитывает психосоматические особенности усвоения дидактической единицы, характеризующей учебную деятельность конкретного студента.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние изученности проблемы формирования дидактического самоконтроля студентов педагогических университетов в современном педагогическом знании.

2. На основе имеющихся теоретико-методологических подходов уточнить сущность и содержание понятия «готовность студентов к дидактическому самоконтролю» применительно к условиям их учебной деятельности на физико-математическом факультете.

3. Создать, и экспериментально проверить модель формирования готовности студентов к дидактическому самоконтролю.

4. Определить и опытноэкспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности-студентов физико-математического факультета педагогического вуза к проявлению умений дидактического самоконтроля.

Теоретико-методологическая основа исследования: философские концепции, раскрывающие проблематику управления, регулирования, саморегуляционностиработы в области философии, физиологии, социологии, педагогики, психологии, прикладной математики, освещающие вопросы побуждения студентов педагогического вуза к самоконтролю (А.Я. Арет, Л. Ю. Гордин, Р. Г. Лемберг, А. С. Лында, P.M. Михельсон, ГТ.И. Пидкасистый, К. К. Платонов, Ю.П. Сокольников).

Учение о диалектическом единстве и взаимосвязи процессов социализации личности, ее воспитания с социально-экономическим развитием обществаположение о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) — общие основы системного гуманистического подхода к организации личностно-ориентированного обучения (А. И. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. С. Безруков, А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. П. Сокольников, В. А. Сластенин, Н. А. Шайденко, И. Л. Федотенко).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: междисциплинарный анализ научной литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опытаанализ содержания нормативных основ деятельности современной высшей педагогической школыпедагогическое моделированиетрадиционные педагогические методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности участников педагогического процесса высшей педагогической школы) — констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с использованием статистических методов обработки полученного массива данных.

Опытно-экспериментальная база: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского (физико-математический факультет) — Пензенский институт повышения квалификации работников образованияпедагогический колледж и педагогические классы школ, входящих в университетский образовательный комплекс (№№ 3, 55, 32 и др).

Основные этапы исследования.

Первый этап (1999;2000 гг.) — анализ литературы по проблеме исследованиясоставление гипотетической модели формирования готовности студентов к самоконтролю и проведение констатирующего экспериментаизучение положительного педагогического опыта по формированию готовности студентов к дидактическому самоконтролю. Определение предмета, целей и задач исследования, рабочей гипотезы.

Второй этап (2000;2004 гг.) — продолжение ретроспективного анализа деятельности различных учебно-воспитательных учреждений (вузов г. г. Тула, Кострома, Орел, Тольятти) — уточнение теоретических положений, составляющих основу исследованияразработка методик диагностики исследуемого процессапроведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2004;2005 гг.) — обобщение результатов проведенной работы и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— проведен комплексный теоретический анализ самоконтроля личностивыделены его структурные компоненты, определены критерии, показатели и уровни сформированности;

— уточнена сущность понятия «дидактический самоконтроль» студентов педагогического университета, раскрыты его особенности;

— определены и исследованы педагогические условия формирования готовности студентов к дидактическому самоконтролю, которые включают в себя: конструирование математического образования в инвариантном и вариативном компонентахсоздание ситуаций педагогической помощи, имеющих личностный смысл и профессиональную значимостьсочетание различных дидактических технологий, комплексно воздействующих на развитие качеств, свойств и умений студентов, составляющих основу их готовности к самоконтролю.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования готовности студентов педагогического университета к проявлению умений дидактического самоконтроля, которая включает следующие этапы: диагностический, мотивационный, операционно-деятельностный, регулятивный и прогностическийрасширении научных представлений о проектировании процесса формирования готовности студентов к дидактическому самоконтролю в условиях педагогического университета и значении самоконтроля для профессиональной социализации будущего педагога.

Личный вклад соискателя состоит:

— в осуществлении комплексного научно-теоретического анализа и выявлении новых аспектов решения проблемы формирования готовности студентов при изучении математики в педагогическом университете к проявлению дидактического самоконтроля;

— в проведении опытно-экспериментальной работы, в ходе которой осуществлена разработка и апробация модели формирования готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролювыявлены и доказаны педагогические условия эффективной реализации данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в:

— описании и опытно — экспериментальное обоснование технологий побуждения студентов к дидактическому самоконтролю при изучении математики;

— разработке методических рекомендаций, позволяющих преподавателям математики педагогического университета формировать у студентов умения дидактического самоконтроля.

— в возможности применения выводов и результатов, полученных в ходе опытноэкспериментальной работы в педагогическом процессе вузов при подготовки будущих педагогов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: исходными теоретическими положениямиадекватностью системы методов исследования его цели, задачам и предметуразносторонней апробацией и внедрением результатов исследования в практикуопытно-экспериментальной проверкой гипотезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики, личным участием автора на всех этапах исследования в качестве преподавателя математики физико-математического факультета педагогического университета.

Апробация основных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации (методические рекомендации, программы, статьи и тезисы) — проведение семинаров, практикумов в ИПК и ПРО (г. Пенза), школах, вузахвыступления на научно-практических конференциях (международные, региональные, областные, межвузовские, внутривузовские) в Пензе, Туле, Рязани. Опубликовано 14 работ. Результаты проведенной работы использовались для коррекции учебного процесса физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинскогокурсов переподготовки работников образования в ИПК и ПРО (г. Пенза). В указанных учебно-воспитательных учреждениях соискатель непосредственно участвовал в педагогическом процессе, апробировала полученные результаты во всех формах работы с педагогами и студентами.

На защиту выносятся: 1. Формирование готовности студентов педагогического университета в процессе изучения математики к дидактическому самоконтролю является основой для их профессионального самоопределения. Дидактический самоконтроль студентов — личностное образование, представляющее собой совокупность представлений и убеждений, отражающих отношение студентов к учебной деятельности, а также установок и ценностных ориентаций, регулирующих их проявления при анализе вариативных учебных и профессиональных ситуаций, проявляющих готовность личности к проявлению умений самокоррекции в процессе решения учебных задач.

2. Эффективное воздействие преподавателя на формирование готовности студентов педагогического университета к проявлению дидактического самоконтроля возможно на основе модели, включающей самоконтроль в совокупности его структурных компонентов и отражение педагогического проектирования процесса его формирования. Модель формирования готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю в процессе изучения математики включает следующие этапы: диагностический, мотивационный, операционно-деятельностный, регулятивный и прогностический. Ее эффективность основана на реализации личностно — ориентированного подхода к обучению математике будущих педагогов.

3. Эффективность формирования готовности студентов к проявлению дидактического самоконтроля при изучении математики определяется соблюдением ряда условий:

— содержание математического образования в инвариантном и вариативном компонентах должно обеспечивать формирование у студентов основ профессиональной готовности, к которым в частности относятся умения самоконтроля;

— создание ситуаций педагогической помощи, имеющих личностный смысл и профессиональную значимость, способствует побуждению студентов к проявлению дидактического самоконтроля;

— использование различных дидактических технологий, комплексно воздействующих на развитие качеств, свойств и умений студентовкогнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты, составляющих основу их готовности к самоконтролю, позволяет сформировать мотивационную основу побуждения студентов к проявлению дидактического самоконтроляоткрытость, дифференциация, развивающий характер взаимоотношений участников педагогического процесса, учет психосоматических особенностей усвоения студентами дидактической единицы, характеризующей учебную деятельность конкретного студента и опора на целостную диагностику уровня развития, обучения, воспитанности студентов побуждает их к проявлению дидактического самоконтроля при изучении математики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ содержания и результатов проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов педагогического университета готовности к проявлению умений дидактического самоконтроля показывает актуальность изученной проблемы в связи с культурно-исторической проблематикой развития Отечества, которая показала социальную и профессиональную значимость формирования личности, способной осуществлять самоконтроль.

Способность личности к самокоррекционным проявлениям в личностной и профессиональной сферах формируется в процессе длительного воспитательного процесса и педагогической коррекции социализации человека и основывается на его природных данных. В любом случае этот процесс является двойственным.

С одной стороны, с момента возникновения государственности, общество стремится к воспитанию своих граждан на основе тех или иных моральных установок, побуждая личность корректировать самовыражение совокупностью принятых в обществе ценностей.

В процессе профессионального саморазвития и накопления опыта профессиональной деятельности специалист развивается и приходит к противоречию выбора и соотнесения. Он выбирает из всей совокупности правил, обрядов и традиций профессионального действия те, которые близки совокупности его природно-приобретенных особенностей жизнедеятельности. Возникает противоречивость соотнесения индивидуального, особенного, общего и всеобщего в личностной и профессиональной самореализации человека. Разрешая возникающие в процессе профессиональной деятельности задачи, педагог приобретает опыт самокоррекции, в основе которой — самоконтроль проявления в профессиональном поступке индивидуальных и личностных особенностей, а также дидактических умений, возникших под влиянием проявлений культурно-исторических основ общества и государственности.

С другой стороны, формирование самоконтроля — следствие интереса и приобретенных потребностей личности к познанию себя и окружающего мира. Особенно ярко эти процессы проявляются в юношеском возрасте (И. С. Кон, А. В. Мудрик) — периоде становления мировоззрения и осуществления личностью социально-бытового и профессионального выбора.

Реализуя естественную потребность в самопознании и саморазвитии, личность стремится определить свой образ (соматический, личностный, половой, профессиональный, социальный).

Одновременно с этим она, выступая в роли гражданина, компетентного специалиста и надежного семьянина формирует индивидуально-личностную технологию самоконтроля.

Это позволяет обозначить основы теоретического анализа рассматриваемой проблемы, которые находятся в системном и деятельном подходах, позволяющих выявить всю совокупность параметров и явлений, тем или иным образом влияющих на рассматриваемый процесс (уровень развития культуры, общества и государственностиуровень развития личности в самопроявлении своей самобытности, уровень компетентности ведущих специалистов в профессии, которая выбрана в качестве смыслообразующей).

К числу базисных понятий теоретического анализа проблемы формирования самоконтроля будущего педагога, можно отнести: готовность, опыт, социализация, воспитание, обучение, деятельность и саморегуляционность личностного и профессионального самовыражения специалиста — выпускника педагогического университета.

Определяя концептуальные основы построения модели формирования готовности студентов физико-математического факультета к проявлению умений самоконтроля, необходимо учитывать своеобразие мировоззрения граждан России, которое представляет собой достаточно сложную и противоречивую систему, состоящую из основ языческой, духовной, светской, бытовой и профессиональной культуры. Это приводит к своеобразному пониманию обществом и отдельной личностью сущности и необходимости самоконтроля в профессиональной деятельности педагога и условий его формирования в процессе вузовского образования.

Самоконтроль специалиста в отечественном понимании представляет собой соотнесение индивидуально-личностной целостности будущего педагога с совокупностью профессиональных норм, определяющих уровень социально востребованного компетентного педагогического действия.

Концепция формирования умений дидактического самоконтроля студентов педагогического университета, выступающего одним из важнейших свойств личности будущего педагога, определяется в виде совокупности взаимосвязанных между собой проявлений будущего специалиста, направленных на самопознание и самоактуализацию в учебном процессе вуза и успешную профессиональную социализацию.

Формирование готовности студентов педагогического университета к дидактическому самоконтролю — особый процесс, возникающий в специфических условиях — постановки и разрешении дидактических и профессионально-педагогических задач (JI. Ф. Спирин, В. В. Сохранов).

Современная высшая педагогическая школа России — один из важнейших социальных институтов общества — формирует опыт самокоррекции жизнедеятельности будущих педагогов, побуждает юношество к нормативной самокоррекции.

Проведенное исследование показало эффективность педагогического процесса в рассматриваемой проблеме, которая оптимальна в случае личностной ориентированности и технологичности действия преподавателей вуза.

Обучаясь в педагогическом университете, будущий педагог осознает, что: самоконтроль — природно-социальный процесс соотнесения «принуждения» и «свободности» специалиста в профессиональной направленности его самореализациисамоконтроль — многофункциональный процесс, проявляющий содержание социального и профессионального норматива педагогического самоопределения специалиста и уровень его развития, обучения и воспитанности;

Проведенное исследование позволило установить значимость эмоционально-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности для формирования готовности юношей и девушек к проявлению опыта самоконтроля в дидактическом аспекте. Отношенияпонятие, наиболее основательно раскрывающее взаимосвязь социализации юношества и направленности и содержания проявляемого им дидактического самоконтроля.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы выявились условия, способствующие эффективному влиянию процесса обучения студентов физико-математического факультета на проявления ими умений дидактического самоконтроля. К ним можно отнести: готовность преподавателя математики к проявлению опыта дидактического и социального самоконтроля, необходимым компонентом которого является высокий уровень профессионального самоконтроляготовность преподавателей к осуществлению дифференцированного, интегрированного, модульного, развивающего и проблемного обучения на основе «задачного подхода" — к системной диагностике готовности студентов к проявлению дидактического самоконтроля.

Важным условием побуждения юношей и девушек к проявлению дидактического самоконтроля является открытость, демократизм, индивидуально-групповой характер педагогического процесса высшей педагогической школы.

Опытно-экспериментальная работа определила основной фактор побуждения современного студента к дидактическому самоконтролюосознание студентами его значимости в профессионально-педагогической деятельности.

Определение концепции формирования исследуемого процесса позволила определить основные этапы модели его проявления. К ним можно отнести: соотнесение целевого компонента деятельности преподавателя с индивидуально-личностными особенностями восприятия, переработки и воспроизведения будущими педагогами дидактической единицывыбор технологий обучения, побуждающих юношей и девушек к проявлению дидактического самоконтролятекущая коррекция взаимодействия участников педагогического процесса в связи с подражательностью развития личности специалиста в профессиональном аспекте;

— аналитико-оценочные действия участников педагогического процесса по эффективности включения студентов в процесс дидактической самокоррекции.

В процессе исследования были определены параметры, определяющие основы исследуемого процесса. К ним были отнесены: качества личности (трудолюбие, самостоятельность мышления и поступка, целеустремленность и настойчивость) — умения корректировать отношения (межличностные, ответственной зависимости и предметно-деятельные) — умения корректировать состояния (тревожности, утомляемости и лабильности).

Изучение в процессе опытно-экспериментальной работы роли предметной математической подготовки студентов показало наличие особенностей построения дидактического взаимодействия участников педагогического процесса, активизирующих проявление ими дидактического самоконтроля. К ним были отнесены: учет индивидуально-личностных возможностей студентов в формировании умственных продуктивных действийразвивающий и профессионально значимый характер обучения студентов.

В целом можно констатировать наличие объективной необходимости формирования у студентов готовности к проявлению умений дидактического самоконтроля.

Математика, как учебный предмет, влияет на исследуемый процесс при осуществлении ее личностно-ориентированного и технологического изложения.

Проведенная опытно-экспериментальная работа не является целостным изложением данной проблемы. Многие вопросы и проблемы, связанные с темой исследования, изучены недостаточно полно. Так, например, требует дальнейшего изучения взаимосвязь формирования готовности будущих педагогов к проявлению дидактического самоконтроля с усиливающей их патологией и социально-педагогической дифференциацией.

Необходимо также изучить проблему индивидуально-личностной динамики развития и проявления опыта самоконтроля в инновационных условиях профессиональной самореализации личностиво взаимодействии с педагогами школ, где студенты проходят педагогическую практику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — СМ., 1994. -336 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. -141 с.
  3. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологическиепроблемы. М., 1990. — 240 с.
  4. Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. СПб., 1996. -144 с.
  5. Ю. А. Познай и преодолей себя. М., 1992. — 224 с.
  6. В. П. Становление человечества. М., 1984. — 462 с.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988. — 208 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. — 339 с.
  9. А. Психологическое тестирование. М., 1982. — 336 с. Ю. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999. — 376 с. П. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.-96 с.
  10. Е. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. -288 с.
  11. М. М., Лихачева Т. Л. Использование элементовпрограммирования в изучении и контроле знаний, умений и навыков попедагогике мастерства. Тула, 1992. — 40 с.
  12. Н.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. — 551 с.
  13. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирования миров. Воронеж, 1996. — 768 с.
  14. А. Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  15. П.Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.-334 с.
  16. В. Г. Системность и общество. М., 1980. — 368 с.
  17. В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. — 382 с.
  18. Ю. К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 558 с.
  19. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. М., 1993.
  20. С.Я. Основы профессиональной педагогики.- М., «Высшая школа», 1977.
  21. JI. В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. — 112 с.
  22. Байбородова J1. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. — 379 с.
  23. В. В. Объяснение истории: историко-философский, методологический и гносеологический аспекты. СПб., 1997. — 199 с.
  24. Г. Теория учебных задач. -М., 1990. 183 с.
  25. Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 1999.-412 с.
  26. А. С. Основы возрастной педагогики. 4.1 и 2. Екатеринбург, 1992.- 158 с.
  27. Е. JI. и др. Управление познавательной деятельностью: (Методические основы). Ярославль, 1978. — 58 с.
  28. Е. Л., Минаев А. М., Овакимян Ю. О. Технические средства самоконтроля при обучении школьников: Пособие для учителей. М., 1968.- 111 с.
  29. Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1996.-317 с.
  30. В.М. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.
  31. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Общ. ред. М. С. Мацковского. М., 1988. — 400 с.
  32. Р. Развития Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
  33. Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991. — 288 с.
  34. В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж, 1977. — 303 с.
  35. В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989. 192 с.
  36. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. -141 с.
  37. В. М. Объективная психология. М., 1991. — 480 с.
  38. П. П. Педология. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999. — 288
  39. А. С. Античная философия. М., 1985.-368 с.
  40. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -200 с.
  41. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.- 135 с.
  42. А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М., 1988. — 304 с.
  43. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. Ростов-на-Дону, 1999. -560 с.
  44. А. Греческая цивилизация. / Пер. с франц. О. В. Волкова. М., 1992.-269 с.
  45. Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000. — 304 с.
  46. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.-144 с.
  47. Д. Учитель. -М., 1991.-350 с.
  48. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-96 с. 51 .Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. -392 с.
  49. . С. Педагогическая прогностика, методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
  50. Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ. / Под ред. 3. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М., 1984., — 189 с.
  51. Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно- воспитательном процессе. Автореферат.
  52. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. — 192 с.
  53. А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. — 214 с.
  54. . 3. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 112 с.
  55. . 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. — 78 с.
  56. Выготский J1. С. Мышление и речь. М., 1982. — т.2. — 361 с.
  57. JI. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. -224 с.
  58. П. Я. Психология как объективная наука. Воронеж, 1998. -480 с.
  59. Ф. Психология управления. М., 1982. — 422 с.
  60. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. — 448 с.
  61. У. Школы без неудачников. Пер. с анг. / Общая ред. и предис. В. Я. Пилиповского. М., 1991.- 184 с.
  62. . Что такое психология: в 2-х томах. М., 1996. — 376 с.
  63. Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. — 176 с.
  64. А. Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1977. — 152 с.
  65. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. -М., 1980.-385 с.
  66. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. — 464 с.
  67. О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1990. — 93 с.
  68. Д. Н., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992.- 108 с.
  69. С. Области человеческого бессознательного. М., 1994. — 278 с.
  70. Jl. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. — 502 с.
  71. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 239 с.
  72. В. Толковый словарь живаго великорусского языка: Т. 1−4. М., 1978.
  73. У. Психология. М., 1991. — 368 с.
  74. А. Н. История педагогики. М., 1999. — 432 с.
  75. Дидактика современной школы. / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987. -351с.
  76. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.-207 с.
  77. А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М., 1998. 210с.
  78. Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982. — 304 с.
  79. В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения вобщеобразовательной школе. 4.1, 4.2 Новокузнецк, 1996. — 262 е., 334 с.
  80. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков, 1994.-280 с.
  81. Г. И., Махмутов М. И., Чомоенов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 88 с.
  82. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.- 142 с.
  83. Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. М., 1994. — 64 с.
  84. А. В., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. Монография. -М., 1996.- 158 с.
  85. А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. — 224 с.
  86. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. -М., 1994.-368 с.
  87. Е. Н. Герой нашего урока. -М., 1991.-288 с.
  88. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -144 с.
  89. В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1996. — 320 с.
  90. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — 154 с.
  91. JT. М. Научное управление и демократия. М., 1979. — 152 с.
  92. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.-324с.
  93. А. В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. -М., 1991. 160 с.
  94. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.-223с.
  95. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Автореф. дисс. на соис. уч. степ, д.п.н. СПб., 1991. — 39с.
  96. В. О. Соч. В 9 т. / Под ред. В. Л. Янина. М., 1990.
  97. А. Г. Психология личности. М., 1970. — 391 с.
  98. Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург, 1997. 144 с.
  99. Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье: Веселая книга о свободе и нравственности. Дубна, 1994. — 268 с.
  100. А. Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344 с.
  101. Я. Л. Человек среди людей. Мн., 1987. — 239 с.
  102. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.-335 с.
  103. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 336 с.
  104. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255 с.
  105. Ю. А. Анализ урока. М., 2000. — 336 с.
  106. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980.-254 с. 114. Конституция РФ. М., 1994.
  107. Конституция СССР.-М., 1977.
  108. Концепция общего среднего образования. М., 1988.
  109. В. М. Введение в общую теорию развития личности. М., 1991.-135 с.
  110. В. М. Воспитывающее обучение. М., 1980. — 192 с.
  111. Я. Воспитание личности. М., 1992. — 285 с.
  112. Я. Педагогическое наследие. М., 1991. — 272 с.
  113. Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. — 431 с.
  114. А. И. Внедрение в специальность: лекции для студентов-первокурсников педагогических вузов. Рязань, 1976. — 142 с.
  115. А. И. Мастерство перевоспитания. Мн., 1981. — 159 с.
  116. А. И. Организация самовоспитания школьников. Мн., 1990. -175 с.
  117. А. И. Педагогическая диагностика. Мн., 1968. — 128 с.
  118. А. И. Педагогическое исследование. Рязань, 1975. — 178 с.
  119. А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М., 1986. -144 с.
  120. В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.- 165 с.
  121. В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. — 32 с.
  122. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1977. -264 с.
  123. В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977. — 64 с.
  124. А. С., Чернышев А. С., Луньков А. И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. М., 1989. -109 с.
  125. В. А. Психология. М., 1986. — 336 с.
  126. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. — 448 с.
  127. В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться.-М., 1983.-80 с.
  128. В. Искусство быть собой. -М., 1991.-256 с.
  129. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 215 с.128
  130. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  131. А. Н. Философия психологии. М., 1994. — 228 с.
  132. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
  133. В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. -М., 1995.-240 с.
  134. М. Н. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985. — 208 с.
  135. В. Т. Философия воспитания. М., 1995. — 282 с.
  136. Д. С. и др. Школа на Васильевском. М., 1990. — 159 с.
  137. Г. М. Самоуправление учащихся как фактор формирования социально-активной позиции старшего школьника. Автореф. дисс. на соис. уч. степ, к.п.н. Л., 1981.-21 с.
  138. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525 с.
  139. Н. О. История русской философии. -М., 1991. 559 с.
  140. А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. — 416 с.
  141. А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. -М.: МОПИ, 1972.
  142. А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М., 1979. — 157 с.
  143. Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985. — 82 с.
  144. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998. — 496 с.
  145. А. В., Трофимова 3. П. Модульная организация учебного курсакак основа разработки учебно-методического комплекса. // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 4. — С. 141−155.
  146. А. Ф. Мир человека. Пособие для учителя. М., 1995. -192 с.
  147. М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999.- 320 с.
  148. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.-96 с.
  149. А. У. Мотивация и личность. СПб., 1999. -478 с.
  150. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.
  151. М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-240 с.
  152. Т. В. Педагогические теории- системы и технологии обучения. Учебное пособие. Киров, 1997. — 160 с.
  153. Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989. — 184 с.
  154. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. — 295 с.
  155. Е. Я. Я-ТЫ-МЫ: психологические возможности улучшения общения. М., 1986. — 256 с.
  156. Н. А. Проблемы умения и умственного развития школьника. М., 1989. — 125 с.
  157. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.-256 с.
  158. В. Б. Век образования. М., 1990. — 176 с.
  159. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. — 152 с.
  160. Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991.-191 с.
  161. В. Человек. Мораль. Воспитание. (Теоретико-методические основы). -М., 1975.- 163 с.
  162. М. Опыты. М., 1991.-656 с.
  163. А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., 1997. — 365 с.
  164. А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.-М., 1990.- 191 с.
  165. А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.-96 с.
  166. А. В. О воспитании старшеклассников. М., 1981. — 176 с.
  167. А. В. Социальная педагогика. М., 2000. — 192 с.
  168. А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986. — 160 с.
  169. В. С. Возрастная психология. М., 1997. — 432 с.
  170. Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.- 126 с.
  171. Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн1. Общие основы психологии. М., 1994. — 576 с.
  172. Г. С. Самоконтроль человека. Д., 1989. — 192 с.
  173. Дж. И. Гений переговоров. Мн., 1997. — 416 с.
  174. В. В., Забродин Ю. Н. Психологическое управление. М., 1991.-245 с.
  175. JI. И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. — 144 с.
  176. JT. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.-360 с.
  177. Обучение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушска. М., 1987. — 302 с.
  178. Общая психология: Учебник для студентов пед. университетов. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 464 с.
  179. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушска. М., 1987. — 302 с.
  180. С. И. Словарь русского языка. М., 1981. — 816 с.
  181. В. Введение в общую дидактику. М., 1990. — 382 с.
  182. А. А. Спасибо за урок, дети!-М., 1988.- 128 с.
  183. В. А. Урок в современной школе. М., 1986. — 160 с.
  184. А. А. Управление общеобразовательной школой. М., 1986. — 78 с.
  185. Орлов 10. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 287 с.132
  186. Основы педагогического мастерства. / И. А. Зязюн и др. М., 1989. -302 с.
  187. Г. С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М., 1964. — 83 с.
  188. Педагогика. / Под ред. Пидкасистого П. И. М., 1996. — 602 с.
  189. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. зав. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1999. — 512 с.
  190. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика. / Под ред. Б. С. Гершунского. Киев, 1986. — 200 с.
  191. Педагогический словарь. / Под ред. И. А. Каирова. М., 1960. 2 т.т.
  192. Педагогический словарь. Т.2. ред. Г. М. Воловников. М., 1960.
  193. Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М., 1990.- 16 с.
  194. Перспектива развития системы непрерывного образования. / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990. — 188 с.
  195. В. И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов XX века. Красноярск, 1992. — 145 с.
  196. А. В. Вопросы истории и теория психологии. М., 1984. -272 с.
  197. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  198. . Избранные психологические труды. М., 1994. — 680 с.
  199. ., Барбель И. Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации. М., 1963. — 448 с.
  200. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 240 с.
  201. П. И., Портнов М. JI. Искусство преподавания. М., 1999. -212 с.
  202. В. И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. Мн., 1977. -256 с.
  203. А. И., Воробьев Г. В. Теория и практика педагогического эксперимента. -М., 1979. 256 с.
  204. К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. -309 с.
  205. К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
  206. Ю. П. Психология коллективной деятельности. JL, 1990. -184 с.
  207. И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 1996. — 432 с.
  208. М. М., Вульфов Б. 3. Педагогические ситуации. М., 1983. -123 с.
  209. Проблема человека в западной философии. Переводы. / Сост. П. С. Гуревич. М., 1988.-552 с.
  210. Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческихвзаимоотношений. Учебно-практическое пособие. М., 1999.-108с.
  211. Психодиагностика: теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М., 1986.-208 с.
  212. Психология в управлении: Сборник. / Сост. А. М. Зимичев. Д., 1983. -192 с.
  213. Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1987.-240 с.
  214. Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — 288 с.
  215. Психология. / Словарь // Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  216. Психология. Учебник. / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999. — 384 с.
  217. Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. Изд. дом БАХРАХ. М., 1998, — 672 с.
  218. JI. А. Наблюдения в практической психологии. СПб., 1996. -148 с.
  219. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1995. — 320 с.
  220. М. И. Социальная педагогика, социальная работа. Словарь. -М., 1996.-96 с.
  221. М. И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. Ярославль, 2000. — 92 с.
  222. М. И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994. — 64 с.
  223. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. — 608 с.
  224. В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.-239 с.
  225. Рувинский J1. И. Нравственное воспитание личности. М., 1981. — 184 с.
  226. . Общество и образование. М., 1989. — 200 с.
  227. Н. Е. Как стать образованным человеком. Петропавловск-Камчатск, 1991 -212 с.
  228. В. И. Индивидуально-психологические особенности личности в регуляции деятельности. М., 1984. — 114 с.
  229. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -256 с.
  230. А. И. Психопатологии детского возраста. М., 1987. — 296 с.
  231. В. И. Воля и её воспитание. М., 1976. — 391 с. 241. Сериков В.В.
  232. JI. Н. Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся при выполнении домашних заданий. М., 1955. — 40 с.
  233. М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986. — 152 с.
  234. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976. 160 с.
  235. В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. — 384
  236. Словарь иностранных слов. М., 1988. — 608 с.
  237. Словарь основных психолого-педагогических понятий. Ярославль, 1998.-45 с.
  238. А. А. Избранные психологические труды. М., 1987. — 365 с.
  239. П. П., Герасимов Ю. Н. Помоги себе сам. М., 1991. — 238 с.
  240. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.- 136 с.
  241. В. В. Психолого-педагогические аспекты управления учебно-воспитательными учреждениями. Пенза, 1987. — 22 с.
  242. В. В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. (Теоретические основы). Пенза, 1996. — 121 с.
  243. В. В., Шумилин А. П., Коньков Н. Н. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения. Пенза-Херсон, 1992. -120 с.
  244. Социальное управление. Словарь. /Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.-208 с.
  245. JI. Ф., Румянцева Е. А., Румянцева Т. А. Соционика учителям и родителям. (Как обрести взаимопонимание, согласие, дружбу). / Под ред. доктора педагогических наук, профессора М. И. Рожкова. — М., 1999. -187 с.
  246. JI. Ф., Сохранов В. В., Ушанов А. Ф., Лупанова Н. А.
  247. Общепедагогические умения и их роль в профессиональнойсамореализации современного специалиста. Учебное пособие по спецкурсу. Пенза, 1999. — 76 с.
  248. В. В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  249. В. И. и другие. Типология: темперамент, внимание. Саратов, 1996.- 160 с.
  250. В. А. Психология интеллекта. Донецк, 1997. — 416 с.
  251. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343 с.
  252. Н. Ф., Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Природа индивидуальных различий: опыт исследований близнецовым методом. -М., 1991.-192 с.
  253. П. С. Управление без тайн. Симферополь, 1993. — 480 с.
  254. В. В. Каким быть учителю в новой школе. М., 1992. — 155 с.
  255. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979. — 208 с.
  256. . Н. Избранные труды. М., 1985. — 536 с.
  257. Тесты, тесты, тесты. / Сост. О. Куликова. М., 1990. — 190 с.
  258. А. И., Дубко Е. Л. Рациональное и эмоциональное в морали. -М&bdquo- 1983.- 156 с.
  259. О. К. Психология мышления. М., 1984. — 272 с.
  260. JI. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления. -Ярославль, 1995.- 102 с.
  261. Л. Н. Путь жизни. М., 1993.-431 с.
  262. Е. Е. Применение теста ШТУР в работе школьного психолога. -СПб., 1999.-66 с.
  263. JI. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. — 124 с.
  264. Д. Н. Толковый словарь русского языка: Т.1−4. М., 1935.
  265. К. Д. Пед. сочинения В 6 т. М., 1990.
  266. Федотенко И. J1. Формирование навыков самоконтроля в учении -Народное образование, 1962 № 6
  267. Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома, 1990. 108 с.
  268. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. — 560 с.
  269. Формирование социально активной личности учителя. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1983.- 163 с.
  270. Фрейд 3. Избранное. М., 1990. — 160 с.
  271. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.-224с.
  272. JI. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989.-234 с.
  273. Э. Психоанализ и этика. -М., 1993.-415 с.
  274. Д. Формирование учебных навыков. М., 1986. — 160 с.
  275. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  276. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. — 528 с.
  277. А. Г., Колесов Д. В. Девочка подросток — девушка. — М., 1981.- 128 с.
  278. Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. -288 с.
  279. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -142 с.
  280. Н. А., Подзолков В. Г., Калинина 3. Н., Григорьева А. И., Васильева О. А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Тула, ТГПУ, 2000. — 108 с.
  281. Н. А., Шеханина И. В. Педагогика. Тула, ТГПУ, 2002. 67 с.
  282. P. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. — 208 с.
  283. В. Ф. Психологические контакты. М., 1992. — 74 с.
  284. В. Ф. Точка опоры. М., 1987. — 160 с.
  285. К. А. Философия и воспитание. М., 1989. — 208 с.
  286. Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1999.-512 с.
  287. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999. — 544 с.
  288. С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994. — 240 с.
  289. А. Свобода воли и нравственности. М., 1992. — 448 с.
  290. Р. Путь к самопознанию человека. Ереван, 1991. — 172 с.
  291. Т. И. Психологические основы формирования воли. -Пятигорск, 1990. 123 с.
  292. Н.Х. Формирование готовности учащихся старших классов к самоконтролю в процессе обучения, на примере изучения химии. Автореферат, дис. канд.пед.наук 13.00.01 Тул.гос.пед.ун-т им. JI.H. Толстого.
  293. М. П. Объять необъятное. М., 1986. — 176 с.
  294. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.-352 с.
  295. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. — 144 с.
  296. Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.- 112 с.
  297. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560 с.
  298. Д. Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
  299. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. — 320 с.
  300. В. П. Загадки гениальности. М., 1991. — 64 с.
  301. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб., 1995.-464 с.
  302. И. С. Развивающее обучение. М., 1979. — 144 с.
  303. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 317 с.
  304. М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М., 1986.-160 с.
  305. М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. — 447 с.
  306. . Исследование психологии и процесса изобретения в областиматематики!/ пер. с франц. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова М, 1970 -150 с.
  307. В. 3. Неслучайные случайности. М., 1972. — 272 с.
  308. А.К. Использование аналогии в обучении математике: «Начальная школа» 1987 № 3 с 36−38.
  309. А.К. Приемы организации развивающего обучения математики: «Начальная школа» 1995, № 3 с. 36−38.
  310. М.Б., Балк Т. Д. Поиск решения. М., 1983 -143 с.
  311. Д.Т. Содержание и методика проведения в пединституте практикума по решению задач по математике Киев, 1988 — 203 с.
  312. Н. Очерк по истории математики. М- 1963- 135 с.
  313. Е. Е., Денисова Н. С., Полякова Т. Н. Практикум по решению задач.-М., 1979.-240 с.
  314. Г. О философии математики M-JT. 1934 234 с.
  315. Ю.Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в средней школе. Сборник статей. Сост. Е. Г. Глаголева и О. С. Ивашев-Мусатов. М., 1981.-256 с.
  316. П.Горнштейн П. И., Погонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. -М., 1999.-336 с.
  317. Г. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. М., 2002. — 160 с.
  318. М. Математика. Утрата определенности. М., 1984. — 448 с.
  319. С. В. Воспоминания и повести. М., 1986. — 432 с.
  320. А. Г. Алгебраические уравнения произвольных степеней. М., 1983.-32 с.
  321. В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. М., 1991. — 352 с.
  322. Н.А., Цепкова Н. М. Решение параметрических уравнений и задач, как компонент подготовки обучающихся к компетентному дидактическому действию. Тула- Пенза. 2004 94 с.
  323. С. Е., Баранова Н. В., Борчугова 3. Г. Сборник задач по элементарной алгебре. М., 1973. — 352 с.
  324. Математика в современном мире. / Пер. с анг. Н. Г. Рычковой. М., 1967. — 206 с.
  325. Математический энциклопедический словарь. М., 1988. — 847 с.
  326. К. Сборник задач по алгебре. М., 1984. — 208 с.
  327. М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования. -Саранск, 2001.-252 с.
  328. В. А., Подколзин А. С. Задачи студенческих олимпиад по математике. М., 1978. — 208 с.
  329. Сборник конкурсных задач по математике. / Под ред. М. И. Сканави. М., 1977.-520 с.
  330. Д. Я. Краткий очерк истории математики. М., 1984. — 288 с.
  331. В. К. Практикум по решению задач школьной математики (повышенной трудности). М., 1978. — 96 с.
  332. М. В. Домашняя математика. М., 1993. — 192 с.
  333. И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике: решение задач.-М., 1991.-384 с.
  334. Г. А. Задачи с параметрами. М., 1986. — 128 с.
  335. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 10−11 кл. ср. шк. / Колмогоров А. Н. и др. М., 1990. — 225 с.
Заполнить форму текущей работой