Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду
Творческие аспекты педагогической деятельности и подготовка студентов к творческой работе стали предметом диссертационных исследований: А. П. Акимовой, В.А.Кан-Калика, Г. М. Храмовой, Н. М. Яковлевой /16,68,179,196/. Так в работе А. П. Акимовой показаны некоторые пути формирования умения творчески решать педагогические задачи в области воспитания. В исследовании Г. М. Храмовой подготовка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА. II
- 1. 1. Творческая прщюда педагогической деятельности и воцросы профессионально-творческой подготовки будущих учителей в системе высшего педагогического образования. II
- 1. 2. Изучение педагогического творчества в современной педагогике и психологии
- 1. 3. Педагогическое общение как центральное звено в творчестве учителя
- ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К (ТРУДУ ПЕДАГОГА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
- 2. 1. Изучение мотивов, знаний и умений как основы воспитания творческих аспектов профессиональной деятельности
- 2. 2. Педагогическое творчество в труде современного учителя
- 2. 3. Современный уровень профессионально.^творче-ской подготовки студентов педвузов
- ГЛАВА 3. ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТРУДУ IOI
- 3. 1. Значение и возможности профессионального отбора в деле подготовки творчески мыслящих педагогических кадров
- 3. 2. Развитие творческих основ профессиональной деятельности в ходе обучения студентов педагогических вузов
- ЗАШИЕНИЕ
Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Строительство развитого социализма, научно-техническая революция связано с громадными изменениями, происходящими в материальной, научной, политической и культурной жизни нашей страны. Для участия в ней от ее граждан требуется высокий уровень общих и специальных знаний, культура, гармоническое сочетание интересов, разумных потребностей и возможностей личности. Широкое развертывание системы народного образования отвечает этой потребности социалистического общества — потребности воспитания советской молодежи.
Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" /5/.
Важная и ответственная роль в этом процессе принадлежит учителю. От того, насколько педагог профессионально готов к выполнению возложенных на него функций зависит будущее страны. Коммунистическая партия и Советское государство придает большое значение улучшению отбора и подготовке педагогических кадров /4,5,6,7,8,9/.
Народный учитель — ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу" /9/.
Неотъемлемой чертой реформы системы народного образования, является существенное улучшение подготовки кадров учителей. «Будущим учителям воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку.. Поднять уровень психолого-педагогической подготовки, улучшить организацию и содержание практики» /9/.
Творчество — неотъемлемая черта и проявление наивысшего этапа развития црофессиональной деятельности учителя. Закладка основ высокого уровня владения творческой педагогической деятельностью — чрезвычайно важная задача, стоящая перед педагогическими вузами. Работа в этом направлении создает базу для фактического претворения в жизнь принципа единства процесса обучения и воспитанияпозволяет определить разумное сочетание у молодых специалистов интересов и способностей, желаний и возможностей и добиться гармонического и всестороннего развития их личности.
В связи со сказанным, тема диссертации «Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду» является актуальной и практически значимой. Решение поставленной проблемы содействует улучшению профессиональной подготовки молодых специалистов.
Среди проблем совершенствования высшего педагогического образования, возникающих и разрешаемых в настоящее время, в данной работе выдвигается в качестве центральной проблема развития творческих начал в подготовке к профессиональной деятельности будущего учителя. Эта проблема является фактически наиболее острой и мало разработанной в педагогической науке.
Методологические проблемы педагогического образования получили известное распитие в работах: Н. В. Алексаццрова, К. И. Васильева, И. Т. Огородникова, Ф. Г. Паначина, А. И. Пискунова, С. Р. Раджабова, В. К. Розова и некоторых других авторов /20,41,120,124, 134,143,145/.
Изучение вопросов формирования личности учителя и его влияние на результаты обучения и воспитания посвящены исследования О. А. Абдуллиной, М. А. Ачилова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Б. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. /10,11,27,45,46,87,156,187,188/.
Творческие аспекты педагогической деятельности и подготовка студентов к творческой работе стали предметом диссертационных исследований: А. П. Акимовой, В.А.Кан-Калика, Г. М. Храмовой, Н. М. Яковлевой /16,68,179,196/. Так в работе А. П. Акимовой показаны некоторые пути формирования умения творчески решать педагогические задачи в области воспитания. В исследовании Г. М. Храмовой подготовка к творческой педагогической деятельности рассматривается как формирование готовности исследовать состояние основных переменных целостного педагогического процесса. Эмоциональные аспекты педагогического творчества подвергнуты разработке в докторской диссертации В.А.Кан-Калика. В работе Н. М. Яковлевой сделана попытка определить iqpyr педагогических исследовательских умений, необходимых в творческой подготовке будущих учителей.
Вместе с тем, следует отметить, что до сих пор проблема творческого отношения к педагогическому труду и его формирование в системе высшего педагогического образования не нашли еще должного отражения в литературе. Так, за пределами внимания исследователей осталась такая важнейшая сфера деятельности учителя, как педагогическое общение и творчество в этой области.
Цель данного исследования состоит в разработке научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы, содействующей повышению уровня и качества подготовки выпускников педагогических вузов и творческой работе.
Объект исследования — профессиональное становление будущего учителя,.
Предмет исследования — процесс воспитания у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду.
В основу исследования легла гипотеза согласно которой воспитание у студентов педагогических вузов творческого отношения к педагогическому труду связано с гармоническим развитием у них личноетно-значимых мотивов деятельности, профессиональных знаний и умений, важнейшими из которых являются те, которые проявляют себя в сфере педагогического общения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Поиск нового подхода к развитию творческих начал в профессиональной деятельности будущего учителя;
2. Рас1фытие основ творчества в деятельности учителеймастеров и характеристика современного состояния подготовки студентов к творческой педагогической деятельности;
3. Разработка системы учебно-воспитательной работы, способствующей достижение достаточно высокого уровня овладения црофессией и формщюванию творческого отношения к труду учителя у студентов педагогических вузов.
Методологической основой — исследования явилось маркси-стко-ленинское учение о деятельностной црироре личности, о взаимодействии личности и общества, об их единстветеория общения, разрабатываемая в советской педагогике, психологии и социологиитеория формирования личности учителя, основанная на ленинских выводах о роли учителя в социалистическом обществе и требованиях к его подготовке, отраженных в документах КПСС и боветского правительства.
Источниками исследования явились: труды классиков марксизма-ленинизма, документы ШСС и Советского правительства, труды ведающихся деятелей ШСС по вопросам образования и подготовки педагогических кадрвв, педагогические исследования посвященные проблеме профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, опыт педагогических вузов.
Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Кар-шинский госпединститут им. Хамида Аливджана и школы г. Карпш и районов Кашкадарьинской области.
Массивность выборки обследований (в нее вошли всего 350 школьников, 2100 абитуриентов, 2500 студентов, 300 учителей), а также использование различных методов, адекватных цели и задачам исследования, обеспечили достоверность и надежность полученных результатов.
Исследование велось в несколько этапов:
На первом этапе (1973;1977 гг.) был осуществлен анализ научной литературы и определен подход к проблеме педагогического творчества.
На втором этапе (I977-I98I гг.) проводилась экспериментальная работа, включавшая создание и цроверку методик, анкет, схем наблюдений, используемых в исследовании, накапливался и обрабатывался экспериментальный материал.
На третьем этапе (I98I-I983 гг.) полученные данные были обобщены, а диссертация получила литературное оформление.
В ходе исследования использовались методы наблюдения, интервьюирования, анкетирования, эксперимента, анализа письменных работ студентов и школьников и методы математической статистики.
На защиту выносятся положения о:
— творческом характере педагогической деятельности, важнейшей составляющей которого является сфера педагогического общения;
— системе мер по развитию и преобразованию профессиональных мотивов педагогической деятельности, знаний и умений студентов в ходе обучения в высшей педагогической школе с целью развития у них творческого отношения к зруду учителя;
— включение в курс подготовки будущих учителей цикла учебно-воспитательных работ, нацеленных на воспитание у них творческого отношения к труду учителя.
Новизна результатов проведенного исследования состоит в следующем:
— выявлены функции педагогического общения в цроцессе формирования у студентов педагогических вузов творческого отношения к труду учителя;
— раскрыты мотивационный, познавательный и личностный аспекты подготовки будущих учителей к творческой работе в школе;
— разработана психологически и педагогически обоснованная система воспитания студентов высшей педагогической школы, формирующая у них творческое отношение к труду в школе.
Теоретическое значение исследования состоит в разработке проблем творчества применительно к профессиональной деятельности учителя, изучением творческого компонента в зруде учителей-мастеров, обоснованием путей совершенствования воспитательной деятельности высшей педагогической школы по планомерному и целенаправленному развитию у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду.
Практическое значение исследования состоит в том, что использование предложенной системы работы повышает уровень профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов, сокращает период их адаптации и вхождения в профессиональную деятельность, создает необходимую базу для творческого труда молодых учителей.
Результаты исследования докладывались на ежегодных научно-теоретических конференциях црофессорско-преподавательского состава Каршинского ГШ в 1975;1983 гг.- республиканских научно-теоретических конференциях, посвященных воцросам коммунистического воспитания студенческой молодежи в свете решений ХХУ" съезда КПСС (г.Карши, сентябрь, 1976 г.), совершенствованию учебно-воспитательного цроцесса в педагогических учебных заведениях (г.Ташкент, февраль, 1977 г.), совершенствованию трудового обучения, воспитания и црофессиональной ориентации учащейся молодежи (г.Самарканд, 1979 г.), на межвузовском координационном совещании по научно-исследовательской целевой црограмме «Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма» (Москва, декабрь, 1983 г.).
Результаты исследования и подготовленные на их основе рекомендации используются в практической деятельности педагогических институтов Узбекистана. Автором создана учебное пособие «Профессиональная деятельность советского учителя» (г.Карши, 1981, — 47 е., на узбекском языке), к курсу «Введение в учительскую специальность.
Основное содержание диссертации отражено в 6' публикациях. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В тексте имеется 20 таблиц и 2 рисунка. Библиография включает 199 названий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Совершенствование системы высшего педагогического образования является важной задачей развитого социализма. Подготовка высококвалифицированных кадров учителей отвечает актуальной потребности общества в гармоничном и всестороннем развитии новых поколений советских людей, воспитания идейных, стойких борцов за идеалы коммунизма.
Откликаясь на эту потребность социалистического общества, советская высшая педагогическая школа настоятельно и последовательно ищет резервы повышения качества подготовки специалистов.
Развитие творческого отношения к педагогической профессии, развитие творческих основ деятельности у студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе является одним из перспективных направлений в деле совершенствования высшего педагогического образования в СССР. Настоящая работа — одно из исследований, выполненных в русле данного направления.
Творчество вообще и творчество в деятельности учителя в особенности — очень объемный многогранный объект, сложный для исследования. Осуществление акта творчества требует от педагога определенного уровня общей и специальной подготовки, наличия необходимых профессиональных знаний, умений, навыков.
Педагогическое творчество требует от личности учителя особой направленности, стремления, заинтересованности в его осуществлении. Важной особенностью творческого отношения к педагогическому труду является его специфическая направленность, наличие смыслообразующих мотивов, профессиональных знаний и умений, важнейшими из которых являются те, что проявляют себя в сфере педагогического общения.
В основу нашего исследования легла концепция" согласно которой творческий уровень овладения профессией в значительной степени обусловлен развитием сферы мотивов деятельности. Развитие мотивов, педагогической деятельности, является необходимым условием формирования творческого отношения к труду педагога.
Овладение мотивами деятельности эффективно совершается в ходе развития особой формы педагогического общения — в личностном общении. Личностное общение выступает как предпосылка, условие и результат творческого овладения профессией.
Закладка основ творческого отношения к профессиональной деятельности педагога, совершающаяся под воздействием вузовской системы педагогического образования, требует качественного преобразования системы мотивов, с которой абитуриенты приходят в вуз, в профессионально-творческую — отвечающую развитым формам педагогической деятельности.
В результате проведенного исследования рас! фыты:
— структура и характер мотивов педагогической деятельности, побуждающих выпускников школ к выбору профессии педагога в качестве своей будущей специальности. Ее структура охарактеризована как сложное образование, включающее смысловой, эмоциональный и познавательный элементы. Характер развития мотивов определяется положительной сформированноетью эмоционального уровня и недостаточной сформированноетыо двух других;
— особенности творческой деятельности учителей-мастеров и соответствующая им направленность личности педагога. Наиболее характерной чертой творческой индивидуальности является стремление к общению с учениками, поиск духовного контакта с ниш. Подобная направленность творчества и личности учителя находит свое выражение в развитии связанных с творчеством мотивов, стремление к самопознанию, познанию других, к поиску новых и эффективных средств педагогического общения;
— процесс качественного преобразования мотивов под воздействием всей системы подготовки будущих педагогов в вузе. Были сделаны выводы, что хотя изучаемый процесс имеет прогрессивные тенденции развития, однако он носит еще малоорганизованный, нецеленаправленный характер, что в свою очередь требует реорганизации существующей практики подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, совершенствования ее форм и методов.
Опытно-экспериментальная работа в целом подтвердила гипотезу о важной роли педагогического общения в развитии у студентов в ходе обучения в высшей педагогической школе творческого отношения к труду учителя и вцдвинула задачу разработки научно обоснованной системы воспитательной работы на совершенствование подготовки будущих учителей к творческой работе в школе.
На основе проведенного исследования намечены пути совершенствования подготовки студентов педагогических вузов к творческой работе. Разработанная система воспитания представляет собою единство профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального обучения. Переход от одного к другому обеспечивает преемственность воспитательного процесса, планомерность его воздействия, целенаправленность и контроль за его результатами. Разработанной системе свойственны направленность на освоение студентами различных форм педагогического общения. Этим новым для практики вузовского обучения содержанием проникнуты все конкретные виды работ, введенные в предлагаемую систему.
Эффективность предлагаемой системы учебно-воспитательной работы, проверенная в ходе многолетних наблюдений и эксперимента, позволяет рекомендовать ее для совершенствования уровня и качества подготовки будущих учителей к творческой работе.
Материалы исследования в целом позволяют предложить следующие рекомендации:
1. Выдвинуть в качестве одной из важнейших задач высшей педагогической школы формирование у студентов педвузов направленности личности, создающей мотивационный фундамент для развития творчества в их дальнейшей профессиональной деятельности.
С содержательной стороны эта направленность раскрывается как стремление к разнообразным формам общения с учениками, в основе которого лежат мотивы самопознания, познания других людей, поиск новых коммуникативных средств.
2. Планомерно и последовательно развивать мотивы у школьников, отбирать среди них наиболее способных к профессиональной педагогической деятельности. Для подобной профориентацион-ной работы и профотбора хорошо зарекомендовашсебя школа «Молодые педагоги», в рамках которой налажены встречи учащихся школ с педагогами-мастерами, преподавателями педагогических вузов, студентами педагогических институтов, а также организовано систематическое развитие необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений, развитие сферы интересов и ценностных жизненных ориентаций.
3. Включить в программу подготовки студентов педагогических вузов цикл работ, способствующих развитию у них мотивации, обеспечивающей воспитание творческого отношения к педагогическому труду.
В этих целях целесообразно организовать для студентов педагогических институтов спецкурс «Педагогика и психология общения», в рамках которого будущие учителя теоретически и практически развивают в себе умения, необходимые для осуществления продуктивных форм взаимодействия с учениками.
4. Обратить особое внимание на овладение студентами всеми аспектами педагогического общения и, прежде всего, одной из его наиболее сложных форм, непосредственно связанной с природой педагогического творчества — личностным общением.
Реализация в практике обучения студентов педагогических вузов этих рекомендаций, несомненно будет способствовать повышению уровня и качества творческой подготовки будущих учителей, содействовать совершенствованию системы высшего педагогического образования.
Список литературы
- Г. Маркс К. Экономико-философские рукописи, 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с. 41−174.
- Маркс К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с. 7−544.
- Ленин В.И. Наука логики. П часть. Полн, собр.соч., т. 29, о.' 149−218.
- ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 февр. 3 марта 1981.: Стеногр. отчет, т.1. — М.: Политиздат, 1981. — 382 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 20 июня 1972 г.- В кн.: Справочник партийного работника. М., 1973, вып. 13, с. 189−196.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, 26 апреля 1979 г.- В кн.: Справочник партийного работника. М., 1980, вып. 20. с. 319−330.
- О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества, подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 29 июня 1979 г. /Изложение/. В кн.: Сцравочник партийного работника. М., 1980, вып. 20, с. 331−338.
- Основные нацравления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
- Абдуллина 0.А. Использование педагогических фактов впроцессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам. Сов. педагогика, 1981, & 7, с. II4-I2I.
- Абдуллина О.А. Проблема формщювания педагогических умений и навыков у будущих учителей. В кн.: Проблемы профессиональной. подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 43−48.
- Абдульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн.: Проблемы общения в психологии. М., 1981, с. 218−240.
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1972. — 27 с.
- Акимова Л.Н. Формирование политической культуры советского студенчества: Автореф. дис.канд. филос.наук. Киев, 1981. — 23 с.
- Александров Н.В. Задачи подготовки и переподготовки учителей в свете решений ХХУ съезда КПСС. В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 6−12.
- Александров Н.А. Разрабатывать научные основы. Вест, высш. школы, 1971, J? I, с. 29−34.
- Александров Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации. Сов. педагогика, 1978, № 8, с. 12−19.
- Алферев Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограм-ме советского учителя. Сов. педагогика, 1971, № 2, с. 83−90.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: изд-во.1. МГУ, 1980. 415 с.
- Анисимов В.В. Комплектование педагогических вузов- итоги и перспективы. Сов. педагогика, 1981, Jp ГО, с. 64−71.
- Антон Э.Э. Опыт анализа речевого общения учащихся и учителя на урове. В кн.: Проблемы общения и воспитания, Тарту, 1974, ч. Г. с. 165−175.
- Арсеньев А.С. Проблема цели и воспитания и образовании. Научное образование и нравственное воспитание. В кн.: Фило-софско-психологические проблемы развития образования. М., 1981, с. 73−1Г8.
- Асеева К.А. 0 нравственном воспитании студентов. В кн.: Система учебно-воспитательной работы в педагогическом институте как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972, с. 183−196.
- Ачилов М.А. Нравственное формирование будущего учителя.- Ташкент: Укитувчи, 1979. 327 с.
- Бабанский Ю.К. Формирование у студентов педвузов умения оптимально проектировать учебно воспитательный процесс.- В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе: Тез. докл. Всесоюз. совещания семинара. Гродно, 1977, с. 3−14.
- Безчеревных Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепций предметной деятельности. В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. М., 198 Г, с.17−38.
- Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Сов. педагогика, 1982, № 9, с. 86−90.
- Беляев С.Т. Специалист должен быть творческим. Вести, высш. школы, 1976, № 2, с. 19−22.
- Беляева Л.М. Проблемы подготовки и педагогического отбора старшеклассников к продолжению учебы в высшей школе: Автореф. дис.. кацд.пед.наук. Одесса, 1974, г-э23 с.
- Бобнева М.Н. Нормы общения и внутренний мир личности. -В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 241−262.
- Боброва В.Г. Интерес советских школьников к профессии учителя: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Ярославль, 1955.- 16 с.
- Богомолева Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учениками. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 65−76.
- Бодаков А.В. Система работы педагогического института по подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе.- В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе /Тез.докл. Всесоюз. совещания-семинара. Гродно, 1977, с. 14−23.
- Бодалев А.А., Ляудис В. Я. Введение. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 3−5.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., Изд-во ЛГУ, 1965. — 123 с.
- Бодалев А.А. Форм1фование личности актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителяи учащихся. М., 1980, с. 6−9.
- Васильева З.И. Педагогическая црактика важнейшее звено в системе подготовки учителя. — Сов. педагогика, 1982, А 7, с. 63−67.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования- Под ред. и со вступительной статьей В.Колбановского.- М.-Л. Гос. социально-экономическое изд-во, 1934. 323 с.
- Гнеденко Б.В. Педагог, коллектив и воспитание творческих начал. Вестн.высш.школы, 1979, $ 4, с. 38−41.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 156 с.
- Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их квалификация. В кн.: — Материалы 1У Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 36.
- Горбачев Н.А. Атеистическое воспитание в курсе философии цри изучении диалектики. В кн.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. 76−91.
- Греков А.А., Боцдаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1982,? 8, с. 83−87.
- Грехнев B.C., Смирнов Б. А. Нравственное воспитание студентов высших учебных заведений страны во внеурочное время /М-во высш. и сред, спец.образ. СССР. НИИ высш.школы. М.: НИИВШ, 1975. — 55 с.
- Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя /М-во просвещения РСФСР. Рост.-н/Д гос. пед. ин-т. Ростов н/Д., 1970. — 255 с.
- Гришин Э.А. Теория и црактика профессионально-этической подготовки учителя /Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. М.: МШИ, 1979. — 98 с.
- Губина С.А. Проблемы трудового воспитания студенческой молодежи. Вестн.Моск.ун-та. Сер. 13. Теория науч. коммунизма, 1973, J6 2″, с. 82−87.
- Губина С.А., Карева Н. Н. Трудовое воспитание студентов в учебном цроцессе /Отд.науч.информ. НШ проблем высш. шко-лы. М.: НШВШ, 1979. — 45 с.
- Деак Ф.Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся: Автореф. дис.. канд, психол.наук. М., 1982. — 17 с.
- Деметр К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1981. — 16 с.
- Деркач Т.С. Формщювание профессиональной нацравленнос-ти студентов во внеучебной работе: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1972. — 24 с.
- Додон Л.Л. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968. — 223 с.
- Елютин В.П. Советская высшая школа идет по ленинскомупути. Вести, высш. школы, 1970, J? 4, с. 5−14.
- Б^молаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей: (По материалам зарубежных исследований). -Вопр. психологии, 1975, I5 5, с. 166−176.
- Жильцов П.А. Ориентация молодежи на педагогические профессии. Сов. педагогика, 198 Г, № 10, с. 71−77.
- Жильцов П.А. Подготовка будущих учителей к работе в сельской школе. Сов. педагогика, 1982, № 10, с. 73−77.
- Запорожец А.В., Лисина М. И. Общие вопросы исследования. В кн.: Развитие общения у дошкольников. М., 1974, с. 3−17.
- Зеленухин А.В., Фролкин П. П. Студенческие строительные отряды в коммунистическом воспитании молодежи. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. — 46 с.
- Зимняя И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Харева Л. А. Педагогическое общение как цроцесс решения коммуникативных задач. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 53−65.
- Клаус Р.К. Категории системы анализа интеракций М.А. Фландерса и их использование при наблюдение урока. Сов. педагогика и школа. Тарту, 1977, Вып. XI, с. 130−140.
- Климов Е.А. Психологические проблемы црофессионально-технического образования. Воцр. психологии, 1974, $ 5, с. 115 120.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Всерос. театр, о-во, 1976. — 527 с.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис.. кацц. психол. наук. М., 198 Г. — 22 с.
- Кобзев М.С. Профессионально-педагогическая нацравлен-ность в системе подготовки молодого специалиста. Сов. педагогика, 1983, В 3, с. 90−93.
- Ковалев Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск- йзд-во БГУ, 1976. — 350 с.
- Коломинский Я.Л., Березовая Н. А. Некоторые педагогические цроблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. -61 с.
- Кольцова В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 60−79.
- Кондратьева С.В., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся. Сов. педагогика, 1975, № 7, с. 31−39.
- Кондратьева С.Б. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с. j 82. Кравчук П. Ф., Кондза Л. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей.- Сов. педагогика, 1983, № I, с. 68−70.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Крупская Н.К. Выбор профессии. В кн.: Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959. т. 4, с. 106−108.85. %зьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. -183 с.
- К^люткин Н.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
- Е^ценко Э.М., Шарапов Ш. Ш. Мы интернационалисты.- Ташкент: Укитувчи, 1981. 95 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:1. Наука, 1969. 21 Г с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Липицкий B.C. Производительный труд как фактор формирования советского специалиста: Автореф. дис.. канд.филос. наук. М., 1973. — 26 с.
- Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. В кн.: Общение и его влияние на развитие психики у дошкольников. М., 1974, с. 3−23.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстников: общее и различное. В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980, с. 3−32.
- Лисина М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980, с. 55−78.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. Вопр. философии, 1979, № 8, с. 34−47.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 3−23.
- Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. I5I-I64.
- Львов М.Р. Взаимодействие педагогического института и школы в подготовке учителя. Сов. педагогика, 1981, № 9, с. 77−84.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 37−52.
- Магомедов A.M. Идейно-политическое воспитание студентов. Сов. педагогика, 1983, ^ 3, с. 87−90.
- Мазитова М.Х. Совершенствование интернационального воспитания студенческой молодежи: (На материале педвузов Узбекской ССР): Автореф. дис.. канд.пед.наук. Казань, 1982.- 16 с.
- Макаренко А.С. О моем опыте. В кн.: Соч.: В 7 т. М., 1951, т. 5, с. 248−272.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977.- 64 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Матюшкин О.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 206 с.
- Мильруд Р.П. Особенности нравственных отношений в учебной деятельности и формирование личности студента. В кн.:I
- Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Тамбов, 1973, Вып. I, с. 98−104.
- Михайлов Ф.Г. Эмпирическое и диалектическое понимание личности. В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981, с. 38−54.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис.. докт. пед.наук. Л., 1981. — 37 с.
- Мудрик А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями. В кн.: Психолого-педагогические взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 9−16.
- Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости. В кн.: Социальная психология личности. Л., 1974, с. 13−20.1.4. Натанзон Э. Ш. Задания по психологии. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
- Немировская А.И. Формирование профессиональной готовности студентов университетов к воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1980. — Г7 с.
- Никитенко В.Н. Синтез психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 22 с.
- Носуленко В.Н. Общение в задачах оценки сигналов. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 45−60.1Г8. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 15 Г с.
- Овчинников B.C. Психологические особенности формирования эмоциональной выразительной речи будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 16 с.
- Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. В кн.: Социальная психология. М., 1975, с. 196−240.
- Павлова Л.Л. Опыт подготовки студентов к работе с родителями учащихся. Сов. педагогика, 1981, № 12, с. 83−85.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Педагогика, 1975. — 218: с.
- Панюшкин В.Л. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. В кн.: Психолого-педагогические цроблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с.16−22.
- Педагогические цроблемы и способы их решения учителем: Сб. науч. тр. /НШ общ. образования взрослых АПН СССР- Под ред. Ю. К. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л.: НИШОВ, 1979. — 88 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Петровский А.В. 0 совершенствовании психологического образования учителя. Вопр. психологии, 1978, J? 3, с. 3−8.
- Петровский А.В. Социально-психологические проблемы в деятельности учителя. В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. Гродно, 1977, с. 62−68.
- Петровский А.В., Платонов К. К. Психология личностных отношений. В кн.: Общая психология. М., 1976, с. 136−157.
- Пикалова Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно-полезной деятельности как фактор формирования личности: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1979. — 19 с.
- Писаренко В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. 2-е изд. Минск: Нар. Асвета, 1977. — 256 с.
- Пискунов А.И. История педагогики как учебный цредмет в педагогическом вузе. Сов. педагогика, 1983, № 7, с. 79−84.
- Пискунов А.И. Основные проблемы и задачи исследования в области общепедагогической подготовки будущих учителей ввысшей школе. В кн.: Вопросы общепедагогической подготовкибудущих учителей, М., 1972, с. 3−10.
- Пискунов А.И. О совершенствовании подготовки учителя-воспитателя. Сов. педагогика, 1977, 8, с. 90−95.
- Пискунов А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов. Сов. педагогика, 1975, № 2, с. 79−86.
- Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 72−88.
- Погосов К.О. 0 профессионально-этической направленности практики студентов педвузов. В кн.: Формирование црофесси-ональной направленности студентов педагогических институтов: (Педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с. 130 137.
- Поляков Е.Н. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления. В кн.: Вопросы формирования личности в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. I02-II5.
- Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 79−90.
- Проблема совершенствования системы психолого педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. науч. трудов / Ленингр. гос.пед.ин-т- Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1980. — 166 с.
- Пути оптимизации преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе, /АПН СССР, НИИ общ. педагогики- Под ред. А. М. Миролюбова, И. И. Левиной. М.: НШШ, 1979. — 158 с.
- Г43. Раджабов С. Р. Педагогическая наука в Узбекистане и перспективы ее развития. Сов. педагогика, 1976, $ I, с. 97−102.
- Рогачев П.М., Свердлин М. А. Вопросы интернационального воспитания студентов в преподавании диалектического и исторического материализма. М.: Высш. школа, 1982. — 112 с,
- Г45. Розов В. К. Подготовка учителя в обществе зрелого социализма. Сов. педагогика, 1982, № 12, с. 67−72.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М.-Л.: Моск. акционерное Издательское о-во, 1927. — 173 с.
- Рутковская М.В. Формирование мотивов выбора педагогической црофессии у старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1965. — 14 с.
- Рыков Н.А., Щербаков А. И. О психологическом анализе деятельности учителя-биолога. В кн.: Совершенствование методической подготовки учителей биологии /Матер. Всерос. совещания преподавателей методики биологии пед. ин-тов. Владимир, 1973, с. 24−34.
- Рыков Н.А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы. В кн.: Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1973, Вып. I, с. 17−61.
- Самарин Ю.А. Творчество. В кн.: Пед. энциклопедия, 1968, т.4, с. 215−219.
- Сергеева С.В. Особенности общения в педагогической деятельности в связи с индивидуально-типологическими различиями. В кн.: Исследования роли индивидуально-типологических различий и вопросы педагогической психологии. Алма-Ата, 1975, Вып. 5, с. 46−53.
- Сергеева С.В. Роль контактных процессов в педагогическом общении. В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979, с. 145−150.
- Сермяжко Е.И. О подготовке студентов педагогического вуза и классных руководителей к работе с родителями. Сов. педагогика, 1981, В 12, с. 85−88.
- Сластенин В.А. К воцросу о црофессиограмме учителя общеобразовательной школы. Сов. педагогика, 1973, Jfe 5, с. 7280.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. В кн.: Психология труда и личность учителя. Л., 1976, Вып. I, с. 30−46.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в цроцессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А. Опыт исследования проблемы формирования личности учителя в высшей школе. В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 13−24.
- Согомонов Ю.В. О мировоззренческом характере профессиональной этики учителя. В кн.: Формирование профессиональной направленности студентов педагогических институтов: (Педагогическая этика: проблемы и опыт). — Владимир, 1975, с. 46−55.
- Сорокин Н.А. О повышении роли дипломных работ по педагогике в профессиональной подготовке будущих учителей. Сов. педагогика, 1981, № 8, с. I07-II2.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогической задачи /Яросл. гос. пед. ин-т. Ярославль: Изд-во ЯШИ, 1974.- 130 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Киев: Рад. школа, 1975. 236 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975. — 239 с.
- Тарасюк В.Н. Формирование организованности у студентов педагогических институтов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 19 с.
- Творческая нацравленность деятельности педагога: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых- Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л., 1978. — 102 с.
- Творчество педагогическое. В кн.: Пед.словарь. М., I960, т. 2, с. 464.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 563 с.
- Успенский В.Б. Педагогические проблемы выявления и развития у старшеклассников призвания к профессии учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1967. — 24 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Предисловие. Собр. соч.: В II т. М.-Д., 1950, т. 8, с. II-58.
- Фатхуллин М.Ф. К вопросу о структуре социально-личностных качеств специалиста. Сов. педагогика, 1981, № 12,с. 76−83.
- Фрумкин М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя. Сов. педагогика, 1981, № 11, с. 83−87.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. В кн.: Психолого-педагогические цроблемы общения. М., 1979, с. 17−35.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологической устной цропаганды. Воцр. психологии, 1977, № 4, с. 52−63.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления. Воцр. психологии, 1978, № 4, с. 84−95.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная цроблематика и основные педагогические идеи. Минск: йзд-во БГУ, 1972. — 363 с.
- Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев-Одесса: Высш. школа, 1978. — 134 с.
- Г79. Храмова Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: (На материале УИРС по циклу педагогических дисциплин): Автореф. дис. кавд. пед.наук. Алма-Ата, 1978, 26 с.
- Чалов А.Н. Деятельность сельского учителя и подготовка к ней как педагогическая проблема. Сов. педагогика, 198 Г, № 8, с. II3-II8.
- Чариев А.Ч. Трудовое воспитание в период развитогосоциализма. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 108 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозев Й. Й., Этика учителя. Педагогическая этика. Киев: Радянська школа, 1973. — 173 с.
- Шавир П.А. Преемственность профессионального сапооп-ределения студентов и старшеклассников. Сов. педагогика, 1983, № I, с. 62−67.
- Шаин Е.Г. Исследование готовности выпускников педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности в сельских школах: (На материале педвузов и сельск. общеобра-зов. школ УзССР): Автореф.дис.. кавд. пед.наук. Ташкент, 1977. — 24 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы форм1фования личности советского учителя. Л., Просвещение, 1967. — 248 с.
- Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя: (Сборник научных трудов) Ленингр. гос. пед. ин-т. Вып. I. — Л.: ЛПШ, 1976. — 134 с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. Вопр. психологии, 1981, № 5, с. 13−21.
- Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1968. — 35 с.
- Шилова Л.И. Сухомлинский об этике учителя. В кн.: Формирование профессиональной направленности студентов педагогических институтов: (педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с. 125−129.
- Шубина Л.С. Изучение психологического состояния студента практиканта перед уроком. В кн.: Формирование профессиональной направленности у студентов педагогических институтов: педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с.175-Г83.
- Щукина Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. — Сов. педагогика, 1982, № 8, с. 74−77.
- Щукина Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1975, № 2, с. 95−101.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.- Педагогика, 1971. — 351 с.
- Шуман С.Г. Консультационные пункты одна из форм подготовки студентов к воспитательной работе. — Сов. педагогикаt 1983, & 4, с. 88−89.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 63 с.
- Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Автореф. дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 1977. — 17 с.
- Г97. Якушева Т. Г. Развитие интереса к педагогической профессии во время практики. В кн.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. I3I-I48.
- Ярошевский М.Г. Творчество. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1976, т. 25, с. 330−332.
- Ястребова Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов вуза. Сов. педагогика, 1982, й II, с. 75−77.
- АНКЕТА I Уважаемый студент!
- Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Алимднана.1. Ваш возраст? лет.
- Пол: I) мужской, 2) женский.
- Выполняемые общественные работы во время учебы в школе?
- Вожатый отряда. 4. Член совета дружины.
- Класском. 5. Член совета отряда.3. Комсорг. 6.
- По какой причине вы поступили в педагогический институт?
- Интерес р учительской профессии.
- Любовь к детям и работа с ниш.3. Влияние любимого учителя.
- Советы родителей и друзей.
- Не мог поступить в другой институт.6.5. На каком курсе учитесь?
- I курс. 2. П курс. 3. Ш (1У) курс. 4. Выпускной курс.
- Творчество в педагогической работе
- Умение излагать учебный материал4. Высокая культура5. Принципиальность6. Моральный облик
- Наблюдательность, понимание педагогической ситуации, умение творчески разрешить8. Любовь к молодым9. Любовь к профессии
- Умение пользоваться временем
- Требовательность к знаниямстудентов
- Занятие научно-исследовательской работой
- Солидарность, умение держать себя, ответственность
- Вежливость, простота, с! фомность15. Веселость, шутливость
- Умение найти общий язык со студентами17. Внешность, одежда
- Добродушность, высокая оценка к знаниям студентов19.2. Любовь к работе с детьми.
- Возможность заниматься любимым предметом.
- Чистота в учительской работе.
- Возможность творческой работы.
- Работа соответствует моим способностям.
- Работа соответствует моему характеру.
- Возможность видеть результаты своего труда.
- Разнообразие педагогической работы.
- Возможность участия в научной работе.
- Возможность заниматься общественной работой.12.
- Мало оценивается важность педагогического труда.
- Отсутствие любви и желания работать с детьми.
- Невозможность заниматься любимым предметом.
- Работа не соответствует моим способностям.
- Работа не соответствует моему характеру.
- Невозможность видеть результаты своего труда.
- Однообразие педагогической работы.
- Невозможность заниматься общественной работой.9.
- У меня есть способность к педагогической работе.
- Почти уверен, что у меня есть способность.
- У меня нет способности к педагогической работе.
- Думаю, что у меня нет способности?5.
- Ваше общее отношение к педагогической деятельности?1. Положительное.2. Отрицательное.3. Не могу сказать точно.
- Как Бы относитесь к профессии учителя школы?1. Профессия очень нравится.
- Профессия скорее нравится, чем не нравится.
- К профессии отношусь безразлично.
- Профессия скорее не нравится, чем нравится.
- Профессия совершенно не нравится.
- Не могу ничего сказать об этом.
- Какое из нижеприведенных утверждений соответствует Вашему мнению.
- Уверен, что, закончив институт, буду учителем творцом.
- Закончив институт, буду работать учителем.
- Думаю, закончив институт, наверно буду работать учителем.
- Думаю, закончив институт, не буду работать учителем.
- Не буду работать учителем.
- Затрудняюсь сказать что-либо определенное по этому вопросу.
- Если бы Вам вновь пришлось поступить в вуз, то избрали бы вы педагогическую профессию.1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю
- Благодарим Вас за выполнение нашей просьбы!
- АНКЕТА 2 Уважаемый товарищ!
- Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Аливджана1. Ваш возраст? лет.
- Пол: I) мужской, 2) женский.
- Тип школы, в которой Вы работаете?
- Средняя общеобразовательная школа.
- Профессионально-техническая школа.3. Школа-интернат.
- Восьмилетняя общеобразовательная школа.5.
- Занимаемая Вами должность в школе.1. Директор.
- Замдиректора по учебной работе.
- Организатор воспитательной работы.4. Учитель.5. Классный руководитель.6. Старший пионервожатый.7. .5. Общий стаж работы? год.
- Из них педагогический стаж? год.
- Творчество в педагогической работе
- Умение излагать учебный материал4. Высокая культура5. Принципиальность6. Моральный облик .
- Наблюдательность, понимание педагогической ситуации, умение творчески разрешать8. Любовь к молодым9. Любовь к црофессии
- Умение пользоваться временем
- Требовательность к знаниям. студентов
- Занятия научно-исследовательской. работой
- Солидарность, умение держать. себя, ответственность
- Вежливость, простота, скромность15. Веселость, шутливость
- Умение найти общий язык со студентами17. Внешность, одежда
- Добродушна, высокая оценка знания студентов19.
- Прочные теоретические знания.
- Соблюдение этики и педагогического такта
- Творческое отношение к учительской деятельности.
- Овладение педагогическим мастерством.
- Навыки полученные в научных дужках института.
- Навыки, полученные в процессе практики.
- Атмосфера требовательности в школе, в которых работаю.
- Изучение опыта передовых учителей.
- Применение технических средств в педагогической работе.
- Систематическое самообразование.11.9. Какой вуз Бы окончили?
- Университет. 3. Педагогическое училище.
- Педагогический институт. 4.
- Имеете ли Бы звание или ученую степень?1. Заслуженный учитель.
- Отличник народного образования.3. Старший учитель.4. Методист-учитель.5. Кандидат наук.6. Никакого звания не имею.
- Что привлекает Бас в педагогической профессии?
- Педагогическая профессия одна из важнейших в обществе.2. Любовь к работе с детьми.
- Возможность заниматься любимым предметом.
- Чистота в учительской работе.
- Возможность творческой работы.6. Высокая заработная плата.7. Небольшой рабочий день.
- Возможность самосовершенствования.
- Работа соответствует моим способностям.
- Работа соответствует моему характеру.
- Достаточно большой отпуск.
- Возможность видеть результаты своего труда.
- Разнообразие педагогической работы.
- Возможность заниматься общественной работой.15.
- Что отталкивает Вас в педагогической работе?
- Мало оценивается общественная важность педагогического труда.
- Отсутствие желания работать с молодежью.
- Невозможность заниматься любимым предметом
- Работа вызывает нервное переутомление.
- Нетуусловий для постоянного творчества.6. Низкая заработная плата.7. Большой рабочий день.
- Невозможность самосовершенствования.
- Работа не соответствует моим способностям.
- Работа не соответствует моему характеру.
- Недостаточно большой отпуск.
- Невозможность видеть результаты своего труда.
- Однообразие педагогической работы.
- Невозможность заниматься общественной работой.15.1. Да. 2. Нет. 3. Не помню.
- Как понимаете творчество в учительской профессии?
- Наличие таланта, способности.
- Прочные теоретические знания.
- Умение применять теоретические знания в практике.
- Изучение педагогического опыта, обобщение педагогических фактов и использование их в своей деятельности.
- Наблюдательность, понимание педагогических ситуаций и умение решать их творчески.
- Отыскивать новые и эффективные методы обучения, воспитания и применять их в своей деятельности.
- Систематические знания, ознакомление с новостями в области обучения и воспитания.
- Публикация научных популярных статей в газетах и журналах.
- Занятие научными исследованием.
- Какие из нижепроведенных утверждений соответствуют Вашему мнению?1. Творчески работаю.
- Наверно, работаю творчески.
- Не могу работать творчески.
- Думаю, что вообще не могу работать творчески.
- Затрудняюсь сказать что-либо определенное по этому вопросу.
- Сколько учителей в Вашей школе?
- По Вашему мнению, сколько из них работают творчески?
- По Вашему мнению, когда целесообразно начинать воспитание творческого отношения к профессии, 1. Со студенческой скамьи.
- В процессе педагогической деятельности.. 3.
- Что, по Вашему мнению, можно делать для воспитания творчества в институте?
- Производить отбор способных абитуриентов.
- Обучать студентов самостоятельной работе с книгами.
- Привлекать к участию в научных 1фужках.
- Обучать подготовке рефератов. докладов на педагогические темы.
- Обучать подготовке докладов для научно-теоретических конференций.
- Обучать научному исследованию. .
- Обучать наблюдению педагогических фактов и умению анализировать их.
- Формировать умения и навыки творческой работы.
- Знакомить с новостями- в области обучения и воспитания.
- Благодарим за выполнение нашей просьбы!
- Эмоциональный 2 I 0 I 2 рациональный
- Общительный 2 I 0 I 2 замкнутый
- Уравновешенный 2 I 0 I 2 неуравновешенный
- Быстро усваивает 2 I 0 I 2 медленно усваивает новоеновое
- Сообразительный 2 I 0 I 2 тугодум6. Помогает товари- щам в учебе 2 I 0 I 2 не помогает товарищам в учебе
- Надежный товарищ 2 I 0 I 2 ненадежный товарищ
- Стремится к до- не стремится к доверительверительным отно- ным отношениям с другимишениям с другими 2 I 0 I 2
- АНКЕТА 3 Уважаемый ученик!
- Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Алимщжана
- Какая профессия больше всего Вас интересует.
- Какую роль играет в жизни человека правильный выбор црофессии.
- Какие Ваши жизненные перспективы и планы на будущее. Связа-на-ли они с Вашей профессией?
- Что привлекает Вас в педагогической работе? (отмечайте все те пункты, которые соответствуют Вашему мнению).
- Педагогическая профессия одна из важнейших в обществе.2. Любовь в работе с детьми.
- Возможность заниматься любимым предметон.
- Чистота в учительской работе.
- Возможность творческой работы.
- Работа соответствует моим способностям.
- Работа соответствует моему характеру.
- Возможность вццеть результаты своего труда.
- Разнообразие педагогической работы.
- Возможность участия в научной работе.
- Возможность заниматься общественной работой.12.
- Мало оценивается общественная важность педагогического труда.
- Отсутствие любви и желания работать с детьми.
- Невозможность заниматься любимым предметом.
- Работа несоответствует моим способностям.
- Работа несоответствует моему характеру.
- Невозможность видеть результаты своего труда.
- Однообразие педагогической работы.
- Невозможность заниматься общественной работой.9.
- Воспитатель детских садов и ясель.
- Воспитатель школ-интернатов.
- Воспитатель групп продленного дня.4. Пионервожатый.
- Учитель предмета (история, математика, физика, химия, биология и др.).
- Учитель начальных классов.
- Учитель профессионально-технических училищ.
- Учитель средних специальных учебных заведений.9. Тренер.10. '1.
- Каких великих педагогов Вы знаете?
- Что Вы знаете о жизни и деятельности великих педагогов?
- Какие работы Педагогического характера Вы выполняли в школе?
- Помощь учителю начальных школ.
- Воспитательная работа с октябрятами.
- Воспитательная работа с пионераш.
- Работа с отстающими в учебе.
- Ознакомление учащихся с задачами и целями школы «Молодого педагога"2. Лекция:. ."Учитель советской школы» Ачилов М.А.
- Домашнее задание: начать вести дневник психолого-педагогических наблюдений. Гаппарова Т. октябрь
- Провести сочинение на тему: «Моя. любимая профессия».
- Просмотр и обсуждение фильма «До. живем до понедельника».
- Домашнее задание: «Прочитать книгу А. С. Макаренко «Педагогическаяпоэма». Гаппарова Т. октябрь3. е зннятие
- Встреча с заслуженными учителями Кашкадарьинской области.
- Беседа: «Как ты себя представляешь в будущем»
- Домашнее задание: прочитать книгу
- П.Турсуна «Учитель» Култаев Д. К. ноябрь
- При составлении данной программы использован также опыт Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (Программа факультета будущего учителя. 1980 г.).4.е занятие
- Лекция: «В. И. Ленин и дети»
- Просмотр и обсуждение фильма «Семья Ульяновых»
- Домашнее задание: подготовить беседу учащихся старших классов по речи В. И. Ленина на Ш съезде комсомола «Задачи союзов молодежи"5.е занятие
- Лекция: «Педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Н. К. Крупская и. пионеры'
- Решение педагогических задач.
- Домашнее задание: прочитать «Письмо пионерам» Н. К. Крупской и законспектировать. Провести в пионерском отряде беседу о Н.К.Крупской6.е занятие
- Лекция: «Педагогическая деятельность ¦ А.С.Макаренко»
- Просмотр и обсуждение фильма «Педагогическая поэма».
- Домашнее задание: написать реферат на тему: «А. С. Макаренко о самоуправление в коллективе по произведениям «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».7.е занятие
- Диспут: «Может ли стать каждый учи. телем».
- Решение педагогических задач.
- Домашнее задание: Наблюдение за работой любимого учителя и обобщить ее опыт.8.е занятие
- Читательская конференция по книге Ч. Айтматова «Первый учитель».
- Просмотр и обсуждение фильма «Учитель».
- Домашнее задание: Прочитать книгу -«Кобуснома"1. Хидирова Б. ноябрь1. Аллаев К. декабрь1. Азизов Г. А. декабрь1. Гаппарова Т. январь1. Эшмурадов Э. январь9. е занятие
- Лекция: «Педагогическая теория в капиталистических странах».
- Тематический вечер дискуссия: «Что такое счатье, в чем оно».
- Домашнее задание: Написать сочинение на тему «К&к я представляю себя в будущим"10.е занятие
- Лекция: «Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского».
- Домашнее задание: прочитать книгу В. А. Сухомлинского «Письма к сыну*1. П-е занятие
- Лекция: «Самовоспитание». .
- Решение педагогических задач.
- Домашнее задание: Написать отзыв на кинофильм «Озорник». Дать характеристику главному герою-мальчику.12.е занятие
- Лекция: «Индивидуально'психологические особенности детей».
- Просмотр и обсуждение кинофильма «Sap над озером».
- Домашнее задание: написать характеристику на одного из учащихся подшефного класса.13.е занятие
- Обсуждение рефератов по теме: «А. С. Макаренко о самоуправлении в коллективе .
- Просмотр фильма «Трудный возраст».
- Домашнее задание: написать о самоуправление в своем коллективе.1.