Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творческие аспекты педагогической деятельности и подготовка студентов к творческой работе стали предметом диссертационных исследований: А. П. Акимовой, В.А.Кан-Калика, Г. М. Храмовой, Н. М. Яковлевой /16,68,179,196/. Так в работе А. П. Акимовой показаны некоторые пути формирования умения творчески решать педагогические задачи в области воспитания. В исследовании Г. М. Храмовой подготовка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА. II
    • 1. 1. Творческая прщюда педагогической деятельности и воцросы профессионально-творческой подготовки будущих учителей в системе высшего педагогического образования. II
    • 1. 2. Изучение педагогического творчества в современной педагогике и психологии
    • 1. 3. Педагогическое общение как центральное звено в творчестве учителя
  • ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К (ТРУДУ ПЕДАГОГА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
    • 2. 1. Изучение мотивов, знаний и умений как основы воспитания творческих аспектов профессиональной деятельности
    • 2. 2. Педагогическое творчество в труде современного учителя
    • 2. 3. Современный уровень профессионально.^творче-ской подготовки студентов педвузов
  • ГЛАВА 3. ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТРУДУ IOI
    • 3. 1. Значение и возможности профессионального отбора в деле подготовки творчески мыслящих педагогических кадров
    • 3. 2. Развитие творческих основ профессиональной деятельности в ходе обучения студентов педагогических вузов
  • ЗАШИЕНИЕ

Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Строительство развитого социализма, научно-техническая революция связано с громадными изменениями, происходящими в материальной, научной, политической и культурной жизни нашей страны. Для участия в ней от ее граждан требуется высокий уровень общих и специальных знаний, культура, гармоническое сочетание интересов, разумных потребностей и возможностей личности. Широкое развертывание системы народного образования отвечает этой потребности социалистического общества — потребности воспитания советской молодежи.

Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" /5/.

Важная и ответственная роль в этом процессе принадлежит учителю. От того, насколько педагог профессионально готов к выполнению возложенных на него функций зависит будущее страны. Коммунистическая партия и Советское государство придает большое значение улучшению отбора и подготовке педагогических кадров /4,5,6,7,8,9/.

Народный учитель — ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу" /9/.

Неотъемлемой чертой реформы системы народного образования, является существенное улучшение подготовки кадров учителей. «Будущим учителям воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку.. Поднять уровень психолого-педагогической подготовки, улучшить организацию и содержание практики» /9/.

Творчество — неотъемлемая черта и проявление наивысшего этапа развития црофессиональной деятельности учителя. Закладка основ высокого уровня владения творческой педагогической деятельностью — чрезвычайно важная задача, стоящая перед педагогическими вузами. Работа в этом направлении создает базу для фактического претворения в жизнь принципа единства процесса обучения и воспитанияпозволяет определить разумное сочетание у молодых специалистов интересов и способностей, желаний и возможностей и добиться гармонического и всестороннего развития их личности.

В связи со сказанным, тема диссертации «Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду» является актуальной и практически значимой. Решение поставленной проблемы содействует улучшению профессиональной подготовки молодых специалистов.

Среди проблем совершенствования высшего педагогического образования, возникающих и разрешаемых в настоящее время, в данной работе выдвигается в качестве центральной проблема развития творческих начал в подготовке к профессиональной деятельности будущего учителя. Эта проблема является фактически наиболее острой и мало разработанной в педагогической науке.

Методологические проблемы педагогического образования получили известное распитие в работах: Н. В. Алексаццрова, К. И. Васильева, И. Т. Огородникова, Ф. Г. Паначина, А. И. Пискунова, С. Р. Раджабова, В. К. Розова и некоторых других авторов /20,41,120,124, 134,143,145/.

Изучение вопросов формирования личности учителя и его влияние на результаты обучения и воспитания посвящены исследования О. А. Абдуллиной, М. А. Ачилова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Б. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. /10,11,27,45,46,87,156,187,188/.

Творческие аспекты педагогической деятельности и подготовка студентов к творческой работе стали предметом диссертационных исследований: А. П. Акимовой, В.А.Кан-Калика, Г. М. Храмовой, Н. М. Яковлевой /16,68,179,196/. Так в работе А. П. Акимовой показаны некоторые пути формирования умения творчески решать педагогические задачи в области воспитания. В исследовании Г. М. Храмовой подготовка к творческой педагогической деятельности рассматривается как формирование готовности исследовать состояние основных переменных целостного педагогического процесса. Эмоциональные аспекты педагогического творчества подвергнуты разработке в докторской диссертации В.А.Кан-Калика. В работе Н. М. Яковлевой сделана попытка определить iqpyr педагогических исследовательских умений, необходимых в творческой подготовке будущих учителей.

Вместе с тем, следует отметить, что до сих пор проблема творческого отношения к педагогическому труду и его формирование в системе высшего педагогического образования не нашли еще должного отражения в литературе. Так, за пределами внимания исследователей осталась такая важнейшая сфера деятельности учителя, как педагогическое общение и творчество в этой области.

Цель данного исследования состоит в разработке научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы, содействующей повышению уровня и качества подготовки выпускников педагогических вузов и творческой работе.

Объект исследования — профессиональное становление будущего учителя,.

Предмет исследования — процесс воспитания у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду.

В основу исследования легла гипотеза согласно которой воспитание у студентов педагогических вузов творческого отношения к педагогическому труду связано с гармоническим развитием у них личноетно-значимых мотивов деятельности, профессиональных знаний и умений, важнейшими из которых являются те, которые проявляют себя в сфере педагогического общения.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Поиск нового подхода к развитию творческих начал в профессиональной деятельности будущего учителя;

2. Рас1фытие основ творчества в деятельности учителеймастеров и характеристика современного состояния подготовки студентов к творческой педагогической деятельности;

3. Разработка системы учебно-воспитательной работы, способствующей достижение достаточно высокого уровня овладения црофессией и формщюванию творческого отношения к труду учителя у студентов педагогических вузов.

Методологической основой — исследования явилось маркси-стко-ленинское учение о деятельностной црироре личности, о взаимодействии личности и общества, об их единстветеория общения, разрабатываемая в советской педагогике, психологии и социологиитеория формирования личности учителя, основанная на ленинских выводах о роли учителя в социалистическом обществе и требованиях к его подготовке, отраженных в документах КПСС и боветского правительства.

Источниками исследования явились: труды классиков марксизма-ленинизма, документы ШСС и Советского правительства, труды ведающихся деятелей ШСС по вопросам образования и подготовки педагогических кадрвв, педагогические исследования посвященные проблеме профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, опыт педагогических вузов.

Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Кар-шинский госпединститут им. Хамида Аливджана и школы г. Карпш и районов Кашкадарьинской области.

Массивность выборки обследований (в нее вошли всего 350 школьников, 2100 абитуриентов, 2500 студентов, 300 учителей), а также использование различных методов, адекватных цели и задачам исследования, обеспечили достоверность и надежность полученных результатов.

Исследование велось в несколько этапов:

На первом этапе (1973;1977 гг.) был осуществлен анализ научной литературы и определен подход к проблеме педагогического творчества.

На втором этапе (I977-I98I гг.) проводилась экспериментальная работа, включавшая создание и цроверку методик, анкет, схем наблюдений, используемых в исследовании, накапливался и обрабатывался экспериментальный материал.

На третьем этапе (I98I-I983 гг.) полученные данные были обобщены, а диссертация получила литературное оформление.

В ходе исследования использовались методы наблюдения, интервьюирования, анкетирования, эксперимента, анализа письменных работ студентов и школьников и методы математической статистики.

На защиту выносятся положения о:

— творческом характере педагогической деятельности, важнейшей составляющей которого является сфера педагогического общения;

— системе мер по развитию и преобразованию профессиональных мотивов педагогической деятельности, знаний и умений студентов в ходе обучения в высшей педагогической школе с целью развития у них творческого отношения к зруду учителя;

— включение в курс подготовки будущих учителей цикла учебно-воспитательных работ, нацеленных на воспитание у них творческого отношения к труду учителя.

Новизна результатов проведенного исследования состоит в следующем:

— выявлены функции педагогического общения в цроцессе формирования у студентов педагогических вузов творческого отношения к труду учителя;

— раскрыты мотивационный, познавательный и личностный аспекты подготовки будущих учителей к творческой работе в школе;

— разработана психологически и педагогически обоснованная система воспитания студентов высшей педагогической школы, формирующая у них творческое отношение к труду в школе.

Теоретическое значение исследования состоит в разработке проблем творчества применительно к профессиональной деятельности учителя, изучением творческого компонента в зруде учителей-мастеров, обоснованием путей совершенствования воспитательной деятельности высшей педагогической школы по планомерному и целенаправленному развитию у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду.

Практическое значение исследования состоит в том, что использование предложенной системы работы повышает уровень профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов, сокращает период их адаптации и вхождения в профессиональную деятельность, создает необходимую базу для творческого труда молодых учителей.

Результаты исследования докладывались на ежегодных научно-теоретических конференциях црофессорско-преподавательского состава Каршинского ГШ в 1975;1983 гг.- республиканских научно-теоретических конференциях, посвященных воцросам коммунистического воспитания студенческой молодежи в свете решений ХХУ" съезда КПСС (г.Карши, сентябрь, 1976 г.), совершенствованию учебно-воспитательного цроцесса в педагогических учебных заведениях (г.Ташкент, февраль, 1977 г.), совершенствованию трудового обучения, воспитания и црофессиональной ориентации учащейся молодежи (г.Самарканд, 1979 г.), на межвузовском координационном совещании по научно-исследовательской целевой црограмме «Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма» (Москва, декабрь, 1983 г.).

Результаты исследования и подготовленные на их основе рекомендации используются в практической деятельности педагогических институтов Узбекистана. Автором создана учебное пособие «Профессиональная деятельность советского учителя» (г.Карши, 1981, — 47 е., на узбекском языке), к курсу «Введение в учительскую специальность.

Основное содержание диссертации отражено в 6' публикациях. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В тексте имеется 20 таблиц и 2 рисунка. Библиография включает 199 названий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенствование системы высшего педагогического образования является важной задачей развитого социализма. Подготовка высококвалифицированных кадров учителей отвечает актуальной потребности общества в гармоничном и всестороннем развитии новых поколений советских людей, воспитания идейных, стойких борцов за идеалы коммунизма.

Откликаясь на эту потребность социалистического общества, советская высшая педагогическая школа настоятельно и последовательно ищет резервы повышения качества подготовки специалистов.

Развитие творческого отношения к педагогической профессии, развитие творческих основ деятельности у студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе является одним из перспективных направлений в деле совершенствования высшего педагогического образования в СССР. Настоящая работа — одно из исследований, выполненных в русле данного направления.

Творчество вообще и творчество в деятельности учителя в особенности — очень объемный многогранный объект, сложный для исследования. Осуществление акта творчества требует от педагога определенного уровня общей и специальной подготовки, наличия необходимых профессиональных знаний, умений, навыков.

Педагогическое творчество требует от личности учителя особой направленности, стремления, заинтересованности в его осуществлении. Важной особенностью творческого отношения к педагогическому труду является его специфическая направленность, наличие смыслообразующих мотивов, профессиональных знаний и умений, важнейшими из которых являются те, что проявляют себя в сфере педагогического общения.

В основу нашего исследования легла концепция" согласно которой творческий уровень овладения профессией в значительной степени обусловлен развитием сферы мотивов деятельности. Развитие мотивов, педагогической деятельности, является необходимым условием формирования творческого отношения к труду педагога.

Овладение мотивами деятельности эффективно совершается в ходе развития особой формы педагогического общения — в личностном общении. Личностное общение выступает как предпосылка, условие и результат творческого овладения профессией.

Закладка основ творческого отношения к профессиональной деятельности педагога, совершающаяся под воздействием вузовской системы педагогического образования, требует качественного преобразования системы мотивов, с которой абитуриенты приходят в вуз, в профессионально-творческую — отвечающую развитым формам педагогической деятельности.

В результате проведенного исследования рас! фыты:

— структура и характер мотивов педагогической деятельности, побуждающих выпускников школ к выбору профессии педагога в качестве своей будущей специальности. Ее структура охарактеризована как сложное образование, включающее смысловой, эмоциональный и познавательный элементы. Характер развития мотивов определяется положительной сформированноетью эмоционального уровня и недостаточной сформированноетыо двух других;

— особенности творческой деятельности учителей-мастеров и соответствующая им направленность личности педагога. Наиболее характерной чертой творческой индивидуальности является стремление к общению с учениками, поиск духовного контакта с ниш. Подобная направленность творчества и личности учителя находит свое выражение в развитии связанных с творчеством мотивов, стремление к самопознанию, познанию других, к поиску новых и эффективных средств педагогического общения;

— процесс качественного преобразования мотивов под воздействием всей системы подготовки будущих педагогов в вузе. Были сделаны выводы, что хотя изучаемый процесс имеет прогрессивные тенденции развития, однако он носит еще малоорганизованный, нецеленаправленный характер, что в свою очередь требует реорганизации существующей практики подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, совершенствования ее форм и методов.

Опытно-экспериментальная работа в целом подтвердила гипотезу о важной роли педагогического общения в развитии у студентов в ходе обучения в высшей педагогической школе творческого отношения к труду учителя и вцдвинула задачу разработки научно обоснованной системы воспитательной работы на совершенствование подготовки будущих учителей к творческой работе в школе.

На основе проведенного исследования намечены пути совершенствования подготовки студентов педагогических вузов к творческой работе. Разработанная система воспитания представляет собою единство профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального обучения. Переход от одного к другому обеспечивает преемственность воспитательного процесса, планомерность его воздействия, целенаправленность и контроль за его результатами. Разработанной системе свойственны направленность на освоение студентами различных форм педагогического общения. Этим новым для практики вузовского обучения содержанием проникнуты все конкретные виды работ, введенные в предлагаемую систему.

Эффективность предлагаемой системы учебно-воспитательной работы, проверенная в ходе многолетних наблюдений и эксперимента, позволяет рекомендовать ее для совершенствования уровня и качества подготовки будущих учителей к творческой работе.

Материалы исследования в целом позволяют предложить следующие рекомендации:

1. Выдвинуть в качестве одной из важнейших задач высшей педагогической школы формирование у студентов педвузов направленности личности, создающей мотивационный фундамент для развития творчества в их дальнейшей профессиональной деятельности.

С содержательной стороны эта направленность раскрывается как стремление к разнообразным формам общения с учениками, в основе которого лежат мотивы самопознания, познания других людей, поиск новых коммуникативных средств.

2. Планомерно и последовательно развивать мотивы у школьников, отбирать среди них наиболее способных к профессиональной педагогической деятельности. Для подобной профориентацион-ной работы и профотбора хорошо зарекомендовашсебя школа «Молодые педагоги», в рамках которой налажены встречи учащихся школ с педагогами-мастерами, преподавателями педагогических вузов, студентами педагогических институтов, а также организовано систематическое развитие необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений, развитие сферы интересов и ценностных жизненных ориентаций.

3. Включить в программу подготовки студентов педагогических вузов цикл работ, способствующих развитию у них мотивации, обеспечивающей воспитание творческого отношения к педагогическому труду.

В этих целях целесообразно организовать для студентов педагогических институтов спецкурс «Педагогика и психология общения», в рамках которого будущие учителя теоретически и практически развивают в себе умения, необходимые для осуществления продуктивных форм взаимодействия с учениками.

4. Обратить особое внимание на овладение студентами всеми аспектами педагогического общения и, прежде всего, одной из его наиболее сложных форм, непосредственно связанной с природой педагогического творчества — личностным общением.

Реализация в практике обучения студентов педагогических вузов этих рекомендаций, несомненно будет способствовать повышению уровня и качества творческой подготовки будущих учителей, содействовать совершенствованию системы высшего педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Маркс К. Экономико-философские рукописи, 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с. 41−174.
  2. К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с. 7−544.
  3. В.И. Наука логики. П часть. Полн, собр.соч., т. 29, о.' 149−218.
  4. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 февр. 3 марта 1981.: Стеногр. отчет, т.1. — М.: Политиздат, 1981. — 382 с.
  5. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  6. О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 20 июня 1972 г.- В кн.: Справочник партийного работника. М., 1973, вып. 13, с. 189−196.
  7. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, 26 апреля 1979 г.- В кн.: Справочник партийного работника. М., 1980, вып. 20. с. 319−330.
  8. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества, подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 29 июня 1979 г. /Изложение/. В кн.: Сцравочник партийного работника. М., 1980, вып. 20, с. 331−338.
  9. Основные нацравления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  10. Абдуллина 0.А. Использование педагогических фактов впроцессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам. Сов. педагогика, 1981, & 7, с. II4-I2I.
  11. О.А. Проблема формщювания педагогических умений и навыков у будущих учителей. В кн.: Проблемы профессиональной. подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 43−48.
  12. Абдульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн.: Проблемы общения в психологии. М., 1981, с. 218−240.
  13. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1972. — 27 с.
  14. Л.Н. Формирование политической культуры советского студенчества: Автореф. дис.канд. филос.наук. Киев, 1981. — 23 с.
  15. Н.В. Задачи подготовки и переподготовки учителей в свете решений ХХУ съезда КПСС. В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 6−12.
  16. Н.А. Разрабатывать научные основы. Вест, высш. школы, 1971, J? I, с. 29−34.
  17. Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации. Сов. педагогика, 1978, № 8, с. 12−19.
  18. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограм-ме советского учителя. Сов. педагогика, 1971, № 2, с. 83−90.
  19. Г. М. Социальная психология. М.: изд-во.1. МГУ, 1980. 415 с.
  20. В.В. Комплектование педагогических вузов- итоги и перспективы. Сов. педагогика, 1981, Jp ГО, с. 64−71.
  21. Э.Э. Опыт анализа речевого общения учащихся и учителя на урове. В кн.: Проблемы общения и воспитания, Тарту, 1974, ч. Г. с. 165−175.
  22. А.С. Проблема цели и воспитания и образовании. Научное образование и нравственное воспитание. В кн.: Фило-софско-психологические проблемы развития образования. М., 1981, с. 73−1Г8.
  23. К.А. 0 нравственном воспитании студентов. В кн.: Система учебно-воспитательной работы в педагогическом институте как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972, с. 183−196.
  24. М.А. Нравственное формирование будущего учителя.- Ташкент: Укитувчи, 1979. 327 с.
  25. Ю.К. Формирование у студентов педвузов умения оптимально проектировать учебно воспитательный процесс.- В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе: Тез. докл. Всесоюз. совещания семинара. Гродно, 1977, с. 3−14.
  26. Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепций предметной деятельности. В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. М., 198 Г, с.17−38.
  27. Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Сов. педагогика, 1982, № 9, с. 86−90.
  28. С.Т. Специалист должен быть творческим. Вести, высш. школы, 1976, № 2, с. 19−22.
  29. Л.М. Проблемы подготовки и педагогического отбора старшеклассников к продолжению учебы в высшей школе: Автореф. дис.. кацд.пед.наук. Одесса, 1974, г-э23 с.
  30. М.Н. Нормы общения и внутренний мир личности. -В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 241−262.
  31. В.Г. Интерес советских школьников к профессии учителя: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Ярославль, 1955.- 16 с.
  32. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учениками. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 65−76.
  33. А.В. Система работы педагогического института по подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе.- В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе /Тез.докл. Всесоюз. совещания-семинара. Гродно, 1977, с. 14−23.
  34. А.А., Ляудис В. Я. Введение. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 3−5.
  35. А.А. Восприятие человека человеком. Л., Изд-во ЛГУ, 1965. — 123 с.
  36. А.А. Форм1фование личности актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителяи учащихся. М., 1980, с. 6−9.
  37. З.И. Педагогическая црактика важнейшее звено в системе подготовки учителя. — Сов. педагогика, 1982, А 7, с. 63−67.
  38. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования- Под ред. и со вступительной статьей В.Колбановского.- М.-Л. Гос. социально-экономическое изд-во, 1934. 323 с.
  39. .В. Педагог, коллектив и воспитание творческих начал. Вестн.высш.школы, 1979, $ 4, с. 38−41.
  40. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  41. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 156 с.
  42. Ф.Н. Педагогические способности и их квалификация. В кн.: — Материалы 1У Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 36.
  43. Н.А. Атеистическое воспитание в курсе философии цри изучении диалектики. В кн.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. 76−91.
  44. А.А., Боцдаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1982,? 8, с. 83−87.
  45. B.C., Смирнов Б. А. Нравственное воспитание студентов высших учебных заведений страны во внеурочное время /М-во высш. и сред, спец.образ. СССР. НИИ высш.школы. М.: НИИВШ, 1975. — 55 с.
  46. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя /М-во просвещения РСФСР. Рост.-н/Д гос. пед. ин-т. Ростов н/Д., 1970. — 255 с.
  47. Э.А. Теория и црактика профессионально-этической подготовки учителя /Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. М.: МШИ, 1979. — 98 с.
  48. С.А. Проблемы трудового воспитания студенческой молодежи. Вестн.Моск.ун-та. Сер. 13. Теория науч. коммунизма, 1973, J6 2″, с. 82−87.
  49. С.А., Карева Н. Н. Трудовое воспитание студентов в учебном цроцессе /Отд.науч.информ. НШ проблем высш. шко-лы. М.: НШВШ, 1979. — 45 с.
  50. Ф.Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся: Автореф. дис.. канд, психол.наук. М., 1982. — 17 с.
  51. К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1981. — 16 с.
  52. Т.С. Формщювание профессиональной нацравленнос-ти студентов во внеучебной работе: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1972. — 24 с.
  53. Л.Л. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968. — 223 с.
  54. В.П. Советская высшая школа идет по ленинскомупути. Вести, высш. школы, 1970, J? 4, с. 5−14.
  55. Б^молаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей: (По материалам зарубежных исследований). -Вопр. психологии, 1975, I5 5, с. 166−176.
  56. П.А. Ориентация молодежи на педагогические профессии. Сов. педагогика, 198 Г, № 10, с. 71−77.
  57. П.А. Подготовка будущих учителей к работе в сельской школе. Сов. педагогика, 1982, № 10, с. 73−77.
  58. А.В., Лисина М. И. Общие вопросы исследования. В кн.: Развитие общения у дошкольников. М., 1974, с. 3−17.
  59. А.В., Фролкин П. П. Студенческие строительные отряды в коммунистическом воспитании молодежи. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. — 46 с.
  60. И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Харева Л. А. Педагогическое общение как цроцесс решения коммуникативных задач. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 53−65.
  61. Р.К. Категории системы анализа интеракций М.А. Фландерса и их использование при наблюдение урока. Сов. педагогика и школа. Тарту, 1977, Вып. XI, с. 130−140.
  62. Е.А. Психологические проблемы црофессионально-технического образования. Воцр. психологии, 1974, $ 5, с. 115 120.
  63. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  64. М.О. Поэзия педагогики. М.: Всерос. театр, о-во, 1976. — 527 с.
  65. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис.. кацц. психол. наук. М., 198 Г. — 22 с.
  66. М.С. Профессионально-педагогическая нацравлен-ность в системе подготовки молодого специалиста. Сов. педагогика, 1983, В 3, с. 90−93.
  67. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
  68. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск- йзд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  69. Я.Л., Березовая Н. А. Некоторые педагогические цроблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. -61 с.
  70. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 60−79.
  71. С.В., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся. Сов. педагогика, 1975, № 7, с. 31−39.
  72. С.Б. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с. j 82. Кравчук П. Ф., Кондза Л. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей.- Сов. педагогика, 1983, № I, с. 68−70.
  73. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  74. Н.К. Выбор профессии. В кн.: Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959. т. 4, с. 106−108.85. %зьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
  75. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
  76. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 114 с.
  77. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. -183 с.
  78. К^люткин Н.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
  79. Е^ценко Э.М., Шарапов Ш. Ш. Мы интернационалисты.- Ташкент: Укитувчи, 1981. 95 с.
  80. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  81. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:1. Наука, 1969. 21 Г с.
  82. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  83. B.C. Производительный труд как фактор формирования советского специалиста: Автореф. дис.. канд.филос. наук. М., 1973. — 26 с.
  84. М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. В кн.: Общение и его влияние на развитие психики у дошкольников. М., 1974, с. 3−23.
  85. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстников: общее и различное. В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980, с. 3−32.
  86. М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980, с. 55−78.
  87. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии. Вопр. философии, 1979, № 8, с. 34−47.
  88. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 3−23.
  89. .Ф. Психологические процессы и общения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. I5I-I64.
  90. М.Р. Взаимодействие педагогического института и школы в подготовке учителя. Сов. педагогика, 1981, № 9, с. 77−84.
  91. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 37−52.
  92. A.M. Идейно-политическое воспитание студентов. Сов. педагогика, 1983, ^ 3, с. 87−90.
  93. М.Х. Совершенствование интернационального воспитания студенческой молодежи: (На материале педвузов Узбекской ССР): Автореф. дис.. канд.пед.наук. Казань, 1982.- 16 с.
  94. А.С. О моем опыте. В кн.: Соч.: В 7 т. М., 1951, т. 5, с. 248−272.
  95. Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977.- 64 с.
  96. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  97. О.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 206 с.
  98. Р.П. Особенности нравственных отношений в учебной деятельности и формирование личности студента. В кн.:I
  99. Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Тамбов, 1973, Вып. I, с. 98−104.
  100. Ф.Г. Эмпирическое и диалектическое понимание личности. В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981, с. 38−54.
  101. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис.. докт. пед.наук. Л., 1981. — 37 с.
  102. А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями. В кн.: Психолого-педагогические взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с. 9−16.
  103. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости. В кн.: Социальная психология личности. Л., 1974, с. 13−20.1.4. Натанзон Э. Ш. Задания по психологии. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
  104. А.И. Формирование профессиональной готовности студентов университетов к воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1980. — Г7 с.
  105. В.Н. Синтез психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 22 с.
  106. В.Н. Общение в задачах оценки сигналов. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 45−60.1Г8. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 15 Г с.
  107. B.C. Психологические особенности формирования эмоциональной выразительной речи будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 16 с.
  108. В.Б. Межличностные отношения. В кн.: Социальная психология. М., 1975, с. 196−240.
  109. Л.Л. Опыт подготовки студентов к работе с родителями учащихся. Сов. педагогика, 1981, № 12, с. 83−85.
  110. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Педагогика, 1975. — 218: с.
  111. В.Л. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. В кн.: Психолого-педагогические цроблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с.16−22.
  112. Педагогические цроблемы и способы их решения учителем: Сб. науч. тр. /НШ общ. образования взрослых АПН СССР- Под ред. Ю. К. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л.: НИШОВ, 1979. — 88 с.
  113. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
  114. А.В. 0 совершенствовании психологического образования учителя. Вопр. психологии, 1978, J? 3, с. 3−8.
  115. А.В. Социально-психологические проблемы в деятельности учителя. В кн.: Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. Гродно, 1977, с. 62−68.
  116. А.В., Платонов К. К. Психология личностных отношений. В кн.: Общая психология. М., 1976, с. 136−157.
  117. Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно-полезной деятельности как фактор формирования личности: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1979. — 19 с.
  118. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. 2-е изд. Минск: Нар. Асвета, 1977. — 256 с.
  119. А.И. История педагогики как учебный цредмет в педагогическом вузе. Сов. педагогика, 1983, № 7, с. 79−84.
  120. А.И. Основные проблемы и задачи исследования в области общепедагогической подготовки будущих учителей ввысшей школе. В кн.: Вопросы общепедагогической подготовкибудущих учителей, М., 1972, с. 3−10.
  121. А.И. О совершенствовании подготовки учителя-воспитателя. Сов. педагогика, 1977, 8, с. 90−95.
  122. А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов. Сов. педагогика, 1975, № 2, с. 79−86.
  123. К.К. Личность как объект социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 72−88.
  124. К.О. 0 профессионально-этической направленности практики студентов педвузов. В кн.: Формирование црофесси-ональной направленности студентов педагогических институтов: (Педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с. 130 137.
  125. Е.Н. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления. В кн.: Вопросы формирования личности в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. I02-II5.
  126. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 79−90.
  127. Проблема совершенствования системы психолого педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. науч. трудов / Ленингр. гос.пед.ин-т- Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1980. — 166 с.
  128. Пути оптимизации преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе, /АПН СССР, НИИ общ. педагогики- Под ред. А. М. Миролюбова, И. И. Левиной. М.: НШШ, 1979. — 158 с.
  129. Г43. Раджабов С. Р. Педагогическая наука в Узбекистане и перспективы ее развития. Сов. педагогика, 1976, $ I, с. 97−102.
  130. П.М., Свердлин М. А. Вопросы интернационального воспитания студентов в преподавании диалектического и исторического материализма. М.: Высш. школа, 1982. — 112 с,
  131. Г45. Розов В. К. Подготовка учителя в обществе зрелого социализма. Сов. педагогика, 1982, № 12, с. 67−72.
  132. М.М. Проблема учителя. М.-Л.: Моск. акционерное Издательское о-во, 1927. — 173 с.
  133. М.В. Формирование мотивов выбора педагогической црофессии у старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1965. — 14 с.
  134. Н.А., Щербаков А. И. О психологическом анализе деятельности учителя-биолога. В кн.: Совершенствование методической подготовки учителей биологии /Матер. Всерос. совещания преподавателей методики биологии пед. ин-тов. Владимир, 1973, с. 24−34.
  135. Н.А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы. В кн.: Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1973, Вып. I, с. 17−61.
  136. Ю.А. Творчество. В кн.: Пед. энциклопедия, 1968, т.4, с. 215−219.
  137. С.В. Особенности общения в педагогической деятельности в связи с индивидуально-типологическими различиями. В кн.: Исследования роли индивидуально-типологических различий и вопросы педагогической психологии. Алма-Ата, 1975, Вып. 5, с. 46−53.
  138. С.В. Роль контактных процессов в педагогическом общении. В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979, с. 145−150.
  139. Е.И. О подготовке студентов педагогического вуза и классных руководителей к работе с родителями. Сов. педагогика, 1981, В 12, с. 85−88.
  140. В.А. К воцросу о црофессиограмме учителя общеобразовательной школы. Сов. педагогика, 1973, Jfe 5, с. 7280.
  141. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. В кн.: Психология труда и личность учителя. Л., 1976, Вып. I, с. 30−46.
  142. В.А. Формирование личности учителя советской школы в цроцессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  143. В.А. Опыт исследования проблемы формирования личности учителя в высшей школе. В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с. 13−24.
  144. Ю.В. О мировоззренческом характере профессиональной этики учителя. В кн.: Формирование профессиональной направленности студентов педагогических институтов: (Педагогическая этика: проблемы и опыт). — Владимир, 1975, с. 46−55.
  145. Н.А. О повышении роли дипломных работ по педагогике в профессиональной подготовке будущих учителей. Сов. педагогика, 1981, № 8, с. I07-II2.
  146. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогической задачи /Яросл. гос. пед. ин-т. Ярославль: Изд-во ЯШИ, 1974.- 130 с.
  147. В.А. Как воспитать настоящего человека.- Киев: Рад. школа, 1975. 236 с.
  148. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975. — 239 с.
  149. В.Н. Формирование организованности у студентов педагогических институтов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 19 с.
  150. Творческая нацравленность деятельности педагога: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых- Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. Л., 1978. — 102 с.
  151. Творчество педагогическое. В кн.: Пед.словарь. М., I960, т. 2, с. 464.
  152. .М. Проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 563 с.
  153. В.Б. Педагогические проблемы выявления и развития у старшеклассников призвания к профессии учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1967. — 24 с.
  154. К.Д. Человек как предмет воспитания: Предисловие. Собр. соч.: В II т. М.-Д., 1950, т. 8, с. II-58.
  155. М.Ф. К вопросу о структуре социально-личностных качеств специалиста. Сов. педагогика, 1981, № 12,с. 76−83.
  156. М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя. Сов. педагогика, 1981, № 11, с. 83−87.
  157. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. В кн.: Психолого-педагогические цроблемы общения. М., 1979, с. 17−35.
  158. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологической устной цропаганды. Воцр. психологии, 1977, № 4, с. 52−63.
  159. А.У. Смысловая структура публичного выступления. Воцр. психологии, 1978, № 4, с. 84−95.
  160. И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная цроблематика и основные педагогические идеи. Минск: йзд-во БГУ, 1972. — 363 с.
  161. Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев-Одесса: Высш. школа, 1978. — 134 с.
  162. Г79. Храмова Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: (На материале УИРС по циклу педагогических дисциплин): Автореф. дис. кавд. пед.наук. Алма-Ата, 1978, 26 с.
  163. А.Н. Деятельность сельского учителя и подготовка к ней как педагогическая проблема. Сов. педагогика, 198 Г, № 8, с. II3-II8.
  164. А.Ч. Трудовое воспитание в период развитогосоциализма. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 108 с.
  165. В.Н., Чернокозев Й. Й., Этика учителя. Педагогическая этика. Киев: Радянська школа, 1973. — 173 с.
  166. П.А. Преемственность профессионального сапооп-ределения студентов и старшеклассников. Сов. педагогика, 1983, № I, с. 62−67.
  167. Е.Г. Исследование готовности выпускников педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности в сельских школах: (На материале педвузов и сельск. общеобра-зов. школ УзССР): Автореф.дис.. кавд. пед.наук. Ташкент, 1977. — 24 с.
  168. А.И. Психологические основы форм1фования личности советского учителя. Л., Просвещение, 1967. — 248 с.
  169. А.И. Психология труда и личности учителя: (Сборник научных трудов) Ленингр. гос. пед. ин-т. Вып. I. — Л.: ЛПШ, 1976. — 134 с.
  170. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. Вопр. психологии, 1981, № 5, с. 13−21.
  171. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1968. — 35 с.
  172. Л.И. Сухомлинский об этике учителя. В кн.: Формирование профессиональной направленности студентов педагогических институтов: (педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с. 125−129.
  173. Л.С. Изучение психологического состояния студента практиканта перед уроком. В кн.: Формирование профессиональной направленности у студентов педагогических институтов: педагогическая этика: проблемы и опыт). Владимир, 1975, с.175-Г83.
  174. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. — Сов. педагогика, 1982, № 8, с. 74−77.
  175. Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1975, № 2, с. 95−101.
  176. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.- Педагогика, 1971. — 351 с.
  177. С.Г. Консультационные пункты одна из форм подготовки студентов к воспитательной работе. — Сов. педагогикаt 1983, & 4, с. 88−89.
  178. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 63 с.
  179. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Автореф. дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 1977. — 17 с.
  180. Г97. Якушева Т. Г. Развитие интереса к педагогической профессии во время практики. В кн.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. I3I-I48.
  181. М.Г. Творчество. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1976, т. 25, с. 330−332.
  182. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов вуза. Сов. педагогика, 1982, й II, с. 75−77.
  183. АНКЕТА I Уважаемый студент!
  184. Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Алимднана.1. Ваш возраст? лет.
  185. Пол: I) мужской, 2) женский.
  186. Выполняемые общественные работы во время учебы в школе?
  187. Вожатый отряда. 4. Член совета дружины.
  188. Класском. 5. Член совета отряда.3. Комсорг. 6.
  189. По какой причине вы поступили в педагогический институт?
  190. Интерес р учительской профессии.
  191. Любовь к детям и работа с ниш.3. Влияние любимого учителя.
  192. Советы родителей и друзей.
  193. Не мог поступить в другой институт.6.5. На каком курсе учитесь?
  194. I курс. 2. П курс. 3. Ш (1У) курс. 4. Выпускной курс.
  195. Творчество в педагогической работе
  196. Умение излагать учебный материал4. Высокая культура5. Принципиальность6. Моральный облик
  197. Наблюдательность, понимание педагогической ситуации, умение творчески разрешить8. Любовь к молодым9. Любовь к профессии
  198. Умение пользоваться временем
  199. Требовательность к знаниямстудентов
  200. Занятие научно-исследовательской работой
  201. Солидарность, умение держать себя, ответственность
  202. Вежливость, простота, с! фомность15. Веселость, шутливость
  203. Умение найти общий язык со студентами17. Внешность, одежда
  204. Добродушность, высокая оценка к знаниям студентов19.2. Любовь к работе с детьми.
  205. Возможность заниматься любимым предметом.
  206. Чистота в учительской работе.
  207. Возможность творческой работы.
  208. Работа соответствует моим способностям.
  209. Работа соответствует моему характеру.
  210. Возможность видеть результаты своего труда.
  211. Разнообразие педагогической работы.
  212. Возможность участия в научной работе.
  213. Возможность заниматься общественной работой.12.
  214. Мало оценивается важность педагогического труда.
  215. Отсутствие любви и желания работать с детьми.
  216. Невозможность заниматься любимым предметом.
  217. Работа не соответствует моим способностям.
  218. Работа не соответствует моему характеру.
  219. Невозможность видеть результаты своего труда.
  220. Однообразие педагогической работы.
  221. Невозможность заниматься общественной работой.9.
  222. У меня есть способность к педагогической работе.
  223. Почти уверен, что у меня есть способность.
  224. У меня нет способности к педагогической работе.
  225. Думаю, что у меня нет способности?5.
  226. Ваше общее отношение к педагогической деятельности?1. Положительное.2. Отрицательное.3. Не могу сказать точно.
  227. Как Бы относитесь к профессии учителя школы?1. Профессия очень нравится.
  228. Профессия скорее нравится, чем не нравится.
  229. К профессии отношусь безразлично.
  230. Профессия скорее не нравится, чем нравится.
  231. Профессия совершенно не нравится.
  232. Не могу ничего сказать об этом.
  233. Какое из нижеприведенных утверждений соответствует Вашему мнению.
  234. Уверен, что, закончив институт, буду учителем творцом.
  235. Закончив институт, буду работать учителем.
  236. Думаю, закончив институт, наверно буду работать учителем.
  237. Думаю, закончив институт, не буду работать учителем.
  238. Не буду работать учителем.
  239. Затрудняюсь сказать что-либо определенное по этому вопросу.
  240. Если бы Вам вновь пришлось поступить в вуз, то избрали бы вы педагогическую профессию.1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю
  241. Благодарим Вас за выполнение нашей просьбы!
  242. АНКЕТА 2 Уважаемый товарищ!
  243. Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Аливджана1. Ваш возраст? лет.
  244. Пол: I) мужской, 2) женский.
  245. Тип школы, в которой Вы работаете?
  246. Средняя общеобразовательная школа.
  247. Профессионально-техническая школа.3. Школа-интернат.
  248. Восьмилетняя общеобразовательная школа.5.
  249. Занимаемая Вами должность в школе.1. Директор.
  250. Замдиректора по учебной работе.
  251. Организатор воспитательной работы.4. Учитель.5. Классный руководитель.6. Старший пионервожатый.7. .5. Общий стаж работы? год.
  252. Из них педагогический стаж? год.
  253. Творчество в педагогической работе
  254. Умение излагать учебный материал4. Высокая культура5. Принципиальность6. Моральный облик .
  255. Наблюдательность, понимание педагогической ситуации, умение творчески разрешать8. Любовь к молодым9. Любовь к црофессии
  256. Умение пользоваться временем
  257. Требовательность к знаниям. студентов
  258. Занятия научно-исследовательской. работой
  259. Солидарность, умение держать. себя, ответственность
  260. Вежливость, простота, скромность15. Веселость, шутливость
  261. Умение найти общий язык со студентами17. Внешность, одежда
  262. Добродушна, высокая оценка знания студентов19.
  263. Прочные теоретические знания.
  264. Соблюдение этики и педагогического такта
  265. Творческое отношение к учительской деятельности.
  266. Овладение педагогическим мастерством.
  267. Навыки полученные в научных дужках института.
  268. Навыки, полученные в процессе практики.
  269. Атмосфера требовательности в школе, в которых работаю.
  270. Изучение опыта передовых учителей.
  271. Применение технических средств в педагогической работе.
  272. Систематическое самообразование.11.9. Какой вуз Бы окончили?
  273. Университет. 3. Педагогическое училище.
  274. Педагогический институт. 4.
  275. Имеете ли Бы звание или ученую степень?1. Заслуженный учитель.
  276. Отличник народного образования.3. Старший учитель.4. Методист-учитель.5. Кандидат наук.6. Никакого звания не имею.
  277. Что привлекает Бас в педагогической профессии?
  278. Педагогическая профессия одна из важнейших в обществе.2. Любовь к работе с детьми.
  279. Возможность заниматься любимым предметом.
  280. Чистота в учительской работе.
  281. Возможность творческой работы.6. Высокая заработная плата.7. Небольшой рабочий день.
  282. Возможность самосовершенствования.
  283. Работа соответствует моим способностям.
  284. Работа соответствует моему характеру.
  285. Достаточно большой отпуск.
  286. Возможность видеть результаты своего труда.
  287. Разнообразие педагогической работы.
  288. Возможность заниматься общественной работой.15.
  289. Что отталкивает Вас в педагогической работе?
  290. Мало оценивается общественная важность педагогического труда.
  291. Отсутствие желания работать с молодежью.
  292. Невозможность заниматься любимым предметом
  293. Работа вызывает нервное переутомление.
  294. Нетуусловий для постоянного творчества.6. Низкая заработная плата.7. Большой рабочий день.
  295. Невозможность самосовершенствования.
  296. Работа не соответствует моим способностям.
  297. Работа не соответствует моему характеру.
  298. Недостаточно большой отпуск.
  299. Невозможность видеть результаты своего труда.
  300. Однообразие педагогической работы.
  301. Невозможность заниматься общественной работой.15.1. Да. 2. Нет. 3. Не помню.
  302. Как понимаете творчество в учительской профессии?
  303. Наличие таланта, способности.
  304. Прочные теоретические знания.
  305. Умение применять теоретические знания в практике.
  306. Изучение педагогического опыта, обобщение педагогических фактов и использование их в своей деятельности.
  307. Наблюдательность, понимание педагогических ситуаций и умение решать их творчески.
  308. Отыскивать новые и эффективные методы обучения, воспитания и применять их в своей деятельности.
  309. Систематические знания, ознакомление с новостями в области обучения и воспитания.
  310. Публикация научных популярных статей в газетах и журналах.
  311. Занятие научными исследованием.
  312. Какие из нижепроведенных утверждений соответствуют Вашему мнению?1. Творчески работаю.
  313. Наверно, работаю творчески.
  314. Не могу работать творчески.
  315. Думаю, что вообще не могу работать творчески.
  316. Затрудняюсь сказать что-либо определенное по этому вопросу.
  317. Сколько учителей в Вашей школе?
  318. По Вашему мнению, сколько из них работают творчески?
  319. По Вашему мнению, когда целесообразно начинать воспитание творческого отношения к профессии, 1. Со студенческой скамьи.
  320. В процессе педагогической деятельности.. 3.
  321. Что, по Вашему мнению, можно делать для воспитания творчества в институте?
  322. Производить отбор способных абитуриентов.
  323. Обучать студентов самостоятельной работе с книгами.
  324. Привлекать к участию в научных 1фужках.
  325. Обучать подготовке рефератов. докладов на педагогические темы.
  326. Обучать подготовке докладов для научно-теоретических конференций.
  327. Обучать научному исследованию. .
  328. Обучать наблюдению педагогических фактов и умению анализировать их.
  329. Формировать умения и навыки творческой работы.
  330. Знакомить с новостями- в области обучения и воспитания.
  331. Благодарим за выполнение нашей просьбы!
  332. Эмоциональный 2 I 0 I 2 рациональный
  333. Общительный 2 I 0 I 2 замкнутый
  334. Уравновешенный 2 I 0 I 2 неуравновешенный
  335. Быстро усваивает 2 I 0 I 2 медленно усваивает новоеновое
  336. Сообразительный 2 I 0 I 2 тугодум6. Помогает товари- щам в учебе 2 I 0 I 2 не помогает товарищам в учебе
  337. Надежный товарищ 2 I 0 I 2 ненадежный товарищ
  338. Стремится к до- не стремится к доверительверительным отно- ным отношениям с другимишениям с другими 2 I 0 I 2
  339. АНКЕТА 3 Уважаемый ученик!
  340. Кафедра педагогики и психологии Каршинского госпединститута им. Хамида Алимщжана
  341. Какая профессия больше всего Вас интересует.
  342. Какую роль играет в жизни человека правильный выбор црофессии.
  343. Какие Ваши жизненные перспективы и планы на будущее. Связа-на-ли они с Вашей профессией?
  344. Что привлекает Вас в педагогической работе? (отмечайте все те пункты, которые соответствуют Вашему мнению).
  345. Педагогическая профессия одна из важнейших в обществе.2. Любовь в работе с детьми.
  346. Возможность заниматься любимым предметон.
  347. Чистота в учительской работе.
  348. Возможность творческой работы.
  349. Работа соответствует моим способностям.
  350. Работа соответствует моему характеру.
  351. Возможность вццеть результаты своего труда.
  352. Разнообразие педагогической работы.
  353. Возможность участия в научной работе.
  354. Возможность заниматься общественной работой.12.
  355. Мало оценивается общественная важность педагогического труда.
  356. Отсутствие любви и желания работать с детьми.
  357. Невозможность заниматься любимым предметом.
  358. Работа несоответствует моим способностям.
  359. Работа несоответствует моему характеру.
  360. Невозможность видеть результаты своего труда.
  361. Однообразие педагогической работы.
  362. Невозможность заниматься общественной работой.9.
  363. Воспитатель детских садов и ясель.
  364. Воспитатель школ-интернатов.
  365. Воспитатель групп продленного дня.4. Пионервожатый.
  366. Учитель предмета (история, математика, физика, химия, биология и др.).
  367. Учитель начальных классов.
  368. Учитель профессионально-технических училищ.
  369. Учитель средних специальных учебных заведений.9. Тренер.10. '1.
  370. Каких великих педагогов Вы знаете?
  371. Что Вы знаете о жизни и деятельности великих педагогов?
  372. Какие работы Педагогического характера Вы выполняли в школе?
  373. Помощь учителю начальных школ.
  374. Воспитательная работа с октябрятами.
  375. Воспитательная работа с пионераш.
  376. Работа с отстающими в учебе.
  377. Ознакомление учащихся с задачами и целями школы «Молодого педагога"2. Лекция:. ."Учитель советской школы» Ачилов М.А.
  378. Домашнее задание: начать вести дневник психолого-педагогических наблюдений. Гаппарова Т. октябрь
  379. Провести сочинение на тему: «Моя. любимая профессия».
  380. Просмотр и обсуждение фильма «До. живем до понедельника».
  381. Домашнее задание: «Прочитать книгу А. С. Макаренко «Педагогическаяпоэма». Гаппарова Т. октябрь3. е зннятие
  382. Встреча с заслуженными учителями Кашкадарьинской области.
  383. Беседа: «Как ты себя представляешь в будущем»
  384. Домашнее задание: прочитать книгу
  385. П.Турсуна «Учитель» Култаев Д. К. ноябрь
  386. При составлении данной программы использован также опыт Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (Программа факультета будущего учителя. 1980 г.).4.е занятие
  387. Лекция: «В. И. Ленин и дети»
  388. Просмотр и обсуждение фильма «Семья Ульяновых»
  389. Домашнее задание: подготовить беседу учащихся старших классов по речи В. И. Ленина на Ш съезде комсомола «Задачи союзов молодежи"5.е занятие
  390. Лекция: «Педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Н. К. Крупская и. пионеры'
  391. Решение педагогических задач.
  392. Домашнее задание: прочитать «Письмо пионерам» Н. К. Крупской и законспектировать. Провести в пионерском отряде беседу о Н.К.Крупской6.е занятие
  393. Лекция: «Педагогическая деятельность ¦ А.С.Макаренко»
  394. Просмотр и обсуждение фильма «Педагогическая поэма».
  395. Домашнее задание: написать реферат на тему: «А. С. Макаренко о самоуправление в коллективе по произведениям «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».7.е занятие
  396. Диспут: «Может ли стать каждый учи. телем».
  397. Решение педагогических задач.
  398. Домашнее задание: Наблюдение за работой любимого учителя и обобщить ее опыт.8.е занятие
  399. Читательская конференция по книге Ч. Айтматова «Первый учитель».
  400. Просмотр и обсуждение фильма «Учитель».
  401. Домашнее задание: Прочитать книгу -«Кобуснома"1. Хидирова Б. ноябрь1. Аллаев К. декабрь1. Азизов Г. А. декабрь1. Гаппарова Т. январь1. Эшмурадов Э. январь9. е занятие
  402. Лекция: «Педагогическая теория в капиталистических странах».
  403. Тематический вечер дискуссия: «Что такое счатье, в чем оно».
  404. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «К&к я представляю себя в будущим"10.е занятие
  405. Лекция: «Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского».
  406. Домашнее задание: прочитать книгу В. А. Сухомлинского «Письма к сыну*1. П-е занятие
  407. Лекция: «Самовоспитание». .
  408. Решение педагогических задач.
  409. Домашнее задание: Написать отзыв на кинофильм «Озорник». Дать характеристику главному герою-мальчику.12.е занятие
  410. Лекция: «Индивидуально'психологические особенности детей».
  411. Просмотр и обсуждение кинофильма «Sap над озером».
  412. Домашнее задание: написать характеристику на одного из учащихся подшефного класса.13.е занятие
  413. Обсуждение рефератов по теме: «А. С. Макаренко о самоуправлении в коллективе .
  414. Просмотр фильма «Трудный возраст».
  415. Домашнее задание: написать о самоуправление в своем коллективе.1.
Заполнить форму текущей работой