Сравнительный анализ систем образования Кыргызской Республики и КНР
Становление и развитие в КНР системы высшего образования в период 1980;е начало 2000;х гг. обусловлено предпосылками государственно-политического (отказ КПК и правительства КНР от догматизма в понимании марксизма, принятие более широкой социально-политической платформы, создание на этой основе условий для обновления всех сторон жизни китайского общества); экономического (принятие программы… Читать ещё >
Сравнительный анализ систем образования Кыргызской Республики и КНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ведущих странах мира за последнюю четверть XXI столетия резко расширилось сеть высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования, но рост высшей школы и снижением качества образования. Поддержание качества образования является ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы.
Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в целом мире.
в Кыргызстане ключевыми приоритетами в развитии сферы 10-летний период проблемы доступности и качества. И сегодня они составляют сердцевину образовательных реформ в Кыргызской Республике. Направленность реформ была задана Законом «Об образовании» Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года N 92. с изм. и дополнениями. Этот закон определил политику приоритетного развития образовательной сферы. Он также предусматривал переход на диверсификацию образовательных программ, поиск новых форм и технологий обучения, установление многоканальности финансирования, привлечение различных партнеров для оказания образовательных услуг, допущение наличие сектора образования с тем, чтобы каждый кыргызстанец имел доступ и смог приобрести высококачественное образование согласно его потребностям, склонностям, способностям и талантам.
Основные приоритеты были развиты в Национальной образовательной программе «Билим», принятой в 1996 году. Данная программа предусматривала совершенствование законодательной базы, обновление содержания образования, качественный рост, меры по социальной защите учащихся и педагогов, выработку устойчивых механизмов финансирования учреждений образования.
За годы реализации программы практически создана нормативно-правовая база всех ступеней образования, внесены изменения в образовательные программы, разработаны образовательные стандарты, начато внедрение информационных технологий в процесс обучения, велся постоянный поиск устойчивого экономического развития сектора образования.
Благодаря весьма взвешенной политике реформ за очень короткое время национальной системе образования удалось:
- * сохранить устойчивость развития системы;
- * установить многообразие образовательных программ на всех уровнях образовательной лестницы;
- * предложить альтернативные формы и новые технологии обучения;
- * добиться многоканальности финансирования;
- * произвести децентрализацию системы управления и ее демократизацию.
На обеспечение доступности и качества образования были направлены Национальные программы, такие как Президентские программы «Кадры ХХI века» (1995 г.), а также Национальные программы преодоления бедности «Аракет» (1998 г.), «Аялзат» (1997 г.), «Маданият» (1996 г.) и др.
Именно эти программы определяли и определяют магистральные направления, образования последнего десятилетия.
Переход к новому тысячелетию увенчался принятием Государственной Доктрины образования, которая была обсуждена в мае 2000 года на международной конференции «Образование и молодежь на рубеже веков» и утверждена Указом Президента Кыргызской Республики в августе этого же года. На основании Доктрины была разработана Программа развития образования до 2025 года.
Сеть высших учебных заведений республики продолжает расширяться, что вызвано возрастающей потребностью населения в образовательных услугах. Если в 1990 году было 9 высших учебных заведений с общим контингентом студентов только 58,8 тыс. человек, то в 2004 г. число вузов увеличилось почти в 6 раз, а контингент студентов вырос в 3,7 раза. Это означает, что заметно улучшается такой общепринятый показатель образованности населения, как число студентов, приходящихся на 10 тыс. населения. Если в 1990 г. этот показатель был равен 130, то теперь 410.
Увеличение численности студентов и расширение сети вузов происходит, в основном, как за счет создания высших учебных заведений, которые охватывают все области республики, так и создания многочисленных филиалов, структурных подразделений со статусом юридического лица и учебно-консультативных пунктов Абдыжапаров А. С. Реформа высшего образования в Кыргызстане: проблемы и направления развития// Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И. В. Войтова — Минск., 2007. С. 22.
Для обеспечения доступности высшего образования для населения всех областей республики используется региональный принцип размещения вузов. В 1991 году 80% всех вузов размещались в столице государства (г. Бишкек), сейчас они составляют 70% и в них обучается 53% всех студентов страны. На укрепление взаимосвязи между образованием и демографическими и социальными изменениями нацелены структурные и качественные преобразования в сети высшей школы.
Ярко проявил себя на уровне высшего образования процесс диверсификации. Сегодня в системе высшего образования функционирует различные типы образовательных учреждений: академии, университеты, институты, образовательные центры и др. Главным критерием классификации вузов является качество и объем научных исследований, научно-методических разработок, состав научных кадров, наличие соответствующего лабораторного и научного оборудования.
Удвоилось по сравнению с дореформенным периодом количество специальностей (теперь их свыше 200), по которым ведется подготовка специалистов. Введены многоуровневые программы обучения. Программа подготовки бакалавров реализуется в 22 вузах, магистерские программы — в 9 вузах.
Для обеспечения введения и реализации многоуровневой системы высшего образования разработаны и введены в действие Государственный образовательный стандарт «Высшее образование. Общие требования» и государственный Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Сформирована вся структура его составных частей, то есть основополагающие государственные стандарты на все уровни высшего образования: базовое высшее образование (подготовка бакалавров), полное высшее образование (подготовка магистров и дипломированных специалистов). В настоящее время в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства стран СНГ разработаны государственные профессиональные стандарты высшего образования второго поколения.
Государственные образовательные стандарты предусматривают глубокое изменение содержания общекультурной подготовки, гуманизацию образования, преодоление технократических тенденций в естественнонаучном и техническом образовании с одновременным усилением фундаментальной подготовки в гуманитарном образовании.
Государственная (обязательная) компонента предполагает сохранение фундаментальности образования в сочетании с системностью, экологической, правовой и компьютерной грамотностью, творческой способностью работать в иноязычной среде.
В противовес общепринятой дореформенной системе высшего образования сегодня уже можно говорить, что высшая школа Кыргызской Республики стала открытой системой, которая успешно адаптируется к условиям свободного рынка. Она предлагает большое многообразие образовательных профессиональных программ, отличающихся не только специальностями, как прежде, но и уровнями образования, сроками обучения, специализациями, формами и целями обучения. Параллельно с традиционными программами подготовки специалистов нормой деятельности вузов становится подготовка бакалавров, магистров, реализация образовательных программ зарубежных стран.
Такое многообразие образовательных услуг существенно расширило возможности реализации конституционных прав граждан на высшее образование и выбор траектории профессионального образования. Оно адекватно требованиям рыночных отношений и отвечает, прежде всего, интересам граждан, которые в условиях конкуренции на рынке труда могут варьировать траекторией своего профессионального образования. Это позволяет также учебным заведениям оптимально, исходя из потребностей рынка труда и спроса на образование, а также из своих финансовых и кадровых возможностей, планировать образовательные услуги, формировать контингент обучающихся по разным направлениям, специальностям, срокам и формам обучения Рыскулуева Ф. И. Изменения в системе высшего образования Кыргызстана // Мир образования — образование в мире — М., 2008. — № 4(32). — С.106−116.
В практику высшей школы удалось внедрить программы первого уровня высшего образования с обязательной государственной аттестацией. На этом уровне осуществляется общенаучная гуманитарная, социально-экономическая и фундаментальная естественнонаучная подготовка студентов, в том числе — обучение иностранным языкам и компьютерным технологиям, на базе которых на старших курсах формируются вариативные профессиональные программы обучения.
Введение
неполного высшего образования позволяет сохранить фундаментальность и эквивалентность образовательных услуг во всех высших учебных заведениях, обеспечить студентам возможность с наименьшими потерями изменить траекторию образования. Оно в какой-то мере компенсирует отсутствие эквивалентности по срокам обучения нашего школьного образования с зарубежными системами общего образования и создает возможность для поступления наших граждан в зарубежные вузы.
На нормативном уровне удалось сформировать государственную компоненту базового уровня образования по всем направлениям и специальностям. При обеспечении надлежащего качества реализации и выполнения требований к этой компоненте программ достигается достаточно высокий теоретический уровень фундаментальной, общепрофессиональной, правовой и социально-экономической подготовки выпускников.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» в рамках международных проектов по сотрудничеству с зарубежными вузами высшие учебные заведения республики реализуют индивидуальные образовательные программы вне государственных образовательных стандартов. Так, созданные Указом Президента Кыргызской Республики межгосударственные высшие учебные заведения, например, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Турецкий университет им. Манаса реализуют образовательные программы зарубежных государств, которые соотносят программы партнерских зарубежных вузов с государственными требованиями.
Таким образом, структура образовательных программ системы высшего образования Кыргызской Республики сформировалась за годы независимости в стройную систему взаимодействующих преемственных образовательных программ, которая по своим уровням вполне учитывает Закон «Об образовании», принятый постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.
Реформирование содержания национальных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ Кыргызской Республики осуществлялось с учетом содержания образовательных программ стран СНГ согласно принятому межгосударственному Соглашению о сотрудничестве в области формирования единого образовательного пространства стран СНГ.
В настоящее время можно уже говорить о наличии основных условий эквивалентности уровней образования группам Международной Стандартной Классификации Образования (МСКО) с точки зрения основного критерия — содержания и целевого назначения образовательных программ.
Долгое время система управления образованием носила централизованный характер, преобладали формы директивного руководства. Однако процессы реформирования образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности.
Практически сегодня вуз получил право на автономность управления. Государство отказалось от жестких административных предписаний и ограничений, начало осваивать гибкие методы нормативно-правового и экономического влияния. Благодаря предоставлению автономности упразднена многоступенчатость, сокращена штатная численность управленческого персонала в министерстве, произведено перераспределение властных полномочий во внутривузовской управленческой структуре. Автономизация стала главным инструментом реформирования и адаптации системы высшего образования республики к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Обновлены формы взаимодействия вузов и государственных органов управления образованием на принципах добровольности и демократизации отношений. Активизировалась роль академических единиц в управлении вузом. Вузы получили академическую свободу. Регулирующим механизмом остался лишь Государственный образовательный стандарт, определяющий минимальные требования к содержанию образования и обеспечивающий качество предоставляемых образовательных услуг.
Социально-экономическое положение Кыргызстана привело к ощутимому снижению финансирования системы образования (1991 г. — 6,0% от ВВП, 1995 г. — 6,6% ВВП, 1997 г. — 4,9% ВВП, 1999 г. — 4,1% ВВП, 2001 г. — 3,9% ВВП, 2004 г. — 4,5%), что сказалось на бюджете образовательных учреждений и особенно на заработной плате педагогического состава, которая сегодня вдвое меньше потребительской корзины.
Устойчивость функционирования сферы образования определяется уровнем финансирования. Поэтому в обозначенный период расходы на высшее образование в целом постоянно росли, несмотря на снижение государственных отчислений от ВВП в последний период. Однако финансирование данного сектора остается недостаточным и нестабильным.
Тому есть несколько причин. Так, в 1991;1996 гг. наблюдались высокие темпы инфляции, вызванные сменой экономической модели общества, что повлекло снижение реальных расходов на образовательный сектор и вызвало экономические трудности развития сферы образования Джапарова Р. Н. Реформирование высшего образования в Кыргызстане: концептуальные подходы на период до 2010 г.//Реформа. Достижения и проблемы. 2005 г., 2(26) апрель-июнь.С.38−43.
В рамках сотрудничества с зарубежными странами в июне 2002 г. подписано первое межправительственное Соглашение о взаимном признании документов об образовании между правительством Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики.
Таким образом, высшая школа, казалось бы, весьма активно и быстро перешла на рыночные взаимоотношения, и не столь нуждалась в государственном финансировании, поскольку смогла найти другие источники финансирования. Основным источником вузовского бюджета, фактически, стала плата за обучение.
Так, в Китае к учреждениям высшего образования относятся университеты, а также младшие технические колледжи.
Необходимо отметить, что до 1949 года 80% 500-миллионного населения Китая было полностью неграмотными и, поэтому, предстояла неимоверно трудная организационная работа. Китайское правительство приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования и в результате появились многообещающие результаты, а именно: в стране быстрыми темпами возрастало число обучающихся, как среди детей и юношества, так и среди взрослых Васильев Л. С. История Востока. В 2-х тт. М.: Высшая школа, 1993. С. 8.
К настоящему времени, т. е. к концу 2007 года, 97,3% районов страны охвачены обязательным начальным обучением, 99,57% процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, которые по той или иной причине прервали учебу. В масштабе страны число неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 5,7%. Такому огромному успеху способствовал тот факт, что с 1978 года, по мере проведения политики реформ и открытости и в результате возобновления системы государственных экзаменов при приеме в ВУЗы, дело образования в Китае получило бурное развитие Народное образование. Китай //"Жэньминь жибао", Изд-во «Синьсин», 2007. (http://www.abirus.ru/o/eduxx.htm, дата доступа 27.10.2007.).
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования, выдвинув лозунг: «В развитии образования — лицом к модернизации, к внешнему миру, к будущему» .
На начало нового века в стране уже существует множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
- § 1137 вузов, где обучается 5,62 млн. человек, в том числе 2,19 млн. первокурсников;
- § В 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 году и в 2008 году две трети выходят на защиты;
- § Открыто 1027 высших учебных заведений для взрослых, где обучаются 3,91 млн. человек, в том числе 1,79 млн. новичков.
- § В стране насчитывается 14 198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн. человек;
- § Открыто 19 121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, учащихся в которых насчитывается 12,41 млн. (включая 1,73 млн. студентов техникумов) или 62 № всех учащихся средних школ высшей ступени.
- § В средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн. человек, поступившие в средние школы составили 92,7% абитуриентов, окончивших начальные школы.
- § Число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн., т. е. 99,61% детей школьного возраста ходят в школу.
- § Школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 года соответственно 2,32 и 0,67% от общего числа учащихся.
- § В средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн. Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. // Университетское управление. 2004. № 3(31). С. 77−80.
Такие успехи стали возможны в современном Китае потому, что в период с конца прошлого и в начале нынешнего века образование, а особенно — высшее, является чрезвычайно важным для социально-экономического развития Китая и престижным для китайского социума. Китайское правительство исходит из стратегии и лозунга «подъем страны за счет науки и образования». Отсюда мы делаем вывод о том, что, по мере наступления эпохи «взрыва информации», в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных реформ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2007. С. 96.
Становление и развитие в КНР системы высшего образования в период 1980;е начало 2000;х гг. обусловлено предпосылками государственно-политического (отказ КПК и правительства КНР от догматизма в понимании марксизма, принятие более широкой социально-политической платформы, создание на этой основе условий для обновления всех сторон жизни китайского общества); экономического (принятие программы «четырех модернизаций», направленной на обновление экономики, сельского хозяйства, оборонной промышленности и науки с техникой; введение в ряде регионов Китая новой экономической политики); социально-культурного и: педагогического характера (определение нагосударственно-политическом уровне задачи развития образования в качестве стратегической; распространение в обществе понимания значимости повышения общей культуры и грамотности, необходимость преодоления противоречия между объективно появившейся в связи с экономическими реформами потребностью в высших профессионально-технических кадрах и отсутствием учебных заведений для ускоренной их подготовки).
Определяющими, принципиально значимыми историко-педагогическими условиями для формирования системы ВПТО в КНР были следующие: опыт подготовки профессиональных кадров, частично сохранившийся с 1950 — 60-х гг., когда предпринимались попытки создать китайскую систему профессионального образования с использованием советских и частично европейских образцов (как позитивный фактор), а также тяжелые последствия «культурной революции» (1966;1976) и связанные с ней закрытость, инертность общества, практически массовая неграмотность населения (как тормозящие факторы).
Положительными сторонами в историческом опыте системы высшего образования КНР в исследованный период являются: многообразие структурно-организационных форм подготовки, ее ориентация как на выпускников средних профессиональных и повышенного типа общеобразовательных учреждений, так и на взрослых (работающих или меняющих место и профиль работы); регионализация высшего образования; сочетание государственной (на разных уровнях) и негосударственных форм управления и финансирования; мобильность учебных заведений; учет ими потребностей местных рынков труда при введении новых направлений, специальностей и специализаций подготовки и др.; отрицательными составляющими — отсутствие самостоятельной, ориентированной на высшее образование законодательной базы; отсутствие единых нормативов подготовки специалистов и критериев оценки результатов обучения; нередко доминирование местнических подходов в определении профилей и специальностей, целей и содержания подготовки кадров, планов приема-выпуска;
По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является «важнейшей обязанностью студентов», а их «участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач». Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.
Таким образом, можно видеть, что к началу XXI века Китай значительно повысил уровень высшего образования, начал активную международную деятельность и продолжает вкладывать большие средства в образование. Однако научно-исследовательская деятельность пока остается на достаточно низком уровне, Китаю приходится больше использовать европейский опыт в образовании, чем заниматься собственной научной деятельностью. К тому же остается проблема перенасыщения техническими вузами и специальностями, тогда как, скажем, педагогических кадров, несмотря на все меры государства, продолжает не хватать. На сегодняшний день для китайских граждан предпочтительней получать высшее образование за рубежом, а это указывает на то, что китайские вузы нуждаются в еще большей модернизации и перед правительством стоит задача вывести вузы на мировой уровень.
Итак сегодня Китай — одна из самых динамично развивающихся стран мира. Рост промышленного производства и экономики предъявляют самые высокие требования к образованию современных китайцев. Образовательные программы китайского правительства нацелены на повышение качества обучения и для достижения этой цели в образовательную отрасль вливаются гигантские инвестиции. Китай с учетом динамики развития его экономики и активности контактов в деловой сфере выглядит все более перспективным образовательным направлением. Так что изучение китайского языка — это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. Практически в каждом большом городе Китая есть высшие учебные заведения, в которых обучаются иностранцы. Образование в Китае недорогое, по сравнению с другими странами. В каждом университете — богатая библиотека, где можно найти и древние манускрипты, и самые современные научные работы, последние журналы из многих стран.
Таким образом, значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.