Обеспечение взаимодействия подразделений организации на основе логистической информационной системы
Одними из наиболее актуальных проблем управления являются вопросы взаимодействия и логистики. Действительно, во-первых, функционирование организации невозможно без взаимодействия составляющих ее подразделений. Во-вторых, основой бизнеса большинства организаций является процесс донесения до потребителя своего товара или услуги. Именно логистика занимается управлением и оптимизацией этого процесса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ
- 1. 1. Характеристика вопросов экономического взаимодействия в организации и анализ основных подходов к их решению
- 1. 2. Внутриорганизационное взаимодействие подразделений в логистических бизнес-процессах
- 1. 3. Организационные основы для решения вопросов взаимодействия в логистике
- 1. 4. Анализ практики, проблем и тенденций управления логистикой
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ
- 2. 1. Моделирование взаимодействия подразделений организации в логистических бизнес-процессах
- 2. 2. Характеристика и особенности логистических информационных систем как инструмента управления организацией
- 2. 3. Анализ подходов и разработка рекомендаций для проектирования и внедрения логистических информационных систем
- 2. 4. Модель распространения информации в организации
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
- 3. 1. Методика исследования внутрифирменных коммуникаций
- 3. 2. Разработка механизма взаимодействия подразделений на основе логистических информационных систем
- 3. 3. Подходы к оценке экономической эффективности обеспечения взаимодействия подразделений организации на основе ЛИС
- 3. 4. Практический пример использования разработанных моделей и механизмов обеспечения логистического взаимодействия подразделений в управлении организацией
- Выводы по третьей главе
Обеспечение взаимодействия подразделений организации на основе логистической информационной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одними из наиболее актуальных проблем управления являются вопросы взаимодействия и логистики. Действительно, во-первых, функционирование организации невозможно без взаимодействия составляющих ее подразделений. Во-вторых, основой бизнеса большинства организаций является процесс донесения до потребителя своего товара или услуги. Именно логистика занимается управлением и оптимизацией этого процесса от поставщиков материалов до конечного потребителя. Использование постоянно развивающихся принципов и концепции логистики является показателем высокого уровня развития и организации бизнеса. Логистика является, прежде всего, инструментом по повышению адаптивности и конкурентоспособности организации, по сохранению качества товаров и услуг, а также по сокращению затрат предприятия. До 30% этих затрат по данным европейской статистики [73] вызываются отсутствием состыковок между подразделениями, потерями времени и средств в буферных зонах, конфликтами из-за распределения ответственности и ресурсов. Другими словами, отсутствием должного взаимодействия между участниками логистической цепи.
Сама концепция логистики подразумевает использование компромиссов и интеграции для организации данного взаимодействия, но, как ни парадоксально, при наличии множества практических решений, законченной теории взаимодействия не существует. Хотя большинство ученых и практиков выделяют информацию и коммуникации, как ключевые составляющие взаимодействия между подразделениями, по словам академика РАН Н. А. Кузнецова, «разработка науки информационного взаимодействия, дело ближайшего будущего» [20].
Особую важность вопросы взаимодействия и, в частности, экономического взаимодействия в логистике приобретают в свете тенденций перехода бизнеса к формам сетевых организацийинформационной революции, происходящей во всех сферах общественно-хозяйственной деятельностиразвития электронного бизнесаи глобализации экономики.
Так, развитие сетевых форм организаций выдвигает на первый план задачи выбора участников взаимодействия и новых форм их координации, построения логистических сетей, интегрирующих поставщиков, произвс^чц^елей и покупателей в единую систему.
В России данные вопросы наиболее ярко проявляются в вертикальных децентрализованных холдингах, оказавшихся наиболее успешной формой организации бизнеса в условиях перехода к рыночной экономике.
Информация становится новой производительной силой XXI века. Эффективное управление возможно лишь при высокой степени информированности руководителей и менеджеров. Обеспечить принятие управленческих решений, возможность увязки взаимных интересов в реальном масштабе времени возможно лишь используя высокие информационные технологии. Основой функционирования логистической сферы является мощная информационная составляющая — «нервная система», выделяемая в отдельную область информационной логистики и реализуемая в виде информационных систем логистики.
В свете вышеизложенного, выбор настоящей темы диссертации объясняется актуальностью исследования процессов взаимодействия подразделений организации, способов их оптимизации в логистике, а также возможностей и перспектив использования логистических информационных систем в управлении организацией.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и механизмов управления для обеспечения взаимодействия подразделений организации по бизнес-процессу на основе логистической информационной системы и обоснование применения этого инструментария при реорганизации и совершенствовании организации.
Цель исследования потребовала решения следующих научных задач:
1) описание экономического взаимодействия и оценка существующих подходов к решению вопросов взаимодействия в организации;
2) определение организационных основ для управления внутрифирменным взаимодействием подразделений в логистике;
3) создание модели и формирование управляемых компонентов взаимодействия подразделений в логистических бизнес-процессах;
4) обоснование использования логистических информационных систем, как инструмента управления в логистике и организации процессов взаимодействия;
5) разработка механизмов организации и управления взаимодействием подразделений организации на основе логистических информационных систем;
6) выявление результатов применения разрабатываемого инструментария при реорганизации и совершенствовании организации.
Предметом исследования является организация и управление экономическим внутрифирменным взаимодействием подразделений организации.
Объектом выступают логистические бизнес-процессы в отечественных промышленных организациях.
Теоретической базой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в областях стратегического менеджмента и управления организацией (И.Ансофф, П. Друкер, Э. Короткое, Б. Мильнер), координационного управления (М.Подольны, Т. Мэлоун), логистики (Д.Боверсокса, X. Матё, Б. Аникина, В. Сергеева, Л. Миротина, А. Смехова и др.), информатики, социальной психологии, системного анализа, а также результаты прикладных исследований консалтинговых фирм (KPMG) и логистических ассоциаций (CLM, ELA).
Методология исследования основывалась на применении системного, концептуального, эмпирического, абстрактно-логического и аналитических методов. В качестве основного инструмента исследования используется мощный, общепризнанный и популярный (как среди ученых, так и среди менеджеров) метод — моделирование. Более точно — системно-динамическое моделирование, где объектом является система, представленная в виде процессов и рассматриваемая во времени. Моделирование, как целенаправленное представление анализируемого реального или гипотетического объекта, позволяет, прежде всего, формализовать знания и предположения о структуре, законах функционирования и управления объектом в наглядной форме (структурное моделирование). Во-вторых, наполнение модели реальными данными, ее видоизменения и проведение симуляции (имитация поведения объекта за отрезок времени) позволяет получить сравнение альтернативных вариантов, условную фактографическую основу для принятия решений. Проведение имитационного моделирования, низвергающего постулат о «невозможности эксперимента в экономике», стало возможным благодаря развитию возможностей вычислительной техники, изучению процессов принятия решения человеком, и развитию дисциплины реинжиниринга бизнес-процессов.
Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике. Бизнес-процесс может быть определен как целенаправленно преобразуемый и управляемый поток ресурсов.
Моделирование предполагает использование специфической методологии исследования объекта и группировки его результатов. Поскольку далеко не все, а лишь характерные, значимые параметры и закономерности включаются в модель. Модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А. Эйнштейна, «.по возможности очень простое, но не проще» [70, стр.25]. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно и неоправданно.
Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: «Все модели неправильны, но некоторые модели полезны» [70, стр.25]. Полезность модели характеризуется ее адекватностью, процентом отражения ситуаций, постоянной модификацией и т. д.
В данной работе используются в основном наглядные визуально-математические модели, которые строились с учетом их дальнейшего использования менеджерами.
Разработанные в ходе исследования модели взаимодействия подразделений, схемы организации взаимодействия на основе логистической информационной системы, призваны служить практическим инструментом для управления эффективностью, конкурентоспособностью, и организованностью предприятия, как производственной коммерческой организации.
Результаты диссертационного исследования, имеющие элементы научной новизны:
1. Определена необходимость прямого управления процессами экономического взаимодействия в организации и взаимодействия подразделений в логистике на системной основе.
2. Разработана модель логистического взаимодействия подразделений организации в бизнес-процессах, которая формулирует понятие логистического взаимодействия и концептуальные основы для управления им, описывает процесс данного взаимодействия между подразделениями.
3. Сформирован комплекс подходов и принципов по разработке и внедрению логистической информационной системы, соответствующей целям и не конфликтующей с другими элементами организации.
4. Разработаны организационные механизмы взаимодействия подразделений организации в логистических бизнес-процессах на основе логистической информационной системы.
5. Предложена методическая и организационная поддержка элементов разработанного для обеспечения взаимодействия подразделений инструментария при реорганизации и совершенствовании организации.
Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на студенческих и международных конференциях по проблемам управления, в том числе: «Реформы в России и проблемы управления-97», «Актуальные проблемы управления — 1998», «Актуальные проблемы управления — 1999», «Актуальные проблемы управления — 2000» (Москва, ГАУ-ГУУ, 1997;2000), обсуждены на электронном форуме: «Интернет и экономика XXI века» (Новосибирск, ИОПППСО РАН, 2000).
Практическая реализация результатов диссертационного исследования была проведена при реструктуризации предприятий российского холдинга АПТООТ «МТК — холдинг», в рамках аналитической и методической деятельности «Управления развития и обеспечения» холдинга.
Результаты исследования изложены в трех главах диссертации на 143 страницах основного текста. Материал проиллюстрирован 26 рисунками и 8 таблицами, сопровожден приложением на 13 страницах. Библиографический список включает 86 источников.
Выводы по третьей главе.
Выполненные в главе практические разработки и их практическая реализация в рамках работ по реорганизации и совершенствованию предприятий позволяют сделать следующие выводы:
1. В современных экономических условиях все большее значение получают горизонтальные связи и коммуникации между участниками логистического взаимодействия. Следовательно, разработанные положения методики исследования внутрифирменных коммуникаций (ВФК), должны найти широкое применение при определении соответствия существующей в организации системы ВФК его целям и потребностям, проектировании информационной системы и организационных изменений. Методика основана на анкетировании персонала, логических алгоритмах обработки и моделировании.
2. Для организации и управления ЛВП по ключевому бизнес-процессу логистики разрабатывается механизм обеспечения ЛВП в виде организационных схем на основе использования возможностей ЛИС (ОСЛВП). ЛВП обеспечивается на основе информационных базисов логистики, возможностях обратной связи, структуризации информации, регламентации информационных связей и взаимовлияний и т. д. Практическая реализация ОСЛВП на предприятиях российского холдинга иллюстрируется системно-динамической моделью бизнес-процесса, построенного с их использованием.
3. Подходы к оценке экономической эффективности использования предлагаемого решения в виде ОСЛВП основаны на комплексном совмещении качественных и количественных показателей, использовании имитационного моделирования, сравнения с альтернативными подходами к решению вопросов взаимодействия.
4. Пример практической ситуации решения вопросов нарушения прямоточности логистического бизнес-процесса снабжения материалами иллюстрирует алгоритм применения разработанного в диссертации инструментария. Диагностика ситуации и принятие решения по восстановлению эффективного взаимодействия подразделений осуществляется с использованием методики исследования ВФК и модели ЛВП, решение реализуется средствами ЛИС путем изменения механизма обеспечения логистического взаимодействия подразделений через ОСЛВП.
6.
Заключение
lair.
Код подразделения См. Справку Код: 789 567 800 001.
Фамилия работника Дата:
Должность Номер Обработал:
Вопрос Л окумент Источник получатель.
1 Какие руководящие документы Вы получаете? П У.
Код:
П У.
Код:
За месяц Кол-во: Замечания: Есть нет.
2 Какие руководящие документы Вы издаете? П У.
Код:
1 1 П У.
Код:
За месяц Кол-во: Замечания: Есть нет.
3 Какие документы на товар Вы получаете? П У.
Код:
П У.
Код: п У.
Код:
За месяц Кол-во: Замечания: Есть нет.
4 Какие документы на товар Вы передаете? П У.
Код:
П У.
Код:
П У.
Код:
За месяц Кол-во: Замечания: Есть нет.
5 Какие документы по заказам Вы получаете? П У.
Код:
П У.
Лист 2 из 5 |.
Список литературы
- Алексеев .Н. Эволюция систем и организационное проектирование.//Проблемы теории и практики управления. — М.:1998. -№ 4. — стр. 73−78.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
- Архипов А.В. О «точках опоры» в оценке эффективности информационных систем http:// www.ci.ru
- Белявская М.Ю. Человечные корпорации.//Эксперт. 1997 — № 819 -стр.51.
- Беляев А.А., КоротковЭ.М. Системология организации: Учебник/Под. ред. Короткова Э. М. М.: Инфра-М, 2000 — 182 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1971 -т.5.
- Бурляк В.М. Логистика на рынке ценных бумаг. Киев: Наукова думка, 1998.-237 с.
- Видяев И.Б. Логистическая система внутрифирменных коммуникаций: Диссертация на соискание ученой степени к.э.н.: 08.00.06. СПб. Государственный университет, 1996. — 185 с.
- Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. — 124с.
- Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. -М.:Издательский Дом «Дашков и К», 1999. 412 с.
- Горбунов А.Р. Логистика торговой компании: планирование товарных потоков, транспорта и продаж. TORA-Centre, 1995−98 — http:// www. tora-centre.ru
- Горбунов А.Р. Системная динамика. TORA-Centre.- http:// www. tora-centre.ru, 1998
- Ерзнкян Б.А. Институциональная теория современной корпорации: Курс лекций М.: ГУУ, 1999.
- Зиндер Е.З. Реинжиниринг+Информационные технологии=новое системное проектирование. // СУБД: Электронная версия, — № 4 1995, № 1 1996.
- Золотарев В.М., Учайкин В. В., Саенко В. В. Супердиффузия и устойчивыелзаконы, //ЖЭТФ, т. 115, вып.4, стр. 1411−1425.
- Ивлев В., Попова Т. Процессная организация деятельности предприятия.// «АКДИ Экономика и жизнь» М.: 1997−1999. -http://www.akdi.ru/managment/~ivlev
- Котлер Филипп. Управление маркетингом. М.:Экономика, 1980. — 736 с.
- Красавин В.М., Философия научного знания. Тамбов: «Соцос», 1995 г. -200с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие. 3-е изд. Доп. -М.: «Ось-89″, 1999 — 208 с.
- Кузнецов Н.А. О развитии фундаментальных исследований по информационному взаимодействию в природе и обществе. М.: ИППИ РАН РФ, 2000. — http:// www.ippi.ras.ru.
- Курс экономики: учебник / под ред. Б. А. Райзберга. М.: Инфра-М, 1997. — 720с.
- Логистика: Учебное пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.-327 с.
- Маршалл А.Дональд. Мастерство: менеджментЛ Пер. с английского. -М., 1997 http:// www.cfin.ru
- Мате Э. Послепродажное обслуживаниеЛ Пер. с франц. /Общ. Ред. В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1993. — 160 с.
- Материалы сервера информационных технологий. 1995−1998 -http://www. citforum.ru
- Мильнер Б.З. Теория организаций М.:Инфра-М, 1999 — 336с.
- Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. Пособие. -М.:Финансы и статистика, 2000. 160 с.
- Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
- Никаноров С.П. Системный анализ и системный подход. В сб: Системные исследования-71. М., Наука, 1972
- Никитина Н. По лестнице концептуального ynpaBneHnp.//PCWeek/Russian Edition: Электронная версия -М., 1997.
- Никитина Н., Монахова Е. Боровский С. КИС и ИСУП: найдите шесть различий./ZPCWeek/Russian Edition: Электронная версия М., 1997.
- Никитина Н., Монахова Е. Так чего же мы хотим управлять или y4HTbiBaTb?//PCWeek/Russian Edition: Электронная версия М., 1997.
- Никитина Н., Монахова Е., Карпачев А. Блеск и нищета российских xonflHHroB.//PCWeek/Russian Edition: Электронная версия М., 1997.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.'."Начала», 1997 — 295с.
- Основы логистики: Учеб. Пособие/ Под ред. Миротина Л. Б. и Сергеева В. И. М.: Инфра -М, 2000 — 200с.
- Паринов С. И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН -http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov, 1999
- Паринов С.И. Информационная концепция микроэкономического взаимодействия. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН -http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov, 1996
- Паринов С.И. Третья форма управления для сетевой экономики. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov, 1999.
- Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь, М.:Экономика, 1995.-251 с.
- Селезнев А.Ю. Логистика автомобильного транспорта М.Транспорт, 1998.-360 с.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика: В 2-х частях / СпбУЭФ. -СПб., 1994.
- Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.:ИД «Филинъ», 1997. -772 с.
- Системный анализ больших технических и экономических систем: Методическое пособие./Под ред. Симоняна М. А. М.: МАИ, 1994. — 250 с.
- Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1995.-197с.
- Теория информации .Курс лекций. Пензенский ГУ: Кафедра защиты информации в системах связи — http:// ziss.stup.ac.ru/umm/ti/
- Учайкин В.В. Субдиффузия и устойчивые законы. ЖЭТФ, т.115, вып.6,стр. 2113−2132.
- Ю.Ф. Тельнов. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. 1998 — http://www.cfin.ru
- Alen, Mary Kay. Putting Expert systems to Work in Logistics. IL: Oak Brook, The Council of Logistics Management, 1990. — 453 pp.
- Ansoff Igor, McDonnel Edward. Implanting Strategic Management, 1990.
- Artur D. Little Inc. Logistics in service industries. IL: Oak Brook, The Council of Logistics Management, 1991.- 564pp/
- Authoring Module. High Performance Systems, Inc. 1994. — 70 pp.
- Bowersox D. J., Closs D.J., Helferich O.K., Logistical Management. 3 ed. -NY: McMillan Publishing, 1991 784pp.
- Bowersox Donald J. Leading edge Logistics: competetive positioning for the 1990's. Comprehensive research on logistics organisations. IL: Oak Brook, The Council of Logistics Management, 1989. — 465pp.
- Business Applications Guide. High Performance Systems, Inc. 1994. — 170 РР
- Chukbar K.V., JETP 81 (5), November 1995, p.1025−1029.
- Coordination technology, http://www.pakt.unit.no/~alk/kkj/coordi.htm
- Drucker Peter Ferdinand, Can the E-business execute deliveries.//The Economist -1999. № 9 — p.25−30.
- Drucker Peter Ferdinand. Management challenges for 21st century. New York: Harper Business, 1999. — 340 pp.
- Fifth Framework Programme.//European Commission 1998. http://www.eto.org.uk/fp5/
- Frilman E. Willjam. Supply chain management. London: Oxford press. 1997 — 120 pp.
- Getting Started With Ithink: A Hands-On Experience. High Performance Systems, Inc. 1995. — 42 pp.49.