Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможное решение этой проблемы, нам видится в использовании лич-ностно-ориентированных образовательных технологий как средства оптимизации профессионально-педагогической деятельности. Вопросы технологизации процесса образования волновали умы педаююн разных эпох (Я.Л. Коменский, А. С. Макаренко и др.), однако теоретическую разработку и массовое внедрение педагогических технологий в практику… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕ11ИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ И1ЮСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВА! 1ИЮ ЛИЧ1Ю-СТНО-ОРИЕНТИРОВА11НЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Сущность образовательных технологий и их классификация в научной нсихолого-недагогической литературе
    • 1. 2. Личностно-ориентированные образовательные технологии и принципы их построения
    • 1. 3. Сущность и содержание профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных техноло
    • 1. 4. Модель формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных tcxhojioi ий
  • Выводы

Глава 2. 011ЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЫ1АЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ И1 ЮС ГРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИЧПОСТНО-ОРИЕН ТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛО

2.1. Общая характеристика осуществления онытно-экспериментальной работы.

2.2. Методика, ход и анализ констатирующе! о эксперимента.

2.3. Методика и ход эксперимента по формированию профессиональной I отовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных техноло1 ий.

2.4. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной i отовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий

Выводы.

Формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Объективная необходимость поиска условий, способствующих повышению эффективности образования на этапе радикальных преобразований в обществе, требует изменения подхода к процессу образования, как особой формы организации социальных и межличностных отношений, как в школе, так и в вузе.

Проблема поиска новых ориентиров встаёт всякий раз, когда оказывается, что какая-либо система производит морально устаревший продукт, не соответствующий требованиям современности. Именно в гаком положении се-тдня оказалась система подготовки педагогических кадров. Чтобы быгь эффективной в современных условиях, эта система должна изменить целевые установки иедаюгического образования, его содержание и технологи, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики современною общего образования, и в каком-то смысле даже опережают его.

11адежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому «очеловечиванию» социума, к утверждению прав и достоинств индивидов, не оправдались. Общество по-прежнему испытывает дефицит лично-cihoio начала во всех сферах, в том числе и в образовании.

Однако, несмотря на кризисность социальной ситуации, в образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие юворить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям мы можем отнести постепенный отказ от передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усиления самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытости инновациям, связи с динамично меняющимся социумом [201].

Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке. Сегодня основными стратегическими направлениями развития образования в России являются его гуманизация, гуманитаризация и демократизация. В.

Федеральной программе развития образования России указывается на необходимость перехода от знаниево-ориентированного образования к развивающему, что связано с реформированием образования, его поворотом к обучающемуся [185]. Одной из основных целей системы образования, отмеченных в Национальной доктрине образования в России, является «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности» [162, С. 6].

Интерес к идее личностно-ориентированною образования в российской школе проявляется в последнее время все более отчетливо. Эта проблема исследуется в работах В. Г. Бедерханова, И. Л. Бим, Е. В. Бондаревской, 3.11. Горбенко, М. Е. Кузнецова, ГЛ. Ильина, К. С. Лелюшкиной, Л. А. Садвокасо-вой, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др. Появляется ряд научных и учебно-методических материалов, затрагивающих конкретные проблемы и отдельные аспекты личностпо-ориентированного обучения, однако количество проблем, связанных с этой темой, еще достаточно велико.

Проанализировав работы, посвященные проблеме личностно-ориентированно1 о обучения, мы пришли к выводу, что личностный подход должен быть основан не только на личности ученика, но и на личности учителя, ею человеческих качествах и профессионально-педагогической нодт-товленности. Однако, сегодня выпускник вуза, выходя в реальную педагогическую практику, попадает в ситуацию перманентной неопределенности [201]. С одной стороны — требования современной школы, предписывающие учитывать исходное состояние обученности и воспитанности учащихся, их личностные характеристики. С другой — отсутствие практической готовности к построению профессиональной деятельности, отвечающей предъявляемым требованиям.

Возможное решение этой проблемы, нам видится в использовании лич-ностно-ориентированных образовательных технологий как средства оптимизации профессионально-педагогической деятельности. Вопросы технологизации процесса образования волновали умы педаююн разных эпох (Я.Л. Коменский, А. С. Макаренко и др.), однако теоретическую разработку и массовое внедрение педагогических технологий в практику американской и европейской школы исследователи (В.И. Боголюбов, Л. И. Космодемьянская, Г. К. Селевко, О. В. Хасанова и др.) относят к середине XX века. В России, несмотря на появившееся в последнее десятилетие значительное количество теоретических исследований, посвященных технологизации дидактического процесса (Г.И. Анохина, П. Р. Атутов, М. Е. Бершадский, В. П. Бесналько, II.В. Борисова, В. В. Гузеев, В. А. Гуружапов, В. К. Дьяченко, JI.B. Зевина, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. А. Сластенин и др.), практическое использование конкретных образовательных технологий учителями средней школы остается на низком уровне в связи с отсутствием соответствующей подготовки.

Таким образом, в системе современного педагогическою образования имеет место противоречие между потребностью современной школы в учителях, владеющих личностно-ориентированными образовательными технологиями, и отсутствием целенаправленного процесса формирования у выпускников вуза профессиональной готовности к их применению.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему нашею исследования, которая заключается в определении организацион-но-педаюгических условий и технологи формирования профессиональной готовности будущего учителя к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку.

Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы и определили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологи».

Цель исследовании: выявить организационно-педагогические условия и разработать модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Гишпеза исследования основывается на том, что процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к применению личностно-ориентированных образовательных технологий будет эффективным, если:

— он является компонентом содержания общей профессионально-педаюгической подготовки;

— определены иедаюгические условия, способствующие формированию профессиональной готовности к применению личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку;

— разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий;

— осуществляется с учетом дидактических принципов диалогичности, субъект-субъектных отношений, персонализации, индивидуально-творческого подхода, вариативности, технологизма.

В соответствии с проблемой, целыо, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить понятия «личностно-ориентированная образовательная технология», «профессиональная готовность учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий» и раскрыть их сущность.

2. Определить компоненты профессиональной готовности учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийразработать критериально-оценочный аппарат для определения уровня сформированное&tradeкомпонентов профессиональной ю-товности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

3. Разработать модель формирования профессиональной готовности будущею учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий, опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

4. Определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Меюдологической основой исследования являются: принцип активности личности в процессе ее развития, принцип единства сознания и деятельности (С. JI. Рубинштейн) — принципы системного и личностпо-деягельиостного подхода (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выю1ский, А. Я. Гальперин,.

A.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — теория проблемного обучения (С.И. Архангельский, В. В. Вербицкий, B.C. Ильин, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, JI.M. Фридман и др.) — теория педаю1и-ческою образования (Ю.Н. Кулюткин, М. М. Левина, В. А. Сластенин и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие:

— вопросы профессиональной подготовки учителя (Ф.П. Гоноболин, В. И. Загвязинский, Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, M.JI. Левицкий, МЛ I. Миронова, Л. М. Митина, А. Б. Орлов,.

B.Ю. Пигюков, Е. Е. Рукавишникова, В. А. Сластенин, А. И. Уман, Л. М. Фридман, Н. Д. Хмель и др.);

— специфику профессиональной подготовки учителя иностранною языка (ИЛ. Бим, Н. Д. Гальскова, II.A. Горлова, И. А. Зимняя, О. М. Липустина, Р. Х. Манасян, Е. И. Пассов, Г. В. Роюва и др.);

— сущность личностно-ориентированною образования (С.И Абузярова, В.II. Бедерханова, 1:.В. Бондаревская, Т. М. Бостанджиева, З. П. Горбенко, М. Е. Кузнецов, В. В. Сериков, Р. Х. Шаймарданов, И. С. Якиманская и др.);

— сущность технологического подхода в образовании (В.П. Беспалько, Е. В. Блохина, В. И. Боголюбов, Н. В. Борисова, В. В. Гузеев, В. К. Дьяченко, О. Б. Епишева, JT.B. Зевина, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, А. Д. Козлова, А. И. Космодемьянская, Г. Ю. Ксензова, М. М. Левина, В. Ю. Питюков, Г. К. Селев-ко, Н. Ф. Талызина, И. В. Штых и др.);

— сущность личностно-ориентированных образовательных технологий (Л.II. Алексеева, Ф. Н. Апин, ГЛ. Ильин, В. П. Ковляшкин, Т. В. Корнеева, Т. И. Кузнецова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, нсихолого-педагогической и методической литературыпедагогическое наблюдениеопросные методы (анкетирование, беседа, опрос) — метод анализа продуктов деятельностиметод создания недаюгических ситуациймоделированиепедагогический эксперимент как ведущий метод исследованияметоды статистической обработки экспериментальных данных.

Опы1но-экспсримсн1 альмой базой исследования являлись студенты IV — V курсов факультета иностранных языков Горно-Алтайскою государственного университета.

3iaiiM исследования.

Па первом этапе (2003;2004 г. г.) проводилось изучение и анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы, но теме исследованияопределен понятийный аппарат исследованиясформулированы проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования.

На втором этапе (2004;2005 г. г.) были определены компоненты профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийразработан критериально-оценочный аппарат для определения уровня сформированное&tradeкомпонентов профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийопределены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийразработана модель формирования профессиональной ютовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

На третьем этапе (2005;2006 г. г.) проходила апробация модели формирования профессиональной готовности будущею учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийпроводился анализ и оценка полученных результатовосуществлялось оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

— уточнении понятий «личностно-ориентированная образовательная технология», «профессиональная готовность учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий» и раскрытии их сущности;

— выделении компонентов (мотивационного, koiнитивного, технологического, творческого) профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий;

— разработке критериально-оценочного аппарата для определения уровня (высокою, среднего, низкого) сформированности профессиональной ютовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образо вател ьн ых tcxi юл оги й;

— определении организационно-педагогических условий (личностно-ориентированная образовательная среда, профессиональная направленность, творческая деятельность, сотрудничество), обеспечивающих эффективное формирование профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий;

— конструировании модели формирования профессиональной ютовиости будущею учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятия «профессиональная готовность учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий" — обосновании теоретических подходов к проблеме формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологийвыявлении и научном обосновании opi анизационно-педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию лично-стно-ориентированных образовательных технологийразработке модели формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Практическая значимость исследования сосюит в том, что разработано и реализовано методологическое сопровождение процесса формирования профессиональной готовности будущего учителя к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку (спецкурс «Личностно-ориентированные образовательные технологии в обучении иностранному языку») — выявлены практические пути реализации разработанной модели формирования профессиональной ютонности будущею учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий в вузовском образовательном пространстве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимым условием успешного использования будущими учителями иностранного языка личностно-ориентированных образовательных технологий в профессиональной педагогической деятельности является их профессиональная готовность к использованию технологий данного вида, образуемая единством мотивационного, когнитивного, технологического и творческого компонентов.

2. Эффективному формированию профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий способствуют такие организационно-педагогические условия как личностно-ориентированная образовательная среда, профессиональная направленность, творческая деятельность, сотрудничество.

3. Разработанная модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к применению личностно-ориентированных образовательных технологий выполняет мотивационную, образовательную, исполнительную и развивающую функции и представляет собой совокупность структурных компонентов (цели, дидактических принципов, организационно-педагогических условий, содержания, функциональных компонентов готовности, технологии, этапов, организационных форм, методов и результата).

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положенийопорой на методологию научных исследованийвнутренней непротиворечивостью логики исследованияприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборки участников экспериментаиспользованием статистических методов обработки результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавательской деятельности соискателя на факультете иностранных языков в период с 2003 по 2006 г. г. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликультурном пространстве» (Горно-Алтайск, 2006) — региональной научно-практической конференции «Этнорегиоиальные процессы развития образования в Сибири» (Горно-Алтайск, 2006) — республиканской научно-практической конференции «Гуманизация образования в Республике Алтай: направления, опыт, перспективы» (Горно-Алтайск, 2004) — на заседаниях кафедры общей педагогики ГорноАлтайскою государственного университета (Горно-Алтайск, 2005, 2006) — на заседаниях кафедры английского языка Горно-Алтайского государственного университета (Горно-Алтайск, 2005, 2006). Результаты исследования нашли отражение в сборниках научных трудов.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 252 наименований. В работе содержится 17 рисунков, 32 таблицы и 17 приложений.

выводы.

Положения выдвинутой нами гипотезы проверялись в ходе опьпно-экспериментальной работы, которая проводилась со студентами IV — V курсов факультета иностранных языков Горно-Алтайского государственною университета. В опытной работе принимали участие учащиеся и учителя школ Республики Алтай, преподаватели факультета иностранных языков ГорноАлтайского государственного университета.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа — констатирующий, формирующий и обобщающий. Целью констатирующего этапа эксперимента явилась оценка исходного уровня сформированности профессиональной готовности студентов к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку. Па этом этапе опытно экспериментальной работы на основе проведенного теоретического исследования по проблеме были определены компоненты (мотивационный, когнитивный, технологический, творческий) профессиональной готовности учителя иностранною языка к использованию личностно-ориен тированных образовательных технологийразработаны критерии и определена методика оценки сформированности компонентов исследуемой готовностипроведено изучение состояния уровня сформированности исследуемой готовности у студентов. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали общий недостаточный уровень сформированности профессиональной ютовности студентов к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку, а именно: 12,9% - низкий уровень, 87,1% - средний уровень.

Менее сформированным оказался когнитивный компонент исследуемой готовности. Несмотря на то, что в рамках педагогических дисциплин затрагивались отдельные вопросы, касающиеся технологического подхода к процессу образования, студенты не могли дать четкое определение понятию «образовательная технология», назвать основные признаки технологичности образовательною процесса, не знали возможности использования личностно-ориентированных образовательных технологий при обучении иностранному языку и преимущества их использования по сравнению с традиционной методикой.

В ТСХН0Л01 ическом компоненте профессиональной готовности будущего учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных I споло1 ии, предс1авляющею собой совокупность проектировочных, адашацнонныч, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений, менее сформированными оказались проектировочные и рефлексивные умения.

В результате огс>тствия у студентов знаний по проблеме и недостаточной сформированноеI и необходимых умений общий уровень мотивационного компонента профессиональной готовности студентов к использованию личностпо-ориенгированныч обраювагсльных технологий в обучении иностранному языку также оказался ниже среднею.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на апробацию разрабогаштой модели формирования профессиональной готовности будущею учи геля к использованию личное г но-ориеп тированных образовательных технологий в обучении иностранному языку с целью повышения уровня данною вида готовности у студентов. Целенаправленное формирование компонентов исследуемой юювности проводилось в рамках специально разработанною спецкурса «Личностно-ориентированные образовательные технологии в обучении иностранному языку». В результате формирующего эксперимента уровень исслед) емой готовности значительно повысился. Количество студентов с низким уровнем сформированности профессиональной готовности к использованию личноегно-ориешированныч образовательных технологий в обучении иностранному языку удалось уменьшить с 16,13% до 0%, а количество студентов с высоким уровнем исследуемой юювности наоборот повысить с 0% до 61,29%.

Па обобщающем этапе опьпно-экспериметалыют исследования были произведены сравнение и анализ данных, полученных в ходе констатирующего и формирующею экспериментов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика роста среднею значения уровня профессиональной готовности студенюв к использованию личностно-ориентированных образовательных технолопш в обучении иностранному языку оказалась выше в экспериментальной фупие и составила 0,77, чю свидетельствует об эффективности разработанной модели формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранною я и, пса к использованию личностно-ориентированных образовательных технолог ий.

Обработка итоговых результатов опытно-экспериментальной части исследования с использованием мсмодов математической статистики позволила сделать вывод о том, чю в формировании профессиональной готовности к использованию личноетно-ориешированных образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов контрольной и экспериментальной трупп имеются существенные различия, обусловленные не случайными факторами, а проведенной нами экспериментальной работой по целенаправленному формированию данной I оювности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях основным ориентиром деятельности школы является создание оптимальных условий для развития личности обучаемых. Идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации отношений детей и взрослых начинают преобладать в подходах к проблемам детства и образования. Основной задачей системы образования является воспитание адаптивной, свободной, духовной и творческой личности. Школа способна решить поставленную перед ней задачу, если будет обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами. Этим определяется возрастание требований к учителю вообще, и к учителю иностранного языка в частности.

Сегодня можно с некоторым допущением утверждать, что практика преподавания иностранного языка отстает от теории. К сожалению, успешно развивающиеся в нашей стране в течение последних десятилетий отдельные современные подходы к обучению иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, Е. И. Пассов, Т.И. Кузнецова) не меняют общего положения дел в этой области. Некоторые учителя пытаются строить свою профессионально-педагогическую деятельность по технологическому принципу, однако, как правило, сталкиваются при этом с определенными трудностями, поскольку работа по новым технологиям, безусловно, требует от преподавателей специальной подготовки.

Данное исследование было направлено на решение проблемы по формированию профессиональной готовности будущего учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий. В рамках исследования были решены следующие задачи:

1. Уточнено понятие «личностно-ориентированная образовательная технология» как «целостная система педагогических методов, приемов и средств, используемых для реализации научно обоснованною проекта дидактическою процесса, направленного на личностное и интеллектуальное развитие обучаемого, гарантирующая достижение поставленных образовательных целей при сохранении управляемости процессом образования» и раскрыта ею сущностьдано определение понятию «профессиональная готовность учителя иностранною языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий», под которым понимается интегративиое качество личности, отражающее ее положительное отношение и осознание необходимости использовать личностно-ориентированные образовательные технологии в процессе обучения иностранному языку, и способность к их применению благодаря знанию теоретических основ личностно-ориентированных образовательных технологий, а также умениям и навыкам их практического использования для развития поликультурной языковой личности обучаемых и раскрыта его сущность.

2. Определены компоненты (мотивационный, когнитивный, tcxhojioi и-ческий, творческий) профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технолог ийразработан критериально-оценочный аппарат для определения уровней (высокого, среднего, низкого) сформированности компонентов профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

3. Разработана модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий, представляющая собой совокупность структурных компонентов (цели, дидактических принципов, организационно-педагогических условий, содержания, функциональных компонентов готовности, технологии и результата) и выполняющая мотиваци-онную, образовательную, исполнительную и развивающую функцииопытно-экспериментальным путем проверена ее эффективность.

4. Определены организационно-педагогические условия (личностно-ориентированная образовательная среда, профессиональная направленность, творческая деятельность, сотрудничество), обеспечивающие эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технолoi ийвыявлены и научно обоснованы дидактические принципы (диа-логичности, субъект-субъектных отношений, персонализации, индивидуально-творческого подхода, вариативности, технологизма) с учетом которых должен строиться процесс формирования профессиональной i отовности будущих учителей иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Описанная технология формирования профессиональной ютовности учителя к применению личностно-ориентированных образовательных технологий в обучении иностранному языку может использоваться не только в процессе вузовской подготовки студентов факультета иностранных языков, но и на курсах повышения квалификации учителей общеобразовательных iiikoji.

Вместе с тем, проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с процессом формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно-ориентированных образовательных технологий и може1 сгагь объектом дальнейшего осмысления и совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общенедаюгическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. , О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки Текст. / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1998. — № 3. -С. 35−39.
  3. , С. И. Развитие личности в образовательном процессе: Аспект самоактуализации и личностного преобразования. Инновационные подходы, авторские технологии Текст.: учебное пособие / С. И. Абузярова. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 388 с.
  4. , Л. П. Личностно ориентированные педагогические технологии повышения квалификации мастеров производс г венного обучения учреждений НПО Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. П. Алексеева. Магнитогорск, 1999.- 185 с.
  5. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учи юля: Межвузовский сборник научных работ. Мурманск: МГПИ, 2001.-196 с.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогическою процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. -560 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  8. , Г. Г. Педагогическая технология формирования иноязычной речевой деятельности студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Амирова. Казань, 2002. — 182 с.
  9. , Ф. Н. Технологии личностно-ориентированного обучения и мотивация учения Текст. / Ф. II. Апин, Н. В. Надеина. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. — 46 с.
  10. , Р. М. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества Текст. / Р. М. Асадуллин, Э. III. Хамитов, В. С. Хазиев. Уфа: Китап, 2001. — 264 с.
  11. , П. Р. Технология и современное образование Текст. / 11. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11 -14.
  12. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательною процесса Текст. /10. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  13. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педаг отческих исследований Текст. /10. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. , В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога Текст.: монография. Краснодар, 2001. — 220 с.
  15. , И. Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики) Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / И. Л. Беленок. Новосибирск, 2000. -345 с.
  16. , Е. JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения Текст. / П. Л. Белкин. Ярославль: Верхне-Волынское изд-во, 1982. — 107 с.
  17. , Р. Развитие Я концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  18. , М. Н. Гуманизация образования : Проблемы и перспективы Текст. / М. II. Берулава. Бийск: НИЦБиГПИ, 1995. — 31 с.
  19. , М. Е. На пути к технологии когнитивного обучения Текст. / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 3−17.
  20. , В. Н. Управление развитием личностно ориентированных образовательных систем в регионе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. II. Беспалов. Саратов, 2001. — 24 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. , В. П. Не пора ли менять стратег ию образования? Текст. / В. II. Беспалько // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 87−95.
  23. Бим, И. Л. Педагогический вуз: состояние и проблемы Текст. / И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1996. -№ 6.- С. 2−6.
  24. Би1, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2000. -№ 7. — С. 11−15.
  25. Би1, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С. 5−7.
  26. Бим, И. JI. Языковой плюрализм веление времени Текст. / И. Л. Бим // Преподаватель. — 2001. — № 1. — С. 7−9.
  27. , Е. В. Образовательные технологии как средства индивидуализации обучения учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Блохина. -Магнитогорск, 2001. -162 с.
  28. , В. И. Эволюция педагогических технологий Текст. /
  29. B. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С. 12−21.
  30. , А. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека Текст. / А. А. Бодалев, J1. А. Рудкевич // Педагогика. 1995. — № 3.1. C. 19−23.
  31. Большой энциклопедический словарь Текст. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  32. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4. -С. 29−36.
  33. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. 4. -С. 11−17.
  34. , Е. В. Личностно ориентированное образование : опыт, разработки, парадигма Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1997. -43 с.
  35. , Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 17- 24.
  36. , II. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора Текст.: учеб. пособие / II. В. Борисова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
  37. , Н. В. Дидактические условия использования шровых тех-hojioi ий в подготовке специалистов Текст.: учеб. пособие / Н. В. Борисова, А. М. Князев. Москва-Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 59 с.
  38. , Н. В. Новые технологии обучения: блиц игры и нетрадиционные лекции Текст.: метод, пособие / Н. В. Борисова, Л. А Соловьева. М., 1992.-59 с.
  39. Бос1анджиева, Т. М. Проблема освоения профессиональными неда-югами психологическою содержания в личностно-ориентированном подходе Текст. / Т. М. Бостанджиева // Инновации в образовании. 2003. — № 4. -С. 49−56.
  40. , М. Духовность и личностно-центрированный подход Текст. / М. Боуэн // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 24−33.
  41. , Т. М. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению нравственного воспитания учащегося на основе народной педагогики Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. М. Булгакова. Барнаул: БГПУ, 2004.-172 с.
  42. , М. JI. Роль индивидуальных особенностей при обучении устно-речевому общению Текст. / М. JI. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина // Иностранные языки в школе. 1999. — № 1. — С. 5−11.
  43. , И. Ю. Формирование готовности студентов педвуза к использованию личностно ориентированной технолог ии развития учащихся (на материале физической культуры) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. 10. Водолагина. Саратов, 2002. — 26 с.
  44. Вопросы теории и методики преподавании иностранных языков и культур Текст.: сб. науч. ст. но материалам науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века». Хабаровск: Хабар, гос. пед. уи-т, 2001. -247 с.
  45. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельноеi и Текст.: Экспресс-информация / отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. — 89 с.
  46. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент Текст. / под ред. Э. С. Комракова, А. С. Сиденко. М., 1996. — 84 с.
  47. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 497 с.
  48. , Г. В. Развитие индивидуальности личности в современных условиях Текст. / Г. В. Вяткина. М., 1997. — 116 с.
  49. , Л. Г. Механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса Текст.: монография / Л. Г. Вяткин. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999.- 100 с.
  50. , Р. Р. Использование личносию-развиваюгцих методов при обучении старшеклассников иноязычной речевой деятельности Текст.: автореф. дис. канд. нед. наук / Р. Р. Газетдинов. Казань, 2002. — 20 с.
  51. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования.- 1995. № 2. — С. 16−45.
  52. , П. Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 208 с.
  53. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. — 165 с.
  54. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст.: пособие для учителя / П. Д. Гальскова. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: АРКТИ, 2003.- 192 с.
  55. , Ф. Н. О некоторых психологических качествах личности учителя Текст. / Ф. Н. Гопоболин // Вопросы психологии. 1975. — № 1. -С. 100−110.
  56. Горбенко, 3. П. Педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно-ориентированного обучения (на материале английского языка) Текст.: дис.. канд. пед. наук / 3. П. Горбенко. Барнаул, 2003. — 219 с.
  57. , Н. А. Подготовка преподавателей иностранного языка для дошкольных образовательных учреждений Текст. / Н. А. Горлова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 6. — С. 70−77.
  58. , В. В. Психологическая готовность студентов к личностно-центрированному взаимодействию в процессе образования в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук /В. В. Гребнева. Белгород, 2003. — 229 с.
  59. , В. В. Лекции по педагогическим технологиям Текст. / В. В. Гузеев. М.: Знамя, 1992. — 54 с.
  60. , В. В. Образовательная технология: от философии до приема Текст. / В. В. Гузеев // Приложение к журналу «Директор школы». 1996. -№ 4. — 84 с.
  61. , В. В. Основа авторской технологии Текст. / В. В. Гузеев // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 33−39.
  62. , В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. -238 с.
  63. , В. В. Системные основания образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1995. — 135 с.
  64. , В. В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев // Завуч (для заместителей, директоров школ). 1998. — № 1. — С. 20−36.
  65. , В. В. Опыт ггрименения интегральной технологии обучения Текст. / В. В. Гузеев, II. II. Поликарпова. М.: Знание, 1994. — 26 с.
  66. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированная технология профессионального педагогическою образования Текст. / Под общей ред. акад. РАО В. А. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
  67. , В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий Текст. / В. А. Гуружаггов // Психологическая наука и образование. 1997. -№ 2.-С. 95−103.
  68. , Э. Н. Введение в философию образования Текст. / Э. II. Гусинский, 10. В. Турчанинов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
  69. , А. А. Педаго1ика и психология деятельности организатора детского спорта Текст. / А. А. Деркач. М.: Просвещение, 1985. — 218 с.
  70. , Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы Текст. / Т. А. Дмитренко // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 54−59.
  71. , В. К. Относительная ценность образовательных техноло-I ий в реформировании школы Текст. / В. К. Дьяченко // Школьные технологии. 2001.-№ 3. — С. 23−45.
  72. , М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович МН.: Изд-во БГУ, 1987. — 320 с.
  73. , М. И. Психологические проблемы готовности человека к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович Минск: Изд-во БГУ, 1976.-176 с.
  74. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. докг. пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983.- 32 с.
  75. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. докт. пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983.- 356 с.
  76. , О. Б. Основные параметры технологии обучения Текст. / О. Б. Епишева // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С. 35−42.
  77. , О. Б. Что такое педагогическая технология Текст. / О. Б. Епишева//Школьные технологии. -2004. -№ 1. С. 31−37.
  78. , М. И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. И. Есепова. Алма-Лта, 1987. — 26 с.
  79. , JI. Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной работы учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. Ф. Жеребятьева. Алма-Ата, 1990. — 203 с.
  80. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  81. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. И.: издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
  82. Закон об образовании Текст. // Вестник образования. 1992. — № 11.-С. 2−59.
  83. , Л. В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя Текст. / JI. В. Зевина // Школьные технологии. 2002. — № 5. -С. 62−67.
  84. , И. Я. Педагогическая психология Текст. / И. Я. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  85. , И. Я. Психология обучения иностранным языкам Текст. / И. Я. Зимняя. М: Просвещение, 1991. — 222 с.
  86. , И. А. Репродуктивность и продукгивносгь в обучении иностранному языку Текст. / И. Я. Зимняя // Иностранные языки в школе. 1992. -№ I. — С. 16−20.
  87. Известия Воронежского педуциверситета. Том 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика Текст.: сборник научных трудов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000.-217 с.
  88. , Г. JI. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения) Текст.: научный доклад / Г. Л. Ильин. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -24 с.
  89. , Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск Тексг. / Е. 11. Ильин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  90. , Т. А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике Текст. / Т. А. Ильина // Сов. педагогика. 1971. — № 9. -С. 123−134.
  91. , И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность? Текст. / И. И. Ильясов // Вопросы психологии. 2001. -№ 6.-С. 133−134.
  92. Инновационные технологии в образовании Текст.: учебно-методическое пособие / Авт. сост.: Т. И. Черняева, Л. Г. Пугачева, О. В. Лы-сикова- под ред. 11. Д. Невважая. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. — 60 с.
  93. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании Текст. / отв. ред. В. Г. Ануреенков, 10. Н. Толстова. М.: 11аука, 1987. — 255 с.
  94. , Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущею педагога Текст. / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  95. , О. В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии Текст.: дис.. канд. психол. наук / О. В. Калашникова. -СПб., 1999.- 160 с.
  96. Кан-Калик, В. А. Педаго1ическая деятельность как творческий процесс Текст. / В. А. Кан-Калик. Грозный: изд-во ГГПИ, 1976. — 176 с.
  97. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  98. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / 10. И. Караулов. М.: Паука, 1987. — 261 с.
  99. , А. С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей Текст. / А. С. Карпов // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 3.-С. 62−67.
  100. , Н. П. Особенности педагогической технологии целеполагания Текст. / Н. П. Кириленко — под. ред. В. М. Медведева, А. II. Тимофеева // Актуальные проблемы развития личности учащегося. Саратов, 1995. — 218 с.
  101. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1982. — 142 с.
  102. , М. В. Инновации в мировой педагогике Текст. / М. В. Кла-рин. Рига: НИЦ Эксперимент, 1995. — 176 с.
  103. , М. В. Педагогическая технология Текст. / М. В. Кларин. -М.: Просвещение, 1995. 53 с.
  104. , М. В. Педагогические технологии в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 76 с.
  105. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  106. , М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы геории обучения Текст. / М. В. Кларин // Сов. педагогика. 1984. — № 4. -С. 117−122.
  107. , М. В. Технологический подход к обучению Текст. / М. В. Кларин // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 3−22.
  108. , Н. Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Ковалевская. -Минск, 1973.- 19 с.
  109. , В. П. Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения в военном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Ковляшкин. — Рязань, 2004. — 220 с.
  110. , А. Д. Образовательные технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей Текст. / А. Д. Козлова. Красноярск: РИО КГИУ, 2004. — 244 с.
  111. , И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / И. А. Колесникова. Л., 1991. — 37 с.
  112. Колош аеискаи, Т. В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранною языка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Т. В. Колонтаевская. Хабаровск, 2002. — 22 с.
  113. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — 472 с.
  114. , О. А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей : Па примере факультета иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Kypian, 1997.-22 с.
  115. Конструкторско-технологическая деятельность в преподавании иностранною языка Текст. // Библиотека теории и практики инноватики образования. Серия «Образовательные технологии проектирование и реализация». -Выпуск 4. — Уфа, 2000.-31 с.
  116. , Т. В. Личностно-ориентированные технологии нравственною воспитания учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. В. Корнеева. Ростов-на-Дону, 2003. — 193 с.
  117. , А. И. Разработка вопросов педагогической технологии в США Текст. / А. И. Космодемьянская // Советская педагогика. 1973. -№ 10.-С. 132−140.
  118. , В. В. Повышение квалификации педагогических кадров Текст. / В. В. Краевский // Педагог ика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
  119. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: 11едагогическое общество России, 2001.-224 с.
  120. , Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты Текст.: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузин. М.: «Ось — 89», 2000. — 320 с.
  121. , М. Е. Педагогические основы личностно-ориентированною образовательного процесса в школе Текст.: монография / М. Е. Кузнецов. -11овокузнецк, 2000. 342 с.
  122. , Е. Д. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности в школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Д. Кузнецова. Барнаул: БГПУ, 2002. — 162 с.
  123. , Т. И. Личностпо-ориентированные технологии обучения студентов вузов иностранным языкам Текст.: монография / Т. И. Кузнецова. -М.: РИД «Альфа» МГОПУ им М. А. Шолохова, 2001. 117 с.
  124. , Т. И. Обучение иностранным языкам студентов высших учебных заведений Текст.: монография / Т. И. Кузнецова. М.: РИ11, «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2000. — 186 с.
  125. , Н. В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980−172 с.
  126. , Н. В. Психологическая структура деятельности учителя Тексг. / II. В. Кузьмина. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
  127. , Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия Текст. / Ю. П. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: СПбГУМП, 2002.-48 с.
  128. , Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / П. Б. Лавреньева. Барнаул, 1999. — 393 с.
  129. , В. С. Деятельностный подход к проектированию целей гге-даг ог ического образования Текст. / В. С. Лазарев // Педагогика. 1999. — № 6. -С. 12−19.
  130. , Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию Текст. / Г. А. Лебедева // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
  131. , И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании Текст.: монография / И. П. Лебедева. Пермь, 2003. — 122 с.
  132. Леви1ес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технолог ии Текст. / Д. Г. Левитес. М.: Издательство «Институт практической психолог ии», Воронеж: ПГ10 «МОДЕК», 1998. — 228 с.
  133. , М. Л. Профессиональная подготовка учителя: итоги двух конференций Текст. / М. Л. Левицкий // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 42−43.
  134. , А. Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст.: учебное пособие / А. II. Леонтьев. Новосибирск: Изд-воПГПИ, 1987.-92 с.
  135. , О. М. Повышение эффективности профессиональной подготовки учителей иностранного языка на основе мотивационного программно-целевого управления Текст.: автореф. дис. канд. наук / О. М. Липустина. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2002. — 18 с.
  136. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст.: монография / В. В. Сериков [и др.]. Волгоград: Перемена, 2000.- 148 с.
  137. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  138. , О. Е. Теория и практика проектирования методической системы обучения иностранным языкам: На материале становления будущего учителя иностранных языков Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. Е. Ломакина. Волгоград, 2002. — 44 с.
  139. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов.-М., 1975.
  140. , М. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов (на материале изучения иностранных языков) Текст.: дис. канд. пед. наук / М. В. Мазо. Саратов, 2000. — 198 с.
  141. , К. Б. Моделирование в психолог о-педагогической деятельности Текст. / К. Б. Малышев. Вологда: ВоПИ, 1997. — 226 с.
  142. , Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение Текст.: учебное пособие / Т. В. Машарова. М.: Изд-во Педагогика — ПРЕСС, 1999. — 144 с.
  143. , В. М. Педагогическая технология: эволюция, сущность, опыт, разработки Текст. / В. М. Минбулатов, С. Д. Певеркович. Махачкала: Дагестанский педуниверситет, 2000. — 76 с.
  144. , JI. Н. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / JI. Н. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 61−64.
  145. , В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 6. -С. 26−31.
  146. , В. М. Проектирование и внедрение новых технологий в обучение Текст. / В. М. Монахов // Советская недаюгика. 1990. — № 7. -С. 14−27.
  147. , В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
  148. , В. Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты Текст. / В. Ф. Моргун // Школьные технологии. 2003. -№ 3. — С. 3−9.
  149. , И. В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Муштавинская.- Санкт-Петербург, 2001. -149 с.
  150. , Е. И. Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки к субъект-субъектному взаимодействию Текст. / Е. И. Мычко. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. -74 с.
  151. , Е. И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию коммуникативности младших школьников Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Мычко. М., 1996. — 16 с.
  152. , Т. С. Педагогические технологии : Новый этап эволюции? Текст. / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  153. , А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам Текст. / А. Я. Наин. Челябинск, 2000. — 187 с.
  154. Национальная доктрина образования в Российской федерации Текст. // Учительская газета. 2000. — 17 окт. — С. 6−7.
  155. , А. И. Информационные технолопш в преподавании языков Текст.: учебное пособие / А. И. Нелунов, Е. Д. Нелунова. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. — 96 с.
  156. , Я. Г. Модели в науке и технике Текст. / Я. Г. Неуймин. -Л: Наука, 1984. 189 с.
  157. , Е. А. Сравнительная эффективность личностно-ориентированных технологий обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Никодимова. Вологда, 2002. — 21 с.
  158. , А. М. Как работать с диссертацией Текст. / А. М. Новиков.- М.: Педагогический поиск, 1994. 148 с.
  159. Новые технологии в преподавании иностранного языка Текст.: тез. докл. Междунар. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. — 43 с.
  160. Обучение студентов педагогике. Аспект технологий Текст.: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. — 115 с.
  161. , А. А. Динамика личностпою и профессиональною роста студента педвуза Текст. / А. А. Орлов [и др.] // Педагогика. 2004. — № 3. -С. 53−60.
  162. , А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1998.- № 1. -С. 16−26.
  163. , Ю. М. Эксперимент в педагогике Текст. /10. М. Орлов — Серия: Педаюгика. М.: «Имирипт- Гольфстрим», 1998. — 36 с.
  164. , О. В. Дидактические условия стимулирования профессионально направленной познавательной активности будущего учителя Текст.: авюреф. дис. канд. пед. наук / О. В. Осипова. Барнаул, 2004. — 20 с.
  165. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному юво-рению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  166. , Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
  167. , Н. Н. Моделирование авторской педагогической технологии путь к творческому развитию педагога Текст. / Н. II. Паранчер // Школьные технологии. — 2003. — № 3. — С. 76−86.
  168. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе Текст.: практико-ориентированная монография. Москва-Тюмень, 1994.-189 с.
  169. , В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: ТАНДЕМ, 1997. — 176 с.
  170. , В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. 2-е изд., испр. и дон. — М.: «Гном -Пресс», Московское городское педагогическое общество, 1999. — 192 с.
  171. , В. Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Питюков. -М., 1994.- 193 с.
  172. , И. П. Где помогут технологии? Текст. / И. П. Подласый // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 10−28.
  173. , Е. С. Обучение в сотрудничестве Текст. / Е. С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 4−9.
  174. Применение инновационных технологий обучения в учебном процессе: Обзорная информация Текст. / Казан, гос. технол. ун-т — Сост.: В. Г. Иванов [и др.]. Казань, 1999. — 41 с.
  175. Программа развития педагогического образования России на 2001 -2010 годы Текст. //Преподаватель. 2000. — № 3. — С. 10−22.
  176. , П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст.: Книга для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  177. , Е. И. Личность учителя: теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  178. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс- [пер. с англ.] / М. М. Исениной. М.: Изд. гр. Прогресс, 1994. -480 с.
  179. , Д. В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема Текст. / Д. В. Розин // Психологический журнал. Т. 12. № 5. -1991. — С. 68−70.
  180. Рубинш1сйн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. Ч. 5. — 485 с.
  181. , Е. Е. О формировании профессиональной рефлексии Текст. / Е. Е. Рукавишникова//Специалист. 1998. — № 6. — С. 21−26.
  182. , Е. Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа Текст. / Е. Е. Рукавишникова: дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 170 с.
  183. , JI. А. Подготовка учителя иностранною языка к реализации личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы Текст. / J1. А. Садвокасова: автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2003.-21 с.
  184. , JI. А. Подготовка учителя иностранною языка к реализации личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы Текст. / JI. А. Садвокасова: дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. -184 с.
  185. , Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования Текст. / II. Г. Свинина // Педагогика. 2001.-№ 7. — С. 27−31.
  186. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  187. , Г. К. Технологический подход в образовании Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С. 22−34.
  188. , Г. К. Новое педагогическое мышление Текст.: методические рекомендации. Педагогический поиск и экспериментирование / Г. К. Селевко, А. В. Басов. Ярославль: ИУУ, 1991.-71 с.
  189. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  190. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст.: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -150 с.
  191. , В. В. Формирование у учащихся готовности к труду Текст. / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  192. , В. А. Методологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / В. А. Сластёнин. М.: Прометей, 1993.-С. 39−53.
  193. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современною учителя Текст. / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко // Советская педагог ика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  194. , В. А. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя Текст. / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко, Н. Г Руденко // Педагог. 1999.-№ 2. -С. 8−11.
  195. , В. А. О современных подходах к подготовке учигеля Текст. / В. А. Сластёнин, II. Г. Руденко // Педагог. Паука, технология, практика.- 1996.-№ 1.-С. 17−28.
  196. , С. Д. Еще раз о технологиях обучения Текст. / С. Д. Смирнов // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 113−120.
  197. Современный учитель: Стандарты профессионализма Текст.: Сборник научно-методических статей. Новосибирск: Издательство ПИГ1К и ПРО, 2000.- 196 с.
  198. , Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс справочник для студентов вузов Текст. / Л. Д. Столяренко, С. И. Са-мыгин. — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. — 256 с.
  199. Суд ник, Н. Ф. Педагогические условия психотехнического обеспечения личностно-ориентированного образовательною процесса Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Судник. Барнаул, 2000. — 163 с.
  200. , Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории Текст. / II. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1977. — № 1. -С. 91−96.
  201. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / II. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  202. , Е. JI. Социальная рефлексия учителя как условие и средство профессиональною саморазвития Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. JI. Ткач. -Иркутск, 2000.- 168 с.
  203. , Э. Приниципы обучения, обоснованные на психологии Текст. / Э. Торндайк. М.: Работник просвещения, 1926. — 236 с.
  204. , А. И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1971. — 311 с.
  205. , А. И. Дидактическая подготовка будущего учителя: Технологический подход Текст. / А. И. Уман. Орел.: МГПИ, 1993. — 126 с.
  206. , А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы Текст. / А. И. Уман. Москва-Орел, 1997. — 208 с.
  207. , Л. А. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. А. Филимошок. Ставрополь, 1999. — 199 с.
  208. , Л. М. Какие нужны педагоги и как их готовить Текст. / Л. М. Фридман. М.: Работник просвещения, 1930. — 54 с.
  209. , О. В. Педагогическая технология обучения родному языку в средней школе Англии Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Хасанова. Рязань, 2000.- 196 с.
  210. , Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / II. Д. Хмель. Киев, 1986. -46 с.
  211. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  212. , Ю. К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе Текст.: учебное пособие /10. К. Чернова. Тольятти: Тол-ПИ, 1992.- 121 с.
  213. , P. X. Концептуальные основы личностно-ориентированного педагогическою процесса Текст.: монография / P. X. Шаймарданов. Сургут: РИО Сур ГПИ, 2003. — 80 с.
  214. , С. А. Диалог как основа педагогического общения Текст. / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
  215. Ill 1ых, И. В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Штых. -Саратов, 1998.- 171 с.
  216. , Н. Е. Практикум, но педагогической технологии Текст. / II. В. Щуркова. М.: Педагогич. общ-во России, 1998. — 250 с.
  217. , Г. Г. Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Эрнст. Барнаул, 2004. — 240 с.
  218. , В. В. Анализ занятия. Технологический подход Текст. / В. В. Юдин // Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 28−34.
  219. ЮНЕСКО Текст. // Учительская газета. 1993. — № 5. — 21 с.
  220. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
  221. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психоло1 ии. 1995.-№ 2.-С. 31−42.
  222. , И. С. Технология личностно-ориентированною обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -176 с.
  223. , И. С. Технология личностно-ориентированною обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. Директор школы. — М., 2000.-175 с.
  224. , Н. О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования школьников Текст.: дисс. канд. пед. наук / II. О. Яковлева. Челябинск, 1998. — 184 с.
  225. Яс1ремская, Н. И. Формирование готовности студентов педвуза к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников Текст. /II. И. Ястремская. Волгоград, 1993. — 147 с.
  226. Anderson, L. W. Increasing teacher effectiveness Текст. / L. W. Anderson. Paris, 1991.
  227. Ary, Donald et al. Introduction to research in education / Donald Ary, Lucy Cheser Jacobs, Asghar Razavich. 3. ed. — New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, cop. 1985. — XII, 449 p.
  228. Bloom, B. S. Taxonomy of Educational Objectives Текст. / В. S. Bloom. -N.Y., 1971
  229. Broun, H. D. Principles of language learning and teaching Текст. / II. Douglas Broun. 3 rd ed. — San Francisco State University, 1994. — 347 p.
  230. Educational research, methodology, and measurement: An intern, handb. / Ed. by John P. Keeves. Oxford etc.: Pergamon press, 1988. — XXI, 832 p. — (Advances in education).
  231. Educational technology its creation, development & cross-cultural transfer / Ed. by R. M. Thomas, V. N. Kobayashi. — Oxford etc. Pergamon press, 1987. — XII, 275 p.
  232. Educational technology: learning in the eighties. Washington: U.S. Dep. of education, office of educational research and improvement. Office of libr. and learning technologies, Div. of educational technology, 1981, 133 p.
  233. Klingsted, G. L. Developing Instructional Modules for Individualized Instruction Текст. / G. L. Klingsted // Educational Technology. № 11. — P. 73 — 84.
  234. Snow, M. A. The content-based classroom: perspectives on intergrating language and the content Текст. / Marguerite Ann Snow, Donna M. Brinton. N.Y.: Longman press, 1997. — 431 p.
  235. Wiersma, W. Research methods in education Текст. / Wiersma William. -Boston, 1986.
Заполнить форму текущей работой