Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модернизация современной региональной системы общего среднего образования в контексте всероссийского и мирового опыта отражает процесс усовершенствования взаимодействия общеобразовательных структур федерального и регионального уровней в соответствии с требованиями, утверждающимися в обществе рыночных отношений. Её теоретико-педагогические основы представляются в виде тенденций и закономерностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-педагогические и исторические предпосылки модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия)
    • 1. 1. Реформирование общего среднего образования в контексте анализа мировой практики
    • 1. 2. Основные тенденции развития школьного образования в Российской Федерации
    • 1. 3. Предпосылки модернизации национально-региональной системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия)
  • Выводы
  • Глава II. Перспективная модель модернизации общего среднего образования в Республике Саха (Якутия)
    • 2. 1. Модернизация структуры и содержания системы общего среднего образования Якутии
    • 2. 2. Социально-педагогические условия обновления средней школы в региональном образовательном пространстве
    • 2. 3. Критерии и показатели оценки эффективности модернизации якутской средней школы
  • Выводы
  • Глава III. Научно-педагогическое обеспечение модернизации общего среднего образования в региональных условиях
    • 3. 1. Обновление базисного учебного плана как основа формирования многовариавггной образовательной системы
    • 3. 2. Развитие многоукладной якутской школы на основе построения индивидуальной образовательной траектории
    • 3. 3. Совершенствование учебно-методического потенциала региональных учреждений общего среднего образования
    • 3. 4. Интеграция общего среднего образования Республики Саха (Якутия) в общероссийское и мировое образовательное пространство
  • Выводы

Теория и практика модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономическое переустройство общества неизбежно ведёт к изменениям в системе образования, одной из немногих сфер, сохраняющей свой потенциал в силу специфичного консерватизма, присущего образовательной сфере независимо от хронологических и страноведческих характеристик. Современное состояние и условия дальнейшего развития образовательного пространства России кардинально изменили требования к системе общего среднего образования. Появились новые потребности, отражающие прежде всего стремление России соответствовать в сфере образования стандартам мирового сообщества. За короткий срок существенно изменились требования к общеобразовательной подготовке выпускников школ, к уровню их среднего образования. Особенностью российской образовательной системы является всевозрастающая демократизация и децентрализация образовательного процесса. Наряду с развитием традиционных подходов к организации образовательной деятельности активно привносятся в сферу среднего образования различные инновационные концепции и школы.

Особое место в стратегии российского образования занимает проблема региональности. Школьная система в многонациональной России организационно и содержательно имеет дело с различными историческими социокультурными общностями. Это актуализирует необходимость постановки правильного акцента на соотношении этнического и общенародного, национального и интернационального, федерального и регионального для решения как организационно-педагогических, так и социально-педагогических вопросов развития образовательной системы в регионе как органической части федеральной системы образования. Всё это требует разработки и определение научно-методологических основ регионализации образовательной системы, принципов, концептуальных положений и рекомендаций по их реализации.

В этой ситуации основное внимание сосредоточивается на системе общего среднего образования регионов, модернизация которой становится важнейшим условием успешности реформирования всей сферы образования и жизни общества.

В значительной мере эти процессы проявляются в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия). Это связано с сохранением национальных языков, приобщением молодежи к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, а также формированием у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства.

Потребности возрождения языка, расширения его функций, развития национальной культуры, сохранения самобытности народов, населяющих республику, требуют обновления всей системы воспитания и обучения в национальной школе.

Вопросами модернизации общего среднего образования занимаются представители разных научных школ, поэтому исследуемая проблема широко освещается в научных работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Анализ педагогической и специальной литературы позволяет определить наиболее значимые подходы к изучению данной научной проблемы.

Современная практика модернизации ориентирована на педагогический подход, содержание которого отражают идеи, изложенные в трудах Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, Э. Дюркгейма, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, И. Я. Лернера, В. В. Давыдова и других.

Для исследования имели значение научные труды по разработке теоретических основ образования JI.C. Выготского, М. Н. Скаткина, JI.B. Занкова В. В., Краевского Г. Н. Филонова, B.C. Леднева, В. А. Полякова, А. А. Кузнецова, Ю. И. Дика, М. В. Рыжакова, А. В. Хуторского, Г. Н. Волкова, Б. Т. Лихачёва, Ш. А. Амонашвили, Э. Д. Днепрова, Д. Д. Зуева, М. Н. Кузьмина, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, А. Г. Каспржак, А. А. Сусоколова, А. А. Пинского, А. В. Салихова, а также работы Д. А. Данилова, Е. П. Жиркова, Е.И.

Михайловой, А. П. Оконепшиковой, А. В. Ивановой, Н. Д. Неустроева, П. П. Борисова, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, М. П. Федорова, Г. Н. Максимова, К. Е. Егоровой, С. П. Васильевой, Г. П. Андреева, Т. И. Степановой и других.

В экспериментальной работе рассматривались и другие подходы, изложенные в материалах исследований процесса развития школьного образования на основе якутского народного идеала совершенной личности: А. Г. Новикова, К. Д. Уткина, Б. Н. Попова, В. Д. Михайлова, И. С. Портнягина, Н. К. Шамаева, М. П. Алексеева и других.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие системы общего среднего образования, как показывает опыт развитых стран и отечественный опыт, не может ограничиваться только процессом изменения организационной структуры массовой средней школы. Требуется специальная программа модернизации системы общего среднего образования на региональном уровне, включающая разработку и утверждение учебных планов и программ нового поколения для национальных школ. Становится актуальной проблема создания новых учебников по предметам познавательного характера с учетом этнопсихологических особенностей восприятия и понимания, памяти и мышления детей определенной национальности, специфики их родного языка и этнопедагогических традиций.

Вместе с тем, современные условия функционирования национальных школ, и, прежде всего, научно-методическое обеспечение регионального компонента общего среднего образования, не позволяют в полной мере учитывать различия городских, сельских, малокомплектных школ и дошкольных учреждений улусов со смешанным населением. В силу этого с большими издержками формируется разнообразие типов и видов учебно-воспитательных заведений, профильное и специализированное обучение с учетом спроса производства при переходе к рыночным отношениям, открытие и деятельность новых типов и видов учебных заведений (в том числе гимназий, лицеев), обеспечивающих максимальное раскрытое духовного потенциала народа.

Разработанные современные подходы к формированию региональной системы общего среднего образования не имеют целостной концепции, не дают научно обоснованной характеристики показателей, определяющих ее эффективность, и, следовательно, не оказывают существенного влияния на качество подготовки выпускников школ. Все сильнее проявляются противоречия между потребностью региона и способностью системы общего среднего образования учитывать региональные особенности перехода к новым экономическим отношениям.

Недостаточная теоретическая разработанность и слабая научно-методическая обеспеченность процесса модернизации современной системы общего среднего образования в Республике Саха (Якутия), большие социальные издержки в проведении конкретной работы на местах обусловили выбор темы исследования «Теория и практика модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования — система общего среднего образования Республики Саха (Якутия) в современных социально-экономических условиях.

Предмет исследования — процесс модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия).

Цель исследования — разработка теоретических основ модернизации системы общего среднего образования в Якутии и определение социально-педагогических условий его эффективности в современной социально-экономической ситуации.

Гипотеза исследования. Возрастающее внимание к потенциальным возможностям региональных образовательных систем обусловлено чрезвычайной сложностью и многообразием проблем социального развития регионов, будущее которых всецело определяется характером и содержанием прежде всего системы общего среднего образования, ее ориентированностью на потребности региона.

Предполагается, что реализация современных требований к средней школе может быть успешной, если в качестве основного механизма использования образовательного потенциала региона будет рассматриваться модернизация всей системы общего среднего образования на фоне инновационного вхождения его в общероссийское и международное образовательное пространство.

Результативность процесса модернизации системы общего среднего образования может быть достигнута, если при этом:

— учащимся обеспечивается обучения и воспитания на их родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений;

— формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей осуществляется с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики;

— в структуре предметов познавательного цикла, эстетического и духовного воспитания, физической и трудовой подготовки достаточно полно представлен национально-региональный компонент;

— стимулируется разнообразие типов и видов общеобразовательных учреждений, вариативность учебных планов в зависимости от местных условий и уровня развития детей;

— создаются условия для возрождения языков малочисленных народов Севера, расширения функции языка дошкольного воспитания и школьного обучения;

— всесторонняя подготовка детей к жизни и труду осуществляется в реальной действительности с учетом требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям. I.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-педагогические и исторические предпосылки совершенствования региональной (якутской) системы общего среднего образования в контексте общероссийского и мирового опыта.

2. Определить региональный компонент в содержании общего среднего образования в различных типах и видах школ Якутии.

3. Обосновать перспективную модель модернизации системы общего среднего образования в условиях Республики Саха (Якутия).

4. Выявить педагогические условия эффективности процесса модернизации якутской средней школы в реальных условиях региона.

5. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию региональной системы общего среднего образования, повышению эффективности деятельности национальных школ.

Методологической основой исследования являются положения материалистической философии о взаимосвязи общего и частного, теории и практики развития личностиоб образовании как форме развития личности и общества как деятельностном способе создания национальных и общечеловеческих культурных ценностейсовременные философские, педагогические и психологические концепции образовательных систем и воспитанияположения о системном, личностно-ориентированном и средовом подходе к изучению социальных явлений и совершенствованию процесса образования.

Профессиональные аспекты методологической основы исследования определили законы Российской Федерации по вопросам образования, нормативные документы Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам модернизации общего среднего образования.

Теоретическую основу исследования составили идеи общей теории обучения Я. Д. Коменского, П. Ф. Каптерева, Н.й. Пирогова, JI.H. Толстого, К. Д. Упшнского, В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, И. Я. Лернерасистемного анализа педагогических явлений В. В. Краевского, В. А. Караковского, Е.В.

Бондаревскойконцепция, принципы и идеи непрерывного образования Э. Д. Днепрова, А. Г. Асмолова, И. А. Зимней, Г. Д. Глейзера, A.M. Новикова.

Важную роль в исследовании педагогических основ модернизации общего среднего образования сыграли фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых: по основным принципам гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, А. И. Арнольдова, Б. Л. Вульфсона, Д. Дьюи, К. Роджерса, С. Френе, Р. Штайнерапо основным положениям методологии современной педагогики — В. Д. Шадрикова, П. И. Пидкасистого, Г. А. Ягодина, А. Ф. Иванова, Б. С. Гершунскогопо обоснованию образовательного процесса — Ю. К. Бабанского, С. А. Батышева, B.C. Леднева,.

A.А. Кузнецова, Ю. И. Дика, М. В. Рыжакова, А. А. Пинского, С. Н. Чистяковойпо теории личностно-ориентированного подхода в обучении — Н. А. Алексеева,.

B.В. Серикова, И. С. Якиманской, Н. Н. Суртаева, а также социально-педагогические идеи А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сластенина, В. Г. Бочаровой, А. В. Мудрика, Б. З. Вульфова, Г. Н. Филонова, И. А. Липского, B.C. Торохтия, Л. Е. Никитиной, В. Т. Лисовского, М. П. Гурьяновой, Т. Ф. Яркиной.

В диссертационном исследовании учтены теоретические выводы и рекомендации по вопросам совершенствования образовательного процесса, изложенные в работах М. Н. Скаткина, С. И. Архангельского, В. П. Беспалько,.

B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского, М. М. Поташника, Е. А. Ямбурга,.

C.Г. Броневчука и других.

Основные положения диссертации опираются на результаты исследований в области модернизации содержания общего среднего образования, особенностей решения этой проблемы на региональном уровне (Д.А. Данилова, Е. П. Жиркова, Е. И. Михайловой, А. В. Ивановой, П. П. Борисова, У. А. Винокуровой, Г. Н. Максимова, К. Е. Егоровой, С. П. Васильевой, М. И. Борисова, Н. И. Бугаева, Н. Н. Будшцевой и др.).

При разработке региональной модели модернизации общего среднего образования учитывались выводы специалистов в области определения целей, содержания, стандартов обучения (В.П. Беспалько, В. Д. Шадрикова, В. М. Филиппова, B.C. Леднева, А. А. Кузнецова, А. Ф. Киселева, В. Г. Разумовского, А. В. Салихова, И. С. Саркисяна, В.В. Судакова).

По исследуемым проблемам изучены работы зарубежных ученых в области этносоциологии и образовательных систем (Barth F., Fromm Е.,.

Furnham A., Bochner S., Klakhohn F., Strodtbeck F., Berry J.W., Hofstede G.).

Исходя из общего методологического подхода, в процессе работы над этой проблемой, использованы следующие методы исследования:

— метод диалектического познания, основанный на признании динамичности и всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, протекающих в различных сферах общества;

— методы теоретического анализа, позволившие проанализировать сущность и содержание важнейших законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области образования, труды выдающихся педагогов и психологовопытно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях: организация и проведение педагогического эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образованияопытная проверка уровня освоения новых программ и учебников по государственным языкам, родным языкам и литературам малочисленных народов Севера, национальной культуре народов Якутии, истории, географии Якутии, основам рыночной экономики, народным промыслам и ремеслам;

— метод изучения нормативных документов (приказов, инструкций, положений, концепций) министерств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), материалов научно-практических конференций, научных экспедиций.

В процессе исследования использовались общенаучные методы управления социальными процессами, методы математической обработки исследовательских данных, а также специальные методы педагогической науки, адекватные характеру проблем общего среднего образования в региональных условиях.

Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит: в формировании идей и основных положений диссертации с 1981 г. по 2001 г., которые реализованы в государственных программах развития образования Республики Саха (Якутия), принятых Правительством республики в 1992, 1997, 2001 годахв разработке, экспериментальной. проверке и внедрении целевых проектов по обеспечению учебными программами, учебниками, учебно-методическими пособиями и справочной литературой общеобразовательных учреждений республики.

Исследование осуществлялось в течение 20 лет, в том числе, в рамках Комплексной программы Российской Академии образования «Стратегия развития образования и педагогической науки в России на рубеже XXj века» и Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2001 — 2005 гг.».

Этапы исследования.

На первом этапе (1981;1989) по планам научно-исследовательских работ Якутского филиала НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР автором изучалась проблема совершенствования содержания образования и методов обучения в якутской школе. В массовых школах проводились опытно-экспериментальные изыскания по обновлению программ и учебников по русскому языку для якутской школы.

На втором этапе (1990 — 1994) изучалось состояние проблемы в теории и практике формирования и совершенствования системы общего среднего образования в национальных школах Республики Саха (Якутия). Выявлены общие тенденции развития школьного образования в республике, существующие противоречия. Обосновывалась возможность преподавания предметов на родном языке, предложены пути повышения качества образования в школах республики. Были разработаны и апробированы варианты базового учебного плана якутской школы.

На третьем этапе (1995 — 1998) анализировались и сравнивались общеметодологические и педагогические основы разработки национально-регионального компонента государственного стандарта школьного образования в субъектах Российской Федерации, принципы построения учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, система и структура учебных предметов федерального, национально-регионального и школьного компонентов, строилась теоретическая модель национально-регионального компонента содержания образования в якутской школе.

На четвертом этапе (1999 — 2001) уточнялись и корректировались основные теоретические положения исследования и вносились дальнейшие изменения в регионализацию образованияпроведены основной педагогический эксперимент по базисному нормативному документу и оценка его эффективности. Были определены модели обучения, реализовывались его различные уровниподведены итоги и оформлены результаты диссертационного исследования.

Экспериментальной базой исследования явились учреждения системы общего среднего образования, включающие 12 начальных, 26 основных и 20 старших школ, в том числе 4 гимназии, 2 лицея, Центр комплексного развития личности, 2 ассоциированные школы, 8 посол малочисленных народов Севера, 2 кочевые школы, 4 агрошколы, 1 коммерческую школу, 2 авторские школы, 1 частную школу, 2 школы индивидуального обучения на дому, а также учреждения системы дошкольного и внешкольного образования, образовательные центры, занимающиеся подготовкой и переподготовкой учителей-предметников. К исследованию привлекались преподаватели ЯГУ, специалисту ИПКРО и выпускники Педагогического института ЯГУ, филологического, математического факультетов Якутского госуниверситета Республики Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 654 учащихся образовательных учреждений, из них обучающихся в начальной школе — 150 человек, в основной школе — 298 человек, в старшей школе — 206 человек, 122 преподавателя и специалиста образовательных учреждений различного профиля.

Опытно-экспериментальная работа велась в 14 улусах республики. Выборка учреждений и групп учащихся проводилась в соответствии с целью и задачами исследования.

Результаты опытно-экспериментальной работы сопоставлялись с данными других регионов России (учреждениями среднего образования Чувашии, Башкортостана, Татарстана, Ханты-Мансийского округа, Хабаровского и Краснодарского краев, Магаданской и Тюменской областей), а также Белоруссии и Украины.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании теоретико-педагогических и исторических предпосылок модернизации региональной системы общего среднего образования в контексте всероссийского и мирового опыта.

Впервые на фоне процесса модернизации выявлены значимые тенденции развития регионального компонента общего среднего образования и определена зависимость его содержания от условий формирования индивидуальной образовательной траектории в различных типах и видах якутских школ. В процессе исследования разработана и обоснована перспективная региональная модель модернизации системы общего среднего образования. При этом определены социально-педагогические условия эффективности модернизации региональной системы общего образования на основе поиска и внедрения инновационных подходов, научно-теоретических основ школьных преобразований.

Обоснованы новые направления и пути к проектированию содержания общего среднего образования, строящегося на основе идей регионализации обучения и сохранения единого образовательного пространства в Российской.

Федерации, изменения парадигмы обучения на личностно-ориентированное.

Разработана новая структура базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Якутии.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных идей и подходов совершенствования региональной системы общего среднего образования, позволяющих с высокой эффективностью осуществлять баланс между разными компонентами содержания образования: федеральным, региональным, школьным и ученическим, в создании системы разработки и реализации учебно-методических комплектов на языках коренных народов республики в поликультурном и полиязычном пространстве России.

Разработаны социально-педагогические принципы модернизации системы общего образования, содержания национально-регионального компонента образовательного стандарта, а также определены факторы развития и интеграции региональной средней школы в общероссийское и мировое образовательное пространство.

Представленная в диссертации система критериев и показателей эффективности функционирования системы общего среднего образования в региональных условиях существенно дополняет теорию общей педагогики в области обучения и воспитания.

Выявлены основные тенденции развития системы общего среднего образования в условиях реформирования российского общества.

Основные теоретические положения, раскрывающие сущность модернизации образования, имеют как общий, так и специфический характер и могут быть использованы не только в якутской, но и в других национальных школах. Они найдут применение и в исследовании научно-педагогических проблем регионализации содержания общего среднего образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные по результатам исследования учебные планы, образовательные программы, учебно-методические комплекты и методические рекомендации внедрены в практику работы многих общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), в систему подготовки и переподготовки учителей в Институте повышения квалификации работников образования, в научно-исследовательской работе аспирантов, студентов педагогических училищ и Педагогического института Якутского госуниверситета, а также обсуждались на педагогических чтениях, совещаниях, семинарах и встречах с научными и практическими работниками образования республики.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативно-правовой базы в области образования на федеральном и региональном уровнях, программ, концепций по проблемам модернизации национальных (якутских) школ.

Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования могут широко использоваться в формировании современной парадигмы общего среднего образования в региональных условиях многонационального социального пространства.

Разработанные и апробированные в опытно-экспериментальной работе педагогические решения проблем общего среднего образования в региональных условиях усиливают технологический компонент концепции обновления и развития национальных школ, восстановления потенциальных образовательных возможностей региона.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась путём сравнения данных, полученных различными исследовательскими методами, апробирования методик в процессе пилотажных обследований в общеобразовательных учреждениях, а также через сопоставление материалов, полученных в результате педагогических наблюдений в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, изучения качества образования в национальных школахв систематических чтениях лекций для учителей республики, в постоянных консультациях с учителями пилотных школ, опытно-экспериментальных площадок республики расширенных проблемных семинарах, совещаниях, встречах по обсуждению концептуальных подходов к проектированию содержания общего среднег образования и национально-регионального компонента по всему перечни дисциплин базисного учебного плана общеобразовательных учреждена Республики Саха (Якутия).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись й всех этапах исследования. В этих целях проводились:

— многоступенчатая и многопрофильная экспертиза промежуточных и окончательных данных. Основные теоретические и практические результаты исследования нашли отражение в монографиях, статьях, нормативнэ-методических документах и дидактических материалах. Итоговые результаты внедрения положительно оценены и подтверждены документально;

— обсуждение результатов исследования на международных научна-практических конференциях по проблемам развития образования в Якутске (1992, 1993, 2001), в Абакане (1993), в Казани (1996), на республиканских, региональных научно-практических конференциях по проблемам конструирования содержания общего среднего образованияна курсах повышения и переподготовки учителей в Институте повышения квалификации работников образования, на выездных семинарах в улусах республикина заседаниях Учёного совета НИИ национальных школ, кафедры педагогики Педагогического института ЯГУ, на совещаниях и учебно-методических семинарах работников образования Якутии;

— внедрение авторских разработок в нормативные документы и практику деятельности учреждений общего среднего образования, в деятельность образовательных учреждений, где по методике автора прошли курсы усовершенствования более 500 руководителей образовательных учреждений, где автором внедрено 2 базисных учебных плана и 3 поколения образовательных программ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модернизация современной региональной системы общего среднего образования в контексте всероссийского и мирового опыта отражает процесс усовершенствования взаимодействия общеобразовательных структур федерального и регионального уровней в соответствии с требованиями, утверждающимися в обществе рыночных отношений. Её теоретико-педагогические основы представляются в виде тенденций и закономерностей обновления и совершенствования национальных школз отражающих содержание и динамику развития процесса гуманитаризации образования на фоне политехнизации традиционных средних школ, а также изменения соотношения гуманитарно-национального компонента в общем наборе учебных дисциплин. Теоретико-педагогические основы могут рассматриваться: в качестве принципов развития образовательного пространства региона — социокультурной открытости образования, построения воспитывающего обучения по принципу «от близкого к далекому, от родного порога — в мир общечеловеческих знаний» и т. пв виде содержания регионального компонента образования, включающего оптимальное сочетание языковой подготовки учащихся, учитывающей многонациональный характер населения региона, и обеспечение профильного образования с одновременным усилением его личностно-ориентированной направленностикак факторы развития региональной средней школывариативность педагогических подходов к формированию системы общего среднего образования, педагогическая поддержка индивидуальности ребенка и построение его собственной траектории в образовании, научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса средней школы.

2. Перспективная модель модернизации региональной системы общего среднего образования рассматривается в виде прогностической характеристики процесса преобразования якутской школы, содержание которой определяют: социальный заказ федерального и регионального уровней культурных потребностей общества на личностно-ориентнрованное образованиенациональная доктрина образования с ее приоритетными направлениями развития федерального и национально-регионального компонентов в содержании образованиясубъектно-объектные взаимодействия в сфере дошкольного образования, в структуре «начальная-основная-старшая школа" — научно-педагогическое обеспечение функционирования региональных структур общего среднего образования, сосредоточенного на методической системе образовательного учреждения (содержание образования, организационные формы, методы, средства обучения) — профессиограмма выпускника конкретного уровня образовательного учреждения системы общего среднего образования.

3. Система обоснованных и выверенных в реальных и разнообразных условиях деятельности различных типов и видов образовательных учреждений значимых характеристик, позволяющих с высоким уровнем достоверности воссоздавать (оценить) качественные параметры модернизации в изменяющихся условиях представляется в качестве критериев и показателей эффективности процесса реформирования школьного образования в условиях Якутии. Основными из них являются вариативность педагогических подходов к общему среднему образованию, доступность и адекватность индивидуальным и социальным потребностям предоставляемого образования, возможность выбора педагогической системы и уровня ее перспективности для изменяющейся практики, социокультурная открытость образовательного процесса, отношение учащихся и родителей к избранной системе образования, потребность общества и региона в выпускниках и их трудоустройстве. Их использование придает процессу школьных реформ гибкость и управляемость, свободу для творческого поиска, широкие возможности родителей по выбору педагогической системы и траектории образования для собственного ребенка, опору на достижения предыдущего этапа развития, создающего предпосылки для успешного перехода учащегося на следующую ступень образования, а также расширение образовательных задач школы, вплоть до обретения школой статуса местного культурного центра.

4. Совершенствование структуры и содержания региональной системы общего среднего образования предполагает реализацию таких принципов формирования региональной системы образования, как приоритетность образования в жизни региона, его фундаментализация и непрерывность, открытость и интегративностьстандартизацию содержания образования по предметам познавательного цикла, эстетического и духовного воспитания, физической и трудовой подготовки («родной язык и литература», «трудовое воспитание», «физическая культура» и другие) — формирование базисных учебных планов, согласованно реализуемых в школах разного типаобновление учебно-методической базы по содержанию и технологиям обучения, созданных с учетом традиционных и инновационных возможностей и достижений мировой системы образованиянаращивание требований к общеобразовательной и профессиональной подготовленности выпускника средней школы.

5. Региональный базисный учебный план является концентрированным выражением концепции национальной школы и общей концепции среднего образования. Построенный с учетом общеметодологических и дидактических принципов функционирования средней школы, он отражает генеральный уровень нормирования содержания общего среднего образования, особые потребности и интересы в сфере образования конкретного региона как субъекта федерации. Его оптимальное значение определяют две составляющие: инвариантная часть (обеспечивает приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям) и вариативная часть (обеспечивает развитие личностных особенностей школьников).

Базисцый учебный план позволяет реализовать различные уровни обучения: первый уровень — основное обучение, второй уровень — классы с профильным обучением по отдельным предметам, третий уровень — классы с углубленным изучением отдельных предметов, четвертый уровень — система альтернативных школ (авторские школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. д.) с собственными программами обучения.

6. Важнейшими педагогическими условиями эффективности процесса модернизации региональной средней школы являются: стимулирование процесса гуманитаризации регионального общего среднего образования на основе обновления базисного учебного планасовершенствование методической системы школьного образования как важнейшего условия ускорения многоуровневого развития национальной школыразвитие учебно-методического потенциала местных управлений образованием путем создания и освоения учебно-методических комплектов нового поколения, в полной мере учитывающих изменившуюся языковую ситуацию регионаинтеграция системы общего среднего образования республики во всероссийское и мировое образовательное пространство на основе усиления полиязычного и поликультурного компонента содержания образования как одного из важнейших направлений научно-методического обеспечения модернизации всей системы образования региона.

Содержание указанных положений раскрыто в диссертации, обосновано результатами исследования и изложено в заключении.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по главе.

В настоящее время важнейшей задачей педагогической науки следует считать, в частности, методологическое й научно-теоретическое обоснование содержания общего среднего образования, от которого зависит и разработка соответствующих методов и организационных форм обучения.

В образовании определяющим фактором развития качества является его научное содержание. Оно постоянно совершенствуется в зависимости от изменений в жизни общества, от прогресса в развитии производительных сил, экономики и культуры, науки и техники, т. е. от социального заказа общества.

Поэтому в данной главе основное внимание сосредотачивалось на исследовании важнейших проблем совершенствования региональной системы общего среднего образования. На их основе даны общая характеристика классификации наук и их отражение в содержании общего образования, анализ состава учебных предметов, изучаемых в школе, и их отражение в учебном плане и особенности нормативных документов, регулирующих содержание школьного образования (учебные планы, программы и учебники).

Большое внимание обращено в главе на состояние и основные проблемы разработки нового содержания общего среднего образования в школах республики в свете реализации целей, принципов и положений I реформы школы 1988 г. и Концепции обновления и развития национальных школ PC (Я). Ввиду этого мы сочли целесообразным охарактеризовать в хронологическом порядке основные задачи школьных реформ, предшествовавших реформе школы 1988 г. Более подробно остановились на проблемах разработки новых учебных планов для якутских школ, создания новых программ и учебников по предметам филологического цикла (якутский, русский и иностранные языки, якутская, русская и зарубежная литературы и их интеграция) и по новому предмету «Национальная культура народов Якутии». Исходя из Концепции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов общего среднего образования, в главе была сформулирована авторская позиция относительно установления федерально-республиканского компонента образования в школах. По всем этим вопросам даны научно-практические рекомендации и замечания, которые могут быть полезны составителям учебных планов, программ и учебников для общеобразовательных школ.

Совершенствование содержания школьного образования в Якутии с учётом основных положений новой Концепции системы образования, несомненно, сыграет положительную роль в повышении качества знаний, умений и навыков обучающихся, в подготовке их к жизни и труду, в воспитании детей в духе лучших, прогрессивных традиций и обычаев родного народа. В этом мы видим истинный смысл разработки учебных планов, программ и учебников нового поколения. При этом считаем необходимым постоянно учитывать ведущие тенденции развития общего среднего образования в России, которые должны быть учтены и отражены в новых учебных планах, программах и учебниках.

Из материалов исследования завершающей главы следуют такие основные тенденции развития средней общеобразовательной школы, как г её демократизациягуманизация и гуманитаризация образованиявоспитание разносторонне развитой личностимногообразие типов и видов общеобразовательных учреждений и вариативность учебных планов, программ и учебниковинтеграция и интенсификация, дифференциация и индивидуализация обученияорганизация курсов по выбору и профильного обучения (специализация) — введение новых предметов в связи с возрождением национальной культуры, обычаев и традиций народов, сближением и взаимообогащением различных культур и переходом страны на рыночные отношения.

Сегодня, можно сказать, что начинает формироваться целостная научно-педагогическая теория построения региональной системы общего среднего образования. Этому способствует Концепция государственных образовательных стандартов. По всем основным предметам уже готовы проекты Госстандарта образования. Тем не менее, необходимо научно обоснованно, а не эмпирически определить состав образовательных областей (учебных дисциплин, курсов), изучение и усвоение которых формировали бы разносторонне развитого человека, творчески мыслящего, готового к активному труду, овладевшего научно-материалистическим мировоззрением и богатой духовной культурой, традициями и обычаями родного народа.

В дальнейшем предстоит ответственная задача — привести содержание школьного образования в соответствие с социальным заказом демократического, правового, рыночного общества и всемерно совершенствовать практику составления учебных планов, программ и учебников для якутских школ, а наряду с этим и разработку методов обучения, отвечающих требованиям обновлённого содержания образования.

Поэтому проблема модернизации содержания школьного образования ныне становится наиболее актуальной и первостепенной для общеобразовательных учреждений Якутии. Учитывая важность названной проблемы, Министерству образования Российской Федерации был предложен экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений и проект Госстандарта образования.

До сих пор существует проблема устранения всё ещё существующей перегрузки учебных программ и учебников.

Во многом такое положение дел объясняется существующими нередко дискуссиями сторонников материалистического и формального образования, последователей дидактического утилитаризма и педоцентрической теории обучения о задачах школы и роли, месте учащегося в системе общего среднего образования. Как показало исследование, в нынешних условиях развития нашего общества все эти концепции среднего образования, взятые в отдельности, не могут удовлетворить главную социальную функцию образования — передачу опыта, накопленного предшествующими поколениями людей.

Исследование научно-педагогического обеспечения процесса модернизации средней школы по своему замыслу и реализации имеет теоретико-прикладной характер. Поэтому многие его направления могут быть использованы для разработки мер обеспечения отдельных предметов, конкретных учебных планов, программ и учебников для национальных школ Республики Саха (Якутия). Из этого можно полагать, что материалы главы представляют определённый интерес для научных работников в области разработки и планирования деятельности преподавателей педагогических учебных заведений, специалистов ИПКРО и органов управления образованием, учителей и руководителей школ.

Результаты, исследования по проблеме научно-педагогического обеспечения процесса модернизации, прежде всего, по вопросам разработки и реализации базисных учебных планов, совершенствования учебно-методического потенциала региональных учреждений могут быть t полезны для совместной работы специалистов управлений образованием и методистов конкретных учебных заведений.

Проблема научно-педагогического обеспечения процесса модернизации региональной системы общего среднего образования представляется перспективным направлением исследования, так как позволяет решать искомую проблему не только на теоретическом уровне, но позволяет выйти на конкретные технологии совершенствования образовательного процесса в средней школе.

В связи с этим важным представляется целенаправленная научно-практическая работа по разработке оптимальных подходов к решению проблемы модернизации общего среднего образования с точки зрения ее научно-педагогического сопровождения на различных этапах реформ и в различных условиях жизнедеятельности региона.

Сложившаяся система общего среднего образования как объект образовательной политики сегодня представляет собой интеллектуальный продукт опыта нескольких поколений и творчества выдающихся ученых-педагогов мирового уровня. Современная образовательная система выступает императивом общественного развития, отвечая на вызовы XXI века со стороны национально-государственных образований и региональных органов, регулирующих образовательную сферу общественной жизни. Модернизация системы общего среднего образования на федеральном и региональном уровнях — действенное средство разрешения противоречий, сложившихся в различных сферах образования. На современном этапе становится очевидным, что образовательная система может эффективно функционировать лишь имея достаточную степень самостоятельности в образовательном пространстве.

Особенно важными эти выводы являются для общеобразовательной школы. Она является одним из важнейших институтов общества, органически связанный с традициями и культурой народа. Этот институт наиболее адекватно отражает фундаментальные принципы и основы жизни, во многом предопределяющие характер и доминирующие направления его развития. Школа как никакой другой социальный институт способна работать на стабилизацию основ общественной жизни, на их изменение. Эта способность во многом зависит от того, насколько глубока ее связь с обществом, насколько адекватно она отражает интересы народа.

Поэтому школа, которая своими корнями уходит в глубинные основы жизни общества, помимо своих непосредственных задач, выполняет еще и функцию стабилизирующего начала в общественном развитии. Именно это объясняет отношение государства, народа к школе, определяет ее роль и то место, которое ей отводится в жизни нашего общества, и предопределяет характер ее развития.

В настоящее время общеобразовательная школа как самостоятельная ступень школьного образования претерпевает существенные изменения. Это связано, с одной стороны, необходимостью оформления ее в самостоятельный уровень образования, в относительно самостоятельную организационную единицу, а с другой стороны, с удлинением обязательного образования и с обособлением отдельных этапов школы, возрастающим вниманием к возрастным особенностям подростков.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что школа является самостоятельной ступенью образования, однако ей еще предстоит превратиться в организационную форму при условии, что будут сформулированы следующие ее характеристики: специфическое учебное содержаниеспецифические формы и методы организации образовательного процессаспецифические способы организации школьной жизни подростков.

Сложившаяся сегодня модель общеобразовательной школы (в ее массовом варианте) представляется переходной, отражает многообразие факторов этапа реформирования всей системы образования.

Сложившаяся система организации школы в целом характерна не только для российской системы образования, но и для западных моделей образования. При этом следует иметь в виду, что зарубежные системы образования не могут быть рассмотрены как единое целое. С этой точки зрения, следует обратить внимание лишь на наиболее характерные и, возможно, наиболее общие принципы организации школы за рубежом.

Зарубежные системы образования имеют свои отличительные особенности, в частности, можно сказать, что европейская (включая сюда и американскую) школа отличается от российской относительно меньшей наполненностью знаниевого компонента (особенно в предметах математического и естественнонаучного цикла), большим удельным весом предметов гуманитарного цикла, включая и предметы социальной или социализирующей направленности, а также гораздо большим проникновением в образование информационных технологий. Еще одной особенностью европейского образования в последнее время является все большее развитие проектных методик, которые, правда, не вытесняют еще предметных подходов, а встраиваются в учебный процесс как некоторая надстройка к основной предметно-урочной системе.

В числе положительных моментов зарубежных образовательных подходов следует указать на иную, чем в России, центрированность образования в школе.

Так, полагается принципиальным индивидуальное развитие ученика, что провоцирует особое внимание к построению индивидуальной траектории развития, а также разработку различных типов педагогической поддержки и сопровождения, коррекции и профилактики. Признается, что содержанием развитая ребенка является развитие его индивидуальности.

Несмотря на то, что заботой государства является, как и в России, контроль за соответствием знаний, получаемых учащимися, определенному уровню, сами государственные стандарты и программы составлены, в отличие от нашей страны, таким образом, что обеспечивают учителю достаточно большую свободу в способах и путях достижения этой цели.

В современной России школа рассматривается как социальный институт, обеспечивающий встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры. Условием встречи является сообразное возрасту образовательное пространство. Содержание и структура образовательного пространства определяется на основании требований (и ограничений):

— задаваемых современным состоянием развития общества как заказчика образования;

— накладываемых системой образования в соответствии с ее функциями;

— определяемых логикой возрастного развития, основными задачами возраста.

Соединение и пересечение этих требований и ограничений задает ориентацию на достижение соответствующего возрасту уровня личной ответственности за свое благополучие, что предполагает освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию и социальную мобильность. В общем виде это готовность к принятию решений в ситуации меняющихся внешних условий.

Условием достижения этой цели является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Для реализации этих целей система образования вырабатывает свои пути достижения качественного образования и создания благоприятных условий для получения достойного образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Среди целенаправленных усилий по повышению качества образования становится крайне необходимой активная деятельность по разработке концептуальных подходов к проектированию и обновлению содержания образования, конструированию учебно-методической документации, учебников нового поколения, учебных пособий, других учебно-методических и дидактических материалов, в том числе с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Речь идет не об улучшении существующего — речь идет о модернизации, о развитии — это совсем другой подход.

Обзор картины формирования содержания образования позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней формирования такого содержания. Эти уровни представляются в следующем виде:

— уровень теоретического представления. На этом уровне содержание фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации и раскрывается в виде учебного плана.

— уровень учебного предмета. Здесь развернуто представление об определенных частях содержания, несущих специфические функции в общем образовании. Спецификой этих функций определяются особые для каждого учебного предмета, но соотносимые с общим теоретическим представлением состав и структура содержания, которые раскрываются в виде учебных программ.

— уровень учебного материала. На этом уровне даются конкретные, подлежащие усвоению учащихся фиксированные в учебниках, учебных пособиях, сборниках задач и т. п. элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному учебному предмету.

Эти три уровня и составляют вместе содержание общего среднего образования как педагогическую модель социального заказа.

Новому содержанию необходимы более сложные приемы деятельности. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Информационная образованность, понимаемая как овладение методологическим инструментом для получения, восприятия и критического анализа информации, является ныне средством социализации учащихся и должна быть заложена в курсы и дисциплины.

В целях обеспечения научного и методологического подхода к осуществлению перехода на 12-летнее обучение Министерство образования России провело ряд совещаний с представителями научных учреждений и организаций, а также обратилось в Российскую академию образования с просьбой разработать проекты концепции общего среднего образования 12-летней школы, базисного учебного планаминимального содержания и требований к обязательной подготовке выпускниковпримерные программы по предметам всех образовательных областей 12-летней школы, а также образовательные программы переподготовки учителей и методистов.

В настоящее время разработан Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) 12-летней школы на основе «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)», принятой Всероссийским совещанием работников образования (январь 2000 г.) и Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) с 1999/2000 учебного года (приказ министра образования PC (Я) № 01−06/879 от 22 сентября 1999 г.).

Вариативная часть Базисного учебного плана (школьный компонент) позволяет решать вопросы дифференциации обучения. За счет этой части можно вводить курсы, учитывающие специфику образовательного учреждения в городе или на селе, образовательные потребности отдельных групп учащихся такие, как: основы рыночной экономики, философия, основы фермерского менеджмента, прикладная экономика, риторика, экология, валеология, агробизнес, этика и психология, культура речи, народные промыслы и т. п.

Кроме того, по усмотрению администрации общеобразовательного учреждения, возможно использование часов вариативной части для усиления предметов или курсов инвариативной части республиканского Базисного учебного плана.

Сейчас нужны учебники принципиально нового типа, которые могли бы выполнять роль интеллектуального самоучителя. Но для этого необходимо изменить принципы конструирования учебного текста. В частости, подобного рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией не только научного знания, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с учетом особенностей состава и строения ментального опыта ребенка.

Для практического использования рекомендуем схему изучения и анализа деятельности образовательного учреждения.

Программа изучения и анализа обновления содержания образования предполагает: наличие программы и концепции развития образовательного учреждениявыбор учебного плана, его обоснование, внедрение базисного учебного плана и его регионализациюобразовательные программы, их соответствие выбору учебного планановые образовательные технологииинновационную и опытноэкспериментальную работуорганизацию классов компенсирующего обучения, нормативно-правовую базу их функционированияособенности обновления содержания образования сельской школыопределение социальных ориентиров и направлений деятельности воспитательной работы, обоснованность выборапрограммное и учебно-методическое обеспечение образовательного процессаобеспеченность учебниками, школьными принадлежностями, школьной документацией.

В управлении качеством образования имеют место:

— система контроля за реализацией права обучающихся на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— общая ориентация содержания образования, её обоснованность и система деятельности по её реализации;

— организация образовательного процесса и его нормативная I регламентация;

— наличие и качество составления годового календарного учебного графика и расписания учебных занятий;

— система оценок, форм, порядка и периодичность отслеживания достижений обучающихся: наличие графиков и исполнение промежуточной аттестации, уровень проведения итоговой аттестации выпускников, формы, анализ, управленческие выводы и решенияуровень дисциплины и воспитанности обучающихся и воспитанников. Система деятельности педагогического коллектива по воспитанию социальной дисциплины и ответственного отношения к учёбе;

— система и результативность деятельности коллективных органов управления (педагогического совета, методсовета и методических объединений учителей, Попечительского Совета) по реализации концепции и программы развития образования;

— анализ и оценка уровня деятельности администрации школы (директора, его заместителей) по исполнению функциональных обязанностей, определённых локальными актами образовательного учреждения;

— анализ школьной документации: книги приказов, алфавитной книги, журнала учёта и выдачи документов об образовании, личных дел учащихся, классных журналов, тетрадей посещаемости администрацией сроков, документов по анализу образовательного процесса (журнала контроля, аналитических справок и другие).

В данном исследовании реализовывалась попытка рассмотреть общие теоретико-методологические и научно-педагогические основы совершенствования содержания общего среднего образования. На их основе даны общая характеристика региональной системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия) и ее отражение в содержании общего образования, анализ состава учебных предметов, изучаемых в средней школе, и их отражение в учебном плане и особенности нормативных документов, регулирующих содержание школьного образования (учебные планы, программы и учебники).

Внимание исследователя было сосредоточено на проблемах разработки новых учебных планов якутских школ, создания новых программ и учебников по предметам филологического цикла (якутский, русский и иностранные языки, якутская, русская и зарубежная литературы и их интеграция). По всем этим вопросам разработаны научно-практические рекомендации, которые могут быть полезны составителям учебных планов, программ и учебников для общеобразовательных школ.

В процессе исследования были выявлены такие значимые тенденции развития средней общеобразовательной школы, как: демократизациягуманизация и гуманитаризация образованиявоспитание всесторонне развитой личностимногообразие видов общеобразовательных учреждений и вариативность учебных планов, программ и учебниковорганизация курсов по выбору и профильного обучения (специализация) — введение новых предметов в связи с возрождением национальной культуры, обычаев и традиций народов, сближением и взаимообогащением различных культур и переходом страны на рыночные отношения.

В качестве направлений дальнейшего исследования могут быть выделены следующие: выявление факторов соответствия системы школьного образования в соотношении с социальным заказом демократического, правового, рыночного обществаразработка методов обучения на основе обновлённого содержания образованияпроблемы перегрузки детей учебным материалом и пути совершенствования содержания образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е. Некоторые проблемы развития якутской математической терминологии. — Якутск: Кн. изд-во, 1992.- 316 с.
  2. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс. кан.пед.наук. -Екатеринбург: УГППУ, 1997. 42 с.
  3. А.Н. Формирование гибкого содержания образования и обучения. М., 1997. — 18 с.
  4. Л.И. Особенности межэтнического восприятия подростками друг друга в условиях депривирующей ситуации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 18 с.
  5. Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте. М., 1998. — 24 с.
  6. С.И. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии. Оренбург, 1997.
  7. Ф.Д. Роль дидактического материала в процессе развития речевого слуха слабослышащих школьников с глубоким речевым недоразвитием: обучение на узбекском языке: -М., 1993. 15 с.
  8. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Советская педагогика. 1990.-№ 8.- С. 131 136.
  9. А. Как поссорились буквари: Идут «звёздные войны» вокруг школьных учебников // Комсомольская правда 1996,21 августа.
  10. Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. -М.: Народное образование, 1998. 74 с.
  11. JI.M. Региональная политика, культура и содержание образования // Регион: политика культура — образование. — Екатеринбург, 1994.-С. 107−129.t
  12. Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Самара: СГПУ, 1997.- 18 с.
  13. Г. М., Морозова Н. А., Рогачев С. А., Савенков Ю. А. Методы и формы организации адаптивного обучения в сельской малочисленной школе // Образование в современном мире. 2000. № 11 — 12.
  14. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. — 270 с.
  15. Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы: (речевое развитие учащихся) // Русский язык в школе, 1998.- № 3, — С. 3 7.
  16. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: МГУ, 1990. 367 с.
  17. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд — во, 1979. — 182 с.
  18. М.Н. Педагогические теории и системы: аспект технологий. -Чита: Изд-во Забайк. гос. пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 1998.-213 с.
  19. Л.П. Найди себя. М.: ИНПО, 1997. — 48 с.
  20. Н.С. Двуязычие: социальный аспект и тенденции. Автореф. дисс.. канд пед. наук. Улан-Удэ, 1997. — 17 с.
  21. И.И. Роль учебника в системе обучения физической географии в современной школе. СПб., 1994.
  22. К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста. СПб: СПбГУ, 1997. — 30 с.
  23. Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7−11 классов (на примере нижегородских промыслов). М., 1997. — 23 с.
  24. В.К., Кузьмин М. Н. Интересы этносов и государства на пути к гармонии // Народное образование. М.: Педагогика, 1994. № 4. — С. 4 — 8.
  25. В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: ЧГПИ Факел, 1995. — 156 с.
  26. А.П. Основные тенденции развития содержания общего образования в Сибири в период двадцатых годов (1920−1931 гг.). М.:1. Прометей, 1992. 116 с.
  27. А. С. Педагогика детства: (Основы возрастной педагогики) // Ин-т развития регионального образования. Екатеринбург: Сократ, 1995. -151с.
  28. Ю.Н. Формирование содержания общего и гуманитарного образования в школе: в 2-х ч. // МОПО РФ. Самара: Изд-во науч. учеб.-мет. центра. Гл. упр-я образования Самар. обл., 1996. — 4.2. — 115 с.
  29. В.П. Проблемы образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М.: Педагогика, 1995. — № 1. С. 89 — 94.
  30. В.Г., Зуев Д. Д. О функциональном подходе к оценке школьных учебников // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1977. Вып. 5. — 230 с. (с илл.)
  31. М.И. Модель национальной школы гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1998. -20 с.
  32. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования. М.: Типография Воентехиниздат, 1996. — 153 с.
  33. А. X., Пшемурзов В. Х. Историческая память и этническая культура // Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. Якутск.: ИГИ, 2000. — С. 275 — 288.
  34. Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. 412 с.
  35. С.Г. Прогностическая значимость опыта проведения реформы школы в России в 1970 1980 гг. // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторгского. — М.: ИОСО РАО, 2б00. -С. 37−48.
  36. Н.И. О вычленении образовательных областей и построении учебных курсов // Народное образование Якутии. Якутск, 1994. — № 1.
  37. A.JI. Традиционная педагогическая культура народов севера. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Казань: ИССО РАО, 1997. — 21 с.
  38. Н.Н. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся Республики Саха (Якутия) на уроках математики. Якутск, 1998.-16 с.
  39. С.В. Компьютерные обучающие системы, построенные по принципу действия экспертно-обучающих систем: разработка и применение при обучении решению физических задач. М., 1998. -16 с.
  40. Т.С. Образовательные традиции русского Севера // Образование и культура Северо-Запада России: Вест. Сев.-Зап. отделения Рос. акад. образования. Вып. 4. Университет: единство науки, образования и культуры. СПб., 1999. — С. 264 — 272.
  41. С.П. Содержание образования в инновационных учреждениях // Дорогой поиска. Материалы республиканской научно-практической конференции «Опытно-экспериментальная работа: поиски, решения, находки». Якутск: ИПКРО, 1997. — С. 117 — 121.
  42. У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1992. — 141 с.
  43. Г. Н. Основные пути развития национальной школы и ее современные проблемы // Проблемы двуязычия в национальной школе. -Ижевск, 1989.-С. 33−41.
  44. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. учеб. заведений. М.: Academia, 1999. — 167 с.
  45. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск: Брян. гос. пед. ун-т, 1997. — 131 с.
  46. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. — 208 с.
  47. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. -М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. 308 с.
  48. Л.С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. М.: Изд -во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.
  49. Ф.В. К проблеме создания национальной системы образования в Якутии // Народное образование Якутии. Якутск, 1992. — № 1. С. 23 — 24.
  50. Ф.В., Васильева С. П. Об основном нормативном документе -республиканском Базисном учебном плане // Народное образование Якутии. Якутск. 2000. № 2. — С. 136 — 152.
  51. Ф.В. Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования (к переходу на 12-летнюю школу) // Народное образование Якутии Якутск, 2001. — № 1.- С. 137 — 144.
  52. Ф.В. Совершенствование содержания общего среднего образования II Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности. Сборник тезисов.-Якутск, 2001. С. 20−23.
  53. П.Я. Управление процессом учения: новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1965. — Вып. 4. С. 15 — 20.
  54. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -Ч. 7. Глоссарий.
  55. Э. Трансформация интимности. Социологический журнал. М.: 1995. — № 4. — С. 217−218.
  56. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России: основныенаправления. М.:Известия, 1994. — 45 с.
  57. Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. М., 1998. -290с.
  58. В.В. Профильная дифференциация и учебный план средней школы // Директор школы, 1993, № 2.- С. 42 — 47.
  59. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. -М.: МПГУ, 1999. 38 с.
  60. JI.H. Этногенез и биосфера земли. / Под ред. B.C. Жекулина. 3 изд., стер. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
  61. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.-285 с.
  62. М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. М.: АСОПиР, 2000. — 83 с.
  63. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников -СПб., 1996. 17 с.
  64. В.В. Условия влияния обучения на умственное развитие школьников // Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. — М., 1968. — 444 с.
  65. Д.А. Дифференциация в образовательной системе //Народное образование Якутии. Якутск: 1994. -№ 1. — С. 114 -117.
  66. Д.А. Сельская школа Якутии. Организационно педагогическое обеспечение. — Якутск: Якутское кн. изд -во, 1988. — 46 с.
  67. Д.А., Корнилова А. Г. Социально воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно педагогического обеспечения — Новосибирск: Наука, 1999. — 136с.
  68. Двенадцатилетняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИЬСО РАО, 1999. — 264 с.
  69. Дик Ю.И., Рыжаков М. В. Двенадцатилетка: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2000.- № 3. С. 25 — 34.
  70. Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. М., 1996. — № 5 — С. 39 — 46.
  71. JI.H. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся: Автореф. дисс. канд.п.н. -Челябинск, 1988.-23 с.
  72. JI.M., Аклаев А. Р., Кашуба М. С., Коротеева В. В. Национальное самосознание и национализм в РФ начала 90-х годов. М., 1994.-31 с.
  73. А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Иркутск, 1997. 19 с.
  74. В.Н. Единство индивидных и личностных свойств в психическом развитии подростков. Дисс. на соиск. Учен, степ канд. психол. наук. М.: Институт молодежи, 1999. — 180 с.
  75. Елаев Н, К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика. 1995. № 2 — С. 45 — 48.
  76. О.Е. Педагогические условия познавательной активизации младших учащихся в школах Якутии // Пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школах Якутии. Якутск: Изд. ЯГУ, 1990. — С. 26- 30. ,
  77. Е.П. Пути обновления национальной школы // Школа духовности. -М., 2000. -№ 5.-С. 67−69.
  78. Е.П. Методология и технология обновления содержанияобразования в национальной школе. Якутск, Екатеринбург: АК «Урал, лес»: ПКФ Сунгирь, 1993.-140 с.
  79. Е.П. Об особенностях новых учебных планов школ Республики Саха (Якутия) // Учит, вестник. 1992.
  80. Е.П. Как возродить национальную школу (Шаги Республики Саха (Якутия). -М.: Просвещение, 1992. 238 с.
  81. И.К. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. М., 1990. -58 с.
  82. А.Х. Теоретические основы содержания языкового образования в начальной национальной школе. Нальчик, 1997. — 221с.
  83. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 53 с. (Серия «Федеральный закон»).
  84. JI.B. О начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -199 с.
  85. JI.B. Усвоение знаний и развитие школьников // Народное образование. 1967. № 9. — С. 1 — 9.
  86. И.Д. О теории и практике разработки учебника // Советская педагогика. М.: Педагогика, 1990. — № 1.- С. 28 — 34.
  87. Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования//Педагогика.-М.: Педагогика, 1993. -№ 1.-С.9−12.
  88. В.Н. Взаимодействие этносов: региональные особенности / Этнос: традиции и современность. Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1994. — С. 5−15.
  89. А.В. Математическое образование в регионах Севера. Якутск: Гуп Полиграфист, 1996. — 279 с.
  90. А.В. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Якутск: Изд -во ЯГУ, 1996.-54 с.
  91. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. пед. ун-та, 1995. — 28с.
  92. Н.В. Не построить храм без инженера // Свободная мысль. М.: Горбачев — фонд: Пресса, 1992.- № 6.
  93. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссий: Анализ зарубежного опыта. Рига: Пед. центр Эксперимент. — 1995. — 176 с.
  94. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. М.: Педагогика, 1996.- № 2.- С. 14−21.
  95. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 222 с.
  96. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. / Сост. Кузьмин М. Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. -М.: ИНПО, 1994.
  97. А.Г. Социальное воспитание школьников в наслежно-улусной общине (на материале Республики Саха (Якутия). М.: ЦСП РАО, 1997.-33 с.
  98. Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века. Петрозаводск: Карельский ГПУ, 1997. — 20 с.
  99. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методолог, анализ) М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  100. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: дошкольный и младший школьный возраст. М.: ПИ РАО, 1995.
  101. В.Ф. Концепция школьного образования (Преемственность содержания образования в начальной и средней школе) // Начальная школа М.: Просвещение, 1996.- № 4. С. 52 — 57.
  102. М.В. Главной задачей остается проникновение в существо этнических связей // Советская этнография. М.: Наука, 1986. — № 5. — С. 71.
  103. М.Н. Национальная школа России: место и роль в этносоциокультурных процессах модернизации // Magister, 1998. № 1.- С. 9−25.
  104. Курьер ЮНЕСКО. М.: Прогресс, 1998. — № 6 (Июнь).
  105. JI.B. Развивающаяся школа школа инновационная: Учеб. пособие. — Самара: Самар. ун-т, 1998. — 115 с.
  106. М.Б. Что же ждёт современную школу? // Образование в современной школе. М.: Полярная звезда, 1999. — № 7. — С. 4.
  107. С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. М., 1996. — № 3. — С. 20 — 23.
  108. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ — С, 1999. — 223 с.
  109. Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М., 1993.-195 с.
  110. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  111. B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 220 с.
  112. М.Р. Кто будет составлять учебный план: федеральный или региональный органы управления? А может быть сама школа? // Первое сентября, 1998, 18 апреля. С. 2.
  113. И .Я. Базовое содержание общего образования. // Советская педагогика. 1991.- № И. С. 15 — 21.
  114. .Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачёв (Мин-во общего и проф. образования РФ и др.). Самара, 1998. — 199 с.
  115. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК ФПК. М.: Прометей, 1992. -528 с.
  116. С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 445 с.
  117. Г. Н. Методология и дидактика географии. Якутск: ЯНЦ Полиграфст. 1996. — 268 с.
  118. Р.В. Контент-анализ как метод исследования историимысли.// Донецк, 1991.- № 1.- С. 28 33.
  119. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-пресс, 1994. -95 с.
  120. В.В. Формирование русской нации. (Всесоюз. об-во по распространению полит, и научн. знаний. Ленингр. отд.). Л.: Тип. им. Володарского, 1947.
  121. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 228 с.
  122. Г. В. Сравнительная педагогика США Япония: чья школа лучше? // Педагогика, 1995.- № 1.- С. 83 — 88.
  123. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. (Глава 7. Образование). Сиб.: Экон. шк. и др., 1999. — 145 е.: илл.
  124. Многоязычие и преподавание родных языков / Под ред. С. Кроона и Г. Хруслова. М.: Институт национальных проблем образования, 1998.
  125. Мультикультурное образование: Материалы междунар. конференции «Методология и практика мультикультур. Образование в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия)» /Сост. Расторгуева Н. А. Якутск: Сахаполиграфиздат, Т996. — 142 с.
  126. В.А. Стратегия развития образования в Российской Федерации // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М.: ИТПМИО, 1993. — С. 5 — 30.
  127. На пути к 12-летней школе: Сб. научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторгского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
  128. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917—1973. М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
  129. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. -М.: Юрид. лит. 1987. 333 с.
  130. К.М. Новое поколение учебников // Педагогический вестник.1995.-№ 10.-С. 7.
  131. JI.E. Социальная педагогика: вопросы теории и педагогики. -Ярославль: изд-во ДИА пресс, 2001. — 275 с.
  132. Национальная политика России: История и современность М.: Информ. -изд. агенство Русский мир, 1997. — 678 с.
  133. Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы: (Программы и рекомендации). М-во образования Республики Мордовия. Саранск: Морд. кн. изд., 1997. — 148 с.
  134. Национально-региональная система образования Республики Саха (Якутия) в условиях нового педагогического мышления. Якутск: Изд -во ИПКРО, 1999.
  135. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие для подготовки учителей школ коренных народов Севера. -Якутск: Типография ДНиСПО МО РС (Я), 1999. 140 с.
  136. М.Е. Стратегия развития Республики Саха (Якутия)и в первой четверти XXI века. Якутск, 1999.
  137. М.Е. Развитию республики в новом веке должен способствовать профессионализм кадров // Экономический вестник Саха. 2001, январь.
  138. А.Г. О менталитете саха. Якутск: ГУП Полиграфист, 1996. -145 с.
  139. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С. и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. -223 с.
  141. О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (Методическое письмо Министерства обр. РФ. 4.2) // Частная школа. М.: Частное образование, 1996.-№ 2.-С. 99- 108.
  142. Обзор национальной образовательной политики РФ. М.:1. Издательство ЦИСН, 1998.
  143. Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики. Вторая саха-российская науч. экспедиция. Якутск: Изд. ИПК, 1999. 150 с.
  144. Образование: сокрытое сокровище. // Доклад Международной комиссии по образованию XXI века. ЮНЕСКО, 1997.
  145. Образование на пороге XXI века. Идеи. Практика. Перспективы. Отв. ред. С. И. Каспэ. Якутск: Институт развития регионального образования, 1997.
  146. Образовательные стандарты как основа учебных планов и программ: Тезисы докладов международного семинара. 17−22 октября 1994 г. Рязанский гос. пед. ун-т. Рязань, 1994. — 74 с.
  147. Образовательные стандарты и контроль качества образования. -Вологда, 1996. 100 с.
  148. Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов 1992 1993 гг. — М.: Просвещение, 1993. — 285 с.
  149. Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов 1994 1995гг. — М.: Просвещение, 1994. — 255 с.
  150. О введении модели учебного плана для профессинальной подготовки персонала по рабочим профессиям // Вестник образования. 1995. № 4.- С. 51−58.
  151. О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы: Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 1996 г. № 923/11 // Вестник образования. 1996. — № 9. — С.49 -50. '
  152. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.:1. Сентябрь, 2001.-240 с.
  153. О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. 1995. № 3. — С. 68 — 79.
  154. Отчет Второй саха-российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики.» Якутск: М-во обр-я Респ. Саха (Якутия): Якут. гос. ун-т, 2000. -135 с.
  155. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Якутск, 1988. — 32 с.
  156. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское пед. агентство, 1996. — 602 с.
  157. JI.M. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования. М.: Mill’У, 1996. — 38 с.
  158. Перспективы развития общего среднего образования. Сборник научных трудов РАО, Институт общего среднего образования. М., 1998.
  159. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы / Под. ред. О. Е. Лебедева. -СПб.: Центр педагогической информации, 1994.
  160. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994. — 286 с.
  161. В.М. Сельской школе государственную поддержку // Образование в современной школе. 2000. — № 11 — 12. — С. 79 — 81.
  162. А. Человеческие качества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. -302 с.
  163. Письмо Минздрава России от 15.01.98-№ 2510/370−98−23.
  164. По пути инноваций / Т. И. Кокоева, М. В. Палазова и др. Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 1999. -176 с.
  165. М.М. Проблемы многоуровневой системы образования: Материалы 2-ой науч. практ. конференции. — 4.1. — Томск: Томский гос. ун-т, 1995.-184 с.
Заполнить форму текущей работой