Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация программы обучения обеспечивает профессиональную подготовку педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: 1) личностно-профессиональная направленность системы профессиональной подготовки специалистов дошкольных учреждений с целью формирования ценностных ориентаций и ценностного отношения к личному… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Теоретические аспекты проблемы здоровья как аксиологической категории
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы валеологической деятельности в дошкольных учреждениях
    • 1. 3. Профессиональная готовность педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования
    • 1. 4. Современное состояние проблемы подготовки педагогов к формированию у дошкольников основ валеологического образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Содержание процесса подготовки студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования
    • 2. 2. Методические основы организации учебных занятий по подготовке студентов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях
    • 2. 3. Анализ эффективности функционирования системы подготовки специалистов к валеологическому образованию дошкольников
  • Выводы по второй главе

Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы в педагогической практике больше внимания стало уделяться состоянию здоровья детского населения России, что связано с увеличением количества детей с различными нервно-соматическими заболеваниями, отклонениями в развитии, зависящими от неблагополучных экологических условий, различных инфекций и интоксикаций, оказывающих отрицательное влияние на регенеративные клетки родителей, внутриутробное развитие плода, родовую деятельность матери и состояние здоровья человека в первые годы жизни.

С одной стороны, социальная политика России ориентирована на сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья. Индикаторами социально-экономического благосостояния общества являются следующие показатели: рождаемость, смертность, младенческая смертность, заболеваемость, инвалидность. Имеется определенная законодательная основа: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.92 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации обеспечения выживаемости, защиты и развития детей в 90-е годы», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (22.07.93), Распоряжения Президента Российской Федерации от 11.05.93 «О комиссии по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 9.09.93 «О федеральной программе «Дети России», Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.96 № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995;1997 годы» .

С другой стороны, по данным Государственного Комитета Российской Федерации по статистике, прослеживается тенденция повышения коэффициентов смертности, снижение рождаемости. Так, по сравнению с 1992 годом, в 1997 году численность населения в возрасте от 0 до 9 лет уменьшилось с 22 673 до 17 869 млн. В 1996 году естественный прирост на.

1000 населения составил -5,3- Повысился коэффициент смертности детей от 0 до 4 лет — 4,0 (1996), 3,8 (1990). В то же время уменьшилась младенческая смертность по основным классам причин смерти: 1996 — 22 825 чел., 1990 — 35 088 чел. Одновременно экономическое состояние предъявляет определенные требования качеству социализации детей. Новый закон об образовании в Российской Федерации предоставил возможность каждому региону, каждому дошкольному учреждению найти свой путь в решении вопросов, связанных с воспитанием, образованием и развитием детей.

Многие из детей раннего и дошкольного возраста страдают различными заболеваниями в соматической, психомоторной, сенсорной, речевой сферах. В массовые образовательно-воспитательные учреждения приходят дети, считающиеся практически здоровыми. Это ставит перед педагогическим коллективом задачи по приоритету целей: охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников. Возрастает роль валеологического образования детей в решении задач дошкольного воспитания.

По данным валеодиагностики лишь 70% детей дошкольного возраста имеют первую и вторую группы здоровья, поэтому ценностное представление о своем здоровье необходимо формировать еще в раннем и дошкольном возрасте. Особые требования предъявляются к педагогам, которые должны быть личным примером в воспитании культуры здоровья. Среди человеческих ценностей здоровье занимает ведущее место. Эксперты ООН из десяти важнейших факторов, необходимых для полноценной жизни человека, именно здоровье поставили на первое место. Здоровье самым непосредственным образом связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня можно достичь через целенаправленное и последовательное обучение детей, начиная с дошкольного детства, создание благоприятных психолого-педагогических и социально-экономических условий, формирование ценностных представлений и ориентаций.

В России впервые термин «валеология» как наука о здоровье здорового человека был введен Израилем Ицковичем Брехманом в 1981 году (г. Санкт-Петербург). К настоящему времени выполнен ряд как отечественных исследований, посвященных валеологии: Ю. Л. Вашамов, И. Ю. Глинянова, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. П. Петленко, А. А. Семенов, В. П. Соломин, Л. Г. Татарникова, Е. А. Шульгин и др., так и зарубежных: H. Hennel, S. Goodwin, G. Parry, C. Paton, W. Stroebe и др.

Рассматривая валеологию как новую область научных знаний, интегрирующую прежде всего знания о человеке, необходимо определить цели валеологического образования, которые должны исходить из значения этого образования для формирования общей культуры здоровья. Повышение внимания ребенка к своему здоровью требует изменения содержания учебного процесса в дошкольных и школьных учреждениях. В настоящее время содержанием валеологической деятельности в дошкольных учреждениях являются:

— сохранение и укрепление здоровья ребенка (физического, психического и социального), формирующегося в условиях стремительного роста информации, стрессов, экологического дисбаланса;

— валеологическое просвещение родителей, работа с семьей;

— развитие творческих способностей ребенка в процессе самореализации ребенка;

— валеологизация педагогического процесса;

— интеграция деятельности педагогов, медицинских работников и родителейформирование у дошкольников основ валеологического образования.

Валеологическое образование детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) напрямую связано с необходимостью профессиональной подготовки педагогов детских дошкольных учреждений. В настоящее время имеется значительное количество исследований для решения проблем подготовки в вузе организаторов дошкольного воспитания: работы в области управления педагогическим процессом (Б.И.Канаев, Ю. А. Конаржевский,.

B.И.Кричевский, В. И. Маслов, Н. С. Сумцов, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.), подготовке к организаторской деятельности (Р.Н.Вдовина,.

C.Ф.Кошелева, В. П. Кузнецова, А. Н. Чиж, А. А. Эм и др.), педагогики высшей школы (О.А.Абдуллина, С. И. Архангельский, Э. Г. Гришин, М. Я. Виленский, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др.).

Однако проблема подготовки педагогов к валеологическому образованию детей рассмотрена недостаточно. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения данного аспекта проблемы валеологического образования, чем и объясняется выбор темы исследования: «Подготовка студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования» .

Анализ состояния педагогической науки в изучаемой нами области позволили выявить противоречие между необходимостью подготовки педагогов к использованию средств креативной валеологии в оздоровительной работе и фактической не разработанностью ее содержания. Исходя из этого определена проблема исследования: какова совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих профессиональную подготовку педагогов к формированию у дошкольников основ валеологического образования.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом данного исследования является система подготовки педагогов дошкольного учреждения в педагогическом вузе.

Предметом исследования избран процесс профессиональной подготовки педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание валеологического образования в детском дошкольном учреждении.

2. Определить сущность, содержание, показатели и критерии готовности педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки педагогов к валеологической деятельности.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по совершенствованию готовности воспитателей к формированию у дошкольников основ валеологического образования.

В основу исследования положена гипотеза о том, что эффективность подготовки педагога детского учреждения к формированию у дошкольников основ валеологического образования может быть повышена, если соблюдаются следующие условия:

— аксиологический подход в теоретическом обосновании содержания валеологического образования детей представлен триадой: ценностные представления о здоровье — ценностные ориентации — ценностное отношение к личному и общественному здоровью;

— двухуровневая модель готовности педагога к валеологической деятельности является частным вариантом общей профессиональной модели педагогической подготовки в вузе;

— первый уровень включает ценностные ориентации, ценностное отношение к личному и общественному здоровью, что составляет личностную готовностьвторой уровень включает теоретический и практический компоненты, содержащие знания по дисциплинам медико-биологического, психолого-педагогического циклов, предметной подготовке, прогностические, проективные, аналитические, рефлексивные, коммуникативные, организаторские умения.

Методологическую основу исследования составляют общефилософский системный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы, представляющие общенаучный метод эмпирических исследований в теоретических и практических областях педагогической деятельностифилософские положения о единстве биологического и социального в структуре личности, о ведущей роли деятельности и социально-педагогических условиях в ее формировании и развитии.

Теоретической основой исследования являются философская и психолого-педагогическая теории о единстве исторического, онтогенетического и индивидуально-гностического в познании человеком себя и окружающего мира, аксиологический подход к феномену здоровья. Теоретической базой исследования деятельности воспитателя явились труды Б. Г. Ананьева, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Ф. Генова, А. Г. Ковалева,.

A.Н.Леонтьева, В. Н. Мясищева, Л. И. Уманского и др.- валеологической деятельности — Ю. Л. Вашамов, И. Ю. Глинянова, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов,.

B.П.Петленко, А. А. Семенов, В. П. Соломин, Л. Г. Татарникова, Е. А. Шульгин и др.- педагогики высшей школы — О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Э. Г. Гришин, М. Я. Виленский, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе факультета дошкольного воспитания Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (50 студентов), валеологической гимназии № 35 г. Тольятти (13 учителей), детских дошкольных учреждениях № 63, 66, 68, 83, 124 АО «АвтоВАЗ» г. Тольятти (120 педагогов).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, медицинской и учебно-методической литературыобобщение педагогического опытамоделированиедиагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, метод самооценки) — длительные фиксированные, в том числе включенные наблюденияпедагогический экспериментстатистические методы обработки экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования. В ходе исследования представляется возможным выделить три этапа.

Первый этап (1996 — 1997 гг.). Изучались теория и практика подготовки педагогов дошкольного учреждения к формированию у дошкольников основ валеологического образования, уточнялся предмет исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.

Второй этап (1997 — 1998 гг.). Теоретически и практически обосновывалась система подготовки педагогов дошкольного учреждения к валеологической деятельности, опытной проверке ее отдельных компонентов.

Третий этап (1998 — 1999 гг.). Проверялась эффективность разработанной системы подготовки, делались теоретические обобщения, литературно оформлялась диссертация.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: -углублены и уточнены научные представления о сущности и содержании валеологической деятельности в дошкольных учреждениях;

— обоснованы сущность, содержание, критерии готовности педагогов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях;

— определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной готовности педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования- -выявлены уровни готовности педагога к валеологическому образованию дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны программно-методические материалы и рекомендации для проведения оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях с использованием средств креативной валеологии. Прошедшие экспериментальную проверку учебные и рабочие программы, методические рекомендации могут быть использованы в массовой практике подготовки педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, доказавшей эффективность разработанной системы профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного учреждения.

Положенияу выносимые на защиту:

— валеологическое образование является частью целостного педагогического процесса в дошкольном учрежденииздоровье — аксиологическая категориядошкольный возраст — сенситивный период в формировании ценностных представлений о здоровье, воспитании общей культуры здоровья личности ребенка;

— профессиональная подготовка педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования включает три компонента: личностный, теоретический и практическийоснованием личностной готовности студентов служит сформированность ценностных ориентаций и отношения к здоровьюэффективность профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения к валеологической деятельности зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий: личност-но-профессиональная направленность системы профессионально-педагогической подготовки специалистов дошкольных учреждений с целью формирования ценностных ориентаций и ценностного отношения к личному и общественному здоровьюнаучно-теоретическое рассмотрение понятия «валеологическое образование дошкольников» — целенаправленное и последовательное овладение педагогом дошкольного учреждения профессиональными умениямиосновой методики обучающих профессиональных занятий является сочетание личного, профессионально-просветительского, тренингового, методического аспектов обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных конференциях и семинарах (Казань — 1996, Москва — 1998, 1999 гг.), нашли отражение в соответствующих публикациях автора (5 публикаций общим объемом в 1,6 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Экспериментальное исследование системы профессиональной подготовки студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования привел к следующим выводам:

Существующие программы медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений содержат большие потенциальные возможности, обеспечивающие личностную, теоретическую и практическую готовность к валеологическому образованию детей.

Разработанные программа обучения студентов «Валеологическая деятельность в дошкольных учреждениях» и методика проведения учебных занятий, способствующие профессиональному совершенствованию личности студентов, определяют содержание операционно-действенного компонента профессиональной подготовки.

В ходе реализации программы обучения опытно-экспериментальным путем обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие результативную подготовку педагога дошкольного учреждения к валеологическому образованию детей.

Систему профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования мы рассматриваем как некую совокупную целостность, взаимосвязанные элементы которой являются важнейшей частью более широкой профессионально-педагогической подготовки.

В процессе реализации личностного, личностно-деятельностного, системного, индивидуально-творческого, программно-целевого подходов к подготовке специалистов к валеологической деятельности в детских дошкольных учреждениях необходимо шире опираться на такие общепедагогические принципы как единство личностной, теоретической и практической подготовки, индивидуализация и дифференциация, систематизация и структуризация и другие.

Формирование профессиональной готовности к формированию у дошкольников основ валеологического образования в системе высшего педагогического образования будет результативным при условии постоянного совершенствования находящихся во взаимной зависимости личностного, теоретического и практического компонентов готовности.

Проведенное опытно-экпериментальное исследование позволило определить содержание готовности студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования как целостное образование личности педагога, интегрирующее широкий спектр учебно-воспитательного воздействия личностной, теоретической и практической готовности в системе высшего педагогического образования на основе сформировавшегося ценностного отношения к личному и общественному здоровью. —.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на обоснование и реализацию содержания системы профессиональной подготовки студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования.

Валеологическое образование дошкольников предполагает формирование ценностных представлений о здоровье. Данный феномен (здоровье) рассматривается как аксиологическая категория. Отношение к здоровью как ценностной категории проходит определенные стадии развития: ценностные представления о личном здоровье — ценностные ориентацииценностное отношение к личному и общественному здоровью. Под формированием у дошкольников основ валеологического образования понималось создание целостной системы начальных знаний детей о здоровье, формирование ценностных представлений о здоровье, овладение умениями и навыками в выборе средств самооздоровления, творческой самореализации. Результатом валеологического образования детей дошкольного возраста должно стать состояние ребенка, характеризующееся энергичностью, душевным равновесием, ощущением радости жизни, способностью к быстрой адаптации, психологической, физической, социальной готовности к обучению в школе.

Предпосылками формирования системы профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к валеологической деятельности в детских дошкольных учреждениях послужили: выявление методологических основ рассматриваемой нами проблемы, разработка психолого-педагогических аспектов разноплановых технологий, научный отбор содержания системы подготовки, связь теории с практикой, системность, комплексность, преемственность, интеграция, дифференциация.

Концептуальной основой предполагаемой системы профессиональной подготовки будущих педагогов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях стали методологическое, психолого-педагогическое и методическое обеспечение системы подготовки, разработка теоретической модели профессиональной готовности педагога к валеологическому образованию дошкольников.

Выявленный комплекс психолого-педагогических условий способствует формированию профессионально-ценностных ориентаций и ценностного отношения студентов к личному и общественному здоровью, комплекса знаний о сущности и содержании валеологического образования, развитию умений и навыков, как идеальных, так и предметных, валеологической деятельности в дошкольных учреждениях.

В системе профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений не уделяется внимания обучению студентов использованию средств педагогической валеологии, в том числе валеологии детства. Большее внимание уделяется медицинской валеологии. В связи с ухудшением состояния общественного и личного здоровья граждан России, что связано с экономической и политической обстановкой в государстве, назрела необходимость в профессиональной подготовке специалистов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях, так как именно дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии человека. Именно в этот период у ребенка можно сформировать ценностные представления о личном здоровье. Педагогу важно научить своих воспитанников правильному выбору средств в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья, которое характеризуется шестью критериями: особенностями онтогенеза, физическим развитием, нервно-психическим развитием, уровнем резистентности, уровнем функционального состояния организма, наличием или отсутствием хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Существующие программы профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений содержат достаточно большие потенциальные возможности, обеспечивающие личностную, теоретическую и практическую готовность к формированию у дошкольников основ валеологического образования, хотя реальная вузовская подготовка слабо обеспечивает данный аспект профессиональной подготовки.

Исследование показало, что в качестве основных направлений в профессиональной подготовке педагога к валеологическому образованию детей можно выделить два подхода, реализующие данное содержание. Сущность первого подхода в профессиональной подготовке заключается в том, что при изучении студентами дисциплин медико-биологического, психолого-педагогического, предметного циклов используется «пронизывающий» принцип. В силу своей универсальности этот подход может быть рекомендован любому педагогическому вузу, факультетам дошкольного воспитания. Второй подход в подготовке студентов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях состоит во введении спецкурса, интенсивного обучения, когда педагог формирует весь комплекс необходимых умений в процессе специальных учебных занятий.

На основе анализа практической деятельности педагогов дошкольных учреждений нами была разработана программа обучения студентов основам валеологической деятельности. Программа включает лекции, практические занятия, содержательной основой которых является сущность, структура и методические основы валеологического образования детей.

Реализация программы обучения обеспечивает профессиональную подготовку педагога к формированию у дошкольников основ валеологического образования при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: 1) личностно-профессиональная направленность системы профессиональной подготовки специалистов дошкольных учреждений с целью формирования ценностных ориентаций и ценностного отношения к личному и общественному здоровью- 2) глубокое научно-теоретическое рассмотрение понятия «валеологическое образование дошкольников» — целенаправленное и последовательное оснащение педагога дошкольного учреждения в процессе организации и проведения учебных занятий о валеологии детства (в том числе, о креативной валеологии), необходимым количеством операций, способствующих формированию у дошкольников основ валеологического образования. Данные условия проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы.

Профессиональная готовность к валеологическому образованию детей определяется показателями, характеризующими личностный, теоретический и практический компоненты. Показателями личностного компонента являются осознанность будущим специалистом социальной значимости валеологической деятельности, потребность в ведении здорового образа жизни, профессиональная самооценка. Показателями теоретической готовности стали системность и полнота знанийпрактической готовности — осознанность, устойчивость, мобильность, адекватность, самостоятельность выполнения педагогических действий в контексте валеологической деятельности.

При выявлении уровня профессионально-педагогической готовности педагога к валеологическому образованию детей за основу был взят уров-невый подход. Высокий уровень профессионально-педагогической готовности характеризуется сформированностью всех трех компонентов в их единстве и взаимодействии. Средний уровень характеризуется неполной сформированностью целостной структуры профессиональной готовности, неравномерным развитием отдельных ее компонентов, но наличием при этом тенденции к их устойчивости. Низкий уровень предполагает такое состояние, при котором слабо функционируют отдельные ее компоненты, активизированные не внутренней потребностью личности, а лишь внешними требованиями.

Итак, профессиональная готовность педагога дошкольного учреждения к формированию у детей основ валеологического образования — это целостное образование личности будущего педагога, интегрирующего широкий спектр многофакторного социального воздействия учебно-воспитательной деятельности, процесса самосовершенствования на основе сформировавшейся духовной потребности в формировании ценностных ориентаций и ценностное отношение к личному и общественному здоровью в системе непрерывного валеологического образования. Сущностью профессионально-педагогической готовности студентов к валеологическому образованию дошкольников является создание возможности принятия оптимальных решений в зависимости от педагогических ситуаций, сформированности ценностных ориентаций и ценностного отношения к личному и общественному здоровью. Трехкомпонентная модель профессионально-педагогической готовности специалистов к валеологической деятельности в дошкольных учреждениях предполагает развитие аналитических, проективных, прогностических, рефлексивных, коммуникативных, организаторских умений.

Опытно-экспериментальная проверка содержания профессиональной подготовки студентов к валеологическому образованию дошкольников показала справедливость выдвигаемых рабочих гипотез, концептуальных положений, эффективность разработанных методических основ в системе образования.

Совокупность обобщений, полученных в результате исследования, и пути их реализации являются новым решением актуальной научной задачи, хотя данное исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой нами проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. А.С. Жизнь без лекарств// Сердце под защитой. М., 1985. — С.44−80.
  3. Т.Ф. Педагогика здоровья: начало пути. Павлодар, 1995. — 114 с.
  4. Актуальные вопросы валеологии (Экспресс-диагностика индивид, психофизиол. параметров личности): Материалы регион, науч.- практ. конф., г. Екатеринбург, 27−28 марта 1997 г. Екатеринбург: УГМА, 1997. -64 с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.-63 с.
  6. .Г. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие. -СПб., 1993.-95 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1969.-338 с.
  8. И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.: Высшая школа, 1997. — 327 с.
  9. А.С. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  10. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976.- 200 с.
  11. И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев, 1980.-С.З.
  12. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995. — 42 с.
  13. В.Ф. Программа экспресс-диагностики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. Сергиев Посад, 1995.-32 с.
  14. В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995. — 32с.
  15. В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Сергиев Посад, 1996. — 40 с.
  16. В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. Сергиев Посад, 1996. — 70 с.
  17. Л.В., Ветрова В. В. Букварь здоровья: Для дошкольников и младших школьников. Учеб. пособие. М., 1995. — 127 с.
  18. А.В. Социальные аспекты экологии человека // Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1986. — С.22−32.
  19. Ф.В. Значение переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы философии. 1972. — № 3. -С.121.
  20. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высших учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. -286 с.
  21. М.М., Ефимова С. П. Как получить «пятерку» за здоровье: Метод, пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей. Тула, 1997. — 50 с.
  22. B.C. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт, 1995.- 176 с.
  23. М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1986.270с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  25. Л., Картавых Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С.27−30.
  26. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 206 с.
  27. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  28. В.К., Чемякина С. Н. Твой день. Твое здоровье. М.: Советская Россия, 1984. — 142 с.
  29. Валеологические и культурологические основы петербургской школы. На путях к школе здоровья / Под ред. Л. Г. Татарниковой. СПб., 1995.-288 с.
  30. Валеология: Программа для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и студентов высших учебных заведений / Сост. С. Л. Садырин, Т. В. Колпакова, В. Л. Савинов и др. Красноярск, 1997. — 20 с.
  31. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5-ти томах. Т.1. Валеология и мудрость здоровья // Сост. В. П. Петленко. — СПб., 1996. -304 с.
  32. Ваш ребенок растет: В 2-х кн. / Под ред. Д. Фонтана- пер. с англ. Н. Гладышевой и С.Мурина. М.: Новости, 1994. — 428 с.
  33. Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни // Книга для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  34. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук в форме научного доклада. М., 1990. — 84с.
  35. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  36. С.С. Как воспитать здорового ребенка. К.: Радянська школа, 1981.-91 с.
  37. А.И., Субботин Ю. К., Чикин С. Я. Путь к здоровью. -М.: Знание, 1989. 159 с.
  38. Воспитание детей в игре / Сост.: А. К. Бондаренко, А.И.Матусик- Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  39. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Методическое пособие / Под ред. Л. Н. Павловой. М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  40. Воспитание и обучение детей 6 года жизни: Пособие для воспитателя / В. Н. Аванесова, Т. В. Антонова, Г. П. Белякова и др. Минск: Нар. асвета, 1986. — 204 с.
  41. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 1988.- 143 с.
  42. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  43. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
  44. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 152 с.
  45. В.П. Проблемы обновления содержания университетского образования // Пути повышения качества подготовки специалистов (Материалы пятой межвузовской научно-методической конференции). -Тверь, 1993.-С.3−7.
  46. Т.Г., Волкова Л. Н. Тайны здоровья ребенка. СПб., 1994.-301 с.
  47. Е.А. Воспитатель детского сада. М.: МГЗПИ, 1968.-89 с.
  48. О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. 252 с.
  49. А.Т., Мельников A.M. Здоровье смолоду. — Казань, 1987.- 143 с.
  50. В.П. Что может ваш ребенок. М.: Советский спорт, 1991.31с.
  51. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т.4. С. 365.
  52. Дети и здоровье. Сб. материалов научно-практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания (23−25 ноября 1992, г. Иркутск). Омск, 1993. — С.13−15.
  53. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В.Кенеман- Под ред. Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  54. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей / Сост. Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, В.Г.Саитова- Под ред. Проф. В. А. Доскина и проф. М. Н. Рахмановой. М., 1993. — 105 с.
  55. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 63 с.
  56. Д.Н., Петленко В. П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность.-СПб., 1998.-124 с.
  57. О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. С. 462.
  58. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. -Мн.: Изд-во БГУ, 1981. С. 37.
  59. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. доктора пед. наук. -М., 1983.-356 с.
  60. Если хочешь быть здоров: Сборник / Сост. А. А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 352 с.
  61. О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека: Практически-ориентированная монография. Новосибирск, 1996.-230 с.
  62. Г. К. Уроки Айболита: Расти здоровым: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Колбанова. СПб.: Акцидент, 1997. — 40 с.
  63. Г. К. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5−8 лет / Под ред. В. В. Колбанова. СПб.: Акцидент, 1996. — 32 с.
  64. Здоровье человека как предмет социально-философского познания: Сб. ст. / АН СССР Ин-т философии. М., 1989. — 128 с.
  65. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. — 125 с.
  66. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детских учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С.23−25.
  67. Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С.11−17.
  68. Ю.Ф., Лухоянов Ю. С аттестатом здоровья. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  69. О.Н., Бубнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С.241−255.
  70. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 4. — С.29−33.
  71. Л.П. Здоровье через образование // Здоровье через образование: Мат-лы междунар. конференции «Проблемы охраны здоровья и организация профилактического образования детей коренных народов». -Якутск, 1995.-С.73−75.
  72. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дис.. доктора пед. наук. М., 1993. — 451 с.
  73. Искусство быть здоровым: Сборник / Авт. сост. А. М. Чайковский, С. Б. Шенкман. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 95 с.
  74. Использование социально-гигиенического скрининга оценке здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения: Информационно-методические материалы / Нижегородский гос. пед. ун-т- Подгот. И. И. Прутовым. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 1996. — 21 с.
  75. М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. — 205 с.
  76. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: Наука, 1986. С.5−15.
  77. В.П. Экология человека и проблемы социально-трудового потенциала населения // Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1986.-С.5−15.
  78. Н.Н. Школьная валеология: Учеб. пособие для студентов пед. ун-в. Волгоград: Перемена, 1996. — 135 с.
  79. М.Б. Введение в валеологическую педагогику. -Минск, 1996. 68 с.
  80. В. Человек и его здоровье. М.: Медицина, 1989.221с.
  81. Книга о здоровье / Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: Медицина, 1988.-509 с.
  82. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 244 с.
  83. Л.Н. Всестороннее развитие и культура. М.: Знание, 1981.-63с.
  84. В.И. Здоровье закладывается в детстве. М.: Знание, 1988.-62 с.
  85. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб., 1992.50с.
  86. Д.Л. Наш долг быть здоровыми. Калининград, 1980.- 102 с.
  87. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. 120 с.
  88. Т.А., Расин М. С. Методика экспресс-оценки состояния здоровья детей 6 лет // Наука и школа. Тезисы докладов XXXI11 научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск, 1995. — С.70−74.
  89. В.Д., Шевченко П. И. Общие основы подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству. Днепропетровск, 1991.- 104с.
  90. В.Д. Формирование организаторских умений как часть профессиональной подготовки студентов пед. вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1973. — 16 с.
  91. Е.Н. Некоторые актуальные методологические проблемы исследования здоровья // Здоровье и экология человека: философские и методологические аспекты. М., 1986. — С 4−11.
  92. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.- Гомель, 1976. 57 с.
  93. Э., Кэпрау Г. Мать и дитя: Пер. с рум. Казань, 1994. 4.1.-448 е.- 4.2.-295 с.
  94. М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
  95. М.Л. Юные учителя здоровья. М., 1995. — 64 с.
  96. М., Андерсен Р.Дж. Некоторые демографические, социальные и экономические факторы северных районов // Медицина и здравоохранение в Арктике и Антарктике. Женева, 1964.
  97. А.П. Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988.141с.
  98. В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. — 56с.
  99. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М., 1994. — 352 с.
  100. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.1. С. 190.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575 с.
  102. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-398 с.
  103. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982.-С.40.
  104. Ю.П. Слово о здоровье. М.: Сов. Россия, 1986. — 192с.
  105. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1988. — 270 с.
  106. Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья. М.: Профиз-дат, 1990. — 172 с.
  107. Т.И. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педвуза: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  108. С., Рипо К. Растите детей здоровыми: От 0 до 15: Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым. М., 1995.- 146 с.
  109. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ. врача-педиатра: Кн. для вос-лей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  110. А. Психология бытия. Пер. с англ. М., 1997. — 304 с.
  111. Н.П., Балашов В. А. Научно-методические проблемы подготовки кадров в системе университетского образования // Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе:
  112. , сб. науч. тр. / Редкол. Макаркин Н. П. и др. Саранск, 1993. -С.5−9.
  113. Е.Г. Вначале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. — 256 с.
  114. А.И. Советы доктора Медвецкого. М., 1990. — 95 с.
  115. Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка: Тез. докл. всесоюз. науч. конф. 20−22 сент. 1983 г., Днепропетровск / Редкол.: И. И. Гребешева и др. М.: ВНИИСГИОЗ, 1983. — 224 с.
  116. А.Б., Кириенко В. В., Конецкий В. П., Губин В. И. Нетрадиционные методы оздоровления в детских дошкольных учреждениях // Наука и школа. Тезисы докладов XXXI11 научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск, 1995. — С. 98.
  117. С.Н. Детка: природное оздоровление: (Теория и практика). М.: Вита, 1996. — 282 е., ил. — (опыт Учителя Иванова).
  118. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей // Сост. А. В. Добронравов. Л., 1988. — 54 с.
  119. Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в яслях-садах / Гос. ком. Каз. ССР по физ. культуре и спорту // Сост. Боркова Н. С., Жумагалиев Б. Ж. Алма-Ата, 1991.-66 с.
  120. Методы педагогического исследования. Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  121. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 172 с.
  122. Н.И. Мотивационное обеспечение как фактор профессиональной подготовки учителя // Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе: Межвузов, сб. науч. тр./ Редкол.: Макаркин Н. П. и др. Саранск, 1993. — С.55−61.
  123. Мир детства: Дошкольник / В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.- Редкол.: А. Г. Хрипкова и др. П.: Педагогика, 1987. -255с.
  124. P.M. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. Мн.: Нар. Асвета, 1989. — 176 с.
  125. А.И. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие / Ишим. гос. пед. ин-т, Новосиб. гос. пед. ин-т. Новосибирск, 1991.- 148 с.
  126. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
  127. X. Семь программ здоровья: Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 64 с.
  128. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. М.: Наука, 1984. — 319 с.
  129. В.В. Совершенствование образа жизни населения -фактор общественного здоровья // Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты. Материалы республиканской научно- практической конференции. Сыктывкар, 1989. — С.З.
  130. Г. В. Подготовка студентов к работе по формированию готовности учащихся к самообразованию // Совершенствование психолого-педагогической подготовки учителя. Ярославль, 1974. — С.41.
  131. .П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 221 с.
  132. Организация медицинской помощи в дошкольных учреждениях / Под ред. И. И. Гребешевой. М.: Медицина, 1984. — 208 с.
  133. Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования // Наука и школа. Тезисы докладов XXXI11 научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск, 1995. — С.55.
  134. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов / Колл. Авторов. Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М., 1996. — 184 с. 141,Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Фурмина. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  135. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста: В помощь педагогу дет. сада / Сост. Н. А. Ноткина и др. СПб.: Акцидент, 1995. — 35 с.
  136. М.Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педучилище: Автореф. дис.. док-pa пед. наук.-М., 1992.-32 с.
  137. Р.И. Деятельностный подход в подготовке будущих учителей // Новые подходы в организации учебного процесса в университете. (Методические рекомендации). Якутск, 1993. — С.63−64.
  138. Н.Н. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольника: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания. -М.: АПН СССР, 1985.-84 с.
  139. Н.Н. «Игровая позиция» важнейшее качество личности дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. — С.66−70.
  140. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград, 1994. — 47 с.
  141. Поздняк J1.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1984.-260 с.
  142. С.А. Растите малышей здоровыми. М.: Спорт, 1992.-47 с.
  143. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — С.17.
  144. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна, А. В. Коробкова. М.: Высшая школа, 1983. — 328 с.
  145. B.C., Веденин Ю. А. Экология человека и организация рекреационной деятельности // Проблемы экологии человека. -М.: Наука, 1986. С. 16−21.
  146. Проблемы методологической и мировоззренческой подготовки учителя: Сб. науч. тр. / Редкол.: Мануйлов В. Т. и др. Курск, 1990. — 182 с.
  147. Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. тр. / Ком. По образованию мэрии Санкт-Петербурга. Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1997. — 71 с.
  148. Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования: Материалы регион.-практ. конф./ Редкол. Арташкина Т. А. и др. -Владивосток, 1993. 158 с.
  149. Программа «Познай себя» для начальных классов. Руководство для учителя. Уровень 1. Путешествия Джуно. Приключения в стране «Здоровье» / Под ред. М. Л. Лазарева. М., 1993. — 296 с.
  150. Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. — № 5. — С.21−27.
  151. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. -352 с.
  152. Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред Н. Н. Поддъякова. -М.: АПН СССР, 1984.-95 с.
  153. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. науч. тр. /М-во высш. и сред. спец. образования СССР- Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. -111с.
  154. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителей в высшей школе: Межвузов, сб. науч. тр./ Редкол.: А. И. Щербаков и др. Л.: ЛГПИ, 1988. — 168 с.
  155. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков: Сб. науч. тр. / ВНИИ гигиены детей и подростков- Под ред. С. М. Громбаха, Д. Н. Крылова. М., 1987. — 152 с.
  156. Л. Я воспитываю ребенка / Пер. с фр. Ю. А. Любимцевой. М.: Медицина, 1991.-430 с.
  157. Развитие личности ребенка. Пер. с англ./ П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А.Хьюстон. / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. — 269с.
  158. Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Дис. канд. псих. Наук. М., 1990. — 167 с.
  159. Ребенок должен быть здоровым / В. Н. Корзенко, Л. Д. Глазырина, Е. И. Паромчик, А. А. Крюкова. Минск, 1988. — 92 с.
  160. Н.И. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988. — С. 17−23.
  161. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М.Исениной- Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994.-479 с.
  162. Роль индивидуально психофизиологической диагностики в комплексной оценке учащихся различных профилей обучения. Материалы научно-методических разработок / Под ред. Э. М. Казина, В.Ф. Криво-шеева, Ю. П. Майдикова. М., 1995. — 115 с.
  163. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье:1. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  164. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  165. Г. А. О системе двухуровневой подготовки специалистов по дошкольному воспитанию // Новые подходы в организации учебного процесса в университете (Методические рекомендации). -Якутск, 1993. С.37−39.
  166. Н.В. Методика преподавания педагогики: Учеб. пособие для фак. повышения квалификации. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  167. . Общество и образование / Под ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 197 с.
  168. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя ДДУ. Дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 188 с.
  169. Л.Г. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей пед. училищ и студентов пед. ин-в. М.: Просвещение, 1990. — 125 с.
  170. В. США: проблема детского творчества (по материалам программ дошкольного воспитания) // Дошкольное воспитание. -1993. № 2. — С.84−86.
  171. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С.2−7.
  172. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  173. В.А. Формирование социально активной личности учителя: общая концепция исследования // Формирование социально активной личности учителя. М., 1986. — С.9−10.
  174. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб пособие для пед. ин-тов. М.: Школа-Пресс. — 1997. — 512 с.
  175. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.83−93.
  176. Н.К. Валеология. М.: Федеральный центр валеологии, 1995.-90 с.
  177. В. Соч. Т.1. М., 1988. — С.427.
  178. Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа: Учеб. пособие. Ярославль- Кострома. 1985. — 85 с.
  179. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе): Автореф. Дис. док-pa пед. наук. М., 1980. — 29 с.
  180. Э.Я. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего дошкольного возраста в подготовке к школе // Сб. науч. тр. М., 1980. — С.47−54.
  181. А.Д. К определению понятия «здоровье» // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья. Тезисы докладов Всесоюзной конференции (3−5 декабря 1985 г.) / Под ред. Е. И. Воробьева. М., 1985. — С.403.
  182. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детейот1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  183. А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. — № 2. — С.46−55- № 4. — С. 13−24.
  184. М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1988.-255 с.
  185. Студент на пороге XXI века: Сб. ст. / Гос. ком СССР по нар. образованию- [Отв. ред. Н.И.Рейнвальд]. М., 1990. — 149 с.
  186. JI.A. Фундамент здоровья с детства. Минск, 1989.137с.
  187. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб., 1995. — 352 с.
  188. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблеме школьной валеологии: Метод, пособие. -СПб., 1993.- 113 с.
  189. Л.Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеолгия -основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени). СПб., 1995. — 240 с.
  190. Г. В. Комплексный подход к повышению качества подготовки специалистов // Пути повышения качества подготовки специалистов (Материалы пятой межвузовской научно-методической конференции). Тверь, 1993. — С.11−12.
  191. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  192. А., Бабунова Т. Дошкольная педагогика: проблемы детства проблемы творчества // Дошкольное воспитание. 1993. № 6. С.70−71.
  193. В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии. М.: Л.: Наука, 1966. — С. 25−41.
  194. В.П. Избранные философские труды / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 343 с.
  195. А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  196. Д.Д. О сохранении психического здоровья детей. М.: Медицина, 1986. — 46 с.
  197. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Андерсон, Л. А. Викс, Л. С. Жбанова и др.- Сост. Ю. Ф. Луури. М.: Просвещение, 1991. — 63 с.
  198. Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе: Из опыта работы / Под ред. А. В. Кенеман и др. М.: Просвещение, 1980. -142с.
  199. Н.М. Путь животворящий: Методическое пособие. Уфа, 1996. — 82 с.
  200. Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992.430с.
  201. Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Мн., 1992. — 253 с.
  202. Хаббард Р.Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. Учебник по дианетике / Пер. с англ. под общ. ред. М. И. Никитина. -М., 1993.- 576 с.
  203. В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1996. — 196 с.
  204. А.Л. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1980. — 223 с.
  205. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608 с.
  206. .Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 246 с.
  207. В.Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних учебных заведений. -М., 1997.- 176 с.
  208. В.И. Материалы семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике. Наманган, 1992. — 110 с.
  209. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. — 135 с.
  210. А.И., Рыков Н. А. Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1973. — С.11.
  211. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара, 1995. — 332 с.
  212. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод, пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  213. Goodwin Simon. Community care and the future of mental health service provision.-Andershot, 1993.-247 p.
  214. Hennel H. The Limite of Scientific Methods in Medicine // A New Image of Man in Medicine. Vol.1. N-Y., 1977. P.65−83.
  215. Parry Glenys. Behaviourial and mental health research: a handbook of skills and methods.-London, 1989.-359 p.
  216. Paton Calum. Competition and planning in the National Health Serrvice: the danger of unplanned markets.-London, 1995.-157 p.
  217. Stroebe Wolfgang. Bereavement and health: the psychological and physical consequences of partner loss.- Cambridge, 1987.-288 p.
Заполнить форму текущей работой