Малый бизнес
Малый бизнес носит по преимуществу региональный характер и играет существенную роль в формировании новой региональной и муниципальной экономики, дополняя большую экономику и способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Он в большей степени ориентирован на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, в определенной степени он влияет… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- 1.
- Глава 2.
- 2. 1. 2
- Глава 3.
- ОБЗОР ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Историко-логический подход к пониманию малого бизнеса
- Средовый подход
- Функциональный подход в отношении развития малого бизнеса
- Финансовый аспект в отношении развития малого бизнеса
- Управленческий аспект в деятельности малых предприятий
- Государственно-ролевой подход
- Результирующий подход (преимущества и угрозы малого бизнеса)
- БАЗОВАЯ (ДИХОТОМИЧЕСКАЯ) МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Базовая модель малого бизнеса без использования наемного труда
- Базовая модель малого бизнеса с использованием наемного труда
- Социально-экономический портрет предпринимателя в условиях современной деловой среды (на примере Ивановской области)
МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ) ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНОВ ЦЕНТРА РОССИИ Анализ основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса за 2002−2007 гг.
Анализ основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса за 2008−2010 гг.
Малый бизнес (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования. Роль малого бизнеса ., в современной рыночной экономике достаточно весома. Доля продукции малых предприятий в ВВП развитых стран колеблется в пределах 55−62%, в России она составляет не более 12%. Однако в рамках общей стратегии развития российской экономики рекомендуемые значения должны быть не менее 50% и отвечать сложившимся количественным критериям, характерным для развитых стран. При этом особое внимание должно уделяться особой роли малого бизнеса в развитии инновационной сферы.
Стремительное развитие малого бизнеса объясняется высокими темпами НТП и столь же быстрым удешевлением новых технологий, ., которые в настоящее время становятся все более доступными не только крупным фирмам, но и малым предприятиям.
Практика развитых стран показывает, что функционирование малого бизнеса существенно влияет на развитие всей национальной экономики. Именно благодаря малому бизнесу формируется и поддерживается необходимая «температура» деловой среды, она становится более динамичной и изменчивой.
Мы обращаем особое внимание на то, что малый бизнес позволяет задействовать ту часть материальных, финансовых и трудовых ресурсов,: / которая по ряду причин оказалась невостребованной в рамках крупного бизнеса. В этой связи он выполняет достраивающую функцию в современной экономике, закрепляя за собой определенные рыночные ниши и определенные ресурсы. При этом особую роль малый бизнес играет в решении проблемы занятости на уровне национальной экономики в целом и отдельных регионов в частности. На протяжении последних десяти лет в ежегодных отчетах экономических ведомств США регулярно подчеркивается, например, что малый бизнесэто «ключевой элемент» американской экономики, «движущая сила, которая создает занятость». В, > Германии и Японии, он создает до 70% рабочих мест и обеспечивает обучение 80% молодых специалистов страныв России — от 60 до 70% рабочих мест. В этом смысле малый бизнес является важным фактором в социальном преобразовании общества, поскольку в значительной степени способствует формированию среднего класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность.
Малый бизнес носит по преимуществу региональный характер и играет существенную роль в формировании новой региональной и муниципальной экономики, дополняя большую экономику и способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Он в большей степени ориентирован на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, в определенной степени он влияет на позиционирование региона в системе национального хозяйства. Во всех без исключения регионах России малый бизнес на 75−90% использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68−95% удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до трех-четырех административных районов.
Актуализация проблематики малого бизнеса в теоретическом ключе крайне важна в том смысле, что необходимо ответить на главный вопросспособен ли он выступить в роли «мотора» современной экономики, которая в большинстве стран имеет весьма утяжеленную конструкцию и требует весьма существенных расходов на управление этой системой (30−50% ВВП).
Безусловно, важно и понимание того, что в теоретическом плане представляет собой малый бизнес как рыночный феномен. Тема моделирования малого бизнеса сохраняет свою значимость. Определить, что такое малый бизнес, пытаются многие, однако, как правило, это детерминанты, раскрывающие какой-то один аспект. Мы делаем акцент на многомерном видении малого бизнеса с учетом его социально-экономической природы, функций, эффектов и угроз, проявляющихся определенным образом в проблемной региональной среде. Определяя природу малого бизнеса в целом, мы подчеркиваем простые формы организации, в которых присутствует плоская структура, небольшой коллектив, включая минимальный административный аппарат, незначительный стартовый капитал, узкая специализация и ориентация на региональную (местную) экономику.
В то же время, ставя во главу угла «ядро» системных признаков малого бизнеса, мы делаем акценты на простое воспроизводство, подчеркивая опору на собственные ресурсы, стабильно небольшие объемы капитала и производства, ограниченные возможности накопления, зачастую безнаемный (а в ряде случаев семейный) характер труда, максимально тесные связи с рынком и втянутость в высококонкурентную среду.
Актуализируя понимание малого бизнеса в контексте имманентных ему ролей, мы подчеркиваем наличие внутренних функций (самонайм, самозанятость, самообеспечение, самоуправление, личностная самореализация или самоидентификация) и внешних местноориентированных) функций (хозяйственная, посредническая, инновационная).
Оценивая малый бизнес как «зону повышенного риска», мы особо выделяем более высокие, нежели в крупном (и даже среднем) бизнесе, угрозы:
1) угрозы макросреды, обусловленные низкими возможностями диверсификации бизнеса, изучения рынка и доступа к коммерчески выгодной, инсайдерской информации, доступа (в условиях ограниченности собственных средств) к заемным и привлеченным ресурсам;
2) угрозы микросреды, связанные во многих случаях с непрофессионализмом ведения бизнеса, с ограниченными финансовыми возможностями, с отсутствием штата профессионалов, специализирующихся в различных направлениях риск-менеджмента, с отсутствием соответствующих финансовых ресурсов для привлечения этих специалистов со стороны, с низкой правовой культурой в части соблюдения юридических норм и массовых нарушений своих статусных обязательств, налогоплательщика.
Актуализируя видение малого бизнеса с позиций имманентно присущих ему преимуществ (эффектов), мы исследуем эффекты обеспечения занятости (самозанятости) населенияэффекты адаптации к местным условиям и местным рынкам в части улавливания конъюнктурных тенденций и быстрого насыщения рынков товарами и услугамиэффекты маневренности в плане изменения ассортиментных позицийэффекты использования замкнутых мини-технологийэффекты быстрого технологического обновленияэффекты контрактации с крупным бизнесом-, эффекты опережения (генерации новых идей) и пр.
Наряду с этим мы актуализируем (применительно к региону депрессивного типа) проблему тенденций и перспектив развития малого бизнеса, приобретающих специфический характер с учетом корректив, вносимых проблемной региональной средой, в реализацию ключевых элементов модели (признаков, функций, рисков, эффектов, имманентно присущих малым формам организации).
В прикладном ключе делаются акценты на выявление социально-экономического и психологического типа предпринимателя применительно к • / условиям депрессивного региона, подчеркивая, что его деятельность развертывается в рамках простого воспроизводства и консервативной, неамбициозной модели ведения бизнеса. Вместе с тем мы актуализируем аналитическую проблематику в части установления определенных эмпирических закономерностей в развитии малого бизнеса в ряде проблемных регионов Центра России.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих ученых в области экономической науки. ,'.
Можно выделить исследования, которые раскрывают малый бизнес в историко-логическом аспекте (С. Л. Брю, В. И. Бовыкина, А. В. Бусыгин,.
• / I.
Ю. А. Дмитриева, В. В. Журавлева, М. Г. Лапуста, А. Маршалл, К. Р. Макконнелл, А. И. Михайлушкин, В. В. Некрасова, Ю. А. Петрова, М. Питере, В. С. Старостина, В. С. Романова, В. А. Рубе, А. К. Сорокина, Ж. Б. Сэй, А. Смит, Н. В. Хохлова, Л. И. Шустров, Й. Шумпетер и др.).
Средовый аспект отражен в работах таких ученых, как Е. В. Еставьева, О. Н. Демчук, А. М. Илышев, М. В. Матвеев, А. А. Монин, В. И. Нагих,.
A. Ослунд, В. П. Попков, В. А. Рубе, М. М. Хайт. В рамках данного подхода выполнены диссертационные исследования Г. К. Баранниковой,. Н. Н. Беспамятных, А. В. Виленского.
Исследования в рамках функционального подхода являются ключевыми в исследовании роли и места малого бизнеса в экономике региона. Он представлен работами С. А. Абрамова, В. П. Апариной,.
B. Г. Басаевой, Е. Емельянова, М. Еваленко, Н. Витер, Л. Низовой, О. А. Плотниковой А. Н. Порунова, В. Тимакова, А. С. Шуткина.
Исследованием проблем финансирования субъектов малого и среднего бизнеса занимаются многие российские экономисты (финансовый аспект). К их числу относят В. В. Васильева, И. Е. Ильина, С. П. Крюкова,, /.
C. А. Мохначева, А. В. Пашкову, Т. Ю. Соколову, Б. М. Широкова,.
A. Шпыкнову и др. При этом наиболее широко обсуждаемой темой остается финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса.
Успешная предпринимательская деятельность зачастую зависит от многогранной деятельности бизнесмена, который открывает свой бизнес, ведет его и отвечает за результаты своей деятельности. Поэтому так важно эффективное управление на малом предприятии. Управленческий аспект широко разрабатывают А. Н. Борисов, В. Д. Грибов, В. В. Иванов, Г. Кулапина, М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, А. И. Михальченкова,, ¦>
B. А. Швандара.
Отдельного внимания заслуживают исследования, посвященные проблемам государственной поддержки малого бизнеса: С. Борисов, А. Иоффе, В. В. Кондрачук, С. Метелев, В. Н. Незамайкин,.
Д. Никологорский, А. Цурелин. По данной проблеме выполнены диссертационные исследования Н. А. Атаканова, К. М. Гулова, Т. В. Кемадинчара, А. Б. Лебедева, Т. Н. Мекинина, А. В. Никулыпина, Р. Б. Шахбанова, А. Н. Салмова и др.
Среди регионалистов, занимающихся проблематикой малого бизнеса, особо хотелось бы выделить труды Р. Ю. Аргунова, И. А. Ерахтиной, Е. Ю. Кузьмичевой, М. В. Назаровой, К. М. Пирогова, Ю. А. Широковой И др.
Несмотря на то, что малый бизнес активно исследуется в современной литературе, этот анализ развертывается в определенных аспектах, однако, с одной стороны, ощущается дефицит комплексных подходов, а с другой-оценок характера взаимодействия малого бизнеса с проблемной региональной средой и выявления в этой связи особых тенденций в его развитии. В современных условиях существует острая потребность в ответе на вопрос — может ли малый бизнес в своем нынешнем виде и в условиях сложившейся институциональной среды выступить «локомотивом» развития региональной экономики и в целом экономики России.
Целью диссертационного исследования является, с одной стороны, выявление своеобразия места и роли малого бизнеса в экономике депрессивного региона, с другой — изучение его адекватности целям развития российской экономики в целом и экономики проблемных регионов в частности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) выявление и систематизация различных подходов к пониманию места и роли малого бизнеса в современной деловой среде с опорой на авторскую классификацию многообразных позиций и точек зрения;
2) разработка дихотомической модели малого бизнеса и ее развертывание через четырехчастную модель малого бизнеса с проецированием на специфическую среду депрессивного региона;
3) выявление специфики развития малого бизнеса в депрессивном 1' регионе;
Л ч V и.
4) выявление социально-экономических тенденции и закономерностей функционирования и развития малого бизнеса в региональной экономике (на примере регионов ЦФО);
5) составление социально-экономического (в том числе и психологического) «портрета» предпринимателя в условиях депрессивной региональной среды.
Объект исследования — мезоэкономика (регион депрессивного типа). I.
Предмет исследования — социально-экономические и управленческие ' отношения по поводу функционирования малого бизнеса в условиях мезоэкономики депрессивного типа.
Область исследования соответствует паспорту специальности 08.00.01 — экономическая теория (п. 1.1. — «Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересы, взаимодействие экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур, закономерности эволюции социально-экономических систем») и паспорту специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) (п. 3.19.-«Разработка методологии анализа и методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах»).
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили системный, воспроизводственный, неоклассический, институциональный, социологический, историко-логический и блоковый I I, подходы, многомерность как исследовательский подход и конкретно.
• / экономические подходы.
Применение системного подхода позволяет рассматривать малое предприятие как «совокупность элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом и с внешней средой». Проблемы малых предприятий представлены в виде взаимосвязанных блоков (структурно), причем, взятые в комплексе, они формируют целостное видение места и роли малого бизнеса в национальной и региональной экономике.
Реализация воспроизводственного подхода в исследовании подводит нас к обоснованному суждению о том, что малый бизнес, в зависимости от типа V социально-экономической модели, может рассматриваться с позиций простого или расширенного воспроизводства, ориентированного на консерватизм и застойное развитие или же на экспансию в вопросах завоевывания деловой среды, расширения своих функций, роста результативности и усиления рисков.
В рамках социологического подхода использованы методы анкетирования, интервьюирования, а также полевых наблюдений, выступающих исходным методическим обеспечением в разработке прикладных аспектов исследования. Данный подход позволяет I актуализировать наиболее существенные социально-экономические проблемы представителей маломасштабной бизнес-среды и предложить объяснительную схему, раскрывающую причины неблагополучного состояния значительного числа малых предприятий в депрессивной региональной среде (функционирующих как без образования юридического лица, так и имеющих этот статус). С другой стороны, данный подход дает возможность выработать ряд конкретных предложений, отражающих видение тенденций и перспектив развития изнутри, непосредственно представителями малого бизнеса с учетом их оценок роли административного ресурса и механизмов выстраивания современной деловой среды в масштабах региона (или муниципального образования).
В рамках институционального подхода нами выявлена институциональная недостаточность современной деловой среды в части формирования полноценных условий для функционирования и развития малого бизнеса на примере Ивановского региона (одни институты отсутствуют, а другие находятся в стадии становления) и сформулированы соответствующие деловые предложения в части улучшения институционального обеспечения малых форм организации хозяйственной деятельности.
В рамках историко-логического подхода указано на то, что малый бизнес возникает в рамках общей идеи разноразмерности производства. По существу здесь, применительно к малому бизнесу, реализуется идея экономического детерминизма в историческом контексте.
Полезность и ценность используемого нами блокового подхода заключается в формировании целостного представления о том, каким образом согласуются между собой многочисленные исследовательские аспекты в раскрытии проблематики функционирования и развития малых предприятий.
Многомерность как исследовательский подход основана на принципе дополнительности. Многомерность — «составленный из многих измерений"1. Многомерная методология — методология, основанная на началах логоцентризма (многообразия, исходящего из одного ядра — сущности), позволяет нам развернуть дихотомическое и одновременно многоаспектное видение модели малого бизнеса с акцентом на его системные социально-экономические признаки, функции, эффекты и риски в условиях депрессивной региональной среды.
Информационная база исследования представлена работами отечественных и зарубежных авторов по проблематике малого бизнеса, нормативно-правовыми документами Российской Федерации,.
1 Иродова Е. Е., Максимов В. Л., Николаева Е. Е. Методология экономической науки: воспроизводственный подход в сочетании с принципами системности и многомерности. С. 36. статистическими данными Росстата, данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики, данными мониторинга Союза промышленников и предпринимателей Российской Федерации, исследованиями Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также справочной, научной и методической литературой.
Существенные признаки новизны, полученные автором.
В рамках научной специальности 08.00.01 -экономическая теория:
1. Предложена авторская классификация многообразных точек зрения по проблематике малого бизнеса по критерию их содержательности и значимости.
2. На базе синтеза двух подходов (системно-структурного и системно-функционального) структурирована дихотомическая модель, в рамках которой в порядке углубленного сравнительного анализа представлены в концептуальном виде два типа малых предприятий — с использованием и без использования наемного труда.
3. В порядке развертывания дихотомической модели предложена оригинальная четырехчастная модель малого бизнеса, включающая в себя:
— «ядро сущностно-структурных характеристик», позволяющих содержательно определить малый бизнес;
— «ядро функций», отражающих роль малого бизнеса;
— «ядро рисков», определяющих взаимодействие с внешней средой;
— «ядро эффектов», обуславливающих общую результативность.
4. Приведена дополнительная аргументация и развернуто авторское обоснование тезиса о том, что: а) оптимизация отраслевой структуры малого бизнеса предполагает «дрейф» в сферу производстваб) малый бизнес по своей природе неустойчив, в силу чего чувствует себя комфортно в условиях установившихся связей с крупным и средним бизнесомв) в силу объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в государственной поддержке, заключающейся, прежде всего, в формировании нормальной институциональной среды.
5. Показано, что существующая структура малого бизнеса в депрессивном регионе неэффективна, актуальна задача перетока капитала из сферы обращения в сферу производства. Определены факторы, способствующие (личные мотивы, безработица, наличие свободных ниш на рынке, доступность ресурсов и др.) и сдерживающие развитие малого бизнеса в регионе (высокая налоговая нагрузка, давление со стороны государства, коррупция, недоступность имущественных ресурсов, монополия и развитая сеть торговых сетей и др.).
В рамках научной специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):
1. В результате проецирования базовой четырехчастной модели малого бизнеса на специфическую депрессивную среду Ивановской области (с учетом «ядра сущностно-содержательных характеристик», «ядра функций», «ядра рисков» и «ядра эффектов») выявлена специфика его функционирования и развития в регионе: преобладание субъектов малого бизнеса без использования наемного труда, опора преимущественно на собственные средства, низкая рентабельность бизнеса, ограниченные возможности накопления, крен в пользу развития торгово-посреднической деятельности, недостаточное инфраструктурное обеспечение и др.
2. На основе проецирования базовой четырехчастной модели и эмпирических закономерностей (на примере депрессивных регионов) доказана специфически неадекватная современным российским реалиям роль малого бизнеса, ориентированного, главным образом, на модель простого воспроизводства, по-преимуществу неамбициозного, консервативно акцентирующего свои интересы на сохранении достигнутого положения в рыночной среде, находящегося в стороне от инновационно-прорывных сфер деятельности.
3. Выявлена устойчивая совокупность факторов «за» и «против», воздействующих на развитие малого бизнеса в региональной экономике депрессивного типа, а также выдвинута гипотеза об отсутствии в Ивановском регионе «критической массы» институционального обеспечения, способной оказывать эффективную поддержку малому бизнесу. Приведена дополнительная аргументация в пользу тезиса, что адекватная малым формам организации бизнеса инфраструктура может выступить ключевым фактором его развития, и названы институты, способные оказать решающее влияние на развитие малого бизнеса — специальные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, коммерческие банки, лизинговые, консалтинговые фирмы и пр.
4. Выявлен целый ряд ключевых закономерных характеристик, свидетельствующих о консервативном типе развития малого бизнеса в депрессивном регионе:
— охват относительно ограниченного круга простых видов экономической деятельности, сопряженных с относительно низкими рисками (оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, операции с недвижимым имуществом, строительство и ряд других);
— поддержание, несмотря на положительную динамику основных показателей, незначительных темпов прироста, существенно уступающих показателям развитых регионов;
— относительно скромная роль малого бизнеса в обеспечении занятости (малые предприятия обеспечивают работой в среднем 12,3% экономически активного населения);
— установление связи между налоговыми поступлениями субъектов малого бизнеса в региональные бюджеты и долей малого бизнеса в ВРП, свидетельствующей об утрате сколь-нибудь весомой поддержки малых форм организации со стороны государства;
— перекос в сторону «экономики физических лиц» или индивидуальных предпринимателей, функционирующих без образования юридического лица и занимающих стабильные ниши в таких видах экономической деятельности, как транспорт и связь, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, оптовая и розничная торговля;
— наличие незначительного числа малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, относительно невысокой доли затрат на технологические инновации в общем объеме этих затрат в России.
Теоретическая значимость полученных выводов заключается в выявлении специфической роли малого бизнеса в региональной экономике депрессивного типа, который в настоящее время не способен выступить инициатором тех позитивных общественных настроений и декларируемых социально-экономических целей, на которые ориентировано развитие российской деловой среды. В этой связи подчеркивается своевременность и адекватность постановки и структурирования научной проблемы, методологическая корректность исследования, позволяющая с опорой на воспроизводственный, функциональный и средовый подходы развернуть авторское видение места и роли малого бизнеса в мезоэкономике с учетом депрессивного характера среды ряда регионов ЦФО. Следует указать на широкое привлечение литературных источников, Интернет-ресурсов, современной статистики, обращение к хозяйственной практике как критерию истины. Специфика диссертации с теоретической стороны состоит в том, что она проецирует экономико-теоретический подход к многоаспектному пониманию природы и роли малого бизнеса на региональный уровень. Таким образом, появляется возможность использовать базовую четырехчастную модель малого бизнеса для объяснения факторов и условий, определяющих своеобразие функционирования и развития малого бизнеса в депрессивной региональной среде.
Практическая значимость полученных результатов предопределяется тем, что выдвинутые в диссертационном исследовании теоретико-методологические принципы, подходы и модели отвечают потребностям современной хозяйственной жизни на уровне региональной и.
16 и муниципальной экономики. В этом смысле интересы руководителей регионов и муниципалитетов, делающих ставку на развитие малых форм организации, проецируются в плоскость теоретико-прикладных исследований, касающихся определения места и роли малого бизнеса в региональной экономике, выявления факторов и тенденций их развития, делая их все более востребованными. В этой связи нами выдвинут круг проблем малого бизнеса, требующих как прямого вмешательства со стороны органов власти (административные барьеры, коррупция), так и косвенного влияния (налоговая политика).
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в научных сообщениях на межвузовском семинаре аспирантов и соискателей на кафедре экономической теории ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», а также на Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика» (Ярославль, 2010) — на Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (Нижний Новгород, 2010) — в рамках фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2011).
По теме диссертации автором опубликовано 13 научных работ (в т. ч. 4 статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК), объемом 5,36 п. л. (лично автора 3,04 п. л.).
Объем и структура диссертации. Структура исследования обусловлена концептуальной идеей и логикой исследуемой проблемы, отражает поставленную цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Основной текст работы занимает 216 страницу, библиографический список содержит 137 источников. В работе имеется 18 приложений.