Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические и методические основы экономической оценки и использования интеллектуальной собственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководители предприятий совместно со специалистами по экономике и праву ИС должны оперативно решать возникающие проблемы в области ИС, вынося свои предложения и рекомендации в вышестоящие инстанции. Публикации в общероссийской газете «Экономика и жизнь» свидетельствуют о том, что идет процесс s консолидации оценщиков ИС для решения вопросов выработки экономически целесообразной точки зрения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы анализа использования объектов интеллектуальной собственности
    • 1. 2. Классификация объектов интеллектуальной собственности
    • 1. 3. Методологические основы оценки и использования интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности собственника
    • 1. 4. Направления противоправного использования интеллектуальной собственности и оценки ущерба в условиях конкурентного рынка
  • Глава 2. Методика оценки интеллектуальной собственности
    • 2. 1. Методические рекомендации по определению производственно — экономического эффекта от использования интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности собственника
    • 2. 2. Методические рекомендации по определению временного периода эффективного использования объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности
    • 2. 3. Методические рекомендации по определению и учету в оценке интеллектуальной собственности фактор риска
    • 2. 4. Методические рекомендации по использованию затратного метода оценки объектов интеллектуальной собственности
    • 2. 5. Методические рекомендации по использованию доходного метода оценки объектов интеллектуальной собственности
    • 2. 6. Методические рекомендации по использованию рыночного метода оценки интеллектуальной собственности (метод сравнительных продаж)
    • 2. 7. Методика оценки ущерба от противоправного использования интеллектуальной собственности
  • Глава 3. Методические рекомендации по вовлечению и использованию интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности
    • 3. 1. Методические рекомендации по проведению работ по инвентаризации объектов интеллектуальной собственности
    • 3. 2. Методические рекомендации по вовлечению объектов интеллектуальной собственности. в хозяйственный оборот предприятия
    • 3. 3. Методические рекомендации проведения
  • J мероприятий по доказательству противоправного использования интеллектуальной собственности
  • Глава 4. Практическое использование методологии оценки интеллектуальной собственности

Методологические и методические основы экономической оценки и использования интеллектуальной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Труд, капитал и земля первоначально считались наиболее привлекательными объектами инвестиций. Тенденции мировой экономики свидетельствуют о смещении экономических интересов из сферы производства в сферу инновационной деятельности. Возможность существования и развития бизнеса все больше зависит от использования в нем достижений научно-технического прогресса. Недооценка важности этого фактора чревата быстрым спадом производства, утратой позиций на рынке, разорением предприятия.

Решение проблем развитая бизнеса, ориентированного на конкурентный рынок, связано либо с проведением научно-технических исследований, либо с приобретением прав на коммерческую информацию у ее владельца. Интеллектуальная собственность (ИС) относится к исключительным правам граждан и юридических лиц на владение результатами творческой деятельности.

В России данный вид собственности появился в законодательстве в начале 1991 года с момента публикации (ныне отмененного) Закона «О собственности в РСФСР». Огромный научно-технический потенциал нашей страны послужил основой рынка интеллектуальной собственности. В 1995 году используемая ИС составила 283 трлн. рублей (55 млрд. долларов) от величины национального богатства, на 1 января 1996 года в России государством поддерживалось 175.140 объектов интеллектуальной собственности (ОИС)/21/.

Интеллектуальная собственность является дорогостоящим товаром. В экономической литературе приводятся данные о средней стоимости патентов, которая составляет приблизительно 473 ООО $ /10/. Есть также свидетельства того, что суммарные выплаты по лицензионным договорам, например в машиностроении США, составляют от 10 млн. до 400 млн $ /23/. Это обусловлено тем, что индустрия научного поиска требует для своего существования не только немалых затрат труда, финансовых и материальных ресурсов, но и возможности получения высоких доходов. Очевидно, что ведение бизнеса на основе или при участии интеллектуальной собственности насколько рискованно, на столько и выгодно. Отсюда высока цена действительно перспективной идеи.

Данный дорогостоящий товар способен принести своему владельцу большие прибыли и перспективы бизнеса только при обеспечении его юридической защитой и при грамотном включении в хозяйственный оборот. На российских предприятиях данные вопросы вызывают массу проблем у руководящего состава и требуют своего скорейшего решения. Статистика свидетельствует, что сегодня в России состоит на учете и практически работает около 10% имеющихся ОИС /15/. На многих предприятиях, выпускающих продукцию, отсутствует учет технологии, определяющей производственный процесс. Фактически речь идет о неучтенных фондах предприятия.

Интеллектуальная собственность — один из важнейших активов предприятия. По материалам периодической печати российская практика работы предприятий в области решения проблем участия ИС в своей хозяйственной деятельности и возникающих при этом вопросов свидетельствует об активизации внимания производителей к данному объекту имущества /7,16, 21, 25/. Разрабатывая стратегию предприятия, руководители начинают всерьез задумываться о перспективе своего бизнеса в конкурентном рынке. Она, как правило, заключена в возможности создания своего рынка, его контроля, а также наиболее эффективного использования всех активов предприятия.

Рынок сам заставляет производителя задумываться о необходимости обладания и использования прав на ИС. В условиях рыночной экономики предприятие ставит перед собой задачи получения прибыли не только в ближайшем будущем, но и в перспективе на пять, десять, пятнадцать лет вперед. В целях достижения коммерческого успеха проводится работа по поиску внутренних и привлеченных источников финансирования модернизации производства, по повышению качества выпускаемой продукциисоздаются и предлагаются потребителю новые товары и услуги. Главным подспорьем в этой работе являются последние достижения научно-технического прогресса.

Обладание патентом — единственный способ законной монополизации производства новых товаров и услуг с высококачественными потребительскими свойствами, позволяющий обеспечить правовую защиту ИС от нарушителей. Исключительный характер прав на ОИС означает обязанность для всех третьих лиц воздержаться от использования данного ОИС без согласия владельца. Собственнику ОИС предоставляется право монополизировать новую рыночную нишу, где у него есть законная возможность диктовать цены и извлекать сверхприбыль. Случается, что эффективное существование подобной монополии может нарушиться жесткой конкуренцией. Поэтому для достижения успеха на рынке необходимо либо обеспечение высокого уровня секретности в процессе научно-технических разработок («КОДАК», «КСЕРОКС», «ПОЛЯРОИД», «ДЮПОН»), либо слияние или приобретение патентных прав («ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК», «Бош», АТТ)/19/.

Перед собственником стоит выбор либо самому использовать ОИС, либо уступить право его использования заинтересованной в этом стороне. Уступка исключительного права на ОИС осуществляется через лицензионные соглашения, которые представляют собой договор об условиях передачи и эксплуатации научно-технической, экономической или любой другой информации. С экономической точки зрения, лицензионное соглашение представляет собой сотрудничество партнеров на возмездной основе: лицензиара — владельца ОИС и лицензиаталица приобретающего лицензию. Полная уступка прав на ОИС осуществляется через договор, который представляет собой договор купли-продажи. Конкуренты, стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише, где действуют права владельца ОИС, обязаны использовать данное новшество на законных основаниях через приобретение у владельца ОИС лицензии.

Однако практика свидетельствует о высоком уровне незаконного (пиратского) применения ОИС в обход законодательства. Нарушители, не платя за использование чужой ИС, выходят на рынок с более дешевой продукцией, тем самым нанося ущерб бизнесу владельца ОИС, реализующему свой товар на рынке /21/. В данное время в России ущерб от пиратства в сфере интеллектуальной собственности составляет около 1 миллиарда долларов в год, причем половина этой суммы могла бы поступить в государственный бюджет /16/. Работу в области выявления и пресечения правонарушений в сфере ИС на территории РФ проводят Министерство Внутренних Дел РФ, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет и Госкомитет по антимонопольной политике.

На территории РФ имеют место нарушения прав как отечественных, так и зарубежных компаний. По мнению министерства внешнеэкономических связей, Россия ежегодно теряет около 500 миллионов долларов из-за бесконтрольного вывоза за границу интеллектуальных ценностей /21/. По данным американских экспертов, из-за разгула пиратства на российском рынке американские компании недополучают в год около 800 миллионов долларов /25/. Все это не способствует улучшению инвестиционного климата в стране, а, наоборот, может привести к применению по отношению к РФ торговых санкций. Вследствие этого в 1995 году РФ была включена в список стран с неблагополучной ситуацией в сфере охраны ИС. Это не способствует улучшению инвестиционного климата в стране, а наоборот, может привести к применению по отношению к РФ торговых санкций. Дальнейшее разрастание пиратства в России чревато серьезными международными последствиями и ухудшением взаимоотношений с ведущими промышленно развитыми государствами, что может воспрепятствовать приему нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Нанесение ущерба владельцу ИС происходит также в результате недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа. Мировой опыт показывает, что проблема недобросовестной конкуренции особенно обостряется в периоды экономических потрясений. Статистика рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции в России свидетельствует, что, к примеру, среднестатистический судья общих судов города Москвы рассматривает около 200 подобных дел в год /27/.

Рассмотренные проблемы формирующегося в РФ рынка ИС определяют спектр вопросов в области ИС, требующих своего скорейшего решения. Это прежде всего:

• Определение порядка выявления и инвентаризации ОИС на предприятиях в целях разработки производственно-коммерческих программ их эффективного использования и установления режима охраны от возможных нарушений права ИС.

• Разработка более совершенной базы учета ОИС на предприятиях. Решение данной проблемы требует выработку методологии оценки стоимости ИС, которая наиболее полно отражала бы экономическую значимость данного объекта имущества и те преимущества, которые получает хозяйствующий субъект, использующий ИС в своей производственно-коммерческой деятельности.

• Выработка рекомендаций для владельцев ОИС по установлению и доказательству фактов нарушения права ИС. Грамотная работа в этом направлении обеспечит успех в своевременном предупреждении и предотвращении нарушения, а также позволит возместить возникший по причине нарушения ущерб.

Разрешение этих задач будет способствовать адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, будет являться предпосылкой их экономического роста.

На сегодняшний момент в РФ не создано соответствующих экономических стимулов для использования ИС на предприятии в полном объеме. Технологическая модернизация производства невыгодна, поскольку предприятия, не осуществляющие инновации, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие условия воспроизводства. В нашей экономике невысокие технологии высвобождают рабочую силу, а, напротив, дешевая рабочая сила вытесняет передовую технику. Рабочие замещают живым трудом пришедшие в негодность машины, поскольку приобретение новых для предприятия невыгодно.

В настоящее время далеко не все предприятия имеют возможность проводить работу по техперевооружению, хотя каждое из них, возможно, имеет подобные перспективные планы. Источником самофинансирования реконструкции производств могут стать фонды амортизационных отчислений по нематериальным активам. Однако на предприятиях счет нематериальных активов практически пуст. В экономической литературе указывается на то, что без замены технологий и обновления продукции большинство предприятий теряет конкурентоспособность и перспективу существования через 4−7 лет 111.

Существующие недостатки нормативной законодательной базы тормозят решение проблем в этой области: нет конкретных разработок по вопросам включения ОИС в хозяйственный оборот и их бухгалтерскому учету, отсутствует должное количество квалифицированных специалистов, которые совместно с производителями выявляли, развивали и отстаивали бы правильную точку зрения по вопросам эффективной реализации научно-технического потенциала предприятий. В настоящее время производитель не имеет возможности использовать экономические преимущества ИС в полной мере. Круг вариантов включения и учета ОИС по реальной стоимости ограничен до минимума и вызывает массу вопросов и проблем, сталкивает интересы правообладателя и налоговых органов. Не случайно, что проблема формирования нормативно-правовой базы по вопросам интеллектуальной собственности является одной из задач работы Правительственной комиссии по реформированию научной сферы, образованной Распоряжением Правительства РФ № 1142-р от 15.08.1997 года.

Руководители предприятий совместно со специалистами по экономике и праву ИС должны оперативно решать возникающие проблемы в области ИС, вынося свои предложения и рекомендации в вышестоящие инстанции. Публикации в общероссийской газете «Экономика и жизнь» свидетельствуют о том, что идет процесс s консолидации оценщиков ИС для решения вопросов выработки экономически целесообразной точки зрения и рекомендаций для законодательных и исполнительных органов по проблемам ИС в рыночной экономике с учетом международного опыта и российских реалий. Некоторые аспекты проблемы оценки ИС на настоящий момент в России исследованы и освещены в трудах таких ученых, как Б. Б. Леонтьев, Ю. Б. Леонтьев, Н. В. Лынник, А. Н. Козырев, А. Г. Санников, Ю. П. Конов, В. М. Фейгельсон, А. Г. Кукушкин, Л. И. Подшибихин, Н. И. Золотых и др.

Необходимо рассматривать работу по включению ИС в хозяйственный оборот предприятий при их реформировании. Принятая Постановлением Правительства РФ «Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций» должна осуществляться с учетом необходимости вовлечения в хозяйственный оборот ОИС. Постановление дает возможность предприятиям увеличивать размеры уставного капитала, производить оценку имущества по рыночной стоимости, самостоятельно формировать амортизационную политику. Данные нормы должны быть применены на предприятиях в рамках проведения работы с ИС.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в работе выступают ОИС, созданные на промышленных предприятия Ярославской области или принадлежащие правообладателю, а предметом — методология оценки и порядок использования ОИС в хозяйственной деятельности предприятий.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы состоит в том, чтобы, исследуя и анализируя существующий опыт работы в вопросах использования ИС на предприятиях, предложить более совершенный порядок включения и использования прав ИС в их хозяйственной деятельности. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

• Исследовать нормативную базу по вопросам поступления и бухгалтерского учета ИС на балансе предприятий.

• Проанализировать существующие методики оценки ИС.

• Рассмотреть вопросы противоправного использования ИС.

• Предложить комплекс мероприятий по наиболее эффективному использованию прав ИС в производственно-коммерческой деятельности предприятия.

• Разработать экономико-математическую модель оценки ИС и оценки ущерба от противоправного использования ИС.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам оценки и использования ИС, материалы научно-практических конференций, статей в сборниках научных трудов и экономической печати, основные законодательные акты и нормативно-методические материалы, регулирующие вопросы оценочной деятельности в РФ. Изучение научных трудов и литературных источников позволило диссертанту высказать свои суждения по ряду рассматриваемых вопросов и на этой основе сделать конкретные предложения.

Эмпирическая база представлена данными, отраженными в бухгалтерской отчетности и бизнес-планах рассматриваемых предприятий, документами законодательных и исполнительных органов, экономическими фактами, опубликованными — в монографиях и периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• Предложена методика оценки ИС, включающая в себя: а) методические рекомендации по определению производственно-экономического эффекта от использования ИС в хозяйственной деятельностиб) методические рекомендации по определению временного периода эффективного использования ОИС в хозяйственной деятельности. в) методические рекомендации по определению и учету в оценке ИС фактора рискаг) методические рекомендации по расчету стоимости ОИС в рамках затратного, доходного, рыночного методов.

• Предложена методика оценки ущерба от противоправного использования ИС.

• Предложены методические рекомендации по включению и использованию ОИС в хозяйственной деятельности: а) методические рекомендации по проведению инвентаризации ОИСб) методические рекомендации по вовлечению ОИС в хозяйственный оборотв) методические рекомендации по доказательству факта противоправного использования ОИС.

Практическая значимость исследования.

Представленная методика обосновывает приоритетность доходного метода оценки ОИС. Определено и обосновано, что доходный метод определяет реальную рыночную стоимость ОИС как составляющей части имущества предприятия для целей формирования его реальной структуры, инвестиционной привлекательности и решения задач модернизации производств.

На основе предложений по вовлечению ОИС в хозяйственный оборот рекомендовано предприятиям:

• решить вопрос наполнения стоимости имущества предприятий для целей формирования правильной структуры и инвестиционной привлекательности за счет зачисления на баланс нематериальных активов по реальной, рыночной стоимости.

Предложенные методические рекомендации по выявлению и доказательству фактов нарушения права ИС позволяют собственнику проводить грамотную работу по пресечению попыток нарушения своих прав на ОИС. Рекомендован способ решения вопросов соблюдения прав правообладателей на территории РФ: проведение в рамках сертификации производств и выпускаемой продукции обязательных исследований данных объектов на патентную чистоту, рассмотрение и утверждение соответствующих заключений специалистов в области ИС по вопросу принадлежности прав, реализуемых в данном производстве и продукции.

Решение вопросов защиты прав владельцев ИС призвано повысить конкурентоспособность производимой ими продукции, обеспечить предприятию благоприятные условия для развития своего бизнеса и сделать российский рынок более цивилизованным и открытым для инвестиций.

Работа зарегистрирована в Фонде интеллектуальной собственности как объект авторского права (© Д.С.Пиотух).

Апробация и реализация результатов работы.

Выполнены конкретные оценки ИС по предлагаемой методике на ОАО «Рыбинскхлеб», ТОО «РАМОЗ», ЧП Вепренцова В. Г. «Зерновой хлеб» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и рекомендации.

Исследование вопросов методологии использования и оценки ИС позволило сделать следующие выводы и практические рекомендации:

1. Анализ методологических основ оценки и использования объектов интеллектуальной собственности позволил определить спектр проблем требующих своего решения:

• Определение порядка выявления и инвентаризации ОИС на предприятиях в целях разработки производственно-коммерческих программ их эффективного использования и установления режима охраны от возможных нарушений права ИС.

• Разработка более совершенной базы учета ОИС. Решение данной проблемы требует выработку методологии оценки стоимости ИС, которая наиболее полно отражала бы экономическую значимость данного объекта имущества и те преимущества, которые получает хозяйствующий субъект, использующий ИС в своей производственно-коммерческой деятельности.

• Выработка рекомендаций для владельцев ОИС по установлению и доказательству фактов нарушения права на ИС. Грамотная работа в этом направлении обеспечит успех в своевременном предупреждении и предотвращении нарушения, а также позволит возместить возникший по причине нарушения ущерб. 2. Предложена методика оценки ИС и оценки ущерба от нарушения права на ИС. Основой данных методик является стремление наиболее полно отразить производственно-коммерческую значимость ОИС в хозяйственной деятельности предприятия для дальнейших целей учета и использования данных объектов в составе НМА на предприятии. Расчет стоимости ОИС и сумм к возмещению ущерба в соответствии с предлагаемой методологией доказывает приоритетность доходного метода оценки ОИС. Определено и обосновано, что доходный метод определяет реальную рыночную стоимость ОИС, как составляющей части имущества предприятия в целях формирования его реальной структуры, инвестиционной привлекательности и решения задач модернизации производств. Методика включает в себя:

• Методические рекомендации по определению производственноэкономического эффекта от использования интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности собственника.

• Методические рекомендации определения временного периода эффективного использования объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности.

• Методические рекомендации по определению и учету в оценке интеллектуальной собственности фактора риска.

• Методические рекомендации по использованию затратного метода при оценке объектов интеллектуальной собственности.

• Методические рекомендации по использованию доходного метода при оценке объектов интеллектуальной собственности.

• Методические рекомендации по использованию рыночного метода при оценке интеллектуальной собственности (метод сравнительных продаж).

• Методика оценки ущерба от противоправного использования интеллектуальной собственности.

3. Предложены методические рекомендации по включению и использования ОИС в хозяйственной деятельности через проведения мероприятий по:

• инвентаризации ОИС на предприятии;

• бухгалтерскому учету ОИС на предприятии;

Выдвинуты два предложения по порядку включения ОИС в хозяйственный оборот предприятия. На основе данных предложений рекомендовано предприятиям:

• решить вопрос наполнения стоимости имущества предприятий для целей формирования правильной структуры и инвестиционной привлекательности за счет зачисления на баланс нематериальных активов по реальной, рыночной стоимости.

4.Предложены методические рекомендации по выявлению и доказательству фактов нарушения права на ИС, которые позволят собственнику проводить грамотную работу по пресечению попыток нарушения своих прав на ОИС. Рекомендован способ решения вопросов соблюдения прав правообладателей на территории РФ:

• проведение в рамках сертификации производств и выпускаемой продукции обязательных исследований данных объектов на патентную чистоту, рассмотрение и утверждение соответствующих заключений специалистов в области ИС по вопросу принадлежности прав, реализуемых в данном производстве и продукции.

Решение вопросов защиты прав владельцев ИС призвано повысить конкурентоспособность производимой ими продукции, обеспечить предприятию благоприятные условия для развития своего бизнеса и сделать российский рынок более цивилизованным и открытым для инвестиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 г.
  2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.
  3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.1997 г. № 1373 «О реформировании предприятий и иных коммерческих организаций».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 1605 от 19.12.1997 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации».
  7. . Рынок интеллектуальной собственности и проблемы оценки. Вопросы оценки № 1 1996
  8. Ю. Интеллектуальная собственность. Ее практическое использование. Подати № 4,1996 г. Практические вопросы налогообложения с комментариями.
  9. Н., Кукушкин А., Подшибихин Л. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы. М. гВНИИПИ, 1996 г.
  10. Ю.Козырев А. Оценка интеллектуальной собственности. Экспертное Бюро-М. 1997 г.
  11. Стандарт Российского общества оценщиков. Оценка объектов интеллектуальной собственности. Общие положения. М., 1996 г.
  12. Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса. Краткий рекламно информационный справочник. М. 1997 г.
  13. А. Оценка брэндов и товарных знаков: от теории к практике. М.: ВНИИПИ, 1997 г.
  14. Кодекс интеллектуальной собственности Франции. М.: ВНИИПИ, 1997 г.
  15. Н. Ценообразование в практике международного технологического обмена.Транстехнология, 1996 г.
  16. Р. Анализ эффективности использования нематериальных активов. Экономика и жизнь, № 27, 07.1995 г.
  17. Гленн Десмонд Ричард Э. Келли. Руководство по оценке бизнеса. Российское общество оценщиков. Академия оценки. М., 1996 г.
  18. Е.В. Метод экспресс -оценки стоимости бизнеса предприятия. Вопросы оценки № 10−12 1996г.
  19. Дагаев. Фактор НТО в современной экономике.М.:Наука, 1994 г.
  20. Фолсом Р., .Гордон М., Спангол Дж. Международные сделки.М.: Логос, 1996 г.
  21. . Чем чревато нарушение патентных прав. Патенты и лицензии № 8 1996 г.
  22. Н., Шахновская В. Определение ущерба от нарушения патента. М.: ВНИИПИ, 1994 г. 23 .Конов Ю. Оценка убытков от нарушения патентных прав. Патенты и лицензии № 9 1994 .
  23. Н. Теория и практика Российского пиратства. Патенты и лицензии № 8 1996 г.
  24. Н. Преступление без наказания. Эксперт № 25 1996 г.
  25. В. Регламентация недобросовестной конкуренции в Канаде. Интеллектуальная собственность № 8 1993 г.
  26. Н. В борьбе за роялти лидируют одиночки. Эксперт № 49 1996 г.
  27. Е. Финансовая математика. М.: Финансы и статистика, 1994 г.
  28. Дин Уилсон. Ставка Дисконтирования: игра воображения или строгая наука? М., Вопросы оценки № 10−12 1996 г.
  29. Как рассчитать цену лицензии. МП «ДжИПЛА лимитед», М., 1992 г.
  30. Экспертиза инвестиций. МП «ДжИПЛА лимитед», М., 1992 г.
  31. А., Лукасевич И., Титоренко Г.Компьютеризация финансово экономического анализа коммерческой деятельности предприятий, корпораций, фирм.М.:ИНТЕРПРАКС, 1994 г.
  32. В. Защита производственно-коммерческой деятельности от нарушения прав интеллектуальной собственности. М.:ВНИИПИ, 1995 г.
  33. Е. Методические рекомендации по установлению факта нарушения патента. М.: НПО «ПОИСК «, 1993 г.
  34. И., Коссов В. Инвестиционный проект. М., БЕК, 1996 г.
  35. В. Ценовая политика фирмы. М., Финстатинформ, 1995 г.
  36. Риски в современном бизнесе. М., «АЛАНС», 1994 г.
  37. Все о маркетинге. М., «АЗИМУТ ЦЕНТР», 1992 г.
  38. Э. Маркетинговые исследования на основе патентной информации. М., ВИПСИ, 1995 г.
  39. С. Создание и внедрение научно-технической продукции. С.- Петербург, «СУДОСТРОЕНИЕ», 1993 г.
  40. Корчагин А, Джермакян В. Охрана наименований природных продуктов. Интеллектуальная собственность № 7−8,1997 г.
  41. Р. Экспертизы по делам о нарушениях авторских и смежных прав. Интеллектуальная собственность № 7−8,1997 г.
  42. В. Развитие «доктрины ослабления ТЗ» в США. Интеллектуальная собственность № 9−10, 1997 г.
  43. Предмет доказания по делам о нарушениях авторских прав. Хозяйство и право № 10 1997 г.
  44. А. Новый механизм формирования эффективности. М., Экономика, 1990 г.
  45. Е. Оценка недвижимости. С.П.- б, Изд.СПбГТУ., 1997 г.
  46. А. Товарный знак: отражение в бухгалтерском учете. М., Хозяйство и право № 9 1997 г.
  47. С. Предмет доказывания в арбитражном процессе. М., хозяйство и право № 9,10 1997 г.
  48. Н. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел о защите деловой репутации банков в арбитражной практике. М., Хозяйство и право, № 12 1997г.
  49. Министерство экономики РФ. Типовая программа реформирования предприятий и иных коммерческих структур. М., 1997 г. 51 .Пантюхина. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью. М., Интеллектуальная собственность, № 1 1998 г.
  50. Розов, Бром Берг. Результаты науки и интеллектуальная собственность. М., Интеллектуальная собственность, № 3−4 1997 г. бЗ^Калинин, Туринская. Как определить предварительную стоимость объектов ИС. М. Интеллектуальная собственность., № 9−10 1997 г.
  51. ., Беляев. Рынок оценки развивается быстро. М., патенты и лицензии, № 9 1997 г.
  52. Смирнов. Правильно ли ценят оценщики. М., Патенты и лицензии, № 2 1998 г.
  53. Азгольдов, Карпова. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность. М., Рынок ценных бумаг, №б 1998 г.
  54. Москвин. Система рисков при инвестиционном кредитовании предприятий. М., Банковское дело, № 2 1998г.
  55. Дорогов. Оценка реальной стоимости. М., Журнал для акционеров, № 4 1997г.
  56. Ю. Интеллектуальная собственность в уставном капитале. М. Журнал для акционера, № 1 1997г.
  57. В. Правовое регулирование нематериальных активов, М., Экономика и жизнь, № 17 1995 г.
  58. В. Объекты авторского права: особенности гражданско-правовых сделок и бухгалтерского учета. М., Экономика и жизнь, № 26 1996 г.
  59. М. Налогообложение в хозяйственных операциях с нематериальными активами и долгосрочными инвестициями в нематериальные активы. М. Экономика и жизнь, № 18 1995г.
  60. Фатысина JL, Бутыркин А. Налоговые льготы в сфере изобретательской деятельности. ВНИИПИ, М., 1997 г.
  61. Л. Как учитывать нематериальные активы. М., Финансовая газета. Региональный выпуск, № 9 1996 г.
  62. О. Интеллектуальная собственность в уставном капитале. М., Финансовая газета, № 14 1997 г.
  63. С. Бухгалтерский учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы. М., Экономика и жизнь, №№ 19−21.
  64. В. Бухгалтерский учет для целей налогообложения. АКДИ Экономика, М., № 9 1996 г.
  65. . «Интеллектуальная собственность и налоги». М., Экономика и жизнь,№ 5 1997 г. 1. УТВЕРЖДАЮ
  66. Директор Фонда интеллектуальнойсобственности Караченкова Н.В.1. АКТ
  67. ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ ПИОТУХОМ ДЕНИСОМ СТАНИСЛАВОВИЧЕМ
  68. Методика оценки интеллектуальной собственности
  69. Методика оценки ущерба от противоправного использова кия интеллектуальной собственности.
  70. Работа выполнена на высоком научном уровне и имеет практическую ценность.
  71. Распоряжение Правительства Российской Федерации то 15 августа 1997 г. № 1142 р г. Москва
  72. Образовать правительственную комиссию по реформированию научной сферы (далее именуется Комиссия) в следующем составе:
  73. В.Б. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель комиссии),
  74. Ю.С. президент Российской академии наук (заместитель председателя Комиссии),
  75. В.Е. Министр и технологий Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии),
  76. Алфимов М.В. председатель Российского фонда фундаментальных исследований,
  77. Бортник И. М. Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере,
  78. Воронцов В.А. советник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации,
  79. Грязнова А.Г. ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации,
  80. .В. президент Российской инженерной академии, Кинелев В.Г. — Министр общего и профессионального образования Российской Федерации,
  81. Кирпичников М.П. начальник Департамента науки, образования и высоких технологий Аппарата Правительства Российской Федерации,
  82. В.Б. председатель Ассоциации государственных научных центров (по согласованию),
  83. А.И. помощник Президента Российской Федерации (по согласованию),
  84. А.Д. генеральный директор Роспатента, Кудрин А.Л. — первый заместитель Министра финансов Российской Федерации,
  85. О.Л. президент Российской академии естественных наук, Литвиненко B.C. — ректор Санкт — Петербургского горного института (Технического университета имени Г. В. Плеханова),
  86. И.И. председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке (по согласованию),
  87. Свинаренко А.Г. первый заместитель Министра экономики Российской Федерации,
  88. В.Н. председатель совета профсоюза работников Российской академии наук (по согласованию),
  89. В.В. председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (по согласованию),
  90. М.В. первый заместитель председателя Госкомимущества России, Юдушкин С.М. — заместитель Министра юстиции Российской Федерации, Шубин М. В. — мэр г. Обнинска,
  91. Предоставить Комиссии право образовывать рабочие группы с привлечением для участия в них в установленном порядке соответствующих специалистов.
  92. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возложить на Миннауки России.
  93. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 октября 1997 г. N 1373
  94. О РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  95. В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения эффективности работы в рыночных условиях предприятий и иных коммерческих организаций Правительство Российской Федерации постановляет:
  96. Утвердить прилагаемые Концепцию реформирования предприятий и иных коммерческих организаций и план мероприятий по ее реализации в 1997 году.
  97. Признать необходимым организовать подготовку и переподготовку руководителей и специалистов предприятий и иных коммерческих организаций по вопросам реформирования и составления бизнес-планов.
  98. Председатель Правительства
  99. Российской Федерации В. Черномырдин1. УТВЕРЖДЕНАпостановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 1373
  100. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  101. Общ^я характеристика ситуации
  102. С достижением финансовой стабилизации и высокой степени либерализации экономики одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
  103. К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию з условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:
  104. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.
  105. Л. Отсутствие эффективного м"Д$гизма исполнения решений судпи, особенно fj ч^сти обращения изыскания на имущество должника.•>. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.
  106. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.
  107. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.
  108. Основные цели и задачи реформирования предприятий
  109. Для устранения отмеченных негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятий как основного структурного образующего элемента экономической системы России.
  110. Изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до настоящего времени основным направлением реформы, должно быть в ближайшие годы дополнено стимулированием внутренних преобразований на предприятиях.
  111. Поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий.
  112. Реформирование должно проводиться предприятиямисамостоятельно. Однако в условиях экономического спада и платежного кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.
  113. Федеральные органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
  114. Формы и методы государственной поддержки реформирования предприятий
  115. Для реализации поэтапного стимулируемого государством перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий необходимо:
  116. Разработать комплекс мер по стимулированию предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований.
  117. Изменить систему бухгалтерского учета как одного из основных источников формирования экономических показателей и инструмента для анализа хозяйственной деятельности предприятий.
  118. Также необходимо организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения практикующих бухгалтеров, экономистов предприятий, работников налоговых и других органов исполнительной власти.
  119. Ввести единые стандарты аудита и квалификационные требования к аттестации аудиторов, разработать новый набор представляемых предприятиями в органы государственной статистики данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятий.
  120. Особенности государственного регулирования реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм
  121. Несмотря на то, что цели и задачи, принципы и направления реформирования предприятий едины, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.
  122. Непосредственно осуществлять регулирующие воздействиярпсуддрство и его органы имеют возможность только по отношению к i'< к -ударствен мым предприятиям.
  123. Основное направление повышения эффективности взаимоотношений государства и руководителя государственного унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений.
  124. Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т. д.
  125. МЕРОПРИЯТИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОР
  126. Т--------------------------------Т-----------
  127. Срок предста |в Правительс Наименование проекта эаконода- !Российской тельного или иного нормативного|Федерации правового акта
  128. Поощрение предприятий и иных коммерческих организаций за успехи в реформированииуказ Президента Российской Федерации об учреждении премий Президента Российской
  129. Передача права доверительного управления акциями акционерных обществ на конкурсной основепостановление1. Российскойусловиях иконкурсовдоговоровуправленияобществ, федеральной
  130. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 декабря 1997 г. N 1672
  131. О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА И МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
  132. Правительство Российской Федерации постановляет:
  133. Председатель Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН1. ПОСТАНОВЛЕНИЕот 31 марта 1998 г. N 374 г. Москва
  134. О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ СФЕРУ
  135. В целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала Правительство Российской Федерации постановляет:
  136. И. о. Председателя Правительства Российской Федерации1. С. Кириенко
Заполнить форму текущей работой