Совершенствование управления процессами реализации нефтепродуктов на сбытовых предприятиях нефтепродуктообеспечения
Актуальность проблемы. За период перехода к рыночной экономике в России отчетливо наблюдается устойчивый рост спроса на нефтепродукты, в том числе бензин и дизельное топливо, по сравнению с рынками других продуктов глубокой переработки нефти отечественного производства. Тенденция роста потребления нефтепродуктов ^ обусловливается опережающим ростом как грузовых, так и пассажирских перевозок… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
- 1. 1. основы стратегического управления
- 1. 2. Особенности стратегического управления нефтегазовыми компаниями
- 1. 3. Стратегии поведения нефтегазовых компаний на рынке нефтепродуктов (зарубежный и отечественный опыт)
- 1. 4. Основные направления совершенствования управления сбытовой деятельностью нефтегазовых компаний
- ГЛАВА 2. РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Современное состояние и перспективы производства нефтепродуктов в рф
- 2. 2. Особенности функционирования рынка нефтепродуктов в РФ и других странах
- ГЛАВА 3. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
- 3. 1. Аналитический обзор сбытовой деятельности компании
- 3. 2. Совершенствование механизма управления компании в области реализации нефтепродуктов
- 3. 3. Оптимизация поставок светлых нефтепродуктов на нефтебазу
- ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНД АЦИИ
Совершенствование управления процессами реализации нефтепродуктов на сбытовых предприятиях нефтепродуктообеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. За период перехода к рыночной экономике в России отчетливо наблюдается устойчивый рост спроса на нефтепродукты, в том числе бензин и дизельное топливо, по сравнению с рынками других продуктов глубокой переработки нефти отечественного производства. Тенденция роста потребления нефтепродуктов ^ обусловливается опережающим ростом как грузовых, так и пассажирских перевозок легковым автотранспортом, а также ростом плотности движения' автотранспорта на городских и пригородных трассах.
Перед предприятиями нефтепродуктообеспечения (ПНПО) стоит проблема оптимального управления схемами реализации! нефтепродуктов с учетом ассортимента самих нефтепродуктов и услуг по их отпуску (продаже): розничных через собственные АЗС, мелкооптовых с нефтебаз, оптовых со складов заводов-производителей. Увеличение спроса на нефтепродукты влечет увеличение их предложения, в том числе за счет развития оптово-розничной торговли в лице ПНПО.
Для многих предприятий нефтегазового комплекса исключительную важность приобрели вопросы, информационной безопасности, от которых зависит не только доходность, но и жизнеспособность организаций.
Кроме того, принятие оптимальных решений в, сфере нефтепродуктообеспечения невозможно без внедрения информационных технологий (1Т), которые позволили бы упростить, принятие решений по целому ряду задач по управлению товарными потоками и документооборотом в сети розничной торговли и автоматизировать все основные функции торговли в сети АЗК: закупки, прием, хранение, продажу нефтепродуктовпродажу товаров и услуготношения с клиентами.
В современных условиях в системе управления поставками светлых нефтепродуктов большое значение придается оптимизации поставок различных нефтепродуктовпозволяющей минимизировать издержки производства и обращения и повысить рентабельность продаж без увеличения цен.
Для успешной поддержки розничнойторговли нефтепродуктами необходимо наладить, стабильную и надежную работу нефтебаз. Для разработки механизма: поставок различных нефтепродуктов на ЦНГЮ требуется", анализиздержек с предшествующим экономическим анализом деятельности предприятия:
Недостаточная теоретическая и методическая: разработанность данной проблематики-, ее актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы и основных направлений диссертационной работы.
Объектом исследования является компания ОАО «Газпром газэнергосеть» по реализации нефтепродуктов.
Предметомисследования? выступают процессы* управления реализацией? нефтепродуктов и применение различных схемуправления в структуре сбытовой политики компании:
Цель работы — оптимизация поставок, различных нефтепродуктов на предприятия. нефтепродуктообеспечения дляпринятияуправленческих решений в областисбытовой’политики нефтегазовых компаний:
Основные задачиисследования:
1. определить основные элементы системы стратегического управления ишЮ, его принципыа. также существующие методики стратегического анализа;
2. выявить особенности поведения, нефтегазовых компаний на рынке нефтепродуктов;
3. определить проблемы и особенности стратегического управления нефтегазовыми компаниями;
4. исследовать современное состояние и перспективы развития рынка нефтепродуктов в РФ;
5. разработать методические рекомендации по сбору, хранению и обработке исходных данных для принятия оптимальных решений в. области реализациинефтепродуктов;
6. определить пути снижения общих затрат предприятия путем оптимизация периодичности поставок различных светлых нефтепродуктов.
Основные результаты «и их научная новизна: о представлен анализ рынка нефтепродуктов в Российской Федерации и выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынкао проанализированы основные системы управления нефтегазовыми компаниями» с применением информационных технологий (1Т) и даны-рекомендации по выбору программного. продуктао разработана и предложена к внедрению концепция организации и автоматизации управления" компанией' для компьютерной поддержкивсех подразделений и служб предприятия в, рамках единой системыо на основе анализа документооборота и организационной структуры нефтебаз выработаны основные рекомендации! по совершенствованию информационных потоков? управления процессами реализации нефтепродуктов компании ОАО <<Газпром газэнергосеть" — о разработаны^ методические рекомендации в области оптимального управления схемами реализации нефтепродуктово разработаны принципы оптимизации поставок различных светлых нефтепродуктов для. принятия управленческих решений в области сбытовой политики нефтегазовых компанийо определены зависимости расходов на поставку нефтепродуктов от оптимальной периодичности поставок, получены коэффициенты корреляции и другие параметры.
Теоретико-методологическая база исследования. Значительный вклад в исследование рынка нефтепродуктов, его маркетинга, менеджмента, логистики внесли труды отечественных ученых: Мельничука Д. Б., Венгерцева Ю. А., Фатхутдинова P.A., Гольдштейна Г. Я. и др. Однако не все проблемные вопросы управления в данной области нашли отражение в научной литературе. В то же время, предлагаемые российскими учеными решения не охватывают все возникающие в рассматриваемой области проблемы. Например, остается неисследованным вопрос принятия оптимальных решений по схемам реализации нефтепродуктов. Не достаточно четко определены методы анализа управленческих решений в условиях конкурентного рынка.
За рубежом известны научные и исследовательские труды ученых: Ансоффа И., Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф и др., которые внесли весомыйвклад в развитие теории рынка нефтепродуктов, его менеджмента, маркетинга, логистики и организационных инструментов оптимизации отношений, особенно региональных и международных. Вместе с тем, большинство работ ориентировано на западный рынок, а накопленный преимущественно^ за рубежомопыт не всегда может быть, применен в современных российских условиях.
Отмеченные выше пробелы в теории. и практике стратегического управления процессами реализации нефтепродуктов и определили состав исследуемых в настоящей работе проблем.
Достоверность результатов исследования' вытекает из обоснованности использованных теоретических положений, а также подтверждается совпадением полученных результатов с экспертными оценками специалистов в области оптимального управления схемами реализации нефтепродуктов.
Практическая значимость результат исследования состоит в том, что эти результаты и вытекающие из них рекомендации могут быть использованы компанией для принятия оптимальных решений при реализации нефтепродуктов руководителями ПНПО.
Практическое применение предлагаемого инструментария позволит повысить эффективность использования капитала и в конечном итоге приведет к увеличению прибыли предприятия.
Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных семинарах факультета экономики и управления РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и научно-технической конференции.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 печатные работы из них все в изданиях из Перечня, рекомендуемых ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, рекомендаций и списка литературы из 97 наименований. Работа изложена на 155 страницах, содержит 46 рисунков и 15 таблиц.
1. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
2. Александр Карпов, Генеральный директор компании «РиК» журнал «Управление компанией» (№ 2, 2006)3- Ансофф И. Стратегия управления — М.: Экономика, 1989.
3. Кабаков B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент.- JL: Лениздат, 1990;
4. Мескон М., Амберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Mi: Дело, 1992.
5. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 1995;
6. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 1996;
7. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации/Шроблемытеории и практики управления. — 1997. № 4. —, С. 104−109−9- Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент: Уч. пос. — М., 1997;
8. Экономическая стратегия организации/Под ред. Градова А. П. -СПб.: 1995.
9. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ./Под ред. Л. Т. Зайцева, М1И. СоколовойЖ, 1997. — СЛ 819;
10. Анисимов А. Статистика кризиса и его механизм в России. — Проблемы теории и практики управления: 1996. -№ 6. — С. 106−112.
11. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Издательство «Питер», 1999; 416 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
12. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. М.: Издательство «Финпресс», 1998 г. -192 с.
13. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. 702 с.
14. Отчетные материалы ОАО «Газпром».
15. Отчетные материалы• ТНК-ВР.
16. Издание ООО «Лента.Ру» — Новости от 20.03.2007 г.
17. ООО «Юнайтед Пресс», Интернет сайт rb.ru23. «Газета.га», 24.05.2008 г.
18. ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом», Новости, 14.05.2008 г.
19. Филипп Гуров. PR IT-компаний: Российская* практика Алышна Паблишерз, 2011 г., 141 с.26: Журнар «Топливный'рынок» ИД «Топ-пресс», 02.05.2007 г.
20. Журнар «Топливный рынок» ИД4″ Топ-пресс", 2007 июнь.
21. Журнал «Нефть и Капитал», 02.02.2006 г.
22. Курс MB, А по стратегическому менеджменту, Из-во: Алышна Бизнес Букс, 2007 г., 587 с.
23. Журнал «Бухгалтер и компьютер» № 10, октябрь 2005 г.,.
24. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса, Из-во: Алышна Паблишерз, 2011 г., 192 стр. 32. «Консалтинговый портал Consult.ru», Новости, 30.08.2005 г.
25. Федеральная служба государственной статистики34. «Нефтеперерабатывающая промышленность России», приложение к журналу МИНТОП № 4 2008 г.-ЗЗ с.
26. Данные Исследовательской группы «Петромаркет» .
27. Новости от 25.11.2008 г., Информационное агентство ИА REGNUM.
28. Данные ООО Информационно-аналитического центра «КОРТЕС» .
29. Еженедельный информационно-аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги», издаваемый Агентством АК&М.
30. АО «Агентство нефтяной информации» 08:11.2008;14.11.2008 Выпуск 46 (443).
31. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорацияхСША.- М., 1990.
32. Колядов Л, Комарова JI-., ЕпифановаН: «Структура» управления нефтяными компаниями" М., 1997.
33. Алекперов В. «Основные тенденции в нефтяном бизнесе» М., 1998.
34. Аналитическая, компания. ЗАО «Алгоритм. Топливный интегратор"44. «Нефтегазовая Вертикаль», № 3/2009.
35. Информационный центр «КОРТЕС», Еженедельный новостной блок 13.02.09 (Выпуск 5)46: Данные Информационно-издательского центра «Статистика России» .
36. Интернет сайт http://www.perepis2002Iru48: Ежемесячный аналитический бюллетень «ИнфоТЭК», 2007;2009 гг.