Совершенствование мотивации деятельности преподавателей вуза
Не преуменьшая значения всех остальных составляющих системы управления «отметим, что осуществление мероприятий по более полной реализации ее функциональной части — одно из основных направлений совершенствования управления вузом. В трудах отечественных и зарубежных экономистов содержатся различные и в большинстве случаев противоречивые подходы к составу и вкладываемому смыслу в понятие «Функции… Читать ещё >
Содержание
- ф стр
- ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- 1. 1. Влияние рыночных отношений на высшее образование России
- 1. 2. Специфика вуза гак объекта управления
- 1. 3. Понятие, состав и содержание функций управления,
- Выводы. t
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДЕГГЕЛЬНОСГШ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
- 2. 1. Особенности реализации функций управления в вузе
- 2. 2. Разработка модели мотивации преподавателей вуза
- 2. 3. Оценка кадрового потенциала ППС вуза и его использования
- 2. 4. Разработка методики оценки кадрового потенциала ППС и его использования. во
- Вывощи
- ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ППС Ф ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗОВ
- 3. 1. Определение уровня мотивации преподавателей ИПиФ СПбГИЭА
- — з
- 3. 2. Определение уровня мотивации преподавателей МИУБП
- 3. 3. Сравнение результатов определения мотивации ППС государственного и негосударственного вузов
- Выводы
Совершенствование мотивации деятельности преподавателей вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перемены" происходящие в экономике всвязи с переходом к рынку, отразились и на деятельности вузов. Причем" связаны они были как с демократизацией высшей школы, предоставлением вузам свободы в Формировании учебных программ и планов, так и с возникновением многочисленных проблем, от успешного решения которых зависит дальнейшее развитие высшего образования России. Решение большинства проблем не зависит от вузов, т. к. связано с постановлениями Правительства, работой Финансовых органов" но есть проблемы" успешное решение которых возможно на уровне самого вуза. Это, в первую очередь" - совершенствование управления вузом.
Не преуменьшая значения всех остальных составляющих системы управления «отметим, что осуществление мероприятий по более полной реализации ее функциональной части — одно из основных направлений совершенствования управления вузом. В трудах отечественных и зарубежных экономистов содержатся различные и в большинстве случаев противоречивые подходы к составу и вкладываемому смыслу в понятие „Функции управления1*. У некоторых авторов Функции управления либо дублируют друг друга“ либо рассматриваются несколько односторонне. Практически никто из них не приводит обоснования выбора того или иного состава функций управления, не предпринималась попытка определить критерии их отбора. Большинство специалистов в области управления рассматривают реализацию функций на примере производственных предприятий, но вузы» как объекты исследования" заслуживают неменьшего внимания, т. к. они — достаточно специфический объект управления, что обусловлено многими причинами. Поэтому достаточно актуальной задачей представляется исследование особенностей реализации Функютй управления в вузе.
В настояшее время" когда возрастает значение инициативы преподавателей, оригинального подхода к созданию учебных программ. проведению занятий, качественного обновления составляющих процесса обучения, большое значение приобретает функция мотивация, содержание которой заключается в побуждении преподавателей к активизации творческой деятельности на основе изучения их личных мотивов поведения. Но. несмотря на это, в вузах не только не проводятся конкретные мероприятия, стимулирующие активность преподавателей, влияющие на их стремление максимально проявить себя в НИР и учебном процессе, но и сама проблема мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) недостаточно изучена, В вузах, в основном, проводятся исследования по вопросам определения численности ППС. расч! ета учебной нагрузки, совершенствования организационной структуры, разработки требований к методической работе преподавателей. Существующее положение требует серьезного внимания, т. к. преподаватель, потребности которого удовлетворены не в достаточной степени, желания не учитываются, вознаграждение за труд не является с его точки зрения справедливым либо будет выполнять свои обязанности без инициативы, творческого подхода, либо, вообще, постарается найти нереализованные мотивационные факторы в другом вузе иди организации, что может привести к уменьшению доли высококвалифицированных кадров в обшей численности ППС. Подобные отрицательные явления, которые могут иметь место в вузе, непосредственным образом отразятся на многих аспектах его деятельности, т. к. кадровый потенциал в значительной степени определяет статус учебного заведения, возможности и перспективы его развития.
Т. о. мы видим, что совершенствование мотивации деятельности преподавателей вуза — достаточно актуальная ив то же время малоизученная проблема, требующая разработки подходов и методов для ее решения. Решение любой проблемы предполагает сначала определение состояния дел. выявления отрицательных и положительных сторон функционирования объекта исследования" а затемпосле анализа полученных результатов разработку мероприятий, способствующих решению данной проблемы. Аналогично и совершенствование мотивации деятельности преподавателей вуза: первая часть решения проблемы — это оценка на каком уровне реализована мотивация в вузе. т. е. насколько заинтересованы преподаватели в результатах своего труда, созданы условия для мотивации" в какой степени используется имеющийся кадровый потенциал. Вторая часть — разработка мероприятий по более полному учету Факторов мотивации в управлении преподавательскими кадрами вуза. 6 настоящей диссертации разработаны методические основы решения первой части этой задачи с анализом полученных результатов и предложением общих рекомендаций по совершенствованию мотивации деятельности преподавателей.
Определение уровня реализации мотивации предполагает исследование того, какие из Факторов являются побуждающими к творческой активности для обследуемого преподавательского контингента, поэтому целесообразно разработать модель мотивации, отражающую Факторы, влияющие на отношение к труду преподавателей, стремление к более полному применению своих способностей. Отметим, что известно довольно много теорий и моделей мотивации с различными достоинствам! и недостатками, но все они являются лишь первым шагом решения проблемы мотивации, т. к. не учитывают специфики объекта управления" уровня образования работающих, особенностей, присущих их труду. Поэтому для практического совершенствования мотивации необходима модель, отражающая все указанные аспекты.
С другой стороны" для оценки уровня мотивации ППС потребуется объективное количественное описание преподавательского контингента, т. е. его основные характеристики: квалификационная, возрастная, информация о текучести кадров, степени признания труда преподавателей, и т. д. Кроме того, весьма вероятно, что высокий кадровый потенциал означает достаточно высокую степень учета мотивапионных Факторов в данном вузе. Необходимо также оценить использование имеющегося кадрового потенциала ППС, т. к. от степени использования профессорско-преподавательских кадров, от того насколько вуз предоставляет возможность ППС реализовать свои способности, применить свой опыт, знания зависит удовлетворенность преподавателей процессом и результатами своего труда. Отсюда вытекает необходимость разработки методических подходов к оценке кадрового потендила и его использования, что предполагает обоснование составляющих оценки, а также характеризующих их показателей. Следующий шаг — доведение теоретических разработок до уровня практического использования, что означает разработку методики оценки кадрового потенцила и его использования.
Вышеописанная ситуация свидетельствует об актуальности рассмотрения вопросов, связанных с совершенствованием мотивации деятельности преподавателей вуза, что и определило выбор цели и задач диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в создании модели мотивации преподавателей вуза, в разработке методических основ оценки кадрового потенциала ППС и его использования.
Для достижения намеченной цели потребовалось решить следующие задачи:
— определение проблем высшего образования, предпосылок их возникновения и направлений решения;
— анализ и уточнение состава и содержания функций управления;
— выявление особенностей реализации Функций управления в вузе;
— разработка и обоснование модели мотивации преподавателей вуза;
— разработка методических основ оценки кадрового потенциала ППС вуза и его использовании;
— определение уровня мотивации деятельности преподавателей института предпринимательства и Финансов санкт-петербургской государственной инженерно-экономической академии (ИПиФ СП6ГИЭА) и Международного института управления, бизнеса и права (МИУБП-г. Славяне к Донецкой обл.).
Объект исследования данной работы — вуз, рассматриваемый как специфический объект управления.
Предмет исследования — реализация в вузе Функции мотивация.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономики и управления вузом, вопросам реализации Функций управления.
В ходе исследования использовались системный анализ" методы экспертного опроса, статистические методы, моделирование.
Научная новизна. В итоге проведенного исследования получены следующие результаты, содержание научную новизну:
— уточнены состав и содержание Функций управления;
— осуществлена классификация проблем высшего образования;
— разработана модель мотивации преподавателей вуза;
— определен состав показателей оценки кадрового потенциала ППС вуза и его использования, осуществлена их классификация.
Практическая значимость работы. Модель мотивации преподавателей вуза и методика оценки кадрового потенциала ППС могут быть применены для определения уровня мотивации преподавателей.
Кроне того, предлагаемая методика может быть использована для:
— совершенствования методических подходов к аттестации и аккредитации вузов;
— сбора статистических данных с целью отслеживания динамики процессов, имеющих место в вузе;
— Формирования системы стандартов и нормативов на основе проведенного сравгаггельного анализа однопрофильных вузов ;
Апробация работы и публикации. Предложения автора приняты к использованию для совершенствования мотивации деятельности преподавателей ИПиФ СПбГИЭА. По результатам исследования, проведенного в рамках работы, опубликовано три статьи.
В работе использованы научные труды следующих авторов.
В области управления: Козлова О. В., Бляхман Л. С., Ерофеева R А., Скоморохов Н. И., Попов Г. X., Краснопояс Ю. И.- в области экономики и управления высшей школой: Дайновский А. Б., Жильцов г. И., Чупрунов Д. И., Медников В. В., Хроменков И. А. Также использованы исследования зарубежных авторов: Ансофф и., Мес-кон н., Альберт Н., Хедоури ф., Дункан Дж. У. и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Азгальдов г. Г. что нужно для успешной работы. // вестник высшей школы, 1991, Н7, с. 32−42.г. Актуальные проблемы высшей школы. Переход к многоуровневому образованию. Межвузовский сборник научных трудов. СПб. *. Лесотехническая Академия, 1993. — 128 с.
2. Александров Г. И., Алисов В. Д. и др. Менеджмент в сфере услуг. М., 1995.
3. Андриенко В. Ф., Данюк В. М. Экономическое стимулирование трудовой активности Киев: Наукова думка, 1991. — 196 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление М., 1989.
5. Аргументы и Факты к 7 (748), Февраль, 1995.
6. Аттестация, аккредитация высших учебных заведений. /Под ред. КХ С. Авраамова/ М.: Восточный банк коммерческой информации, 1993. — 151 с.
7. Баркан Д. И. Нормативное регулирование в системе управления научной деятельностью: вопросы теории, Л.: Издательство ЛГУ, 1987. — 159 с.
8. Бляхман Л. С., Маркин А. А. Организация управления социалистическим предприятием. м.: Высшая шкода, 1993. — 247 с.
9. Богачев Е. н. Методология и методы управления выспим учебным заведением в условиях становления рыночных отношений. /Дисс. на соиск. ученой степени д. з. н. / Л.: ЛИЭИ, 1992. — 522 с.
10. Боград В. М. Организационно-экономический механизм управления вузом в условиях рыночной экономики. /Дисс. на соиск. ученой степени д. э. н, /. НКИ, 1991.
11. Вержицкий Г. А., Стрикун Н. Г. Теоретический анализ проблем развития системы образования, роль системы повышения квалификации в их разрешении. Новокузнецк, 1994. 134.
12. Веснин В. Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики" Изд-во «Триада Лтд» «1996.
13. Виханский О. С." Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия" организация, процесс. 2-е изд. Н.: фирма «Гардарика», 1996. — 416 с.
14. Вудкок Н., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Н.: Дело, 1991. — 320 с.
15. Вуз в системе непрерывного образования: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: /ГГА, 1992. -120 с.
16. Высшая школа в 1994 г. Ежегодный доклад о развитии высшего образования /Науч. редактор Савельев А. Я. /. М.: НИИВО, 1995. — 207 с.
17. Высшая шкода в России: научные исследования и передовой опыт /Сост. Романхова Л. И. и др. /. М: НИИВО" 1993. — 49 с.
18. Высшее образование в России" N 1″ март 1993.
19. Высшее экономическое образование в условиях рыночной экономики / Под ред. В. В. Медникова/. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1992. — 34 с.
20. Галаган А. И. О некоторых подходах к проблемам Финансирования и эффективности образования. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: НИИВО, 1991. -110 с.
21. Галушка И. Управление экономикой. Пер. со словацкого. м.: Политиздат, 1965. — 222 с.
22. Гейхман В. Л., Штиль Т. П. Высшая школа: правовые вопросы. Справочник. Киев: Лыбидь, 1990.
23. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
24. Горев В. К., Кудрявцев Ю. А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт). М., 1994. 135.
25. Дайновский А. Б. Экономика высшего образования (планирование" кадры, эффективность) И.: Экономика, 1976. — 156 с.
26. Добров Г. М., Тонкаль В. Е., Савельев А. А. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка" 1987. 347 с.
27. Дракер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ.- М.: Технология, 1994. 200 с.
28. Дудников В. В. менеджмент сферы образования. Самара: СИПКПРО, 1994. — 44 С.
29. Дункан Дж. у. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. Н.: Депо* 1996. — 272 с.
30. Евланов Л. Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. -И.: Экономика, 1978.
31. Ерофеева В. А. Учет" информация" управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика" 1992. — 192 с.
32. Жильцов Е. Н." ляляев В. Г. Планирование развития высшего образования. и.: Высшая школа" 1977.
33. Законодательная и нормативно-правовая база развития образования в странах ближнего зарубежья. /Подгот. Мясников В. А. /.- Н.: ИТПИНИО. 1993. 56 с.
34. Зигерт в., Ланг л. руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
35. Ивич И. Интернационализация высшего образования: взгляд из развивающейся страны// Высшее образование в Европе, т. 16. 1991, N 2.
36. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга /Под ред. С. А. Кугеля. / Часть 1. СПб.: Университет экономики и Финансов, 1993. — 168 с.
37. Как добиться успеха: практические советы деловым людям. /- 136 Под редакцией В. Е. Хрупкого/. Н.: Республика, 1992. -510 с.
38. Калинкин Е. В. Высшая школа в системе непрерывного образования: научно-теоретическое пособие. И.: Высшая школа, 1990. 144 с.
39. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под редакцией А. А. Дыгаеина/. Экономика, 1991.
40. КарлоФ Б. Деловая стратегия Н.: Экономика, 1991. — 239 с.
41. Карпов В. В., Катханов К. Н., Свиридова Н. Г. методология подготовки преподавателей на ФПКП при многоступенчатой системе образования в вузе. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.
42. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. Н.: Прогресс-Академия, 1995. — 325 с.
43. Коноплев В. А. Формирование интеграционной системы управления состязательностью в условиях перехода на рыночную экономику (на примере высшего образования в стране). /Дисс. на соиск. ученой степени д. э. н. /. Л.: ЛИЭИ, 1990.
44. Коссов Б., Князев Е. Еще раз о концепции образования // Вестник высшей школы, 1991, N 4.
45. Кузнецов Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Изд-во СПбУ, 1994. 260 с.
46. Лагоша Б. А., Шаркович В. Г. Методы и модели совершенствования структур. м.: Наука, 1988. — 189 с.
47. Лацис О. Р. Трансформация гуманитарного образования в России.- М., 1995.
48. Лебедев О. Т. Методы и Формы управления производством. л.: ЛИЭИ, 1990. — 104 с.
49. Летев В. С. Содержание образования: сущность, структура, — 137 перспективы. Н.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
50. Литвинова Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
51. Макаркин Н. П. Основные направления и опыт интеграции региональных систем образования. Саранск, 1995.
52. Мамиконов А. Г. Основы построения АСУ. М.: Высшая школа, 1981. — 248 с.
53. Медников В. В., Бухвалов А. В., Славнова А. О. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1992.
54. Международное сотрудничество высшей шкоды: направления развития и совершенствования /Под ред. Черкасова Н. А. /. Л.: ЛГУ, 1988.
55. Международные исследовательские проекты в образовании. Сборник научных трудов. М.: ИТПИМЙО, 1994. — ИЗ с. 57. менеджмент организации: Учеб. пособие /3. П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р. 3. Акбердин и др./. М.: Инфра-М, 1995. -432 с.
56. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992. -701 с.
57. Методологическое обоснование программы подготовки специалистов с высшим образованием для развития рыночной экономики на период до 2000 г. М.: НИИВО, 1994. — 35 с.
58. Михайлушкин А. И., Сергейчук В. С. Новые Формы трудовых отношений в вузе: практическое руководство по применению контрактной Формы приема профессорско-преподавательского состава. СПб.: СПбГИЭА, 1993. -54 с.
59. Молодежь, образование, ганок. Сборник научных трудов /Ред. кол. Зуев В. М. и др. /. М.: НИИВО, 1992. — 68 с.
60. Научно-методические и социально-экономические проблемы под- 136 готовки кадров. Набережные челны, 1995.
61. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под редакцией академика АПН А. В. Петровского/. И.: Издательство Московского университета, 1986.
62. Панкрухин А. П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. М., 1994.67. подготовка экономистов в вузе: проблемы, опыт. Межвузовский сборник научных трудов /Под редакцией Григорьевой Л. И., Федченко А. А./. Воронеж: ВГУ, 1991. — 198 с.
63. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. -М.: Издательство МГУ, 1991.
64. Потеев М. И. Основы маркетинга в сфере образования. СПб.: ЛИТМО, 1992. — 102 с.
65. Прапдип Д. И. Наука управления: функции, пути развития. -М.: Мысль, 1978.
66. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке / Моторы-гин Б. Д., Соколов Р. А., Бондарев В. С. и др. /. М.: Экономика, 1991. — 220 с.
67. Развитие системы высшего экономического образования и экономико-организационной подготовки инженеров: Сборник научных трудов /Под ред. Краюхина Г. А. /. СПб.: СПб инженерно-экономический институт, 1992. — 112 с.
68. Разработка и совершенствование методологии и программного обеспечения прогнозирования развития высшего образования, 1. 139 внедрение методик выявления спроса (потребности) в специалистах до 2000 г. М.: НИИВО, 1994.
69. Райзберг Б. А., Лозовский Л. И., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1996.
70. Рыночная экономика т. 2, ч. 1 /Под редакцией Смирнова А. Д." Максимова В. ф. и др. /. Н.: Соминтек, 1992. — 160 с.
71. Рыночная экономика т. 2, ч. 2 /Под редакцией Смирнова А. Д. Максимова В. Ф. и др./. М.: Соминтек" 1992. — 155 с.
72. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1969. -200 с.
73. Самборский В. И. Экономический анализ в осуществлении функций управления. Киев: Знание Укр. ССР, 1979.
74. Сборник аннотаций научно-исследовательских работ НИИВО. -Н.: НИИВО, 1994. 38 с.
75. Сборник нормативных документов и материалов по вопросам профессиональной и экономической учебы трудящихся /Под руководством к. э. н. Матирко В. И. /. М.: Экономика, 1969. -239 с.
76. Селезнева Н. А., Татур Ю. Т. Проектирование классификационных требований к специалистам с высшим образованием. М.: 1991.
77. Семенов И. Н., Скиро Д. А., Кларин М. В. и др. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. М.: ИТПИМИО, 1994.
78. Сергейчук В. С. Организационнометодические основы управле-ния научно-педагогическими кадрами вуза (на примере экономического вуза). /Дисс. на соиск. ученой степени к. э. н. /. -Л.: ЛИЭИ, 1990.
79. Системный анализ в экономике и организации производства. /Под общей редакцией Валуева С. А., Волковой В. Н. /. л.: Политехника, 1991.-398 с. г- 140.
80. Скоморохов Н. И. Некоторые рекомендации по управлениюСаратов: Издательство Саратовского университета, 1987.86. словарь-справочник менеджера /Под ред. Н. Г. Лаку с ты/. М.: ИнФра-М, 1996.
81. Совершенствование системы управления в вузах: Сборник научных трудов /Ред. кол. Иихайлушкин А. И. и др. /. Л.: ЛИЭИ, 1986. — 162 с,.
82. Соколов Р. А. Наука в условиях рынка: как выжить. Финансовая газета. М.: 1993, N 30, с. б.
83. Социально-экономический механизм стимулирования труда. Томск: Издательство Томского университета, 1986. 224 с.
84. Справочник менеджера образования. м., 1995.
85. Справочное пособие по анализу деятельности научных организаций/А. К. Казанцев, Б. И. Найданчик, Б. Д. Моторыгин и др. /. -Н.: финансы и статистика, 1989. 304 с.
86. Студент на пороге XXI века /Гос. комитет по народному образованию, отв. ред. Ренвальд Н. И. /. М.: Издательство УДН, 1990. — 150 с.
87. Теория управления социалистическим производством /Под редакцией О. В. Козловой/. Н.: Экономика, 1983. — 432 с.
88. Типенко Н. Г., Лившиц В. Б. Концепция реформирования экономики системы образования. Н," 1994.
89. Уотермен Р. Факторы обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. м.: Прогресс, 1988.96. файоль А., Эмерсон г,. Тэйлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
90. Федотов А. В. Моделирование в управлении вузом. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985.
91. Хазова Л. В. Мировой опыт и тенденции развитая высшего образования. Красноярск, 1994. 141 99. хроменков Н. а. Образование. Человеческий Фактор. Общественный прогресс. м.: Педагогика" 1969. — 192 с.
92. Хроменков Н. А. Экономика образования. М.: ЮПИ им. Н. К. Крупской, 1987. — 201 с. 101. цейкович К. н., Тарасюк п. н. и др. высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. И. 1994.
93. Цыгичко в. Н. Руководителю о принятии решений — 2-е изд. -Н.: Инфра-М, 1996.103. чекмарев В. В., Косарев с. В., Николаев С. Н. и др. Хозрасчет в вузе. Кострома: КГПИ, 1992. — 90 с.
94. Чупрунов Д. И., Жильцов е. н. Экономика, организация и планирование высшего образования. н.: Высшая школа, 1988. -175 с.
95. Чупрунов Д. и. специалисты среднего звена (планирование, подготовка, использование). н.: Высшая школа, 1984.
96. Яковлев и. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: ЛГУ, 1987. — 128 с.