Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В современной демографической ситуации международная миграция для России — один из возможных источников пополнения убывающего населения и трудовых ресурсов. По прогнозам демографов с 2007 г. страну ожидает сокращение численности населения трудоспособного возраста, что может негативно отразится на состоянии рынка труда и привести к дефициту трудовых ресурсов внутри страны. Россия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И СПРОС НА ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
    • 1. 1. Демографическая ситуация и численность трудовых ресурсов в регионе
    • 1. 2. Спрос на рабочую силу на региональном рынке труда
  • ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНАЯ И НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Причины трудовой миграции в регион
    • 2. 2. Масштабы и структура привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край
    • 2. 3. Нелегальная трудовая миграция в регионе
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 3. 1. Система привлечения и использования иностранной рабочей силы в России и рекомендации по ее совершенствованию
    • 3. 2. Система учета иностранных граждан — трудовых мигрантов России
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию управления внешней трудовой миграцией на национальном и региональном уровнях

Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной демографической ситуации международная миграция для России — один из возможных источников пополнения убывающего населения и трудовых ресурсов. По прогнозам демографов с 2007 г. страну ожидает сокращение численности населения трудоспособного возраста, что может негативно отразится на состоянии рынка труда и привести к дефициту трудовых ресурсов внутри страны. Россия в принципе должна быть заинтересована в притоке трудовых мигрантов из-за рубежа, выработать стратегию, а также четкие и прозрачные условия их привлечения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования миграционной политики в отношении временных трудовых мигрантов из-за рубежа. В частности, актуальны позиции определения потребностей рынка труда в иностранной рабочей силе, отраслей их привлечения, условий размещения, соблюдения прав и пр.

В настоящее время временная трудовая миграция на территории России происходит в стихийном режиме, многие мигранты находятся вне легального статуса, работают в теневой экономике. В стране в целом и отдельных регионах не учитываются реальные потребности рынка труда и возможности социальной инфраструктуры, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди российского населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии по отношению к мигрантам разных национальностей. Сами трудовые мигранты не имеют регистрации, их права нарушаются, они подвергаются эксплуатации со стороны некоторых работодателей.

Важным приоритетом в этом направлении должно стать формирование четкой, прозрачной и понятной мигрантам и работодателям процедуры привлечения временных трудовых мигрантов в страну, его реальное облегчение, сокращение времени и затрат российских работодателей для получения необходимого количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы. Миграционная политика в данной сфере требует научного обоснования и совершенствования.

Объектом исследования в настоящей работе являются иностранные мигранты, осуществляющие трудовую деятельность на территории Ставропольского края. Предмет исследования — международная трудовая миграция (легальная и незаконная), ее влияние на социально-экономическое развитие региона и подходы к регулированию трудовой миграции на региональном и государственном уровне.

Цель исследования — оценить влияние международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие Ставропольского края и разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы в Россию.

Задачи исследования: установить динамику численности трудовых ресурсов в Ставропольском крае в 2000;2006 гг.;

— оценить объем спроса на рабочую силу на региональном рынке труда на 2006;2008 гг.;

— выявить причины трудовой иммиграции в регион;

— определить масштабы легальной и незаконной международной трудовой миграции на региональном уровне;

— определить подходы к регулированию международной трудовой миграции на национальном и региональном уровнях;

— разработать рекомендации по совершенствованию управления международной трудовой миграцией в России на федеральном и региональном уровнях.

Теоретическая и методологическая база. Данная диссертационная работа базировалась на научных трудах ведущих демографов и социологов, описавших научные аспекты обозначенных выше проблем на межгосударственном, общероссийском и региональном уровнях. В их числе работы Витковской Г. С., Воробьевой О. Д., Зайончковской Ж. А., Ивахнюк.

И.В., Ионцева В. А., Каменского А. Н., Красинца Е. С., Лукьяновой А. Ю., Метелева С. В., Моисеенко В. М., Мукомеля В. И., Орловой И. Б., Регент Т. М., Рыбаковского JI. JL, Рязанцева С. В., Ткаченко М. Ф., Топилина А. Н., Тюрюкановой Е.В.

Источниками информации стали данные Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, Информационного центра Главного управления внутренних дел Ставропольского края, администраций муниципальных районов и городских округов края. В работе также использованы материалы монографий российских ученых, специальных периодических изданий, а также всемирной информационной сети Интернет. Нормативно-правовую базу исследования составили законы Российской Федерации, указы и постановления Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные акты Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, а также нормативно-правовые акты иных министерств и ведомств Российской Федерации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие «нелегальные трудовые мигранты», под которыми мы понимаем иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пересекли границу РФ добровольно или принудительным образом, легально или нелегально, осуществляющие трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ, регулирующего вопрос трудоустройства иностранных граждан на территории России;

— разработана классификация причин международной трудовой миграции на региональном уровне с точки зрения их значимости для страны и региона, в том числе выделены геополитические, социально-экономические и нормативно-правовые причины миграции;

— определена структура спроса на рабочую силу на региональном рынке труда, в которой более 2/3 составляют рабочие специальности и 1/3 -работники с высшим образованием, прежде всего, инженерно-технических работников и менеджеров;

— выявлены масштабы нелегальной миграции в Ставропольском крае, которые составляют не менее 25 тыс. человек, в большинстве своем из стран СНГ с безвизовым режимом;

— определены подходы к регулированию и обоснованы рекомендации по совершенствованию управления международной трудовой миграцией в России на федеральном и региональном уровнях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные положения работы могут быть использованы при выработке национальной концепции и программ по привлечению иностранной рабочей силы на национальном и региональном уровнях, а также специалистами, работающими в сфере управления миграционными процессами. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов по демографии и международной миграции, а также использованы научными работниками и аспирантами, занимающимися исследованием проблем международной трудовой миграции.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались, как на региональном уровне, так и на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007». Опубликована статья в научном журнале «Вестник Ставропольского государственного университета». Всего по теме исследования опубликованы 5 работ, общим объемом 1,5 пл. Результаты диссертационного исследования использовались при составлении аналитических отчетов Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы из 104 источников, содержит 21 таблицу, 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ особенностей и масштабов въезда иностранной рабочей силы на территорию Ставропольского края, а также приоритетов в управлении этими процессами позволил сделать несколько важных выводов.

Первое. Демографическая ситуация как на национальном, так и на региональном уровнях продолжает оставаться неоднозначной. Наряду с наметившимися положительными тенденциями в динамике численности населения, повышении рождаемости и сокращении случаев смертности показатели естественной убыли населения продолжают оставаться высокими. Растущая смертность в трудоспособных возрастах в совокупности с прогрессирующим старением населения самым негативным образом сказываются на численности трудоспособного населения, усиливают демографическую нагрузку на работающих членов общества. Естественную убыль населения, начиная с 1993 г., компенсирует только миграционный приток, чья динамика продолжает оставаться интенсивной.

Второе. В структуре спроса на трудовые ресурсы более 2/3 составляет доля представителей рабочих специальностей, соответственно, 1/3 спроса приходится на работников с высшим образованием, прежде всего, инженерно-технических работников и менеджеров. В ближайшее время наиболее востребованными окажутся работники в таких сферах как: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, жилищно-коммунальное, сельское хозяйство, здравоохранение, образование.

В целом исследование показало, что, во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих значительно превосходит спрос на специалистов высокой квалификации, но при этом подобрать специалиста высокой квалификации на порядок сложнеево-вторых, для работодателей, нанимающих административно-управленческий и инженерный персонал, наиболее важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работыв-третьих, при всей редкости специалистов высокой квалификации при найме на работу предприниматели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования.

При этом складывается парадоксальная ситуация, когда, несмотря на существующий дефицит на рабочие кадры в регионе и наличие вполне конкретных требований, предъявляемых работодателями к работникам, сохраняются проблемы, связанные с безработицей. Получается, что при значительном числе безработных организации не в состоянии обеспечить себя кадрами. Основная причина состоит в несоответствии спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалифицированном разрезе.

Существующий дисбаланс можно сократить только за счет привлечения иностранной рабочей силы вследствие нежелательных тенденций, наблюдающихся в демографической ситуации на региональном уровне. Сокращение численности населения можно преодолеть только через использование механизма международной трудовой миграции как источника трудоспособного населения.

Третье. За период с 2000 по 2006 гг. можно констатировать увеличение количества ИРС на территории Ставропольского края по меньшей мере в три раза при среднегодовом показателе не более 3,5 тысяч человек или 0,2% занятого населения края. Причинами подобных процессов считаются как факторы геополитического и природно-географического характера, так и факторы, имеющие социально-экономическое и нормативно-правовое происхождение. К ним, прежде всего, относят: потребность в рабочей силе в отдельных секторах экономики регионареализация иностранными юридическими лицами договоров на осуществление каких-либо работнеобходимость в привлечении специалистов для новых и перспективных отраслеймонтаж, шефмонтаж и обслуживание иностранцами поставляемого иностранного оборудования с последующим обучением российского персонала.

К числу основных факторов, стимулирующих работодателей к выбору и привлечению иностранной рабочей силы из республик бывшего СССР, можно отнести следующие обстоятельства: возможность конкурсного отбора для работодателейсравнительно низкая оплата трудаотсутствие языкового барьеракультурная близость, знание обычаев и т. п.

Наличие подобных факторов усилило приток иностранной рабочей силы в Ставропольский край. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Значительно усилились тенденции к увеличению роста количества иностранных работников из стран СНГ. При этом для выходцев из стран дальнего и ближнего зарубежья характерна занятость по этническому и этнотерриториальному принципу. Наиболее привлекательным для трудовых мигрантов является регион Кавказских Минеральных Вод ((58,4%) от общей численности легальной трудовой миграции в Ставропольском крае). В целом анализ структуры миграционного потока иностранной рабочей силы в Ставропольский край позволил составить обобщенный социально-демографический потрет трудового мигранта на Ставрополье. Это — мужчина в возрасте от 30 до 49 лет, занятый низкоквалифицированным трудом в сфере оптово-розничной торговли, сельском хозяйстве или строительстве. При этом очевидным остается факт, что большинство из них находятся на нелегальном положении.

Четвертое. Нелегальная трудовая иммиграция остается весьма острой проблемой как для России в целом, так и для отдельных её регионов. По данным Управления федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в настоящее время количество незаконных мигрантов на территории края приблизительно оценивается в 25 тыс. человек. Это, в основном, жители СНГ, использующие безвизовый режим пересечения Государственной границы РФ. Из стран дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Вьетнам и Китай. По данным УФМС по Ставропольскому краю среди нелегалов явное большинство составляют мужчины, доля которых около 70%, средний возраст нелегалов — 34 года. Для нелегальных трудовых мигрантов как и для легальных также характерна занятость по этническому признаку, та же самая отраслевая и профессиональная специфика занятости.

Пятое. Были определены основные подходы и направления совершенствования. С 1993 года и по настоящее время привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации носит разрешительный характер на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (далее — Указ). Самый большой недостаток Указа заключался в том, что он не охватывал все категории трудящихся мигрантов. В нем четко было прописано о работающих по найму иностранцах, т. е. по трудовым договорам, и ничего не было сказано о рабочих, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера (ремонт квартир, репетиторство), либо работающих в качестве индивидуальных предпринимателей.

При этом были выделены три основные периода, в рамках которых происходило формирование нормативно-правовой базы и институциональной структуры, обеспечивающей управление миграционными потоками в Россию и Ставропольский край. Значительное влияние на формирование данной системы оказало принятие таких нормативно-правовых актов, как: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Основными позитивными изменениями, произошедшими в системе управления, можно считать: сохранение разрешительного порядка трудоустройства иностранных гражданвыдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников, в том числе из государств СНГ, осуществляется Федеральной миграционной службой МВД РФвнесение работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств на депозит, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерациипоявление возможности получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, действующих сразу в нескольких субъектах РФвведение ограничений по замещению иностранными гражданами некоторых должностей, прежде всего, связанных с государственной службой и обеспечением безопасности странывведение новой формы разрешения на работу — на пластиковых картахнеобходимость оформления приглашения для получения иностранным работником так называемой «рабочей» визы для легального въезда на территорию Россиивведение квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях ' осуществления трудовой деятельностиуведомление работодателем территориального органа Федеральной миграционной службы о факте приема иностранного гражданина на работу без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и уплаты госпошлиныограничение на привлечение иностранных работников в сферу розничной торговли.

Однако в данной системе есть и свои недостатки:

— иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, могут иметь несколько разрешений на работу одновременно. Такое положение затруднит статистический учет иностранных работников;

— либерализация порядка осуществления трудовой деятельности коснулась только иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

— в случае, если иностранный работник из безвизовой страны захочет впоследствии «осесть» в России, то и здесь для него предусмотрен особый, льготный порядок приобретения статуса «временно проживающего в РФ», и в дальнейшем «гражданина РФ»;

— либерализация режимов регистрации и учета вряд ли будет стимулировать как иностранных граждан, так и принимающую сторону своевременно и полно сообщать органам миграционного учета о передвижениях иностранцев по России, что делает невозможным эффективный контроль над пребыванием иностранных граждан в России;

— с введением новых законов может в худшую сторону измениться ситуация с условиями проживания иностранных граждан, поскольку согласно новым положениям работодатель может зарегистрировать иностранца в уведомительном характере даже в нежилом помещении. Последствиями данных решений может стать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, увеличение рисков распространения некоторых заболеваний среди мигрантов.

Шестое. Миграционная политика любого государства должна опираться на количественные ориентиры. С этой целью в настоящее время все имеющиеся источники информации об иностранных гражданах объединены в рамках Центрального банка данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ). На территории Ставропольского края региональный банк данных заработал в конце 2005 г.

Необходимо сказать о положительных и отрицательных сторонах создания ЦБД УИГ. К положительным сторонам банка данных следует отнести тот факт, что в отличие от существующих ранее форм учета банк учитывает людей, а не события, с ними связанные.

С другой стороны, ЦБД УИГ приспособлен в основном для поиска индивидуальных сведений о конкретных лицах. К разработке банка данных были привлечены ведомства, в основном далекие от традиционной статистики населения.

Рассмотренные особенности в управлении и контроле за легальной и нелегальной трудовой иммиграцией позволили нам обосновать ряд важных рекомендаций по совершенствованию системы управления международной трудовой миграцией.

Миграционная политика по привлечению иностранной рабочей силы должна включать следующие направления:

— привлечение иммигрантов, в первую очередь соотечественников (представителей титульных народов России) на постоянное место жительства из государств нового зарубежья в соответствии с экономическими и геополитическими интересами России (объемы трудовой миграции должны покрывать дефицит в трудовых ресурсах на рынке труда);

— сокращение всеми возможными способами масштабной эмиграции из стран на постоянное место жительства за рубеж россиян, в том числе высококвалифицированных кадров;

— расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны-57 разработка программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для работы в области миграции и занятости населения.

Что касается сферы привлечения иностранных работников, на наш взгляд, здесь необходима реализация следующих практических мероприятий:

— упростить порядок привлечения иностранных работников. Для этого необходимо, во-первых, вернуть иностранным гражданам, временно проживающим в РФ, право трудиться без получения разрешения на работу, как это было ранее. Во-вторых, передать функции по выдаче разрешительных документов службам занятости населения, владеющим реальной ситуацией на рынке труда. В-третьих, создать на базе службы занятости населения единый банк вакансий.

— доработать ЦБД УИГ с целью получения статистической информации для возможности проведения миграционного мониторинга, как в регионах, так и по всей России в целом. Одновременно ускорить второй этап создания ЦБД УИГ, предполагающий подключение пользователей информации об.

57 Архангельский В. Н., Иванова А. Е., Кузнецов В. Н., Рыбаковский JI.JI., Рязанцев С. В. Стратегия демографического развития России. М.:ЦСП, 2005. — С. 151−152. иностранных гражданах (федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы).

Значительная роль должна уделяться пресечению нелегальной трудовой иммиграции, тем более, что на территории Ставропольского края существует положительный опыт по борьбе с нею.

Основным элементом является проведение плановых проверок порядка привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, оперативно-профилактических мероприятий и мероприятий по выявлению каналов незаконной миграции. В настоящее время за использование труда нелегалов на территории Ставропольского края применяется административная и уголовная ответственность.

Проблема борьбы с нелегальной трудовой миграцией обостряется также из-за отсутствия скоординированности действий различных подразделений, ответственных за пресечение случаев нелегальной миграции.

Исходя из выявленных недостатков в разработке и применении мер по пресечению незаконной трудовой миграции в регион, считаем целесообразным предложение следующих мер:

— провести легализацию части незаконно находящихся на территории России иностранцев;

— усилить контроль над использованием работодателями труда мигрантов, условиями их занятости и социальным обслуживанием, а также должны быть ужесточены наказание за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями;

— создать иммиграционную инспекцию и передать ей все функции по контролю за иностранными гражданами.

Для достижения обозначенных предложений необходимо принятие новых законодательных актов, которые будут учитывать национальные интересы России и строиться на общепринятых международных нормах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная Правительством РФ 24 сентября 2001 года.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 134-Ф3 «О защите прав юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" —
  5. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
  6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 года № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которых иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 167 «О порядке преставления гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" —
  10. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работуиностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" —
  11. Приказ МВД РФ от 13 мая 2003 года № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников»
  12. Приказ Минтруда России от 15 июля 2003 года № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».
  13. Приказ МВД РФ от 26 марта 2003 года № 199 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».
  14. Приказ МВД РФ от 26 марта 2003 года № 199 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».
  15. Письмо ФМС России от 6 апреля 2005 года № МС-2/9−3866 «О требованиях, предъявляемых к подготовке и оформлению документов для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы».
  16. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 941 (далее Положение о выдаче разрешения на работу).
  17. Монографии, брошюры, книги, статьи:
  18. В.Г. Внешняя трудовая миграция: задачи и проблемы// Налоги. Инвестиции. Капитал. Вып.5−6, 2001.- С. 154.
  19. А.Н. Миграция населения: учебное пособие. -М.: «Издательство РАГС», 2006.-456 с.
  20. В.А. Феномен этнопрофессионализма и этнические процессы на Северном Кавказе/ Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Москва — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — С. 45−69
  21. В.А., Бабкин И. О., Медведев Н. П., Шнюков В. В., Хоц А.Ю. Ставрополье: этноконфлитологический портрет. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. — 143 с.
  22. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев С. В. Экономика Ставропольского края. Ставрополь: Книжное издательство, 2000. — 317 с.
  23. П.В., Медведев Н. П. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе. Ставрополь: Книжное издательство, 2004.- 156 с.
  24. П.В., Степанова С. В. Региональный рынок труда в условиях социально- экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа). Ставрополь: Сервисшкола, 2002.-254 с.
  25. Архангельский В. Н, Иванова А. Е., Рыбаковский J1. JL, Рязанцев С. В., Кузнецов В. Н. Стратегия демографического развития России. М.: ЦСП, 2005.- 76 с.
  26. А.С. Миграция// Вестник философского общества. 2004. — № 1. -С. 34−39
  27. А.П. Москва должна быть примером решения миграционных проблем// Миграция и гражданство. Вып. 2−3. — М.:МВД РФ, 2002.- С. 7.
  28. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России/ Под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Годунова. М. — Волгоград, 2002.-203 с.
  29. B.C. Миграция и этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — 112 с.
  30. Р., Хьюго Г., Обераи А., Злотник X. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. М., 1999.
  31. Г. Незаконная миграция в странах СНГ// Центральная и Восточная Европа в системе глобальных миграций: Материалы международного семинара 16−17 ноября 2001 г. М.: ЦСП, 2002. — С. 12−15
  32. Г. С. Вынужденные мигранты в России. Беда или благо // Человек и труд. 1995. — № 11. — С. 9−12.
  33. Г. С. Надежда России//Миграция.- Вып.2.- М.: ФМС РФ, 1998.- С. 5−12.
  34. В.И. Правовые вопросы использования иностранной рабочей силы в России// Юридический мир. 2000. — № 8 — С.ЗЗ.
  35. В. Государства СНГ: борьба с незаконной миграцией// Миграция в России. Вып. 3. — М.: ФМС РФ, 2000.- С. 10.
  36. О.Д. Миграция населения. Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.- 176 с.
  37. О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.- 176 с.
  38. О.Д. Миграционная политика/ Миграция населения. Вып. 6. М.: Изд-во «Гуманитарий», 2001. — С. 56−61
  39. О.Д. Политика и экономическая эффективность внешней трудовой миграции// Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. М.:
  40. Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2005. С. 18.
  41. М. Дальняя дорога, рублевый интерес// Экономика и жизнь. № 49. — декабрь 1998. С. 28.
  42. В.В. Труд иностранцев в России. М.: Юридический дом Юстицинформ, 1997. — С.11.
  43. М.Б., Ионцев В. А., Хорев Б. С. Миграциология.- М.: Изд-во МГУ, 1989.-414 с.
  44. А. Миграция: конфликтное измерение. М.: Изд-во «АльфаМ», 2006.-516 с. 55.3авялов С. И. Особенности национального рынка труда// Миграция и гражданство. Вып. 1. М.:МВД РФ, 2002.- С. 7.
  45. . А. Россия: миграция в разном масштабе времени. -М., 1999.-45 с. 57.3айончковская Ж. А. Миграции населения и рынок труда в России// Программа по исследованию миграции. Выпуск IV. М.: ИНП РАН, РЭНД (RAND), 1994. — С. 119−134
  46. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М.: Изд-во «Внештогиздат», 2003. 285 с.
  47. В.П. Власть закона// Миграция и гражданство. Вып.1. -М.:МВД РФ, 2002.- С. 7.
  48. Т. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР. М.: Изд-во БЕК, 1997.-212 с.
  49. И.В. Международная трудовая миграция. Изд-во: «Теис», 2005.-286 с.
  50. Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России/ Под ред. Витковской Г. С. М.: MOM: Московская исследовательская программа по миграции. — М.: Гендальф, 2002. — С. 144−176
  51. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. — 367 с.
  52. В.А. Международная миграция/ Миграция населения. Вып. 3. — М.: Изд-во «Гуманитарий», 2001. — С. 78−88
  53. Исторический опыт регулирования миграции населения в России/ Под ред. Рыбаковского Л. Л. М.: ИСПИ РАН, 1994. — 253 с.
  54. А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. М.: МОНФ, 1999. — 297 с.
  55. Е.С. Внешняя трудовая миграция в Россию// Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. — С.84.
  56. Е.С., Баринова Н. М. Гастарбайтеры в России// Социологические исследования. -1996. № 3. — С. 68−69.
  57. Курс демографии: учебное пособие для вузов/ Боярский А. Я., Валентей Д. И., Вишневский А. Г. и др.- М.: «Финансы и статистика», 1985. 427с.
  58. К.А. Трудовая миграция в странах СНГ и подходы к ее регулированию/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: ИСПИ РАН, 2007.- 156 с.
  59. А.Ю. Трудовая миграция и её регулирование в Ставропольском крае. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05
  60. Экономика и управление народным хозяйством (экономика народонаселения и демография). М.: ИСПИ РАН, 2003.- 27 с.
  61. Т. Политика на рынке труда в контексте макроэкономических императивов// Мир России. 1996.- № 2. — С. 34−45
  62. В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2005.- 418 с.
  63. С.Е. Международная миграция и влияние на социально-экономическое развитие России. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007. — 324 с.
  64. О. России нужен закон о миграционной политики// Миграция в России. Вып. 3.- М.: ФМС РФ, 2000.- С. 10.
  65. В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние перспективы развития научного знания. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 24.
  66. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 20 042 005 годы. Сборник / Федеральная миграционная служба. Управление внешней трудовой миграцией. М., 2006.
  67. В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации// Миграция. Вып.З. — М.: Изд-во «Гуманитарий», 1997.- С. 15−26.
  68. Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Книжный дом «Университет», 2004. -С. 173−195.
  69. О.А. Влияние миграции населения на рынок труда Российской Федерации/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000. — 164 с.
  70. А.Н., Суворова Н. Н. Миграционный потенциал//Миграция. -Вып.2. М.: ФМС РФ, 1998.- С. 20−22.
  71. Проблемы и перспективы устойчивого развития Ставропольского края в структуре Южного Федерального округа / Материалы 48 научно-методической конференции «Университетская наука региону». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.- 200 с.
  72. Т.М. Проблемы регулирования миграционных процессов// Миграция. Вып.4. М.: Изд-во «Гуманитарий», 1997.- С. 15−26.
  73. JI.JI. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. М., 2001.
  74. Рыбаковский J1.JI. Прикладная демография. М.: ИСПИ РАН, 2003.206 с.
  75. JI.JI., Архангельский В. Н., Рязанцев С. В., Иванова А. Е. Практическая демография. М.: ЦСП, 2005. — 245 с.
  76. С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитический условиях. Ставрополь, 1999. — 107с.
  77. С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. — 376 с.
  78. С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов/Юбщественные науки и современность. 2000. — № 5. -С. 78−89
  79. С.В., Маныпин Р. В., Ткаченко М. Ф. Ограничения по созданию рабочих мест в Южном федеральном округе (на материалах Ставропольского края и Северной Осетии). Научно-исследовательское издание. — Ставрополь: ООО «Мир Данных», 2006. — 96 с.
  80. В.А., Смидович С. Г. Рабочая виза. Столичный опыт использования иностранной рабочей силы// Миграция. Вып.1. М.: Из-во «Гуманитарий», 1996.-С. 15−26.
  81. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае за 2005 год. Аналитическая записка: Ставропольстат, 2006.
  82. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции./ Под общ. ред. Ефимова Ю. Г. и Забелина В. М. Ставрополь: СГАУ, 2002. — 266 с.
  83. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2005.
  84. П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М.: Изд-во «Наука», 1995. — 317 с.
  85. А.И., Мдинарадзе М. Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект: Культура, 2005.- 208 с.
  86. Ю1.Юнаш И. Б. Какие угрозы таит в себе незаконная миграция// Миграция и гражданство. Вып. 2−3. М.:МВД РФ, 2002.- С. 7.1. Интернет-ресурсы:
  87. Бюллетень «Народонаселение и общество» Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН www.demoscope.ru/weekly/2003/0135
  88. ЮЗ.Золотаев А. А. Нелегальная миграция: политика «закручивания гаек» или миграционная амнистия, www.demoscope.ni/weekly/2003/0135
  89. Ю4.Чудиновских О. Причины и последствия кризиса российской миграционной статистики, http://www.archipelag.ru
Заполнить форму текущей работой