Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностные ориентации студенческой молодежи как субъекта, адаптирующегося к внешней среде, несут в себе индивидуальность и специфичность природы данной социальной группы, и оказываются под воздействием социально-экономических, политических и культурных факторов изменения российского общества. Как показало наше исследование, именно эти факторы явились: во-первых, причиной дифференциации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Студенческая молодежь как инновационный резерв общества
    • 1. 2. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи: определение, анализ, классификация
    • 1. 3. Адаптационное поведение: понятие, сущность, особенности
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Основные факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях современного общества
    • 2. 2. Особенности формирования адаптационного поведения студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений российского общества
    • 2. 3. Проблемы формирования ценностно-адаптационного поведения студенческой молодежи (на примере иркутских вузов)

Ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена сложной социальной ситуацией, сложившейся в российском государстве и характеризующейся демократическими процессами, развитием рыночных отношений, многопартийностью в обществе, низким уровнем финансирования сферы образования, науки, культуры, напряженностью в межнациональных отношениях и т. д., которые влияют на формирование не только ценностных отношений молодежи, но и на ее адаптационное поведение. Проблема формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения молодежи в той или иной степени актуальна для любого современного общества. Это связано с тем, что без прочной опоры на социальные и групповые ценности, существующие в коллективных представлениях людей, молодежи трудно выстроить линию своего поведения, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленные перспективы, выбрать адекватные действия в направлении этих целей. В этом смысле студенческая молодежь и в большей степени вузовская, как потенциально интеллектуальная, политически и социально-экономически грамотная, являющаяся будущей культурной элитой общества во многом определяет будущее своего народа, страны, государства.

Проблемами молодежи и, в частности, студенческой, отечественные и зарубежные ученые занимаются довольно продолжительное время. Однако разработанные на предыдущих этапах научного поиска теоретические положения относятся, прежде всего, к поиску места и роли студенчества в социальной структуре, процессу социализации и формирования личности, образу жизни, профессиональной ориентации, проблеме трудоустройства, социально-психологическим особенностям. Вместе с тем, сущностные характеристики процесса формирования адаптационного поведения студенческой молодежи и роли ценностных ориентаций в нем, на сегодня являются наименее исследованными. Также среди недостаточно разработанных вопросов выделяются: изучение социальных и информационных потребностей и интересов студентов, их социального самочувствия, социального ожидания и социальной мобильности, особенностей социального поведения, причин социальной активности и пассивности, перспектив участия в социальном управлении и самоуправлении, социальных проблем студенческой семьи, роли средств массовой информации в процессе адаптации и т. д. Для определения уровня интеграции студенчества в социальное пространство современного российского общества или его дезинтеграции, необходим поиск новых подходов, которые позволят конкретизировать место ценностных ориентаций в формировании адаптационного поведения студенческой молодежи.

Ценностные ориентации в студенческом возрасте, с одной стороны, являются основополагающими дефинициями, позволяющими студенческой молодежи выстроить генеральную линию адаптационного поведения к условиям современного общества. С другой стороны, формирование ценностных ориентаций является важной задачей для социальных институтов, реализующих воспитательно-образовательные функции в обществе. В конечном итоге, именно ценностные ориентации определяют характер адаптационного поведения молодежи, содействуют или препятствуют социализации студенчества в постоянно меняющихся условиях социальной среды.

Вышеуказанные обстоятельства, как представляется, и обуславливают необходимость всестороннего, комплексного изучения вопроса формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения студенческой молодежи в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам изучения студенческой молодежи как особой социальной группы, главная особенность которой связана с образовательной деятельностью и воспроизводством накопленного обществом знания, посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей. Среди них наиболее авторитетными признаются труды О. Н. Безруковой, JI.A. Беляева, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, А. Г. Здравомыслова, И. М. Ильинского, С. И. Иконниковой, М. С. Кагана,.

О.И. Карпухина, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, П. Митева, К. Маркса, Н. Ф. Наумовой, В. А. Петрова, В. Ф. Пугач, В. Г. Рубина, Л. Я. Рубиной, В.Т. Свят-ловского, Н. Смелзера, П. Сорокина, К. Уильямса, Э. Фромма, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др.

Различные особенности формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения студенческой молодежи в условиях современной России освещены в работах Ю. Р. Вишневского, Е. А. Гришиной, А.Г. Здравомы-слова, А. И. Запесоцкого, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского,.

A.И. Ковалевой, А. Г. Кузнецовой, Д. Л. Константиновского, Н. И. Лапина,.

B.Т. Лисовского, В. А. Лукова, Б. А. Ручкина, В. Г. Рубина, Л. Я. Рубиной, Т. Э. Петровой, В. И. Чупрова, И. А. Шакеевой, В. Г. Шапко, Л. И. Шумской.

Фундаментальной основой теоретического осмысления истоков адаптационного поведения студенческой молодежи являются труды Г. Беккера, М. Вебера, Ф. Знанецкого, А. Маслоу, В. Парето, У. Томаса, А. Тоффлера. Существенный вклад отечественных ученых в разработку проблем адаптации как особой отрасли социологического знания — социологии адаптации внесен Л. В. Корель. Вопросам изучения интерпретации и конструирования индивидом адаптационного поведения посвящены работы М. В. Ромма.

Среди ученых, занимающихся изучением особенностей системы ценностных ориентаций студенчества в условиях изменяющегося общества, можно назвать Л. А. Беляева, А. Г. Здравомыслова, А. А. Козлова, Е.А. Кухте-рину, Н. И. Лапина, В. Т. Лисовского, Е. А. Михайлову, О. В. Раковскую, И. А. Сурину, И. А. Шакееву, Л. И. Шумскую, В. А. Ядова.

Общепризнанно, что изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи в России ведется с начала 60-х годов прошлого века, с первого симпозиума, посвященного проблемам философской теории ценностей. Участие в нем тогда приняли С. Ш. Авлиани, С. Ф. Анисимов, И. Г. Афанасьева, В. А. Блюмкин, И. Ф. Балакина, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, С. И. Попов, Л. Н. Столович, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др. Вместе с тем на сегодня остаются недостаточно изученными такие стороны процесса формирования адаптационного поведения как степень интеграции или дезинтеграции студенчества в систему высшего образования, роль кураторов студенческих групп в процессе формирования ценностных ориентаций и адаптации вузовских студентов к современным условиям российского общества, и т. д. До сих пор комплексное исследование студенческой молодежи как особой социальной группы достаточно немногочисленны.

Объектом исследования является студенческая молодежь как особая социальная группа современного российского общества.

Предметом исследования выступает ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России.

Цель исследования — выявить особенности ценностных ориентаций и степень их влияния на формирование адаптационного поведения студенческой молодежи в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

— определить основные характеристики студенческой молодежи как инновационного резерва общества;

— исследовать и классифицировать ценностные ориентации студенческой молодежи современной России;

— рассмотреть основные признаки формирования адаптационного поведения студенческой молодежи в современных российских условиях;

— уточнить степень влияния социально-экономических, политических и культурных последствий преобразования российского общества на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи;

— проанализировать особенности формирования адаптационного поведения студенческой молодежи на базе ценностных ориентаций в условиях современного российского общества;

— изучить вопросы формирования ценностно-адаптационного поведения в вузе через отношение студенчества к воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Гипотеза исследования. Ценностные ориентации в инструментальном виде выступают средством формирования адаптационного поведения студенческой молодежи к условиям социокультурной трансформации современного российского общества.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической базой исследования стали положения по проблемам формирования ценностных ориентаций, разработанные Э. Дюркгеймом, К. Марксом, Т. Парсонсом, а также адаптационного поведения, разработанные Г. Беккером, Ф. Знанец-ким, В. Парето, А. Тоффлером, У. Томасом.

В основу работы легли положения теории потребностей человека, предложенные в работах К. Альдерфера, Ф. Герцберга, Р. Инглехарта, А. Маршалла, А. Маслоу, Д. Макклелланда, результаты трансформации современного российского общества, анализируемые О. А. Андреевой, А.Г. Здра-вомысловым, Т. И. Заславской, А. И. Запесоцким, B.JI. Иноземцевым, А. И. Каптеревым, Л. П. Куксом, Г. В. Осиповым, Ш. Эйзенштадтом, В. А. Ядовым, О. Н. Яницким.

Для решения задач исследования автором использованы положения о ценностных ориентациях и адаптационном поведении, разработанные Р. Би-би, Л. Я. Беляевым, В. В. Гаврилюк, А. С. Готлиб, А. И. Запесоцким, Ю. А. Зубок, С. П. Иваненковым, И. М. Ильинским, О. И. Карпухиным, А. И. Ковалевой, А. Г. Кузнецовой, Е. А. Кухтериной, Н. И. Лапиным, В. Т. Лисовским, Г. М. Мкртчян, А. В. Петровым, Т. Э. Петровой, Б. Г. Рубиным, Л. Я. Рубиной, Н. А. Трикоз, В. М. Фигуровской, В. И. Чупровым, И. А. Шакеевой, Л.И. Шум-ской.

При анализе проблемы формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения диссертант опирался на методологические основания изучения ценностных ориентаций, практикуемых в социологическом, психо-лого-мотивационном, феноменологическом подходах. Кроме того, использовались элементы системного и структурно-функционального подходов, ориентированных на получение совокупности качественных характеристик процесса адаптации студенческой молодежи к условиям современной России.

В качестве методологической базы эмпирического исследования проблем ценностных ориентаций использовались: 1) методика изучения ценностных ориентаций студенчества А. В. Соколова и И.О. Щербаковой- 2) методика оценки степени значимости ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем- 3) методика исследования уровня объективного социального контроля личности Дж. Роттера.

Сбор эмпирических данных проводился методами анкетного и экспертного опросов, мыслительного эксперимента, в исследовании использовался вторичный анализ данных.

Эмпирическая база исследования. При работе над диссертацией в качестве социологической информации использованы:

— статистические материалы, позволяющие всесторонне анализировать социально-экономическое положение молодежи и содержащие информацию о деятельности государственных, федеральных и региональных структур по решению социально-экономических, правовых проблем молодежи (материалы Министерства образования и науки РФ, Государственного комитета РФ по делам молодежи, Главного информационного центра МВД РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, комитета по молодежной политике администрации Иркутской области);

— информационно-аналитические материалы, положения и отчетная документация Государственного комитета РФ по молодежной политике, Государственного комитета по статистике РФ, социальные проекты и программы по воспитательной работе администраций вузов г. Иркутска и комитета по молодежной политике администрации Иркутской области;

— результаты социологического исследования научного центра Социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН;

— данные социологического исследования «Ценностные ориентации студенческой молодежи» (метод анкетного опроса, метод мыслительного эксперимента, N = 1202), проведенного автором весной 2004 г. среди студентов Иркутского государственного технического университета (N = 509), Восточно-Сибирского института МВД и права (N = 293), Иркутского государственного университета (N = 248), иркутского филиала Российской международной академии туризма (N = 152);

— сведения о роли воспитательной работы в процессе формирования ценностно-адаптационного поведения студенческой молодежи, полученные в результате экспертного опроса «Легка ли жизнь студента?», проведенного диссертантом среди студентов выпускных курсов Иркутского государственного университета, Иркутского государственного технического университета, Восточно-Сибирского института МВД и права, иркутского филиала Российской международной академии туризма, в сентябре 2004 г., феврале 2005 г., январе 2006 г. (N = 101).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— адаптационное поведение студенческой молодежи рассматривается в аспекте изучения ценностных ориентаций, носящих инструментальный характер;

-' автором вводится в научный оборот термин «ценностно-адаптационное поведение», раскрывающий процесс формирования адаптационного поведения студенческой молодежи через ее ценностные ориентации;

— доказывается, что наиболее существенными особенностями формирования ценностно-адаптационного поведения студенческой молодежи являются неравные стартовые позиции и степень социальной зрелости;

— на основе ценностно-адаптационного подхода демонстрируется что, ценностные ориентации современной студенческой молодежи внутренне противоречивы и создают ситуацию двойственности процесса формирования адаптационного поведения. Существующая система организации воспитательного процесса в ВУЗах малоэффективна и не оказывает существенного влияния на ценностно-адаптационное поведение молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностные ориентации и адаптационное поведение студенческой молодежи целесообразно рассматривать в аспекте ценностно-адаптационного подхода, в котором ценностные ориентации выступают средством формирования адаптационного поведения студенчества в условиях социокультурных изменений российского общества.

2. Социальная дифференциация ведет к нарушению процесса преемственности поколений, создает определенную социальную напряженность и, как следствие, ведет к переоценке и инструментализации ценностных ориентаций студенческой молодежи.

3. Среди факторов, существенно влияющих на формирование адаптационного поведения студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений российского общества, наиболее значимыми выступают неравные стартовые позиции учащейся молодежи.

4. Ценностные ориентации студенческой молодежи формируются в зависимости от отношения данной социальной группы к основным видам жизнедеятельности (образование, семья, труд, быт, общественно-политическая деятельность). Именно направленность духовных (процесс социализации, самореализация, познание и самопознание, коммуникация, эстетические и этические ценности) и материальных (забота о здоровье, планирование семьи, материальное благополучие) ценностных ориентаций мьи, материальное благополучие) ценностных ориентаций формируют адаптационное поведение студенческой молодежи в условиях современной России.

5. В условиях социокультурных изменений, происходящих в российском обществе особую значимость для формирования ценностно-адаптационного поведения приобретают всесторонне выстроенные, комплексные культурно-воспитательные программы вузов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Целостное раскрытие проблемы формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения студенческой молодежи в современной России в аспекте ценностно-адаптационного подхода позволяет по-новому взглянуть на социально-экономические, политические и культурные преобразования российского общества.

Положения диссертации дополняют и развивают имеющиеся научные представления о сущности, содержании, классификации ценностных ориентаций студенческой молодежи и дают основу для нового ценностно-адаптационного направления в их исследовании.

Основные выводы и результаты работы расширяют знания о специфике формирования адаптационного поведения студенческой молодежи на основе ее ценностных ориентаций в условиях современного развития общества.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть полезны для совершенствования образовательных программ в области социальной и социально-педагогической работы с молодежью вообще и со студенческой в частности, для преподавания соответствующих дисциплин (социология молодежи, социальная работа с молодежью, проблемы социальной работы с молодежью), а также для решения проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.

Апробация работы. Материалы исследования были использованы при подготовке и чтении лекций учебных курсов «Социальная работа с молодежью» и «Проблемы социальной работы с молодежью». Основные положения и результаты исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002), научно-методической конференции «Россия и перспективы ее развития. Социально-экономические интересы регионов» (Иркутск, 2002), региональной научно-практической конференции «Социогенез в Северной Азии: прошлое, настоящее, будущее» (Иркутск, 2003), международном гуманитарном конгрессе «Построение гражданского общества» (Иркутск, 2004), международной научно-практической конференции «Байкальская встреча. Интеллигенция и нравственность» (Улан-Удэ, 2005).

По теме диссертационной работы опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,48 печатного листа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.

Данные выводы подтверждаются методикой исследования ценностных ориентаций М.Рокича. При ранжировании предложенных ценностных ориентаций-целей студенты на первое, главное место поставили здоровье (104 чел.), далее идут счастливая семейная жизнь (86 чел.) и активная деятельность (84 чел.), четвертое и пятое места заняли такие ценности, как любовь (81 чел.) и жизненная мудрость (77 чел.). Далее за ними следуют: интересная работа (76 чел.), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), восьмое место «принадлежит» материально обеспеченной жизни (69 чел.), девятоеуверенность в себе (55 чел.). Следующие пять ценностей распределились следующим образом: наличие хороших и верных друзей (10-е место), хорошая обстановка в стране и обществе (11-е), красота природы и искусства (12-е), творчество (13-е) и самостоятельность как независимость в суждениях и оценках (14-е). Последними по важности для студентов являются: познание (33 чел.), равенство (28 чел.), свобода как независимость в поступках и независимость в поступках и действиях (21 чел.) и удовольствия (17 чел) (см. график 1, прил.6).

График 1.

Ценности-цели.

Ценности.

Наивысшую точку в ранговой шкале ценностей-средств занимает ценность воспитанность (94 чел.), далее следуют образованность (89 чел.) и ответственность (85 чел.). Ниже за ними следуют: чуткость (81 чел.), аккуратность (79 чел.), исполнительность (75 чел.), самоконтроль (70 чел.), честность (66 чел.), эффективность в делах (62 чел.). 10-е место занимает ценность независимость (способность действовать самостоятельно), далее за ней следуют: твердая воля (49 чел.), терпимость к взглядам и мнениям других (44 чел.), жизнерадостность, т. е. чувство юмора (37 чел.), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 33 человека поставили на 14-е место. Широта взглядов (29 чел.), рационализм (23 чел.) и непримиримость к недостаткам в себе и других (18 чел.) занимают 15, 16 и 17-е места соответственно. Последнее, 18-е место по степени важности занимают высокие запросы (см. график 2, прил.6).

Ценности-средства.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Ценности.

Зависимость типа личности от ее ценностных ориентаций четко прослеживается по результатам теста «УСК». Ответы на вопрос: «С каким настроением Вы смотрите в будущее?» говорят о неуверенности и тревоге у 11 из 1000 респондентов, и выявляют у этих студентов четко выраженный экс-тернальный локус контроля. 9% опрошенных считают себя «пешками» в обществе, от которых ничего не зависит. У 46% студентов выявлено пограничное состояние уровня социального контроля, т. е. они набрали от 18 до 22 баллов, что является больше необходимого показателя экстернального локус контроля и недостаточное количество для интернального локус контроля. Это говорит о недостаточной сформированности у данного процента студентов социальной зрелости личности с высокой степенью инфантильности и характеризует их как личности с фактором риска асоциального адаптационного поведения.

Однако с уверенностью можно утверждать, что представители социальной группы — студенчества составляют люди, интерпретирующие значимые события в своей жизни как результат собственных усилий, чувствующие ответственность за свои поступки и события, происходящие с ними. Это говорит о студенчестве как о группе людей, знающих чего они хотят, но затрудняющихся в определении адаптационного поведения в связи с тем, что их ценностные ориентации на данном возрастном отрезке еще недостаточно четко сформированы. Построение адаптационного поведения тормозится из-за отсутствия четких ценностных ориентиров, средством формирования которых, согласно ценностно-адаптационному подходу, выступают ценностные ориентации студенческой молодежи, которым также не просто сформироваться из-за социально-экономических, политических и культурных изменений российского общества.

И все же списывать проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи только на переходное состояние российского общества было бы, на наш взгляд, не верно. Потому как термин «студенческая» молодежь говорит об обучении молодого человека в учебном заведении, следовательно, социальная функция данного учреждения не сводится только лишь к обучению. В обязанности высшего учебного заведения (как и других учебных заведений) входит воспитание подрастающего поколения, которое выступает целенаправленным процессом социализации личности студента и является неотъемлемым составляющим звеном единого воспитательного процесса высшего учебного заведения [146, с.3−11- 147, с.116−118]. Также следует заметить, что высокая эффективность образования может быть достигнута только в синтезе с воспитательным процессом [11, с. 170].

К сожалению, сочинения-размышления студентов показали, что учащиеся не ощущают на себе какого — либо целенаправленного воспитательного воздействия, несмотря на то, что в каждом вузе существуют подразделения культурного и нравственного воспитания. Разрабатываемые и реализуемые ими программы воспитательного толка не встречают ответа со стороны студентов и сравниваются ими с «добровольно принудительными» мероприятиями, которые ни в коей мере не облегчают и не решают проблем учащихся.

Круг проблем студенческой молодежи также был очерчен с помощью сочинений — размышлений «Легка ли жизнь студента?», написанных ими самими. Письменные работы показали, что одной из доминирующих проблем студентов является недостаточная материальная обеспеченность. Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей, родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавился фактор дополнительного заработка самих учащихся. Наше исследование показало, что 76% студентов свое свободное (а чаще всего и учебное) время используют для дополнительного заработка, причем основными формами дополнительной работы являются различные рыночные структуры: сфера обслуживания, торговля и т. д. Доля строительных отрядов и организация вспомогательной работы в вузе незначительна. Видно, что официальные вузовские структуры, государственные службы занятости, Комитет по делам молодежной политики в решении вопросов вторичной занятости студентов играют явно не главную роль. Если учитывать переживаемые государством экономические трудности, то ожидать в ближайшем времени заметного увеличения размеров стипендии или существенной помощи со стороны родителей не приходится. Поэтому усилия государственных и молодежных структур должны быть направлены на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Второе место, согласно полученным данным, занимают проблема загруженности учебными занятиями и неудобное расписание. Третье место среди возникающих проблем занимает отсутствие необходимых условий для самостоятельной работы. Большинство студентов отмечают некомфортные бытовые условия жизни в общежитии, отсутствие условий для отдыха и полноценного досуга. Высказываются пожелания заниматься спортом не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами. Однако посещать спортивные клубы и тренажерные залы им не по карману, а вуз таких условий не предоставляет (существует зал бокса, но он рассчитан в основном для молодых людей, а не для девушек). Такая ситуация ни в коей мере не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов.

Также студенты высказываются о необходимости создания социально-психологической службы в вузе, которая помогла бы им изучить свои способности, особенности характера и поведения, консультировала при возникновении стрессовых ситуаций и психологических перегрузок, а также в сфере личной жизни (дружба, семья, любовь, семейные взаимоотношения) и приобретении навыков общения. Студентам необходима помощь в разрешении конфликтных ситуаций с однокурсниками, товарищами по общежитию, преподавателями и администрацией вуза.

Студенты указывают на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей, кураторов. Это обуславливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, а значит и соответствующим отношением со стороны преподавателей к роли куратора, отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов к работе со студентами и большой загруженностью преподавателей учебными занятиями, необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы. Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Роль академической группы в жизни студентов упала, что привело к утрате чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастанию тенденции индивидуализма. Поэтому повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на становление социальной зрелости студенческой молодежи должно быть отнесено к числу важных задач воспитательной работы вуза.

Возникает закономерный вопрос: «А осуществляется ли вообще воспитательная работа в вузе и несет ли она то положительное, что поможет студенту, оторванному от дома, родителей, стать социально зрелой личностью с четко сформированной системой ценностных ориентаций и выработанным поведением адаптационного толка?». Существуют различные позиции относительно назначения воспитания студенческой молодежи. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть направлено на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом. В другом случае отстаивается взгляд на студента как на сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии. Однако студент — это формирующаяся личность, нуждающаяся в воспитании, которое выступает как элемент создания необходимых условий для саморазвития личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностных ориентаций, культуры общественного бытия (И.А.Зимняя, Н. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков и др.) [148, с.116−118].

Автор считает, что изучение студенческой молодежи как особой социальной группы со своими целями, интересами, оценками легитимности средств и методов по ее собственным шкалам и критериям ценностей становится неотложной задачей сейчас и неотъемлемым фактором совместной с ней деятельности в будущем. Зачастую эта задача сегодня нигде не ставится. Это, с одной стороны, ставит под сомнение возможность быстрого прогресса нашей страны ввиду того, что при отсутствии осознанного субъекта (в его массово-организованной форме) этот прогресс просто некому будет осуществлять, с другой стороны, становится основанием для негативного прогноза относительно и будущей роли этого поколения, которая при таком отношении рискует быть ограниченной статусом толпы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические, политические и культурные преобразования структуры российского общества, повлекли за собой изменения духовных и материальных ценностных ориентаций, а также моделей поведения населения. Студенческая молодежь не исключение и, являясь носителем мировоззрения будущего общества, в силу своей восприимчивости ко всему новому трансформацию ценностей ощутила на себе в большей степени, как ни d одна другая социальная группа российского общества. Именно в студенческом возрасте происходит становление самостоятельности и ответственности за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни, формирование устойчивых и отчетливых ценностных ориентаций личности, начало трудовой деятельности и создание семьи, включение в социальную структуру общества, воспроизводство общественных отношений.

Студенческая молодежь как социальная группа общества, аккумулируя в себе стремление к новому и его оперативное восприятие, неизжитая и инерциально движущаяся из прошлой незрелости инфантильность, с одной стороны, а с другой, уже имеющее место осознание возлагаемых на него обществом надежд и обязанностей, с профессиональным инновационным резервом интеллектуальных и производственных отношений общества, способствует научному прогрессу российского государства и привносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия страны.

Таким образом, студенческая молодежь в силу возрастных особенностей (двойственности ранней взрослости) — своей системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, которая создает возможность осознания в себе наличия разнообразных возможностей жизнеутвержденияобладания активностью по мере функционирования в системе образованиябыстрой реакции на социокультурные изменения общества и быстрое «подстраивание» к нимстремления ко всему новому и стремление к изменению, преобразованию еголегкая обучаемость и открытость к новым знаниямсосредоточения в себе задатков прошлой и будущей истории социального мира в виде теоретических перспектив его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике- «освобождения» от абстрактного содержания детства и «не наполнение» еще социальным содержанием зрелого человека, является инновационным резервом интеллектуальных, производственных отношений российского общества.

Собственно поэтому изучение студенчества, ее ценностных ориентаций, от которых будет зависеть будущее последующих поколений, выступает актуальной задачей современных исследователей студенческой молодежи как особой инновационной группы современного российского общества.

Изучение ценностных ориентаций и адаптационного поведения студенческой молодежи в рамках предложенного автором ценностно-адаптационного подхода видится наиболее приемлемым и раскрывающим суть динамичного «приспособительно-выживаемого» процесса, выстраиваемого студенчеством в ходе трансформационных процессов, происходящих в современной России. Потому как адаптационное поведение студента строится на основе его ценностных ориентаций и потребностей в материальной и духовной культуре, которые являются исходной посылкой и средством формирования процесса адаптации. Данная трактовка адаптационного процесса через ценностные ориентации позволила ввести новый термин «ценностно-адаптационное поведение», который определяет формирование адаптационного поведения с помощью средства — ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Ценностные ориентации студенческой молодежи как субъекта, адаптирующегося к внешней среде, несут в себе индивидуальность и специфичность природы данной социальной группы, и оказываются под воздействием социально-экономических, политических и культурных факторов изменения российского общества. Как показало наше исследование, именно эти факторы явились: во-первых, причиной дифференциации студенчества по социально — экономическому признаку и привели к расслоению как внутри социальной группы студенческой молодежи, так и к ухудшению отношений между родителями и детьми, преподавателями и учащимися. Создали ситуацию неустойчивости студентов на рынке труда и породили неуверенность в завтрашнем дне, что отразилось на их отношении к браку и репродуктивном поведении. Во-вторых, разрушили процесс преемственности идентификационных оснований, и образовали ситуацию переоценки всего, что прежде представлялось важным и значительным, и тем самым спровоцировали «виток» кризиса идентификаций в студенческой среде, который характеризуется ростом студентов ни с кем и ни с чем себя не идентифицирующих, ориентированных самих на себя, т. е. с «индивидуализированной» идентичностью. В-третьих, социально-экономические и политические трансформации породили ситуацию, характеризующуюся отсутствием мировоззренческих основ смыс-лоориентации и социально-культурной идентификации студенческой молодежи, разрушением механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, с размытием ее ценностных основ и традиционных форм морали.

Другими словами, социально-экономический, политический и культурный факторы, сложившиеся в условиях трансформационного состояния современного российского общества, оказали и оказывают огромное влияние на процесс формирования материальных и духовных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Они выступают основополагающими особенностями формирования ценностно-адаптационного поведения студенчества, которые создают ситуацию неравных стартовых позиций и осложняют процесс становления социальной зрелости студенческой молодежи. Потому что именно стартовые позиции определяют шансы поступления в высшее учебное заведение, при трудоустройстве, создании семьи, и на этапе преемственности определяют те ценностные ориентации, которыми «будет жить» молодое поколение. Неравные стартовые позиции предстают как стихийное бедствие, и несут с собой множество проблем: получение ценного и востребованного на рынке труда высшего образования, поиск работы, создание полноценной семьи, конкурентоспособность в условиях современного общества и т. д. Именно стартовые позиции определяют становление социальной зрелости студента, т.к. от степени сформированности самостоятельности и ответственности у студенческой молодежи, ее ценностных ориентаций, будет зависеть ее адаптационное поведение, с которым она «выйдет» во взрослую жизнь.

Неравные стартовые позиции и процесс становления социальной зрелости являются не единственными негативными особенностями формирования ценностно-адаптационного поведения студенчества. Потому как выявленные в ходе социологического исследования нами противоречия в ценностных ориентациях студенческой молодежи также привносят противоречия и в ее адаптационное поведение. А именно, особенно ясно это нам видится в отношении студентов к ценностям здоровья и достижению материального благополучия, что проявляется в противоречивости важности заботы о состоянии здоровья (10%) и сведению ее лишь к обязательным ежегодным обследованиям в вузе (95%). При этом постоянной тенденцией является «желание быть здоровым, не прикладывая к этому никаких усилий со своей стороны» у 4 и 6% учащихся в 1999 и 2004 гг. соответственно, и говорит об отсутствии адаптационного поведения, основанного на ценности здоровья у студенческой молодежи.

Ценностная ориентация, направленная на достижение материального благополучия путем продолжительного труда присутствует у 8% респондентов. Остальные, как показывают «письма из будущего», видят достижение материального благополучия не в «зарабатывании хлеба в поте лица своего», а в получении «всего и сразу» без каких-либо усилий, путем «легкой» предпринимательской деятельности в качестве владельца солидной фирмы (около 60%). Тем не менее, ценность семьи как демографическая составляющая общественного воспроизводства выступает ведущей в социальном развитии общества у 72% студенческой молодежи, и наиболее актуальной причиной создания семьи от 20 до 30 лет является возможность «встать на ноги» — ответственно отнестись к вопросу создания семьи, стать самостоятельным и независимым с помощью стабильного профессионального определения.

Ценностные ориентации духовной культуры студенческой молодежи выглядят более ясно. Так, например, религию как ценность признает 6% респондентов. Гражданские позиции студенчества говорят о том, что их адаптационное поведение формируется на основе временности, а не постоянства и уверенности в том, что российское государство не создает все необходимые условия для студента с целью его реализации как личности. Поэтому 20% исследуемых не задумываются над будущим России, стыдятся отечественной истории (12%), и как следствие лишь 18,2% студентов участвует в выборах различного уровня. 23% студенческой молодежи является потенциальными эмигрантами.

Также полученные данные в ходе социологического исследования показали, что познавательная ориентация, направленная на получение высшего образования, является основополагающим средством адаптационного поведения студенческой молодежи к современным условиям российского общества (33% - «путевка в жизнь»), но не осознается ею как ценность и является элементом престижа для 43% студентов, и для 11% лишь «приятным препровождением времени».

Среди коммуникационных ценностных ориентаций в студенческом возрасте главенствующее место принадлежит музыкальному радиовещанию -50%. Межличностные взаимоотношения (36%) и средства массовой информации (14%) делят между собой вторые и третьи позиции соответственно.

Наблюдается потребность студенческой молодежи в эстетических ценностях, что проявляется в росте количества студентов, посещающих выставки и театры (с 44,5 до 51% и с 32,5 до 57%) и желающих провести досуг за интересной книгой: художественная классическая литература (33%), художественные переводные бестселлеры (10%), современные отечественные детективные романы и «легкое чтиво» (6%). В этом случае эстетические ориентации формируют адаптационное поведение, направленное на перспективность жизненно-важной сферы — ценностно-духовный досуг студенческой молодежи.

Хотя кодексом морали и чести 55% студенческой молодежи не обременено, наблюдается дефицит таких ценностей, как доброжелательность (18%), искренность (14%), надежность (10%) и честность, такт, пунктуальность (10%), взаимопонимание (15%), коммуникабельность и дружелюбие (15%).

Таким образом, анализ полученных данных о ценностных ориентациях студенческой молодежи являющихся средством формирования адаптационного поведения, позволяет сделать вывод о том, что современное студенчество адаптировалось к условиям российского общества. Однако, выявленные нами противоречия в духовных и материальных ценностных ориентациях студентов, сказываются на их адаптационном поведении. Это в свою очередь несет рассогласованность между «желательными потребностями» и реальным соотнесением своих способностей и возможностей, и может привести студентов к нарушению процесса адаптации.

Следовательно, ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи носит, изменчиво-противоречивый характер по причине наличия в средствах формирования адаптационного поведения — ценностных ориентациях — элемента двойственности, возникающего в связи с трением старых и новых ценностей общества. Тем не менее, ценностные ориентации Студенческой молодежи являются сформированными, но отражают и являются частью трансформационных процессов современной России, которые затронули и учебно-воспитательную функцию высшего учебного заведения. Термин «студенческая» молодежь говорит об обучении молодого человека в учебном заведении, функция которого не сводится лишь к образованию. В обязанности высшего учебного заведения входит воспитание подрастающего поколения, которое выступает целенаправленным процессом социализации студента к условиям российской действительности и является неотъемлемым звеном единого учебно-воспитательного процесса вуза.

Групповые интервью и сочинения-размышления показали, что студенты г. Иркутска не ощущают на себе какого-либо целенаправленного воспитательного воздействия со стороны вуза, несмотря на то, что в каждом высшем учебном заведении существуют подразделения культурного и нравственного воспитания. Разрабатываемые и реализуемые этими подразделениями программы воспитательного толка не встречают ответа со стороны студентов и сравниваются ими с «добровольно принудительными» мероприятиями, которые «ничего им не дают» и ни в коей мере не облегчают и не решают проблем учащихся (низкий размер стипендии, необходимость поиска подработки во внеурочное время, неудобное расписание с «окнами», отсутствие необходимых условий для самостоятельной работы, некомфортные бытовые условия жизни в общежитии, отсутствие условий для отдыха и полноценного досуга, отсутствие социальных служб, недостаточное внимание со стороны преподавателей и кураторов групп и т. д.). Автор приходит к выводу о том, что воспитательная работа вуза не несет того положительного, что поможет студенту, оторванному от дома, родителей, стать социально зрелой личностью с четко сформированной системой ценностных ориентаций и выработанным поведением адаптационного толка. Тогда как в студенческом возрасте такая важная и необходимая задача, как формирование ценностно-адаптационного поведения, направленная на создание необходимых условий для саморазвития и самореализации личности студента, максимально полного го освоения ею материальных и духовных ценностей общества, в большей степени переложена с родительских на вузовские «плечи».

Проблема изучения ценностно-адаптационного поведения студенческой молодежи как условие сохранения инновационного потенциала российского общества, определяющего образ нашего «завтра», требует дальнейшего исследования. Для более глубокого изучения данного вопроса необходимо скорректировать и углубить предложенный автором ценностно-адаптационный подход исследования ценностных ориентаций как средства формирования адаптационного поведения с учетом новых проблем, возникающих в результате непрерывной трансформации российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-403 с.
  2. С.Ф. Духовные ценности : производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1998. — 307 с.
  3. О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития / О. А. Андреева. Таганрог: ТИУиЭ, 2000. — 204 с.
  4. Р.А. Особенности преемственности в условиях трансформации российского общества : автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Р. А. Ахметьева. Уфа, 2002. — 18 с.
  5. О.Н. Социология молодежи / О. Н. Безрукова. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. 35 с.
  6. JI.A. Социальная модернизация в России в конце 20 века / Л. А. Беляева. М.: ИНФРАН, 1997. — 198 с.
  7. Р. Основа общечеловеческих ценностей / Р.Биби. М.: Международный Фонд Образования, 1999. — 180 с.
  8. И.Я. Экономическая безопасность России : цифры и факты / ИЛ. Богданов, А. П. Калинин, Ю. Н. Родионов. М., 1999. — 198 с.
  9. Большой толковый социологический словарь (Collins): пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — Т. 1. — 528 с.
  10. Ю.Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.- СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  11. П.Борзенко И. М. Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко,
  12. B.А.Кувакин, А. А. Кудищина. М., 2002. — 176 с.
  13. В.В. Антропология возраста / В. В. Бочаров. СПб.: Питер, 2000. -198 с.
  14. М.Н. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. Н. Вдовина // Социологические исследования. 2005. — № 1.1. C.102−108.
  15. М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. -808 с.
  16. Ю.Р. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 2000. — 291 с.
  17. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход) / В. В .Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. -2000.-№ 12.-С. 124−131.
  18. П.П. Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль / П. П. Гайденко // Ежегодник. М.: ИнфРАН, 2000. — 179 с.
  19. С.А. Познание социализации молодежи в современной России : автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.01.11 / С. А. Гальцев. Иркутск, 2001.- 18 с.
  20. .С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 2002. — 291с.
  21. Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. — 304 с.
  22. А.С. Социально-экономическая адаптация россиян : факторы успешности-неуспешности / А. С. Готлиб // Социологические исследования. -2001.-№ 7.-С. 124−130.
  23. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ», 2000. — 157 с.
  24. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ», 2001.- 156 с.
  25. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ», 2003. — 157 с.
  26. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ», 2005. — 152 с.
  27. Государственная молодежная политика: сб. документов // Комитет по делам молодежи администрации Иркутской области. Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ», 1998.-62 с.
  28. Е.А. Российская молодежь : проблемы гражданской идентичности / Е. А. Гришина. М., 1999. — 197 с.
  29. Десять лет социологических наблюдений. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. — 698 с.
  30. Динамика ценностей реформируемой России / отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляев, Н. Ф. Наумова. М.: Эудиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  31. В.И. Социологическое образование в России /
  32. B.И.Добреньков, Г. Е. Зборовский, В. Я. Нечаев. М., 2003. — 512 с.
  33. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А.Долбик-Воробей // Социологические исследования. — 2003.-№ 11.- С.78- 83.
  34. Э. Метод социологии / Э.Дюркгейм. М., 1991.-421 с.
  35. Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм // Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. — 204 с.
  36. .С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
  37. А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А. И. Запесоцкий. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — 350 с.
  38. Т.И. Современное российское общество : Социальный механизм трансформации: учеб. пособие / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2004. -400 с.
  39. А.Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 350 с.
  40. С.П. Проблемы социализации современной молодежи /
  41. C.П.Иваненков. Оренбург: ДИМУР, 1999. — 291 с.
  42. С.И. Эскиз к портрету современного студенчества / С. И. Иконникова // Образование и молодежная политика в современной России: материалы Всероссийской научн.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Козлов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2002. — 568 с.
  43. С.И. Некоторые проблемы воспитания социологической молодежи / С. И. Иконникова, В. Т. Лисовский // Молодежь и образование. — М, 1972.-204с.
  44. И.М. Молодежь : будущее России / И. М. Ильинский. М.: Ин-т Молодежи, 1995. — 244 с.
  45. И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: МГСА, 2000. -304 с.
  46. В.И. Университетская элитарность и демократизм студенчества / В. И. Инионин // Студенчество как социальный феномен: история и современность: материалы конф. СПб: Изд-во СПбГУП, 2000. — 204 с.
  47. В.Л. Современное постиндустриальное общество : природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 304 с.
  48. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО «Петрополис», 1997. — 204 с.
  49. А.И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 512 с.
  50. О.И. Молодежь России : особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. 2000. -№ 3. — С.124 — 128.
  51. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003.- № 3. — С. 109−115.
  52. А.И. Социализация личности : норма и отклонения / А. И. Ковалева. М.: Социум, 1996. — 244 с.
  53. А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы /
  54. A.И.Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 1999. — 304 с.
  55. А.А. Гражданственность и патриотизм современной молодежи как социально-нравственная проблема / А. А. Козлов // Будущее России в молодежном сознании. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 568 с.
  56. А.А. Молодые патриоты и граждане новой России / А. А. Козлов. — СПб., 1999.-229 с.
  57. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблема формирования личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  58. Д.Л. Молодежь 90 х : самоопределение в новой реальности / Д. Л. Константиновский. — М.: 2000. — 207 с.
  59. Л.В. Социология адаптаций : вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. Новосибирск: Наука, 2005. — 424 с.
  60. Л.В. Социология адаптаций : этюды апологии / Л. В. Корель. -Новосибирск: ИЭиООП СО РАН, 1997. 160 с.
  61. Н.Н. Глоссарий по молодежной политике / Н. Н. Косаренко,
  62. B.К.Криворученко, В. К. Татаринов. М.: Социум, 2002. — 240 с.
  63. Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. Е. М. Пенькова / Ф.Котлер. -М.: Прогресс, 1991. 3 07 с.
  64. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М: ИФ РАН, 1994. — 245 с.
  65. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / А. Г. Кузнецова. СПб., 1998.- 62 с.
  66. И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков : региональный аспект: автореф. дисс. канд. культ, наук: 24.00.01 / И. Ю. Кузнецова. Краснодар, гос. ун-т культуры и искусства. — Краснодар, 2001. — 18 с.
  67. Л.П. Реформы в России : социологическая модель развития. Реформируемая Россия: социологический аспект / Л. П. Кукса. Новосибирск, 1999.-169 с.
  68. Н.И. Динамика ценностей реформируемой России / Н. И. Лапин // Вестник РАН. 1997.- Т.67, — № 2. — С.140- 143.
  69. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.5- 7.
  70. Е.А. Высшее образование в системе ценностей современной молодежи / Е. А. Ливач // Образование и молодежная политика в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред.
  71. A.А.Козлов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2002. — 568 с.
  72. В.Т. Динамика социальных изменений / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.99−108.
  73. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. — 519 с.
  74. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки /
  75. B.Т.Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  76. В.Т. Социальные изменения в молодежной среде /
  77. B.Т.Лисовский // CREDO NEW- теоретический журнал. 2002. — № 1.1. C. 12−26.
  78. В.Т. Социология молодежи : история и современность / В. Т. Лисовский // Социология и общество: тез. докл. Первого Социологического Конгресса. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. — 458 с.
  79. Н.А. Социальный состав студенчества в системе высшего и среднего специального образования Читинской области / Н. А. Лоншакова,
  80. И.Н. Любин // Байкальская встреча. Интеллигенция и нравственность: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. — Т.2. — 330 с.
  81. К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс о молодежи.-М., 1972.-448 с.
  82. Е.А. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночной молодежи (на материалах Астраханской области): автореф. дисс. социол. наук: 22.00.04 / Е. А. Михайлова. СПб., 2000. — 20 с.
  83. П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи / П. А. Михеев // Социологические исследования. 2005. — № 1. — С.91−99.
  84. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г. М. Мкртчян // Социологические исследования. 2005. -№ 2. — С. 104−109.
  85. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. — 224 с.
  86. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству РФ / Государственный комитет РФ по молодежной политике / отв. ред. В. А. Луков, В. А. Родионов, Б. А. Ручкин. М., 2000. — 176 с.
  87. Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. — 224 с.
  88. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984. 207 с.
  89. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад / под ред. А. Г. Вишневского. М.: Книжный дом «Университет», 2001. -176 с.: ил.
  90. Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса / Т. В .Никонова // Студенчество как социальный феномен: история и современность: материалы студ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000.-332 с.
  91. A.M. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков. -М., 2000.- 169 с.
  92. А.В. Политическая экономия (наука об измерении) / А. В. Новичков. -М.: «Маркетинг», 2002. 176 с.
  93. Образование и молодежная политика в современной России. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2002. — 568 с.
  94. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза / под ред.
  95. A.Г.Гогоберидзе. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2001. — 273 с.
  96. Г. В. Парадигма нового мирового порядка и Россия / Г. В. Осипов. -М., 1999.-207 с.
  97. А.С. Реванш истории : российская стратегическая инициатива в XXI веке / А. С. Панарин. М.: Логос, 1998. — 392 с.
  98. А.Н. Взаимосвязь генезиса и структуры в системно-функциональном анализе / А. Н. Панин // Проблемы системно-функционального анализа в прикладных науках: сборник статей РАН. Материалы международного семинара. М., 1998. — Вып.10. — 458 с.
  99. Т. Человек в современном мире : пер. с англ. / Т.Парсонс. М.: Прогресс, 1989.-448 с.
  100. В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время /
  101. B.А.Петров // Студенчество как социальный феномен: история и современность: материалы студ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. — 568 с.
  102. Т.Э. Социология студенчества в России : этапы и закономерности: учеб. пособие / Т. Э. Петрова. СПб.: Бельведер, 2000. — 242 с.
  103. В.А. Участие несовершеннолетних в организованных формах преступной деятельности / В. А. Плешаков // Организационно-правовыепроблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М.: Академия Управления МВД России, 1999. — 168 с.
  104. К.Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие / К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  105. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000−2001 годы // Министерство образования Российской Федерации. М.: 2002. — 303 с.
  106. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год // Министерство образования Российской Федерации. М.: Логос, 2003. — 144 с.
  107. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2004 год // Министерство образования Российской Федерации.- М.: Госкомстат, 2005. 153 с.
  108. С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа : автореф. дисс. канд. пед. наук: 22.04.41 / С. А. Потапова. -Казань, 2000.- 18 с.
  109. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 2000. — 296 с.
  110. Преступность несовершеннолетних в России (1994−1998) // стат. сб. -М.: Главный информационный центр МВД РФ, 1999. 163 с.
  111. О.В. Макроуровневая детерминация преступности несовершеннолетних / О. В .Пристанская, А. В. Клочкова // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.- М.: Академия Управления МВД России, 1999. 207 с.
  112. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 584 с.
  113. В.Ф. Российское студенчество : статистико-социологический анализ / В. Ф. Пугач. М., 2001. — 284 с.
  114. О.В. Социальные ориентиры молодежи : тенденции, проблемы, перспективы / О. В. Раковская. -М.: Наука, 1993. 196 с.
  115. Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики / Е. В. Реутов // Социологические исследования. 2004. — № 1. — С. 86−91.
  116. Дж. Современные социологические теории / Дж.Ритцер. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.: ил.
  117. М.В. Адаптация личности в социуме : теоретико методологический аспект / М. В. Ромм. — Новосибирск: Наука, 2002. — 274 с.
  118. Россия в поисках стратегии: общество и власть. Социальная и социально политическая ситуация в России в 1999 году / под ред. Г. В. Осипова и др. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 207 с.
  119. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА ИНФРА, 1998. — 688 с.
  120. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 году: анализ и прогноз / под ред. Г. В. Осипова, К. В. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997.-303 с.
  121. .Г. Студент глазами социологов / Б. Г. Рубин, Ю. С. Колесников. Ростов — на — Дону: Феникс, 1986. — 204 с.
  122. , Л.Я. Динамика жизненных ориентаций студенческой молодежи России / Л. Я. Рубина // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992.-Кн. 1.-303 с.
  123. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк / Л. Я. Рубина. М.: Мысль, 1981. — 207 с.
  124. Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г. Г. Руденко // Социологические исследования. 2002. — № 5. — С.101−107.
  125. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания / А. А. Ручка. Киев: «Наукова думка», 1987. — 155 с.
  126. Д.В. Динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири : автореф. дисс. канд. социол. наук: 22.00.06 / Д. В. Савочкин. Барнаул, 1999. — 20 с.
  127. Е.Е. Психология развития человека : учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  128. В.Т. Студенческие переписи в России : краткий исторический очерк / В. Т. Святловский // Студенчество в цифрах: по данным Юрьевской переписи в 1907 году. СПб., 1908. — 196 с.
  129. , В. Социология молодежи / В. Семенова // Социология в России. М.: Институт социологии РАН, 1998. — 204 с.
  130. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  131. Словарь справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристь, 1997. — 424 с.
  132. А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 116−121.
  133. П. Родовая структура социокультурных явлений / П. Сорокин //Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. 176 с.
  134. Социально-демографические тенденции // Россия: вызовы времени и пути реформирования. М.: Госкомстат, 2005. — 163 с.
  135. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат, 2002. — 204 с.
  136. Социология молодежи: учебник / отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.-460 с.
  137. Социология молодежи: учебник для студ. вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-576 с.
  138. Социология молодежи: учебник для студ. вузов / под ред. проф. В. Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. 335 с.
  139. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. СПб.: Питер, 2003.-503 с.
  140. Н.М. Социальная адаптация как фактор жизнедеятельности / Н. М. Струк // Проблемы Земной цивилизации: поиск решения проблем выживания и безопасности Земной цивилизации. — Иркутск: Полиграфическая группа «ASPrint», 2003. Вып.7, 4.1. — 224 с.
  141. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования / И. А. Сурина. М., 1996. — 207 с.
  142. Н.С. Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х- 90-х годов : автореф. дисс. канд. соц. Наук: 22.00.04 / Н. С. Сыроед. Барнаул, 1999. — 16 с.
  143. Н.М. Социология труда : учеб. пособие / под ред. М. А. Винокурова / Н. М. Токарская, И. С. Карпикова. М.: Логос, 2006. -208 с.
  144. Труд и занятость в Иркутской области: стат. сборник. Иркутск: Иркутскстат, 2004. — 98 с.
  145. В.М. Духовные ценности на современном рынке / В. М. Фигуровская // Реформируемая Россия: социальные аспекты. М., 1999.-240 с.
  146. Философский словарь / под ред. Т. И. Фролова. — М.: Политиздат, 1987. -590 с.
  147. В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  148. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм / пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Мн.: ООО «Попурри», 1999. -624 с.
  149. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту, 1999 2002 гг. — М.: Госкомстат, 2002. — 167 с.
  150. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве : проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -240 с.
  151. В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К.Уильямс. М.: Наука, 2001. — 230 с.
  152. И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / И. А. Шакеева. М.: Воронеж, 1998. — 192 с.
  153. В.Т. Актуальная культура российской молодежи: автореф. дисс. докт. соц. наук / В. Т. Шапко. Екатеринбург, 1997. — 32 с.
  154. А.И. Духовная культура советской молодежи : сущность, состояние, пути развития / А. И. Шендрик. М.: Молодая Гвардия, 1990. -204 с.
  155. Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде : структура, тенденции, профилактика / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. М.: ЦСП, 2003. — 600 с.
  156. Л.И. Проблемы воспитания студенческой молодежи / Л. И. Шумская / Адукацыя i выхаванее. 2000. — № 5. — С.57−61.
  157. Л.И. Современное студенчество : возрастные и социально-психологические особенности / Л. И. Шумская // Психология. 2000. — № 3.-C.3−11.
  158. Ш. Революция и преобразование обществ : сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Эйзенштадт. М.: Аспект Пресс, 1999. — 307 с.
  159. Э. Идентичность : юность и кризис / Э.Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  160. В.А. Россия как трансформирующееся общество : резюме многолетней дискуссии социологов / В. А. Ядов // Общество и экономика. -1999.-№ 10−11.-С.65−72.
  161. О.Н. Россия как общество всеобщего риска / О. Н. Яницкий // Социология и общество: тез. докл. Первого Всероссийского Социологического конгресса. СПб., 2000. — 458 с.
  162. О.Н. Социология и рискология / О. Н. Яницкий // Россия: риски и опасности «переходного общества». М.: Изд-во Ин-та социологии, 1998.-244 с.
  163. Evans К. Metaphors of youth transitions: niches, pathways, trajectories or navigations / K. Evans, A. Furlong // J. Bynner, L. Chisholm, A. Furlong (eds.). Youth, Citizenship and Social Change in a European Context. Ashgate, 1997. -P. 17−19.
  164. D.N. / D.N.Ashton, D. Field // Young Workers. Hutchinson: London, 1976.-P. 20−24.
Заполнить форму текущей работой