Опросные исследования.
Социология
Общей чертой всех социальных опросов является та или иная степень формализации и стандартизации, когда определенной совокупности людей задаются одни и те же вопросы, а затем полученные ответы сопоставляются с целью создания общей картины. Напечатанный список вопросов, используемый в опросах, называется вопросником (анкетой), а человек, отвечающий на вопросы, — респондентом (от англ, respond… Читать ещё >
Опросные исследования. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и виды опросов
Большинство людей сегодня хорошо знакомы с массовыми опросами. Наверное, многих из вас останавливали на улице или звонили по телефону, начиная свое обращение так: «Не могли бы вы уделить нам несколько минут и ответить на несколько вопросов». В ходе массовых опросов выясняется отношение людей к той или иной политической партии, марке автомашины или телевизионному каналу. Такие социологические исследования имеют нечто общее с маркетинговыми (коммерческими) исследованиями и опросами общественного мнения.
Опросные исследования могут быть как поисковыми и описательными, направленными на изучение распространенности того или иного социального явления посредством выяснения мнений и установок людей, так и аналитическими, нацеленными па поиск причин и следствий социального явления. В последнем случае, как правило, выясняются не только мнения и установки людей, но и те факторы, которые влияют на их мнения и поведение.
Общей чертой всех социальных опросов является та или иная степень формализации и стандартизации, когда определенной совокупности людей задаются одни и те же вопросы, а затем полученные ответы сопоставляются с целью создания общей картины. Напечатанный список вопросов, используемый в опросах, называется вопросником (анкетой), а человек, отвечающий на вопросы, — респондентом (от англ, respond — отвечать). Опросы различаются как по типу вопросника, так и по способу связи с респондентом. Можно выделить несколько разновидностей социальных опросов.
Анкетирование. В этом случае респондент самостоятельно заполняет вопросник (анкету), который он получает от анкетера.
Интервью. Это опросы, проводимые в помещениях (местах проживания, проведения досуга, учебы или работы респондентов и др.) или на улице. Проводя эти опросы, интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. Вопросник, используемый интервьюером, часто называется опросным листом.
Почтовые опросы. Такие опросы предполагают рассылку вопросников по почте по специально отобранным адресам. В этом случае респондент сам заполняет вопросник, следуя приложенным инструкциям.
Телефонные опросы. Это одна из разновидностей интервью, когда вопросы респонденту задаются не непосредственно, а по телефону.
Интернет-опросы. Это опросы с использованием Интернета, их еще называют опросами онлайн.