Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности формирования и развития системы социального партнерства на уровне региона: на примере Пермского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие социального партнерства происходит одновременно с изменениями в принципах региональной политики Российской Федерации, в которых заметно прослеживается усиление ответственности органов государственной власти субъекта РФ за реализацию социально-экономической политики в регионе. На региональную законодательную власть накладывается обязанность организации социально-партнерских отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование необходимости развития социального партнерства на уровне субъекта Российской Федерации
    • 1. 1. Российская модель социального партнерства: сущность, специфика, механизмы реализации
    • 1. 2. Региональный уровень трехстороннего взаимодействия как особенность российской модели социального партнерства
  • Глава 2. Особенности становления и функционирования системы социального партнерства в Пермском крае
    • 2. 1. Специфика социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Деятельность субъектов социально-партнерских взаимоотношений в Пермском крае
    • 2. 3. Региональные особенности функционирования системы социального партнерства в Пермском крае

Особенности формирования и развития системы социального партнерства на уровне региона: на примере Пермского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С началом проведения рыночных реформ в российском обществе возникла потребность в цивилизованном регулировании социально-экономических и связанных с ними отношений на базе конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон (работников, работодателей, органов власти), нашедшая воплощение в формировании системы социального партнерства. Российская наука с начала 90-х годов прошлого столетия начала разрабатывать теорию, определять перспективы развития этого нового для нашей страны феномена, обозначать основные признаки и факторы его функционирования в России. Наряду с федеральным уровнем, практика трехстороннего взаимодействия получила развитие в регионах, в частности, на территории нынешнего Пермского края.

По мнению А. А. Шулуса, понятие социального партнерства как специфического типа общественных отношений можно характеризовать как вполне определенное и системное. В его содержании выделяются четыре признака:

1. предмет — система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2. субъекты — работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;

3. цель — обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;

4. ареал регулируемых отношений — социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда1.

Началом становления социального партнерства в Российской Федерации можно считать Указ президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года.

Факторы, способствовавшие становлению социального партнерства в эпоху развитого капитализма, весьма многообразны, и могут быть классифицированы по экономическим, социально-политическим, политико-правовым и идеологическим основаниям. Так, к экономическим факторам можно отнести бурный рост крупных промышленных предприятий, на которых оказались занятыми десятки тысяч наемных работников. К социально-политическим — возникновение и укрупнение профессиональных союзов как представителей наемных работников. К политико-правовымболее активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений, возникновение и развитие национальных систем трудового права, создание Международной организации труда и развитие международных трудовых норм, а также норм, закрепляющих принципы социального партнерства. К идеологическим причинам — общий рост культурного уровня населения, осознание широкими массами единства и взаимозависимости мира, опасности насильственных способов решения любых вопросов2.

Трудовой кодекс РФ так законодательно определяет термин социальное партнерство: «Социальное партнерство, в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых.

1 Шулус, А. А. Социальное партнерство — российская модель [электронный ресурс] - Официальный сайт Академии труда и социальных отношений. — М.: 2007. — Режим доступа: .http:// www.atso.ru.

2 Сенников, Н. М. Профсоюзное право: Курс лекций / Н. М. Сенников. — 2-е изд., испр. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004.-С. 112−113. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений"3. Данное определение служит законодательной основой для формирования системы социального партнерства на всех уровнях современного российского общества.

Социальное партнерство призвано прежде всего обеспечивать баланс интересов всех субъектов социального взаимодействия, преодолевать конфликты в сфере трудовых отношений, способствовать достижению сторонами трудовых отношений взаимного согласия, содействовать повышению эффективности социально-экономической политики власти. По мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмакова, в настоящее время в целом социальное партнерство превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в механизм цивилизованной выработки совместных решений актуальных проблем и стратегии экономического и социального развития страны 4.

При. этом как на федеральном, так и на региональном уровнях вся экономическая основа для создания материальных благ призвана обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности людей, воспроизводство человеческого капитала страны, местных трудовых и инфраструктурных ресурсов. Используя принципы социального партнерства в регионе, органы власти, работодатели и профсоюзы решают местные социально-экономические проблемы, создают условия для свободного проявления экономических и социальных • инициатив, направленных на повышение уровня жизни населения. Используя идеологию социального партнерства, стороны обязаны решать экономические проблемы в комплексе с социальными. Единство решения экономических и социальных проблем предполагает социализацию экономики, в том числе и перераспределение общественного продукта. Это перераспределение снижает социальную.

3 Трудовой, кодекс Российской Федерации: [ федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 года.: по состоянию на 30 июля 2006 года]. -М., 2006. — С.22.

4 Шмаков, М. В. Отчетный доклад на VI съезде ФНПР/ М. В. Шмаков.//У1 съезд ФНПР. Материалы и. документы, — Пермь: РУЦ, 2006. — С.5. напряженность в обществе, способствует развитию экономики как страны в целом, так и регионов.

Развитие социального партнерства происходит одновременно с изменениями в принципах региональной политики Российской Федерации, в которых заметно прослеживается усиление ответственности органов государственной власти субъекта РФ за реализацию социально-экономической политики в регионе. На региональную законодательную власть накладывается обязанность организации социально-партнерских отношений не только на региональном, но и на территориальном уровне. Ст. 35 Трудового кодекса РФ определяет, что трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как в субъектах РФ, так и на территориальном уровне осуществляют свою деятельность в соответствии с законами субъектов РФ5. Следует отметить, что в ряде регионов — субъектов РФ система социального партнерства и региональная законодательная база, регулирующая социально-партнерские взаимоотношения, сложились гораздо раньше, чем в целом соответствующая федеральная система и федеральное законодательство.

Сегодня очевидно, что никакое прогнозирование, а тем более управление социально-экономическим развитием регионов из центра не в состоянии учесть всего многообразия региональных особенностей. Поэтому целесообразно и впредь развивать и совершенствовать социально-партнерские отношения в регионах и на местах.

Возрастание роли регионов — субъектов РФ, особенно в связи с проводимой государством административной реформой местного самоуправления, в решении социальных, экономических, политических проблем развития России в целом объективно усиливает интерес к исследованиям социального партнерства на региональном уровне.

5 Трудовой, кодекс Российской Федерации: [ федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 года.: по состоянию на 30 июля 2006 года]. -М., 2006. — С.26.

Следует отметить, что региональный аспект такого взаимодействия является сегодня наименее изученным по сравнению с другими уровнями социального партнерства, например, федеральным или локальным. Значение регионов в федеративном государстве трудно переоценить. И от того, насколько эффективно налажено социальное партнерство на региональном уровне, зависит функционирование системы партнерских взаимоотношений в государстве в целом.

Поскольку в практике социального партнерства, сложившейся в каждом регионе — субъекте РФ, отражается специфика политического, социального, экономического развития данного региона, а также, наряду с этим, проявляются и общие, всероссийские закономерности и тенденции, то социологический анализ роли регионального уровня социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений на примере и материалах Пермской области до 2006 года и Пермского края в последующий период имеет, как представляется, определенную научную и практическую значимость и является весьма актуальным.

Степень научной разработки темы. Научную литературу в целом по проблеме диссертации можно систематизировать следующим образом. .

Во-первых, необходимо выделить группу исследований по различным аспектам роли социального партнерства в развитии современного обществаот теоретико-методологических проблем формирования и развития социального партнерства до его роли как особой формы обеспечения социальной стабильности, регулирования социально-трудовых отношений в обществе.

Среди этих работ следует отметить исследования А. Л. Бражко, В. И. Будько, Ю. Е. Волкова, В. И. Гостениной, Н. Н. Гриценко, В. А. Каменецкого, В. Н. Киселева, М. В. Лушниковой, В. А. Михеева, В. И. Митрохина, НА. Пугина, В. Г. Смолькова, Г. Ю. Семигина, А. А. Шулуса и и др6.

6 См.:. Бражко, А. Л. Регулирование социально-трудовых отношений: вопросы методологии / А. Л. Бражко // Труд и социальный отношения. — 2006. — № 2- Будько, В. И. Социальное партнерство в России: теория и реалии./В.И.Будько// Труд и социальные отношения. -2001. — СпецвыпускВолков, Ю. Е. Идейные 7.

Во-вторых, имеется группа исследований, направленных на изучение роли и места в современном обществе субъектов социального партнерства, на изучение профсоюзных объединений и объединений работодателей, их влияния на власть в системе социального партнерства. В числе этих исследований необходимо отметить работы В. И. Башмакова, Г. Т. Гарашева, В. В. Кабановой, В. С. Карпичева, А. Н. Крестьянинова, В. Я. Саленко, Ш. З. Санатулова и др7.

В-третьих, следует назвать исследования по региональному аспекту проблем социально-трудовых отношений, проблемам социального развития в регионах, формированию и реализации региональной социальной политики и т. д. К их числу можно отнести исследования Ж. П. Александровой, Ю. Н. Войтенко, Ф. И. Гайнуллиной, О. В. Нетеребского, Е. В. Отставновой и др.8 истоки теории и практики социального партнерства/ В.И.Будько// Труд и социальные отношения — 2000. -№ 5- Гостенииа, В. И. Социальное партнерство в формирующейся рыночной экономике России. Социально-управленческий аспект [электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук: 22.00.08. М., РГБ., 2005; Гриценко, Н. Н. Место и роль социального партнерства в социальном государстве/ Н.Н.Гриценко// Социальное партнерство: теория, практика, перспективы развития — М., УИЦ МФП. — 1999. — Выпуск второйКаменецкий, В. А. Социальное партнерство в Европе и России (проблемы реформирования и развития) [электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01, — М., РГБ, 2002; Киселев, В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России/ В. Н. Киселев, В. Г. Смольков. — М., Экономика. — 1998; Лушникова, М. В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений (сравнительно-правовое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, — М., 1997; Митрохин, В. И. Социальное партнерство./В.И.Митрохин — М., 1998; Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузовЖА. Михеев — М.: Экзамен, 2001; Пугин, Н. А. Социальное партнерство в России: генезис, основы, тенденции развития: монография./Н.А.Пугин, — Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006; и др.

См.: Башмаков, В.И., Санатулов Ш, Э. Профсоюзы современной России: социологический аспект./В.И.Башмаков, Ш. Э. Санатулов. — М.: АТиСО, 2007; Кабанова, В. В. Роль региональных объединений профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в период становления рыночной экономики: автореферат. диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. / В. В. Кабанова. -М.: АТиСО, 2002. Гарашев, Гусейн Тапдыг-оглы. Профсоюзы как институт политической системы общества/ Г. Т. Гарашев.//Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию профсоюзов России и 15-летию ФНПР / Труд и социальные отношения. — 2005. — № 4, — Крестьянинов, А. Н. Роль профсоюзов в регулировании общественных отношений в условиях социальной напряженности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.- М., 2004; Саленко, В. Я. Профессиональные союзы России как социальный институт и организационная система (социологический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.- М., 2000; и др.

8 См. Александрова, Ж. П. Социальное партнерство на региональном рынке труда в условиях российского Севера [электронный ресурс]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.04, — М.: РГБ, 2005; Войтенко, Ю. Н. Социальное партнерство как фактор социальной стабильности региона [электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.04, — М.: РГБ, 2005; Гайнуллина, Ф. И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан./Ф.И.Гайнуллина. — М.: Луч, 1998; Региональный аспект становления и развития социального партнерства в России на современном этапе: Курс лекций. / Ф. И. Гайнуллина, — M.: АТиСО, 2002. Нетеребский, О. В. Становление и развитие системы социального партнерства (Региональный аспект)./О.В.Нетеребский. — М.: Издательство «Палеотип», 2003;

Наконец, в-четвертых, необходимо отметить относительно малочисленную группу исследований, посвященных непосредственно анализу сложившейся в Пермском крае системы социального партнерства и его роли в регулировании социально-трудовых отношений в условиях становления и развития рыночной экономики. К ним относятся исследования И. А. Германова, А. Е. Кузнецова, Е. Б. Плотниковой, Е. В. Плотниковой.9.

Следует подчеркнуть, что комплексному анализу особенностей формирования и развития системы социального партнерства в Пермском крае, её специфике и роли субъектов социального партнерства на региональном уровне по регулированию социально-трудовых отношений в научной литературе уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Несмотря на то, что региональный уровень системы социального партнерства является важным звеном в российской модели социального партнерства, он является, на наш взгляд, недостаточно изученным.

Объектом исследования выбрана региональная система социального партнерства в Пермском крае.

Предметом исследования являются особенности становления и функционирования регионального уровня социального партнерства как механизма регулирования социально-трудовых отношений на уровне региона, а также практика деятельности субъектов социального партнерства на региональном уровне.

Цель исследования — выявление особенностей формирования системы социального партнерства в Пермском крае, обоснование необходимости усиления регионального уровня социального партнерства, а также.

ОтставноваДВ. Социальное партнерство как инструмент региональной социально-экономической политики [электронный ресурс]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05., 22.00.04. — М.: РГБ, 2003;

9 См. Плотникова, Е.Б., Германов И. А., Кузнецов А. Е. Становление и развитие социального партнерства в Пермской области/Е.Б.Плотникова, И. А. Германов, А. Е. Кузнецов.// Профсоюзному движению России 100 лет. Исторический опыт и практика борьбы профсоюзов за права трудящихся в условиях рыночных реформ.- Пермь: РУЦ, 2006. Плотникова, Е.Б., Кузнецов А. Е., Плотникова Е. В. Проблемы становления и развития социального партнерства в Пермской области./Е.Б.Плотникова, А. Е. Кузнецов, Е.В.Плотникова//Социально-трудовые исследования. / Ред.колл. В. В. Комаровский, Э. В. Клопов, Е. С. Садовая.- M.: ИМЭМО РАН. — 2005. -Вып.ХУШКузнецов, А. Е. Институционализация социального партнерства на региональном уровне/А.Е.Кузнецов// Вестник Пермского университета. — 2006. -Вып.2(2). Социология. определение факторов повышения его эффективности в регулировании региональных социально-экономических и трудовых процессов.

Данная цель обусловливает постановку следующих задач:

— выявление содержания и специфики Российской модели социального партнерства;

— анализ регионального уровня социального партнерства как составной части Российской модели социального партнерства;

— выявление специфики социально-экономического развития Пермского края;

— анализ процесса формирования и функционирования субъектов системы социального партнерства в крае;

— выявление региональных особенностей функционирования системы социального партнерства в крае.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

— выявлена специфика Российской модели социального партнерства;

— исследован региональный уровень социального партнерства как особенность Российской модели социального партнерства;

— выявлена неполнота ряда научных определений и терминов;

— уточнен понятийный аппарат, описывающий особенности социального партнерства на региональном уровне;

— раскрыто положение о дальнейшем усилении роли регионального уровня трехстороннего взаимодействия как оптимального способа разрешения социальных противоречий;

— на материалах исследуемого региона показаны роль и значение социального партнерства как наиболее действенной формы регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне;

— выявлена зависимость развития регионального уровня трехстороннего взаимодействия от состояния экономики региона и ее специфических особенностей.

Положения, выносимые на защиту:

— выводы, полученные по результатам анализа особенностей развития системы социального партнерства, дают основание утверждать о существовании Российской модели социального партнерства;

— Российская модель социального партнерства представляет собой сложную систему, особенностью которой является наличие многоступенчатой структуры с большой разновидностью органов и организаций, сетью договоров и соглашений, призванных охватить все уровни регулирования социально-трудовых связей и экономических отношений;

— особенности развития социально-партнерских взаимоотношений на региональном уровне во многом определяются характером социально-экономического развития региона;

— стороны социального партнерства: государство, объединения работодателей и профсоюзные организации — в равной степени заинтересованы в эффективном регулировании социально-трудовых отношений;

— деятельность субъектов социального партнерства дает возможность сделать вывод о том, что в Пермском крае сформирована дееспособная система социального партнерства;

— в случае объединения регионов с различным уровнем развития социального партнерства в единый субъект Федерации необходим переходный период, в процессе которого происходит «дотягивание» системы социального партнерства менее развитого региона до уровня более сильного.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы служат современные концепции наиболее представительных школ социологической науки, связанные с именами Р. Дарендорфа, Т. Парсонса, П. Сорокина и других исследователей. В основе авторского подхода лежит диалектический метод исследования, предполагающий, в частности, анализ социальных процессов на базе определения их внутренних противоречий, постоянного изменения и развития, а также системный подход к изучаемым явлениям. К числу применяемых методов исследования относятся также абстрактно-логический и социально-исторический подходы, позволяющие проследить в развитии процессы становления и функционирования социального партнерства как важнейшей сферы социально-экономического взаимодействия. Также использован структурно-функциональный анализ, предусматривающий необходимость изучения социальных явлений и процессов в их неразрывной связи и в качестве системы, в которой каждый элемент имеет определенное назначение и свою функцию.

Эмпирическая и информационная база исследования. В диссертации использованы данные федеральных и региональных органов государственной власти, федеральная и региональная законодательная база, решения съездов ФНПР, постановления Пермского краевого совета профсоюзов, решения регионального объединения работодателей, документы региональной трехсторонней комиссии. Информация статистического характера, в основном, использована из официальных статистических сборников федерального и регионального уровня, а также мониторингов, проводимых научными учреждениями, в том числе Научным центром социальных технологий Института социального партнерства Академии труда и социальных отношений и Центром социального партнерства и социологических исследований при Пермском государственном университете. Широко применялся вторичный анализ материалов ведущих исследовательских центров: ВЦИОМ, Левада-центра, ФОМа и других.

Автором осуществлены следующие социологические исследования:

— «Деятельность сторон социального партнерства в Пермском крае». Экспертный опрос выполнен в апреле-августе 2006 года. Опрошены работники ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель»: 256 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и служебному положению. Индекс ДСС-2006;

— «Региональная система социального партнерства». Экспертный опрос выполнен в октябре-декабре 2006 года. Опрошен профсоюзный актив ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель»: 135 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и служебному положению. Индекс РСС-2006;

— «Проблемы работы профсоюзного комитета предприятия». Экспертный опрос выполнен в январе-феврале 2007 года. Опрошены выборные профсоюзные активисты — председатели цеховых комитетов ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель»: 49 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и служебному положению. Индекс ПРП-2007.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы. диссертации могут быть использованы для совершенствования деятельности органов социального партнерства на региональном уровне, для повышения эффективности деятельности профессиональных союзов и объединений работодателей по регулированию социально-трудовых отношений на региональном уровне. Материалы диссертации, изложенный в ней практический опыт деятельности сторон социального партнерства по регулированию социально-трудовых отношений, сформулированные выводы и предложения могут быть использованы при проведении учебных занятий по проблемам социального партнерства в системе обучения кадров региональных профсоюзных объединений.

Материалы диссертации могут также послужить методологической основой для дальнейших социологических исследований по проблемам становления и развития социального партнерства как в Пермском крае, так и в других регионах Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на:

— VI всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию профессора Файнбурга З. И. «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» в 2002 году;

— региональной научно-практической конференции «Профсоюзное обучение в современных условиях. Цели, практика, перспективы» в 2006 году;

— всероссийской научно-практической конференции «За достойный труд» в 2007 году;

— региональной научно-практической конференции «Юридическая защита в современных условиях» в 2007 году;

— заседаниях методического совета Регионального учебного центра Пермского краевого совета профсоюзов, совещаниях, заседаниях «круглых столов» по проблемам деятельности органов социального партнерства;

— учебных занятиях с профсоюзным активом.

Положения диссертации апробировались и активно использовались автором при осуществлении им своей служебной и общественной деятельности в качестве заместителя председателя первичной профсоюзной организации ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель», члена президиума Центрального комитета Профсоюза работников общего машиностроения, а также внештатного преподавателя и члена методического совета Регионального учебного центра Пермского краевого совета профсоюзов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что в Пермском крае идет активное становление региональной системы социального партнерства. Оно будет сопровождаться появлением каких-то новых её элементов, изменением их функций, обогащением форм, методов взаимодействия, органическим включением партнерских отношений в управление регионом, увеличением степени воздействия института социального партнерства на общественную жизнь региона.

В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить внимание субъектов социального взаимодействия на:

— формировании целостного механизма социальной и трудовой политики на территории Пермского края, эффективной составляющей которого будут структурные элементы системы социального партнерства;

— определении целевых ориентиров социальной и социально-трудовой политики Пермского края на долгосрочную (5−7 лет), среднесрочную (3−4 года) и ближайшую перспективу (1−2 года);

— усилении контроля за регистрацией коллективных договоров, установлении процедур присоединения к заключенным соглашениям ранее не включенных в систему социального партнерства предприятий и организаций;

— отработке системы контроля за ходом выполнения сторонами принятых решений и механизма ответственности;

— расширении представительства в системе социального партнерства различных социальных групп населения края;

— создании постоянно действующих экспертных групп, согласительных комиссий, арбитражных органов по разрешению трудовых конфликтов;

— привлечении к участию в управлении предприятиями, компаниями, концернами, корпорациями представителей профсоюзов, других организаций наемных работников на основе правовых норм для смягчения социальной напряженности на уровне предприятия;

— анализе причин, сдерживающих и стимулирующих развитие социального партнерства в Пермском крае;

— создании общего представительного регионального органа всех профсоюзов.

Система социального партнерства в Пермском крае сможет функционировать и эффективно решать практические региональные задачи, если будет иметь качественную, хорошо отработанную правовую и нормативную базу. Для дальнейшего ее совершенствования необходимо усиление внимания сторон социального партнерства к правовым проблемам социально-трудовых отношений. В этой связи целесообразно, во-первых, привести в соответствие с новой структурой края региональный закон «О социальном партнерстве в Пермской области» и Указ Губернатора № 148 от 13.09.2005 об утверждении Положения о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермской области.

Во-вторых, необходимо инициировать разработку и принятие следующих региональных законов: «О региональном объединении работодателей» — «О тарифном регулировании заработной платы работников Пермского края» — «Об адресной социальной помощи в крае» — «О профсоюзах Пермского края» — «О защите трудовых прав граждан Пермского края» — «О региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и социальной защиты населения» .

Было бы также целесообразно:

— разработать пакет положений и нормативных актов о работе различных органов социального партнерства, регламентирующих их права, обязанности, ответственность и процедуры согласования интересов сторон;

— подготовить инструкции структурным подразделениям администрации края, определяющие порядок взаимодействия и круг совместно решаемых с органами социального партнерства проблем;

— установить порядок контроля за выполнением «Закона о социальном партнерстве» и определить круг лиц и их полномочия в рамках законодательства.

Гармонизация социальных отношений, ускорение социально-экономического развития региона определяются уровнем управления, необходимой культурой выработки решений и степенью эффективности механизма их реализации. Добиться решения этой задачи можно путем подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и обеспечения их деятельности на современном научно-техническом уровне с усилением гуманитарной составляющей.

При этом представляется необходимым:

— обучать кадры профессионально работающих в органах социального партнерства специалистов, для чего ввести спецкурс по социальному партнерству во все программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей, специалистов-управленцев, профсоюзных работников;

— обучать работодателей, для чего ввести спецкурс по социальной ответственности бизнеса во все программы подготовки специалистов для бизнес-сферы;

— издавать учебную и методическую литературу по проблемам социального партнерства, а также методические рекомендации и положения по работе органов социального партнерства;

— разработать социальные технологии партнерских отношений, позволяющие применять социальное партнерство в практике управления. В первую очередь речь идет о технологиях выработки социальной политики в регионе, оценки социально-экономической ситуации и социальной напряженности, переговорного процесса и регулирования конфликтных ситуаций, разработки трехстороннего соглашения и коллективного договора и т. п.;

— изучать и пропагандировать передовой опыт в области снижения социальной напряженности и конфликтности на разных уровнях;

— обсуждать практические вопросы социального партнерства на регулярных конференциях, совещаниях, семинарах, привлекая к участию в них максимально больший круг участников;

— включать в региональную статистическую отчетность ряд показателей, характеризующих социальное партнерство;

— разработать механизм формирования ресурсов из финансовых средств сторон социального партнерства, направляемых на реализацию социальных программ, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей населения края;

— разработать методики использования региональной минимальной потребительской корзины в качестве ориентира для оплаты труда всех участников соглашения;

— включать дополнительно в региональный мониторинг ряд вопросов по проблемам социального партнерства, социальной напряженности и трудовым конфликтам;

— проводить социологические исследования по изучению поведения сторон партнерства в конфликтной ситуации;

— создать научно обоснованную систему оценки эффективности социального партнерства на уровне края, территории, предприятия;

— обеспечить получение информации по всем вышеназванными проблемам сторонами социального партнерства.

Значительную часть этих проблем можно решить изданием информационного бюллетеня «Социальное партнерство в Пермском крае» .

Становление системы социального партнерства не может произойти без широкомасштабного и систематического внесения в сознание людей идей согласия и сотрудничества. Развитию социального партнерства в Пермском крае должен соответствовать более высокий уровень культуры и этика общественных отношений, осознание каждым работником общности своих интересов с интересами региона. Для успешной реализации этого предстоит:

— осуществить широкую программу разъяснения идеи социального партнерства через СМИ, увязанную с выполнением конкретных социальных программ;

— повысить гласность, открытость информации о возникающих конфликтах, наладить четкое изложение позиций сторон и освещение последствий конфронтации;

— наладить освещение опыта разрешения трудовых споров и решения социальных проблем на разных уровнях;

— улучшить освещение работы трехсторонней комиссии, результатов ее деятельности;

— осуществлять пропаганду законодательных актов, регулирующих социальную защиту населения и социально-трудовые отношения.

Анализ показал, что Пермский край одним из первых в стране регионов применил для регулирования социально-экономических отношений систему социального партнерства. При этом многие действия носили опережающий характер по сравнению с развитием системы социального партнерства на федеральном уровне. В связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Федерации перед сторонами социального партнерства встали новые, ранее не возникавшие, задачи по синхронизации сложившихся региональных систем социального партнерства в двух, ранее разделенных регионах. Чтобы успешно их реализовать, на наш взгляд, необходимо:

— создать на территории автономного округа органы социального партнерства;

— проанализировать сложившуюся практику социального партнерства в области и в бывшем Коми-Пермяцком автономном округе и взять все лучшее из опыта работы в данном направлении с целью реализации наиболее эффективных наработок на краевом уровне;

— законодательно оформить деятельность субъектов социального партнерства в Коми-Пермяцком округе;

— разработать адаптированную к особенностям Коми-Пермяцкого округа учебную программу по изучению основ социального партнерства и провести учебу субъектов социального партнерства округа;

— ежегодно рассматривать на краевой трехсторонней комиссии ситуацию с развитием социального партнерства в Коми-Пермяцком округе.

Можно надеяться, что складывавшаяся в течение 15 лет региональная система социального партнерства сможет решить эту проблему, и дальнейшее ее развитие будет связано с улучшением социально-экономического состояния региона и увеличением благосостояния жителей объединенного Пермского края.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция, Российской Федерации. М., 1994. 30с.
  3. Трудовой, кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г.*. по состоянию на 30 июля 2006 г.- М., 2006. -116с.
  4. Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО: федер. конституционный закон: принят Гос. Думой 30.06.2005 г.
  5. Об объединениях работодателей: федер. закон: принят Гос. Думой 30 ноября 2002 г.
  6. Указ, Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»
  7. О социальном партнерстве в Пермской области: региональный закон: принят Зак. Собранием 1 октября 2004 г.- Пермь, 2004. 7с.
  8. Устав, Пермского края.- Пермь: типография «Зебра», 2007.- 73с.
  9. Постановление, Губернатора Пермской области № 232 от 04.07.96 г. // Нормативные и методические материалы научно практической конференции. -Пермь, ПГУ. 1997. -43 с.
  10. Соглашение, о взаимодействии по вопросам социально-трудовых отношений между Пермским областным исполнительным комитетом Совета народных депутатов и Пермским областным советом профсоюзов. -Пермь, 1991.
  11. Соглашение, между профессиональными союзами, работодателями и администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 20 002 001 год».- Пермь, 2000.
  12. Соглашение, между профессиональными союзами, работодателями и администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2002−2004год». -Пермь, 2001.
  13. Соглашение, между профессиональными союзами, работодателями и администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2005−2007год».- Пермь, 2005.
  14. Соглашение, между профессиональными союзами, работодателями и Администрацией Коми-Пермяцкого автономного округа «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2006−2007 годы». -Кудымкар. 2005.
  15. Соглашение, о сотрудничестве между ФНПР и фракцей «Единая Россия» в Государственной думе РФ/ Солидарность. -13.10.2004 № 38.
  16. Концепция, социального государства Российской Федерации. электронный ресурс. -М.: АТиСО, 2002. -Режим доступа: http://www.kocpol.rags.ru/socst.htm. •
  17. Постановление, Исполнительного комитета ФНПР от 16 мая 2007 года № 2−5// Официальный сайт ФНПР электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.fnpr.ru
  18. Постановление, Президиума Пермского краевого совета профсоюзов № 4 от 20 апреля 2007 года «О сводной статистической отчетности по профсоюзному членству по Пермскому краевому совету профсоюзов за 2006 год».- Пермь. 2007. -Зс.
  19. Программный, документ ФНГГР «За Достойный труд» /VI съезд ФНПР. Материалы и документы.- Пермь, РУЦ, 2006.
  20. Аналитическая, информация о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития. электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru/analtinform/149.html
  21. , И.Г. Роль профсоюзов в формировании и развитии социальной ответственности российского бизнеса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -М.: АТиСО, 2004. -28с.
  22. , В.И., Санатулов Ш. Э. Профсоюзы современной России: социологический аспект./В.И.Башмаков, Ш. Э. Санатулов -М.: АТиСО, 2007.- 368с.
  23. , A.JI. Регулирование социально-трудовых отношений: вопросы методологии/А.Л.Бражко// Труд и социальный отношения. -2006. -№ 2. -С.45−54.
  24. , В.И. Социальное партнерство в России: теория и реалии /В.И.Будько// Труд и социальные отношения. -2001.- Спецвыпуск. -С.96.
  25. Власть и общество. Пути партнерства. /Алексеев С.И., Киселев В, Н., Лебедев Г. Н., Сперанский В. И. М.: ООО Темпо, 2005. -222с.
  26. , Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан./Ф.И.Гайнуллина. -М.: Луч, 1998. -202с.
  27. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний/ Под ред. М. И. Либоракиной.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. -136с.
  28. , Н.Н. Место и роль социального партнерства в социальном государстве/ Н.Н.Гриценко// Социальное партнерство: теория, практика, перспективы развития. Выпуск второй М., УИЦ МФП. 1999. -С.29−36
  29. , Р. Профсоюзы и социальное партнерство. Тень классовой борьбы нет-нет да и омрачит и без того невеселое наше бытие./Р.Гусейнов //Люди дела.-2002.-№ 33. -С.21
  30. Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 1 полугодии 2007 года/Российская газета. -19.09.2007. № 207 (4470) -С.22−23
  31. , А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России./А.А.Деревянченко. М.: Издательство «Социальные отношения», 2004. -112с.
  32. Информационный бюллетень «Социально-экономическое положение Пермского края по игам 2006 года (данные Пермьстата)». -Пермь, Крайсовпроф, 2007. -12 с.
  33. , А.К. Экономическая демократия в современной России: проблемы становления и развития./ А. К. Исаев. М.: Профиздат, 2000. -176 с.
  34. , В.В. Роль региональных объединений профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в период становления рыночной экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -М.: АТиСО, 2002. -28с.
  35. , В.Н. Российская модель социального партнерства (сущность, проблемы, факторы становления)/В.Н.Киселев//Труд и социальные отношения.- 2000. -№ 2.-С. 4−19.
  36. , В.Н. Профессиональнее союзы и социальное партнерство в современной России/В.Н.Киселев // Труд и социальные отношения. -2002. -№ 3. С.34−43.
  37. , В., Смольков В. Социальное партнерство в России./В.Н.Киселев, В.ГН.Смольков. -М.: Экономика, 2002.- 230 с.
  38. , А.Н. Социальная напряженность: роль профсоюзов в ее регулировании. Монография./А.Н.Крестьянинов М.: Русская новь, 2003. -288с.
  39. , А.Н. Роль профсоюзов в регулировании общественных отношений в условиях социальной напряженности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. -М.: ЗАО «Информ-Знание», 2004. -49с.
  40. , А.Н. Это все же борьба, хотя ведется она другими методами/А.Н.Крестьянинов// Профсоюзы и экономика.- 2007. № 4. -с.25
  41. , А.Е. Институционализация социального партнерства на региональном уровне/А.Е.Кузнецов // Вестник Пермского университета. -2006. Вып.2(2). Социология, -с. 118−121.
  42. , С.В. Работодатели в системе социального партнерства/С.В.Луконин// Труд и социальные отношения.- 2007. -№ 1.-с.13−16.
  43. , В.И. Социальное партнерство./В.И.Митрохин. М. 1998. -150 с.
  44. , И.М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России/ И. М. Модель, Б.С.Модель// Социс. -2000. -№ 9. -С.42−49.
  45. , В.Е. Международный опыт социального партнерства/В.Е.Можаев// Социальное партнерство: теория, практика, перспективы развития. Выпуск второй М., УИЦ МФП. 1999. -С.71−77.
  46. Организация профсоюзной работы: настольная книга профработника и активиста / рук. авт. коллективом .д.ф.н. проф. В. И. Сперанский. Под общей редакцией к.полит.наук О. В. Нетеребского. -М.: Изд-во АТиСО, 2005.- 520с.
  47. Пермский край/ Сайт «Карта России» электронный ресурс. -Режим доступа: http://map.rin.ru/cgi-bin/res2.pl?Region=perm&Resurs=econom
  48. , Е.Б. Проблемы развития системы партнерских отношений на Пермских предприятиях./ Е. Б. Плотникова, И. А. Германов, А. Е. Кузнецов, Е.В.Плотникова// Профсоюзному движению России 100 лет.
  49. Исторический опыт и практика борьбы профсоюзов за права трудящихся в условиях рыночных реформ. Материалы научно-практический конференции.- Пермь.: РУЦ, 2006. -С.46−52.
  50. Е.Б. Система социального партнерства на пермских предприятиях/Е.Б.Плотникова, И. А. Германов, Е. В. Плотникова // Вестник Пермского университета. 2006. -Вып.2(2). Социология. -С. 129−136.
  51. , Н.А. Социальное партнерство в России: генезис, основы, тенденции развития: монография./Н.А.Пугин. -Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006.- 303с.
  52. , В.В. Посление федеральному собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года, электронный ресурс. / Сайт Укрупнение.ру. -Режим доступа: http://www.ukrupnenie.ru/rus/rus271 .html?part=l
  53. Рекомендации Межрегиональной научно-практической конференции «Российская модель социального партнерства: перспективы развития», электронный ресурс. //Российский дорожник. № 7 от 16.02.07 Режим доступа: http://www.rosdor.ru
  54. Российская газета. -19.09.2007. № 207 (4470).
  55. , В.О. Пик напряженности под знаком белого коня./ В.О.Рукавишников// Социс. -1990.- № 10. -С. 14.
  56. , В.Я. Профессиональные союзы России как социальный институт и организационная система (социологический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. -М.: АТиСО, 2000. -48с.
  57. , A.JI. Социальное партнерство и трудовые отношения в Российской Федерации. Итоги и перспективы развития/ А.Л.Сафонов// Труд и социальные отношения.- 2007. -№ 1. -С. 17−20.
  58. , Н.М. Профсоюзное право: Курс лекций./Н.М.Сенников. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. — 2-е изд., испр.- 216с.
  59. , В.Г. Модели социального партнерства./ В.Г.Смольков// Социально-политический журнал.- 2000. -№ 5.- С.156−157.
  60. Социальное партнерство: теория, практика, перспективы развития. Выпуск второй М., УИЦ МФП. 1999. -180с.
  61. Социальное партнерство. Словарь-справочник. // руководители авторского коллектива Киселев В. Н., Смольков В. Г. -М.: АТиСО, 2002. -286с.
  62. Социологический опрос: перспективы Пермского края глазами его жителей, электронный ресурс. / сайт Укрупнение.ру. -Режим доступа: http://www.ukrupnenie.ru/prm/prml 44. html?part=l
  63. Сравнительные характеристики Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа на момент объединения (декабрь 2005 г.)/ Официальный сайт Пермского края, электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.krai.perm.ru/doc.asp
  64. Н.Л., Якимец В. Н. Межсекторные взаимодейстия в России./Н.Л.Хананашвили, В. Н, Якимец. -М.: Фонд «НАН», 2000. -30с
  65. Правительственной комиссии по проведению административной реформы Минэкономразвития России. -Режим доступаhttp://www.ar.gov.ru/common/img/uploaded/sharonov220207.pdf
  66. , М.В. Отчетный доклад на VI съезде ФНПР/ М.В.Шмаков// VI съезд ФНПР. Материалы и документы. -Пермь: РУЦ, 2006.
  67. , М.В. Надежный механизм регулирования социально-трудовых отношений/М.В.Шмаков// Труд и социальные отношения. -2007. -№ 1. -С.9−13.
  68. , А., Вилинов И. К методологии исследования экономической демократии/ А. Шулус, И. Вилинов// Российский экономический журнал. -1998. -№ 4. -С.88−91.
  69. , А.А. Социальное партнерство в России: модель и перспективы развития/А.А.Шулус// Труд и социальные отношения.- 2007. -№ 1.- С.4−9.
  70. , С.Н. Социальное партнерство в сфере труда /С.Н.Щеглова // Библиотечка профсоюзного актива. -М.: Профиздат, 2000. -№ 12. -72 с.
Заполнить форму текущей работой