Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная политика в переходный период: Модель Татарстана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Микульский К. И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС. — М., 1987; Аитов H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988; Социальная политика КПСС на современном этапе. — М., 1988; Бородкин Ф. М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. — М., 1989; Пияшева… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. Сущность и механизм реализации социальной политики
    • 2. Модели социальной политики
  • Глава. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОПЫТ ТАТАРСТАНА
    • 1. Особенности региональной социальной политики
    • 2. Стратегия управления социальной сферой в Республике Татарстан

Социальная политика в переходный период: Модель Татарстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российское общество переживает сегодня противоречивое и сложное состояние, вызванное трансформационными процессами «переходности», «модернизации» 1, достижения «устойчивого развития» социума. Неизбежным следствиеммительно менявшейся на протяжении последних 15 лет тактики обновления общества — «ускорения», «перестройки», «реформирования», «шоковой терапии», «неолиберализации» и пр., — не учитывавшей системный характер общественных преобразований, стало нарастание острейших проблем во всех сферах жизни общества. Трансформация российского общества сопровождалась разрушением социалистических институтов и отношений, всех сложившихся подсистем. В процессе формирования российской общественной модели вектор преобразований приобрел отрицательное значение. Углубление кризисных явлений, гиперинфляция, возникновение циклической, ктурной и латентной безработицы, поляризация населения по доходам и его массовая люмпенизация привели к антагонизации социальнойктуры, резкому снижению жизненного уровня большинства граждан.

В этой ситуации встал вопрос о соответствии избираемой стра.

1 Автор в данном контексте использует специфическое значение термина «модернизация», данное П. Штомпкой и понимаемое как усилия отсталых или слаборазвитых стран, «направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального общества» (Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996. — С. 170−171). тегии развития общецивилизационным тенденциям. Насколько предложенная модель модернизации приближает российское общество к социальному идеалу, провозглашенному Россией в Конституции 1993 г. Заявив о себе как о социальном государстве, Российская Федерация определила в качестве приоритетной цели своей социальной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Однако практика последнего десятилетия выявила значительные расхождения между декларированными государством социальными целями и реальностью. Подавляющая часть населения страны оказалась поставленной в условия «выживания», что автоматически привело к ослаблению ее социально значимого потенциала. К сожалению, приходится констатировать, что социальная цена рыночных преобразований оказалась непомерно высокой.

С учетом названных обстоятельств особую важность приобретает проблема выработки стратегических целей и тактических установок социальной политики в переходный период развития общества. Государство не может оставаться безразличным в отношении негативных социальных результатов проводимой им экономической политики. Более того, темпы трансформации экономической и политической системы страны напрямую зависят от характера проводимой в обществе социальной политики.

Проникновение в сущность и специфику социальной политики общества переходного периода требует решения ряда теоретических проблем, среди которых важнейшей является уяснение того, что включается в качестве «момента удержания» от характерных черт социальной политики предыдущей эпохи и что формируется в ней нового, являющегося атрибутом обществ с рыночными отношениями? Особую актуальность в условиях России приобрел и нравственно-этический аспект этой проблемы, ставящий вопрос о возможности распространения принципа «переходности» на социальную политику.

Необходимость корректировки курса реформ требует обоснования альтернативных путей модернизации страны, выявления мобилизационных возможностей населения по его органическому включению в рыночную экономику. Вместе с тем альтернативный вариант «рыночного обновления», оптимизация всей жизнедеятельности страны предполагают совсем иные взаимоотношения государства и общества, а значит, и новые подходы в понимании и исследовании современной социальной политики. Отечественная социологическая наука нуждается в создании парадигмы функционирования общества переходного типа, его экономической, социальной, духовной деятельности, адекватной рыночным реалиям и складывающимся субъект-объектным отношениям.

К новым теоретико-методологическим подходам к анализу социальной политики переходного периода, прежде всего, относится изучение ее в контексте реформирующихся федеративных отношений. Сегодня ее нельзя рассматривать как некую целостность, имеющую свои универсальные институты, механизмы реализации, ресурсы, определенную логику и цели. Она обрела самостоятельные формы существования в виде деятельности федерального правительства, действий региональных и местных органов власти, наконец, форм жизнеобеспечения отдельных семей и граждан. Процесс регионализации России имел своим следствием хозяйственное обособление регионов, их ориентацию на формирование особой региональной политики, в том числе и в социальной сфере.

Региональная социальная политика сегодня выступает, с одной стороны, как часть национальной (общегосударственной) стратегии социального развития, с другой — она представляет собой деятельность регионов по управлению социальной сферой. На протяжении последнего десятилетия местные власти стали вырабатывать свои модели региональной социальной политики, демонстрирующие разную степень участия государства в жизнеобеспечении населения, разнообразное распределение ролей между властными структурами различного уровня, политическими, общественными и прочими системами, различные механизмы ее реализации в зависимости от особенностей региона. Жизнь убедительно доказала императивность регионально-адаптированной политики, учитывающей производственно-деятельностный и социокультурный потенциал конкретного региона.

Адаптационные возможности населения наглядно выявляются на эмпирическом уровне исследований, на конкретном аналитическом и статистическом материале применительно к региону. Поэтому анализ форм и направлений осуществления социальной политики на различных уровнях, обобщение накопленного опыта, прежде всего, регионального, в решении насущных социальных проблем представляется сегодня одним из наиболее актуальных предметов научного познания.

Объектом исследования является социальная политика в период глубокой социально-экономической и духовной трансформации российского общества.

Предметом исследования выступают особенности модели социальной политики Республики Татарстан в условиях переходного периодаметоды, принципы управления социальной сферой, заложенные в основу региональной социальной политики, ее результаты.

Хронологические рамки исследования — 90-е гг. XX в. — позволяют сконцентрировать внимание на переломном периоде развития российского общества, характеризующимся утверждением нового демократического режима власти, многоукладной экономики, глубокими и противоречивыми социальными изменениями. На этот период приходится и качественно новый этап становления государственности Татарстана. Республика предложила свою модель реформирования системы федеративных отношений, движения к рыночной экономике, предприняла большие усилия для разработки и реализации своей концепции социальной политики. Этим обстоятельством определяются и территориальные рамки исследования — Республика Татарстан в ее административных границах.

Степень изученности темы. До середины 70-х гг. социальная политика КПСС и советского государства не представляла собой самостоятельного объекта исследования, а изучение ее основных проблем и направлений осуществлялось в рамках других направлений политики, прежде всего, экономической. Отметим, что для советского периода в целом было характерным рассмотрение социальной политики государства как инструмента построения бесклассового общества, содержание которой связывалось исключительно с повышением материального благосостояния, под которым понималось выравнивание уровней жизни различных социальных групп и общностей1. Такой подход предопределил идеологизацию анализа поставленной проблемы, искаженное понимание содержательного и функционального аспектов социальной политики. Все это в сочетании с восхвалением и преувеличением заботы партии о благе народа, акцентом на бесконфликтности социальных отношений.

1 См., например: Саркисян Г. С. Рост благосостояния советского народа. -М., 1967; Клопов Э. В. Повышение благосостояния советского народа: основные итоги и тенденции // Рабочий класс в мировом революционном процессе.— М., 1978; Социальная политика коммунистических и рабочих партий. — М., 1979; Социальные гарантии трудящихся при социализме. — М., 1983; и др. снижало научную значимость указанных работ.

В конце 80-х — середине 90-х гг. появился значительный массив работ, обосновывавших необходимость социальной переориентации советской экономики, усиления ее социальной направленности. В ряду работ этого периода отметим прежде всего монографии и статьи К. И. Микульского, В. З. Роговина, С. С. Шаталина, H.A. Аито-ва, Ф. Р. Филиппова, Ф. М. Бородкина, Л. И. Пияшевой, A.B. Барыше-вой, В. Э. Гордина, В. Д. Роик, Г. В. Осипова, В. Н. Иванова, Э. М. Андреева, В. И. Кравченко, З. Т. Голенковой, Е. Д. Игитханян, E.H. Старикова и др.1 Основанные на обширном фактическом материале, они дали представление о многоуровневом характере социальной стратификации в России, способствовали более глубокому пониманию новой социальной реальности в ее целостности и внутренней противоречивости. Усилия данных ученых во многом способствовали новому концептуальному оформлению социальной политики в России.

В условиях углубления кризисных явлений в экономике России,.

1 См.: Микульский К. И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС. — М., 1987; Аитов H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988; Социальная политика КПСС на современном этапе. — М., 1988; Бородкин Ф. М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. — М., 1989; Пияшева Л. И. Контуры радикальной социальной реформы // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. -М., 1989; Барышева A.B. Перестройка: социально-экономические проблемы. -М., 1990; Гордин В. Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений. Автореф. дис. .докт. эконом, наук. — СПб., 1993; Роик В. Социальная защита труда: концептуальные подходы // Человек и труд. — М., 1993. № 56- Реформирование России: мифы и реальность (1989;1994) / Осипов Г. В. (руководитель), Иванов В. Н. и др. — М., 1994; Андреев Э. М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения // Социально-политический журнал. 1994. № 7−8- Кравченко В. И. Управление социальной защитой в условиях перехода к рынку. Автореф. дис. .канд. эконом, наук. — М., 1994; Голен-кова З.Т., Игитханян Е. Д. Социально-стратификационные процессы в российском обществе // Вестник МГУ. Сер. 18. 1995. № 4- Стариков E.H. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис. 1995. № 5 и.

ДРнеуклонного снижения жизненного уровня широких слоев населения во второй половине 90-х гг. для российских исследователей актуальной стала проблема обоснования приоритетов социальной политики, усиления ее направленности на социальное обеспечение, социальную защиту1. В работах этого периода было уделено большое внимание специфическим проблемам организации социальной защиты представителей отдельных социально-профессиональных и демографических групп населения России2. Формированию целостного концептуального видения проблем социальной политики Российской Федерации способствовал выход в свет в конце 90-х гг. учебных пособий по курсам «Социальное управление», «Социальный менеджмент», в создании которых приняли участие такие известные ученые, как В. Н. Иванов, Д. В. Валовой, С. Д. Ильенкова и др.3.

1 См.: Евдокимова H.A. Формирование механизма социальной защиты населения при переходе к рыночным отношениям. Автореф. дис. .канд. эконом, наук. — СПб, 1995; Тарасов П. С. Социальная защита населения в условиях перехода к рыночным отношениям. Автореф. дис. .канд. эконом, наук. — Саратов, 1995; Липсиц И. В. Формирование доходов граждан и проблема социальной поддержки // Социально-политический журнал. 1996. № 2- Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения / Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. — М., 1996; Васильева Т. А. Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты населения (1991;1997 гг.). Авторефер. дис. .канд. ист. наук. — М., 1997; Ракитский Б. В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. — М., 1997; Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики / Науч. ред. Бур-лачков В.К. — М., 1998; Фомина В. П. Социальная защита населения в условиях переходной экономики. — М., 1998; Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. Римашевской Н. Л. — М., 1999; Лаврененко И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80−90-е гг. XX столетия). — М., 1999 и др.

2 См.: Гуров Ю. С., Данилов Ю. П. Проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения // Регионология. — Саранск, 1996; Либоракина М. И. Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления. — М., 1998; Дармодехин C.B. Государственная семейная политика в современной России. — М., 1997; Становление региональной демографической политики и системы социальной защиты в условиях реформирования экономики / Юрпалов С. Ю., Юрганова A.A. и др. — Екатеринбург, 2000 и др.

3 Иванов В. Н., В. И. Патрушев. Социальный менеджмент. — М., 1998; Социальный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М., 1998; Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. — М., 1999; Основы современного социаль.

Особую группу составили исследования, посвященные анализу региональной социальной политики. В этой связи заслуживают внимания работы Ю. Н. Аксененко, В. И. Бутова, Л. Н. Ванеевой, Ю. Н. Гладкого, Г. Ф. Горбунова, Р. В. Жалелевой, В. Г. Игнатова, М.А. Ну-гаева, P.M. Нугаева, Н. И. Сигова, С. Н. Смирнова, В. А. Солнцева, А. И. Чистобаева, Ф. И. Шаркова, О. И. Шкаратана и др. В них рассмотрен понятийный аппарат, охарактеризованы методы и принципы осуществления региональной политики государства1, показаны особенности социальной политики переходного типа на региональном уровне2. Высоко оценивая вклад названных ученых в исследование региональной социальной политики, следует отметить, что изучение данного феномена находится пока в начальной стадии. Ученые только приступили к монографическому изучению социальной политики конкретных регионов. При этом работы зачастую представляют собой публикации «мониторингового» характера, когда авторы по существу ограничиваются описанием конкретных ного управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. — М., 2000 и ДР'1.

Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. — СПб, 1998; Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). — Ростов-на-Дону, 1998; Косарев А. П. Регионоведение. — Казань, 1999 и др.

2 См.: Аксененко Ю. Н. Муниципальная социальная политика: становление, пути и факторы реализации. — Саратов, 1999; Бобков В. Региональные программы социальной защиты населения // Человек и труд. — М., 1996. № 5- Ванеева Л. Н. Гармонизация социальных отношений в региональном социуме. Ав-тореф. дис. .канд. социолог, наук. — Саранск, 1999; Нугаев М. А., Нугаев P.M. Здравоохранение на региональном уровне в контексте российских социальных реформ // Общественные науки и современность. 1997. № 5- Проблемы становления региональной и муниципальной социально-экономической политики. — Н. Новгород, 1998; Сигов Н. И. Региональная политика и управление. — Чебоксары, 1997; Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. — М., 1999; Солнцев В. А. Управление социальными процессами в регионе (на примере российского Донбасса). Автореф. дис. .канд. социолог, наук. — Новочеркасск, 1998; Социальная защита населения: региональные модели / Под ред. Бочаровой В. Г. и др. — М., 1995; Шарков Ф. И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики (по материалам социологических исследований в Чувашской республике и других регионах). — Чебоксары, действий региональных органов законодательной и исполнительной власти.

В конце 90-х гг. появились первые работы, специально посвященные отдельным аспектам изучения социальной политики Республики Татарстан. Это работы Ф. Х. Мухаметшина, М. А. Нугаева и P.M. Нугаева, Р. З. Алтынбаева, Р. Ф. Муратова, Р. Х. Ахметзянова, Е. А. Белова, И. Л. Савельева и др.1 В сфере внимания авторов оказались деятельность высших институтов государственной власти Республики Татарстан на начальном этапе проведения социально-экономических и политических реформ, некоторые аспекты региональной молодежной политики, формирование системы социальной защиты в Республике Татарстан в конце 80-х — первой половине 90-х гг. Была сделана попытка концептуального обоснования татар-станской модели социально-экономического развития и предложено ее рациональное объяснение в рамках модернизационных теорий.

Завершая обзор литературы по теме, можно заключить, что в отечественном обществознании достаточно глубоко проработаны.

1998 и др.

1 См.: Мухаметшин Ф. Х. Представительные и исполнительные органы власти Республики Татарстан как фактор стабилизации социальных процессов в период реформирования политической системы. Автореф. дис. .канд. социолог. наук. — Казань, 1996; Нугаев М. А., Нугаев P.M. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. — Казань, 1997; Муратов Р. Ф. Проблемы моделирования основных направлений экономического и социального реформирования в Республике Татарстан. Дис. .докт. эконом, наук. — М., 1997; Алтынбаев Р. З. Основные факторы развития социального потенциала молодого города в новых социально-экономических условиях (на материалах г. Набережные Челны Республики Татарстан). Автореф. дис. .докт. социолог, наук. — Уфа, 1998; Белов Е. А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект). Автореф. дис. .канд. социолог, наук. — Казань, 2000; Савельев И. Л. Государственная молодежная политика в отношении студенчества в условиях современных социально-политических трансформаций российского общества (федеральный и региональный аспекты). Автореф. дис. .канд. социолог, наук. — Казань, 2000; Ахметзянов Р. Х. Политика социальной защиты населения Республики Татарстан в конце 80-х — первой половине 90-х гг. Дис. канд. .ист. наук. — Казань, 2000 и др. целые пласты теоретико-методологического осмысления современной социальной политики России, наметился «прорыв» в понимании необходимости ее адаптации к реалиям конкретных регионов. Вместе с тем очевидна потребность в системном, комплексном исследовании проблемы моделирования региональной социальной политики в конкретный временной период. Восполнение указанного пробела предстает как актуальная научная проблема, разрешению которой посвящено данное исследование.

Целью данного диссертационного исследования является выявление сущности модели социальной политики в Республике Татарстан в переходный период. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявление теоретических и методологических подходов к анализу сущности и целей социальной политики и на этой основе определение содержания социальной политики и механизма ее реализации в переходный периоданализ моделей социальной политики в современном обществеисследование феномена региональной социальной политики, выявление принципов и методов учета региональных факторов при проведении социальной политикиизучение и определение основных этапов разработки стратегии управления социальной сферой в Республике Татарстананализ результатов реализации социальной политики и определение путей ее совершенствования в Республике Татарстан.

Для определения теоретической и методологической основы работы используются фундаментальные идеи и концепции социологии управления, социальной философии, экономической науки, политологии, менеджмента и т. д.

Автор опирался: на достижения отечественной социологической науки (труды В. И. Жукова, В. Н. Иванова, О. И. Митрошенкова, Г. В. Осипова, О. И. Шкаратана и др.), в которых содержится анализ сущности, динамики и перспектив социальной политикина исследования зарубежных исследователей (Дж. Кейнс, Л. Эрхард), обосновывавших идею о необходимости государственного вмешательства в экономической и социальной сферахна идеи Э. Мэйо, А. Маслоу, П. Друкера и др., которые легли в основу методологии социального менеджментана достижения отечественной и зарубежной науки (H.H. Моисеев, Г. В. Осипов, П. Штомпка и др.) в области изучения стадиальных и модернизационных процессов.

Основными методологическими подходами проводимого исследования стали: междисциплинарный синтез, системный анализ, структурно-функциональный подход, сравнительный и типологический анализ. Работа основана на антропологическом принципе и гуманистической парадигме, в соответствии с которой Человек — высшая ценность и цель общественного прогресса.

Диссертационное исследование строится также на применении методов социального прогнозирования и моделированияоно опирается на статистический метод, методы вторичного социологического анализа, экспертного опроса.

Источниковая и эмпирическая база исследования. В работе были использованы: законодательные и нормативные акты органов государственной власти РФ и РТ, регулирующие общие принципы социальной политики. Это — законы, указы, постановления. В эту же группу вошли неопубликованные архивные документы, хранящиеся в Национальном архиве РТ (фонд Р-607 Министерства социального обеспечения РТ), материалы ряда текущих ведомственных архивовфедеральные и региональные целевые социальные программыматериалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросовматериалы экспертного опросаданные официальной социальной статистики.

Для достижения выдвинутой цели был привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.

Репрезентативность исследования достигалась путем привлечения объемного и разнообразного источникового материала, опорой на научные методы анализа.

Научная новизна работы определяется как постановкой научной проблемы, так и полученными результатами. Настоящая работа — одно из первых специальных социологических исследований, в котором представлен комплексный анализ социальной политики в Республике Татарстан в переходный период (90-е гг. XX в.).

Элементы новизны исследования состоят в следующем: дана авторская интерпретация понятий «социальная политика», «социальная защита», «региональная социальная политика», «модель региональной социальной политики» — предложена классификация моделей социальной политики с позиций системного анализапоказана специфика региональной социальной политики на примере Республики Татарстанпроанализирована деятельность системы управления социальной сферой в Республике Татарстанвыявлены и проанализированы факторы, способствующие адаптации социальной политики к особенностям региональной экономики и политикиопределены приоритетные задачи социальной политики, которые могут быть положены в основу концепции ее развития в РТ на ближайшую перспективуразработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности государственных и общественных организаций по социальной защите населения.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Преодолению социально-экономического и духовно-нравственного кризиса общества, обеспечению условий для всестороннего развития личности будет способствовать создание и утверждение в российском социуме новой парадигмы взаимодействия государства и общества — социального менеджмента, сочетающего в себе мобилизационную сущность, направленную на актуализацию экономического потенциала населения, и патерналистскую — обеспечивающую достойный уровень жизни тем, кто нуждается в социальной защите.

2. Преобразования в социальной сфере должны идти постепенно и осторожно. Модели социальной политики, адекватной современной ситуации, должны быть присущи такие черты, как переходность характера, органическая связь социальной политики со всей системой общественных преобразований, ответственность за ее реализацию как государства, так и институтов гражданского общества, каждого гражданина.

3. Социальная политика в Республике Татарстан имеет тенденцию к превращению в либерализированную по своим общим подходам, институциональным особенностям, механизму и источникам финансирования политику. Перенос центра тяжести в решении социальных проблем на уровень региональной власти актуализирует необходимость в активизации новых субъектов социальной политики.

4. При происходящем усилении управленческой вертикали, недостаточном развитии системы горизонтальных связей в условиях материального неблагополучия основной массы населения возрастает опасность превращения общества в огромный «собес» .

Практическая значимость исследования определяется самой актуальностью феномена социальной политики в переходный период развития. Представленные выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной основой для разработки социальных программ регионального и муниципального уровней, для выработки оптимальной модели социальной политики в Республике Татарстан, а также в других аналогичных регионах. Они могут быть востребованы в учебном процессе при подготовке специалистов государственного и муниципального управления, социальных работников. Содержание работы может найти применение в преподавании специальных дисциплин по социологии управления, теории управления, муниципальному и социальному менеджменту. Они окажут помощь исследователям, работающим в смежных отраслях знания — историкам, социальным психологам, социальным работникам, политологам и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в 11 публикациях. Они были положены в основу докладов и выступлений автора на республиканских научных и научно-практических конференциях: «Межэтнические и межконфессиональ.

17 ные отношения в Республике Татарстан" (1993, Казань), «Власть и общество: грани взаимодействия» (1996, Казань) «Социальное управление: теория и практика» (1997, Казань), «Система ценностей российской национальной политики» (1998, Казань), на международном семинаре «Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана» (1998, Казань), на межрегиональной научно-практической конференции «Гражданское общество, государственная власть и местное самоуправление» (2001, Казань). Диссертация обсуждалась на кафедре государственного управления, истории и социологии КГТУ и была рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиографический список включает 297 названий. Объем диссертации 171 страница компьютерного текста.

Результаты работы позволили сформулировать некоторые практические рекомендации, направленные на совершенствование деятельности государственных и общественных организаций Республики Татарстан по социальной защите населения. Опираясь на методы социального прогнозирования и проектирования, автор выделяет основные направления совершенствования татарстанской модели социальной политики. Среди наиболее важных будущих задач можно назвать обеспечение более полного взаимодействия социальной и экономической политики на основе повышения социальной ориентации последнейповышение эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к конкурсному финансированию социальных проектовусиление страховых принципов социальной политики и другие. Дальнейшим шагом в исследовании данной проблемы мог бы стать компаративный анализ различных моделей региональной социальной политики в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе дается анализ особенностей социальной политики в Республике Татарстан в период перехода к новой системе хозяйствования, когда коренным образом изменилась вся система жизнеобеспечения населения. Резкий спад промышленного производства, появление безработицы, последовательное разрушение социальной инфраструктуры поставили подавляющую часть населения в условия «выживания», что значительно ослабило социально значимый потенциал общественных преобразований. Социальная цена экономических реформ оказалась непомерно высокой.

С учетом названных обстоятельств исследование теоретических и практических аспектов государственного регулирования социальной сферой в переходный период развития общества приобретает особое значение. Опыт Республики Татарстан, которая в 1993 г. в числе первых из субъектов Российской Федерации приняла программу адресной социальной поддержки населения, может послужить примером действенной политики, направленной на то, чтобы не допустить катастрофического снижения жизненного уровня населения.

Необходимость уяснения специфики социальной политики общества переходного периода потребовала решения ряда методологических проблем и, прежде всего, исследования самого феномена социальной политики, ее сущности, целей и функций, механизма ее формирования и реализации.

Как показало проведенное исследование, за последние двадцать лет само понятие «социальная политика» претерпело изменения, наполнившись новым содержанием. Важнейшим итогом «перестройки» стало выделение социальной политики в качестве ведущего, главного направления всех социально-экономических преобразований.

Ключевой вопрос социальной политики — формулирование ее цели, поскольку она определяет ее важнейшие ориентиры. В работе сделан вывод о том, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение далеко не всяких жизненных потребностей людей, а лишь тех, которые они не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить самостоятельно. В отношении же тех потребностей, которые люди могут и должны удовлетворять самостоятельно, ее роль заключается лишь в том, чтобы создавать благоприятные условия, позволяющие индивидам решать свои проблемы. Таким образом, при разработке социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах.

Важнейшим принципом реализации социальной политики является формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и социальных стандартов, а основу ее должны составлять солидарность общества, сокращение уровня обездоленности населения, преодоление эгоизма отдельных его слоев. Социальная политика должна строиться на соблюдении критериев социальной безопасности, к которым относятся такие показатели, как масштаб естественной убыли населения, продолжительность жизни, здоровье населения, детская смертность, масштабы поляризации доходов, доли безработных и т. п.

При исследовании механизма формирования и реализации социальной политики было обращено внимание на его сложную ин-тегративную структуру, которая испытывает влияние многих факторов (особенность государственной идеологии, права, социальных стандартов, экономических средств, культурных образцов, психологического склада населения и пр.). Основными элементами этого механизма являются объект и субъекты социальной политики, а также система нормативно-правовых актов и сама практическая деятельность по ее реализации .

Исходя из тезиса о многосубъектности социальной политики с точки зрения ее организации и опираясь на опыт развития цивилизованных стран, в работе формулируется вывод о том, что государство перестает быть доминирующим субъектом социальной политики, а его роль подкрепляется деятельностью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкие полномочия. Чего пока нельзя сказать, к сожалению, о России, где в силу размытости субъектов социального партнерства (неразвитости профсоюзов, предпринимательства), а также недостаточной правовой базы этот процесс передачи государством своих важнейших социальных функций идет крайне медленными темпами.

На основе применения сравнительно-исторического и типологического методов исследования в работе был дан анализ существующих моделей социальной политики. Рассмотрение наиболее характерных зарубежных моделей социальной политики дало возможность составить представление об основных направлениях управления развитием социальных отношений в России.

Предложенный в работе системный подход к выделению моделей социальной политики, предполагает учет таких ее параметров, как содержание и характер ее общественных целеймеры комплексности и набора объектовпринципов распределения, заложенных в социальных программахтенденций развития материальной базы этих программ. В зависимости от особенностей реализации названных критериев, сегодня можно дифференцировать три основные модели социальной политики: сильную (эффективную), которая характерна для социальных государств Западной Европыумеренную социальную политику неоконсервативного толка (США, Япония) и неэффективную социальную политику, характерную для стран, подобных России, переживающих период глубочайшего кризиса.

Модель, адекватная сегодняшней ситуации России, должна обладать несколькими существенными характеристиками. Во-первых, она должна носить переходный характер и тем самым включать в себя как элементы старого, так и ростки будущего. Приобретенный опыт свидетельствует о том, что весьма опасным является разрушение старых систем жизнеобеспечения населения и желание сразу перейти к новым формам. Важнейшим выводом работы является тезис о том, что преобразования в социальной сфере должны идти достаточно постепенно и осторожно.

Во-вторых, социальная политика и отражающие ее меры должны не просто сочетаться с экономическими реформами в целом, а выступать органической составной частью всех общественных преобразований. Мероприятия в рамках этих программ должны быть скоординированы во времени.

В-третьих, особое значение с точки зрения формирования социальной политики в переходный период имеет определение ее субъекта и объекта. Учитывая то, что реформы были инициированы сверху, социальная активность и подготовленность к ним населения в условиях неразвитости институтов гражданского общества очень низки, особую роль в осуществлении социальной политики должно играть государство.

В-четвертых, важнейшим аспектом государственной социальной политики в переходный период является проблема разграничения функций между центральными и местными органами власти и формирования региональной социальной политики.

Анализ развития системы управления социальной сферы в ходе развернувшегося процесса регионализации российского общества обеспечил вывод, что сегодня уже нельзя рассматривать социальную политику центра как нечто единое, имеющее свои универсальные институты, ресурсы, определенную логику и цели. Она обрела самостоятельные формы существования в виде деятельности федерального правительства, действий региональных и местных органов власти. На протяжении последнего десятилетия местные власти стали вырабатывать свои модели региональной социальной политики, свои собственные механизмы ее реализации.

Проблема выявления специфики региональной социальной политики в Российской Федерации стала центральной в осуществленном исследовании, в котором была сделана попытка анализа феномена, получившего название «модель Татарстана». В работе прослеживаются основные этапы ее становления, показывается как республика ищет адекватные пути решения социальных проблем. На начальном этапе переходного периода, когда стала оформляться модель «мягкого вхождения в рынок», приоритетным направлением социальной политики становится совершенствование дотационно-распределительного механизма социальной защиты. На втором — с принятием «Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан» — основное внимание занимает помощь самым обездоленным слоям населения, которые обладают наименьшими адаптивными возможностями. Разработанная Татарстаном концепция социальной защиты населения, несмотря на ее важную роль в недопущении обвального обнищания граждан, в экономическом отношении была несостоятельна и носила популистский характер. Это был путь пассивного поведения государства, нацеленный на искусственное сдерживание цен и увеличение дотаций по всем направлениям.

На третьем этапе переходного периода обозначился иной путь построения социально-ориентированного рыночного хозяйства, нацеленный на высокие доходы всех граждан, основанный на активности и предприимчивости, проявляемой трудоспособным населением республики. Эта новая доктрина была сформулирована в «Программе социально-экономического прогресса Республики Татарстан». Татарстан одним из первых регионов Российской Федерации предложил собственную развернутую научно-обоснованную концепцию социально-экономического развития и реформирования общества, рассчитанную на долгосрочную перспективу.

Анализ положений Программы позволил придти к выводу о том, что социальная политика в Татарстане превращается в либе-рализированную по своим общим подходам, институциональным особенностям, механизму и источникам финансирования.

Система управления социальной сферой Республики Татарстан представляет собой довольно сложную структуру. Ее сложность задается состоянием самой социальной сферы как самоуправляемой, динамичной системы, включающей ряд подсистем, образующих органическую целостность. Опора на широкий круг источников, включая и архивные материалы, позволила проследить эволюцию социальных служб региона, показать их вклад в решение широкого круга социальных проблем.

Перенос центра тяжести в решении проблем социальной сферы на уровень региональной и местной власти актуализирует необходимость в активизации новых субъектов социальной политики. Спецификой функционирования организаций социальной сферы в РТ является то, что они создаются и управляются государственными органами, а также органами местного самоуправления, которые финансируют все виды социальных гарантий, льгот и компенсаций из соответствующих бюджетов. В республике происходит усиление вертикали при недостаточном развитии системы горизонтальных связей, которые должны представлять собой структуры социального менеджмента.

Среди организаций социальной сферы приоритетное развитие должны получить: система внебюджетных социальных фондов, негосударственные пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, кассы взаимопомощи, благотворительные фонды, некоммерческие партнерства и др. Развитие этих структур позволит избежать опасности превращения общества в огромный «собес», когда функцией все увеличивающегося количества государственных организаций социальной сферы становится перераспределение материальных благ.

Давая в целом позитивную оценку деятельности действовавшей в Республике Татарстан системы социальной защиты, подчеркнем, что все же она не являлась достаточно эффективной, и в силу прежде всего бюджетных проблем, а также неразвитости институтов гражданского общества, республике не удалось добиться полной реализации поставленных задач.

Правительство РТ пока вынуждено предпринимать меры, диктуемые ситуацией и способные самортизировать социальные перегрузки и напряженности, вызываемые продвижением к рыночной экономике.

Перед республикой стоит не просто задача совершенствования системы социальной защиты населения, представляющей собой совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав. По существу, речь идет о выработке современной концепции социальной политики и механизмов ее реализации. Принципиально новым ее направлением должна стать ориентация на развитие мобилизационной функции формирующегося гражданского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные документы и материалы
  2. Документы Министерства социального обеспечения Республики Татарстан // Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ) — Ф. № Р-607.1. Текущие архивы:
  3. Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  4. Текущий архив администрации г. Казани.
  5. Текущий архив Министерства социального обеспечения (МСО РТ).
  6. Текущий архив Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ (ЦЭСИ РТ).
  7. Текущий архив Центра социальных проблем (ЦСП РТ).1. Опубликованные источники1. Конституции
  8. Конституция Российской Федерации. — М., 1997.
  9. Конституция Республики Татарстан. — Казань, 1993.
  10. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. — Казань, 1990.
  11. Законодательные акты РФ и РТ
  12. О минимальном размере оплаты труда: Закон РФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — М., 1992. — № 48.
  13. О минимальном размере оплаты труда: Закон РФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — М., 1993. — № 16.
  14. О повышении минимального размера оплаты труда: Закон РФ // Российская газета. — М., 1994. — 2 июля.
  15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета. — М., 1995. — 25 января.
  16. О повышении минимального размера оплаты труда: Закон РФ // Российская газета. — М., 1995. — 1 августа.
  17. О повышении минимального размера оплаты труда: Закон РФ // Российская газета. — М., 1995. — 3 ноября.
  18. О занятости населения: Закон РТ // Советская Татария. — Казань, 1991. — 12 декабря.
  19. О коллективных договорах и соглашениях: Закон РТ // Ведомости Верховного Совета Татарстана. — Казань, 1992. — № 1112.
  20. О минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Советская Татария. — Казань, 1993. — 23 марта.
  21. ЗО.О молодежи: Закон РТ от 19 октября 1993 г. № 1983-ХИ // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  22. О минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Советская Татария. — Казань, 1993. —21 июля.
  23. О минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Советская Татария. — Казань, 1993. —27 октября.330 минимальной заработной плате: Закон РТ //Ведомости Верховного Совета Татарстана. — Казань, 1993. — № 10.
  24. О прожиточном минимуме в Республике Татарстан: Закон РТ // Известия Татарстана. — Казань, 1993. — 10 ноября.350 минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Республика Татарстан. — Казань, 1994. — 12 февраля.
  25. О минимальном потребительском бюджете: Закон РТ // Ведомости Верховного Совета Татарстана. — Казань, 1994. — № 7.
  26. О минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Республика Татарстан. — Казань, 1995. — 18 января.
  27. О минимальном размере оплаты труда: Закон РТ // Республика Татарстан. — Казань, 1995. — 16 сентября.3906 охране труда в Республике Татарстан: Закон РТ от 10декабря 1997 г. № 1417 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  28. Об охране здоровья граждан: Закон РТ от 18 июня 1998 г. № 1659 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  29. О профессиональных союзах: Закон РТ от 18 января 1999 г. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.420 социальном партнерстве: Закон РТ от 18 февраля 1999 г. № 2004. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  30. О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий: Закон РТ от 21 октября 1999 г. № 2443. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  31. Указы Президентов Российской Федерации и Республики Татарстан
  32. . Мы отказались от тотальной опеки территорий. Полный текст радиообращения Президента 31 октября 1997 г. // Коммерсантъ Daily. -1 ноября 1997.
  33. .Н. Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Послание Президента РФ Федеральному Собранию. — М., 1998. -76 с.
  34. В.В. Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ Федеральному собранию 11.07.2000 // Российская газета. — 2000, 11 июля.
  35. О создании единой государственной системы социальной помощи семье, охраны материнства и детства: Указ Президента ТССР № УП- 190 // Советская Татария. — Казань, 1991,-31 октября.
  36. О регулировании оплаты труда в Республике Татарстан: Указ Президента РТ // Республика Татарстан. — Казань, 1995. — 27 июня.
  37. М.Ш. О текущем моменте и мерах по социальной защите населения в условиях либерализации цен. Выступление Президента Республики Татарстан на сессии Верховного Совета Татарской ССР // Советская Татария. Казань, 1991. — 28 декабря.
  38. М.Ш. О текущем моменте. Доклад Президента РТ на VIII сессии Верховного Совета Республики Татарстан // Советская Татария. Казань, 1992. — 5 февраля.
  39. М. Татарстан на пути реформ: опыт государственного управления // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 4.
  40. М. Подлинный федерализм всегда на стороне регионов // Российская газета. — 1998. 14 февраля.
  41. М.Ш. Роль Татарстана в развитии федерализма в России // Проблемы укрепления Российской Федерации: международные и региональные аспекты. Научно-практическая конференция (11−13 ноября 1998 г.) — М., 1999. С. 7−12.
  42. М.Ш. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету. Казань, 2001. — 83 с.
  43. Постановления Верховного Совета, Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ
  44. Постановления Верховного Совета, Госсовета Республики Татарстан, Кабинета министров Республики Татарстан760 мерах по социальной защите населения Республики Татарстан: Постановление Верховного Совета РТ // Советская Татария. — Казань, 1991. — 9 мая.
  45. О Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан: Постановление Верховного Совета РТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. — Казань, 1996. — № 7.
  46. Об утверждении нормативов затрат на содержание детей в дошкольных учреждениях Республики Татарстан (с изм. от 13 окт. 2000 г.): Постановление КМ РТ от 9 февраля 2000 г. № 68 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  47. Соглашение между Советом Министров ТССР и республиканским советом профсоюзов ТССР на 1991 год И Советская Татария, — Казань, 1991. — 30 апреля.
  48. Соглашение между Кабинетом Министров РТ, республиканским советом профсоюзов и Ассоциацией государственных предприятий Татарстана на 1992 год // Новое слово. — Казань, 1992. — № 28.
  49. Соглашение между Кабинетом Министров РТ, республиканским советом профсоюзов и Ассоциацией государственных предприятий Татарстана на 1993 год // Новое слово. — Казань, 1993. — № 9.
  50. Соглашение между Кабинетом Министров РТ, республиканским советом профсоюзов и Ассоциацией государственных предприятий Татарстана на 1994 год // Новое слово. — Казань, 1994. — № 7.
  51. Соглашение между Кабинетом Министров РТ, республиканским советом профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан на 1995 год // Новое слово. — Казань, 1995. — № 4.
  52. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998—1999 годов (Женева, 26 марта 1998 г.) // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  53. Программные документы в Российской Федерации и Республики Татарстан
  54. Программа углубления экономических реформ // Экономика и жизнь. — М., 1992. — № 30.
  55. Рабочая программа правительства Российской Федерации на 1993−1995 годы: развитие реформ и стабилизации российской экономики // Деловой мир. — М., 1993. — 13 августа.
  56. Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год // Российская газета. — М., 1994. — 3 июня.
  57. Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан // Известия Татарстана. — Казань, 1993. — 14 марта.
  58. Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан // Республика Татарстан: Время больших перемен. — Казань, 1996.
  59. Республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья / Утверждена постановлением КМ РТ от 7 мая 1997 г. № 397 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  60. Программа внеочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения в Республике Татарстан на 1997−1999 гг. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  61. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998—1999 годов (Женева, 26 марта 1998 года) // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  62. Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан в 2000 году (утверждена постановлением КМ РТ от 10 апреля 2000 г. № 251) // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  63. Государственные доклады Республики Татарстан1240 положении семей в Республике Татарстан. — Государственный доклад. — Казань, 1994 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  64. Положение детей в Республике Татарстан в 1995 году. — Государственный доклад. — Казань, 1996 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  65. Состояние здоровья населения Республики Татарстан. Государственный доклад. — Казань, 1996 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  66. Положение детей в Республике Татарстан в 1996 году. Государственный доклад. Казань, 1996 // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  67. Статистические сборники и отчеты о социологических исследованиях
  68. Регионы России: Информационно-статистический сборник. — Т. 1. — М., 1997.
  69. Денежные доходы и расходы населения Республики Татарстан в 1995 году. Краткий стат. сб. — Казань, 1995.
  70. Социальная защита в Республике Татарстан: Стат. сб. — Казань, 1998.
  71. Социальная сфера Республики Татарстан: Стат. сб. — Казань, 1995.
  72. Социальная сфера Республики Татарстан в 1996 году: Стат. сб. — Казань, 1997.
  73. Труд и занятость в Республике Татарстан: Стат. сб. — Казань, 1997.
  74. Труд и занятость в Республике Татарстан: Стат. сб. — Казань, 1999.
  75. Основные показатели по социальному обеспечению населения Республики Татарстан. — Казань, 1996.
  76. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Комплексный информационно-аналитический доклад. Госкомстат РТ — Казань, 1992−2000.
  77. Республика Татарстан в цифрах 1997. Стат. сб.— Казань, 1998.
  78. Татарстан 98. Статистический справочник. Государственный комитет РТ по статистике. — Казань, 1999.
  79. Условия жизни молодежи и молодых семей Татарстана (по результатам социологического исследования). /Научно-производственный центр «Арго». Науч. рук. Г. В. Морозова.— Казань, 1997. — 51 с. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  80. Отношение электората Татарстана к предстоящим выборам президента Российской Федерации /Результаты опроса общественного мнения избирателей Республики Татарстан (март 2000 г.)
  81. Казань, 2000. — 42 с. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  82. Социально-экономическое положение в РТ в оценках населения /Государственное образовательное учреждение «РУНИЦ — Казань, 2000, 10−17 декабря // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  83. Анализ предвыборной ситуации в Республике Татарстан (мониторинг 23−25 февраля 2001 г.) / Фонд «Общественное мнение
  84. Татарстан». Социально-политические и маркетинговые исследования (рук. A. J1 Салагаев). — Казань, февраль 2001. // Текущий архив Аппарата президента Республики Татарстан.
  85. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. Римашевской H. J1. — М., 1999. — 253 с.
  86. H.A. Социальное развитие регионов. — М., 1985.—356 с.
  87. H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. — М., 1988. — 298 с.
  88. Р., Орлов С. Региональные особенности социальной политики: реальность и перспективы //Татарстан. — Казань, 1996. — № 8.-С.33−37.
  89. Ю.Н. Муниципальная социальная политика: становление, пути и факторы реализации. — Саратов, 1999.— 335 с.
  90. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. — М., 1989.
  91. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. — Казань: Медицина, 2000. — 112 с.
  92. Р.З. Социальные факторы развития социального потенциала молодого города в условиях становления рыночных отношений. — Набер. Челны, 1997. — 232 с.
  93. Э.М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения // Социально-политический журнал. — М., 1994. -№ 7−8.
  94. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. — Минск, 1986. — 274 с.
  95. Р.Х. Политика социальной защиты населения Республики Татарстан в конце 80-х — первой половине 90-х гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Казань, 2000.
  96. A.M. Социальная политика в России и ее перспективы II Реформы и обеспечение экономического роста в России. — М., 1998. — С. 20−30.
  97. B.C. Организационные и финансовые основы социальной защиты населения на региональном уровне. Автореф. дис. канд. экон. наук.— М., 1996. — 19 с.
  98. A.B. Перестройка: социально-экономические проблемы. — М., 1990.-242 с.
  99. Л.А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. —Ростов-на-Дону, 1997.— 52 с.
  100. Л.Ф. Социальная защита населения в переходный период: проблемы, пути решения // Ежегодник. 1995.— М.: РАГС. 1996.
  101. Е.А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект): Автореф. дис. канд. соц. наук. — Казань, 2000. —23 с.
  102. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. — М., 1987. — 256 с.
  103. В. Региональные программы социальной защиты населения // Человек и труд. — М., 1996. — № 5. — С. 38−41.
  104. В.Н., Литвинов В. А., Степанова Г. А. Адресная социальная поддержка малоимущих семей: научное сопровождение пилотной программы // Семья в России. —М., 1998. — № 3−4.— с. 513.
  105. П.Г., Владимиров Б. П., Гайнуллина Ф. И. и др. Социальное партнерство. Словарь-справочник.— М.: Экономика, 1999,—232 с.
  106. Большой экономический словарь / Под ред. Азилияна А. Н. — М., 1994.
  107. Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. —М., 1989 —С. 241−263.
  108. Л.М. Опыт реализации пилотной программы по оказанию адресной помощи в Республике Коми //Семья в России. — М&bdquo- 1998. — № 3−4. — С. 14−20.
  109. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учеб. пос. — М. 1996.— 272 с.
  110. Л.Н. Гармонизация социальных отношений в региональном социуме: Автореф. дис. канд. соц. наук.— Саранск, 1999, — 13 с.
  111. Т.А. Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты населения (1991−1997 гг.). Авто-рефер. дис. канд. ист. наук.— М., 1997.— 29 с.
  112. Д. ван дер, Ронге Ф. Мониторинг в России. — М., 1998.— 187 с.
  113. Ю.Е., Роговин В. З. Вопросы социальной политики КПСС.— М., 1981. —329 с.
  114. А.Г. Правовое социальное государство: Запад и Россия. — Казань, 1999. — 83 с.
  115. Н.Е. Приватизация: мифы и реальность // СОЦИС. 1998. № 11. —С. 45−49.
  116. Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан. — М., 1998.— 236 с.
  117. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. — СПб., 1998 — 659 с.
  118. З.Т., Игитханян Е. Д. Социально-стратификационные процессы в российском обществе // Вестник МГУ. сер. 18. —М., 1995. — № 4,—С. 12−21.
  119. В.Т. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада. — М., ИНИОН, 1997. — 48 с.
  120. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона: автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб., 1998. — 18 с.
  121. В.Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений: Авторефер. дис. докт. эк. наук. —СПб., 1993. — 33 с.
  122. C.B. Государственная семейная политика в современной России.— М., 1997. —47 с.
  123. В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск, 1996. — 128 с.
  124. .Ш. Формирование системы жизнеобеспечения населения в переходный период: Автореф. дис. канд. экон. наук,—М., 1997.— 21 с.
  125. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 1997. М., 1997.191 .Друкер П. Новые реальности. — М., 1994. — 316 с.
  126. H.A. Формирование механизма социальной защиты населения при переходе к рыночным отношениям: Автореф. дис. канд. экон. наук. —СПб, 1995. — 17 с.
  127. В.Н., В.И. Патрушев. Социальный менеджмент. Учеб. пособие, — М., 1998. — 278 с.
  128. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. — Ростов-на-Дону, 1998,—320 с.
  129. Н.В. Методология поиска стратегических ориентиров социальной политики // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 1998 — № 1. — С. 57−62.
  130. С.О. О концептуальных основах российской социальной политики // Общество и экономика. — М., 1999. — № ¾,—С. 124−131.
  131. Дж. М. Избранные произведения. Пер. с англ. — М., 1993. —543 с.
  132. Э.В. Повышение благосостояния советского народа: основные итоги и тенденции // Рабочий класс в мировом революционном процессе.— М., 1978.— С. 16−34.
  133. Г. А., Фаузер В. В. Социальный менеджмент: Стратегия занятости, безработица, миграция: Учеб. пос. — Сыктывкар, 1999.— 72 с.
  134. Л.Н. Словарь прикладной социологии. — Минск, 1984,—321 с.
  135. В. Социальное государство // Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. Т. 2. — С. 289−293.
  136. Комитет социальной защиты населения Советского района Казани. — Казань, 1996.
  137. В. Социальная политика государства в Швеции // Социальная политика современного буржуазного государства. Реферативный сборник. — М., 1980. — С. 88−97.
  138. Концепция социальной политики в России //Общественные науки и современность. — М., 1994. — № 6.— С. 87−103.
  139. И.М., Корнеев М. И., Гаврилова С. Н. Проблемы управления и инвестирования социальной сферы (региональный аспект). — Екатеринбург, 1998. — 102 с.
  140. А.П. Регионоведение: Учебное пособие.— Казань, 1999.— 116 с.
  141. Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989.1. С. 281−282.
  142. Куда идет Россия? — Трансформация социальной сферы и социальная политика, 1998: V международный симпозиум, 16−17 января 1998 г. — М., 1998. — 375 с.
  143. А. Чем меньше денег у людей, тем меньше их у государства // Республика Татарстан. — Казань, 1994. —12 октября.
  144. И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80−90-е гг. XX столетия). — М., 1999. —217 с.
  145. З.Лапина Г. Нетрадиционные формы активной социальной политики // Человек и труд.— М., 1999. — № 5. — С. 66−68.
  146. Н.И. Мировой опыт региональной политики. — Новосибирск, 1996.
  147. М.И. Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления / Под ред. А. Л. Пузанова. Вып. 1—М&bdquo- 1998, — 103 с.
  148. А., Новиков А., Смирнягин Л. Региональная стратегия России //Регион: экономика и социология. — М., 1994. — № 3.—С. 26−38.
  149. И.В. Формирование доходов граждан и проблема социальной поддержки // Социально-политический журнал. — М., 1996. — № 2. — С. 42−49.
  150. Л. Жизнь пенсионеров в странах Восточной Европы и в России // Международные отношения и мировая экономика. — М., 1996.— № 11, —С. 135−144.
  151. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М., 1992. — 702 с.
  152. К.И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС. — М., 1987. —345 с.
  153. O.A. Социальная политика в России: мега-тенденции 1998−2010 гг. II Социальная защита населения России: истоки, традиции и перспективы. — М., 1998.
  154. O.A. Социальная политика в России: мега-тенденции 1999−2010 гг. //Социально-гуманитарные знания. — М., 1999. — № 1.
  155. В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. — М., 1996. № 1. С. 17−21.
  156. H.H. Современный антропогенез и цивилизаци-онные разломы (эколого-политологический анализ) //Социально-политический журнал. — М., 1995. — № 3. — С. 43−54- № 4. — С. 62−76- № 5. — С. 43−56.
  157. Г. В. Инвалиды Татарстана: условия жизни II Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции. — Казань, 1996.
  158. Г. В. Молодежь Татарстана: динамика социального статуса (по результатам социологического исследования). — Казань, 1995.
  159. Г. В. Социальные последствия реформирования: федеральный и региональный уровни II Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана. Материалы Международного семинара. — Казань, 1998.— С. 63−65.
  160. Р. Дорогу осилит идущий.— Казань, 1996.— 111с.
  161. Р.Ф. Бюджетный федерализм и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации // Проблемы укрепления Российской Федерации: международные и региональные аспекты. Научно-практ. конф. 11−13 ноября 1998 г.). — М., 1999. —С. 13−18.
  162. Р.Ф. Проблемы моделирования основных направлений экономического и социального реформирования в Республике Татарстан. — Москва, 1997. — 94 с.
  163. Р.Ф. Некоторые аспекты социальной политики //Экономика Татарстана после 17 августа / Под ред. Р. Хакимова // Панорама-Форум, — 1999. — № 21 — специальный выпуск. — С.25.27.
  164. Ф.Х. Представительные и исполнительные органы власти Республики Татарстан как факторы стабилизации социальных процессов в период реформирования политической системы. — Казань, 1996.—19 с.
  165. Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал. — М., 1994. — № 1,—С. 4−12.
  166. Л.В., Лыкова Л. Н., Кузнецова Т. Е. О приоритетах в социальной политике // Государственное регулирование экономики в современных условиях.— М., 1997.— Т. 1.— С. 125−142.
  167. М.А., Нугаев P.M. Здравоохранение на региональном уровне в контексте российских социальных реформ // Общественные науки и современность. — 1997. — № 5. — С. 44−53.
  168. М.А., Нугаев P.A. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. — Казань, 1997. —201 с.
  169. Опыт работы органов социального обеспечения Республики Татарстан. — Казань, 1993.
  170. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. — М, 2000. — 271 с.
  171. A.B. Система государственного управления. — М., 1997.
  172. Л.И. Контуры радикальной социальной реформы // Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа, — М., 1989. -264−278.
  173. В.И. Рынок труда и безработица: вопросы теории, методологии, государственного регулирования: Автореф. дис. докт. экон. наук. — М., 1996. —45 с.
  174. В. Г. Опыт становления и развития центров социального обслуживания — новой формы социальной защиты населения Российской Федерации, 1987−1997 гг. (на материалах г. Москвы): Авторефер. дис. канд. ист. наук. — М., 1998.—22 с.
  175. A.M., Дульщиков Ю. С. Государственная региональная политика: концепции и принципы развития // Регион: экономика и социология. — 1994. — № 3.
  176. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. — 431 с.
  177. Проблемы становления региональной и муниципальной социально-экономической политики: Сб. науч. тр. — Н. Новгород, 1998,—81 с.
  178. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.— М., 1996.
  179. .В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе: Материалы к семинарам Школы трудовой демократии. — М., 1997.— 76 с.
  180. Республика Татарстан: время больших перемен /отв.ред. Ф. Х. Мухаметшин. — Казань, 1996.
  181. Реформирование России: мифы и реальность (1989−1994) / Осипов Г. В. (руководитель), Иванов В. Н. и др. М., 1994.
  182. В. Социальная защита труда: концептуальные подходы // Человек и труд, — М., 1993. — № 5−6.
  183. В. Свобода или новое рабство: судьба «социального вопроса в России. — М., 1997. — 29 с.
  184. Российские реформы: социальные аспекты. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Миль-нера (Москва, 21 января 1998 г.) Науч. ред. Гилинская Э. Б. и др. — М., 1998.—367 с.
  185. В.М., Корягина Т. И., Арбузова Т. И. Сфера услуг: новая концепция развития — М., 1990.— 159 с.
  186. М.Н. Методологические проблемы изучения социальной структуры социалистического общества. — Свердловск, 1972.— 278 с.
  187. И.Л. Государственная молодежная политика в отношении студенчества в условиях современных социально-политических трансформаций российского общества: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Казань, 2000. —24 с.
  188. Г. С. Рост благосостояния советского народа. — М., 1967.—312 с.
  189. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М., 1996, — 350 с.
  190. В.И. Региональная политика: генезис, закономерности развития, стратегия управления. — Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам». — 1997.— 247 с.
  191. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. — М., 1999.— 317 с.
  192. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. — М.: Инфограф, 1997.
  193. В. Взгляд на региональную социальную политику // Человек и труд. — М., 1998. — № 4. — С. 16−22.
  194. Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики / Науч. ред. Бурлачков В. К. — М., 1998.— 352 с.
  195. Социальная защита населения: региональные программы // Социальное обеспечение. — М., 1996. — № 4. — С. 18−25.
  196. Социальная защита населения Республики Татарстан в1994 году. — Казань, 1995. 115 с.
  197. Социальная защита населения Республики Татарстан в1995 году. — Казань, 1996. 136 с.
  198. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: сб. ст. / Под ред. Ослунда А., Дмитриева М. — М., 1996.— 168 с.
  199. Социальная политика коммунистических и рабочих партий. М., 1979,—356 с.
  200. Социальная политика КПСС на современном этапе.— М., 1988, — 287 с.
  201. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений / Отв. ред. В. Н. Иванов. — М., 1987.— 314 с.
  202. Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового.— М., 1999.— 384 с.
  203. Социальный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой.— М., 1998,—271 с.
  204. Социология. Учебник для высших учебных заведений /Г.В.Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. — М., 1995. — 374 с.
  205. Становление региональной демографической политики и системы социальной защиты в условиях реформирования экономики / Юрпалов С. Ю., Юрганова A.A. и др. — Екатеринбург, 2000.—133 с.
  206. E.H. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис.— М., 1995 — № 5. С. 51−62.
  207. Суверенный Татарстан. — Казань, 1997. 309 с.
  208. В.Н. Формирование социальной политики нового типа // Проблемы социально-политического развития российского общества. — Воронеж, 1998. Вып. 3. — С. 92−94.
  209. И.В. Женщины о себе и своей жизни // СОЦИС. 1998. — № 11. — С. 128−130.
  210. А. Социальное государство, сущность и генезис // Человек и труд, — 1988. — № 5. С.38−45.
  211. А.К. Социологические законы. — М., 1975. 375 с.
  212. Условия жизни молодежи Татарстана: оценка и реальность (социологический анализ). — Казань, 1994. 43 с.
  213. В.П. Социальная защита населения в условиях переходной экономики. М., 1998.— 95 с.
  214. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Вопросы теории и практики (на материалах социологических исследований в Чувашской республике и других регионах). — Чебоксары., 1998.- 190 с.
  215. А. Социальная сфера и социальная политика: умеренная либерализация II Российский социально-политический вестник. М., 1998. — № 1.— С. 2−4.
  216. А. О некоторых аспектах социальной политики в современной России //Общество и экономика. — М., 1998. — № 6. — С. 3−8.
  217. О.И. Социальная политика в контексте постсоветской экономики (федеральный и региональный срезы) II Мир России. М., 1998, № 1−2,—С. 5−30.
  218. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс. 1996,—415 с.
  219. Энциклопедический социологический словарь / Общ.ред. Г. В. Осипова. М., 1995. — 936 с.
  220. Эрхард J1. Благосостояние для всех. Пер. с нем. — М., 1991, — 332 с.
  221. В.П. Социальная защита: понятие, сущность, гра
  222. ДИНАМИКА МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
  223. Дата В Республике Татарстан В целом по Российской Федерациимин» (тыс. руб.) ПМ (тыс. руб.) «мин» (тыс. руб.) ПМ (тыс. руб.)
  224. С 1 ноября 1993 г. 12.0 21.7 7.74 37.9
  225. С 1 декабря 1993 г 14.62 24.9 14.62 42.8
  226. С 1 февраля 1994 г. 30.0. 33.7 14.62 47.2
  227. С 1 июля 1994 г. 30.0 70.8 20.5 91.8
  228. С 1 января 1995 г. 110.0 121.4 20.5 179.5
  229. С 1 апреля 1995 г. 110.0 176.0 34.4 234.0
  230. С 1 мая 1995 г. 110.0 199.0 43.7 254.0
  231. С 1 августа 1995 г. 110.0 200.0 55.0 286.0
  232. С 1 сентября 1995 г. 200.0 207.0 55.0 286.2
  233. С 1 ноября 1995 г. 200.0 225.0 57.75 316.0
  234. С 1 декабря 1995 г. 200.0 238.0 60.5 327.3
  235. С 1 января 1996 г. 200.0 245.5 63.25 347.0
  236. С 1 апреля 1996 г. 200.0 270.2 75.9 372.0
  237. С 1 января 1997 г. 200.0 301.3 83.49 393.6
  238. С 1 мая 1997 г. 350.0 333.1 83.49 417.0
  239. С 1 июля 2000 г. (руб.) 350 854.1 132 1234
  240. С 1 января 2001 г. 350 882 200 1300
Заполнить форму текущей работой