Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из первых целостных социологических исследований изучающих историческое сознание было проведено в 1990; году под руководством Ж. Т. Тощенко, В. Э. Бойкова, В. И: Меркушина, А. И Афанасьевой. Исследование проводилось по общероссийской выборке.1 В проведённом исследовании оценивались такие критерии & исторического сознания, как отношение к историческим событиям, ценностям, личностям… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Историческое сознание населения как объект социологического исследования
  • Раздел 2. Состояние массового исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков
  • Раздел 3. Социальные институты формирования исторического сознания

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «эпохи потрясений и катастроф», переломные периоды жизниобщества, как правило, происходят интенсивные процессы переоценки? существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем побуждает людей искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, делать выводы на будущее. Именно это обуславливает, в частности, повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы бытия общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка, проблем формирования исторического сознания может, и нередко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в условиях распада СССР, попытки переосмысления истории государства, повлекли за собой снижение уровня патриотизма и дестабилизировали отношения между народами, составлявшими единое государство.

Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что оно обладает большой потенциальной силой. С одной стороны, может повысить уровень патриотизма, гордости за свою страну, с другой стороны, как это происходит в настоящее время, взгляд на историю, который превалирует последние десять, пятнадцать лет, описывающий путь, пройденный страной, не только нетипичным, но и зачастую не правильным, приводит к негативному отношению к своему государству. Стабильное и поступательное развитие общества достигается не только тотальным сломомстарого, но и реформированием, адаптацией идей и институтов прошлого к современности. Традиция и новаторство должны сопутствовать друг другу постоянно.

Важность исследования данного явления определяется также и заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно — историческому наследию своего народа. В современном тесно взаимосвязанном мире неизмеримо повышается роль компетентных решений на основе прошлого • опыта, а познание исторической реальности > — важная предпосылка углубленного понимания современности и одна из основ прогноза перспектив общественного развития.

Следует отметить, что историческое сознание у каждого из народов имеет свои особенности. Неодинаково оно и у населения Российской Федерации. Главной его особенностью является огромное количество социальных групп имеющих свои традиции, свои ценности, свою культуру, свои исторические особенности, при чем группы следует выделять не только по вертикальной (на экономической основе, уровне интеллекта) или горизонтальной (принадлежность к определенному этносу, региональные: особенности) структуре, а по перекрестной, учитывающей множество факторов и особенностей • конкретной социальной группы. Очень важным является определение путей. формирования и корректировки исторического сознания Российского населения. Каждая социальная группа, постоянно получая определенный объем, информации по историисвоей страны,. истории1 народа проживающего на территории государства или за его пределами, а так же другой^ исторической информации интерпретирует её, пропуская, через призму особенностей собственного представления об истории того или иного явления, вследствие чего восприятие не может быть однозначным. Наиболее актуальной проблемой насегодняшний день является определение путей корректировки исторического сознания, и выявление наиболее эффективных из них.

С одной стороны, основной путь формирования исторического сознания, исторических представлении происходит совместно с этапом социализации и основными агентами формирования выступают, социальные группы, окружающие индивида, такие как семья, школа, «улица», и др. Необходимо отметить, что школа в большинстве случаев, является основным институтом формирования исторического сознания.

Однако агентыпреподаватели историикак правило, приподаче исторического материала, слабо учитывают особенности регионов, национальные особенности, а так же индивидуальные особенности: Появившиеся I впоследнее время учебные курсы * по краеведению проходят стадию апробации, не имеют высокой эффективности.

Анализируя учебники по истории, сталкиваешься" с проблемой} что, несмотря? на-появление многовариантности рекомендованных учебниковпо историиони) практически не учитывают, на обучение индивидов из каких социальных групп они? направлены. О. Е. Барклаева проводяисследование методом контентанализа выявила, что «всё отличие современных уч ебников по истории заключается в том к каким из событий автор уделяет: больше, а к какимменьше внимания"-. Обозначенное разнообразие показывает, что авторы учебников совершенно не учитывают многообразие путей формирования исторического сознания! тех на кого направлены их учебники.

Необходимость выявления основных источников? формирования исторического сознания, обусловлено так же тем, что наряду с формальными институтамиформирующими? и корректирующимиисторическое сознание, существует огромное: количество неформальных, таких как молодежные организации, религиозные* организации, клубы по интересам, политические объединения и множество других. Зачастую такие неформальные объединения, освещая? исторические событияпреподносят их с выгодной 1 для организации позициичто? может привести к возникновению кризиса* не только у индивида, а в окружающих его социальных группах и как следствие в обществе в целомСледовательно, выявление механизмовформирования и корректировки исторического сознания, является основным этапом, для определения неформальной цели воздействия того или иного социального института:

1 О. Е. Барклаева. Безвариантный выбор новоявленных учебников.// Сборник образовательных программ для средней школы. Воронеж 2000. С.7−8.

Актуальность выявления средств формирования и корректировки исторического сознания связана с необходимостью усиления формирования положительного отношения к государству в настоящее время. Для стабильного функционирования любого государства, необходимо наличие общих идей, ценностей, цели для каждой социальной группы составляющей государства. Основой для формирования таких категорий выступает историческое сознание. В России на переходном этапе, в силу изменении во всех структурах общества такие категории были утрачены, а создание новых возможно только через корректировку исторического сознания. Следовательно, выявление основных социальных институтов, формирования и корректировки исторического сознания так же является важным этапом формирования общегосударственной идеи, цели и ценностей.

2. Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема исторического сознания имеет огромную историю. Ещё первые летописцы, описывая какоелибо историческое событие заметили, что разные авторы интерпретируют один и тот же факт поразному. Как правило, среди нескольких описаний одного исторического события выбиралось одно, которое признавалось верным, все остальные считались ложными. К осмыслению исторического сознания общественнаямысль обращается только вместе с изучением сущности исторического процесса и его движущих сил. Интерес в этом плане представляют взгляды античных философов на прошлое и будущее, исследование проблем человеческой памяти философами средневековья, постановка проблемы «человек и история» в эпоху Возрожденияи Просвещения, а также в немецкой классической философии! Подход к истории как процессу смены, общественно — исторических формаций был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом2. Различные аспекты проблемы особенно активно.

1 Герье В. И. Философия истории от Августина до Гегеля. -М.1915.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. // Соч. 2-е. изд. Т.2. -С.3−230 подвергались осмыслению российскими мыслителями и исследователями — на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

В отечественной философии одним из первых употребил понятие «историческое сознание» А.И.Герцен1. Большое значение дляизучения проблемы имеют труды и работы Н. Г. Чернышевского и В. О. Ключевского. Вопросы философииîистории разрабатывали К. Д. Кавелин и С. М. Соловьев, проблемы «наций и национальностей и их истории» — Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и другие2.

Историческое сознание как духовное явление стало целенаправленно исследоваться отечественными учеными с шестидесятых годов) XX века. Современный этап* (с середины восьмидесятых годов), несмотря на всю своюпротиворечивость, характеризуетсяîустойчивым вниманием к данному явлению и более глубокой теоретической проработкой некоторых аспектов проблемы. Так в последнее время появились работы, посвященные анализу структуры/ исторического сознания?. В ряде работ была предпринята попытка проанализировать национальный и религиозный его компоненты4. Однако преждевременно говорить о единой системе, постоянном i и комплексном изучении исторического сознания. Исследование этого феномена проходит ещё стадию становлениярешения общих концептуальных задач.5.

Существенный интерес для изучения данной проблемы представляют также работы западных социологов, философов и историковдля многих из которых характерен системный подход к методологии исторического познания, осмыслению проблем прошлого.6.

1 Герцен А. И. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. -М., 1946.

2 Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. -М., 1950.

3 Каменев C.B. Вопросы методологии исследования структуры исторического сознания.// Современная наука и закономерности её развития. Вып.4. — Томск, 1987; Самиев А. Х. Структура исторического сознания. -Душанбе, 1988; Французова Н. П. Историческое сознание и его структура.// Историзм и творчество: Материалы Всесоюзной Научнотеоретической конференции. Часть 1. -М., 1990. -С.6- 17.

4 Ельчанинов В. О содержании и сущности исторического сознания. // Диалектика форм и уровней общественного сознания. -Барнаул, 1988.

3 Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск, 1987; Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление патриотизма. -М.1987.

6 Brelssford V. Historical sociology. An Introduction to Societal Evolution and Culture. -L. 1944.

Одно из первых целостных социологических исследований изучающих историческое сознание было проведено в 1990; году под руководством Ж. Т. Тощенко, В. Э. Бойкова, В. И: Меркушина, А. И Афанасьевой. Исследование проводилось по общероссийской выборке.1 В проведённом исследовании оценивались такие критерии & исторического сознания, как отношение к историческим событиям, ценностям, личностям. Рассматривалась проблема «белых пятен» и негативизма в историческомсознании, а так же их истоки. Исследование так же затронуло такой феномен, как противоречия исторического сознания^. В исследовании был подробно изучен факт «Отчуждения в истории"3 и значимости действительной основы, как главной задачи всякого исследования социальных вопросов4. Проведен анализ данных оценивающих «десятилетие реформ в памяти российского народа"5. В последнее время появились работы, посвященные анализу тенденций изменения исторического сознания, а так же влияющим на него факторам, исследовались особенности исторического сознания в зависимости от социальной группы носителя памяти, религиозной принадлежности и другим характеристикам6.

В настоящее время проходящая в России реформа образования определила как одну из ключевых задач разработку программы преподавания исторических дисциплин в учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования. Обозначенная проблема обусловлена тремя! факторами. С одной стороны историческое сознание преподавателей очень часто отличается от предлагаемого системойобразования курса истории: Они, транслируя теорию, дополняют её своими индивидуальными.

1 Ж. Т. Тощенко, В. Э. Бойков, В. И. Меркушин, А. И. Афанасьева. «Историческая память."//Информационный бюллетень № 1(10), М1991.

В. И. Меркушшин «Противоречия исторического сознания"// Информационный бюллетень № 1(10), М1991.

3 Ю. А. Прозоров «Отчуждение в истории и историческое сознание // Информационный билллютень № 1(10), М 1991.

4 Маркс К, Энгельс Ф, Сочинения, Т.2, С. 581.

В. Э. Бойков «Десятилетие реформ в памяти российского населения"//Социология власти № 5−6, М2001.

6 Материалы «круглого стола» по теме: «Историческая память населения России: состояние и тенденции развития"// Социология власти, М2002 оценками. С другой стороны проблема осложняется отсутствием единых утвержденных учебных пособий. Отсутствие утвержденной литературы, связано с низкой степенью изученности реального исторического сознания, неопределенностью оптимального исторического сознания и механизмов его формирования. Третий фактор обусловлен тем, что система образования является одним из институтов формирования исторического сознания. «Оно так же формируется под воздействием семьиСМИсистемы дополнительного образованиярелигиозных, международных организаций и множеством других социальных институтов. В настоящее время не построена единая система, учитывающая степень и направленность, влияния социальных институтов на формирование и корректировку исторического сознания.

Следует отметить, что практически все из проведенных ранее исследований изучалилибо содержание исторического сознания, либо результаты его воздействия, либо другие его компоненты. Однако нет ни одного специального исследования, которое рассматривало пути (механизмы) и основные социальные институты формирования и корректировки исторического сознания.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — выявление состояния и тенденций формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Задачи исследования:

— определить теоретико-методологические подходы к изучению исторического сознания;

— дать социологическую интерпретацию понятия «историческое сознание», определить его структуру и функции;

— выявить в массовом сознании ценности и социальные оценки, выражающие отношение различных групп населения к историческому прошлому;

— определить степень влияния различных социальных институтов на формирование исторического сознания;

— разработать рекомендации по оптимизации работы различных учреждений, направленной на развитие исторического сознания.

Объект исследования: историческое сознание населения России. Предмет исследования: особенности исторического сознания россиян, пути и способы его формирования на современном этапе развития общества;

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Теоретико-методологическая и методическая база исследования.

Исследование основано на работах отечественных и зарубежных философов, социологов, историков, политологов по проблемам диалектики общественного бытия и общественного сознания. Фундаментальные труды западных ученых (Гегеля, И. Г. Гердера, Г. Риккерта, П. А. Сорокина, А.Дж.Тойнби, О. Шпенглера) по философии истории позволили сопоставить различные точки зрения на восприятие субъектом исторического (процесса и исторического времени. Теоретические исследования отечественных ученных (Г.М.Гака, В. Ж. Келле, М: Я. Ковальзона, В. И. Толстых, Ж. Т. Тощенко, А.К.Уледова) выделившие основные критерии структурирования общественного сознания, позволили применить их для определения структуры исторического сознания. Работы М. А. Барга, П. В. Волобуева, А. В. Гулыги, В. К. Егорова, И. С. Кона, Ю. А. Левады, А. И. Ракитова, Н. П. Французовой посвященные феномену исторического и сознания, его особенностям, месту и роли в жизни общества, послужили основой для уточнения данного понятия, анализа его сущности, структуры и функций.

Методический аппарат исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методов анализа полученной эмпирической информации, а так же результатов проведенного аспирантом социологического исследования методом экспертного опроса. Качественному вторичному анализу подверглись статистические и отчетные материалы, материалы опубликованных исследований.

Эмпирическую базу диссертации составили:

— результаты социологического исследования «Историческое сознание российского населения: состояние, тенденции развития» проведенного Социологическим центром РАГС в июне 2001 года (с участием автора). Опрошены 2401 человек в 12 субъектах РФ по квотной выборке;

— результаты социологического исследования «Историческая память российского населения: этнические и социокультурные особенности формирования», проведенного Социологическим центром РАГС в январе-феврале 2003 г. (с участием автора). Опрошены 1945 человек по однотипной методике. Выборка многоступенчатая, квотная с вероятностным отбором респондентов;

— результаты социологического исследования «Консолидация российского общества» проведенного Социологическим центром РАГС в декабре 2001 года (с участием автора). Опрошены12 400 человек в 25 субъектах РФ по репрезентативной общероссийской выборке;

— результаты экспертного опроса, проведенного автором в декабре 2003 г. — январе 2004 г. Общая численность экспертной группы составила 65 человек. В группу вошли: ученные, профессионально изучающие историческое сознание, учителя школ и преподаватели ВУЗов, специалисты по РЯ, лидеры региональных отделений партий;

— результаты вторичного анализа социологического исследования «Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки», проведенного АОН при ЦК КПСС 28 мая-5 июня 1990 года в 15 областях и городах СССР по репрезентативной выборке;

— доклады Государственного комитета по делам молодежи Правительства Российской Федерации;

— аналитические статьи и результаты социологических исследований, опубликованные в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» (2000;2003 гг.) — а так же других научных изданиях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.

1. Дана социологическая интерпретация понятия «историческое сознание». Историческое сознаниеэто совокупность транслируемых от поколения к поколению исторических знаний и представлений, ценностей и символов, идей и убеждений, традиций, норм и стандартов поведения. Оно образует ядро социально-культурной самоидентификации индивидов, социальных групп, этносов.

2. Диссертант уточняет понятия необходимые для изучения исторического сознания, прямо или косвенно связанные с ним. Исторические знаниярезультат познавательной, мыслительной деятельности людей, включенный в процесс общественно-политической и трудовой жизни людей и означающий усвоение исторических фактов, хронологии, понятий законов науки, отражающих объективные закономерности исторического процесса. Историческое мышлениерациональнологическая ступень познания исторической действительности, существенных, прежде всего причинноследственных связей и отношений, исторических процессов и явленийв творческом продуцировании идей, теорий, в прогнозировании событий и действий. Историческое мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний, сохраняемых памятью и фиксируемых средствами языка, с которыми историческое мышление находится в неразрывной связи. Историческая памятьспособность индивида сохранять и воспроизводить в словеснологической (устной и письменной), образнойэмоциональной, предметной форме исторические знания, полученные в системе образования икультуре, в результате усвоения опыта старших поколенийпутем самообразования и общения, через аудио, видео средства, а так же события, участником и свидетелем которых был ее обладатель. Коллективная памятьпамять «совокупного субъекта" — историческаяпамять нации, народа, общества. Традицииопределенные элементы социального и культурного наследияявляющиеся продуктом общественных отношений, человеческой деятельности и образа жизни людей, возникающие исторически и передающиеся от поколения к поколению, и. которые сохраняются в определенных обществах или социальных группах на протяжении долгого времени;

3. Для анализа исторической памяти, как определенной формы массового сознания использовались как общие, так и частные методы познания-гносеологический, социологическийаксиологическийпсихологический, семантический и эстетический:

— гносеологический? подход позволил выявить в данном феномене теоретический и обыденный уровни,. исторические знания и мышление;

— социологический аспект позволил выявить его субъектов, носителей идей, знаний, представлений, проанализировать общественную значимость данного феномена, его функции;

— аксиологический подход показал в данном феномене такие структурные образованиякак ценностные ориентации и идеалы;

— психологический подходобозначил наличие исторических чувств и социальных в томчисле этнических, автои гетеростереотипов. Обосновывал, что важным элементом исторического сознания выступает историческая (социальная) память;

— семантический аспект анализапозволил выявить различные компоненты, такие как общезначимые символы: национальный язык, обряды, обычаи, традиции и т. д.;

— на основе эстетического подхода были выделены в историческом сознании художественные образы.

4. Определены функции исторического сознания: познавательная, интегративная, коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, (содержание функций раскрывается в дальнейшем изложении).

5. Обоснованы и разработаны показатели и индикаторы изучения исторического сознания, наиболее общие из них: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям», «глубина интереса к истории», «уровень исторических знаний», «культурно-историческая идентификация», «отношение к переломным этапам в истории страны» и др.

6. Выявлено, что в реальном историческом сознании населения России на рубеже веков противоборствует старое и новое, разрушаются одни стереотипы и идеологемы, привносятся другие, не всегда свободные от искажений, иллюзорных представлений.

7. Изучено влияние социальных институтов на формирование исторического сознания. Наибольшее влияние на формирование и корректировку исторического сознания оказывают система образования и средства массовой информации. Школа — это, прежде всего, социальный институт, формирующий основы: исторического сознания (даёт исторические знания в — системе, последовательностиучит подрастающее г поколение анализировать исторические явления и: факты, вскрывать причинно-следственные связи, ориентироваться в историческом пространстве и времени). Средства массовой информации вооружают людей новыми фактами, оценками исторических событийпорой субъективного характера. Определены характерные черты современного исторического сознания россиян. 1. Радикальная переоценка ценностей, фактов и событий прошлого, оказавших решающее влияние на историческую судьбу страны, её? населения и связанных с восприятием своего будущего- 2. Идеологизированность исторического сознания россиян, субъективизм воценках прошлого. ЗЛротиворечивость исторического сознанияпроявляющаяся в переплетении, научных знаний и мифов с легендами, оптимизма и пессимизма во взглядах на судьбу станы и её социума. 4. Поляризированность исторического сознания заключается в том, что восприятие ш оценка исторических фактов и событийа также перспектив относительно будущего > страны неоднозначна среди различных социальных групп населения России- 5. Политизированность исторического сознания, проявляется в том, что восприятие и оценка прошлого и будущего страны, образа власти и народа координальным образом различаются у социальных групп с высоким и низким уровнем дохода.

Выявлены тенденции в развитии и формировании исторического сознания в современных условиях:

— одной из главных тенденций остается противоречивость исторического сознания, которая выражается с одной стороны в стремлении освободиться от идеологической лакировки, украшения историю России, с другой стороны происходит пополнение новыми знаниями, которые не всегда получены из достоверных источников, именно на их основе происходит изменение отношения к войне, Сталину, коллективизации и другим' значимым историческим событиям и эпохам.

— для последних 15 — 20 лет характерна стихийность в формировании исторического сознания российского народа, неоднородное влияние всех социальных институтов на данную форму общественного сознания;

— возрастает роль исторического сознания как одного из ведущих консолидирующих факторов. Именно на его основе достигается толерантность всех российских народов. 10. Предложены рекомендации по формированию и корректировке исторического сознания населения РФ для органов государственной власти. 1. Необходимо определить позицию официальной власти по отношению к узловым, поворотным историческим событиямразных эпох. 2. Разработать единую программу преподавания исторических дисциплин в системе школьного, специального и вузовского образования. 3. Ограничить негативизм в оценках исторического прошлого России, особенно в школьных курсах, в средствах массовой информации.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена: теоретической проработкой проблемы, широкой источниковедческой базой;

— опорой на научно — апробированную концепцию системного анализа, принципом преемственности знаний в социальных науках;

— применением надежной, научно-обоснованной социологической методики сбора данных;

— репрезентативностью выборки социологических исследований, являющихся эмпирической базой;

— корректным применением статистических и логических методов обработки и анализа данных социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации являются определенным приращением знаний в области исследования формирования исторического сознания, способствуют более глубокому пониманию сущности исторического сознания населения России.

Основные положения диссертации могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы для продолжения изучения проблем исторического сознанияв деятельности институтов государственной власти и самоуправления при разработке комплекса мер, направленных на корректировку исторического сознания индивидов, коллективов, социальных групп, социально-территориальных общностей, этносов и общества в целом.

Результаты диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций при разработке программы патриотического воспитания молодежи Самарской области на 2004;2008 г. г.- использовались для консультирования представительных органов власти города Самары. Методика и категориальная база исследования могут представлять основу для дальнейших социологических исследований данной проблемы.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

Результаты исследования показаличто заметную роль в процессе формирования исторического сознания в современный период стала играть семья. Люди стали? больше интересоватьсясвоей родословнойисторией) своей семьисвоими «корнями».

Подавляющее большинство (77,4%) респондентов проявляют интерес к: семейной истории (знают своих дедов и прадедов), при этом уровень образования существенно влияет на полноту знаний своего рода.

Об устойчивом интересе к семейной истории свидетельствует и распределение ответов на вопрос об отношении к семейным реликвиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М:Политиздат, 1991. -224с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М., 1982. -199с.1.3- Аверьянов Л: Я: В поисках своей идеи. Статьи и очерки. -М. 2000-
  3. Американская социологическая мысль: тексты /Р.Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц- Пер. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  4. О.С. Методология: функция, — сущность, становление (динамика и связь времен) /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: ЛМА, 1996.
  5. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253с.
  6. Аристотель. Политика. Соч. -Т.4. -Mi, 1984. -С.375−645.
  7. А.И. Человек и мир культуры. -Mi 1992.
  8. Афанасьев BiBi Историческая социология- Барнаул, 1995.
  9. Ю.Н. Перестройка и историческое сознание. М. 1988.
  10. Балибар Э. Раса, нация, класс: Двусмысл. Идентичности. Пер. И: Глущенко и др. Mi: JIoroc-Альтера: Ессе хомо, 2003
  11. Баллер Э А. Социальный прогресс и культурное наследие. -Mi 1987.
  12. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. -М. 1987.
  13. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии: М.: Изд-во МГУ, 1987.1.15: Бахтин M. Bi Историческое мышление в эпохи катастроф. Саратов 2002i
  14. Т.В. Культура и власть. -М. 1991.
  15. Н. А- Судьба России. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -256с.
  16. НА. Истоки и смысл русского коммунизма: -М.: Наука, 1990.-224 с.
  17. М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования: Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та-, 1999:
  18. Бовш В: И: Национальная безопасновть и историческое сознание нации. М. 1997.
  19. В.Э., Иванов В. Н., Тощенко Ж. Т. Общественное сознание и перестройка. -М.: Политиздат, 1990- -287с.
  20. Болотоков В-Х., Кумыков А. М: Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья: Для вузов. М.: Логос, 1998
  21. Ю.В., Подпольный Р. Г. Человечество это народы. -М.: Мысль, 1990.-391с.
  22. Ю.П. Социологические образы: Методическое пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
  23. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. В2т. -СПб. 1861.
  24. Бутенко И^А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии /Отв. ред. ЛГ.Ионин. — М.: Наука, 1987.
  25. A.B. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» Петра Лаврентьевича Лаврова. М.Мариуполь. 1995.
  26. М. Протестантская этика и дух капитализма. М- 1990.
  27. Л.А. Диалог культур: теория и реальность: (На примере Сев. Кавказа). Пятигорск: ПГЛУ, 2003
  28. Гаврилова И. Н: Проблемы политической социализации молодежи России: (По итогам социологических исследований молодежи 1991−1993 гг.). — Молодежь России: 90-е годы. М., 1995
  29. П.П., Давыдов Ю.Н- История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. Мл Политиздат, 1991.
  30. Г. Работы разных лет. -М., 1971. —Т.2. -320с.
  31. Г. Философия права. Соч. -Т.7. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 380с.
  32. Г. Энциклопедия философских наук: Часть третья. Философия духа// Гегель Г. Соч: -T.IV. -М., -1956. -227с.
  33. И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М. 1977.
  34. О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
  35. П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. -М., 1924. -578 с.
  36. М.К. Российское общество в условиях трансформации. -М.2000.
  37. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. -М., 1989. —317с.
  38. Данилевский Н. Я: Россия и Европа. М. 1991.
  39. Диалектическая сущность нового мышления/Отв. ред. Е. Ф. Солопов. -М-: Мысль, 1990. -318с.
  40. Дианова В. М: Философия истории: преемственность, параллели, развитие. М.2000.
  41. Добреньков В- И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 3. Методика и техника исследования/ М.: Инфра-М- 2004
  42. М. Собрание политических сочинений. -Париж, 1906. -Т.21 -325с.
  43. С.И. История и историческое сознание. М.2003.
  44. B.K. История в нашей жизни. -МЛ 990.
  45. В. А. Шайдуров В.Н. Ещё раз о национальных особенностях исторического сознания. Mi 1997.
  46. Д.Т. Противоречия социализма и пути их разрешения. -М.: АОН при ЦК КПСС. -1990. -256с.
  47. Д.Т. Синергетические интенции в современной философии образования // Синергетика и образование. М., 1997. — С. 119−122.
  48. Т.Д. Концепция коммуникативного опыта в философии образования XXI века // Философские проблемы образования. Ml, 1996.-С.66−73.
  49. Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры. 1917- 1920 г. г. -М: 1989.
  50. A.F. Потребности, интересы, ценности: -М.: Политиздат, 1986.-222с.
  51. Зоркальцев В: И. Духовное единение: (Духов, единение и плюрализм) М.: ИТРК, 2003
  52. Иванов В. В1 Введение в историческую социологию. Казань, 1998
  53. Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы: Конец XVII 70-е годы XIX в./ РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1995.
  54. Информационный сборник республиканского центра военно-патриотического воспитания молодежи. — Севастополь: Политическое управление Черноморского флота. —1990.-60с.
  55. В. Золин П. История и идеология Русского народа. СПб. 1997,345с.
  56. Э.А. Социология XX века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996
  57. Н.М. Введение в изучение социологии. -СПб:Тип. М. М- Стасюлевича,-1897.-418с.
  58. Т. Теперь и прежде. -М. 1994.
  59. Карсавин Л. П .Введение в историю.-М.:АСТ, 2002. -560с.
  60. Л. П.Философия истории.-М.2003'1631 Карсавин Л.П. Восток и Запад и русская идея. СПб. 1993.
  61. К. Национальность нашего времени: Спб., 1905. 48с.
  62. Каутский Национализм и интернационализм:-Петроград, 1918. — 107с.
  63. В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти т. -Т III/ Под ред. В. П. Янина. -Mi: Мысль, 1989:-414с.
  64. С.Н., Щендрик А.И: Возрождение идеала. -М.: Политиздат, 1990.—289 с. 1681 Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.
  65. C.B. Общество- Средства массовой информации-власть. Ростов н/д, 2001.
  66. Кузнецов, Вячеслав Николаевич Российская идеология XXI: Опыт социол. исслед. формирования рос. идеологии XXI в. М.: Кн. и бизнес, 2004
  67. Левичева В: Ф. Молодежный Вавилон: Размышления онеформальных движениях.-М: Молодая гвардия, 1989. -219с.
  68. Ленин В. И: Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая" тактика социал-демократии// Полн. собр. соч. -Т. 17. -С. 186−196.
  69. В.И. О национальной гордости великороссов//Полн. собр. соч. —Т.26. -С. 106−110
  70. Ленин В. И: Тезисы по национальному вопросу// Полн. собр. соч. -Т.23. -С.314−3221.75: Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационная психологическая война. М. 1998.
  71. Д.С. Культура русского народа Х- XVII вв. -М: -Л: 19 501 983.
  72. Ломоносов М: В: Избранные произведения. В 2 т. -М. 1986.
  73. Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. -М, 1989--256 с.
  74. К. Нищета философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. —Т.4. -С.65−185.
  75. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.4. -С.419−459:
  76. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. Отв. Ред. A.B. Шевченко.- М!: РАГС, 2002:
  77. В.Н. Культура и история. -М. 1997.
  78. .Г. Введение в методологию истории. М 1991.
  79. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе/Под общ. Ред. В. В. Журавлева. -М.: Политиздат, 1990. -447с.
  80. В.Е. Проблема исторической реальности. Mi 2000:
  81. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей ред. Б. И. Краснова.-М-: МГСУ, 1997.
  82. Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы: Сборник/Сост. В. Е. Гимпельсон, А. К. Назимова. -М.: Сборник трудов ученных социалистических стран. -М, 1989. -255с.
  83. Патриотическое сознание: сущность и формирование/А.С. Миловидов, П: Е. Сапегин, А. Л. Симонов и др. -Новосибирск: Наука, 1985. -254с.
  84. . Психология интелекта.-СПб., -2003 .-192с.
  85. . Психология ребенка.-СПБ., -2003: -160с.
  86. В.Д. Информациология и информационная политика. Mi: РАГС, 2001
  87. В.Д. СМИ и политика в России: -М., 2000.
  88. Попов В: Д1 Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. -М/.Мысль, 1981. -239с.
  89. Ракитов А. И: Историческое познание: Системно- гносеологический подход.-М: 1982.
  90. Н.К. Берегите старину. -М. 1993.
  91. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. -СПб-, 1991
  92. Россия на рубеже веков. Отв. Ред. М-К. Горшков. -М.2000. 1.98: Русские просветители. T. I: —Mi,. 1966. —440с.
  93. Соч. -2-е изд. -Т.39. -С. 174−177. 1.123. Энегльс Ф. Полю Лафаргу.27 июня 1893 г.// Маркс К., Энгельс.Ф.
  94. Aldershot: E. Elgar Publication, 1994. 1.190.Shahlin D. Development of Soviet Sociology 1956−1976 // Annual
Заполнить форму текущей работой