Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентировочной базой исследования послужили теоретические и практические установки представителей художественной педагоги" ки, как Г. В. Беда, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев, Е. ВЛорохов и других, в исследованиях которых большое внимание уделяется вопросам активизации учебно-воспита-тельного процесса, воспитанию у студентов эстетического отношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. !¦ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КОМПОЗИЦИИ. II
  • Глава II. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ¿ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЙССЛЕ
  • ДОВАНИЕ)

Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях развития и преобразования общества перед нашей школой* как высшей так и средней, наиболее остро стоит проблема подготовки нового, широко образованного и активного поколения, способного творчески ре" шать задачи, выдвигаемые жизнью. Основная роль в решении этой проблемы отводится средней общеобразовательной школе, поскольку творчески активную личность необходимо воспитывать с ранних лет. Решение задач развития творческой активности школьников прёжде всего отоит перед учителем изобразительного искусства, который непосредственно вводит детей в мир художественного творчества и эстетических переживаний&diamsНо побудить у детей потребности к активной художественно-творческой деятельности и определить пути воспитания у них высокого эстетического вкуса способен только творчески активный художник-педагог имеющий высокую профессиональную подготовку. И поскольку этими педагогами должны стать сегодняшние студенты художественно*графических факультетов пединститутов, проблема эффективности художеотвенно""твор-ческой деятельности обучающихся на ХГФ требует к себе особого внимания" Методика же повышения эффективности художественно"* творческой деятельности студентов относится к числу наиболее важных вопросов художественной педагогики и нуждается в посто* янном изучении с целью выявления наиболее оптимальных методов и средств ее совершенствования.

Наряду с другими дисциплинами изобразительного цикла в развитии у студентов творческой активности особую роль играют занятия по композиции. Но поскольку учебным планом на данную важнейшую художественную дисциплину отводится крайне малое количество учебного времени, проблема повышения эффективности мето~ дов активизации художественно-творческой деятельности в учебном процессе по композиции приобретает особую остроту.

Одним из наиболее эффективных способов ведения занятий по композиции является сочетание словесно-логического и наглядно"" образного способов передачи информации.

Исходя из особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанного на них человеческого восприятия, наука дока* зывает, что наибольшей эффективности в преподавании можно дос" тигнуть при сочетании вербально-речевых, зрительно-образных и других методов наглядного обучения. Все это говорит о необходимости научного обоснования методов преподавания и активизации художественной-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции. Отсюда вытекает и актуальность избранной нами темы исследования.

Если вопросам композиции и методам преподавания ее в худо" жественных учебных заведениях и отводилось должное внимание в нашей литературе, то методами повышения эффективности художественно-творческой деятельности на занятиях по композиции в пединститутах еще не уделялось должного внимания.

Вопросы теории композиции и методики ее преподавания в художественных учебных заведениях поднимали известные советские художники и педагоги" такие как Е. А. Кибрик, А. А. Дейнека, К. Ф. Юон, В. А. Фаворский, Н. Н. Волков и другие, которые отмечали возможность и необходимость обучения композиции в условиях целенаправленного педагогического руководства.

В последнее время усилилось внимание исследователей не только к общим теоретическим и методическим проблемам композиции, но также и к проблемам теории композиции отдельных видов и жанров изобразительного искусства и методика их преподавания на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Это прежде всего работы таких авторов, как Г. В. Беда, Е. В. Шорохов, Н. Г. Козлов, А. С. Пучков, А. В. Триселев, Л. А. Панова и других.

Однако вопросы художественно-творческой деятельности студентов и использование для повышения ее эффективности комплекса мер воздействия на студентов в процессе обучения композиции в существующей литературе по проблемам теории и методики ее преподавания, еще не нашли до сих пор своего должного отражения. Специальных исследований и методических разработок по проблемам повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции на художественно* графических факультетах в настоящее время нет. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность избранной нами темы исследования.

Научное обоснование методов активизации творческой деятельности на занятиях по композиции особенно необходимо в средних общеобразовательных школах, где уроки композиции преследуют об-щеобразовательные цели, а не специальные. Между тем, методической литературы по активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках по композиции до сих пор не существует.

Естественно, что научно-методическое обоснование повышения эффективности методов преподавания композиции необходимо начинать с педагогических институтов, с художественно-графических факультетов, которые готовят кадры учителей для средней общеоб-разовательной школы.

В решении задач, связанных с повышением эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции, наряду с другими средствами обучения и воспитания, известную роль мы отводим также и техническим средствам обучения. Однако в существующей литературе вопросы методики использования технических средств обучения на занятиях по изобразительному искусству, и, в частности, в учебном процессе по композиции, не нашли до сих пор своего должного отражения.

Повышение эффективности художественной-творческой деятельности в исследовании рассматривается как одна из важнейших проблем психологии и художественной педагогики.

Отсюда, в нашем исследовании использовались основные теоретические положения известных советских психологов, как В.Г.Асе-ев, Л. С. Выготскии, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др., а также зарубежных • Р. Арнхейм, Й.РеШсовскиЙ.

При рассматривании вопросов художественной-творческой деятельности и эстетического воспитания мы опирались на труды таких ученых, как ГЛ. Ермаш, Б. И. Додонов, В. Г. Злотников, В.П.Сло-* бодова, И. П. Короленко, Н. В. Рождественская, АД. Мелик-Пашаев, Г. В. Фролова и других, которые в своих работах освещают различные общие и частные аспекты художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания.

Ориентировочной базой исследования послужили теоретические и практические установки представителей художественной педагоги" ки, как Г. В. Беда, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев, Е. ВЛорохов и других, в исследованиях которых большое внимание уделяется вопросам активизации учебно-воспита-тельного процесса, воспитанию у студентов эстетического отношения к действительности и развитию у них творческих способностей, методам стимуляции познавательной и художественно-творческой деятельности, а также работы И. ИДрига, Л. П. Прессман, Г. И. Рах, Б. Г. Сладкевич, посвященные использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.

Социальная значимость проблемы повышения эффективности художественно-творческой деятельности и ее недостаточная разработанность в художественно-педагогической науке обусловили выбор темы данного исследования: «Повышение эффективности художествен* но-творческой деятельности студентов в учебном процессе по ком» позиции" .

Объект исследования — художественно-творческая деятельность студентов ХГФ в учебном процессе по композиции.

Предметом исследования является повышение эффективности художественно^творческой деятельности студентов в процессе обубиения композиции*.

Цель исследования теоретически обосновать и эксперимент тально проверить наиболее эффективные педагогические пути повы* шения качества результатов художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто следующее пред** положение — для повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции не*, обходимо:

— использовать в учебном процессе по композиции различные формы и методы активизации творческой деятельности;

— включить в учебный процесс специальную систему упражнений для развития творческой активности;

— установить дифференцированный подход к студентам в решении задач обучения и воспитания, т. е. учитывать уровень подготовленности студентов к решению композиционных задач, индиви-дуально**психически? свойствен оклонности к видам изобразительной деятельностиосуществлять педагогическое руководство эмоционально-чувственной и потребноотно*"мотивационной сферами и использовать их в активизации познавательной и художественно^ворческой деятельности студентов.

Эффективность обучения студентов композиции будет наиболее плодотворным, если предлагаемые методы обучения и воспитания будут научно обоснованы и проверены практикой.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены основные задачи исследования:

— определить педагогические условия для формирования профессиональных знаний, умений, навыков и развития композиционно" творческих способностей и эстетического вкуса студентов;

— дать научно-теоретическое обоснование и экспериментально проверить наиболее эффективные методы повышения художествен-но^творческой активности и на этой основе разработать систему упражнений по активизации композиционной деятельности;

— разработать методические рекомендации по активизации творческой деятельности студентов на занятиях по композиции;

— найти наиболее рациональные методы использования ТСО, проверить их стабильность и на этой основе дать научно-теорети-ческое обоснование использования технических средств обучения в учебном процессе по композиции.

Методологической основой исследования явились: учение о сознании как отражении объективной действительностио сущности материалистического восприятия мираположения о специфике эстетического отношения к действительности, художественно-образного восприятия и художественно^творческой деятельности.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

— изучение и анализ теоретических трудов по психологии, пе-дагогике, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы;

— изучение практического опыта обучения композиции выдающимися художниками-педагогами прошлого и современныминаблюдения за художественно-творческой деятельностью студентов;

— анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композицииопросы;

— анкетирование;

— беседы со студентами и преподавателями ведущими занятия по композиции;

— педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в анализе методов и средств обучения и воспитания, которые можно использовать для повышения эффективности процессов протекания художественно"* творческой деятельности студентов на занятиях по композиции и выработке на этой основе методики повышения эффективности этой деятельности, в разработке системы упражнений по композиции и наглядно-дидактического материала, в том числе кодослайды, зпи-фильмы, диафильмы, кинофильмы и пр.

Практическая значимость исследования" Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов, в выработке программы занятий по композиции и методических рекомендаций для организации факультативных занятий по композиции. Составлены и внедрены в учебный процесс упражнения с целью раз" вития творческой активности.

Апробация. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры живописи Карачаево-Черкесского госпединститута и на кафедре живописи ШГУ им. В. И. Ленинана научно-теоретических конференциях Карачаево-Черкесского госпединститута, на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В. И. Лени на за 1991 год. Особое место материалам нашего исследования было уделено на учебных занятиях по композиции и во время про** хождения полевой практики (пленэр) со студентами Карачаево".

Черкесского госпединститута.

На защиту выносятся следующие положения исследования: ** повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе занятий по композицииметоды воздействия на эмоционально-чувственную и потреби ностно-мотивационную сферы личности студентов, стимулирующие активизацию процессов художественного восприятия объектов действительности и произведений изобразительного искусства, представлений, творческого воображения и образного мышления, а также побуждающие в них устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности, целеустремленность, работоспособность и инициативность;

— серия тренировочных упражнений по активизации процесса художественно^творческой деятельности, а также отдельные методы и приемы повышения эффективности художественно^творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и комментариев, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Одним из наиболее популярных видов ТОО, применяемых в учебном процессе по композиции, является аппаратура для статичной проекции, которая включает в себя различные виды диапроекторов, графопроекторов (кодоскопов), эпипроекторов и дает возможность просматривать в затемненном Са некоторые аппараты и в незатемненном) помещении отдельные кадры диапозитивов, диафильмов, проецировать на экран в увеличенном виде транспаранты для кодоскопа, эпифильмы, рисунки, репродукции и другие прозрачные и непрозрачные изообъекты.

Разнохарактерность учебного процесса по композиции во многом предопределяет многообразие форм и приемов использования статичных экранных средств обучения на занятиях" Статичные экранные средства обучения, при условии рационального их использования, с успехом могут применяться при разъяснении учебного материала, закреплении, повторении ранее пройденного, проведении различных бесед, диспутов и в процессе практической изобразительной деятельности.

Одним из наиболее распространенных экранных средств обучения являются диапозитивы. Как правило диапозитивы используют на занятиях по композиции в форме иллюстрации к изложению педагогом учебного материала. Такая форма изложения учебного материала включает в себя ряд методических приемов, которые связаны с конкретными задачами занятий по композиции:

— подборка или серия диапозитивов используется как основа изложения учебного материала. Педагог в своем рассказе опирается на содержание кадра диапозитива, извлекая из него максимум учебной информации;

— кадры диапозитивов выступают как наглядное подтверждение словесных объяснений педагога. Педагог преподносит учебный материал в форме словесного рассказа и время от времени закрепляет сказанное наглядной демонстрацией кадров диапозитивов;

— кадры диапозитивов используются как часть комплекса ТОО. Неоценимую помощь преподавателю может оказать, к примеру, творческое сочетание диапозитивов с известных картин с методическими разработками по разъяснению некоторых законов и правил построение изображения на плоскости выполненных на транспарантах к кодоскопу или же сопровождение демонстрации диапозитивов текстовым или музыкальным произведением с помощью звуковоспроизводящих средств, о чем мы подробно говорили во второй главе нашего исследования 1стр.).

Важную роль при подготовке и проведении занятий с использованием диапозитивов могут сыграть сопроводительные тексты, которые прилагаются к диапозитивам и коротко раскрывают содержание иллюстративного материала.

Следующее экранное средство, часто используемое в учебном процессе — диафильм. Методически правильно построенный диафильм способен значительно облегчить работу педагога и содействует активизации художественно-творческой деятельности студентов. Здесь;

— необходимо учитывать то обстоятельство, что важнейшим условием плодотворного усвоения знаний является наличие у обучающихся познавательного интереса. И поэтому нужно найти такие методы, приемы работы не только с изобразительным рядом диафильма, но и с текстовым, которые способствовали бы возбуждению у студентов интереса к предъявляемой информации и поддерживали бы этот интерес в течении всего процесса занятий;

— как показывают практика и наши исследования, некоторые преподаватели демонстрируя кадры диафильма, ограничиваются лишь чтением готового текста субтитра. Такой подход к демонстрации диафильма вряд ли будет способствовать появлению у студентов интереса к изучаемой проблеме. В демонстрируемых кадрах заложен немалый объем разносторонней информации как цветовые, колористические, композиционные качества изображения, так как в них заложен очень широкий круг художественно-выразительных средств и ограничиваться лишь чтением субтитра крайне нежелательно;

— во время демонстрации диафильма необходимо придерживаться определенного интервала подачи кадров, так как излишняя задержка кадра тормозит заданный диафильму ритм, нарушает логическую связь между отдельными кадрами диафильма. В то же время чрезмерно быстрая смена изображений придает занятиям спешность и как следствие, неполную усвояемость студентами учебного материала;

— существенную роль во время демонстрации кадров диафильма играет речь преподавателя. Речь преподавателя, ведущего анализ содержания кадров, должна отличаться живостью, эмоциональностью, последовательностью. Гармоническое сочетание словесно-логического и наглядного способов передачи информации — одно из наиболее общепризнанных условий эмоционального воздействия на студентов.

Транспаранты или же кодослаиды, особенно накладывающиеся друг на друга, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед диапозитивами и диафильмом в тех учебных ситуациях, когда необходимо объяснить студентам вопросы поэтапного построения изображения на картинной плоскости, разборе композиционного строения произведения и уступает им при иллюстрировании последовательного развития действия, связанного определенной сюжетной линией.

Преподавателю, применяющему в своей педагогической практике кодоскоп, необходимо обладать солидным изобразительным мастерством, так как от качества выполненных рисунков на транспарантах зависит и их восприятие. Транспаранты, выполненные на высоком методическом и изобразительном уровне, способствуют активизации внимания студентов и их изобразительно-творческой деятельности, тогда как плохо и неряшливо выполненные транспаранты подрывают, в какой-то мере, веру студентов в профессиональную подготовку преподавателя.

При разработке и исполнении транспарантов мы предлагаем учитывать следующие требования:

— содержание и объем транспарантов должны соответствовать конкретным образовательным задачам, выносимым на каждый этап занятий;

— транспаранты должны быть выполнены с учетом возможностей их использования в комплексе е другими средствами обучения;

— на рабочем поле транспаранта необходимо оставлять место для дополнений и уточнений, которые могут возникнуть в ходе за нятий.

Материалом для изготовления транспарантов могут служить всевозможные прозрачные полиэтиленовые, лавсановые, целлофановые, фотографические пленки, так же прозрачные пластмассы и стекло.

Перед нанесением изображения на транспарант необходимо предварительно обезжирить поверхность пленки. Для этого можно использовать чистый ватный тампон смоченный на спирту или же на ацетоне, в зависимости от рода материала на котором изготовляется транспарант. Можно промыть пленку зубным порошком или пастой. Затем, для обеспечения лучшей сцепляемости изобразительного материала с поверхностью пленки, лицевую сторону пленки необходимо покрыть специальным прозрачным раствором, в состав которого входят пищевой желатин, глицерин и вода.

Изображение желательно наносить тушью, так как тушь дает возможность использования при работе чертежные инструменты. Свойство туши трескаться и коробиться при высыхании легко устранить. Для этого достаточно во флакон с тушью насыпать чайную ложку сахара и хорошо размешать. Изображение, нанесенное таким раствором туши, достаточно эластично, обладает лучшей сцепляемостью с пленкой, что дает возможность многократного использования транспаранта.

На уроках изобразительного искусства педагог часто сталкивается с необходимостью работы с цветными изображениями. В этих случаях можно использовать цветные транспаранты, для изготовления которых необходимо знать, как приготовить красящие растворы. Приведем несколько способов получения красящих растворов:

1. Красящий, раствор на желатиновой основе.

Для приготовления такого раствора в приведенный нами выше раствор Стабл. I) добавляются прозрачные анилиновые красители. Можно использовать акварельные краски «Нева», выпускаемые в тюбиках.

2. Красящий раствор на спиртовой, основе.

Состав раствора: Масса, объем: Технология приготовления.

Анилиновый краситель 4 г Растворить измельченный.

Этиловый спирт 100 мл краситель в спирте, долить ацетон и профильтрован 10 мл вать через марлю.

3. Красящий раствор на лаковой основе получают добавлением в ЦАПП0Н-1АК пасты из шариковых ручек различных цветов либо анилиновых красителей. До необходимой кондиции лак доводят добавлением в него ацетона или растворителя*.

Сам по себе цаппон-лак имеет слегка желтоватый оттенок, но это ни б коей мере не отражается на чистоте цвета, полученном добавлением в него названных красителей.

Можно изготовить транспаранты и фотографическим способом. Для этого изображение нужно выполнить на белом листе бумаги, переснять и с полученного негатива проекционным способом на технической фотопластинке печатать позитивные изображения.

В случаях, когда при проецировании транспортанта необходимо получить светлые линии на темном фоне, пользуются негативными транспарантами. Негативный транспарант можно получить следующим образом: неэкспонированную фотопластинку {техническую или рентгеновскую) засвечивают, затем проявляют как обычную фотографию и высушивают. Затем на эмульсионную сторону проявленной пленки наносят изображение 30^-ным раствором красной кровяной соли. При высыхании пленку погружают на 10 минут в 20#-ный. раствор гиппосульфита, а затем хорошо промывают в проточной воде и высушивают.

Одним из методов активизации художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции может служить первый вариант работы с транспарантом — прием кэширования (частичной маскировки). Прием кэширования допускает возможность дополнительных действий на бумажном экране. На готовом транспаранте дается незавершенное изображение предмета, а недостающие элементы или части изображения дорисовываются студентами на экране или же самим педагогом при непосредственном и посильном участии студентов.

Второй вариант — прием наложения транспарантов — наиболее полезный в методическом отношении. При такой работе с транспарантом создается иммитация последовательного развития действия, т. е. процесс поэтапного выполнения изображения.

При изложении учебного материала педагогу нередко приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда возникает необхо димость возвращения от общей картины изображения к его частям, стадиям выполнения, к изображению отдельных деталей, картины и т. д. В таких случаях используется прием обратный наложениюприем снятия транспарантов. Зтот путь трудно переоценить в пла не сосредотачивания внимания студентов на отдельных деталях, частях изображения. Так, например, для разбора композиционного содержания картины А. А. Дейнека «Оборона Петрограда» можно использовать серию траспарантов с изображением частей этого произведения, которые в сборе дают характеристику данной картины. Снятие из серии транспарантов траспаранта с изображением возвращающихся с передовой раненых бойцов нарушает главную идею произведения, согласно которой на смену раненым встают на защи ту города новые ряды бойцов. Если же снять транспарант с изображением опоры моста и стволов винтовок, связывающих верхний и нижний ярусы композиции, эта связь нарушается и оба яруса на' чинают работать независимо друг от друга, т. е. нарушается основной закон композиции — целостность. Снятие транспаранта с изображением идущей девушки нарушается ритм, динамика движения связь между группами идущих в нижнем ярусе, образуется «дыра» в композиции/Таким же образок данный прием можно использовать и при разборе других композиционных произведений.

Используя транспаранты в своей педагогической практике, пре подаватель должен привлекать студентов к объяснению, анализу демонстрируемого изображения, находить способы для активизации мыслительной деятельности студентов так, чтобы они могли строить предположения, гипотезы и предлагать свои ответы. Транспаранты или саму работу с ними нужно строить так, чтобы в них бы ло место для самостоятельного или коллективного домысливания.

Использование на занятиях по композиции эпипроекторов дает возможность педагогу наглядно демонстрировать различные методы компановки изображения. Для проведения занятий с использованием эпипроекторов предлагаем готовить эпифильмы. Для этого серию иллюстраций-или рисунков, последовательно раскрывающих содержание темы занятий, наклеивают на матерчатую ленту. Эпифильм можно сделать и в форме детской книжки-раскладушки.

Относительно большая площадь рабочего столика эпипроектора «ЗП-1М позволяет демонстрировать эскизы студентов, выполненные на школьных рисовальных альбомах, что позволяет педагогу анализировать их в процессе занятий, указывать на достоинства и недостатки работ студентов. Разумеется, в таких случаях педагог должен быть предельно тактичен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. — 152 е., ил.
  2. Айзенк Г. Ю, Проверьте свои способности. М.: Мир, 197 2. -176 е., ил.
  3. Ю.Г. Образ и материал. М.: Советская Россия, 1977. — IXX с.
  4. Ю.Г. «Загадки» изобразительного поля // Художник, 1982, К 7. С.62−63.
  5. Ю.Г., Левидова М. Н. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976. — Вып.1. — ЗОХ с.
  6. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга дл#. чтения. М.: Просвещение, 1984. — 160 е., ил.
  7. М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. -М.-Л.: Искусство, 1940. 132 е., ил.
  8. B.C. О таланте и способностях. М.: Знание, 197I. — 176 е., ил.
  9. H.H. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Дисс.. кандидата пед. наук. М., 1969. — 371 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение, 1980. — 198 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.368 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.:
  14. Асмолов А. Г, Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979. — X5I с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, I97X. — 128 с.
  16. A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 240 с. ХХП л.табл.ил.
  17. А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -167 с.
  18. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. — 186 е., ил.
  19. Беда Г. В, К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им, В. И. Ленина, 1983. — С.46−51.
  20. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, I98X. — 239 е., ил, 4 л.ил.
  21. Беляев Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы учителя рисования. Л.: Просвещение, 1962. — 69 с.
  22. Д.д., Егоров Б. Ф. и др. Психология процессов художественного творчества. 1.: Наука, 1980. — 285 с.
  23. К.О. О композиции в пейзаже. М.: АХ СССР, 1963. — 114 с.
  24. В.В. О сюжете в живописи. Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1974. — С.76−92.
  25. С. Теория отражения в художественном творчестве.. М.: Прогресс, 1970. — 496 с.
  26. И.А., Поплужный В. А., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, IS80. — 192 с.
  27. Я.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 е., ил.
  28. Л.А. Педагогика способностей. М.- Знание, 1973. -96 с.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство МГУ, IS90. 283 с.
  30. .Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. -591 с.
  31. A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Издательство МГУ, 1987. — 215 с. ил.
  32. H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -32 с.
  33. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
  34. H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -263 с.
  35. Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. -М.: Знание, 1976. 64 с.
  36. Е.В. Эстетический анализ художественного произведем ния. М.: Знание, 1974. — 46 е., ил.
  37. Вопросы психологии личности и деятельности студентов: Сборник статей / Иркутский гос. пед, ин-т (отв. редактор д-р психол. наук проф. В.Г.Асеев). Иркутск, 1976. — 112 с.
  38. Вопросы психологии способностей // Сб. статей под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  39. Вопросы художественного образования // Тематич. сборник тру дов. Л.: Педагогика, 1973. — Вып.27. — 216 е., черт.40″ Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) /Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. — 363 с.
  40. Восприятие и деятельность /Под ред. А. Н. Леонтьева. М.- Издательство МГУ, 1976. — 319 с.
  41. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.- Просвещение, 1967. — 323 е., ил.
  42. Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. — М.- Просвещение, 1967. — 93 е., ил.
  43. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  44. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, № 6. — С.58−70.
  45. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Издательство ЛГУ, 1974. — 152 с.
  46. В.А., Кудин П., Ломов Б. О гармонии в композиции //Техническая эстетика. 1969, $ 4. — С.1−3.
  47. Й.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
  48. И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. -М.-Л.: Искусство, 1940. 204 е., ил.
  49. Гиппиус Г, А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. Санкт-Петербург, 1844. — 368 с.
  50. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. -365 с.
  51. С.С. О природе эстетического- творчества. М.: Издательство МГУ, 1966. — 241 с.
  52. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. — 269 е., ил.
  53. К.К., Никифорова О. И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач // Вопросы психологии. -1974, «2. C. I4I-I44.
  54. Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 230 с,
  55. E.G. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. — 261 с.
  56. E.G. Художественный замысел и его претворение // Искусство. 1965, № 5. — G.45−50.
  57. С.М. Искусство видеть: 0 творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л.: Искусство, 1990. 223 с.
  58. A.A. Еизнь, искусство, время. Л.: Художник РСФСР, 1974. — 342 е., ил.
  59. С.И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству. М.: Просвещение, 1969. — 79 е., ил.
  60. М.В. Природа деятельности. М.: Издательство МГУ, 1984. — 168 с.
  61. И.А. Эстетическая потребность, М.: Наука, 1976. — 191 с.
  62. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
  63. Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. — 184 с.
  64. В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции: Дисс.. кандидата пед. наук. М., 1986. — 255 с.
  65. A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 158 е.: ил.
  66. P.M. На пути к творчеству. Л.: Художник РСФСР, 68,69.
Заполнить форму текущей работой