Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Денежно-кредитная политика Банка России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным инструментом рефинансирования на нестандартные сроки останутся ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. При необходимости Банк России может также проводить аналогичные операции на срок 12 месяцев. Максимальные объемы предоставления средств на кредитных аукционах будут устанавливаться таким образом… Читать ещё >

Денежно-кредитная политика Банка России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Одним из наиболее главных условий эффективного развития экономики страны является формирование отлаженного механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика — важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

В банковской системе России Центральный Банк РФ (Банк России) определен как главный банк страны. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступать ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Денежно-кредитная политика Банка России направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Денежно-кредитная политика Центрального Банка признается наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время увеличивается актуальность этой проблемы в условиях падения рубля и роста цен на продовольственные продукты.

Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей, для этого необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить теоретическую основу кредитно-денежной политики;

2) Ознакомится со структурой и функциями Центрального Банка России;

3) Определить нынешнее состояние кредитно-денежной политики в России и составить прогноз на ближайший период;

4) Выявить причины, затрудняющие более эффективное развитие денежно-кредитной политики РФ;

5) Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика, а за объект исследования берется Центральный Банк РФ Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования, как статистическое наблюдение и метод анализа показателей, графический метод и другие.

1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства

1.1 Теория денег как основа денежно-кредитной политики В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. В чем же суть этих разногласий?

Кейнсианская теория денег.

Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект — номинальный ВНП).

Кейнсианская формула:

BHП = C+I+G+NX

(С — потребительские расходы населения, I — инвестиции, G — государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX — чистый экспорт).

Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. «Движутся» только деньги «для сделок», деньги — активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов, население будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

Было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.

На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен — инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много — денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Монетаристский подход.

На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист. Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты — следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И. Фишера:

MxY=PxG

(М — денежная масса, Y — скорость денежного обращения, Р — индекс цен, G — количество товаров). Ведь если посчитать, что BHП=PxG, aY стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

деньги банк кредитный центральный

1.2 Понятие и цели денежно-кредитного регулирования Кредитно-денежная (монетарная) политики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: учебник — 5-е исправленной, дополненное и переработанное издание — Киров: «АСА», 2006 г. — 459 с.

Кредитно-денежная политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Как и любая другая стабилизационная политика государства, монетарная преследует следующие цели, обеспечить:

1) стабильный экономический рост;

2) полную занятость ресурсов;

3) стабильность уровня цен;

4) равновесие платежного баланса.

Они достигаются при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные целевые ориентиры, например, изменение предложения денег, определение уровня ставки процента, контроль за национальной валютой и т. д.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъектуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Для достижения вышеназванных целей используются определённые инструменты, которые подразделяют на прямые и косвенные.

К прямым относят: лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Вечканов Г. С. Экономическая теория: учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб: Питер, 2011. — 398 с.

Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Его суть заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликационному) расширению. Таким образом, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействую на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу, а изменение величины денежного мультипликатора не происходит.

Если центральный банк покупает у населения ценные бумаг, то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие состоит только в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, а значит часть составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, а соответственно денежную массу.

Вторым инструментом кредитно-денежной политики выступает изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы — это часть депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов. Избыточные резервы — это сумма сверх обязательных резервов, которая может быть использована в качестве кредитов.

Величина обязательных резервов определяется в соответствии нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:

Rобяз.=D*rr

где D — общая сумма депозитов, rr — норма обязательных резервов (в процентах).

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам: во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, во-вторых норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины банковского мультипликатора.

И, наконец, третьим инструментом монетарной политики выступает изменение учётной ставки (ставки рефинансирования) — это процент, под который центральный банк выдает кредит коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитная возможность коммерческих банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то по аналогии увеличивается денежная масса.

1.4 Основные типы денежно-кредитной политики государства Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженных кредитным ставкам.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширение возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Две эти разновидности политики носят дискреционный кредитно-денежной политики или гибкой. Такая политика проводится целенаправленно государством. Существует вариант и не дискреционной политики. Согласно этому варианту экономика развивается в соответствии с монетарным правилом (М. Фридман). Масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами равными потенциальному росту реального ВВП. Строгое следование этому правилу связывает руки правительству, препятствует проведению краткосрочной денежно-кредитной политики Юрьева Т. В., Марыганова Е. А. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. — М.: 2008.-206с.

2. Роль Центрального банка России в проведении кредитно-денежной политики

2.1 Сущность и основные функции Центрального банка России Центральный Банк РФ (Банк России) — государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром.

Основная его задача — это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости — ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации — проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Функции Банка России:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

— осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

— определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

— публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России проводит кредитно-денежную государства различными инструментами и методами, которые указаны в Федеральном законе РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (см. Приложение).

2.2 Анализ денежно-кредитных показателей в 2014 году В 2014 году были установлены следующие цели по инфляции: 5% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4% в 2016 году. Но в 2014 году развитие российской экономики, как известно, отклонилось от базового прогноза, а именно: ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к более низким по сравнению с ожидавшимися, темпами роста ВВП России, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности, что вызвало резкое повышение инфляции.

В декабре 2014 г. она достигла 11,4% по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, в феврале 2015 г. — 16,7%, что отмечено на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Динамика цен на потребительские товары (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %)

Для сдерживания инфляции Банк России повышал в 2014 году ключевую ставку, что позволило в условиях усиления внешнеэкономической неопределенности поддержать доверие к национальной валюте и ограничить спекуляции против нее. Последовавшее повышение процентных ставок по банковским вкладам способствовало прекращению оттока средств из рублевых депозитов и ограничило масштаб ускорения роста цен.

Для стабилизации экономической ситуации в стране Банк России реализовывал ряд особых мер:

* ввел инструменты рефинансирования в иностранной валюте;

* использовал консервативный подход к управлению ликвидностью банковского сектора, в том числе установил лимиты на предоставление рублевой ликвидности с помощью операций «валютный своп»;

* упразднил действовавший механизм курсовой политики, предполагавший регулярное проведение интервенций в соответствии с установленными правилами, то есть фактически перешел к режиму плавающего валютного курса;

Внешнеэкономические условия и платежный баланс Для России складываются менее благоприятные внешние условия, чем ожидалось в августе 2014 года: снижена оценка темпов роста ВВП стран — торговых партнеров рис. 2.2., произошло падение цены на нефть и в дальнейшем она может сохраниться на более низком, чем предполагалось ранее, уровне. Внешние условия в настоящее время ограничивают рост российской экономики как за счет сокращения доходов от экспортных операций, так и вследствие сохранения повышенной внешнеэкономической неопределенности, а также ограниченности источников внешнего финансирования. Вместе с тем в отсутствие дополнительных шоков сдерживающее влияние внешних условий на экономику России будет ослабевать. Центральные банки ряда крупнейших стран мира заявили о смягчении денежно-кредитной политики, что окажет поддержку росту мировой экономики и ценам на сырьевые товары, а также в какой? то степени компенсирует влияние ужесточения политики Федеральной резервной системы США на динамику индикаторов финансовых рынков.

Негативное влияние финансовых санкций, введенных в отношении российских компаний, будет сглаживаться по мере усиления начавшейся в последние месяцы диверсификации источников привлечения финансовых средств. Кроме того, ослабление рубля, хотя и привело к усилению инфляционного давления, частично компенсирует потерю экспортных доходов экономики от снижения цены на нефть.

Рис. 2.2 Темпы прироста агрегированного показателя ВВП стран — торговых партнеров (в % к соответствующему кварталу предыдущего года) Финансовые условия В 2014 г. тренды финансового рынка в целом характеризовались некоторым ужесточением финансовых условий. Значительные валютные интервенции Банка России в октябре привели к оттоку ликвидности банковского сектора и росту задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования. В то же время увеличение предложения иностранной валюты способствовало стабилизации ситуации с долларовой ликвидностью. На повышение ключевой ставки Банка России ставки МБК отреагировали аналогичным ростом. На фоне увеличения краткосрочных ставок денежного рынка, а также сохраняющейся внешнеполитической и экономической неопределенности доходности на всех сегментах внутреннего рынка капитала росли. Рост ставок наблюдался и по банковским кредитам нефинансовым заемщикам. Повышение ставок и ужесточение процедур отбора заемщиков банками наряду с сокращением спроса на кредиты со стороны населения, малых и средних предприятий в условиях низкой экономической активности привели к дальнейшему снижению годовых темпов роста банковского кредитования (с исключением валютной переоценки), что наглядно видно на рис. 2.3. на примере отдельных элементов розничного кредитного портфеля.

Рис. 2.3 Годовые темпы роста отдельных элементов розничного кредитного портфеля (%)

Внутренние экономические условия.

В III квартале и октябре 2014 г. экономическая активность оставалась низкой, но выше ожиданий. Вместе с тем отмечалось некоторое увеличение потребительской активности на фоне ослабления рубля и повышения инфляционных ожиданий. Инвестиции в основной капитал продолжали снижаться умеренными темпами. Основной положительный вклад в прирост ВВП внес чистый экспорт. С учетом более высоких, чем ожидалось, итогов 2014 года и действия краткосрочных факторов со стороны спроса оценки темпа прироста ВВП были в 2014 г. повышены с 0,4 до 0,6%. Темпы роста потребительских цен в сентябре-ноябре 2014 г. после относительно умеренной динамики в июле-августе вновь ускорились под влиянием обесценения рубля, а также действия специфических факторов на отдельных рынках, в том числе введенных в августе ограничений на продовольственный импорт.

2.3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.

Банк России с 2015 года будет проводить денежно-кредитную политику в рамках режима контроля инфляции. Банк России оказывает влияние на процессы ценообразования с временным ограничением, поэтому цель по инфляции должна устанавливаться на среднесрочную перспективу. Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Предполагаемый уровень инфляции представлен на рис. 2.4. Постоянная цель установлена с учетом структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в странах — торговых партнерах России и является достижимой на трехлетнем горизонте.

Рис. 2.4 Инфляция к соответствующему периоду предыдущего года (%)

Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен (ИПЦ), измеренного за месяц по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года. Данный показатель характеризует изменение стоимости набора товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством, и позволяет оценить масштаб воздействия роста цен на благосостояние населения. ИПЦ является наиболее понятным и широко используемым субъектами экономики индикатором инфляции, поэтому его динамика вносит значимый вклад в формирование инфляционных ожиданий.

В результате действия непредвиденных факторов инфляция может отклоняться от цели в пределах 1,5 процентного пункта.

Денежная программа на 2015;2017 гг предполагает пять сценариев развития российской экономики, формирующих различные условия проведения денежно-кредитной политики. Большое количество сценариев связано с повышенной неопределенностью относительно изменения внешних для отечественной экономики факторов.

Во всех пяти сценариях ожидается, что восстановление мировой экономики будет постепенным и неравномерным, темпы роста экономик стран — основных торговых партнеров России останутся относительно невысокими. В связи с этим динамика внешнего спроса в ближайшие годы не окажет значительного стимулирующего воздействия на экономику России.

В 1 варианте предполагается возвращение цены на нефть марки «Юралс» и ее последующее незначительное снижение. Также в этом сценарии ожидается, что санкции в отношении России будут отменены в 3 квартале 2015 года.

Банк России также рассмотрел еще четыре сценария (IIa, IIb, IIIa и IIIb), которые отличаются комбинацией предположений относительно траектории цен на нефть и длительности действия санкций. В вариантах IIa и IIb ожидается умеренный рост цен на нефть к середине 2015 года с последующим их снижением, в вариантах IIIa и IIIb закладывается, что цена на нефть сократится до 80 долларов США за баррель и сохранится на данном уровне до конца 2017 года. В вариантах, отмеченных субиндексом «a» предполагается, что санкции будут отменены в III квартале 2015 года, в вариантах с субиндексом «b» санкции действуют до конца 2017 года. Вариант IIb рассматривается Банком России в качестве базового.

В рамках этого сценария прогнозируемый сдержанный рост потребительского спроса и предполагаемое снижение инфляционных ожиданий с учетом осуществленного в 2014 году ужесточения денежно-кредитной политики и распределенного влияния уже произошедшего в 2014 году замедления роста денежных и кредитных агрегатов будут обеспечивать условия для замедления инфляции в 2015;2017 годах. Ожидается, что инфляция сохранится на повышенном уровне до конца первого квартала 2015 года и далее начнет снижаться.

Предполагаемые внешние и внутренние условия развития российской экономики обусловят сохранение близких к нулю темпов экономического роста в 2015;2016 годах. В 2017 году прогнозируется оживление экономической активности, чему, в частности, будет способствовать развитие импортозамещающих производств и повышение конкурентоспособности российского экспорта. Постепенное ускорение роста ВВП в среднесрочном периоде обеспечит приближение совокупного выпуска к потенциальному уровню и сокращение отрицательного разрыва выпуска с уровня — (1−1,5)% в 2015;2016 годах до около -0,5% к концу 2017 года. Темп прироста ВВП составит около 0% в 2015;2016 годах и увеличится до 1,5−1,7% в 2017 году, рис. 2.5.

Рис. 2.5 Темпы роста ВВП Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на динамику инфляции и условия проведения денежно-кредитной политики.

3. Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики в России Денежно-кредитную политику в период 2015 — 2017 годов предлагается, как уже отмечалось выше, формировать исходя из сдержанно-оптимистического варианта развития российской экономики.

Банк России продолжит проведение операций рефинансирования на сроки свыше 1 месяца под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Применение данных инструментов позволит поддерживать задолженность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, проведение операций рефинансирования на сроки свыше 1 месяца снизит воздействие структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.

Основным инструментом рефинансирования на нестандартные сроки останутся ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. При необходимости Банк России может также проводить аналогичные операции на срок 12 месяцев. Максимальные объемы предоставления средств на кредитных аукционах будут устанавливаться таким образом, чтобы по возможности не допускать резких колебаний задолженности банков по данным операциям. В качестве вспомогательного инструмента Банк России будет применять операции постоянного действия на сроки от 2 до 549 дней под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Во взаимодействии с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать процедуры проведения операций на длительные сроки.

Банк России планирует дополнить систему инструментов денежно-кредитной политики операциями своп с золотом с использованием металлических счетов на сроки от 1 до 7 дней на аукционной основе и на срок 1 день по фиксированной процентной ставке.

В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использования кредитов без обеспечения. Банк России будет применять данный инструмент, только если потенциал рефинансирования с помощью стандартных инструментов окажется исчерпанным. При возникновении потребности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и проводиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. В рамках базового варианта макроэкономического прогноза Банк России оценивает вероятность применения данного инструмента в предстоящий трехлетний период как минимальную.

Наряду с операциями рефинансирования и абсорбирования ликвидности важным элементом системы управления ставками денежного рынка являются обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения основных аукционных операций. Кроме того, Банк России продолжит постепенное повышение коэффициента усреднения обязательных резервов.

Банк России также введет новый механизм предоставления ликвидности («линий ликвидности») для банков, которым будут установлены нормативы краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III.

Банк России до конца 2015 года завершит переход к режиму плавающего валютного курса. После этого Банк России прекратит использование интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (операционного интервала) и откажется от проведения регулярных валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса национальной валюты.

Заключение

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя денежно — кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента — все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. На предстоящий период 2015;2017 года снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

1 Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2 Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86 ФЗ (ред. От 10. 01. 2003) «О Центральном Банке Российской Федерации»

3 Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: учебник — 5-е исправленной, дополненное и переработанное издание — Киров: «АСА», 2006 г.

4 Вечканов Г. С. Экономическая теория: учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб: Питер, 2011 г.

5 Яллай В. А Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003

6 Юрьева Т. В., Марыганова Е. А. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. — М.: 2008.

7 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

8 Свиридов О. Ю. «Деньги Кредит Банки», 2001 г.

9 Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002.

10 Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2004.-№ 20(158).

Приложение Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

Глава VII. Денежно-кредитная политика Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 39. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

(в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ) Статья 45. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой