Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования в учреждениях закрытого типа существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа-интернат с существующим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы по формированию коммуникативных умений в теории и практике
    • 1. 2. Особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий формирования коммуникативных умений младших школьников школы-интерната
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
    • 2. 1. Цель, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов
    • 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната
    • 2. 3. Анализ и oi iehka результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современных социально-экономических преобразований общества происходят коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня требуются коммуникабельные, высокопрофессиональные специалисты, способные компетентно обсуждать и решать возникающие проблемы, обладающие разносторонними знаниями и умениями. Безусловно, это требует переосмысления ценностей и в системе детских учреждений закрытого типа. Эффективность системы обучения и воспитания учащихся начальных классов школы-интерната осуществляется в контексте оптимизации учебной деятельности как одного из определяющих факторов, позитивно влияющих на процесс формирования у детей коммуникативных умений.

Актуальность данной проблемы определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов, в том числе:

— требованием повышения качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях современной коммуникации;

— необходимостью формирования коммуникативноразвитых учащихся в рамках образовательного процесса школы-интерната;

— необходимостью повышения эффективности учебной деятельности учителя и учащихся на основе успешного коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса школы-интерната.

Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования в учреждениях закрытого типа существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа-интернат с существующим в ней набором форм и условий обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений.

Проблемы изучения особенностей процесса общения детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей, освещены в работах: И. В. Дубровиной, Р. А. Литвак, М. И. Лисиной, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, А. Г. Рузской и др.

Интерес представляли для нас работы И. А. Зимней, М. С. Кагана,.

A.А. Найна, А. Я. Найна, Л. И. Саввы, Ю. А. Шерковина и других ученых, затрагивающие вопросы общения и коммуникации.

Ведущие специалисты по проблемам общения А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин рассматривали общение в основном контексте «социального присвоения» детьми общественно-исторического опыта человечества.

Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г. М. Андреевой, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, обогативших педагогическую науку интересными научными программами, где они конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.

Большой интерес представляют исследования, посвященные различным аспектам педагогического общения, представленные в трудах В.А. Кан-Калика, Г. А. Кудрявцевой, И. И. Рыдановой, О. В. Лешер, В. Д. Ширшова и др.

Такие исследователи, как А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, О. М. Казарцева,.

B.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик в своих работах рассматривают сущность, структуру и функции коммуникативных умений.

Обзор современных исследований и практика педагогического образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе общества к данной проблеме. Однако, несмотря на возросшую потребность современного общества в людях, обладающих большим коммуникативным потенциалом, в области формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната недостаточно изученными остались такие вопросы, как:

— выявление особенностей формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната;

— выделение комплекса педагогических условий организации учебного процесса учащихся начальных классов школы-интерната, обеспечивающих формирование коммуникативных умений.

В связи с этим актуальна проблема: каким образом можно обеспечить формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

Организация процесса обучения, существующая в учреждениях закрытого типа, мало способствует успешному протеканию процесса общения и соответственно формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов.

Таким образом, нельзя не отметить наличие очевидных противоречий между:

— практическими запросами современного социума, нуждающегося в людях с высокоразвитыми коммуникативными способностями, с одной стороны, и существующей в школе-интернате организацией процесса обучения, которая не обеспечивает формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов, с другой;

— нарастающей потребностью общеобразовательных заведений в формировании коммуникативных умений учащихся начальных классов и отсутствием методических рекомендаций в педагогической науке и практике.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд современных учреждений закрытого типа послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната и методики их реализации.

Объект исследования — процесс обучения учащихся начальных классов школы-интерната.

Предмет исследования — формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в учебном процессе.

Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезеформирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната можно повысить при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— создание эмоционально-комфортного состояния учащихся на уроке;

— организация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диа-логизации;

— применение специального комплекса игровых приемов, направленного на формирование коммуникативных умений.

Достижение цели и подтверждение гипотезы исследования осуществляется нами путем решения следующих задач:

1. Оценить состояние теории и практики по проблеме формирования коммуникативных умений учащихся.

2. Выявить особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

3. Выделить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната и разработать методику их реализации.

4. Экспериментально проверить предложенный комплекс педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната.

5. Подготовить методические рекомендации для педагогов школ по проблеме исследования.

Методологической основой исследования явились:

1. Теория развития личности: личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Г. К. Селевко, И.С. Якиманская) — теория развития личности в общении (Б.Г. Ананьев, Л. П. Буева, А. А. Бодалев, О. В. Лешер, Р. А. Литвак, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. Я. Найн, Л. И. Савва, В.Д. Ширшов).

2. Теория деятельности: деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — формирование учебной деятельности (П.Я. Гальперин,.

B.В. Давыдов, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина) — возможности игровой деятельности (Ю.П. Азаров, Л. Г. Антонова, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, О. С. Газман, Дж. Лешли, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Славина, К. Д. Ушинский,.

C.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин).

3. Системный подход (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. М. Распопов, Э. Г. Юдин и др.).

4. Общенаучные труды, посвященные изучению учащихся в учреждениях закрытого типа (А.Б. Залкинд, Н. К. Крупская, М. И. Лисина, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Н. М. Щелованов и др.).

База исследования. Поставленные задачи исследования и его методологическая основа определили ход теоретико-экспериментального исследования. Оно проводилось на базе муниципального образовательного учреждения УВК «Семья» г. Магнитогорска. Всего исследованием было охвачено 72 учащихся начальных классов школы-интерната.

Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа в течение 1997;2002 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1997;1998 гт.) был посвящен анализу состояния работы современной школы-интерната по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов в учебном процессе, а также анализу философской и психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.

На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент.

Основными методами на этом этапе были: наблюдение, изучение учебных программ и концепций начального образования, обобщение передового педагогического опыта, тестирование, анкетирование.

Второй этап (1998;2001 гг.) был посвящен разработке методики формирования коммуникативных умений учащихся начальных классовпроверке основных положений в формирующем экспериментеуточнению комплекса педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

Основными методами данного этапа были: диагностика уровня сформированное&tradeкоммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в рамках программы эксперимента, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистической обработки данных.

Третий этап (2001;2002 гт.) был посвящен анализу и теоретическому обобщению данных опытно-экспериментальной работызавершению разработки комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативных умений учащихся начальных классоввнедрению результатов работы в учебный процессоформлению материалов диссертационного исследованияобсуждению результатовразработке рекомендаций для педагогов.

Основные методы: методы математической статистики, анализ теоретических данных, анализ эмпирических данных, методы наглядного представления экспериментальных данных. Результатом третьего этапа явилось выделение и практическая реализация комплекса педагогических условий, служащих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий:

— создание эмоционально-комфортного состояния учащихся на уроке;

— организация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диа-логизации;

— применение специального комплекса игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений.

2. Методика реализации комплекса педагогических условий по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в учебном процессе, которая включают в себя следующие компоненты: основополагающую идею и принципы, логику процесса, содержание и структуру, формы организации, методы, приемы и диагностику результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Выделен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, позволяющих формировать коммуникативные умения учащихся начальных классов школы-интерната.

2. Разработана методика формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «коммуникативные умения» учащихся начальных классов. Коммуникативные умения определяются нами как способы выполнения информативных, интерактивных, перцептивных действий, от которых зависит готовность индивида к общению.

2. Выделены особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната: формирование коммуникативных умений под воздействием педагогабезусловность в формировании коммуникативных умениймалая эмоциональная насыщенность коммуникативных уменийодносторонность коммуникативных умений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе эксперимента методические рекомендации по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в учебном процессе, а также выявленные критерии и показатели уровня сформи-рованности коммуникативных умений при использовании в практике работы учителей общеобразовательной школы обеспечивают повышение эффективности учебной деятельности учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию личностно-ориентированного, деятельностного и системного подходовкомплексной методикой исследованиярезультатами вариативного педагогического эксперимента и их воспроизводимостьюстатистическим количественным и качественным их анализомрезультатами работы автора диссертационного исследования в качестве учителя начальных классов школы-интерната.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в работе Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образова.

• ния в регионе" (Магнитогорск, 2002 г.) — выступлений на ежегодных внутриву-зовских научно-практических конференциях, проводимых Магнитогорским государственным университетом (1998;2001 гг.) — публикаций результатов в сборнике молодых ученых МаГУ (2001, 2002 гг.) — выступлений на методических семинарах аспирантов и соискателей МаГУв работе школьных семинаров и совещаниях учителей УВК «Семья», посвященных проблемам формирования коммуникативных уменийв процессе консультирования и рецензирования аттестационных работ учителей УВК «Семья».

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Действительно, комплекс педагогических условий обеспечивает формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы.

— интерната нами были решены поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы:

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы.

— интерната нуждается в особых условиях, которые бы оказали существенное влияние на повышение их уровня.

2. Формирующий этап эксперимента был разделен нами на два этапа. На первом этапе формирующего эксперимента мы проверяли воздействие каждого педагогического условия. Второй этап был направлен на применение в учебном процессе комплекса педагогических условий (создание эмоционально-комфортного состояния учащихся на урокеорганизация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диалогизацииприменение комплекса специальных игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений).

3. Нами разработана методика реализации педагогических условий по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната, которая: а) отражает основные сферы деятельности учащихся начальных классов школы-интерната: учебы и игрыб) осуществляется под влиянием следующих педагогических условий: Ь создание эмоционально-комфортного состояния учащихся на урокеорганизация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диалогизацииприменение комплекса специальных игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных уменийв) ориентирована на формирование коммуникативных умений, которыми являются: умение слушатьумение передать информацию и принять ее с нужным смысломумение понять другогоумение сопереживать, сочувствоватьумение адекватно оценить себя и другихумение принять мнение другогоумение решать конфликтумение взаимодействовать с членами коллектива.

5. Ядром разработанной нами методики является комплекс расслабляющих упражнений, который способствует установлению на уроке эмоционально* комфортного состояния и является подготовительным этапом формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната.

6. Сопоставляя результаты первого и второго этапа формирующего эксперимента, мы можем сделать следующий вывод, что только применение всего комплекса выдвинутых в гипотезе педагогических условий позволяет сделать процесс формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната наиболее успешным. Материалы, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили правильность разработанного подхода к методике формирования коммуникативных умений учащихся начальных класi сов школы-интерната.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап развития общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому потребность общества в коммуникабельных, высокопрофессиональных специалистах должна учитываться в школьном образовании, в содержание которого необходимо включать работу, но формированию коммуникативных умений учащихся.

Наиболее благоприятным для формирования коммуникативных умений ш является младший школьный возраст, поскольку в этот период формируются такие психические образования, как самооценка, степень включенности в социальные отношения, от которых зависит благоприятное формирование коммуникативных умений. Поэтому формирование этих умений является основным фактором, влияющим на развитие разносторонней личности.

В первой главе диссертационного исследования был проведен анализ понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», выявлен комплекс педагогических условий формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната.

Исходным понятием, на которое мы опираемся при изучении коммуникативных умений учащихся начальных классов, является понятие общения.

Коммуникативные умения определяются нами как способы выполнения информативных, интерактивных, перцептивных действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Коммуникативными умениями являются: умение слушатьумение передать информацию и принять ее с нужным смысломумение понять другогоумение сопереживать, сочувствоватьумение адекватно оценить себя и другихумение принять мнение другогоумение решать конфликтумение взаимодействовать с членами коллектива.

В результате анализа процесса общения детей, лишенных родительского попечительства на разных возрастных этапах мы выделили ряд особенностей в формировании коммуникативных умений учащихся начальных классов: формирование коммуникативных умений под воздействием педагогабезусловность формирования коммуникативных умениймалая эмоциональная насыщенность коммуникативных уменийодносторонность коммуникативных умений.

Выделенные нами педагогические особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната явились предпосылкой для создания комплекса педагогических условий, влияющих на формирование этих умений.

Успешность процесса формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната возможна при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— создание эмоционально-комфортного состояния учащихся на уроке;

— организация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диа-логизации;

— применение комплекса специальных шровых приемов направленного на формирование коммуникативных умений.

Во второй главе дано описание программы проведения педагогического эксперимента и предложена методика по формированию коммуникативных умений, которая отражает основные сферы деятельности учащихся начальных классов школы-интерната (учебы и игры), осуществляется под влиянием выдвинутого комплекса педагогических условий, ориентирована на формирование коммуникативных умений.

В рамках опытно-экспериментальной работы нами была осуществлена проверка всего комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

В качестве критериев, позволяющих выявить уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, нами были выбраны следующие:

— коммуникативные умения;

— информированность в общении;

— коммуникативные качества;

— эмоциональное развитие ребенка;

— мотивация (потребность в продуктивном общении).

Обобщение и анализ результатов опытно — экспериментальной работы показали, что предлагаемый нами комплекс педагогических условий по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в целом успешен. По всем критериям наблюдается положительная тенденция развития — после завершения педагогического эксперимента количество учащихся начальных классов, имеющих средний и высокий уровень сформированное&tradeкоммуникативных умений, значительно возросло, а количество школьников, находящихся на низком уровне сформированности этих умений, уменьшилось. Все это свидетельствует о положительном влиянии разработанного комплекса педагогических условий, а также методики их реализации. В ходе диссертационного исследования был решен следующий комплекс задач, вытекающих из поставленной цели и сформулированной гипотезы:

1. Проведен анализ состояния теории и образовательной практики по формированию коммуникативных умений учащихся. Результатом данного анализа стало определение необходимости формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов.

2. Выявлены особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

3. Выделен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната и разработана методика их реализации.

4. Осуществлена экспериментальная проверка, доказавшая успешность комплекса педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов школы — интерната.

5. Составлены методические рекомендации для педагогов школ по проблеме исследования.

Результаты теоретического исследования и опытно — экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната находится в ряду важнейших педагогических проблем, ее актуальность обусловливается потребностью общества в личности с большими коммуникативными возможностями, способной развивать искусства и науку.

2. Существенное влияние на формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната оказывает предложенный комплекс педагогических условий:

— создание эмоционально-комфортного состояния у учащихся на уроке;

— организация учебной деятельности учащихся на уроке на основе ее диа-логизации;

— применение специального комплекса игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений.

3. Результатами исследования рассмотренной проблемы явились обоснованная теоретически методика по формированию коммуникативных умений учащихся начальных классов, которая дает возможность педагогам более успешно формировать эти умения.

Мы полагаем, что выполненное исследование и полученные в ходе него результаты свидетельствуют о решении данной проблемы.

Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно — исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната.

В частности, достаточно актуальным представляется дальнейшее исследование формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната в процессе творческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: Дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 176 с.
  3. А. Беспризорные дети //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. -М: Просвещение, 1991.-С. 134−142.
  4. И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999.- 160 с.
  5. Ю.П. Мастерство воспитания. М.: Просвещение, 1971. — 128 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1998.207 с.
  7. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. — 496 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. — Т. 2.-129 с.
  9. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: Хрестоматия. / Сост. Д. Я. Рагородский. Самара, 1999. — Т. 2. — С. 7−94.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 339 с.
  11. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. -415 с.
  13. Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
  14. А.А. Родителям о воспитании. М.: Педагогика, 1957. — 125 с.
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  16. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1995.-350 с.
  17. Беликов В. А Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидиктическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141с.
  18. В.А., Савва Л. И. Опорные сигналы в изучении педагогики. -Магнитогорск: МГПИ, 1995. 58 с.
  19. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Университетская книга, 1988.-398 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  22. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  23. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  24. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 221−240.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  26. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  27. А.А. Психологические условия гумманизации педагогического общения //Советская педагогика. 1990. № 12. — С. 65−71.
  28. А.А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 1990. — № 5. — С. 77−81.
  29. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. 1990. № 12. — С. 65−71.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. Е.Д., Шеина Е. Г. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. -1999. -№ 2. -С. 64−76.
  32. Т.В. Учимся по сказке. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 142 с.
  33. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  34. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. J1., 1987. — 16 с.
  35. А.А. О проблеме коммуникации //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 165−182.
  36. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
  37. Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  38. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.191с.
  39. С.А. Нет чужих детей. М.: Просвещение, 1989.175с.
  40. И.Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М.: Просвещение, 1984. — 174 с.
  41. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.-379 с.
  42. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 144 с.
  43. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  44. О.С., Харитонова Н. Е. В школу — с игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  45. Л.Н., Гуськова Т. В., Елагина М. Г., Рузская А. Г. Ребенок раннего возраста. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — С. 100−144.
  46. И.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах//Вопросы психологии. -1990. № 6. — С. 34−42.
  47. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа// Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
  48. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  49. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Изд-во «Прогресс», 1976. — 495 с.
  50. Р.И. Развитие связной речи у детей 5−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: НИИ психологии АПН, 1985. — 21 с.
  51. . Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. -Т.1.-496 с.
  52. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977, — 135 с.
  53. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1993. — 398 с.
  54. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 272 с.
  55. М.О. Психиатрия. М.: Медицина, 1949. — 342 с.
  56. В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995. -№ 1. — С.29−31.
  57. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Медицина, 1997. — 93 с.
  58. И.В., Лисина М. И. Психическое развитие детей воспитывающихся вне семьи //Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — С.8−23.
  59. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315с.
  60. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи //Вопросы психологии. -1985.-№ 4.бЗ.Занков Jl.В. О начальном обучении. М.: АПН, 1963. — 200 с.
  61. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1.-432 с. 65.3арецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. -М.: «Дело». 1999. — 475 с.
  62. Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Педагогика, 1982. — 127 с.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов -н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с. 68.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова Думка, 1981.- 116 с.
  64. К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., 1980. — 120 с.
  65. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  66. Е.Н. Путь к ученику. Раздумья учителя словесника: Книга для учителя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 56 с.
  67. Л.Ф., Федосеев П. И. и др. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
  68. . А. Роль речевых способностей в общении //Общение как предмет в теоретических и прикладных исследованиях. Л., 1972. — С.71.
  69. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 447с.
  70. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и умений у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376с.
  71. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. -319 с.
  72. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  73. О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М., 1999.-495 с.
  74. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  75. Н.В. Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 150 с.
  76. Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов.-М., 1998.-224 с.
  77. А.Г. Личность и ее структура // Общая психология/ Под ред.
  78. B.В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М.: Просвещение, 1981.1. C.64−78.
  79. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Высшая школа, 1981.- 177 с.
  80. М.М., Рузин М. С. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД «МиМ», 1998.- 192 с.
  81. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 10 т. М.: Изд-во МП РСФСР, 1955. — Т.З. — 628с.
  82. В.В., Коновалеико С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс. 1998. — 16 с.
  83. Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  84. Я. Интернат //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост.В. С. Мухина. -М.: Просвещение. 1991.-С. 174−186.
  85. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175с.
  86. Н.К. К вопросу о детдомах//Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.6−9.
  87. Г. А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе его профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 200 с.
  88. Культра русской речи и эффективность общения /Под ред. Л.К. Грау-дина и Е. Н. Ширяева. М., 1996. — 440 с.
  89. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. -334 с.
  90. Й., Матейчик 3. Типы депривационной личности в учреждении// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособиедля студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  91. А.А. Коммуникативность: Пришло или прошло ее время? // Высшая школа. 1991. — № 5. — С. 45−47.
  92. А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1974. -368с.
  93. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 54 с.
  94. Леонтьев А. А Принцип коммуникативности сегодня //ИЯШ. 1986. — № 2. — С.22−23.
  95. А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997.-365 с.
  96. А.А. Общение как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 106−123.
  97. А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  98. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  99. Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: МГПИ, 1991. — 46 с.
  100. Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  101. Н.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 184 с.
  102. А.А. Дети без родителей. М.: Просвещение, 1987. — 271 с.
  103. А.А. Драматическая педагогика. М.: Педагогика, 1990.480 с.
  104. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  105. B.C., Решетников. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986.-275 с.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Просвещение, 1984. — 444 с.
  107. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивидов// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — 276 с.
  108. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124−145.
  109. .Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Просвещение, 1981.-384 с.
  110. А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд. Московского ун-та, 1969. — 502 с.
  111. А.В. О детских домах и беспризорности//Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение. 1991. — С.6−9.
  112. С.Н. Жизнь моя школа, или право на творчество. — М.: Новая школа, 1995 — 240 с.
  113. Любимые детские игры (для занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.) / Сост. Г. Н. Гришина. М.: ТЦ Сфера, 1997. -88 с.
  114. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  115. Г. Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1977.-25 с.
  116. А.С. Марш тридцатого года// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.9−11.
  117. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на различные формы жизнедеятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1977.-21 с.
  118. Т.Н. Воспитании социальной активности старших школьников: Учеб. пособие. Л., 1973. — 172 с.
  119. А. Мотивация и личность//Психология личности: Хрестоматия./Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1999. — Т.1. — С. 391−416.
  120. Е.М., Ипполитова М. И. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1995. — 189 с.
  121. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-208 с.
  122. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
  123. С.Ю., Авдеева Н. Н., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста// Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — С.23−93.
  124. Н.Я., Пантина Е. С. Формирование игровых действий у детей раннего возраста //Дошкольное воспитание. 1974. — № 6.
  125. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  126. А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1997.80 с.
  127. B.C. Дети из разных социальных условий в первом классе: проблемы и помощь//Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия:
  128. Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.71−77.
  129. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  130. А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. — 256с.
  131. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
  132. СЛ., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей //Дошкольное воспитание. 1983. — № 10.
  133. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
  134. В.Н. Психология общения //Вопросы философии. 1971. — № 7 — С.126−131.
  135. .Д. Проблема опосредованности в социальной психологии// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 31−44.
  136. Е.И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. М.-Л.: Просвещение (Ленингр. отд-ние), 1967. — 99 с.
  137. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  138. Е.И., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993.
  139. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 602 с.
  140. Педагогика /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1986. — 648 с.
  141. Педагогический словарь /Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова. -М.: Академия пед. наук, 1960. Т.1. — 774 с.
  142. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.
  143. . Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. акад., 1994.-680 с.
  144. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащегося в общении: теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  145. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1996. — 268с.
  146. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 752 с.
  147. М.М., Цыпурский В. Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе интернате. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  148. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-431 с.
  149. Прикладная социальная психология /Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Дсркача. М.: Изд-во Институт практ. психологии- Воронеж: Изд-во НПД МОДЭК, 1988.-688 с.
  150. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  151. A.M., Толстых Н. Н., Юферева Т. И. Младший школьник // Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — С. 175−205.
  152. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  153. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В.В. Давыдова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  154. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагоги ка-Пресс, 1996. — 440 с.
  155. Психологический словарь / Под ред. В. А. Петровского. М.: Политиздат, 1987.-240 с.
  156. Психолого-педагогический словарь/ Под ред. В. А. Мижерикова. -Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. 540 с.
  157. Психология: Словарь / Общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  158. Психология влияния. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  159. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  160. Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск. Материалы Российско-американской научно-практической конференции, Москва, 12−14 мая 1995 г. /Под ред. М. Н. Лазутова. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 67 с.
  161. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. -480 с.
  162. М.Н. Юридические советы выпускникам детских домов и школ интернатов. — М.: Изд. Благотв. центр. Соучастие в судьбе, 1996. — 88 с.
  163. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  164. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская наука, 1998.-319 с.
  165. В.Г., Москвина А. В. Личность, творчество, развитие. М.: Педагогический вестник, 2001. — 290 с.
  166. Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  167. Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995.- 159 с.
  168. Савенкова Л. А Формирование коммуникативных умений воспитателей в педвузе: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1987. — 184 с.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  170. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  171. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  172. Сериков В. В Личностно ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11 -16.
  173. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  174. Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагога// Школьные технологии. 1997. — № 2. — С. 100−104.
  175. О.Е. Дошкольник //Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. -С.150−175.
  176. В.Н. О природе человеческого общения: опыт философского анализа. Фрунзе: Мектеп, 1973. — 116 с.
  177. П. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов -н/Д., 1999.-446 с.
  178. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
  179. Л.Ф. Форимирование профессионально педагогических умений учителя — воспитателя. — Ярославль, 1976. — 82 с.
  180. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1988.-272 с.
  181. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  182. А.И. О диалектико-материалистическом понимании связей между явлениями //Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1958. -№ 1. с. 67−77.
  183. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.333 с.
  184. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. — № 3. — С. 117−126.
  185. Ушинский К. Д Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1953.-Т. 1.-637 с.
  186. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд., перераб. -М.: Политиздат, 1987. 590с.
  187. Философский энциклопедический словарь /Редколлегия: С.С. Аве-ринцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.-815с.
  188. Философско-психологические проблемы коммуникации. /Отв. ред.
  189. A.А. Брудный. Фрунзе: ИЛИМ, 1971. — 135 с.
  190. А. Разлука с матерью //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Сост.
  191. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 142−144.
  192. Н. Язык и мышление. М., 1972. — 122 с.
  193. В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1996.-32 с.
  194. Г. М. Создание учебно-речевых ситуаций на основе юмористических текстов //Иностранные языки в школе. 1992. — № 3−4. — С. 76−78.
  195. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  196. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. -387 с.
  197. В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. -128с.
  198. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240 с.
  199. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор /Пер. с англ. А. Малышевой. Минск: ТПЦ Полифакт, 1992. — 128 с.
  200. Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца //Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов /Сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 11−18.
  201. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  202. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
  203. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО Изд-во ACT, 1997. — 300 с.
  204. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: ИФ «Сентябрь», 1996. -96 с.
  205. Brianas J. High teach Executive Skills. What new Reseach Shows. //Journal of European Educational and Industrial Training. — V.ll. 1987. — № 4. P. 12−25.
  206. Bronfenbrenner U. Who cares Americans children? //N.Y. Times Educational Supplement. 1977. December, 16.
  207. Dennis W., Najarjan P. Infant development under environmental handicap. // Psychol. Monographs. 1957. V.32.
  208. Gazden. V.P. and Hymes. New York: Teachers College Press. P. 370—
  209. Christion, M. A. And Bassano. 1987. Look who s talking. Hayward CA: The Alemany Press.
  210. Hadfield Jill. Advanced Communication Games: a collection of games and activities for intermediate and advanced students of Endlish. Longman, 1990. -128 p.
  211. Hadfield Jill. Intermediate Communication Games: a collection of games and activities for low to mid intermediate and advanced students of Endlish. Longman, 1990.
  212. Hills Ph. Teaching and Learning as a Communication Process. L: Groom Helm, 1979.
  213. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.
  214. , S. U. 1972. Participant structures and communicative competence: Warm Springs in community and classroom. In functions of language in the classroom. Ed. C.
  215. Steintal H Abriss der Sprahwissenschaft. s. 85.
  216. Rosenzweig S. Agression in children and normals as evaluated by the Ro-senzweig P.F. study//J. of abnormal and soc. Psychology. 1952. V. 47.
  217. Rutter M. Maternal deprivation reassessed. L., 1972.
  218. Turk. Speaking: Communicationin in Speech. L. V. 1985.
  219. Yarrow L.Y. Maternal deprivation //The child: his psychological and cultural development // J. Normal development. 1972. V. XI.
Заполнить форму текущей работой