Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие участников общения, их коммуникативные умения и стремления повышают нравственную ценность учебной деятельности. Анализ опыта общения, проведенный в процессе исследования, выявил различия в реальной практике и осознании нравственной ценности коммуникативных умений и стремлений учителей и учащихся, что позволило охарактеризовать процесс общения как процесс весьма противоречивый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические и теоретические основы проблемы общения
    • 1. 1. Концепция общения в марксистско-ленинской философии и социологии
    • 1. 2. Психологический анализ проблемы общения
    • 1. 3. Педагогические аспекты общения в исследованиях 60−80-х годов
  • ГЛАВА II. Изучение реального общения учителя и учащихся в учебной деятельности
    • 2. 1. Характер реального общения учителя и учащихся в ситуациях учебной деятельности
    • 2. 2. Соотношение коммуникативных умений и стремлений в суждениях и реальном общении учителей и учащихся
    • 2. 3. Осознание нравственной ценности коммуникативных умений и стремлений учителя и учащихся
  • ГЛАЗА Ш. Поиск оптимальной методики подготовки учителя и учащихся к общению на уроке
    • 3. 1. Теоретическая и методическая подготовка учителя к общению с учащимися
    • 3. 2. Подготовка учащихся к общению с учителем на уроке и других формах совместной работы

Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В документах КПСС и советского правительства, в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» обращается внимание на необходимость добиться нового качественного уровня в деле обучения и воспитания, соответствующего условиям и потребностям общества развитого социализма. Это вызвано интересами быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствованием социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества." '" Партия добивается, «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но превде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересар ми, высокой культурой труда и поведения» .

Добиться решения поставленной задачи возможно при целенаправленной организации всего учебно-воспитательного процесса, изыскании эффективных путей и способов повышения качества этого сложного процесса, среди которых одним из важнейших является общение учителя и учащихся в учебной деятельности.

Проблема общения имеет научную и практическую значимость. Это — потребность времени, когда надо не только получить.

1 Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля. Правда, 14 апреля 1984 г. р

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с. 48. достаточно полную картину психической жизни человека и увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания.

Научно-технический прогресс, интенсивный рост средств массовой информации, возрастание ценности личности в условиях коммунистического строительства, рост требований к личности как субъекту труда, познания и общения оказывают огромное влияние на содержание и формы общенияна практику отношений людей друг с другом.

В педагогической теории исследование сущности общения, его содержания, воспитательных возможностей связано с решением задач комплексного подхода к воспитанию в условиях идеологической борьбы, когда оптимальное использование различных форм, средств, каналов общения послужит воспитанию подрастающих поколений в духе преданности идеям мира и социализма.

Внимание к проблеме общения определяется его большими воспитательными возможностями. Общение формирует духовный мир человека, его образ жизни, передает социальные, нравственные и культурные ценности, воздействует на сознание и поведение людей. Общение является значимым в любом виде деятельности. От овладения человеком еще в школьные годы умением контактировать с людьми зависит в дальнейшем его включенность в производство, микроклимат коллектива. В общении происходит освоение школьниками норм поведения, источниками которого выступают средства массовой информации, учебный процесс и само общение. В процессе взаимодействия происходит социальное утверждение личности. У каждого учео о ника складывается определенный нравственный статус в коллективе, школьном классе, комсомольской группе и пионерском отряде.

Исследование педагогических аспектов общения открывает возможности более интенсивного воспитательного влияния школы и учебной деятельности на нравственное формирование личности школьника.

Трудности, испытываемые в практике общения, недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследованияОбщение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему.

Объект исследования — общение учителя и учащихся на уроке в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — коммуникативные умения и стремления учителя и учащихся, характеризующие их общение на уроке.

Цель исследования — выявление нравственной сущности коммуникативного аспекта общения учителя и учащихся с учетом специфики учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме общения.

2. Выявить содержание коммуникативных умений и стремлений учителя и учащихся в зависимости от предмета и структуры учебной деятельности.

3. Изучить соотношение между коммуникативными умениями и стремлениями в реальном общении и суждениях учителя и учащихся.

4. Разработать методику подготовки учителя и учащихся к общению на уроке и формированию у них нравственных коммуникативных умений.

Исходя из анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы, включенного педагогического наблюдения нами выделены следующие гипотетические положения исследования:

— общение учителя и учащихся в учебной деятельности зависит от ее целей, содержания и форм организации и вместе с тем способно усилить воспитательный эффект этой деятельности путем обмена коммуникативными умениями между участниками деятельности;

— коммуникативные умения и стремления учителей и учащихся разных учебных предметов могут способствовать одновременно достижению двойного результата: преобразованию учебной деятельности коммуникативными средствами и повышению нравственной ценности взаимодействия ее участников;

— формирование коммуникативных умений и стремлений обусловлено подготовкой учителей и учащихся к общению на уроке, использованию совокупности методических приемов организации учебной деятельности, совмещающих реализацию задач познания и общения.

Методы исследования. Исследование проводилось при одновременном осуществлении опытно-экспериментальной работы с использованием комплексной методики, включающей: теоретический анализ проблемы, длительное включенное педагогическое наблюдение, ретроспективный анализ, анкетирование и опросы, сочинения и интервью.

База исследования. Массовый опрос проводился в старших классах средних школ М 366, 393, 444, 524, 7, 70, 183, 227 г. Ленинграда (I980-I98I гг.), опытно-экспериментальная работа проводилась на базе старших классов 227 средней школы г. Ленинграда, где исследователь работал в течение восьми лет учителем, классным руководителем.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 203 источника, приложений. Работа содержит страниц машинописно.

Выводы по Ш главе.

Поиск оптимальной методики теоретической и практической подготовки учителя и учащихся к общению был предпринят на основе результатов диагностического исследования, в ходе которого были установлены факты неслаженного взаимодействия и достаточно низкий уровень выраженности коммуникативных умений.

В итоге, общение учителя и учащихся страдало не отсутствием у обеих сторон стремления к нему, а слабой выраженностью коммуникативных умений. Между учителем и учащимися сложились такие взаимоотношения, которые были своеобразным тормозом к установлению нравственно-ценных контактов. И потому оказалось необходимым, прежде чем корректировать общение на положительном уровне, раскрыть перед участниками его неслаженность отношений путем сопоставления идеальных способов общения (на теоретическом уровне). На основе теоретического анализа и данных диагностического исследования прогнозировалось влияние общения на формирование нравственно-коммуникативных умений. Перед участниками общения раскрылись его возможности в решении учебных и воспитательных задачучащиеся включились в выявление коммуникативных умений и стремлений при эбсуждении реальных ситуаций.

Теоретическая подготовка органично вписывалась в деятельность учителя. Она включала отбор ведущих идей общения как педагогического явления, вычленение знаний на междисциплинарном уровне по 1роблеме общения. Из обширного круга знаний изучались 4 группы во-ipocoB: I) Предмет, содержание, структура общения, его функции, меха-шзмы, процессуальный характер- 2) Учитель и ученик — субъекты общения, личностный план общения, потребности в общении, во взаимо-юнимании, сопереживании. Взаимосвязь коммуникативных умений и стремлений как выражение единства действенной и мотивационно-по-требностной сферы- 3) Общение и деятельность. Зависимость общения от предмета деятельности, ее структуры, организационных форм- 4) Ведущая роль учителя в организации общения и деятельности. Его роль, стиль работы, личностные качества, владение методикой организации общения. Эти вопросы имели принципиальное значение в формировании стремлений учителя и учащихся к общению в учебной деятельности.

Изучение теории общения сочеталось с вооружением учителя и учащихся методами изучения характера и особенностей общения в коллективе, приемами коррекции общения с учетом специфики учебной деятельности, статуса каждого школьника во взаимном общении. Акцент делался на выборе способов организации деятельности и общения, которые могут быть оптимальными в данных конкретных условиях.

Знания, с опорой на субъективные стремления с обеих сторон, побуждали целенаправленно строить общение с расчетом на достижение более высокого результата.

Оценка реального взаимодействия с теоретических позиций, его нравственное содержание, оценка коммуникативных умений и стремлений становилась связующим звеном сложившегося опыта с овладением методикой определения статуса каждого ученика во взаимодействии с учителем и товарищами по преобладанию взаимных действий к сотрудничеству.

В процессе самоанализа особенностей общения внимание акцентировалось на усиление воспитательного эффекта этой деятельности путем обмена коммуникативными умениями мезщу ее участниками, раскрывались возможности преобразования учебной деятельности коммуникативными средствами и повышения нравственной ценности взаимоотношений, с выделением методических приемов организации деятельности в соответствии с задачами познания и общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выделяются такие положения:

1. Формирование и обмен коммуникативными умениями между участниками учебной деятельности происходит во всех ее компонентах от выдвижения целей до их реализации через содержание и формы организации деятельности. Результаты работы позволили определить нравственную сущность реального общения учителя и учащихся в ситуациях учебной деятельностисоотношение нравственно-ценных коммуникативных умений и стремлений в суждениях и реальном общении — соотношение реального общения с осознанием нравственной ценности коммуникативных умений и стремлений учителями и учащимисястепень взаимодействия педагогов и учащихся.

Ограничив изучение общения в учебной деятельности взаимодействием педагога и учащихся, направленным на преобразование деятельности коммуникативными средствами, мы акцентировали внимание на совокупности коммуникативных умений и стремлений его участников в совместной деятельности как основном показателе взаимодействия. Как показало исследование, коммуникативные умения и стремления, характеризующие общение как процесс единства и регуляции межличностных и деловых отношений, оказываются под определенным влиянием структуры деятельности.

2. Взаимодействие участников общения, их коммуникативные умения и стремления повышают нравственную ценность учебной деятельности. Анализ опыта общения, проведенный в процессе исследования, выявил различия в реальной практике и осознании нравственной ценности коммуникативных умений и стремлений учителей и учащихся, что позволило охарактеризовать процесс общения как процесс весьма противоречивый, в котором одни коммуникативные действия и на их основе коммуникативные умения формируются быстрее, осознаются легче, другие отстают в своем формировании и не осознаются участниками общения. В результате наблюдается неслаженность взаимодействий учителя и учащихся и сравнительно низкий уровень реализации воспитательных возможностей коммуникативных умений и стремлений.

3. Взаимосвязь целей, содержания, методов и форм организации учебной деятельности в единстве с целенаправленным взаимодействием учителя и учащихся приводит к преобразованию учебной деятельности коммуникативными средствами.

Усложняющиеся логически связанные формы подготовки к общению на основе сочетания теории и практики, вооружение учителя и учащихся знаниями — к оценке реального общения, к самооценке путей его совершенствования, актуализируют взаимосвязь общения и учебной деятельности, которая находит свое выражение в организации общения в зависимости от целей, содержания и форм организации деятельности и в зависимости от взаимодействия учителя и учащихся.

Разработан научно-практический подход к определению статуса школьников по степени их взаимодействия с педагогом, позволяющий корректировать организацию общения с учетом уровня нравственно-коммуникативных отрешений участников взаимодействия.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что изучение общения учителя и учащихся в учебной деятельности позволило:

— выявить влияние общения на успешность учебной деятельности;

— характеризовать коммуникативные умения учителей и учащихся, имеющие значение в учебной деятельности;

— выявить в реальном общении и суждениях учителей и учащихся соотношение нравственно-ценных коммуникативных умений" и стремлений ;

— раскрыть на основе опытно-экспериментальной работы методику подготовки учителей и школьников к общению.

Достоверность исследования определяется его соответствием марксистско-ленинскому учению об общественной сущности человека, о социальной функции общения и его роли в жизни общества, в жизни индивидаиспользованием комплекса разнообразных методов и источников исследования, адекватных целям и задачам исследования и реализованных в ходе подготовки к общению учителей и учащихсяподтверждается качественным и количественным анализом массового материала.

Практическую значимость представляют педагогическое осмысление проблемы общения в учебной деятельностипути изучения общения, коммуникативных умений и отрешений учителей и учащихся в учебной деятельностиметодика подготовки к общению, которая может быть использована при обучении будущих учителей учебно-воспитательной работе в школерекомендации работникам школ по организации общения учителя и учащихся и формированию коммуникативных умений и стремлений в учебной деятельности.

Апробация результатов исследования проходила во Всесоюзной школе молодых ученых «Методологические и общетеоретические проблемы образования и воспитания в обществе развитого социализма» в г. Ростове-Ярославском (1982 год) — на научно-практической конференции «Пути повышения эффективности воспитания и подготовки организаторов Марша юных ленинцев» в условиях: Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» (Артек, 1983 год) — на заседании лаборатории по нравственному воспитанию школьников (ЛГПИ им. А. И. Герцена,.

1983 год) — в ходе обсуждения опытно-экспериментального материала на педсоветах, семинарах классных руководителей и учителей-предметников, на производственных совещаниях учителей средних школ и школ рабочей молодежи, техникумов г. Ленинграда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  2. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  3. К. Из экономических рукописей 1857−1858 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709−738.
  4. К. Наемный труд, и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.428−459.
  5. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. — 689 с.
  6. К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. -Соч. 2-е изд., т.46, ч. П, с.51−508.
  7. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -М.: Политиздат, 1966. 64 с.
  8. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн.собр.соч., т.18,с.7−384.
  9. В.И. 0 диктатуре пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.259−268.
  10. В.И. Что делать? Наболезшие^опросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  11. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собо.соч., т.29, с.77−218.
  12. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.
  13. Поли.собр.соч., т.41, с.1−104.
  14. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 256с.
  15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  16. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. Коммунист, 1982, № 17.
  17. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  18. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г. Правда, 14 апреля 1984 г.
  19. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  20. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн.: Проблемы общения в психологии. /Ред.Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981, с.218−241.
  21. И.Д. Влияние общения в деятельности комсомольской организации на становление общественной активной позиции старшеклассников: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. -Л., 1977. -23 с.
  22. B.C. Психология межгрупповых отношений. -М.: МГУ, 1983. 144 с.
  23. Ю.П. Искусство воспитателя. -М.: Просвещение, 1979. 225 с.
  24. Азбука нравственного поведения /Под ред. И. А. Каироза, О. С. Богдановой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  25. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Советская педагогика, 1981, JS 8, с.61−69.
  26. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968, с. 338.
  27. Г. М. Социальная психология. -М.: МГУ, 1980. -415 с.
  28. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  29. Э.Э. Опыт анализа речевого общения учащихся и учителя на уроке. Проблемы общения и воспитания: Сб. статей, ч.1. -Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, с.165−176.
  30. .Н. К определению основных понятий методологии системных исследований. Философские науки, 1981, № 2,с.145−146.
  31. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  32. Л.М. Актуальные проблемы марксистской этики. Вопросы философии, 1981, JS I, с.39−50.
  33. В.Г. Образование и культура: некоторые проблемы. В кн.: Молодежь и образование. М.: Молодая гвардия, 1972, с.306−323.
  34. Т.К. К вопросу о концепции формирования коммунистичеоких убеждений. В кн.: Проблемы единства обучения и воспитания: Сб.научн.тр. Л., 1978, с.9−17. (Герцен.чтения, XXX).
  35. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  36. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  37. С.С. Человек коммунистической цивилизации. -Л.: Знание, 1980. 36 с.
  38. Э.И. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся на уроках в 4−5 классах общеобразовательной школы. -Дисс.. канд.пед.наук. Л., 1976. — 198 с.
  39. Бим-Бад В. Психологическая атмосфера-урока. Народное образование, 1981, № 3, с.44−46.
  40. .П. Структура процесса воспитания (Методологический аспект). Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  41. Е.М. Понимание. М.: Политиздат, 1983. — 359 с. (Личность. Мораль. Воспитание).
  42. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. — 123 с.
  43. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. — 135 с.
  44. А.А. Личность и общение. (Избранные труды). -М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  45. Л.И. Вопросы психологии личности школьника: Сб. статей. /Под ред. Л. И. Божович и Л. А. Благонадежиной. -М.: АПН РСФСР, 1961. 407 с.
  46. Л.И., Конникова Т. Е. 0 нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии, 1975, № I, с.80−89.
  47. Е.В. Проблема формирования нравственногосознания личности старшего школьника. Сов. педагогика, 1980, № I, с.42−49.
  48. А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения. Сов. педагогика, 1981, № I, с.57−63.
  49. Г. Н. Формирование нравственно-ценных взаимоотношений учащихся в классе в условиях дифференцированного обучения. Дисс.. канд.пед.наук. — JI., 1973. — 198 с.
  50. А.А. 0 проблеме коммуникации. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. /Под ред. Е.В.Шорохо-вой. -М.: Наука, 1975, с.165−182.
  51. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  52. Л.П. Общественные отношения и общение. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1975, с.136−150.
  53. В.Г. К вопросу о рож активности личности в процессе общения: Научн.тр. Свердл.пед.ин-та, Сб.281: Вопросы психологии активности и саморегулирования личности, с.105−112.
  54. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. дисс.. канд.психолог.наук. М.-: 1977. — 21 с.
  55. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Дисс.. докт.пед.наук. — Л., 1974.- 383 с.
  56. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 кл.): Научн.-метод.пособие для студентов пед. ин-тов и учителей школ. Л.: ЛГПИ, 1973. — 135 с.
  57. З.И. Нравственный статус ученика. В кн.: Нравственное формирование личности школьника в коллектива. Вып.1. Л., 1975, с.39−53.
  58. З.И. Проблема единства обучения и воспитания на современном этапе. В кн.: Проблемы единства обучения и воспитания: Сб.научн.тр. -Л.: ЛГГЩ, 1978, с.3−9. (Герцен.чтения, XXXI).
  59. З.И. Коммунистическое воспитание учащихся в учебной деятельности. Л.: ЛГПИ, 1980. — 83 с.
  60. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981.- 82 с.
  61. З.И., Ежеленко В. Б., Седова Н. В. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебной деятельности. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1983. — 75 с.
  62. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  63. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: Тезисы симпоз. /Редкол.: Э. Э. Антон и др. Таллин: ТЛИ, 1979. — 278 с.
  64. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  65. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  66. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. -М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  67. Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. М.: АПН РСФСР, I960. — 151 с.
  68. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  69. Гордин АЛО. Формирование отношений педагогов к учащимсяв советской школе. М.: Педагогика, 1977. — 151 с.
  70. Г. Г. Восприятие и представление учителя младшими школьниками (учащимися 1−2 классов).- Дисс.. канд. психолог, наук. Л., 1971. — 234 с.
  71. Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. М., 1966. — 16 с.
  72. Н.Д. Педагог и воспитание. 0 воспитательных взаимоотношениях педагога и воспитанников. /Под ред.А. Ю. Гордина. -М.: Педагогика, 1976. 80 с.
  73. Н.А. Позиция личности. Дисс.. кацц-.философ, наук. — Л., 1971. — 181 с.
  74. Н.А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности. В кн.: Личность и группа. (Опыт социально-психологического исследования). — Уч.зап. ЛГПИ, 1971, т.368.
  75. А.И. Нравственное воспитание в процессе обучения: Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 1973. — 41 с.
  76. Н.П. Психология общения: Пособие для студентов-психологов. Ярославль: ЯГУ, 1979. — 95 с.
  77. А.Д. Особенности восприятия учителем личности ученика: Дисс.. канд.психолог.наук. Л.-, 1973. — 144 с.
  78. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  79. В.Г. Коллектив .и личность.- Л.: ЛГУ, I97I.-I20 с.
  80. В.Г. Коллектив и конформизм: Проблемы взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе. -Л.: Лениздат, 1980. 168 с.
  81. И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работышкол Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  82. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  83. М.С. Проблема субъективно-объективных отношений в марксистско-ленинской философии: Научн. доклады высшей школы. -Философские науки, 1980, 4, с.40−53.
  84. М.Г. Нравственное воспитание личности школьника в коллективе. (Учебные задания). Л.: ЛГ1М, 1980. — 53 с.
  85. М.Г. Взаимосвязь процесса раззития коллективаи нравственного формирования личности. (Уч.пособие к спецкурсу).-Л.: ЛГПИ, 1983. 82 с.
  86. М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: Автореф.дисс.. докт.пед.наук. -Л., 1983. 37 с.
  87. У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. Тарту, 1982. — 17 с.
  88. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Автореф.дисс.. докт.психолог.наук. Л., 1981. 31 с.
  89. Кан-Калик В. А. Проблемы профессионально-педагогического общения. Сов. педагогика, 1979, J& 6, с. ПЗ-118.
  90. В.А. Директор учитель — ученик. — М.: Знание, 1982, J* 9, 95 с.
  91. В. Психологические исследования личности учителя в ГДР. Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1982, I, с.84−90.
  92. А.В. Общение в классном коллективе как объектпедагогического управления: Автореф.дисс.. докт.пед.наук. -Киев, 1974. 58 с.
  93. А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей, ч.П.- Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, с.8−16.
  94. И.М. О педагогическом такте в воспитании детей. (Для родителей). Л.: Знание, 1959. — 48 с.
  95. Коллектив и личность. Сб.: Из истории педагогического наследия. /Сост.А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1974, № II. — 96 с.
  96. Я.Л. Психология личных взашлоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969. — 237 с.
  97. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977, is 10. -95 с. (Серия педагогика и психология).
  98. Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками. Новые исследования в психологии. М.: АПН СССР, 1977, В I, с.45−48.
  99. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -387 с.
  100. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  101. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф.дисс.. докт.психолог.наук. Л., 1970.- 57 с.
  102. С.В. Понимание учителем личности учащегося.- Вопросы психологии, 1980, № 5, с.143−148.
  103. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс.. докт.пед.наук.- Л., 1970. 57 с.
  104. А.П. 0 подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и страшегоподростка). -М.: Педагогика, 1970. 271 с.
  105. М.Ю. Взаимоотношения учителей и учащихся в сфере общения. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей, ч.1. -Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, с.193−208.
  106. Н.К. Воспитательная роль учителя. Пед.соч. в 10 т. -М., 1957, т. З, с.263−266.
  107. НО. Крупская Н. К. На некоторые злободневные теш. Пед.соч. в 10 т. М., 1957, т. З, с.340−344.
  108. Н.К. К вопросу о воспитательной роли учителя. На путях к новой школе, 1928, № 3, с.3−7.
  109. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 173 с.
  110. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  111. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  112. А.А. Психология общения: Учеб. пособив для студентов. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. — 219 с.
  113. А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979, № I. 46 с. (Серия педагогика и психология).
  114. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  115. Х.Й. Понятие общения и воспитание. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей, ч.1. Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, 3.60−67.
  116. Х.Е. Как воспитывает процесс обучения? М.'.Знание, 1982, № 12.- 96 с. (Серия педагогика и психология).
  117. В.Т. Что значит быть современным? М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  118. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. /Ред. Б. В. Ломов. — М.: Наука, 1981, с.3−23.
  119. .Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1975, с. 124−135.
  120. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв.ред.Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. — М.: Наука, 1976, с.64−93.
  121. А.С. Педагогическая поэма. Соч., в 7 т. М., 1950, т.1, с.13−691.
  122. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч., в 7 т. -М., 1951, т.5, с.9−102.
  123. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч., в 7 т. -М., 1951, т.5, с.225−318.
  124. Г. П. Вербальное общение в системе руководства и подчинения: Автореф.дисс.. канд.философ.наук. Л., 1972. -15 с.
  125. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1973. — 172 с.
  126. Т.Н. Учитель ученик. -М.: Знание, 1977, № 2. — 64 с. (Серия педагогика и психология).
  127. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. Вопросы философии, 1972, В 10, с.77−86.
  128. Н.Ф. Педагогическое руководство малыми группами в организованных коллективах. В кн.: Нравственное формирование личности школьника. /Сб.науч.тр. под ред. З. И. Васильевой и др. -Л.: ЛГПИ, 1979, с.146−157.
  129. Методы педагогических исследований. /Под ред.А.И.Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  130. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. /Под ред.Ю. К. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 е., илл.
  131. А.В. Общение как педагогическая категория. В кн.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: Тез. — Таллин, 1979, с.21−27.
  132. А.В. Общение как фактор воспитания школьников.-Дисс.. докт.пед.наук. М., 1980. — 414 с.
  133. А.В. 0 воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. 2-е изд, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  134. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983, № 8. — 96 с. (Серия педагогика и психология).
  135. А.К. Формирование направленности личности старшеклассников.-Дисс.. канд.пед.наук. Тарту, 1983. — 183 с.
  136. В.Н. Личность и неврозы. Л., I960. — 426 с.
  137. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии. В кн.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тезисы Всесоюзного симпоз.
  138. Ред.А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин. JI., 1970, с.114−115.
  139. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф.дисс.. докт.пед.наук. Л., 1977.- 47 с.
  140. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: Сб.научн.труд. ЛГПИ им. А. И. Герцена. /Редкол.З. И. Васильева и др. Л.: ЛГПИ, 1978. — 155 с.
  141. Общение как предмет теоретических и-прикладных исследований: Тез.Всесоюзн.симпоз. 29−31 марта 1973 г. /Под ред.А.А.Бо-далева. ЩИ образов.взрослых. Л., 1973. — 200 с.
  142. Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента на уроке в период педагогической практики: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1978. — 18 с.
  143. Орн Ю. А. Познание людьми друг друга как условие и задача воспитания. В кн.: Проблемы общения и воспитания: Сб.статей. ч.1. — Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, с.78−84.
  144. Отношение как проблема психологии воспитания. /Редкол. А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1973. — 149 с.
  145. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. 351 с.
  146. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л.: Наука, 1981. — 192 с.
  147. Педагогика школы. /Под ред.Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1977. 383 с.
  148. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Сб.науч.тр. /Редкол.Г .И.Щукина. Вып.2. Л.: ЛГПИ, 1976. — 159 с.
  149. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников: Сб.научн.тр. /Редкол.Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ, 1979. — 112 с.
  150. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  151. В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981, lb 4. — 96 с. (Серия педагогика и психология).
  152. И.С. Психологические особенности стихийных внешних групп подростков и юношей: Автореф.дисс.. канд.психол. наук. М., 1970. — 19 с.
  153. A.M. Формирование коммунистических нравственных идеалов в старших классах подростков: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. М., 1972. — 18 с.
  154. Прикладные проблемы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. М.: Наука, 1983. — 296 с.
  155. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. /Под ред.И. С. Марьенко. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  156. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей, ч.1-П. Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974.- 1975. ч.1 — 208 е., ч. П — 255 с.
  157. Проблема общения в психологии. /Отв.ред.Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. 280 с.
  158. Проблемы подготовки к общению: Матер.симпоз. /Редкол.: Э. Э. Антон и др. Таллин: Талл.пед.ин-т им. Э.Вильде, 1979.- 107с.
  159. Проблемы теории воспитания: Сб.статей. /Под ред.Л.П.Бу-евой и др., ч.П. М.: Педагогика, 1974. — 199 с.
  160. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Под ред.А.Коссаковски и др. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  161. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб.научн.тр. /Под ред.А. А. Бодалева, В. Я. Ляу.диса .
  162. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. 159 с.
  163. Психология в управлении: Сборник. /Сост.А. М. Зимичев. -Л.: Лениздат, 1983. 192 е., илл.
  164. Психология межличностного познания. /Под ред.А.А.Бода-лева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  165. Психология педагогического общения: Сб.статей. /Отв. ред.А. С. Золотнякова. Ростов-н/Д: ГПН, 1978. — 95 с.
  166. Психология труда и личности учителя: Сб.научн.тр.ЛГПИ. /Под ред.А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976. — 133 с.
  167. Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. — 95 с.
  168. Психология формирования и развития личности. /Ред. Л. И. Анциферова. -М.: Наука, 1981. 363 с.
  169. А.Г. 0 методе исследования процесса установления отношений детьми младшего школьного возраста. Новые исследования в психологии. М.: АПН СССР, 1976, & I, с.51−54.
  170. К.Д. Воспитательные функции общения в коллективе. В кн.: Проблемы единства обучения и воспитания. /Сб.научн.тр. -Л., 1978, с.21−24. (Герцен.чтения, XXXI).
  171. К.Д. Взаимодействие общения и деятельности в пионерском коллективе. В кн.: Нравственное формирование личности школьника: Сб.научн.тр. /Под ред.З. И. Васильевой и др. — Л.: ЛГПИ, 1979, с.13−24.
  172. Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Уч. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1983. — 84 с.
  173. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: АН СССР, 1959. 354 с.
  174. В. Общение учителя с учащимися на уроке. Проблемыобщения и воспитания: Сб. статей, ч.1. Тарту: Изд.Тарт.ун-та, 1974, с.177−184.
  175. Т.Я. Педагогическое руководство общением подростков в деятельности коллектива: Автореф.дисс.. канд. пед.наук. JI., 1983. — 19 с.
  176. В.И. Общение в семье как фактор формирования личности: Автореф.дисс.. канд.философ.наук. JI., 1974.- 21 с.
  177. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с. .
  178. В.М. Общение и его средства. В кн.: Сознание и общение. — Фрунзе: Илим, 1968, с.8−17.
  179. Э.В. Смысл и культура человеческого общения. -В кн.: Духовное становление человека: Сб. статей. JI., 1972, с. 100−123.
  180. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез.Всесоюз. симпоз. 1−3 декабря 1970 г. /Отв.ред.А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин. -Л.: ЛГПИ, 1970. 185 с.
  181. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах учащихся и рабочей молодежи: Тез.докл.Всесоюзн.симпоз. /Ред.В. М. Крвалгин, Я. Л. Коломинский. Минск, 1970.- 257 с., илл.
  182. Е.И. Воспитание коммунистической убежденности у школьников. Л.: Знание, 1977. — 36 с.
  183. В.А. Рождение гражданина. Избр.пед.соч. в 3-х т., т.1. /Соет.О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979, т.1, с. 267.
  184. В.А. Сердце отдаю детям. Избр.пед.соч. в 3-х т. М.: Педагогика, 1979, т.1, с.25−266.
  185. В.А. Мудрая власть молодежи. Методика воспитания коллектива. Избр.пед.соч. в 3-х т., т.З. /Сост.О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981.-640 с.
  186. В.М. Процесс человеческого общения и его исторические формы: Автореф.дисс.. канд.философ.наук. М., 1976. — 21 с.
  187. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Предисловие. Собр.соч. в II т. — M.-JI., 1948−1951, т.8, с. П-61.
  188. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред.В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  189. Формирование коммунистической нравственности школьников. /Под ред.О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1983.-104 с., ил.
  190. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. /Под ред.Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1983. 256 с.
  191. Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К.Марковой- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, НИИ педагогической психологии АПН ГДР. М.: Педагогика, 1982. — 216 е., илл.
  192. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Ис-торико-критический очерк. М.: Мысль, 1979. — 268 с.
  193. М.П. Этико-педагогические основы взаимоотношений учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Тамбов: ТГПИ, 1981. — 94 с.
  194. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971, с. 351.
  195. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  196. Н.Е. Когда урок воспитывает. (Нравственный аспект). -М.: Педагогика, 1981. 128 с.
  197. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  198. А.И. 0 методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. В кн.: Психология труда и личности учителя: Сб.научн.тр.ЛГПМ. -Л., 1976, вып.1, с.3−29.
  199. А.И. Профессиограмма учителя советской школы. -В кн.: Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976, с.24−33.
  200. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с., с портр.
Заполнить форму текущей работой