Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной социокультурной ситуации всё большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и разных формах (через печатные, телевизионные, видео каналы, глобальные и локальные информационные сети) интенсивно распространяется по всему миру. Видео, CD-ROM, электронные библиотеки, Интернет предоставляют 5 человеку возможность получить информацию в интерактивном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития базовых информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией
    • 1. 1. Идеология компетентностного подхода в образовании
    • 1. 2. Информационные компетенции. Уровни и показатели развития базовых информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией
    • 1. 3. Педагогические условия развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития базовых информационных компетенций учащихся
    • 2. 1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента
    • 2. 2. Особенности процесса реализации педагогических условий с целью развития информационных компетенций учащихся средней школы
    • 2. 3. Оценка результатов процесса развития базовых информационных компетенций учащихся
  • Выводы по второй главе

Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать, при этом обмен информацией не имеет ни пространственных, ни временных границ. Современное информационное общество, в отличи от индустриального и постиндустриального в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной компетентностью.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Проблемой формирования информационных компетенций занимались Н. И. Гендина, М. В. Рыжаков, В. Н. Борздун и др. В специальной литературе категория «информационная компетентность», часто рассматривается во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура», «компьютерная грамотность». В этой связи можно назвать работы Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, Г. А Стародубовой, В. А. Каймина, В. Ю. Милитарева. В составе исследователей, внёсших существенный вклад в разработку методологических проблем информационной культуры — Н. П. Ващекин, М. Г. Вохрышева, A.A. Гречихин, В. И. Гриценко, Ю. С. Зубов, Н. Б. Зиновьева, И. К. Кирпичёва, В. А. Минкина, И. Г. Моргенштерн, В. А. Петров, Б. Н. Паныиин, А. И. Ракитов, Б. А. Семеновкер, H.A. Сляднева, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, В. А. Фокеев, Ю. А. Шрейдер.

Вместе с тем, изучение основных характеристик информационного подхода к совершенствованию педагогической науки и образовательной практики позволяет выявить следующие группы противоречий, на изучение которых направлено данное исследование:

1. Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, первая группа противоречий это противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций. 4.

Информационная компетентность не становится неотъемлемым качеством личности каждого ученика. Поэтому разрешение этой группы противоречий связанно с необходимостью поиска новых более эффективных способов и условий реализации компетентностного подхода в учебном процессе.

2. Значимая группа противоречий связана с необходимостью формирования в сознании учащихся целостной картины мира. Но в реальном учебном процессе зачастую отсутствуют межпредметные связи. На уроках по разным предметам изучаются отдельно стороны, свойства предметов и явлений, определённые структурные формы материи и соответствующие им виды движения. При этом они обычно рассматриваются изолированно, вне связи с явлениями и процессами, изучаемыми на уроках по другим предметам. Так, химические и биологические формы движения материи нередко рассматриваются вне связи друг с другом и с физическими формами движения материи. При изучении физических форм движения не рассматриваются их проявления в более сложных формах движения. Такая односторонность в изучении явлений и процессов приводит к тому, что учащиеся затрудняются в объяснении механизма явлений и причинно-следственных связей между ними. Знания в таком случае оказываются ограниченными, малоподвижными.

Таким образом, вторая группа противоречий связана с проблемой поиска путей преодоления фрагментарности, разрозненности знаний, особенно в области работы человека с новой информацией, представленной и в традиционной, и в электронной форме, обретением целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач.

3. В современной социокультурной ситуации всё большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и разных формах (через печатные, телевизионные, видео каналы, глобальные и локальные информационные сети) интенсивно распространяется по всему миру. Видео, CD-ROM, электронные библиотеки, Интернет предоставляют 5 человеку возможность получить информацию в интерактивном режиме, реализовать свои творческие идеи в виртуальном пространстве. При этом увеличивается информационный разрыв между учителем и учеником, так как у этих субъектов разные информационные задачи процесса обучения. Учитель ориентируется при подготовке урока преимущественно на информацию, значимую для данного предмета (ориентация на учебную программу, учебник), представленную на печатных носителях, чаще всего не учитывая другие источники и не предавая им должного значения. Ориентация школьника направлена преимущественно на получение информации значимой для него лично, его как настоящей, так и будущей жизни.

Таким образом, возросшие информационные потребности ученика и неизменившийся характер взаимодействия субъектов образования, обусловленный стандартом содержания образования, традиционными формами и методами учебно-воспитательной деятельности составляют третью группу противоречий.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы наиболее значимые педагогические условия выявления и развития информационных компетенций учащихся средней школы?

Необходимость решения обозначенной проблемы исследования определяет актуальность темы исследования «Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией».

Объект исследования — образовательный процесс в средней школе, ориентированный на развитие информационных компетенций учащихся.

Предмет исследования — педагогические условия, способствующие развитию информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, ориентированных на 6 выявление и развитие информационных компетенций учащихся средней школы.

Гипотеза исследования.

Развитие информационных компетенций учащихся средней школы будет более эффективным в том случае, если комплексно реализуются следующие педагогические условия: в образовательном процессе гибко и вариативно используются различные, как традиционные, так и электронные источники информации, в том числе информационные ресурсы сети Интернетв основу учебно-воспитательного процесса положена проектная деятельность учащихся, усложняющаяся решением межпредметных задач и заданий деятельностно-ценностного характераорганизация самостоятельной проектной деятельности завершается созданием информационного продукта в форме компьютерной презентациисочетаются педагогическая оценка и самооценка информационных компетенций учащихся, на основе специально разработанных показателей и критериев.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить и систематизировать информационные компетенции учащихся.

2. Раскрыть сущность и структурировать показатели, критерии и уровни развития базовых информационных компетенций учащихся.

3. Теоретически обосновать и интегрировать педагогические условия, ориентированные на развитие базовых информационных компетенций учащихся средней школы.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития базовых информационных компетенций учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования явились концептуальные положения в области философии образования Б. С. Гершунского, Э. И. Гусинского, Ю. И. Турчанинова и др.- теории учебной деятельности Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Е. И. Машбица, Л. М. Фридмана, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконинаформирования обобщённых способов действия.

B.В.Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, А. В. Усовой, Г. П. Щедровицкого и др.- реализации межпредметных связей в образовании А. В. Усовой, Е. К. Страута, А. А. Пинского, Б. Д. Комисарова, В. Р. Ильченко др.- технологии проектного обучения Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика,.

C.Т.Шацкого, В. П. Блонского и др.- компетентностного подхода в образовании A.B.Хуторского, И. Д. Фрумина, Т. М. Ковалёвой, В. П. Зинченко И др.

Методы исследования: теоретический анализ и изучение философской, психолого-педагогической, специальной, методической литературы по проблеме исследованияэкспериментальные методы (анкетирование, прямое и косвенное наблюдение) — диагностические методики (тестирование, самоанализ, самооценка), педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных данныхматематическая статистика.

Этапы исследования.

Первый этап (2001;2002гг.). Проводился анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования. На данном этапе сформулирована проблема исследования, определены цели, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, определены категории исследования. Проводился констатирующий эксперимент. Разрабатывалась модель развития базовых информационных компетенций учащихся 8−9 классов средней школы.

Второй этап (2002;2004гг.). Проводился формирующий эксперимент. Осуществлялась статистическая обработка результатов эксперимента, анализ получаемых данных. Были выявлены условия развития базовых 8 информационных компетенций учащихся 8−9 классов средней школы, при этом уточнялись структурные элементы модели развития базовых информационных компетенций учащихся.

Третий этап (2004;2005гг.). Осуществлялся контрольный срез, статистическая обработка эмпирических данных. Обобщались результаты теоретико-экспериментального исследования, разрабатывались методические рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения учащихся 8−9 классов в средней школе. Научная новизна исследования. 1. Впервые произведена классификация базовых информационных компетенций учащихся средней школы, которая включает в себя.

— компетенции в сфере первоначального информационного поиска:

• выделять ключевые слова для информационного поиска;

• самостоятельно находить информацию в информационном поле;

• организовать поиск в сети Интернет с применением различных поисковых механизмов;

— технологические компетенции:

• составлять план обобщённого характера;

• подбирать литературу по теме, пользуясь списком, систематическим и предметным каталогами;

• переводить информацию из одной формы представления в другую;

• владеть технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office;

• использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска в сети Интернет;

— предметно-аналитические компетенции:

• выделять в тексте главное;

• анализировать информацию;

• систематизировать информацию;

• самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации;

— операционно-деятельностные компетенции:

• подготовить реферат,.

• составлять тезисы выступления;

• использовать различные средства наглядности при выступлении;

• подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах;

• оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft Power Pointкоммуникативные компетенции:

• представлять собственный информационный продукт;

• работать с любым партнёром (учитель, другой учащийся);

• отстаивать собственную точку зрения.

2. Обоснованы педагогические условия развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы в проектной деятельности с компьютерной презентацией:

— стимулирование мотивации учащихся в процессе поэтапного применения различных источников информации, начиная с традиционных: книги, журналы, учебные пособия, и переходя к компакт-дискам, web-сайтам, побуждающей учащихся к более эффективному информационному поиску и анализу его результатов;

— постановка перед учащимися задач возрастающей степени сложности, активизирующих процессы развития информационных компетенций учащихся, позволяя им активно включиться в проектную деятельность;

— межпредметная координация действий учителей, особенно на этапе информационного поиска, способствующая организации эффективной проектной деятельности учащихся, завершающейся созданием информационного продукта в форме презентации с использованием программы Microsoft Power Point;

— применение оценки и самооценки созданного информационного продукта — компьютерной презентации, побуждающих учащихся к критическому анализу и обсуждению собственных результатов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

— в осуществлении целостной разработки, выявлении и развитии базовых информационных компетенций учащихся средней школы на основе использования соответствующих педагогических средств и условий;

— в построении структурной модели развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы;

— в структурировании и систематизации показателей, критериев и уровней развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы;

— в выявлении и обосновании педагогических условий, ориентированных на развитие базовых информационных компетенций учащихся средней школы, адекватными средствами и методами. :

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических положений и выводов для их реализации в процессе развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы.

Разработаны практико-ориентированные дидактические положения, условия, показатели и критерии развития базовых информационных компетенций учащихся.

Созданы специальные анкеты и методики оценки и самооценки уровней развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы, которые могут быть применены в реальном педагогическом процессе.

Разработан и экспериментально проверен авторский факультативный курс «Основы информационной культуры» для учащихся 8−9 классов средней школы, ориентированный на развитие информационных компетенций учащихся.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования в педагогическом эксперименте, адекватной статистической обработкой результатов исследования. Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении теоретического анализа и разработке проблемы развития информационных компетенций учащихся средней школы;

— в организации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического материала;

— в обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие базовых информационных компетенций учащихся средней школы в образовательном процессе;

— разработке факультативного курса «Основы информационной культуры» для учащихся 8−9 классов средней школы, обеспечивающего развитие информационных компетенций учащихся. Апробация результатов исследования осуществлялась путём публикаций и участия в научно-практических конференциях: «Технологизация содержания и процесса естественно-математической и гуманитарной подготовки учащихся в средних общеобразовательных учреждениях» (Казань, 2002) — «Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века» (Москва, 2003) — «Проблемы высшей школы: теория и практика» (Дмитровград, 2003) — «Традиции и преемственность в образовании» (Набережные челны, 2003) — «Новые информационные технологии: опыт, проблемы и перспективы применения в учебных заведениях с естественно-математической специализацией» (Казань, 2003) — «Модернизация профессиональной подготовки молодёжи в системе учреждений образования» (Казань, 2004) — «Экологическое образование и воспитание в средних образовательных учебных заведениях» (Альметьевск, 2004) — «Педагогические проблемы высшей школы» (Дмитровград, 2004).

Исследование проводилось на базе 5 школ г. Бугульмы (№ 2, 6, 7, 9, 14) с 2001 по 2005 год. В работе приняло участие 520 учителей и 275 учащихся 8−9 классов.

На защиту выносятся:

1. Базовые информационные компетенции, которые определяются как взаимообусловленное целостное единство наиболее значимых знаний, умений, навыков, способов деятельности в сфере работы с информацией, позволяющих эффективно осуществлять учащимися продуктивную проектную деятельность с использованием современных информационных технологий.

2. Систематика информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией, представленная следующими компетенциями: предварительного информационного поиска, технологическими, предметно-аналитическими, операционно-деятельностными, коммуникативными.

3. Наиболее значимые педагогические условия развития базовых информационных компетенций учащихся средней школы:

В связи с внедрением практически во все сферы деятельности человека глобальной сети Интернет, имеющей уникальные технологические возможности для развития системы образования и культуры, значительно возросла роль информации. Поэтому использование в образовательном процессе традиционных источников информации (книги, журналы, газеты и др.) должно непременно сочетаться с активным привлечением электронных ресурсов с целью развития информационных компетенций учащихся в сфере поиска и переработки информации.

Развитие информационных компетенций учащихся неразрывно связано с умениями самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания, применять их для решения конкретных практических задач, привлекая для этого знания из разных областей. Обретение целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач возможно при.

13 введении в учебную деятельность учащихся задач межпредметного характера.

Активное включение учащихся в проектную деятельность, результатом которой является создание информационного продукта — компьютерной презентации, способствует возможности самовыражения, и положительной мотивации учащихся к выполнению самостоятельной работы и использованию компьютера.

Сочетание педагогической оценки и самооценки развития информационных компетенций учащихся, особенно способствует развитию коммуникативно-дискуссионных компетенций учащихся в составе информационных компетенций: адекватной оценке собственных достижений и возможностей, проектированию своих дальнейших действий и др.

4. Показатели развития базовых информационных компетенций:

— самостоятельность поиска информации;

— адекватность выделенных ключевых слов для информационного поиска поставленной задаче;

— грамотность и точность составления запроса к информационно-поисковым системам сети Интернет;

— избирательное отношение к источникам информации;

— соответствие перечня информационных источников проблематике исследуемого вопроса;

— соответствие форм представления информации;

— грамотность и точность обработки информации;

— грамотное использование поисковых возможностей сети Интернет;

— релевантность найденной информации, полнота информационных источников;

— глубина анализа исследуемого вопроса (проблемы);

— соответствие выводов и обобщений содержанию анализируемого вопроса;

— аргументированность, оригинальность предложенных решений;

— результаты деятельности по созданию информационного продукта;

— оформление информационного продукта;

— представление информационного продукта;

— участие в дискуссии в ходе обсуждения представленного информационного продукта.

5. Критерии оценки развития поисковых, технологических и когнитивных компетенций в составе базовых информационных компетенций: a. проявление показателя развития информационной компетенции учащегося при решении типовой задачиb. проявление показателя развития информационной компетенции учащегося при решении типовой задачи в частично-изменённой ситуацииc. проявление показателя развития информационной компетенции ' учащегося при решении задачи в творческой ситуации внутри одного предмета- * с1. проявление показателя развития информационной компетенции учащегося при решении комплексных задач в условиях, межпредметных связей.

6. Комплекс диагностических средств: диагностических заданий и задач, анкет, технологических карт, позволяющих осуществлять системную оценку и самооценку информационных компетенций учащихся средней школы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, объем работы 142с.- список литературы из 150 источников отечественных и зарубежных авторов, 7 таблиц, 10 рисунков.

Выводы по второй главе.

В результате экспериментальной проверки эффективности педагогических условий развития базовых информационных компетенций учащихся были сделаны следующие выводы:

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что у учащихся средних школ невысокий уровень развития информационных компетенций. Поэтому необходима специальная система развития информационных компетенций учащихся, а также создание условий её эффективного функционирования.

2. Обучающий этап эксперимента показал, что развитие базовых информационных компетенций учащихся протекает более успешно в рамках специально разработанного факультативного курса «Основы информационной культуры», предполагающего активную проектную деятельность учащихся, при решении задач межпредметного характера, ориентированных на развитие информационных компетенций, и практическую направленность.

3. Комплекс педагогических условий (использование в образовательном процессе различных источников информации, усложнение проектной деятельности учащихся на основе межпредметных задач и заданий деятельностно-ценностного характера, организация проектной деятельности, завершающаяся созданием информационного продукта — компьютерной презентацииа также сочетание педагогической оценки и самооценки развития информационных компетенций) является необходимым и достаточным для эффективного развития информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией.

4. Учащиеся экспериментальной группы, посещающие факультативный курс «Основы информационной культуры», в реализации которого были комплексно интегрированы все выделенные педагогические условия, показали более высокий уровень развития информационных компетенций, по сравнению с учащимися контрольной группы.

Заключение

.

Исходя из социальной, теоретической и практической значимости информационных компетенций представителя современного общества не только для успешной социализации личности, но и для овладения эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека, мы в своём диссертационном исследовании рассмотрели проблему необходимости определения наиболее значимых педагогических условий выявления и развития информационных компетенций учащихся средней школы.

Проведённое теоретическое исследование, анализ литературы по данной проблеме, опытно-экспериментальная работа, опыт работы в средней школе показывает, что довольно большой ряд вопросов в этом направлении нуждается в теоретическом осмыслении, поиске новых продуктивных путей повышения эффективности процесса развития информационных компетенций учащихся в школе.

Анализ проблемы позволил более чётко сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования — теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, ориентированных на выявление и развитие информационных компетенций учащихся средней школы.

В аспекте достижения этой цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: развитие информационных компетенций учащихся средней школы будет эффективным в том случае, если комплексно реализуются следующие педагогические условия:

— в образовательном процессе вариативно используются различные, как традиционные, так и электронные источники информации, в том числе информационные ресурсы сети Интернет;

— усложнение проектной деятельности учащихся осуществляется на основе межпредметных задач и заданий деятельностно-ценностного характера;

— организация самостоятельной проектной деятельности должна завершаться созданием информационного продукта — компьютерной презентации;

— сочетать педагогическую оценку и самооценку информационных компетенций учащихся на основе специально разработанных критериев.

В диссертационном исследовании решён комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.

В результате проведённого исследования на основе теоретических положений, выявлены и систематизированы информационные компетенции учащихся, их систематика включает в себя компетенции: предварительного информационного поиска, технологические, предметно-аналитические, операционно-деятельностные и коммуникативные. На основе метода экспертной оценки и ранжирования из 47 информационных компетенций, было отобрано 20 базовых информационных компетенций учащихся. Поэтому концентрирование внимания на развитие у учащихся базовых информационных компетенций, представляющих собой взаимообусловленное целостное единство наиболее значимых знаний, умений, навыков, способов деятельности в сфере работы с информацией, позволяет, в целом, повысить уровень их информационной компетентности.

В диссертации раскрыта сущность, а также представлена структура показателей, критериев и уровней развития базовых информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией. Решение проблемы выявления педагогических условий развития информационных компетенций учащихся средней школы в диссертации непосредственно связано с определением, обоснованием и экспериментальной проверкой критериев развития информационных компетенций, определяющих достижение успешного результата. Развитие информационных компетенций учащихся должно базироваться на научных основах этого процесса. Поэтому педагогическую деятельность по развитию информационных компетенций учащихся необходимо строить с учётом определённых показателей, критериев и уровней развития информационных компетенций.

В исследовании теоретически обоснованы и интегрированы педагогические условия, способствующие развитию базовых информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией. Исследование подтвердило, что развитие информационных компетенций учащихся средней школы будет эффективным в том случае, если комплексно реализуются предложенные педагогические условия:

— если в образовательном процессе используются различные источники информации;

— если учебно-воспитательный процесс строится на деятельностной основе с применением метода проектов и усилением межпредметных связей, на основе решения задач межпредметного характера;

— если учащиеся в процессе выполнения проектных работ, завершающихся созданием компьютерной презентации, активны;

— если сочетаются педагогическая оценка и самооценка учащимися результатов своей деятельности.

Каждый фактор развития информационных компетенций учащихся имеет свою функциональную обусловленность и играет определённую роль в развитии базовых информационных компетенций учащихся. В совокупности они представляют собой систему, в которой проявляется новое качество: достижение учащимися более высокого уровня развития информационных компетенций и возможность саморазвития в информационном обществе.

В диссертационном исследовании экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития базовых информационных компетенций учащихся 8−9 классов в проектной деятельности с компьютерной презентацией. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что разработанный интегративный курс «Основы информационной культуры» значительно интенсифицировал процесс развития информационных компетенций учащихся 8−9 классов в проектной деятельности с компьютерной презентацией. Последовательное прохождение логически построенных этапов программы данного курса исключило стихийность и хаотичность деятельности учащихся при работе с информацией, позволило им систематизировать процесс овладения компьютерными умениями и навыками, проявить свою индивидуальность, повысить рефлексивные умения. Поэтому интегративный курс «Основы информационной культуры» может быть рекомендован к применению в учебном процессе средней школы.

Мы считаем, что выполненное исследование и его результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач. Однако оно не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы, поэтому дальнейшие исследования по проблеме могут быть направлены на разработку методики системной диагностики развития информационных компетенций учащихсяуглублённое изучение условий, способствующих эффективному развитию информационных компетенций учащихся, влияния уровня развития информационных компетенций на процессы развития предметных компетенций учащихся. Кроме того, вопросы отбора содержания интегрированного курса «Основы информационной культуры» требуют дальнейших теоретических и экспериментальных исследований с целью выявления условий оптимизации и рационального применения принципа межпредметных связей в учебном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Дис.. докт. пед. наук / И.Г. Агапов- Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников нар. образования Моск. обл. — М., 2001. — 235 с.
  2. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  3. Т.И. Установление межпредметных связей как дидактическое средство повышения эффективности учебного процесса по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Т.И.Андреева- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1973. —26 с.
  4. А.К. Информационное общество. Основы информационной культуры: Учеб. пособие по курсу «Введение в информатику» / А. К. Антонов. М.: Моск. гос. ун-т леса, 2000. — 137 с.
  5. Н.С. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин и трудового обучения в свете реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу для пед. ин-тов / Н. С. Антонов. Курск: Курский ГПТ, 1985.-181 с.
  6. C.B. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин на факультативных занятиях / C.B. Бабаджанян, В. М. Монахов // Советская педагогика. 1980. — № 1. — С. 14 -21.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1992. — 207 с.
  8. С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1974. — 159 с.
  9. П.П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1961. — 323 с.
  10. В.Н. Информационная культура как условие повышения качества образования / В. Н. Борздун // Методист-2003.- № 3 — С. 25−27.
  11. Н.П. Научно-информационная деятельность: философско-методологические проблемы / Н. П. Ващекин. М.: Мысль, 1984. -С.94−117.
  12. Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое будущее / Н. М. Верзилин. М.: Просвещение, 1976.-223 с.
  13. JI.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выгодский. М., 1956. — 252 с.
  14. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: Сб.статей. М.: Наука, 1968.^467 с.
  15. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие/ Б. С. Гершунский. -М.: Наука, 2003.-768 с.
  16. Т.М. Формирование профессиональной направленности личности школьника в процессе изучения интегрированных курсов (на примере естествознания): Дис.. канд. пед. наук / Т.М.Гордиец- Моск. гос. пед. ун-т. М., 1994. — 223 с.
  17. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  18. A.A. Информационные издания: Основные особенности и требования / А. А Гречихин, И. Г. Здоров. М.: Книга, 1979. — 160 с.
  19. В.И. Информационная технология: вопросы развития и применения / В. И. Гриценко, Б. Н. Паныпин. Киев: Наук. думка, 1988.-272 с.
  20. В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В. В. Гузеев, А. Н. Дахин, Н. В. Кульбеда, Н. В. Новожилова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 96 с.
  21. B.C. Поиск в Internet: Самоучитель / В. С. Гусев. М.: Вильяме, 2004.-336 с.
  22. Э.И. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. И. Гусинский. М.: Школа, 1994.- 184 с.
  23. Э.И., Турчанинов Ю. И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для вузов / Э. И. Гусинский, Ю. И. Турчанинов. М.: Логос, 2003. — 224 с.
  24. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  25. А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? /А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С.42 — 47.
  26. Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека /Дж. Дьюи- Пер. с англ., послесл. и примеч. JI.E. Павловой. М.: Республика, 2003. — 493 с.
  27. Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы): Учеб. пособие для сред, шк., ПТУ /Д.П. Ерыгин. М: Высш.шк., 1989. — 78 с.
  28. В.В. Из опыта проведения комплексных семинаров по физике с вопросами биологии /В.В. Завьялов// Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: Сб. статей. Челябинск, 1973. -С.73−79.
  29. И.Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев, — М., 1984. 282 с.
  30. Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. Краснодар, 1996. — 136 с.
  31. В.П. Психологические основы педагогики /В.П. Зинченко. -М., 2002. С.10−13.
  32. С.П. Межпредметные связи физики с биологией в 7−8 классах основной школы: Дис.. канд. пед наук / С.П. Злобина- Челяб. ин-т дополнит, профес. образования.—Челябинск, 1999. -203 с.
  33. Ю.С. Информатизация и информационная культура ЛО.С.Зубов // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. — М., 1994.-С. 6−11.
  34. Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиПРО, 2003.-101 с.
  35. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — С.20.
  36. В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественно научного миропонимания в процессе обучения: Дис.. докт. пед. наук / В.Р.Ильченко- Полтавский гос. пед. ин-т. — Полтава, 1989. — 374с.
  37. Информатика и культура / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1990.-233 с.
  38. Информатика и теория развития /А.К. Айламазян, Е. В. Стась. — М.: Наука, 1989.-174 с.
  39. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. — 181 с.
  40. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие /Гендина Н.И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Скипор И. Л. Кемерово, 1999. — 143 с.
  41. Информационные технологии: Пособие для 8−11 классов / Под общ. ред. С. А. Христочевского. М.: АРКТИ, 2001. — 200 с.
  42. В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре / В. А. Каймин // Советская педагогика. — 1990.-№ 4. С.70−71.
  43. В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик» / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 64 с.
  44. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя / Ц. Б. Кац. — М., 1986. -173 с.
  45. Качество знаний и пути его совершенствования. / И. Я. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина и др.- Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1993. — 208 с.
  46. В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации / В. Х. Килпатрик. М., 1930.-103 с.
  47. Д.М. Методика обучения химии: Учеб. пособие для пединститутов / Д. М. Кирюшкин, B.C. Полосин. М.: Просвещение, 1970.-495 с.
  48. Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности — что общего и в чем различие / Т. М. Ковалёва // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практический конференции, Красноярск, 2003. — С.78.
  49. Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе (Общая методика): Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов / Ю. М. Колягин. — М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  50. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. М., 1955. — 348 с.
  51. .Д. Методические рекомендации по межпредметным связям курса общей биологии для педагогических училищ /Б.Д. Комиссаров. М.: МП РСФСР, 1982. — 39 с.
  52. В.В. Умения и навыки как компонент содержания общего среднего образования / В. В. Краевский, С. И. Высоцкая, В. С. Шубинский // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С.51−55.
  53. С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой: Дис.. канд. пед. наук / С.А. Крестников- Челяб. гос. пед. ун-т. — Челябинск, 1992.-217 с.
  54. В. А. Психология: Учеб. для педагогических училищ /В.А.Крутецкий. М.: Просвещение, 1986.- 335 с.
  55. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения /П.Г. Кулагин. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  56. В. Концепция «минимальной компетентности» /В. Ландщеер // Перспективы. 1988. — № 1. — С.34.
  57. О. Е. Новое качество школьного образования: возможности современной школы/ О. Е. Лебедев, А. Н. Бакушина, Н. И. Неупокоева.- СПб.: АППО, 2003. —154 с.
  58. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. -М., 1991. 108 с.
  59. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1989. -360 с.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1997. 304с.
  61. И.Я. Дидактика /И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин //Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.1. Т. 1: А -М. -С.265 — 269.
  62. H.A. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: Дис.. канд. пед. наук /Н.А.Лошкарёва- Моск. гос. пед. ин-т им В. И. Ленина. М., 1967. — 157 с.
  63. И.Т. Вопросы программированных заданий по физике для 6−8 классов: Пособие для студ. и преп. пединститутов / И. Т. Ткачев, B.C. Луковенко. Владимир: ВГПИ, 1968. — 79 с.
  64. В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема /В.Н.Максимова//Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Тезисы докладов. СПб, 1994. — Ч. 2. — С. 8−11.
  65. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения /В.Н.Максимова. М.: Просвещение, 1988. — 194 с.
  66. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  67. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. — Челябинск, 1973. Вып. 1. — 127 с.
  68. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей / Отв. ред. В. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 1980.-208 с.
  69. Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск, 1982. — 156 с.
  70. В.Ю. Информатика и информационная культура / В. Ю. Милитарев, Е. П. Смирнов, И. М. Яглан // Советская педагогика. 1988. — № 6. — С.61−64.
  71. В.А. Библиотека в создании комфортной информационной среды /В.А. Минкина// Библиотека. Чтение. Читатель: Сб. статей. -Вып. 3. Тюмень, 1994. — С. 3 -9.
  72. Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. /Е.Е. Минченков // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Челяб.пед. ин-т, 1982. С. 160.
  73. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С. 28 — 30.
  74. И.Г. Проблемы типологии современной книги /И.Г.Моргенштерн //Исслед. и материалы—1975. — Сб. 30. — С. 38−54.
  75. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Academia, 2000. — 320 с.
  76. Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе: Рекомендации по проведению научно-экспериментальной работы. -М.: Сентябрь. 2001. — С.34.
  77. С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов /С.И.Ожегов. Екатеринбург: «Урал — Советы», 1994. — 800 с.
  78. А.К. Критерии развития самодеятельности человека /А.К.Осницкий// Доклады юбилейной научной сессии, посвященной85. летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной. М., 1999 —С.158 -160.
  79. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н.Ю.Пахомова. М.: АРКТИ, 2003. -112 с.
  80. Педагогический мониторинг качества образования / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 2000. — 176 с.
  81. A.B. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия: Высшая школа, 2001. — 512 с.
  82. A.A. Ключевые компетенции: философский подход и политическое решение / A.A. Пинский // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара, 2001. — С. 18.
  83. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. Ю. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  84. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Методология и организация информационно-культурологических исследований- Науч. ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. Москва — Магнитогорск: Магнитогорская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1997. -Вып.6. — 191 с.
  85. Пути реализации стратегических целей обновления школы: Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. М., 2000, — С. 12.
  86. А.И. Философские проблемы науки. Системный подход /А.И.Ракитов. М.: Мысль, 1977. — 270 с.
  87. И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы и перспективы использования /И.Роберт //Информатика и образование. 1991. — № 4.- С. 18−25.
  88. C.JI. О мышлении и путях его исследования /С.Л.Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958. — С. 14.
  89. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации /М.В. Рыжаков// Стандарты и мониторинг образования. — 1999. № 4. — С.20−23.
  90. Э.П. Информационный подход к познанию действительности / Э. П. Семенюк. К.: Наук, думка, 1988. — 240 с.
  91. П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М., 1984. — 167 с.
  92. М.Н. Совершенствование процесса обучения /М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  93. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. — 698 с.
  94. Словарь толкования иностранных слов / Отв. ред. Н. С. Арапова. М.: Цитадель, 1999. — 336 с.
  95. Н. А. Человек эпохи информатизации Homo informaticus / Н. А. Сляднева // НТИ. Сер. 1. — 1999. -№ 3. — С. 9−13.
  96. T.B. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии: Пособие для учителя / Т. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  97. Совет Европы. Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы"// Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996. -С.54−60.
  98. И.И. Методика преподавания физики в средней школе /И.И.Соколов. М.: Учпедгиз, 1951. — 590 с.
  99. А.Б. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» / А. Б. Сорокин, Н. Г. Алексеев // Педагогика. 2001. — № 2. — С.37−43.
  100. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Отв. ред. A.A. Пинский- М., 2001. -121 с.
  101. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. -№ 3. — С.22−32.
  102. .Л. Межпредметные связи физики с дисциплинами естественно-научного цикла в 6−7 классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук /Б.Л. Тевлин. Челябинск, 1975. -211 с.
  103. Толковый словарь русского языка / Отв. ред. Д. Н. Ушаков.- М.: Астрель, 2000. 848 с.
  104. А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М., 1990. — 192 с.
  105. А.Д. Проблемы информатизации в современной науке: Философские очерки / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  106. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени): Дис.. доктора пед. наук /А.В.Усова- Челяб. пед. ин-т. Челябинск, 1969. — Ч. 1.-481 с.
  107. A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / A.B. Усова // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С.45−48.
  108. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу /A.B. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  109. A.B. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе: Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов/ A.B. Усова, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, М.: Просвещение, 1972.- 368 с.
  110. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин /В.Н.Фёдорова //Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей: Сб. статей- Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — С. 3−40.
  111. Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 192 с.
  112. В. А. Информация в контексте культуры. Информационная культура / В. А. Фокеев // Проблемы информационной культуры- Подред. Ю. С. Зубова, В. А. Фокеева.-М., 1997.-Вып. 6.-С. 157−176.
  113. Фридман J1.M. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений / JI.M. Фридман. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 224 с.
  114. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B.Хуторской// Народное образование. 2003. — № 2. — С.34.
  115. Черкес-заде Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса (при обучении географии и ботанике в 5 классе): Дис.. канд.пед.наук/ Н.М. Черкес-заде- Моск. гос. пед. ин-т. М., 1968. — 277 с.
  116. И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения /И.Д. Чечель //Практика административной работы в школе. 2003. -№ 6. — С.24−30.
  117. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения /М.А.Чошанов. М., 1996. — 201 с.
  118. О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов / О. В. Чуракова, И. С. Фишман. Самара, 2002. — 89с.
  119. Р. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. — М.: Просвещение. 1990. -122 с.
  120. С.Т. Педагогические сочинения / С. Т. Шацкий // Собр. соч.: В 4 т. М., 1962.-Т. 1.-С.354.
  121. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. М.: Дом педагогики, 2000. — 544 с.
  122. С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?/ С. Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С.58.
  123. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов //Стандарты и мониторинг образования. — 1999. № 2. -С.30−34.
  124. Е.Г. О связи школьного курса химии с математикой: Доклад в комиссии по химии УМСа при МП СССР/ Е. Г. Шмуклер // Химия в школе. 1976. — № 3. — С. 16 -26.
  125. Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования/ Ю. А. Шрейдер // Вопросы философии. -1999. -№ 1.-С. 77−87.
  126. В.П. Стимулы успешного учения / В. П. Шуман. М.: МГПИ им. Ленина, 1981. -116 с.
  127. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ / Г. П. Щедровицкий. М.: Касталь, 1993. -212 с.
  128. А.И. Психологические проблемы самосовершенствования учителя /А.И.Щербаков // Школа и производство. 1995 — № 2. — С. 15−18.
  129. Д.Б. Понятие компетенции с позиций развивающегообучения / Д. Б. Эльконин //Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара- Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001. — С.6−9.
  130. О.А. Теория и практика интегративных курсов (в системе школьного естественно-научного образования): Монография /О.А. Яворук. Челябинск: Факел, 1998. — 185 с.
  131. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, — 1996. — 96с.
  132. В.Н. Межпредметные связи в вопросах и задачах по физике: Учеб. пособие для студ. и преп. физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. Н. Янцен. Куйбышев, 1979. — 50 с.
  133. Fedorov A. Media Education and Media Literacy: Experts Opinions /А. Fedorov // MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO, 2003. — 10 p.
  134. Hutmacher W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) //Secondary Education for Europe. -Strsburg, 1997. 83 p.
  135. King D. Secondary School Programs Schooling for a Global Age /D.King.- New York: McGraw-Hill Book Company, 1989. P. l53−184.
  136. Ogletree S.M., Williams S.W. Sex and sextyping effects on computer attitudes and aptitude // Sex Roles. -1990. V.23, — № 11. — P.703−712.
  137. Scientific and technical documentation centres: UNESCO’s contribution to their development. Paris: UNESCO, Cop., 1965. — 55 p.
Заполнить форму текущей работой