Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические проблемы экономической безопасности негосударственных субъектов экономики России: Институциональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактор недобросовестной конкуренции и деятельности зарубежных государств выделен особо при обосновании принципов построения экономической разведки в сфере деятельности НХСЭ. К ним в современных условиях относятся: подчиненность задач и целей экономической разведки ключевым экономическим интересам НХСЭнезависимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и иных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Негосударственные субъекты экономики: основные понятия и классификация
    • 1. 2. Институциональная среда обеспечения экономической безопасности субъектов экономики
    • 1. 3. Основные угрозы и условия обеспечения безопасности негосударственных экономических субъектов
  • ГЛАВА 2. РИСКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Риск: понятийный аппарат, функции, причины, основания классификации
    • 2. 2. Теоретические аспекты диагностирования рисков
    • 2. 3. Политические риски в современной деятельности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики
    • 2. 4. Теоретические предпосылки диагностики рисков деятельности негосударственных хозяйствующих субъектов в региональном аспекте
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Задачи и основные компоненты системы безопасности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики
    • 3. 2. Совершенствование организационно-управленческой среды функционирования системы обеспечения безопасности. 112 негосударственных экономических субъектов
    • 3. 3. Совершенствование политико-правовой среды обеспечения безопасности негосударственных субъектов экономики
  • ВЫВОДЫ

Теоретические проблемы экономической безопасности негосударственных субъектов экономики России: Институциональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальное преобразование российской экономики и общества имело своим следствием важные социально-экономические и политические изменения, многие из которых нельзя отнести к разряду достижений. В экономической сфере серьезно разрушен производственный потенциал, исторически сложившиеся связи, не снижается процесс криминализации социально-экономических отношений. Вступив в новый век, Россия несет с собой груз острейшего кризиса, пронизывающего все элементы экономического, государственного и социального устройства страны.

В этой связи очевидно, что знание опасностей, естественных и искусственных, является необходимым для руководителей и сотрудников негосударственных хозяйствующих субъектов экономики (НХСЭ), риск-менеджеров и других, кто должен оценивать, прогнозировать и предупреждать риск, свойственный этим опасностям, дабы обеспечить экономическую жизнеспособность предприятия.

Опрос, проведенный журналом Risk Management Journal, показал: 85 процентов респондентов считают, что идентификация рисков и их количественная оценка являются наиважнейшими элементами обеспечения безопасности предприятий.

Задача обеспечения безопасности НХСЭ становится все более сложной в наше время, когда новейшие технологии приводят не только к созданию новых изделий, но и к появлению новых рисков. Свой вклад вносят все ухудшающиеся характеристики российской преступности.

Анализ и моделирование операций и систем показывают, что фундаментальными свойствами последних являются целевой эффект, затраты времени и ресурсов и риск, связанный с безопасностью. Поэтому управление рисками оказывает огромное влияние на эффективность операции или системы, при этом необходимо учитывать, что любой из объектов и субъектов рыночной деятельности подвергается системному воздействию геополитических, политических, социальных, экономических, финансовых, коммерческих, техногенных рисков различных иерархических уровней.

В этой связи представляется, что конструктивной основой для адекватного понимания и последующего управления сложными процессами, оказывающими влияние на экономическую безопасность НХСЭ, являются положения институционально-эволюционной теории, приобретающей все более весомое значение в мировой экономической науке. Именно эта теория явилась в свое время адекватной реакцией на внеисторическую и механистическую трактовку экономических процессов, присущих неоклассическому направлению.

Современный потенциал этой теории, ее основные методологические и теоретические постулаты (междисциплинарный подход, признание эволюционности экономической жизни и социальных институтов, принципы нерациональности и неравновесности развития, введение трансакционных издержек при анализе экономических отношений и т. д.), на наш взгляд, как нельзя лучше подходят для системного описания и объяснения такого феномена как экономическая безопасность и связанных с нею рисков экономической деятельности.

Начало двадцать первого века характеризуется увеличением рисков экономической деятельности. Это связано со стремительным ростом сложности социальных, производственных и технологических процессов, в том числе увеличением угрозы техногенных катастроф, нерешенными вопросами информационной защищенности фирм и отдельных граждан и другими обстоятельствами.

Однако обострение угроз безопасности НХСЭ, пока не получило должной научной оценки, которая позволила бы найти более эффективные направления и методы их нейтрализации и устранения.

Именно поэтому в центре внимания работы — анализ методологического и теоретического базиса объяснения системных аспектов экономической безопасности НХСЭ в России, во всех их сложных взаимосвязях и взаимоотношениях. Значительное внимание уделено рассмотрению институциональной среды, определяющей состояние и эволюцию экономической безопасности НХСЭ, принципов формирования, основных факторов, угроз и рисков, стратегических целей, задач и механизмов, основных компонент обеспечения их системы безопасности.

При описании рисков функционирования НХСЭ и методов их исследования особое внимание обращено на понятийный аппарат, функции, причины и классификационные основания в этой сфере, диагностику факторов конкурентной среды и рисков деятельности в региональном аспекте. При этом подчеркнута особая роль политических рисков в современной деятельности НХСЭ.

Состояние проблемы. С появлением и развитием рыночных отношений в постсоветской России возникают различные теоретические подходы к пониманию рисков в предпринимательской деятельности и ее безопасности — Абчук В., Балабанов И., Бляхман Л., Глазунов В, Ивасенко А., Морозов Д., Уткин Э., Чернов В. Во многом их выводы и предложения опирались на работы представителей зарубежных школ — Гэлбрейт Д., Котлер Ф., Коуз Р., Лафта Дж.К., Линдерт П., Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й., Портер Г., Уильямсон О., Шумпетер Й., Colberg М., Forbush D., Thompson A., Formby J.

Ряд специалистов для объяснения рисковых ситуаций привлекал положения конфликтологии — Бизюков И., Гончаров В., Дилигенский Г., Кочеткова А., Магу-ра М., Литвинцева Н., Хэмфриз Д.

С развитием современных информационных технологий появились работы, раскрывающие риски связанные либо с природой информации, либо с технологиями ее получения — Диев С., Мовсесян А., Мюрдаль Г., Нижегородцев Р., Ра-китов А., Рассолов М., Эльянов A., Garten Jeffrey Е.

Ряд исследователей при объяснении рисков сосредоточился на факторах конкурентной среды — Портер Г., Хантингон С., активизировались исследования проблем региональной безопасности (Владимиров А., Гальперин В., Гребенников П., Кочетов Э., Леусский А., Липиц Ю., Тарасевич Л., Шлихтер С.) и политических рисков (Кормнов Ю., Корту нов С., Котлер Ф., Кочетов Э., Соколов В., Солониц-кий А., Тамбовцев В., Хантингон С., Цимбурский В., Чешков М., Шаклеина Т.).

Таким образом, к началу XXI века была создана достаточная теоретическая и методологическая база для становления новых концепций и подходов экономической безопасности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики (Богданов И., Дворянков В., Калинин А., Родионов Ю., Михайленко А., Олейников Е., Сенчагов В., Шаваев А.).

Вместе с тем, в большинстве работ по безопасности не учитывались факторы неравновесности экономических процессов, влияние на безопасность постоянно эволюционирующих государственных и общественных институтов, подчас безопасность хозяйствующих субъектов экономики и их среда функционирования рассматривались вне системной междисциплинарной концепции. В этом контексте возникла необходимость решения новых теоретических и методологических вопросов, относящихся к проблеме управления безопасностью хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Как представляется, данная задача может быть конструктивно решена на основе положений институционально-эволюционной теории, основоположником которой является норвежец Т. Веблен, и новый импульс к развитию которой дан в работах российских и зарубежных ученых-экономистов (Абалкин JL, Бъюкенен Д., Гэлбрейт Д., Капелюшников Р., Колтунов В., Кочетов Э., Нестеренко А., Норт Д., Олейник А., Ольсевич Ю., Тамбовцев В., Уильямсон О., Шаститко А.).

Такой подход предопределяет объект и предмет исследования в диссертации, ее цель и задачи.

Объектом исследования выступает система обеспечения экономической безопасности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики в Российской Федерации.

Предметом исследования являются методологические и теоретические основы принципов, стратегических целей, задач, технологов и механизмы формирования институциональной среды безопасности НХСЭ.

Целью диссертационной работы выступает теоретическое и методологическое обоснование принципов и механизмов совершенствования институциональной среды формирования безопасности негосударственных субъектов экономики в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в рамках диссертационной работы предпринята попытка решить следующие задачи:

• теоретически объяснить институциональные изменения, произошедшие в России и предопределившие новую стратегию формирования системы экономической безопасности и создание новых концепций НХСЭ;

• дать методологическое и теоретическое обоснование принципов, стратегических целей, задач и механизмов формирования экономической безопасности.

НХСЭ на основе институционально-эволюционного подхода;

• разработать комплекс организационно-методических рекомендаций, позволяющих осуществлять анализ, определять приоритеты развития и производить синтез организационно-управленческих структур при построении системы безопасности НХСЭ;

• в рамках институционального подхода систематизировать основные факторы и угрозы безопасности НХСЭ, разработать понятийный аппарат и классификационные основания рисков их функционирования;

• раскрыть организационно-управленческие и политико-правовые аспекты формирования и совершенствования институциональной среды безопасности НХСЭ, дать описание основных ее компонент;

• обосновать институциональные механизмы государственного регулирования, а также систему критериев и показателей экономической безопасности НХСЭ;

• с учетом институциональных принципов обосновать методические основания диагностики факторов конкурентной среды НХСЭ и рисков их деятельности в региональном аспекте.

Методология и методы исследования основываются на положениях и выводах современной экономической теории, прежде всего ее институционально-эволюционной школы, общей теории систем, системного анализа и синтеза сложных систем, теории управления, экономическом, историческом, формальнологическом, правовом и социологическом анализе.

Теоретической базой исследования послужили общие положения экономической науки, теории права, государственного и социального управления, а также труды отечественных и зарубежных ученых:

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается системным рассмотрением факторов и процессов, оказывающих влияние на безопасность НХСЭ, в рамках институционального подхода, использованием апробированных методов экономического анализа и аппарата теории социального управления, значительным объемом использованной отечественной и зарубежной научной литературы, раскрывающей современные методы управления объектами социально-экономической природы, практическим использованием полученных результатов в учебных курсах в Государственном университете — Высшей школе экономики, а также при построении новой системы регионального управления в Центральном федеральном округе.

Научная новизна и теоретическая значимость работы связаны с рассмотрением перспектив развития системы безопасности НХСЭ через призму современных экономических моделей институционально-эволюционной теории.

Такая постановка задачи для науки и практической деятельности диктовалась необходимостью объяснения глубинных изменений, произошедших в мире в уходящем столетии и предопределивших стратегию формирования системы безопасности НХСЭ в России, осмыслением контекста мирового развития, обуславливающего выбор соответствующих стратегических ориентиров в этой сфере и создание новых концепций безопасности НХСЭ.

Конкретные результаты, полученные автором, которые могут быть определены как новизна, и которые выносятся на защиту, являются следующими:

1. Путем системного анализа в рамках институционального подхода обоснованы принципы, стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения безопасности НХСЭ. Это позволило описать основные компоненты безопасности НХСЭ и показать, что они должны рассматриваться как сложная система, свойства которой не сводятся к простой совокупности свойств компонентов системы.

2. С позиций институционализма проведена систематизация понятийного аппарата и классификационных оснований рисков (экономических, финансовых, инвестиционных, политических, организационно-управленческих и правовых).

3. Разработаны теоретические и методические основы диагностики факторов конкурентной среды НХСЭ и рисков их деятельности, в том числе в региональном аспекте.

4. Сформулированы основные направления совершенствования организационно-управленческой и политико-правовой среды обеспечения безопасности НХСЭ. Обосновано, что эти направления являются магистральными путями создания и совершенствования институциональной среды, необходимой для укрепления экономической безопасности НХСЭ.

Совокупность полученных в работе результатов представляет комплекс методологических и теоретических положений, организационно-методических рекомендаций, позволяющих осуществлять анализ, определять приоритеты развития и производить синтез организационно-управленческих структур при построении системы безопасности НХСЭ.

Практическая ценность и реализация результатов диссертационной работы. Практическая ценность основных положений диссертационной работы заключается в обосновании принципов и механизмов построения систем безопасности НХСЭ, функционирующих в динамично изменяющейся институциональной среде. Эти положения были применены при обосновании системы устойчивого и безопасного развития регионов Центрального федерального округа, о чем свидетельствуют соответствующие акты о внедрении. Результаты диссертации использованы при подготовке целого ряда руководящих документов в Аппарате Представителя Президента в Центральном федеральном округе и Совете Федерации Российской Федерации, что также подтверждается актами о внедрении.

Кроме того, ряд положений, основные выводы и рекомендации диссертации использовались при создании и проведении авторского мастер-курса «Риск-менеджмент в России» в Государственном университете — Высшей школе экономики. Соответствующий акт о внедрении имеется.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных конференциях «Информатизация систем безопасности» в 1999;2000 г. г. (г. Москва), «Перспективы развития охран-но-детективных структур в свете нового законодательного подхода к негосударственной системе безопасности в России и международное сотрудничество в этой сфере» в 2001 г., (г. Москва), Конгрессах IKD и WAD в 2000 -2001 г. г., (г.г. Лондон, Москва, Вена), на научно-практических семинарах в Академии управления МВД России, Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственном университете — Высшей школе экономики.

Результаты работы опубликованы в 9 научных статьях и двух монографиях.

ВЫВОДЫ.

1. Новые экономические реалии, стратегические цели и национальные приоритеты выдвигают на передний план вопрос о новых теоретических подходах к изучению и развитию экономической безопасности НХСЭ. В этой связи весьма конструктивной является институционально-эволюционная теория, позволяющая дать на системном уровне объяснение процессам формирования угроз экономике НХСЭ и выявить пути их устойчивого и безопасного развития.

2. Особенности нынешней социально-экономической ситуации в России, в полной мере вписываясь в методологические подходы и теоретические выводы школы институционализма, обуславливают специфическое содержание проблемы экономической безопасности.

3. В качестве стратегической цели обеспечения экономической безопасности НХСЭ в диссертации определено успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз, направленное на создание необходимых и достаточных условий для стабильного существования и развития их производственного и научно-технического потенциала, совершенствование социально-экономической сферы и институциональной среды жизнедеятельности коллективов.

4. В стране должна быть создана такая институциональная среда (правила, нормы и организации), которая образует не только рамки поведения (правила игры), но и механизм принуждения (заинтересованности) в следовании этим правилам.

5. Объективным свойством любой человеческой деятельности является риск. Поэтому показатель риска (безопасности) необходимо включать в оценку эффективности функционирования НХСЭ. Риски многообразны. В современных условиях особое значение для России имеют политические риски.

6. Рассмотрение рисков функционирования НХСЭ в свете системной институциональной концепции позволяет особо выделить риски, связанные с информационной деятельностью. Информация стала важнейшим фактором производства, поэтому информационная обеспеченность и защищенность фирмы выходит сегодня на передний план.

7. Эффективное использование информации как инструмента стратегии и конкурентной борьбы во многом зависит от институциональной, в т. ч. правовой, среды. Однако законодательная база информационной безопасности в России еще далека от совершенства.

8. Экономическая безопасность регионов предусматривает как общие, так и специфические моменты организационной и правовой составляющих институциональной среды. В их числе — согласование параметров экономической безопасности регионов и федеральных органовсовместимость региональных параметров с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозированиявозможность осуществления мониторинга и прогнозирования факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

9. Характер и содержание деятельности по обеспечению безопасности НХСЭ во многом определяется состоянием экономической безопасности, которое находится в зависимости от социальной, политической, экономической и криминальной обстановки в стране. Поэтому в настоящее время необходимо формирование комплекса условий устойчивого, безопасного развития предпринимательства в стране в рамках единой концепции экономической безопасности.

10. Система обеспечения безопасности субъекта экономики — это комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных, социально-психологических, режимных, информационных, технических, профилактических мер, направленных на защиту НХСЭ от источников внешних и внутренних угроз его безопасности, предотвращение правонарушений, негативных проявлений и возникновения чрезвычайных ситуаций.

11. Эффективная система обеспечения экономической безопасности НХСЭ определяется не только организационной стороной, но и наличием надлежащей правовой базы, регулирующей функционирование указанной системы и адекватно отражающей как состояние политической, социальной, экономической и криминальной обстановки в стране, так и конкретные потребности НХСЭ. Все это является составной частью институциональной среды.

12. Сложность структуры и многопрофильность функционирования НХСЭ предопределяет и сложность структуры системы управления обеспечением их экономической безопасности. Эффективность управления этой системой обусловлена наличием единого центра управления, который призван осуществить присущие любому управленческому процессу функции координации и планирования. В данном случае управление системой обеспечения экономической безопасности НХСЭ требует координации и взаимодействия как структурных подразделений безопасности между собой, так и указанных подразделений с компетентными государственными органами.

13. Деятельность по обеспечению экономической безопасности НХСЭ должна строиться на основе соблюдения принципов законности, уважения прав и свобод граждан, централизованного управления, координации и взаимодействия с правоохранительными органами. Главным критерием эффективности и надежности системы обеспечения экономической безопасности является стабильность финансового и экономического развития НХСЭ в различных условиях обстановки в соответствии с намеченными планами и задачами.

14. Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности НХСЭ являются добывание, сбор, анализ и обработка необходимой информации для выработки управленческих решений руководством НХСЭ, обеспечение внутренней безопасности, информационная безопасность и защита сведений, составляющих коммерческую тайну, безопасность инфраструктуры фирмы.

15. Правовое регулирование деятельности по обеспечению экономической безопасности в целом и НХСЭ, в частности, находится на стадии становления, несмотря на наличие основополагающих законов, регулирующих правовые отношения в этой сфере. Имеющиеся проблемы в правовом регулировании безопасности в негосударственном секторе экономики России не позволяют в условиях современной политической и криминальной обстановки эффективно и качественно решать проблемы их защиты от преступных посягательств. Поэтому совершенствование правовой составляющей институциональной среды является одним из важнейших направлений в упрочении основ экономической безопасности НСХЭ.

16. Прогнозирование и планирование деятельности по обеспечению безопасности в негосударственном секторе экономики Российской Федерации тесно связаны с механизмом отслеживания криминальной и общественно-политической обстановки. Одним из действенных средств мониторинга обстановки, установления характера взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов служат федеральные и локальные информационные системы, связанные с обслуживанием задач обеспечения безопасности.

17. Вопросы управления системой обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики Российской Федерации находятся в тесной взаимосвязи с качеством информационно-аналитической работы в этой сфере. Организация такой работы на обусловленном реальными потребностями уровне возможна лишь при наличии единого управляющего центра. Эффективным вариантом решения данной проблемы является создание и поддержка на государственном уровне межсубъектной системы безопасности НХСЭ в рамках единой системы экономической безопасности, в том числе — путем создания целевых комплексных программ.

18. Проблема исследования вопросов безопасности в негосударственном секторе экономики Российской Федерации исключительно сложна и многообразна. Она тесно переплетается с развитием теоретических исследований в области криминологии, уголовного права, обеспечения экономической безопасности, управленческой деятельности, разведки и контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, политологии.

19. Научные исследования проблемы безопасности НХСЭ, как и практическая работа в этой сфере, должны носить комплексный характер с учетом взаимодействия в реальной действительности собственно экономических процессов с явлениями права, культуры, морали и т. д. и видением тенденций их развития. Именно такой подход как исходная методологическая позиция подразумевается институционально-эволюционной теорией, как одним из направлений современной экономической мысли.

20. Важным направлением учебно-научного обеспечения деятельности по защите НХСЭ является организация подготовки квалифицированных широкопрофильных специалистов нового уровня — советников, консультантов, референтов по вопросам экономической безопасности, вооруженных помимо специальных знаний, общим комплексным видением всей совокупности социально-экономических проблем, накладывающих свою печать на обеспечение экономической безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение в диссертации задач методологического и теоретического обоснования системы формирования безопасности НХСЭ и выработки современной и эффективной стратегии ее развития, основываясь на институциональном подходе, в первую очередь, связано с пониманием того, что современный мир, переживая эпоху расцвета постиндустриализма и переходя к геоэкономическому пространству, диктует жесткие, а подчас и жестокие правила поведения национальных экономик, меняет систему их взаимоотношений с внешней сферой и между собой. В этой связи изменяется модель и концепция системы обеспечения безопасности НХСЭ.

Одновременно и понятие «устойчивое развитие» принимает совершенно другую смысловую и функциональную нагрузку. В современных условиях оно отражает устойчивость процесса гармоничного синтеза этнонациональных и индустриальных моментов, устойчивость формирования этноэкономических систем.

Исходя из сказанного, выработка фундаментальных основ построения системы безопасности НХСЭ и стратегического арсенала ее реализации в сегодняшнем мире обусловливается не только нарастающей глобализацией, но и смещением вектора стратегического развития от политических, идеологических и других методов к экономическим. Новые геоэкономические реалии, стратегические цели и национальные приоритеты выдвигают на передний план вопрос о выработке новой внешнеэкономической доктрины России, включающей доктрину экономической безопасности.

Если, подытоживая сказанное в диссертации, выделить ключевые экономические угрозы НХСЭ и их предпосылки, то в первую очередь среди них следует указать на структурную деформацию экономики, недостаточную инвестиционную и инновационную активность и серьезное разрушение научно-технического потенциала, возможность превращения России в топливно-сырьевой придаток развитых стран, импортную зависимость, утечку из страны валютных ресурсов и интеллектуального потенциала, огромный внешний долг, чрезмерную открытость экономики и ее криминализацию.

При раскрытии внутренних факторов, угрожающих безопасности НХСЭ, в работе выделены преступные и иные противоправные деяния их сотрудников, нарушения режима работы с документами, составляющими коммерческую тайну, а также порядка использования информационных и телекоммуникационных средств и систем.

К факторам угроз безопасности НХСЭ внешнего характера отнесены недобросовестная конкуренция, коррупция чиновников и неправомерные действия государственных и правоохранительных органов, нарушения договорных условий со стороны партнеров, деятельность иностранных государств.

Воздействие тех или иных из перечисленных факторов неизбежно приводит к росту трансакционных издержек и снижению конкурентоспособности НХСЭ.

Фактор недобросовестной конкуренции и деятельности зарубежных государств выделен особо при обосновании принципов построения экономической разведки в сфере деятельности НХСЭ. К ним в современных условиях относятся: подчиненность задач и целей экономической разведки ключевым экономическим интересам НХСЭнезависимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и иных отношений между государствамистимулирование деятельности по экономической разведке и постоянность ее ведениявоздействие на экономическую структуру разведываемых объектов экономики в интересах НХСЭ, ведущих разведку.

В работе делается вывод, что стратегической целью обеспечения безопасности НХСЭ при институциональном подходе к этой сложной системе является успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз, направленное на создание необходимых и достаточных условий для стабильного существования и развития их производственного и научно-технического потенциала, гармонизацию социально-экономической сферы жизнедеятельности коллективов.

Говоря о критериях оценки безопасности НХСЭ, автор приходит к заключению, что они включают в себя оценку ресурсного потенциала и возможностей его развития, эффективность использования ресурсов, их соответствия уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера минимальны, конкурентоспособность экономической деятельности, возможность создания социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Одной из задач работы было показать, что обеспечение безопасности — как одного из основополагающих принципов деятельности НХСЭ, может быть реализовано на основе институционально-эволюционной теории. Главным ее содержанием в этом аспекте является системное выявление и устранение внешних и внутренних угроз безопасности.

Для этого при оценке состояния безопасности НХСЭ следует выделить, во-первых, состояние правового регулирования этой сферы, во-вторых, организационные аспекты системы обеспечения безопасности, включающие определение оптимальной структуры как самой системы, так и механизма ее функционирования.

Система обеспечения безопасности субъекта экономики — это комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных, социально-психологических, режимных, информационных, технических, профилактических мер, направленных на защиту НХСЭ от источников внешних и внутренних угроз его безопасности, предотвращение правонарушений, негативных проявлений и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для того, чтобы эти меры могли быть претворены в жизнь необходимо совершенствовать институциональную среду. Нужно внимательно посмотреть, какие новые институты — нормы, правила и институты-организации еще необходимо создать, какие из имеющихся — усовершенствовать. Институциональная среда должна: во-первых, образовать рамки («правила игры») для хозяйствующих субъектовво-вторых, создать стимулы (заинтересованность) в невыходе из этих рамокв третьих, обеспечить механизм принуждения и наказания за нарушение этих рамок.

Отмечено, что сложность структуры и многопрофильность функционирования НХСЭ предопределяют и сложность структуры системы их безопасности. Эффективность названной системы обусловлена наличием единого центра управления, который призван осуществить присущие любому управленческому процессу функции планирования, координации и взаимодействия как структурных подразделений безопасности между собой, так и указанных подразделений с компетентными государственными органами.

С проблемой эффективного обеспечения безопасности НХСЭ тесно связана проблема организации непрерывного анализа, оценки и прогнозирования состояния обстановки на указанных субъектах.

Автором показано, что вопросы обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики Российской Федерации находятся в тесной взаимосвязи с качеством информационно-аналитической работы в этой сфере. Организация такой работы на обусловленном реальными потребностями уровне возможна лишь при наличии единого управляющего центра. Эффективным вариантом решения данной проблемы является создание и поддержка на государственном уровне межсубъектной системы безопасности НХСЭ в рамках единой национальной системы экономической безопасности.

В обеспечении безопасности НХСЭ должны задействоваться все имеющиеся силы и средства. На основе координации и взаимодействия используются силы и средства государственных правоохранительных органов и подразделений безопасности других государственных и негосударственных организаций, частных детективных и охранных агентств.

В диссертации показано, что правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности НХСЭ находится на стадии становления, несмотря на наличие основополагающих законов, регулирующих правовые отношения в этой сфере. Сделан вывод, что имеющиеся проблемы в правовом регулировании безопасности в негосударственном секторе экономики России не позволяют в условиях современной политической и криминальной обстановки эффективно и качественно решать задачи их защиты от преступных посягательств.

Важным направлением учебно-научного обеспечения деятельности по защите НХСЭ является организация подготовки квалифицированных широкопрофильных специалистов нового уровня — советников, консультантов, референтов по вопросам экономической безопасности.

В работе показано, что риск — основное и объективное свойство любой человеческой деятельности, которое необходимо учитывать при оценке эффективности функционирования НХСЭ.

Многообразие видов риска определяется многообразием их источников, целей операций и систем, а также средств их достижения в условиях становления рыночных отношений в России. При этом децентрализация принятия решений, конкуренция, переход от сбытовых к маркетинговым стратегиям деятельности увеличивают число источников риска.

Информационной основой и источником риска является то, что любое решение принимается в условиях, состоящих из долей детерминированной и случайной, а также неопределенности ситуации. Показано, что в рамках институционального подхода может быть обеспечена высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками НХСЭ.

Автором уделено особое внимание рассмотрению рисков с точки зрения конфликтологии. Исходя из организационного построения НХСЭ, конфликты предлагается разделять на четыре разновидности: вертикальный — конфликт между уровнями управления в организациигоризонтальный — может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступает как конфликт целей, оценки вклада или оценки значимостилинейно-функциональныйконфликт оценки вкладаролевой — возникает тогда, когда индивид, выполняющий некоторую роль в НХСЭ, воспринимает ее как неадекватную его предназначению.

В диссертации показано, что особое значение в переходный период социально-экономического развития страны имеют геополитические и политические риски. И любое исследование геополитических рисков и методов управления ими должно базироваться на геополитической теории. Теорию JI.H. Гумилева можно считать одной из наиболее последовательных, давшей начало мотивационно-конкурентной геополитической теории, направленной на разработку конкретных рекомендаций в области перспективного, текущего, оперативного целеполагания, маркетинга, менеджмента и риска.

Для снижения политических рисков, связанных с возрастанием напряженности в отношениях наиболее и наименее обеспеченных слоев населения наиболее приемлема концепция социально-этичного маркетинга, включающего маркетинг идей, профессий, мест, создание каналов продвижения информации, определение референтных групп, обеспечение свободы индивидуума получать информацию, не подвергаться избыточному информационному воздействию.

В связи с безопасностью НХСЭ в работе обращено особое внимание на систему региональной экономической безопасности. На взгляд автора, она должна обеспечивать предпосылки для сохранения региональных структур в условиях кризиса, защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала, создание внутренней и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий, конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках, возможности устойчивого и нормального воспроизводства всех важнейших процессов жизнедеятельности.

Таким образом, риск функционирования НХСЭ, имея системную природу, требует и соответствующих системных процедур для своего управления. Именно на исследование и выработку адекватных сложной организации НХСЭ процедур и была направлена настоящая работа.

В заключении хотелось бы сказать, что проблема исследования вопросов экономической безопасности в негосударственном секторе экономики Российской Федерации исключительно сложна и многообразна. Она тесно переплетается с развитием теоретических исследований в области экономики, криминологии, уголовного права, обеспечения национальной безопасности, управленческой деятельности, разведки и контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, политологии. Поэтому многие вопросы, поднятые в настоящей работе, еще ждут своих исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абчук В. Лекции по менеджменту. Решение, предвидение, риск. М., 1999
  2. Р.Л. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
  3. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  4. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник. М., 1995.
  5. И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.
  6. С.А. Экономические теории и школы. М., 1996.
  7. Бизнес и внешняя политика // Pro et Contra. Т. 2. 1997. № 3.
  8. И. Кадры управления: подбор и оценка. Уч.пос. М., 1998.
  9. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  10. Л. Основы функционального и антикризисного менеджмента. 1999
  11. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  12. Будущее российского технополиса // Финансовые и деловые новости. 1992.№ 7.
  13. В.Н. Как управлять проектами. М., 1997.
  14. Д. М. Сочинения. // Серия «Нобелевксие лауреаты по экономике». М., 1997.
  15. Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование об институтах. М., 1984.
  16. В.П. Преступления в сфере экономики. Серия «Российское право: теория и практика». Учебно-практическое пособие. М., 1999.
  17. О. Менеджмент. Учебник. 1999.
  18. А.И., Кочетов Э. Г. Проблемы поиска пути России в XXI веке. Некоторые концептуальные подходы. М., 1996.
  19. В.И. Управление проектами в России. М., 1995.2021,22,23,24,2526,27,28.
Заполнить форму текущей работой