Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе изучения национального декоративно-прикладного искусства преподаватель должен добиться формирования у учащихся основы целостной эстетической культуры посредством развития исторической памяти, творческих способностей, раскрытия понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Чтобы уроки декоративного искусства были интересны, необходимо шире включать в них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое исследование и обоснование проблемы художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ
    • 1. 1. Методологическое и психолого — педагогическое обоснование преподавания изобразительного и декоративного искусства
    • 1. 2. Основные виды народного декоративно — прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся
    • 1. 3. Тенденции развития художественно — эстетического образования, формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства
  • Глава II. Декоративно-прикладное искусство Дагестана как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре
    • 2. 1. Изучение декоративно- прикладного искусства как средство приобщения учащихся к основам народных художественных промыслов
    • 2. 2. Разработка экспериментальной методики приобщения учащихся к национальной культуре
    • 2. 3. Организация и ход экспериментальной методики приобщения учащихся к национальной культуре

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях духовного возрождения общества, гуманизации образования и растущих требований к воспитанию подрастающего поколения повышается роль предметов художественно-эстетического цикла. Это определяет необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания на основе культурно-исторического и народного художественно-педагогического наследия, накопленного в Дагестане, России и мировом сообществе.

Важная роль в осуществлении этих задач отводится комплексу дисциплин эстетического цикла, изобразительному искусству, в котором декоративный жанр является как один из ведущих компонентов учебного предмета, наиболее близкого учащемуся типа художественного творчества в системе педагогической передачи традиций национальной культуры, входящей в общую структуру образования и воспитания.

Декоративное искусство обладает огромным нравственноэстетическим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляются живая душа народа, его национальные особенности, исторически сформировавшиеся представления об окружающем мире, художественные критерии и оценочные категории.

В процессе изучения национального декоративно-прикладного искусства преподаватель должен добиться формирования у учащихся основы целостной эстетической культуры посредством развития исторической памяти, творческих способностей, раскрытия понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Чтобы уроки декоративного искусства были интересны, необходимо шире включать в них элементы национальной художественной культуры. Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и национальной культуре во многом зависит от разнообразия исторического, этнографического, искусствоведческого материалов, используемых учителем на уроках: история конкретного народа (верования, обряды, обычаи, орнамент и т. п.), знакомство с многообразием окружающего предметного мира (костюм, архитектура, бытовая утварь и т. п.).

Одним из наиболее действенных средств приобщения учащихся Республики Дагестан к национальной культуре является местное декоративно-прикладное искусство, бережно сохраняющее культурные и национальные традиции народа, его духовные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе народные художественные традиции, обладающие этнографическими, историко-культурными особенностями. Поэтому очень важно приобщение детей к традициям, сложившимся в каждом регионе.

Система классных и внеклассных занятий, кроме общеобразовательных дисциплин, должна включать и знакомство с местными художественными промыслами, дать детям возможность освоить в соответствии с их возрастом способы и приемы художественного творчества.

В настоящее время одной из важнейших проблем является осознанное этнографическое осмысление процесса воспитания, перспектив национального возрождения на уровне современной общеобразовательной школы, приобщение учащихся к национальной культуре, обычаям, традициям предков. Необходимо учитывать, что ребёнок растет, развивается в исторически и социально обусловленной среде, уклад жизни, эстетические и этические нормы передаются из поколения в поколение, активно влияют на формирование и развитие личностного облика, определяют общий уровень его подготовленности. Поэтому в школьной практике необходимо должным образом учитывать региональные национальные особенности, с детства заложенные в сознании ребенка.

В процессе исторического развития у дагестанского народа сложилась достаточно обособленная национальная культура, основанная на традиционных для Кавказа высоких моральных и нравственноэстетических принципах. Начиная с глубокой древности в этом культурно-историческом регионе формировались проверенные временем педагогические взгляды на воспитание, обучение и подготовку к жизни подрастающего поколения с помощью разнообразных обучающих средств и передачи опыта старших. Народные традиции, обычаи, национальное искусство раскрывали перед детьми исконные начала духовной жизни дагестанского народа, способствовали формированию нравственного эстетического содержания личности, исторической памяти, воспитанию уважительного отношения к наследию предков, расширению общего кругозора и правильному становлению художественного вкуса.

Какую же роль декоративно-прикладному искусству можно отвести в качестве средства приобщения учащихся к национальной культуре? Это позволит сформировать у них национальное мировоззрение, научит видеть мир глазами своего народа. Познание учащимися родного языка, правильное понимание фольклора, народного декоративно — прикладного искусстванаиболее естественный способ включения в систему национальных ценностей. На сегодняшний день можно констатировать, что образовательные и воспитательные возможности народного декоративно — прикладного искусства как средства приобщения к национальной культуре используются в школе еще не в полной мере. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной разработанностью оптимальных вариантов содержания и форм проведения уроков декоративно-прикладного искусства с учетом национально-художественных традиций и общепедагогических требований преподавания данного предмета.

Поэтому учитель прежде всего должен овладеть системой педагогических ценностей народа и потенциальными дидактическими возможностями народного декоративно-прикладного искусства, используя их как средство приобщения учащихся к национальной культуре. В связи с этим принципиально важно всесторонне изучить влияние исторически сложившихся традиций декоративно-прикладного искусства на художественное образование учащихся общеобразовательных школ, познакомить их с основными положениями народной педагогики, сделать глубокий анализ традиционных методов обучения детей декоративно — прикладному искусству народов Дагестана.

Необходимо разработать формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре, формирующие у них эстетическое восприятие произведений народного прикладного искусства, творчески обосновать методику интеллектуально-эстетического воспитания школьников средствами национальной культуры. При этом не следует забывать различия заложенных в дошкольный период художественно-практических навыков, обусловленных вариантами региональных видов народных художественных промыслов, национальными традициями воспитания и обучения подрастающего поколения.

Потенциал использования возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к национальной культуре основывается на многовековой традиции, прошел проверку практикой и временем, что, в свою очередь, помогло выявить наиболее удачные образцы декоративного и прикладного искусства, выработать своеобразные эталоны для дальнейшей художественной практики. Это позволяет избежать субъективизма в практической художественной деятельности, чтобы ввести ребенка в контекст национальной культуры человеческих отношений и эстетических оценок.

Умелое использование декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре позволит не только сформировать у них национальное мировоззрение, научит видеть мир глазами своего народа, но и воспитает интерес к общечеловеческим ценностям.

Проведенный учеными России и Республики Дагестан историко — теоретический анализ, а также обобщение результатов исследований показали, что, несмотря на значительное количество научных трудов в области использования декоративно-прикладного искусства в школьном воспитательном процессе, до последнего времени нет ни одной фундаментальной работы, посвященный специальному изучению проблемы декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре. При этом включение в содержание школьного образования народного декоративно-прикладного искусства в качестве одного из ведущих компонентов предмета «Изобразительное искусство» будет служить гарантией успешного решения данной проблемы на современном этапе развития школы.

Учитывая важность реализации дидактических и воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьном образовании и недостаточную разработанность системы средств приобщения учащихся школ Республики Дагестан к национальной культуре, мы сформулировали проблему исследования следующим образом.

Необходимость разработки оптимального содержания системы и методики приобщения учащихся к народной художественной культуре в школах Дагестана. Научно обосновать содержание и структуру урока, экспериментально проверить формы и методы приобщения учащихся общеобразовательных школ средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства к художественной национальной культуре Дагестана.

Решение этой проблемы и определяет цель исследования.

Объект исследования. Изобразительная и декоративная деятельность школьников, условия и возможности ее как средства приобщения учащихся общеобразовательных школ к национальной культуре.

Предмет исследования. Условия, средства, формы и методы, с помощью которых декоративно-прикладное искусство может быть использовано приобщения школьников к национальной культуре.

Гипотеза исследования. Приобщение учащихся к национальной художественной культуре средствами изобразительного и декоративно — прикладного искусства возможно, если.

— изучить опыт наследия традиционной национальной художественной культуры, исходя из основных закономерностей народного декоративно-прикладного искусства Дагестана как вида художественного творчества;

— включить в содержание и творческий процесс обучения и воспитания такие виды народного декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка металла, дерева, глины, насечка по дереву металлом, используя их как эффективное средство приобщения учащихся к национальной культуре;

— разработать условия и методы приобщения учащихся к традициям национальной культуры, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов Дагестана;

— разработать в общеобразовательных школах республики целенаправленную систему обучения и воспитания средствами изобразительного и декоративно — прикладного искусства, способствующую эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

Для достижения намеченной цели и проверки рабочей гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования, обобщить передовой опыт приобщения учащихся к изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.

2. Раскрыть методологическое, психолого-педагогическое обоснование преподавания изобразительного и декоративно — прикладного искусства в общеобразовательных школах, выявить основы формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству и национальной культуре Дагестана.

3. Разработать формы и методы приобщения к народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана в процессе художественно-эстетического воспитания и образования учащихся.

4. Разработать содержание занятий и методические рекомендации по использованию декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре.

5. Разработать и экспериментально проверить систему педагогических воздействий, способствующих усвоению учащимися декоративно-прикладного искусства Дагестана, а также определить наиболее эффективные приемы, средства и формы их приобщения к национальной культуре.

6. Опираясь на результаты исследования, разработать и внедрить учебно-методический комплекс наглядных пособий для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Дагестана.

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:

• анализ теоретической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта использования образцов народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и специализированных школ, расположенных в центрах традиционно развитых художественных промыслов;

• опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, практическая апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

• экспериментальное преподавание с целью проверки выдвинутой гипотезы по определению роли и значения декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре;

• изучение процесса создания художественных произведений различных народных традиционных промыслов непосредственно на практике: педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов;

• самоанализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• впервые разработаны и определены оптимальные пути использования декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся к национальной культуре;

• определены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в качестве одного из основополагающих компонентов эстетического воспитания и художественного образования, необходимые условия приобщения учащихся школ к национальной, духовной культуре, развития личности школьника в целом;

• создана серия учебно-методических наглядных пособий, активизирующих целенаправленное педагогическое воздействие с целью эффективного приобщения учащихся к национальной культуре.

Доказано, что внедрение разработанной системы приобщения учащихся к национальной культуре способствует совершенствованию художественного образования и повышению уровня эстетического воспитания учащихся, активно формирует их творческий опыт, обеспечивает выработку эстетических критериев.

В исследовании доказано, что обучение и воспитание средствами народного искусства является важным фактором социальной политики, так как приобщение к национальному наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию культуры в целом. Практическая значимость исследования состоит в: -разработке принципиально новой экспериментальной программы по обучению и воспитанию средствами народного искусства, в которой декоративно-прикладное искусство Дагестана выступает как средство приобщения учащихся к национальной культуре;

— определении путей совершенствования учебно-воспитательной работы на занятиях по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Республики Дагестан;

— возможности использования материалов исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других регионах России с развитыми художественными промыслами.

Достоверность исследования и научная обоснованность обусловлены опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и длительными экспериментами. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в созданных программах обучения и воспитания учащихся средствами народного искусства Дагестана, наглядных пособиях «Орнаменты народов Дагестана» и методических рекомендациях к ним.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования неоднократно обсуждались на научно-методических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета. Автор выступал с научно-методическими докладами по проблемам использования декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре в г. Махачкале — 1996 г., г. Москве — 1998 г., г. Санкт-Петербурге — 1999 г., на кафедре методики преподавания изобразительного искусства, черчения и декоративного искусства художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета.

Учебное пособие «Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для учащихся I-VI классов», методические рекомендации к ним нашли широкое применение и внедрение в обучении и воспитании, учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах республики.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 142 страниц основного машинописного текста. Приложения: № 1. Серия графических таблиц (29) «Орнаменты народов Дагестана" — № 2. Таблицы параметров уровней и критериев оценки работы учащихся 1−4-х экспериментальных (4 таблицы) и контрольных (4 таблицы) классов- № 3. Работы учащихся, выполненных в ходе констатирующего (5 рисунков) и обучающего (5 рисунков) экспериментов- № 4. Иллюстрированные планы по изобразительному и декоративному искусству для 1−6 классов (24 листа).

Заключение

.

1. Разработанная нами экспериментальная методика изучения декоративно-прикладного искусства Дагестана как средство приобщения учащихся к национальной культуре позволяет подтвердить предложенную нами гипотезу о том, что глубокое изучение традиционной культуры Дагестана с учётом основных закономерностей народного декоративно-прикладного искусства как типа художественного творчества возможно лишь при следующих условиях:

• Включение в содержание и творческий процесс обучения и воспитания таких видов народного искусства, как художественная обработка металла, дерева, глины, насечки по дереву металлом с использованием их в качестве эффективного средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре.

• Разработка условий и методов приобщения, учащихся к традициям национальной культуре, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов Дагестана.

• Создание целенаправленной методической системы педагогических воздействий, способствующих эффективному приобщению учащихся к художественной национальной культуре.

2. Предлагаемая в исследовании методика изучения декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования в средней общеобразовательной школе дает возможность в значительной степени повысить интерес учащихся к художественной национальной культуре, а также способствует освоению школьниками основ изобразительной и декоративной грамоты.

3. В настоящее время особое значение приобретает необходимость воспитания у учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать традиционное национальное искусство и художественное народное творчество. Этого можно добиться внедрением в школьную практику разработанной нами методической системы изучения декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре, а также показом, детальными материально-производственным и искусствоведческим анализами конкретных изделий народных мастеров.

4. Предлагаемая методическая система изучения декоративно-прикладного искусства в школах Республики Дагестан, проявляет в достаточной степени, объективно выявить полную картину усвоения учащимися национально-художественной культуры и традиций, а также способности их передать усвоенное в процессе практического рисования.

5. Материалы диссертации позволяют акцентировать внимание учителей художественно-эстетических дисциплин в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству на творческом освоении, использовании принципов и методов народной педагогики — передаче от поколения к поколению критериев красоты и оценочного уровня воспитанного и выработанного предками.

6. В результате исследования обоснована эффективность предложенной методики изучения декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре. Это наглядно проявляется не только в получении учащимися более глубоких представлений о культурном наследии народа, степени развития эстетического вкуса, но и наличии достаточных знаний о национальных традициях, колорите, формообразовании предмета, а также в понимании ими стилистического различия предложенных орнаментов.

7. Для наиболее объективной оценки и определения степени глубины проявления интереса учащихся к национальной культуре нами разработаны соответствующие критерии, которые позволили выявить относительно полную картину усвоения учащимися художественной национальной культуры, а также способности их использовать усвоенное в процессе практического рисования изображаемых предметов.

Предлагаем следующие критерии: а) Наличие у учащихся понимания художественно-декоративного образа. б) Наличие интереса к художественной национальной культуре. в) Чувство характерной особенности форм. г) Чувство национальных колористических особенностей. д) Понимание национальных особенностей декоративной отделки изделия. е) Передача характерных орнаментальных мотивов. ж) Техника выполнения изображаемых предметов.

8. Главным в построении экспериментальной методики являются систематическое изучение декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре, ознакомление учащихся с различными видами и жанрами декоративно-прикладного искусстванаиболее близкого к национальным особенностям и доступного им вида изобразительной деятельности.

9. Для того, чтобы ученики достаточно хорошо овладели и творчески воспринимали произведения декоративно-прикладного искусства, нами разработаны и внедрены в экспериментальный метод обучения система дополнительных практических упражнений, наглядные учебно-методические пособия, в которых более углубленно рассматриваются вопросы изобразительной и графической грамоты, серия графических таблиц «Орнаменты народов Дагестана», позволяющая в значительной степени повысить интерес учащихся к национальной культуре, а также поднять общехудожественный уровень их подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -174 с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. 333 с.
  3. В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. -М., Сов. Художник. 1955. -15 с.
  4. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968. -286 с.
  5. Н.Н. Основы рисования: Учеб. пособие для студентов строительных специальностей вузов. 2-е изд. -М.: Стройиздат, 1977. -168 е.: ил.
  6. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. -Пер с фр. -М.: Искусство, 1982. -78 с.
  7. А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  8. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. -50 с.
  9. .М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. Махачкала: Даг.книг.издательство, 1992. — 112 с.
  10. Р. Кубачинский орнамент. -М., 1963. 56 с.
  11. Р., Иванов А. Искусство Кубачи. -Л., 1976.
  12. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Наука, 1970. -486 с.
  13. Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. -М.: Наука, 1981.-С. 3−5.
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие /Сокращ. пер. с анг. В. Н. Самохина. М.: Наука, 1974. — 68 с.
  15. С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. -М.: Знание, 1976. -40 с.
  16. М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962. -30 с.
  17. Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 18 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  19. .М. Методические указания к теме «Нравственное воспитание детей в семье». Махачкала: ДГУ, 1985. — 17 с.
  20. .М. На основе добрых традиций //Дагестанская правда. 1989. 10 октября.
  21. .М. Рыцарь нравственной педагогики: (А.С.Макаренко)// Дагестанский университет. 1990. 16марта.
  22. Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи. -М., Центр, изд-во народов СССР, 1926. -67 с.
  23. Д.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. -286 с.
  24. Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. — 302 е.: ил.
  25. А. А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1981.-16 с.
  26. М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1996. — 95 с.
  27. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.-70 с.
  28. А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство АХ СССР, 1963, -296 е.: ил.
  29. А.С. Искусство Дагестана. М ., 1931. -150 с.
  30. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  31. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1975. -165 е.: ил.
  32. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.-64 с.
  33. А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестан в 19- начале 20 века. Л.: Наука, 1988. — 197 с.
  34. М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. 1983. — 439 с.
  35. В.М. Русское прикладное искусство. -М., 1977. 464 с.:ил.
  36. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. -508 е.: ил.
  37. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  38. B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., Сов. художник, 1972. -25с.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  40. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  41. Л.С. Педагогическая психология / Под.ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  42. А.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. -50 с.
  43. .И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.-98 с.
  44. М.М. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачкала. 1987. -45 с.
  45. С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. -118 с.
  46. С.М. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-70 с.
  47. С.М., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1−4 кл. Махачкала: Дагучпедгиз. -122 с.
  48. М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.
  49. Г. Г. Декоративно прикладное искусство СССР. Ежемесячный журнал Союза Художников СССР. -М., 1974, № 7- 1973, № 11.
  50. Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. -Махачкала: Дат. кн. Издательство, 1992. -176 с.
  51. П.Я. Введение в психологию. -М.: Издательство МГУ, 1976. -147 с.
  52. И.Н. П.П. Чистяков и его педагогическая система. -М.: Искусство, 1940. -240 е.: ил.
  53. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  54. Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.- 168 с.
  55. Государственный музей искусства народов Востока. Ювелирное искусство. Каталог выставки Расула Алиханова.-М.: Советский художник, 1983.-14 с.
  56. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985. -254 с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. -96 с.
  58. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.- 124 с.
  59. Дагестанский государственный университет им. В. И. Ленина. Вопросы теории и практики воспитания в школе (сб.научн.сообщ. Кафедра педагогики и психологии). Махачкала, 1970. -181 с.
  60. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Камень и дерево. Из собрания музея /авт. Шамадаева В. М. М.: Союзрекламкультура, 1991.-31 с.
  61. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. -М.: Детская книга, 1991. -14 с.
  62. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана //авт. Шамадаева В. М. Проспект. -М.: Союзреклам-культура, 1991. 46 с.
  63. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М., 1980. -299 с.
  64. П.М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.:ил.
  65. П.М. Резьба по дереву в Дагестане. -М.: Наука, 1982. 234 с.:ил.
  66. А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М.: Издательство АХ СССР, 1961. -224 е.: ил.
  67. Дидактика средней школы //под.ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -216 с.
  68. А.С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964. -128 с.
  69. Жить в ладу с красотой // Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1997. 248 с.
  70. В.И. Противоречия учебного процесса. Свердловск., 1972. -184 с.
  71. А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд.2-е перераб. и доп. под общей редакцией Ю. Г. Шуба. М., Искусство, 1975. -64 с.
  72. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып.76: Известия АПН РСФСР, -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -С.3−17.
  73. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. -М.: Учпедгиз, 1961. -224 е.: ил.
  74. Е.И. Возрастные и индивидуальные различия в развитии воображения у школьников//Материалы третьей Узбекской республиканской конференции по вопросам психологии. Ташкент, 1964. -С.89−91.
  75. Г. Б. Основы кубачинского искусства. Изд.2-е. Доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-128 с.
  76. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 253 с.
  77. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс // Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
  78. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. /Б.М.Йеменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Грасул и др.- М.: Просвещение, 1991.-186 с.
  79. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−8 кл. // Н. Н. Фомина, Н. А. Горяева и др. М.: Просвещение, 1996. — 192 с.
  80. Исследование проблем психологии творчества // Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  81. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1957.206 с.
  82. М.С. Культура как предмет философского исследования //Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. — 94 с.
  83. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 87 с.
  84. Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1965. -52 с.
  85. Г. А. Формирование направленности интересов учащихся средней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук, — М., 1980, -168 с.
  86. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М., 1959. -146 с.
  87. Ф.И. Рисование и труд в школе: Пособие для учителей из опыта работы. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960. — 64 с.:ил.
  88. Э.В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. -М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. 176 с.
  89. Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи, — М., 1962.-50 с.
  90. А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969. — 58 с.
  91. В.В. Рисование начальных классов восьмилетней школы. -Л.: Учпедгиз, 1960. 74 с.
  92. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970. 152 с.:ил.
  93. Т.С. Обучение детей технике рисования, 2-е изд-е, перераб. и допол. М.: Просвещение, 1976. — 158 с.
  94. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1984. 120 с.
  95. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994. — 140 с. 97 .Каменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982.
  96. Е.С., Башилов Я. А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940. -200 с.
  97. Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд. -М.: Искусство, 1952. 226 с.
  98. Р.И. Тематическое рисование в школе. Д.: Учпедгиз, 1959.-64 с.
  99. Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911. -84 е.: ил.
  100. В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981.-144 с.
  101. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  102. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1977. 75 с.
  103. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 207 с.
  104. B.C. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.:ил.
  105. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.:ил.
  106. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 318 с.:ил.
  107. B.C. и др. Изобразительное искусство в 1−4 классах малокомплектной начальной школе: Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1988. 108 е., 12 л. ил: ил.
  108. Г. В. Методика рисования и лепки. М.: Искусство, 1935. -156 с.
  109. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  111. К.М. Школьники-иллюстраторы. Петроград: Начатки знаний, 1924. — 48 с.
  112. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  113. .Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития //Советская педагогика. 1981. № 3. С. 86−93.
  114. В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. — 186 с.
  115. М.М. Я кубачинка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. -107 с.
  116. М.О. Узоры жизни.: Советская Россия, 1974. -111 с.
  117. Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. -269 с.
  118. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана, как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -42 с.
  119. М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1989. — 64 с.
  120. М.И. Современный урок. 2-е издание. М.: Педагогика, 1985. -62 с.
  121. Ш. А., Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9−10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. — 56 с.
  122. Народное творчество как мир целостности: Альбом. М., Сов.Россия. 1987. -78 с.
  123. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
  124. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1989. — 220 с.
  125. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  126. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1975. -134 с.
  127. Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М.: МИШ им. В. И. Ленина, 1985. -46 с.
  128. Основы художественного ремесла // В. А. Барадулин, Б. И. Карамыслов, Ю. В. Максимов и др. М.: Просвещение, 1987. — 272 с.:ил.
  129. Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1989. -68 с.
  130. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972. 79 с.
  131. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 111 с.
  132. Основы декоративно-прикладного искусства в школе // Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. М.: Просвещение, 1978. — 428 с.
  133. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Наука, 1976.-303 с.
  134. И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Сов. художник, 1985. -89 е.: ил.
  135. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-Зкл.). М.: Просвещение, 1985. -50 с.
  136. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4−6кл.). М.: Просвещение, 1983. -58 с.
  137. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1−4кл.). М.: Просвещение, 1985. — 64 с.
  138. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 4−6 классы. М.: Просвещение, 1985.
  139. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства)1−11 классы.-Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.—68 с.
  140. Программа: Основы ручного ковроткачества 5−11 классы. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -24 с.
  141. Программа: Основы художественной керамики 5−11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -24 с.
  142. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5−11 классы. М.: Просвещение, 1992. -58 с.
  143. Программы: Основы народного и декоративно- прикладного искусства Дагестана. 1−4 кл. одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. -62 с.
  144. Программы педагогических институтов. Основы декоративно- оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности № 2109. «Рисование. Черчение. Труд». М.: Просвещение, 1975. -92 с.
  145. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1−9 классы //Науч.рук. Кузин B.C. М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  146. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 классы // Научный рук. Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, 1994. 173 с.
  147. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1−4 кл.) // Научный рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  148. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 5−8 классы
  149. Научный рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. — 87 с.
  150. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1−11 кл. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995. — 94 с.
  151. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6−11 классы // Ю. А. Солодовников, Л. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. — 96 с.
  152. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа // Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Издательство АПН РСФСР, 1954.-224 с.:ил.
  153. И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. -40 с.
  154. И.М. Примерные разработки иллюстрированно календарного плана по изобразительному искусству для 1−6 классов и методические указания к ним. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. -50 с.
  155. И.М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. -120 с.
  156. И.М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1−6 классов. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. -48 с.
  157. И.М. Декоративно прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М.: 1998. -36 с.
  158. И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. -100 с.
  159. Рам азанов М. Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности в процессе трудовой деятельности / Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования Российской академии образования, 1998. -50 с.
  160. Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 255 с.
  161. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание доп. и перер. -М.: Просвещение, 1980. 239 е.: ил.
  162. Н.Н. История методов обучения рисования. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 е.: ил.
  163. Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 е.: ил.
  164. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. -288 е.: ил.
  165. Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет. История. Теория. Методика // Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: МГПИ, 1985. -33 с.
  166. К. Дети-художники. -М.: Изд-во Саблина, 1911. 84 с.
  167. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  168. C.JI. Проблемы общей психологии. Изд.2-е.-М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  169. Руководители школьных кружков изобразительного и декоративно прикладного искусства // М. Н. Караханов, И. М. Раджабов. Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1988. — 7 с.
  170. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208 с.:ил.
  171. В.Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. — 58 с.
  172. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  173. В.А. Формирование социально активной личности учителя //Советская педагогика. 1981, № 4, -С. 76−84.
  174. Т.М. Орнамент почерк эпохи. — JL: Аврора, 1972. -80 с.
  175. Н.М. Развитое художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. -М., 1997 217с.
  176. .А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. — 255 е.: ил.
  177. Д.Л. Обучение рисованию по американскому способу профессора Д.Л.Тедда, директора художественно-промышленной школы Филадельфии. Сб. М., Т-ва М. О. Вольф, 1902. -16 с.
  178. Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. -112 с.
  179. Философский энциклопедический словарь // Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  180. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно- прикладным искусством. Дис. док. пед. наук. -М., 1983.
  181. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  182. Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. М.: Просвещение, 1991. — 159 е.: ил.
  183. Е.И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание. 1943. № 2. С.22−25.
  184. Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. -62 с.
  185. Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. -130 с.
  186. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество/ Проблемы руководства изобразительным творчеством детей /. М.: Просвещение, 1969. -272 е.: ил.
  187. А.Н. Народные мастера Дагестана. Л.: Художник РСФСР, 1982. -108 е.: ил.
  188. Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. -36 с.
  189. Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949. -40 с.
  190. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе:2-е изд. М.: Просвещение, 1977. -109 е.: ил.
  191. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя: 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. — 190с.
  192. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. Дис. док. пед. наук. М., 1988. — 346 с.
  193. Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. -М.: Просвещение, 1985.-225 с.:ил.
  194. В.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Атореф. дис. доктора пед. наук. М., 1984. — 32 с.
  195. В.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969. -С. 176−219.
  196. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47 с.
Заполнить форму текущей работой