Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить и то, что авторская педагогическая технология должна быть направлена на активизацию личности студентов в процессе своего профессионального становления. Для выявления теоретических основ активизации личности студентов нами было проанализировано понятие «учебная деятельность» и, в частности, акцент был сделан на изучение ее мотивационного компонента. Нами было установлено, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Профессиональная деятельность дизайнера: общая содержательно-функциональная характеристика
    • 1. 2. Модель профессионально-значимых качеств дизайнера: структура и содержание основных компонентов
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Первоначальное состояние сформированное&trade- профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров (по результатам констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Педагогическая технология формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров (практическая реализация в ходе формирующего эксперимента)
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально значимых качеств будущих дизайнеров
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях современного российского общества на передний план педагогической науки и практики выдвигается ряд приоритетных проблем, решение которых определяет успешность всех социальных реформ в целом. Одна из таких проблем связана с необходимостью проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных изучению вопросов повышения качества подготовки специалистов в условиях современного г профессионального образования. Профессия дизайнера, представляющая собой один из самых многоплановых видов человеческой деятельности, в настоящее время получила широкое распространение и признание в современном обществе. Сложившиеся социально-экономические реалии предъявляют и особые требования к специалисту по дизайну, который должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, имеющими узко профессиональную функциональность, но и быть носителем глубокой профессиональной культуры, выражающейся в системе соответствующих профессионально значимых качествах специалиста. Проблема подготовки специалистов в области дизайнерской деятельности должна решаться в контексте современных требований российского общества и тенденций развития отечественной педагогической науки и образовательной практики.

В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике возникли объективные возможности для решения задачи оптимизации процесса подготовки специалистов в области дизайна. Эти возможности в первую очередь обусловлены теоретическими предпосылками, связанными с результатами развития педагогической науки в предшествующий период, отраженными в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Для нашего исследования особенно значимыми явились: идеи, определяющие роль и функции современной системы образования в культурном развитии общества и человека (М.Н. Берулава, Е.В.

Бондаревская, Ю. П. Ветров, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Н. П. Клушина, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, Х. Г. Тхагапсоев, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — идеи в области педагогических инноваций (А.А. Арламов, М. С. Бургин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, JI.C. Подымова, А. П. Тряпицына и др.) — общедидактические исследования профессионального образования (В.А.Бодров, В. С. Безрукова,

A.А.Вербицкий, Г. М. Зарековский, Г. Л. Ильин, В. А. Пономаренко,

B.Д.Шадриков и др.) — труды в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.) — работы посвященные проблемам дизайн — образования (В.Р. Аронов, Н. П. Валькова, Е. Н. Ковешникова, Р. Ф. Мухутдинов, В. Ф. Сидоренко и др.).

Тем не менее, осуществленный нами анализ состояния проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере дизайна показал, что на сегодняшний день проблема профессионально значимых качеств дизайнеров разработана в педагогической науке и практике в недостаточной степени. Это обусловило наличие противоречия между современными требованиями к специалисту в области дизайнерской деятельности и неспособностью системы профессионального образования в полной мере удовлетворить эти требования. Данное противоречие определило выбор темы нашего исследования: «Формирование профессионально значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе».

Проблема исследования является следующей: каковы сущностные характеристики, структура и содержание профессионально значимых качеств специалиста в области дизайнерской деятельности и соответствующие педагогические условия формирования названных качеств у будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов в области дизайнерской деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров в условиях обучения в вузе.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: процесс формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров в условиях вузовского обучения будет качественно эффективным, если:

• обоснование профессионально значимых качеств дизайнера будут осуществлено в контексте специфических требований соответствующей профессиональной деятельности;

• профессионально значимые качества дизайнера будут систематизированы и представлены в виде целостной теоретической модели;

• педагогические условия формирования профессионально значимых качеств дизайнера будут трансформированы в соответствующую педагогическую технологию, ориентированную на максимально возможную активизацию творческого потенциала личности будущих специалистов;

• педагогическая технология формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров будет обеспечена системой методологических и педагогических принципов, а также соответствующими образовательными целями, задачами, содержанием, формами и методами осуществления экспериментальной работы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

• выявить специфику и соответствующие требования профессиональной деятельности дизайнера к личности специалиста;

• в контексте специфических требований профессиональной деятельности дизайнера разработать теоретическую модель профессионально значимых качеств личности соответствующего специалиста;

• обосновать систему педагогических условий и теоретические основы построения педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе;

• осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию профессионально значимых качеств будущих дизайнеров, разработать практические рекомендации в области исследуемой проблемы.

Методологическую основу исследования составили: аксиологический, личностно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего дизайнера в контексте субъект-субъектных образовательных отношений и в качестве субъекта творческой деятельностимеждисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах непрерывности, целостности и системности.

Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:

— труды, посвященные изучению роли и функций современной системы образования в развитии общества и человека (М.Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Ю. П. Ветров, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Н. П. Клушина, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, Х. Г. Тхагапсоев, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — труды, посвященные изучению вопросов, связанных с инновационными процессами в образовательной практике и проблемами управления в образовании (А.А. Арламов, М. С. Бургин, Д. М. Вердиев, А. П. Волчкова, A.M. Воронин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, JI.C. Подымова, А. П. Тряпицына, Шамова и др.);

— исследования в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, JI. C, Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.);

— труды в области теории и практики высшего дизайнерского образования (Н.П. Валькова, Е. Н. Ковешникова, Р. Ф. Мухутдинов и др.)

Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной и программно-методической литературыдиагностические: наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение независимых характеристикпраксиметрические: анализ продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документацииэкспериментальные: опытная работаметоды математической статистики.

База и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования выступили студенты Северо-Кавказского государственного технического университета в количестве 156 человек. Из них 74 студента вошли в контрольную группу и 82 — в экспериментальную.

Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2003;2004 гг.) — изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.

Второй этап (2004;2005 гг.) — определение цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, разработка экспериментальных материалов, подготовка экспериментальной базы исследования.

Третий этап (2006;2007 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов, анализ результатов экспериментальной части исследования, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: • осуществлен анализ профессиональной деятельности специалиста в области дизайна, в результате чего определены и теоретически обоснованы его профессионально значимые качества;

•разработана теоретическая модель профессионально значимых качеств дизайнера, определено и обосновано содержание всех компонентов данной модели в целостной системной взаимообусловленности;

•определены показатели и уровни сформированности профессионально значимых качеств будущих специалистов в области дизайнерской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• обобщены теоретические подходы к трактовке понятия «профессионально значимые качества»;

•обоснована с теоретической точки зрения педагогическая технология по формированию профессионально значимых качеств специалистов в области дизайна;

•разработаны практические рекомендации по подготовке специалистов в сфере дизайна, что определяет вклад диссертации в развитие содержательной и технологической составляющих профессионального образования, способствует дальнейшему совершенствованию процесса подготовки специалистов в сфере дизайнерской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в образовательном процессе вуза разработан и апробирован учебный курс «Основы саморазвития творческой личности будущего дизайнера», исходя из этого возникла практическая возможность использования результатов диссертационного исследования в системе высшего профессионального образования при подготовке специалистов в области дизайнерской деятельности.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием различных методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам работыметодологической обоснованностью теоретических положенийэкспериментальной проверкой гипотезы, давшей положительные результатыприменением методов математической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в образовательной практике.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать положения выносимые на защиту:

• профессионально значимые качества дизайнера обусловлены спецификой соответствующей профессиональной деятельности и требованиями, которая данная деятельность предъявляет к личности специалиста. При этом деятельность дизайнера и соответствующая профессиональная подготовка детерминирует развитие профессионального самосознания будущего специалиста, ценностно-мотивационной, коммуникативной, креативной и профессионально-нормативной сфер его личности.

• в системной целостности модель профессионально значимых качеств дизайнера является следующей: профессиональное самосознание специалиста представлена его профессиональными «Образом Я» и соответствующей самооценкоймотивационно-ценностный компонентценностным отношением к профессии, своему профессиональному развитию, системой сформированных потребностей и мотивов в профессиональном совершенствовании, волевыми качествами и ответственностьюсоответственно коммуникативный компонент профессионально значимых качеств дизайнера обусловлен коммуникативной культурой его личности, а креативный и профессионально-нормативный — системой профессионально обусловленных знаний, умений, навыков и творческими качествами;

• формирование профессионально значимых качеств будущих дизайнеров ориентировано в рамках смыслового значения гуманистической образовательной парадигмы, конкретизированной в контексте реализации личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов, имеющих выраженное методологическое значение;

• педагогические условия формирования профессионально значимых качеств будущих дизайнеров трансформированы в инновационную педагогическую технологию, которая представлена системой гуманистически ориентированных принципов осуществления образовательного процесса, его содержанием, обусловленным требованиями государственного образовательного стандарта, системой соответствующих образовательных целей и задач, формами и методами осуществления формирующего эксперимента, позволяющими в полной мере раскрыть творческий потенциал личности будущих дизайнеров в контексте готовности к своему профессиональному самосовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах: VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Технические и прикладные науки. (Ставрополь 2002 г.), XXXII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 год. Том 2. Технические и прикладные науки. (Ставрополь 2003 г.), VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Естественные и точные науки технические и прикладные науки. Том 1. (Ставрополь 2003 г.), материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ на тему: «Качество высшего профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». (Ставрополь 2003 г.), XXXIII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2003 год. Том 1. Естественные и точные науки технические и прикладные науки. (Ставрополь 2004 г.), VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. (Ставрополь 2004 г.), вестник СевероКавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» № 2 (12). (Ставрополь 2004 г.), XXXIV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2004 год.

Том 2. Общественные науки. (Ставрополь 2005 г.), формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании: материалы Международной научно-практической конференции/Челябинский государственный педагогический университет- -(Челябинск 2006 г.), известия ТРТУ, Тематический выпуск «Психология и педагогика». (Таганрог 2006 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составил 181 страницу.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

Осуществление теоретического анализ проблемы исследования позволило приступить к ее экспериментальному обоснованию. Для этого нами были обоснованы критерии и показатели сформированности профессионально значимых качеств личности дизайнера, в рамках которых разработан комплекс диагностических методов и методик изучения динамики данных качеств в процессе осуществления формирующего эксперимента.

Экспериментальной базой исследования выступили студенты СевероКавказского государственного технического университета в количестве 156 человек. Из них 74 студента вошли в контрольную группу и 82 — в экспериментальную.

Проведенные экспериментально-подготовительные меры обусловили возможность осуществления констатирующего этапа исследования. Было изучено состояние сформированности «Образа Я» будущих дизайнеров, их самооценка, ценностное отношение к профессии, состояние потребностей и мотивов профессионального самосовершенствования, волевых качеств, ответственности, коммуникативной культуры, нормативных и творческих качеств личности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство студентов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе имели недостаточный уровень развития профессионално значимых качеств дизайнера.

Осуществленный констатирующий этап экспериментального исследования, позволил получить результаты, актуализирующие необходимость осуществления работы по формированию профессионально значимых качеств дизайнера в процессе профессиональной подготовки.

Построение и практическая реализация авторской педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров предполагали осуществления ряда последовательных педагогических мер. На первоначальном этапе нами была определена общая цель эксперимента, соответствующие практико-ориентированные задачи, система принципов организации и осуществления формирующего эксперимента и содержание процесса формирования профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов.

Нами были сформулирована следующая цель формирующего эксперимента: общей целью является формирование профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов в системном единстве их профессионального самосознания, мотивационно-ценностного, коммуникативного, креативного и профессионально-нормативного личностных компонентов.

Сообразно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

• определить гуманистические и конкретно педагогические принципы построения авторской педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров;

• определить содержание авторского элективного курса, позволяющего активизировать ценностное отношение будущих дизайнеров к своей будущей профессии и к своему профессиональному саморазвитию;

• обосновать систему форм и методов осуществления процесса формирования профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Решение названных задач позволило осуществить эксперимент по формированию профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров. Результаты данного эксперимента показали существенные качественные изменения в профессионально — личностной сфере у студентов в экспериментальных группах. В контрольных группах студентов такие изменения носили незначительный характер, что полностью подтвердило первоначально сформулированную гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение и обоснование системы профессионально значимых качеств специалистов в области дизайна потребовало изучения сущностных характеристик соответствующей профессиональной деятельности. Для этого мы осуществили понятийный анализ основополагающей категории «деятельность». Было установлено, что деятельность представляет собой единство целенаправленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отношений к миру. При этом в деятельности выделяются внутренняя (потребности, мотивы, цели, инструментальные качества личности: знания, умения, навыки) и внешняя (действия, операции) стороны.

Предмет нашего исследования потребовал обращения к понятию «творческая деятельность». Нами было установлено, что творчество представляет собой деятельность, основным признаком которой является новизна результата. Творчество всегда связано с субъектной позицией человека. Анализ категории «дизайнерская деятельность», в свою очередь позволил установить ее маргинальный характер, так как данная деятельность занимает пограничную позицию между техническим и художественным творчеством. В целом мы установили несомненную связь дизайна с творчеством, проектированием и художественной деятельностью. Дизайнерская деятельность предъявляет особые требования к личности специалиста и его профессионально значимым качествам, поэтому следующий этап теоретической разработки проблемы исследования был связан с обоснованием модели профессионально значимых качеств дизайнера. Мы проанализировали дефиницию «профессионально значимые качества» и выделили в системе личности специалиста в области дизайнерской деятельности качества, связанные с профессиональным самосознанием специалиста, его ценностно-мотивационной, коммуникативной сферами, а так же креативные и профессионально-нормативные качества.

Разработка теоретической модели профессионально значимых качеств дизайнера позволила приступить к обоснованию педагогической технологии их формирования у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки. Мы проанализировали понятие «педагогическая технология» и установили, что его единого понимания в науке не выработано. Тем не менее, основным признаком педагогической технологии является алгоритмизация педагогических мер и действий, гарантирующая достижение запланированного результата педагогической деятельности. Рассмотрев различные классификации педагогической технологии мы сделали акцент на изучении их традиционных и инновационных форм. При этом для нас было важным актуализировать следующий принцип: любое педагогическое нововведение, чтобы быть эффективным, должно в своей основе опираться на педагогическую традицию, — тот педагогический опыт, который был накоплен педагогической наукой и образовательной практикой.

Необходимо отметить и то, что авторская педагогическая технология должна быть направлена на активизацию личности студентов в процессе своего профессионального становления. Для выявления теоретических основ активизации личности студентов нами было проанализировано понятие «учебная деятельность» и, в частности, акцент был сделан на изучение ее мотивационного компонента. Нами было установлено, что подлинная творческая активность личности в образовательном процессе предполагает диалектическое единство ее внутренней и внешней мотивации. При этом внешняя мотивация обусловливает процессы адаптации личности к условиям образовательного процесса, а внутренняя — творческую активность будущего специалиста в своем профессиональном саморазвитии, при этом условия для самораскрытия будущим дизайнером своих творческих возможностей детерминированы гуманизацией образовательного процесса в вузе.

Осуществление теоретического анализ проблемы исследования позволило приступить к ее экспериментальному обоснованию. Для этого нами были обоснованы критерии и показатели сформированности профессионально значимых качеств личности дизайнера, в рамках которых разработан комплекс диагностических методов и методик изучения динамики данных качеств в процессе осуществления формирующего эксперимента.

Экспериментальной базой исследования выступили студенты СевероКавказского государственного технического университета в количестве 156 человек. Из них 74 студента вошли в контрольную группу и 82 — в экспериментальную.

Проведенные экспериментально-подготовительные меры обусловили возможность осуществления констатирующего этапа исследования. Было изучено состояние сформированности «Образа Я» будущих дизайнеров, их самооценка, ценностное отношение к профессии, состояние потребностей и мотивов профессионального самосовершенствования, волевых качеств, ответственности, коммуникативной культуры, нормативных и творческих качеств личности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство студентов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе имели недостаточный уровень развития профессионално значимых качеств дизайнера.

Осуществленный констатирующий этап экспериментального исследования, позволил получить результаты, актуализирующие необходимость осуществления работы по формированию профессионально значимых качеств дизайнера в процессе профессиональной подготовки.

Построение и практическая реализация авторской педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров предполагали осуществления ряда последовательных педагогических мер. На первоначальном этапе нами была определена общая цель эксперимента, соответствующие практико-ориентированные задачи, система принципов организации и осуществления формирующего эксперимента и содержание процесса формирования профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов.

Нами были сформулирована следующая цель формирующего эксперимента: общей целью является формирование профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов в системном единстве их профессионального самосознания, мотивационно-ценностного, коммуникативного, креативного и профессионально-нормативного личностных компонентов.

Сообразно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

• определить гуманистические и конкретно педагогические принципы построения авторской педагогической технологии формирования профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров;

• определить содержание авторского элективного курса, позволяющего активизировать ценностное отношение будущих дизайнеров к своей будущей профессии и к своему профессиональному саморазвитию;

• обосновать систему форм и методов осуществления процесса формирования профессионально значимых качеств дизайнера у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Решение названных задач позволило осуществить эксперимент по формированию профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров. Результаты данного эксперимента показали существенные качественные изменения в профессионально — личностной сфере у студентов в экспериментальных группах. В контрольных группах студентов такие изменения носили незначительный характер, что полностью подтвердило первоначально сформулированную гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 334 с.
  2. , О. В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Айгистова Ольга Владимировна. М., 1999. — 169 с.
  3. , В. Г. Мотивирующие факторы в подготовке студентов Текст. / В. Г. Айнштейн // Высшее образование в России. № 2. — 1993. — С. 96 -98.
  4. , П. В., Панин А. В. Философия: Учебник Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М: Проспект, 1999. — 576 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т Текст. / Б. Г. Ананьев Т.2. — М., 1980. — 288 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1998.-341 с.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1977. — 380 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. Бодалева. М., 1980.
  9. , В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  10. Ю.Андреев, В. И. Педагогика саморазвития. Инновационный курс Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1998. — 318 с.
  11. П.Андреев, И. С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Андреев Игорь Сергеевич. Ставрополь, 2006. -140 с.
  12. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  13. , С.Ф. Мораль и поведение Текст. / С. Ф. Анисимов. М., 1979
  14. , И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема Текст. / И. Арановская // Высшее образование в России. № 4. — 2000. -С.115 — 119.
  15. , О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности Текст. / О. Н. Арестова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. — № 3. — С. 16 -24.
  16. , А. Г. Психология личности : Учебник Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  17. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  18. , Н. Ф. О повышении эффективности методики урока Текст. / Н. Ф. Белокур // Пути повышения эффективности обучения в школе. -Челябинск, 1980.
  19. , Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики Текст. / Д. А. Белухин. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304 с.
  20. , Н. М. Человек и его потребности Текст. / Н. М. Бережной. -М.: Форум, 2001.- 160 с.
  21. , М. Н. Гуманизация образования: направление и проблемы Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. № 4. — 1996.
  22. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  23. B. П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  24. , В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  25. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Текст. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  26. , X. Промышленный дизайн Текст. // Мир дизайна, 2000. № 1.1. C.29−31.
  27. Большой психологический словарь Текст./ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб, 2004. — 672 с.
  28. Большая советская энциклопедия Текст./ Под ред. A.M. Прохорова. М. -СПб, 1998.-1434 с.
  29. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  30. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997,-№ 4.-С. 11−17.
  31. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. № 1. — 2001. — С. 17−24.
  32. , О.В. Формирование профессионально значимых качеств будущих по сервису и туризму Текст.: Дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2006. 167.
  33. , О. В. Содержание понятия «профессионально значимые качества в отечественной науке» Текст. / О. В. Бондаренко // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. № 2. — С. 24 — 26.
  34. , А.В. Теоретические вопросы самопознания личности Текст. /Психологические особенности самосознания подростка Киев, 1980.-с. 5−38.
  35. , Г. В. Психология делового общения. Учебник Текст. / Г. В. Бороздина. М., 2003. — 295 с.
  36. , Н. М. В Пространстве воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001.
  37. , А. Новый дизайн Текст. // Мода. 1982. — № 55.
  38. , А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе Текст. // пихол. Журнал, 1996. Т. 17. — № 6. — С.30−37.
  39. , Е.Т. Подготовка студентов гуманитарных специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности Текст. Дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. — 197 с.
  40. , Н.П. Культурно-эстетический смысл и профессиональные основы деятельности художника конструктора Текст.: Диссертация насоискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ленинград, 1985.
  41. , С. В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1987.
  42. , В. А. К вопросу классификации моделей и методов познания Текст. / В. А. Веников // Известия вузов. Энергетика. 1961. — № 10.
  43. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  44. , А. А., Бакшаева, Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении Текст. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М., 2000.
  45. , Ю. П. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы Текст. / Ю. П. Ветров // Высшее образование в России. 2001. — № 3.
  46. , Ю. П. Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования Текст. / Ю. П. Ветров // Гуманизация образования. № 1. -2002.-С. 33 -37.
  47. , Ю.П., Волкова, В.В. Развитие коммуникативных способностей будущих преподавателей Текст. / Ю. П. Ветров, В. В. Волкова. -Ставрополь, 2002. 69 с.
  48. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М., 1990.
  49. , В., Ямщикова, Н. Образованию профессиональную ориентацию Текст. / В. Власов, Н. Ямщикова // Высшее образование в России. — № 4. -2000. С. 29−32.
  50. , JI. С. Развитие высших психических функций Текст. / JL С. Выготский. М., 1960.
  51. , Б. С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  52. , В. Еще раз о дизайне Текст. //Искусство. -1973. № 7А.И. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ, 1994. — 183 с.
  53. , М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии Текст. / М. В. Гомезо, И. А. Домашенко. М., 2001. — 276 с.
  54. , И. Н. Формирование профессионально важных качеств личности будущих менеджеров Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Горностаева Ирина Николаевна. Брянск, 2002. — 201 с.
  55. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов Текст. / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования в области культуры и искусства по специальности 52 400 -Дизайн Текст. М.: Министерство образования РФ., 2002.
  57. , В. Границы архитектуры Текст. / В. Групиус М., 1971 — 116 с
  58. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  59. , А.А., Апресян, Р.Г. Этика. Учебник Текст. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М., 1998. — 472 с.
  60. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Электронный ресурс. / А. Н. Дахин // www.iuro.websib.ru/dak.htm
  61. , А. А. Акмеология : Уч. пособие Текст. / А. А. Деркач. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  62. Дизайн в высшей школе Текст.: ВНИИТЭ, 1994. 183 с.
  63. , Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы Текст. / Т. А. Дмитренко // Педагогика. № 2. — 2004. — С. 54 — 59.
  64. , Т. А. Профессионально ориентированные технологии Текст. / Т. А. Дмитренко // Высшее образование в России. № 3. — 2003. — С. 159 -161.
  65. , И.А. Дизайн в обеспечении ориентации Текст.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997.
  66. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 е.
  67. , А.В. Гуманизация физического воспитания студентов в высших учебных заведениях Текст. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Сочи, 1999, с. 9.].
  68. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  69. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  70. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. М. 1987. — 160 с.
  71. , Е. Н. Деловое общение: Учебник Текст.: в 2 т. Т. 2. / Е. Н. Зарецкая. М.: Дело, 2004. — 720 с.
  72. , Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336 с.
  73. , Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1993. — 248 с.
  74. , И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с. 81.3инченко, В. Деятельность. Знание. Духовность Текст. / В. Зинченко // Высшее образование в России. № 5. — 2003. — С. 81 — 91.
  75. , В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994.-304 с.
  76. , Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России Текст. / Дисс. докт. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 469 с.
  77. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 209 с.
  78. , И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. Монография Текст. / И. Ф. Игропуло. Ставрополь, 2003. — 312 с.
  79. , Е.П. Психология воли Текст. / Е. П. Ильин. СПб., 2002. — 288с
  80. , Дж. Дизайн Текст. //Мнения. № 4,2001. С.40−43
  81. , К. Правда о дизайне Текст. / К Кантор М., 1996.
  82. , Л. А. Психология. Словарь Текст. / Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -494с.
  83. Квалификационный справочник должностей служащих Текст. М.: Инфра-М, 1999.-335 с.
  84. , Н. Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы Текст. / Н. Ю. Клименко // Педагогика. -№ 2.-2003. -С. 22−28.
  85. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие Текст. / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995. — 224 с.
  86. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов/н /Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  87. , Е.А. Психология профессий Текст. / Е. А. Климов. М., 1996.
  88. , Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования Текст.: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2000.
  89. , Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов/н/Д.: «МарТ», 2005. — 448 с.
  90. , С.М. Структура подготовки дизайнеров педагогов для начальных и средних профессионально-образовательных учреждений Текст.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1998.
  91. Колычева, 3. И., Егорова, Г. И. Теоретические основы педагогической технологии Текст. / 3. И. Колычева, Г. И. Егорова. -М., 2003. 228 с.
  92. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст.// Психол. журнал. 1981. -Т.2. -№ 3.-с.25−39].
  93. , К.А. Проектная культура в России Текст. / К. А. Кондратьева. 2001. — 94 с.
  94. , Н.И. Социопрактические аспекты инновационной практической идеи Текст ./Педагогка. № 10. — 2000 С. 12−17.
  95. , М.А. Предметное творчество Текст. / М. А. Коськов -СПб, 1996.- 172.
  96. , И.Б., Шиянов, Е.Н. Педагогическте взаимодействие Текст. -Ростов н/Д., 1997.- 112 с.
  97. , В. В. Моделирование в педагогическом исследовании Текст. / В. В. Краевский // Введение в научное исследование попедагогике: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В. И. Журавлева. -М., 1998.
  98. , В. А. Основы педагогической психологии Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  99. Крылова, 3. Г. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие Текст. / 3. Г. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. -141 с.
  100. , О. А. Формирование профессионально значимых качеств информатика-экономиста Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кудряшов Олег Александрович. Ставрополь, 2004. — 150 с.
  101. , О.Б. Профессиональное самосознание специалистов художественно-промышленного профиля. Монография Текст. / О. Б. Кузьмина М., 2007. — 138 е.,
  102. , Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов Текст. / Г. М. Курдюмов // Высшее образование в России. -№ 2.-1994.-С. 103 -105.
  103. , Г. Итальянская модель дизайна Текст. / Проектно -поисковые концепции второй половины XX века. М., 1993. — 129 с.
  104. Е.Н. Дизайн машин Текст. / Е. Н. Лазарев. М., 1988. -248с.
  105. , Р. Мастер класс. Архидом. — № 6. — М., 2002. — с.28−30.
  106. , К. М. Профессиональное развитие педагога в послевузовский период Текст.: автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Левитан К. М. Екатеринбург, 1993. — 24 с.
  107. , В. А. О гуманизации и гуманитаризации образования Текст. / В. А. Лекторский // На пороге XXI века: Образование и культура / под Ред. И. В. Бестужева Лады. — М., 1996.
  108. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 168 с.
  109. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1992. — 170 с.
  110. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст. / Б. Т. Лихачев. М., 1998.-464 с.
  111. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании: тезисы докладов региональной научно-практической конференции 20−21 июня Текст. Черкесск: КЧРИПКРО, 2001.- 180 с.
  112. Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции Текст.: в 2 ч. Ч. 2. Екатеринбург: Рос. гос. пед. ун-т, 2004. — 257 с.
  113. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 560 с.
  114. , В. Г. Промышленная психология Текст. / В. Г. Лоос. К.: Техшка, 1980.-184 с.
  115. , В., Федоров, И., Благовещенская, М. Современные технологии в инженерном образовании Текст. / В. Мануйлов, И. Федоров, М. Благовещенская // Высшее образование в России. № 3. -2003.-С. 117−123.
  116. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова.-М., 1996.
  117. , Г., Фролов, А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов Текст. / Г. Матушанский, А. Фролов // Высшее образование в России. № 4. — 2003. — С. 93 — 95.
  118. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Мекхаузен. -М., 1986. Т. 1.
  119. , О., Яковлева, А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) Текст. / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. № 5. — 2000. — С. 19−25.
  120. , В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание Текст. / В. С. Мерлин. Пермь, 1990. — 110 с.
  121. Методы активизации процесса обучения Текст./ Сост. Бобрышов С. В. Ставрополь, 2000. — 127 с.
  122. Методология профессионального туристского образования Текст. М.: Советский спорт, 2001.
  123. , Н.А. Воспитание ответственностью Текст. / Н. А. Минкина. М., 1990. — 201 с.
  124. , Т. JI. Самосознание профессионала Текст. / Т. JI. Миронова. Улан-Удэ, 1999. — 200 с.
  125. , JI.B. Психологические основы творческой деятельности педагога Текст. / JI.B. Мищенко. Пятигрск, 1999. — 138 с.
  126. , С.В. Развитие доверительного отношения пациента к врачу Текст. / С. В. Монакова. Ставрополь, 2002. — 46 с.
  127. , А. В., Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие Текст. / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. -М.: Академический проект, 2004. 560 с.
  128. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев -Ленинград, 1983.
  129. , С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального «Я» государственных служащих Текст.: Дисс. канд. Психол. Наук. М., 2002. — 170 с.
  130. , Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? Текст. / Т. С. Назарова // Педагогика.- № 3. 1997. — С. 20 — 27.
  131. , Д. Проблемы дизайна Текст. /пер. Д. Э. Куниной, Д. В. Сильвестрова. М.: Искусство, 1971. — 207 с.
  132. , Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст.: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 640 с.
  133. , Г. В., Романенко, В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения Текст. / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко. СПб, 1992. — 168 с.
  134. , И. Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965. — С. 334.
  135. , С. И. Словарь русского языка Текст. / Под общ. ред. профессора Л. И. Скворцова. М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»»: ООО «Издательство «Мир и образование»», 2004. — 896 с.
  136. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шыедова М., 2006. — 944 с.
  137. , В. Е. Развитие личности профессионала Текст. / В. Е. Орел // Психология труда: Учебник / Под ред. проф. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — С. 190 — 196.
  138. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Пед. об-во России, 1998. 640 с.
  139. Педагогика и психология высшей школы Текст. / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов/н/Д, 1998.
  140. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  141. , А.В. Введение в психологию Текст. / А. В. Петровский -М., 1995.-496 с.
  142. , JI.А., Спиваковская, Л.Д. Воспитание как общение -диалог Текст.// Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.56−62.
  143. , А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии Текст. / а. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА -М, 1999.-528 с.
  144. , В.А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. М., 1994. — 272 с.
  145. , А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1985.
  146. , П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах Текст. / П. И. Пидкасистый // Педагогика. № 3. — 2005. — С. 47 -52.
  147. , В. Г. Модель выпускника университета Текст. / В. Г. Пищулин//Педагогика. № 9. — 2002.-С. 22 — 27.
  148. , К. К. Краткий словарь системных психологических понятий Текст. / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984.
  149. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М., 1986. — 548 с.
  150. , Е.А. Психология творчества Текст. / Е. А. Понаморев. -М., 1976.-303 с.
  151. Психология: Учебник Текст. / Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 584 с.
  152. Психология и педагогика. Учебное пособие Текст./Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 2002. — 385 с.
  153. Психология и педагогика: Учебное пособие Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института психиатрии, 2002. — 585 с.
  154. Психология труда: Учебник Текст. / Под ред. А. В. Карпова. М., 2002.-352 с.
  155. Психология труда: Учебник Текст./Под ред. А. В. Карпова. М., 2002.-352 с.
  156. Психологический словарь Текст. / Авт.-сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 640 с.
  157. Психология труда: Учебник Текст. / Под ред. проф. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 352 с.
  158. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция Текст.- Ставрополь, 1993. 32 с.
  159. , И.И. Философские основы теории индивидуальности Текст. / И. И. Резвитский. Л., 1973.-174 с.
  160. , Е.А. Художник в дизайне Текст. / Е. А. Розенблюм. -М&bdquo- 1974.-321 с.
  161. Российская педагогическая энциклопедия Текст./Под ред. В. В. Давыдова в 2-х тт. T. l М., 1993. 608 с.
  162. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / Под ред. В. В. Давыдова в 2-х тт. Т.2., 1993. 670 с.
  163. Российская социологическая энциклопедия Текст. / Под общ. ред. ак. РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998.-672 с.
  164. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  165. , О.М. Образование как смыслообразующий фактор самореализации личности Текст.// Сборник научных трудов ученых РГАФК.-М., 1999.
  166. , А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования Текст. / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. -№ 2.-1994.-С. 29−37.
  167. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  168. , В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5.
  169. , В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  170. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Высшая школа, 1991. — 312 с.
  171. Сластенин Текст. М., 2000. — 448 с
  172. , В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1997. — 224с.
  173. Словарь справочник по социальной психологии. — Спб.: Питер, 2003.-416 с.
  174. , С. Технологии в образовании Текст. / С. Смирнов // Высшее образование в России. -№ 1. 1999. — С. 109 — 112.
  175. , С. Еще раз о технологиях обучения Текст. / С. Смирнов // Высшее образование в России. № 6. — 2000. — С. 113 — 120.
  176. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
  177. Современный словарь по педагогике Текст. М., 2001. 760 с.
  178. Современный философский словарь Текст./Под ред. В. Е. Кемерова. М. — Бишкек — Екатеринбург, 1996., с.529−530.
  179. Социология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и гуманитарным специальностям Текст. / Павленок П. Д. М.: Маркетинг, 2002. — 1036 с.
  180. Социология труда Текст. / Под ред. Н. И. Дряхова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.- 168 с.
  181. , Д. Психология потребителя Текст. / Д. Статт. Спб.: Питер, 2003.-446 с.
  182. , В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности Текст.: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1983.-35 с
  183. , Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д, 1996. 736 с.
  184. , А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
  185. , Г. А. Психология деятельности. Учебное пособие Текст. / Г. А. Суворова. М., 2003. — 156 с.
  186. , И.В. Формирование профессиональной культуры студентов дизайнеров в вузе Текст./ И. В. Тарабрина — Дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 181 с.
  187. , М. Молодежь и высшее образование в социалистических странах Текст. / М. Тима. М. 1984, с. 102−104.
  188. , Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности Текст. Дисс. канд. пед. наук. Таганрог, 2006.-211 с.
  189. , Н. М., Еременко, Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста Текст. / Н. М. Трофимова, Е. И. Еременко // Педагогика. № 2. — 2003- С. 42 — 47.
  190. , В.П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаритнов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 156 с.
  191. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  192. Философский словарь Текст. / Под общ. ред. проф., докт. философ, наук Ярещенко А. П. Ростов н /Д: Феникс, 2004. — 560 с.
  193. Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании: Материалы Международной научнопрактической конференции Текст. Челябинск: «Образование», 2006. -Ч. 2. — 107 с.
  194. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / Под ред. В. Я. Ляудис. М, 1998. — 240 с.
  195. Хан-Магомедов, С. Пионеры советского дизайна Текст. / С. Хан-Магомедов М.: Галарт, 1995. — 424 с.
  196. , А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя Текст. / А. В. Хуторской М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  197. Хьелл, JL, Зиглер, Д. Теории личности Текст. / JL Хъелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  198. , В. А. Педагогические условия формирования личности специалиста Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Церунян Владимир Арминакович. Москва, 2002. — 141 с.
  199. Чернер, С. JL Опыт формирования деловых качеств личности Текст. / С. Л. Чернер // Педагогика. № 5. — 1998.- С. 28 — 34.
  200. , В.А. Профессиональное самоопределение студентов технического университета Текст.: дисс. канд пед. наук. Сочи, 2005. -189 с.
  201. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.-437 с.
  202. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Наука., 1977. — 144 с.
  203. , В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст.// Вопросы психологии. 1996. — № 3].
  204. , В. С., Чудновская, Т. В. Общая и социальная психология: Уч. пособие Текст. / В. С. Чудновский, Т. В. Чудновская. -Ставрополь: СГМА, 2001. 93 с.
  205. , В. И. Современные технологии в образовании Текст. /
  206. B. И. Чупрасова. Владивосток, 2000. — 52 с.
  207. , В. Д. Деятельность и способности: Учебник для студентов педагогических институтов и университетов Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  208. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: Учебное пособие. В.Д. Шадриков-М., 1996. 320 с.
  209. , В. К. Профессиональная карьера Текст. / В. К. Шаповалов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 152 с.
  210. , Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы Текст. / Е. Н. Шиянов. М. — Ставрополь, 1991. — 206 с.
  211. , Е.Н. Педагогика: общая теория образования: Учебное пособие для студенбтов педагогических учебных заведений Текст. / Е. Н. Шиянов. Ставрополь, 2007. — 636 с.
  212. , Е. Н., Котова, И. Б. Развитие личности в обучении Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288 с.
  213. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф.- М. Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  214. , В. А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 128 с.
  215. , Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий.- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.
  216. , А. Ф., Федоров, В. Д. Современные технологии обучения в профессиональном образовании Текст. / А. Ф. Щепотин, В. Д. Федоров.- М.: НПЦ «Профессионал -Ф», 2002. 54 с.
  217. , Д., Шульц, С. Психология и работа Текст. / Д. Шульц,
  218. C. Шульц. СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
  219. , Н. Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. -М., 2002.
  220. Юнг, К. Психологические типы Текст. / К. Юнг. М., 1996. — 716с.
  221. Rowntree, D. Educational Technology in Curriculum development. -N.Y., 1975.
  222. Spitzer, D. R. Why educational has failed // Educational technology. -1987.-Vol. 27.-№ 9.-P. 18−21.
Заполнить форму текущей работой