Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русское старообрядчество как культурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Ф. Каптерев (1847−1917) — церковный историк, профессор Духовной академии. Его многочисленными произведениями, среди которых «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях», «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа», а также фундаментальное двухтомное исследование «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», была… Читать ещё >

Содержание

кие особенности старообрядчества как феномена енной культуры. гтические движения на Руси. этестантизм и старообрядчество: сравнительный анализ? еделение специфики старообрядчества. офско-публицистическое наследие старообрядчества. мическая

литература ХУП-Х1Х вв.<

Русское старообрядчество как культурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рубеж ХХ-ХХ1 вв. — время особенно внимательного отношения к прошлому. В процессе осмысления традиций русской культуры, в поисках новых ценностей мы обращаемся к историческому опыту. Сегодня Россия столкнулась с необходимостью решения важнейших мировоззренческих проблем, поиска основ национальной идентичности. В своем развитии и исторической рефлексии российская культура не может пройти мимо трагического опыта многих внутренних конфликтов и расколов общества в ходе тысячелетней истории. Церковный раскол XVII в. стал действительно переломным для последующей судьбы православия в России. В нашей культуре он выглядит особенным, ни с чем не сравнимым явлением, и с этой точки зрения, его изучение сохраняет постоянную научную и национально-мировоззренческую актуальность.

Старообрядчество оказало существенное (хотя и не всегда открыто манифестируемое) влияние на развитие отечественной культуры, облик и ценностные ориентации общества. Это своеобразие русского староверия, особую природу его идеологии и культуры, незримое воздействие на психологию значительной части населения невозможно объяснить лишь его обрядово-ритуальной самоизоляцией в архаических формах. Не стоит забывать, что за традиционностью богослужебных форм лежит глубочайший пласт нравственного опыта и этики социального поведения русского народа, накопленный и сохраненный усилиями многих поколений. Разумеется, существенная часть этого опыта вошла и в культуру обновленного русского православия, но некоторые элементы и черты сохранились только в старообрядческой среде.

Воссоздание научно объективной картины современного состояния старообрядчества — дело чрезвычайно сложное, учитывая обособленность староверов от общества в целом, сохранившееся и после отмены любого рода преследований за принадлежность к расколу. Это мир, недоступный для взгляда постороннего наблюдателя и во многом для него непонятный. Трудность исследователя заключается еще и в том, что старообрядчество распадается на ряд самостоятельных толков и согласий, а отдельные разновидности одного и того же течения нередко значительно отличаются друг от друга. Более того, такие толки, как федосеевский, филипповский, нетовский не имеют единой организации и представляют собой конгломерат почти ничем не связанных общин.

Следует учитывать и известную семиотическую концепцию, согласно которой, большинство реликтовых культурных форм (сохранившихся в условиях самоизоляции) при всем внешнем подобии своим историческим прототипам со временем существенно меняют свое семантическое и смысловое наполнение, уже во многом не соответствующее первоначальному содержанию. Это еще больше усложняет процесс осмысления культуры русского старообрядчества.

Ныне старообрядчество — одна из крупных религиозных конфессий в России. К середине 1990;х гг. в составе Русской Православной Старообрядческой Церкви действовало 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Растет и число зарегистрированных общин. Исторически сложилось так, что центром старообрядчества является Рогожское кладбище в Москве. Тут размещается совет архиепископии и здесь же находится кафедральный Покровский собор — центр и символ духовного единства и стойкости старообрядцев.

Хотя вопрос о ликвидации раскола всегда был одним из центральных среди проблем Русской Православной Церкви, понятно, что это не может быть совершено как простое возвращение к дореформенным обрядам. Невозможно объединение со старообрядцами и в рамках экуменистского движения. Старообрядчество несет в себе уникальный исторический опыт: как выживания культурно-конфессиональной группы в целом, так и нравственного самосовершенствования человеческой личности в длительных экстремальных условиях. Официальная РПЦ не обладает подобным опытом в таких масштабахпотому и не может противостоять общей тенденции секуляризации социальной жизни. Старообрядцы же 250 лет были приравнены к государственным преступникам и подлежали физическому истреблению. Их культурно-нравственный и социально-адаптивный опыт схож лишь с эпохой гонений на ранних христиан (длившейся почти столько же времени).

Трудно что-либо сказать о перспективах старообрядчества. Маловероятно, что оно когда-нибудь станет массовой религией большинства русского народа, не обладающего тем специфическим опытом, о котором говорилось выше. Но как субкультура религиозных изолятов, староверы могут существовать бесконечно. Вместе с тем, старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление представляет собой интереснейший объект для исследования архаичных черт национальной менталь-ности и культуры, для анализа социально-психологических потенций человека, не только сопротивляющегося внешнему давлению со стороны социума, но и находящего в себе нравственные силы с пользой служить этому социуму, влиять на его ценностные ориентации. В нашей диссертации старообрядчество исследуется как один из своеобразных путей становления русского капитализма на этической базе, сложившейся в России в позднем Средневековье, и как попытка «полулегальным» путем сохранить элементы культурного наследия названной эпохи.

Субкультура русского старообрядчества — уникальное и чрезвычайно сложное явление отечественной истории, отражающее специфические ценностные ориентации части русского общества. Старообрядчество несмотря на всю свою фундаментальную консервативность на определенном этапе существования продемонстрировало немалую созидательную энергию. В этом видится одна из загадок нашей истории: наличие конструктивного потенциала в наиболее ретроспективно ориентированном культурном институте страны. Одновременно в этом заложена и основная познавательная проблема, составляющая актуальность диссертации.

На страницах нашей работы культура старообрядцев временами обозначается как «субкультура» по отношению к общерусской национальной культуре ХУШ-ХХ вв. Вместе с тем, применение термина «субкультура» в данном случае требует особого такта. Несмотря на предельную самоизоляцию самих старообрядцев как социальных групп правильнее было бы говорить об их культуре как о позднесредневековой общерусской этнической культуре, сохранившейся в отдельных изолированных очагах. Мы же не называем культуру Древней Руси «субкультурой» современной российской культуры. А в случае со старообрядцами речь идет именно об этом.

Степень разработанности проблемы. Прежде всего, следует отметить, что четкое разведение источников и научной литературы по нашей теме крайне сложно, поскольку большинство исследователей сами являются приверженцами староверия, и в их работах помимо объективных данных постоянно присутствует и собственный духовный опыт старообрядчества. Огромное письменное наследие старообрядческой культуры, многочисленные произведения исторической и художественной литературы, различные, зачастую противоположные, суждения ученых, свидетельствуют об исторической уникальности и познавательной неисчерпаемости данной темы. Работы ученых, издание множества книг, статей и материалов по тематике старообрядчества делают его уже не просто заметной страницей этнокультурной истории, но и специальным предметом отечественной историографии.

Несомненно, изучение феномена старообрядчества было бы невозможным без сочинений самих старообрядцев. Большую часть из них составляют рукописные книги, письма, послания, челобитные и т. п. Наиболее выдающиеся — произведения протопопа Аввакума, Епифания, братьев А. и.

С.Денисовых, И. Филипова, П. Любопытного, И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина и других.

Круг научной литературы, посвященной старообрядчеству, широк и разнообразен. Создано немало трудов историко-описательного характера, содержащих массу сведений о событиях, приведших к выходу старообрядчества из лона Русской Православной Церкви. Среди написанного сохранилось много ранних работ, не утративших своей значимости и на современном этапе. Историографическая основа нашей диссертации опирается на труды историков XIX в.: Н. М. Костомарова, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Особая роль в исследовании старообрядчества принадлежит А. П. Щапову (1831−1876) — автору ряда крупных и оригинальных исследований по истории раскола и старообрядчества. В 1859 г. была опубликована его первая монография «Русский раскол старообрядчества» .

В середине XIX в. в описании старообрядчества главенствовала клерикально-охранительная, обличительная позиция, соответствовавшая официальной доктрине Синода. Щаповская концепция истории раскола базировалась на принципиально иной методологии и коренным образом отличалась от официальных схем. Щапов поставил вопрос о старообрядчестве как образе религиозной и социальной жизни значительной части русского народа, не сводя всю проблему лишь к обрядовым разногласиям, а раскрывая широкую картину этнического бытия, объединяющим названием которой стал «дух народа». Монография оказала влияние даже на «официальных» историков.

Большой вклад в выявление глубинных причин религиозного кризиса XVII в., а также в создание объективных характеристик выдающихся подвижников старообрядческого движения внесли: Н. Ф. Каптерев, Е.Е.Го-лубинский, П. Ф. Никольский, В. Г. Дружинин, А. В. Карташов и другие.

Н.Ф.Каптерев (1847−1917) — церковный историк, профессор Духовной академии. Его многочисленными произведениями, среди которых «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях», «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа», а также фундаментальное двухтомное исследование «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», была подорвана официальная мифология никонианства. Им было доказано, что те обряды, которые были отвергнуты в результате реформ Никона, на самом деле являлись обрядами древней вселенской Церкви и всего греко-православия времен Византийской империи, а нововведения (троеперстие, трегубая аллилуйя и пр.) появились уже в период турецкого владычества, в условиях ослабления контроля со стороны Константинопольского патриарха за единообразием церковных обрядов в православной среде. Научная общественность высоко оценила труды Каптерева, в печати появился ряд работ, развивающих и дополняющих его исследования.

Имя В. Г. Дружинина (1859−1936) — члена-корреспондента Российской Академии наук — широко известно. Он внес весомый вклад в исследование истории старообрядчества, быта и культуры старообрядцев. Собранная им библиотека древних рукописей, старопечатных и старообрядческих книг являлась уникальной. На основании своего книжного собрания в 1912 г. он составил знаменитый справочник-указатель «Писания русских старообрядцев», который, хотя и не лишен отдельных ошибок, до сих пор является настольной книгой и в доме старообрядца, и в кабинете ученого.

Долгое время изучение феномена старообрядчества была прерогативой миссионеров Синодальной церкви либо ученых академической среды. Лишь в начале XX в. появились первые историко-философские обобщения самих старообрядческих авторов: «Правда старой веры» И. А. Кириллова, «Философия истории старообрядчества» В.Сенатова. Известный старообрядческий писатель и экономист И. А. Кириллов — автор крупных научных работ, в которых, в частности, исследовались связи старообрядческой этики с развитием капитализма в России. На современном этапе эта тема была продолжена в трудах М. А. Гавлина. Тема его многолетних изысканий — история российского предпринимательства. В 1996 г. вышла его монография «Российские Медичи», где собраны обстоятельные жизнеописания многих предпринимателей-старообрядцев конца XIX — начала XX вв. Яркие социокультурные портреты старообрядцев и их семейств создали В.П.Рябушин-ский и П. А. Бурышкин.

Недостаточная проработанность старообрядческой темы (особенно вклада староверов в духовную культуру России) связана с острым дефицитом источников. В этой связи появление новых исследований о старообрядчестве заслуживает особого внимания.

Одним из лучших современных трудов о староверии является монография С. А. Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века», написанная за границей в 1970 г. и опубликованная на Родине в 1995 г. Изданная в 1998 г. книга М. О. Шахова «Философские аспекты ста-роверия» уникальна в своем роде, так как автор одновременно является и старообрядцем, и научным сотрудником Отдела рукописей РГБ. В 1996 г. был создан энциклопедический словарь «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы». Издания подобного типа являются серьезной информационной базой для исследования этой темы. Заслуживают большого внимания научные публикации по истории, культуре и современному состоянию старообрядчества в сборниках под редакцией И. В. Поздеевой (по итогам комплексных археографических исследований МГУ) и Е.М.Юхи-менко. Эти ученые вносят огромный вклад в дело изучения и сохранения на современном этапе уникальной культурной миссии старообрядчества.

Существенный материал для изучения староверия дают собственно старообрядческие периодические издания. Легально и систематически издаваемая старообрядческая пресса появляется в России с 1905 г. и продолжает в изобилии издаваться вплоть до начала 1920;х гг. Издательская деятельность старообрядцев, оказавшихся в эмиграции, изучена очень плохо и практически не отражена в библиографиях литературы русского зарубежья. Современные периодические издания старообрядцев различных согласий издаются в СССР (России) с 1960;х-1970;х гг. и представлены журналами «Церковь», «Духовные ответы», газетами «Старообрядец», «Старообрядческий вестник», альманахами «Весточка», «Старовер», «Старообрядческий церковный календарь» и др. Весь этот комплекс периодики является серьезным источником для изучения старообрядчества на современном этапе.

Объект исследования: культурная специфика русского старообрядчества в тех формах, которые сохранились и стали его наиболее актуальными атрибутами.

Предмет исследования: этические основания повышенной социальной активности и моральной ответственности в деятельности видных старообрядческих активистов.

Цель исследования: определение роли и масштабов влияния традиционной культуры старообрядцев на различные стороны общенациональной русской культуры.

Задачи исследования:

1. Выявление особенностей старообрядческой социальной этики и причин мотивации социальной активности в сопоставлении с ортодоксальными и еретическими движениями в христианстве.

2. Теоретический анализ философско-публицистического наследия старообрядчества как особого направления национальной философии.

3. Определение вклада старообрядчества в социокультурное развитие России конца XIX — начала XX вв. с акцентом на практические области деятельности.

Гипотеза исследования. В процессе формирования старообрядчества как культурного феномена сложилась особая этика социальной активности и социальной ответственности верующих, которая в известном смысле перекликалась с аналогичной ролью протестантской этики в истории Европы. Разумеется, речь идет о двух несопоставимых по своей догматической направленности религиозных течениях, никак не влиявших друг на друга, но базировавшихся, примерно, на одних и тех же социальных группах, в которых преобладали торгово-ремесленные слои горожан-провинциалов и образованные клирики, состоявшие в конфликте с официальной Церковью.

Методология и методы исследования. Методологической основой нашей работы является классический принцип историзма — исследование феномена в динамике его временного бытия. Вместе с тем трехвековая культурная самоизоляция старообрядцев дает возможность исследовать это явление с привлечением отдельных методологических установок теории локальных цивилизаций — преобладания процессов саморазвития над внешними влияниями, особого авторитета традиции как главного консолидирующего фактора, семантической изменчивости отдельных культурных форм и др.

Обилие источников и литературы позволило нам применить в работе широкий спектр различных методов исследования:

— генетический анализ, исследующий происхождение раскола и его идейные основания;

— социально-синергетический анализ, прослеживающий динамику самоорганизации старообрядческих социумов и их культуры;

— компаративный анализ, позволяющий сопоставлять социальные и догматические установки русского старообрядчества с соответствующими параметрами других конфессий;

— контент-анализ, рассматривающий староверие в широком контексте как русской культуры в целом, так и масштабах общеевропейской христианский культуры;

— факторный анализ, позволяющий выделить основные факторы, способствовавшие зарождению и дальнейшему существованию старообрядчества;

— и т. п.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые:

— исследуется культурологическая концепция русского старообрядчества как особого этического движения, стимулировавшего повышенную социальную активность и ответственность верующих;

— проводится сравнительный анализ русского старообрядчества и западноевропейского протестантизма как этических доктрин;

— исследуется культура старообрядчества как уникальный реликт русской позднесредневековой культуры «среднего класса» ;

— обобщается и систематизируется влияние старообрядцев на развитие общественной мысли, просветительства и художественной культуры России Х1Х-ХХ вв.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании элементов конструктивно-созидательного потенциала, сохраняющихся и в наиболее традиционных и консервативных культурных движениях. Изучаются механизмы активизации подобного потенциала в различных исторических ситуациях.

Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы в процессах формирования этической идеологии и культуры современной России. Материалы исследования используются в учебном процессе как части курсов «История российской цивилизации и культуры» и «История христианства» .

Положения, выносимые на защиту:

1. Русское старообрядчество является уникальной удавшейся попыткой сохранения (в условиях максимальной внешней изоляции) социально-этических норм, обычаев и обрядов позднесредневековой русской этнической культуры «среднего класса». Именно на основе изучения культуры старообрядцев сегодня возможно наиболее адекватное научно-теоретическое моделирование русской позднесредневековой городской культуры.

2. Социально-этический и культурный опыт русского старообрядчества, сохранявшегося 250 лет в крайне экстремальных условиях, по типу и практическому содержанию наиболее близок к опыту раннехристианских общин эпохи тотальных гонений и этим радикально отличается от исторического опыта РПЦ, что является главным препятствием к их единению.

3. Этика старообрядчества несмотря на доминирующие в ней архаические черты, близкие к идеям исихазма, до начала периода тотальной национализации культуры (30-е гг. XX в.) и перехода ее под абсолютную государственную регуляцию и стандартизацию сохраняла серьезные конструктивные потенции, к сожалению, своевременно не востребованные обществом, а ныне, при переходе к постиндустриальной стадии развития, превращающиеся в чисто «музейный реликт», тем не менее, нуждающийся в тщательном изучении и охране как одно из наиболее ценных явлений национального культурного наследия.

4. Русское старообрядчество отличается от европейского протестантизма, прежде всего, индифферентным отношением к социальной автономии личности и идеям сословного равноправия (т.е. демократии и гражданскому обществу), но сходно с ним в апелляции к раннехристианским (во многом еще иудаистским) нормам и требованиям к социальной активности и ответственности индивида, чувству «долга перед народом», поощрении личного предпринимательства (на пользу общины) и т. п.

5. Помимо хорошо известных фактов о значимой роли старообрядцев в становлении капиталистического предпринимательства в России староверы оказывали и весьма существенное (хотя и, как правило, латентное) влияние на состояние нравственности и ценностные ориентации образованной части российского общества (общественную мысль, просветительское движение, художественную культуру) второй половины XIX — начала XX вв.

Апробация работы.

1. Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях МГУКИ: «Человек в мире духовной культуры» — Москва, 24−25 марта 1999 г., «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» — Москва, 20−21 апреля 2000 г.- «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека» — Москва, 16−17 мая 2001 г.- а также «Современные проблемы исследования культуры» -Москва, Высшая школа культурологии, 12−13 марта, 2001 г.

2. Материалы исследования были опубликованы в научных статьях автора (см. список авторских публикаций в конце автореферата).

3. Материалы исследования были внедрены в содержание учебных курсов по русской истории и истории религии в образовательной программе Высшей школы культурологии МГУКИ.

4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств 24 октября 2001 г. (протокол № 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Русское старообрядчество — многоплановый и обособленный феномен отечественной культуры, удивительное явление нашей истории. За три столетия своего существования оно, со всей очевидностью показало неисчерпаемую духовную силу и громадные возможности, заложенные в нем.

Еще в XIX в. философ-старообрядец В. Г. Сенатов, определяя ценностную значимость староверия в истории России, прежде всего ее духовную культуру отметил, что старообрядчество — «это своеобразный мир, со своей собственной идеей, со своей культурой, со своими историческими и даже мировыми задачами».

Старообрядчество всегда было верным хранителем наследия Древней Руси. Выступив на защиту церковной традиции от необоснованных ново-вводств, старообрядчество стремилось сохранить в неизменности весь уклад жизни русского человека. Это было тем более необходимо, что происходившая в России ХУП-ХУШ вв. ломка традиций и общий натиск европейской культуры сопровождались отпадением от веры. Разрушение церковности и отказ от бытовых традиций шли рука об руку. Изоляция от перемен, консерватизм помогали староверам сохранить из поколения в поколение наследие традиционной русской культуры, уклада жизни.

Почтение к материальным аспектам религии веками связывалось с русским православием. Традиционное русское православие и старообрядчество в частности направлены в область действия и обряда. Для них характерна интерпретация обряда как отражение догмы. По мнению Д. Шеффела, старообрядцы «заслуживают того, чтобы их относили к ритуалистам"*. #.

Шеффел Д. Старообрядческая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. — Новосибирск, 1992. — с.24.

Для того чтобы определить специфику старообрядчества необходимо мыслить в терминах сравнения и сопоставления культур. Возьмем защиту двоеперстия, восьмиконечного креста или иконографический и текстовой традиционализм — внимание к соблюдению деталей обряда, столь характерное для староверов, явно восходит к средневековому греческому православию и его столкновениям с римской католической церковью.

Обрядовые аспекты и предметы потому так важны для старообрядцев, что они являются главным средством передачи культуры. Это означает, что обряды выступают не только в роли средства общения — факт, хорошо известный антропологам и другим исследователям религии, но и как важное, связующее звено в «диалоге» между христианами прошлого и настоящего, т. е. между людьми, которые не могут взаимодействовать непосредственно.

По своим взглядам на соотношение между настоящим и прошлым старообрядцы относятся к категории, называемой Эдвардом Шилсом «сущностными традиционалистами». Они ценят «деяния и мудрость прошлого» и считают «схемы, унаследованные из прошлого, достойными того, чтобы следовать им"*.

Основания для использования старых моделей вместо придумывания новых многочисленны, но так или иначе они отражают требования св. Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Огромное внимание, уделяемое старообрядцами различиям между правильными и неправильными книгами, иконами, таинствами и обрядами, — результат решимости преодолеть разрыв между настоящим и прошлым.

Из исследований, проведенных культурными антропологами, лингвистами и психологами, видно, что роль обряда особенно велика в обществах, где знания передаются преимущественно устно. В отсутствие письменности.

Там же. — с.26 особо ценные идеи должны храниться в легко запоминаемой форме, такой как пословицы, загадки и подобные обрядовые мнемонические средства.

Однако особое внимание старообрядцев к аутентичности передаваемой модели редко встречается в чисто бесписьменных обществах, которые, как замечает Д. Гуди, не повторяют, а воссоздают традиционные модели. Старообрядцы, по-видимому, относятся к промежуточной категории. Их характеризует то, что Д. Гуди называет «ограниченной грамотностью». Общества этого типа подходят к чтению и письму как к побочному продукту религиозности, и по сему написанное слово рассматривается не как произвольный символ, а как богодухновенный знак, который должен остаться неизменным, дабы вечно указывать истину.

Ограниченная грамотность ведет к тому, что чтение и письмо становятся самоцелью, а также к повышенной идеологической жесткости.

Отсюда становится понятным, почему за всю историю своего существования старообрядчество не вырабатывает никакой самостоятельной социально-политической, экономической или культурологической теории, независимой от религиозно-эсхатологической мотивации.

Следует признать, что на уровне обыденного сознания в старообрядчестве сохраняется до нашего времени резкое неприятие изменений и новшеств во всех видах бытовой культуры. В значительной мере это связано с тем, что разрушение даже отдельных форм традиционного уклада жизни, как показывает историческая практика, ведет к существенному изменению ментальности общества.

В условиях религиозной нетерпимости, постоянных гонений и преследований оно не только не прекратило своего существования, но и продолжало развиваться, оказывая огромное влияние на социокультурное развитие дореволюционной России. И переоценить это влияние невозможно.

Парадоксальность исторического развития заключается в том, что именно старообрядческая среда выдвинула тех передовых деятелей, которые, фактически, и создавали российскую промышленность и коммерцию. В условиях зарождающегося капиталистического уклада — раскол стал заметным его оплотом, содействуя вызреванию торговой и промышленной буржуазии.

Нет ни одной культурной области, где бы представители старообрядчества не внесли своего вклада. Культурно-просветительская и благотворительная деятельность отдельных подвижников-старообрядцев и многих старообрядческих династий подготовила и во многом предопределили «культурный ренессанс» в России на рубеже веков.

Сейчас мы можем говорить об огромном значении собирательской деятельности старообрядцев, о спасенных ими знаменитых коллекцях книг, икон, о дожившей благодаря им до сегодняшнего дня системе древнерусских литературных жанров.

Ныне это одна из самых крупных религиозных конфессий в России. Являясь значимым компонентом духовной культуры современного общества, оно может способствовать его духовно-нравственному выздоровлению.

Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли, направление это уходит своими корнями в глубь русской души и истории русского народа, проходит заметной нитью через весь необозримый путь жизни русского народа и доходит до наших дней. Одно уже такое постоянство и устойчивость свидетельствуют о жизненности этого направления.

Именно религиозные воззрения повлияли на формирование тех мо-рально-этических особенностей, которые определили и определяют специфику старообрядчества в контексте современной духовной культуры.

Любое материальное или техническое превосходство начинается с превосходства религиозного, духовного, культурного. Качество нашей жизни — прямое следствие качества нашего духа, нашей культуры, нашей религии, нашей истории. Прежде чем зажить достойной жизнью, нужно веками культивировать достойных дух!

Русское старообрядчество есть залог и стиль высокой социальной возможности современного общества. Осуществляя собственную интерпретацию культурных традиций старообрядчества, с условием их активного функционирования, современное общество может сделать свой выбор в пользу нравственно-духовного возрождения.

Таким образом, в результате проведенного исследования удалось установить следующее:

1. Русское старообрядчество является уникальной удавшейся попыткой сохранения (в условиях максимальной внешней изоляции) социально-этических норм, обычаев и обрядов позднесредневековой русской этнической культуры «среднего класса». Именно на основе изучения культуры старообрядцев сегодня возможна наиболее адекватная научно-теоретическая реконструкция русской позднесредневековой городской культуры.

2. Социально-этический и культурный опыт русского старообрядчества, сохранявшегося 250 лет в крайне экстремальных условиях, по типу и практическому содержанию наиболее близок к опыту раннехристианских общин эпохи тотальных гонений и этим радикально отличается от исторического опыта РПЦ, что является главным препятствием к их единению.

3. Этика старообрядчества, несмотря на доминирующие в ней архаические черты, близкие к идеям исихазма, до начала периода тотальной национализации культуры (30-е гг. XX в.) и перехода ее под абсолютную государственную регуляцию и стандартизацию, сохраняла серьезные конструктивные потенции, к сожалению, своевременно не востребованные обществом, а ныне, при переходе к постиндустриальной стадии развития, превращающиеся в чисто «музейный реликт», тем не менее, нуждающийся в тщательном изучении и охране как одно из наиболее ценных явлений национального культурного наследия.

4. Русское старообрядчество отличается от европейского протестантизма, прежде всего, отношением к социальной автономии личности и идеям сословного равноправия (т.е. демократии и гражданскому обществу), но сходно с ним в апелляции к раннехристианским (во многом еще протоиу-даистским) нормам и требованиям к социальной активности и ответственности индивида, поощрением личного предпринимательства (на пользу общины), чувству «долга перед народом» и т. п.

5. Помимо хорошо известных фактов о значимой роли старообрядцев в становлении капиталистического предпринимательства в России староверы оказывали и весьма существенное (хотя и, как правило, латентное) влияние на состояние нравственности и ценностные ориентации образованной части российского общества (общественную мысль, просветительское движение, художественную культуру) второй половины XIX — начала XX вв.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.К. История старообрядчества всех согласий (Единоверие, начало раскола и сектантства). М., 1906. — 144 с.
  2. Денисов Симеон Д. Виноград Российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. — XVI. — 145 с.
  3. Диаконовы ответы. Н.Новгород. Приложение к журналу «Старообрядец», 1906. — 8, XXII. — 294 с.
  4. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. СПб., 1904.27 с.
  5. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960. — 479 с.
  6. История о отцах и страдальцах соловецких. М., 1907.
  7. . Наставление в христианской вере. М.: Из-во Росс, гос. гум. ун-та, 1997. — т.1 — 582 е., 1998. — т.2 — 479 е., 1999. — т. З — 639 с.
  8. И. А. Правда старой веры. М.: Тип. Тов-ва Рябушин-ских, 1916. — 546 с.
  9. И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. -М., 1914. 100 с.
  10. П. О. Исторический словарь староверческой церкви. -М., 1863.-57 с.
  11. П. О. Каталог или Библиотека староверческой церкви.-М., 1861.-159 с.
  12. Лютер Мартин. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520 1526 гг. — X.: Око, 1992. — 352 с.
  13. М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.-427 с.
  14. М. Избранные произведения. СПб.: Центр христ. лит-ры и информ., 1997.-430 с.
  15. М. Краткий катехезис д-ра Мартина Лютера и Христианское учение. 2 изд.: Финлянд. Церковь лютер. исповед., 1992. — 291 с.
  16. Меч духовный. ОР РГБ, ф. 98, е/х 671. 433 л.
  17. Поморские ответы. Напечатаны с подлинника. М.: Моск. старо-обряд. брат-во, 1911. — 693 с.
  18. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифа-ния. Л.: Наука, 1975. — 263 с.
  19. В. Г. Философия истории старообрядчества. М.: изд. Союза старообрядческих начетчиков, 1908. — вып. 1. — 104 е., вып. 2. — 95 с.
  20. Старообрядческий молитвослов. М., 1989. — 395 с.
  21. В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва — Иерусалим: Мосты, 1994. — 239с.
  22. И. История Выговской пустыни. СПб.: изд. Д. Е. Ко-жанчикова, 1862. — 332 с.
  23. И. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк. -СПб, 1907.-34 с.
  24. . Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб.: изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861.-ч. I -291 е., ч. II-340 с.
  25. Н.П. Старообрядческая народная академия. Причины ее возникновения, цели и задачи первых ее курсов. М., 1918. — 12 с.
  26. В. Старообрядчество и сектанство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб.: Губинский, б. г. — 460 с.
  27. Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества.
  28. СПб.: тип. М. А. Александрова, 1912. XVI, 426 с.
  29. Н. И. Братья Андрей и Симеон Денисовы. М.: Университетская тип., 1866. — 162 с.
  30. С. А. Арсений Суханов. М.: Университетская тип., 1891. -ч. 1−611 е., 1894. -ч. П-ЬХХУ1, 283 с.
  31. А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. -XXXII, 1034, 11 с.
  32. А. Н. А. С. Хомяков. М.: Путь, 1912. — 250 с.
  33. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-220 с.
  34. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.\ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990. — с. 43 — 271.
  35. Л. М. Историография изучения устной традиции в культовом певческом искусстве \ Из истории музыкальной жизни России (XVIII XIX вв.). — М., 1990. — с. 97 — 107.
  36. Ф. Ф. Семейские: Историко этнографические очерки. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. — 143 с.
  37. А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб, 1898.
  38. А. К. Русское религиозное разномыслие. СПб.: Прометей, 1907.-236 с.
  39. А. Н. Алексей Иванович Гучков \ Исторические силуэты (Страницы истории нашей Родины). М.: Наука, 1991. с. 63 — 106.
  40. Л. В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX в. Л., 1981. — Гл. I. — с. 10 — 55.
  41. Н. Ю. Старообрядческая книга в России во II половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. — 435 с.
  42. В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  43. С. Н. Православие. М.: Терра, 1991. — 416 с.
  44. П. А. Москва купеческая. М.: Столица, 1990. — 352 с.
  45. К. А. Письма из Москвы //Русский художественный листок. СПб. — 1862. — N29. — с. 115 — 116.
  46. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. — 302 с. 1 49. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — с.61 — 273.
  47. Виноград Российский. М.: Интерпракс, 1992. — 112 с.
  48. В. Москва старинный город. — 2-е изд., доп. — Дубна, 1997.-363 с.
  49. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. — 119 с.
  50. М. А. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. М.: ИНИОН, 1991. — 63 с.
  51. М. А. Из истории российского предпринимательства: династия Солдатенковых. М.: ИНИОН, 1992. — 31 с.
  52. М. А. Меценатство в России: научно аналитический обзор.-М., 1994.-50 с.• 56. Гавлин М. А. Российские Медичи (портреты предпринимателей). -М.: Терра, 1996.-317 с.
  53. Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. — 143 с.
  54. И. И. Кальвин. Харьков.: Фолио, 1994. — 128 с.
  55. И. И. Лютер. Харьков.: Фолио, 1994. — 286 с.
  56. И. Ф. Государственный банк и экономическая политикацарского правительства, 1861 1892 гг. — М., 1960. — 415 с.
  57. Е. К. К нашей полемике со старообрядцами. М., Изд. 2-е, 1905.-260 с.
  58. M. Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.: РАН, 1997. — 288 с.
  59. M. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII вв. -М., 1990.-с. 237−241.
  60. И. М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядчества. Сергиев Посад: 2-ая тип. А. И. Снегиревой, 1895.-56 с.
  61. А. В. Русское купечество XVII XVIII вв. Города Верхневолжья. — М.: Наука, 1990. — 94 с.
  62. Н. С. Житие протопопа Аввакума. Д., 1974. — 168 с.
  63. Ф. М. Два лагеря теоретиков // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч-ий. Т. 20. — М.: Наука, 1980. — с. 5 — 22.
  64. В. Г. Памятники истории старообрядчества XVII в. Д., 1927.- 178 с.
  65. В. Г. Поморские палеографы н. XVII столетия. Пг.: Археогр. комиссия, 1921. — 66 с.
  66. В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб.: тип. М. А. Александрова, 1911. — 32 с.
  67. Н. Друзья Художественного театра: Савва \ Знамя. -1990.-N8.- с.199 212.
  68. Н. Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992. -333 с.
  69. С. Н. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. М.: Путь, 1914. — 69 с.
  70. Д. А., Пушкарев JI. Н. Русские писатели XVII в. М.: Молодая гвардия, 1972. — 336 с.
  71. А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб.: изд. при Академии наук, 1795. — 427 с.
  72. В. В. История русской философии. JL: МП «ЭГО», 1991.- т. 1. — ч.1.-220 с.
  73. В. В. Основы христианской философии. М.: изд. Свято — Владимирского братства, 1992. — 268 с.
  74. С. А. Русское старообрядчество (духовные движения XVII века). М.: Церковь, 1995. — 528 с.
  75. Н. М. Вселенская церковь и русское православие. Paris: YMSA — press, Сор. 1952. — 318 с.
  76. Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. 2-е изд. — Paris: YMSA — press, 1991. — 367 с.
  77. Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Моск. рабочий, 1995. — 212 с.
  78. И. А. Основы христианской культуры // Встреча. 1991. -N9.-с. 28−31.87. преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: изд. Спасо — Преображенского Валаамского монастыря, 1993. — 382 с.
  79. С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991. — 236 с.
  80. Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. — 235 с.
  81. История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв. — Новосибирск: Наука, 1998. — 315 с.
  82. Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад, изд. 2-е, 1913.-271 с.
  83. Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. -Сергиев Посад, 1909. 524 с.
  84. Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. Сергиев Посад, изд. 2-е, 1914. — 567 с.
  85. А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.-542 с.
  86. А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1993.- т. 1.- 686 е., т. 2.- 568 с.
  87. В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин: Калининский государственный университет, 1971.-Ч. 2.- 208 с.
  88. А. Е. Старообрядчество. М., Политиздат, 1972. -120 с.
  89. А. А. Протопоп Аввакум. Очерк. Ростов — на — Дону: Донская речь, 1904. — 28 с.
  90. А. И. Духовная культура средневековой Руси. Пособие для вузов. М.: Аспект — Пресс, 1994. — 366 с.
  91. А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. — 256 с.
  92. А. И. Реформационные движения в России в XIV и в I половине XVI вв. М.: Из-во Академии Наук СССР, 1960. — 411 с.
  93. А. И. Юродство как феномен средневековой культуры \ Диспут. 1992. — N 1. — с. 46 — 63.
  94. А. И., Митрохин Л. Н. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  95. В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. — 483 с.
  96. В. О. Курс русской истории \ Сочинения в 9 ти т. — М.: Мысль, 1987. — т. 1. — 430 е., т.2 — 446 е., т. З — 414 е., т.4 — 398 с.
  97. В. О. Опыт и исследования. М., изд. 2-е, 1915.552 с.
  98. Н. И. История раскола у раскольников //Собрание сочинений. СПб., 1905. — т. 12. — 418 с.
  99. Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1993. — 430 с.
  100. Р., Петров Н. Русские миллионщики: семейные хроники.-М., 1993.- с. 109.
  101. К. С. Крупная московская буржуазия в период революционной ситуации в 1859 1861 гг. // Революционная ситуация в России в 1859 — 1861 гг. — М., 1956.- с. 314−341.
  102. В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861 1890). — М., 1974.-252 с.
  103. К. Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1991. — с. 171 — 296.
  104. И. П. Краткое обозрение русских расколов, ересей и сект. М., 1870.-77 с.
  105. Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.
  106. Мартин Лютер реформатор, проповедник, педагог. — М.: Из-во РОУ, 1996.-235 с.
  107. Материалы к библиографии истории и культуры русского старообрядчества. 1994. — Вып. I. — 78 с.
  108. С. П. Великий подвижник протопоп Аввакум. М., 1907.-210 с.
  109. С. П. Из истории религиозно общественных движений в России XIX в. Старообрядчество. Религиозные гонения. Сектанст-во. — М., Задруга, 1919. — 236 с.
  110. Ф. Е. Блуждающее богословие. М.: тип. П. П. Ря-бушинского, 1911.- 252 с.
  111. В. Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979.- 126 с.
  112. В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. -М.: Мысль, 1969.- 112 с.
  113. В. Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. -М.: Знание, 1983.-64 с.
  114. П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд -воМГТУ, 1992.- 157 с.
  115. И. И. Русско украинские духовные связи накануне раскола // Старообрядческий церковный календарь на 1989 г. — Рига. -1989.-с. 36−42.
  116. Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. СПб: Хронограф, 1992.-Вып. 1. — 139 с.
  117. Мир старообрядчества. Москва старообрядческая. М.: Росс, унив. издательство, 1995. — Вып. 2. — 221с.
  118. Мир старообрдчества. Книга. Традиция. Культура. М.: Боро-дулино, 1996. — Вып. 3.-247 с.
  119. Мир старообрядчества. Живые традиции. М.: Росс, полит, энциклопедия, 1998. — Вып. 5.-618 с.1 130. Мир старообрядчества. История и современность. М.: Изд-во1. МГУ, 1999.-Вып. 5.-415 с.
  120. JI. Н. Философия религии. М.: Республика, 1993.416 с.
  121. Московский архив. Историко краеведческий альманах. — М.: Мосгорархив, 2000. — Вып. 2. — 595 с.
  122. Н. А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 1905. — 4.2. — 318 с.
  123. Настольный старообрядческий иллюстрированный календарь. -1908.-26 с.
  124. Неизвестная Россия: К 300- летию Выговской старообрядческой пустыни. М.: Калинкин и Ко, 1994. — 95 с.
  125. Н. М. История русской церкви. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988.-445 с.
  126. С. Из истории отечественного меценатства //Посев. -1992.-N2.-с. 106−111.
  127. Т. Кокоревская галерея // Художник. 1980. — N8. — с. 52−61.
  128. А. М. Русская культура в канун петровских реформ. -Л.: Наука, 1984.-205 с.
  129. М. С. Староверы: Документы. Письма. Встречи. -Красноярск: Кн. из-во, 1991. 111 с.
  130. Ю. А. Павел Павлович Рябушинский \ Исторические силуэты.-М., 1991.-с. 106- 154.
  131. Е. В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: этносоциологический анализ. Улан — Удэ, 1999. — 129 с.
  132. В. К. Вероисповедные вопросы в думский период1906- 1917 гг.).-М., 1995.-163 с.
  133. С. Ф. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993.-735 с.
  134. А. Старообрядчество в Латвии. Рига: Лиесма, 1970. -111с.
  135. Полный церковно славянский словарь. — М.: Типография Вильде, 1900.- 1120 с.
  136. Православие: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988. — 272 с.
  137. Протокол заседаний Учредительного съезда представителей общин Древлеправославной Поморской Церкви России. М., 1989. — 13 с.
  138. А. С. Раскол сектантство. Материалы для изучения религиозно — бытовых движений русского народа. — М., 1887. -Вып. 1.-92 с.
  139. Л. Н. Общественно политическая мысль России. Вторая половина XVII в. Очерки истории. — М.: Наука, 1982. — 288 с.
  140. М. Вебера по социологии религии и культуре. М., 1991.-Вып. 1.-е. 101.
  141. А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М.: АН СССР, 1963. — 316 с.
  142. В. В. Психология русского раскола \ Религия и культура. М.: Правда, 1990. — с. 47- 81.
  143. Родная старина: Сборник, посвященный вопросам религиозно -нравственного и национального просвещения.-М.: Третий Рим, 1997.-304 с.
  144. Русские меценаты. М., 1995. — 29 с.
  145. Русские письменные и устные традиции и духовная культура. -М.: Из-во МГУ, 1982. 318 с.
  146. Русское Православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719 с.
  147. К. А. Наши государственные и общественные деятели. СПб, 1890. — 586 с.
  148. П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования. Спб., 1910. — 154 с.
  149. П. С. История русского раскола старообрядчества. -Спб.: тип. Глав, управления уделов, 1903. 276, 34, IV с.
  150. П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб.: тип. Меркушева, 1908. — IV, 233 с.
  151. В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.-448 с.
  152. С. М. История России с древнейших времен. // Сочинения в 18 ти кн. — М., 1988. — Кн.VI. — 751 с.
  153. Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. — 288 с.
  154. А. В. Московский купеческий род Рахмановых \ Московский архив. М.: Мосгорархив, 2000. — Вып. 2. — с. 399 — 428.
  155. Старообрядческая культура Русского Севера. М. Каргополь, 1998.- 126 с.
  156. Старообрядческий вестник. 1980. — N1. — 12 с.
  157. . Н. — Новгород: М. И. Усова, 1908. — 24 с.
  158. . Н. — Новгород: М. И. Усова, 1909. — 31 с.
  159. Старообрядческий церковный календарь. Рига, 1988. — 117 с.
  160. Старообрядческий церковный календарь. М., 1994. — 108 с.
  161. Старообрядчество в России (XVII XVIII вв.) // Сборник научных трудов. M.: Археографический центр, 1994. — 236 с.
  162. Старообрядчество в России (XVII XX вв.) — М.: Языки русской культуры, 1999. — 456 с.
  163. Старообрядчество: история и культура. Барнаул, 1999. — Вып. 1.-190 с.
  164. Старообрядчество: история, традиции, современность. М.: изд. отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1994. — Вып. 1. — 80 с.
  165. Старообрядчество: история, традиции, современность. М.: изд. отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1995. — Вып. 2. — 115 с.
  166. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. — 317 с.
  167. В. В. Письма к деятелям русской культуры. М.: Наука, в 2-хт., 1962- 1967.
  168. Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования (1874 1894). — М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман. — 395 с.
  169. Н. И. О сущности и значении раскола в России. -СПб.: Синодальная тип., 1892. 47 с.
  170. А. Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: РАН, 1995. — 156 с.
  171. А. Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М.: РАН, 1998. — 196 с.
  172. Таинства православной церкви. Таинство священства // Встреча. 1991. -№.- с. 37−38.
  173. Таинства православной церкви. Венчание // Встреча. 1991. -N6.-с. 53.
  174. Таинства православной церкви. Соборование // Встреча. 1991. -N8.-C. 44.
  175. Таинства православной церкви. Покаяние // Встреча. 1991. -N5.-с. 51.
  176. Таинства православной церкви. О православном таинстве Евхаристии // Встреча. 1991. — N4. — с. 46 — 47.
  177. Таинства православной церкви. О христианском таинстве мир-ропомазании // Встреча. 1991. — N2. — с. 51 — 52.
  178. Таинства православной церкви. Таинство крещения // Встреча. 1991. -N1.- с. 53 -54.
  179. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. — 323 с.
  180. Успенский Б.A. Historia sub specie semioticae // Успенский Б.A. Избранные труды. T.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996. -с. 71−82.
  181. Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.
  182. Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. Paris: YMCA press, 1935. — 151 с.
  183. Г. П. Трагедия интеллигенции \ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990.-с. 403−443.
  184. П. А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.-813 с.
  185. Г. В. Пути русского богословия \ О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). -М.: Наука, 1990. с. 272 — 378.
  186. Д. Мартин Лютер и Томас Мюнцер или Начала Бухгалтерии.-М., 1976.-296 с.
  187. Т. А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России (XVIII н. XIX вв.). — М., 1997. — 17 с.
  188. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. Т. 2. — 671 с.
  189. Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал. -М.: Церковь, 1992. N1. — 21 е., N2. — 23 с.
  190. Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.-351 с.
  191. Д. Старообрядческая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новоссибирск: Наука, 1992.-е. 22−27.
  192. А.Е. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  193. М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1998.-207 с.
  194. Н.В. Русские идеалы. Герои и типы // Дело. 1868. N 5.-е. 79−112.
  195. П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.-256 с.
  196. А.П. Русский раскол старообрядчества. Казань: И. Дубровин, изд. 2-е, 1859. — 547 с.
  197. А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-331 с.
  198. Cherniavsky М. The Old Believers and the New Religion. Slavic Review. vol. 25. — № 1. — march 1966.
  199. Zenkovsky Serge. A. The Confession of Epiphany, Studies in Russian and Polish Literature, The Hague, 1962, 46−71.
  200. Zenkovsky Serge. A. The ideological World of the Denisov Brothers, Harvard Slavic Studies, 1957. III, 49 -66.
  201. Zenkovsky Serge. A. The Old Believer Avvakum, Indiana Slavic Studies, 1956.-1, 1 -51.
  202. Zenkovsky Serge. A. The Russian Schism, Russian Reviev, 1957. -XVI, 37−58.
Заполнить форму текущей работой