Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены выявленными методологическими, педагогическими, психологическими и социологическими предпосылками исследования, сочетанием качественного и количественного анализов данных, применением комплекса взаимодополняющих методик диагностического, констатирующего и формирующего характера, адекватных природе изучаемых явлений, учетом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 17 САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования 17 профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях
- 1. 2. Сущностная характеристика профессионального само- 43 определения учащихся
- 1. 3. Современное состояние деятельности профильных об- 60 щественных объединений по формированию профессионального самоопределения учащихся
- Выводы по первой главе
- Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УС- 81 ЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
- 2. 1. Разработка модели формирования профессионального 81 самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
- 2. 2. Учебно-педагогическая среда профильного обществен- 110 ного объединения как фактор формирования профессионального самоопределения
- 2. 3. Использование методов и форм, адекватных формиро- 127 ванию профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
- 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формирова- 156 нию профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
- Выводы по второй главе 1
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180 БИБЛИОГРАФИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями в России, рынком труда, необходимостью подъема и обеспечения научно-технического развития в стране на период до 2020 г. Решение этих стратегических задач связано с потребностями общества в кардинальном повышении качества профессиональной подготовки молодежи.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается: «Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения учащихся.
В Концепции обращается внимание на то, что в решении этих задач важно взаимодействие школы с различными учреждениями образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Известно, что социально-экономические процессы в России сопровождаются рядом серьезных негативных явлений в обществе: проявление экстремизма в молодежной среде, детская безнадзорность, наркомания, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т. п. В связи с этим стратегия социально-экономического подъема в стране должна быть связана с повышением личностных и профессиональных качеств молодежи на основе принципа гуманизма. Главная задача российского общества и работников образования сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений в условиях, когда молодежные неформальные группы и субкультуры становятся объектами и жертвами политических манипуляций, криминала, организаций тоталитарного толка.
Важной составной частью обучения и воспитания молодежи является формирование у нее навыков профессионального самоопределения. Ретроспективный анализ педагогической литературы и диссертационных исследований показывает, что проблема определения теоретических и практических предпосылок организации и оказания педагогической поддержки профессиональному самоопределению учащейся молодежи в последние годы разрабатывается в различных аспектах.
Особенности формирования профессионального самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях исследованы М. А. Дьяковой, Н. Э. Касаткиной, Н. Д. Скосыревой и др.- при изучении конкретных дисциплин в общеобразовательной школе — И. Д. Бобковой, Т. И. Екимовой и др.- в условиях профессионального образованияН.А.Зарубой, В. Ш. Масленниковой, Ю. В. Масленниковой, Г. В.Мухаметзя-новой, С. Н. Чистяковон и др.- во внеучебной работе с учащимисяМ.М.Даниловой, И. И. Орлянской, И. Е. Сазоновым, Н. А. Читалиным и др.- в системе дополнительного образования — С. В. Сальцевой, В. Л. Шкляевым, В. А. Березиной и др.- формы, методы и средства формирования профессионального самоопределения молодежи исследуются С. Г. Анисимовой, Г. Р. Волковым, О. Г. Гераниной и др.
Указанные работы внесли весомый вклад в развитие теории и практики формирования и развития профессионального самоопределения молодежи. Однако за пределами указанных и других исследований по профессиональному самоопределению учащихся осталось выявление потенциальных возможностей решения этой социально значимой задачи в условиях функционирования профильных общественных объединений.
Необходимость исследования этой стороны части общей проблемы профессионального самоопределения учащихся возрастает в связи с приобретением профильными общественными объединениями большей автономности от школы или любого другого образовательного учреждения, выполнением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков. Установлено, что возможности профильпых общественных объединений в социализации личности далеко не всегда используются в полной мере в силу недостаточной разработанности цели их деятельности, содержания, форм и методов в современных социально-экономических условиях. В силу этого потенциальные возможности включения детей и подростков в реальные социально-значимые отношения в общественных объединениях используются в недостаточной степени. Поэтому особое внимание должно быть уделено профильным общественным объединениям, деятельность которых носит общественно значимую направленность, что делает неотложным вопрос о выработке нового понимания данного социально-педагогического явления, его социального наполнения в плане организационного и педагогического содействия личностному и профессиональному самоопределению учащейся молодежи. Высокую значимость в решении этой важной социальной задачи имеет оказание педагогической поддержки функционированию профильных общественных объединений учащихся.
Вследствие этого возникла необходимость научной разработки системы развития профессионального самоопределения молодежи на специальности экономического и управленческого профиля, начинающегося на дальних подступах к вузу и включающего педагогическую поддержку развития этого процесса в профильных общественных объединениях учащихся по экономике и менеджменту.
Российская педагогическая наука всегда придавала большое значение влиянию детского коллектива на процесс становления и развития личности будущего специалиста. Так в 30-е годы к этой проблеме обращались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский и др. Необходимость формирования социальной активности личности учащихся подчеркивается в работах А. С. Зосимовского, Т. Н. Мальковской, А.В.Муд-рика, А. Ф. Спирина, П. В. Конаныхина и др.
Исследователи проблем детского движения Л. В. Алиева, Н. Ф. Басов, Г. М. Иващенко, А. Г. Кирпичник, М. Е. Кульпединова, Р. А. Литвак и др. подчеркивают, что современный этап развития детских общественных объединений в России сложен и противоречив. Это касается и профильных общественных объединений в области экономики и менеджмента.
В контексте данной проблемы выполнено ряд исследований, посвященных рассмотрению таких вопросов, как становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (О.Г.Грохольская, 1997), теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников (А.С.Прутченков, 1997), организация системы профессиональной ориентации молодежи в условиях дифференцированного обучения (О.Г.Максимова, 1992]), формирование профессиональной готовности студентов ССУЗ (В.Ш.Масленникова, 1995) и др.
Изучение педагогической литературы, существующего положения и специально проведенные исследования позволили выявить ряд существенных недостатков в теории и практике как процесса формирования навыков профессионального самоопределения учащихся в новых социально-экономических условиях, так и в использовании потенциальных возможностей профильных общественных объединений в решении этой социально значимой задачи: недостаточное использование потенциальных возможностей профильных общественных объединений учащихся по их личностному развитию и формированию навыков профессионального самоопределения в конкретных областях трудовой деятельностиотсутствие научно-обоснованных и апробированных программ содержания процесса развития профессионального самоопределения в деятельности конкретных профильных общественных объединений учащихся ввиду неопределённости целей их созданиянедостаточная подготовленность работников образования к оказанию педагогической поддержки профессиональному самоопределению учащихся в процессе их деятельности в профпльных общественных объединениях.
Устранению этих недостатков мешают возникшие в новых социально-экономических условиях противоречия между:
— необходимостью оказания педагогической поддержки подросткам в творческом саморазвитии и профессиональном самоопределении в процессе деятельности в профпльных общественных объединениях и недостаточной подготовленностью педагогов к выполнению этой общественно значимой г функции;
— поставленной социально значимой целью формирования профессионального самоопределения учащихся в процессе их деятельности в профильных общественных объединениях и недостаточной разработанностью теории и методики решения этой социально значимой задачи по конкретным направлениям предстоящей профессиональной деятельности молодежи.
Указанные недостатки и противоречия между потребностями общества в формировании социально ориентированной личности и развитии ее профессионального самоопределения в условиях функционирования профильных молодежных и детских общественных объединений и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационных основ педагогической системы, способствующей устранению этих недостатков и преодолению указанных противоречий, определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту?
Недостаточная разработанность сформулированной проблемы и большая практическая значимость ее решения определили тему диссертационного исследования: «Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту».
Объект исследования — профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи в области экономики и менеджмента в процессе организации ее деятельности в профильных общественных объединениях.
Цель исследования — выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту.
Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение учащихся в области экономики и менеджмента в процессе продуктивной деятельности в профильных общественных объединениях будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:
— создания профильных общественных объединений молодёжи как педагогических систем, одной из приоритетных целей которых является формирование профессионального самоопределения учащихся, способствующего повышению качества подготовки специалистов в области экономики и менеджмента;
— разработки модели и содержания процесса профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях;
— использования образовательных технологий, адекватных развитию профессионального самоопределения учащихся в профессиональных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности проблемы профессионального самоопределения учащихся в теории и практике профильных общественных объединений.
2. Определить теорегико-методологнческие основы проектирования системы формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений.
3. Разработать организационно-педагогические условия профильной деятельности общественных объединений по формированию профессионального самоопределения учащихся.
4. Опытно-экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях.
Теоретической и методологической основой исследования явились идеи диалектического метода познания действительности, теории системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений, теории педагогического проектирования, педагогической интеграции и дифференциации. Исследование опиралось на:
— идеи необходимости обеспечения единства и целостности социальных и педагогических процессов в условиях деятельности профильных общественных объединений (А.В.Волохов, А. В. Мудрик, И. И. Фришман и др.) — работы Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, В. А. Сухомлинского, раскрывающие психолого-дидактические основы проектируемой системы;
— концепции развития личности в детском общественном объединении (В.В.Ковров, М. Е. Кульпединова, Д.Н.Лебедев);
— методологические основы развития системы дополнительного образования на современном этапе и ее влияние на процесс формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи (А.Г.Асмолов, Э. Д. Днепров, А. Н. Тубсльский, С. Я. Харченко и др.);
— исследования по проблеме развития личности и ее мотивационной сферы (Л.И.Божович, Л. А. Волович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, В. Ш. Масленникова, Р. Х. Шакуров и др.);
— исследования по динамике и региональных особенностей процессов профессионального самоопределения личности (Л.А.Йовайша, Д.Л.Кон-стантиновский, Т. А. Костюкова, Г. В. Мухаметзянова и др.).
При решении поставленных задач и проверке гипотезы исследования в работе использован комплекс взаимно дополняющих методов исследования:
— теоретические: изучение философской, социально-исторической и психолого-педагогической литературы по проблеме, системный анализ, многофакторное педагогическое моделирование воспитательно-образовательной и соци-ально-профессиоиальной деятельности учащихся в профильных общественных объединениях в современных условиях развития российского общества;
— практические: изучение нормативных документов по проблеме, передового педагогического опыта организации работы профильных общественных объединений, др. социальных институтов, занимающихся проблемой профессионального самоопределения и ориентации учащихсятеоретическое обобщение собственного многолетнего педагогического опыта работы в данной областивключенное наблюдение за деятельностью ассоциированных членов регионального молодежного общественного движения, анкетирование и интервьюирование, проектирование и опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации модели системы развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях, статистическая обработка и анализ результатов проведённой экспериментальной работы, монографическое изучение динамики развития учащихся в профильных общественных объединениях и в молодежном общественном движении МЭКОМ Поволжья.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: детская общественная организация «Городской МЭКОМ-клуб» (г.Тольятти), Самарское региональное молодежное общественное движение «Ассоциация МЭ-КОМ-клубов», профильные общественные объединения учащихсяШкольные МЭКОМ-клубы в следующих муниципальных образовательных учреждениях: лицей «Престиж», г. СамараМОУ №№ 4, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 16, 19, 21, 25, 30, 37, 38, 39, 40, 48, 49, 51, 57, 59, 77, 85, 90, 91, г. Тольяттигимназия № 1, г. Новокуйбышевск.
Коллективными участниками эксперимента (без постоянного членства и создания школьного МЭКОМ-клуба) явились МОУ городов Самара, Жи-гулёвск, Новокуйбышевск, Тольятти (всего 39 учреждений). Общий охват учреждений по городу Тольятти — 59 из 93 общеобразовательных школ города (61% от общего числа). Ежегодно в мероприятиях региональной Ассоциации МЭКОМ-клубов принимает участие более двух тысяч человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 14 лет с 1994 по 2008гг. и состояло из четырех этапов.
Первый этап: поисково-подготовительный (1994;1996гг.) — педагогический анализ состояния деятельности профильных общественных объединений, создание аналогичных объединений учащихся по экономике и менеджменту, изучение литературы по проблеме профессионального самоопределения и становления личности в социальных системахопределение цели, направлений, задач и предмета исследования, выдвижение гипотезы об организационно-педагогических условиях влияния профильных общественных объединений по экономике и менеджменту на профессиональное самоопределение учащихся.
Второй этап: теоретико-проектировочный (1996;1998гг.) — уточнение концептуальных положений, разработка педагогической модели социально-воспитательной деятельности в профильных общественных объединениях учащихся, создание организационных систем и программ по развитию профессионального самоопределения учащихся в области экономики и менеджмента.
Третий этап: опытно-экспериментальный (1998;2004гг.) — организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования, корректировка модели деятельности профильного общественного объединения по экономике и менеджменту, разработка комплексной профессионально определяющей и личностно развивающей программы поэтапного развития профессионального самоопределения учащихся, составление методических рекомендаций для обеспечения социально ориентирующей и развивающей профессиональные навыки учащихся деятельности педагогов в рамках профильных общественных объединений по экономике и менеджменту.
Четвертый этап: обобщающий (2004;2008гг.) — апробация эффективности спроектированной системы и авторской технологии в рамках профильных общественных объединений по экономике и менеджменту, призванных обеспечить формирование профессионального самоопределения и профессионально значимых личностных качеств учащихся в области экономики и менеджмента.
Научная новизна исследования.
Полученные научные результаты содержат в совокупности решение-актуальной педагогической проблемы — проектирование и реализация системы развития профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе деятельности в профильных общественных объединениях:
— уточнена категория профессионального самоопределения учащихся как управляемого процесса на социальном, педагогическом и психологическом уровнях: профессиональное самоопределение — это целостный процесс вхождения человека в определенную трудовую деятельность на основе собственного волеизъявления, в котором используются различные виды творческой профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов, предпочитаемых социальных ролей и позиций;
— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащейся молодёжи в области экономики и менеджмента в профильных общественных объединениях;
— дано обоснование концептуальных положений и разработана модель формирования профессионального самоопре/-еления учащихся в профильных общественных объединениях подростков, состоящая из проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— определены теоретические основы организации педагогической поддержки процесса формирования профессионального самоопределения учащихся в области экономики и менеджмента в профильных общественных объединениях;
— уточнены функции, требования и правила принципа преемственности как системообразующего фактора разработанной системы формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях молодежи по экономике и менеджменту;
— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность реализации идеи многоуровневости и поэтапности формирования профессионального самоопределения учащихся в общественных объединениях любого профиля.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной технологии формирования профессионального самоопределения учащихся не только в условиях профильного общественного объединения, но и во внешкольной работе с подростками по месту жительства.
Этому также содействуют методические рекомендации автора в помощь преподавателям: «Профессиональное самоопределение личности», «Самодеятельные общественные формирования в структуре детского движения», «Технология конструирования деловой экономической игры»", «Имитационные формы активного обучения школьников на уроках и во внеурочное время».
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены выявленными методологическими, педагогическими, психологическими и социологическими предпосылками исследования, сочетанием качественного и количественного анализов данных, применением комплекса взаимодополняющих методик диагностического, констатирующего и формирующего характера, адекватных природе изучаемых явлений, учетом особенностей функционирования профильных общественных объединений, репрезентативностью используемых выборок при проведении экспериментальной работы, широкой апробацией и внедрением результатов исследования в педагогическую практику, продолжительным характером экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, контрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом, личным участием автора в проводимых мероприятиях.
Апробация и внедрение результатов исследования велись на протяжении всего периода работы автора как исследователя, организатора и руководителя детской общественной организации «Городской МЭКОМ-клуб» г. Тольятти, координатора детского экономического движения в Самарской области, организатора и руководителя Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов».
Результаты исследования докладывались на Международных, Всероссийских, региональных и муниципальных конференциях, семинарах, совещаниях. Среди них: августовские педагогические советы (Тольятти, 1997, 1998), семинар-тренинг для педагогов «Дистантная экономическая олимпиада. Принципы и структура проведения» (Тольятти, 2000), VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2000), III Международная научно-практическая конференция «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2000), III Всероссийская и V Международная конференция «Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг» (Москва — Тольятти, 2000), областной слет актива детских и молодежных общественных объединений (Самара, 2001), круглый стол «Проектирование развития дополнительного образования детей в образовательной системе муниципалитета» (Тольятти, 2003), семинар «Современные подходы к организации деятельности молодежных организаций» (Самара, 2005), межведомственное совещание «Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства воспитательного пространства микрорайона» (Тольятти, 2006), фестиваль некоммерческих организаций (Самара, 2006), межрегиональный фестиваль МЭКОМ-клубов (Тольятти, 2007).
Результаты диссертационного исследования представлены в двух статьях изданий, рекомендованных ВАК (Известия Самарского научного центра РАН (Самара, 2006) и Среднее профессиональное образование — М., № 2, 2007) — отражены в работах «Проекты программ развития муниципальной системы образования» издательства «Сингл» (Тольятти, 1999) — изложены в методических рекомендациях для преподавателей по технологии организации деловых экономических игр (фонд «Развитие через образование», 1998 г. и 2006 г.), учебных пособиях для вожатых и организаторов профильных общественных объединений учащихся по методике оказания молодежи педагогической поддержки профессионального самоопределения в области экономики и менеджмента (МЭКОМ, 1999;2006гг.).
Представленный в настоящем исследовании материал и рекомендации используются в работе профильных общественных объединений Самарской области (города Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Жигулевск). Разработанные в исследовании игровые технологии по развитию профессионального самоопределения и включения молодежи в предпрофессиопальную деятельность оформлены как «Образовательный игровой полигон» (Патент № 63 580 С. З, Бюллетень № 15) и используются участниками соревнований и чемпионатов по МЭКОМ в городах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и др. (всего 34 города в различных регионах страны).
Итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета, лабораторий Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (г.Казань), где получили одобрение и поддержку. Материалы исследования, программы, методические рекомендации автора внедрены в практику работы МОУ «Гимназия № 1» г. НовокуйбышевскаМОУДОД «Центр информационных технологий г. Искитнм, Новосибирская областьМУ «Межшкольный учебный комбинат» г. Новоуральск, Свердловская областьнекоммерческая организация СЭРВИК.
На защиту выносятся:
1. Концептуальные положения формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений.
2. Организациопно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения в области экономики и менеджмента участников профильных общественных объединений.
Структура и объем диссертации
обусловлены её логикой, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии (184 наименования) и приложений. Текст диссертации (без приложений) изложен на 200 страницах, имеет 19 рисунков и 26 таблиц.
Выводы по второй главе.
1. Опираясь на выявленные в исследовании научные предпосылки в работе сформулированы концептуальные положения проектирования модели системы развития профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений: системный подход, принцип преемственности как системообразующий фактор, взаимодействие принципа преемственности с другими специфическими для профессионального образования принципами, программно-целевой подход к преобразованию структурных компонентов педагогической системы развития профессионального самоопределения учащихся, ориентация проектируемой системы на творческое саморазвитие будущего специалиста как активного субъекта профессионального самоопределения.
2. Конструктивным результатом исследования явилась пространственно-временная теоретическая модель системы развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях.
3. Важной составной частью методики реализации теоретической модели системы явилась разработка технологии создания и определения содержания деятельности экспериментальных профильных общественных объединений по моделированию экономики и менеджмента как учебно-педагогической среды по развитию профессионального самоопределения учащихся.
4. В соответствии с требованиями системного подхода в работе определена направленность приоритетных целей функционирования системы профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента:
— приобщение молодежи к отечественной культуре, содействие профессиональному самоопределению личности;
— формирование гражданской позиции, содействие выбору жизненного и профессионального пути;
— вовлечение молодежи в предпринимательскую, научную, культурную и иную социально полезную деятельность;
— приобщение учащихся к этическим и нравственным ценностям, имеющим общечеловеческую значимость;
— создание условий для участия молодежи в экономической деятельности, бизнесе и предпринимательстве.
Концентрированное отражение этих целей дано в «профессиограмме» выпускника профильного общественного объединения учащихся по экономике и менеджменту, состоящей из трех взаимосвязанных компонентов: психограммы, социограммы и трудограммы.
5. В процессе исследования были сформулированы принципы определения структуры и содержания системы развития профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях функционирования профильных общественных объединений учащихся по моделированию экономики и менеджмента: защита прав детейсамореализация личноститворческое взаимодействие детей и взрослыхсоциально-педагогическая защищенность подростковромантика и игра в деятельности.
6. В исследовании раскрыты основные методические подходы к проектированию структуры и содержания системы развития профессионального самоопределения учащихся и включения их в экономическую и управленческую деятельность: поэтапность развития профессионального самоопределения учащихсяучет содержания предшествующего уровня профессионального самоопределения и знаний основ экономики и менеджмента, полученных учащимися в школеобеспечение преемственности содержания как между этапами развития профессионального самоопределения учащихся по экономике .и менеджменту, так и преемственности с предшествующими и последующими этапами его формированияпрактико-ориентированный характер содержания и методики обучения учащихся основам экономики pi менеджмента в профильных общественных объединенияхвключение учащихся в разнообразные виды практической деятельности по применению полученных знаний по экономике и менеджменту.
7. В основу проектирования структуры и содержания развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту положены: система непрерывного профессионального самоопределения личностиЕвропейская система квалификацийструктура содержания развития профессионального самоопределения учащихся в процессе изучения основ экономики и менеджмента в общественных объединениях включает три этапа:
I этап — введение учащихся 7−8 классов в имитационную деятельность в области экономики и менеджмента;
II этап — подготовка учащихся 9−10 классов к управленческой деятельности в качестве организаторов-игротехников в школах, лагерях отдыха молодежи;
III этап — профессиональная самоидентификация учащихся И классов школ и студентов младших курсов вузов в области экономики п менеджмента.
В исследовании для каждого этапа разработано содержание учебно-тематических планов и программ педагогической поддержки развития их профессионального самоопределения.
8. В соответствии с системным подходом в работе выявлены особенности деятельности педагогов и учащихся по развитию профессионального самоопределения подростков в профильных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента:
— определены основные направления взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся;
— спроектировано и реализовано содержание установочных семинаров инструкторов и вожатых профильных общественных объединений по образовательным технологиям МЭКОМ;
— разработано содержание учебно-тематического плана и программы подготовки педагогов и вожатых к работе в летних детских оздоровительных лагерях отдыха с участием МЭКОМ-объединений;
— представлено содержание программы подготовки персонала детских учреждений по обеспечению условий здорового образа жизни и деятельности подростков;
— раскрыто содержание и виды деятельности педагогов по поддержке деятельности профильных общественных объединений учащихся по моделированию экономики и менеджмента;
— определены основные направления и виды деятельности учащихся в процессе имитационного моделирования экономики и менеджмента.
9. В процессе исследования разработаны методы, формы и средства развития профессионального самоопределения учащихся. Особое внимание обращено на методику организации и проведения деловых игр. Дана их классификация, представлены правила их организации и проведения, раскрыта методика проведения наиболее действенных из них: «Инвестор», «Мой Город», «Валютная биржа», «Прибыльное производство», «Моя компания» и др.
10. Эффективность реализации спроектированной в исследовании системы профессионального самоопределения школьников и учащейся молодежи определялась путем периодически проводимых экспериментальных срезов в различных направлениях деятельности учащихся:
— выявление эффективности влияния системы на качество знаний учащихся;
— определение информированности учащихся в выборе профессии;
— установление эффективности включения учащихся в опытно-экспериментальную и практическую деятельность;
— выявление результативности участия школьников в творческих конкурсах;
— отслеживание динамики сформированности профессионального самоопределения учащихся в конкретных сферах деятельности и т. п.
Критериями эффективности профессионального самоопределения учащихся явились: информированность, сформированность мотивов выбора профессии, выраженность профессиональных интересов, наличие специальных способностей к тому или иному виду профессиональной деятельности, практический опыт, сформированность профессиональных намерений, уровень профессиональных притязаний, адекватность личности профессиональному выбору.
11. В ходе эксперимента были проверены и подтверждены следующие частные гипотезы:
— целенаправленное включение школьников и учащейся молодежи в разнообразную игровую и практическую деятельность является одним из эффективных подходов к повышению их академической активности, общего интеллектуального развития и профессионального самоопределения;
— наибольшей эффективностью в рамках общественного движения обладает такая система развития интеллектуальных способностей обучающихся, которая включает в себя как теоретическую деятельность, так и различные виды практической работы учащихся.
Коэффициент эффективности профессионального самоопределения в условиях профильного общественного объединения составил 62,5−89,8%, а коэффициент эффективности закрепления профессионального выбора на выходе бывших участников детских общественных организаций из вуза находится в пределах 80,06−91,42%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Дадим характеристику основным результатам решения поставленных в исследовании задач и вытекающим из них научно-методическим рекомендациям.
1. Определенные в работе теоретико-методологические основы позволили не только спроектировать и реализовать систему формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях, но и выявить и создать организационно-педагогические условия обеспечения эффективности функционирования спроектированной системы: разработка концепций и положений развития регионального молодежного движения, Уставов деятельности детских общественных объединений в образовательных учреждениях и за их пределами, создание соответствующей учебно-педагогической среды и необходимой материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей в этой области, организация обмена передовым педагогическим опытом, его теоретического обобщения и внедрения в широкую педагогическую практику.
2. На основе разработанной концепции и модели системы формирования основ профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений определены основные подходы и закономерности по его реализации:
— рассмотрение системы формирования профессионального самоопределения молодежи в тесной связи с современными социально-экономическими условиями;
— учет противоположностей: воздействие педагогов и стремление учащихся к самостоятельности;
— преемственность развития профессионального самоопределения молодежи в различных образовательных учреждениях;
— достижение единства дискретности и целостности процесса формирования профессионального самоопределения;
— сочетание социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитания подрастающего поколения.
3. Выявленные и созданные организационно-педагогические условия обеспечения эффективной реализации спроектированной системы формирования профессионального самоопределения учащихся в общественных объединениях позволили определить приоритетные направления перестройки ведущих компонентов системы и сформулировать рекомендации по их направленности в новых социально-экономических условиях рынка труда. В частности, цели системы должны быть направлены на:
— приобщение молодёжи к отечественной культуре, содействие профессиональному самоопределению личности;
— формирование гражданской позиции, содействие выбору жизненного и профессионального пути;
— вовлечение молодежи в предпринимательскую, научную, культурную и иную социально полезную деяюльиость;
— приобщение учащихся к этическим и нравственным ценностям, имеющим общечеловеческую значимость;
— создание условий для участия молодежи в экономической деятельности, бизнесе и предпринимательстве.
Содержание и рекомендуемые направления деятельности учащихся в спроектированной системе:
— организация и проведение экономических игр, соревнований, олимпиад, конкурсов среди детей п подростков;
— организация обучающих семинаров по основам экономических знаний, информационных технологий в экономике и бизнесе;
— организация и проведение бизнес-лагерей для детей и подростков;
— разработка новых деловых экономических игр, в том числе с использованием компьютерных технологий;
— организация и обеспечение деятельности подростковых учебных фирм;
— проведение тематических бизнес-смен в детских летних лагерях отдыха;
— проведение деловых (в т.ч. имитационных, ролевых, настольных, компьютерных) экономических игр в школах и других учреждениях.
4. В процессе разработки технологии реализации формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений установлено, что основной формой её внедрения в практику являются игровые методы обучения. Исследованием определено, что ведущими подходами к организации и проведению деловых игр как основы методики развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях должны быть:
— нацеленность всех элементов игровой технологии на решение поставленной и принятой учащимися проблемы;
— оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов игры;
— прикладная направленность содержания игры;
— наглядность и простота конструкции игры;
— автономность игровых циклов;
— максимальное освобождение игроков от рутинных процедур;
— рациональное сочетание игровой деятельности и деятельности по внедрению полученных результатов в практику;
— возможность дальнейшего совершенствования и развития сценария игры;
— опора па типовые разработки;
— доступность предлагаемой детям деятельности в игре;
— учет возрастных особенностей детей;
— вовлечение учащихся в разработку игры.
5. Анализ результатов мониторинговых опытно-экспериментальных срезов, определяющих эффективность реализации спроектированной системы, показал правильность выдвинутой гипотезы исследования и высокую эффективность системы в повышении качества сформированности навыков профессионального самоопределения учащихся в процессе их разнообразной деятельности в профильных общественных объединениях.
Продолжение исследований по проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений автор видит в отслеживании влияния спроектированной и реализованной системы на профессиональное становление и развитие, карьерное продвижение ее выпускников при их самостоятельной профессиональной деятельности в области экономики и менеджмента с целью внесения необходимых корректив в систему при ее дальнейшем совершенствовании.
Список литературы
- Абрамешсова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// В. В. Абраменкова. — Вопросы психологии. -2002. -№ 1.
- Агранат Д.Л. Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел// Д. Л. Агранат: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001.
- Алиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства// Л. В. Алиева: Автореф. дисс.докт. пед. наук. — М., 2002.
- Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума// Л. В. Алиева М.: Педагогика. — 2000. — № 7.
- Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.1// В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996.
- Анисимова С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи// С. Г. Анисимова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности// А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», 2001.
- Региональное общественное движение детей как социально-педагогическая система// Н. Ф. Басов. Кострома: КГПУ, 1997.
- Басов Н.Ф. Социальная работа в сфере детского движения/ Теория, история, методика детского движения. Специальный выпуск// Басов Н. Ф., Басова В. М., Кирпичник А. Г. и др. М., 1995.
- Бахарев В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях// В. В. Бахарев: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1995.
- Безрукова B.C. Педагогика // В. С. Безрукова. Екатеринбург, 1994.
- Беляева А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России// А.П.Беляева/ Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. Под ред. Х.Беднарчика. СПб.: Инс-т Профтехобразования, 1995.
- Беляева А.П. Политеоритические основы многоуровневой профессиональной подготовки// А. П. Беляева. СПб: Инс-т профессионально-технического образования, 1995.
- Блонский П.П. Память и мышление// П. П. Блонский. СПб.: «Питер», 2001.
- Бобкова И.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе// И. Д. Бобкова: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1999.
- Богуславский М.В. Методологические проблемы истории социоки-нетики детства// М. В. Богуславский. М.: «ТИМ». — 1998. — Вып.4.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности// В. А. Бодров. М.3 2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте// Л. И. Божович. М., 1986.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка// Л. И. Божович. М., 1979.
- Бойцова С.В. Отношение взрослых к современному детскому движению как социально — педагогический ресурс его развития// С. В. Бойцова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2002.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства// К. Я. Вазина. Н. Новгород, 1997.
- Валгаева И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях (на примере деятельности российских скаутов)// И. А. Валгаева: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.
- Вернигорова Т.П. Социально-педагогические условия формирования культуры деловых отношений у старшеклассников в деятельности детских общественных объединений и детских организаций// Т. П. Вернигорова: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль 1994.
- Ветчинкина P.P. О потенциальном личностного развития в детском возрасте / P.P. Ветчинкина // Мир психологии. — 2005. № 2.
- Войтович С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий// С. А. Войтович. Киев: Наука, 1999.
- Волгаева И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в детском общественном объединении (на примере деятельности российских скаутов)// И. А. Волгаева: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1994.
- Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов// Б. С. Волков. М.: Академический Проект, 2006. — 255с.
- Волков Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера// Г. Р. Волков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Курган, 1996.
- Волович Л.А. и др. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности// Л. А. Волович, М. И. Рожков и др. Казань: ИССО РАО, 1993. — 54с.
- Волович Л.А. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности// Л. А. Волович, М. И. Рожков. Казань: ИССО РАО, 1993.-54с.
- Вол охов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях// А. В. Волохов: Автореферат дисс. докт. пед. наук. Ярославль, 1999.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Галушко Н.А. Экономическая подготовка старшеклассников как средство их профессионального самоопределения// Н. А. Галушко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Курган, 1999.
- Геранина О.Г. Профессионально-ориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся// О. Г. Геранина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение в ранней юности// М. Р. Гинзбург. -М.: Книжный мир, 2003.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи// Е. И. Головаха. Киев, 1988.
- Грохольская О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе// О. Г. Грохольская: Автореф. дисс. док-pa пед. наук. М., 1997.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения// В. В. Давыдов. М.: «Интер», 1996.
- Данилов М.А. Дидактика средней школы// М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1975.
- Данилова Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников// Г. В. Данилова: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Данилова М.М. Профессиональное самоопределение учащихся в сфере туризма в процессе довузовской подготовки// М. М. Данилова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2002.
- Демиденко В.К. Мотивы выбора профессии школьниками// В. К. Демиденко. Сов. педагогика. — 1989. — № 6.
- Дергунов В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации// В. А. Дергунов: Автореф. дисс. канд. пед. паук. Казань, 2000.
- Детское движение: стратегия и тактика нового века. Концептуальные подходы и программа научно-практической конференции. М., 2002.
- Диагностика уровней профессиональной воспитанности личности студента (методики и тесты)/ Под ред. В. Ш. Масленниковой. Казань: ИЛ 111 ПО РАО, 2006. — 72с.
- Дурова Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций// Т. В. Дурова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ярославль, 1995.
- Дьякова М.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества// М. А. Дьякова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Хабаровск, 2002.
- Есипов Б.П. Мыслительная активность учащихся в обучении// Б. П. Есипов. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.
- Жанбуршина Г. Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков// Г. Б. Жанбуршина: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 314с.
- Жокина Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях// Н. А. Жокипа: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киров, 1996.
- Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы// В. И. Журавлев. JL, 1973.
- Занков JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения// Л. В. Занков. -М.: АПН РСФСР, 1963.
- Заруба Н.А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьников в условиях профессионального обучения// Н. А. Заруба: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориеитированного профессионального образования// Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов// Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2005. — 330с.
- Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессионального самоопределения// С. А. Иванушкина: Автореф. дисс.капд. пед. наук. -М., 1997.
- Иовайша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников// Л. А. Йовайша. -М.: Педагогика, 1983.
- Караковскнй В.А. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем/ Под ред. Н.Л.Селивановой// В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования// Н. Э. Касаткина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.
- Качалина С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении// С. С. Качалина: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-СПб., 1996.
- Кирпичник А.Г. Детская организация как общественная организация// А. Г. Кирпичник. М.: Ассоциация исследователей детского движения, 1992.
- Психология профессионального самоопределения// Е. А. Климов. -РнД: Изд-во «Феникс», 1996.
- Психология юношеского возраста// И. С. Кон. М.: Наука, 1968.
- Кон И. С. Ребенок и общество (историческая, этнографическая перспектива)// И. С. Кон. М.: Наука, 1988.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Профессиональное образование. 2002. — № 5.
- Королев Ю.В. Демократический лидер организатор детского движения (как создать детскую общественную организацию)// Ю. В. Королев. — Тольятти: Изд-во «МЭКОМ», 2001.
- Королев Ю.В. Профессиональное самоопределение личности// Ю. В. Королев. Тольятти: Изд-во МЭКОМ, 2003.
- Королев Ю.В. Самодеятельные общественные формирования в структуре детского движения// Ю. В. Королев. Тольятти: Изд-во «МЭКОМ», 2003.
- Королев Ю.В. Формирование профессионального самоопределения личности в молодежных общественных организациях// Ю.В.Королев/ Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2.
- Королев Ю.В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в детских общественных организациях// Ю. В. Королев. — Известия Самарского научного центра РАН, специальный выпуск, 2006.
- Костюкова Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традициях российских духовных ценностей// Костюкова Т. А.: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Томск, 2002.
- Кравченко О.А. Организационно-педагогические условия допро-фессиональной управленческой подготовки учащихся// О. А. Кравченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Брянск, 1997.
- Крупенина JT.H. Реализация прав ребенка в детском общественном объединении (социально-педагогический анализ)// Л. Н. Крупенина: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1997.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании// Н. К. Крупская. Л.: Лениздат, 1977. — 163с.
- Кудинов В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке (монография)// В. А. Кудинов. Кострома: КГПУ, 2000.
- Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы// В. С. Кукушкин. РнД: Издательский центр «МарТ», 2007. — 320с.
- Кустов Ю.А. Личностные качества будущего специалиста: монография/ Ю. А. Кустов, Л. Г. Саксонова, В. Г. Шинкаренко и др. Самара: Самарский государственный технический университет, 2004. — 214с.
- Кустов Ю.А. Профориентация учащихся в социуме: монография/ Ю. А. Кустов, В. Н. Жирнова, С. В. Стацук. Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008. -183с.
- Кустов Ю. А. Закрепление профессионального выбора учащейся молодежи: учебное пособие/ Ю. А. Кустов, В. А. Гусев, С. В. Стацук и др. -Тольятти: Волжский университет им. В. М. Татищева, 2003. 198с.
- Лебедев Д.Н. Детское общественное движение переходного периода// Д. Н. Лебедев. М., «Внешкольник». — 1999. — № 5.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики// А. Н. Леонтьев. М., 1981.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения// И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.
- Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях// Р. А. Литвак: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
- Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания/ Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М.-Тверь, 2004.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения// А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1983.
- Макаренко А.С. Методика воспитательной работы// А.С.Макаренко/ Избр. педагог, произвел. В 2-х т. Т.2. М.: Магистр, 1998. — 428с.
- Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности// В. Ш. Масленникова. Казань: РИД «Школа», 2004.- 176с.
- Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога// В. Ш. Масленникова: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1996. -446с.
- Маслеипикова Ю.В. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе «школа-вуз». На примере физико-математического образования// Ю. В. Масленникова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения// М. И. Махмутов. Казань, 1972.
- Машиньян Е.В. Педагогические условия для формирования у старших школьников готовности к принятию решения в выборе профессии// Е. В. Машиньян: Автореф. канд. пед. наук М., 1993.
- Методическое обеспечение реализации моделей воспитательной деятельности/ Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ЮЛАКС, 2007. — 116с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Л.М.Митина/ Вопросы психологии.- 1997. № 4.
- Мкртчян Г. М. Ценностные ориентации и профессиональное становление молодежи. Выбор профессии: мотивы и их реализации// Г. М. Мкртчян. М.: «Знание». — 1986. — № 6.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье// Н. Г. Морозова. М., 1961.
- ЮО.Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов// А. В. Мудрик. М., 1999.
- Муравьева J1.A. Организатору детского движения// Л. А. Муравьева, И. В. Руденко. Тольятти, 2005.
- Мухаметзянова Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики// Г. В. Мухаметзянова / Избранные труды: в 3-х т. Т. З. Казань: Мага-риф, 2005.-415с.
- Мухаметзянова Г. В. Обновление содержания среднего профессионального образования в свете «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»// Г. В.Мухаметзянова/ Профессиональное образование. 2002. — № 3.
- Мухаметзянова Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе// Г. В. Мухаметзянова. Казань: Казанский педагогический журнал. -2000. — № 2.
- Мухаметзянова Г. В. Подготовка специалистов социальной сферы: региональный аспект// Г. В. Мухаметзянова, Ф. Ш. Мухаметзянова. Казань: Изд-во ЮГУ, 2004. — 284с.
- Нестеренко В. М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов// В. М. Нестерешсо: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тольятти, 2000.
- Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе// И. Т. Огородников. М., 1969.
- Орлянская И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности// И. И. Орлянская: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1999.
- Осипов П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (социально-психологический аспект)// П. Н. Осипов.- Казань: РИД «Школа», 2002. 196с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся// П. Н. Осипов. Казань: Карпол, 1997. — 216с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента (методическое пособие). Казань: ИСПО РАО, 2006. — 124с.
- Петровский А.В. Психология// А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 2002.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека// Ю. П. Поваренков. М.: УРАС, 2002. — 160с.
- Поляков В.А. Концепция профессионального самоопределения молодежи// В. А. Поляков, С.Н.Чистякова/Педагогика. 1993. — № 5.
- Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социальном обществе// В. Д. Попов. М.: Мысль, 1998. — 239с.
- Прутченков А.С. Игровая технология и ее педагогические возможности // А.С.Прутченков/ Школьный экономический журнал. 1997. — № 1.
- Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников// А. С. Прутченков: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -М., 1999.
- Прутченков А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников// А. С. Прутченков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990.
- Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников// А. С. Прутченков: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1998.-366с.
- Пряжников Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение»// Н.С.Пряжников/ В кн. «Понятийный аппарат педагогики и образования». Екатеринбург, 1995.
- Пташко Д.Р. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения// Д. Р. Пташко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
- Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. — Казань: ИПП ПО РАО, 2006. 144с.
- Реан А.А. Психология адаптации личности// А. А. Реан. СПб.: Прайм — Еврознак, 2006. — 483 с.
- Рогачева Т.В. Оптимизация самоопределения старших школьников в условиях трансформации общества// Т. В. Рогачева: Дис.. канд. психол. наук. М., 2006
- Рожков М.И. Детские организации: возможности выбора. Методическое пособие для организаторов детского движения// М. И. Рожков, А.В.Волохов- М., 1996.
- Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания// А. П. Романов: Дисс.докт. пед. наук. -М., 1990.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии// С Л.Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1946.
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир проблемы общей психологии// С. Л. Рубинштейн. — М., 1976.
- Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие// И. В. Руденко. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Савченко А.В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детского общественного объединения// А. В. Савченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
- Сазонов И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях// И. Е. Сазонов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
- Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждении дополнительного образования// С. В. Сальцева: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания// В.С.Селиванов/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336с.
- Сиземская И.И. Культура в эпоху социального хаоса// И. И. Сиземская. М., 2000.
- Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. Учебное пособие// В. Д. Спмоненко. Брянск. 1995.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики// М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1984.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей// Г. Б. Скок. -М.: Пед. общество России, 2000.
- Скосырева Н.Д. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях становления рыночных отношений (сравнительный анализ, состояние, тенденции)// Н. Д. Скосырева: Автореф. дисс. .канд. пед. паук. М., 1993.
- Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе// Е. Н. Сорочинская. РнД: РГПУ, 1993.
- Социокинетика. Книга о социальном движении в детской среде: в 2-х частях/ Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2000.
- Теория, история, методика детского движения (ТИМ). Кострома, 2002.
- Тетерский С.В. Социальное участие молодежи: опыт России// С.В.Тетерский/ Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 25−27 ноября 2000 г. -Ижевск, 2000.
- Титма М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания. Формирование молодежного сознания// М. Х. Титма. Таллин, 1978.
- Тиханова С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений// С. В. Тиханова: Авто-реф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
- Трусов С.В. Экономическая подготовка школьников в системе дополнительного образования// С. В. Трусов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Тула, 1999.
- Тулякова М.Н. Педагогические условия профессионального самоопределения творческой личности// М. Н. Тулякова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Сумы, 1998.
- Умутбаева М.Н. Организационно-педагогические условия развития предприимчивости у школьников в детском акционерном обществе (на примере Башкортостана)// М. Н. Умутбаева М.Н.: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1997.
- Уразов Г. Н. Деятельность детских общественных организаций как средство развития жизнеспособной личности// Г. Н. Уразов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
- Федоткина Т.А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования// Т. А. Федоткина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1997.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства//Д.И.Фельдштейн. — М., 1997.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие //К.Фопель.- М.: Генезис, 2004. 160с.
- Френкип Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты// Р.Френкин. СПб.: Издательство «Питер», 2006.- 651с.
- Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях// И. И. Фришман И.И.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 2001.
- Харченко С.Я. Социально-педагогические основы подготовки учителя к работе с детскими общественными объединениями// С. Я. Харченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1993.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие / О. В. Хухлаева М.: Академия, 2005. — 203с.
- Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций// Е. Е. Чепурных: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Ярославль, 1997.
- Черноволенко В.Ф. Мировоззрение личности и ее основные жизненные выборы//В.Ф.Черноволенко. Киев, 1997.
- Чернышов А.С. Психологическая школа молодежных лидеров// А. С. Чернышев и др. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -271с.
- Чечель И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационные учебных заведений// И. Д. Чечель: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1995.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи// С. Н. Чистякова. — М., 1992.
- Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков// О. Д. Чугунова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 2000.
- Шакиева Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях// Ч. А. Шакиева: Дис.. д-ра психол. наук. -СПб, 1998.-312с.
- Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание// Р. Х. Шакуров. -Казань: ЦИТ, 2003. 305с.
- Шакуров Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность: механизмы психодинамики// Р. Х. Шакуров. Казань: ЦИТ, 2001. — 180с.
- Шалавина Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников// Т. И. Шалавина: Автореф. дисс.канд. пед. паук-. -М., 1995.
- Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте// Р. М. Шамионов: Автореф. дисс.капд. пед. наук. СПб., 1997.
- Шевапдрнн Н.И. Основы психологической диагностики: учебн. для студентов высш.учебн. заведений// Н. И. Шевандрин. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005. — 336с.
- Ширшина Н.С. Социально-профессиональное самоопределение личности// Н. С. Ширшина. Н. Новгород, 1995.
- Шишлов А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением// А. Н. Шишлов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2002.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Шишов С.Е./ Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
- Шкляев В.Л. Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования// В. Л. Шкляев: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2000.
- Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры// С. А. Шмаков: Автореф. дисс.докт. пед. наук. -М., 1999.
- Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен// С. Н. Щеглова: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике// Г. И. Щукина. -М., 1971.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания// Н. Е. Щуркова. -СПб: Питер, 2005. 366с.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды// Д. Б. Эльконин. -М., 1989.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Э.Эриксон. М.: Прогресс, 2006. — 344с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе// И. С. Якиманская. М., 1996.
- Argyris С. Increasing Leadership Effectiveness. New York: John Wiley&Sons, 1976.
- J. Cassaigneau. Russian Federation Situation Update//Network Russia — Web Edition. № 8.
- Mertens D. Schlusselgalifikationen. Thesen zur Schulung fur eine mod-erne Jeschellschaft. 1994, № 4.
- Soviet Media News Budget. June 7. 1990.
- Stogdill R.M. Handbook of Leadership. New York: The Free Press, 1974.
- УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «Городской МЭКОМ-клуб"1. Общие положения
- Детская общественная организация «Городской МЭКОМ-клуб» (в дальнейшем «Клуб») является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
- Клуб создан по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
- Место нахождения клуба: 445 011, Самарская область, г. Тольятти, ул. Карла Маркса, дом № 27-а.
- Учредителями Клуба являются физические лица.
- Полное официальное наименование Клуба: детская общественная организация Городской МЭКОМ-клуб.
- Клуб в праве в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
- Клуб имеет круглую печать, угловой штамп, бланк со своим наименованиям, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
- Клуб осуществляет свою деятельность в пределах города Тольятти в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
- Клуб не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Клуба не несут ответственность по обязательствам Клуба.
- Предмет и цели ден гсльности клуба
- Деятельность клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
- Клуб может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
- Клуб не в праве расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний.
- Члены Клуба, их обязанности и права
- Порядок приема в члены Клуба
- Прием в члены клуба производится в индивидуальном порядке, на основании письменного заявления вступающего.
- Вступающий в члены Клуба предоставляет заявление, 2 фотографии 3 на 4 и рекомендацию члена Клуба, знающего рекомендуемого по месту жительства или по совместной учебе.
- Рекомендующий несет ответственность за свою рекомендацию, помогает новому члену клуба активно включиться в жизнь Клуба.
- Решение о принятии в члены Клуба принимает Совет Клуба простым большинством голосом членов Совета. На вновь вступившего заводится регистрационная карточка и ему выдается билет члена Клуба установленного образца.
- За невыполнение уставных требований, неуплату взносов в течении года член клуба может быть исключен из его членов. Решение об исключении из членов клуба принимает общее собрание клуба.
- Члены Клуба, достигшие 18-летнего возраста и не избранные в руководящие органы клуба, снимаются с учета и выбывают из Клуба.
- Структура и управление Клуба и срок полномочий руководящих органов
- Высшим органом управления Клуба является общее собрание членов Клуба.
- Общее собрание Клуба проводится не реже одного раза в год. Присутствующий член Клуба имеет один голос.
- Общее собрание клуба правомочно, если на нем присутствует больше половины членов.
- Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решения общего собрания по вопросам исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов членов присутствующих на собрании.
- Текущее руководство Клубом осуществляет Совет Клуба, избираемый поименно общим собранием сроком на 1 год. В состав Совета Клуба входит: председатель, заместитель председателя, секретарь.
- Председатель Клуба должен действовать в интересах Клуба добросовестно и разумно. В случае причинения убытков организации, председатель Клуба должен возместить их.
- К компетенции заместителя председателя относятся:• информирование членов Клуба о деятельности Совета Клуба, доведение до них решений общего собрания и Совета Клуба-• контроль за исполнением поручений Клуба ее членами.
- К компетенции секретаря относятся:• ведение учета приема и выбытия членов Клуба-• согласование повестки дня заседаний Совета Клуба.
- В период отсутствия председателя его обязанности выполняет заместитель.
- Контрольно-ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом Клуба, осуществляющий контроль за расходованием материальных и денежных средств1. Клуба.
- Контрольно-ревизионная комиссия избирается на общем собрании Клуба сроком на 1 год в количестве 3-х человек: председателя, заместителя председателя и секретаря.
- Контрольно-ревизионная комиссия не реже одного раза в год докладывает общему собранию Клуба о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
- Члены контрольно-ревизионной комиссии подотчетны только общему собранию Клуба.
- Председатель контрольно-ревизионной комиссии осуществляет планирование и организацию ее деятельности в течении срока своего избрания.
- Источники формирования имущества
- Вступительные и членские взносы с момента их уплаты становятся собственностью Клуба. Члены многодетных семей, дети-сироты освобождаются от уплаты членских взносов.
- В случае выхода или исключения лица из членов Клуба вступительные и денежные взносы не возвращаются.
- Члены Клуба не имеют права на долю имущества организации, в том числе при выходе из ее состава.
- Полученная Клубом прибыль не подлежит распределению между ее членами.
- Прибыль Клуба используется исключительно в соответствии с уставными целями.
- Реорганизация и ликвидация клуба
- Реорганизация клуба осуществляется по решению общего собрания, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании, и в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
- Имущество Клуба переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
- Клуб может быть ликвидирован на основании решения общего собрания, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании или судебном порядке.
- С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Клуба. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Клуба выступает в суде.
- Решение о ликвидации публикуется в местных средствах массовой информации.
- Имущество, остающееся после ликвидации Клуба, направляется на цели, предусмотренные Уставом.6.24.7. Заключительные положения
- Изменения вносятся в Устав решением членов общего собрания и вступают с момента государственной регистрации.
- УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МЭКОМ-клуб школы №"1. Общие положения
- Детское общественное объединение «МЭКОМ-клуб школы № «(в дальнейшем «Клуб») является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
- Клуб создан по инициативе граждан объединившихся па основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.13. Место нахождения клуба:.
- Учредителем Клуба является ДОО «Городской МЭКОМ-клуб».
- Полное официальное наименование Клуба: Детское общественное объединение МЭКОМ-клуб Школы №.
- Клуб приобретает права юридического лица с момента регистрации.
- Клуб осуществляет свою деятельность в пределах Школы №города Тольятти в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
- Клуб не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Клуба не несут ответственность по обязательствам Клуба.
- Предшет н цели деятельности клуба
- Деятельность клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
- Члены Клуба, их обязанности и права
- Порядок приема в члены Клуба
- Прием в члены клуба производится в индивидуальном порядке, на основании письменного заявления вступающего.
- Вступающий в члены Клуба предоставляет заявление, рекомендацию члена Клуба, знающего рекомендуемого по месту жительства или по совместной учебе.
- Рекомендующий несет ответственность за свою рекомендацию, помогает новому члену клуба активно включиться в жизнь Клуба.
- Решение о приняши в члены Клуба принимает Совет Клуба простым большинством голосом членов Совета. На вновь вступившего заводится регистрационная карточка и ему выдается билет члена Клуба установленного образца.
- За невыполнение уставных требований, неуплату взносов в течении года член клуба может быть исключен из его членов. Решение об исключении из членов клуба принимает общее собрание клуба.
- Члены Клуба, достигшие 18-летпего возраста и не избранные в руководящие органы клуба, снимаются с учета и выбывают из Клуба.
- Структура и управление Клубом и срок полномочий руководящих органов
- Высшим органом управления Клуба является общее собрание членов Клуба.
- Общее собрание Клуба проводится не реже одного раза в год. Присутствующий член Клуба имеет один голос.
- Общее собрание клуба правомочно, если на нем присутствует больше четверти членов.
- Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решения общего собрания по вопросам исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов членов присутствующих на собрании.
- Текущее руководство Клубом осуществляет Директория, избираемая поименно общим собранием сроком на 1 год. В состав Директории входит: генеральный директор, исполнительный директор, технический директор.
- Генеральный Директор должен действовать в интересах Клуба добросовестно и разумно. В случае причинения убытков организации, председатель Клуба должен возместить их.
- К компетенции Исполнительного Директора относятся:• информирование членов Клуба о деятельности Директории, доведение до них решений общего собрания и Директории-• контроль за исполнением поручений Клуба ее членами.
- К компетенции Технического Директора относятся:• ведение учета приема и выбытия членов Клуба:• согласование повестки дня заседаний Директории.
- В период отсутствия Генерального Директора его обязанности выполняет Исполнительный Дирек гор.
- Контроль за деятельностью клуба выполняет представитель районного отделения Городского МЭКОМ-клуба.
- Реорганизация и ликвидация клуба
- Реорганизация клуба осуществляется по решению Совета Городского МК, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании, и в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.7. Заключительные положения
- Изменения вносятся в Устав решением членов общего собрания и вступают с момента государственной регистрации.
- Содержание программы подготовки педагогов (вожатых) к работе в детских лагерях отдыха с участием «Ассоциации МЭКОМ-клубов»
- Раздел 1. Организационно-правовой (4 ч.)
- Цели, задачи и основные функции ДОЛ. Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Особенности деятельности ДОЛ с участием «Ассоциации МЭКОМ-клубов».
- Раздел 2. Социально-психологический (4 ч.)
- Раздел 3. Педагогический (6 ч.)
- Раздел 4. Технология МЭКОМ (6 ч.)
- Раздел 5. Методический (8 ч.)
- Теоретические основы деятельности и функциональные обязанности педагога-вожатого в ДОЛ. Методика воспитательной работы в ДОЛ. Методика подготовки и проведения игр в условиях ДОЛ. Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (КТД).
- Раздел 6. Практический (8 ч.)
- Туристко-краеведческий практикум. Оформительский практикум. Творческие конкурсы, игры с залом. Интеллектуальные игры. Ролевые игры. Подвижные игры. Спортивные игры.
- Следующая стадия вводного цикла доведение ролевых функций директора, бухгалтера и брокера и выдача типовых бланков: расчетного счета и баланса. Для правильного ведения бланков проводится инструктаж с проверкой.
- Заключительной частью вводного цикла является доведение до участников Правилигры.1. Правила игры:
- Целью любого бизнеса является получение прибыли. Целью инвестора является получение прибыли от вложений в ценные бумаги: акции и облигации.
- Всем фирмам, участвующим в игре выдается равный начальный капитал в сумме 100 денежных единиц.
- Победителем игры признается фирма, получившая к окончанию игры самую большую прибыль.
- Игра состоит из периодов. В свою очередь каждый период состоит из торгов, выплаты дивидендов, сдачи баланса.
- Каждый период маклер продает по одной акции каждого эмитента.
- В случаях, когда фирма не в состоянии купить акцию (например, брокер назначил слушком высокую цену) банк принимает в оплату уже купленные фирмой акции по текущему курсу. Если и на этот раз акций не хватает фирма объявляется банкротом.
- Размер бонуса объявляет ведущий организатор, бухгалтера фирм фиксируют операцию в своих расчетных счетах и получают деньги в банке.
- После выплаты дивидендов и бонусов период (биржевая сессия) объявляется закрытым и сразу же начинается следующий период.
- Для успешного освоения правил игры проводится нулевой (пробный) период, которые не засчитывается, а является показательным для участников игры.1. Основной цикл
- В целях предупреждения завышения стоимости акций в последнем периоде, участникам не говорится количество периодов.1. Заключительный цикл
- ПРИХОД РАСХОД ОСТАТОК ОПЕРАЦИЯ ОТМЕТКА БАНКА100 100 Начальный капитал
- Бухгалтерский баланс фирмы1. АКТИВ
- Эмитент Количество Курс Итого