Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных в советской России, 1936-1957 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследуемый период широко практиковалось шефство над колониями со стороны культурно-просветительных учреждений, фабрично-заводских комитетов, воинских частей, промышленных предприятий, совхозов, учебных заведений. Представители этих организаций помогали воспитанникам овладеть производственной квалификацией, проводили мероприятия по улучшению их труда и быта, оказывали помощь сотрудникам колоний… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы исправления несовершеннолетних осужденных в пенитенциарной теории и практике советской России 1936−1957 годов
    • 1. Аспекты исправительно-трудовой политики государства в отношении несовершеннолетних осужденных
    • 2. Особенности личности несовершеннолетних осужденных
    • 3. Особенности субъекта воздействия на несовершеннолетних осужденных
  • Глава 2. Основные средства исправления несовершеннолетних осужденных в период 1936 — 1957 годов
    • 1. Особенности режима отбывания наказания и специфика политико-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
    • 2. Трудовое воспитание и профессиональная подготовка несовершеннолетних осужденных
    • 3. Организация общеобразовательного обучения несовершеннолетних осужденных

Педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных в советской России, 1936-1957 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В деятельности мест лишения свободы на различных исторических этапах возникало немало проблем, решавшихся с учетом предшествующей практики. Исправительные учреждения для несовершеннолетних осужденных имеют свое неоднозначное, противоречивое прошлое, подвергаемое критике, которая в определенной степени способна оказать влияние на обновление и совершенствование их деятельности на современном этапе. В настоящее время наблюдается рост интереса к историческому прошлому, это в значительной мере обусловлено социально-экономическими и политико-правовыми преобразованиями, осуществляемыми в России.

Как подчеркнул в своем докладе на заседании Руководящей группы экспертов Совета Европы и Российской Федерации по реформированию уголовно-исполнительной системы В. У. Ялунин, несмотря на предпринимаемые меры и некоторые положительные перемены в деятельности УИС России (продолжается практика отхода от жестких форм давления на личность, устанавливаются доверительные отношения между персоналом и осужденными, приоритет отдается педагогическим и психологическим методам воздействия на правонарушителей, во всех воспитательных колониях функционируют общеобразовательные школы, организована профессиональная подготовка, удалось добиться положительных перемен в части реализации права осужденных на охрану здоровья, осуществляется Федеральная целевая программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 — 2004 годы»), сложная криминогенная ситуация продолжает сохраняться. В сложившейся ситуации особенно важно обращение к пенитенциарному опыту Российского государства1.

1 См.: Ялунин В. Соблюдение прав человека — приоритетная задача уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 5. С. 2−6.

В начале третьего тысячелетия в России особую тревогу вызывает рост подростковой преступности. Этой категорией лиц совершается каждое шестое преступление: за последние 5 лет вырос с 3,1 до 5,4% удельный вес несовершеннолетних осужденныхчисленность подростков, преступивших закон под воздействием наркотических средств — на 22%1. Увеличилось число тяжких, насильственных и сопровождающихся особой жестокостью преступлений (так, в первом полугодии 2002 г. по Владимирской области с участием л несовершеннолетних было совершено 1869 тяжких преступлений).

Подобный рост преступности в среде несовершеннолетних обусловлен рядом объективных причин: большинство государственных и общественных институтов, занимавшихся ранее проблемами подрастающего поколения, включая комсомол, систему работы в школах, дворцах пионеров, разрушены, а взамен не предложено ничего нового. Велик процент рецидивных преступлений несовершеннолетних, особенно это касается амнистированных лиц: по данным 2001 г., благодаря амнистии (июнь — ноябрь) численность осужденных в воспитательных колониях сократилась на 7,8 тыс., из которых более 35% в 2002 г. вернулись обратно, совершив новые правонарушения3.

Решение проблемы подростковой преступности невозможно без тщательного изучения исторического опыта. Процесс исправления несовершеннолетних осужденных, осуществлявшийся в приютах, домах призрения и убежищах царской России, достаточно подробно исследован и освещен (работы Л. И. Беляевой, М. Н. Гернета, С. А. Завражина, С. В. Познышева, Л.К.Фортовой). Большое количество научных трудов посвящено первым десятилетиям деятельности Советского государства по «искоренению» преступности в подростковой среде, затем исследования сразу переходят на 60-е годы, минуя период господства карательной системы и культа личности (З.А.Астемиров, М. Г. Детков, О. С. Кузьмина, М. П. Стурова, Н.А.Тюгаева).

1 См.: Отчет МВД РФ о состоянии правопорядка в России и результатах борьбы с преступностью в 2001 году.

См.: Сведения о состоянии преступности среди несовершеннолетних за 6 месяцев 2002 г.: Аналитический обзор о состоянии преступности Управления внутренних дел МВД России по Владимирской области.

3 См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 5.

Сложный, противоречивый, получивший самые неоднозначные оценки исторический период с 1936 — по 1957 г. обойден вниманием исследователей, как педагогов и психологов, так и юристов. Он как бы «выпал» из истории страны и был предан забвению. В связи с чем тема диссертационного исследования является весьма актуальной.

В этот исторический отрезок времени, как показывает изучение источников, архивных материалов, проводилась работа и были достигнуты определенные успехи в исправлении несовершеннолетних осужденных. Так, в воспитательно-трудовых колониях (ВТК) исследуемого периода обязанность получения среднего (полного) образования была закреплена законодательно (в условиях современных колоний, согласно п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании», установлена обязанность получения подростками основного общего образования, а не среднего (полного). В каждой ВТК функционировало профессионально-техническое училище и был довольно-таки широкий выбор изучаемых ремесел (на сегодняшний день, к сожалению, неблагоприятная тенденция свертывания учебных заведений коснулась профессионального образования: училища стали закрываться)1.

Перемены коснулись также и участия общественности в исправлении несовершеннолетних преступников: практически прекратилась шефская работа трудовых коллективов. На сегодняшний день каждый третий осужденный подросток после освобождения не может устроиться на работу. В период существования Советского государства, несмотря на многие негативные моменты и перегибы в деятельности по исправлению подростков-правонарушителей, был накоплен положительный опыт по привлечению рабочих коллективов, комсомольских и профсоюзных организаций к работе с несовершеннолетними осужденными. После выхода на свободу бывшие воспитанники подлежали обязательному.

1 См.: Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века / Под ред. А. И. Зубкова. М., 2002. С. 628 — 634. трудоустройству, они направлялись на фабрики, заводы, вливались там в коллективы, продолжавшие с ними воспитательную работу.

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемый период, и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространенных преступлений, совершаемых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои. Их доля (в общей совокупности совершенных преступлений) в исследуемый период была 51,2%, на сегодняшний день они остаются наиболее «популярными», составляя 77,3%'. Много общего и в характеристиках личности несовершеннолетних осужденных периода 1936 — 1957 гг. и несовершеннолетних, отбывающих наказание в современных воспитательных колониях. Так, в исследуемый период основная масса осужденных имела уровень образования ниже среднего, а 34% - 4 классапрактически каждый второй подросток, поступавший в колонию, до осуждения нигде не работал и не училсятреть несовершеннолетних имели отклонения в психическом развитии, 3% были умственно отсталые. Контингент современных воспитательных колоний характеризуется следующими показателями: каждый четвертый воспитанник имеет образование «в пределах начального», стремительно увеличивается численность неграмотныхболее половины (56,3%) — лица без определенных занятийу 2,1% осужденных (в ВК усиленного режима их удельный вес больше среднестатистического в 2,8 раза) выявлена олигофрения в стадии дебильности3.

Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств исправления несовершеннолетних осужденных на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности. В.

1 См.: Отчет о состоянии правопорядка в России и результатах борьбы с преступностью в 2001 году.

См.: ГАРФ, ф. Р — 9412 сч, on. 1, ед. хр. 913, д. 27 с: Материалы по изучению воспитанников ВТК. 1949, л. 97 — 99.

3 См.: Лузгин С. А. Социальная работа как одно из основных средств исправления осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 6. С. 28. апреле 2000 г. ГУИН Минюста России была разработана Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, где особое внимание уделяется внедрению в деятельность исправительных заведений положительного отечественного и зарубежного опыта.

Все это обусловило необходимость всестороннего изучения опыта исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в «обойденный» исследователями период 1936 — 1957 гг., творческого и критического переосмысления некоторых идей, решений и концепций, применявшихся в практике воспитательно-трудовых колоний того времени. Знание и объективная оценка данного опыта будут способствовать формированию общественного мнения, лишенного односторонности и предвзятости, исключат огульное отрицание прошлого, создадут необходимые предпосылки для извлечения уроков из отечественной истории.

Безусловно, в этот сложный для нашей страны период репрессий, культа личности, господства авторитарной власти, Великой Отечественной войны было много негативного и отрицательного, что и обусловило огульное его отрицание и неприятие. В исследовании акцент сделан на прогрессивных моментах, имевших место в деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних осужденных.

Ретроспективный анализ развития и реализации педагогических, социальных, правовых и организационных основ деятельности воспитательно-трудовых колоний в исторический период, определенный рамками 1936 -1957 гг., имеет не только теоретическое, познавательное, но и важное практическое значение, позволяет использовать накопленный опыт и избежать ошибок и просчетов, имевших место в недалеком прошлом.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов, недостаточная изученность проблемы определили тему диссертационного исследования: «Педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных в советской России (1936 -1957 годы)».

Термин «педагогические основы» — объемный и включает в себя множество значений, в диссертационном исследовании под ним понимаются специфика исправительно-трудовой политики государства в отношении несовершеннолетних осужденных, особенности их личности, характеристика субъекта воздействия, основные средства исправления (режим отбывания наказания, политико-воспитательная работа, трудовое воспитание и профессиональная подготовка, общеобразовательное обучение) и их реализация в период 1936 — 1957 гг.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением вопросов, связанных с исправлением совершивших преступление подростков, российские исследователи начали заниматься с середины XIX в. Так, в трудах Е. В. Антонова, Е. М. Баранцевича, А. Ф. Кистяковского, Л. Х. Сабинина обосновывалась необходимость существования в России исправительных заведений для детей «испорченной нравственности». Работы И. Г. Архипова, Д. Л. Бейтгилеля, Ю. Ге, В. П. Кащенко, И. Ю. Некрасова, К. В. Рукавишникова, К. Д. Ушинского, М. В. Шимановского освещали историю открытия земледельческих и ремесленных приютов. Исследования Н. Я. Воскобойникова, М. В. Духовского, Д. Г. Тальберга посвящены сравнительной характеристике порядков различных исправительных заведений для несовершеннолетних. В начале XX в. началось углубленное изучение деятельности патронажных обществ. Этой проблеме посвящены труды Л. С. Гороховой, В. Д. Набокова.

Однако в вышеперечисленных исследованиях не был представлен полный арсенал средств, форм и методов воздействия на детей «испорченной нравственности», большинство работ носило описательный характер.

В научной литературе более позднего временного периода (20 — 80-е гг. XX в.) и в современных исследованиях наиболее полно изучен лишь период становления учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в первые годы советской власти (1917 — 1924 гг.). Значительный вклад в разработку этих проблем внесли Л. И. Беляева, Е. М. Гиляров, М. Г. Детков, В. М. Литвишков, Г. М. Миньковский, С. В. Познышев, Н. А. Тюгаева. В их трудах нашли отражение вопросы истории советского исправительно-трудового законодательства, возникновения и становления системы воспитательно-трудовых учреждений для совершивших преступления подростков, кроме того, были проанализированы значение обучения в процессе исправления несовершеннолетних осужденных и определена воспитательная роль коллектива и общественных организаций в этом направлении.

Отдельные работы советского периода, посвященные проблематике исправительной функции российского государства второй половины XIX — начала XX вв., освещали преимущественно законодательные вопросы, проблемы исполнения наказаний, причины преступности несовершеннолетних. К такого рода исследованиям относятся труды Е. В. Болдырева, Т. У. Воробейниковой, СЛ. Гайдука, А. Б. Дубровиной. Однако основные средства исправления несовершеннолетних осужденных отдельно не рассматривались.

Восполняют этот пробел научные труды З. А. Астемирова, И. П. Башкатова, Л. И. Беляевой, ЮХТербеева, В. Г. Деева, Н. А. Деевой, С. А. Завражина, А. В. Пищелко, М. П. Стуровой, Н. А. Тюгаевой, А. И. Ушатикова, в которых выделены положительные и отрицательные моменты деятельности российских исправительных заведений для несовершеннолетних, рассмотрены педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных подростков.

Таким образом, анализ степени изученности темы убеждает в необходимости углубленного осмысления всей системы организации воспитательно-трудовых колоний для несовершеннолетних осужденныхпроблемы использования основных средств исправления в 1936 — 1957 гг.- вопросов переоценки теоретического и практического опыта прошлого.

Объектом исследования выступает деятельность воспитательно-трудовых колоний в период с 1936 по 1957 гг.

Предметом исследования является процесс реализации основных средств исправления несовершеннолетних осужденных (режим, политиковоспитательная работа, трудовое воспитание, профессиональная подготовка, общеобразовательное обучение) в этой деятельности.

Цель исследования — на основе изучения и анализа широкого круга архивных документов, законодательства и иных источников выявить, проанализировать и обобщить положительный опыт применения основных средств воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, накопленный исправительными заведениями России в 1936 — 1957 гг., для восполнения «пробела» в истории пенитенциарной педагогики и психологии, а также избежания ошибок, имевших место в недалеком прошлом.

Для реализации этой цели сформулированы следующие основные задачи диссертационного исследования:

1. Определить специфику пенитенциарной политики Советского государства в отношении несовершеннолетних осужденных в период с 1936 по 1957 гг.

2. Дать всестороннюю объективную характеристику личности несовершеннолетних осужденных, отбывавших наказание в ВТК советской России.

3. Раскрыть особенности субъекта воздействия на несовершеннолетних осужденных.

4. Проанализировать содержание и методику реализации основных средств исправления несовершеннолетних осужденных (особенности режима отбывания наказаний, специфика политико-воспитательной работы, трудовое воспитание и профессиональная подготовка, организация общеобразовательного обучения).

Гипотеза исследования. Изучение, обобщение и анализ отечественного исторического опыта исправления несовершеннолетних осужденных в период 1936 — 1957 гт. позволят заполнить образовавшийся «вакуум» в изучении истории пенитенциарной педагогики и психологии, определить, какие из имевшихся прогрессивных идей реализованы в деятельности современных воспитательных колоний, а какие преданы забвению и почему, избежать имевших место в исследуемый период ошибок и просчетов.

Хронологические рамки исследования охватывают период развития Советского государства с 1936 по 1957 гг. Он характеризуется перестройкой государственного аппарата, преобразованием системы управления, формированием органов принуждения на основе новой идеологии. В рассматриваемый период происходило изменение исправительно-трудового законодательства, а также системы органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей (Закон от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»). Ограничение исследования рамками 1936 — 1957 гг. связано с тем, что после смерти И. В. Сталина и последовавшего за этим осуждения сталинизма вся деятельность мест лишения свободы получила однозначную негативную оценку. В результате на многие годы были преданы забвению достижения пенитенциарной практики воспитательно-трудовых колоний, получивших наибольшее развитие в рассматриваемый период.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В диссертации использовались положения действовавших в исследуемый период нормативных актов РСФСР и ее субъектов, которые в той или иной степени затрагивали вопросы исправления несовершеннолетних преступников в период отбывания наказаний и оказания им помощи после освобождения.

Автор опирался на научные работы отечественных и зарубежных ученых, касающиеся педагогических основ исправления несовершеннолетних преступников, оказания им помощи в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды, а также на научные труды в области социальной и общей педагогики, психологии, общей теории права, уголовно-исполнительного права, философии, социологии и других наук гуманитарного профиля, имеющих значение для изучения и решения исследуемого круга проблем.

В работе использовались следующие методы исследования: исторический, метод экспертных оценок, анализ теоретических источников, систематизация, обобщение, математико-статистические методы, а также эмпирические методы исследования: изучение бюллетеней, отчетов правительственных и региональных органов образования, шефских организаций, данные уголовной статистики за период с 1936 по 1957 гг. о преступлениях несовершеннолетних.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) были определены теоретические и методологические основы исследования, поставлены цели и задачи, осуществлен теоретический анализ педагогической, психологической, философской и юридической литературы по проблеме исправления несовершеннолетних осужденных.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) исследовались архивные материалы, законодательная база, статистические отчеты, личные дела несовершеннолетних осужденных, отбывавших наказание в воспитательно-трудовых колониях советской России, а также изучалась деятельность современных воспитательных колоний по исправлению несовершеннолетних.

На третьем этапе (2001 — 2002) была сформулирована гипотеза исследования, разрабатывались основные положения, выносимые на защиту, произведены обобщение и анализ результатов всего исследования, осуществлено оформление работы.

Источниковую базу исследования составляют материалы фондов ряда центральных и ведомственных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Владимирской области, архива УИН Минюста России по Владимирской области, архива УВД Костромской области. В качестве источников также были использованы Сборник законов СССР, Собрание указаний СССР (СУ СССР), ведомственные отчеты о деятельности ВТК.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что определена специфика пенитенциарной политики Советского государства в отношении несовершеннолетних осужденных в исследуемый периоддана всесторонняя характеристика (социально-демографическая, уголовно-правовая, социально-педагогическая, психологическая, исправительная) личности несовершеннолетних осужденных, отбывавших наказания в ВТК советской Россиираскрыты особенности субъекта воздействия на несовершеннолетних осужденныхпроанализированы содержание и методика реализации основных средств исправления несовершеннолетних осужденных: режима отбывания наказаний, политико-воспитательной работы, трудового воспитания и профессиональной подготовки, общеобразовательного обучения.

Научная новизна данной работы определяется также тем обстоятельством, что в процессе исследования использовано значительное количество архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Снятие ограничений на изучение архивных документов, специальной литературы в последние годы расширило возможности объективного изучения проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В сложный, противоречивый исторический период с 1936 — по 1957 гг., несмотря на многие негативные моменты и перегибы в исправительно-трудовой политике, был накоплен положительный опыт по исправлению несовершеннолетних осужденных, суть которого заключается в реализации основных средств исправления с учетом политики государства в отношении несовершеннолетних осужденных, особенностей их личности и субъекта воздействия.

В этот период места лишения свободы были ориентированы на решение хозяйственных задач, отодвигая другие важные задачи по исправлению и перевоспитанию осужденных на второй план. Но на практике было много и положительных моментов: на основе режимных требований, приобщения несовершеннолетних к общественно полезному труду и обучению многие подростки возвращались после отбытия наказания к честной жизни.

2. В исследуемый период активно шел процесс формирования системы общественного воздействия на подростков: развивается институт патроната, шефства трудовых коллективов, родительских комитетов, попечительских организаций, как форма участия общественности в исправлении несовершеннолетних осужденных на пенитенциарном и постпенитенциарном этапах. При этом наблюдается тенденция к объединению общественных сил по реализации основных средств исправления несовершеннолетних осужденных — режима отбывания наказания, трудового воспитания и профессиональной подготовки, общеобразовательного обучения — в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы.

3. Новый концептуальный подход к оценке педагогических основ исправления несовершеннолетних осужденных в исследуемый период, а также к осмыслению негативных явлений, их истоков и последствий, перегибов и упущений в деятельности воспитательно-трудовых колоний позволит избежать подобных ошибок, развить положительные идеи и тенденции, найти рациональное зерно, которое можно использовать в деятельности современных воспитательных колоний.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения, предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в ходе научных изысканий, посвященных проблемам подростковой преступностипри разработке средств, методов и путей совершенствования пенитенциарной и постпенитенциарной помощи освобожденным из мест лишения свободыв учебном процессе при проведении семинарских и практических занятий, а также включены в спецкурс для студентов и курсантов, интересующихся проблемой исправления несовершеннолетних и пенитенциарным опытом России середины XX в.

Исследование педагогической системы воспитательно-трудовых учреждений для несовершеннолетних осужденных в 1936 — 1957 гг. позволяет оценить ее с точки зрения целесообразности и правомерности, а также предостеречь от ошибок, имевших место в тот период. Выводы, сделанные в диссертации, могут послужить основой для выработки предложений по совершенствованию законодательства.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Проведенная работа расширяет представление о содержании и реализации основных средств исправления, применявшихся в колониях для несовершеннолетних осужденных исследуемого периода.

2. Результаты диссертационного исследования, во-первых, открывают новую страницу в истории пенитенциарной педагогики и психологии, во-вторых, формируют новые ценностно-ориентационные подходы к оценке деятельности ВТК по исправлению несовершеннолетних осужденных в означенный период, в третьих, имеют большое значение как для понимания закономерностей развития и совершенствования педагогической системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних осужденных, так и для восполнения пробела в изучении этого периода.

3. Основные положения и выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы для создания учебных и методических пособий по истории пенитенциарной педагогики и психологииматериалы исследования могут быть полезны в деле подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы Минюста России.

4. Собранный и обобщенный материал о роли общественного воздействия в воспитательно-трудовых колониях советской России изучаемого периода имеет практическую значимость и в современных условиях. Отдельные прогрессивные элементы организации трудовой деятельности несовершеннолетних осужденных, раскрытые в исследовании, могут применяться и быть развиты современными воспитательными колониями.

Апробация результатов исследования. Основные проблемы, рассмотренные автором в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в семи опубликованных статьях.

Результаты исследования получили апробацию в выступлениях автора на Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Карательная политика России на рубеже веков» и международной научно-практической конференции «Закономерности преступности и проблемы системного правового регулирования борьбы с ней», проходивших в г. Владимире, а также при подготовке различных информационно-аналитических и методических материалов, связанных с проблематикой исследования.

Предложения и выводы диссертационного исследования используются в учебном процессе Владимирского юридического института, Ивановского филиала Владимирского юридического института, Академии права и управления Минюста России по курсам: «Пенитенциарная педагогика», «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная психология», а также в практической деятельности воспитательного отдела Управления исполнения наказаний Минюста России по Владимирской области, воспитательной колонии п. Ликино (Владимирская область), что подтверждено актами о внедрении.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены опорой на значительное количество научных и нормативно-правовых источников, архивных материалов с учетом достижений современной педагогической, психологической, юридической наук и пенитенциарной практикой.

Структура и объем диссертации

определены кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Во второй главе диссертационного исследования нами охарактеризованы основные средства исправления несовершеннолетних осужденных и особенности их применения в ВТК РСФСР 1936 — 1957 годов, выявлен положительный опыт, активное использование которого в деятельности современных воспитательных колоний может способствовать процессу исправления.

1. Режим в исследуемый период являлся основой для проведения других воспитательных мероприятий. Основное его назначение как средства исправительного воздействия виделось в воспитании у осужденных дисциплины, т. е. умения подчиняться определенному порядку, обязательному для всех. В целом же требования, которые ранее предъявлялись к подростку в местах лишения свободы, были направлены на формирование послушного осужденного. Соблюдение режимных требований оценивалось прежде всего с точки зрения организации жизни и деятельности мест лишения свободы и от того, насколько несовершеннолетний «вписался» в эту структуру.

2. Политическое воспитание в ВТК исследуемого периода заключалось в организации постоянного взаимодействия колонии с окружающим миром, которое осуществлялось путем налаживания связей с политическими объединениями, производственными, потребительными, распределительными организациями.

3. Одним из перспективных направлений воспитательной работы с заключенными было создание в коллективе правильного общественного мнения. Для этого из числа осужденных выбирался Совет актива, призванный помогать администрации тюрем, назначался его председатель. Как правило, Совет собирался один раз в неделю, но нередко созывались и внеочередные заседания, на которых решались все текущие вопросы, связанные с организацией занятий, производственной и клубной работой и т. п.

4. Виды производства в мастерских устанавливались в зависимости от экономических потребностей в кадрах и условий окружающей местности, от возраста и пола воспитанников. Кроме того, при выборе производства учитывались перспективы развития народного хозяйства. Это обеспечивало колонии заказами и давало возможность реализации изготовленной продукции. Учет кадровых потребностей региона, где находилось исправительное учреждение, и перспектив его развития позволял формировать у подростков целенаправленные интересы к определенным профессиям.

5. Заработанная в процессе трудовой деятельности сумма стала зачисляться на их лицевой счет подростков, отчисление же небольшого процента способствовало накоплению определенных средств, в которых осужденные нуждались в период обустройства после отбытия срока наказания. На наш взгляд, этот момент в деятельности колоний заслуживает особого внимания.

6. На получение осужденными подростками общего образования в ВТК исследуемого периода уделялось особое внимание. Так, в подразделениях, где нельзя было открыть вечерние (сменные) школы, организовывалось заочное обучение осужденных в соответствии с Положением о заочных отделениях вечерних общеобразовательных школ, действующих в средних учебных заведениях РСФСР. В воспитательно-трудовых колониях создавались консультационные пункты заочных краевых, областных и городских общеобразовательных школ, где под руководством учителя, а также самостоятельно, получая консультации в установленное время, осужденные осваивали предметы. Каждый учащийся обязан был пройти экзаменационные испытания по всем изучаемым дисциплинам.

7. Во многих колониях преподаватели применяли передовые методы работы, как-то — изучение личности каждого учащегося, развитие у них инициативности, вовлечение подростков в кружковую работу, проведение тематических конкурсов, викторин и т. п.

Так, отделом детских колоний УМВД Томской области ежегодно организовывались областные смотры лучших школьных команд по литературе, математике, географии и другим предметам. Ребят награждали ценными подарками, книгами, правом посещения выставок и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении представляется необходимым отметить, что гипотеза исследования подтвердилась: результаты и выводы данной работы заполняют образовавшийся «вакуум» в изучении истории пенитенциарной педагогики и психологиипомогают определить, какие из имевшихся прогрессивных идей реализованы в деятельности современных воспитательных колоний, а какие преданы забвению и почему.

К проблемам несовершеннолетних осужденных сегодня приковано внимание не только ученых, но и президентских и правительственных структур, народных депутатов и правозащитников, средств массовой информации. Так, за последние два года Президентом России дважды из его резервного фонда оказывалась помощь воспитательным колониям, проводится работа с Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при правительстве России по решению ряда основополагающих вопросов, направленных на совершенствование условий содержания несовершеннолетних осужденных1. В решении проблемы организации исполнения наказания в отношении этой категории лиц активно используется положительный опыт, накопленный исправительными заведениями советской России. Знание его, а так же анализ негативных моментов деятельности воспитательно-трудовых колоний исследуемого периода, перегибов и упущений позволит избежать подобных ошибок сегодня.

Цель исследования заключалась в выявлении, анализе и обобщении положительного опыта применения основных средств воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, накопленного исправительными заведениями России в 1936 — 1957 гг., для восполнения «пробела» в истории пенитенциарной педагогики и психологии, а также избежания ошибок, имевших место в недалеком прошлом. Достижение указанной цели осуществлялось путем решения ряда задач, что позволило сформулировать следующие основные выводы по результатам данной работы:

1 См.: Перцова Л. В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы / Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 63.

— Советское государство строило борьбу с преступностью несовершеннолетних на принципах гуманизма, социальной и правовой защиты подростков, оказания им педагогической помощи в нравственном становлении. Под защитой государства оказалась самая незащищенная часть населения — подростки-правонарушители. Отчетливо наметилась линия гуманизации тюремного режима, выразившаяся в лозунге — «от тюрем к воспитательным учреждениям». Несмотря на объективные трудности (скудный опыт по созданию исправительных заведений для несовершеннолетних преступников в нашей стране), в первые годы советской власти начали складываться принципы исправления подростков, которые легли в основу будущей системы учебно-воспитательной работы с осужденными. Одной из основных мер социальной, правовой защиты от подростковой преступности выступают и первые советские исправительно-трудовые учреждения для несовершеннолетних — реформатории, трудовые дома, воспитательно-трудовые колонии. Основной целью подобных учреждений было воспитание из осужденных подростков полезных членов общества.

— В 1935 году в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних произошли существенные перемены, приведшие к изменению системы учреждений, которые были для этого предназначены. Закон от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» упразднил комиссии по делам несовершеннолетних, что значительно расширило сферу судебной деятельности и привело к практике решения этих дел преимущественно применением уголовного наказания в виде лишения свободы. Перестройка системы органов борьбы с преступностью подростков и охраны их прав и законных интересов была значительно более радикальной, чем перестройка системы общего правосудия. В этом законе нашла свое отражение общая тенденция к усилению судебной репрессии в борьбе с правонарушениями, что являлось следствием влияния культа личности Сталина и его концепции о том, что путем усиления судебных мер воздействия можно добиться ликвидации преступности в стране. Был отброшен громадный положительный исторический опыт применения воспитательных мер к несовершеннолетним правонарушителям, который основывался на положениях первых ленинских декретов.

— Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. в специальном разделе «Об улучшении состояния детских домов и трудовых колоний» установило типы детских учреждений всех ведомств и наметило коренные меры по улучшению их деятельности. В ведении Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР утверждались следующие заведения для несовершеннолетних: изоляторы, как места предварительного заключениявоспитательно-трудовые колонии, как места лишения свободыприемники-распределители.

— Не вызывает сомнений тот факт, что деятельность по исправлению указанной категории лиц невозможно проводить без должного анализа преступлений, ими совершенных, личности самих воспитанников, а также влияния ситуации на совершение преступных действий. Изучение структуры противоправных деяний несовершеннолетних, за которые им было назначено наказание в виде лишения свободы, показал, что наиболее распространенными правонарушениями в исследуемый период являлись кражи, грабежи, насилие и разбой, т. е. преступления против собственности. На их долю приходилось в среднем — 51,2%.

— В период с 1936 по 1957 годы в советской России активно шел процесс формирования системы общественного воздействия на подростков, находящихся в местах заключения, а также вышедших на свободу. При этом наблюдалась тенденция к объединению усилий всех общественных сил, стремящихся нравственно оздоровить подрастающее поколение: шефских коллективов, родительских комитетов и попечительских организаций.

— В исследуемый период широко практиковалось шефство над колониями со стороны культурно-просветительных учреждений, фабрично-заводских комитетов, воинских частей, промышленных предприятий, совхозов, учебных заведений. Представители этих организаций помогали воспитанникам овладеть производственной квалификацией, проводили мероприятия по улучшению их труда и быта, оказывали помощь сотрудникам колоний в организации технических конференций, выставок, экскурсий на предприятия, встреч с передовиками производства, новаторами промышленности и сельского хозяйства, работниками культуры. Представители общественности вели систематическое наблюдение за бывшими воспитанниками, условиями их жизни. При каждом посещении семьи проверялось, как относятся к ребенку родители и другие родственники, каковы материально-бытовые условия, как подросток учится (работает) и проводит досуг. Наблюдение за воспитанием и условиями жизни предполагало не только контроль, но и оказание конкретной помощи в вопросах воспитания: устанавливалась тесная связь с учителями и родителями, сельскими советами, правлениями колхозов, общественными организациями предприятий и учреждений. Особое внимание обращалось на выявление семей, где подросток воспитывался в неблагоприятных условиях.

— В исследуемый период продолжают развиваться основные средства исправления несовершеннолетних осужденных: режим отбывания наказания, политико-воспитательная работа, коллективный общественно полезный труд, профессиональная подготовка, общеобразовательное обучение и культурно-просветительская деятельность, а также общественное воздействие. Эта система средств отражала основные виды деятельности, в которых формировалась личность: трудовая, познавательная, общественная. Трудовое воспитание составляло основу исправительного процесса, влияло на морально-психологический климат в воспитательно-трудовых колониях.

— Как положительный момент в организации профессиональной подготовки воспитанников следует отметить тот факт, что во многих исправительных заведениях имелся широкий выбор изучаемых ремесел, который отвечал социально-экономической ситуации в стране и спросу на эти специальности. Деятельность колоний координировалась в соответствии с потребностями и нуждами местных предприятий.

— Ценный и интересный опыт применения дифференцированного подхода персонала колоний к выбору специальности для каждого воспитанника. Принималось во внимание как желание самих заключенных, уровень их физического и умственного развития, природные способности и наклонности, так и возможности устройства на хорошую работу с приличным заработком в будущем.

— На подготовку осужденных к исполнению социальной роли работника обращалось самое пристальное внимание. На каждого осужденного в ВТК, начиная с 1949 года, составлялась характеристика с рекомендациями: какие профессии подходили тому или иному подростку и, наоборот, какие не представляли для него интереса. С несовершеннолетними проводились индивидуальные беседы о том, какими путями можно получить ту или иную квалификацию, а также что для этого необходимо предпринять.

— Общей тенденцией для всех колоний было обязательное устройство на работу вышедших на свободу подростков, приобщение их к общественно полезному труду и последующая забота о них. Но были и отрицательные моменты: трудоустройством в колониях занимались от случая к случаю, когда за помощью обращался тот или иной воспитанник, специальных же сотрудников для этого не было.

— С 1939 года развертывается практика заключения договоров различных предприятий, сельскохозяйственных объектов с ВТК о подготовке квалифицированных рабочих кадров для страны. После выхода на свободу бывшие воспитанники направлялись на фабрики, заводы, заключавшие с колонией, где они отбывали наказание, договоры, вливаясь там в трудовые коллективы, продолжавшие с ними воспитательную работу в интересах закрепления достигнутых результатов исправления.

Описываемый исторический отрезок времени является периодом застоя в развитии педагогической науки вообще и пенитенциарной, в частности. Однако наука никогда не стоит на месте и даже в периоды регресса претерпевает определенное развитие, хотя бы потому, что использует достижения предыдущего периода, накапливая потенциал для будущего скачка. Так, в советской России к 1957 году действовал определенный механизм исправления осужденных подростков, к его педагогическим основам относились: идеологическое воздействиеотносительное социальное равенство, дававшее несовершеннолетним надежду на возможность честной жизни после освобожденияжесткая система наказаний, в том числе и уголовныхактивность общественности в воспитании подрастающего поколенияэффективные формы и методы исправления оступившихся подростков, а также развитая система педагогического просвещения родителей. Даже в период культа личности Сталина учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в значительно меньшей мере были подвержены тем недостаткам и перегибам, которые имели место в исправительных заведениях для взрослых преступников.

На основании проведенного анализа педагогических основ исправления несовершеннолетних осужденных в воспитательно-трудовых колониях РСФСР, нами рекомендуются следующие основные направления повышения эффективности работы современных ВК:

1. Создавать условия, стимулирующие несовершеннолетних осужденных на получение общего среднего образованияпроводить работу с целью повышения их образовательного уровня, всячески поощрять и закреплять интерес к учебе.

2. Вовлекать подростков в социально значимую трудовую деятельность. Прививать и развивать (в условиях неполной трудовой занятости) навыки сельскохозяйственного труда, используя подсобные хозяйства колоний. Создавать условия для получения осужденными востребованных на рынке труда профессий. Целесообразно налаживать работу по инициированию проведения взаимозачетов между федеральным бюджетом и предприятиями колоний.

3. Использовать накопленный исторический опыт по заключению договоров различных предприятий, сельскохозяйственных объектов с воспитательно-трудовыми колониями о подготовке квалифицированных рабочих кадров с последующим их трудоустройством к условиям деятельности ВК на современном этапе.

4. По возможности, с учетом современных социально-экономических и политических условий, возродить такую форму участия общественности в деятельности воспитательных колоний, как шефство трудовых коллективов предприятий и цехов, воинских частей, культурно-просветительских организаций, учебных заведений над воспитательными колониями и отдельными отрядами осужденных.

5. В связи с недостаточной финансовой обеспеченностью воспитательных колоний проводить целенаправленную работу с попечительскими советами по привлечению их возможностей не только к обеспечению осужденных продовольствием, одеждой, школьно-письменными принадлежностями, но и к улучшению материальной базы воспитательных колоний: организации дистанционного обучения, созданию компьютерных классов, пополнению библиотечных фондов и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы
  2. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. М., 1933.
  3. Концепция воспитательной работы с осужденными в условияхреформирования уголовно-исполнительной системы. 2000. М., 2000.
  4. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы (новаяредакция с изменениями и дополнениями «Концепции реорганизации системы МВД России на период до 2005 года, одобренной президентом Российской Федерации 13 января 1996 года). М., 1999. 5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.Изд. 7-е. М., 1954. Ч. 1.
  5. XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стеногр. отчет: В VI т. М., 1950. ТIII.
  6. Письмо о работе отделов народного образования по охране прав детей// Сб. приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР, 1953. № 15.
  7. Положение Наркомпроса РСФСР об общественном инспекторе поохране детства от 28 февраля 1943.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г."О применении к несовершеннолетним указов Президиума Верховного Совета СССР» // Сб. действующих постановлений пленумов Верховного Суда СССР 1924 — 1957 гг. М., 1958.
  9. Проект Концепции воспитательной работы в ВТК в новых условиях //информационный бюллетень. ГУИН МВД России. 1995. № 26. 174−181.
  10. Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писемВерховного Суда СССР 1924 — 1944 гг. М., 1945.
  11. Сборник документов, регламентирующих работу детских учрежденийминистерств внутренних дел союзных республик. М., 1960. 113. СЗ РСФСР. М., 1936. № 32.
  12. Сборник постановлений пленума Верховного Суда СССР 1924 —1957 гг. М., 1958.
  13. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР.1956. № 18.
  14. Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещенияРСФСР. 1953. № 15.
  15. Сборник приказов С1Ж СССР. 1943.
  16. СУ РСФСР. М., 1917−1918. № 16.119. СУ РСФСР. М., 1920. № 65. 120. СУ РСФСР. М., 1933. № 48.
  17. Справочник по законодательству для исполкомов Советов депутатовтрудящихся. 1947.
  18. Уголовный кодекс РСФСР. Изд. 8-е. М., 1936.
  19. Уголовно-исполнительный кодекс России. М., 1996.
  20. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 года"О порядке досрочного освобождения осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет" // СП СНК СССР. 1943. П. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  21. И.Л. От преступления к труду. М., 1936. — 83 с.
  22. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношениинесовершеннолетних. М., 2000. — 228 с.
  23. А.В. Положение о воспитательно-исправительных• заведениях для несовершеннолетних. СПб, 1909. — 182 с.
  24. А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999. — 340 с.
  25. В.П. Наука советского исправительно-трудового права:Учеб. пособие. М., 1974. — 230 с.
  26. З.А. Проблемы перевоспитания осужденныхнесовершеннолетних. М., 1974. — 176 с.
  27. З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1969.-118с .
  28. З.А. Уголовная ответственность и наказаниенесовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 1970. — 124 с.
  29. М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних.Минск, 1968.-112 с.
  30. Багрий-Шахматов Л. Роль советской общественности в деятельностиисправительно-трудовых учреждений. М., 1961. — 184 с. ^ 2.11. Базунов В. В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД — МВД СССР в карательной системе советского государства. М., 2000. — 109 с.
  31. Ю.Г., Вуколов В. К. Развитие советского законодательства оборьбе с преступностью несовершеннолетних и некоторые вопросы практики его применения. Ростов-на-Дону, 1978. — 66 с.
  32. И.П. Психология групп несовершеннолетнихправонарушителей (социально-психологические особенности). М., 1993.
  33. Н.А. Советское уголовное право. Л., 1960. — 210 с.
  34. Н.А., Бойцов А. И., Водяников Д. П. и др. Советскоеисправительно-трудовое право. Л., 1989. — 296 с.
  35. Л.И. Несовершеннолетний в ВК: что полезно знать клубномуработнику. М., 1998. — 28 с.
  36. Л.И. Несовершеннолетний в ВТК: что полезно знать младшемуинспектору. М., 1996. -58 с.
  37. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в н. XX в: Лекции попедагогической антропологии и философии образования. М., 1994. 95 с.
  38. Е.В. Меры предупреждения правонарушенийнесовершеннолетних в СССР. М., 1964. — 136 с.
  39. P.M., Шеслер А. В. Криминологическая характеристика ипрофилактика групповой преступности: Учеб. пособие. Казань, 1999. — 5 0 с.
  40. Важный этап в развитии советского права (Новое общесоюзноезаконодательство в области уголовного права, судоустройства и судопроизводства) / Труды научной сессии ВИЮН. М., 1960. — 212 с.
  41. Л.М. Детская преступность и детский суд. Тверь, 1923.- 6 4 с.
  42. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.-184 с.
  43. Ю.В., Карушин В. И. Организация воспитательного процесса втрудовых колониях для несовершеннолетних / Под ред. З. А. Астемирова. М., 1968. — 108 с.
  44. Л.А., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылкахи итогах того, что случилось с нами в 30 — 40-е годы. М., 1989. — 319 с.
  45. Ф.М., Малинин В. Б., Смирнов Л. Б., Спицнадель В.Б.Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие / Под ред. В. П. Сальникова. СПб, 2000. — 160 с.
  46. A.M. О трудколониях ОГПУ. Кизел. 1934. — 36 с.
  47. А.С., Биргер СМ. Справочник по вопросам социальноправовой охраны несовершеннолетних и детской дефективности. М., 1924.-175 с.
  48. Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельностивоспитательно-трудовых колоний. М., 1991. — 125 с.
  49. Е.М., Курганов СИ., Лысягин О. Б., Поздняков В.И.Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. М., 1997. — 41 с.
  50. Е.М., Наумов А.С, Поздняков В. И. Совершенствованиевоспитательной работы с осужденными в ВТК: Учеб. пособие. М., 1995.-48 с.
  51. Е.М., Поздняков В. И., Саблина Л. С. Организационные ипсихолого-педагогические проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных: Учеб. пособие. М., 1994.-80 с.
  52. И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах испециальных школах. М., 1954. — 216 с.
  53. В.Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллективанесовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВТК. Учебно-практическое пособие. Рязань, 1979.
  54. СИ. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии. Краснодар, 1996. — 310 с.
  55. М.Г. Содержание карательной политики советскогогосударства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в 30 — 50 годы. Домодедово, 1992. — 157 с.
  56. М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России: (к 120-летию Главноготюремного управления России). М., 1999. — 448 с.
  57. Дети — преступники: воры, убийцы, террористы, попрошайки. Минск, 1996.-638 с.
  58. А.И. Социально-психологические аспекты преступностинесовершеннолетних. М., 1981. — 160 с.
  59. А.П., Прокопов М. П. Организация политико-воспитательнойработы с осужденными в ИТУ. М., 1979. — 86 с.
  60. В.А. Общественное воздействие в системе средствперевоспитания лиц, осужденных к лишению свободы. Томск, 1966. 159 с.
  61. Е.Л. О перестройке воспитательной работы висправительно-трудовых учреждениях. Свердловск, 1956. — 146 с.
  62. А.И. О подготовке несовершеннолетних правонарушителей ксамостоятельной трудовой жизни // Материалы из опыта работы колоний для несовершеннолетних. М., 1964. — 89 с.
  63. Зак И.А. К пятидесятилетию Московского городскогоРукавишниковского приюта и IX Съезду представителей русских воспитательных заведений. М., 1914. — 94 с.
  64. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред.А. И. Долговой. М., 2001. — 576 с.
  65. А.И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учрежденияв системе Министерства юстиции. История и современность. М., 1998.
  66. К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних.Свердловск, 1973. — 102 с.
  67. В.И. Некоторые особенности личности несовершеннолетнихосужденных и их использование в воспитательно-профилактической работе // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1983.
  68. Исправительно-трудовая педагогика: Учеб. пособие. М., 1966. — 303 с,
  69. Исправительно-трудовая педагогика: Учеб. пособие. М., 1967. — 304 с.
  70. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник дляслушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань, 1993. — 397 с.
  71. А.Г. Совесть и ее формирование у заключенных. М., 1966.- 9 3 с.
  72. Крахмальник Л. Г, Труд заключенных и его правовое регулирование вСССР, Саратов, 1963.-127 с.
  73. Д. Воздействовать на осужденных непрерывно, убедительно.М., 1967.-322 с.
  74. А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972. — 120 с.
  75. СИ. Исправительно-трудовые учреждения СССР (1917−1953гг.). М., 1991--326 с.
  76. В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушенияминесовершеннолетних. М., 1927. — 137 с.
  77. В.И. Понятие и педагогические приемы исправления иперевоспитания. М., 1967. — 179 с.
  78. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношескомвозрасте. М., 1923. — 277 с.
  79. А.С. Пед. соч.: В 5 т. М., 1971. Т. 4. -430 с.
  80. Макаренко А. С Соч.: В 5 т. М., 1971. Т. 5.-510 с.
  81. Макаренко А. С Марш 30 года // Пед. соч.: В 8 т. М., 1950. Т. 2. — 494 с.
  82. Макаренко А. С Воспитание гражданина / Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградава. М., 1988. — 304 с.
  83. МВД России — 200 лет. Материалы международной научнопрактической конференции. Ч. 4 / Под общ. ред. О. М. Латышева, В. П. Сальникова. СПб., 1998. — 244 с.
  84. Г. М. Особенности расследования и судебногоразбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959. — 143 с.
  85. Г. М. Особенности классификации несовершеннолетнихпреступников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. 4.1. М., 1977. — 92 с.
  86. Г. М. Особенности расследования и судебногоразбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959. — 209 с.
  87. Организация деятельности милиции по профилактике правонарушенийнесовершеннолетних: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Смирнова. М., 2000.-41 с.
  88. Организация исправления и перевоспитания осужденных / Под ред.А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. М., 1985.
  89. B.C. Подросток и преступление: Основные путипредупреждения преступлений несовершеннолетних. М., 1969. — 202 с.
  90. Основы социальной педагогики. Курс лекций / Под ред. В. А. Попова. Владимир, 1995. — 178 с.
  91. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными / Подред. Ю. В. Гербеева. Рязань, 1985. — 358 с.
  92. А.А. Учение о преступлении по Советскому уголовномуправу. М., 1961.-328 с.
  93. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальнаясубкультура). Тверь, 1994. — 320 с.
  94. СВ. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. — 235 с.
  95. Н. Слагаемые профилактики правонарушений средиосвобожденных из ВТК // Вопросы совершенствования деятельности ОВД. М., 1978.
  96. В.А. История России XX столетия: основные проблемы.М., 1997.-510 с.
  97. Преступность и реформы в России / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998.-408 с.
  98. Преступность, статистика, закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997.224 с.
  99. Проблемы исправления и перевоспитания осужденных молодежноговозраста: Сб. науч. тр. М., 1986. — 56 с.
  100. И.С. Понятие правонарушения по советскомузаконодательству. М., 1963. -285 с.
  101. А.Б. Правонарушение подростка и закон. Преступностьнесовершеннолетних и борьба с ней в СССР. М., 1967. — 216 с.
  102. Советское исправительно-трудовое право / Беляев Н. А., Бойцов А. И., Водяников Д. П. и др.- Под ред. Н. А. Беляева, B.C. Прохорова. Л., 1989. -296 с.
  103. Социально-психологическая характеристика личностинесовершеннолетнего преступника / Под ред. Г. М. Миньковского. Сб. науч. тр. М., 1975. — 243 с.
  104. Н.А. Образовательные программы исправления осужденных /Монография. Рязань, 1997. — 108 с.
  105. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2002. — 368 с.
  106. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Зубкова. М., 2002. 720 с.
  107. Уголовный кодекс РСФСР. Изд. 8-е. 1936. — 327с.
  108. Усе А.В. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993. — 125 с.
  109. .С. Основные принципы советской исправительно-трудовойполитики и этапы их развития. М., 1934. — 184 с.
  110. .С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934.-213 с.
  111. В.З. Личность несовершеннолетнего, его отношение кнаказанию и средствам исправительно-трудового воздействия. М., 1981. — 4 4 с .
  112. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материаламспециальной переписи 1999 г. / Под ред. А. С. Михлина. М., 2001. — 463 с.
  113. А.В. Правовые и организационные основы деятельности ВТК:Учеб. пособие / Под ред. Н. С. Кирьякова. М., 1975. — 243 с.
  114. А.В. Основные средства обеспечения карательновоспитательного процесса в воспитательно-трудовых колониях. М., 1978.-98 с.
  115. Е.Г., Утевский Б. С. Советское пенитенциарное право.М., 1927.-153 с.
  116. I. Статьи, периодические издания
  117. И., Булатов Закон 7 апреля 1935 г. и борьба спреступностью несовершеннолетних // Проблемы уголовной политики. Кн. П. М., 1936.
  118. З.А. Из истории развития учреждений длянесовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1965.
  119. В.Н. Ресоциализация осужденных женщин: Совр. проблемы организации этого процесса в ИТУ // Человек: преступление и наказание. М., 1997. № 1.
  120. Ведомости уголовно-исполнительной системы // 2001. № 4.
  121. Е.М. Историко-педагогический аспект становления ИТУ длянесовершеннолетних правонарушителей (1917 — 1924 г.) // Проблемы социальной и правовой защиты несовершеннолетних. М., 1990.
  122. М.М. Учреждения для несовершеннолетних Министерстваохраны общественного порядка РСФСР // Материалы из опыта работы колоний для несовершеннолетних: Сб. / Под ред. Б. С. Утевского, М. И. Ефремова. М., 1964.
  123. Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1929. № 43.
  124. А. Д. Десять лет работы по борьбе с детскойбеспризорностью // Сов. государство и революция права. 1931. № 7.
  125. М.И. О коммунистическом воспитании / Избранные речи истатьи. М., 1947.
  126. М.Ф. Почему дети совершают правонарушения. М., 1931.
  127. п. Заявление об устройстве, покровительствевыпущенников из исправительных приютов // Тр. II съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних. М., 1890.
  128. Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции(теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. № 1.
  129. Г. М. Основные этапы развития советской системы мерборьбы с преступностью несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью: Сб. 1967. Вып. 6.
  130. Н. Главное — профилактика, воспитательная работа //Известия. 1963. 1 июня.
  131. И. От «Тюремного вестника» к «Преступлению и наказанию» //Преступление и наказание М., 1999. № 2.
  132. В.Ф. Психологическая служба в управлении процессомисполнения наказаний и перевоспитания осужденных в ВТК // Актуальные психологические проблемы управления в ОВД. М., 1982. 319. Правда. 1936. 20 июля.
  133. Сборник материалов по обмену опытом тюремной работы. М., 1957.№ 1 — 2.
  134. Сборник научных трудов Академии наук БССР. Вып. 2. Минск, 1959.
  135. Сорока-Росинский В. Н. Трудновоспитуемые // Пед. мысль. 1924, № 2.
  136. В. Борьба за ликвидацию детской преступности в СССР.К 10-летию закона 7 апреля 1935 г. // Социалистическая законность. 1945. № 5 .
  137. В. Борьба за ликвидацию правонарушенийнесовершеннолетних в СССР // Социалистическая законность. 1957. № 10.
  138. Г. Н. Правовые основы участия негосударственныхорганизаций в воспитательной работе с несовершеннолетними, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.-154 с.
  139. Л.И. Правовые, организационные и педагогические основыдеятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (с. 19 — н. 20 в.): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1995.-539 с.
  140. Е.В. Советская система государственных и общественныхмер предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1965, — 352 с.
  141. Ю.В. Исправительные учреждения для несовершеннолетнихправонарушителей (историко-педагогическое исследование): Дис. … д-ра пед. наук. М., 1969. — 725 с.
  142. Р.К. Правовые основы и организация исполнениянаказания в тюрьмах в период 1917 — 1953 годы. Дис. … кан, юрид. наук. М., 1999.-22 с.
  143. А.А. Педагогические условия формирования мотивацииповедения у подростков-правонарушителей: Автореф. дис. … канд. пед, наук. Калининград, 2000. — 16 с.
  144. А.Н. Преступное поведение несовершеннолетних женскогопола и его предупреждение: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. — 205 с.
  145. В.М. Правовое регулирование и организация трудовойзанятости осужденных в исправительных учреждениях советского государства (1917 — 1990 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. — 57 с.
  146. А.П. Лишение свободы как вид наказания, применяемый кнесовершеннолетним по советскому уголовному праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1996. — 2 4 с.
  147. А.В. Уголовно-правовая и криминологическаяхарактеристика организованной преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб, 2000. — 23 с.
  148. М.А. Стимулирование правопослушного поведениязаключенных в исправительно-трудовых лагерях посредством реализации поощрительных норм (1930 — 1956 гг.): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.-160 с.
  149. О.С. Становление и развитие воспитательной системыисправительных учреждений советского государства (20-е, 50 — 70-е гг.): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 1994. — 23 с.
  150. В.М. Теория и методика процесса формированиявоспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных: Дис … д-ра пед. наук, Рязань, 1995. — 443 с.
  151. В.Е. Общественное воздействие как средство исправлениянесовершеннолетних осужденных: Автореф. дис. … канд. пед, наук. Коломна, 2000. — 24 с.
  152. А.П. Гуманизация процесса воспитания подростков сасоциальным поведением (в условиях воспитательной колонии). Автореф, дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2000. — 18 с.
  153. Т.В. Административно-правовая деятельность милицииобщественной безопасности по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Дис… канд. юрид. наук. М., 1998. — 180 с.
  154. Пляшечкин Н. П, Групповые насильственные преступлениянесовершеннолетних и их профилактика органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. — 161 с.
  155. Э.П. Педагогическая профилактика правонарушенийнесовершеннолетних: Автореф, дис. … канд. пед. наук. М., 1970. — 21с.
  156. СИ. Освобождение от отбывания наказания извоспитательно-трудовых колоний: Дис, … канд. юрид. наук, М., 1980.
  157. О.И. Характеристика основных средств воздействия нанесовершеннолетних в исправительных заведениях России (вторая пол. XIX-н. XX): Дис, ,. канд. пед. наук, М., 1999, — 195 с.
  158. А.П. Воспитание подростков в условиях специальныхвоспитательных учреждений: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-наДону, 1966.-169 с.
  159. И.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детейс девиантным поведением: Автореф. дис. … канд. пед, наук. М., 1998. — 1 4 с.
  160. В.Н. Влияние воспитательной системы наресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. — 26 с.
  161. Е.В. Теоретические и прикладные проблемы применениянаказания в виде лишения свободы в отношении женщин и их социальной реабилитации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. -48 с.
  162. Архив Ковровской ВТК, ф. 153, оп.2, 1947.
  163. Архив Муромской ВТК, ф. 163, оп. 2, 1947.
  164. Архив УИН по Владимирской области, ф. 14 л, оп. 2. 1948, 1952.54. ГАРФ, ф. Р-9412сч, оп 1.
Заполнить форму текущей работой