Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление лексикона билингва: По данным ассоциативного эксперимента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из основных причин низкой результативности обучения является тот факт, что на сегодняшний день лингвистически обоснованной теории усвоения иностранного языка просто не существует (Левицкий 2003). Об этом неоднократно упоминал в своих работах JI.B. Щерба, указывая на то, что «большинство существующих методик имеет еще довольно мало научный характер, так как основаны по большей части… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические проблемы исследования лексикона билингва
    • 1. 1. Гипотезы организации лексикона билингва
      • 1. 1. 1. Представление билингвизма в современной лингвистике
      • 1. 1. 2. Гипотеза сосуществования двух языков У. Вайнрайха
      • 1. 1. 3. Концептуальные репрезентации двух языков 25 ^ 1.1.4. Лексические репрезентации двух языков
    • 1. 2. Методы исследования лексикона билингва
      • 1. 2. 1. Ассоциативный эксперимент: методологические основы
      • 1. 2. 2. Классификации ассоциативных реакций
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование лексикона билингва
    • 2. 1. Цель и задачи экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика исследования 63 2.2.1. Методика отбора экспериментального материала 64 /? 2.2.2. Характеристика высокочастотного слоя «учебного» лексического минимума
      • 2. 2. 2. 1. Объективная частота слова (Fo6)
      • 2. 2. 2. 2. Длина слова в слогах
      • 2. 2. 2. 3. Принадлежность слова к части речи 72 ^ 2.2.3. Методика проведения ассоциативного эксперимента
      • 2. 2. 4. Предварительный анализ результатов ассоциативного эксперимента. 78 2.2.4.1. Распределение слов-стимулов по признаку наличия отказов
      • 2. 2. 4. 2. Зависимость успешности/неуспешности идентификации слова стимула от его характеристик
      • 2. 2. 4. 2. 1. Объективная частота слова (Fo6)
      • 2. 2. 4. 2. 2. Длина слова в слогах
      • 2. 2. 4. 2. 3. Принадлежность слова к части речи
  • ГЛАВА 3. Ассоциативные связи в лексиконе билингва
    • 3. 1. Субординативные и координативные ассоциации
    • 3. 2. Непосредственные и опосредованные ассоциации
    • 3. 3. Характеристика субординативных и координативных связей по признаку «глубины» ассоциативного процесса
      • 3. 3. 1. Формальные ассоциации
      • 3. 3. 2. Лингвистические ассоциации
      • 3. 3. 3. Экстралингвистические ассоциации
    • 3. 4. Межъязыковые и внутриязыковые группировки ассоциативных полей
    • 3. 5. Ассоциативный эксперимент с носителями английского языка
  • ВЫВОДЫ

Становление лексикона билингва: По данным ассоциативного эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная языковая ситуация характеризуется активным развитием межъязыковых контактов в разнообразных сферах деятельности. Постоянное расширение международных связей, а также активное внедрение Интернета как средства массовой коммуникации обусловливает все большую доступность разнообразной информации на иностранных языках с одной стороны и, следовательно, все возрастающую потребность в умении пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях — с другой. Необходимость владения иностранным языком для специалиста в любой области знаний представляется на сегодняшний день совершенно неоспоримойв то же время практика преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах ВУЗов показывает, что традиционные методы и приемы обучения зачастую оказываются малоэффективными, а уровень сформированности у выпускников коммуникативных умений — явно недостаточным.

Одной из основных причин низкой результативности обучения является тот факт, что на сегодняшний день лингвистически обоснованной теории усвоения иностранного языка просто не существует (Левицкий 2003). Об этом неоднократно упоминал в своих работах JI.B. Щерба, указывая на то, что «большинство существующих методик имеет еще довольно мало научный характер, так как основаны по большей части на грубой эмпирии», более того, «в методике преподавания иностранных языков речь идет вовсе не о научном знании этих языков и еще менее о самой науке о языке, а о приобщении к некоторому социальному явлению, совершенно независимо от знания законов этого явления» (Щерба 1974а: 9−10). На первый план, таким образом, выдвигается задача разработки теоретической лингвистической базы, способной объяснить общие процессы и механизмы овладения иностранным языкомлишь на этой основе возможно эффективное переустройство системы языкового образования.

Данное диссертационное исследование выполнено в русле теории усвоения иностранного языка, разрабатываемой на Западе в рамках самостоятельного междисциплинарного направления (Second Language Acquisition), а также в отечественной психолингвистике в рамках Тверской психолингвистической школы под руководством А. А. Залевской (подробно см. в: Залевская 1996; Залевская, Медведева 2002 и др.). Принципиальной особенностью этого направления является характерное для современной лингвистики движение к «языковой личности» (Караулов 1987), проявляющееся в рассмотрении языка, прежде всего, в качестве достояния индивида и рассматривающее процессы усвоения языковых знаний, умений и навыков как формирование «индивидуального знания» (Залевская 2002). Важнейшим аспектом этого направления является изучение процессов организации и функционирования внутреннего лексикона индивида.

В современной лингвистике и психолингвистике существует несколько подходов к толкованию феномена внутреннего лексикона. Как отмечает Л. И. Медведева, «организация лексикона столь сложна, что исследователи, подходящие к его изучению с разных точек зрения, всегда могут отыскать в нем что-то, соответствующее их ожиданиям» (Медведева 1999: 5).

Несмотря на определенные расхождения в понимании внутреннего лексикона в различных исследованиях, общим для всех из них является признание системной организации лексикона в виде единого функционального целого (подробно см. в: Залевская 1990). В строении данной системы выделяются два наиболее глобальных принципа: ассоциативный, позволяющий рассматривать лексикон человека как ассоциативно-вербальную сеть (см.: Старинец и др. 1968а, 19 686- Kiss 1968; Караулов 1999) и вероятностный, представляющий лексикон человека как вероятностную иерархию составляющих его единиц (Фрумкина 1967).

Традиционно в методике преподавания иностранных языков усвоение лексики понимается как овладение обучающимися некоторым словарем, представляющим собой определенный набор иноязычных лексических единиц (учебный лексический минимум), необходимый для формирования лексического навыка и являющийся, наряду с другими навыками, одним из составляющих элементов коммуникативной компетенции (подробно см. в: Пассов 1977, Рогова 1983). В связи с этим обсуждается различная результативность тех или иных методов семантизации и закрепления иноязычного слова в учебной ситуации.

Тем не менее, результаты современных психолингвистических исследований указывают на необходимость отказа от подобной «узкой» трактовки лексикона лишь как индивидуального словарного запаса, хранящегося в сознании обучающегося в виде простого списка слов. Тезис об обучении иностранному языку с точки зрения формирования «живого» знания (Медведева 1999) подразумевает рассмотрение внутреннего лексикона в качестве сложной иерархической системы многократно пересекающихся ассоциативных полей, с помощью которых упорядочивается и хранится информация о предметах и явлениях окружающего мира и об обозначающих их вербальных единицах (подробно см. в: Залевская 1990).

Согласно концепции, разработанной в рамках Тверской психолингвистической школы, внутренний лексикон понимается как лексический компонент «психофизиологической речевой организации» (Щерба 1974), представляющий собойиндивидуальное проявление лексической системы языка. Внутренний лексикон формируется в результате речевой деятельности конкретного индивида и, в то же время, обусловливает функционирование всех речевых процессов. Основные положения данной концепции сводятся к следующим:

• «внутренний лексикон представляет собой не просто пассивное хранилище знаний о языке, а функциональную динамическую систему, постоянно самоорганизующуюся в результате взаимодействия между процессом переработки и упорядочивания речевого опыта и его продуктом;

• в основе организации лексикона лежат два основных принципа: логика упорядочения человеком знаний о мире и логика хранения знаний об особенностях оперирования словом в речи;

• внутренний лексикон имеет многоуровневую организацию, дающую возможность параллельного хранения его единиц и одновременного учета индивидом всего многообразия увязываемой со словом информации;

• основная функция лексикона — служить средством доступа к информации, хранящейся в памяти человека" (op.cit.: Залевская 1990).

Отечественные исследования внутреннего лексикона индивида развиваются в следующих основных направлениях:

1. Изучение особенностей организации и функционирования слова в индивидуальном сознании взрослого носителя русского языка. Так, выполняются экспериментальные исследования по моделированию ассоциативно-вербальной сети (Старинец, Агабабян, Недялкова 1968; Караулов 1991, 1995; Мартинович 2000; Мартыненко, Мартинович 2001; Агибалов 1995, 2003), изучаются типы ассоциативных связей слов (Глазанова 1999, 2001; Кулакова 2000, 2004) и закономерности поиска слов в ментальном лексиконе (Русакова 1999) — рассматриваются стратегии идентификации знакомых и незнакомых индивиду слов (Лачина 1985, 1989; Сазонова 1999, 2000; Тогоева 2000), выявляется специфика формирования ассоциативных связей многозначных и омонимичных слов (Ахутина, Горохова 1983), и т. д.

Изучение особенностей становления внутреннего лексикона русскоязычного ребенка. В рамках данного направления рассматриваются процессы переструктурирования ассоциативных связей слов в ходе взросления (Уфимцева 1981, 1983; Агибалов, Николаенко 2003; Доценко 2000, 2001, 2003), осуществляется моделирование внутреннего лексикона ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (Гасица, Дергачев 1986; Береснева, Дубровская, Овчинникова 1995; Овчинникова, Береснева, Дубровская, Пенягина 2000; Доценко 2000; Березин 2003).

Изучение универсальных принципов структурирования внутреннего лексикона. Исследования, проводящиеся в этой области, ориентированы на изучение характера единиц, составляющих ядро и периферию внутреннего лексикона индивида (Залевская 1989), выявление принципов строения ядра лексикона (Золотова 1981, 1983), сопоставление ядра лексикона носителей разных языков (Золотова 1985) и т. д.

Изучение особенностей становления и функционирования внутреннего иноязычного лексикона в учебной ситуации. Отметим, что, несмотря на происходящий в настоящее время поворот к признанию центральной роли слова в процессе усвоения иностранного языка (Медведева 1999), данная проблема является, пожалуй, наименее разработанной. Основы психолингвистической теории усвоения иностранного языка сформулированы в работах А. А. Залевской (подробно см. в: Залевская 1996). Проблемы функционирования иноязычного слова рассматриваются в обобщающем исследовании И. Л. Медведевой (1999): обсуждаются вопросы объема внутреннего иноязычного лексикона на различных этапах обучения, особенности хранения формы и значения в лексиконе, внутриязыковые трудности усвоения иноязычного слова и др.

В методике преподавания иностранного языка усвоение традиционно определяется как «сложная познавательная деятельность, включающая два взаимосвязанных процесса: интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние) и экстериоризацию (практическую реализацию внутреннего, прежде интериоризированного действия)» (Зимняя 1991:94). Таким образом, данный процесс подразумевает ознакомление с содержательной стороной лексических единиц, их синтаксическими и деривационными особенностямиформирование представления о частоте их встречаемости в речи и на письместановление сети ассоциаций, связующих данное слово с другими и т. д. с одной стороны и умение эффективно использовать эти знания в коммуникативных целях, с другой. Показателем освоенности слова считается его легкая узнаваемость при чтении и аудировании, а также способность его адекватного употребления при говорении и письме (Ellis et. al. 1994).

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке проводится большое количество исследований, посвященных особенностям усвоения иностранного языка людьми различного возраста и в различных условиях (Имедадзе 1979, 1986; Леонтьев 1986, 1999; Фрумкина 1990, 2001; Ван 1993; Кленская 2002; Наумова 2002; Попкова 2002; Белянин 2003; Иванова 2005; Grosjean 1982; Potter 1984; Fantini 1985; Paradis 1985; Green 1986; Bot 1992; Cook 1992; Atchison 1994; Bialystok & Hakuta 1994; Groot & Hocks 1995; Lawson & Hogben 1996; Elliot & Adepoju 1997), до сих пор не выработано общей точки зрения на то, каким образом происходит усвоение иноязычного слова, то есть как именно лексическая единица, принадлежащая иной языковой системе, входит в лексико-семантическую систему индивидакакие связи формируются между единицами родного и иностранного языковкаким образом иноязычные слова увязываются с существующей концептуальной системойкакое влияние оказывает использование слова родного языка в процессе семантизации и закрепления иноязычных слов и т. д.

Основная особенность феномена внутреннего лексикона недоступность прямому наблюдению — выдвигает на первый план задачу его представления в виде некоторой модели, сохраняющей основные свойства данного объекта (например, состав и структуру) и способной в свою очередь быть объектом дальнейшего изучения (Агибалов 1995). Моделирование процесса усвоения лексики иностранного языка в учебной ситуации определяют актуальность данного исследования.

Объектом исследования является лексикон билингва, формирующийся в условиях начального изучения английского языка на неязыковом факультете высшего учебного заведения.

Предметом исследования является ассоциативная структура фрагмента высокочастотного слоя «учебного» лексикона.

Цель исследования заключается в изучении процесса вхождения иноязычного слова в систему внутреннего лексикона взрослого обучающегося на начальном этапе обучения.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

• выявить типы ассоциативных связей английских слов, входящих в состав высокочастотного слоя «учебного» лексикона;

• проследить динамику ассоциативной структуры английского слова на начальном этапе обучения;

• охарактеризовать роль родного языка в процессе становления иноязычного лексикона взрослого;

• сопоставить типы ассоциативных связей английских слов, наблюдаемых в лексиконе русскоязычных студентов, изучающих английский язык, и носителей данного языка.

Поставленные цель и задачи определили методы исследования: экспериментальный и сопоставительный. Экспериментальный метод представлен методикой, направленной на выявление вероятностно организованного «учебного» лексического минимума и методикой свободного ассоциативного эксперимента. Сопоставительный метод реализуется в процедуре сопоставления ассоциативных полей английских слов.

Материалом исследования послужили: 1) экспериментальные данные, полученные от преподавателей английского языка, участвовавших в эксперименте по выявлению вероятностно организованного «учебного» лексического минимума (примерно 1500 лексических единиц) — 2) экспериментальные данные, полученные от русскоязычных и англоязычных студентов, участвовавших в серии свободных ассоциативных экспериментов (примерно 1500 реакций). Научная новизна работы заключается:

— в поэтапном проведении свободного ассоциативного эксперимента с одной и той же группой испытуемых в течение всего периода обучения (2 года). Такая методика дала возможность проследить за динамическими изменениями ассоциативной структуры иноязычных слов;

— в анализе ответов-отказов от реакций для выявления факторов, определяющих успешность/неуспешность идентификации английского слова на письмев выявлении вероятностно организованного словаря «учебного» лексического минимума.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Высокочастотный слой «учебного» иноязычного лексикона включает в себя две группы лексических единиц, обслуживающих сферы общебытовой разговорной и профессионально ориентированной коммуникации. Данные группы достаточно четко противопоставлены друг другу по факторам «длина слова в слогах», «объективная частотность слова» и «часть речи слова»: для первой из них характерны преимущественно односложные слова, имеющие высокий показатель «Fo6» и являющиеся существительными (что соответствует составу ядра лексикона носителя английского языка) — вторую группу составляют единицы, характеризующиеся большей структурной сложностью и менее высоким показателем «Fo6». Большая часть этих слов представлена глаголами.

2. Становление ассоциативных связей английского слова в учебной ситуации может осуществляться по двум моделям: субординативной (межъязыковой) и координативной (внутриязыковой). В условиях обучения на неязыковом факультете вуза иноязычный лексикон студента формируется преимущественно по субординативной моделиведущим типом субординативной связи иноязычного слова является его перевод на родной язык. Частота оперирования словом по координативной модели возрастает с увеличением времени обучения. Становление координативных связей иноязычного слова зависит от факторов «высокий показатель Fo6» и «принадлежность к группе общеупотребительной лексики» .

3. Внутриязыковая часть ассоциативного поля англоязычного слова формируется поэтапно и претерпевает не только количественные изменения (увеличение числа внутриязыковых ассоциатов), но и качественные (изменение типа ассоциативной связи). На начальном этапе обучения наиболее часто актуализируются формальные связи стимула (66%), с увеличением длительности обучения преобладающим типом ассоциативной связи становится семантический (парадигматический) тип (82%).

4. Наиболее прочными среди всех координативных связей являются антонимичные связи: противопоставление представляет собой один из ведущих способов осознания значения иноязычного слова по координативной модели.

5. Реакции — отказы от ответа, выявленные в результатах ассоциативного эксперимента, сами по себе являются достаточно информативными. Анализ реакций-отказов позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на успешность идентификации стимула: «структурная простота слова», «высокий показатель Fo6», «принадлежность к классу существительных» .

6. Выявлена тенденция группировки различных иноязычных слов в межъязыковые и внутриязыковые подгруппы, объединенные каким-либо общим признаком: 1) метаязыковым (отнесение стимула к абстрактной грамматической категории) — 2) лексико-грамматическим (отнесение стимула к классу личных и вопросительных местоимений) — 3) лексико-семантическим (отнесение стимула к глаголам говорения или движения, терминам родства, прилагательным с положительной эмоциональной оценкой). Объединение в такие подгруппы в большей степени характерно для «коротких» (однои двусложных) слов, имеющих высокий показатель Fo6.

Теоретическая значимость: проведенное исследование позволяет уточнить имеющиеся данные о специфике вхождения иноязычного слова в систему внутреннего лексикона взрослого: представить процесс формирования ассоциативной структуры иноязычного слова в динамикесформулировать тезис о ведущем значении противопоставления как универсального способа осмысления слова по координативной моделивыявить закономерности группирования слов изучаемого языка в лексиконе.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в разработке теории усвоения иностранного языка, при чтении курсов по психолингвистике и методике обучения иностранному языку, для разработки учебных пособий по английскому языку, а также компьютерных обучающих программ для дистанционного обучения.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались в качестве докладов и сообщений на межвузовской научно-практической конференции «Иностранные языки в объединяющемся мире: описание, преподавание, овладение» (Курск, март 2001 г.) — на межвузовской научной конференции «Лингвистические/психолингвистические проблемы усвоения второго языка» (Пермь, ноябрь 2002 г.) — на Международной научной конференции «Язык. Система. Личность» (Екатеринбург, апрель 2004 г.) — на заседаниях межвузовской школы социо-психолингвистики (Пермь, 2001, 2004, 2005) — на заседаниях кафедры общего языкознания и кафедры иностранных языков Пермского государственного педагогического университета. По теме диссертации имеется 5 публикаций.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, библиографического списка (288 наименований, из них 47 на английском языке) и приложения. Приложение включает вероятностно организованный словарь «учебного» лексического минимума (примерно 1500 единиц), списки стимулов свободных ассоциативных экспериментов и материалы свободных ассоциативных экспериментов с русскоязычными и англоязычными студентами.

Заключение

.

Как отмечал JI.C. Выготский, усвоение иностранного языка в учебной ситуации происходит путем, «прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный — начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх, а развитие иностранного языка — сверху вниз. В первом случае раньше развиваются элементарные, низшие свойства речи, и только позже развиваются ее сложные формы, связанные с осознанием фонетической структуры языка, его грамматических форм и произвольным построением речи. Во втором случае развиваются высшие, сложные свойства речи, связанные с осознанием и намеренностью, и только позже возникают более элементарные свойства, связанные со спонтанным свободным пользованием чужой речью» (Выготский 1956: 292).

Проведенное исследование показывает, что направление «сверху вниз» в полной мере характеризует процесс становления лексикона взрослого на начальном этапе изучения иностранного языка в учебной ситуации. Материалы ассоциативных экспериментов с русскоязычными студентами свидетельствуют о том, что усвоение иноязычного слова в той степени, которая необходима для его свободного использования в речи, происходит в результате целенаправленного осознания структуры слова, его формы и содержания, а также системы правил его сочетаемости через сопоставление с системой родного языка. На это указывает обилие субординативных связей в материалах эксперимента.

Выявленная тенденция согласуется с мнением ряда исследователей о том, что овладение иноязычной деятельностью представляет собой сложный психический процесс, в котором тесно переплетаются связи родного и иностранного языков. Так, отмечается, что «овладевая первым иностранным языком и последующими, обучающиеся пользуются теми навыками, которые выработаны у них на материале родного языка» (Ведель1974; цит. по: Ямщикова 2000) — «иностранный язык всегда сознательно или бессознательно сравнивается с родным языком, навыки оперирования родным языком переносятся на иностранный» (Негневицкая, Шахнарович 1981: 73) — обучающийся, «следуя в целом той же стратегии речевого поведения, что и на родном языке, пытается применять уже освоенные на родном языке умения осознанно, что делает процесс овладения вторым языком более интенсивным и содержательным» (Киливнюк 2003: 166) и т. д.

Вхождение иноязычного слова в лексикон может происходить в пределах системы либо родного, либо изучаемого языка, что обусловливает формирование субординативных/координативных связей. Полученные нами данные указывают на то, что большая часть связей, формирующихся у иноязычного слова в учебной ситуации, является субординативными (межъязыковыми). Это свидетельствует об активной опоре взрослого на систему родного языка в ходе усвоения новой, иноязычной системы.

По всей видимости, опора на систему родного языка, уже сформированную на момент изучения иностранного, приводит к тому, что иноязычное слово изначально вводится в структуру ассоциативного поля слова родного языка в виде некоторой дополнительной ассоциативной связи, которая соотносится с иным языковым кодом и, в определенной степени, дублирует уже существующие связи родного языка.

Маршрут" к овладению иноязычным словом может пролегать двумя путями: через поверхностный уровень лексикона (фонетико-фонологический уровень), либо через глубинный уровень (уровень значений). Первичное ознакомление с лексической единицей зачастую подразумевает ее обработку по формальным признакам: звукобуквенные характеристики оказываются в таком случае наиболее «рельефными» признаками. На основании этих признаков иноязычное слово вводится в лексикон и увязывается со схожей с ним по написанию/звучанию единицей родного языка. Форма слова, таким.

135 образом, становится конкурирующим (по отношению к значению) элементом для установления ассоциативных связей слова. Поиск на уровне форм осуществляется либо в пределах родного языка, либо среди того незначительного количества иноязычных единиц, которые уже оставили свой след в лексиконе. С увеличением времени обучения и соответствующим ему расширением иноязычного словарного запаса, испытуемый все чаще обращается к единицам изучаемого языка, что свидетельствует о постепенном укреплении внутриязыковых связей.

В то же время, наряду с количественным расширением ассоциативных связей, происходит их качественное переструктурирование: переход от поверхностного уровня ассоциирования к глубинному (семантическому). Ведущим способом установления семантических связей в пределах системы родного языка является перевод, который может представлять собой либо конечный этап идентификации слова (реакция — эквивалентный перевод), либо промежуточный этап. В последнем случае перевод становится элементом, опосредующим семантические связи стимула синтагматического, парадигматического, либо тематического типов, которые продуцируются по правилам родного языка и выражаются его средствами. В данном случае русскоязычный эквивалентный перевод как бы «вытягивает» за собой цепочку ассоциативных связей и встраивает иноязычное слово в русский ассоциативный ряд.

Зафиксированное в материалах эксперимента постоянное переключение с одного языкового кода на другой свидетельствует о высокой силе и прочности межъязыковых связей, приводящих к активизации разнотипных и разноуровневых ассоциаций, существующих в пределах системы родного языка.

Что касается семантических связей, то центральное место среди них после перевода занимают синтагматические и парадигматические связи, которые принадлежат собственно лексическому полю слова. Тематические экстралингвистические) связи не зависимые от границ конкретного языка, присутствуют на периферии ассоциативных полей.

Другим показателем опоры на систему родного языка является наличие межъязыковых группировок (подгрупп) более высокого порядка, возникающих в результате взаимодействия ассоциативных полей различных слов на основе некоторого общего признака (абстрактного грамматического, лексико-грамматического, лексико-семантического). Такие группировки указывают на системность репрезентации языковых знаний в лексиконе индивида, которая складывается в ходе освоения родного языка и впоследствии переносится на другой язык.

Влияние системы родного языка на процесс становления лексикона билингва имеет двойную природу: с одной стороны — это формирование и установление разнообразных и разнотипных межъязыковых связей, а с другой — наличие «блокирующего» эффекта, тормозящего развитие внутриязыковых связей иноязычного слова и препятствующего формированию ассоциативного иноязычного поля. По всей видимости, причинами «блокирующего эффекта» является, с одной стороны, универсальная тенденция опоры на родной язык при освоении иностранного, а с другой — направленность обучения, ориентированного в большей степени на рецептивное владение изучаемым языком. Выявленная зависимость обработки слова по той или иной модели от его качественных характеристик (объективной частоты, длины в слогах, принадлежности к части речи), вероятно, указывает на то, что вхождение «простых» и «сложных» слов в лексикон может осуществляться разными стратегиями: субординативной или координативной.

Тем не менее, постепенное продвижение индивида «вглубь» языка характеризуется все более частым обращением к связям координативного типа, которые начинают конкурировать с субординативными.

Несмотря на существование «блокирующего» эффекта, уже на начальном этапе усвоения иностранного языка фиксируются координативные связи иноязычных словочевидно, что данные типы связей существуют во.

137 внутреннем лексиконе параллельно и не являются взаимоисключающими. Координативные связи, актуализируемые на начальном этапе обучения, представляют собой актуализацию наиболее распространенных речевых клише английского языка, используемых в учебной ситуации. Такая стратегия является естественной, идущей от речевого опыта индивида, и соответствует стратегии усвоения родного языка.

Лексикон билингва, формирующийся в учебной ситуации, и лексикон монолингва являются принципиально различными по своей структуре и не могут рассматриваться как аналогичные. Если лексикон монолингва характеризуется огромным разнообразием внутриязыковых связей, отражающих функционирование «живого» языка, то лексикон билингва характеризуется не только внутриязыковыми, но и межъязыковыми связями. Иностранный язык, осваиваемый в учебной ситуации, является искусственным по своему определению и именно этим на начальном этапе его изучения обусловлено преимущество межъязыковых связей и межъязыковых группировок, наряду с ограниченным количеством внутриязыковых связей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. М.: Просвещение, 1988. 218с.
  2. А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека: дис.. канд. филол. наук / А. К. Агибалов. СПб., 1995. 196с.
  3. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. 366с.
  4. Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 128с.
  5. Е.Ю. Психология субъективной семантики: автореф. дис.. докт. психол. наук / Е. Ю. Артемьева. М., 1987. 32с.
  6. В.А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. М.: Просвещение, 1969. 276с.
  7. И.К. Семантика производного слова английского языка / И. К. Архипов. М.: Просвещение, 1984. 124с.
  8. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. М.: Просвещение. 294с.
  9. Банкевич J1.B. Тестирование лексики иностранного языка / JT.B. Банкевич. М.: Просвещение, 1981. 219с.
  10. М.Баринова И. А. Особенности цельности и связности при построении текстов разговорной речи: автореф. дисс.. канд. филол. наук / И. А. Баринова. JL, 1988. 15с.
  11. JT.C. Язык и перевод / JI.C. Бархударов. М.: Международные отношения, 1975. 237с.
  12. Р. Социолингвистика / Р. Белл. М.: Международные отношения, 1980. 317с.
  13. .В. Очерки по психологии обучения иностранному языку / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. 225с.
  14. В.П. Психолингвистика / В. П. Белянин. М.: Флинта, 2003. 225с.
  15. Р.И. Коммуникативно-семантические группы актуального лексикона подростка / Р. И. Березин // Лингвистические/ психолингвистические проблемы усвоения второго языка. Перм. гос. пед. ун-т- отв.ред. Ю. А. Левицкий. Пермь, 2003. С. 121−128.
  16. Береснева Н. И, Дубровская Л. А, Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет / Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, И. Г. Овчинникова. Изд-во Перм. гос. ун-та. Пермь, 1995. 254с.
  17. Н.П. О мозге человека: размышления о главном / Н. П. Бехтерева. СПб.: Нотабене, 1994. 249с.
  18. Г. И. Типология понимания текста / Г. И. Богин. Изд-во Калинин, гос. ун-та. Калинин, 1986. 84с.
  19. Большой Энциклопедический Словарь. Языкознание. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2000. 688с.
  20. Ван Е. К. Детский билингвизм в онтогенезе: динамика процессов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. К. Ван. СПб., 1993. 15с.
  21. А. Язык, культура, познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. 410с.
  22. Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранных языков / Е. М. Верещагин. М.: Просвещение, 1969. 88с.
  23. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. Изд-во Моск. ун-та. М., 1969. 159с.
  24. Г. М. Билингвизм и его аспекты / Г. М. Вишневская. Иваново, 1997. 98с.
  25. JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. // Избранные психологические исследования / М.: Наука, 1956. С.39−385.
  26. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика пресс, 1999. 533с.
  27. Гак В. Г., Григорьев Б. Б. Теория и практика перевода / В. Г. Гак, Б. Б. Григорьев. М.: Интердиалект +, 1999. 454с.
  28. H.JI. Основы деятельностной теории перевода. Изд-во Твер. гос. ун-та. Тверь, 1997. 80с.
  29. И.А., Пищальникова В. А. Введение в синергетику. Изд-во Алт. унта. Барнаул, 1999. 130с.
  30. Т. Система обработки визуальной информации как ступень в эволюции человеческого языка / Т. Гивон // Вестник МГУ, сер. 9. Филология / 2004. № 3. С. 117−173.
  31. Е.В. Типы связей в ментальном лексиконе и экспериментальные методы их исследования: дис.. канд. филол. наук / Е. В. Глазанова. СПб, 2001. 237с.
  32. Е.В. О надежности психолингвистических методов / Е. В. Глазанова // Проблемы социо- и психолингвистики: Языковая личность вусловиях диглоссии и билингвизма. / Перм. ун-т- отв.ред. Е. В. Ерофеева. Пермь, 2004. Вып. 5. С. 45−53.
  33. Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии: Афазия и интеллект / Т. Б. Глезерман. М.: Наука, 1986. 230с.
  34. М.Ш. Проблема составления и использования учебного ассоциативного словаря для активизации и развития русской речи в грузинской школе: автореф. дис.. канд. педагогич. наук / Глонти М. Ш. Тбилиси, 1986. 26с.
  35. JI.B. Взаимовлияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / JI.B. Головина. М., 1986. 26с.
  36. А.А. Исследование субъективной репрезентации лексикона (на материале оценочных оппозиций): дис.. канд. филол. наук / А. А. Григорьев. М.: 1994. 149с.
  37. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Дейк. М.: Просвещение, 1989. 324с.
  38. А.А. Квантитативный анализ лексической ассоциативности: дисс. канд. филол. наук / А. А. Долинский. М., 1994. 222с.
  39. Т.И. Вербальная ассоциация как перцептивно-смысловой процесс / Т. И. Доценко // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов / С-Петерб. гос. ун-т- отв. ред. В. Б. Касевич. СПб, 1999. Вып.16. С.7−10.
  40. Т.И. О синтагматических ассоциативных структурах / Т. И. Доценко // Материалы XXX межвузовской научно-методическойконференции преподавателей и аспирантов / С-Петерб. гос. ун-т- отв. ред.
  41. B.Б. Касевич. СПб, 2001. Вып. 21, часть 3. С.7−11.
  42. Т.И. О границах ассоциативно-вербальной сети / Т. И. Доценко // Материалы XXXII международной филологической конференции / С-Петерб. гос. ун-т- отв. ред. Н. А Слепокурова. СПб, 2003. Вып.24, часть 2.1. C.3−6.
  43. Т.И., Лещенко Ю. Е. Осмысление слова начальный этап формирования лексического навыка на иностранном языке / Т. И. Доценко, Ю. Е. Лещенко // Проблемы социо-психолингвистики / Отв. ред. Т.И. Ерофеева- Перм. ун-т. Пермь, 2002. Вып.1. С.40−45
  44. Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980. 224с.
  45. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. 159с.
  46. Н.И. Язык, речь, творчество / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998. 364с.
  47. Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия / Ю. А. Жлуктенко. Киев: Вища школа, 1974. 174с.
  48. А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике / А.А.
  49. Залевская. Изд-во Калинин, гос. ун-та. Калинин, 1979. 82с. 55. Залевская А. А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека / / А. А. Залевская //
  50. Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1981. С.28−44.
  51. А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова: Учебное пособие / А. А. Залевская. Изд-во Калинин, гос. ун-та. Калинин, 1982. 80с.
  52. А.А. Вопросы организации лексикона индивида в публикациях последних лет / А. А. Залевская // Психолингвистические проблемы фонетики и лексики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1989. С.81−90
  53. А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / А. А. Залевская. Изд-во Воронеж, гос. ун-та. Воронеж, 1990. 105с.
  54. А.А. Индивидуальное знание. Специфика и принципы функционирования / А. А. Залевская. Изд-во Твер. гос. ун-та. Тверь, 1992. 135с.
  55. А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте / А. А. Залевская. Изд-во Твер. гос. ун-та Тверь, 1996. 195с.
  56. А.А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений //ВЯ. 1999. № 6. С. 31 -42.
  57. А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды / А. А. Залевская. М.: Гнозис, 2005. 543с.
  58. А. А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия / А. А. Залевская, И. Л. Медведева. Изд-во Твер. гос. ун-та. Тверь, 2002. 194с.
  59. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. 219с.
  60. О.В. Ассоциативная структура термина и общеупотребительного слова: автореф. дис.. канд. филол. наук / О. В. Иванова. Минск, 1987. 21с.
  61. О.В. Экспериментальное исследование динамических аспектов функционирования лексикона билингва / О. В. Иванова // Слово и текст: Психолингвистический подход. Твер. гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Тверь, 2005. Вып. 4. С. 63 69.
  62. П.С. Психологические особенности восприятия и оценки художественного текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / П. С. Илиева. М., 1983. 28с.
  63. Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1979. 228с.
  64. Н.В. Мотивационные основы формирования билингвизма в условиях педвуза / Н. В. Имедадзе // Психология билингвизма: сб. научн. трудов / Моск. гос. ун-т- отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1986. Вып. 260. С. 103 112.
  65. Э.Е. Психолингвистическое исследование динамики смыслового поля слова: автореф. дис.. канд. филол. наук / Э. Е. Каминская. Тверь, 1996. 26с.
  66. Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976. 350с.
  67. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. 261с.
  68. Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1999. 180с.
  69. В.Б. О восприятии речи / В. Б. Касевич // В Я. 1974. № 4. С.71−80.
  70. В.Б. Элементы общей лингвистики / В. Б. Касевич. М.: Наука, 1977. 181с.
  71. М.Г. Иноязычные способности как психологическая предпосылка формирования билингвизма / М. Г. Каспарова // Психология билингвизма: сб. научн. трудов / Моск. гос. ун-т- отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1986. Вып. 260. С. 5 -12.
  72. С.Д. Категории языка и мышления / С. Д. Кацнельсон. М.: Наука, 2001. 851с.
  73. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение/ С. Д. Кацнельсон. М.: Наука, 1965. 108с.
  74. А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора / А. В. Кинцель. Изд-во Алт. ун-та. Барнаул, 2000. 152с.
  75. М.С. Специфика языкового сознания русско-эстонских билингвов (на материале данных свободного ассоциативного эксперимента): дисс.. канд. филол. наук / М. С. Кленская. М.: 2002. 235с.
  76. А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: учеб. пособие / А. П. Клименко. Минск, гос. пед. ин-т иностр. языков. Минск, 1974. 287с.
  77. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя / З. И. Клычникова. М.: Просвещение, 1983. 207с.
  78. И.Э. Структура и функционирование параграфемных элементов текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. Э. Клюканов. Саратов, 1983. 17с.
  79. И.Э. Динамика межкультурного общения: Системно-семиотическое исследование / И. Э. Клюканов. Твер. гос. ун-т. Тверь, 1998. 99с.
  80. И.Э. Динамика межкультурного общения: к построению нового концептуального аппарата: автореф. дис.. докт. филол. наук / И. Э. Клюканов. Саратов, 1999. 42с.
  81. П. Межъязыковые словесные ассоциации / П. Колере // Новое в лингвистике / Ред. Ю. Н. Розенцвейг. М.: Прогресс, 1972. Вып.6. С.254−274.
  82. Е.Н. Специфика психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоциональности значения существительных: автореф. дис.. канд. филол. наук/Е.Н. Колодкина. Саратов, 1987. 16с.
  83. Г. В. Соотношение объективных и субъективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1975. 231с.
  84. Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1980. 149с.
  85. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. 103с.
  86. М.М. Обобщение как функция мозга / М. М. Кольцова. Л.: Наука, 1967. 152с.
  87. В.Н. Словарь антонимов современного английского языка / В. Н. Комиссаров. М.: Международные отношения, 1964. 288с.
  88. В.Н. Лингвистика перевода / В. Н. Комиссаров. М.: Международные отношения, 1980. 165с.
  89. О.Ю., Чугаева Т. Н. Фонетическая интерференция при восприятии английского односложного слова / О. Ю. Конарева, Т. Н. Чугаева // Проблемы социо- и психолингвистики / Перм. гос. ун-т- отв. ред. Е. В. Ерофеева. Пермь, 2003. Вып. 3. С. 83−87.
  90. П.В. Диалектика, логика, наука / П. В. Копнин. М.: Наука, 1973. 484с.
  91. М.М. Основы этнолингвистики / М. М. Копыленко. Алматы: Евразия, 1995. 178с.
  92. Е.А. Деятельность лингвиста экспериментатора при исследовании структуры текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Корженева. Кемерово, 2003. 23с.
  93. Ю.К. Психологические проблемы понимания: учеб. пособие / Ю. К. Корнилов. Изд-во Ярослав, гос. ун-та. Ярославль, 1979. 80с.
  94. .С. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при билингвизме: дис.. докт. филол. наук / Б. С. Котик. Р-на-Дону, 1988. 313с.
  95. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. 158с.
  96. A.M. От компонентного анализа к компонентному синтезу / A.M. Кузнецов. М.: Наука, 1986. 125с.
  97. Т.Д. Психолингвистический анализ ошибок внутриязыковой контаминации / Т. Д. Кузнецова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв.ред. А. А. Залевская. Калинин, 1983. С.65−72.
  98. Э.В. Русская лексика как система: учеб. пособие / Э. В. Кузнецова. Изд-во Уральск, гос. ун-та. Свердловск, 1980. 89с.
  99. Кузьменко Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения: учеб. пособие / О. Д. Кузьменко — Наумова. Изд-во Куйбышев, гос. пед. ин-та. Куйбышев, 1980. 70с.
  100. Кузьменко Наумова О. Д. Психолингвистика в свете теории отражения: учеб. пособие / О. Д. Кузьменко — Наумова. Изд-во Куйбышев, гос. пед. инта. Куйбышев, 1984. 81с.
  101. Кузьменко Наумова О. Д. Семиотика речевого воздействия (отражение и смысл): учеб. пособие / О. Д. Кузьменко — Наумова. Изд-во Куйбышев, гос. пед. ин-та. Куйбышев, 1986. 82с
  102. Н.И. Внутренние и внешние связи в семантике слова: дис.. канд. филол. наук / Н. И. Кузнецова. СПб, 2004. 185с.
  103. И.С. Лексические пресуппозиции и их проявление в материалах ассоциативного эксперимента / И. С. Лачина // Психолингвистические исследования: лексика, фонетика / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1985. С.49−53.
  104. И.С. Некоторые стратегии идентификации русских прилагательных / И. С. Лачина // Психолингвистические проблемы фонетики и лексики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1989. С.52−58.
  105. С.В. Близость значения слов в индивидуальном сознании: дис.. докт.филол. наук / С. В. Лебедева. Тверь, 2002. 311с.
  106. Ю.А. Язык, речь, текст: учеб. пособие / Ю.А. Левицкий- Перм. ун-т. Пермь, 1999. 124с.
  107. Ю.А. Общее языкознание / Ю.А. Левицкий- Перм. ун-т. Пермь, 2004. 294с.
  108. В.А. Объект, субъект, познание / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. 225с.
  109. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев- Ин-т языкозн. АН СССР. М.: Наука, 1969. 308с.
  110. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному / А. А. Леонтьев. М.: Изд-во Московского Университета, 1970. 87с.
  111. А.А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / Ин-т языкозн. АН СССР- отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. С. 21−28.
  112. А.А. Психолингвистические и социолингвистические проблемы билингвизма в свете методики обучения неродному языку / А. А. Леонтьев // Психология билингвизма / Моск. гос. ун-т- отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1986. Вып. 260. С.25−31.
  113. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.287с.
  114. А.А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. 392с.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. 444с.
  116. .Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах / Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1986. 126с.
  117. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. Изд-во Моск. ун-та. М., 1973. 374с.
  118. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. Изд-во Моск. ун-та. М., 1974. 311с.
  119. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Изд-во Моск. ун-та. М., 1979. 319с.
  120. Е.П. Межъязыковые идентификации в английской лексике в условиях искусственного двуязычия: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. П. Лялько. Киев, 1984. 22с.
  121. В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации в интерпретации говорящего: автореф. дис.. докт. психол. наук / В. Х. Манеров. СПб., 1993. 54с.
  122. Ю.С. Знаковая теория языка / Ю. С. Маслов // Вопросы общего языкознания- матер, респ. семинара преподавателей общего языкознания / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: 1967. С. 59−79.
  123. Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента / Г. А. Мартинович. 1990. htpp//www.csa.ru/
  124. Г. А. Лингвистические этюды / Г. А. Мартинович. СПб.: Образование, 1992. 84с.
  125. В.Н. Отнесение к категории как способ идентификации значения слова: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. Н. Маскадыня. Саратов, 1989. 16с.
  126. Е.М. Смысловые трансформации при переводе (на материале переводов поэтических текстов): автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. М. Масленникова. Тверь, 2000. 19с.
  127. И.Л. Противопоставление в речи ребенка. К проблеме лексической антонимии / И. Л. Медведева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1983. С.82−89.
  128. И.Л. Связи типа «и/или» в лексиконе человека: автореф. дис.. канд. филол. наук/И.Л. Медведва. Саратов, 1989. 16с.
  129. И.Л. Психолингвистические проблемы функционирования лексики неродного языка: автореф. дис.. докт. филол. наук / И. Л. Медведева. Тверь, 1999. 351с.
  130. Э.М. Значение слова и методы его описания / Э. М. Медникова. М.: Высшая школа, 1974. 202с.
  131. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. пособие / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. 319с.
  132. Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики / Г. П. Мельников. М.: Сов. Радио, 1978. 368с.
  133. Н.Б. Социальная лингвистика: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. М.: Аспект-Пресс, 1996. 207с.
  134. Механизмы деятельности мозга. 4.1. Нейрофизиология человека. Ред. Н. П. Бехтерева. Л.: Наука, 1988. 677с.
  135. Миньяр-Белоручев Р. К. Механизм переключения с одного языка на другой в условиях билингвизма / Р.К. Миньяр-Белоручев // Психология билингвизма / Моск. гос. ун-т- отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1986. Вып. 260. С.31−38.
  136. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. М.: Просвещение, 1990. 223с.
  137. Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода / Р.К. Миньяр-Белоручев. М.: Московский лицей, 1996. 207с.
  138. Н.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста: дис.. докт. филол. наук. Н. В. Мохаммед. Тверь, 2000. 425с.
  139. Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск, 1991. 171с.
  140. В.В. Вероятностная модель языка / В. В. Налимов. М.: Наука, 1979. 302с.
  141. А.Д. Математические методы психолингвистического исследования: Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.: ООО «Речь», 2004. 392с.
  142. Е.В. Просодико-интонационная интерференция в речи билингвов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Наумова. М., 2002. 16с.
  143. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1981. 109с.
  144. Новый англо-русский словарь. Гл. ред. В. К. Мюллер. М.: Русский язык, 1994. 880с.
  145. И.Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика / И. Г. Овчинникова. Изд-во Перм. гос. ун-та. Пермь, 1994. 124с.
  146. И.Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности: автореф. дис.. докт. филол. наук/И.Г. Овчинникова. СПб., 2002а. 32с.
  147. И.Г. Зависимость ассоциирования от когнитивных характеристик ребенка / И. Г. Овчинникова // Проблемы социо- и психолингвистики / Перм. гос. ун-т- отв. ред. Е. В. Ерофеева. Пермь, 20 026. Вып. 1.С. 37−40.
  148. И.Г. Парадигматические связи в ментальном лексиконе русского ребенка шести семи лет / И. Г. Овчинникова // Philologica LVII. Tradicie a perspektivy rusistiki / Univerzita Komenskeho Bratislava, 2003. C. 183- 190.
  149. И.Г., Береснева Н. И., Дубровская Jl.А., Пенягина Е. Б. Лексикон младшего школьника / И. Г. Овчинникова, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. Изд. во Перм. гос. ун-та. Пермь, 2000. 311с.
  150. Р.И. Проблема смысла (современный логико-философский анализ языка) / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. 286с.
  151. В.З. Философские проблемы языкознания / В. З. Панфилов. М.: Наука, 1977. 287с.
  152. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1977. 211с.
  153. В.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном уровне: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Ф. Петренко. М., 1978. 20с.
  154. В.Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. Изд-во Моск. гос. ун-та. М., 1988. 208с.
  155. Н.П. Психолингвистические аспекты типологии научного текста: автореф. дис.. докт. филол. наук / Н. П. Пешкова. Уфа, 2002. 42с.
  156. Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. Б. Пикулева. Екатеринбург, 2003. 22с.
  157. Н.Т. Опыт анализа словообразовательных реакций / Н. Т. Подражанская // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1983. С.124−133.
  158. А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: дисс. канд. филол. наук / А. А. Пойменова. Тверь, 1999. 214с.
  159. Е.А. Психолингвистические особенности языкового сознания билингвов (на материале русско-английского учебного билингвизма): дисс.. канд. филол. наук / Е. А. Попкова. М., 2002. 238с.
  160. З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Изд-во Воронеж, ун-та. Воронеж, 1984. 146с.
  161. Психологический Словарь, http://slovari.gramota.ru/
  162. Н.В. Динамика ядра и периферии семантического поля текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Рафикова. Тверь, 1994. 16с.
  163. Я.И. Теория перевода и переводческая практика / Я. И. Рецкер. М.: Международные отношения, 1974. 210с.
  164. Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка / Т. М. Рогожникова // Психолингвистические исследования: лексика, фонетика / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1985. С.29−37.
  165. Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. М. Рогожникова. Саратов, 1986. 14с.
  166. Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова / Т. М. Рогожникова. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2000. 242с.
  167. Розенталь Д. Э, Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Просвещение, 1985. 399с.
  168. Т.Ю. Стратегии и опоры при идентификации слова / Т. Ю. Сазонова // Психолингвистические исследования: слово, текст / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Тверь, 1999. С. 106−128.
  169. Т.Ю. Фактор частотности в моделях распознавания слова / Т. Ю. Сазонова // Психолингвистические исследования: слово, текст / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Тверь, 1999. С.38−43.
  170. Т.Ю. Психолингвистическое исследование процессов идентификации слова: дис.. докт. филол. наук / Т. Ю. Сазонова. Тверь, 2000. 260с.
  171. Э.А. Структура ассоциативных полей лексических единиц при детском билингвизме: автореф. дис.. канд. филол. наук / Э. А. Салихова. Уфа, 1999. 20с.
  172. Л.В. Введение в психолингвистику / Л. В. Сахарный. Ленинград, 1989. 178с.
  173. Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в ВУЗе / Т. С. Серова. Изд-во Уральск, ун-та. Свердловск, 1988. 227с.
  174. Словарь Методических Терминов, http://slovari.gramota.ru/
  175. Словарь омографов русского языка. Под ред. А. В. Венцова, В. Б. Касевича. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 160с.
  176. Д., Грин Дж. Психолингвистика. Пер. с англ. /Д. Слобин, Дж. Грин. М.: Прогресс, 1976. 349с.
  177. А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М.: Просвещение, 1968.248с.
  178. И.В. Типология герменевтических ситуаций в действиях рецепиента текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. В. Соловьева. Тверь, 1999. 17с.
  179. Н.В. Место предметного компонента в психологической структуре значения глагола: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Соловьева. Саратов, 1989. 16с.
  180. И.В., Чугаева Т. Н. Частота слова и частотные словари немецкого языка / И. В. Страхова, Т. Н. Чугаева // Проблемы социо- и психолингвистики / Перм. гос. ун-т- отв. ред. Е. В. Ерофеева. Пермь, 2003. Вып. 2. С. 48−52.
  181. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 310с.
  182. А.И. Устойчивые ассоциации лексем в некоторых славянских языках: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. И. Травкина. Минск, 1975. 23с.
  183. С.И. Психолингвистические проблемы неологии: дис.. докт. филол. наук / С. И. Тогоева. Тверь, 2000. 251с.
  184. А.Д. Наблюдения над ошибками русских в произношении английских слов / А. Д. Травкина // Психолингвистические исследования: лексика, фонетика / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1985. С. 117−123.
  185. И.А. Субъективная оценка частоты слова и ее категоризация: онтолингвистический аспект: дис.. канд. филол. наук / И. А. Угланова. Пермь 2004. 194с.
  186. Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения / Н. В. Уфимцева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1981. С.132−144.
  187. Н.В. Развитие стратегий осознания значения слова в онтогенезе / Н. В. Уфимцева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калинин, гос. ун-т- отв. ред. А. А. Залевская. Калинин, 1983. С.154−158.
  188. Ч. Об организации семантической информации в словаре / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике / Ред. Ю. Н. Розенцвейг. М.: Прогресс, 1983. вып. 14. С. 23−60.
  189. Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике / Ред. Ю. Н. Розенцвейг. М.: Прогресс, 1988. Вып.23. С.52−92.
  190. А.Г. Прагмалингвистические условия порождения рекламного текста: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Г. Фомин. Барнаул, 1999. 18с.
  191. P.M. Объективные и субъективные оценки вероятностей слов / P.M. Фрумкина // ВЯ. 1966. № 2. С. 90−96.
  192. P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение / P.M. Фрумкина. М.: Наука, 1971. 259с.
  193. P.M. Психолингвистика / P.M. Фрумкина. М.: Академия, 2001. 312с.
  194. P.M., Мостовая А. Д. Овладение неродным языком как обучение знаковым операциям / P.M. Фрумкина // ВЯ. 1990. № 5. С. 90−100.
  195. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. СПб.: МиМ, 1997. 184с.
  196. У.Л. Значение и структура языка. Пер. с англ. / У. Л. Чейф. М.: Прогресс, 1975. 432с.
  197. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.237с.
  198. И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного / И. Ю. Черепанова. М.: «КСП», 1996. 384с.
  199. Г. В. Основы синхронного перевода / Г. В. Чернов. М.: Высшая школа, 1987. 256с.
  200. Л.Н., Рябых Н. В. Исследование организации иноязычной лексики в сознании субординативного билингва / Л. Н. Черноватый, Н. В. Рябых. Харьков, 1988. 11с.
  201. Н.Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его пониманияб автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. Ю. Чернышева. Барнаул, 2002. 16с.
  202. Т.Н. Механизмы аудирования родной и иноязычной речи: дис.. канд. филол. наук / Т. Н. Чугаева. Л., 1989. 257с.
  203. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека / Н. И. Чуприкова. М.: Просвещение, 1967. 307с.
  204. Н.И. Психика и сознание как функция мозга / Н. И Чуприкова. М.: Наука, 1985. 200с.
  205. В.Я. Событие и текст / В. Я. Шабес. М.: Высшая школа, 1989. 175с.
  206. С.М. Язык и мышление / С. М. Шалютин. М.: Знание, 1980. 64с.
  207. А.Д. Теория перевода / А. Д. Швейцер. М.: Наука, 1988. 210с.
  208. Р. Обработка концептуальной информации. Пер. с англ. /Р. Шенк. М.: Мир, 1980. 360с.
  209. М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы / М. С. Шехтер. М.: Педагогика, 1980. 264с.
  210. А.Ф. Синхронный перевод: деятельность синхронного переводчика и методика преподавания синхронного перевода / А. Ф. Ширяев. М.: Воениздат, 1979. 183с.
  211. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности / А. Г. Шмелев. Изд-во Моск. ун-та. М., 1983. 157с.
  212. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964. 244с.
  213. А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: дис.. докт. филол. наук / А. С. Штерн. JI, 1990. 411с.
  214. А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: экспериментальное исследование / А. С. Штерн. Изд-во С-Пб ун-та. СПб., 1992. 236с.
  215. JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике / JI.B. Щерба. Изд-во Ленингр. гос. ун-та. Л., 1958. T.l. С.35−39.
  216. JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / JI.B. Щерба. М.: Высшая школа, 1974. 111с.
  217. JI.B. Языковая система и речевая деятельность / JI.B. Щерба. Ленинград: Наука, 1974. 427с.
  218. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике / Г. С. Щур. М.: Наука, 1974. 254с.
  219. С. Семантический сдвиг при двуязычии / С. Эрвин // Новое в лингвистике / Ред. Ю. Н. Розенцвейг. М.: Прогресс, 1972. Вып.6. С.227−240.
  220. Р. Избранные работы / Р. Якобсон. М.: Прогресс, 1985. 454с.
  221. О.А. Психологические особенности и типы фонетической интерференции при обучении второму иностранному языку: автореф. дис. .канд. филол. наук / О. А. Ямщикова. Иркутск, 2000. 18с.
  222. Aitchison J. Words in the mind: An introduction to the mental lexicon / J. Aitchison. Oxford: Blackwell Publishing, 1994. 356p.
  223. Aitchison J. The Language Web: the Power and Problem of Words / J. Aitchison. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 139p.
  224. Baker C. Key issues in Bilingualism and bilingual education / C. Baker. Clevedon, Philadelphia. Multilingual Matters LTD, 1998. 222p.
  225. E. & Hakuta K. In other words: The science & psychology of second language acquisition / E. Bialystok & K. Hakuta. Oxford: Basic Books, 1994. 297p.
  226. Bot K. de. A bilingual production model: Levelt’s «speaking» model adopted / K. Bot // Applied linguistics / 1992, vol. 13/1. P. 1−24.
  227. Britannica Online, http://slovari.gramota.ru/
  228. British National Corpus Online. 2003
  229. R. & Berko J. Word association and the acquisition of grammar / R. Brown & J. Berko // Research Readings in Child Psychology / ed. by D. Palermo & L.Lipsitt. New York, 1964. P. 351 364.
  230. Business English. Учебно-методическая разработка. Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2001. С. 148.
  231. Chen H. Lexical processing in a non-native language: Effects of language proficiency and learning strategy / H. Chen // Memory & Cognition / 1990. Vol. 18. P. 279−288.
  232. H. & Ho C. Development of Stroop interference in Chinese English bilinguals / H. Chen & С. Ho // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory & Cognition / 1986. Vol. 12. P. 397−401.
  233. H. & Leung Y. Patterns of lexical processing in a non-native language / H. Chen & Y. Leung // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory & Cognition/ 1989. Vol. 15. P. 316−325.
  234. Clark E. The lexicon in acquisition / E. Clark. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 306p.
  235. Clark H. Word association and linguistic theory / H. Clark // New horizons in linguistics / J. Lyons (ed.). UK: Penguin Books, 1970. P. 271−286.
  236. Cook V. Evidence for Multicompetence / V. Cook // Language Learning / 1992/42. P.557−591.
  237. Cruse A. Meanings in language. An Introduction to Semantics and Pragmatics / A. Cruse. Oxford: Oxford University Press, 2000. 424p.
  238. Deese J. The Structure of Associations in Language and Thought / J. Deese. Baltimore: the Johns Hopkins Press, 1965. 218p.
  239. Dewaele J-M. Lexical inventions: French interlanguage as L2 versus L3 / J-M. Dewaele // Applied Linguistics / 1998. Vol.19. P.471−490.
  240. Ellis R. Understanding Second Language Acquisition / R. Ellis. Oxford: Oxford University Press, 1986. 327p.
  241. S. & Osgood C. Second language learning and bilingualism / S. Ervin & C. Osgood // Journal of Abnormal and Social Psychology / 1954. Vol. 49. P. 139−146.
  242. Ervin-Tripp S. Language Acquisition and Communicative Choice / S. Ervin-Tripp. UK: Stanford University Press, 1973. 383p.
  243. S. & Schachter J. Linguistic Perspectives on Second Language Acquisition / S. Gass & J. Schachter. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 296p.
  244. Green D. Control, activation and resource: a framework and a model for the control of speech in bilinguals / Green D // Brain and language / 1986/27. P.210−230.
  245. Groot A. de. Bilingual lexical representation: A closer look at conceptual Щ representations / A. de. Groot // R. Frost & L. Katz (Eds). Orthography, phonology, morphology and meaning. Amsterdam: North Holland, 1992. P. 389 412.
  246. Groot A. de & Hocks J. The development of bilingual memory: Evidence from word translation by trilinguals / A. de Groot & J. Hocks // Languageф learning / Michigan, 1995. Vol. 45/4. P. 683−724.
  247. Groot A. de & Comijs H. Translation recognition and translation production: Comparing a new and an old tool in the study of bilingualism / A. de Groot & H. Comijs // Language Learning / Michigan. Vol. 45/3. P. 467−509.
  248. Groot A. de & Nas G. Lexical representation of cognates and noncognates in ^ compound bilinguals / A. de Groot & G. Nas // Journal of Memory and1. nguage / 1991. V. 30. P. 90−123.
  249. Grosjean F. Life with two languages. An introduction to bilingualism / F. Grosjean. Harvard: Harvard University Press, 1982. 357p.
  250. Harris B. The importance of natural translation / B. Harris // Working Papers ф in Bilingualism / 1977. V. 12. P. 96 114.
  251. J. & Curley J. Lexical memory in novice bilinguals: The role of concepts in retrieving second language words / J. Kroll & J. Curley // Practical aspects of memory: Current research and issues / London, 1998. V. 2. P. 389 395.
  252. J. & Stewart E. Category interference in translation and picture naming / J. Kroll & E. Stewart // Journal of Memory and Language / 1994. V.33. P. 149 174.
  253. M. & Hogben D. The Vocabulary Learning Strategies of Foreign Language Students / M. Lawson & D. Hogben // Language Learning / 1996. Vol.46/1. P. 101−135.
  254. Levelt W. Speaking. From intention to articulation / W. Levelt. Cambridge, MA: MIT Press, 1989. 247p.
  255. M. & Hakuta K. Translation skill and metalinguistic awareness in bilinguals / M. Malakoff & K. Hakuta // Language Processing in Bilingual Children / ed. E. Bialystok. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 238p.
  256. Meisel J. The simultaneous acquisition of two first languages / Meisel J. // Trends in Bilingual Acquisition / Eds. J. Cenoz & F. Genesee. 2001. Vol.1. P. ll-41.
  257. Merriam Webster Online. http://slovari.gramota.ru/
  258. G. & Johnson-Laird P. Language and Perception / G. Miller & P. Johnson-Laird. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. 32lp.
  259. Paradis M. On the representation of two languages in one brain / M. Paradis // Language sciences / 1985. Vol. 61/7. P. l-40.
  260. Pollio H. The Structural Basis of Word Association Behaviour / H. Pollio. The Hague Paris: Mouton & Co, 1966. 243p.
  261. Potter M., So K., von Eckardt В., Feldman L. Lexical and conceptual representation in beginning and proficient bilinguals / M. Potter, K. So, B. von Eckardt, L. Feldman // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior / 1984/23. P.23 -38.
  262. N. & Bongaerts Th. First language use in second language production / N. Poulisse & Th. Bongaerts // Applied linguistics / 1994. Vol. 15/1. P. 36- 57.
  263. Stemberger J. The Lexicon in a Model of Language Production / J. Stemberger. N.Y.: Garland Publishing, 1985. 299p.
  264. I. & Taylor M. Psycholinguistics: Learning and using language / I. Taylor & M. Taylor. N.Y.: Prentice Hall, 1990. 241 p.
  265. M. & Schoonen R. Lexical knowledge in LI and L2 of third and fifth graders / M. Verhallen & R. Schoonen // Applied linguistics / 1998. Vol. 19/4. P. 452−470.
  266. Weinreich U. Languages in contact: Findings and problems / U. Weinreich. N.Y.: Linguistic Circle of New York, 1953. 257p.
  267. S. & Hammarberg B. Language switches in L3 production: Implications for a polyglot speaking model / S. Williams & B. Hammarberg // Applied linguistics / 1998. Vol. 19/3. P. 295−333.
Заполнить форму текущей работой