Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя: Экспериментальное исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании отмечается, что направленность на выработку определенного эмоционально-оценочного отношения к происходящему повышает императивность творчества Н. С. Лескова, так как способствует регуляции поведения субъектов, преподносит установку к определенного рода действиям, то есть способствует выработке конвенционального стереотипа-идеологемы, определенных морально-этических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование психолингвистического подхода к изучению творчества Н.С. Лескова
  • ГЛАВА 2. Моделирование доминантных личностных смыслов как составляющих концептуальной картины мира автора
    • 2. 1. Исследовательская модель ДЛС рассказа «Чертогон»
      • 2. 1. 1. Анализ рассказа «Чертогон» с целью выявления ДЛС
      • 2. 1. 2. Модель ДЛС рассказа «Чертогон»
      • 2. 1. 3. Описание модели
      • 2. 1. 4. Выводы
    • 2. 2. Исследовательская модель ДЛС рассказа «Путешествие с нигилистом»
      • 2. 2. 1. Анализ рассказа «Путешествие с нигилистом»
      • 2. 2. 2. Модель ДЛС рассказа «Путешествие с нигилистом»
      • 2. 2. 3. Описание модели
      • 2. 2. 4. Выводы
    • 2. 3. Исследовательская модель ДЛС рассказа
  • Тупейный художник"
    • 2. 3. 1. Анализ рассказа «Тупейный художник»
    • 2. 3. 2. Модель ДЛС рассказа «Тупейный художник»
    • 2. 3. 3. Описание модели
    • 2. 3. 4. Выводы
    • 2. 4. Исследовательская модель ДЛС рассказа «Дурачок»
    • 2. 4. 1. Анализ рассказа «Дурачок»
    • 2. 4. 2. Модель ДЛС рассказа «Дурачок»
    • 2. 4. 3. Описание модели
    • 2. 4. 4. Выводы
    • 2. 5. Выводы
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование восприятия фрагмента творчества Н.С. Лескова
    • 3. 1. Характеристика содержания и методики экспериментального исследования
      • 3. 1. 1. Теоретическое обоснование эксперимента
      • 3. 1. 2. Характеристика материала, использованного в экспериментальном исследовании
      • 3. 1. 3. Состав респондентов
    • 3. 2. Первый этап экспериментального исследования. Эксперимент
      • 3. 2. 1. Цели и задачи эксперимента
      • 3. 2. 2. Норма, характер и логика эксперимента
      • 3. 2. 3. Состав респондентов
      • 3. 2. 4. Факторы, влияющие на чистоту эксперимента
      • 3. 2. 5. Анализ результатов эксперимента
      • 3. 2. 6. Выводы
    • 3. 3. Второй этап экспериментального исследования. Эксперимент
      • 3. 3. 1. Цели и задачи эксперимента
      • 3. 3. 2. Норма, характер и логика эксперимента
      • 3. 3. 3. Состав респондентов
      • 3. 3. 4. Анализ результатов эксперимента
    • 3. 4. Второй этап экспериментального исследования. Эксперимент
      • 3. 4. 1. Цели и задачи эксперимента
      • 3. 4. 2. Норма, характер и логика эксперимента
      • 3. 4. 3. Состав респондентов
      • 3. 4. 4. Анализ результатов эксперимента
    • 3. 5. Выводы

Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя: Экспериментальное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В психолингвистических исследованиях картина мира (далее КМ. — М.Л.) понимается как система концептов (смыслов), представляющих отражение мышлением индивида предметного мира. Содержание фрагментов картины мира в коммуникативных процессах преобразуется в вербальные произведения, единицы которых можно рассматривать как феномен, отражающий фрагмент картины мира (КМ) и одновременно являющийся ее компонентом. Поэтому специфика организации языковых единиц вербальных произведений в известной степени отражает специфику картины мира субъекта. Характер репрезентации фрагментов картины мира в художественных вербальных произведениях мало изучен, а между тем решение этой проблемы важно как для построения общей теории текста, так и для выявления сущности идиостиля в частности.

Объектом нашего исследования являются тексты произведений Н. С. Лескова, репрезентирующие фрагмент картины мира писателя.

Предмет исследования — специфика связей языковых репрезентантов и компонентов в концептуальной картине мира писателя, отраженная в категории идиостиля.

Актуальность выбранной темы объясняется, во-первых, тем, что впервые исследуется проблема идиостиля в психолингвистическом аспекте на прозаическом материале, во-вторых, неизученностью творчества Н. С. Лескова в психолингвистическом аспекте, позволяющем выявить специфику картины мира писателя и определить смысловые доминанты его творчества.

Материалом исследования являются девять произведений Н. С. Лескова: «Воительница» (1866 г.) — «Очарованный странник» (1873 г.) — «Однодум» (1879 г.) — «Чертогон» (1879 г.) — «Дух госпожи Жанлис» .

1881 г.) — «Путешествие с нигилистом» (1882 г.) — «Тупейный художник» (1883 г.) — «Несмертельный Голован» (1888 г.) — «Дурачок» (1891г.).

Цель диссертационного исследования — определить систему доминантных смыслов творчества Н. С. Лескова исходя из особенностей вербального представления писателем знаний о мире и человеке, частично реконструировав фрагмент картины мира (КМ) писателя и представив его в виде соотносящихся моделей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. обосновать психолингвистический подход к изучению творчества Н. С. Лескова;

2. представить модели доминантных личностных смыслов фрагмента картины мира Н. С. Лескова;

3. определить особенности идиостиля писателя, детерминирующие специфику концептуальной картины мира;

4. экспериментально верифицировать установленные исследовательским путем модели доминантных личностных смыслов;

5. экспериментально определить закономерности восприятия доминантных смыслов творчества Н. С. Лескова.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. концептуальный (построение моделей смысловых полей);

2. экспериментальные;

3. элементы статистического (количественная обработка экспериментальных данных);

4. сопоставительный.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка исследования творчества Н. С. Лескова в психолингвистическом аспекте. В ходе анализа текстов выявлены логико-семантические основания представления доминантных личностных смыслов (далее ДЛС. — М.Л.) картины мира автора, которые обозначены как одновременное противопоставление и сопоставление смыслов (например, сосуществование и противопоставление таких концептуальных универсалий, как «глубинка» и «цивилизация», «реальное» и «ирреальное» и др.). В исследовании акцентируется мысль о том, что в представлении доминантных смыслов регулятивную роль играет эстетизированная эмоция, репрезентированная в художественном тексте. В связи с этим в понятие идиостиля впервые вводится такой его сущностный признак, как акцентуация доминантного эмоционального состояния.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов в дальнейшей разработке категории идиостиля, а также в подготовке лекционных и практических курсов по истории русской литературы XIX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При объективации используемых логико-семантических способов репрезентации доминантных смыслов понятийно-предметные компоненты концептов выявляют в основном логическое противопоставление через систему оппозиционных смыслов, основываясь на определенных конвенциональных стереотипах: мифологемах, бы-тологемах, при этом сопоставление понятийно-предметных компонентов выявляется вербально.

2. Оценочные компоненты смысловых полей в идиостиле Н. С. Лескова представляют сложный эмоционально-оценочный понятийно-ассоциативный комплекс, где эмоционально-оценочные компоненты доминируют над другими, но в совокупности с ними формируют систему доминантной и производных эмоций, репрезентируемых в художественных текстах.

3. Способы акцентуации доминантных эмоций, репрезентированных в художественных текстах, определяются особенностями идиости-ля Н. С. Лескова:

• во-первых, акцентирование доминантной эмоции происходит с помощью повтора наиболее значимых эмоциональных и эмоционально-оценочных лексем или использования синонимического ряда: а) в рамках одного концепта, б) в рамках смыслового поля;

• во-вторых, при акцентировании различных эмоциональных состояний доминантная эмоция, репрезентированная в художественном тексте, выявляется через акцентуацию эмоционально-оценочного состояния;

• в-третьих, особенностью акцентуации эмоционального состояния у Н. С. Лескова является двойная эмоциональная мотивировка восприятия художественных текстов, проявляющаяся в формировании определенного эмоционально-оценочного отношения у реципиентов в результате осознания доминантной эмоции, репрезентированной в художественном тексте.

4. Традиционно выделяемые детерминанты идиостиля Н. С. Лесковадеформированные слова и окказиональные образования — являются маркерами наиболее часто репрезентируемых смыслов и средством акцентуации доминантных эмотивных смыслов, а не репрезентантами доминантных личностных смыслов.

5. Доминантные личностные смыслы фрагмента картины мира Н. С. Лескова функционируют как одновременное сои противопоставление таких концептуальных универсалий, как «глубинка» и «цивилизация», «реальное» и «ирреальное», преломляющихся, прежде всего, в отношении к нравственно-этическим нормам поведения. Другая доминанта творчества Н. С. Лесковасопоставление и противопоставление смыслов «праведный» и «дурачок», выявляющаяся, прежде всего, через категорию осознанности / неосознанности поведения. В анализируемом фрагменте утверждается и нравственно-этическая доминанта картины мира писателя — победа нравственных принципов, идей над несправедливостью, жестокостью, злом, насилием.

6. Особенностью идиостиля Н. С. Лескова является:

• преимущественное использование таких логико-семантических способов репрезентации, как а) противопоставление смысловых полей и одновременное их сопоставление и б) противопоставление смысловых полей, образованных актуальными доминантными смыслами;

• использование языковой и контекстуальной антонимии как способа отражения логико-семантических отношений противопоставления концептов;

• для выражения отношений сопоставленности автор использует описание повторяющихся ситуаций, повтор наиболее значимых лексем, языковую и контекстуальную синонимию.

7. На защиту выносится методика моделирования доминантных личностных смыслов.

Структура работы. Специфика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, оглавления, списка использованной литературы и приложения, содержащего образцы анкет. Выводы иллюстрированы 9 схемами.

3.5. Выводы.

1. Сравнивая результаты экспериментов 2 и 3 при выявлении личностных смыслов, мы можем отметить, что во втором случае происходит расширение смыслового поля «представление Н. С. Лескова о русском народном характере», что естественно связывается с введением слов-стимулов, вербализующих личностные смыслы, отличные от тех, которые были представлены в эксперименте 2. Но языковые средства, являясь маркерами личностных смыслов, представляют расширение смыслового поля, не выявляя концептуальных универсалий, объективирующихся через взаимоотношение языковых средств. Представленные нами языковые единицы не вступают в такие взаимоотношения, в результате которых можно было бы выявить логико-семантические способы репрезентации концептуальных универсалий (абстракций), а лишь расширяют смысловое поле «представление Н. С. Лескова о русском народном характере», поэтому мы можем говорить, что частота употребления языковых единиц фиксирует наиболее часто репрезентируемые личностные смыслы:

• лексемы «варвар», «мерзость» преимущественно репрезентируют смысл «эмоциональное состояние героя» — лексемы «словно орехи в решете», «шурле-мурле», «рада-ралешенька», «преважно», «здравствуется» — смыслы «поэтичность натуры» и «эмоциональное состояние героя» одновременно;

• для репрезентации личностного смысла «необразованность и остроумие народа» Н. С. Лесков использует окказионализмы;

• для наиболее частой репрезентации личностного смысла «необразованность народа» Н. С. Лесков использует деформированные слова и окказионализмы, возникшие в результате «народной этимологии», просторечие.

2. Невозможным оказалось достигнуть поставленную цель при сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова, окказионализмы и просторечную, диалектную лексику, идиомы и т. д. из-за отсутствия достаточного количества материала. При сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова в экспериментах 2 и 3 отмечаем, что в эксперименте 3 деформированные слова репрезентируют преимущественно реакцию раздражение (наряду с реакцией улыбка), что связано, по мнению респондентов, со значительным увеличением количества таких слов-стимулов (имеется в виду и просторечие) и отсутствием окказионализмов в данном отрывке художественного текста. При сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова подтверждается мысль об устойчивой репрезентации реакции сочувствие, детерминирующей специфику восприятия доминантного эмотивного смысла художественных текстов — сочувственного отношения, и выступают маркерами амбивалентного доминантного эмотивного смысла — улыбка и сочувствие.

Заключение

.

Картина мира, понимаемая как система концептов (смыслов), представляющих отражение мышлением индивида предметного мира, в коммуникативных процессах преобразуется в вербальные произведения, в известной степени отражающие специфику картины мира субъекта. Специфика организации языковых единиц вербальных произведений мало изучена, а между тем решение этой проблемы важно для выявления сущностных характеристик идиостиля.

Данная диссертационная работа демонстрирует новый подход к изучению творчества Н. С. Лескова, позволивший выявить логико-семантические основания представления доминантных личностных смыслов картины мира автора, которые обозначены как одновременное противопоставление и сопоставление смыслов (например, сосуществование и противопоставление таких концептуальных универсалий, как «глубинка» и «цивилизация», «реальное» и «ирреальное» и др.). В исследовании акцентируется мысль о том, что в представлении доминантных смыслов регулятивную роль играет эстетизированная эмоция, репрезентированная в художественном тексте. В связи с этим в понятие идиостиля впервые вводится такой его сущностный признак, как акцентуация доминантного эмоционального состояния.

Выявлены особенности акцентуации Н. С. Лесковым доминантного эмотивного смысла, заключающиеся прежде всего в акцентуации эмоционально-оценочного состояния к происходящему. Отмечается, что оценочные компоненты смысловых полей в идиостиле Н. С. Лескова представляют сложный эмоционально-оценочный понятийно-ассоциативный комплекс, где эмоционально-оценочные компоненты доминируют над другими, но в совокупности с ними формируют систему доминантной и производных эмоций, репрезентируемых в художественных текстах.

Традиционно выделяемые детерминанты идиостиля Н. С. Лескова — деформированные слова и окказиональные образования — являются маркерами наиболее часто репрезентируемых смыслов и средством акцентуации доминантных эмотивных смыслов, а не репрезентантами доминантных личностных смыслов.

В диссертационном исследовании отмечается, что направленность на выработку определенного эмоционально-оценочного отношения к происходящему повышает императивность творчества Н. С. Лескова, так как способствует регуляции поведения субъектов, преподносит установку к определенного рода действиям, то есть способствует выработке конвенционального стереотипа-идеологемы, определенных морально-этических норм поведения. Так, негативное отношение к безнравственным принципам, злу, жестокости, насилию, творящимся социальной действительностью, а также сочувственное отношение к простым людям, таящим в себе большой нравственно-этический потенциал, актуализирует в сознании реципиентов конвенциональные нормы поведения. Такая направленность на создание сте-реотипов-идеологем является особенностью идиостиля Н. С. Лескова.

Выявленные в ходе работы особенности акцентуации Н. С. Лесковым доминантных эмотивных смыслов позволяют заключить, что неослабевающий интерес к творчеству писателя зиждется на таких эмоциональных константах, которые выявляются в ходе эксперимента, а именно: неприятии безнравственных принципов и сочувственном отношении Н. С. Лескова к русскому народному характеру.

С точки зрения перспектив дальнейшего исследования творчества Н. С. Лескова с позиции психолингвистики особого внимания заслуживают «специфические элементы» идиостиля писателя, подходы к изучению которых в психолингвистическом аспекте только намечены в работе. Важную роль как для построения общей теории текста, так и для выявления сущности идиостиля в частности играет дальнейшее исследование категории эмоциональности художественного текста, активно разрабатываемой в отечественной современной психолингвистике (JI.M. Босова, В. И. Болотов, В. А. Пищальникова, A.B. Кинцель). В связи с этим большое значение приобретает выявление способов акцентуации доминантных эмотивных смыслов как с помощью повторов, так и с помощью других значимых элементов структуры художественного текста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологическое исследование социальных стереоти-пов//Вопросы психологии, 1989, № 1. С. 95−101
  2. Д. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983. 147 с.
  3. В.Н. Антиклерикальная сатира Н.С. Лескова конца 70-х -начала 80-х годов XIX в. («Мелочи архиерейской жизни» и «Заметки неизвестного»): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962. 17 с.
  4. Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996. 15 с.
  5. Е.И. Русская поэтическая фразеология: «На материале произведений В. М. Гаршина и Н. С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1998. 24 с.
  6. Г. Т. Творчество Н.С. Лескова: Пособие по спецкурсу. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1992. 127 с.
  7. Т. Я. Лингвистические закономерности интерпретации речевого сообщения/Юбщение, текст, высказывание. М.: Изд-во МГУ, 1981.С. 44−47.
  8. Л.А. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1982. 168 с.
  9. Р. Л. Общие лингвистические закономерности восприятия текста/УМатериалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во РАН. Инс-т Языкознания, 1994. С. 27−31.
  10. П.Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию лич-ности//Вопросы психологии, 1986. № 1. 5−11 с.
  11. А. Г. Три грани интериоризации/ТНаучное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М.: Наука, 1981. С. 3547.
  12. Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. 239 с.
  13. Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. 184 с.
  14. А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1993. 102 с.
  15. О.М. Образ праведника: Классика и современ-ность//Теория и практика преподавания русской словесности. М., 1995. Вып. 1. С. 28−30
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
  17. В. П. Лексические элементы текстов в психолингвистическом аспекте//Текст и культура: общие и частные проблемы. М.: Изд-во АН СССР, 1985. С. 36−47.
  18. В. П. Паремии и языковое сознание//Материалы XI Всероссийского симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1994. С. 47−56.
  19. В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988.121 с.
  20. В.П. Лексические элементы текста в психолингвистическом аспекте/ЛГекст и культура: общие и частные проблемы. М., 1985. С. 36−46
  21. Ф.М. История лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1975.304 с.
  22. В.А. Творческий путь Н.С. Лескова. М., 1980. 16 с.
  23. Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1993. 243 с.
  24. Г. И. Типология понимания текста. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1986. 218 с.
  25. Г. И. Схемы действия читателя при понимании текста. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1989. 121 с.
  26. В.И. Проблемы теории эмоционального воздействия текста: Автореф. дис. док. филол. наук. М., 1986. 76 с.
  27. Н.К. Образ автора в системе художественного произведения: К вопросу об эстетической природе образа автора. На материале творчества Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова и М. А. Булгакова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1986. 18 с.
  28. Л.М. Проблема соотношения семантических и смысловых полей качественных прилагательных (на материале русского и английского языков). Барнаул, 1997. 186 с.
  29. Г. А. Язык и картина мира//Философские науки, 1973. № 1. С. 84−97.
  30. А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М.: Наука, 1987.139 с.
  31. Ф. Е. Структура образа (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева)//Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 37−51.
  32. В. К. Перспективы развития психологии эмоции/Тенденции развития психологической науки. М.: МГУ, 1989. С. 115−123.
  33. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Наука, 1990. 349 с.
  34. Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности//Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. 230 с.
  35. Н. В. Эмоциональные различия в речемыслительных процес-сах/Щсихологический журнал, 1988. № 3. С. 52−61.
  36. АЛ. Н. С. Лесков. Л.: Эпоха, 1923. 218 с.
  37. Л. С. Мышление и речь. М.: Соцэгиз, 1934. 324 с.
  38. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  39. Л.С. Собр. соч. в 5-и т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  40. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.:Наука, 1981. 139 с.
  41. Е.Ю. «Левша» Н.С. Лескова: радость словесной игры и серьезность сюжета//Русский язык в школе. М., 1995. № 2. С. 72−79
  42. Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (На материале творчества В.В. Набокова): Дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1996. 219 с.
  43. A.A. Н.С. Лесков и народная культура: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Л., 1988. 32 с.
  44. И. Н. Онтогенетический базис речи. Челябинск. 1983. 215 с.
  45. В.П. Поэтика слова. Н.: Наука, 1979. 286 с.
  46. А.Д. Слово в поэзии Ф. Тютчева. М.: Наука, 1982. 216 с.
  47. А.П. Проблемы художественного стиля. Ереван. 1969. 278 с.
  48. Л. Н.С. Лесков. Жизнь творчество — поэтика. М., Гослитиздат, 1945. 320 с.
  49. Гумбольдт В.фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1984. 450 с.
  50. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4. М.: Русский язык, 1978−1980.
  51. Дейк ван Т. А. Язык. Познание, Коммуникация. М.: Мысль, 1989. 421 с.
  52. Н.Л. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: Дис.. канд. фи-лол. наук. Барнаул, 1996. 145 с.
  53. С.Ф. Идейно-эстетические функции вымысла в творчестве Н.С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1986. 24 с.
  54. С.И. Экспериментальное исследование национальной специфики концептуальной картины мира (на материале русского и алтайского языков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 19 с.
  55. .М. Н.С. Лесков. М., 1957. 190 с.
  56. И. Г. Феномен менталитета: Психологический ана-лиз//Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 27−34.
  57. .С. В зеркалах устного слова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1994. 191 с.
  58. .С. Об особенностях поэтики Н.С. Лескова на рубеже 60−70-х годов XIX в.: Автореф. дис. Воронеж, 1974. 20 с.
  59. О.В. Поэтика памяти в прозе Н.С. Лескова. СПб., 1996. 132 с.
  60. О.В. Поэтика памяти в прозе Н.С. Лескова: Спецкурс. СПб.: Гидрометеоиздат, 1996. 73 с.
  61. А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 159 с. 72.3алевская А. А. Понимание текста: Психолингвистические подход.
  62. А. В. Сознание и мышление. М.: Мысль, 1994. 318 с.
  63. Т.В. Жанровое своеобразие романов Н.С. Лескова 60-х-начала 70-х годов XIX столетия: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Харьков, 1996. 19 с. 81 .Каменская О. Л. Структура и функция текста как средства коммуникации. М.: Изд-во МГЛУ, 1991. 72 с.
  64. С. Д. Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986. 297 с.
  65. Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Просвещение, 1987. 262 с.
  66. А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора: Дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 177 с.
  67. Е.В. Загадочные слова у Н. Лескова// Рус. речь. М, 1997. № 5. С. 111−116.
  68. Г. В. Коммуникативная функция языка. М.: Наука, 1984. 174 с.
  69. Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 149 с.
  70. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 108 с.
  71. Н.С. Архаическая лексика и фразеология и ее экспрессивно-стилистические функции в произведениях Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1966. 20 с.
  72. А.Т. «Лингвистика текста» и исследование взаимоотношения языка и мышления//Вопросы языкознания, 1986. № 6. С. 23−37
  73. Е. С. Роль словообразования в формировании картины мира//Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 141−173.
  74. Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 200 с.
  75. Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980. 78 с.
  76. А.Е. Рассказы о «праведниках» Н.С. Лескова 70−80-х годов (К вопросу о романтических тенденциях в творческом методе): Автореф. дис. канд. филол. наук. Тбилиси, 1979. 23 с.
  77. В.Г. Нерастраченная бедность//Российская провинция. Набережные Челны, М., 1996. № 3. С. 21−25
  78. В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  79. К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М., 1962
  80. А. А. Психолингвистика. Тенденции развития психологической науки. М.: Изд-во АН СССР, 1989. 241 с.
  81. А. А. Психологическая структура значе-ния//Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. С. 97−121.
  82. А. А. Смысл как психологическое поня-тие//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 59−65.
  83. А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  84. А. А. Языковое сознание и образ мира//Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1993. С. 18−25.
  85. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избр. пси-хол. произв. в 2-х т. Т. 1. М., 1983.
  86. А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.
  87. А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: МГУ, 1982. 479 с.
  88. Ю. М. Двойственная природа текста//Текст и культура. М.: Наука, 1985. С. 21−39.
  89. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  90. A.B. Рассказы Н. С. Лескова о народе: Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1967. 19 с.
  91. А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 414 с.
  92. Е.А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н.С. Лескова: К постановке проблемы/ЛТроблемы метода и жанра. Томск, 1994. Вып. 18. С. 183−192
  93. Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Н.С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 1992. 21 с.
  94. С.Г. Н.С. Лесков в русской прессе 80−90-х годов XIX в.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1986. 24 с.
  95. В.Г. Функционирование разговорных единиц в произведениях Н.С. Лескова (Сказовая форма повествования): Авто-реф. дис.. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1985. 23 с.
  96. Мифологический словарь/Под ред. Е. М. Мелетинского. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. 736 с.
  97. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1−2. М.: Советская энциклопедия, 1987−1988
  98. Н.Г. Н.С. Лесков и устное народное творчество. Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1970. 14 с.
  99. Н.Г. Н.С. Лесков и устное народное творчество: Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 14 с.
  100. Г. В. Поэтика Н.С. Лескова (Системно-субъектный анализ хроники «Захудалый род»): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993. 17 с.
  101. Е. Г. Традиции Н.В. Гоголя и Н.С. Лескова в русской советской прозе первой половины 20-х годов (К вопросу о сказовой форме повествования): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1980.20 с.
  102. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова. Опыт психолингвистического исследования. Воронеж, 1990. 106 с.
  103. H.A. Типы и функции новообразований в прозе Н.С. Лескова//Русский язык в школе. М., 1995. № 5. С. 79−87
  104. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ. 1993.960 с.
  105. Окулова-Микешина Т. «Время слов прошло нужны подвиги»: Заметки к столетию со дня смерти Н.С. Лескова//Наш современник. М, 1995. № 2. С. 186−192
  106. Окулова-Микешина Т. Чтобы совесть была белее снега/Молодая гвардия. М., 1996. № 9. С. 229−245
  107. Основы теории речевой деятельности, м.: Наука, 1974. 368 с.
  108. Р. И. Проблема смысла: Логико-функциональный анализ языка. М.: Наука, 1983. 286 с.
  109. Р.И. Понимание речи и философия языка//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. 207 с.
  110. В.В. Наблюдения над языком эпистолярного наследия Н.С. Лескова//Семантика лексических и грамматических единиц. М., 1995. С. 11−18
  111. В.В. Соотношение книжных и разговорных лексических элементов в структуре художественного текста: На материале произведений Н. С. Лескова 90-х гг. 19 в.: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1985. 16 с.
  112. В.В. Язык русской классики: книжные и разговорные лексические элементы прозы Н. С. Лескова 90-х годов XIX в.: Словник. М.: МПУ, 1993. 325 с.
  113. В. А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1991. 88 с.
  114. В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект. Барнаул.: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1992. 73 с.
  115. В. А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1992. 131 с.
  116. В. А., Сорокин Ю. А. Введение в психолингвистику. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1993. 211 с.
  117. В.А. Психопоэтика. Барнаул., 1999. 224 с.
  118. В.А. Речевая деятельность как синергетическая система//Известия АГУ, 1997. № 2. С. 72−79
  119. А. Н. Язык, мышление, сознание. Психолингвистические аспекты/УУчебное пособие. Иваново: Изд-во Ивановского гос. пед. инс-та, 1988. 112 с.
  120. А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
  121. И.В. Аксиома о лесковском сказе: К вопросу о принципах изображения индивидуального сознания//Наука вуз — школа. Челябинск., Магнитогорск, 1995. С. 82−85
  122. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление/Под ред. Серебренникова Б. А. М.: Наука, 1986. 242 с.
  123. Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.181 с.
  124. B.C. Николай Лесков: Время и книги. М.: Современник, 1981. 302 с.
  125. Г. В. Особенности сказового настроения художественного текста: на материале новелл и повестей Н. С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1990. 17 с.
  126. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.
  127. . А. Как происходит отражение картины ми-ра//РЧФЯ. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 87−108.
  128. Ю. Л. Публицистика Н.С. Лескова 1870-х годов: Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1987. 16 с.
  129. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар/Под ред. Л. А. Новикова. 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. 384 с.
  130. Словарь синонимов русского языка: Около 9000 синонимических рядов/Под ред. Л. А. Чешко. 5-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. 600 с.
  131. С. Д. Мир образов и образ мира//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. № 2.
  132. В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977
  133. А.Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование (на материале франкоязычных комиксов): Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1999. 17 с.
  134. Ю. А. Взаимодействие реципиента и текста: Теория и прагматика текста//Функционирование текста в лингвокультурной общности М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 52−78.
  135. Ю. А. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Наука, 1985. 316 с.
  136. O.A. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста: Дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1997. 175 с.
  137. H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1985. 23 с.
  138. Э. Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата: Мектеп, 1989. 168 с.
  139. Н.С. Лескова. Курск, 1980. 160 с.
  140. Н.С. Лескова: Межвузовский сб. научн. тр. Курск: КГПИ, 1988. 153 с.
  141. С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н. С. Лескова: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1996. 46 с.
  142. С.М. Философия мифа: Введение в метод мифорестав-рации. М.: Община, 1994. 141 с.
  143. Е. М. Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании/УИскусство и эмоции. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. инс-та, 1991. С. 119−124.
  144. В.Ю. Волшебник слова//Русская речь. М., 1972. № 5. С. 12−21
  145. В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974. 214 с.
  146. Е.В. О психологизме Н.С. Лескова/Под ред. В. А. Громова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. 107 с.
  147. Т.Г. Экспериментальное исследование языковых репрезентаций комического смысла: Дис.. канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1997. 284 с.
  148. А. А. Типы языковых знаков. М.: Наука, 1974. 172 с. 108.
  149. H. В. Человек и его сознание: проблема формирова-ния//Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1993. С. 51−59.
  150. A.A. Избранные труды. JL, 1978. 654 с.
  151. М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1−4. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1986−1987
  152. Н.Ю. Изображение народного характера в произведениях Н.С. Лескова (1870−1888-е годы): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1979. 16 с.
  153. В.Е., Майорова O.E. Лесковская концепция праведни-чества//В мире Лескова., 1983. С. 196−232
  154. В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова//Русский язык в школе. М, 1976. № 3. С. 66−71
  155. C.B. Моделирование фрагмента региональной картины мира (на материале лексики русских говоров Алтая): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 20 с.
  156. Э.П., Шелковникова Л. Ф. Изучение творчества Н.С. Лескова в школе. Барнаул: Изд-во АКИПРКО, 1995. 55 с.
  157. Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Прогресс, 1990.215 с.
  158. М.Г. Поэтика повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» и устное народное творчество: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1974. 19 с.
  159. О.Ю. Мастер изобразительных находок/ТРусская речь. М., 1987. № 1. С. 76−81
  160. О.Ю. Речевая структура повествования прозы Н.С. Лескова 90-х годов: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1992. 26 с.
  161. А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. 167 с.
  162. Л.И. Особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка: Дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1995. 226 с.
  163. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. 157 с.
  164. А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1990. 280 с.
  165. Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
  166. Экспериментальные исследования в психолингвистике/Под ред. Р. М. Фрумкина. М., 1982. 142 с.
  167. Ш. Д. Проблематика и поэтика произведений Н.С. Лескова 1880-х годов: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1991. 26 с.
Заполнить форму текущей работой