Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие контрактных отношений в процессе трансформации институциональной системы российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и методологическая основа диссертации представлена научными достижениями отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономической и институциональной экономической теории названных ранее. В ходе исследования были использованы также работы таких философов, социологов и психологов, как Г. В. Ф. Гегель, П. Бергер и Т. Лукман, М. Вебер, А. Радугин, В. Радаев, А. Кравченко… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы контрактных отношений
    • 1. 1. Научно-теоретические подходы в исследовании контрактных отношений
    • 1. 2. Сущность и типология контрактных отношений
    • 1. 3. Система противоречий контрактных отношений и пути их преодоления
  • ГЛАВА II. Основные направления совершенствования контрактных отношений в современной российской экономике
    • 2. 1. Реализация основных закономерностей контрактных отношений как фактор их динамичного развития
    • 2. 2. Совершенствование институциональной системы контрактных отношений как условие минимизации трансакционных издержек
    • 2. 3. Развитие институционального предпринимательства в системе контрактных отношений

Развитие контрактных отношений в процессе трансформации институциональной системы российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

По мере проводимой в современной России трансформации социально-экономической системы растут специализация и разделение труда, усложняются хозяйственные отношения между экономическими агентами. Большинство социально-экономических отношений субъектов осуществляется посредством разнообразных контрактов. Эти отношения все в большей степени связаны с правами собственности. Экономические субъекты заинтересованы в том, чтобы закрепить свои отношения в правовой форме. Соответственно возникают правовые ограничения и нормы. Увеличивается необходимость санкций за нарушение обязательств контрактов. Осуществление обменов происходит в условиях интеграции и глобализации мирохозяйственных связей, что требует знания и соблюдения международных норм и правил сделок. Контрактные отношения обмена все в большей степени нуждаются в регулировании со стороны институциональной системы общества.

Быстрое преобразование советской командно-административной системы не привели к ожидаемым социально-экономическим результатам, не обеспечили социальной ориентации складывающейся рыночной экономики, не закрепили мотивации к производственно-трудовому обмену ценностями. Напротив, выбор определенных способов организации таких взаимодействий, направленный на достижение максимизации полезности их участников свидетельствуют о несостоятельности на данном этапе рыночного механизма в формировании устойчивого экономического роста во всех его социально-экономических проявлениях.

Контракт считается основополагающей формой человеческого взаимодействия, в то же время «обобщающей экономической теории контрактов нет» (85, с.6) и «многие важные вопросы еще не получили общепринятого решения» (58, с. 315).

В этой связи необходима глубокая и обстоятельная теоретическая проработка проблем совершенствования контрактных отношений как в целом, так и в процессе трансформации социально-экономической системы в частности. Кроме того, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью анализа современных научно-теоретических подходов в исследовании контрактных отношений с целью определения их недостатков и преимуществ осуществления обмена. На необходимость изучения «склонности человека к торговле, к обмену одного предмета на другой» указывал еще Адам Смит, обосновав преимущества общественного разделения труда. С этого момента исследование обменов находится в центре внимания ученых. С позиций современной экономической мысли, «экономическая теория все больше становится „наукой о контрактах“, чем наукой о выборе». В историческом аспекте основополагающие исследования о необходимости совершения обменов и их выгодности были проведены в рамках неоклассического подхода. Обоснованная идея воплощения максимизации полезности участников контрактов важна сама по себе, потому что является основой человеческого благополучия. Однако «жесткое ядро» данного подхода, составляющее принцип методологического индивидуализма и высокая степень абстракций сужают его применимость.

Выделенный юридический подход обосновывает необходимость контрактного права и не может охватить весь спектр обмена. С его помощью можно исследовать лишь надстроечный механизм исполнения контрактов.

Математический подход позволяет смоделировать обмены с учетом многих переменных, рассчитать некоторые трансакционные издержки, но не учитывает социально-экономические связи.

Статистический подход, являясь общедоступным по эмпирическим данным совершения обменов, позволяет снизить риски аналогичных контрактов. Однако, «большинство ситуаций в деловой жизни не поддается статистической оценке (или в принципе, или из-за того, что это слишком дорого)» (100, с.82). В этой связи возникает необходимость поиска другой современной научной парадигмы.

Во-вторых, необходимостью исследования сущности контрактных отношений и уточнения их социально-экономического содержания, в том числе и на основе институционального подхода. Определение неоклассического подхода сущности контракта на принципе методологического индивидуализма, исходя из своих личных интересов его участников и получения экономического дохода, исключает социальную составляющую. Такое определение сущности контрактных отношений не позволяет учитывать общественно-полезное значение обменов, выявить основные противоречия и источники их развития. Однако совершенствование обменов связано с социализацией личности в обществе. Данное обстоятельство отражает двойственную природу осуществления контрактных отношений, выражающуюся в индивидуально-общественном характере. Следовательно, понять сущность контрактов можно путем анализа социально-экономических отношений, возникающих как результат взаимодействия людей в ходе общественного разделения труда и социально-экономических институтов, регулирующих данное взаимодействие.

В-третьих, сложностью и противоречивостью институциональной системы, в рамках которой осуществляется реализация контрактов. Становление и развитие контрактных отношений осуществляется под воздействием разнообразных институтов, образующих институциональную систему общества. Функционирование этой системы происходит под воздействием ряда тенденций, учет которых крайне необходим в целях прогнозирования социально-экономических процессов и получения ожидаемых результатов. Вместе с тем, опыт проведения экономических реформ в России показывает недостаточность учета при этом специфики национальной институциональной системы. Игнорирование особенностей ее структурного содержания и тенденций развития приводит к низкой эффективности создаваемых социально-экономических институтов, препятствующих развитию и совершенствованию контрактных отношений.

В-четвертых, ростом трансакционных издержек, возникающих в процессе осуществления контрактных отношений и необходимостью поиска путей их оптимизации. В реальном мире осуществление контрактов обусловлено значительными издержками, вследствие чего контракты несовершенны. В общей структуре издержек значительное место занимают трансакционные издержки, непосредственно связанные с обеспечением самого обмена-общения между людьми. Данные издержки оказывают существенное влияние на эффективность контрактов. Эти издержки создают систему стимулов, которая характеризует поведение участников контрактных отношений. Несовпадение целей сторон контрактов может обусловливать стремление одних экономических субъектов к снижению трансакционных издержек, в то время как другие будут заинтересованы в их росте. Именно это обстоятельство лежит в основе создания социально-экономических институтов, от реализации определенных функций которых зависят пути оптимизации данных издержек. Однако эти и другие проблемы трансакционных издержек в контрактном процессе являются малоисследованными в современной научной литературе.

В-пятых, потребностью развития институционального предпринимательства в системе контрактных отношений. Становление рыночных отношений обусловлено развитием институционального предпринимательства, опосредованного системой контрактных отношений. Реализация обменов в рамках данного вида деятельности способствует созданию новых элементов институциональной системы, способных мотивировать поведение индивидов к эффективной экономической деятельности и совершенствования контрактных отношений. В связи с этим возникает необходимость выяснения сущности институционального предпринимательства в системе контрактных отношений, их отличительных особенностей и условий, в которых возможно осуществление этого вида социально-экономической деятельности.

Необходимость уточнения теоретико-методологических основ контрактных отношений с целью определения путей их развития в процессе трансформации институциональной системы российской экономики определило выбор автора темы диссертационного исследования.

Проблемам изучения контрактных отношений посвящено значительное количество монографий и статей в научных сборниках и журналах. Наиболее выдающиеся достижения в этой области связаны с именами таких известных зарубежных экономистов, как А. Смит, А. Маршалл, У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, В. Парето, И. Макнейл, С. Соссье, Э. Расмусен, Дж. Рилл, Дж. Хиршляйфер, П. Милгром и Д. Роберте, и другие.

Значительный вклад в развитие данной проблемы вносят исследования и отечественных ученых, как В. Камаев, В. Горфинкель, Г. Поляк, В. Швандер, А. Нестеренко, В. Тамбовцев, В. Радаев и другие.

Вместе с тем, современный этап развития человечества, обусловленный взаимодействием субъектов обмена в условиях интеграции и глобализации, определяют общественный характер контрактных отношений, связанного, в том числе, с поддержанием международной безопасности во всех сферах деятельности человечества, отражающих растущую целостность мира. Для этого необходим новый методологический инструментарий. Поэтому наиболее продуктивной исследовательской программой может выступить современная институциональная теория, использующая наиболее весомые достижения экономических, гуманитарных наук и, прежде всего, философии, социологии, психологии. Согласно данной теории все контракты носят социально-экономический характер. Институциональное направление экономической мысли представляют труды таких ученых, как Т. Веблен, Дж. Коммонс, О. Уильмсон, Р. Буайте, Э. де Сото, а также лауреатов Нобелевской премии Р. Коуза, Дж. Бьюкенена, Г. Мюрдаля, Д. Норта. В России развитию этого подхода посвятили свои труды такие экономисты, как А. Нестеренко, В.

Тамбовцев, Р. Капелюшников, Д. Львов, В. Радаев, А. Олейник, А. Шаститко, А. Аузан, Я. Кузьминов и другие.

Вместе с тем, некоторые аспекты развития контрактов в теоретическом, историческом и практическом плане, особенно применительно к условиям социально-ориентированной экономики, исследованы не в полной мере, что негативно сказывается на становлении рыночных отношений в современной России. Пока еще не достаточно изучено влияние социально-экономических институтов на совершенствование контрактов с целью снижения трансакционных издержек. В современной экономической науке слабо исследованы проблемы контрактных отношений, обусловленные системой противоречий, связанных с функционированием самой институциональной системы. Вместе с тем, именно от разрешения этих задач во многом зависит эффективность обменов. Отметим, что среди научных публикаций имеется небольшое количество работ, посвященных исследованию институционального предпринимательства в системе контрактных отношений.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная научная разработанность современной отечественной и зарубежной экономической наукой обусловили выбор темы диссертации предопределили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом диссертационного исследования является институциональная система современной экономики России.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений, складывающаяся по поводу реализации контрактов.

Целью диссертационного исследования является анализ контрактных отношений, осуществляемых в рамках трансформации российской институциональной системы и выявление основных закономерностей, факторов и направлений их совершенствования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть и дать сравнительный анализ основных научно-теоретических подходов исследования контрактных отношений;

• уточнить определение сущности контрактных отношений, используя институциональную исследовательскую программу;

• разработать уточненную типологию контрактов и определить их место в институциональной системе общества;

• выявить основные закономерности и противоречия осуществления контрактных отношений;

• раскрыть основные тенденции функционирования и развития институциональной системы, уточнить основные функции социально-экономических институтов и определить характер ее воздействия на осуществление контрактных отношений;

• исследовать трансакционные издержки и определить пути их минимизации;

• осуществить анализ развития институционального предпринимательства в системе контрактных отношений;

• обосновать основные пути совершенствования контрактных отношений в современной экономике России.

Теоретическая и методологическая основа диссертации представлена научными достижениями отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономической и институциональной экономической теории названных ранее. В ходе исследования были использованы также работы таких философов, социологов и психологов, как Г. В. Ф. Гегель, П. Бергер и Т. Лукман, М. Вебер, А. Радугин, В. Радаев, А. Кравченко, Г. Андреева, А. Эфендиев и др. Методологический базис авторского исследования влияния институциональной системы на развитие контрактных отношений основывается на достижениях классической политической экономии, а также социологии, экономической социологии и психологии, неоклассической и институциональной экономической теории. Рассмотрение противоречий контрактных отношений, обусловленных системой противоречий, связанных с функционированием самой институциональной системы потребовало применения общего диалектического метода познания. В процессе исследования применялись различные методы и приемы, выбор которых определялся природой изучаемого объекта и задачами работы. Широко использовались такие универсальные методы, как научное абстрагирование, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие гражданско-правовые акты, призванные обеспечить условия совершенствования контрактных отношений, связанными с институциональными проблемами современной экономики. Эмпирической базой исследования послужили материалы официальных статистических органов, данные специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании роли и значения институциональных факторов в реализации и совершенствовании контрактных отношений в условиях становления социально ориентированной рыночной российской экономики. Кроме этого, научная новизна исследования заключается в следующем.

• Разработан теоретико-методологический базис исследования контрактных отношений на основе использования институционального подхода.

• Уточнено определение сущности и раскрыто современное содержание контрактных отношений. Выяснена индивидуально-общественная природа этих отношений. Сделан вывод о доминирующей роли общественных отношений и социально-экономических институтов в реализации контрактов.

• Предложена классификация контрактов на основе уточненных автором социально-экономических критериев и определено их место в институциональной системе общества.

• Исследованы основные закономерности и противоречия реализации контрактных отношений. Выявлены противоречия контрактов, обусловленные системой противоречий, связанных с функционированием самой институциональной системы.

• Выявлено, что значительная часть затрат по осуществлению контрактов представляет собой трансакционные издержки. Раскрыта специфика их содержания, характерная для контрактных отношений. Исследованы пути их минимизации.

• Уточнены основные функции социально-экономических институтов в реализации контрактных отношений. Показано, что в результате их реализации социально-экономические институты могут либо снижать, либо увеличивать трансакционные издержки и тем самым оказывать решающее воздействие на эффективность обменов.

• Обосновано содержание институционального предпринимательства в системе контрактных отношений. Определено, что в качестве основного источника их развития является развертывание и разрешение многочисленных противоречий институциональной системы.

• Определены основные пути совершенствования контрактных отношений в современной экономике России. Доказано, что основные тенденции их развития определяются функционированием институциональной системы. Выявлено, что это развитие зависит от особенностей национальной культуры, опосредованной в частности формированием контрактной культуры экономических агентов.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанный теоретико-методологический базис исследования контрактных отношений на основе использования институционального подхода. Методология исследования контрактных отношений определяется исходя из социально-экономических взаимодействий экономических субъектов в ходе общественного разделения труда и включает в себя: признание контрактов, прежде всего, как общественных обменов, в ходе которых реализуется основной экономический принцип максимизации полезностиисследование отношений, возникающих в ходе реализации разнообразных контрактоврассмотрение институционализации данных отношений, влияния институтов на эффективность реализации и развития контрактовпоиск путей оптимизации институциональной системы с целью совершенствования контрактных отношений.

2. Уточненное определение сущности и социально-экономического содержания контрактных отношений. Сущность контрактных отношений определяется в качестве институционального инструмента, выражающего систему отношений по поводу обмена разнообразными благами в процессе общественного разделения труда с целью их развития и совершенствования. Индивидуальная уникальность индивидов и незавершенность их развития является источником возникновения и эволюции данных отношений, проявляющихся как отношения обмена-общения. Эти отношения, опосредованные добровольностью, осознанным и свободным выбором индивидов выполнения взятых на себя обязательств по обмену благ, которые несут в себе, прежде всего общественную ценность, нуждаются в определенных правилах и нормах со стороны этого общества. Такими ограничительными рамками выступают социально-экономические институты, которые благодаря реализации таких своих функций, как: функция рационального выбора, информационная функция, функция координации деятельности, координируют, упорядочивают контрактные отношения и определяют социальный вектор их развития.

3. Уточненная классификация контрактов. Автором обоснованы критерии, использование которых позволяет осуществить классификацию контрактов, исходя из многообразия социально-экономических отношений, обусловленных взаимодействием людей в сложной институциональной системе и влияния процессов интеграции и глобализации на современном этапе их реализации по:

• соответствию национальному и международному законодательству. Исходя из этого критерия выделены легальные и внелегальные контракты;

• степени формализации. На основе данного критерия контракты классифицируются как формальные и неформальные;

• социальной значимости. В этой связи выделены социальные и антисоциальные контракты;

• широте влияния. По данному критерию контракты подразделяются на глобальные и локальные.

4. Типология и специфика трансакционных издержек, возникающих в ходе реализации контрактных отношений. В данном аспекте трансакционные издержки представлены как объективный фактор, обусловленный взаимодействием экономических агентов, направленный на обеспечение условий обмена-общения. Выяснено, что основными формами трансакционных издержек контрактных отношений являются: издержки по поиску информации, издержки оценки и контроля за качествомиздержки ведения и заключения переговоровиздержки защиты прав собственностииздержки защиты от оппортунистического поведения. Знание особенностей и конкретных форм данных издержек дает возможность осуществлять их оптимизацию.

5. Основные тенденции развития институционального предпринимательства в системе контрактных отношений. Выяснено, что институциональное предпринимательство в системе контрактных отношений представляет собой составную часть предпринимательской деятельности, которая направлена на совершенствование имеющихся, создание и внедрение новых социально-экономических институтов с целью совершенствования контрактов и расширенного воспроизводства общественно значимых способностей личности человека. Выявлено, что развитие институционального предпринимательства в системе контрактных отношений имеет ряд национальных особенностей реализации.

6. Основные пути совершенствования контрактных отношений в современной экономике России. Обосновано, что становление, реализация и совершенствование контрактных отношений обусловлено тенденциями формирования и развития институциональной системы. Данное влияние определяется оптимальным соотношением формальных и неформальных ограничений в обществе. Выяснено, что в основе эволюционных институциональных изменений, под воздействием которых формируются контракты, лежат объективные процессы возникновения и разрешения противоречий институциональной системы. Доказано, что другой важной тенденцией развития контрактных отношений является обусловленность содержания институциональной системы особенностям национальной культуры. Общественный вектор развития контрактных отношений зависит от системы ценностей, которая является продуктом соответствующей культуры и предопределяет развитие контрактной культуры, опосредованной внутренними институтами экономических агентов и выраженными понятиями чести, доверия, морали, деловой этики.

Практическая значимость диссертации. В работе уточняются и развиваются существующие подходы к оценке контрактных отношений в ходе разнообразных социально-экономических взаимодействий людей. Проведенное исследование показывает, что наряду с экономическими ведущее место в этом процессе занимают и институциональные факторы. В ходе трансформации институциональной системы российской экономики, перехода на рыночные условия хозяйствования, развитие контрактных отношений способствует реализации социально-экономической политики государства. Кроме того, практическое значение работы состоит в следующем:

Во-первых, теоретические выводы и практические рекомендации проведенного исследования могут послужить условиями для осуществления эффективной социально-экономической политики государства на основе совершенствования разнообразных контрактов в этом процессе. Положения и выводы диссертации дают возможность выработать практические меры для создания институциональной системы, соответствующей современным требованиям реализации контрактных отношений и эффективному функционированию рыночного механизма.

Во-вторых, рассмотренные в рамках институционального подхода контрактные отношения указывают на преимущественно общественную природу данных взаимодействий экономических агентов. Полученные результаты и выводы работы указывают на ведущую роль государства в реализации контрактов в социальной политике и решении общенациональных задач.

В-третьих, разработанный в диссертации методологический базис исследования контрактных отношений позволяет повысить результативность их реализации на основе формирования эффективной системы социально-экономических институтов.

В-четвертых, теоретические выводы исследования позволяют выявить взаимосвязи системы социально-экономических институтов и особенности национальной культуры на развитие контрактных отношений. Данные положения требуют от законодателей при создании нормативно-правовой базы экономической деятельности или трансплантации зарубежных рыночных институтов, с целью совершенствования контрактных отношений, учитывать особенности национального менталитета людей и институциональной системы общества.

В-пятых, исследование институционального предпринимательства в системе контрактных отношений позволяет выявить и обосновать ряд особенностей этой деятельности и необходимость их учета в процессе создания эффективной институциональной системы их реализации. Анализ данных взаимодействий экономических агентов позволяет сделать вывод, что основополагающее значение принадлежит государству, которое путем осуществления соответствующих институциональных преобразований способно обеспечить благоприятную среду для институционального предпринимательства в системе контрактных отношений на основе общественного регулирования и поддержки.

Основные положения, теоретические выводы и практические рекомендации проведенного диссертационного исследования целесообразно использовать, прежде всего, в дальнейшей разработке научно-методологических проблем изучения контрактных отношений, а также прикладных задач совершенствования и повышения эффективности их реализации в современных условиях. Результаты исследования могут использоваться в учебном процессе российских вузов при изучении таких дисциплин, как экономическая теория, экономическая социология, экономическая политология, институциональная экономика и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях, статьях в научно-тематических сборниках Московского гуманитарно-экономического института, тезисах докладов на международной научно-практической конференции: «Социально-экономические закономерности развития мирохозяйственных связей в условиях усиления интеграционных процессов" — «Двадцатых Международных Плехановских чтениях" — VIII межвузовской научно-практической конференции по общегуманитарным, правовым и экономическим вопросам на тему: «Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества" — Международной научно-практической конференции на тему: «Высшее профессиональное образование: международный, федеральный и региональный аспекты" — в том числе в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК: Вольного экономического общества России (Московского экономического общества) и Вестника Московского университета Серия 6. Экономика. Общий объем публикаций составляет 6,1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

В результате проведенного исследования автор предлагает следующие теоретико-методологические выводы и практические рекомендации.

1. Контракт представляет собой основной инструмент реализации разнообразных обменов, осуществляемых в процессе жизнедеятельности человечества. Проведенный анализ научно-теоретических подходов в изучении контрактных отношений таких как, неоклассический, юридический, математический, статистический дает возможность сделать вывод, что выделенные в них особенности и недостатки не позволяют им претендовать на роль ведущей исследовательской программы контрактов. В этой связи более продуктивным, по мнению автора, является институциональный подход. Исходя из этого, авторская методологическая программа исследования контрактных отношений основывается на следующих принципах:

— возникновение контрактов обусловлено общественным разделением труда и углублением специализации с обособлением производителей как собственников;

— контракт рассматривается, прежде всего, как общественный обмен, в ходе которого реализуется основной экономический принцип максимизации полезности личности;

— выполнение контрактов осуществляется посредством разнообразных социально-экономических отношений, возникающих между сторонами обменастановление, развитие и совершенствование контрактных отношений определяется состоянием и эффективностью функционирования институциональной системы общества.

Предлагаемая схема исследования обеспечивает целостное единство общественной ценности контрактных отношений в условиях масштабной общественном характере, опосредованных качественными характеристиками отдельных участников обменов и способностью институциональной системы обеспечить воспроизводство улучшенных качеств у индивидов с учетом новых требований. Практическая значимость разрешения данных противоречий заключена, прежде всего, в государственном регулировании направления развития системы образования на основе нравственных принципов и с учетом технологических изменений. Однако основополагающее значение для эффективности контрактных отношений, по мнению автора, имеет разрешение противоречий, протекающих внутри самой институциональной системы. В практическом плане анализ возникновения и развертывания этих противоречий в условиях российской рыночной экономики позволяет осуществлять прогнозирование результатов совершенствования контрактных отношений в условиях глобализации с учетом национальных особенностей.

4. Неопределенность и несовершенство контрактных отношений обусловлены различными факторами, среди которых автором выделены такие как, ограниченная рациональность индивидов, асимметричность информации сторон обмена, несовершенство законодательно-правовой базы государства, склонность к проявлению оппортунистического поведения. В этих условиях реализация контрактов связана с определенными затратами и издержками. Значительная часть этих издержек носит оъективный характер, обусловленный взаимодействием между людьми в ходе обмена-общения и называется трансакционными издержками. Выявленные в работе формы данных издержек, особенности их влияния на контрактные отношения позволяют создавать соответствующие условия и предусматривать возможные пути их оптимизации. Однако российская практика показывает, что значительная часть трансакционных издержек при реализации контрактов учитывается слабо. Авторское видение учета и оптимизации данных издержек сводится к следующему:

Во-первых, в разработке критериев оценки всех форм этих издержек на основе анализа отечественных и зарубежных эмпирических данных и научных исследований реализации контрактных отношений. Согласно институционального подхода данная задача выходит за рамки чисто экономической теории и взаимообусловлена деятельностью специалистов в области таких наук как, юриспруденции, философии, психологии, социологии и политологии.

Во-вторых, в создании таких социально-экономических институтов и институциональных механизмов, использование которых позволит снижать эти издержки. Особое значение при этом, по нашему мнению, будут приобретать технологические изменения, происходящие в России и развитие на этой основе новых форм электронных контрактных отношений.

5. Динамичное развитие и совершенствование контрактных отношений настоятельно требует создания высокоэффективной институциональной системы. Данная система представляет собой совокупность разнообразных социально-экономических институтов, находящихся в строгой иерархической зависимости, во главе которой находится государство. При этом, любые изменения, происходящие на любом уровне этой системы, неминуемо отражаются на всех других. В практическом плане это означает, что именно государство должно взвешенно определять цели и основные направления развития контрактных отношений общества в соответствии с общенациональными интересами. В связи с этим, создаваемая государством система формальных правил и неформальных норм должна быть направлена на стимулирование развития контрактных отношений в условиях разнообразных организационно-правовых форм собственности хозяйственной деятельности в соответствии с общественными интересами.

6. Вследствие того, что институциональная система отличается высоким уровнем сложности, автором предложена классификация контрактов, исходя из многообразия социально-экономических отношений, обусловленных взаимодействием людей в обществе на основе определенных критериев.

Среди них выделены такие как, соответствие национальному и международному законодательству, степень формализации, социальная значимость и широта влияния. В соответствие с этими критериями обозначены такие контрактные отношения как, легальные, формальные, социальные и глобальные, которые соответствуют общественным ожиданиям и должны стимулироваться государством. Реализации же таких контрактов как внелегальных и антисоциальных призвано препятствовать создание таких социально-экономических институтов, которые бы не только увеличивали трансакционные издержки подобных обменов, но формировали систему санкций и принуждений для их стагнации. Вместе с тем, развитие неформальных и локальных контрактов обусловлено содержанием институциональной системы особенностями национальной культуры и во многом зависит от состояния внутренних институтов индивидов.

7. Определено, что фактором динамичного развития контрактных отношений является реализация их основных закономерностей. Согласно первой закономерности контрактных отношений эффективность контрактов зависит от состояния и развития институциональной системы общества. Анализ этой закономерности показал, что современный этап развития контрактных отношений связан с технологическими изменениями, происходящими как в России, так и в целом мире. Данные изменения привели к становлению принципиально новых социально-экономических взаимодействий индивидов, связанных с формированием электронных форм контрактных отношений. В связи с этим, государство должно осуществлять правовое регулирование электронных обменов на государственном и международном уровнях. В практическом плане реализация обозначенной закономерности обусловило развитие электронных обменов посредством проведения открытых интернет-аукционов и осуществление федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002;2010 годы)».

Исследование второй закономерности динамичного развития контрактов позволило выявить обусловленность содержания институциональной системы особенностями национальной культуры. Ценности и установки, берущие начало в культурном наследии отражают систему мотивов экономических агентов и одновременно создают основу формирования этих мотивов в условиях технологических изменений и электронных контрактных отношений. В этой связи представляется целесообразным создание на федеральном и региональном уровнях власти определенных институциональных устройств, а также общественных организаций, способствующих становлению новых контрактных отношений, соответствующих основным ценностям национальной культуры. В практическом плане это должно реализовываться посредством обновления системы образования, созданием различных союзов и ассоциаций с принятием кодексов деловой этики и общественных соглашений власти и бизнеса.

8. Эффективное развитие экономики в условиях рынка невозможно без развития институционального предпринимательства в системе контрактных отношений. Выявлено, что предпринимательство является объективной потребностью в российских условиях трансформации всех социально-экономических систем, но вследствие еще короткого периода его формирования носит противоречивый характер. Контрактные отношения институционального предпринимательства отличаются высокой инновационностью и мотивацией участников этого вида деятельности. Вместе с тем, инновационная предпринимательская деятельность направлена на повышение конкурентоспособности обмениваемых благ. При этом развитие обменов в системе национального предпринимательства будет наиболее результативно только в том случае, если оно будет адекватно отвечать возможностям индивидов в создании соответствующих социально-экономических норм и правил. В практическом плане это означает:

Во-первых, инициативную деятельность государства, направленную на разработку высокоэффективных формальных правил, задающих структуру побудительных мотивов социально-экономического взаимодействия предпринимателей, отражающих высокую общественную значимость реализации контрактных отношений в этой сфере деятельности.

Во-вторых, в развитии государственного регулирования и поддержки институционального предпринимательства в системе контрактных отношений. Это выражается в возможности предоставления выполнения государственных контрактов, а также реализации социальных программ на региональном и муниципальном уровнях.

В-третьих, в снижении трансакционных издержек и рисков, характерных для контрактных отношений в этом виде деятельности. Это опосредовано созданием государственной системы льгот и предоставлением необходимых ресурсов для институционального предпринимательства.

В-четвертых, в государственном и общественном регулировании приемлемой идеологии экономического поведения институциональных предпринимателей. Данное положение находит свое воплощение в новой системе образования, создании бизнес-инкубаторов, формирующих кадровое обеспечение этой деятельности. Эта система направлена на совершенствование субъектов предпринимательской деятельности, позволяющая им на основе вырабатываемой культуры деловых отношений эффективно осуществлять контракты, исходя из социальной значимости обменов.

9. Общий вектор развития контрактных отношений в процессе трансформации институциональной системы российской экономики заключается в оптимизации функций государственного регулирования экономикой при усилении контрольных функций со стороны общества по отношению к деятельности власти. Требуется новый подход к оценке социально-экономических преобразований в России с целью формирования эффективной институциональной системы гражданского общества. При этом необходимы междисциплинарные усилия и, прежде всего, политэкономические, экономико-социологические, экономикопсихологические и экономико-педагогические, направленные на изучение и.

159 поиск путей мотивации людей к созданию высокоэффективных социально экономических институтов динамичного развития контрактных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, — М.: «Ось-89». 2006.- С. 11−12.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 448 с.
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Под ред. С. А. Панина.- М.: МЦФЭР, 2002.- С. 81.
  4. Положение «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» Центрального Банка Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 266-П.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 71 с.
  6. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ.
  8. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002−2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65).
  9. В. Регулирование имущественных отношений в экономике // Экономист.- 2004.- № 7.- С.43−44.
  10. И.И. Институциональная экономика: учеб. пособие.- М.: Экономисту 2006.- С. 220.
  11. Г. M. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2004.- 365 с.
  12. C.B., Скуфьина Т. П. Анализ информатизации Мурманской области и оценка издержек легализации типового программного обеспечения // Вопросы статистики.- 2006.- № 3.- С. 84−85.
  13. С. Неформальная экономика: уточнение понятия и специфика сегментов // Общество и экономика.- 2006.- № 1.- С. 142 155.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.- 323 с.
  15. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.- С. 9.
  16. О.Т. Экономика и общественная среда // Экономическая наука современной России. 2005.- № 4 (31). — С. 16.
  17. Дж. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1. / Фонд экономической инициативы- Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др./ М.: «Таурус Альфа», 1997.- С. 210.
  18. Введение в институциональную экономику: Учеб. Пособие / Под ред. Д. С. Львова.- М.: «Издательство «Экономика», 2005.- 639 с.
  19. Т. Теория праздного класса. / Пер. с англ. общ. ред. д.э.н. В. В. Мотылева. М.: Изд-во «Прогресс», 1984.- 365 с.
  20. Высшее профессиональное образование: международный, федеральный и региональный аспекты. Материалы Международнойнаучно-практической конференции, г. Минеральные Воды, 24−25 мая 2007 г.- М.: МГЭИ, 2007.- 778 с.
  21. Г. В. Наука логики. М., 1971. Т.2. С.65−66.
  22. Государственные приоритеты в науке и образовании / Ракитов А. И., Абдулов А. Н., Иванова Н. И. и др.- РАН ИНИОН.- М.: 2001.- С. 177.
  23. А., Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России // Вопросы экономики. 2005.- № 10, — С. 103.
  24. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.- С. 300.
  25. Э., Линдсей Д. Рынок: Микроэкономическая модель. СПб: Автокомп, 1992.- С. 8.
  26. Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С. 218.
  27. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991, С. 213−214.
  28. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.- С. 52.
  29. И.А. Социальная структура российского общества в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям // Вопросы статистики. 2006, — № 5.- С. 76.
  30. К.Х. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России.- 2005.- № 4 (31).- С. 51−52.
  31. Институциональная экономика: Учебник / под общ. ред. А. Олейника.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 704 с.
  32. Институциональная экономика: новая институциональная теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. A.A. Аузана.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 416 с.
  33. Исследование компании American Express совместно с холдингом ROMIR Monitoring 2005 г. // Мир карточек.- 2006.- № 7.- С. 17.
  34. Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 160 с.
  35. В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика).- М.: ВЛАДОС, 1995.- С. 35.
  36. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.- М.: ГУ ВШЭ, 2001.- С. 151.
  37. Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди // Вопросы экономики.- 2003.-№ 4.- С. 28.
  38. Карточные платежи: ускорение развития (по материалам Visa СЕМЕА «Перспективы развития системы электронных карточных платежей в России») // Мир карточек.- 2006.- № 7.- С.35
  39. Т.Б. Тяжкое благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / РАН. Ин-т этнологии и антропологии.- М., 1994.- С. 69.
  40. В.Д. Управление организационной культурой.- М.: Изд-во Акад. общественных наук, 1990.- С. 36.
  41. Р. Природа фирмы: истолкование / в сб. природа фирмы. М. 2001. -с.83−84.
  42. В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире // Вопросы статистики.- 2006.- № 5.- С.5−6.
  43. Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. М.: ИНФРА-М, 2004.- С. 23.
  44. Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты Текст.: учебник для48
Заполнить форму текущей работой