Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сценарное прогнозирование развития сферы бытовых услуг: на примере Ульяновской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на столь представительные масштабы работ, применение методов прогнозирования и планирования непосредственно в сфере услуг недостаточно исследовано. Недостаточная разработанность многих аспектов формирования потребительского рынка услуг в муниципальных образованиях, в частности рынка бытовых услуг, требует применения современных научных методов определения дальнейшей стратегии развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы прогнозирования развития сферы бытовых услуг
    • 1. 1. Сфера услуг и ее роль в социально-экономическом развитии страны
    • 1. 2. Состав и структура регионального рынка платных услуг
    • 1. 3. Проблемы прогнозирования развития сферы бытовых услуг
  • Глава 2. Анализ состояния и тенденций развития сферы бытовых услуг
    • 2. 1. Анализ текущего состояния сферы бытовых услуг
    • 2. 2. Мониторинг сформировавшейся сети предприятий и занятости населения в сфере бытовых услуг
    • 2. 3. Изучение спроса населения на бытовые услуги
  • Глава 3. Разработка методических рекомендаций по сценарному прогнозированию развития сферы бытовых услуг
    • 3. 1. Статистическое моделирование системы взаимодействия сферы бытовых услуг с внешней средой
    • 3. 2. Разработка альтернативных сценариев развития сферы бытовых услуг
    • 3. 3. Методические рекомендации по сценарному прогнозированию развития сферы бытовых услуг

Сценарное прогнозирование развития сферы бытовых услуг: на примере Ульяновской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Бытовое обслуживание населения занимает важное место в распределении доходов населения и является одной из наиболее значимых отраслей сферы платных услуг.

Важнейшая роль сферы услуг состоит в ослаблении проблем безработицы при помощи создания новых рабочих мест, росте благосостояния населения, обслуживании социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения.

Рыночные преобразования в регионах Российской Федерации, начатые в 90-х годах, с одной стороны, способствовали росту значимости сферы услуг, но, с другой стороны, выразились в сокращении физических объемов платных услуг и фактического числа предприятий, а также в структурных изменениях по отдельным отраслям, в том числе в сфере бытовых услуг.

Именно поэтому весьма актуальной в настоящее время является задача регулирования развития сферы бытовых услуг, что предусматривает знание основных механизмов данного процесса, использование современных научных подходов и методов, разработку стратегии развития сферы бытовых услуг.

Важнейшим инструментом решения проблем регулирования развития сферы бытовых услуг в регионе является прогнозирование тенденций ее развития в современных условиях.

В настоящее время ни одна-сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование, в том числе и прогнозирование развития сферы бытовых услуг, является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития общества.

Проблемы прогнозирования и планирования сферы услуг носят многоплановый и многосторонний характер, поскольку затрагивают управленческие воздействия на внешнюю и внутреннюю среду. В современных условиях при отсутствии достаточного рыночного опыта традиционные задачи по организации процесса прогнозировании и планирования в сфере услуг получают новое содержание и требуют пересмотра и обновления методов и подходов к управлению. Необходимо научное изучение закономерностей развития сферы услуг, в том числе бытовых, прогнозирования вероятных ситуаций, планирования и принятия на этой основе обоснованных стратегических решений.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования и основные направления диссертационной работы.

Состояние научной разработанности проблемы.

Значительный вклад в исследование теоретических и практических вопросов формирования потребительского рынка услуг, его государственного регулирования, а также проблем формирования регионального рынка услуг внесли отечественные и зарубежные ученые, такие, как A.M. Бабич, В. Д. Балалов, И.В. Бу-шуева, Е. В. Егоров, Л. И. Ерохина, H.A. Зайцева, В. Н. Казаков, М. М. Качурина, В. В. Котилко, В. Д. Маркова, Р. Мердик, H.A. Платонова, Б. Рендер, Р. Рассел, Л. Б. Сульповар, В. В, Фирсукова, К. Хаксевер, Я. С. Ядгаров, Л. И. Якобсон и др.

В работах этих авторов рассмотрены основные понятия, характеризующие данное направление, изучены особенности услуг, в том числе бытовых, рассмотрены проблемы формирования и регулирования сферы бытового обслуживания населения. Особое внимание уделено изучению сферы услуг Московского региона.

В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых В. А. Абчука, А. И. Анчишкина, Дж. Бокса, И.В. Бестужева-Лады, В. Д. Грибова, Г. Дженкинса, В. И. Дмитриева, E.H. Жильцова, Н. П. Федоренко, В. Н. Цыгичко. В работах этих ученых рассматривается проблема сущности функции прогнозирования, его роли и месте в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования.

Несмотря на столь представительные масштабы работ, применение методов прогнозирования и планирования непосредственно в сфере услуг недостаточно исследовано. Недостаточная разработанность многих аспектов формирования потребительского рынка услуг в муниципальных образованиях, в частности рынка бытовых услуг, требует применения современных научных методов определения дальнейшей стратегии развития региональной сферы бытовых услуг. Необходимо скорректировать существующие региональные программы поддержки и развития сферы услуг на основе современных методов прогнозирования.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических и практических рекомендаций по прогнозированию развития сферы бытовых услуг.

Достижение указанной цели предполагает решение комплекса задач:

• проанализировать состав и структуру рынка платных услуг и текущее состояние сферы бытовых услуг в Ульяновской области;

• обосновать выбор метода прогнозирования развития сферы бытовых услуг;

• провести мониторинг сформировавшейся сети предприятий и занятости населения в сфере бытовых услуг муниципальных образований Ульяновской области;

• изучить спрос населения Ульяновской области на бытовые услуги;

• построить статистическую модель системы взаимодействия сферы бытовых услуг с внешней средой;

• разработать методические рекомендации по построению прогнозных сценариев развития сферы бытовых услуг;

• разработать альтернативные сценарии развития сферы бытовых услуг.

Объектом исследования является сфера бытовых услуг как составная.

часть социальной инфраструктуры Ульяновской области. 5.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в ходе разработки и применения сценарного метода прогнозирования развития сферы бытовых услуг.

Теоретические и методологические основы исследования составляют фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных исследователей в области рыночной экономики, в том числе основные положения теории рыночной экономики, научные работы по проблемам уровня жизни населения и вопросам функционирования рынка бытовых услуг, научные разработки по проблемам прогнозирования и планирования в условиях рынка. В качестве инструментов исследования применялись методы системного анализа, экономико-статистического, функционального и сравнительного анализа, эконометрические методы, методы экспертных оценок, методы прогнозирования.

Информационную базу исследования составили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Администрации Ульяновской области, данные Госкомстата России, Ульяновского областного комитета государственной статистики, результаты опросов населения, проведенных лично автором диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично автором, заключаются в разработке и обосновании научно-методических подходов по сценарному прогнозированию развития сферы бытовых услуг.

Диссертация содержит следующие элементы научной новизны, которые выносятся на защиту:

• обоснована целесообразность применения комбинированного метода прогнозирования развития сферы бытовых услуг в регионе, основанного на двух подходах: экспертном (метод сценариев) и формализованном (методы ранжирования и балльных оценок, методы экстраполяции, эконометрические методы и т. п.);

• определены основные тенденции развития сферы бытовых услуг в Ульяновской области и выявлены специфические особенности спроса и предложения в данной сфере;

• усовершенствована методика анализа обеспеченности населения предприятиями сферы бытовых услуг и рабочими местами в муниципальных образованиях на основе использования методов ранжирования и балльных оценок с учетом критерия однородности развития видов бытовых услуг;

• разработана статистическая модель взаимодействия сферы бытовых услуг с внешней средой, основанная на данных социально-экономического развития Ульяновской области за 1995;2007 годы и выявлены факторы, оказывающие значимое влияние на значение показателя «объем бытовых услуг населению»;

• предложены методические рекомендации для муниципальных и региональных органов управления по прогнозированию развития сферы бытовых услуг на основе построения альтернативных сценариевразработано пять сценариев развития сферы бытовых услуг Ульяновской области (пессимистический, инерционный, программно-целевой, асимметричный, оптимистический), позволяющих определить стратегию развития в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Указанные положения соответствуют Паспорту специальности ВАК РФ 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг), в том числе пунктам: п. 15.103. — Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка и п. 15.111. — Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его основные положения и выводы представлены в виде конкретных практических рекомендаций по сценарному прогнозированию развития рынка бытовых услуг применительно к региональным особенностям Ульяновской области. Полученные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности муниципальных и региональных органов управления, в частности в разработке программ поддержки и развития бытового обслуживания населения.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы и результаты исследований докладывались на ежегодных международных научно-практических конференциях «Наука-сервису» в 2007;2009 годах. Результаты мониторинга состояния и развития сферы бытовых услуг, представленные в виде аналитических записок, были использованы в практической деятельности органов управления муниципальными образованиями Ульяновской области.

Предложенная автором концепция развития бытового обслуживания населения в регионе была использована в процессе проведения организационно-экономических мероприятий Администрацией Ульяновской области.

Публикации по теме диссертации. Основное содержание диссертации отражено в десяти опубликованных работах автора общим объемом 2,8 п.л., в том числе лично автором 2,4 п.л., две публикации в изданиях из списка ВАК.

Структура и содержание диссертации. Поставленная цель и задачи исследования определили логику и структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

В результате проведенного исследования тенденций формирования и развития сферы бытовых услуг автором были сделаны следующие выводы:

1. Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества.

Переход общероссийского и региональных народно-хозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики поставил множество проблем, связанных с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда и др.

В международной классификации выделяют три сектора народнохозяйственного комплекса:

1. Первичный (сельское хозяйство, добывающая промышленность).

2. Вторичный (обрабатывающая промышленность).

3. Третичный (социальная сфера или сфера услуг).

Современная сфера услуг и в том числе социальная сфера отличаются большим разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых этой сферой.

Под сферой услуг обычно понимают совокупность отраслей народного хозяйства, результаты деятельности которых выражаются в предоставлении удобств.

Разнообразные функции сферы услуг сводятся к следующим трем ее видам:

• Обеспечение взаимодействия исполнителя и потребителя услуги;

• Организация процесса выполнения работы по заказу потребителя;

• Достижение ожидаемого результата в ходе оказания услуги.

Основная часть населения не удовлетворена качеством и количеством предоставляемых услуг.

В России на современном этапе социально-экономических реформ необходимо преодолеть противоречие между ограниченностью государственных ресурсов и выполнением социальных обязательств для поддержки приемлемого уровня жизни населения. Для этого необходимо ограничить круг социальных обязательств государства, одновременно используя разнообразные каналы финансирования общественного сектора.

Необходимо обеспечить развитие социальной сферы в условиях рынка, обращаясь к накопленному опыту стран с рыночной экономикой. В конечном счете необходимо обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих слоев населения, при одновременном сокращении социальных пособий обеспеченным гражданам.

Поэтому на современном этапе развития страны необходимо проводить научные исследования и разработки для нахождения новых путей раскрытия возможностей развития сферы услуг, для поддержки государства на сложном этапе перехода к рыночной экономике.

В диссертационной работе рассмотрены проблемы формирования и развития сферы бытовых услуг, которая играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, являясь одним из основных индикаторов уровня жизни населения.

Темпы развития сферы бытовых услуг недостаточны для удовлетворения растущих потребностей населения. Поэтому на современном этапе развития страны, особенно в условиях кризиса, необходимо проводить научные исследования и разработки для нахождения новых путей раскрытия возможностей сферы бытовых услуг.

Важнейшими рычагами государственного регулирования на различных уровнях во всех сферах экономики являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. При разработке прогноза развития сферы услуг необходимо исходить из общих принципов и методов, используемых при прогнозировании социально-экономического развития страны в целом. Вместе с тем, необходимо учитывать специфику самой сферы услуг, трудно поддающуюся описанию с помощью только количественных показателей, а также специфику государственного регулирования сферы услуг, связанную с разграничением полномочий между федеральными и региональными органами власти, так как основную роль в регулировании и прогнозировании платных, в том числе и бытовых, услуг играют органы управления регионов и муниципальных образований.

В современной научной литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования, которые в основном подразделяются на три основных класса: методы экстраполяции, методы экспертных оценок и методы моделирования.

Автором предлагается классифицировать методы прогнозирования по степени формализованное&tradeна интуитивные (экспертные) и формализованные (экстраполяция и моделирование).

Сложность выбора наиболее эффективного метода экономического прогнозирования заключается в определении относительно классификации методов прогнозирования характеристик каждого метода, перечня требований к ретроспективной информации и прогнозному фону.

В качестве основного метода прогнозирования развития сферы бытовых услуг в диссертационной работе автором предложен комбинированный метод, который включает в себя экспертный метод (метод сценариев), основанный на анализе данных, полученных различными формализованными методами (метод экстраполяции, методы ранжирования и балльных оценок, регрессионные методы и т. д.).

В основе этого выбора лежат следующие доводы:

• в условиях нестабильной экономики и, в особенности, кризиса интуиция и воображение способны стать важным инструментом восприятия реальности, дополняя количественные подходы, которые по определению опираются только на наблюдаемые фактыэкспертные методы используются для стратегического прогнозирования отрасли, разработки тенденций развития сферы бытовых услуг, выравнивания предложения инвестиционно-привлекательных и социально-значимых видов бытовых услуг, уменьшения асимметрии развития бытового обслуживания населения в городских и сельских районах;

• с другой стороны, чисто качественному подходу также присущи значительные риски и интуиция должна в возможно большей степени проверяться с помощью доступных фактов и знанийстатистические методы и методы математического моделирования используются для непредвзятого предпрогнозного анализа сферы бытовых услуг в регионе на основе количественных показателей объема бытовых услуг, объема бытовых услуг на душу населения, количества предприятий сферы бытовых услуг, количества рабочих мест в сфере бытовых услуг, доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг и т. д., а также построения статистических моделей взаимодействия сферы бытовых услуг с внешней средой.

Разрабатываемые сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.

2. Анализ территориальной структуры сферы платных услуг населению позволяет отметить, что в 1990 г. расхождения между показателями по федеральным округам были менее значительные, чем в 2000 г.

Среди экономических округов в 1990 г. выделялся в основном Центральный федеральный округ 28% объема платных услуг по РФ).

В 2000 г. доля Центрального федерального округа возросла до 41,7%. Во всех остальных округах произошло снижение удельного веса в общем объеме платных услуг: Северо-западный федеральный округ (с 12,1% в 1990 г. до 9,7% в 2000 г.), Южный ФО (с 13,5% до 10,1%), Приволжский ФО (с 18% до 14%) и т. д.

Анализируя соответствующие данные в 2007 г. заметим, что основные тенденции 2000 г. сохраняются. Небольшое снижение удельного веса Центрального федерального округа (с 41,7% в 2000 г. до 37,6% в 2007 г.) компенсируется небольшим увеличением удельного веса Северо-западного федерального округа (на 1,4%), Южного федерального округа (на 0,9%), Приволжского федерального округа (на 2,1%) и Уральского федерального округа (на 0,7%).

Если сравнить объем платных услуг на одного жителя со средним показателем по Приволжскому ФО, то выше среднего уровня находятся 4 субъекта: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Самарская область и Пермский край.

Если же сравнивать объем платных услуг на одного жителя со среднероссийским показателем, то на этом уровне находится лишь Самарская область. Остальные субъекты Приволжского ФО имеют соответствующие показатели ниже среднероссийского уровня. В том числе Ульяновская область занимает 6 место, не «дотягивая» даже до среднего уровня по Приволжскому ФО.

В 2007 г. население Ульяновской области потребило платных услуг на сумму 19,7 млрд. рублей, затратив на эти цели на 17% больше средств, чем в предыдущем году. В структуре объема платных услуг населению сохраняется преобладающая доля жилищно-коммунальных, транспортных, услуг связи, т. е. услуг «обязательных к оплате», которые в совокупности занимают 80%. При этом наблюдается тенденция снижения доли бытовых, транспортных услуг, связи при росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных, медицинских услуг, культуры и системы образования.

Бытовое обслуживание является одним из социально-значимых видов платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т. п. Динамика объема бытовых услуг на душу населения по субъектам Приволжского ФО за 1995;2007 гг. показывает, что в 1995 г. Ульяновская область была лидером потребления бытовых услуг на душу населения (197 руб.), в 2000 г. занимала уже скромное пятое место (675 руб.), оставаясь при этом выше среднего уровня по Приволжскому ФО, который составлял в 2000 г. 659 руб. В 2007 г. соответствующий показатель Ульяновской области (1784 руб.) опустился ниже среднего уровня по Приволжскому ФО (2153 руб.).

В структуре объема бытовых услуг доминируют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и ритуальные услуги.

3. Для анализа сферы бытового обслуживания автором предлагается методика проведения мониторинга сформировавшейся сети предприятий сферы бытовых услуг (на примере Ульяновской области).

Методика использует сравнительный анализ, в основе которого лежат методы балльной оценки и ранжирования. Новизной методики является исследование не по одному фактору (обеспеченность предприятиями), а по двум обеспеченность (количество предприятий) и однородность (среднеквадратическое отклонение). Вводится понятие «матрицы обеспеченности/однородности», с помощью которой дается наглядное представление развития сети предприятий в регионе.

Анализ данных обеспеченности предприятиями бытового обслуживания населения показывает, что наибольшее количество предприятий бытового обслуживания расположено в г. Ульяновск (385) и г. Димитровград (93), далее следуют Новоспасский район (22) и Ульяновский район (19). Наименьшее количество предприятий бытового обслуживания населения на территории Ульяновской области в Инзенском районе (3), Майнском районе (3), Николаевском районе (3), Новомалыклинском районе (3), Радищевском районе (2).

Анализ матрицы обеспеченности/однородности показывает, что наиболее благоприятная ситуация в развитии сети предприятий бытового обслуживания населения наблюдается в г. Ульяновске (зона IV гг >гср сг, <сгср), где представлены все рассматриваемые виды бытовых услуг.

Город Димитровград попал в зону I (/- >гср а, >сгср), что говорит о неоднородности развития отраслевых групп услуг, например, такой вид бытовых услуг, как ремонт и строительство жилья, в г. Димитровграде не представлен. Зато многие другие виды бытовых услуг развиты выше среднеобластного уровня.

Большинство муниципальных образований (г. Новоульяновск, Барышский район, Базарносызганский район и т. д.) попало во II зону (/-, <гср а1 >иср), причем низкая обеспеченность (1<г, <1,5) наблюдается в четырех районах, все остальные районы имеют очень низкой обеспеченности (0</- <1).

Три муниципальных образования попали в самую «плохую» III зону ('] <гсР, с, <сгср)• Это Мелекесский, Старомайнский, Инзенский районы. Такая ситуация указывает на крайне низкий уровень обеспеченности, к примеру, в Мелекесском районе из 14 рассматриваемых отраслевых групп услуг представлены только 2. Это услуги бань и парикмахерских.

Изучение спроса населения Ульяновской области на бытовые услуги проводилось при помощи опроса населения. Была сформирована репрезентативная выборка из 410 респондентов, проживающих в разных муниципальных образованиях Ульяновской области.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

• наибольшее количество потребителей (около 80% опрошенных), пользуются такими видами бытовых услуг, как о услуги парикмахерских, о услуги бань и душевых, о ремонт и строительство жилья.

• полностью удовлетворена потребность только в услугах парикмахерских.

• не удовлетворены потребности в таких видах услуг, как о услуги химчисток, о ремонт и пошив изделий.

• основными причинами существования неудовлетворенных потребностей, особенно у малои среднедоходных групп населения, являются о высокие цены (ремонт транспорта, ремонт и строительство жилья, ритуальные услуги и др.) о предприятия отсутствуют в районе (все, кроме парикмахерских и услуг бань и душевых).

• основной причиной существования неудовлетворенных потребностей у высокодоходных групп населения является «низкое качество услуг».

• совершенно невостребованы среди населения Ульяновской области услуги прачечных и услуги проката.

Анализ полученных результатов позволяет выявить приоритетные направления для развития различных видов бытовых услуг, имеющих особенную востребованность среди населения, оценить важность и удовлетворенность каждой услугой в различных половозрастных группах населения.

4. Был проведен анализ взаимодействия сферы бытовых услуг с внешней средой при помощи построения временных рядов и разработки статистических моделей. Для этого использовались данные социально-экономического развития Ульяновской области за 1995;2007 гг. и результаты социологического опроса предпринимателей по проблемам и перспективам развития сферы услуг в Ульяновской области.

Наиболее значимое влияние (коэффициент корреляции г^ > 0,9) на показатель объема бытовых услуг населению оказывают:

— Численность населения (на конец года), тыс. человек;

— Валовой региональный продукт: всего, млн. руб. (1995 г. — млрд. руб.).

Среднее по значимости влияние (коэффициент корреляции 0,8 <^<0,9) оказывают:

— Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. (1995 гг. — тыс. руб.);

— Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.;

— Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (1995 гг. — тыс. руб.);

— Доходы консолидированного бюджета субъекта, млн. руб. (1995 г. млрд. руб.);

— Расходы консолидированного бюджета субъекта, млн. руб. (1995 г. млрд. руб.);

— Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах);

— Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг.

5. На основе принятых сценариев социально-экономического развития Ульяновской области (промышленного и инновационного), сформированы соответствующие сценарии развития сферы бытовых услуг в Ульяновской области (пессимистический, инерционный, программно-целевой, асимметричный, оптимистический).

Используя алгоритм составления сценариев в диссертационной работе разработаны методические рекомендации по прогнозированию развития сферы бытовых услуг в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2, — М.: Ось 89 -М., 2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Изд-во «Книжный мир», 2006.
  3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 27.02.1992 с изм. и доп.
  4. Закон Российской Федерации от 14.06.1995 г. № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г.
  6. Концепция стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года. Приложение к распоряжению Правительства Ульяновской области. Internet: http://econom.ulgov.ru/.
  7. Абт К.Ч., Фостер Р. Н., Ри Р. Г. Методика составления сценариев. В сб.: Руководство по научно-техническому прогнозированию. — М.: Прогресс, 1977.
  8. В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.
  9. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса. //Под ред. Л. Б. Сульповара. М., ГАСБУ, 1995 г.
  10. A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг. //Уч. пособие, СПб., 1998 г.
  11. А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста. Монография. М.: МАКС Пресс, 2003.
  12. JI.H. Прогнозирование структуры и тенденций развития системы бытового обслуживания региона. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1985 г.
  13. З.Н. Экономическая база развития непроизводственной сферы региона. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1997 г.
  14. A.M., Гармасар O.A., Знаменский К. Н. и др. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. //Под ред. Ивановского A.B., Рохчина В. Е., С-Пб.: ИСЭП, 1998 г.
  15. Г. А. Социальные аспекты экономической реформы в России. М., МГУ, 1998 г.
  16. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. //Казань, 1996 г.
  17. К.А., Рубцов В.А.Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования. М., 1992.
  18. В.Д., Гуков Н. В., Козлова И. В., Баркан H.A. Экономика бытового обслуживания. -М.: Легпромбытиздат, 1980.
  19. Е. И. Статистический анализ регионального рынка бытовых услуг. // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. э. н. М., 1999 г
  20. В.П. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания. //М., Наука, 1989 г.
  21. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. — 260 с.
  22. Г. Четыре ключа к маркетингу услуг/Пер. с англ. М.:Альпина Бизнес Букс, 2004. — 224 с.
  23. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  24. И.К. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
  25. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. -М.:Экономика и статистика, 2002.
  26. Д., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей./Пер. с англ. Под ред. Л. А. Волковой. СПб.:Питер, 2002. -624 с.
  27. С.Г. Маркетинговые исследование. Основные концепции и методы. -СПб:Вектор, 2005. 288 с.
  28. B.B. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учеб.пособие.-М.:ПРИОР, 1999.-128 с.
  29. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. -М.: Мир, 1974.
  30. А. Анкетирование: Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении различных исследований: Перевод с англ. М.: ООО «Баланс Бизнес Букс», 2005.
  31. И. Н. Организационно-экономический механизм предоставления малообеспеченным гражданам бытовых услуг (на примере г. Москвы). // Ав-тореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. э, н. М., 2001 г. Пер. с англ. -М.:Издательский дом «Вильяме», 2005. 352 с.
  32. И.В. Управление бытовым обслуживанием на региональном уровне. // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н., М., 1996 г.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.:Гардарики, 2003. 528 с.
  34. Л.П. прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М. .Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. — 308 с.
  35. Вуд М. Б. Маркетинговый план: практическое руководство по разработке.:
  36. .И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона. Тамбов, 2004.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. -М.: Финпресс, 2003. 496 с.
  38. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.:Финпресс, 2003. — 688 с.
  39. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. М.:Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.-495 с.
  40. В.Д. Экономика предприятия сервиса: Учебное пособие. -М.:КНОРУС, 2006. 280 с.
  41. В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2002.
  42. JI.Г. Региональный механизм формирования и развития рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания. Автореферат на соискание степени к.э.н. — Тамбов, 2002.
  43. В.М. Статистика: Учебн. пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-463 с.
  44. В.М. Теория статистики: Учебн. Пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.-247 с.
  45. Г. В. и др. Управление региональной экономикой. М.:Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  46. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. -М. Легпромбытиздат, 1986.
  47. И.И., Силаева С. А., Щирина А. Н. Практикум по макроэкономической статистике: учеб. пособие. М. ТК Велби, 2004. — 288 с.
  48. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. -М.:Финансы и статистика, 1995. 368 с.
  49. Л.И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: Учеб. пособие. М.:КНОРУС, 2004. — 224 с.
  50. Л.И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование, планирование в системе управления на предприятиях сферы сервиса: Монография. М.:КНОРУС, 2004. — 208 с.
  51. E.H., Восколович И. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг. //Казань, 1996 г.
  52. И.В. Анализ развития бытового обслуживания населения региона (на примере Тюменской области). //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1990 г.
  53. H.A. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия, 2005.
  54. В.Г., Батурин Л. А. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Москва Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. — 528 с.
  55. C.B. Становление социального государства России. М.: Экономика, 2003.
  56. М.М. Развитие социально-экономического потенциала сферы услуг в трансформирующейся экономике. М.: ГАСБУ, 1998.
  57. В., Игнатова Т., Солодков Г. «Социальное рыночное хозяйство. Путь России?» Ростов-на-Дону, 1997. с. 62−63
  58. A.B. Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания на региональном и внутрифирменном уровне. // М., 1997 г.
  59. И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. Мн.:Новое знание, 2002. 250 с.
  60. Концепция развития профессионального образования в области сервиса. // Под ред. Ю. П. Свириденко. М.: 1997.
  61. О. И. Регулирование развития сферы услуг в регионе (на примере бытового обслуживания населения г. Тольятти). // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. э. н. М., 1997 г.
  62. Е.М., Христофорова И. В., Колгушкина A.B. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах в г. Москве. В сборнике «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях», № 3, М.:ГАСБУ, 1997, с 19−22
  63. Т.И. Платные услуги в СССР. //М., Экономика. 1990 г.
  64. В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие. -М. Издательство РДЛ, 2001. 272 с.
  65. В.В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. М., Сатурн-С, 2003.-248 с.
  66. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  67. Е.Л. Бытовое обслуживание населения: проблемы адаптации к рынку. //Екатеринбург, 1996 г.
  68. А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
  69. В.Н. Сфера обслуживания при социализме. М., 1966.
  70. Л.П., Федоров Н. В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.
  71. Курс экономической теории: учебник/Под ред. М. Н. Чепурина. Киров: «АСА», 2003.-832 с.
  72. К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия: Пер. с англ. -М.:Издательский дом «Вильяме», 2005. 1008 с.
  73. O.A., Лыгина Н. И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. -М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 192 с.
  74. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. Начальный курс: Учебник. М.:Дело, 2000. — 400 с.
  75. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/Под ред. В.А. Алек-сунина. -М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 516 с.
  76. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. — 128 с.
  77. H.A. Организация управления сферой бытового обслуживания населения в условиях экономической реформы. //М., 1990 г.
  78. Р., Рассел Р., Рендер Б., Хаксевер К. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб.: Питер, 2002.
  79. Я.Б. Вопросы методологии регионального экономического прогно-зирования.-М.:Наука, 1989.
  80. О.Б. США: сфера услуг. //М., АН СССР. 1984 г.
  81. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. //Под ред. A.B. Ивановского, В. Е. Рохчина, С. Пб., ИСЭП, 1998 г.
  82. А.Н. Прогнозирование региональной системы бытового обслуживания населения в условиях рыночных отношений. //Автореф. дисс. на со-иск. уч. степ, к.э.н., М., 1991 г.
  83. Новый облик рынка услуг. Экономика и жизнь. //1997 г., № 48.
  84. О ситуации на потребительском рынке услуг. // Госкомстат России, статистический бюллетень № 7 (81), 2001 г.
  85. Общероссийский классификатор услуг населению. //М., Изд-во стандартов, 2000 г.
  86. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.:Азбуковник, 1999. 944 с.
  87. Г. А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): Учеб. пособие. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 223 с.
  88. Н.С. Теория и практика маркетинга. 2-е изд. М.: Высшая школа экономики, 1996.
  89. Е. В. Маркетинг услуг: Учебное пособие СПб.: Питер, 2000 г.
  90. H.A. Бытовое обслуживание в период реформирования рынка. -М., 1995.
  91. H.A. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. //М., 1995 г.
  92. H.A., Харитонова Т. В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. М.:Издательство «Дело и Сервис», 2005. — 432 с.
  93. Предпринимательский климат регионов России. М.: Начала-Пресс, 1997.
  94. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д.э.н., проф. Сульповара JI. Б., М., 1994 г.
  95. Проблемы формирования рыночных отношений в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д.э.н., проф. Сульповара Л. Б., 1994 г.
  96. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/Под ред. Т. Г. Морозовой. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 279 с.
  97. К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 1012 с.
  98. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.:ИНФРА-М, 2001. — с. 352
  99. Региональная экономика: Учебник/Под ред. Т. Г. Морозовой. М.:ЮНИТИ, 2000.-472 с.
  100. Региональный маркетинг сферы услуг. // Сборник трудов., МГУ сервиса., М., 2001 г.
  101. В.К. Сервисная деятельность: Учебное пособие. 3-е изд. Спб.: Питер, 2005.
  102. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2007. 825 с.
  103. М.Т., Россинский М. Б. Планирование и экономика бытового обслуживания населения. М.:Наука, 1968.
  104. Д.И. Прикладные аспекты прогнозирования сферы платных услуг: На примере бытового обслуживания населения. Дис. канд. экон. Наук. -Москва, 1999.-209 с.
  105. Сборник научных докладов секции «Экономика и финансы» IX-ой Международной научно-практичекой конференции МГУС «Наука -сервису"/Под ред. М. М. Качуриной. М., 2004.
  106. Сборник научных докладов секции „Экономика и финансы“ Х-ой Международной научно-практичекой конференции МГУС „Наука -сервису"/Под ред. М. М. Качуриной. -М., 2005.
  107. O.A. Математика в Excel 2002. М.:СОЛОН-Пресс, 2004. -192 с.
  108. B.C. Сфера обслуживания и ее работники. М., 1966.
  109. Системные исследования: Ежегодник Академии наук СССР//М.: Наука, 1976−1990.
  110. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.:Гелиос АРВ, 1999.
  111. Социально-экономическая статистика: Практикум / Под ред. В. Н. Салина, Е. П. Шпаковской: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  112. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, A.B. Короткое и др.: под редакцией И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.
  113. Статистический сборник. Сфера услуг в Ульяновской области. Ульяновск, 2008.
  114. Статистический сборник. Сфера услуг в Ульяновской области. Ульяновск, 2006.
  115. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. А. Г. Гранберга. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  116. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. -М.: Экспертное бюро, 2001. 160 с.
  117. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. //М., МТИ, 1992 г.
  118. Л.Б., Тралков A.A. Управление процессами товародвижения в системе маркетинговой деятельности: Научное издание, МГУС. М., 2003.
  119. В.Б., Шейман И. М. Тенденции интенсификации сферы услуг США. //США Экономика, политика, идеология. 1987 г. № 3.
  120. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. В 4-х томах. Формирование сферы услуг. // Под ред. акад. Свириденко Ю. П. М., ВЕГА ИНТЕЛ XXI, 2000.
  121. Сценарные условия социально-экономического развития Самарской области в 2008—2010 годах. http://vvvvw.econoinv.samregion.ш.
  122. Н.Г., Таксир К. И. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. М.:Финансы и статистика, 2002.
  123. Н.П. Некоторые вопросы теории и практики планирования и управления. -М.: Экономика, 1980.
  124. В.В. Развитие сферы бытовых услуг Московской агломерации: теоретико-методологический аспект: Монография. М.: МГУС, 2006. — 342 с.
  125. И. В. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях бытового обслуживания населения (на примере предприятий по пошиву одежды). // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к. э. н. М., 1997 г.
  126. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие. М.:Финансы и статистика, 2003. -560 с.
  127. В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. М.: КомКнига, 2007.
  128. П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник/Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002. 608 с.
  129. А.П. Маркетинг услуг. М.: Центр маркетингового исследования и менеджмента. 2001.
  130. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  131. A.C. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М.: „Дашков и Ко"-2003.
  132. A.B., Ильин И. А. Управление социальными процессами в России: формирование системы минимальных социальных стандартов. М.: Tacis, 1999.
  133. О.В., Орлова Д. В., Котилко В. В. Перспективы развития сферы услуг Москвы и Московской области. М.:000 Гюйс, 2001.
  134. Экономика бытового обслуживания: Учебник/Под ред. В. Д. Балалова. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. — 368 с.
  135. Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю. Н. Иванова. -М.: ИНФРА-М, 2001.-480 с.
  136. Я.С. Бытовое обслуживание: экономика и культура сервиса. М.: Экономика, 1990.
  137. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во „Самарский университет“, 1995.
  138. JI.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. //М., Экономика, 1984 г.
  139. Donald MacKenzie. Risk, Financial Crises, and Globalization: Long-Term Capital Management and the Sociology of Arbitrage. University of Edinburgh, March 2002
  140. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.
  141. William J. Baumol. Economics theory and operations analysis, third edition. -Copyright 1972 by Prentice/Hall International, Inc. ю ю U) to to ю го о оо Os и ы to о оо о% и> to Номер п/п
  142. U) — - о — о о о — с О о о с о о to о — о о — и> Ремонт, окраска и пошив обуви ril
  143. U) — ю — to U) о о — U) о о о и> о о — UI ы — и“ Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий п2- о о — о о о о о о о о — о — to — и“ и» ремонт и техническое оослужина" ние бытовой радиоэлектронной аппаратуры пТ
Заполнить форму текущей работой