Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические условия ориентации высшего образования на региональный рынок труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на обширные отечественные и зарубежные исследования в области обоснования путей преодоления диспропорций, в соотношении между спросом на кадры и их подготовкой, до сих пор не имеется достаточно надежного научно—методологического обоснования эффективных методов системного управления данными процессами, позволяющих высшим учебным заведениям качественно и количественно удовлетворять… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки роли высшего профессионального образования в общественном развитии в современных условиях
    • 1. 1. Особенности воздействия системы образования на общественное развитие в современных условиях
    • 1. 2. Инвестиции в развитие профессионально — образовательного потенциала личности как фактор социально-экономического роста
    • 1. 3. Методологические основы оценки эффективности функционирования высшего профессионального образования в регионе
  • Глава 2. Современное состояние ориентации подготовки специалистов с высшим образованием на региональный рынок труда
    • 2. 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение соответствия подготовки специалистов с высшим образованием и спроса на них на рынке труда
    • 2. 2. Современное состояние подготовки специалистов с высшим образованием и оценка спроса на них на региональном рынке труда
    • 2. 3. Потенциал высшей школы Республики Башкортостан и тенденции его развития
  • Глава 3. Пути совершенствования управления обеспечением кадрами с высшим образованием экономики региона
    • 3. 1. Методические аспекты координации предложения и спроса на кадры специалистов
    • 3. 2. Прогнозирование потребности региона в кадрах специалистов

Организационно-экономические условия ориентации высшего образования на региональный рынок труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. XXI век является новым этапом повышения значимости знаний, информации в общественном развитии. Во всем мире образование стало направлением повышенного внимания общества, государства, важнейшим направлением инвестирования. В соответствии с мировыми тенденциями глубокие изменения претерпевает система высшего профессионального образования в России. При этом вузы помимо прочего столкнулись с рядом проблем, связанных с деятельностью в условиях рыночной конкуренции, в том числе на рынке труда. Отсутствует действенная система оценки спроса на специалистов, что затрудняет определение размеров и структуры их подготовки. Неустойчивой является ресурсная база высшего образования. В поисках дополнительных источников финансирования вузы развивают платное обучение, открывая новые специальности и специализации, не всегда ориентируясь при этом на рынок труда. В результате значительное число выпускников вузов остается не востребованным. Все это приводит к диспропорциям в деятельности высшей школы, снижает ее эффективность.

Несмотря на обширные отечественные и зарубежные исследования в области обоснования путей преодоления диспропорций, в соотношении между спросом на кадры и их подготовкой, до сих пор не имеется достаточно надежного научно—методологического обоснования эффективных методов системного управления данными процессами, позволяющих высшим учебным заведениям качественно и количественно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных кадрах в современных условиях хозяйствования. Это определяет актуальность темы диссертационного исследования, направленного на обоснование путей ориентации высшего образования, подготовки кадров на требования рынка труда.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы воздействия высшего образования на экономический рост страны, регионов рассмотрены в работах П. Ф. Анисимова, Д. Белла, Л. Я. Бухарбаевой, Л. Исмагиловой, Б. Л. Кучина, И. Масуда, П. В. Савченко, М. Федоровой, Е. Шелковой и др.

Проблемам экономики высшего образования в условиях рыночной экономики, взаимодействия его с рынком труда посвящены работы отечественных ученых: А. Я. Бекренева, Ш. З. Валиева, Д. А. Гайнанова, С. Ф. Жилина, Е. Н. Жильцова, Е. В. Егорова, И. В. Ишиной, С. В. Очирова, В. Н. Шубкина, И. С. Якимской, ряда зарубежных исследователей.

Теории инвестиций в образование, как вложениям формирующим человеческий капитал, активно влияющим на экономический рост посвящены научные труды М. Баумена, Г. Беккера, Е. Денисона, А. И. Добрынина, Дж. Минсера, Т. Шульца, Н. Хикса и других авторов.

Проблемы прогнозирования спроса на специалистов в условиях рынка, в том числе на основе моделирования, рассмотрены в работах Л. М. Бакусова, С. Джалалова, В. М. Зуева, А. Я. Савельева, В. Е. Яценко, в исследованиях ряда зарубежных исследователей.

Вместе с тем, анализ литературных источников и других материалов показал, что на сегодняшний день необходим более широкий междисциплинарный подход, усиление системности в исследованиях и научнометодическом обосновании путей последовательной ориентации подготовки кадров с высшим образованием на спрос со стороны рынка труда, в том числе в региональном аспекте, определении форм и методов практической реализации этой задачи на основе соответствующих организационно-экономических условий.

Цель исследования заключается в научно-методическом обосновании путей формирования организационноэкономических условий оптимизации масштабов и структуры подготовки специалистов в соответствии с перспективным спросом на региональном рынке труда и разработке комплекса научнопрактических рекомендаций.

Для достижения данной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

• исследование и выявление особенностей влияния системы образования на общественное развитие в современных условиях, роли и значения инвестиций в сферу образования, развитие человеческого капитала, как важнейшего фактора экономического роста;

• обоснование методологических принципов оценки эффективности функционирования системы высшего профессионального образования, в том числе на уровне региона;

• анализ состояния, тенденций и перспектив взаимодействия вузов и рынка труда специалистов, определение роли органов управления, возможностей высших учебных заведений и других организаций региона по развитию этого взаимодействия;

• разработка важнейших направлений совершенствования системы управления и координации процессов ориентации высшего образования на обеспечение кадрами специалистов экономики регионаисследование и разработка модели прогнозирования спроса экономики региона на кадры специалистов с высшим образованием.

Объектом исследования является система высшего образования в регионе, механизм её взаимодействия с социально-экономическим комплексом Республики Башкортостан (РБ).

Предметом исследования являются организационно-управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе ориентации и подготовки специалистов с учетом требований регионального рынка труда.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования в области теории экономики образования, человеческого капитала, рынка труда, теории управленияматериалы по данным вопросам, опубликованные в периодических изданиях, законодательные и правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан в отношении рассматриваемых проблем.

Информационной базой исследования являлись данные государственной статистики, материалы региональных аналитических разработок, ведомственной отчетности, данные, приводимые в периодической печати.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— доказана, необходимость ускоренного перехода российской экономики к постиндустриальной стадии ее развития, характеризующейся ведущей ролью интеллектуальных ресурсов, который возможен лишь на основе придания отечественному высшему образованию реального статуса ведущего государственного приоритетачто требует роста инвестиций в высшее образование, как сферу развития человеческого капитала, со стороны государства, рыночных структур и других заинтересованных участников сферы образования;

— уточнено понятие эффективности высшего образования как категории, отражающей соответствие результатов его функционирования (экономических и социальных) целям и интересам различных субъектов высшего образования при данном объеме затраченных ресурсоввыявлено особое значение показателя полноты трудоустройства выпускников вузов, характеризующего экономическую и во многом социальную результативность высшей школыобоснована специфика проявления и оценки эффективности высшего образования в зависимости от конкретных условий регионов;

— обосновано, что взаимоотношения между высшим образованием и рынком труда должны иметь системный характер и включать в себя социальное партнерство всех заинтересованных участниковпредложены основные пути решения этой задачи за счет целенаправленного участия социальных партнеров, развития ресурсного потенциала вузов, повышение их возможностей по динамичному реагированию на изменение спроса на специалистов;

— разработаны основные направления совершенствования системы управления процессами обеспечения кадрами специалистов экономики регионасформированы основные функции и задачи маркетинга услуг вузовобоснованы необходимость и содержание маркетинга образовательных услуг и мониторинга рынка труда на уровне региональных органов управления образованием, трудом и занятостьюдоказана необходимость создания в составе регионального органа управления образованием соответствующего подразделения, определены основные его функциипредложен авторский подход к формированию модели прогнозирования спроса на специалистов в регионе.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее положения и рекомендации могут быть широко использованы органами управления образованием, труда и занятости при разработке программ и мероприятий по оптимизации масштабов и структуры подготовки специалистов, повышения эффективности функционирования высшей школы в регионах.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на 3-й Всероссийской научнопрактической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, ноябрь 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции — «Качество образования: теория и практика» (г. Анджеро-Судженск, декабрь 2004 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (г. Пенза, декабрь 2004 г.), Всероссийской научнопрактической конференции «Современное образование: тенденции и развитие» (г. Анджеро-Судженск, ноябрь 2005 г.), региональной Научнопрактической конференции Практическая подготовка студентов как основной фактор повышения профессионализма специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда" (г. Уфа, июнь 2005 г.), Региональной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности специалиста вуза. Теория. Диагностика. Технология» (г. Уфа, июнь 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Государство и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия» (г. Тюмень, сентябрь 2006 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 3,8 п. л. Лично автору принадлежат 3,678 п. л.

Структура и объем диссертации

Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографический список. Она изложена на 132 страницах (без списка литературы), содержит 11 рисунков и 12 таблиц. Библиографический список состоит из 132 источников.

Заключение

.

Проведенные в диссертации исследования позволяют сформировать следующие выводы и предложения.

1. Современное мировое общественное развитие во всех своих направлениях происходит под усиливающимся воздействием образовательно-профессионального, интеллектуального потенциала общества, кадров работников. Этот потенциал в ряде стран уже стал основным ресурсом производства, экономики, базой для формирования постиндустриальной стадии развития.

В то же время российское общество, экономика находятся пока еще практически на индустриальной стадии и необходимы серьезные меры по преодолению этого ее состояния.

2. Ускоренный переход российского общества к постиндустриальной стадии характеризующейся прежде всего преобладанием интеллектуального ресурса, возможен лишь на основе придания высшему образованию реального статуса государственной приоритетности.

В то же время причинноследственные связи между развитием образования и экономическим ростом, ростом образованности личности и ее социальным трудовым статусом нарушены. Это произошло по ряду причин, одной из которых являлось рассогласование собственных интересов высшей школы, как образовательной системы и интересов работодателей, которые к тому же еще и не оформились, как рыночная категория, в отношении спроса на специалистов.

3. Вследствие этой и иных причин в стране, в действиях властных структур, субъектов хозяйствования сложилась недооценка высокой значимости высшего образования выражающаяся, в частности, в постоянном ограничении инвестиций на его развитие со стороны государства и рыночных структур, что воспроизводит слабость ресурсной базы высших учебных заведений, одновременно снижение темпов роста человеческого капитала, интеллектуальной основы экономики.

Недостаток бюджетных средств за последний период времени в возрастающих размерах компенсируется развитием платности образования. Доля внебюджетных средств уже превышает бюджетные, что стратегически ослабляет устойчивость финансовой базы вузов и возможности государственного регулирования подготовки кадров.

4. Во многом недооценка важности целенаправленных инвестиций в развитие высшего образования, развитие человеческого капитала связана со сложностями оценки результативности деятельности высшего образования вследствие разноаспектного переплетения, чередования социальных и экономических эффектов, которые могут и должны рассматриваться как по отношению к отдельному человеку, личности, так и в агрегированном виде по отношению к слоям и группам населения, кадрового потенциала региона и национальной экономики.

5. В диссертации развито понимание эффективности образования как категории, отражающей соответствие результатов функционирования образовательной системы (экономических и неэкономических) целям и интересам различных субъектов сферы высшего образования. В связи с этим для каждого региона имеется специфика эффективности высшего образования и ее оценки. Развито понимание внешней и внутренней эффективности высшего образования и методов их оценки: внутренней эффективности с качественной внешнейс количественной стороны, определено особое значение при этом полноты трудоустройства выпускников вузов и необходимость мониторинга этого процесса.

6. Основные характеристики состояния системы взаимосвязей между подготовкой специалистов и спросом на них на региональном рынке труда республики Башкортостан свидетельствуют о наличии ряда недостатков в этой системе, что сказывается на диспропорциях в подготовке и спросе на специалистов. За последние годы прошла реструктуризация экономики Республики, что привело к изменению структуры потребностей в специалистах различных направлений. Рост промышленного производства обусловливает рост потребностей в специалистах инженернотехнического профиля. В то же время профессиональный и количественный состав выпускников вузов не вполне соответствует кадровым потребностям экономики региона. Недостаточно развита правовая база формирования и поддержания этих взаимосвязей: имеющиеся в законодательных нормативных актах положения носят в значительной мере декларативный, установочный характер. При этом происходит постепенная эволюция понимания характера связи между образованием и рынком труда, детерминированным спросом на рынке труда.

7. Последовательная ориентация подготовки кадров на спрос на них требует реструктуризации сложившейся подготовки для чего необходимо развитие потенциала высшего образования региона, существенного его усиления, поскольку имеющиеся возможности вузов, их ресурсная база в разных своих аспектах не соответствуют необходимым требованиям. Особенно это относится к финансовому обеспечению высшего образования, в частности, из средств республиканского бюджета. Одним из путей решения проблемы необходимой структуризации подготовки специалистов может стать развитие их целевой контрактной подготовки в рамках регионального госзаказа с соответствующим бюджетным финансированием.

8. Для реализации задачи ориентации подготовки специалистов на перспективный спрос на них необходима реализация ряда мероприятий по созданию соответствующих организационно-экономических условий. Одним из этих мероприятий является формирование системы маркетинговых исследований рынка труда специалистов, оценки спроса на них как на уровне высших учебных заведений, так и высшей школы республики в целом.

Маркетинг даст возможность достаточно полной и четкой оценки вузами собственного сегмента рынка специалистов, определения общего ориентира деятельности. Но одновременно должен проводиться данный маркетинг на уровне республиканских органов управления образованием, труда и занятости, экономических и финансовых служб.

9. Важным инструментом управления масштабами и структурой подготовки кадров является мониторинг рынка труда специалистов. Наиболее действенной эта работа будет в случае организации ее проведения на уровне регионального органа управления образованием. В этих целях обоснована целесообразность создания в его составе специального подразделения. В этих целях в диссертации определены основные функции и структура данного органа, система его взаимосвязей с другими заинтересованными участниками этой работы.

10. Одним из важнейших факторов увязки подготовки кадров со спросом на них является прогнозирование данного спроса. В настоящее время существуют несколько методологических подходов к этому прогнозированию. Они предполагают возможности его оценки на основании прямого опроса хозяйственных структур, так и расчетными методами. Сложность решения этой задачи заключается в неустойчивости экономики, малом опыте хозяйствования в условиях рынка, слабости информационной базы. Тем не менее в целях прогнозирования спроса может быть использовано экономико-математическое моделирование, одна из версий которого обоснована в диссертации.

11. В диссертации сформирован ряд рекомендаций по практическому применению сформулированных научно-методических положений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения,-М., 1998.
  2. А.Г. Экономические реформы в России (итоги, перспективы) // Экономика и управление, 2005, № «(19).
  3. П.Ф., Демин В. М., Олейникова О. Н. Финансирование профессионального образования за рубежом. М.: Мастерство, 2001.
  4. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Учеб. пособие. Казань, 1996.
  5. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: Экономика, 2003 г.
  6. Н.Г. Главные задачи государственной образовательной политики: из опыта разных стран // Проблемы современной экономики. 2003. № 1.
  7. В.И., Дж.ван Зантворт. Модернизация российского образования: современный этап. М.: ЕФО, 2003.
  8. JI.M., Бакусова С. М., Султанов А. З. Экономико-математические модели и методы. Учеб. пособие.- Уфа: РИО БАГСУ. 2003.
  9. JI.M., Воробьев В.В Лепилин А. Е Имитационное моделирование социально-экономических систем на основе самоорганизации. Уч. пособие, — Уфа, РИО БАГСУ, 2005.
  10. П.Балашов Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 1996.
  11. М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в образование: тендерный аспект, — М.: 2002.
  12. А.Я., Михелькевич В. И. Интергация в мировую образовательную систему.- М.: 1995.
  13. Беляева J1. Общие направления стратификации в переходный период / Социальная стратификация современного российского общества. Отв. ред. Л. А. Беляева. -М: 1995.
  14. JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России.-М.: 2001.
  15. С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. — (Серия: Библиотека развития образования).
  16. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России, — М.: 2000.
  17. Н.Н., Карпов Е. Б. Экономика образования. Тула: ГПУ им. Л. Толстого, 1999.
  18. М. Основы теории человеческого капитала. СПб СпбГУ, 1994.
  19. Е.Я., Гринько B.C., Семенова Т. А. Регионализация профессионального образования фактор социально-экономического развития. // Профессиональное образование, 2004, № 5.
  20. И.В. Квалификация рабочей силы ведущий компонент производственных сил //МэиМО. 1999. № 10.
  21. Взаимодействие средних специальных учебных заведений с социальными партнерами в условиях рыночной экономики, — М.:ИПР СПО, 2004.
  22. Е.Д., Чередниченко Г. А. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием / Коллективная монография „Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ“. М.: 2003.
  23. В., Четырева Л., Чаденкова О. Социальный портрет студента негосударственного вуза//обозреватель. 2001.№ 6
  24. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: научно-исследовательский институт высшего образования, 1999.
  25. А.А., Беляков С. А. Совершенствование финансирования высшего образования // Финансы. 1998. № 9.
  26. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М., 1995.
  27. А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
  28. JI.C. Образование: рынок „медвежьих“ услуг? М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2005.
  29. Г. Девять барьеров на пути роста / Московские новости. 2003.24.
  30. Э. Выход из кризиса / Пер. с англ.- Тверь, 1994.
  31. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Методология человеческого капитала // Экономика образования. Международный периодический журнал.-Кострома. 1999. № 1.
  32. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике-СПб.: Наука, 1999.
  33. Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (1995−2002 годы).
  34. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  35. С.А. экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 1995.
  36. Е.В. Экономика общественного сектора. М.: Теис, 1998.
  37. С.Ф. Социальная структура систем образования в различных странах мира.- СПб. М.: 2002.
  38. С.Ф. Социальная обусловленность перестройки системы высшего профессионального образования и социологические модели вузовских комплексов, — СПб. М.: 2002.
  39. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1995.
  40. Закон» Об образовании"// Библиотечка журнала «Вестник образования России"№ 12, 2004.
  41. Г. В. Основные концепции педагогического Образования в XXвеке.-СПб.: 2000.44.3иннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения, — Уфа: УГАТУ, 1993.
  42. В.М. Внешнеэкономическая деятельность вузов и вопросы разгосударствления объектов высшей школы // Вуз и рынок. В 3-х кн. Кн.2 „Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России“. М., 1993.
  43. В.М., Новиков П. Н. Образование и занятость: взаимодействие и партнерство. \ Профессиональное образование, 2000, № 6.
  44. А. Человеческий капитал- определяющий фактор экономического роста // Человек и труд.-2002.- № 3.
  45. И.В. Финансово- экономическая база образования: состояние, проблемы, перспективы, — М.: НИИВО, 2001
  46. Т., Рождественская И. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования,— М.: 2001. (http://www.iet.ru/usaid/obrbud/obrbud.litml).
  47. Т.Д. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2.
  48. В.И. О необходимости новой системы финансирования высшего образования/ Актуальные экономические проблемы российской высшей школы.-М.:ТЕИС, 2005.
  49. М.Б. Образование и государство // МэиМО. 2001. № 10.
  50. Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). -М.: 1999.
  51. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности, — М.: 2000. Самоопределение в новой реальности, — М.: 2000.
  52. Д.Л., Хохлушкина. Ф. А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования: От 60-х годов к 2000-му// Социологический журнал. 1998. №№ 3−4).
  53. Конституция Российской Федерации.
  54. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: ГУУ, 2002.
  55. Я.И. Образование и реформа // Наука и жизнь. 2002. № 11.
  56. Ю.А., Шуберт Ю. Ф., Козлов А. В. Взаимосвязь профессионального образования и производства./Юпыт сотрудничества Тольяттинского технического колледжа и АО „Автоваз“.- Тольятти, 1996.
  57. .Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем,-М.: 1990.
  58. В.В. Образовательные услуги // Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 2. М., 1999.
  59. С.И. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.
  60. К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд. Т.46-Ч.2.
  61. И. Перед угрозой вырождения //Alma mater. 1997. № 3.
  62. П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование В XXI столетии // Высшее образование в Европе, т. 18, № 4. М., 1993.
  63. С. Качество реформы \ Экономика и образование сегодня, 2004, № 8.
  64. В.А. Основы социального партнерства: теория и практика,-М.: Знание, 2001.
  65. Модернизация российского образования.- М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  66. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М.: РУЦ ФСЗН России, 2000.
  67. Образование в России.2003, — М.: Новый учебник, 2004.
  68. Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. Коллективная монография / Ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М., 2003.73.0чиров С. В. Анализ системы образования в зарубежных странах,-СПб.: 2003.
  69. Полуянов В, Б, Теоретические основы маркетинга образовательных услуг. М.: Изд. Центр АПО, 2000.
  70. Постановление Правительства РФ „О Федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 годы//Документы в образовании. Информационный бюллетень. .№ 3- М.: 2006.
  71. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01 Независимого института социальной политики. Отв. ред. С. В. Шишкин, — М., 2003.
  72. В.В. Стратегия и тактика реформы. \ Экономика и образование сегодня, 2004, № 8.
  73. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 175б-р: „О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года“.
  74. Рахматуллина 3. Я. О некоторых аспектах государственного управления региональной образовательной системой // Экономика и управление. 2004. — № 4. — С. 33 — 36.
  75. Регионы России: Стат. Сб.М.: Госкомстат РФ, 2002.
  76. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: перевод с англ. / Под ред. Г. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ, 1997.
  77. Российская Федерация в цифрах в 1992 г.-М.Госкомстат, 1993.
  78. Россия в цифрах. 2004: Крат.стат.сб./Федеральная служба государственной статистики. М.: 2004.
  79. Я.М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? / Проблемы доступности высшего образования. Серия „Научные проекты НИСП“, — М.|: 2003.
  80. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования. -М.: НИИВО, 1999.
  81. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние в России // Российский экономический журнал, — 2000.- № 7.
  82. Самуэльсон Пол. А., Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. -М.: БИНОМ, 1997.
  83. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. М.: наука, 2000.
  84. Статистический сборник „Образование в РФ“. М., 2004.
  85. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Том 3. М.: „Кандид“, 2001.
  86. В. Реформы российского образования и экономическая теория. // Вопросы экономики, 2005, № 4.
  87. Н. Образование как фактор развития экономики // Время М N.2001.24 августа.
  88. А.Н., Абрамшин А. Е., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. М.: Пресс, Агентство „Интеллектуальные ресурсы“, 1998.
  89. А.Н., Иванников А.Д.Информатизация российского образования и общества в целом// Международное сотрудничество, 1997, № 4.
  90. С. И др. Экономика, — М.: Дело, 1993.
  91. Дж. Основы кибернетики предприятия,— М.: Прогресс, 1971.
  92. П.В. Государственная поддержка социальной сферы и науки. Государственный финансовый контроль. М.: Экономика, 2000.
  93. Шертоперова J1. Зарубежный опыт подготовки специалистов и некоторое образовательные процессы в России // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  94. В.Н. Начало пути. -М.: 1979.
  95. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // МэиМО. 2001. № 11.
  96. Экономика народного образования. Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. C.JT. Костаняна, 2-е издание. -М.: 1986.
  97. Экономическая энциклопедия.-М.: 1999.104. Эксперт, № 30,2000 г.
  98. Р. Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  99. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: 1996.
  100. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: изд-во МГУ, 1996.
  101. В.Е. Общие подходы к прогнозированию развития образования // Вуз и рынок: В 3-х кн. Кн.2 „Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России“. М.: Дело LTD, 1993.
  102. Avraamova Е., Loginov D. Socioeconomic Adaptation: Resources and Opportunities// Social Sciences. Vol. 34. № 1. 2003.
  103. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysys, with Special Reference to Education. 2nd ed. New York: National Bureau of Economic Research. 1975.
  104. Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A twenty year view. London: 1981, p. 168
  105. Ben-PorathY. The production of human capital and life cycle of earnings // Journal of Political Economy. 1967.
  106. Bowman M.J., The Human Investment Revolution in Economic Thought / Sociology of Education, 1966, Spring, p. 111−137.
  107. Deming W.E. The New Economics/ or Industry//Government and Education. Massachusetts, 1993.
  108. Denison E.F. The Sources of Economic Growth in the United States and the Alternatives Before Us.- New York: Committee for Economic Development, 1962.
  109. Feigenbaum A. V. Total Quality Control. 3-d ed. N. Y., 1983.
  110. Freeman R.B. Demand for Education. In: Handbook of Labor Economics, vol. I. Ed. by O. Aschenfelter, Amsterdam, 1986.
  111. Hicks N., Economic Growth and Human Resources / World Bank Staff Working Paper no.408. Washington, D. C, 1980.
  112. Klaus L.A. Quality Progress Sixth Quality in Education Listing // 1, Quality Progress.-. 1996. August
  113. Marris R. Economic Growth in Cross Section. London: Birkbeck College, 1982.
  114. Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990.
  115. Mincer J On-the-Job Training: Costs, Returns and Some Implications“ Journal of Political Economy. October 1962.
  116. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution». Journal of Political Economy. August. 1958.
  117. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. New York: Nat.Bur.Econ.Res. 1974.
  118. Returns to Human Capital in Europe. A Literature Review. Eds. R. Asplund and P.T.Pereira. ETLA, Helsinki, 1999.
  119. Schultz T.W. Education and Economic Growth/ In Social forces Influencing America Education ed. Henry N.B. Chicago: National Society for the Study of Education, 1961.
  120. Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. Vol. 51. № 1.1961.
  121. Thurow. L. Greating Wealth. The New Rules for Individuals. Companies Countries in a Knowledge-Based Economy. N.Y., 1999.
  122. Toffler A, Previews and Premises. New York: Morrow, 1983.
  123. Wheeler D., Human Resource Development and Economic Growth in Developing Countries: F Simultaneous Model/ World Bank Staff Working Paper no.407 Washington, D.C., 1980.
  124. Williams G.L. Financing Higher education: Current patterns. Paris: OECD, 1990.
Заполнить форму текущей работой