Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие нацонально-государственных экономических интересов в условиях становления социально ориентированной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические интересы многообразны и группируются по разным признакам. Следует подчеркнуть особую значимость интересов, типизируемых по признаку участия субъекта в производстве и распределении общественного продукта. Это в первую очередь интересы — наемного работника и работодателя. Как известно, в процессе любого производства потребляется рабочая сила и одновременно развиваются способности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Национально-государственные экономические интересы -как социально- экономическая категория
    • 1. 1. Ретроспективный анализ теории экономических интересов в западной и отечественной литературе
    • 1. 2. Социально-экономическое содержание национально-государственных экономических интересов
    • 1. 3. Количественно-качественные характеристики национально-государственных экономических интересов в условиях становления социально ориентированной экономики
  • Глава 2. Факторы развития национально-государственных экономических интересов
    • 2. 1. Рост национального богатства как материальной основы развития национально-государственных экономических интересов
    • 2. 2. Обеспечение финансовыми ресурсами государства реализации национально-государственных экономических интересов
    • 2. 3. Снижение дифференциации в доходах как цель развития национально-государственных экономических интересов

Развитие нацонально-государственных экономических интересов в условиях становления социально ориентированной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опыт проведения российских реформ свидетельствует о том, что хирургическое устранение директивно-плановой системы управления не приводит автоматически к образованию рыночного механизма функционирования экономики с адекватными ему способами распределения и поведения субъектов рынка. Для этого нужен концептуальный подход к трансформации экономики.

Трансформационные изменения требуют соответствующей оценки с точки зрения логики общеисторического развития. Глубокий историко-генетический взгляд на происходящие общественные процессы (в том числе и экономические), был актуален всегда. Для России и других стран СНГ он актуален вдвойне в силу затянувшегося процесса трансформации.

Стабилизация российского общества достижима сегодня не только экономическим или политическим наборами реформ. Для ее достижения необходимо проведение широкомасштабного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности общества, в результате которых в реализации национально-государственного экономического интереса было бы достигнуто равновесие с реализацией интересов всех социальных групп и субъектов. Для этого необходимо решение трех важнейших задач:

Во-первых, выработка идеологии приоритетности национально-государственного экономического интереса России.

Во-вторых, формирование среднего слоя в обществе как главного носителя и выразителя национально-государственного экономического интереса России.

В-третьих, решение экономических задач по наиболее полной реализации основного экономического закона современной системы России для ее стабилизации.

Однако достижение стабильности в. общественной системе требует комплексности, долговременности, постепенности и аккуратнейшего отношения ко всем ее элементам и составляющим. Перемены, происходящие в общественной системе, характеризуются рядом признаков, отражающих в совокупности ее специфику. Прежде всего, это комплексность изменений, так как они происходят и в социальной структуре, и структуре интересов, свойственных каждой группе, а также глубине их осознания членами группы, и в предпочтительных формах реализации интересов. При этом связи между процессами, происходящими в различных сферах, хотя и существуют, но проявляются не сразу, и чаще всего в опосредованной форме. Иногда для того, чтобы члены группы осознали изменение ее места в социальной структуре, требуется смена поколений. Новые интересы первоначально воспринимаются как бы интуитивно и далеко не одновременно. Нередко, чтобы их осмыслить, требуются годы.

Следует подчеркнуть, что проблема реализации национально-государственных экономических интересов в России является одной из наиболее сложных в процессе осуществления в нашей стране экономической реформы. Недостаточно исследована она и в теоретическом аспекте применительно к реализации национально-государственного интереса. Все это и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Методологические и теоретические аспекты национально-государственного интереса разработаны в монографиях и статьях отечественных и зарубежных: Л. И. Абалкина, П. Г. Бунича, В. К. Сенчагова, Н. Д. Колесова, В. В. Радаева, В. Н. Черковца, А. Бэттлер, Дж. Гэлбрейта, Д. Дэяну, В. May, Д. Нешбита, JI. Тюроу и др.

Противоречия форм проявления экономических интересов и пути их оптимизации анализировались в работах В. В. Басова, Д. И. Вишневского, А. К. Здравомыслова, П. А. Каманкина, В. И. Лившица, В. М. Юрьева и др.

Значительный вклад в теорию национально-государственного экономического интереса и обоснование путей формирования эффективной экономической системы России внесли работы А. Брызгалина, Р. Гринберга, Е. Кисилева, Ю. Князева, В. Лутовинова, Н. Шмелева и др.

Под национальными интересами понимаются наиболее существенные общегосударственные интересы. О значении этих интересов свидетельствует и тот факт, что им посвящена значительная литература. Проблемы национальных и интернациональных интересов государств касался ряд отечественных авторов: P. J1. Бобров, Г. И. Тункин, Н. Н. Ульянова, Г. Х. Шахназаров и др. Интересы государств постоянно фигурируют в политике и дипломатии в качестве обоснования той или иной позиции, а также политического курса в целом. Следует отметить, что в экономической литературе существует многообразие точек зрения на национально-государственные интересы. Однако специальных работ, посвященных проблеме реализации национально-государственного экономического интереса нет. Актуальность перечисленных проблем, их недостаточная изученность предопределили выбор темы, объект и предмет исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Объектом исследования в работе выступает национально-государственный экономический интерес общества.

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу развития национально-государственного интереса в условиях становление социально ориентированной экономики.

Целью диссертационной работы является разработка основных положений развития национально-государственного экономического интереса в России.

Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи исследования:

— дать ретроспективный анализ теории экономических интересов в западной и отечественной литературе.

— выявить место и роль национально-государственного экономического интереса в системе экономических интересов;

— определить количественно-качественные характеристики национально-государственного интересавыявить основные факторы развития национально-государственного экономического интереса.

Обосновать национальное богатство как материальную основу развития национально-государственного интереса;

Финансовые ресурсы государства — как реализацию национально-государственных интересов;

Сглаживание дифференциации в доходах и создание среднего класса как цель развития национально-государственных интересов.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором диссертации, заключаются в следующем: ретроспективный анализ теории экономических интересов в западной и отечественной литературе позволил определить национально-государственный интерес как совокупность, базирующуюся на системе интересов общества, коллективов, личности, направляющих их на рост национального богатства страны. Национально-государственный интерес в своем развитии проходит пять стадий: зарождение, становление, проявление, реализацию, институализацию.

— дано определение национально-государственного экономического интереса, заключающееся в органическом единстве внешнеэкономических и внутриэкономических национальных интересов, определяющих целенаправленность экономического поведения всех социальных групп общества (государства, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Доказано, что качественные и количественные характеристики национально-государственного интереса проявляются в развитии человеческого капитала (таких составляющих, как здоровье, знания, культура и свобода личности), предъявляющее все более высокие требования к человеку-участнику общественного производствав ориентации самого производства на удовлетворение развивающих и развивающихся потребностей человека.

Выявлены основные факторы развития национально-государственного интереса: это рост национального богатства как материальной основыиспользование финансовых ресурсов как инструментов реализации национально-государственного интересасоздание более широкой прослойки среднего класса как цели развития национально-государственного интереса;

— доказана необходимость реализации государством четкой экономической и социальной политики, в осуществлении главного национального интереса, направленного на опережающий рост денежных доходов населения (у малодоходных слоев населения и увеличения среднедоходной группы), что дает дополнительный импульс для развития рыночной экономики на основе расширения платежеспособного спроса. обоснованы направления использования средств стабилизационного фонда, обладающих низким инфляционным воздействием на экономику: снижение налоговой нагрузки на бизнесгосударственное финансирование инфраструктуры, образования, здравоохраненияформирование именных счетов граждан России в сберегательном и коммерческих банках с запретом их использования на потребительские нужды в течение 5−10 летформирование персональных счетов пенсионеров в сберегательном и коммерческих банках с предоставлением возможности их использования на конкретные целизакупки за рубежом современных машин оборудования для реализации национальных проектовзакупки за рубежом новейших технологий для приоритетных отраслей науки и производства.

Информационную базу исследования составили официальные документы Правительства РФзаконодательные, нормативные и ряд подзаконных актов различных уровней и ветвей государственной властиданные периодической печати, материалы Госкомстата РФ.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили: работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам экономических интересов, государственному регулированию и реформированию экономики и др.

При работе над диссертацией применены эмпирический и абстрактный методы экономического исследования, методы статистического анализа: графики, таблицы, группировки, выборки, сравнения. Реализован системный, диалектический и рационалистический подходы к анализу проблемы.

Теоретическая значимость работы отражена в выводах и предложениях, представленных в диссертационной работе, и может составить основу для выработки экономической политики и долгосрочной стратегии экономического развития. Теоретический и фактический материал диссертационной работы используется в преподавании курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория регулирования рыночной экономики».

Практическая значимость работы заключается в применении на практике теории экономических интересов, обогащении их содержания исследованием основных направлений совершенствования реализации национально-государственных экономических интересов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в тезисах докладов международной научно-практической конференции «Социальные и институциональные факторы экономического развития России». (Саратов, СГСЭУ, 16 февраля 2005) — межвузовской научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решение и перспективы развития (Саратов 9 декабря 2005 г) — межвузовской научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решение и перспективы развития (Саратов, 9 декабря 2006 г) — международной научно-практической конференции «Институциональная система: становление и противоречия развития в современных условиях.» Саратов.(6 февраля 2007.).

Наиболее существенные положения и результаты исследования отражены в опубликованных автором 9 работах общим объемом 6,15 п.л. (авторский объем 4,45п.л).

Структура диссертации обусловлена целью, поставленными задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии, приложений.

Заключение

.

Интерес представляет собой осознанную объективную потребность субъекта и является побудительным мотивом его деятельности. Объективный характер интереса означает, что сама природа данного субъекта (человека, общества, государства) и его положение в системе социальных связей порождают у него потребности и требуют от него определенного поведения для их удовлетворения. Непосредственно экономические действия основаны на принципах, задаваемых структурами потребностей и мотивации, выступают как материально реализуемый процесс или труд. Действие вообще — субъективно определенная и материально реализуемая возможность удовлетворения потребности. Экономическая деятельность построена на принципах целенаправленности, рациональности и эффективности.

Важное методологическое значение при исследовании содержания национально-государственных интересов имеет их соотношение с экономической и социальной полезностью. В условиях рынка, подавляющее большинство благ (в форме продуктов и услуг) имеют полезный эффект не только для отдельных индивидов, но и для различных групп, всего общества в целом. Причем характерным для них является наличие групповых и общественных потребностей, не сводимых к простой арифметической сумме потребностей индивидов. Именно эта черта позволяет выделить различные вида полезности, обусловленные способностью того или иного блага удовлетворить потребности отдельных индивидов, их групп и общества в целом.

При этом природа общественной потребности отличается от потребности индивидуальной. В основе лежит не сам феномен потребления данного блага отдельным человеком, а возможность потребления этого блага на заданном уровне группой людей или всеми членами общества. Кроме того, существует ряд общественных потребностей, связанных не с потреблением блага отдельными индивидами, а с необходимостью общества как такового обеспечить свое устойчивое развитие и безопасность. Сюда нужно отнести потребности общества в благотворительности, фундаментальной науке, обороне, правопорядке, единой транспортной и энергетических систем и т. д. Здесь мы имеем дело с совокупными результатами деятельности, которые в принципе не предназначены удовлетворять индивидуальные потребности, а потому имеющими социальную и экономическую полезность для всего общества.

Таким образом, потребности всех субъектов рыночных отношений можно рассматривать дифференцированно: индивидуальные потребности, с одной стороны, потребности этих же индивидов, но присущие им как членам различных акционерных групп, — с другой, и потребности самого общества. Причем, если индивидуальная потребность складывается под воздействием статистических законов, суммируя потребности отдельных лиц, «впитывая» и усредняя все возможные случайные колебания, то групповая и общественная потребность всегда присуща лишь совокупности индивидов как целому. Общество сознательно, в соответствии со своими представлениями и правилами, постулирует свои специфические общественные потребности. В любом обществе генетически существуют интересы, направленные на его самосохранение, на обеспечение стабильности структуры и ее отдельных элементов.

Экономические отношения, экономические интересы, экономические потребности, социальная полезность как прямо, так и косвенно взаимосвязаны. Причем, определяющими здесь выступают производственные отношения, которые формируют экономические интересы как побудительные мотивы хозяйственной деятельности для достижения целей, для удовлетворения своих потребностей. Каждой экономической системе присущи свои экономические интересы. Следовательно, интересы следует рассматривать как выражение производственных отношений соответствующего общества. Поскольку существуют данные отношения, то у субъектов этих отношений в зависимости от места и положения в системе возникнут именно те интересы, которые соответствуют этому положению.

В этой связи личный интерес как основа существования рыночных отношений представляет собой совокупность интересов личности, во всех формах проявления: как участника социальной группы, как члена определенного коллектива, как члена общества. В своем проявлении он выступает как интерес потребителя, производителя, участника обменных и распределительных отношений.

Экономические интересы многообразны и группируются по разным признакам. Следует подчеркнуть особую значимость интересов, типизируемых по признаку участия субъекта в производстве и распределении общественного продукта. Это в первую очередь интересы — наемного работника и работодателя. Как известно, в процессе любого производства потребляется рабочая сила и одновременно развиваются способности человека, создаются материальные блага, которые являются основой воспроизводства наемного работника. Причем наемный работник воспроизводит свою рабочую силу не только как ресурс, подобно другим факторам производства, но и выступает связующим звеном между производством и потреблением. Уровень потребления во многом определяется спросом наемных работников на рынке потребительских товаров и услуг. Поэтому наемный работник выступает и как главная производительная сила общества и как основной потребитель.

Личный интерес в рыночной экономике представлен интересами работников и домохозяйств. Экономический интерес домохозяйств и работников в роли потребителей заключается в том, чтобы удовлетворить свои потребности в товаре или услуге. Другими словами, экономический интерес домохозяйств и личности как потребителей, совпадает с национально-государственными интересами, и заключается в повышении уровня своего благосостояния.

Важно отметить, что национально-государственные экономические интересы формируются и институционально оформляются в диалектическом взаимодействии двух групп интересов — народнохозяйственные (интересы всего общества в противовес более узким интересам отдельных частей общества), и наднациональные, международные (по сравнению с которыми уже национальные экономические интересы выступают в роли частных).

Поэтому национальные интересы следует подразделять на внешние и внутренние. Внешние национальные интересы выражаются: в активном участии в общественном разделении труда, интеграции в мировой хозяйственной деятельности в качестве полноправного участникав подчинение ресурсных возможностей страны интересам развития национального народного хозяйствав обеспечении экономической независимости и безопасности и т. д. Внутренние национальные интересы заключаются в обеспечении и достижении: социально-экономической стабильности в обществеполной и эффективной занятости трудоспособного населенияустойчивого и динамичного экономического роста, пропорционального развития экономикипроизводственной и технологической эффективности рациональной структуре производствароста благосостояния и достойного качества жизни населения и т. д. Национально-государственный экономический интерес представляет собой органическое единство внешнеэкономических и внутриэкономических национальных интересов, определяющих направленность экономического поведения основных хозяйственных субъектов общества (государства, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Национально-государственный экономический интерес направлен на создание условий для роста благосостояния всего населения, что обеспечивает социальную ориентацию современной экономики.

Следовательно, понятие национально-государственный интерес правомерно употреблять в широком (общенациональный интерес) и узком (государственный интерес) смысле слова. Совокупность государственных интересов, отражающих интересы всей нации на мировом и внутреннем рынке, можно характеризовать как общенациональный интерес. Реализация национального экономического интереса осуществляется при активном регулировании, как внешнеэкономических отношений, так и экономических отношений между основных субъектов национальной экономики внутри страны.

Необходимость приоритетности развития и реализации национальных интересов, в современных условиях, связано с объективными процессами глобализации мирохозяйственных связей. Развитие информационных технологий, рост межнациональных корпораций позволяет говорить о возрастании роли в развитии каждой страны единого мирового экономического пространства. Исходя из этого, можно сказать, что мировой рынок глобален, и охватывает все мирохозяйственные связи и все мировое экономическое пространство, в связи с чем, все больше возрастает внимание к экзогенным факторам развития национальных государств и их последствиям. В условиях подобной всеобщей экономической интеграции вопросы соотношения национальных и межгосударственных экономических интересов приобретают особенно большое значение.

Теория и практика современного общественного развития свидетельствуют о глобальном возрастании роли государства в экономической жизни общества. Государство превращается в единый и главный координирующий и регулирующий центр национальной экономики, активно воздействуя на параметры и индикаторы ее функционирования. Государство должно выполнять ряд функций в экономике, которые имеют общий характер. К числу таких функций следует отнести: обеспечение экономической и национальной безопасности, конкурентоспособности национальной экономикизаконодательно-регламентирующую, контролирующую, управленческую и информационную функциистимулирование и защиту конкуренции и др. Для реализации на практике этих функций государство использует законодательную, налоговую, денежно-кредитную и другие формы экономической политики.

Реализация общенациональных и специфических государственных интересов достигается через обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, прав собственности, устойчивости национальной валютыстимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциямиобеспечение населения товарами и услугами, предназначенными для общественного потреблениярегулирование денежного обращения, взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работникамирегулирование внешнеэкономической деятельности, включая экономическую безопасность страны.

Противоречия экономических интересов с национально-государственными приводят к неспособности к самосохранению и саморазвитию, слабости инновационного начала в развитии, неэффективности системы государственного регулирования экономики. Поэтому требуется находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и конфликтов для нахождения наиболее оптимальных путей развития общества.

В работе выявлены факторы развития национально-государственных экономических интересов. К ним автор относит: рост национального богатства как материальную основу развитияобеспечение финансовыми ресурсами реализации национально-государственного экономического интересапреодоление бедности и рост среднего класса как целевую функцию реализации национально-государственных экономических интересов.

Национальное богатство отражает многолетние результаты воспроизводства на макроуровне. Среди определяющих принципов, на которых базируется НБ, следует выделить: накопляемостьдолговременность использованиявозобновляемость (в результате действия природных сил и человеческого труда) — принцип отчуждаемости и возмездности (при определенных обстоятельствах элементы национального богатства могут выступать как предметы рыночного оборота).

Исторически в России сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду и накоплению богатства, базирующаяся на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев, причем последние безусловно полагались преобладающими.

В целях увеличения национального богатства страны как материальной основы развития национально-государственного экономического интереса в диссертационном исследовании предложено: оказание помощи (выдача льготных кредитов, списание долгов, налоговые льготы, усиление законодательства по охране интеллектуальной собственности, создание бирж для венчурных компаний и т. п.) тем компаниям, которые ведут инновационную деятельность. Данный подход позволит превратить помощь государства из формы консервации отсталых предприятий в движущую силу экономического развития. Прежде всего, помощь должна оказываться по линии внедрения НИОКР. На уровне государства создать экономический механизм, который делал бы выгодным внедрение изобретений в предпринимательскую деятельность.

Быстрый рост социально и технологически ориентированных государственных расходов, благодаря которым государство способно придать необходимую направленность всей промышленной политике, изменить структуру производства с учетом реальностей международной конкуренции и собственных потребностей.

Предлагается для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и перераспределения сверхприбылей топливных отраслей, провести реформу налогообложения (введение прогрессивного налогообложения).

Для привлечения дополнительных инвестиций в сферу образования рассмотреть вопрос о введении льготного налогообложения частных инвестиций, включая освобождение от уплаты налогов с благотворительных пожертвований. Увеличение инвестиций в профессиональную подготовку, реализацию программ непрерывного обучения в течение всей трудовой деятельности.

Предлагаемые приоритеты призваны восстановить баланс государственно-национальных экономических интересов и обеспечить развитие экономики на качественно новом уровне.

Реализация национально-государственного экономического интереса во многом обусловлена финансовыми ресурсами государства. Финансовые ресурсы государства мощный рычаг макроэкономического регулирования любой системы, позволяющий реализовать его интересы на всех уровнях. Финансовые ресурсы представлены государственным бюджетом и другими денежными инструментами.

Процессы реализации национально-государственных интересов можно проследить, анализируя структуру и динамику расходов государственного бюджета за 1998;2006 г. г. Анализ, проведенный в работе, выявил, что наибольшая часть расходов федерального бюджета приходится сегодня на «Финансовую помощь бюджетам других уровней» — 30,48% всех расходов, что превышает удельный вес данной статьи расходов бюджета в 2001 г. (13,63%) более чем в 2 раза. Заметна тенденция роста затрат на государственное управление и местное самоуправление с 2,83% до 8,1% государственного бюджета, увеличение затрат на оборону и правоохранительную деятельность.

В развитых странах две трети бюджета идет на финансирование социально-экономического развития, одна четверть — на оборону и национальную безопасность.

В России государство тратит на оборону и национальную безопасность в два раза больше средств, чем на социальную сферу.

В течение последних лет бюджет страны сводился с профицитом, сальдо внешней торговли оставалось положительным, хотя оно и уменьшилось значительно. Золотовалютные резервы Центробанка выросли вчетверо, приблизившись в конце 2002 г. к небывалому для России уровню в 49 млрд долл. К концу 2004 г. они составили уже более 120 млрд долл. К концу 2006 — 250 миллиардов долларов. (Золотовалютный резерв растет на 3−4 миллиарда долларов в месяц.) Профицит государственного бюджета в 2006 году утвержден в сумме !739 млрд.рублей.

Как показал анализ, направления использования средств стабилизационного фонда, обладающих низким инфляционным воздействием на экономику: снижение налоговой нагрузки на бизнесгосударственное финансирование инфраструктуры, образования, здравоохраненияформирование именных счетов граждан России в сберегательном и коммерческих банках с запретом их использования на потребительские нужды в течение 5−10 летформирование персональных счетов пенсионеров в сберегательном и коммерческих банках с предоставлением возможности их использования на конкретные целизакупки за рубежом современных машин оборудования для реализации национальных проектовзакупки за рубежом новейших технологий для приоритетных отраслей науки и производства. Эти альтернативные направления и способы использования средств стабилизационного фонда обладают большей социально-экономической эффективностью по сравнению с покупкой зарубежных государственных и корпоративных ценных бумаг.

Серьезное влияние на реализацию национально-государственного интереса и создания нормальных условий воспроизводства человека оказывает обеспечение продовольственной безопасности. Последняя, в свою очередь, зависит от развития сельского хозяйства, так как она обеспечивает продовольствием население. Большинство стран мира (США, Франция, Япония, Финляндия, Норвегия и др.) вопросы продовольственной безопасности обеспечивают протекционизмом аграрно-промышленного комплекса в ущерб экономической целесообразности.

Для России проблема продовольственной безопасности сведена к обеспечению продуктами питания за счет собственного производства. Страна располагает значительными площадями земли разнообразными по природным условиям: на душу населения в России приходится 1,4 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 0,8 га пашни.

Мониторинг показателей продовольственной безопасности выявил, что за годы реформ объем сельскохозяйственной продукции сократился на 45%. Объемы потребления продовольственных товаров на душу населения так же имеют тенденцию к снижению.

Управление интересами должно осуществляться путем усиления их согласованности по вертикали, между отдельными уровнями интересов их иерархического здания: общество — коллектив — личность, а также путем сопряженности, тесноты сплоченности интересов каждого социального субъекта.

Реализация национально-государственного интереса связана в первую очередь с ростом благосостояния основной массы населения. Благосостояние населения позволяет сочетать интересы всех социальных групп и тем самым ведет к согласованности действий субъектов рыночных отношений, удовлетворенность потребностей которых служит мотивационным стимулом роста всей экономики.

Трансформация экономической системы в нашей стране привела к резкому расслоению населения по доходам. Одним из факторов, сдерживающих реализацию национально-государственного экономического интереса, является бедность значительной части населения. Развитые страны имеют невысокие различия в уровне доходов населения и сравнительно невысокий уровень бедных. В российской экономике совершенно другая ситуация. В 1992 году в результате шоковой терапии, проявившейся в росте цен и обесценении личных доходов и сбережений, в стране стало преобладать бедное население.

Выявлено, что доля населения со среднедушевыми доходами свыше 4,5 тыс. руб. в месяц составляла в 2002 г. 29% и в 2005 г. — 64,9%. Это группа людей имеет доходы меньше двух прожиточных минимумов и находится в зоне социальной нищеты. Вместе с тем все население, входившее в эту группу, относят к среднему классу. В слой населения с доходами свыше 6 тыс. руб. в месяц входят люди относящиеся к среднему классу. Они способны обеспечить семьи благами в значительно большем объеме. По примерным расчетам, за вычетом относительно богатых, средний класс по уровню среднедушевых доходов составил в 2002 г. 12.

14%, а в 2005 г. — 17,7−20%, т. е. намного меньше, чем в развитых зарубежных странах. Важнейшее условие парирования угрозы глубокого и устойчивого имущественного расслоения российского общества на большинство бедных и меньшинство богатых — формирование достаточно мощного и многочисленного социального слоя, получившего в мире название среднего класса.

Средний класс выполняет в обществе следующие функции:

• обладая основной суммой денежных доходов, является главной частью покупателей товаров и услуг, формируя платежеспособный спрос на внутреннем рынке и стимулируя тем самым отечественное производство и экономический рост;

• образует основной объем сбережений в виде банковских депозитов, пенсионного фонда и страховых взносов, трансформируемых через банковскую систему в пенсионные и страховые фонды, а также через фондовый рынок в инвестиции;

• обеспечивает главную часть налоговых поступлений в бюджетную систему, что позволяет государству в полной мере выполнять свои функции;

• будучи удовлетворен своим материальным и социальным положением сохраняет социальный мир и стабильность в обществе.

Исходя из этой роли среднего класса в обществе главный признак отнесения людей к этому классу — размер их среднедушевых доходов, обеспечивающий возможности активной покупки товаров и услуг и формирования сбережений. Это означает, что к среднему классу могут принадлежать люди из самых различных слоев населения, если их денежные доходы отвечают этим признакам.

Многие экономисты и социологи считают, что средний класс — это главным образом представители малого и среднего бизнеса. Безусловно, это действительно существенная часть среднего класса. Поэтому все меры по стимулированию малого и среднего бизнеса имеют значение и с позиции формирования среднего класса.

Однако к среднему классу в развитых странах относятся и такие профессиональные категории, как врачи, учителя, ученые, ИТР. Причем их совсем не надо противопоставлять малому и среднему бизнесу. Ведь за рубежом малый и средний бизнес в значительной мере состоит из врачебных кабинетов и частных лечебных учреждений, адвокатских контор, платных школ и т. д. Поэтому, развивая малый и средний бизнес, надо иметь в виду не только торговые предприятия и разные мастерские, но и эти формы бизнеса. И, конечно, в первоочередном порядке необходимо повышать заработную плату указанным профессиональным категориям, работающим в государственных школах, НИИ, учреждениях медицины и т. д.

Наконец, формирование среднего класса невозможно без включения в него значительной части пенсионеров. В развитых странах именно пенсионеры, получающие, как правило, солидные пенсии, обеспечивают существенную часть платежеспособного спроса. В России пенсионеры составляют ¼ всего населения, и их доля будет повышаться. Обеспечить необходимый для экономического роста платежеспособный спрос на внутреннем рынке без превращения этой ¼ населения в активных покупателей невозможно. Сейчас, когда в среднем пенсия равна лишь прожиточному минимуму, пенсионер не может являтся активным покупателем.

В развитых зарубежных странах средний класс составляет 60−80% всего населения. Это обеспечивает политическую, экономическую и социальную стабильность в этих странах. С позиции реализации национально-государственного экономического интереса формирование среднего класса — первостепенная задача, и не только социальная, но, прежде всего, общеэкономическая и политическая, так как формирование среднего класса — важнейшее условие обеспечения достаточно высоких долговременных темпов экономического роста и политической стабильности в обществе.

Как свидетельствует анализ государственного бюджете на 2007 год национальные программы не стали приоритетными в бюджетной политике государства. Доминирующим приоритетом бюджетной политики стал вывоз денег из страны (порядка 1,7 трлн. рублей), которые идут на финансирование бюджетного дефицита иностранных государств.

Таким образом, необходима реализация государством четкой экономической и социальной политики, направленной, прежде всего, на опережающий все другие социально-экономические индикаторы рост денежных доходов населения, причем, прежде всего, у малодоходных слоев населения. Это может дать дополнительный импульс для развития рыночной экономики на основе расширения платежеспособного спроса. Эта задача должна быть возведена в ранг главного национального интереса России в сфере экономики. Их реализации должны быть подчинены все решения государства в реальной экономике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1, 2 М. Изд-во «Кодекс», 2000
  3. Гражданский кодекс Российской федерации.ч.4.//Российская газета 22 декабря 2006 г,№ 289 (4255)
  4. Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. Собрание законодательства РФ. 1997. № 43
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год"//Российская газета 8 декабря 2006 г.№>2771. Статистические материалы.
  6. Российский статистический ежегодник 2005 г., Госкомстат России. М., 2006 г.
  7. Госкомстат России. Саратовский областной комитет государственной статистики. Статистический сборник. Экономическое и социальное развитие Саратовской области в 2005 году.1. Монографии, сборники.
  8. Л.И. Диалектика социалистической экономики. М., 1968.
  9. Л. И. Зигзаги судьбы: разочарования и надежды. М.: ИЭ РАН, 1996
  10. Антология экономической классики. Т.1,Т.2 М., 1993.
  11. И.Булгакова С. А., Бурдавицын С. В., Шевченко Т. Н. Социальныегарантии в рыночной экономике: проблемы и решения. СПб: Сант-Петербургского ун-та, 1998.
  12. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. -М.: ДИС, 1998−144с.
  13. Большой энциклопедический словарь. М. Большая российская энциклопедия. 1997.
  14. Г. Экономический анализ и человеческое noBefleHne.WTessis 1993.
  15. С.Д. Развитие общества и теория социальных альтернатив. М.И.Э. РАН. 1995.
  16. Т. Теория праздного класса. М.: 1984.
  17. Н.А., Николаев С. В. Доходы работника и результативность: проблемы, реалии, перспективы.: М.1994.
  18. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 1994.
  19. Н.А., Плакся В. И., Цовх С. А. Стимулирование производительности труда. Брянск, 1995.
  20. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. -М.: Экономика, 1998.
  21. К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М, 11.1932
  22. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.:ВлаДар, 1993.-3 Юс.
  23. Б. Я. Лившиц В.И. Экономические интересы в условиях развитого социалистического общества. М., 1995.
  24. Н.И. Личное потребление в переходной экономике России. Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1998.
  25. Дж. Экономические теории и цели общества. Прогресс. 1979.
  26. В.Г. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. — М.: Издательский дом «Лад», 2004.
  27. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования. М. Изд-во, РАГС, 1999.
  28. Институциональная система: становление и противоречия развития в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции 6−7 февраля 2007/под общ. ред. Манохиной Н. В. Саратов. Издат. центр СГСЭУ .2007
  29. Р., Макконелл., Стэнли JI. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2.М.:1993.
  30. Дж. Б. Распределение богатства. М.: Экономика. 1992 ЗЬКейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск.:1. Петроком, 1993.
  31. Н.П. Практическая функция политической экономии. Саратов: Изд. Центр СГЭАД996.
  32. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
  33. .И. Социальная причинность, ее природа и специфика. Высшая школа. 1991.
  34. М.М. Человеческий капитал. Л.: изд-во ЛГУ, 1991.
  35. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Изд. во ИГЭА.1999.
  36. Д., Гребеников В., Дементьев В. Путь российских реформ. РАН ЦЭМИ. Москва, 1996.
  37. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М., Экономика, 1999.
  38. Д. Экономика развития / Д.С. Львов- М.: «Экзамен», 2002.-512 с.
  39. Д.С. Экономический манифест будущее российской экономики. М. Экономика.2000
  40. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» \Полн.собр.соч. Т.29.
  41. В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции \ Полн.собр.соч. Т.44.
  42. А. Н. Деятельность, сознание, личность.М., 1977
  43. Т.Г. Экономические интересы и механизм их реализации.-Одесса, 1993.
  44. К. Капитал.Т. 1., 3. Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., Т.23,25
  45. К. Экономические рукописи 1857−59 гг. (первоначальный вариант «Капитала»). Введение к. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46.Ч.1.
  46. А. Принципы экономической науки. Т 1-З.М.: Прогресс. 1993.
  47. К. И. Взаимодействие экономической и социальной политики. М.: Экономика, 1987
  48. Дж. С. Основы политической экономии. Т 1−3. М.: Прогресс .1983.
  49. Национальные интересы: теория и практика /Под ред. Э. А. Позднякова. М.: ИМЭМО, 1991.
  50. Т.М. Экономические интересы коллектива. Минск, 1988.
  51. А. Рынок труда.М., 1992
  52. И.В. Экономическое поведение человека.Саратов.1999.
  53. В.А. Теория и политика инновационного роста. Самара: изд-во «Самарский университет», 2001−208с.
  54. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Наука 1985.
  55. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ рук. авт. коллектива Д. С. Львов /М., Экономика, 1999 -793с.
  56. Л.С. Доходы: уровень дифференциация, гарантия. М.: Профиздат, 1991.
  57. Реформы и обеспечение экономического роста в России. Сб./ под общ. ред. Бачурина А. В. РАКС. М.: РАКС, 1997−136с.
  58. Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г. В Плеханова: Монография/Под ред. В. И. Видяпина, Т. П. Журавлевой. Москва, 2006.
  59. В.А. Экономические теория технологического развития стран с рыночной экономикой. Саратов: Изд. центр СГЭАД997.
  60. Рыночное саморегулирование экономики Отв. ред. Колядин Н. П. Саратов. Изд. центр. СГСЭУ, 1998.
  61. Рыночное и государственное регулирование переходной экономики. Отв. ред. Русановский В. А. Саратов: изд. центр СГСЭУ, 1999
  62. Н.М., Римашевский А. А. Равенство или справедливость. М.:1991.
  63. Д. Сочинения Под ред М.Н. Смит.М.1955
  64. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1995.
  65. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэгиз, 1962.
  66. А.А. Поддержка и регулирования мотивационных процессов, а сфере трудовых отношений.СПб.1997.
  67. . Основные течения современной экономической мысли.М.1968
  68. Сорокин Питирим. Долгий путь. Сыктывкар. 1991.
  69. Становление и развитие рыночных отношений: проблемы теории и практики. Сб. науч. трудов/Под общ. ред. А. В. Латкова.- Саратов: СГСЭУ.2006.-вып.4
  70. Становление и развитие рыночных отношений: проблемы теории и практики. Сб. науч. трудов/Под общ. ред Н. Г. Барашова.- Саратов: СГСЭУ.2005.-вып.З
  71. Трансформация российской экономики (проблемы теории и практики).Саратов: изд. Центр. СГЭА. 1995.
  72. О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб. 1996
  73. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни. Доклад о мировом развитии 2003 года./ Пер. с англ.- М.: Весь мир, 2003−255с.
  74. Уровень жизни населения России. Стат.сборник.М.:Госкомиздат, 2002.
  75. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы/ Рук. авт. коллектива Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002 -702с.
  76. С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика.М.1993.
  77. Ю.В. Производство общественных благ: нерыночный сектор внутри рыночной экономики. Саратов. Изд. Центр СГСЭУ. 2003
  78. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Изд.-во Дело. 1993.
  79. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс.1982−455с.
  80. К. Эффективная экономика шведская модель. М.: 1991.
  81. Экономические и социальные процессы в странах Европы//Европа:вчера, сегодня, завтра/Отв. Ред. Шмелев Н.П.- М.2002, 306 с.
  82. Экономическая теория в современной России: глобальные тенденции и национальные традиции/Под ред. А. А. Пороховского. -М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003−261с.
  83. Ю. Социальные нормы и экономическая теория. WThesis. Т. 1.Вып.З.
  84. Экономическая социология и перестройка. Под ред. Т. И. Заславской. М., 1989.
  85. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия.М., 1980.
  86. Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Руссико: Ордынка, 1993.
  87. Л. Благосостояние для всех. М.: Мысль, 1991.93 .Юрьев В. Регрессирующее хозяйство: размышление об экономике сегодняшней России. М.: Тамбов, 1996.
  88. В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.
  89. Р.А. Концепция реформы заработной платы в России. М.:НИИ труда, 1998.
  90. Р.А. Заработная плата и предприятие (От распределения по труду к цене рабочей силы. М.:1997
  91. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989.
  92. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций-2-е изд.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.1. Статьи.
  93. JT. Роль государства в борьбе с экономическими догмами. // Экономист. 1998 № 9.
  94. Л.И. Современное состояние экономического мышления в России//РЭЖ 2002.№ 11−12
  95. Л. Реалистическая политическая экономия //Экономист 2005.№ 8
  96. Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии//Вопросы экономики.2006.№ 12
  97. В. Механизм возмещения затрат на рабочую силу: затраты работодателей. \ Человек и труд. 2000.№ 2
  98. М.О., Коровкин А. Г., Полежаев А. В. Рынок труда в России и динамика изменения номинальной заработной платы. //Проблемы прогнозирования.2000.№ 6.
  99. С. Россия на пути анти устойчивого развития ?// Вопросы экономики.2004,№ 2
  100. В. Не переступить порог бедности. // Экономика и жизнь. 1999.№ 45.С.6
  101. В. Дифференциация благосостояния//Экономист 2005.№ 6
  102. Ю. Итоги и уроки народнохозяйственной динамики на рубеже двух столетий//Российский экономический журнал.2003,№ 2
  103. Н. Дифференциация в оплате труда-1: 3. Кто больше? \Человек и труд.2000,№ 7.
  104. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода \ Человек и труд, 2000,№ 1
  105. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России// Вопросы экономики.2003.№ 5
  106. А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве// Вопросы экономики.2002,№ 9
  107. Л., Терехин А. Материально-экономическая дифференциация как основа дифференциации социальной. // Человек и труд. 1998 № 5.
  108. Р., Рубенштейн Г. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику. \Российский экономический журнал. 1997,№ 1.
  109. В. Теория национальной экономики и мезоэкономическая теория//Российский экономический журнал, 2002,№ 4
  110. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи (доклад Минразвития Р.Ф.) //Вопросы экономики.2003,№ 12
  111. С. Возможен ли рост российской экономики? (О книге Д. Львова «Экономика развития») //Вопросы экономики, 2002,№ 3
  112. С. Российские «реформы» и экономическая теория//Вопросы экономики.2002,№ 7
  113. .И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. 2001. № 4
  114. М. О финансовых механизмах экономического роста//Вопросы экономики. 2002,№ 12
  115. М. Актуальные направления экономической политики// Вопросы экономики.2003,№ 12.
  116. А. Реальный валютный курс и экономический рост//Вопросы экономики.2002.№ 2
  117. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост//Вопросы экономики.2002,№ 9.
  118. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика.// Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.
  119. А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы// Вопросы экономики.2002,№ 8
  120. Э. Экономический рост и реформы в России// Вопросы экономики.2002,№ 6
  121. А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт.//Вопросы экономики.2006.№ 2
  122. В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста// Вопросы экономики.2002,№ 11
  123. Кокин Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу \ Человек и труд, 2000,№ 12
  124. Р. Оплата труда неравноценна его значимости // Человек и труд, 2000,№ 8.
  125. Е., Кузнецов С. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование // Экономист, 2002,№ 4
  126. Е. Механизмы запуска инновационного роста в России// Вопросы экономики.2003,№ 3
  127. В. Реформы в России и перераспределение доходов.// Мировая экономика и международные отношения. 2000,№ 6.
  128. Ю. Экономика развития для развивающейся России (О книге Р. Нуриева «Экономика развития: модели становления рыночной экономики) //Вопросы экономики 2002.№ 3
  129. С. Оплата труда как отражение системного кризиса. \ Человек и труд. 1998 № 8.
  130. В., Серегина С. Еще раз о характере и уроках постдефолтной макроэкономической динамики // Российский экономический журнал.2004,№ 1
  131. Д. Будущее российской экономики/АЭкономист 2000,№ 12
  132. Д. Какая экономика нужна России?//Российский экономический журнал 2002, № 11−12
  133. . Участие работников в прибылях и партнерство. \ Человек и труд. 2000 № 9.
  134. С. Трансакционные издержки, экономический рост и предложение труда// Вопросы экономики 2003 .№ 9
  135. П. Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России//Вопросы экономики.2004,№ 1
  136. May В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики// Вопросы экономики.2004.№ 4.
  137. М. Проблемы согласования интересов //Экономист 2005.№ 5
  138. В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России// Российский экономический журнал. —2003. —№ 9−10.
  139. В. Постепенность, равновесие, социальная эффективность. \ Человек и труд. 1999. № 12.
  140. Т. Япония: организация заработной платы. \ Человек и труд. 2000 № 12.
  141. А. О соотношении роста производительности и заработной платы // Общество и экономика.2001,№ 7−8
  142. А. О регулировании оплаты труда.\ Общество и экономика.1997.№ 7−8.
  143. Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики// Вопросы экономики.2002,№ 6
  144. Обзор основных тенденций российской экономики (из экономического обзора ОЭСР)// Вопросы экономики.2002,№ 5
  145. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики. Проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2001.
  146. А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекции и семинарам)// Российский экономический журнал, 2002,№ 9
  147. Е.М. Примаков. Эволюция бизнеса.//Российская газета.9 декабря 2006.№ 278.с.3
  148. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России. \ Социс.1997. № 6.
  149. Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» //РЭЖ, № 9−10,2004.
  150. Н. Качество человеческого потенциала в современной России// Безопасность Европы. — 2004. — № 1
  151. Л. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. 2001.№ 4
  152. Л. Политика доходов: этапы и резервы. \ Экономист. 1999.№ 9.
  153. JI. Повышение оплаты труда бюджетников объективно необходимо //Человек и труд.2002,№ 5.
  154. В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России. \ Человек и труд .2000.№ 2.
  155. Роль государства в становлении регулирования рыночной экономики. \ Российский экономический журнал. 1997.№ 4.
  156. М. Политико-экономические аспекты рыночной мотивации труда. \ Человек и труд. 1999. № 8.
  157. В.А. Определение показателей эффекта внешнеэкономических связей России // Вести Российской академии наук. 2001. Т. 71
  158. В. Об экономическом росте и размерах государства //Вопросы экономики.2003.№ 6.
  159. А. О некоторых аспектах социальной политики в современной России. \ Человек и общество. 1998. № 6.
  160. А. Социальная политика: умеренная либерализация \ Человек и труд. 1998. № 4.
  161. А.Ю. Распределение доходов в Канаде : общее и специфическое \ США: экономика, политика, идеология. 1998.№ 4.
  162. Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах. \ Вопросы экономики. 1999.№ 1.
  163. Экономическая безопасность России. / Под ред. Сенчагова В. К. М. ДЕЛО. 2005.
  164. Экономический рост в Российской федерации: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы национального экономического совета к обсуждению на 8 российском экономическом форуме// Российский экономический журнал.2003 .№ 3
  165. В. Труд в системе жизненных ценностей.\ Человек и труд.20 001.
  166. Р. Динамика производительности труда и заработная плата в постсоветской России: есть ли взаимосвязь?// Российский экономический журнал. 2003,9−10
  167. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста// Вопросы экономики.2002,№ 5
  168. Е. Структурный маневр и экономический рост //Вопросы экономики 2003,№ 8
  169. Aron R. Peace and War. London, 1966
  170. Blaug M. The Methodology of Economics or Now Ekonomists Expain. Gambridge, 1992.
  171. В e c-k e r O. S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis// Journal of Political Economy. — 1962. — October,
  172. Madsen K.V. Theories of motivation: A comparative stu of modern theories of motivation. Cleveland. 1961
  173. Masloy A.N. Motivation and personality. N.Y. 1970
  174. Herzberg F. Work and the Nature Men. N.Y. 1966.
  175. Olson W., Sondermann W. The Theory and Practice of International Relations. Englewood Cliffs (N. J.), 1966.
  176. S e n A. Development as Freedom. — Oxford, 1999.
  177. Vroom V.H., and Jago A.G. The Now Leadership: Managing Participation in Organizations. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice -Hall, 1988.
  178. RosenauJ. The Scientific Study of Foreign Policy. N. Y., 1971.
  179. Reisman M. War Powers: The Operational Code of Competence //
  180. American Journal of International Law. 1989. N 4.
  181. Lawler E., Porter L. Behavior in organizations. N.Y. 1975/
  182. McKenzie R. Tulock G. Modern Political Ekonjmy: An Introdukction to Ekonomics.N.Y. 1978.
  183. Schachter 0. The Nature and Process of Legal Development in International Society // The Structure and Process of International Law. The Hague, 1983
  184. Schulz T. Capital Formation by Education// Journal of Political Economy. — 1960.
Заполнить форму текущей работой