Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы в области теории обучения (B.C. Леднев, И. Я. Лернер, H.H. Тулькибаева и др.) — психологические положения о целостности становления и развития личности в процессе деятельности, общения и познания (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) — системный подход (В.Г. Афанасьев, Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна. ф
    • 1. 1. Сущность и соотношение понятий «дизайн», «проектирование», конструирование", «проектная культура»
    • 1. 2. Дизайн в технологическом образовании школьников
    • 1. 3. Место и роль дисциплины «Дизайн» в системе профессионально-педагогической подготовки учителей технологии и предпринимательства
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Процесс подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
    • 2. 1. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства основам дизайна как психолого-педагогическая проблема
    • 2. 2. Модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
    • 2. 3. Дидактические условия функционирования модели подготовки ф будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
  • Ф
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-поисковая работа по обоснованию и внедрению дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
    • 3. 1. Определение начального уровня подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
    • 3. 2. Описание и результаты опытно — поисковой работы по внедрению дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна
  • Выводы по третьей главе

Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, способной к активной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, и самосовершенствованию.

Содержание образовательной области «Технология» как составной части общего образования вносит свой вклад в достижение педагогических целей школы: наряду с гуманитарным, социально-экономическим, физико-математическим и естественным компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности.

Развитие и модернизация технологического образования сегодня ведутся по нескольким направлениям: созданы новые типы учебных заведений — лицеи, гимназии, колледжив школе вводятся профильное обучение, элективные курсыпоявились значительно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию варианты программ и учебников по отдельным разделам технологии.

В сложившейся ситуации в системе образования можно выделить противоречие на социально-педагогическом уровне, между возросшими требованиями общеобразовательных учреждений к подготовке квалифицированных учителей технологии и предпринимательства, способных решать наряду с традиционными новые задачи, продиктованные существующими тенденциями развития технологического образования, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических вузов к выполнению ими своих профессиональных функций.

В современных условиях развития технологического образования подготовка учителей технологии и предпринимательства требует новых идей и направлений деятельности. Планы обновления научно-методического педагогического знания и повышение эффективности системы отечественного образования связаны с дизайн-образованием.

Дизайн-образование предполагает внедрение дизайна в качестве дисциплины, имеющей мощный образовательно-воспитательный потенциал, во всю систему образования, а не только в профессионально дизайнерскую. В процессе дизайн-образования происходят воспитание и формирование проектномыслящего человека.

С дизайн-образования начинается проектная культура. «Проектной следует называть культуру, в которой стало возможно осознание проекта, лежащего в основе всякой культуры, и в которой становится возможной деятельность по созданию нового, иного проекта культуры, т. е. в котором сама культура становится объектом проектирования» (Г.Л. Ильин).

Проектная культура предполагает умение синтезировать технические знания с художественными знаниями (А.Г. Асмолов, И. Д. Чечель и др.). Важность такого синтеза в подготовке учителей технологии и предпринимательства подчеркивается и в программе образовательной области «Технология» (А.Н. Аблин, А. О. Богданов, Г. С. Гринберг, Б. В. Калинин, В. П. Овечкин, Б. И. Орлов, В. Д. Симоненко В.Г. Хотунцев и др.). В частности, выпускники технолого-экономического факультета должны быть не только технически грамотными, но и должны иметь представление о композиции, цветоведении, формообразовании, стилях искусства, современных направлениях развития дизайна, владеть художественно-графическими навыками, уметь использовать накопленный обществом опыт создания эстетических ценностей для развития творческих способностей, проектной культуры учащихся.

К сожалению, высшая школа пока не всегда уделяет должное внимание необходимости синтеза научно-технических и художественных знаний.

Дизайн как содержательная основа подготовки учителей технологии и предпринимательства соответствует современному назначению еще и потому, что обеспечивает культурологическую, гуманитарную направленность и тем самым повышает ценность профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства.

Проведенный анализ позволил выделить противоречие процесса подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, выявленного на научно-теоретическом уровне, между развитием идей дизайн-образования и практическим внедрением их в систему педагогического образования, а также решением конкретных проблем, связанных с подготовкой учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Исследованием проблем основ теории, истории и методологии дизайна занимались В. Р. Аронов, JI.H. Безмоздин, И. Т. Волкотруб, И. В. Иконников, М. С. Каган, H.A. Ковешникова, С. М. Михайлов, Е. А. Розенблюм и др.

Научные основы проектной деятельности нашли отражение в работах Б. В. Нешумова, Л. Б. Переверзева, Ю. С. Сомова, Я. Ф. Таленса, С.О. Хан-Магомедова, Л. М. Холмянского и др.

Разработкой основ дизайн-образования занимались С. М. Кожуховская,.

B.ГТ. Климов, А. Г. Куликов, Н. М. Конышева, Л. П. Малиновская, В. П. Наумов, В. И. Пузанов, В. М. Розин, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Ткаченко и др.

Вопросы теории и методики эстетического воспитания, художественного образования студентов и школьников раскрывались в работах A.A. Мелик-Пошаева, Н. Г. Михайлова, 3. Новлянской, А. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова и др.

Подготовке учителей технологии и предпринимательства к художественно-проектной деятельности, развитию их творческих способностей посвящены исследования В. Е. Багдасаровой, М. Н. Марченко,.

C.Г. Пищева. Подготовка учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников графическому дизайну рассмотрена в диссертационном исследовании С. Е. Саланковой.

Однако пока нерешенными остаются многие вопросы, связанные прежде всего с организацией подготовки студентов технолого-экономического факультета педагогического вуза по основам дизайна. Не учитывается своеобразие подготовки учителей технологии и предпринимательства, заключающееся в том, что в пределах одной специальности готовятся технологи, сферы деятельности, которых имеют принципиальные отличия.

В большинстве проанализированных научных исследований акцент делается на обучении учителей технологии и предпринимательства проектированию, и главным образом, на рассмотрении этапов проектной деятельности. Но дизайн — это и дисциплина, развивающая эстетическое, эмоциональное, творческое, духовное начало учителя.

Отечественные педагоги и психологи (A.C. Белкин, P.M. Грановская, Э. Ф. Зеер, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко и др.) подчеркивают, что современная система образования испытывает острый дефицит в целом пласте человеческого опыта — опыта творческой деятельности.

Различные аспекты творчества рассмотрены в работах Д. Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, В.Н. Кабановой-Меллер, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, С. А. Новоселова, И. В. Осиповой, С. Л. Рубинштейна, Л. Н. Столович, Н. Ф. Талызиной и др.

Одним из средств развития художественного и проектного мышления, творческих способностей в профессиональном дизайне выступает пропедевтическая методика. Ее аналогом в художественном обучении является теория композиции. В учебном плане специальности 30 600 Технология и предпринимательство отсутствуют такие художественные дисциплины как «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции», «Теория искусства» и др., но, осуществляется достаточная конструкторско-технологическая и графическая подготовка.

Отсюда возникают противоречия научно-методического уровня:

— между системой подготовки учителя технологии и предпринимательства и требованиями, предъявляемыми к индивидуально-творческой деятельности этого специалиста;

— между применением отдельных дизайнерских методик, формирующих основы проектной культуры, и отсутствием теоретически обоснованных приоритетов последовательности и этапов подготовки учителей технологии по основам дизайна, недостаточной степенью разработанности содержания подготовки.

Возможный путь преодоления сформулированных противоречий состоит в выявлении дидактических условий успешной подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Для реализации технологического образования учащихся необходим высококвалифицированный специалист — учитель технологии и предпринимательства, способный на занятиях по технологии при осуществлении руководства преобразовательной деятельностью учащихся в процессе изготовления изделий наряду с технико-технологическими сведениями применять знания по композиции, цветоведению, формообразованию, т. е. по основам дизайна, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Таким образом, в результате анализа образовательной теории и практики выявлены несоответствия, противоположности и противоречия:

— между развитием идей дизайн-образования и сложностью их внедрения в практику педагогического образования;

— между возросшими требованиями к уровню подготовки учителей технологии и предпринимательства в сфере дизайна с целью обеспечения технологического образования школьников и отсутствием научно обоснованной системы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна;

— между необходимостью подготовки учителя технологии и предпринимательства по основам дизайна и отсутствием соответствующего дидактико-технологического обеспечения.

На основе актуальности исследования и выделенной совокупности противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, выявлении и обосновании дидактических условий успешной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

В исследовании нами введено ограничение: разрабатывая дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, мы рассматривали проблему в рамках подготовки студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплины «Дизайн».

Вышесказанное позволило сформулировать тему диссертационного исследования: «Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна».

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и проверка в ходе опытно-поисковой работы дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Предмет исследования — дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, будет результативным при выполнении следующих условий:

— разработана модель подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна на основе системного и деятельностного подходов;

— определены дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам дизайна;

— разработано дидактико-технологическое обеспечение дисциплины «Дизайн».

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать и обосновать модель подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна на основе системного и деятельностного подходов.

3. Выявить дидактические условия успешной подготовки учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

4. Разработать дидактико-технологическое обеспечение дисциплины «Дизайн».

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанной модели и дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Методологической основой исследования послужили концептуальные и методологические подходы к формированию проектной культуры, к дизайн-образованию (М.С. Каган, С. М Кожуховская, В. П. Климов, Л. В. Левицкий, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, В. Н. Плышевский, В. М. Розин, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Ткаченко и др.) — культурологическая концепция развития технологического образования (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) — концепция профессиональной педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства в педагогическом вузе (E.B. Романов) — концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский и др.).

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы в области теории обучения (B.C. Леднев, И. Я. Лернер, H.H. Тулькибаева и др.) — психологические положения о целостности становления и развития личности в процессе деятельности, общения и познания (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) — системный подход (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, Э. Г. Юдин и др.) — теоретические основы педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, В. В. Краевский, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк, Н. Е. Эрганова и др.) — ведущие идеи профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, Е.В. Ткаченко) — дидактические аспекты технологического образования (В.А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) — труды по теории и методике педагогических исследований (В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение положений психолого-педагогической, методической литературы, результатов диссертационных исследований по проблеме исследованиянаблюдениеанкетированиеизучение и анализ педагогического опыта, результатов практической деятельности студентовмоделированиеопытно-поисковая работа, методы математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института с участием студентов технолого-экономического факультета 3 — 5-го курсов. Всего в эксперименте приняли участие 245 студентов.

Этапы исследования. Первый этап (1998 — 1999) — подготовительный — включал изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также определение уровня художественной, конструкторской и графической подготовки студентов технолого-экономи-ческого факультета ОГТИ. В результате этой работы дана оценка состояния проблемы, сформулированы гипотеза и задачи, уточнены этапы исследования.

На втором этапе (2000 — 2003) — опытно-поисковом — разрабатывалась и апробировалась модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна в русле системного и деятельностного подходов к подготовке специалистоввыявлялись дидактические условия ее успешной реализацииразрабатывалось дидактическое обеспечение. Проводилась опытно-поисковая работа.

Третий этап (2004 — 2005) — обобщающий — был посвящен анализу, уточнению выводов и результатов исследования, разработке и внедрению методических рекомендаций, оформлению материалов диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— на основе системного и деятельностного подхода разработана модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна;

— Выявлен и апробирован в ходе опытно-поисковой работы комплекс дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, включающий организационный (обеспечение активной творческой деятельности студентов) — содержательный (формирование когнитивного, операционного и личностно-творческого блоков) — и мотивационный (развитие интереса к будущей профессиональной деятельности) аспекты;

— получила дальнейшее развитие и обогащение проблема внедрения дизайн-образования в практику педагогического образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебной процесс технолого-экономического факультета Орского гуманитарно-технологического института (ОГТИ) — филиала Оренбургского государственного университета (ОГУ):

— структурно-организационной схемы подготовки учителей технологии и предпринимательства основам дизайна в рамках дифференцированного (вариативного) подхода в подготовке специалиста;

— модели подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам дизайна разработанной в рамках системного и деятельностного подходов;

— дидактико-технологического обеспечения подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, включающего авторскую программу дисциплины «Дизайн" — учебное пособие «Основы дизайна», курс лекцийметодические рекомендации для выполнения лабораторно-практических работ по основам дизайнафонд тестовых заданий по основам дизайнабанк проектных заданий.

На защиту выносятся:

— Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, разработанная в рамках системного и деятельностного подходов, ориентированная на организацию творческой художественно-проектной деятельности студентов, что находит отражение в структурных компонентах и функциях модели, ее открытости, динамичности, многоуровневости;

— Разработанный комплекс дидактических условий подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам дизайна включающий: организационный (обеспечение активной творческой деятельности студентов) — содержательный (формирование когнитивного, операционного и личностно-творческого блоков) — и мотивационный, (развитие интереса к будущей профессиональной деятельности) аспекты.

— Дидактико-технологическое обеспечение дисциплины «Дизайн», охватывающее: авторскую программу дисциплины «Дизайн" — учебное пособие «Основы дизайна», курс лекцийметодические рекомендации для выполнения лабораторно-практических работ по основам дизайнафонд тестовых заданий по основам дизайнабанк проектных заданий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической основойсоответствием современным требованиям к профессионально-педагогической подготовке учителя технологииприменением методов математической статистики, адекватных цели, задачам и логике исследованияповторяемостью результатов на протяжении нескольких лет обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ОГТИ, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, публикации результатов исследования в научных сборниках, выполнении научно-исследовательской работы «Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности» в рамках тематики НИР ОГТИ (1998;2003).

Основные результаты исследования были представлены на всероссийской научно-практической конференции по проблеме «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление» (Оренбург, 2003), внутривузовской научно-практической конференции Орского государственного педагогического института им. Т. Г. Шевченко (1998), итоговой научно-практической конференции ОГТИ (1999, 2002, 2003, 2005), а также на кафедральных, учебно-методических и аспирантских семинарах РГППУ. Результаты исследования нашли отражение в 16 публикациях автора.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 277 источников, 10 табл., 16 рис., 7 прил.

Выводы по третьей главе.

1. Опытно-поисковая работа подтвердила результативность выявленных дидактических условий и представленной модели подготовки учителя технологии и предпринимательства по основам дизайна, разработанной на основе системного и деятельностного подходов.

2. Студенты, изучающие основы дизайна на 3-ем курсе по авторской программе, получили возможность дальнейшего совершенствования в этом направлении, в ходе педагогической практики, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, при выборе специализации «Дизайн бытовых и промышленных изделий».

3. Возросло количество тем дипломных и курсовых работ, связанных с дизайном и дизайн-образованием. Студенты активнее занимаются разработкой дидактических материалов по проведению уроков, внеклассных занятий, элективных курсов, направленных на изучение дизайна в общеобразовательной школе.

4. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что повысился уровень интереса студентов к познавательной и профессиональной деятельности в области дизайна, уровень коммуникативных умений, произошло развитие творческих способностей.

Заключение

.

Современный этап развития общества характеризуется изменениями в области образования, гуманизацией и гуманитаризацией образовательного процесса, формированием разносторонне развитой личности, требует нововведений в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Одним из эффективных средств формирования и развития интеллектуального и эстетического потенциала личности является дизайн-образование.

Особая роль в реализации идей дизайн-образования отводится учителю технологии и предпринимательства.

Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, разработке модели подготовки, выявлению дидактических условий результативного функционирования данной модели (организационных, способствующих активной творческой деятельностисодержательных, включающих когнитивный, операционные и личностно-творческий блокимотивационных, направленных на развитие интереса к будущей профессиональной деятельности).

В первой главе рассмотрена сущность понятия «дизайн» и соотношение его с понятиями «проектирование», «конструирование», «проектная культура" — определено место дизайна в технологическом образовании школьниковразработана структурно-организационная схема подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна с позиции дифференцированного (вариативного) подхода к подготовке специалиста.

Вторая глава посвящена рассмотрению психолого-педагогических основ подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, анализу методологических подходов, проектированию структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна и описанию дидактических условий, обеспечивающих ее успешное функционирование.

В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили системный и деятельностный подходы, которые позволили осуществить внедрение и реализацию дидактических условий успешной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна. Системный подход позволил осуществить разработку структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, а опора на деятельностный подход позволила организовать процесс подготовки при активном участии основных субъектов образования в данном процессе посредством включения их в различные виды художественно-графической, проектной, эстетической деятельности. Разработанная нами структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна включает структурных (цель, содержание, формы, методы и средства) и функционального компонента, включающего познавательную, коммуникативную, практически-ориентационную, аналитическую функции. Особенностью модели является организация творческой художественно-проектной деятельности студентов, что находит отражение в структурных компонентах и функциях моделиее открытости, динамичности, уровневости.

В диссертационном исследовании рассмотрено теоретическое обеспечение и практические вопросы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайнаизучены уровень разработанности проблемы и особенности подготовки будущих специалистов по основам дизайна.

Результаты теоретического исследования привели к необходимости выявления дидактических условий успешной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Определяя дидактические условия подготовки, мы исходили из специфики образовательного процесса в высшей школе, сущности дизайна и художественно-проектной, творческой деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

На основе вышесказанного, нами были определены дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна: организационные, способствующие активной творческой деятельностисодержательные, включающих когнитивный, операционные и личностно-творческий блокимотивационные, направленные на развитие интереса к будущей профессиональной деятельности.

Одной из задач опытно-поисковой работы, направленной на подготовку будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, а также внедрению дидактических условий, являлась проверка результативности протекания данного процесса.

На подготовительном этапе опытно-поисковой работы был выявлен начальный уровень знаний, умений и навыков по основам дизайна.

Результаты данного этапа показали, что студенты имеют поверхностные, разрозненные знания по основам дизайна и низкий уровень художественно-графических умений.

В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы были реализованы: структурно-организационная схема подготовки, разработанная на основе дифференцированного (вариативного) подхода к подготовке специалистовмодель подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, разработанная в русле системного и деятельностного подходоввыявленные дидактические условия подготовки, которые способствовали повышению уровня подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна.

Результаты опытно-поискового исследования показали динамику уровня подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна в экспериментальных группах. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что возрос уровень интереса студентов к познавательной и профессиональной деятельности в области дизайна, повысился уровень коммуникативных умений, произошло развитие творческих способностей.

Использованные нами в ходе опытно-поисковой работы методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния дидактических условий на повышение уровня подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, что дает основания считать гипотезу подтвержденной.

Данная работа не решает всех проблем, касающихся подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна, но доказывает необходимость соблюдения дидактических условий, выделенных нами, для получения значимых результатов.

Основным направлением ее дальнейшего исследования мы считаем выявление способов и методов педагогического управления процессом методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников дизайну.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы подготовки учителей общетехнических дисциплин. / Под ред. Д. А. Тхоржевского. Киев, 1986. 74 с.
  2. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  3. Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 272 с.
  4. В.Г. Традиции дизайнерского образования в Великобритании //Труды ВНИИТЭ. М., 1989. вып. 50. С. 13−27.
  5. В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. 64 с.
  6. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.
  7. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструированиемиров. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 768 с.
  9. А.Г., Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367с.
  10. П.Р. Образовательная область «Технология» как система // материалы к заседанию ученого совета ИПСМ РАО 190 апреля 1995 г.
  11. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация учебного процесса (В вопросах и ответах). Киев.: Рад. школа, 1984. 287 с.
  13. В.Е. Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе: (На примере фак. «Технологии и предпринимательства»): Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Е. Багдасарова. СПб., 2003. 21 с.
  14. .Г., Методика архитектурного проектирования, М, Стройиздат, 1993.
  15. Безмоздин J1.H. В мире дизайна. Ташкент: Издательство «ФАН» Узбекской ССР, 1990. 314 с.
  16. JI.H. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент: Фан, 1975. 287 с.
  17. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «деловая книга», 1996. 344 с.
  18. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: просвещение, 1991. 176 с. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  19. A.C., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал.гос.пед. ун-т- Рос.гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 208 с.
  20. В.Н., Максимов В. П., Салахова Г.Н. Переработка учебных планов и программ с целью улучшения подготовки студентов технологического факультета к преподаванию нового школьного курса
  21. Технология" // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: Тез. Докл. III Междунар. Науч.-практ. Конф. Брянск: Изд-во БИГПСРО, 1998.
  22. H.A. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. 542 с.
  23. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем.) Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
  25. А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. 152 с.
  26. A.B. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения (с использованием средств информационных технологий). Дисс. Канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999. 177 с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983. 176 с.
  28. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  29. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О) — пер. с англ./ Ребер Артур. ООО «Издательство ACT», Изд-во «Вече», 2001. 592 с.
  30. Большой толковый психологический словарь Т.2 (П-Я) — пер. с англ./ Ребер Артур. ООО «Издательство ACT», Изд-во «Вече», 2001. 560 с.
  31. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  32. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 5-е изд., допол. Смоленск: Русич, 1997. 576 с.
  33. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. 332 с.
  34. М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с анг. / Общ. ред. И. Б. Новака, В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. 507 с.
  35. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. 174 с.
  36. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  37. A.A. О контекстном обучении // Вестник высшей школы. 1985. № 8. С. 27−30.
  38. A.A. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Педагогика. 1996. № 6. С. 75−78.
  39. Л. С. Психология искусства. М.: Современный гуманитарный институт, 2001. 211 с.
  40. . С. Прогнозирование содержания образования // Народное образование. 1990. № 9. С.
  41. О.И. Проблемы исследований и развития проектной культуры: Автореф. дис. кандидата искусствоведения / М., 1988. 24 с.
  42. О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика. 1989. № 5. С. 4−6.
  43. О.И. Проектная деятельность, ориентированная на человека. Круглый стол //Техническая эстетика. 1988. № 10. СЛ.
  44. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. шк., 1986. 200 с.
  45. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство. 1998. 605 с.
  46. С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. 346 с.
  47. В. JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970. 191 с.
  48. .А. Моделирование как метод научного познания. М.: Изд-во Моск. ун-та 1965. 248 с.
  49. Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 192 с. (Серия «Библиотека психолога»)
  50. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991. 160 с.
  51. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. М., 1995. 31 с.
  52. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. М., 2000. 31 с.
  53. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. М., 2005. 31 с.
  54. P.M. Элементы практической психологии. JL, 1988.
  55. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 350 с.
  56. Дж. Методы проектирования. М. Мир, 1986.
  57. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред.П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. 230 с.
  58. A.JI. Дизайн и проблемы перестройки образования // Техническая эстетика. № 9. 1987. С. 1−3.
  59. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник. / С. Михайлов, Н. Дембич, В. Захаров, JI. Лисовская и др. под. Ред. С. Михайлова. Казань.: ДАС, 1994. 120 с.
  60. Дизайн и искусствоведение. Сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: МГОПУ, 1995. 118 с.
  61. Диссертационный совет: Вопросы оформления документов и аттестации: Метод. Рекомендации / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2002. 118с.
  62. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 е.: (Серия «Мастера психологии»)
  63. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Моногр. Челябинск, ЧГАКИ, 2002. 276 с.
  64. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  65. Э.Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практико-ориентир. Моногр. Екатеринбург: Изд-во рос. Гос. Проф. пед. ун-та, 2003. 158 с.
  66. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.
  67. Игровые занятия в строительном вузе. Методы активного обучения / Под ред. Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальского. Киев: Вища школа, 1985.
  68. Изобразительное искусство в школе. Под ред. В. В. Колокольникова. М., «Педагогика», 1975. 96 с.
  69. A.B. Формирование среды жилища и стиль жизни // Техническая эстетика. 1987. № 1. С. 1−5.
  70. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993.
  71. Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.0119.00.01/ Г. Л. Ильин- Ин-т сред, спец. образования Рос. акад. наук. Казань, 1995.38 с.
  72. Интерактивные методы обучения правам человека: Метод. указания по курсу. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. 60 с.
  73. И.Ф., Мищенко А. И., Сластенин В. А., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  74. И.Ф., Ситникова М.И, Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. Белгород- М., 1999.
  75. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: АКН РСФСР. 1968.
  76. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 192 с.
  77. М.С. Новое слово в теории дизайна // Техническая эстетика. 1991. N4. С.3−5.
  78. Н.В., Максимова И. А. Макетирование в учебном проектировании: Учеб. пособие для вузов. М.: 2003. 96с., ил.
  79. K.M. Красота и польза. М.: Искусство, 1995. 410 с.
  80. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  81. Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк. 1997. 271 с.
  82. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  83. В.П. Организационно-педагогическое обеспечение итоговой аттестации дизайнеров-педагогов: Автореф. дис.канд. пед. наук 13.00.08/ Екатеринбург, 2000. 20 с.
  84. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся. М., Просвещение, 1990. 158 с.
  85. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. Изд-во ЛГУ, 1960.
  86. H.A. Дизайн: история и теория: учеб. пособие / H.A. Ковешникова. М.: Омега, Л., 2005. 224 с. (Humanitas. Учебник для высшей школы)
  87. Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание. 1979.
  88. Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966.
  89. С.М. Некоторые проблемы дизайн-образования //Вестник УМО по проф.-пед. образованию. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед.ун-та, 1997. № 1.
  90. С.М. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. Москва: ИРПО, 1998. 186 с.
  91. И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова Сибирская-
  92. Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  93. Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
  94. Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е исправл. и доп. изд. М.: Наука, 1975. 717 с.
  95. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 192 с.
  96. Н.М. Нужен ли школе практический труд? // Школа и производство. 2001. № 1. С. 7−11.
  97. М.А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнеров // Техническая эстетика. 1989. № 9. С.23−24.
  98. И.О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании: Учеб. пособие. Челябинск, 1996. 81 с.
  99. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в педагогических науках. Педагогика. 1971. № 4. С.
  100. А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
  101. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова, A.C. Вишнякова. М.: Политиздат, 1988. 367 с.
  102. Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. 208 с.
  103. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
  104. H. Дизайнерские методы познания. Перевод N е 8 355 ВНИИТЭ. М., 1983.
  105. Г. И., Симоненко В. Д. Технология творчества: книга для учащихся. Курск: изд. Курского государственного педагогического университета, 1995. 188 с.
  106. В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1968, 432 с.
  107. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. 304 с.
  108. B.C. Психология./ Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1982.
  109. Ш. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. 182 с.
  110. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та., 1967. 182 с.
  111. Н. Дизайн интерьера: хобби или профессия.М., ООО «Редакция журнала «Офис», 1997. -156с.
  112. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
  113. Л.В. Дизайн и инженерное образование /Техническая эстетика. 1989. № 7. С. 13−15.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. 223 с.
  115. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975. С. 304.
  116. А.Н., Категория деятельности в современной психологии //Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 11−15.
  117. М.Г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» // Школа и производство. 2000. № 6. С. 6.
  118. И.Я. Учебный предмет, тема, урок . М: Знание, 1988. 80с.
  119. Лук П. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  120. . В мире эстетики: Кн. для учащихся. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
  121. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. 592 с. (Серия «Учебник нового века»)
  122. Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Тернополь, 1993.
  123. В. Наука в дизайн-образовании: невостребованные ресурсы // Техническая эстетика. 1990. № 2. С. 19−20.
  124. Маркетинг / Упоряд., вступ. Ст. A.I. Кредисова. К.: Украша, 1994. 399 с. Рос. мовою.
  125. Мастера искусств об искусстве. М., 1966. Т.2. 343 с.
  126. С.Е. Воспитание трудовой технической культуры в школе. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1968. 120 с.
  127. A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. 128 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
  128. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству. / А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1998. № 1. С.76−83.
  129. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
  130. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987.
  131. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В. Д. Симоненко. Изд-во Ишимского государственного педагогического университета. НМЦ «технология», Брянск Ишим, 1998. 296 с.
  132. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М.: Новый учебник, 2002. 192 с.
  133. М. Тренинг интеллекта. СПб.: Питер, 2000. 192 с. (Серия «Сам себе психолог»).
  134. Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. Кн. Для учащихся ст. классов, М., «Просвещение», 1975. 151 с.
  135. Мир профессий: Человек художественный образ / Сост. А. И. Смирнов. М., Молодая гвардия, 1987. 383 с.
  136. С.М., Кулеева J1.M. Основы дизайна: Учеб. для вузов / под ред. С. М. Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. М: «Союз дизайнеров», 2002. 240 с.
  137. JI.B. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Крала // Образование и наука: известия научно-образоваетльного центра РАО. 2000. № 1 (3). С. 101−106
  138. A.B., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. 2-е изд., испр. и доп. 560 с. («Gaudeamus»)
  139. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». Шуя, Изд-во Шуйского пединститута, 1996. 156 с.
  140. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с английского. Львов: Инициатива- Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 128 с. (серия «Psychologia Vera»)
  141. В.П., Куликов А. Г. Основы проектной деятельности: Учеб. пособие / Под. Ред. В. Д. Симоненко. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 150 с.
  142. P.C. Психология словарь-справочник: В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. ч.1. 304 с.
  143. P.C. Психология словарь-справочник: В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. ч.2. 352 с.
  144. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 3-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
  145. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. Гвардия, 1994. 315 е.
  146. A.M. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
  147. С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 378 с.
  148. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
  149. Образовательная область Технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. 81 с.
  150. Обучение технологии в средней школе: 5−11 кл.: Метод. Пособие. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 208 с. (Б-ка учителя технологии).
  151. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. Вентана-граф, 2005. 368 с. (Педагогическое образование).
  152. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 448 с.
  153. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1964. 284 с.
  154. И.В. Подготовка студентов профессионально-педагогического вуза к дидактическому технологическому творчеству: Автореф. дис.канд. пед. наук /Екатеринбург, 1997. 21 с.
  155. Основы профессиональной культуры / Под редакцией В. Д. Симоненко. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. 1997. 307 с.
  156. М.Б. и Питт Д. Образовательная область технология:
  157. Теоретические подходы и методические рекомендации. Иорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. 81с.
  158. М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. СПБ.: типография СПбЦНТИ, Изд-во «Литра», 1992.
  159. Е.Е. Формирование экономической культуры у учащихся в образовательном процессе: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 /Е.Е. Парамонова- Екатеринбург, 2003. 22 с.
  160. Педагогика воспитания и развития личности учащегося: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О.В. Лешер- Магнитог. гос. ун-т. -2-е изд., доп. и перераб. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. 355 с.
  161. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  162. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: педагогическое общество России, 2001. 640 с.
  163. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянова и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
  164. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т./ Гл. редактор И. А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 1−4
  165. Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент // Техническая эстетика. 1987. № 6. С.28
  166. Л.Б. Научно-техническое и художественное начало в дизайне // Вопросы технической эстетики, вып. 2, «Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований», Изд-во «Искусство», M. 1970.39 с.
  167. С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ С.Г. Пищев- Бийс. гос. пед. ин-т. Новосибирск, 2000. 19 с.
  168. В.Н. Студентам первые теоретические понятия // Техническая эстетика. 1989. № 8. С. 11−13.
  169. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
  170. Политехнический словарь: 2-е изд. М., 1980. 656 с.
  171. В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 136 с.
  172. Популярная художественная энциклопедия. М., «Советская энциклопедия», 1986.
  173. А.Г. Эвристика, методология и диалектика моделирования. Суздаль, 1993. 152 с.
  174. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
  175. Предпринимательство: социально-экономическое управление: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. M.: ЮНИТИ ДАНА, Единство, 2002. 383 с.
  176. H.A. Потенциал вашей личности. Екатеринбург: У -Фактория, 2003. 320 с.
  177. Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие для преподавателей проф.школы. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф. Пед. ун-та. 119 с.
  178. Проблемы дизайнерского образования в последних изданиях ВНИИТЭ // Техническая эстетика. 1994. № 2−3. С. 41 43.
  179. Программы педагогических институтов. Основы художественного проектирования. М., 1974.
  180. Программы педагогических институтов. Техническая эстетика (дисциплина по выбору для специальности 2120 «Общетехнические дисциплины и труд). М., «Просвещение», 1988. 8 с.
  181. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 кл., 5−11 кл., 1996.
  182. Проектная культура и образовательный процесс. Опыт США // Техническая эстетика. 1994. № 2−3. С. 84−87.
  183. Профессионально-педагогические понятия: Слов./ Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О.В. Тарасюк- Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
  184. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. / под ред. K.M. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Московский психолого-педагогический институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 368 с.
  185. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: в 2-х т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. Т2. 248 с.
  186. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор A.A. Радугин- Научный редактор Е. А. Короткое. М.: Центр, 1999. 256 с.
  187. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. B.C. Кукушина. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов нД: Издательский центр «МарТ», 2005. 624 с. (Серия «Учебный курс»)
  188. Психология труда и личности учителя. Сборник научных трудов под ред. А. И. Щербакова. Л., ЛГУ, 1977. 132 с.
  189. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  190. В.И. Дизайн в инженерном образовании //Техническая эстетика. 1994. № 2−3. С. 33−35.
  191. В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика. 1989. № 11. С.16−19.
  192. В.И. Интеллект дизайнера: проектное предпринимательство в эпоху модерна//Техническая эстетика. 1992. № 4. С. 16−19.
  193. В.И. Кафедра дизайна в инженерном вузе: какой ей быть // Техническая эстетика. 1992. № 6. С. 8−11.
  194. В.И. Кто мы коллеги-дизайнеры? // Техническая эстетика. 1991. № 4. С.6−8.
  195. А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высшая шк. 1971. 173 с.
  196. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центр. Учебно-эксперимент. Студии художественного проектирования на Сенеге. Предисловие JI. Ждановой. М., «Искусство», 1974. 176 с.
  197. В.М. От традиционной парадигмы образования к новой // Техническая эстетика. 1990. № 6. С. 10−12.
  198. В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. 1984. № 10. С.
  199. Е.В. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 88 с.
  200. Г. М., Зеер Э. Ф., Ларионов В. Н. Профессионально-педагогическое образование: проблемы развития. Гуманизация и гуманитаризация профессионально-педагогического образования: Материалы конференции, в 2-х ч. Екатеринбург: Изд-во УГ1111У, 1996, 41 с.
  201. H.H. История методов обучения рисованию. М., Просвещение, 1982.
  202. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. (Серия «Мастера психологии).
  203. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна.-М.: МЗ-Пресс, 2001.
  204. А.П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 559 е.
  205. С.Е. Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Е. Саланкова- Брянск, 2002. 22 с.
  206. П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. 1995. 220 с.
  207. С.К. Основы архитектурной эвристики: Учебник. М.: Архитектура С, 2004. 352 е.
  208. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: дрофа, 2004. 120, 8. с.
  209. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних спецальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  210. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. 461 с.
  211. В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина (по следам поисковой программы Королевского колледжа искусств) // Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе: М, 1994. С.9−14.
  212. В.Ф. Модель «опережающего» образования (к вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров) // Техническая эстетика. 1986. № 9. С. 18−20.
  213. В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. 1989. N1. С. 1−3.
  214. В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. 1989. № 12. С. 1−2.
  215. В.Ф. Пути перестройки образования // Техническая эстетика. 1990. № 1. С. 5−7.
  216. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  217. В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях. Монография. М.: изд. Рос. экон. акад., 2001. 190 с.
  218. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., Изд-во «Педагогика», 1987. 160 с.
  219. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред В. А, Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.
  220. Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1997. 251 с.
  221. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
  222. A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1991. 176 е.
  223. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.
  224. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  225. Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие для преподавателей проф. школы. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф. пед. ун-та. 119 с.
  226. Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.
  227. Способности ваших детей (пособие для родителей и воспитателей). Сост. Н. П. Линькова и Е. А. Шумилин. М., «Просвещение», 1969. 216 с.
  228. JI.H. Жизнь. Творчество. Человек, М., 1985.
  229. М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 352 с.
  230. Я.Ф. Работа конструктора. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987.
  231. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М: МГУ, 1975.
  232. О.В., Бажутин В. В., Кирикова 3.3. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 165 с.
  233. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана Граф, 1999. 288с.
  234. A.C., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования // Школа и производство. 1995. № 1. С. 22−24.
  235. Е.В., Климов В. П. Дизайн-образование: концептуальные версии // Образование и наука, № 1 (3), С. 94−100.
  236. Е.В., Кожуховская С. М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. Екатеринбург, 2004.- изд- во «АКВА-ПРЕСС», 2004. 240 с.
  237. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. М.: Изд. Дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. 360с.
  238. Е. Опросник креативности Рензулли: тестовая методика / Е. Туник // Школьный психолог. 2004. № 4. С. 14−17.
  239. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 48 с.
  240. Управление образовательными системами: учеб. пособ. Для вузов Гриф Минобразования РФ. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой. М.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.319 с.
  241. А.Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. 1988. № 6. С. 11−16.
  242. А.Г. Проблемы дизайн-школы // Техническая эстетика. 1991. № 2.С. 12−14
  243. А.Г. Японская модель дизайнерского образования // Техническая эстетика. 1986. № 11. С. 22−26.
  244. А.Г., Юров И. П. Эстетика труда и производства: метод. Пособие. М.: Высш.шк., 1988. 119 с.
  245. Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
  246. Ю.Г., Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М., 1991.
  247. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986.
  248. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.
  249. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Совершенство, 1998. 432 с.
  250. Г. Наше время придет. Техническая эстетика № 4/ 1992, С. 9
  251. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. 424 с.
  252. Хан-Магомедов С. О. Дизайн и эстетическое воспитание // Техническая эстетика. 1986. № 4. С.
  253. Л.М., Щипанов A.C. Дизайн: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  254. Ю.А. Продолжается работа над программой «Технология». // Школа и производство. 1995. № 1. С. 18.
  255. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.- метод. Пособие для преподавателей сред. Спец. Учеб. заведений. М.: высш. шк., 1991. 320 с.
  256. Художественное проектирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. № 2109 «черчение, рисование и труд» / Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др.- Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  257. В.И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Владимир Иннокентьевич Царев. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 224 с.
  258. И.Д. Метод проектов // Директор школы. 1988. № 3, 4.
  259. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  260. Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш. учеб. заведенийб В 3-х ч.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4.2. 256 с.
  261. В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие. М.: Издательство «Архитектура С», 2004. 160 с.
  262. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974. 144 с.
  263. Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1979. 303 с.
  264. В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. 301 с.
  265. А.И. Некоторые вопросы совершенствования учителя. // Советская педагогика. 1979. № 9. С. 12−17.
  266. A.C. Дизайн. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985.
  267. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «издательство ACT», 1997. 300 с. (Практическая психология для всех)
  268. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.
  269. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  270. С.С. Об искусствах, красоте, музыке // Наука и жизнь. 1989. № 1.С. 84−85.
  271. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М, 1978.
  272. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1999. 128 с.
  273. Расположите в хронологическом порядке художественные /архитектурные/ стили: а) Функционализм- Ь) Готический- с) Классицизм, рококо- с!) Ренессанс, барокко-е) Постмодернизм- ^ Романский- g) Модерн-
  274. Перечислите спектральные цвета.
  275. Какие цвета относятся к холодным, а какие к теплыми? а) Красно -фиолетовый- Ь) Желто -оранжевый- с) Сине -зеленый- с!) Желто -зеленый- е) Фиолетовый- ^ Ультрамарин- g) Лимoннo -желтый.
  276. Назовите три основных вида декоративно — прикладной росписи по дереву.
  277. Перечислите основные средства орнаментальной композиции.9. Дополните определение:
  278. Процесс разработки машин, сооружений, механизмов и других изделий, удовлетворяющих определенным требованиям называется.
  279. Подберите 4 пары подобия форм в природе и быту, тела, которые Вы вообразите.
  280. Мысленно представьте, какая форма получится в результате вращения вокруг оси фигур, изображенных ниже. Нарисуйте представленные тела.
  281. Назовите виды конструкторской документации.13. Перечислите виды изделий.
  282. Назовите конструктивные элементы деталей, указанных на рисунке.
  283. Перечислите основные физические параметры среды, воздействующие на человека в производственной среде.
  284. Запишите формулу для определения «золотого сечения».
  285. Согласны ли Вы с утверждением, что дизайн является показателем развития общества? а) да- б) нет-
  286. Перечислите основные направления дизайна.
  287. Перечислите группы материалов используемых для создания промышленных изделий.
  288. Какие отделочные операции моэ/сно применить при изготовлении изделий из дерева? a) Крашение-b) Резьба-c) Чеканка- с!) Золочение- е) Серебрение-1. Бронзирование-
  289. Выжигание- И) Роспись- 1) Инкрустация- .) Интарсия- к) Маркетри-
  290. На рисунке показана лампа. Назовите породу твердого дерева, которая подошла бы для изготовления лампы.
  291. Увеличенная часть лампы изготовлена на токарном станке. Как должна быть располоэюена заготовка на эскизе: а) вертикально- б) горизонтально.
  292. Перечислите методы активизации творческой деятельности.
  293. Допустим, Вы — президент фирмы, занимающейся производством мебели. В целях расширения ассортимента Вы решили выпустить стул новой модификации. Решите задачу методом фокальных объектов.
  294. Сформулируйте правила проведения мозгового штурма.
  295. Знаменитая вещь Ч. Р. Макинтоша: а) Плащ- Ь) Стул- с) Автомобиль- с!)Компьютер27. Портфолио это: а) Портфель- Ь) Альбом с фото (проф) — с)3аписная книжка-а29. Филипп Старк и его вещи: а) Для ванной комнаты- Ь) Посуда- с) Стулья-
  296. Эклектика это: а) Смешение стилей-
  297. Ь) Синтез видов искусства- с) стиль-
  298. Тест для итогового контроля по основам дизайна1. Вариант 1
  299. Назовите факторы влияющие на формообразование объектов.
  300. Перечислите средства гармонизации формы (средства композиции).
  301. Используя метод прямой пропорции измените габаритные размеры предмета (рис. 1):1. Рис.1
  302. Какие цвета относят к холодным?
  303. А) Красно -фиолетовый- Б) Желто -оранжевый- В) Сине -зеленый- Г) Желто -зеленый- Д) Фиолетовый- Е) Ультрамарин- Ж) Лимонно -желтый.
  304. Перечислите основные этапы проектной деятельности.
  305. Пользуясь правилами построения перспективы интерьера определите главную точку схода Р и линию горизонта, (рис. 2)1. Рис.2
  306. Что следует понимать под словом «интерьер»?
  307. Какие виды проектной графики существуют?
  308. Разработать фронтальную композицию, если задан ее главный вид. Выполнить изобраэ1сение композиции в аксонометрии.
  309. Графическое условие к заданию:
Заполнить форму текущей работой