Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов (Ларенцова Л.И., 2002). По данным А. Б. Леоновой (2004), у врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Общая характеристика работы
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Профессиональный стресс. Определения, основные направления исследований
    • 1. 2. Стресс у врачей
    • 1. 3. Методология исследования профессионального стресса у врачей
  • Глава 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Материал
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
  • Глава 3. Эмоционально-психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса
    • 3. 1. Результаты клинического исследования профессионального стресса у врачей
    • 3. 2. Характеристики аффективного состояния врачей с субъективным переживанием профессионального стресса
    • 3. 3. «Соматизация» аффективных состояний у врачей с субъективным переживанием профессионального стресса
  • Глава 4. Личностные особенности врачей в состоянии профессионального стресса
    • 4. 1. Личностные ресурсы по преодолению профессионального стресса
    • 4. 2. Особенности механизмов психологических защит врачей в состоянии профессионального стресса
    • 4. 3. Особенности и структура совладающего поведения врачей в состоянии профессионального стресса
    • 4. 4. Индивидуально-психологические особенности врачей в состоянии профессионального стресса
  • Глава 5. Интегративные взаимосвязи личностных особенностей с интенсивностью профессионального стресса у врачей
    • 5. 1. «Профессиональный стресс»
    • 5. 2. Взаимосвязь интенсивности профессионального стресса с социально-демографическими характеристиками врачей
    • 5. 3. Профессиональный стресс у врачей разных специальностей
    • 5. 4. «Стрессоустойчивость»

Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., 1988; Запускалов С. В., Положий Б. С., 1993, Никифоров Г. С., 2000; Матулене Г., 2002; Абабков В. А, Перре М., 2004; Леонова А. Б., 2004, (/>*• Vinokur V., 2003). Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному ^ стрессу, можно отнести врачей (Maslach С., 1982).

Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у врачей связаны с эмоциональным стрессом (Dinsdale Р., 1995). По данным S. Rathod с соавт. (2000), у врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами.

Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов (Ларенцова Л.И., 2002). По данным А. Б. Леоновой (2004), у врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении). Однако это и другие исследования (Вид В.Д., Лозинская Е. И., 1998; Козина Н. В., 1998; Водопьянова Н. Е. 2002; Ларенцова Л. И., 2002), не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у врачей. Кроме того, в литературе отмечены противоречивые данные о связи интенсивности профессионального стресса с полом и стажем врачей, что затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции состояния профессионального стресса у этих специалистов. Это неблагоприятно отражается на эффективности и качестве медицинской помощи, а также на состоянии здоровья самих врачей. Этим объясняется целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.

Цель исследования — изучить клинико-психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса и их взаимосвязи для повышения эффективности психологической коррекции и профилактики.

Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:

1. Определить психологические аспекты формирования профессионального стресса у врачей.

2. Оценить выраженность характеристик аффективного состояния врачей, испытывающих дискомфорт, связанный с рабочими ситуациями.

3. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей личности врачей, как способствующих формированию у них профессионального стресса, так и повышающих их стрессоустойчивость.

4. Установить особенности защитно-совладающего стиля у врачей, испытывающих состояние профессионального стресса, и определить преобладающие копинг-стратегии. и механизмы психологической защиты.

5. Исследовать взаимосвязь степени выраженности профессионального стресса у врачей с их полом и стажем работы.

6. Установить степень выраженности профессионального стресса у врачей разных специальностей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Механизмом формирования профессионального стресса у врачей является повышенный уровень тревоги и пессимистичности, контроль над проявлениями негативных реакций, низкая фрустрационная толерантность.

2. Аффективные расстройства, связанные с профессиональным стрессом, проявляются их соматизацией.

3. Эмоционально-личностные особенности врачей в состоянии профессионального стресса представлены сочетанием эмоциональной лабильности с ригидностью, сниженным уровнем самопринятия и экстернальностью в области межличностных отношений.

4. Структура совладающего поведения врачей в состоянии профессионального стресса характеризуется дисгармоничностью, использованием неконструктивных способов совладания со стрессом.

5. Для развития профессионального стресса у врачей имеют значение такие социально-демографические характеристики, как стаж работы и пол.

6. У врачей-психиатров выраженность профессионального стресса значимо выше, чем у хирургов.

Научная новизна работы.

В исследовании получены новые данные о проявлениях профессионального стресса у врачей разных специальностей. Впервые показано, что механизмом развития профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях. Определена связь профессионального стресса с полом и стажем работы врачей. Установлено, что наиболее высокая интенсивность профессионального стресса отмечена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Впервые показано, что высокий уровень профессионального стресса определяется у врачей со стажем работы до 5 лет. Показано, что женщины-врачи больше, чем мужчины подвержены профессиональному стрессу. Определена ранее не описанная психологическая структура стрессоустойчивости у врачей.

Практическая значимость работы. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей. Проведение психодиагностического скрининга у врачей позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены на конференции «Медицинская психология в практическом здравоохранении» (Санкт-Петербург, 2003), конференции «Ананьевские чтения» (Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии) (Санкт-Петербург, 2004). Материалы диссертации опубликованы в 7 работах в российских научных изданиях, из них 1 статья — в рецензируемом медицинском журнале.

Внедрение в практику.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры психиатрии ФУВ Пермской государственной медицинской академии и кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской МАПО, используются в системе групповых занятий с врачами в Перми и Санкт-Петербурге.

Личное участие автора в получении научных результатов осуществлялось на всех этапах работы и заключалось в психологическом обследовании врачей, проведении статистической обработки и анализа полученных результатов, написании диссертации. Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы. Текст изложен на 159 страницах содержит 35 таблиц и 23 рисунка. Список цитируемой литературы включает 197 источник, из них 125 на русском и 72 на иностранных языках.

141 Выводы.

1. Механизмом формирования профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, высокого уровня тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

2. Стрессоустойчивость у врачей связана с низкими показателями враждебности, с высоким уровнем альтруизма, самопринятия, способности к использованию интеллектуального потенциала в стрессовых профессиональных ситуациях и интернальной направленностью локуса контроля.

3. Усиление субъективного дискомфорта у врачей, связанного с рабочими ситуациями, сопряжено с увеличением количества соматических жалоб, как одной из форм проявления аффективных расстройств, связанных со стрессом на работе.

4. У врачей в состоянии профессионального стресса выявлена дисгармоничность совладающего поведения, структура которого характеризуется использованием копингов «установка собственной ценности», «сотрудничество» и «самообвинение», «агрессия», а также отмечено активное использование механизма психологической защиты «регрессия».

5. У врачей, субъективно переживающих на работе состояние стресса, и у врачей, с объективно регистрируемыми высокими показателями профессионального стресса, выявлена сходная личностная структура. Она характеризуется эмоциональной лабильностью, ригидностью, низким уровнем самопринятия и экстернальностью в области межличностных отношений.

6. Выраженность профессионального стресса у врачей связана со стажем работы. Показатели фактора «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет достоверно выше аналогичного показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет. У врачей со стажем работы более 15 лет субъективная оценка эмоционального дискомфорта не соответствует объективно регистрируемой выраженности профессионального стресса вследствие активного использования психологической защиты «вытеснение».

7. Принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей. Количество женщин — врачей с высоким уровнем профессионального стресса в 1,5 раза превышает количество мужчин с аналогичными показателями.

8. Интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Это связано с различиями структуры защитно-совладающего поведения и уровня самопринятия. Структура механизмов психологических защит хирургов характеризуется более интенсивным использованием защиты «отрицание». В структуре совладающего поведения врачей-психиатров преобладает неадаптивный копинг «безнадежность». У врачей-хирургов отмечен более высокий, в сравнении с врачами-психиатрами, уровень самопринятия.

Практические рекомендации.

1. Рекомендуется организация системы тренингов, направленных на развитие стрессоустойчивости у врачей, особенно со стажем работы от 5 до 15 лет.

2. Для выявления начальных стадий формирования профессионального стресса у врачей со стажем работы до 5 лет рекомендуется проводить психодиагностический скрининг.

3. Целесообразно в систему дои последипломного образования врачей включать комплекс занятий, направленных на информирование их о механизмах формирования и клинических характеристиках профессионального стресса, а также на развитие устойчивости к профессиональному стрессу.

4. Рекомендуется развивать систему индивидуального психологического консультирования врачей, переживающих профессиональный стресс, снижение профессиональной эффективности и отмечающих расстройства здоровья.

5. Учитывая литературные данные о высокой соматической заболеваемости врачей и полученные нами данные о нарушениях восприятия врачами своего здоровья, целесообразна более активная диагностика соматоформных расстройств с целью профилактики соматической патологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004. — 163 с.
  2. В.А., Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1998. — № 2. — С. 4−8.
  3. Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия.- М., изд. дом ГЭОТАР МЕД, — 2004. — 276 с.
  4. Ю.А. Социально стрессовые расстройства // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1992. — № 2. — С.5−10.
  5. Ю.А., Собчик Л. Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция) // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. — С. 23−27.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. Унта, 1969.-339 с.
  7. В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Дисс.докт. психол. наук. СПб 1999.
  8. Ф.П. Эмоционально-стрессовые состояния. Киев, 1979. -54 с.
  9. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткин A.M. Опросник уровня субъективного контроля личности. -М., 1993. 16 с.
  10. Ф.Б., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — № 3. — С.30 -41.
  11. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 118 — 125.
  12. М.А. Психосемантические модели «Эффективный психотерапевт» как учебно-методическое средство в подготовке врачейпсихотерапевтов // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1999. — № 3. — С. 8−13.
  13. М.А., Вассермаи Л. И. Факторы риска пограничных нервно -психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1994. — № 4. — С. 23.
  14. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., Наука, 1988, — 266 с.
  15. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности: (Структура, основы интерпретации, некоторые области применения). -М., 1994.
  16. И.Г., Гильяшева И. Н. О некоторых методических и диагностических возможностях применения MMPI // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1971. -т.71. — вып. 12. -С. 1850- 1857.
  17. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д. — 1983. — 125 с.
  18. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. — № 4. — С. 64−74.
  19. В.А. Психологический стресс. М., 1995. — 174с.
  20. В.В. // Практическая психодиагностика. Самара, 1999. — С. 161−169.
  21. В. П., «STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере для профессионалов». СПб., Питер, 2001. — 656 с.
  22. Боровиков В. П, Боровиков И. П. STATISTICA -Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: «Филин», 1997. — 214с.
  23. Л.В., Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. 1993. — № 1. -С.104 -113.
  24. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Наук. думка, 1989.-200 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989- 2-е изд., перераб. и доп. -СПб., 1999. — 183 с.
  26. А.В., Александровский Ю. А. Фармакотерапия невротических расстройств. М.: Медицина, 1987. — с. 218 — 230.
  27. Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозр. психиатрии и мед. психологии. -1995,-№ 2.-С. 73−79.
  28. Л.И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб., 1997. -23 с.
  29. Л.И., Вукс, А .Я., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: Методические рекомендации. Л., 1987. — 16с.
  30. Л.И., Ерышев О. Ф., Кпубова Е. Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. -СПб., 1998.- 18с.
  31. Л.П., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозр. психиатрии и мед. психологии. -1994.-№ 3.-С. 16−25.
  32. Вид В.Д., Лозинская Е. И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Росс, психиатр, журнал. -1998.-№ 1.-С. 19−22.
  33. В.А., Психосоматические механизмы развития сердечнососудистых заболеваний: Дисс.докт. мед. наук. СПб 2002.
  34. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психическое здоровье. / Под ред. Г. С. Никифорова СПб.: изд-во СпбГУ, 2000. — С. 443 — 460
  35. Н.Е., Старченкова Е. С. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ. — 2002. — С. 140−154.
  36. В.М., Коновалова Н. Л. Адаптивные психические процессы и патологические защитные механизмы //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1996. — № 3−4. — С. 88−93.
  37. В.М., Коновалова Н. Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1993. — № 1. — С. 71−72.
  38. В.М., Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1993. -№ 2. — С. 33−39.
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  40. В.Н. Экспериментальная психология / Учебное пособие. -М., 1997.- 168с.
  41. Дюк В. А. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997.
  42. Дюк В.А., Самойленко А. В. Data mining: учебный курс. СПб.: Питер, 2001.-368с.
  43. С.Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журн. невр. и психиатрии. 2000. — № 7. — С.59−64.
  44. Г. В. Психическая ригидность и понятие отношений личности в концепции Мясищева // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. СПб, 1994. — С. 51−55.
  45. С.В., Положим Б. С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1991. № 2. — С.20−25.
  46. Е.Р. Копинг механизмы в системе приспособительного поведени больных шизофренией: Дисс.. канд. психол. Наук. — СПб., 1999.
  47. Е.Р., Исурина Г. Л. Исследование копинг-поведения у больных молопроградиентной шизофренией и неврозами // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1995. — № 3. — С. 89−101.
  48. Е.Р., Исурина Г. Л., Кайдановская Е. В., Флоес Буено Ф.Ф., Чехлатый Е. И. Исследование копинг — поведения у больных малопрогредиентной шизофренией и неврозами // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1996. — № 3 — 4. — С. 103 — 105.
  49. Г. А., Коршунова В. А. Индивидуально психологические особенности врача — хирурга. — Львов, 1974. — 127с.
  50. .Д. Медицинская психология. Л., 1982.
  51. .Ф. Неврозы. 2-е изд. М.: Медицина, 1980. — 447 с.
  52. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
  53. Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. СПб., 1994. — С. 77 — 81.
  54. Н.В. Исследование эмпатии и ее влияние на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. Дис. канд. психол. Наук. СПб, 1998.
  55. Т. Стресс. -М.: Медицина, 1980. 447 с.
  56. И.М., Нилонец М. Н. Экспериментальные исследования структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995.-т. 16.-№ 1.-С. 35−38.
  57. Е.П. Психологические аспекты готовности к помогающей деятельности. // Психологические проблемы самореализации личности.
  58. Вып.6 / Под ред. Л. А. Коростылевой, СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 140 154.
  59. Т.В. К проблеме психологической диагностики эмоциональных расстройств // Психологическая диагностика при нервно -психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. — С. 47 — 49.
  60. Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой, СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 3−23.
  61. Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психическое здоровье. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: изд-во СпбГУ, 2000. — С.405−442.
  62. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви, 1970. С. 178−208.
  63. Л.И. Оценка личности практикующего врача -стоматолога по индивидуально типологическому опроснику (ИТО) // Росс, стоматологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 39−41.
  64. Л.И., Смирнова Н. Б. Конфликт как фактор стресса в практике врача стоматолога // Росс, стоматологический журнал. — 2002. -№ 4. — С. 36−37.
  65. Л.И., Соколова Е. Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Росс, стоматологический журнал. 2 002. -№ 2. — С.34−36.
  66. Д.Н. О психических состояниях человека. М., 1964.
  67. Левитов Н. Д Психология труда. М., 1963.
  68. А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. — т.25. — № 2. — С. 75 — 85.
  69. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. МГУ / серия Психология. 2000. — № 3. — С. 4−21.
  70. С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание // Психологические проблемы самореализации личности. / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой, СПб.: Изд-во СпбГУ. 2001. -Вып. 5.-С. 192−203.
  71. Г. О социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. 2002. — т.23. — № 5. — С. 108 — 112.
  72. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981 г.
  73. Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М., 1975. — Вып. 5. — С. 196 — 283.
  74. В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М., 1998. — 384 с.
  75. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК): метод, реком./ Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники- сост. Е. Ф. Бажин и др.- М., 1984 г. 22с.
  76. К. Психология ответственности.-Л., 1983.
  77. В.Н. Личность и неврозы.-Л., Изд. Ленингр. Ун-та, I960 — 426 с.
  78. А.О. Нервно эмоциональное напряжение в процессе умственного труда и его влияние на сердечно-сосудистую систему// Гигиена труда. — Киев. — 1978. -№ 14. — С.38−51.
  79. Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг поведение у больных неврозами: Дис. канд. мед. наук. — СПб., 1993.
  80. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ер.: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 262 с.
  81. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. — т. 18. — № 5. -С. 20−30.
  82. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Автореф. дисс.д.мед.наук. Л.: институт им. Бехтерева, 1984 г.
  83. Т.А. Состояния нервно психического напряжения. — Л., 1983.
  84. Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СпбГУ. — 2000.
  85. Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. — Л., 1977. — С. 124−134.
  86. Ю.Л. О парадигме в психиатрии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1991. — № 4. — С. 5 — 13.
  87. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. -2001. т.22. — № 1.- С. 90−101.
  88. Н.Н., Васильева И. А., Клубова Е. Б. Механизмы психологической защиты у больных соматизированной депрессией // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1996. — № 2. — С. 181−184.
  89. .С. Стрессы социальных изменений и расстройства -психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1996. -№ 2.-С. 136- 144.
  90. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
  91. О.В. Статистический анализ медицинских данных с помощью пакета программ «Статистика». Москва, Медиа Сфера, 2002 — С. 380.
  92. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты.- М., 1997. 138 с.
  93. Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. — т.23. — № 3. — С. 85−95.
  94. А.А. Невротические расстройства у лиц, занятых напряженным и умственным трудом // Журнал невропатологов и психиатров им. С. С. Корсакова. 1987. — № 12. — С. 1850−1853.
  95. A. JT. Исследование стресса в производственной организации (социально-психологический подход) // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1995. — № 3−4. — С. 252−257.
  96. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.:Медицина, 1960 -254 с.
  97. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979 — 126 с.
  98. В.И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. М.: Гэотар, Медицина, 2000. — 256 с.
  99. П.И., Ручкин В. В., Некоторые клинико социальные механизмы агрессии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1998, — № 1, -С. 20−25.
  100. Т.В., Усатый И. А. Диагностика уровня эмоционального напряжения у лиц, деятельность которых связана с профессиональным риском // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1995. — № 4. — С. 105−110.
  101. Н.А. Копинг поведение в подростковом возрасте: Дис.. д-ра мед. наук. — Бишкек- СПб., 1994.
  102. Н.А., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1993. -№ 31. — С. 53−61.
  103. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990. — 68 с.
  104. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. -СПб.: Речь- 2000. 219 с.
  105. С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1995. — № 3. — С. 13−20.
  106. С.Л., Незнанов Н. Г., Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1993. — № 1. — С. 75−77.
  107. В.В. Психологические основы врачебной деятельности. -М., 1997.
  108. Стресс и психическая патология. М., 1983. — 160с.
  109. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.
  110. Сук И. С. Врач как личность. М.: Медицина, 1984.
  111. JI.M. Кросс-культуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг — поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-СПб., 1995.
  112. В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. СПб., 1997.
  113. В.А. Психология лечебного процесса. Д.: Медицина, 1984.-182 с.
  114. В.И., Филимоненко Ю. И. Психодиагностика цветопредпочтением: Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста м. Люшера. Д., 1990.
  115. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. 210 с.
  116. Т.В. Синдром «Эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 57−63.
  117. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. — С. 202 309.
  118. X. Мотивация и деятельность. т. 1, М., 1986.
  119. Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дис.. кандю мед. наук. — СПб., 1994.
  120. А.В. Внутренняя картина болезни и механизмы психологической защиты у больных рецидивирующей формой язвенной болезни: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 1997.
  121. Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства / Под.ред. Г. К. Ушакова и Б. Д. Карвасарского. Л.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1977.
  122. В.И., Григорьев С. Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. Лекции для адъюнктов и аспирантов. СПб.: ВмедА, 2002. — 266 с.
  123. A.M. Копинг поведение и механизмы психологической защиты у больных неврозами // Обозр. психиатрии и мед. психологии. -1996.-№ 3−4.-С. 35−38.
  124. В.М. Копинг поведение здоровых и больных наркоманией: Дис.. д-ра мед. наук. — СПб., 1995.
  125. В.М., Сирота Н. А., Чазова А. А. с соавт. Особенности базисных копинг-стратегий в структуре копинг-поведения молодых врачей и студентов медицинского института //Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1996. — № 3−4. — С. 145−147.
  126. Antonovsky A. Health, stress, and coping. San Francisco: Jossey Bass, 1979.
  127. Appley M.H. Trumbull R. Development of stress concept // Dynamics of stress / Ed. By M.H. Appley, R.Trumbull. N.Y., 1996.
  128. Barefoot J.C. Hostility, coping and health. Washington, DC: American Psychological Association 1992.
  129. Barefoot J.C., Patterson J., Haney T.L. et al. Am J Cardiol- 74: 1994. -439−442.
  130. Bodenmann G. Bewaltigung von Stress in Partnerschaften. Fribourg, Bern: Universitatsverlag, Huber, 1995.
  131. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study. -J. Personal, a. Soc. Psychol., 1990, — vol. 59, — № 3, — p. 525- 537.
  132. Brengelman J.C. Personliche Effektivitat, Stress und Lebensgulitat. Junsbruch, 1987.
  133. Broadbent D.E. The clinical impact of job desing // Brit. J. Of Clinical Psychol. 1985. Vol.24.
  134. Broatbent D.E. Decision and Stress. Academic Press, London, 1971.
  135. Burisch M. Das Burnout-Syndrom-Theorie der inneren Erschoupfung, Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
  136. Buss A.H. The psychology of agression. New York: Willey 1961.
  137. Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers //American Educational Research J. 1994. V. 31 (3). P. 645−673.
  138. Causes, coping and consequences of stress / Ed. By C.L.Cooper, R.Payne. Chichester, 1998.
  139. Cohen S. Stress, social support, and disorder. In: H.O.Veiel & U. Baumann (Eds.). The meaning and measurement of social support//Washington DC: Hemisphere.- 1992.-P.109−124.
  140. Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping // I.L. Kutash, L.B. Schlesinger (eds.). Handbook on stress and anxiety. -1980, — P.144−158.
  141. Daniel J., Shabo I. Physchological burnout in professional with permanent communication // Studia Physchologica.- 1993.-V. 35 (4−5).- P. 412 414.
  142. Dietsel L.C., Coursey R.D. predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitate J. -1998.-V. 21 (4).- P. 340−348.
  143. M. (Ed.). The psychology problem solver. New-York: REA, 1980.
  144. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: A theoretical analysis // J. Person. Soc. Psychol. 1984. — V. 46. — № 4.- P. 839 — 852.
  145. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-age-community sample//Journal of Health and Social Behavior. -1980, — Vol. 21, — P.219−239.
  146. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion //Journal of Personality and Social Psychology.- 1988. -Vol. 54. -P. 466−475.
  147. Gopher D., Kimchi R. Engineering psychology // Ann. Rev. of Psychol. -1989. Vol. 40.
  148. Haddad A., Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout // International J. for the Advancement of Counceling. 1998. — V. 20 (2).- P. 113−121.
  149. Hart K.E. Association of type A behavior and its components to ways of coping with stress. J.Psychosom. Res.- 1988.-v. 32,-№ 2.-p. 213 -219.
  150. Heim E. Coping und adaptivit: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping? Psychotherapie // Psychosomatik, Medizinische Psychologie.-1988,-Heft l.-S. 8−17.
  151. Hobfoll S.E. Stress, culture and community. New-York, 1998.
  152. Hockey G.R.H. Cognitive-energetical control mechanismus in the management of work demands and psychological health // Attention, selection, awareness and control: A tribune of Donald Broadbent / Ed. By A. Baddely, L.Weisnkrantz. Oxford, 1993.
  153. Holmes Т.Н., Ralie R.H. The social readjustment rating scale // Journal of Psychosomatic Research. -1967,-N 11. -P.213−218.
  154. Holt P., Fine M.J., Tollefson N. Mediating stress: Survival of the hardy // Psychology in the Scholls. -1987. -V. 24 (1).- P. 51−58.
  155. Karasek R., Theorell T. Healthy work, stress, productivity, and the reconstruction of the working life. N.Y., 1990.
  156. Laireiter A.-R., Baumann U. Klinisch-psychologische Soziodiagnostik: Protektive Variablen und soziale Anpassung, Diagnostica.- 1988.- bd. 34.-S. 190−226.
  157. Laireiter A.-R., Baumann U. Network structures and support functions -Theoretical and empirical analyses. In: H.O.F.Veiel, U. Baumann (Eds.). The meaning and measurement of social support/AVashington DC: Hemisphere.- 1992. P.33−55.
  158. Lavanco G. Burnout syndrome and Type A behavior in nurses and teachers in Society // Psychologocal Reports.- 1997. -V. 81 (2).- P. 523 528.
  159. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American psychologist. -1991. -V. 96, — P. 352−367.
  160. Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future //Psychosomatic Medizine. -1993. -V. 55.- P. 234−247.
  161. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York, Oxford: Oxford University Press, 1999.
  162. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. -N.Y., 1966.
  163. Lazarus R.S., Fereword. In: Perrez M., Reicherts M. Stress, Coping, and Health. A Situation-Behavior Approach. //Theory, Methods, Applications. Seattle-Toronto-Bern-Gottingen: Hogrefe &Huber Publishers.- 1992.-P. 5−9.
  164. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984.
  165. Leventhal H., Scherer K.R. The relationship of emotion to cognition: A functional approach to a semantic controversy // Cognition and Emotion. -1987.-N1.- P. 3−28.
  166. Levi L. Society, stress and disease. Vol. 4: Working life. London, 1981.
  167. Marguis S. Death of the nursed: Burnout of the Provider // Omega J. Of Death and Dying.- 1993, — V. 27 (1).- P. 17−33.
  168. Marsella A.J. The measurement of emotional reaction to work: Conceptual, methodological and research issues // Work and Stress. -1994, — V. 8.
  169. Maslach C. Take this job and. love it! (6 ways to Beat Burnout). -N.Y., 1999.
  170. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third Edition).Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.171 172 173 174 175 185 977 441 835 261 362 176.183.
  171. Nitsch J.R. Zur Gegenstandsbestimmung der Stressforschung. In: J.R.Nitsch (Hrsg.). Stres. Theorien, Untersuchungen, Massnahmen. Bern: Hans Ruber, 1981. S. 29−51.
  172. Perrez M. Belastungsverarbeitung bei neurotisch und endogen Depressiven // Psychotherapie, Psychosomatik, Medizinische Psychologie. -1988. -V. 38.- S.59−66.
  173. Plutchik R. Emotions and psychotherapy: A psychoevolutionary perspective. In R. Plutchik, & H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience, Academic Press.- 1990. -V.5- P. 418 -422.
  174. Roskies E., Lazarus R. S., Coping theory and the teaching of coping skills. In: Behavioral Medicine: Changing Health Lifestyles. New-York, 1980.
  175. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus exsternal control ofreinforcement // Psychol. Monogr. 1966. — V.80. — № 1.
  176. Scherer K.R. Criteria for emotion-antecedent appraisal: A review. In: Hamilton V. et.al. (Eds.). Cognitive perspectives on emotion and motivation // Kluwer Academic Publisher. -1988. -P.89−126.
  177. Schmidbauer W. Die hilflosen Heifer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
  178. Selye H. History and present status of the stress concept. In: L. Golderger, S. Breznitz (Eds). Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects. New-York: The Free Press.- 1986. P. 7−17.
  179. Selye H. Stress in health and disease. London, 1976.
  180. Selye H. Stress. Acta, Montereal, 1950.
  181. Siegman A.W. Anger, hostility and the heart. Hillsdale, NJ: Erbaum 1994.
  182. Spielberger C.D., Reheiser E.C. The job survey: Measuring gender differences in occupational stress // J. of Soc. Behav. And Personality. -1994.-Vol.9.
  183. Terry D.J. Coping resources and situational appraisals as predictors of coping behavior. Person. Individ. Diff.- 1991.- V. 12.- № 10.- P. 1031 -1047.
  184. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanismus // Archives of General Psychiatry. 1971. -V. 24. — P. 107−118.
  185. Vinokur V. Evaluation of the effectiveness of Balint groups in different social professions. / The Doctor, the Patient and their well-being worldwide. Berlin.- 2003. — P. 147 — 151.
  186. Warr P. A conceptual framework for the study of work and mental health // Work and Stress. -1994.- Vol. 8.
  187. White R.W. Strategies of Adaptation an attempt at Systematic description. // Stress and mental health. New-York- London, 1994.
  188. Wilkinson R.T. Some factors influencing the effect of environmental stressors upon performance. Psychological Bulletin.- 1969.- P. 260−284.
  189. Wolf H.G. Stress and disease. Springfield: C.C. Thomas Co., 1953.
Заполнить форму текущей работой