Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития
Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области создания и функционирования сложноорганизованных территориальных экономических систем в виде особых экономических зон различного уровня. В ходе исследования изучалась специальная литература, материалы научных конференций, законодательные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЭЗ КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 1. 1. ОЭЗ как территориальная организованная структура
- 1. 2. Налоговые и таможенные преференции в особых экономических зонах
- 1. 3. Администрирование в особых экономических зонах
- ГЛАВА 2. ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- 2. 1. Выбор направлений Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня
- 2. 2. Подготовка Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня
- 2. 3. Особые экономические зоны регионального уровня
- ГЛАВА 3. БАНКОВСКО-КРЕДИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
- 3. 1. Расширение рынка банковских услуг для резидентов ОЭЗ
- 3. 2. Торговое финансирование резидентов ОЭЗ
Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Как показывает зарубежный опыт, развитие национальных отраслей во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий, предложения определенного «пакета» льгот и преференций инвесторам, государственного содействия.
Названное находит отражение в механизме создания и применения особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ). Несмотря на очевидные преимущества ОЭЗ, процесс их образования в России не получил должного развития. Возникающие при функционировании ОЭЗ проблемы носили разноплановый характер. Они требуют решения организационных, нормативно-правовых, информационных и методических вопросов.
Разработка научно-методического обеспечения механизма создания, функционирования и развития особых экономических зон различного уровня, правил применения таможенных и налоговых льгот на предприятиях-резидентах ОЭЗ, выявление резервов повышения эффективности их функционирования позволит более обоснованно принимать решения о целесообразности создания ОЭЗ, повысит достоверность и полноту контроля соблюдения требований законодательства на территории ОЭЗ, создаст благоприятные предпосылки для развития отечественных отраслей народного хозяйства путем привлечения инвестиций и открытия новых конкурентоспособных производств. Реально работающие предприятия-резиденты ОЭЗ смогут заставить работать другие субъекты хозяйственной деятельности смежных отраслей и тем самым повлиять на улучшение социально-экономической ситуации в регионе, в том числе через создание «точек роста» — особых экономических зон регионального уровня.
Все сказанное подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности, проблемы. Различные аспекты проблемы формирования, функционирования и развития территориально-организованных экономических систем (особых экономических зон) освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых.
На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных аспектам сущности и содержания, а также практическим вопросам применения различных инструментов государственной и региональной политики, используемых в особых экономических зонах. Эти направления нашли отражение в работах известных российских ученых Авдокушина Е., Арутюнова Д., Бабурина С., Биндмана М., Богуславского М., Вардомского JL, Вишнякова-В., Дерюгиной С., ГранбергаА., Гуцериева М., Зубаревича Н., Игнатова В., Лейста О., Лексина В., Мельникова Р., Платонова Н., Поповой Н., Рыбакова С., Смородинской Н. и Капустина А., Клименко Б., Ушакова Д. и других ученых.
Среди зарубежных исследователей, работающих в данной области можно выделить, в частности П. Линдерта, К. Верноя, Сюй Цзоте.
Однако, несмотря на многочисленность работ, посвященных данной проблематике, вопросы формирования, функционирования и развития территориально-организованных экономических систем в виде особых экономических зон различного уровня* и выбора эффективных инструментов регулирования в силу их многогранности и сложности следует признать недостаточно разработанными иостродаскуссионными.
Расхождение во взглядах, а также недостаточность практических мер, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности в особых экономических зонах различного уровня предопределило выбор предмета настоящего исследования, обусловило его цель и задачи.
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию, эффективному функционированию и определению тенденций развития территориально-организованных экономических систем в виде особых экономических зон различного уровня.
Учитывая современное состояние разработанности проблемы, для достижения сформированной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— сформулированы методологические основы формирования ОЭЗ как территориально-организованных экономических систем;
— исследовано взаимодействие властных структур при функционировании особых экономических зон промышленно-производственного типа;
— разработана Программа создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня;
— исследованы вопросы создания, функционирования и определения тенденций развития особых экономических зон регионального уровня, особенности организации управления ими;
— разработан комплекс показателей для оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ РУ различных типов;
— исследованы и сформулированы направления расширения банковской инфраструктуры для участников-резидентов ОЭЗ.
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в результате применения инструментов создания, функционирования, регулирования и развития особых экономических зон различного уровня как сложноорганизованной территориальной экономической системы.
Объектом исследования являются особые экономические зоны регионального уровня.
Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области создания и функционирования сложноорганизованных территориальных экономических систем в виде особых экономических зон различного уровня. В ходе исследования изучалась специальная литература, материалы научных конференций, законодательные, нормативные, программные и инструктивные документы Правительства Российской Федерации и Липецкой области, монографические работы и периодические издания по проблемам создания, функционирования и развития особых экономических зон. Методология исследования базируется на системе диалектического познания и системном анализе. Круг поставленных задач, подлежащих рассмотрению, определил необходимость использования соответствующего методологического инструментария.
Содержание диссертации соответствует пункту 5.3 «Территориальная организация национальной экономикиформирование, функционирование и развитие территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и других форм территориально-организованных экономических систем» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) паспорта специальностей ВАК РФ.
Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Липецкой области. Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций являются статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Липецкой области, факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Научная новизна исследования заключается в развитии методологических подходов к формированию, функционированию и развитию особых экономических зон как сложноорганизованной территориальной экономической системы.
• Доказано, что понятие особой экономической зоны невозможно классифицировать однозначно или по отдельным определенным признакам и необходимо рассматривать как сложноорганизованную комплексную экономическую систему, включающую: территориально-организованную структурусовокупность предприятий-резидентов, функционирующих на территории особой экономической зоныподсистему налоговых и таможенных льгот и преференцийинститут администрирования.
• Предложен механизм взаимодействия властных структур при функционировании особых экономических зон промышленно-производственного типа, определяющий обязательства, порядок финансирования и ответственность Правительства РФ, Администрации региона и Администрации муниципального района по вопросам нормативно-правового регулирования предоставления налоговых льгот и преференций резидентам ОЭЗ, контролю мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ, согласованию вопросов выполнения обязательств и их финансирования, координации деятельности.
• Выявлены, проблемы создания и функционирования особых экономических зон промышленно-производственного типа государственного уровня, в том числе, касающиеся обеспечения сохранности инвестиций в ОЭЗвозврата вложенных в инфраструктуру зоны бюджетных средствобеспечения новых форм работы со страховыми компаниямиобеспечения реализации таможенных льгот и преференций на местахобеспечения благоприятного инвестиционного климата и эффективности инвестиционных вложений в ОЭЗрасширения банковской инфраструктуры для резидентов ОЭЗструктурных диспропорций в экономике и разбалансированности регионального рынка труда.
• Разработана Программа создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня, включающая: выбор направлений Программы на основе мониторинга социально-экономического положения региона по основным отраслям народного хозяйства и направлениям развитияорганизацию подготовки Программы, основанной на принципах региональной политики создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, административно-управленческих ресурсов с последующим распространением инновационной активности на другие территории областимеханизм реализации Программыконтроль за внедрением Программы, через совершенствование мониторинга социально-экономических показателей областисистему организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления ее реализациитехнологии согласования и утверждения Программыэтапы ее реализации.
• Предложен механизм создания и функционирования особых экономических зон регионального, уровня, представляющий взаимодействие органов местного самоуправления (заявка с обоснованием целесообразности и эффективности создания особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ) для решения задач регионального и местного значения), конкурсной комиссии, (отбор заявок на конкурсной основе), Администрации области (Положение о конкурсном отборе заявок, Акт о создании ОЭЗ РУ) и наблюдательного Совета.
• Разработана система показателей дляоценки целесообразности и эффективности создания промышленно-производственного и агропромышленного типов ОЭЗ РУ (уровень финансово-экономического состояниях муниципального образования, степень обеспеченности инженерной, транспортной, и социальной-инфраструктуры, количество вновь, создаваемых рабочих мест, опыт реализации крупных инвестиционных проектов, планируемые объемы инвестиций, показатели бюджетной эффективности, объемы расходов, бюджетов различных уровней и предполагаемый размер дополнительных доходов в бюджеты различных уровней), технико-внедренческих ОЭЗ РУ (дополнены показателями инновационной привлекательности научных исследований и разработок, оценкой обоснованности развития предлагаемых технологий и продукции), туристско-рекреационной ОЭЗ' РУ (дополнены показателями состояния объектов, туристской и курортной инфраструктуры и перспективами их развития, степенью инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса территории ОЭЗ РУ, экологическим состоянием территории).
• Сформулированы направления расширения банковской инфраструктуры для участников-резидентов ОЭЗ, включающие формирование общей политики банков на рынке услуг для резидентов ОЭЗ, продуктовой политики, тарифной политики, коммуникационной политики, организационной структуры банка, формирование клиентской базы данных, мониторинг рынка услуг, организацию торгового финансирования для участников ОЭЗ.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Научные выводы, положения и рекомендации применены при разработке Программы создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня в Липецкой области. Теоретические положения и методические разработки могут быть использованы в администрации Липецкой’области при разработке стратегии социально-экономического развития Липецкой области, повышении эффективности функционирования особых экономических зон.
Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты работы:
• Программа создания, функционирования и развития особых экономических зон регионального уровня.
• Разработанные автором методические и практические рекомендации по формированию, функционированию и развитию особых экономических зон могут быть внедрены:
— в научную работу, в том числе при написании статей и монографических изданий по теории и практике управления социально-экономическим развитием региона;
— при обучении студентов по дисциплинам «Стратегический менеджмент»,.
Теория организации", «Стратегия социально-экономического развития регионов».
Результаты диссертационного исследования были использованы Управлением по развитию промышленности и предпринимательства Администрации Липецкой области при разработке промышленной политики региона на 2008;2010 годы и до 2015 года.
Апробация^ результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях: Экономическое и социальное развитие регионов России (II Всероссийская научно-практическая конференция, Пенза, 2006) — Финансовое обеспечение дотационных регионов (Международная научно-практическая конференция, Тамбов, 2007) — XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 2008) — Современные проблемы и перспективы развития дотационных регионов (Международная научно-практическая конференция, Тамбов- 2008) — Державинских чтениях Академии Экономики и предпринимательства ТГУ им. Г. Р. Державинасеминарах кафедры Финансы и налогообложения ТГУ им: Г. Р: Державинадругих семинарах различного уровня.
Результаты выполненного исследования апробированы <в процессе преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» в Липецком государственном техническом университете.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 7 работах, общий объем — 2,5 п: л., авторский: объем — 2,15 п.л., в т. ч. в одной монографии и двух статьях в научных журналах перечня ВАК.
Структура и, объем, диссертационной работы определялись целями исследования в соответствии, с необходимостью решенияпоставленных научных задач. Диссертация, состоит из, введения, трех глав, выводови рекомендацийсписка используемой литературы. Структура илогика работы согласуется с предметом и целью исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В августе 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этот Закон определяет порядок создания и функционирования в Российской Федерации особых экономических зон.
В настоящем научном исследовании особая экономическая зона классифицируется как сложноорганизованная комплексная экономическая система, включающая:
• территориально-организованную структуру;
• совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на территории ОЭЗ;
• подсистему налоговых и таможенных преференций;
• административный аппарат.
Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций.
Главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, является гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах.
Но Законом об ОЭЗ не предусмотрены подготовка и принятие федеральной программы создания и развития ОЭЗ.
Объявленный правительством РФ открытый конкурс на создание особых экономических зон собрал по стране 72 заявки более чем из половины российских регионов. Право на реализацию представленных проектов получили лишь шесть претендентов, из них лишь два — на создание зон промышленно-производственного типа, предназначенных заниматься непосредственно выпуском востребованной рынком продукции.
Таким образом, по итогам проведенного Минэкономразвития конкурса Липецкая область получила право на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Казинка» («Липецк»).
В работе представлен механизм взаимодействия властных структур различного уровня при функционировании особых экономических зон.
Рассматриваемый механизм определяет обязательства, порядок финансирования и ответственность. Стороны обязуются совместно действовать для достижения целей по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Стороны в своей деятельности руководствуются принципами взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях наиболее эффективного использования их экономического, научно-технического и промышленного потенциала.
Но успешное развитие особой экономической зоны могут принести региону кроме прочих и такую проблему. «Льготная» территория ОЭЗ, монополизируя инвестиции, существенную часть бюджетных средств, другие ресурсы, поглотит наиболее квалифицированные кадры региона — прежде всего в силу разницы в оплате труда, и может обречь тем самым остальные районы на стагнацию и прозябание.
Кроме того, нет гарантии того, что зона, обладая узаконенными конкурентными преимуществами, не приведет к банкротству и свертыванию каких-то «внешних» предприятий.
Для преодоления возможных диспропорций необходимы новые подходы, например через создание на территории Липецкой области параллельно других «точки роста», призванных обеспечить в дальнейшем желаемую диверсификацию экономики области.
Это — «особые экономические зоны регионального уровня».
На территории области для ее социально-экономического развития области необходимо создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов.
Подобная многовариантность позволит избежать монополизации производства, сохранить конкуренцию, создать потенциал развития не только в зонах, но и вокруг них, в том числе и в сельских муниципальных образованиях.
Но прежде, чем говорить об этом, необходима разработка Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.
На сегодняшний день в России не разработана единая государственная политика в отношении создания и функционирования ОЭЗ, нет перспективных планов развития ОЭЗ, не предусмотрена и не принята федеральная Программа создания и функционирования особых экономических зон.
Основными составляющими Программы являются:
1) Выбор направлений Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.
2) Подготовка Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.
3) Реализация Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.
4) Технология разработки, согласования и утверждения Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.
5) Оценка результативности Программы.
6) Создание особых экономических зон регионального уровня.
Целями создания особых экономических зон регионального уровня ОЭЗ РУ являются развитие территорий области, обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции, туризма и рекреационной деятельности, внедрения наиболее прогрессивных технологий и производств.
Список литературы
- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3127.
- Федеральный закон от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 23. Ст. 2807.
- Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 4 ст. 224.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Закон Липецкой области от 22 декабря 2004 г. № 147−03 «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года».
- Закон Липецкой области от 07 декабря 2005 г. № 232−03 «О межбюджетных отношениях в Липецкой области».
- Закон Липецкой области от 14 июня 2001 г. № 144−03 «О промышленной политике в Липецкой области».
- Закон Липецкой области от 25 февраля 1997 г. № 59−03 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области».
- Закон Липецкой области, от 30 декабря 2004 г. № 162−03 «О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам».
- Закон Липецкой области от 29 сентября 2004 г. № 127−03 «О залоговом фонде Липецкой области». f
- Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» // Советский журнал международного права. 1991. N 2. С. 23.
- Постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ „Находка“) Приморского края».
- Постановление Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)».
- Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области».
- Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ „Алтай“)».
- Постановление Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны „Сахалин“ (СЭЗ „Сахалин“)».
- Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны Находка» и др.
- Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Вестник Банка России. 2005. N 19 (817).
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» от 25.11.2005 N 2470-IV ГД // Вестник Банка России. 2005. N 65(863).
- Выступление Председателя Банка России С. М. Игнатьева на XVII съезде Ассоциации российских банков 05.04.2006 // Вестник Банка России. 2006. N 22 (892).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 782 «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 20 октября 2005 г. № 985-пс «О программе развития промышленности Липецкой области на 2006−2010 годы».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 5 октября 2006 г. № 1414-пс «О программе реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007−2010 годы.
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 марта 2006 г. № 24 «О порядке конкурсного отбора инвестиционных программ и проектов, подлежащих финансированию из областного Фонда муниципального развития».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 14 апреля 2004 г. № 84 «Об утверждении порядка предоставления государственной поддержки в виде субсидий муниципальным образованиям».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 25 августа 2005 г. № 928-пс «О Программе развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005−2010 годы». Ij
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 6 октября 2005 г. № 970-пс «Об областной целевой программе «Сельское подворье Липецкой области на 2006−2008 годы».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 9 декабря 2004 г. № 680-пс «Об областной целевой программе «Государственная поддержка растениеводства Липецкой области в 2005—2007 гг.».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 9 декабря 2004 г. № 679-пс «Об областной целевой программе «Государственная поддержка животноводства в Липецкой области в 2005—2007 гг.».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18 марта 2004 г. № 458-пс «Об областной целевой Программе «Социальное развитие села до 2010 года».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2005 г. № 1094-пс «Об областной целевой программе «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006—2010 годы».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18 ноября 2004 г. № 628-пс «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005−2008 гг.».
- Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 марта 2006 г. № 1198-пс «Об областной целевой программе «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2006−2010 годы)».