Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый критерий находит выражение в определенных показателях: а) овладение воспитанником содержанием понятий «Отечество», «долг», «мужество», «честь», «достоинство» — умение устанавливать связи понятий «честь» и «достоинство» с другими, оперировать этими понятиями. б) наличие внутреннего идеала нравственной деятельности и стремления быть похожим на него, наличие нравственных мотивов как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания личности в системе довузовской военной подготовки
    • 1. 1. Междисциплинарный анализ изучения нравственноэтических категорий
    • 1. 2. «Честь» и «достоинство» как понятия нравственного воспитания
    • 1. 3. Особенности представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Условия воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки
    • 2. 1. Диагностика нравственных понятий суворовцев
    • 2. 2. Ход и результаты опытно-педагогической работы по воспитанию представлений о чести и достоинстве у юношей
    • 2. 3. Сотрудничество командно-преподавательского состава по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев
  • Выводы по II главе

Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» говорится о том, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [119].

Развитие системы довузовской военной подготовки, в которой выявляются индивидуально значимые особенности личности, — важный резерв повышения качества подготовки будущих защитников Родины. В системе Министерства обороны РФ функционирует сеть государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола.

В начале 90-х годов XX века в России стали возрождаться суворовские училища и кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания юношества. Этот процесс связан с реформой военного образования, происходящей в настоящее время в Российской армии. В суворовских военных училищах и кадетских корпусах формируется устойчивый интерес к будущей профессии. Наряду с гармоничным развитием личности, всесторонней общеобразовательной и физической подготовкой суворовцы и кадеты проходят военную подготовку. В суворовских училищах и кадетских корпусах обучаются тысячи воспитанников, более 30% из которых — сироты и дети из неполных семей.

Для нашего исследования продуктивным стало обращение к трудам классиков педагогики, заложивших основу гуманистической педагогики (П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — обосновавших идеи гуманизации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. А. Сластенин и др.) — выявивших специфику развития личности в юношеском возрасте (Л.И.

Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, B.C. Мухина, В. А. Караковский и др.) — обосновавших проблему тендерного подхода в воспитании (Г.М. Бреслав, В. Е. Каган, И. С. Клецина, Д. В. Колесов и др.). Важное место также занимают труды по проблемам нравственного воспитания (О.С. Богданова, Е. В. Бондаревская, H.H. Верцинская, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Н. Е. Щуркова и др.) — воспитания личности в коллективе (A.C. Макаренко, Л. И. Новикова и др.) — социального воспитания личности (И.С. Кон, A.B. Мудрик, A.B. Петровский, E.H. Сорочинская и др.).

Необходимость исследования проблем воспитания юношей в суворовских училищах и кадетских корпусах обоснована в трудах Н. И. Алпатова, Л. И. Бескровного, A.B. Гаврилина, С. М. Горбаченко, И. П. Савченко, В. Н. Миронова, И. А. Уварова и др.

Однако изучение литературы по данной проблеме показало, что воспитанию нравственных представлений у будущих офицеров не уделяется должного внимания. Анализ научной литературы позволил выявить следующие противоречия: между современной отечественной моделью образования, провозглашающей гуманистические ценности личности, и объективно существующей в учебных заведениях довузовской военной подготовки модели авторитарной педагогики;

— между сложившейся в отечественной истории системой представлений о воинской чести и достоинстве и недооценкой этого феномена в связи со сменой парадигмы общественного развития;

— между необходимостью актуализации процесса нравственного воспитания детей и молодежи и существующим кризисом общества, в том числе и в нравственной сфере.

Вышеназванные противоречия определили проблему нашего исследования: в чем заключается сущность и специфика процесса воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев?

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки» .

Объект исследования: нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки.

Предмет исследования: воспитание представлений о чести и достоинстве у суворовцев в процессе нравственного воспитания.

Цель исследования: выявить педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

Гипотеза исследования. Эффективность воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев зависит от:

• междисциплинарного подхода при изучении понятий «честь» и «достоинство» в образовательном процессе учебных заведений системы довузовской военной подготовки;

• учета особенностей нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки;

• соблюдения норм, основанных на традициях воинского братства и служения Родине, адекватных юношескому кодексу чести;

• учета уровней сформированное&tradeпредставлений о чести и достоинстве у суворовцев;

• совокупности педагогических условий, обеспечивающих целостность процесса нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки.

Основные задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятий «честь» и «достоинство» и определить их роль в системе нравственного воспитания личности в историческом и современном контексте.

2. Выявить специфику процесса нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки.

3. Раскрыть особенности юношеского возраста, определяющие его как сензитивный период для развития представлений о чести и достоинстве.

4. Определить критерии оценки и способы диагностики нравственных представлений у суворовцев, выделить на этой основе типологические группы суворовцев.

5. Разработать и апробировать модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки.

6. Обосновать пути и средства педагогической поддержки суворовцев в развитии представлений о чести и достоинстве.

Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический, аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развитиятендерный подходидеи о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизниидеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личностипринцип системностипринципы взаимосвязи теории и практики, единства сознания и деятельности, непрерывности и преемственности.

Теоретическую основу исследования составляют: теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теория нравственного воспитания (В.И. Бакштановский, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, H.H. Верцинская, Т. И. Власова, И. М. Краснобаев, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.) — идеи военно-патриотического воспитания детей и молодежи (A.A. Аронов, С. М. Ахмедов, Н. Г. Емузова, Н. М. Конжиев, А. Д. Солдатенков, Г. М. Суходолова и др.) — концепции воспитания в военных образовательных учреждениях России (Н.И. Алпатов, A.B. Барабанщиков, А. Н. Вырщиков, П. А. Геленковский, И. А. Уваров и др.) — теория формирования понятий (М.Н. Верзилин, С. И. Иванов, И. Я. Лернер, H.A. Менчинская, C. J1. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, И. А. Тютькова, A.B. Усова и др-) — теория педагогической поддержки (О.С. Газман, В. И. Слободчиков и др.). Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта) — диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, сочинения, творческие работы воспитанников, экспертная оценка) — обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение) — экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент) — количественная и качественная оценка полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц, схем).

База исследования: Новочеркасское суворовское военное училище МВД России.

Исследование проводилось в течение 6 лет и включало 3 этапа. На первом этапе (2000;2002 гг.) проводилось изучение научной литературы по проблеме воспитания представлений о чести и достоинстве, особенностям воспитания юношей в суворовских военных училищах и кадетских корпусах. Полученный материал позволил определить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу опытно-педагогической работы.

На втором этапе (2002;2005 гг.) продолжался процесс изучения научной литературы, проводилась диагностика нравственных представлений у юношей, выделялись критерии и показатели нравственной воспитанности суворовцев, разрабатывалась модель воспитания представлений о чести и достоинстве, апробировалась и внедрялась программа спецкурса по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев, осуществлялась опытно-педагогическая работа на базе НСВУ МВД России.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов опытно-педагогической работы, формулировались выводы, оформлялись материалы опыта работы с суворовцами, проводилось литературное оформление диссертационного исследования.

Исследованием охвачено 295 воспитанников. Проанализировано и обобщено 295 независимых характеристик, осуществлено педагогическое наблюдение за деятельностью 25 преподавателей и офицеров. Изучено более 50 отзывов на выпускников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— уточнено содержание понятий «честь» и «достоинство» применительно к процессу нравственного воспитания суворовцев;

— выявлены особенности юношеского возраста, определяющие его как сензитивный период для нравственного воспитания личности в системе довузовской военной подготовки;

— впервые разработана модель воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев;

— разработана и апробирована программа спецкурса по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев;

— выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для развития нравственных представлений у юношей в системе довузовской военной подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— расширены существующие в педагогике идеи о сущности, основных направлениях, формах и методах развития представлений у юношей в системе довузовской военной подготовки;

— теоретически обоснованная и проверенная опытно-педагогическим путем модель воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев может быть использована в практической работе по организации образовательного процесса в учебных заведениях системы довузовской военной подготовкипредложенная программа спецкурса повышает эффективность нравственного воспитания суворовцев;

— теоретические положения, результаты исследования используются при организации образовательного процесса в учебных заведениях системы довузовской военной подготовки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийиспользованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету и цели исследованиясоблюдением требований технологии педагогического исследованиярепрезентативностью в выборке исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственные понятия «честь» и «достоинство» выступают в качестве системообразующих понятий, с помощью которых определяется нравственная ценность человека.

Честь и достоинство — взаимопроникающие категории, которые, оказывая воздействие на ценностное сознание человека, реализуются в конкретных действиях, имеющих позитивную общественную и личную значимость в свободе выбора и сознательных волевых действиях.

Понятие личного достоинства включено в понятие честионо, как и честь, раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека.

Честь — осознание и принятие индивидом социальных норм и других регуляторов поведения, которые становятся его внутренними убеждениями, и общественного блага, становящегося целью его деятельности.

Воинская честь как понятие, отражающее осознанное стремление юноши к выбору профессии офицера — будущего защитника Отечества, характеризуется верностью присяге, войсковым товариществом и взаимопомощью, бескорыстием, требовательностью к подчиненным, сочетаемой с уважением их личного достоинства, бережным отношением к традициям, гуманным отношением к гражданскому населению, верностью данному слову, умением вести себя в обществе.

Достоинство как понятие морального сознания о ценности человека раскрывает отношение человека к себе, к другим людям, к миру в целом, это осознание человеком своей духовной, культурной и социальной ценности, значимости.

2. Нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки — это целенаправленный процесс развития нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчины.

Нравственное воспитание характеризуется двусторонностью, длительностью, непрерывностью, активностью воспитанника, что выражается в развитии нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения, основанных на традициях воинского братства и служения Родине.

Процесс воспитания представлений о чести и достоинстве связан с воспитанием сферы чувств, нравственного опыта и самосознания и предполагает единство рационального и эмоционального.

В регуляции поведения личности выделены следующие функции чести и достоинства:

• регулирующая функция — моральная регуляция при выборе поступков, перенесение в поведение человека реальных нравственных отношений данного общества;

• смыслообразующая функция — готовность человека совершать нравственные поступки, выражать оценочные суждения, которые обладают нравственной направленностью;

• интегрирующая функция — воспитание чести и достоинства основывается на свободе, эмоциональном подъеме, волевом усилии и объединяет все эти элементы, жизненный опыт личности подчиняется нравственным целям, личность приобретает единую направленность и устремленность.

Содержание нравственного воспитания юношей в суворовском военном училище включает такие направления, как:

— осмысление нравственных понятий;

— развитие уважительного отношения к традициям и ритуалам училища;

— поддержание связей с ветеранами суворовско-нахимовского клуба, а также с представителями кадетских корпусов и суворовских военных училищ;

— оказание гуманитарной помощи детям — воспитанникам детского дома и ветеранам.

Особенности нравственного воспитания суворовцев связаны с ориентацией юношей на военную профессию и во многом определяются спецификой этики военнослужащего.

3. Юношеский возраст является сензитивным периодом для развития представлений о чести и достоинстве.

Юношеский возраст предоставляет наилучшие возможности для интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, жизненных выборов, самопознания, утверждения идеалов. Воспитанников характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие, определить жизненные цели и средства их достижения, стремиться к самоанализу, самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке своих поступков и явлений общественной жизни.

Специфика воспитания нравственных представлений у юношей обусловлена определенной внутренней дисгармонией и противоречивостью в поведении. Это проявляется, с одной стороны, в глубоком понимании общественного долга, чести, демонстрации образцов дисциплинированности, а, с другой стороны, — в нарушении элементарных норм человеческого общежития, демонстрации безответственности, социальной незрелости, чрезмерном стремлении к самоутверждению.

4. Нравственные возможности личности и их реализация в различных видах деятельности отражаются в критериях и показателях.

Формирование понятий «честь» и «достоинство» у юношей происходит на когнитивном, эмоциональном и практическом уровнях.

В качестве критериев сформированности понятий «честь» и «достоинство» у юношей выступают: а) мировоззренческий, характеризующий уровень развития нравственного сознания воспитанниковб) мотивационно-целевой, отражающий мотивационную сторону нравственных поступков и действий воспитанников, направленность их интересов и потребностейв) практически-результативный, отражающийся в поступках суворовцев не только в учебном процессе, но и во внешних действиях и поступках.

Каждый критерий находит выражение в определенных показателях: а) овладение воспитанником содержанием понятий «Отечество», «долг», «мужество», «честь», «достоинство» — умение устанавливать связи понятий «честь» и «достоинство» с другими, оперировать этими понятиями. б) наличие внутреннего идеала нравственной деятельности и стремления быть похожим на него, наличие нравственных мотивов как осознанной потребности осуществлять нравственную деятельность. в) стабильные положительные результаты воспитанников в учебе, поведении и действиях в реальной жизненной ситуации, умение давать оценку своим действиям (самооценка) и применять свои нравственные убеждения к анализу сложных современных общественных явлений.

Степень сформированности у воспитанников представлений о чести и достоинстве характеризуют высокий, средний и низкий уровни, содержание которых отражено в тексте диссертации.

5. Модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки включает цель (воспитание представлений о чести и достоинстве) и задачи (обеспечение понимания и усвоения юношами ценностейправил взаимодействия в коллективеформирование установок, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчиныстимулирование саморазвития суворовцев), соответствующие каждому этапу (образно-ассоциативному, поэлементному и обобщающему) воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

В модели обозначены формы (беседы, лекции, семинары, дискуссии, практикумы нравственности, нравственные уроки памяти, мужской разговор), методы (методы проблемного разрешения ситуаций, положительный пример, убеждение, включение в коллективную деятельность, анализ результатов деятельности,) и средства воспитания представлений о чести и достоинстве (решение задач нравственного выбора, результатом которого является осознание собственного выбора, педагогическое взаимодействие), обеспечивающие эффективность воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

6. Совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки, включает:

— сплочение коллектива суворовцев;

— поддержание и развитие традиций «суворовского братства» ;

— опору на субъективный опыт воспитанников;

— организацию активной деятельности суворовцев;

— гражданскую позицию, педагогическую поддержку и личный пример педагога, офицера, воспитателя.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на ЮжноРоссийских педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Ростов-на-Дону, 2002, г. Сочи, 2003), заседаниях кафедры социальной педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заседаниях педагогического совета НСВУ МВД России, заседаниях цикла гуманитарных дисциплин НСВУ МВД России, в Донском Императора Александра III кадетском корпусе, кадетском корпусе г. Аксая, Пензенском казачьем генерала Слепцова кадетском корпусе, Казанском суворовском военном училище.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по проблемам нравственного воспитания с учащимися общеобразовательных школ.

Основные результаты исследования изложены в методическом пособии и 8 публикациях автора.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 196 источников, и 10 приложений. Объем основного текста составляет 183 страницы, содержит 6 таблиц, 2 графика, 8 диаграмм.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

В результате опытно-педагогической работы выявлены формы, методы и средства воспитания представлений о чести и достоинстве юношей в системе довузовской военной подготовки.

Установлено, что воспитание представлений о чести и достоинстве осуществляется на 3-х уровнях: когнитивном, оценочно-эмоциональном и мотивационно-поведенческом. На когнитивном уровне формируется система знаний, представлений и понятий, умение устанавливать связи между ними, самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих поведение, понимание собственного места и роли в жизни.

На оценочно-эмоциональном уровне развиваются оценочные суждения, характеризующие отношение к чести и достоинству, выявляется сила эмоциональных переживаний, связанных с данными понятиями, действенно-критическое отношение к собственным поступкам.

На мотивационно-поведенческом уровне проявляется устойчивая форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым нормам, формируется устойчивость в конфликтных ситуациях.

Воспитание представлений о чести и достоинстве предполагает взаимодействие всех уровней.

Анализ диагностики ценностей воспитанников позволил выявить преобладание личностных, индивидуальных ценностей над социальными: очевидна значимость таких нравственных ценностей, как добро, труд, достоинство, честь, однако менее трети от числа опрошенных могут правильно раскрыть суть этих понятий.

Необходимость выявления эффективных путей и средств воспитания представлений о чести и достоинстве воспитанников определила проведение опытно-педагогической работы.

Разработана и апробирована система воспитания данных представлений у будущих офицеров.

Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности понятий о чести и достоинстве воспитанников суворовского военного училища. В качестве критериев нами выделены мировоззренческий, мотивационно-целевой и практически-результативный критерии, в соответствии с которыми определены показатели, определяющие нравственные возможности личности и их реализацию в деятельности, и уровни, характеризующие степень развития у воспитанников способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей и представлений о чести и достоинстве.

Выделены группы воспитанников в соответствии с уровнем сформированности интересующих нас качеств (высоким, средним, низким) и определены направления работы с каждой из групп.

Был разработан спецкурс «Основы нравственного воспитания», содержание которого было направлено на воспитание представлений о чести и достоинстве у суворовцев. Содержание каждой темы включало определение темыее воспитательные целиработу, которая должна быть проведена преподавателем или офицеромосновные проблемы, которые нужно обсудить на данном занятиипоследующую воспитательную работу.

Каждый этап опытно-педагогической работы предполагал использование определенных методов и средств. Вместе с тем необходим был учет личностных характеристик воспитанников. Дифференцированный подход в данном случае заключался, прежде всего, в выделении групп суворовцев, соответствующих определенным нами уровням сформированности понятий.

Воспитательная работа проводилась со всеми воспитанниками с использованием разнообразных форм и методов педагогического взаимодействия, и участием всех в различных видах деятельности. Однако результаты наблюдения в ходе разносторонней деятельности воспитанников позволили выделить определенные формы и методы, которые являлись более эффективными для работы с определенной группой, отдельным воспитанником. Так, для воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений о чести и достоинстве создавались условия, поддерживающие уверенность в выборе профессии, себе, необходимости и возможности изменения общества, создающие дополнительную мотивацию деятельности и способствующие самосовершенствованию личности.

В работе с суворовцами со средним уровнем практиковалось создание в процессе деятельности условий для осмысления и принятия нравственных ценностей, создание ситуаций успеха, оказание помощи в осознании необходимости самовоспитания.

В работе с воспитанниками с преобладанием низкого уровня большое значение придавалось созданию ситуаций нравственного выбора, успеха, а также ситуаций, требующих проявления активной жизненной позиции. Наша деятельность была направлена на инициирование потребности в самопознанииоценке себя и другого, причин и следствий своего поведения.

Определены особенности управления процессом воспитания представлений о чести и достоинстве воспитанников: создание условий для усвоения, эмоционального переживания и возможности совершения поступка на основе свободного нравственного выбора.

Выявлены основные условия и средства эффективности воспитания представлений о чести и достоинстве юношей в системе довузовской военной подготовки.

Воспитание представлений о чести и достоинстве у юношей необходимо для всей системы образования и воспитания, а также для построения демократического государства. Результатом воспитания данных качеств будет сформированная личность, которой должны быть присущи такие категории, как «патриотизм», «долг», «мужество», «совесть» .

Опытно-педагогическая работа показала, что для эффективности процесса воспитания представлений о чести и достоинстве необходимо расширять представления будущих офицеров в различных областях знаний, а также обращать их особое внимание на эмоциональную привязанность к Родине, побуждать к принятию нравственных ценностей в качестве мотивов поведения, формировать готовность к автономной и коллективной деятельности в различных ее видах и др.

Таким образом, высокий уровень сформированности представлений о чести и достоинстве дает возможность реализовать одну из главных задач воинского воспитания — нравственное развитие личности будущего офицера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассмотрен процесс воспитания представлений о чести и достоинстве юношей в системе довузовской военной подготовки, исходя из специфики их будущей деятельности, в которой для решения профессиональных задач необходим особый уровень развития личностных качеств.

В исследовании использовались системный, личностный, тендерный, культурологический, аксиологический и деятельностный подходы.

Дан междисциплинарный анализ категорий «ценность», «мораль», «нравственность», «честь», «достоинство», рассмотренных с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики. Анализ исследований данных областей научного знания позволяет нам сделать следующие выводы. Категория «ценности» является вечной и всеобщей.

Нравственная ценность человека определяется с помощью выступающих в качестве эталонов категорий чести и достоинства. Категория чести выражает сознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества и включает в себя сознание личного достоинства. Чувство чести и собственного достоинства — это образования, являющиеся социальными по содержанию и реализующиеся через психику, основными составными которой являются: интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты, т. е. структура чувства чести и собственного достоинства представляет собой единство трех составных. Их сформированность зависит от уровня сформированности каждого компонента и их гармоничного сочетания.

Достоинство как понятие морального сознания о ценности человека раскрывает отношение человека к себе, к другим людям, к миру в целом, это осознание человеком своей духовной, культурной и социальной ценности, значимости.

Честь — осознание и принятие индивидом социальных норм и других регуляторов поведения, которые становятся его внутренними убеждениями, и общественного блага, становящегося целью его деятельности.

Воинская честь как понятие, отражающее осознанное стремление юноши к выбору профессии офицера — будущего защитника Отечества, характеризуется верностью присяге, войсковым товариществом и взаимопомощью, бескорыстием, требовательностью к подчиненным, сочетаемой с уважением их личного достоинства, бережным отношением к традициям, гуманным отношением к гражданскому населению, верностью данному слову, умением вести себя в обществе.

Нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки — это целенаправленный процесс развития нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчины.

Нравственное воспитание характеризуется двусторонностью, длительностью, непрерывностью, активностью воспитанника, что выражается в развитии нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения, основанных на традициях воинского братства и служения Родине.

Процесс воспитания представлений о чести и достоинстве связан с воспитанием сферы чувств, нравственного опыта и самосознания и предполагает единство рационального и эмоционального.

В регуляции поведения личности выделены следующие функции чести и достоинства:

• регулирующая функция — моральная регуляция при выборе поступков, перенесение в поведение человека реальных нравственных отношений данного общества;

• смыслообразующая функция — готовность человека совершать нравственные поступки, выражать оценочные суждения, которые обладают нравственной направленностью;

• интегрирующая функция — воспитание чести и достоинства основывается на свободе, эмоциональном подъеме, волевом усилии и объединяет все эти элементы, жизненный опыт личности подчиняется нравственным целям, личность приобретает единую направленность и устремленность.

Содержание нравственного воспитания юношей в суворовском военном училище включает такие направления, как:

— осмысление нравственных понятий;

— развитие уважительного отношения к традициям и ритуалам училища;

— поддержание связей с ветеранами суворовско-нахимовского клуба, а также с представителями кадетских корпусов и суворовских военных училищ;

— оказание гуманитарной помощи детям — воспитанникам детского дома и ветеранам.

Юношеский возраст предоставляет наилучшие возможности для интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, жизненных выборов, самопознания, утверждения идеалов. Воспитанников характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие, определить жизненные цели и средства их достижения, стремиться к самоанализу, самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке своих поступков и явлений общественной жизни.

В исследовании выделены уровни сформированности представлений о чести и достоинстве в соответствии с критериями, отражающими сущностные признаки этих качеств и полноту их проявления в различных видах деятельности личности:

— мировоззренческий, характеризующий уровень развития нравственного сознания воспитанниковмотивационно-целевой, отражающий мотивационную сторону нравственных поступков и действий воспитанников, направленность их интересов и потребностей;

— практически-результативный, отражающийся в поступках суворовцев не только в учебном процессе, но и во внешних действиях и поступках.

Воспитанники с высоким уровнем сформированности этих качеств осознавали честь и достоинство как социально ценные качества личности, следовали им в силу внутренних побуждений. Их нравственно-оценочные суждения об этих качествах находились на уровне суждений-убеждений, проявлялись моральная устойчивость, управляемость эмоций, способность к длительному волевому усилию. Деятельную сторону чести и достоинства составили: высокая мотивация, верность данному слову, честность, самостоятельность, организованность. Самооценка была адекватна или близка к этому.

Воспитанники среднего уровня осознавали честь и достоинство как социально важные качества личности, хотя они проявлялись не во всех ситуациях. Нравственно-оценочные суждения находились на личностно-значимом, реже констатирующем, уровне. У воспитанников этой группы честь и достоинство проявлялись, как правило, при выполнении особо значимых для их самоутверждения делони нуждались в побуждениях извне, их самооценка не всегда была объективной.

У воспитанников с низким уровнем понимание нравственно-этических категорий, в том числе чести и достоинства, носило примитивный, житейский характер. Нравственно-оценочные суждения о чести и достоинстве находились на констатирующем уровне. Поручения воспринимались нередко негативно, а если и исполнялись, то формально, под влиянием внешних стимулов, была слабо развита способность к длительным волевым усилиям. Воспитанники допускали нарушения этических норм, дисциплины, халатно относились к своим обязанностям. Их самооценка была неадекватна и слабо влияла на поведение.

В соответствии с психологическими особенностями каждой возрастной группы в исследовании выделены три этапа воспитания представлений о чести и достоинстве и определены направления работы с каждой из групп на каждом этапе.

Образно-ассоциативный этап был нацелен на актуализацию интереса воспитанников к духовно-нравственным проблемам литературы и историиповышение устойчивости нравственно-оценочных суждений о чести и достоинстве исторических и литературных героев, сотрудников органов внутренних дел, о собственном поведениистимуляцию сознательных гражданских мотивов поведения в соответствии с требованиями. На данном этапе проверялась эффективность таких педагогических средств воспитания представлений о чести и достоинстве, как опережающие тему индивидуальные и групповые задания, семинары, беседы, диалоги, использование личного примера и средств массовой информации. Условиями эффективного применения этих средств стали гуманный стиль общения всех участников учебно-воспитательного процесса, свободное обсуждение поставленных вопросов, учет индивидуальных особенностей и способностей воспитанников.

На поэлементном этапе постепенно нейтрализовались мотивы вынужденности, личного престижа и выгоды и, соответственно, усиливались мотивы соблюдения чести и достоинстваобогащалась эмоциональная сфера воспитанников переживаниями, стимулировались волевые усилия на самовоспитание. Проверялась эффективность работы воспитанников над собой по самосовершенствованию, роль положительного влияния в этом вопросе со стороны старших товарищей, преподавателей, офицеров. Стимулировалась критичность к окружающим, самооценка, добровольное следование добрым советам.

На обобщающем этапе мы добивались осознания большинством воспитанников требований чести и достоинства, развивали нравственно-оценочные суждения о чести и достоинстве и их проявлений до уровня суждений-убеждений, стимулировали коллективное проявление честисовершенствовали способности воспитанников к длительному волевому усилию при переходе от целей, намерений к их воплощению, закрепляли потребность поступать в соответствии с требованиями нравственности во всех видах деятельности как тенденцию к ответственному стилю поведения и новому способу морального регулирования.

В основу проектирования опытно-педагогической работы, цель которой состояла в определении эффективных средств воспитания представлений о чести и достоинстве и условий их реализации с учетом опыта, накопленного в передовой педагогической практике, легли результаты диагностики.

Источниками для определения аспектов воспитания представлений о чести и достоинстве послужили: анализ психолого-педагогической природы этих качеств, опыт передовых руководителей по нравственному воспитанию будущих офицеров, собственная опытно-педагогическая работа, построенная на основе идей целостного подхода к воспитательному процессу.

В разработанной модели воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев обоснована система форм, методов, средств и условий воспитания данных представлений у юношей в системе довузовской военной подготовки в процессе внеучебной деятельности, которая складывается из содержания выделенных нравственных проблем, методических приемов постановки воспитанников в активную позицию при проведении мероприятий, организации обмена нравственными ценностями, положительного влияния преподавателей и офицеров и их личного примера.

Воспитательная работа проводилась с использованием разнообразных форм и методов педагогического взаимодействия и участием в различных видах деятельности. Наша деятельность была направлена на инициирование потребности в самопознании, оценке себя и другого, причин и следствия своего поведения. Дифференцированный подход заключался в выделении групп воспитанников, соответствующих определенным нами уровням сформированное&tradeпонятий. Обобщение изменений, происходящих в сознании воспитанников, осуществлялось с помощью дневников, которые вели суворовцы.

Качественный и количественный анализ результатов опытно-педагогической работы позволил сделать вывод о том, что повседневная деятельность выступает системообразующим воспитательным средством, поскольку в ее ходе создаются наиболее благоприятные условия для принятия и усвоения положений чести и достоинства.

Результаты воспитания представлений о чести и достоинстве юношей в системе довузовской военной подготовки нашли свое отражение в конкретных действиях и поступках: в проявлении интереса к учебе, в добросовестном отношении к выполнению своих обязанностей, в личностных качествах воспитанников как будущих офицеров.

Опытно-педагогическая работа позволила нам выделить условия, обеспечивающие эффективность воспитания данных качеств юношей:

— сплочение коллектива суворовцев;

— поддержание и развитие традиций «суворовского братства» ;

— опору на субъективный опыт воспитанников;

— организацию активной деятельности суворовцев;

— гражданскую позицию, педагогическую поддержку и личный пример педагога, офицера, воспитателя.

Выполненное исследование, разумеется, не смогло решить многих других проблем, встающих в этой области.

Так, нуждаются в дальнейшем изучении: взаимосвязь социального и религиозного воспитания в нравственной ориентации воспитанников, проблема влияния примера преподавателей и офицеров на процесс нравственного воспитания суворовцев, проблемы гуманизации воспитательных отношений в условиях довузовской военной подготовки.

В целях совершенствования процесса воспитания представлений о чести и достоинстве возникает необходимость учета следующих рекомендаций в практической деятельности:

1. Повышению эффективности процесса воспитания представлений о чести и достоинстве воспитанников может содействовать внедрение в практику разработанной нами педагогической модели, которая апробирована и внедрена в ходе диссертационного исследования.

2. Рекомендовать ввести спецкурс «Основы нравственного воспитания» в учебные заведения системы довузовской военной подготовки.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что эффективность воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев зависит от междисциплинарного подхода при изучении понятий «честь» и «достоинство» в образовательном процессе учебных заведений системы довузовской военной подготовкиучета особенностей нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовкисоблюдения норм, основанных на традициях воинского братства и служения Родине, адекватных юношескому кодексу честиучета уровней сформированности представлений о чести и достоинстве у суворовцевсовокупности педагогических условий, обеспечивающих целостность процесса нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. — M.: Академический проект, 2000. — 624 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. А.П. Воспитание чести и достоинства у старших подростков. -Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1981. — 164 с.
  4. З.Е. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. Л. А. Чешко. М., «Советская энциклопедия», 1968. — 600 с.
  5. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: Из опыта работы кадетских корпусов и военных гимназий в России.-М., 1958.- 170 с.
  6. Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса//Перспективы, 1990.-№ 4.-е. 147−157.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. — 288 с.
  8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв.-М., 1985.-431 с.
  9. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. A.B. Овчинников, Л. Н. Беленчук, C.B. Лыков. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 384 с.
  10. Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. — 650 с.
  11. И. Аронов A.A. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  12. A.C. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Мир психологии, 1999. -№ 1. с.245−261.
  13. Л.М. Категории этики. М.: Соцэкгиз, 1963. — 324 с.
  14. H.H. Кадетские корпуса в России// Педагогика, 1998. № 5. -с.91−98.
  15. Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. -М.:МГИК, 1991. 180 с.
  16. В.И., Сагомонов Ю. В. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. -466 с.
  17. В.Г. Поли. Собр. Соч.: В 11 т.-М., 1956.-Т.1.-630 с.
  18. H.A. О назначении человека. М., 1994. — 280 с.
  19. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-360с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  21. А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров военной службе себя посвятивших. СПб., 1807. — 185 с.
  22. .П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования. — 1996. — 141 с.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М: Наука, 1973.-270 с.
  24. В.А., Гумницкий А. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990, — 141с.
  25. В.А. О чести и достоинстве советского человека. М.: Знание, 1974.- 114 с.
  26. П.О. Юнкерские училища: Обучение и военное воспитание. -СПб., 1881. Т.2.-430 с.
  27. Н. Цель и средства нравственного воспитания //Педагогический сборник, 1869. -№ 4. с.414−450.
  28. Л.И. Знание и привычки в формировании личности школьника // Советская педагогика, 1958. № 5. — с. 40−51.
  29. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 98.
  30. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.- Ростов н/Д., 1999. — 560 с.
  31. E.B. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 325с.
  32. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1976. — 191 с.
  33. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — с. 29−36.
  34. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М.: Просвещение, 1986. — 146 с.
  35. Н.Д. О казарменной нравственности и внутреннем порядке в войске//Военный сборник, 1883. -№ 1.-е. 46−69.
  36. Вильямсон 10. Создание тендера // Труды СПб ИС РАН СПб, 1997. 264с.
  37. A.C. Нравственное чувство // Пед. сборник, 1900. № 11. -с.159−168.
  38. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. докт. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1999.-44 с.
  39. Военная энциклопедия /Под ред. К. И. Величко. Изд. И. Д. Ситина. -СПб., 1912.-Т.6.-620 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.-434 с.
  41. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 1999. -616с.
  42. JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.-504 с.
  43. А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1990.- 148 с.
  44. A.B. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и составителей). М., 1998. — 220 с.
  45. П.А. Воспитание юношества в прошлом. М., 1987. — 314с.
  46. И.Г. Идеи о философии истории человечества // В кн.: Избранные соч. Пер. с нем. M.-JL, 1959. — 462 с.
  47. А.И. Несколько замечаний об историческом развитии чести // Собр. соч. в 30-ти томах. М., 1954. — Т.2. — 520 с.
  48. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании: Сб./Сост. В. И. Ширяева. М.: Педагогика, 1990. — 363с.
  49. С. Нравственный элемент в руках Суворова. Гродно, 1900. -183 с.
  50. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -579 с.
  51. В.М. Воспитание чести и достоинства у старших подростков (в плане взаимоотношений между мальчиками и девочками). Дисс. канд. пед. наук. — М., 1970.- 178 с.
  52. А. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск: Изд-во ПГПУ, 1996. — 56 с.
  53. A.A. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  54. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1994. Т.4.- 599с.
  55. С. Кадетские корпуса. Военная быль, 1952. — № 1.-е. 2537.
  56. Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. — 286 с.
  57. М.И. О нравственном воспитании // Пед. сборник, 1894. № 4. -с.539−564.
  58. Н.И. Новые родительские собрания: 5−9 классы. М.: ВАКО, 2006. — 320 с.
  59. О.Г. Мир оживших предметов. М., 1987. — 368 с.
  60. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. — 343 с.
  61. Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков. Дисс. канд. пед. наук. — Майкоп, 1995. — 185 с.
  62. Записки. СПб., 1895. — 286 с.
  63. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения / Под ред. Д. И. Водзинского. Минск: Нар. асвета, 1991. — 175 с.
  64. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. М., 1999. — 103 с.
  65. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. СПб., 1900. — 70 с.
  66. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий. СПб., 1881.-82 с.
  67. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1886.-74 с.
  68. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1908.-88 с.
  69. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. -Т.1.-507 с.
  70. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТИК «Тетрополис», 1996.-205 с.
  71. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985.-268с.
  72. И. Основы метафизики нравственности. Соч.: В 4 т. М., 1965. -Т.4.-638 с.
  73. В.А., Новикова Л. И. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  74. А. Военная нравственность. СПБ., 1838. — 247 с.
  75. К. Записки по военной педагогике. Орел, 1909. — 185 с.
  76. И.С. Тендерная социализация. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-430 с.
  77. А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967.-170 с.
  78. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. 2-е изд., доп. и переработанное. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 288 с.
  79. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Дис. докт. пед. наук. -Л., 1991.-489с.
  80. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  81. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. -№ 2.-с. 51−60.
  82. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  83. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  84. A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. канд. пед. наук. Курск, 1999. — 20 с.
  85. Г. Б. Педагогика: теория и история. М., Изд-во УРАО, 2003. -256 с.
  86. А.И., Верцинская H.H., Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Эксперимент по «программе воспитательной работы в школе». Ярославль, 1994. -65 с.
  87. А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. -Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996.-312 с.
  88. И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников. М.: Учпедгиз, 1960. — 160 с.
  89. Краткий философский словарь/ Под ред. А. П. Алексенева. М.: Проспект, 1997.-400 с.
  90. М. Сколько лет патриотизму? // Родина, 1994. № 10. — с. 29−40.
  91. В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности. // Вопросы психологии, 1956. № 2. — с. 74−88.
  92. С.Б. Контуры духовности: новые контексты и индентификации // Вопросы философии, 1992. -№ 12.-е. 21−25.
  93. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Сократические сочинения. -СПб., 1993.-364 с.
  94. C.B. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. 4.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. -165с.
  95. Д.Н. Культура. Образование. Религия // Педагогика, 1995. № 5. -с. 50−63.
  96. Д.М. Пажеский корпус за 100 лет (1802−1902). СПб., 1902. -241 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  98. .Т. О критериях нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика, 1987. № 5. — с. 23−35.
  99. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. M.: Просвещение, 1979.- 167 с.
  100. .Т. Педагогика. M.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  101. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  102. B.C. Потемкин и Суворов. М., 1992. — 143 с.
  103. И.О. Условия абсолютного выбора. М., 1991. — 320 с.
  104. A.C. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т.8. — 394 с.
  105. Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Педагогическое общество России, Ноосфера, 1999. — 300 с.
  106. Юб.Мандевиль Б. Басня о пчелах. -М.: Мысль, 1979. -376с.
  107. Н.Ф. Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2002. — 247с.
  108. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. -532 с.
  109. Ю9.Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. -М.: Просвещение, 1974. 178 с.
  110. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М: Просвещение, 1980.- 183 с.
  111. A.B. Анализ нравственных сил бойца. СПб., 1906. — 175 с.
  112. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1994. — 479с.
  113. H.A. Психология усвоения понятий // Известия АПН РСФСР, 1950. Вып. 28. — 252 с.
  114. A.A. Российские кадетские корпуса. // Вопросы истории, 1997. № 12.-с. 44−56.
  115. Модзалевский J1.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Алетейя, 2000. — 429 с.
  116. В. Человек. Мораль Воспитание. М.: Издательство «Прогресс», 1975.- 162 с.
  117. A.B. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  118. B.C. Возрастная психология. Учеб. для студентов вузов. М.: Academia, 1997.-432с.
  119. Национальная доктрина образования Российской Федерации. // Директор школы, 2001.-№ 1.-с. 97−105.
  120. Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. — 560 с.
  121. Л.И. Школа и среда. -М.: Знание, 1985.-327 с.
  122. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1994. — 120 с.
  123. Нравственный элемент в руках М. Д. Скобелева. СПб., 1907. — 250 с. 1240 долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991. — 327 с.
  124. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. НЛО. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989.-924 с.
  125. Орлята России. Из истории кадетских корпусов. М., 1998. — 300 с.
  126. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии: Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб., 1889. — 189 с.
  127. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  128. М.В. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. -М.: Прогресс, 1987. 525с.
  129. A.C. О влиянии умственного развития на нравственное воспитание //Пед. сборник, 1869. -№ 1. с.23−54.
  130. И.Ф. Исторический очерк Петровско-Полтавского кадетского корпуса. Полтава, 1890. — 293 с.
  131. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. -496 с.
  132. Ш. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  133. Платон. Менексен // Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. — 574 с.
  134. По вопросу о нравственно-религиозном образовании в военно-учебных заведениях//Пед. сборник, 1868. -№ 10.-с. 1065−1081.
  135. . И. П. Педагогика. В 2-х кн. М.: В ДА ДОС, 1999. Книга 1. -576 е., с. 142.
  136. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1830. -Т.З. -№ 1460.-780 с.
  137. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1830. -Т.5. — № 3006. — 650 с.
  138. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1830. -Т.6. — № 3485. — 667 с.
  139. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов/ О. В. Афанасьева, В. Ю. Кузнецов, И. П. Левченко и др.- Под ред. проф. Ю. В. Наумкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.-350 с.
  140. З.И. Педагогика и этика. // Советская педагогика, 1975. -№ 4. -с. 33−45.
  141. З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Йошкар-Ола, 1972.-274 с.
  142. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XVIII в. -М.: Педагогика, 1985. 189 с.
  143. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 672 с.
  144. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  145. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982.-200с.
  146. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 530 с.
  147. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990.-№ 12.-е. 102−112.
  148. И.С. Военно-учебные заведения. Военная энциклопедия под ред. Величко. СПб., 1912. -Т.6. — 426 с.
  149. В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  150. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1998. — 624 с.
  151. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-430с.
  152. Слово о полку Игореве. М.: Воениздат, 1986. — 54 с.
  153. АЛ. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками // Советская педагогика, 1946. № 8. — с. 76−88.
  154. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  155. А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников // Советская педагогика, 1974. № 10. — с. 46−52.
  156. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.: МТОПУ, 1998.-27 с.
  157. . Избранные произведения. Т.1. М., 1957. — 524 с.
  158. Столетие военного министерства. 1802−1902.- СПб., 1914. Ч.З. 230 с.
  159. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464с.
  160. Суход олова Г. М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. — 27 с.
  161. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
  162. М.А. Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2000. — 30 с.
  163. В.П. Избранные философские труды. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. -447 с.
  164. И.А. Формирование политических взглядов и убеждений старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 186 с.
  165. И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. Дисс. канд. пед. наук, 1996. -195с.
  166. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  167. Устав для Пажеского Его Императорского Величества Корпуса -РГВИА. Ф. I (Канцелярия военного министерства). Оп.1. Ед. хр. 958. Л. 242−248.
  168. С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. М., 1962. — 215 с.
  169. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании (нравственное влияние как главная задача воспитания). М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — с. 90 -95.
  170. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576с.
  171. З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: СГУ, 1997.-240 с.
  172. И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  173. В.И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке// Военно-исторический журнал, 1999. -№ 3. с. 77.
  174. А.Н. Воспитание личности школьника. Казань: Матбугат йорты, 1999. — 224 с.
  175. ЦГВИА, ф.5, д. 67,1865 г., л.205.
  176. ЦГВИА, ф. 314, д. 3492 за 1772 г.
  177. ЦГВИА, ф. 725, оп. 54, д. 124, л. 146.
  178. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX в.: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
  179. Т.В. Ценностные аспекты информационного взаимодействия в духовной сфере (теоретико-методологический аспект). Новосибирск: СибГАТИ, 1998.- 149 е., с. 20−22.
  180. Человек. Общество. Личность. Мораль. Право. В 2 ч. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина, А. И. Матвеева. М.: Новая школа, 1993. -224 с.
  181. А.Т. Формирование основ политической культуры старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 151 с.
  182. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999. — 200 с.
  183. П.А. Суд чести и дуэль в войсках Российской армии. -СПб., 1912.-150 с.
  184. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  185. С.Е., Кальпей В. А. Школа: мониторинг качества образования. Изд. III, испр. и доп. -М., 2000. 163 с.
  186. Е.Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Народное образование, Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. -387 с.
  187. О.В. Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 27 с. 189.1Цуркова Н. Е. Воспитание: новфый взгляд с позиций культуры. М., 1997.-76 с.
  188. М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
  189. BergerP. McJesus, Incorporated // Sueddeutsche Zeitung am Wochenende, 1999.-№ 54.-p. 23−45.
  190. Fine M. Habits of Mind: Struggling over Values in America in Classrooms. -Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995. 227 p.
  191. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco, 1972.
  192. Rokeach M. The Nature of Human Values. L. N.Y., 1986. — 156 p.
  193. Rokeach M. The Rokeach Value Survey. Halgren Tests, 873. Sunnyvale, Calif, 1967.-260 p.
  194. Rosenberg M. Society and adolescent self images. Princeton, 1965. — p.3975.
Заполнить форму текущей работой