Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы стратегического управления промышленным предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время ученые разграничивают десять основных концепций стратегического управления. Это школы дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, власти, обучения, культуры, внешней среды, конфигурации и когнитивная школа. Автором была рассмотрена также ресурсная концепция, поскольку в работе значительное внимание уделялось внутрифирменному потенциалу успеха, возможностям… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 1. 1. Основные положения современных концепций стратегического управления промышленным предприятием
    • 1. 2. Методология формирования системы стратегического управления промышленным предприятием
    • 1. 3. Зарубежный опыт стратегического управления компаниями пищевой промышленности
  • 2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
    • 2. 1. Анализ информационно-ресурсного обеспечения системы стратегического управления предприятиями пищевой промышленности РМ
    • 2. 2. Анализ организационного механизма стратегического управления предприятиями пищевой промышленности
    • 2. 3. Корпоративная культура в системе стратегического управления предприятиями пищевой промышленности РМ
    • 2. 4. Анализ факторов внешней среды предприятий пищевой промышленности РМ
  • 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 3. 1. Совершенствование организационного механизма стратегического управления предприятием пищевой промышленности
    • 3. 2. Совершенствование информационного обеспечения системы стратегического управления предприятием пищевой промышленности
    • 3. 3. Совершенствование методики оценки эффективности системы стратегического управления предприятием пищевой промышленности

Формирование системы стратегического управления промышленным предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное состояние российской экономики характеризуется высоким уровнем динамизма и неопределенности внешней среды. Существующие системы управления не адаптированы к решению принципиально новых задач и управленческих проблем, встающих перед организациями.

Концепция стратегического управления, возникшая в середине XX века в странах рыночной экономики, позволяет предприятиям перейти на качественно новый уровень управления. Именно в технологиях стратегического управления в наибольшей степени проявляется способность к «нейтрализации» отрицательных внешних воздействий.

Однако большинство российских предприятий до сегодняшнего времени крайне слабо используют модели, методы и инструменты стратегического управления. Это объясняется тем, что, во-первых, в существующем многообразии школ стратегического управления отсутствует единый подход к решению вопросов, связанных с формированием системы стратегического управления промышленным предприятием. Во вторых, концепции стратегического управления находятся в постоянном развитии, что объясняется необходимостью применения творческого подхода при принятии новых, оригинальных стратегических решений, позволяющих предприятиям обеспечить успешное функционирование в долгосрочном периоде и преимущества перед конкурентами. В третьих, в процессе использования технологий стратегического управления необходимо учитывать отраслевые, региональные и организационные особенности.

В связи с этим проблема формирования системы стратегического управления промышленным предприятием актуальна не только с точки зрения решения теоретических и методологических задач, но также имеет практическую значимость, как для российской экономики в целом, так и для промышленных предприятий в частности.

Состояние изученности проблемы. Основные труды в области стратегического управления принадлежат зарубежным исследователям. К их числу относятся: И. Ансофф, К. Эндрюс, А. Слоан, Г. Минцберг, А. Чандлер, Д. Кли-ланд, У. Кинг, Д. Хан, X. Хинтерхубер, Б. Альстрэнд, А. Томпсон, А. Стрик-ленд, М. Портер, В. Хиль и другие.

В то время, когда ученые зарубежных стран стали уделять значительное внимание вопросам стратегического управления, в отечественной экономической литературе больше рассматривались проблемы, связанные с использованием программно-целевых методов управления. Большой вклад в решение данной проблемы внесли А. Г. Аганбегян, Л. И. Евенко, Б. З. Мильнер, Г. Х. Попов. В ряде работ предлагалось создавать специальные службы, занимающиеся совершенствованием управления в рамках существующей системы управления. Данный вопрос нашел отражение в работах Буркова В. И., Ирикова В. А., Вихан-ского О.С. и других.

В настоящее время концепция стратегического управления наиболее широко представлена в работах Градова А. П., Круглова М. И., Минервина И. Г., Стерлина А. Р., Тулина И. В., Трайнева В. А., Виханского О. С., Петрова А.И.

Однако проблемам формирования системы стратегического управления, особенно в контексте организационных преобразований, уделяется недостаточное внимание, что обуславливает необходимость дальнейших теоретических и методических разработок в данной области.

Целью диссертационной работы является разработка методологических основ и практических подходов к формированию системы стратегического управления промышленным предприятием. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— исследование основных положений современных концепций стратегического управления организациями;

— изучение теоретических и методологических аспектов формирования, функционирования и совершенствования системы стратегического управления промышленным предприятием;

— изучение зарубежного опыта формирования системы стратегического управления предприятиями пищевой промышленности;

— оценка влияния факторов внутренней и внешней среды предприятий пищевой промышленности на возможность и целесообразность формирования и функционирования системы стратегического управления;

— разработка рекомендаций по формированию системы стратегического управления предприятиями пищевой промышленности.

Объект исследования. В представленной диссертационной работе объектом исследования являются предприятия пищевой промышленности Республики Мордовия (ОАО «Ламзурь», ОАО «Мордовспирт», ОАО «Саранский хлебокомбинат» и другие).

Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические подходы к формированию системы стратегического управления промышленным предприятием.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления. В работе использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Мордовия.

Информационную базу исследования составили официальные статистические сборники, нормативная, статистическая и отчетная документация служб и подразделений предприятий, информация электронных журналов, данные экспертного опроса руководителей, специалистов предприятий, а также представителей среды непосредственного окружения предприятия.

В процессе исследования использовались методы системного, функционального, логического анализа, экономико-математические, экспертные и статистические методы.

Научная новизна исследования заключается в обосновании методологических подходов и разработке практических рекомендаций по формированию системы стратегического управления промышленным предприятием. Основные результаты, определяющие новизну проведенного исследования, состоят в следующем:

— предложена схема процесса формирования системы стратегического управления, предполагающая развитие и самоорганизацию системы стратегического управленияразработана и обоснована модель системы стратегического управления промышленным предприятием, принципы формирования, функционирования и совершенствования системы стратегического управления промышленным предприятиемвыявлены и обоснованы факторы внутренней и внешней среды предприятий пищевой промышленности Республики Мордовия, оказывающие влияние на формирование и функционирование системы стратегического управления в целях определения возможности и целесообразности внедрения системы стратегического управления, а также — проведения мероприятий по развитию и совершенствованию необходимых ресурсов и компетенций предприятийпредложена схема организационного механизма стратегического управления промышленным предприятием, включающая совершенствование организационной структуры, построение схемы взаимодействия в процессе стратегического управления должностных лиц и подразделений предприятияпредложен комплексный подход по развитию информационных ресурсов системы стратегического управления промышленным предприятием;

— разработана и обоснована система критериев и показателей оценки эффективности функционирования системы стратегического управления промышленным предприятием.

Практическая значимость. Основные научные и методологические положения и выводы диссертации доведены до уровня конкретных предложений для предприятий пищевой промышленности. Универсальность разработанной методики формирования системы стратегического управления позволяет широко использовать их не только на пищевых предприятиях Мордовии, но и на предприятиях других отраслей и регионов.

Методика формирования системы стратегического управления была рассмотрена руководством ОАО «Ламзурь» и принята к внедрению.

Апробация работы. Результаты исследования по теме диссертационной работы докладывались на научных конференциях Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (XXX, XVIII Огаревские чтения), IV научной конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.

Публикации. По теме диссертационной работы автором опубликованы 10 работ, 2 из них в соавторстве.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержит 191 страницу машинописного текста, 16 таблиц, 34 рисунка, 3 формулы, 2 приложения. Библиографический список использованной литературы включает 197 источников.

Выводы:

Основные предложения по формированию системы стратегического управления на предприятиях пищевой промышленности РМ касаются вопросов совершенствования организационного механизма и информационного обеспечения как имеющих принципиальную важность на первоначальном этапе внедрения стратегического управления в организации.

Помимо вовлечения в определенной степени всех иерархических уровней организации в процесс стратегического управления, мы считаем целесообразным создание группы стратегического управления, основными задачами которой являются координация разработки и выполнения стратегий, проведение стратегического анализа, контроль над выполнением стратегических планов.

Создание информационной базы стратегического управления, в свою очередь, служит основой для выбора и корректировки стратегий предприятия. В случае невозможности создания базы стратегической информации на предприятии по причине недостаточной экономической массы и отсутствия ресурсов для этой цели, данную функцию может реализовать региональный информационно-консультативный центр.

Далее, была предложена методика оценки эффективности системы стратегического управления, включающая определение общей эффективности системы стратегического управления, а также система частных показателей, характеризующая основные направления стратегий предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Объективные факторы, связанные с неопределенностью, изменчивостью внешней среды вызвали необходимость создания новой парадигмы управления. В основе стратегического управления, ориентированного на реализацию миссии организации посредством достижения конкурентных преимуществ и оптимизации собственных возможностей и стратегий, заложен механизм самоорганизации, который, нейтрализуя отрицательные воздействия внешней среды, приводит к качественно новому уровню развития, как системы стратегического управления, так и организации в целом.

В настоящее время ученые разграничивают десять основных концепций стратегического управления. Это школы дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, власти, обучения, культуры, внешней среды, конфигурации и когнитивная школа. Автором была рассмотрена также ресурсная концепция, поскольку в работе значительное внимание уделялось внутрифирменному потенциалу успеха, возможностям и процедурам развития необходимых стратегических ресурсов и компетенций предприятий. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел разделили ресурсную концепцию между школой культуры (как базы для формирования стратегии) и школой обучения (ресурсы как источник развития динамических возможностей организации). Все вышеперечисленные концепции являются взаимодополняющими, вследствие этого целесообразно комбинированное использование методов и моделей различных школ стратегического управления в зависимости от конкретного объекта и ситуации.

Таким образом, на основе изучения и анализа существующих научных разработок, автором была предложена схема процесса формирования системы стратегического управления, принципиальной особенностью которой выступает наличие этапа «развития системы стратегического управления», состоящего в свою очередь из подпроцесса «оценки функционирования» и подпроцесса «преобразования».

Согласно системному подходу, предлагаемая модель системы стратегического управления включает взаимозависимые подсистемы: целевую, социально-поведенческую, функциональнсклруюурную, информационно-ресурсную, концешу-ально-инструменгальную, управляющую, подсистемы самоорганизации, процесса стратегического управления, стратегических решений, а также «вход», «выход», «внешняя среда».

Основываясь на кибернетических схемах управления, предлагается включить модель системы стратегического управления в контуры всей системы управления организацией, что позволит наиболее комплексно отразить взаимосвязи между подсистемами, взаимодействия с системой оперативного управления, а также входящие и исходящие потоки, характеризующие общесистемные связи как внутри организации, так и связи с внешней средой.

Кроме того, была разработана классификация принципов, охватывающих формирование, функционирование и развитие системы стратегического управления.

Особенности каждой отрасли, впрочем, как и отдельных предприятий, оказывают непосредственное влияние на практику формирования и функционирования системы стратегического управления. Выбор конкретных методов, моделей и инструментов стратегического управления обуславливается главным образом экономической массой, структурой и гибкостью хозяйствующих субъектов.

Анализ деятельности ряда зарубежных пищевых компаний («PepsiCo», «DANONE», «Нестле», «Coca-Cola») показывает, что основой их производства явились новые оригинальные продукты питания. Практически все успешные компании имеют хорошо продуманную стратегию, восприимчивую к изменениям внутренней и внешней среды организации. Миссия большинства компаний связана с производством безопасных, качественных продуктов питания, отвечающих требованиям потребителей. Кроме того, используется эффективная инновационная и инвестиционная политика, значительное внимание уделяется методам продвижения товаров и стимулированию сбыта.

На некоторых российских предприятиях пищевой промышленности система стратегического управления стала формироваться сравнительно недавно, но большинство организаций, в частности и предприятия пищевой промышленности Республики Мордовия, до сегодняшнего времени крайне слабо используют технологии и инструменты стратегического управления.

В целях определения возможности и целесообразности внедрения и использования системы стратегического управления на предприятиях пищевой промышленности РМ, был проведен анализ информационно-ресурсного обеспечения, организационного механизма, корпоративной культуры организаций как наиболее значимых внутренних факторов, а также степень влияния факторов внешней среды на функционирование предприятий.

В ходе исследования обеспечения предприятий пищевой промышленности стратегическими ресурсами обозначились следующие проблемы.

Анализ финансовых ресурсов выявил существующий дефицит оборотных средств, имеющих ключевое значение в производственном процессе пищевой промышленности. Размер оборотных средств, в частности — денежных ресурсов в большинстве случаев далек от нормативных требований. Причинами данного явления выступают с одной стороны общая экономическая ситуация в стране, с другой — просроченная задолженность покупателей, а главным образом недостаточное финансовое, стратегическое управление в организациях. Лишь единичные предприятия (например, ЗАО «Саранская пивоваренная компания») составляет прогноз баланса и отчеты о прибылях и убытках. Эпизодически и далеко не на всех предприятиях осуществляется процесс бюджетирования, разработка долгосрочных бюджетов капиталовложений и оценок инвестиционных прогнозов.

В области обеспечения техническими и технологическими ресурсами наблюдается следующая ситуация. По данным Госкомстата РМ в 2001 году износ оборудования в пищевой отрасли составил 38,8%. Вследствие этого, на многих предприятиях пищевой промышленности были разработаны инвестиционные проекты, предусматривающие внедрение современных, отвечающих международным стандартам автоматизированных производственных линий и оборудования. Однако основная проблема заключается в поиске источников финансирования, поскольку из средств Бюджета развития РМ финансируются, главным образом, проекты, имеющие наименьший срок окупаемости.

Крайне негативная ситуация складывается в области информационного обеспечения. В организациях наиболее разработанной является информация о прошедшей деятельности, извлекаемая из данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также имеется фрагментарная информация о рынках ресурсов, продукции и технологии, используемая отделом маркетинга и техническими службами. Такое положение дел не отвечает потребностям системы стратегического управления в актуальной, комплексной стратегической информации, показывающей перспективы деятельности и сосредоточенной на аспектах окружающей среды и конкуренции, что в конечном итоге влияет на будущее организации. Таким образом, все это вызывает необходимость разработки информационной базы стратегического управления, а также определения принципов и методов машинной обработки стратегических данных.

Наименьшие проблемы при формировании системы стратегического управления существуют в области обеспечения предприятий пищевой промышленности РМ пространственными, временными и трудовыми ресурсами. Например, развитие пространственных ресурсов предполагает улучшения качества производственных помещений, повышения степени использования промышленной площади на основе реконструкции, и только в некоторых случаях строительства дополнительных корпусов. Что касается трудовых ресурсов, то внедрение системы стратегического управления требует проведения мероприятий по отбору на самом предприятии или на рынке труда специалистов в области стратегического планирования, анализа и управления.

Исследование организационного механизма предприятий показало, что большинство организаций пищевой промышленности РМ используют функциональную специализацию, единичные (ОАО «Ламзурь», ОАО «Мордов-спирт») — децентрализованную организационную структуру. И та, и другая структуры обладают как рядом стратегических преимуществ, так и стратегическими недостатками. Использование вышеуказанных структур оправдано, поскольку предприятия занимаются одним видом деятельности и имеют относительно небольшие размеры, то есть на предприятиях пищевой промышленности складывается ситуация, при которой «стратегическая структура» совмещена с формальной организационной структурой. По этой причине возникает проблема распределения стратегических функций в организации.

Существуют определенные различия, связанные главным образом с организационно-правовой формой предприятия. Распределение стратегических функций на государственных и муниципальных унитарных предприятиях превалирует в сторону вышестоящих органов, ключевую позицию, среди которых занимают Министерство экономики РМ и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ. Данная ситуация имеет недостаток, заключающийся в отсутствии заинтересованности самих хозяйствующих субъектов. Увеличение степени самостоятельности и локализация стратегических функций внутри предприятия позволили бы существенно изменить результативность деятельности в долгосрочном периоде.

В случае с акционерными обществами открытого и закрытого типа пищевой промышленности РМ имеет место периодическое вовлечение в процедуру выработки и принятия стратегических решений не только высшего руководства, но и функциональных, линейных служб, независимых консультантов. Однако распределение стратегических функций внутри организации далеко нестабильно и неоднозначно.

При внедрении системы стратегического управления значительным препятствием может явиться недостаточный уровень развития корпоративной культуры. Соответствие между стратегией и корпоративной культурой, определяется сочетанием и совместимостью различных типов внутренней, внешней и эволюционных культур организации. На наш взгляд, стратегическое управление, предполагает наличие в организации внутренней «профессиональной» культуры, совмещенной с любой из трех: «предвидением», «исследовательской», «творческой» эволюционной культурой и любым типом внешней культуры за исключением «процессовой».

Анализ показал, что предприятия пищевой промышленности РМ в основном имеют «процессовую» культуру, культуру «оперативного ответа» и в некоторых случаях — культуру «стратегического риска». Внутренняя и эволюционная культура представлена всеми возможными типами. Наиболее сильная корпоративная культура в ЗАО «Саранская пивоваренная компания» и ОАО «Ламзурь». Однако в последнем случае существует возможность совершенствования внешней культуры. Данные выводы сделаны на основе построения профилей корпоративной культуры ОАО «Мордовспирт», ОАО «Консервный завод Саранский», ЗАО «Саранской пивоваренной компании», а также на основе изучения письменно сформулированных принципов деятельности организаций и методом интервьюирования персонала.

Таким образом, корпоративная культура большинства предприятий требует преобразований и проведения комплексных мероприятий. Существующие подходы, применяемые при решении данной проблемы, варьируются от развития культуры без изменения системы управления до полного обновления всех структур и систем организации. Для предприятий пищевой промышленности РМ любой из этих подходов приемлем.

Наибольшее влияние на эффективную деятельность предприятий пищевой промышленности РМ оказывают следующие факторы внешней среды: политическая и экономическая ситуация в стране и регионеправовое обеспечениепроводимая кредитно-денежная и фискальная политикауровень развития рынка технологийпротекционистская политика по отношению к отечественным производителямплатежеспособный спрос основной массы населенияприродно-экономические условия для производства сырья в регионе и возможные объемы завоза его извнеконкурентная среда на продовольственном рынкецены на сырье, тарифы на энергоресурсы, транспортные услуги.

Например, анализ конкурентной среды выявил, что на региональном уровне наиболее интенсивная конкуренция в хлебопекарной, мясной, маслосыродельной и молочной отраслях. Кроме того, практически все организации пищевой промышленности РМ имеют сильных конкурентов в лице предприятий иных субъектов РФ и зарубежных компаний. Достаточно высока конкурентная сила со стороны потребителей, вследствие низкого уровня жизни большей части населения республики, а также субъективных предпочтений покупателей. А конкурентная сила поставщиков, основным из которых является сельское хозяйство, невысокая по причине того, что продукция скоропортящаяся и сезонная, а транспортных издержки высокие. Кроме того, на конкурентоспособность предприятий значительное влияние оказывает политический фактор. Поддержка пищевой промышленности РМ государственными структурами осуществляется в области информационного обеспечения, кредитования инвестиционных проектов, оказания практической и методической помощи предприятиям по вопросам закупок сырья, и реализации продукции.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности формирования системы стратегического управления на предприятиях пищевой промышленности РМ. Кроме того, внедрение стратегического управления позволит устранить существующие недостатки и повысить конкурентоспособность продукции.

Основные рекомендации, касающиеся формирования системы стратегического управления промышленным предприятием, охватывают следующие аспекты:

Во-первых, помимо вовлечения в определенной степени всех иерархических уровней организации в процесс стратегического управления, мы считаем целесообразным создание группы стратегического управления, основными задачами которой являются координация разработки и выполнения стратегий организации, проведение стратегического анализа, контроль над выполнением стратегических планов. Предлагается схема взаимодействия должностных лиц и подразделений предприятия в процессе стратегического управления, а также система стратегических планов организации с указанием периода планирования, ответственных лиц и подразделений за разработку стратегий и выполнение функции контроля.

Во-вторых, были предложены конкретные процедуры и мероприятия по формированию информационной базы стратегического управления предприятием, в частности определен перечень стратегической информации для предприятий пищевой промышленности, ответственность за сбор, обработку и актуализацию стратегических данных. В случае невозможности создания базы стратегической информации на некоторых предприятиях пищевой промышленности РМ по причине недостаточной экономической массы и отсутствия ресурсов для этой цели, данную функцию может реализовать региональный информационно-консультативный центр. В связи с этим, предлагается схема взаимосвязей информационно-консультативного центра, выполняемые им функции, перечень предоставляемых предприятиями стратегических данных.

В-третьих, оценка эффективности системы стратегического управления предполагает определение эффективности проводимой деловой стратегии предприятия и эффективности предприятия с позиции внешнего окружения (общество, потребители, поставщики). Предлагается обобщенный показатель эффективности системы стратегического управления и система частных показателей, характеризующих основные направления функциональных стратегий предприятия. Кроме того, предлагаются показатели для определения качества стратегических решений, реализуемых на предприятии.

Внедрение практических рекомендаций, разработанных в данном исследовании, имеет практическое значение, как для отдельных предприятий Республики Мордовия, так и промышленных предприятий других отраслей и регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Информационные аспекты системы управления промышленного предприятия: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1996. — 116 с.
  2. В.Н., Котлов В. А. Производственные потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989. — 240 с.
  3. Р. Планирование будущего корпораций: Пер с англ. М.: Прогресс, 1985.-327 с.
  4. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. -С.112−116
  5. В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -1999. № 3. — С.88−90
  6. О.С. Управление, рефлексия, методология. Введение в методологию: Методологические рекомендации / Центр научно-технических услуг. Петропавловск, 1989. — 157 с.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. -416 с.
  8. И. Стратегическое управление: Пер с англ. М: Экономика, 1989.-519 с.
  9. В.М. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. СПб: Изд-во СПб гос. ин-та экономики и финансов, 1998. — 161 с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  11. П.Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструмент, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5. — С.85−92
  12. В.М. Информационное обеспечение агропромышленного комплекса: методология, организация, эффективность. М.: Колос, 1992. -200 с.
  13. И.Д. Экономико-математическое моделирование в пищевой промышленности. М.: Агропромиздат, 1986 -287 с.
  14. И.Богатырёв А. Н., Андреев П. А., Масленникова О. А. и др. АПК России: приоритеты развития инновационных процессов в условиях рыночной экономики (теория, методология, практика) / Под ред. А. Н. Богатырёва. -М.: Колос, 1994.-248 с.
  15. С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 5. — С.90−92
  16. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  17. .А. Управление демонополизацией и формированием конкурентной среды в пищевой промышленности (на примере АПК Орловской области): Автореф. дис. канд. эконом, наук. Орёл, 1996. — 20 с.
  18. К. Мелкие предприятия и стратегическое управление // Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 2. — С.85−88
  19. Г. А. Основы стратегического анализа деятельности промышленного предприятия. СПб.: Изд-во С. Петербургского ун-та эк-ки и финансов, 1996. — 156 с.
  20. А.П. Эффективность производства- современные проблемы. -М.: Знание, 1974.-96 с.
  21. Ю.П. Управление внутрифирменной системой информации. -М.: Экономика, 1984. 232 с.
  22. Ю., Гёльдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 105−110
  23. З.И. Логика науки управления. М.: Изд-во Рос. эконом, академии им. Г. В. Плеханова, 1998. — 206 с.
  24. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  25. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.: Изд-во «Фин-пресс», 2000. — 272с
  26. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  27. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац. М.: Экономика, 1989. — 166 с.
  28. А.А. Формирование системы стратегического управления персоналом предприятия (организационно-методический аспект): Автореф. дис. канд. экон. наук. -М.: Гос. академия упр. им. Орджоникидзе, 1998. -24 с.
  29. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  30. Г. П. Менеджмент: стратегия выживания организации: Монография. Самара: Самарский дом печати, 1996. — 207 с.
  31. В.Д., Шаробаро Н. Д. Пищевая и перерабатывающая промышленность РФ в условиях перехода к рынку: Учебное пособие. М.: РИА-МА, 1996.-49 с.
  32. Р., Хеккер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 6. — С.84.
  33. Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.-118 с.
  34. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — С.97−101
  35. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. М.: Наука, 1983.-349 с.
  36. В.А. Формирование системы стратегического управления малыми предприятиями: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2000. — 21 с.
  37. B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. № 1- С. З -13
  38. A.M., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992. -160 с.
  39. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Филинъ, 1997. — 272 с.
  40. История Пепси. http//www.pepsico.ru.
  41. Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — С. 106−111
  42. Т. Создание и реализация успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. -№ 2. — С.83−88.
  43. B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы -программа решение. — Л.: Лениздат, 1990. — 112 с.
  44. . Деловая стратегия Концепция, содержание, символы.: Пер с англ. М: Экономика, 1991. — 239 с.
  45. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер с англ. М.: Прогресс, 1985. — 399 с.
  46. Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях: (Результаты эмпирического анализа). М.: ЦЭМИ РАН, 1998.-77 с.
  47. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельностью: Учебное пособие. СПб.: Любавич, 1997.-238 с.
  48. М.И., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями: Учебное пособие. СПб.: Любавич, 1996. — 207 с.
  49. Ф.Д. Процесс управления (Системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988. — 237 с.
  50. В.И., Петкевич Ф. П. Особенности организационной структуры и стратегии управления в рыночных условиях хозяйствования: Теория, опыт, практика. Тюмень: Софт Дизайн, 1995. — 127 с.
  51. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987,-384 с. 5 6. Конференция для предприятий пищевой промышленности. http//www.parus.ru.
  52. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наёмные работники акционерного общества: Пер. с англ. М.: «Джон Хайли энд Санз», 1996.- 240 с.
  53. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 48 с.
  54. Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. СПб: Наука, 1996. — 698 с.
  55. А.И. Разработка концепции и организационно-экономических методов стратегического управления деятельностью предприятия в конкурентной среде: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1998. — 21 с.
  56. Г. Стратегия развития пищевой промышленности // Экономист. -М, 1998. № 4. — С.92−94
  57. Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятий: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Донского гос. техн. ун-та, 1996. — 157 с.
  58. .А., Шаркович В. Г., Дегтярёва Т. Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1998. — 186 с.
  59. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.
  60. Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. — С.92−93
  61. О.В. Управление и моделирование в социальных и экономических системах: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮжноУральского гос. ун-та, 1997. — 501 с.
  62. А.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 375с
  63. А.И. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: Изд-во СПб У ЭФ, 1996. -102 с.
  64. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М: Финансы и статистика, 1990. — 133 с.
  65. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. -№ 2- С. 41 — 45
  66. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. М: «Дело», 1993. — 702 с.
  67. В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. М.: Агропромиздат, 1990. — 296 с.
  68. .З., Евенко Л. И., Рапопорт К. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  69. И.Г. Советы директоров и их роль в стратегическом управлении корпорациями: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1995. -58 с.
  70. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 336 с
  71. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 688с
  72. С.В. Стратегический маркетинг: теория и практика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 150 с.
  73. С., Пресняков О. П. Регулирование продовольственного рынка России // Пищевая промышленность. 1998. — № 8. — С. 16−17
  74. ОАО «АККонд» http//www.akkond.ru.
  75. ОАО «Большевик» http//www.bolshevik.ru.82.0А0 «Кондитерский концерн «Бабаевский» http//www.redoct.msk.ru
  76. ОАО «Красный Октябрь» http//www.babaev.ru84.0А0 «Ламзурь» Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1999.- 72 с.
  77. М. Стратегическое управление внешним информационным потоком // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 6. — С.99−104
  78. А.И. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992. 128 с.
  79. И.С. Стратегический менеджмент холдинговой компании в условиях становления рынка в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. / СПб УЭФ. СПб., 1994. — 17 с.
  80. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.-418 с.
  81. Планета DANONE. http//www.danone.com.
  82. Планирование на пищевых предприятиях: Учебное пособие / Под ред. Н. С. Тульской. М.: Изд-во Московского ун-та пищевых производств, 1997.-135 с.
  83. Г. Х. Проблемы теории управления. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1974. — 318 с.
  84. М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 895 с.
  85. Постановление Правительства МССР от 1 сентября 1992 г. № 171 «Об утверждении Положения о Министерстве экономики Мордовской ССР» // Отражено в БД «Консультант плюс».
  86. Постановление Правительства РМ от 10 марта 1995 г. № 55 «О Мордовской продовольственной корпорации и системе оптовых продовольственных рынков» // Отражено в БД «Консультант плюс».
  87. Постановление Правительства РМ от 7 июня 1996 г. № 301 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия» // Отражено в БД «Консультант плюс».
  88. Постановление Правительства РФ от 1 марта 1997 г. № 235 «О федеральной целевой программе «Увеличение производства сахара в РФ в 1997—2000 годах и на период до 2005 года» // Отражено в БД «Гарант».
  89. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987"0 государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» // Отражено в БД «Гарант».
  90. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» (с изменениями от 27 апреля 2001 г., 14 января 2002 г.) // Отражено в БД «Гарант».
  91. Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» // Отражено в БД «Гарант».
  92. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 19мая 1995 г. № 127 «О создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России» // Отражено в БД «Гарант».
  93. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 3 октября 1996 г. № 275 «О создании телекоммуникационной сети агропромышленного комплекса России» // Отражено в БД «Гарант».
  94. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 22 октября 1996 г. № 2999 «О создании системы мониторинга ресурсно-технического рынка в агропромышленном комплексе России» // Отражено в БД «Гарант».
  95. А. Российская пищевая промышленность // Пути стабилизации // Экономист. М., 1994. — № 6. — С.83−88
  96. К.П. Продовольственное хозяйство: методология структурно-организованного совершенствования. М.: Агропромиздат, 1989. -117с.
  97. В.В. Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений: Автореф. дис. канд. экон. наук / СПб УЭФ. СПб., 1997. — 19 с.
  98. . Стратегический учёт для руководителя: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 616 с.
  99. В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М. Экономика, 1988. — 127 с.
  100. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М.: Луч, 1993.- 177 с.
  101. Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. — 340 с.
  102. Э. Политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С.99−103
  103. А.Л. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: Научно-аналитический обзор / АН СССР ИНИОН. М.: ИНИОН АН СССР, 1986,-80 с.
  104. Ю.Х. Стратегическое планирование развития пищевой промышленности: Автореф. дис. канд. экон. Наук. Кисловодск, 2000. -20с.
  105. Система информации о рынке.//Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. http//www.arus.ru/INFO/CENA.
  106. Система научного и инженерного обеспечения пищевых и перерабатывающих отраслей АПК России / Под ред. А. Н. Богатырёва и др. М.: Пищевая промышленность, 1995. — 527 с.
  107. В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. — 352с
  108. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990.-199 с.
  109. Стратегическое планирование / Под ред. Зайцева В. И., Логинова С. А., Павловой Е. Г. М.: Экмос, 1998. — 438 с.
  110. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «Экмос», 1998. 440 с.
  111. Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. Петрова А. Н. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997. — 143 с.
  112. A.M., Пашканг Н. Н. Результат трансформации системы управления пищевой промышленностью региона // Пищевая промышленность. 2000. — № 9. — С. 15−19
  113. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980. — 191 с.
  114. Теория фирмы: экономические механизмы и стратегия устойчивого развития российских предприятий. Новосибирск: Препринт, 1996.- 48 с.
  115. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  116. В.А., Дёмин Н. Я., Тимошин М. Л. Менеджмент: стратегическое управление производственно-хозяйственной системой разного уровня и конфигурации. М.: ВИНИТИ, 1997. — 195 с.
  117. В.И., Дасковский В. Б. Эффективность инвестиций в пищевую промышленность // Пищевая промышленность. 1998. — № 6. — С.4−7
  118. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. -С.103−109
  119. Управление нововведениями и стратегия корпорации: Сборник обзоров / Отв. ред. и составитель И. Г. Минервин. М.: ИНИОН, 1990. — 175 с.
  120. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 416 с.
  121. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 105-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» // Экономика и жизнь. 1997. август (№ 31). — С.2−3
  122. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Ведомости. 1995. -№ 23. — Ст. 1025.
  123. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О ведении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Документы. 1999. -№ 8.-С. 137.
  124. Федеральный Закон от 2 января 2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов"// Отражено в БД «Гарант».
  125. Федеральный Закон от 24 мая 1999 г № 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» // Отражено в БД «Гарант».
  126. Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-Ф3 «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» // Отражено в БД «Гарант».
  127. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (с изменениями от 12 июля 2000 г.) // Отражено в БД «Гарант».
  128. Федеральный закон от 7 января 1999 г.№ 18-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»
  129. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Отражено в БД «Гарант».
  130. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.-576 с.
  131. Финансовая стратегия в управлении предприятием: Сборник научных трудов / Под ред. Титова В. В., Коробковой З. В. Новосибирск: Изд-во РАН Сиб. отд. Ин-та эконом, и орг. пром. пр-ва, 1997. — 142 с.
  132. В.И. Основы современной теории организации. М.: Ин-т организационных систем 1995. — 75 с.
  133. Г. Синергетика: Пер. с англ. М.: МИР, 1980. — 404 с.
  134. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997.-332 с.
  135. Д. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Контуры, 1998.-200 с.
  136. Й. Стратегическое управление технологией // Проблемы теории и практики управления. 1990. -№ 1. — С.41−47
  137. Р. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 4.-С.41−47
  138. М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. -М.: Изд-во Российской академии управления, 1993. 231 с.
  139. Т.Г. Методика и организация информационной основы стратегического управления: Автореф. дис.. канд. экон. наук / СПб УЭФ. -СПб., 1998.-20 с.
  140. Л.В. Инновационная стратегия развития предприятия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. — 128 с.
  141. С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.- 193 с.
  142. Экономическая культура управленческой деятельности (Информационный аспект) / Под ред. Б. М. Горбунов и др. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1997. — 59 с.
  143. Ahlstedt L. The strategic role of the board of directors // Arenas of strategic thinking / Ed by Nasi J. Helsinki: Foundation for econ education 1991 — p.135−145.
  144. Ansoff H.I., Sullivan P.A. Optimizing profitability in turbulent environments. A formula for strategic success // Long range planning Oxford etc, 1993. -Vol.26, № 5-p. 11−23.
  145. Baker W.H., Addams H. L, Davis B. Business planning in successful small firms // Long range planning Oxford etc, 1993. — Vol.26, № 6 — p.82−88.
  146. Bate P. The impact of organizational culture on approaches to organizational problem solving. Organization Studies 5, 1984.
  147. Bennis W. Changing organizations., N.-Y, 1996.
  148. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure. M.I.T. Press, Cambridge, Mass., 1962.
  149. Coca-Cola. http//www2.coca-cola/com.
  150. Cowen S.S., Oslorne L. Board of directors us strategy // Journal of general management Oxford, 1993. — Vol. 19, № 2 — p. 1 -13.
  151. Davis S. Managing Corporate Culture. Cambridge, MA: Ballinger, 1984.
  152. Deal Terence E., Allen A. Kennedy, Corporate Culture: The Rites and Rituals of Corporate Life. Reading, Mass, Addison-Wesley. 1982.
  153. Demb A., Neubauer F.F. Corporate board: Confronting the paradoxes // Long range planning Oxford etc, 1992. — Vol.25, № 3 — p.9−20.
  154. French W., Bell C. Organization. Development. Englewood Cliffs, N.Y., 1973.
  155. Hall W.K. Survival Strategies in a Hostile Environment // Harvard Business Review 57, 1980. № 5. — p.161−168.
  156. Hax A.C., Majlfur N.S. Strategisches management: Ein integratives Konzept aus den MIT-Frankfurt: N.Y., Campus, 1991.
  157. Hinterhuber H.H. Strategische Unternehmensfunrung. Band 1: Strategisches Denken 5 Aufl. Berlin-New York: Walter de Grugter, 1992. — 248 p.
  158. Hinterhuber H.H. Strategische Unternehmensfunrung. Band 2: Strategisches Handles 5 Aufl. Berlin-New York: Walter de Grugter, 1992. — 321 p.
  159. Jones G.R. Transaction costs property rights and organizational culture: an exchange perspective. Administration Science Quarterly, 1983.
  160. Kirsch W. Strategic Management // Handbook of German business management J. Ed by E. Grochla, E.Gaoglek. Stuttgart etc.: Poeschel, Springer, 1990. — p.2283−2292.
  161. Koenig G. Dimension, empan et etendue a l’aune de l’incertitude // Economie appliquee. Geneve, 1994, — Vol.47, № 4. — p.23−47.
  162. Lei D. Strategies for Global Competition // Long range planning 22, 1989, № 1 -p.102−109.
  163. MacMillan I.C. Perceptive Strategies // Journal of Business Strategy 4, 1983. -№ 2.- p. 16−26.
  164. Mintzberg H. Organization Design: Fasion of Fit // Harvard Business Review 59, 1981. -№ 1. p. 103−116.
  165. Mintzberg H. The fall and rise of strategic planning // Harvard Business Review. Boston, 1994. — Vol.72, № 1. — p. 107−114.
  166. Morgan M.J. How corporate culture drives strategy // Long range planning, Oxford etc, 1993. Vol.26, № 2 — p. 110−118.
  167. Nestle http//www.nestle.ru.
  168. Pettegrew A. The Management of Strategic change, Blackwell, 1988.
  169. Piest B. Ritsema H. Corporate strategy: Implementation and control // Europe management j. Oxford, 1993. — Vol. 11, № 1 — p. 122−131.
  170. Pinard J. Les industrial alimantaires dans le monde. P.: Masson, 1988. -216 p.
  171. Report of the Committee on Financial Aspects of Corporate Governance. Gee, 1992.
  172. Reqer R., Huff A.S. Strategic groups: a cognitive perspective // StrategicY
  173. Management Journal. 1993. — Vol. 14. — № 2. — p. 101 -123.
  174. Scholz Chr. Corporate Culture and Strategy. The problem of Strategic Fit // Long range planning 20, 1987. — p.77−87.
  175. Schreuder H. Timely management changes as an clement of organizational strategy // Journal of management studies. Oxford: N.Y., 1993. — Vol.30. -№ 5. -p.723−738.
  176. Schwaninger M. Management systems Frankfort a.m.- N.Y.: Campus, 1994.-340 p.
  177. Schwarts H., Davis S.M. Matching corporate culture and business strategy. Organizational Dynamics. Summer, 1981.
  178. Sloan A.P., Jr. My Years with General Motors. Doubleday, Garden City, N.Y., 1964.
  179. Sun Interbrew http//www.interbrew.ru.
  180. The world of Interbrew // Interbrew nv, Belgium. 2000. — № 1.
  181. Tichy N.M. Managing Strategic Change: Technical, Political and Cultural Dynamics. -N.Y.: John Willey, 1983.
  182. Zahra S.A. Increasing the board’s involvement in strategy // Long range * planning-Oxford, 1990.-Vol.23, № 6-p. 106−117.
  183. Организационная структура ОАО «Ламзурь»
Заполнить форму текущей работой