Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность разработанной последовательности этапов художественного проектирования на основе кинетического формообразования заключается в том, что в данном случае происходит смещение акцентов в проектировании с результата проектирования на сам процесс создания и организации формы. При этом, форма может организовываться на принципах полиэйконии, комбинаторики и других принципах кинетического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КИНЕТИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. От способов изображения движения на плоскости к кинетизму в искусстве XX века
    • 1. 2. Кинетическое искусство
    • 1. 3. Трансформация кинетизма в дизайне и архитектуре
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
    • 2. 1. Некоторые особенности восприятия движения и кинетической формы
    • 2. 2. Особенности восприятия статичного объекта
      • 2. 2. 1. Понятие фигуры и фона в процессе восприятия
      • 2. 2. 2. Гештальт-законы группирования
      • 2. 2. 3. Контуры в процессе восприятия
    • 2. 3. Оптические феномены и особенности их восприятия
      • 2. 3. 1. Феномен кажущегося движения статичной формы
      • 2. 3. 2. Природа полиэйконических феноменов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. КИНЕТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
    • 3. 1. Приемы и средства кинетического формообразования
    • 3. 2. Уровни образования кинетической формы в костюме из трикотажа
    • 3. 3. Принципы художественного проектирования на основе кинетического подхода
      • 3. 3. 1. Эксперименты в области создания оптических феноменов движения статичной формы
      • 3. 3. 2. Методика серийных принципов построения орнамента на основе кинетического подхода
      • 3. 3. 3. Методика построения полиэйконического орнамента
    • 3. 4. Апробация результатов исследования
  • Выводы по главе

Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современных художественных процессов формообразования характерно развитие экспериментальных методов, основанных на поисках новых средств и принципов организации формы.

Введение

движения в практику искусства и дизайна привело к возникновению направления дизайнерской деятельности, которое получило определение, как кинетическое формообразование.

Главным формообразующим фактором этого направления является движение. Диапазон приемов и средств использования движения в кинетическом формообразовании необычайно широк: от изображения и выражения движения на плоскости, до выхода в пространственно — временной континуум сложных систем, обладающих самоорганизацией.

Важно отметить, что кинетическое формообразование подразумевает не только, точнее не столько то, что объект, образованный по этим принципам должен быть обязательно подвижным. Основной принцип заключается в том, что объект должен иметь мобильную структуру построения, то есть иметь возможность изменяться в соответствии с заданием, проектной ситуацией и т. д. В данном случае акцент перемещается с результата на процесс* организации и функционирования формы.

За последнее время возросло число публикаций, посвященных проблемам движения в психологии восприятия, теории и практике дизайна. Повышенный интерес к исследованию данной темы возможно во многом обусловлен расширением наших представлений в этой области. Развитие науки и технических средствновое поколение компьютерной техники, позволяющих моделировать, и что особенно важно, фиксировать микро — и макро — процессывведение реального движения в область искусства, развитие интерактивного творчества — все это привело к новому интересу в области восприятия и создания движущейся формы, ее эстетического и психологического воздействия на человека, потребовало знаний законов построения и функционирования динамичной формы.

В современной проектной терминологии под процессом понимается последовательность изменений во времени вещества, энергии, информации об объекте. Процесс может быть рассмотрен и как объект [107, С.48].

Современные исследования, связанные с этими вопросами можно условно разделить на две области — к первой относятся исследования посвященные изучению этого вопроса с точки зрения психологии восприятия, философские и эстетические исследования, одним словом, те в которых движение рассматривается как образ [См. об этом 6, 7, 9, 17, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 76, 83, 109]. Вторая область исследований связана с вопросами создания и функционирования движущейся формы и ее элементов [См. об этом 1, 8, 11, 34, 39, 52, 53, 54, 61, 69, 74, 90, 97, 95, 124, 130]. В данном случае, акцент падает на рассмотрение конструкции динамичной формы. Деление на эти две области, конечно условно. Они посвящены изучению одного и того же явления, но сама многогранность проявления движения в жизни приводит к тому, что для его изучения необходимо объединение усилий физиков и психологов, математиков и философов, художников и программистов. В рамках диссертационного исследования были выбраны публикации, посвященные изучению приемов создания движущейся формы, физика этого вопроса не рассматривалась.

Сложность результатов кинетического формообразования требует специфической оценки. Для проектирования подобных произведений не достаточно одного знания предмета. Здесь во многом требуется системный подход к процессу проектирования. Представляется вполне логичным включение в научный аппарат исследования данных, полученных в результате экспериментов в области психологии зрительного восприятия.

Вальтер Гропиус писал: «Я действительно считаю психологические проблемы фундаментальными и первостепенными, в то время как технические компоненты формообразования, есть наши мыслительные дополнения к этому, направленные на то, чтобы мы могли понять неосязаемое через осязаемое» [34, С.91]. Для этого в Баухаузе были проведены исследования, направленные на то, чтобы снабдить студента знаниями о таких явлениях, как пропорция, оптическая иллюзия и цвет. По замыслу Гропиуса, это могло способствовать открытию «новой грамматики формообразования» [34, С.86].

Рассматривая теоретические исследования в сфере дизайна, ХанМагомедов отмечает, что «художественные проблемы формообразования представляют собой сложный комплекс, включающий и особенности психологии восприятия. «[116, С.10].

Актуальность проблемы.

Движение — это факт, сторона современной жизни и не использовать этот основной инструмент в изобразительных искусствах значило бы признаться в немощности" Фрэнк Малина [В кн. 100, С.86].

V На современном этапе перед художниками текстиля стоит задача создания изделий, способных выдержать жесткую конкуренцию. Для этого кроме формирования эстетических качеств изделий необходимо внесение корректив во весь процесс художественного проектирования. Необходима разработка методики проектирования, позволяющей создавать серии изделий, способная быстро реагировать на меняющуюся проектную и рыночную ситуацию. Создание научно обоснованной методики художественного проектирования трикотажа, основанной на принципах кинетического формообразования может способствовать решению этих задач.

Изменение экономической ситуации, динамическое развитие производства, введение рыночных отношений с неизбежной конкуренцией, вносят свои требования к улучшению качества подготовки выпускников высших учебных заведений, в частности специалистов в области художественного проектирования. При этом особое значение имеет не только получение знаний, сколько умение их использовать и применять в профессиональной деятельности. Профессиональной зрелости специалистов текстиля во многом должно способствовать совершенствование методики художественного проектирования на основе современных экспериментальных методов формообразования, одним из которых является использование движения как основного фактора проектирования формы.

К исследованию процесса использования движения в текстильном дизайне подводит и ряд выявленных нами противоречий: необходимость формирования нового видения формы и неиспользованность в полной мере данных из области экспериментального формообразования в современном искусстве и дизайне;

— накопление определенного теоретического и практического опыта в области применения кинетической формы в промышленном дизайне и недостаточное внимание к методам кинетического формообразования в художественном проектировании трикотажа;

— необходимость использования движения как формообразующего фактора и отсутствие разработанных методик художественного проектирования на его принципахналичие современных исследований в области психологии зрительного восприятия динамичной формы и необходимость более полного использования данных из этой области в исследовательском и учебном процессе.

Указанные противоречия потребовали сформулировать научную проблему: как следует использовать в полной мере данные из области экспериментального формообразования, в частности кинетического формообразования, разработанные в современном искусстве и дизайне в художественном проектировании трикотажа.

Осознание необходимости разрешить названную проблему способствовало выбору темы: «Кинетическое формообразование в художественном проектировании трикотажа».

Согласно выбранной теме определились объект и предмет исследования.

Объект исследования: теория и метод художественного проектирования на основе кинетического формообразования.

Предмет исследования: кинетическое формообразование как подход к процессу художественного проектирования и метод создания формы в трикотаже.

Цель и задачи исследования

:

Целью теоретической и практической работы является определение путей совершенствования методики художественного проектирования трикотажа на основе использования экспериментальных методов формообразования, в частности, основанных на кинетическом подходе. В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи:

— установить степень разработанности вопроса по теме исследования в научной литературе, в теории и практике искусства и дизайна;

— выявить основные приемы и средства использования движения в экспериментальном формообразовании;

— определить методические основы исследовательского процесса создания динамичной и кинетической формы;

— разработать принципы использования кинетического формообразования в художественном проектировании;

— разработать последовательность этапов процесса художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

— провести апробацию полученных данных в промышленном производстве.

Методы исследования:

Основу исследования составляют теоретические и практические разработки в области художественного проектирования трикотажа, исследовательские материалы из области психологии восприятия, теории информации и других смежных специальностей. Для реализации поставленных задач использовались методы: наблюдения, системный подход, практический эксперимент.

Повышению научного уровня методики художественного проектирования способствует применение комплексного, проблемного, экспериментального методов, а также принципов технической эстетики, теории и практики компьютерного искусства.

Диссертационное исследование строилось в соответствии с поставленными задачами. В работе использовались: аналитический метод при изучении литературных источников, предметно-аналитический метод исследования иллюстрации и объектов искусства и дизайна.

На этапе исследования психологии восприятия динамической и кинетической формы использовались данные из области психологии зрительного восприятия, принципы организации и восприятия формы, разработанные гештальтпсихологией.

На этапе разработки серийных принципов проектирования орнамента с эффектом движения и полиэйконического орнамента, использовались методы автоматизированного проектирования и экспериментального моделирования. Теория и практика компьютерного искусства и технической эстетики.

При разработке проектных задач использовались принципы кинетического формообразования.

Научная новизна работы:

Кинетическое формообразование — это экспериментальная область современного искусства и дизайна, в которой наиболее успешно разрабатывается проблема использования движения для создания нового языка художественного проектирования, новых средств формообразования.

Термин «кинетический» происходит от греческого слова хи-утрсд ~ «приводящий в движение». Особенностью данного вида формообразования является то, что образ произведения формируется в процессе движения и имеет временной характер.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка использования возможностей кинетического формообразования из области современного искусства и дизайна в теории и практике художественного проектирования трикотажа.

В ходе исследования:

1. Проведена классификация приемов и средств создания динамической и кинетической формы в экспериментальном формообразовании.

2. Проведен анализ восприятия динамической и кинетической формы на основе исследований из области психологии зрительного восприятия.

3. Выявлены приемы и средства создания динамической формы с использованием феномена движения в художественном проектировании.

4. Разработана методика создания полиэйконической формы в трикотаже.

5. Разработаны серийные принципы художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

6. Осуществлено промышленное проектирование изделий из трикотажа на основе принципов кинетического формообразования.

Научные рекомендации по процессу художественного проектирования трикотажа на основе кинетического формообразования могут быть использованы как в качестве средства, повышающего художественную выразительность орнаментальных форм, так и в качестве метода художественного проектирования. Методические принципы могут найти применение в учебном процессе при разработке теоретических основ курса композиции для средних и высших учебных заведений.

Использование принципов кинетического формообразования в художественном проектировании трикотажа расширит палитру профессиональных средств художника, способствует оптимизации творческого процесса, открывает возможности создания новых орнаментальных форм.

В качестве результатов исследования предлагается методика художественного проектирования орнамента для трикотажа на основе принципов кинетического формообразованиясерия орнаментов, построенных на основе результатов исследования с использованием компьютерной графики и конкретная коллекция из трикотажа, выполненная в условиях промышленного производства.

Публикации.

Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9 статьях.

На 5 трикотажных полотен, внедренных в промышленное производство, получены патенты.

На 12 трикотажных полотен, внедренных в промышленное производство, получены авторские свидетельства на промышленный образец.

Структура исследования:

Диссертационная работа изложена на 190 страницах машинописного текста и содержит: введение, три главы с выводами, заключение, 64 рисунка и 7 страниц приложений. Библиография включает 140 наименований на русском языке и 87 наименований на иностранных языках.

Выводы по главе:

1. Произведения, строящиеся на основе кинетического формообразования в художественном проектировании строятся на включении движения как основного формообразующего фактора и средства художественной выразительности. При этом значимым становится то, что проектируемый образ возникает и формируется в процессе движения и имеет временной характер. Сам процесс художественного проектирования приобретает ярко выраженный кинетический характер, где форма создается и трансформируется в пространственно-временном континууме.

2. Выделенные во второй главе элементы зрительного восприятия, такие как фигура/фон, контуры и уровни восприятия позволили провести анализ и выделить элементы и принципы художественного проектирования кинетической формы. Были выделены уровни кинетического формообразования в художественном проектировании:

1 уровень формообразования: акцент на принципы кинетизма при восприятии полотна (материала) и статичного костюма. Здесь в основном, движение выступает как средство художественной выразительности, с использованием феномена движения статичной формы.

2 уровень — построение кинетической формы в пространственно-временном континууме. Процесс создания и функционирования формы,' результатом которого могут быть серии орнаментальных решений, построенных на принципах кинетического формообразования.

3. На основе выделенных уровней были проведены эксперименты, которые имели следующие результаты:

— эксперименты в области создания оптических феноменов с использованием движения двух орнаментальных систем подтвердили предположение о том, что в процессе движения элементарных орнаментальных элементов, в частности, полосы и круга, могут возникать сложные орнаментальные формы, с изменением не только орнаментального строя, но и изменением самой пространственной структуры. Опытным путем была подтверждена правомерность применения при создании объектов пассивного кинетизма таких операций как перемещение и поворот.

— Эксперименты в области полиэйконической формы позволили выделить основные принципы соединения нескольких образов в одном произведении: соединение орнаментальных форм с наложением друг на друга и последующей заменой общего цвета на цвет первой или второй системысоединение нескольких орнаментальных решений, не взаимосвязанных между собой и последующее представление их во временисоединение нескольких орнаментальных решений, таким образом, что в результате наложения одной системы на другую образуется новое орнаментальное решение.

Эксперименты в области серийных принципов построения кинетического орнамента на основе комбинаторики подтвердили возможность создания бесконечного числа серий орнаментальных решений.

4. Особенность разработанной последовательности этапов художественного проектирования на основе кинетического формообразования заключается в том, что в данном случае происходит смещение акцентов в проектировании с результата проектирования на сам процесс создания и организации формы. При этом, форма может организовываться на принципах полиэйконии, комбинаторики и других принципах кинетического формообразования. Серийное формообразование на основе кинетического подхода включает в себя многоуровневое построение формы, где на каждом уровне можно получать свой результат.

5. Апробация результатов проведенных экспериментов подтвердила возможность использования в практике художественного проектирования трикотажа на уровне проектирования формы «пассивного» кинетизма, методов построения оптических феноменов на основе законов группирования, и правомерность привнесения принципов кинетического формообразования во весь процесс художественного проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение художественного и эстетического уровня промышленных изделий тесно связано с уровнем художественного мастерства и теоретической подготовкой дизайнеров. Для этого необходимо опережающее развитие творческой разработки художественных проблем формообразования.

Использование данных научного аппарата теории и практики дизайна в художественном проектировании трикотажа позволяет решать в комплексе проблемы современного производства.

Экспериментальные методы, разработанные в архитектуре и дизайне в начале XX века, в частности метод кинетического формообразования, обогатили практику художественного проектирования. Включение кинетического формообразования в художественное проектирование трикотажа позволяет расширить арсенал научных средств, открывает новые формообразующие возможности создания трикотажных полотен и моделей, способствует совершенствованию методики художественного проектирования трикотажа. В ходе исследования были рассмотрены вопросы, связанные с использованием данного метода в практике художественного проектирования трикотажа.

Исследование принципов кинетического формообразования и их использование в художественном проектировании трикотажа позволяет по-новому подойти к процессу проектирования.

Разработанные принципы художественного проектирования трикотажа на основе кинетического формообразования позволяют рассматривать художественное проектирование как процесс, результатом которого являются серии композиционных решений на плоскости и пространсвенно-временном континууме.

Цель данной теоретической и практической работы заключается в совершенствовании методики художественного проектирования трикотажа на основе использования методов экспериментального формообразования, в частности, кинетическое формообразование.

В результате разработки вопроса установлено, что в области современных методов экспериментального формообразования, практике искусства и дизайна широко применяются принципы кинетического формообразования. Однако было отмечено, что отсутствуют теоретические и практические разработки данной темы в области текстильного дизайна, в частности художественного проектирования трикотажа.

Проведенное исследование позволило выявить основные приемы и средства кинетического формообразования. Были сформулированы принципы функционирования кинетической формы. Даны характеристики основных формообразующих элементов структуры кинетического формообразования, что позволило разработать и провести апробацию этапов художественного проектирования трикотажа на основе кинетического подхода.

Результаты теоретических и практических исследований в области художественного проектирования на основе кинетического подхода подтвердили обоснованность использования в исследовании данных и методов из психологии зрительного восприятия.

Промышленное проектирование трикотажа на основе кинетического формообразования подтвердило правомерность использования принципов кинетизма в художественном проектировании.

Полученные промышленные результаты на основе теоретических экспериментов подтвердили правильность выбора последовательности решения планированных задач.

Полученные результаты повышают качество методики художественного проектирования, в чем автор видит главный результат диссертации.

В ходе теоретических исследований были получены важные дополнительные результаты:

— выявлены основные виды контуров, как средство и способ образования художественной формы;

— выявлены и систематизированы признаки, на основе которых происходит группирование графических элементов в форму;

— на основе данных из психологии зрительного восприятия систематизированы уровни восприятия трикотажного полотна и костюма.

Полученные побочные данные имеют важное методологическое и практическое значения для процесса художественного проектирования трикотажа и костюма в целом.

Дальнейшее исследование темы планируется провести по пути более углубленного изучения восприятия на уровне пространственно-временного континуума. Отдельно планируется рассмотреть такой значимый элемент восприятия формы, как цвет. Результатом должна стать разработка комплексной методики художественного проектирования на основе кинетического формообразования на уровне проектирования и функционирования костюма в целом.

Проведенная апробация позволила сделать следующие практические предложения. Использование методов и принципов образования кинетической формы с одной стороны повышает креативный уровень создания полотен и моделей. С другой стороны, что наиболее важно, результатом процесса становится не единичное изделие, а серия орнаментальных и художественных решений, что способствует оптимизации затрат на уровне художественного проектирования, повышает потребительскую и эстетическую ценность проектируемых изделий.

Апробация результатов исследования в промышленности практически подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, результативность и целесообразность использования разработанных методик для повышения качества выпускаемой продукции.

На основании теоретических и практических исследований получены следующие результаты:

— на основе предметно-исторического анализа произведений искусства и дизайна выявлены и систематизированы принципы функционирования кинетической формы. Описаны элементы ее структуры и особенности ее восприятия.

— Впервые на основе • данных психологии зрительного восприятия проведена классификация произведений искусства и дизайна на «Пассивный» и «Активный» кинетизм. Полученная классификация была в дальнейшем использована для разработки авторской методики художественного проектирования трикотажа.

— На основе методов и данных из области психологии зрительного восприятия были выделены особенности восприятия трикотажных изделий: виды и способы образования контуров, феномены фигуры/фона в орнаменте, уровни восприятия костюма из трикотажа, признаки группирования графических элементов.

— Разработаны и применены в практике художественного проектирования феномены кажущегося движения статичной формы, и феномены неоднозначности по глубине и по содержанию.

— Впервые разработана методика серийных принципов построения орнаментальной формы на основе кинетического подхода.

— Впервые выявлены принципы организации и разработана методика проектирования полиэйконического орнамента полотен из трикотажа на основе принципов кинетического формообразования.

— Проведена апробация методов художественного проектирования трикотажа с эффектом кажущегося движения статичной формы и полиэйконической формы, а также принципов построения серийной формы на предприятиях трикотажной отрасли.

— Получили положительную оценку на художественно-технических советах и внедрены в производство более 50-ти полотен и моделей. На 5 трикотажных полотен (9 вариантов) получены патенты, на 12 трикотажных полотен (33 варианта) — авторские свидетельства на промышленный образец.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Л. Об особенностях современного подхода кхудожественным вопросам формообразования в пространственных искусствах и дизайне. М.:Тр. ВНИИТЭ, вып.20, 1979. — с. 79−94.
  2. Н.Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа /1920−1926/, -М.: Тр. ВНИИТЭ, вып.21,1979. с.44−63.
  3. Н.Л. Формальный метод в художественной пропедевтике, как преломление творческой концепции, М.: Тр. ВНИИТЭ, вып. 28, 1981.-с.8−24.
  4. Н.Л. Формирование дизайнерской концепции Л.С.Поповой ГВНТМ-ВХУТЕМАС 1921—1923 гг. Тр. ВНИИТЭ, вып.41,1983. -с.43−61.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998, — 376 с.
  6. A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М.: «Книга», 1972. — 104 с.
  7. A.B., Трофимов Ю. Л. Восприятие различных форм внетекстовой информации. Киев, 1975. — 52 с.
  8. Р. Динамика архитектурных форм, М.: Строииздат, пер. с англ., 1984. — 192с., илл.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие, М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  10. В.Р. Баухауз и ВХУТЕМАС /Сравнительный социокультурный анализ, Тр. ВНИИТЭ, вып.34,1982 — с. 1−90.
  11. W 11. Аронов В. Р. Проблемы формообразования в современной архитектуре. Архитектура и проблема среды /сборник/, М.: 1975. — 82 с.
  12. В.Р. Теоретические проблемы дизайна. /Сб. статей/, -М.1979, 92 с.
  13. В.Р. Функционализм и попытки его переосмысления в дизайне конца 70-х годов, Тр.ВНИИТЭ, вып.20,1979. — с.108−121
  14. И. Д. Иллюзии зрения, М.: Наука, 1969. — 223 с.
  15. Архитектурная бионика /Под ред. Ю.С.Лебедева/, М.: Стройиздат, 1990, — 368 с.
  16. А.Ф. Время и творчество /Сб. научных трудов «Пространство и время в искусстве"/, Л.:1988, — 169 е., илл.
  17. В.А. Динамика зрительного восприятия, М.: Наука, 1990, — 240 с.
  18. Н. Кризис искусства /Репринтное издание/, М., СП.: Интерпринт, 1990. -48 с.
  19. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия, М.Л., Гизлегпром, 1934, 103 с.
  20. Н.А. Стереоскопия, М.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1962. 379 с.
  21. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
  22. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне /Метод, материалы/ Отв.ред. О. И. Генисарецкий, — М.: ВНИИТЭ, 1990. — 88 с.
  23. Винглер Ганс М. Баухаус Архив в Берлине /пер. с HeM./(Hans M. Wingler Museum, Bauhaus-Archiv Berlin, 1979), — 1984. — 58 c.
  24. H.H. Восприятие предмета и рисунка. M., 1950. — 96 с.
  25. Восприятие пространства и времени /Материалы симпозиума/, -Л.:Наука, 1969. -135 с.
  26. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. /Пер. с анг./, М.:Прогресс, 1988. — 462 с.
  27. Р.М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы, М.: Наука, 1981. — 208 с.
  28. Р.Л. Иллюзии восприятия и модели мозга (Perception illusions and brain models)/nep. с англ./ В журн. «Proceedings of the Royal Society», 1968/- v.171, № 1024, p.279−296.
  29. P.Л. Разумный глаз /пер.с англ./, М.:МИР, 1972. — 216 е., илл.
  30. Н.Е. Шедевры живописи музеев СССР/Альбом/, вып.1−4, М.: 1977 г.
  31. Р. А Движение в искусстве /Автореферат/, Л.:1988.16 с.
  32. Д.П. Компьютеры в архитектуре, М.: В мире науки, 4.1991, — апрель, с.52−59.
  33. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры /пер.с англ./, М. Искусство, 1971. 286 с.
  34. Гуйк Яан Ф. Восприятие движущегося объекта, -Таллинн.:Вальгус, 1986.-232 с.
  35. В.Е. Как мы видим то, что видим, М.: Знание, 1987. -240 с.
  36. К. Дж. Инженерное и художественное конструирование (пер.с англ), М.: Мир, 1976. — 375 с.
  37. Дизайн жилой среды/Метод, рекомендации/, Лен.: — 1989. — 22 с.
  38. Динамическая и кинетическая форма в дизайне /Метод, материалы/, М.:ВНИИТЭ, 1989. — 81 с.
  39. А. Свойства элементов в декоративной и пространственной композиции, М.1977. — 78 с.
  40. И. Васильев А. Пространство и время Наума Габо, -«Огонек» № 50, декабрь 1990.
  41. Живопись 1920−1930 Государственный Русский музей: Каталог-альбом, — М.:Сов.художник, 1989.-280с., илл.
  42. Е.А. Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом зрительного восприятия орнамента в костюме: Дис., к.т.н. М., 1998. — 192 с.
  43. . Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем /пер, с фр./. М.: Стройиздат, 1984. -160 е., илл.
  44. Ф. Из опыта освоения геометрической формы. -Тр.ВНИИТЭ, вып.28, М.:1981. — с.67−75
  45. История психологии /Под ред. Ярошевского М.Г./. М.: Мысль, 1985. -575 с.
  46. М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени /В сб. научных трудов/. Л.: 1988. — с. 22−29
  47. В. О духовном в искусстве /живопись//серия из архива русского авангарда/. Лен.: 1990. — 66 с.
  48. Е. Орлова Е. «Движение» в действии. «Смена» 1.1968. -с. 16−17
  49. Т.В. и др. Основы теории проектирования костюма. -М.:Легпромбытиздат, 1988. 352 е., илл.
  50. Т.В. Основная терминология в теории костюма. М.: МТИ, 1979.-39 с.
  51. В.Ф. Кинетизм.(Новое искусство XX век.). М.:Галарт, 1994. — 160 е., илл.
  52. В.Ф. Кинетизм направление дизайнерского формообразования. — ТР. ВНИИТЭ, вып.33,1982. — с.68−82.
  53. В.ф. Кинетические тенденции в дизайне. Тр. ВНИИТЭ, № 6,1979.-с. 25−26
  54. В.Ф. Мобильная архитектура /обзор/. М.:1973. — 48 с.
  55. В.Ф. Новейшие конструктивные системы. М.-.Знание, 1984. -48 с.
  56. В.Ф. О комбинаторном формообразовании. Тр. ВНИИТЭ, вып.20,1979. — с.32−40
  57. В.Ф. Опыт классификации трансформаций плоского листа. Тр. ВНИИТЭ, вып.23,1980. -с.99−116
  58. В.Ф. Программируемое формообразование в дизайне. -Тр.ВНИИТЭ,№ 3,1979. с.1−5
  59. А.Н. Первая дизайнерская школа А.Родченко. ИНХУК и ранний ВХУТЕМАС. Тр.ВНИИТЭ.вып.41,1983. — с.61−78
  60. А.Н. Серийность в работах А.М.Родченко как отражение программируемого формообразования. Тр.ВНИИТЭ.вып.3,1979.с.11−13
  61. А. Н. Степанова Р.Ф. О раннем конструктивизме. Тр. ВНИИТЭ, вып. 21,1979. — с. 111−118
  62. А.Н. Ракурсы Родченко. М.:Искусство, 1992. — 222 е., илл.
  63. П., Норман Д. Переработка информации у человека /введение в психологию/. М.:Мир, 1974. — 550 с.
  64. Лисицкий Эль /1890−1947/ Сб.статей. М.:Гос.Третьяковская Галерея, — 214 с.
  65. А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. -М.:МГУ, 1985.-223 с.
  66. В.Ф. О специфике художественного языка предметно-пространственной среды. Тр. ВНИИТЭ, вып.20, 1979. — с.3−11
  67. Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов /Пер. с англ./. М. Радио и связь, 1987. — 400 е., илл.
  68. Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет — Каталог выставки. — М.: Альба, Выставочный центр ГТГ, 1998. — 67 с.
  69. Мерло-Понти М. Око и дух /пер, с фр./. М.: Искусство, 1992. — 63 с.
  70. В.Б. Малая история искусств /Первобытное и традиционное искусство/. М.:Искусство, 1973. — 317 с.
  71. МОДЕРНИЗМ. Анализ и критика основных направлений /Под ред. В.В.Ванслова/. М.: Искусство, 1987. — 305 с.
  72. А. Теория информации и эстетическое восприятие /пер.с фр. /. М., 1966
  73. Л.П. Художественное конструирование как новый отличительный от прикладничества подход к созданию предметной формы. -Тр.ВНИИТЭ.вып.33,1982. с.41−68
  74. A.B. Русский авангард. М.:Искусство, 1991. — 191с., илл.
  75. У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 224 с.
  76. А.А., Гусейнов Г. М., Савватеева Г. Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.:Легпромбытиздат, 1987. — 272 с.
  77. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. -ВНИИТЭ, 1989. 88 с.
  78. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов/под ред. Т. В. Козловой. М.:Легпромбытиздат, 1988. — 352 с., илл.
  79. Перцева^ Т. М. Поиски форм взаимосвязи науки и искусства /По материалам ГАХН/. Тр. ВНИИТЭ, вып. 21,1979. — с. 30−44
  80. V 81. Пидоу Д. Геометрия и искусство /пер.с анг./. М.:Мир, 1979. — 332 е., илл.
  81. В.М. Двадцатый век. М.:Советский художник, 1989. -456 е., илл.
  82. А. С. Механика движения. Минск, 1975. — 248 с.
  83. Проблема времени в искусстве и кинематографе /под ред. Пальцева А.А./. М.:1979. — 140 с.
  84. Пространство в формировании структуры и образа предметной среды. Тр. ВНИИТЭ, вып.40,1983. — 72 с.
  85. Пространство и время в искусстве /межвуз.сб.научных трудов/. -Л.:1988. 169 с.
  86. Ю.В. Четыре измерения искусства. М.:3нание, 1981. -176 с.
  87. А.Г. Вопросы художественного проектирования основовязанных полотен из различных видов сырья: Дис., к.т.н. М., 1985. -204 с.
  88. А.Г. Кинетическое формообразование в орнаменте. В сб. Дизайн жилой среды.Л., 1989. с.19−21
  89. А.Г. Феномен самоорганизации в орнаменте. Труды ВНИИТЭ, вып.47, 1985. — с.68−79
  90. Родченко, Степанова «Будущее единственная наша цель.» /под.общ.ред.П.Невера/. — Австр. музей прикладного искусства, Вена.:Изд.Престель /Каталог выставки/ 1991. — 258 с.
  91. Рок И., Пальмер С. Наследство гештальт-психологии. «В мире науки», № 2,1991.-с.38−46
  92. Рок И. Введение в зрительное восприятие /пер.с англ.//в двух книгах/. М.:Педагогика, 1980.
  93. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие /сост. H.H. Ростовцев и др./. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  94. Светомузыка в России и в СССР /библиографический указатель 1942−1982/ сост. Галеев Б. и др./. Казань.:КАИ, 1983. — 44 с.
  95. О. Проблема времени в оп-арте, поп-арте и кинетическом искусстве. М.:"Декоративное искусство'^ 1.1969
  96. Е.В. Дизайн 20-х:образ мира и образ творчества. -Тр.ВНИИТЭ, вып.41,1983. с.1−86
  97. Е.В. Концепция производственного искусства и «театральный Октябрь». Тр. ВНИИТЭ, вып.28,1979. — с.24−42
  98. Синтез искусства в эпоху НТР /тезисы докладов семинара «Свет и музыка» 20−30 сент.1987, Казань/. Казань.: КАИ, 1987. — 160 с.
  99. Советское декоративное искусство, 1917−1945.Очерки истории. -М.Искусство. 1984. 256 е., илл.
  100. Е. И. Измайлов А.Н. Цветовое зрение. М. МГУ, 1984. -176 с.
  101. М. Идеи и модели Вячеслава Колейчука. «Д.И."II.1980.
  102. Т. Орнамент почерк эпохи. -Л.:1972. — 173 с.
  103. А. После заката абстракционизма. М.: Изобразительноеискусство, 1974
  104. А. Критика абстрактного искусства и его теории. -М.:Искусство, 1964. 247 с.
  105. Теория управления /терминология/, вып.107 Ак. наук СССР. -М.:Наука, 1988. 55 с.
  106. С. Оптические иллюзии /пер.с англ./. М.: Мир, 1967. -127 с.
  107. Ш. Принципы восприятия подвижных объектов /пер. с англ./. М. Радио и связь, 1983. — 168 с.
  108. В.М. Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса. Саратов.:1989. — 131с.
  109. П. У водоразделов мысли /под общей ред.Н.А.Струве/. УМСА-РКЕ88,РАШ5:1985. — 398 с.
  110. Э.Е. Полиэйкония в искусстве тлинкитов /в кн.: Культура народов Америки. Сб. Музея Антропологии и Этнографии Х1/. -Л.:Наука, 1985. с. 92−110
  111. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига, 1990. — 94 с.
  112. Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство /пер. с нем./. М.: Стройиздат, 1973. — 118 с.
  113. Фриман Дж.Уолтер. Физиология восприятия. «В мире науки» 4. 1991.-с.26−36
  114. Хан-Магомедов О теоретических исследованиях в среде дизайна Тр. ВНИИТЭ, вып.20,1979. 1−3 с.
  115. Хан-Магомедов С. 0. Дизайнерская концепция В. Е. Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака ВХУТЕИНа /1927−1930/. Тр. ВНИИТЭ, вып. 28, 1981. — с. 42−60
  116. Хан-Магомедов С. 0. Дискуссия в ИНХУКЕ о соотношении конструкции и композиции /янв.-апр.1921/. Тр. ВНИИТЭ, вып. 20,1979. — с. 4079
  117. Хан-Магомедов С. 0. Константин Мельников. М. Стройиздат, 1990. 296 с.
  118. Хан-Магомедов С. 0. Конструкция, изобретение и конструктивизм. -Тр. ВНИИТЭ, вып. 23,1980. с. 48−81
  119. Хан-Магомедов С. 0. Молодое и старое поколение художников-производственников на этапе «от изображения к конструкции». Тр. ВНИИТЭ, вып.21,1979. с.63−111
  120. Хан-Магомедов С. 0. Николай Ладовский. М.:3нание, 1984. — 64 с.
  121. Хан-Магомедов С. О. Особенности становления и развития отечественного дизайна. Тр.ВНИИТЭ.вып.41,1983. — с.3−10
  122. Хан-Магомедов С. О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов. Тр. ВНИИТЭ, вып. ЗЗ, 1982. — с.82−100
  123. Хан-Магомедов С. О. Разработка теоретических проблем художественной композиции во ВХУТЕМАСе-ВХУТЭИНе /1923−1930г/. -Тр.ВНИИТЭ, вьп.34,1989. с.39−55
  124. Хан-Магомедов С. О. Некоторые проблемы истории отечественного дизайна. Тр. ВНИИТЭ, вып.21,1979. — с.3−13
  125. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН /Комплексная архитектурно-художественная школа, 1920−1930гг./. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  126. В.М. Орнамент на ткани. М.:1969. — 87 с.
  127. А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. -М.:Стройиздаг, 1990. 318 с.
  128. Эксперимент в дизайне. Тр. ВНИИТЭ, М.:1987. -68 с.
  129. Юккер Гюнтер. Каталог выставки"Юккер в Москве» 14сен.-1 ноября, ЦДХ, 1988. -213с., илл.
  130. Статьи, написанные автором и в соавторстве
  131. А.Г., Фетисова У. Н., Фаршатова Т. М. Кинетическое формообразование и возможности его использования в художественном проектировании текстильных изделий//Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1988, с.126−129.
  132. А.Г., Крючкова H.A., Маслов М. А., Фаршатова Т. М. Использование возможностей экспериментального формообразования орнамента в текстильном дизайне//Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1989, с.155−156.
  133. Т.М., Пушкарев А. Г. Полиэйкония, как одно из направлений кинетического формообразования в текстиле// Межвуз. сб. науч. трудов. М.:МТИ, 1990, с. 162.
  134. A.A., Пушкарев А. Г., Фаршатова Т. М. Полиэйкония в художественном проектировании трикотажа //Журнал «Текстильнаяпромышленность, № 10−1993.
  135. Т.М., Нешатаев А. А., Пушкарев А. Г. Принципы полиэйконии в текстильном дизайне. Справка о депонировании научной работы за № 3857-ЛП-от 26.07.99
  136. Т.М., Нешатаев А. А., Пушкарев А. Г. Контуры, как средство создания изображения в художественном проектировании костюма. Справка о депонировании научной работы за № 3858-ЛП-от 26.07.99
  137. Т.М., Нешатаев А. А., Пушкарев А. Г. Серийные принципы построения орнаментальной формы на основе кинетического формообразования. Справка о деп. научной работы за № 3911- ЛП-от 14.04.00
  138. Т.М. Эксперименты в области создания оптических феноменов движения статичной формы. Справка о депонировании научной работы за № 3912 -ЛП от 20.04.00
  139. Т.М. Приемы и средства кинетическогоформообразования в художественном проектировании. Справка о депонировании научной работы за № 3913 -ЛП от 20.04.00
  140. Книги и статьи на иностранных языках
  141. Albers J. Interaction of Color//London, 1975. 81 p.
  142. Arnheim R. The State of the Art in Perception // Leonardo V.20. N4 p/ 305−307, 1987
  143. Arnheim R. Art and visual perception. A psychology of the creative eye II California press, p.408, 1964
  144. Arte Russa Sovietica. 1870−1990,Ediz.-1989.-Gruppo Edit.Fabbri.-511p., ill.
  145. Baker G., Andrews R. On the objective design and construction of my kinetic metal sculptures // Leonardo V.8, p. 273−279, 1975
  146. Baldwin R. Kinetic art: On producing illusion by photicstimulation of alpha brain waves with flashing lights // Leonardo V.5, p.147−149, 1972
  147. Bartholomeio C. Mechanical toys // Hamlyn, 1979,156 p., M.
  148. Baschet B. Structures sonores // Leonardo V., p.393−403, 1968
  149. Belik J. Creation through a Machine: Kinetic Art // Leonardo V.27, N3 pp.243−246, 1988
  150. Birren F. Color, form and space // N.Y., Reinhold, 1965, 128p., ill.
  151. Bonacic V. Kinetik Art: Application of abstract algebra to objects with computer-controlled flashing lights and sound combinations // Leonardo V.7, p. 193 200, 1974
  152. BenB. The beauty of light//N.Y., 1988,350 p.
  153. Braunstein M. Minimal condition for the perception of rotary motion // Irvine (Calif.), 1975,21 p
  154. Brill T. Light: Its interaction with art // New York. London, 1980. 287 p.
  155. Burns J.A., Burns J.K. Kinetic art: a mural of variably stressed pholoelasticmateryal with light polarizers // Leonardo V.6, p.325−327,1973
  156. Calos N. A discussion of kinetic art with a group of italian art students// Leonardo V.7,p.253−254,1974
  157. Calos N. Electicite et mouvement physique daus mes qeuvres// Leonardo V.1, p.415−418,1968
  158. Caloutsis V. Kinetic art: The kinoptic system// Leonardo V.3,p.433−434,1970
  159. Card B. Optical Designs in Motion with Moire Overlays//Dover. New York, 1976 30p.
  160. Cavraher R. and Thurston J. Optical illusions and the visual art//N.Y.Reinhold.London.Studio Vista, cop. 1966,127p.
  161. Celli G. L’altro occhio di Polifemo Mosrta//Bologna, 1978,231 p.ill.
  162. Cook D. Kinetic art: The Luminetic system with and without sound// Leonardo V.8,p.1−5,1975
  163. Computergraphia: New visions of form, fantasy and function//Joan Scott ed. with the Third Coast computer graphia group. Houston etc. 1984
  164. Critchlow K. Order in space. A design sourses book//London.Thames and Hudson, 1976,120p.
  165. Doubek J. Applications of lasers to kinetic art for the theater and cinema// Leonardo V.10,p.95−100,1976
  166. Dourdeyhimi B. Programming Technigues in Computer-aided Design of Woven Fabries//J.Textile Institute, 1989, V.1989,V.80,N3,p.391−402
  167. Downey J. Electronically operated audio-kinetic sculptures// Leonardo, V.2,1969,p.403−406
  168. Duncan F. Kinetuc art: on my psychokinetic objects// Leonardo V.8,p.97−101,1975
  169. Edmiston J. Kenneth Computer and kinetic art: INVESTIGATIONS OF MATRIX CONFIGURATION// Leonardo V.6,p.17−22,1973
  170. Emery L. and Morriss Robert Kinesone 1: A Kinetic sound sculpture// Leonardo V.19,N3,p.207−210,1986
  171. Franke H.W. Computers and visual art/Visual Art Mathematics & Computers/Ed. by Frank J. Malina//p.235−242
  172. Gabriel H. The Hanging Mobile: A historical review//Leonardo V. 18, N1, p.39−44,1985
  173. Galeyev B.M. Music-kinetic art medium: on the work of the group «PROMETEI"(SKB), KAZAN, U.S.S.R.// Leonardo V.9,p.177−182,1976
  174. Giorgio Giusti Kinetic Art: Paintings, with electric light// Leonardo V6, p.145−146,1973
  175. Gombrich, Ernst H. The sense of order: A study in the psychology of decorative art//Cornell univ.press., 1979,411 p., ill
  176. Goodman N. Langueges of art. An approach to a theory of symbols//N.Y., 1968,277p.
  177. Graef M. Toward a Cybernetic Art Corresponding to the Symbols of our Early Ancestors// Leonardo V 19, p.293−296, 1986
  178. Hoenich P.K. Light symphony N1': A kineic pictorial artwork with light// Leonardo V14, p.38−40,1981
  179. Hoenich P.K. Kinetic art with sun light: todayII Leonardo, V1, p.113−120,Pergamon press, 1968
  180. Howard Mitton B. My thermoformed plastic audio-kinetic light sculpture since 1966// Leonardo, V2, p.411−412,1969
  181. Janson G. Perceived rotary motion//Uppsals, 1969,32p.
  182. Jaumotte A. Art, science and technology// Leonardo, V5, p.165−168,1972
  183. Jenkins J., Dave Q. Motion, Motion. Kinetic Art//Gibbs. Smith publisher, 1989,64p.ill
  184. Kinetic Art. Theory and practice. Selection from the journal' Leonardo'/Ed.by Frank J. Maluna//N/Y/Dover.1974,244p.
  185. Kinetic Art: Third conference on «Light and music"// Leonardo V9, p.238−239,1976
  186. Koler.Paul A. Aspects of motion perception//Pergamon press, 1972,220p.
  187. Land Richard I. Non verbal 'discuussion' using music and kinetic painting// Leonardo V1, p.121−123,1968
  188. Laposky Ben F. OSCILLONS: Electronic abstracion// Leonardo V2, p.345−354,1969
  189. Lasergrafic. Medium fur Buhme//Munchen, Callwey, 1975 116 p.
  190. Loveless R. The Computer revolution and the arts//Tampa, 1989 -99p
  191. Lausten T. Kinetic art: A programmed and a sound-controlled flashing light installation// Leonardo, V9, p.224−225,1976
  192. Lausten T. Kinetik art: Construstions with stretched fabric stripes// Leonardo V6, p.47−48,1973
  193. Lausten T. Kinetic art: Two installations with flashing electric lights// Leonardo V7, p.47−48,1974
  194. Light. From Aten to Laser//Ed. by Thomas B. Hess and J. Ashbery/N.Y.1969, 166 p.
  195. Loeman P. Hidden images: Games of percertion, anamophic art, illusion//N.Y., Abrams, 166p., ill.1976
  196. Loeb A. Space structures: Their harmony// Reading (mass) etc. Addison-Wesley, 1976, XV111,169p.
  197. MacGillaury.G.Henrielte.Fantasy & Symmetry//N.Y., Abrams, 1976, p.84
  198. Mcllhany.S. Art as design: design as art//N.Y., 1970, p.155
  199. Malina Frank J. Kinetic painting: The Lumidyne System// Leonardo V1, p.25−33,1968
  200. Malina Frank J. Electric light as a medium in the visual fine arts: a memour// Leonardo V8, p. 109−119,1975
  201. Matsuo M., Yorura N., Sadahiko N. Use of the Double-illumination Method with Two light souses in Moire Topograhy//J/Textile Instytute V79 N1p.91−107,1988
  202. Mastai M., Illusion in art//Lindon.Seeker & Warburg, 1976,379p.
  203. Mattox C. The evolution of my audio-kinetic sculptures// Leonardo V2, p.355−363,1969
  204. McMurray J.K. A course in kinetic art at andover/Philips academy/USA// Leonardo V10, p. 135−137,1977
  205. Ostoja-Kotkowski J.S. Audio-kinetic at: The construction and operation of my 'Laser-chromasonic tower'// Leonardo V10, p.51 053,1977
  206. Ostoja-Kotkowski J.S. Audio-kinetic at with laser beams and electronic systems// Leonardo V8, p.142−144,1975
  207. Pavola Rene Optical art. Theory and practice// Reinhold book corp.1969,N.Y., 144 p.
  208. Pavon M. Forme e tecniche nell’arte tessile//Canova, 1972 212 p.
  209. Pepper A. Kinetic art:3-dimensional lyminous images projected into volumes of smove (pentrojection)// Leonardo V12, p.283−288,1979
  210. Rieser D. Art and science//London.N.Y., 1972,96p.
  211. B. 'TIMEPIECES': A series of static and kinetic sculptural constructions//Leonardo V14, p.5−12,1981
  212. Rogers B. The 'umbrella series':Static and kinetic constructions// Leonardo V9, p.265−269,1976
  213. Russian «Movement» group/From CENA N1, January 1968// Leonardo V1, p.319,1968
  214. Robert H. Horisontally oriented rotating kinetic painting// Leonardo V2, p.239−250,1969
  215. D.Smith Kinetic art: The shift register, a circuit for sequental switching of lights// Leonardo V5, p.59−61,1972
  216. Tolansky S. Complex curvilinear designs from pendulums// Leonardo V2, p.267−274,1969
  217. Turner A. Drawings based on lines projected from the surface of the circular cylinder// Leonardo V13, p.43−50,1980
  218. Turner H. Trial optical illusions & how to design them//Dover Publication, inc. N.Y.30p., ill
  219. Viova J/-L. Kinetic sculptura- My moire of wife and thread forming geometrical surfaces// Leonardo V14, N3,p.213−215,1981
  220. Visual art, Mathematics & Computers:/Selections from the Journal Leonardo/Ed. by F.J.Malina/ Pergamon Press.
  221. Voque pattern book//London, N21,1956
  222. Watkins J.K. Kinetic art: Producing unusual moire effects by means of specially prepared drawing// Leonardo V15, N2,p.133−136,1982
  223. Wier D. R, Light shows: A kinetic art techique using chemical// Leonardo V2, p.251−256,1969
  224. Whitehead R., Whitehead D. Kinetic art: constructions with perspex tubes and vools// Leonardo V11, p.223−224,1978
  225. Woody H. Kinetic environmental art: sky sculpture// Leonardo V7.P.207−210,1974
  226. Zach J. Imagery, light and motion in my sculpture// Leonardo v3, P.285−293,1970
  227. Zuk W., Clark R. Kinetic architecture//n.y.P. 165,1970полученные по результатам исследования1. Патенты
  228. Т.М., Пушкарев А.Г.
  229. Патент на промышленный образец № 41 325. Приоритет 20 апреля 1994 г.
  230. Т.М., Пушкарев А.Г.
  231. Патент на промышленный образец № 41 326. Приоритет 20 апреля 1994 г
  232. Т.М., Пушкарев А. Г., Нешатаев A.A.
  233. Патент на промышленный образец № 41 402. Приоритет 20 апреля 1994 г.
  234. Т.М., Пушкарев А. Г., Нешатаев A.A.
  235. Патент на промышленный образец № 41 722 (3 варианта). Приоритет 20 апреля 1994 г.
  236. Т.М., Пушкарев А.Г.
  237. Патент на промышленный образец № 41 723 (3 варианта). Приоритет 20 апреля 1994 г. 1. Свидетельства
  238. Т.М., Маслов М.А.
  239. Свидетельство на промышленный образец № 34 895. Приоритет 26 декабря 1990 г.
  240. Т.М., Пушкарев А.Г.
  241. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 35 125. -Приоритет 24 декабря 1990 г.
  242. Т.М., Маслов М.А.
  243. Свидетельство на промышленный образец № 35 126. Приоритет 24 декабря 1990 г.
  244. Т.М., Пушкарев А.Г.
  245. Свидетельство на промышленный образец (три варианта) № 35 130. -Приоритет 26 декабря 1990 г.
  246. Т.М., Пушкарев А.Г.190
  247. Свидетельство на промышленный образец № 35 131. Приоритет 26 декабря 1990 г. 6. Фаршатова Т.М.
  248. Свидетельство на промышленный образец № 35 132. Приоритет 26 декабря 1990 г.
  249. Т.М., Пушкарев А.Г.
  250. Свидетельство на промышленный образец (пять вариантов) № 35 133. Приоритет 26 декабря 1990 г.
  251. Т.М., Пушкарев А.Г.
  252. Свидетельство на промышленный образец № 36 204. Приоритет 26 декабря 1990 г.
  253. М.А., Фаршатова Т.М.
  254. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 36 205. -Приоритет 26 декабря 1990 г.
  255. Т.М., Пушкарев А.Г.
  256. Свидетельство на промышленный образец (два варианта) № 36 206. -Приоритет 26 декабря 1990 г.
  257. Т.М., Пушкарев А.Г.
  258. Свидетельство на промышленный образец (семь вариантов) № 36 237 Приоритет 26 декабря 1990 г.
  259. Т.М., Пушкарев А.Г.
  260. Свидетельство на промышленный образец (семь вариантов) № 36 278. Приоритет 24 декабря 1990 г.191
Заполнить форму текущей работой