Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация студенчества современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основополагающие нормы международного права по вопросам образования закреплены Декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 годуПактом о гражданских и политических правах и Пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятыми ООН в 1956 году… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Студенчество современной России и его ценностные ориентации
  • Раздел II. Профессиональная социализация студенчества
  • Раздел III. Политическая социализация студенческой молодежи
  • Раздел I. Y. Социализация в процессе становления гражданственности российских студентов
  • Раздел Y. Проблемы совершенствования процесса социализации студенчества

Социализация студенчества современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перемены, произошедшие за последние годы в различных сферах жизнедеятельности российского общества (экономической, политической, духовной и др.), резко изменили всю систему социальных ценностей, породили у значительной части населения, прежде всего молодёжи, состояние неопределённости и растерянности. Это непосредственным образом отразилось на процессе социализации студенческой молодёжи России.

Приобретение качеств, необходимых индивиду для жизни и деятельности в обществе, превращение человека в личность, занимающую определённое место в системе отношений и выполняющую определённую социальную роль, называется социализацией. Такой подход к анализу характера и содержания процесса социализации в полной мере можно применить и в отношении студенчества как социальной группы, более активной, мобильной и динамичной части молодёжи, свободной от стереотипов и предрассудков предшествующих лет.

Для характеристики студенчества важное значение приобретает исследование вопросов механизмов его социализации, процесса формирования и реализации его основных социально-политических, социально-культурных потребностей и интересов в тесной взаимосвязи с изучением социально-психологических, демографических и других характеристик общества.

В условиях становления рыночных отношений существенно меняются содержание, механизмы и критерии подготовки студентов к трудовой и общественно-политической деятельности. В связи с этим к числу приоритетных вопросов социализации студенчества можно отнести вопросы высокой профессиональной компетентности, самостоятельности, творческой инициативы, предприимчивости. От эффективного использования и обновления знаний молодых людей, роста их профессионализма в немалой степени зависит развитие производительных сил страны, что является одним из важных условий выхода из кризиса российского общества.

Под влиянием процессов демократизации всех сторон общественной жизни, в условиях идеологического плюрализма меняются политические, идеологические, нравственные ориентиры, представления, ценности студентов. Однако этот процесс идёт противоречиво и неравномерно в различных социальных группах и регионах. Всё это свидетельствует о необходимости исследования современных проблем социализации студенчества, выявления как положительных, так и отрицательных тенденций в её развитии. Именно от результативности процесса социализации студенческой молодёжи во многом зависит дальнейшее функционирование российского общества.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации социума. Перечисленные выше обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования избранной нами проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая разработка проблем социализации стала осуществляться в рамках западной социологии.

Введение

в научный оборот понятия «социализация» связано с именем американского социолога Ф. Гиддинеса, который понимал под ней «процесс развития социальной природы человека».1 Значительный вклад в развитие теории социализации внесли З. Фрейд, Т. Парсонс, С. Бейлз и др.

В отечественной социально-психологической литературе употребление термина «социализация» связывают с работами И. Кона, Н. Андреенковой, М. Петросяна, П. Кряжева, Б. Парыгина и др. Проблемы социализации молодёжи, в том числе студентов, являются предметом исследования ряда наук: социальной философии, социологии, политологии, психологии, социальной психологии, культурологии, педагогики и других, каждая из которых изучает тот или иной аспект этого сложного процесса.

1 Ермакова Т. М. Социальное действие как основа социализации. Человек и социум на рубеже тысячелетия. М., 1999.С.2 50.

Научные труды по исследуемой проблеме можно объединить в четыре группы:

Первую группу составили труды, посвящённые теоретическим основам социализации. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации личности приобрела особую интенсивность в XX веке. В частности, утвердилось понимание социализации как процесса, в ходе которого формируются наиболее общие, распространённые устойчивые черты личности.

В российской социологии проблема личности затрагивалась в трудах Н. Михайловского, который обосновал концепцию влияния разделения труда на личность. Значимый вклад в теорию развития личности внёс Л. Выготский, который подчёркивал социальный характер воспитания личности. Современными российскими социологами, занимающимися проблемами социализации, являются Г. Андреева, Е. Ануфриев, В. Добреньков, И. Кон, А. Мудрик, В. Ядов и др. В их интерпретации социализация определяется как процесс становления личности, интеграции индивида в общество и различные типы социальных общностей1.

Вторая группа источников связана с разработкой молодёжной проблематики, выделением молодёжи в особую социально-демографическую группу. Это.

•л работы В. Боровика, С. Иконниковой, И. Ильинского, И. Кона, В. Лисовского др. Изучение названных источников позволило выявить основные методологические подходы к анализу ряда взаимосвязанных проблем социализации молодёжи.

Третью группу источников составили работы, посвящённые вопросам профессиональной социализации молодёжи. Большое значение для осмысления темы имеют работы Е. Климова, Т. Калачёвой, А. Марковой, Ж. Тощенко,.

1 Андреева Г. В. Социальная психология. М., 1998; Кон И. С. Социология личности. М., 1967; Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991; Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. М., Изд-во МГУ, 1984 идр

2 Иконникова С. Н. Молодёжь //Человек и общество: социальные проблемы молодёжи/ Л., 1969; Ильинский И. М. Молодёжь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодёжь и общество на рубеже веков. М., 1999; Социология молодёжи /Под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1996: Молодежь — будущее России. M., 1996; Молодежь — 97. Надежды и разочарования. М., 1998; Резолюция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи. M., 1998 и др.

А.Турчиновой и др., раскрывающие важные аспекты развития и формирования профессиональной социализации.1.

Четвёртая группа источников связана с разработкой проблем социализации студенчества. Это труды Б. Рубина, Ю. Колесникова, В. Димова, А. Дмитриева, В. Говако и др.

Можно отметить ряд докторских и кандидатских диссертаций:

— Дидковская Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: (Современные проблемы): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. — Екатеринбург, 2000;

— Куприянова Ю. В. Социальные ожидания молодёжи: (структурный аспект): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. — Саратов, 1999. — 156с.

— Чистякова H.A. Особенности социального развития молодёжи в условиях кризисного состояния общества в России: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04.-М., 1999. о.

Особо следует отметить кандидатскую диссертацию Т. Н. Денисовой, в которой автор предприняла попытку выявить закономерности гражданской социализации молодёжи, под которой она понимает «.процесс усвоения и совершенствования человеческим индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей и навыков поведения в трудовой, правовой и политической сферах жизнедеятельности общества, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного гражданина государства». Как видим, гражданская социализация понимается в расширительном токовании, охватывая не только гражданские качества личности (ощущение себя гражданином, полноправным участником поли.

1 Калачёва Т. Г. Профессионализм служащих государственной власти и местного самоуправления М., 1999; Климов Е. А.

Введение

в психологию труда. М., 1988; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. М., 1998; Турчинова А. И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. М., 1998; и др.

2 Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968; Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л., 1974; Рубина Л. Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1989; Социально-демографический портрет студента. М., 1986; Воспитательно-демографический портрет студента. М., 1986; Воспитательный процесс в высшей школе, его эффективность: Социологический аспект. Киев, 1988; Говако В. И. Студенческая семья. М., 1988. и др.

3 Денисова Т. Н. Гражданская социализация учащейся молодёжи в процессе реформирования российского общества: Автореф.дисс. канд.социол.наук. М., 2000. тического сообщества, готовым идти на жертвы ради общественных интересов и др.), но и его участие в трудовом, правовом и политическом процессе.

При написании диссертации автор опирался на названные выше работы и публикации. Методологическая их значимость весьма важна, многие из них, к сожалению, попросту не востребованы современной практикой. Однако, обращаясь к названным исследованиям, следует подчеркнуть, что некоторые из них и в постановке проблемы и в своих результатах несколько устарели.

Широкий фронт конкретных социальных исследований студенчества, развернувшийся в 60−80-е годы, подготовил определённые теоретические предпосылки, подвёл к необходимости более широких социологических обобщений и выводов. При этом следует отметить, что стыковка общесоциологического и конкретного анализа, теоретического и прикладного аспекта в исследовании такого объекта, как студенчество, ещё не состоялась. Обеспечение единства этих направлений в исследовании студенчества представляется не только актуальным, но и весьма необходимым в успешной разработке студенческой проблематики.

Требуется уточнение и дальнейший теоретический анализ различных подходов, характеризующих сущность, место и роль студенчества в жизни нашего общества. Пока нет удовлетворительного определения самой дефиниции студенчества. Дискуссионными остаются вопросы о месте студенчества в социально-политической структуре общества, о границах данной группы, характере и содержании процесса её социализации. Всё это с особой актуальностью ставит вопросы о социальной сущности, определении места и роли студенчества в обществе, механизме его социализации.

Недостаточная теоретическая проработка исследуемой проблемы, сложность и противоречивость её решения на практике обусловили выбор темы, объекта и цели исследования, определили его исходные позиции и задачи.

Объектом исследования являются современные российские студенты, их потребности, интересы, ценности, социальные отношения, в которые они включены, а также социальные общности и институты, регулирующие их социальные действия.

Предметом исследования являются особенности и противоречия социализации студенческой молодёжи в условиях осуществляемых в российском обществе преобразований.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы выявить специфику социализации студенчества в условиях переходного периода российского общества, раскрыть содержательные и функциональные изменения данного процесса в постсоветской России.

В соответствии с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:

— уточнить понятие, сущность социализации молодёжи, вскрыть объективные и субъективные факторы, материальные и идеальные детерминанты, влияющие на процессы формирования и социального становления студенчества;

— выявить особенности и тенденции социализации студентов в условиях переходного периода российского общества;

— проанализировать трудности, унаследованные от прошлого и возникающие в переходный период, раскрыть приоритетные задачи социализации студенческой молодёжи в современных условиях;

— выявить влияние изменений в системе высшего образования на формирование личности студента, включение студенческой молодёжи в разносторонние социальные отношения;

— раскрыть сущность политики социальной защиты студентов, обосновать роль государства, гражданского общества и самого студенчества в этом процессесформировать выводы и рекомендации, имеющие научно-практическое значение для совершенствования исследуемого процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования образуют положения, выработанные в рамках социологической науки, в основном — в социологии организации, социологии управления, в теории ролевых функций. Специфика социологического подхода, который лежит в основе работы, заключается прежде всего в том, что в центре внимания оказываются механизмы взаимодействия молодых людей, которые возникают в процессе их совместной жизни и культурной деятельности и порождают особую сферу общественной жизнисоциальную. Исследование опирается также на системный метод анализа, который содействует раскрытию целостности студенчества и обеспечивающих её факторов, выявлению многообразных типов его связей с внешней средой и сведение их в единую структуру. Диссертант опирался также на теорию личности, теорию социальных групп и общностей, социологию молодежи, образования, концепции деятельного подхода. В работе широко используются диалектический метод, предполагающий рассмотрение изучаемого явления в исторической связи и основанный на изучении присущих данному предмету противоречий.

Эмпирическая база работы. В работе использованы труды философов, экономистов, социологов, политологов, психологов, культурологов по избранной проблеме, в том числе и взгляды альтернативного характера. В своём исследовании автор опирался на объективные данные, содержащиеся в официальной статистике. Эти данные характеризуют в основном, количественную сторону объекта изучения. Вместе с тем такая информация недостаточна для обеспечения полноты, цельности исследования. Поэтому автор дополняет её анализом социальной информации, полученной на основе результатов ряда своих собственных социологических исследований в период с 1999 по 2001 гг. В числе таких исследований могут быть названы:

1."Жизненные планы старшеклассников школ". Исследование проведено в 1999 г. социологической лабораторией АТиСО под руководством Исаева В. Ф. с участием автора диссертации. По квотной выборке опрошено 850 школьников 9−11 классов средних школ Московской и Владимирской областей. Индекс-ЖПС-99.

2. «Ценностные ориентации студентов». Исследование проведено в 2001 году социологической лабораторией Владимирского государственного университета с участием автора диссертации. Квотная выборка вузов г. Владимира и Владимирской области составила 1750 студентов, то есть 5% от всей генеральной совокупности. Основная часть опрошенных (85%) относится к той категории молодых, чьё детство, отрочество и юность совпали со временем становления постсоветской России. Это — первое поколение несоветской молодёжи, у которой в целом весьма неопределённое представление о прошлом страны. Индекс — ЦОС -2001.

3. «Отношение студентов к избранной специальности». По пропорциональной выборке с участием автора диссертации в 2000 г. опросили 340 студентов вторых и третьих курсов Владимирских вузов. Индекс — ОСИС — 2000.

4. «Отношение властей к студенчеству». По квотной выборке в 2000 г. социологическая лаборатория АТиСО с участием автора диссертации опросила 230 студентов старших курсов АТиСО. Индекс ОВС — 2000.

В общей сложности социологический материал представляет собой данные исследований студентов в г. Москве, Московской и Владимирской областей, в ходе которой было охвачено около тысячи респондентов.

Сбор эмпирической информации осуществлялся с использованием следующих социологических методов: контент-анализ законодательно-нормативных документов и материалов, опубликованных в периодических изданияханкетный опросвторичный анализ эмпирических данных экспертных опросов.

Применялся также вторичный анализ эмпирических исследований, ранее проводившихся в разных областях социальной науки, что позволило сравнивать их с результатами, полученными автором, подтвердить или опровергнуть некоторые гипотезы. Это — прежде всего результаты исследований, проведённых Институтом молодёжи РАН, Центром социологии ИСПИ РАН, Центром социологических исследований Госкомвуза России и др.

Источниковой базой исследований послужили законодательные и правовые акты, нормативные и другие документы и материалы, действующие в области регулирования проблем молодёжи, положения, выводы и практические указания, содержащиеся в выступлениях официальных государственных лиц по рассматриваемым вопросам.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

— познание студенчества как «сложной полицелостности» может быть достигнуто лишь путём междисциплинарного (социологического) подхода, благодаря чему удаётся избежать традиционного расчленения студенчества на обособленные сферы;

— социализация — это двусторонний процесс: с одной стороны, передача индивиду социальной информации знаний, его приобщение к существующим общественным ценностям, усвоение им опыта, норм и ролей, а с другой — дальнейшее развитие индивидом существующей системы социальных отношений через его активную деятельность. Поэтому социализация не есть механическое «наложение» на студента готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых социальных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие личности в творческо-преобразовательной деятельности;

— студенчество является своеобразным отражением противоречий и тенденций социального развития, восприимчиво к проблемам, связанным с рыночными отношениями. Так, внедрение коммерческих начал в сферу образования при отсутствии четкой образовательной политики способствует проникновению в студенческую жизнь безвкусицы, безыдейности и пошлости;

— направленность и характер протекания процесса социализации студенческой молодёжи, её становление как субъекта общественной жизнедеятельности в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития всего общества;

— если процесс социализации молодёжи не будет регулироваться государством, не будет разработана общая концепция развития молодого поколения, то в новом поколении россиян произойдут необратимые изменения, которые поставят под вопрос не только будущее молодёжи, но и будущее России.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна заключается в том, что:

— представлена обоснованная точка зрения автора по вопросу определения сущности социализации студенчества, доказано, что студенческие годы необходимо рассматривать как особую стадию становления личности. Раскрыты как содержательная сторона процесса социализации, характеризуемая деятельностью, общением и самосознанием студента, так и функциональная, обусловленная доминирующими на данном возрастном этапе институтами и механизмами социализации. Выявлены концептуальные основы профессиональной, политической и гражданской социализации студенчества и их содержание;

— показано значение высшего образования как важнейшего института социализации. Обосновывается необходимость существенных изменений в процессе подготовки студентов к трудовой деятельности, основу которых составляют качественные перемены в функционировании социальной системы:

— обоснована целесообразность усиления влияния государства на процесс социализации студенчества: необходимость координации деятельности государственных органов и общественных студенческих организаций в воспитательном процессе;

— выявлена степень воздействия различных социальных институтов на социализацию студенческой молодёжи и динамики их развития в условиях реформирования российского общества. Делается вывод, что с начала 90-х годов их роль в социализации студенчества значительно снизилась из-за кризисных явлений в социально-экономической жизни общества.

Практическая значимость исследования. Диссертация может послужить основой для дальнейшего глубокого изучения процесса социализации молодёжи, который в условиях переходного периода российского общества становится всё более актуальным и необходимым. Результаты и выводы работы могут быть использованы в качестве методологии при разработке программ социологических исследований по проблемам молодёжи, в преподавании курсов социологии, политологии, послужить раскрытию процесса социализации студентов в программах, учебных пособиях, методологических семинарах. Материалы исследования могут быть использованы для обоснования управленческой деятельности вузов, определяющей содержание учебного процесса и его организационные формы, могут способствовать более эффективному решению актуальных проблем студенческой молодёжи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на заседаниях кафедры социального партнёрства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Результаты диссертационного исследования отражены в ряде публикаций автора.

Результаты исследования докладывались на: VI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификация» Москва, 11−12 октября 2001 г.- «Круглом столе», где обсуждался проект Федерального закона «О государственном стандарте общего образования». Москва. 18 октября 2001 г.- Международной конференции «Образование как инструмент управления качеством жизни». Минск. Международный институт трудовых и социальных отношений. 25−26 октября 2001 г.

Заключение

.

— За последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов о студенчестве, с одной стороны, идеализирующих, а с другой — негативно оценивающих жизнь и поведение подрастающего поколения в целом. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения студентов с учётом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых они воспитываются.

— В целом социальный облик студенчества, его сущностные свойства и специфические черты, его социальная роль и линии взаимодействия с другими общественными слоями и группами являются пока ещё недостаточно научны-ми.Изучение ценностных ориентаций студенчества даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям, её инновационный потенциал.

— Студенчество — особая социальная группа молодёжи. Естественно предположить, что студенчество — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от грузов прошлого, от стереотипов и предрассудков предшествующих лет, самым решительным образом включится в процессы обновления общества.

Однако отсутствие ожидаемого энтузиазма среди студенчества, некоторая его отстранённость вызывают недоумение и тревогу.

Из-за разобщённости, неустойчивости социальных институтов, отсутствия целостной государственной молодёжной программы функции социализации студентов слабо реализуются, следствием чего является их слабая активность.

— Можно выделить два портрета студента. Портрет «коммерческого"* студента: он из обеспеченной семьи, перед его глазами — пример родителей-бизнесменов, у него развиты необходимые для успешного существования качества, он хорошо осознает сегодняшние приоритеты в области образования и профессиональной подготовки, он прагматик, но слабая школьная подготовка не позволила ему выдержать конкурс на вступительных экзаменах, и тогда в ход пошёл родительский (личный или служебный) кошелёк, однако в вузе он учится хуже своего собрата — «бюджетника» и больше сомневается в правильности сделанного выбора, но, имея прочный тыл, более уверен в своём будущем и менее опасается «безработицы».

Бюджетный" же студент происходит в основном из семьи служащих с высшим образованием и развитыми вузовскими традициями, он не обделён средствами для развития своей личностизачастую выбирает вуз и высшее образование для того, чтобы продлить семейную традицию и завоевать уважение в своём кругуон учился в спецшколе и получил хорошую подготовку, что позволило ему выдержать конкурсный отборон ценит престиж вузовского образования и серьёзной научной работы, учится не хуже, чем в школеон больше уверен в правильности своего профессионального выбора, но при этом небеспочвенно опасается грядущей безработицы,.

— Социализация — это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную действительность, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности.

В литературе слабо подчёркивается вторая часть определения социализации — именно активность самой личности. Это влечёт за собой возникновение целого ряда негативных последствий.

Человек, ассоциируя своё развитие, только с приобретением и совершенствованием социальных качеств, в значительной степени утрачивает осознание собственной уникальности: сфера его самовыражения сужается, не проявляется склонность к свободному творчеству, сознание закрепощается. Личность становится неспособной на гармоничное саморазвитие, «отдаётся» социуму, отношения с которым превращаются в однобокую зависимость.

Узкофункциональный подход к человеку, помимо ограничения возможности самовыражения и саморазвития, приводит к тому, что ответственность также становится ограниченной. В итоге ситуация выглядит следующим образом: а) с одной стороны, человек перекладывает ответственность за формирование собственной личности на социум, тем самым, перекладывая на него и ответственность за собственную судьбуб) с другой стороны, человек не готов брать на себя ответственность за происходящее в социуме и в окружающем мире. В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек, повсюду мусоря, совершенно не задумывается о возможных последствиях и не испытывает никаких угрызений совести. В его представлении он не несёт ответственности за загрязнение окружающей среды, поскольку уборка мусора — это социальная функция дворника.

Итак, можно сделать вывод о том, что человек, связывая формирование собственной личности только лишь с воздействием на него социума, не осознаёт собственной ответственности не только за то, что происходит вокруг, но и за то, что происходит с ним. Для того, чтобы сегодняшняя ситуация стала другой, требуется иной подход к человеку. Всё это в полной мере относится и к социализации студенчества.

Атмосфера нестабильности, усложнение проблем трудоустройства, образования, отдыха негативным образом отражаются на процессе социализации студенческой молодёжи и характеризуют его состояние скорее как кризисное. Ценностные ориентации личности, как известно, это продукт её социализации.

Профессиональная социализация происходит в различных образовательных учреждениях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цен-зов).Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяется соответствующим документом.

— Высшее образование вступило в стадию фундаментальных изменений, основу которых составляет принципиально новое мышление, ориентированное на качественно новые условия жизнедеятельности человека. Сейчас требуется широко образованный специалист, умеющий общаться и принимать участие в выработке решений совместно с другими людьми, способный разрешать этические вопросы в конфликтных ситуациях и т. д. Это обуславливает переход от цели обучения в виде системы знаний — умений — навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего специалиста, которые во всё большей мере выступают в роли непосредственных показателей уровня профессиональной социализации студента.

— На смену вялому реформированию системы образования и профессиональной подготовки по так называемому «остаточному принципу» в конце 90-х годов пришла новая парадигма. Её основные положения нашли отражение в Федеральной программе развития образования (на 2000;2005 гг.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 г.), в Концепции структуры и содержания общего и среднего образования.

Смысл этих документов сводится к тому, чтобы утвердить приоритет образования в государственной политике и тем самым предотвратить неминуемый развал системы, отягощённой серьёзными проблемами социально-экономического кризиса. К их числу относится прежде всего дефицит финансового и материально-технического обеспечения, в результате которого многие образовательные учреждения, особенно высшего профессионального образования, поставлены на грань выживания.

— С другой стороны, законодательная и нормативная правовая база системы образования требует к себе повышенного внимания в силу ряда причин. Во-первых, на федеральном уровне действуют законы, принятые недавно и давно, многие их положения противоречат друг другу. Во-вторых, и новые за.

Ill коны не лишены недостатков, их действие в реальных условиях показывает, что некоторые теоретические посылки на практике невозможно реализовать, что не до конца «притёрты» друг к другу даже так называемые базовые законы об образовании. В-третьих, есть возможность по-разному толковать одни и те же правовые позиции законов, так как нет порой чёткости в терминологии. Наконец, некоторые реальные факты функционирования системы образования не нашли адекватного правового решения.

— Остаётся актуальной проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Целесообразно органам управления образованием прогнозировать ситуацию, которая сложится на рынке труда в недалёком будущем, потребность страны в тех или иных специалистах. Прогнозирование рынка труда успешно проводится многими западными странами, что обеспечивает насыщение рынка труда необходимыми профессиональными специалистами, уменьшает процент безработных среди молодежи, снижает рост социальной напряжённости.

— Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основополагающие нормы международного права по вопросам образования закреплены Декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 годуПактом о гражданских и политических правах и Пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятыми ООН в 1956 году. Названные документы провозглашают право на образование в качестве неотъемлемого права человека, наряду с правом на труд, отдых и досуг, на необходимый жизненный уровень и другие. При этом для каждого человека образование должно быть бесплатным на уровне начального и общего образования и общедоступным на уровне технического и профессионального образования. Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех при наличии необходимых знаний и способностей.

Вхождение России в Совет Европы, подписание международных конвенций и договоров позволило системе образования нашей страны интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Россия получила возможность широко использовать опыт, традиции, принципы, нормы и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран европейского региона и органами Совета Европы. Это означает, что «российские правовые реформы будут развиваться в значительной мере в рамках общеевропейского правового пространства», так как Россия призвана привести своё законодательство в соответствие с подходами и стандартами Совета Европы.

— Высоко политически социализированный человек — это, прежде всего, патриотически-настроенный, ответственный гражданин государства, обладающий не только высокоразвитым политическим сознанием, но и высокой политической культурой.

— Со страниц газет и с телевизионных экранов молодёжи вполне определённо внушается, что во имя достижения поставленных перед собой целей в этом мире не нужно обременять себя проблемами нравственного характера. Этому и должна быть противопоставлена конкретная работа по патриотическому воспитанию. Ведь любое чувство, в том числе и чувство любви к Отечеству, необходимо формировать и тренировать. В этом отношении духовное пространство похоже на физическое тело человека, в котором мышца не атрофируется только в случае её тренировки и нагрузки. Необходимы развитие и возрождение ритуалов и далёкого, и недавнего прошлого страны, которые важно не противопоставлять, а соединять.

— Особого внимания требует проблема адаптации студентов в условиях формирования рыночных отношений. В сознании молодых людей происходит активное разрушение прежних стереотипов: меняется представление о собственности, идёт переосмысление идеи социального равенства и т. д. Эта переоценка социальных ценностей требует от субъектов управления различных.

113 уровней внимательного анализа происходящих процессов и принятия соответствующих решений.

— Одним из результатов прогнозируемой демографической ситуации начала третьего тысячелетия будет сокращение абсолютной численности и доли лиц учёбоактивного возраста в структуре населения. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием и соответственно потребность в приёме студентов в вузы превысит численность потенциальных абитуриентов. Это приведёт к усилению конкуренции между высшими учебными заведениями в удовлетворении потребности молодёжи в профессионально-образовательных услугах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой